Женский архетип: я такая разная, или несколько слов о женских архетипах. Как развить в себе лучшие женские архетипы

Существует множество классификаций типов, а точнее женщин. Все они отождествляют женщин с каким-либо образом. Наиболее популярной сегодня является классификация Юнга, выделяющая 4 женских архетипа. О том, что это за архетипы – далее в статье.

Архетипы женщин по Юнгу

Тип первый: Принцесса . Его Карл Юнг ввел в список женских архетипов первым. Зависима от мнения окружающих, склонно идеализировать окружающий мир, часто проявляет интерес к искусству. Типичным примером такого архетипа является Джульетта.

Но у этого архетипа есть и оборотная сторона, чаще обозначающаяся как «Дрянная девчонка». Классическим примером такого образа является певица Земфира. По причине меньшей везучести, склонна к отрицанию любых авторитетов. Часто имеет много партнеров, но все равно ждет своего принца. В то же время, она любит помечтать.

Тип второй: Жрица . Такая женщина часто похожа на Мери Поппинс. Пообщавшись с такой женщиной хотя бы час, вы никогда не забудете ее. Жрицы воплощают в своем характере все черты истинно женственности: интуицию, чувственность, мягкость и спокойствие. Таких женщин любят все, даже в независимости от того как они выглядят и жрицы отвечают миру тем же. «Параллелью» такого образа является Ведьма. Таким женщинам свойственна холодность, расчетливость, жестокость и способность к обольщению людей в собственных интересах.

Тип третий: Охотница . Эта женщина стремится сделать , не особо заботясь о том, что происходит у нее дома. Любит и умеет во всем опережать мужчин. По характеру – сдержана и практична.

Отрицательная сторона такого архетипа – Амазонка. Такие женщины стремятся, во что бы то ни стало занять руководящий пост. Феминистка, просто обожает причинять боль мужчинам, которых неизменно считает ниже себя.

Тип четвертый: Хозяйка . Это – женщина-домоседка. Она гостеприимна, любит дом и уют. Буквально излучает любовь и заботу, любит и умеет слушать.

Противоположностью в данном случае является Ужасная мать. Типичный пример такой матери – гиперзаботливая еврейская мамочка или напротив – холодная, безразличная мать. Любит всех, всегда и всему учить, причем доводя свое учение до тирании.

Вот мы и разобрались с женскими архетипами по Юнгу. Вы уже поняли, как какому из них принадлежите?


Теорию женских архетипов впервые озвучил психоаналитик Карл Густав Юнг, но он выделил всего 4. «Принцесса» — тип, зависимый от мнения окружающих, идеализирует окружающий мир. Типичный пример — Джульетта из бессмертного произведения Шекспира. «Жрица» — воплощение женственности: обладает интуицией, чувственностью, мягкостью и спокойствием. «Охотница» стремится сделать карьеру, любит и умеет во всем опережать мужчин. «Хозяйка» гостеприимна, любит дом и уют, излучает любовь и заботу, умеет слушать. Но в современном мире такая типология весьма ограничена, да и что знают мужчины о женщинах, пусть даже такие психоаналитики, как Карл Юнг?

Поэтому мы поговорим о 7 типологиях продолжателя теории Юнга — Джин Болен. Ее теория основана на образах 7 древнегреческих богинь, которые полнее раскрывают женские потребности в самореализации. В своей книге «Богини в каждой женщине» Джин пишет: «Юнгианский подход позволил мне осознать, что женщины подчиняются могучим внутренним силам – архетипам, которые можно персонифицировать образами древнегреческих богинь. В свою очередь, феминистский подход помог мне понять, что внешние силы, или стереотипы – те роли, исполнения которых ждет от женщин общество, – навязывают им шаблоны одних богинь и подавляют другие. В результате я начала видеть, что каждая женщина пребывает где-то посередине: ее внутренние побуждения определяются архетипами богинь, а внешние поступки – культурными стереотипами».

Джин Болен считает, что в каждой есть все семь архетипов. Одни активны в настоящее время, другие находятся в состоянии внутренних неосознанных желаний. Каждый из семи архетипов содержит определенную женскую потребность, которую нужно реализовывать в той или иной степени для гармонизации личности.

Богини-девственницы: Артемида, Афина и Гестия

Богини-девственницы – воплощение женской независимости. Им нет дела до любви, а эмоциональные порывы не отвлекают их того, что они считают важным. Этот архетип выражает потребность женщин в самостоятельности и целеустремленности. Артемида изначально — богиня охоты и Луны, повелительница дикой природы, хороший воин и покровительница диких животных. Афина – богиня мудрости и ремесел, превосходный военный стратег, ее даже изображали одетой в доспехи. Гестия – богиня домашнего очага, ее сила — в способности разжечь и поддерживать огонь, а значит жизнь, в домах людей.

В современном значении, Артемида и Афина олицетворяют логическое мышление, такие архетипы сосредоточены на действиях. А вот Гестия – архетип внимания на внутренней силе и духовности личности. Все три архетипа расширяют представления о компетентности и самодостаточности как женских качествах.

Уязвимые богини: Гера (жена), Деметра (мать) и Парсефона (дочь)

Гера — богиня брака, жена Зевса, верховного бога Олимпа, Деметра — мать, богиня плодородия и земледелия и Персефона – дочь Деметры.

Эти три богини играют традиционные роли жены, матери и дочери. Такие архитепы выражают потребность женщин в прочных связях и зависимости. Они уязвимы, страдают, их подавляли и унижали боги-мужчины. Но когда их привязанности разрушались, богини преодолевали свои страдания. Эти истории помогают увидеть свет в конце тоннеля, понять природу собственных реакций, когда случаются такие утраты, и найти в себе силы справиться с душевной болью.

Алхимическая богиня: Афродита

Афродита, богиня любви и красоты – воплощение сексуальности и желания лучшей жизни. Она вступает в интимные связи по собственному желанию и никогда не оказывается в роли жертвы. Она сочетает в себе независимость богинь-девственниц и близкие связи, характерные для уязвимых богинь. Архетип Афродиты побуждает искать в отношениях творческий процесс и быть открытой для всего нового.

Богини Олимпа представляют собой метафору внутренних конфликтов женщины. Женщине нужно самой решить, какие аспекты ее сущности и когда будут доминировать, иначе можно вечно метаться из одного архетипа в другой.

Греческие богини жили в патриархальном обществе: боги-мужчины управляли землей, небом, океаном и даже подземельем. Каждая богиня приспосабливалась к этому по-своему – отделялась от мужчин, присоединялась к ним на каких-то условиях или уходила в себя.

Таким образом, греческие богини воплощают жизненные модели женщины в патриархальной культуре.

Есть еще одно интересное современное деление на 7 архетипов, которое мы нашли на просторах интернета и оно нам показалось любопытным.

Ведунья (Берегиня)

Ведунья знает все ваши секреты. Она правит своим внутренним миром и энергией, а также знает все способы влияния на ваше подсознание. Ведунья может приготовить волшебные зелья и исцелить от душевных ран.

В каждом типе есть отрицательные черты. Если что-то идет не так, ведьма может нанести порчу и заставить обстоятельства идти против вас. Такую ведьму часто представляют Бабой Ягой.

Амазонка

Она — защитница женской личности. Смелая, надежная, физически выносливая и жестокая воительница считает главным достоинством свою свободу. «Амазонка» в позитивном представлении дает женской личности хорошую конкурентоспособность, здоровую независимость и самодостаточность. Она же может покарать взглядом, высокомерным тоном и редко саркастическими шуточками по поводу мужчин-слабаков.

Иногда Амазонка может перегибать палку и тогда начинает противопоставлять себя окружающим, проявляет нездоровую конкуренцию с мужчинами. Чтобы такой архетип работал на пользу, женщина-Амазонка должна вырасти от яростной мужененавистницы до надежного партнера мужчины. Настоящая гармонично развитая Амазонка – символ социальной успешности, самодостаточности и конкурентоспособности.

Гейша

Гейша умеет создавать дипломатические связи. Она умна и красива, отлично разбирается в искусстве и политике. Позитивный аспект этого архетипа воплощает вселенскую женственность, открытую творческую энергию, эротичность, умение наполнять энергией и создавать комфорт.

Гейша с отрицательным уклоном хочет обладать мужчиной, очаровывает, чтобы потом склонить его к своим ногам. Так она бессознательно мстит мужчинам за то, что когда-то стала отвергнутой отцом дочерью.

Жена-Мать

Жена-Мать способна создавать прочные связи и продолжать род. В ней гармонично сочетаются две часто конфликтные роли: матери и жены. Гармоничная женщина-Жена становится настоящим партнером своему мужу, вынашивает его идеи и замыслы. Она наполнена истинным женским принятием, и эта женская энергия вдохновляет мужчину и развивает его мужественность.

Так как потребность быть матерью намного старше, чем потребность быть женой, то в отрицательном смысле проявляется такая Гипермать, которая подавляет остальные аспекты женской личности от каждого архетипа. Архетип в деструктивном значении вынуждает женщину заботиться о мужчине, как о ребенке, контролировать его, забыв о том, как быть женой, любовницей и просто женщиной.

Королева

Королева обладает чувством собственного достоинства и защищенностью (этот тип наделен какой-то нереальным покровительством). В положительном аспекте Королева посвящает себя социальной реализации, она может отдавать и дарить, ее дар — пробуждать в других чувство собственного достоинства. К тому же, она уверенно управляет своими внутренними и внешними силами.

В негативном полюсе перед нами предстает Снежная Королева, холодная, властная и агрессивная.

Фея

Фея своей волшебной палочкой меняет нашу жизнь к лучшему и приносит в жизнь радость. «Фея» ориентирована на успех, уделяет большое внимание здоровью, непрерывно повышает качество нашей жизни. Она исцеляет и распространяет свои духовные знания, делая добрее окружающий мир.

Негативный аспект проявления архетипа «Феи» — нездоровое служение окружающим.

Богиня

Богиня имеет большую власть, но использует ее для реализации собственных целей. Создается такое впечатление, что весь мир помогает Богиням осуществить самые невероятные планы, а обстоятельства подстраивается под таких богинь.

Для гармонии нужны все 7 женских архетипов, в той или иной степени проявляющие себя. Поэтому, выводите в свет одинокую Ведьму, раскрывайте творческий потенциал своей Гейши или отогревайте вашу Снежную Королеву.

Кто же я, какая я? Таким вопросом задаются многие женщины. На работе я — успешный руководитель: строгая, могу покомандовать, подчиненные меня слушаются, и весь офис как будто вертится вокруг меня.

И, в то же время, мне так хочется иногда расслабиться и стать такой нежной-нежной, сидеть дома вечерами и заниматься лепкой разноцветных цветочков из полимерной глины.

Какая же из этих двух личностей – действительно я? А может быть я совсем другая? Может быть, самой собой я была давно, когда дети были маленькими , а я только и делала, что обсуждала с подругами новые методики развития, готовила какие-то сумасшедшие блюда для гостей и вообще забыла про то, как существовать в офисе? Или вообще настоящая “я” была когда-то тогда – влюбленной юной феей?

Как же много в нашей жизни вариантов, ситуаций, ролей, людей. Мы показываем себя с разной стороны, по-разному выглядим и ведем себя, даже думаем по-разному. И часто возникают закономерные вопросы:

  • А какая же я на самом деле?
  • Какой я должна быть?
  • Какой должна быть женщина ?
  • И как стать самой собой во всем этом многообразии?

Чтобы найти ответы на эти вопросы мы поговорим с вами о таком понятии как женский архетип . В этой статье вы узнаете, что это такое, зачем они нужны и как с помощью архетипов объяснить те процессы, которые происходят внутри нас.

Например, Афина может проявлять себя как мужественная, умная, активная женщина, но в то же время ей присущи и такие качества, как черствость и холодность. Она может прекрасно дружить и сотрудничать с мужчинами, а вот строить личные отношения ей не так просто.

Гера – преданная жена, но ревнивая и мстительная по отношению к соперницам. Гестия обладает интуицией и самодостаточностью, а иногда может становиться замкнутой и скрытной. Афродита наделена сексуальностью и творчеством, бывая в то же время импульсивной или вульгарной.

Дарья Черетун
психолог имидж-студии «Инверсия», магистр психологических наук, гештальт-терапевт, песочный терапевт

— Объяснить, что такое архетипы, непросто. Научная трактовка звучит так.

Архетип — прообраз, структурный элемент коллективного бессознательного. Те действия, состояния и процессы, в которых человек не способен отдавать себе отчет, часто унаследованные от предков через фольклор.

Эту тему глубоко исследовал Карл Густав Юнг. А точнее, ему пришлось ее исследовать. Дело в том, что у известного психотерапевта была не совсем обычная семья. Отец — пастор, мать увлекалась мистическими практиками, а дальняя родственница и вовсе считалась медиумом.

Наблюдение за близкими подтолкнуло его к написанию диссертации «О психологии и патологии оккультных феноменов». В ней он отметил, что у поэтов, пророков и мистиков наблюдаются те же состояния, которые психиатры встречают у больных, близко подобравшихся к психотическому состоянию (раскол личности). Подобные состояния прекрасно понимают творческие люди, которые в моменты вдохновения незаметно входят в легкий транс. Многое в этом трансе мы черпаем именно из коллективного бессознательного. Архетипы могут быть разными, но они помогают классифицировать те образы коллективного бессознательного, которые в конкретный момент времени примеряет на себя человек. То есть это его мотивы, взгляды, ценности и приоритеты.

Сегодня я расскажу о женских архетипах в мифологии, но опишу лишь ключевые, так как героинь очень много. Если вы захотите более глубоко окунуться в эту тему, советую прочитать книгу психиатра Джин Шинода Болен «Богини в каждой женщине», где представлена более обширная информация. Автор разделяла богинь на девственных (в реальной жизни это необязательно физический аспект, а, скорее, показатель цельности личности и независимости от мужчин), уязвимых (ориентированы на взаимоотношения, большая потребность в привязанности) и алхимическую богиню Афродиту (сочетает как независимость, так и близость в отношениях).

На самом деле, чтобы вести полноценную жизнь, нужно уметь объединять в себе нескольких богинь. Представьте, что есть трон. На нем не могут уместиться сразу все героини, правда? Однако можно в разное время предоставлять это место подходящей даме.

Начнем с девственных богинь.

Артемида

— Богиня охоты, плодородия, покровительница всего живого на Земле. Она ориентирована на внешний мир и социальные достижения, активно развивает свои таланты, удовлетворяет личные интересы. Очень самодостаточна. До старости сохраняет энергию. Ключевая жизненная позиция: «Я могу сама о себе позаботиться».

В наше время женщин такого архетипа очень много. Сильной зависимости от мужчин больше нет. Представительницы прекрасного пола могут добиться успеха в обществе, обеспечить и защитить себя. Некоторые мои клиентки действительно недоумевают: зачем им вообще муж?

Подходящий вид деятельности: женские организации, любые профессии, где есть соревнование и конкуренция, спорт, наука, творчество, политика.

Проблемы: Артемида отрезает свою собственную эмоциональность и дистанцируется от других людей, что ведет к одиночеству. Не найдя себе применения, она теряет почву под ногами и даже может впадать из-за этого в депрессию.

Рекомендации: важно не забывать о собственных недостатках, уметь слушать и слышать других, развивать способность к сопереживанию, осознать важность любви. Этой богине многому стоило бы поучиться у Афродиты, о которой мы еще поговорим.

Гестия

— Юная богиня семейного очага и жертвенного огня. Отличается спокойствием, мудростью, излучает любовь. Дарит женщине духовную проницательность, терпение, развивает чувство внутренней гармонии. Гестия прекрасно ведет домашнее хозяйство. В кризисных ситуациях женщины с таким архетипом не впадают в депрессию.

Подходящий вид деятельности: спокойный и размеренный. Хорошие психологи, писатели, воспитатели, фотографы.

Проблемы: Гестия может быть одинока и эмоциональна отчуждена. Успех — не ее приоритет, поэтому она нередко стеснена в средствах. Самооценка часто занижена. Но самое главное — очень трудно найти родственную душу.

Подходящий вид деятельности: все, что связано с домоводством и творчеством.

Рекомендации: Важно научиться выражать свои чувства и желания способом, который виден и понятен окружающим, говорить о том, что не нравится, отстаивать свои интересы. Нужно научиться взаимодействовать с другими, при этом не быть слишком откровенной (так как ее глубокий внутренний мир сможет понять не каждый).

Афина

— Богиня военной стратегии и мудрости. Она известна своим практицизмом и расчетливостью. Обычно такая женщина всегда элегантно выглядит, демонстрирует высокий интеллект, не поддается эмоциям, в конфликтных ситуациях умеет выбирать правильную тактику.

Афина побуждает сосредоточиться на том, что в первую очередь нужно самой женщине, а не окружающим. Она энергична, но при этом практична и все воспринимает без суеты и беспокойства. Однако мало расположена к сопереживанию.

Подходящий вид деятельности: бизнес, обучение, научная и политическая деятельность.

Проблемы: Афина великолепна на работе, но имеет сложности во взаимоотношениях. Может подавлять и даже пугать.

Рекомендации: Важно развивать эмпатию, не поддаваться искушению смотреть на других свысока. Можно привести другой пример. Афина — это и хорошо знакомая всем Медуза Горгона, которой нужно вернуться к собственной замороженной боли и оттаять.

Переходим к уязвимым богиням.

Персефона

— Богиня плодородия и царства мертвых. Дочь Деметры и Зевса. Легкая и воздушная, она была очень сильно привязана к матери, но затем ее похитил Аид и стал ее супругом. Поэтому у архетипа есть две ипостаси:

  • Персефона Кора — вечно молодая женщина-ребенок. Она весела, легка, податлива и непосредственна. Это мамина дочка, которая имеет очень сильную связь со своей родительницей, что и хорошо, и плохо одновременно.

Таких женщин, как правило, любят мужчины. Ведь они умеют ценить подарки и внимание, не будут часто спорить и конфликтовать, но есть одно но — мама! Если в жизни современной Персефоны не появится свой Аид, она может так и не выйти замуж, так как ей слишком уютно и тепло под крылом у матери. К сожалению, сильных, решительных и при этом мудрых и глубоких Аидов в наше время очень мало.

Подходящий вид деятельности : только не руководящие должности! Хороша работа, где не требуется много внимания и ответственности. Будет идеально, если ее начальником станет вдохновляющая ее женщина, за которой Персефоне захочется тянуться.

Проблемы: Эта героиня рискует остаться один на один со своими фантазиями, не замечая реальных мужчин. Если на пути попадаются препятствия, преодолеваются они с большим трудом.

  • Персефона, супруга Аида. К этой ипостаси жизнерадостная Персефона обычно переходит через тяжелые кризисные ситуации, болезненные переживания. Зрелая Персефона очень глубока и проницательна.

Подходящий вид деятельности: прекрасный психотерапевт, медиум, экстрасенс, ярко проявляются художественные и поэтические способности.

Деметра

— Богиня плодородия, покровительница земледелия. У многих женщин этот архетип главенствует во время беременности, когда появляется желание заботиться о ком-то.

Деметра очень практична и надежна. Даже для своего мужчины такая женщина становится второй мамой.

Подходящий вид деятельности: сферы, где необходимо воспитание и оказание помощи.

Проблемы: своему ребенку или своим ученикам дают мало возможности для отделения, могут давить авторитетом.

Гера

— Покровительница брака. Центр вселенной — супруг. Семейный союз — главная ценность.

Она может быть классической домохозяйкой, и в этой роли ей комфортно. Умеет создавать уют, окружать теплом, дарить заботу, но очень ревнива и мстительна.

Такие женщины прекрасно чувствуют изменение настроения избранника по взгляду, голосу, эмоциональному состоянию.

Подходящий вид деятельности: для нее ключевое — это карьера мужа, ее брак и есть ее работа.

Проблемы: Может осуждать незамужних женщин, быть достаточно высокомерной.

Осталась алхимическая богиня.

Афродита

— Богиня любви. Она более зрелая, чем все остальные. Несет в себе красоту, умеет ее создавать. В любом возрасте сохраняет сексуальность и привлекательность. За внешним фасадом видит красоту души. Умеет располагать к себе, вызывает симпатию и нежность.

Любовь проявляется в Афродите во всех аспектах. Будь то любовь к мужу, к ребенку, к друзьям. Такие женщины умеют жить и радоваться в моменте «здесь и сейчас». Им не очень важны профессиональные достижения, куда интереснее творчество и взаимодействие с другими людьми.

Подходящий вид деятельности: все виды искусства, медицина, журналистика.

Проблемы: Очень влюбчива, поддавшись сиюминутному порыву, не задумывается о последствиях. Подавление женской сути ведет к тревожности и депрессии.

Во всем нужен баланс, если чувствуете, что одна богиня вцепилась в общий трон и не собирается никому его отдавать, принудите ее уступить другой более подходящей на данный момент претендентке. Жизнь заиграет всеми красками только тогда, когда ваши внутренние богини договорятся между собой и для каждой найдется свое время.

В научный мир понятие «архетип» ввел Карл Густав Юнг, который выделил такие виды бессознательного, как индивидуальное и коллективное. Первое касается того, что несет сам человек, то есть желания, воспоминания, импульсы, а также личностный опыт, который был «вычеркнут» из сознания. Коллективное – это информация психического мира всего человечества, в том числе опыт предков, отзвук из древних времен. Ко второму типу бессознательного принадлежит также информация, которая несет вне зависимости от сознания огромную энергию, влияющую на нас изнутри, и смысл, который постичь мы не можем. По мнению самого Юнга, коллективное бессознательное имеет более глубокий слой, чем индивидуальное.

Что такое архетип? Архетип – это способ действия, влияния бессознательного на сознание. Это также универсальные врождённые психические структуры, которые происходят от инстинктов и заложены в природе человека; это составляющие коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Они представляются в определенных паттернах (моделях) поведения, которые находят свой облик в повседневной жизни. Можно сказать, что это своего рода сигнал из древности и мощного бессознательного.

Существует большое количество архетипов; начиная с древних времен они проявляют себя в мифах, легендах, сказках всех народов. Да, в этой концепции есть множество спорных моментов, на что сам Юнг неоднократно обращал внимание. На протяжении всей своей жизни он написал большое количество научных работ, которые впоследствии подтвердились клиническими и практическими наблюдениями.

Обратим наше внимание именно на женские архетипы . Будут ли они правдивы? Сказать точно невозможно, но данная гипотеза, выдвинутая еще Карлом Юнгом, безусловно, имеет огромный потенциал.

При изучении основных теоретических и практических данных, в первую очередь хотелось бы выделить такой архетип как источник .

Источник – это энергия, которая выходит из поверхности земли, объединяющая всю природу (начиная от деревьев, рек, морей и до всего окружающего нас); то, что дает нам душевные силы. Так как в древнем мире именно женщины отождествлялись с природой и всем прекрасным, то этот архетип относится в первую очередь к ним. Во многих легендах говорится, что прекрасная половина владеет той силой, которая соединяет мир природы и самих людей.

Источник как символ занимает огромное место в мифологии различных культур, однако человек того времени давал ему разные имена, например, античные греки связывали его с нимфами, славяне – с русалками, самодивами, в скандинавских мифах были альвы, в кельтском фольклоре - феи.

В разных народах они имеют свои собственные характеристики, но если рассмотреть их внимательнее, то можно найти сходства. Нимфы в греческих легендах упоминаются как девушки, олицетворяющие саму природу и владеющие стихийными силами и божественной красотой.

Древние греки каждой давали свои имена. Так, например, нимф лесов и деревьев назвали дриадами, гор – ореадами, морей – нереидами. Это объясняется тем, что в древнем мире происходила дифференциация всех природных явлений, но взаимосвязь между ними, без сомнения, сохраняется.

В славянских легендах русалки занимали почетное место – они представляли культ растений, отожествлялись с самой природой. В некоторых легендах они описываются как девы с прекрасным цветом кожи и с венками на головах, которые могли превращаться в животных и птиц.

Русалки жили глубоко в реках и морях, что есть схожим с греческими мифами, в которых аналогичные персонажи жили либо под землей, либо в воде. Также как и русалки, они были очень красивы и носили венки или просто цветы.

В этом можно увидеть некий символ, ведь место обитания этих существ помогало черпать энергию, которая выходили из глубин земли, и приносить ее в мир людей.

В скандинавских и кельтских мифах также можно проследить женское олицетворение той силы, которую дает нам сама природа. Их функцией было поддерживание гармонии и покоя в мире.

Главным психологическим процессом, который объединяет эти фигуры, есть высокая чувствительность. Во всех приданиях можно найти сходство в том, как они воспринимали звуки природы, то есть можно предположить, что у них был абсолютный слух. Из-за этого им приписывают главную особенность – песни.

Еще одна интересная связь: если рассматривать все эти персонажи с точки зрение личностей, то можно заметить, что большинство из них были интровертами с ощущаемым типом. Они погружались в переживания природы, которая была их частицей.

Для них, как интровертов, было необходимо свое собственное пространство, где никто не побеспокоит, и они бы занимались только одним делом, что свойственно представителям такого типа личности. Неоднократно в мифах и легендах описывалась ситуация, когда кто-то дерзил чрезмерно воздействовать на наших героинь, и тогда они проявляли агрессию и гнев.

Женщина-носительница данного архетипа имеет творческий потенциал, который ей дарит сама природа и который может сублимироваться в художестве, музыке, разных творческих профессиях, и, что самое важное, – этот потенциал она бессознательно может передавать другим с помощью слов, действий (иными словами, вдохновлять). Это умение она черпает из самой природы, ведь можно заметить, как ее тянет к лесам, водоемам – этим таинственным местам, где находится тот самый источник.

Но иногда женщины не могут овладеть и справиться с той силой, что дает им источник, вследствие чего они ощущают давление и переходят в состояние меланхолии, а также проявляют хитрость и гнев.

Уважение и нежность женщины проявляют в заботе о других, животных, растениях, они чувствуют привязанность и связь с ними. Агрессивность – чаще только к тем, кто нарушает идиллию с природой и границу между творчеством и личностью. В отношениях с мужчинами они верны, хотя проявляют коварство и месть, если их избранник не проявляет ответную симпатию. Например, в греческом мифе нимфа Калипсо держала Одиссея на острове семь лет только из-за того, что он был верен своей супруге, а она тщетно желала быть с ним навеки, предлагая ему бессмертие и вечную юность.

Данный архетип является очень древним и очень сильным, так как энергия природы огромна и понять ее можно только осознав смысл, который скрывается во снах и действия.

Источник как архаическая сила имеет множество нюансов, которые все еще нужно проверять и глубоко изучать, но однозначным он есть тем, что приносит гармонию и спокойствие души.

Следующее, на что хотелось бы обратить внимание, это архетип жертвы либо самопожертвования .

В фольклоре разных народов описываются женщины, которые приносят себя в жертву ради любимого, ребенка или семьи.

Так, например, в японской мифологии есть интересная легенда о самопожертвовании как символе любви и нежности принцессы Ототатибаны, которая была прекрасной женщиной, женой воина и принца Ямато. Но он был равнодушен к супруге, смотрел на нее с высока и морально ее терзал. Она делала для него все, но взамен так и не получила заботу. И однажды принц влюбился в другую обворожительную принцессу Миядзу. Он настолько к ней привязался, что совсем забыл Ототатибану и дал слово жениться.

Как-то раз Ямато собирался переправится через речку и сказал, что ему не надо много лодок, ведь он может и перепрыгнуть ее. Но уже на средине реки на них обрушился гнев морского владыки Рюдзина и поднялся сильный шторм. Ототатибана встала и принесла свою жизнь ради мужа, чтобы тот смог благополучно добраться до берега, и ветер сразу же стих. После этого Ямато горько раскаивался за свое недостойное поведение по отношению к жене и до конца своей жизни был предан только ей.

Как можно объяснить такое поведение Ототатибаны? В греческом словаре есть понятие «агапе» – один из разновидностей любви, бескорыстная страсть, безусловная, чистая. Такое чувство подразумевает способность видеть слабые стороны характера, недостатки, но прощать и забывать о них, и именно такая любовь была у принцессы.

Подобные образы можно найти и в славянской, скандинавской, древнегреческой истории, они будут отличаться по содержанию, но похожи именно архетипом жертвы .

В современном мире можно встретить этот архетип у женщин, которые бескорыстно любят своих мужей, но не получают должного внимания, нежности, заботы. И тут напрашивается интересный вопрос: почему не уйти от такого мужа? Именно «агапе» объясняет любовь, которая не зависит от внешности, поступков, она бескорыстна. Возможно, Ототатибана верила в мужа, несмотря на то, что он терзал ее.

Архетип жертвы может проявляться у женщин, которые в отношениях не доминантны, слабы, не принимают решений, которые делают все ради любимого и остальное для них не имеет значения. Они хорошие домохозяйки, создают уют в семье и искренне любят своих детей.

При психологическом давлении их состояние переходит в меланхолию, но апатия не может взять верх потому, что бессознательно они обязаны сделать все для родного человека.

Описанные архетипы имеют влияние на нас еще с давних времен. Да, в них безусловно можно найти недостатки, но столько мифов и легенд дошли до нас, что отрицать влияние коллективного бессознательно просто невозможно.

Каждый символ имеет свой смысл и, раскрывая его, мы становимся на путь, который открывает творческий потенциал, ведь прошлое так или иначе влияет на наше будущее, и забывать этого не стоит.