"золотое шитье". Золотое шитье

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят и находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это - фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, ежедневную одежду знатных людей.

Золотым шитьем называется вышивка металлическими нитями золотого и серебряного цвета. До 11 века в этом виде шитья употребляли волоченное золото и серебро. Выполнялись вышивки металлической нитью в прикреп, то есть металлическая нить накладывалась на ткань, в то время как льняная или шелковая нить пришивала металлическую. Близко лежащие параллельные стежки создавали гладкую блестящую поверхность. Эффект золотого шитья заключался в светотеневой игре металлических нитей. При желании создать выпуклый рисунок подкладывали бумагу или вату. Богатство золотого шитья сделало его основным приемом отделки предметов церковного обихода.

Для каждого центра золотошвейного мастерства имелись излюбленные формы цветущих кустов в вазонах. Наибольшей популярностью пользовалось шитье по бархату малинового и красного цвета.

Шитье начала - середины XVI в. продолжает традицию живописности с использованием разноцветных шелков. Разнокрасочные, светлые, яркие и ясно видные прикрепы смягчали блеск золота, смешиваясь с ним, и давали яркую, определенную узорность.

В XVI в. все еще продолжает жить и древняя языческая символика. Она встречается в церковных и в бытовых предметах. Например, женский головной убор - волосник - из погребений цариц в кремлевском Вознесенском монастыре. Это - вязаная шапочка, на очелье которой по красному шелку золотой нитью вышит повторяющийся рисунок - "древо жизни" - со стоящими по бокам "инрогами". Ниже - узкая полоса орнамента из растительных побегов. Единорог считался на Руси символом плодородия, он был также личным знаком Ивана Грозного, на его печатях и др. предметах.

Золотое шитье, первоначально украшавшее предметы церковного обихода и дорогую светскую одежду, стало постепенно применяться в праздничной крестьянской одежде и одежде простых горожан. Вот свидетельство иностранца о нарядной верхней женской рубахе в конце XVI века: "Они носят рубашки, со всех сторон затканные золотом, рукава их, сложенные в складки с удивительным искусством, часто превышают длиною 8 или 10 локтей; сборки рукавов, продолжающиеся сцепленными складками до конца руки, украшаются изящными и дорогими запястьями.

Особенно красочной была вышивка на головных уборах, платках. Головные уборы чрезвычайно разнообразны. Девичьи повязки, венцы, коруны, женские сборники, сороки, кички, кокошники - это лишь небольшая часть множества головных уборов. Шитые золотом и серебром, они надевались к праздничным костюмам и являлись самой нарядной и драгоценной его частью. Особенно дорогим головным убором, доступным наиболее состоятельным семьям, был кокошник. Обычно он выполнялся профессиональной золотошвеей на заказ и, обильно расшитый золотыми и серебряными нитями, жемчугом, перламутром, самоцветами, фольгой, стоил очень дорого. Народ украшал голову так, что даже обделенная красотой женщина становилась прекрасной царевной.

Часто поверх головных уборов надевали нарядные платки.

Особенно славились красотой и качеством нижегородские платки (Огородец, Арзамас и др.) с драгоценной золотой вышивкой. Для платков использовались мягкие, легкие ткани: миткаль, шелк, батист, кисея. Растительные узоры выполнялись золотыми и серебряными нитями, битью, украшались блестками, бахромой, галуном и кружевом.

В XVII-XVIII веках большое развитие получило сложное, изысканное шитье на придворных парадных костюмах. Британского посла сэра Чарльза Хенбери-Уильямса, прибывшего в 1755 году в Россию, изумил русский двор. Знакомый с иностранными дворами, нигде он не видел такой роскоши. Хенбери-Уильямса поразило обилие серебряных кружев, богатой золотой вышивки и ослепительных драгоценностей на нарядах придворных дам. Золотошвейные работы выполнялись в петербургских и московских мастерских, в Новодевичьем и Ивановском монастырях в Москве. Иногда для вышивки царских придворных костюмов приглашали золотошвей из Торжка. О Торжке надо сказать особо. Здесь до сих пор сохранился известный с XIII века единственный в России центр золотого шитья. Торжок впервые упоминается в летописи 1139 года, и уже в XIII-XIV веках в Торжке шили золотой нитью по парче и сафьяну. Здесь вышивали царские одежды, особенно при Екатерине II и Александре III, ризы высшего духовенства, выполняли заказы московской и петербургской знати. Славился Торжок вышитыми шелком и золотом сафьяновыми сапогами. Адмиралы и генералы, чиновники высших рангов щеголяли в мундирах, расшитых на берегах Тверцы. Известные русские писатели Лев Толстой, Александр Пушкин, Николай Гоголь восторженно отзывались о талантливых золотошвеях из Торжка.

Золотошвейное искусство стало одним из традиционных художественных ремесел. Золотошвеи Древней Руси вложили большую долю своего таланта в его становление, в создание национальных традиций, которые получили дальнейшее развитие в народном искусстве последующих эпох.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14 - 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки.

Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь. Однако постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек - крестьянок.

В далекие времена, когда люди жили разобщенно, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах народного творчества. С расширением связей между отдельными районами местные особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.

По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения. Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусской полосы.

В 2014 году в корпусе Бенуа была выставка «Во всех ты, душенька, нарядах хороша» (женский народный костюм в России XVIII-XX веков). Представлена была нарядная одежда зажиточных горожанок и крестьянок XIX. Особое место на этой выставке занимали изделия новоторских мастериц, выполненные в первой половине XIX века. Выставка произвела неизгладимое впечатление. И это была одна из причин, почему хотелось посетить Торжок. Посмотреть, что же это за сказочный город такой, по которому расхаживали красавицы разодетые словно принцессы. И еще очень хотелось узнать, почему только у жительниц Торжка правый рукав шугая был длиннее левого, чего никогда не было в других городах России.

Пишут, что искусство золотошвейного и сафьянного дела зародилось в Торжке еще в XIII веке. Золотошвейное искусство принесло городу широкую известность и славу. Заказы на вышивку поступали отовсюду, приезжали помещики, готовящие приданое своим дочерям. Кисейные платья с золо́тной ниткой, кружевные накидки, оборки, платки, скатерти, сапожки, расшитые золотом и серебром – всё пользовалось спросом.

А.Н. Островский, побывавший в Торжке в мае 1856 года, писал: «Торжок исстари славился производством козлов и сафьянов и в этом отношении уступает только Казани и Москве… Прежде золотошвейное мастерство процветало в Торжке; так, в 1848 году вышивкой туфель и сапог занималось 500 мастериц – теперь эта промышленность значительно сократилась… Работа вещей прочна и красива, но цена по незначительности требования не высока: я заплатил за две пары туфель, одни из разноцветного сафьяна, другие из бархата, шитого золотом, 3 рубля серебром».

Итак, в четверг 21 апреля, в 11:40 мы уехали из Грузин и примерно в 12:20 мы зашли в музей при фабрике «Торжокские золотошвеи».

На экскурсии по музею нам рассказали, что девушки начинали готовить себе приданое с девяти лет. Одежду вышивали серебряными и золотыми нитями. Когда девушка подрастала, у неё появлялись кавалеры или компаньоны. Чем больше кавалеров, тем лучше. Такое поведение девушек поощрялось. Считалось, что если у девушки нет кавалеров, то это значит, что она никому не интересна, не нужна. Когда отношения с кем-нибудь из кавалеров становились более близкими, такой молодой человек становился «предметом».

А.Н. Островский: «Девушки пользуются совершенной свободой: вечером на городском бульваре и по улицам гуляют одни или в сопровождении молодых людей, сидят с ними на лавочках у ворот и не редкость встретить пару, которая сидит обнявшись и ведет сладкие разговоры, не глядя ни на кого. Почти у каждой девушки есть свой кавалер, который называется предметом. Этот предмет впоследствии делается, большей частью, мужем девушки… Образ жизни замужних совершенно противоположен образу жизни девушек: женщины не пользуются никакой свободой и постоянно сидят дома».

В музее представлены только изделия советского времени и современные. Поэтому сначала мне хотелось бы вспомнить то, что было представлено на выставке в Русском музее. Тем более, что по следам той выставки у меня были вопросы, на которые я надеялась получить ответы в этом музее.

Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Шугай – штоф, бахрома; юбка – парча; кокошник, платок:

Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Сарафан, шугай, платок.

У жительниц Торжка правый рукав шугая заметно длиннее левого :


Этот необычный покрой, когда правый рукав шугая заметно длиннее левого был отмечен еще Ф. Г. Солнцевым, который в 1830-е годы зарисовывал женские костюмы разных губерний России, и он зафиксировал эту особенность одежды жительниц Торжка. Сотрудники Русского музея не могут объяснить, зачем это было нужно. Вот я и надеялась, а вдруг в Торжке знают. Спросила об этом. Экскурсовод очень удивилась и сказала, что в Торжке рукава всегда были одной длины. Я не стала спорить.

На акварели Солнцева ясно видно, что руки у девушек одной длины, а рукава разной. И еще на этой акварели следует обратить внимание на головной убор.
Зимний наряд новоторок:

Такой головной убор называется «тверской укрут». Каким образом «укрут» держался на голове, сотрудники Русского музея тоже не могут объяснить. На выставке его закрепляли на голове с помощью резинок.

Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Рубаха, сарафан, душегрея, головной убор «тверской укрут» , платок.

Но ведь девушки как-то носили укрут, который как-то держался на голове и не сваливался. Как им это удавалось? После вопроса про рукава, спросить про укрут постеснялась.

«Предметом особой заботливости всех, носивших богатый новоторжский наряд, были белые кисейные рукава для сарафанов и кисейные же фартуки. Для них золота не жалели и буквально заливали так называемой «битью» всю верхнюю часть рукавов и низ фартуков» (Давыдова, 1914).
Летом тоже носили укрут, только вместо платков надевали фату:

Душегрея. Конец XVIII – начало XIX века. Золотное шитье по шелку:

Душегрея. Конец XVIII – начало XIX века. Золотное шитье по шелку, бить, галун, бахрома:

Я думаю, что если про рукава и укрут никто точно не знает, то надо придумать какую-нибудь байку, сочинить захватывающую историю, чтоб обязательно про несчастную любовь. Почитаешь, что сочиняют в интернете про герб города, про пожарские котлеты, только диву даешься. Спрашивается, а чем рукава и укрут хуже? Почему их обошли вниманием? Мне кроме greensleeves ничего путного в голову не приходит. Но, думаю, найдутся таланты, чего-нибудь придумают.

Ленты. XIX век. Бархат, золотное шитье, бахрома:

Кисет. Шелк, хлопок.

Сумочка. XIX век. Золотное шитье по шелку, золотное кружево:

Кошелек. Золотное шитье по шелку:

Мешочки. XIX век. Золотное шитье по бархату.

Казанская губерния была крупным центром обувного производства. Женские, детские и мужские сапоги, туфли шились из цветного сафьяна – мягкой, тонко выделанной кожи. Приемы шитья «в тачку», своего рода аппликации из кожи, получили широкое распространение по всей России, их переняли и мастера из Торжка.
В Торжке в 1848 вышивкой туфель и сапог занималось до пятисот мастериц. Обувь, предназначаемая для горожан, шилась из тончайшего цветного сафьяна; её также украшали золотым шитьем.

Сапоги. XIX век. Сафьян, золотные нити, канитель, шитье «в тачку» и по карте:

Сапоги. Первая половина XIX века. Вышивка золотными нитями по сафьяну:

Детские сапожки. XIX век. Мастер Каменщиков. Сафьян, канитель, блестки, золотное шитье:

Туфли. Первая половина XIX века. Мастер Каменщиков. Кожа, шелк, золотые нити, блестки, золотное шитье:

Туфля (одна сохранилась). Конец XVIII века. Кожа, шелк, блестки, канитель, золотное шитье по карте:

Для коронации Александра II золотошвеи вышили костюмы царской семьи, мундиры свиты и платья фрейлин. Тридцать мастериц были вызваны в столицу для вышивания гербов.
Со временем мода изменилась, что привело к тому, что с середины XIX века золотошвейные изделия стали вытесняться дешевыми товарами. Золотошвейное дело стремительно пошло на убыль, что вызвало беспокойство Новоторжского земства. В 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке золотное шитье и кружево имело огромный успех. Чтобы сохранить промысел в Торжке были организованы мастерские и школы. Золотшвеи и кружевницы были объединены при земской управе, в 1894 году был создан кустарный отдел, возглавил который Дмитрий Дмитриевич Романов (митинский помещик). При его участии в 1899 году при отделе была открыта учебно-показательная золотошвейная мастерская. Д. Д. Романов собирал образцы старинных вышивок, в 1911 году при мастерской был создан музей, публиковались альбомы с местными орнаментами.

В 1923 году была организована профтехшкола, в 1928 году – Торжокская золотошвейная артель им. 8 Марта.

Золотошвеи используют старинный способ шитья «в прикреп»: металлическая нить не пропускается сквозь ткань, а крепится к её поверхности поперечными шелковыми нитями.
Чтобы сделать стежок, надо сначала проколоть основу иглой или шилом. Шитье одностороннее, золотная нить всегда только на лицевой стороне. В другой руке у мастерицы вторая игла с шелковой нитью, которой и закрепляют золотную нить.

Выше упоминался способ шитья «по карте», получивший распространение во второй половине XVIII – первой половине XIX столетия. «По карте» - то есть на подкладке из бересты или картона. Это глухой односторонний шов, исполненный плотными параллельными стежками по подложке, выполненной в форме деталей рисунка и прикрепленный к тканевой основе:

Сейчас на фабрике применяют следующие нити: мишура – проволока медная, позолоченная посеребренная 5%, накручена на капроновую нить; канитель – проволока латунная лакированная, скрученная в спираль; канитель – проволока медная, позолоченная посеребренная 5%, скрученная в спираль; мулине – хлопок 100%; швейные нитки для соединения мишуры, канители (лавсан + хлопок); вышивальные нитки – вискоза 100%, полиэстер 100%, шелковые; нитки металлизированные – нить из полиэстера обвитая металлизированной нитью.

Нам сказали, что один километр нити имеет массу один килограмм.

Для вышивания применяют около двухсот различных швов.

Рисунок будущего изделия сначала переносят на кальку, на которой контуры рисунка с шагом ~ 2 мм прокалывают булавкой, чтобы получить маленькие дырочки. Затем кальку кладут сверху на материал для вышивки (бархат, шелк, кожа и т.д.), а сверху намазывают смесью керосина и зубного порошка. Частицы этой смеси через дырочки в кальке попадают на материал, оставляя на нем темные точечки контура, по которому и вышивают. На двух фотографиях выше видны такие темные точечки контуров.

Рисунок панно «Туристы». На рисунке числами обозначены виды швов, которые используются для этого изделия:

Швы: 1 – кованый шов; 2 – мягкий прикреп в 2 нити мишуры крученой; 3 – кованый-крученый шов в 2 нити мишуры крученой; 4 – бабий шов через 2 нити мишуры; 5 – «гусем» шов в 2 нити мишуры крученой; 6 – крученый-кованый с прикрепом через 3 ряда в 2 нитки мулине на расстоянии 0,5 мм; 7 – прикреп в 4 нити мишуры, крученой одну сторону; 9 – прикреп в 4 нити мишуры, крученой в 2 стороны; 11 – прикреп в 6 нитей мишуры, крученой в одну сторону и т.д. Всего в панно «Туристы» используется 19 видов швов.

Готовое изделие:

Работают мастерицы на таких пяльцах:

Сейчас на производстве два цеха. В одном вышивают на пяльцах, во втором на машинках:

В музее три зала. Один зал посвящен советской эпохе, истории фабрики, много фотографий.

Панно «В семье единой», 15 республик:

В другом зале представлены работы, которые были преподнесены в дар различным известным людям по всему миру, частным коллекционерам, государственным и православным учреждениям.
В этом зале фотографировать трудно, потому что большинство панно под стеклом, которое или бликует или отражает.

Вышивка кажется объемной:

Пушкин в окружении героев сказок путешествует из Москвы в Петербург:

Знаменское-Раек:

Праздники в Торжке:

В первом зале можно любоваться предметами одежды, подушками, покрывалами, шкатулками.

Старинное шитье:

Современное шитье:


Не белыми нитками шито

ЗЛАТОЗАРИТЬ, озарять золотистым светом или блеском.
Златозарный, блестящий, озаряющий золотистым блеском.

Златопрядный (золотопрядный), из золотых прядей состоящий, к золотопряденью, выделке швейного золота, бити относящийся, золотоволочильный.

Золотное шитье – древнейший вид рукоделия. Изначально рисунок на ткани вышивался золотыми или серебряными нитями, позднее их заменили более дешевые позолоченные нити, в которых было всего два – три процента золота. Поэтому декоративное шитье стало называться золотным, а не золотым.

Принято считать, что искусство вышивки золотыми нитями зародилось на Востоке, к нам оно пришло более тысячи лет назад. Своего расцвета золотное шитье достигло именно на Руси, в XV – XVI веке.
Разнообразие материалов и всевозможных сортов золотных нитей (прядёные, сканые, волоченные, канитель, трунцал, бить)
Богатые люди также могли себе позволить вышивку золотной и серебряной нитью. Именно такая вышивка лучше всего сохранялась, и образцы её дошли до нас.


Около дер. Кнутихи на р. Уводь в пяти погребениях(9 -13 век) найдены остатки шёлковой отделки воротников рубах, расшитых золотной нитью. На полоске импортной ткани полотняного переплетения вышита гирлянда из S-видных вьюнов, в круги которых помещены четырёхконечные кресты.

Древнерусское золотое шитье 10-13 веков почти не отличалось по технике, и использованию элементов на территории например Киева и Новгорода, Смоленска и Старой Рязани. Тамбурный шов известен еще с античности и он находил применение и в славянской вышивки. Даю точную ссылку по использовании тамбурного шва в 11 веке. Фехнер М.В. Древнерусское золотое шитье 10-13 века. Труды ГИМ. выпуск 82. М. 1993.

Платок- "ширинка". 17 в. Ткань - шелк, шелковые, пряденые золото-серебряные нити. Шитье швом "на проем" и "в прикреп"
// Костюм в России 15-начало 20 века из собрания ГИМа. - М., 2000.

Золотная вышивка на головных уборах:



Женские головные уборы - "каблучки"

Тверская губерния. Конец XVIII - начало XIX вв. Левый и правый - бархат, ситец, золотный галун, золотные пряденые нити, канитель, трунцал, пайетки, шитье " прикреп". В центре - холст, шелк (штоф), хлопчатобумажный галун, золотные пряденые нити, пайетки, цветные стекла в кастах; низание, шитье "в прикреп"

Женский головной убор

Новгородская губерния. Конец XVIII - начало XIX вв.

Женский головной убор – шамшура.

Парча, позумент, бисер, холст, золотое шитье, клеевая твердая основа. Русские. Царицынская губерния (Волгоградская область), г. Камыши, середина XIX в.

Кокошник-сборник XVIII век - конец XIX века
Архангельская губерния Головной убор молодой женщины.


на

Очелье, Русь, шелк, жемчуг, металлизированные нити, вышивка в прикреп, 12 - начало 13 вв.(реставрация)

Чепрак (часть). Россия, вторая половина XVIII в. Бархат, золотные пряденые и сканые нити, бить, бахрома. Вышивка «по карте». 52 X 116 см. Фрагмент.

Очелье женского головного убора. Рельефная вышивка золотой и серебряной нитью по подстилу. Северный район





Женские праздничные головные уборы

Русский Север. Начало XIX в. Шелк, парча, жемчуг.

ПАРЧА
золотая или серебряная ткань: шелковая ткань, протканная золотом, серебром;
| парчица и полупарча, мишурная парча, бумажная. Парчевый покров, на покойника. Парчевый кокошник. Парчевая фабрика. Парчевник, парчевый ткач или торговец;
| старинная парчевая одежда.

"...золототканные материи в Византии не вырабатывались.... Серебряные позолоченные ленты, спряденные на шелк, использовались в империи для вышивок и для производства декоративной ленты - тесьмы.

Золототканные ленты были в обиходе у населения древней Руси в течение XI-XIII вв.
Ими обшивали ворот платья и обшлага рукавов. Многие фрагменты найдены в погребениях на шейных позвонках скелетов, под нижней челюстью, на запястье рук и на лучевой кости.

Среди узорчатых восточных тканей этого времени, как и среди византийских, парча неизвестна. Производство парчевых иранских тканей - объярей, золотных бархатов и камки, байбереков (диба золотная), обращавшихся на русском рынке в конце XV и XVI в., началось, очевидно, не ранее XIV в. "

РАННИЕ ОБРАЗЦЫ ДРЕВНЕРУССКОГО ЗОЛОТНОГО ШИТЬЯ

К.А. Михайлов

Одной из новых и статусных категорий находок на Рюриковом городище под Великим Новгородом стало открытие скоплений золотных нитей, некогда украшавших древнерусский парадный костюм. Золотными нитями или «битью» 1 вышивали воротники и иногда нарукавники - «поручьи» древнерусской одежды, украшали литургические облачения иерархов православной церкви и парадные облачения древнерусской знати. После масштабных археологических исследований XX столетия находки золотного шитья стали обычным явлением во время раскопок древнерусских памятников. Особенно часто воротники, вышитые золотной нитью находят во время работ на древнерусских могильниках ХП-ХШ вв. Может показаться, что в этом ряду находка 2001 г. стала лишь одной из многих (Приложение II № 24). Уникальность городищенской находки связана с контекстом ее местонахождения. Два скопления фрагментов бити были открыты в 2001 г. во время раскопок верхних слоев древнего рва на южном краю Городищёнского холма, первое - в заполнении срубной постройки. Бить представляла собою клубок не затронутых коррозией металлических нитей желтого цвета. Ее нити изготовлены из полосок фольги, намотанных на органическую основу, скорее всего, шелк, который не сохранился до наших дней (рис. 1). Толщина нити около 0,3 мм. Сопутствующие находки позволяют сузить дату попадания находки в слой до второй половины XII в.2 До сих пор золотное шитье редко находили в городском слое и тем более в датируемом комплексе. Как мне кажется, эти обстоятельства находки на Городище дают повод в очередной раз подробно рассмотреть всю категорию подобных украшений костюма на территории всей Древней Руси.

В Средние века практиковалось несколько технологических приемов изготовления золотной нити. Ее делали из металлической (серебряной, золотой или позолоченной серебряной) фольги толщиной около 0,2-0,5 мм или из проволоки круглого сечения, накрученной на органическую основу (рис. 2-3). Чаще всего ее навивали на крашеную шелковую или льняную нить. Подобная технология характерна для эпохи раннего средневековья и часто фиксируется среди находок в Гнездово, Шеставице, Пскове, на Рюриковом городище и Тимерево. Из этого ряда выделяется пока только один необычный образец из Гнез-дова, который демонстрирует особенную технику: бить в нем оказалась изготовлена из шелковой нити, обвитой серозной оболочкой кишок животного и покрытой золотой амальгамой. Аналогичные по технике изготовления нитей ткани, по мнению М.В. Фехнер, происходят из кургана близ с. Россавы и из гробницы кн. Андрея Боголюбского во Владимире3. Исследовательница полагала, что местом изготовления подобных шелков могла быть Испания. Однако точно в такой же технике изготавливали золотные нити в Китае и, по-видимому, в Византии. Например, нити, выполненные из кишок животного и покрытые золотой амальгамой, обнаружили в могиле болгарского царя Колояна, датируемой началом XIII вв.4 Германский исследователь средневекового текстиля Отто фон Фальк предположил, что изготовление золотых нитей из кишок животных начинает распространяться в Византии только с XI в. Находка из го-родищенского слоя, напротив, принадлежит к самой массовой технологической группе с навитой на шелковую основу фольгой. Судя по числу нитей, находка может оказаться остатками вышитого воротника.

Золотная вышивка, украшавшая древнерусские церковные облачения и светский парадный костюм, давно стала одной из ярких составляющих древнерусской культуры. Десятки образцов древнерусской золотной вышивки хранятся в коллекциях отечественных музеев. Многочисленные работы исследователей вводят в научный оборот ее новые образцы5. Главным образом этот фонд находок пополняется археологами во время исследований древнерусских некрополей. До последнего времени наиболее подробно археологические находки древнерусского времени рассматривались в работах М.В. Фехнер, М.А. Сабуровой, А.К. Елкиной, М.О. Новицкой и некоторых других. Согласно подсчетам М.В. Фехнер в 1970-е гг. только в коллекции ГИМ насчитывалось не менее 63 экземпляров древнерусских лент и воротников с золотной вышивкой. Впоследствии исследовательница писала уже о 73 фрагментах золотного шитья 6. Из них 37 происходили из погребений в древнерусских курганах ХИ-ХШ вв.7

Золотная нить

Рис. 2 Схема золотной нити из круглой проволоки накрученной на шелковую основу
Рис. 3. Схема золотной нити из фольги, накрученной на шелковую основу

По моим подсчетам на данный момент в литературе и археологических отчетах отражено не менее 70 географических пунктов, из которых происходит более 155 образцов древнерусского золотного шитья Х-ХШ вв. (Приложение I-II) 8. Помимо опубликованных находок известного происхождения, в музейных фондах хранятся вещи из де-паспартизованных коллекций. Например, в археологических фондах Государственного Эрмитажа (ОАВЕС) находится не менее 7 образцов золотного шитья; в Черниговском историческом музее им. В.В. Тарновского -не менее 22 фрагментов; в отделе археологических фондов Национального музея истории Украины -около 18 образцов домонгольского золотного шитья из археологических раскопок9. Значительная их часть осталась без документации. Новые находки также происходят из современных раскопок Белгорода, Переяславля-Хмельницкого, Чернигова, Дмитрова, Великого Новгорода. Точное число фрагментов трудно определимо, так как один и тот же предмет в музейном хранении может быть разделен на несколько фрагментов и далеко не все из них могли быть опубликованы10.

Несмотря на многочисленность находок золотного шитья, наиболее редкими остаются самые ранние его образцы. Долгое время таким ранним примером древнерусского золотного шитья считалась находка из черниговского «княжеского» кургана Черная могила, который датируется второй половиной X столетия и. Многие исследователи отмечают, что ткани, украшенные золотным шитьем, распространяются в древнерусских могильниках не ранее рубежа XI-XII вв. Следовательно, образец вышивки из Черной могилы отстает от большинства подобных находок почти на столетие. На фоне множества более поздних образцов золотного шитья она выглядит редким примером, не связанным с последующей, древнерусской традицией вышивания. Справедливо ли это утверждение?

Помимо 64 мест находок древнерусского шитья конца XI-XHI вв. (Приложение II), мне стало известно о 15 находках золотного шитья X столетия, выполненных из фольги и дротовой, круглой в сечении проволоки - бити, из не подвергшегося коррозии металла желтого цвета (Приложение I). Бить из белого металла (серебра) мною пока не учитывалась. Наиболее ранние находки золотных нитей происходят из могильников: Гнездова, Тимерева, Чернигова, Пскова. Эти находки немногочисленны и связаны с кругом ранних, «дружинных» древнерусских погребений.

Например, в могильнике Гнездово золотная нить найдена в семи погребальных комплексах. Из них шесть относятся к одному и тому же типу обряда трупоположений - погребальным камерам. Например, в захоронении под курганом Ц-301 археологи из МГУ обнаружили затканную золотными нитями ткань, сшитую из нескольких кусков шелка шириной 39-40 см. По характерному переплетению нитей ткань может быть отнесена к типу «саммит» или самитум/ samitum n. В могиле ткань лежала вместе с другими остатками одежды в отдельно стоящем берестяном туесе13. Из комплекса № 97, который представляет собой результаты сборов инженера СИ. Сергеева из нескольких погребальных комплексов, происходят три фрагмента золотной нити14. Нить сделана из фольги, накрученной на несохранившуюся органическую основу. Судя по сохранности, фрагменты нити можно отнести к вышивке ленты или галуна из трупоположения. В камере из кургана Ц-198 золотной нитью была вышита тесьма на головной повязке или платке погребенной женщины1S. По мнению исследователей, в кургане Дн-1 золотная нить украшала тесьму от галунов, которые были нашиты на мужской кафтан с латунными пуговицами грибовидной формы16. Существуют упоминания о том, что фрагменты золотной нити были найдены в гнездовских курганах Оль-30 и Поль-76 17. Вторая находка золотной нити из трупосожжения связана с большим «княжеским» курганом из раскопок В.И. Сизова. В предшествующих публикациях упомянуты следы золотой насечки на пластинах шлема из кургана. При внимательном рассмотрении насечка оказалась фрагментами золотной нити, изготовленной из скрученной спиралью фольги, которые прикипели к шлему уже на погребальном костре. Судя по сохранившемуся фрагменту с тремя параллельно лежащими нитями длиною около 1,5 см, они украшали ленту или галун от верхней, «парадной» одежды погребенного. Вероятно, на погребальном костре часть одежды из инвентаря оказалась прижатой к шлему. В результате, фрагмент шитья прикипел к куполу шлема и был принят за его орнамент18. Аналогичная находка была сделана в Чернигове. Там шитье с золотной нитью украшало одежду мужчины, захороненного в большом «княжеском» кургане Черная могила. Судя по прекрасной сохранности черниговской ткани, она была положена в могилу уже на потухший погребальный костер19.

После Гнездова самая представительная коллекция золотного шитья представлена в пяти погребениях раннего древнерусского могильника Тимерёво. Фрагменты нитей из желтого металла найдены в трупосожжениях из курганов №№ 285,295,297,348,38220. В кургане № 382 зафиксирована проволока желтого цвета, которой украшали тесьму на обшлагах рукавов. Из того же погребения происходят фрагменты орнаментов от воротника верхней одежды, изготовленных из проволоки, накрученной на органическую основу, а также круглая пуговица из того же материала. Проволока круглая в сечении, около 0,3-0,5 мм. В кургане № 385 исследователи нашли фрагменты проволоки, украшавшей тесьму на одежде погребенного. Н.Г. Недо-шивинаи М.В. Фехнер упоминают о находках тесьмы из шелковых и металлических нитей в курганах №№ 263-П, 422, 424 21. Шелковой тесьмой с золотными нитями украшали не только оторочки рукавов и ворот одежды, но и края женских головных платков. Например, плетением из золотных нитей был украшен головной убор из кургана № 348.

Вероятно, к той же группе ранних образцов древнерусского золотного шитья можно отнести фрагменты бити из Пскова. Они происходят из погребения № 1 (74) из Трупеховского I раскопа. Данное труло-положение относится к древнейшему псковскому некрополю и датируется концом X - началом XI столетия. Судя по значительному числу нитей (фольга желтого цвета накручена на органическую основу) и ее расположению на костяке погребенного мужчины, вышивкой была покрыта значительная часть одежды22. Это довольно редкий пример, так как обычно золотным шитьем украшали узкие полоски тесьмы на вороте и рукавах. Редкие примеры находок парадной одежды с подобной вышивкой связаны с престижными аристократическими погребениями из камеры в Еллинге (Дания), с погребением в кургане Черная могила, захоронениями князя Андрея Боголюбского или болгарского правителя Колояна23.

К числу ранних образцов золотного шитья можно отнести и остатки «парчи» - вышивка от головного платка из киевского погребения № 123. Эта погребальная камера с женской ингумацией была найдена рядом со стенами церкви Богородицы Десятинной в Киеве. Ожерелье из сердоликовых и серебряных пустотелых бус со сканным орнаментом, арабский дирхем, а также характерный обряд погребения позволяют датировать его второй половиной - концом X в.и

За время, прошедшее с момента публикаций М.В. Фехнер, несколько расширился круг находок ранних образцов золотного шитья и аналогий этих находок. Мы знаем, что множество женских и мужских древнерусских костюмов в X в. украшались шелковой тесьмой с металлическими нитями. Большинство из них оказались серебряными. Однако, небольшая часть этих вышивок была украшена нитями из золота. Большинство таких нитей оказались сделаны из шелка, обмотанного тонкой золотой фольгой. Эти ранние находки связаны с могильниками Чернигова, Гнёздова, Тимерёва, Пскова и Рюрикова городища. Всего 15 находок, которые относятся к X в.

Аналогии и происхождение: В эпоху раннего средневековья одними из первых в Европе золотную нить в качестве украшения парадной одежды стали использовать франки. Наиболее известные находки золотного шитья связаны с королевскими усыпальницами представителей королевской династии Меровингов в соборах Сен-Дени под Парижем и Кёльна. В них золотная вышивка оказалась найдена в погребениях знатных женщин, по-видимому, родственниц королевской семьи. В первом погребении позументы с вышивкой украшала наручи обшлага рукавов шелковой туники королевы Арнегунды, во втором - налобную часть головного платка или покрывала безымянной деiy шки погребенной в королевской усыпальнице25. Вслед за Меровин-i ";i ми, одними из самых ранних находок металлизированной тесьмы 111 шзнаются англо-саксонские тесьмы с золотными нитями из погребе-11 ий VI-VII вв. Примером может стать тесьма шириной в 9 мм из кур-пшаТэгагов Барроу в Бэкингемсшире. Как считает М. Мюллер-Вилле 11 ряд других исследователей, обряды захоронений эпохи Вендель, состав погребального инвентаря королевских захоронений Скандинавии, Англо-Саксонской Британии и Континента тесным образом связаны между собой и копируют общие для всех образцы. Это касается как 1 ia6opa вооружения, стиля орнаментов, украшавших драгоценные предметы и бытовую утварь, так и погребального костюма. Вероятнее всего, варварская знать копировала образцы вышивок и украшений Римской, а затем Византийской империи, где были распространены дорогие образцы тканей, украшенные золотными нитями.

Следующий расцвет золотного и серебряного шитья на Севере Европы связан с эпохой викингов. Находки золотной тесьмы, главным образом, связаны с наборами инвентаря из погребений Дании и Средней Швеции. Во-первых, в Хедебю - крупнейшем торговом центре Ютландии - тесьма только с золотным шитьем была найдена в трех женских захоронениях середины X в. Это оказались погребальные камеры №№ 188/ 1960, 2/ 1963, 5/ 1964 из могильника Сюдебраруп, который расположен к югу от городского вала. В двух из них длина тесьмы достигала от 63 до 80 см., при ширине 1,2 см и толщине самой нити 0,2-0,5-0,8 мм26. В других частях Дании золотные нити, украшавшие одежду, найдены в женском погребении № 4 могильника Фюркарт (вторая половина X в.), в камере из Хвелинхё (вторая половина X в.), в погребении первой половины X в., в кургане из Ладбю и в погребальной камере из-под церкви в Еллинге (вторая половина X в.)27. В последнем захоронении золотная нить украшала всю верхнюю одежду погребенного в камере мужчины. Археологи обнаружили более 500 фрагментов золотых спиралек от нитей, которые располагались по всей площади камеры28. Так же золотные нити украшали детали одежды мужчины, похороненного в камере из Маммен (970/971 гг.). Из перечисленных восьми погребений два - Еллинге и Ладбю - считаются местами захоронения представителей высшей знати - членов королевского дома.

В Скандинавии эпохи викингов наиболее значительное число захоронений с золотным шитьем происходит из шведского могильника Бирка, где в 16 камерах золотная нить использовалась в тесьме, позументах, вышивках и различных украшениях одежды (погребения №№ 524, 542,551, 557, 561, 643, 644, 731, 735, 736,750, 791,824, 832, 844)29. Украшение из золотной нити найдено в составе погребального комплекса кургана Скопинтул из Адельсё. Тесьма из золотых и, по-видимому, шелковых нитей найдена среди инвентаря королевского кургана Гокстад, Норвегия30.

Анна Крог считает, что столь массовое и одновременное распространение на территории Датской державы золотных вышивок и импортных тканей связано с политическими событиями второй половины X столетия. При короле Харальде Синезубом и его преемниках Дания была крещена, и ее элита испытала сильнейшее культурное влияние со стороны Империи. Через двор Оттонов в скандинавскую среду распространяется византийское культурное влияние. Парадная придворная одежда с вышивкой или тесьмой из золотной нити появляется, по мнению А. Крог, вместе с распространением христианства31. Следует отметить, что в ряде женских захоронений с золотной вышивкой исчезает традиционная верхняя скандинавская одежда с металлическими фибулами. Ее заменяет длинная накидка, обшитая по краям золотной тесьмой. Плащ с аналогичной тесьмой происходит также из мужского захоронения в Маммен. Интересно отметить, что с упомянутыми скандинавскими находками перекликаются и первые находки древнерусского золотного шитья. Они найдены в двух больших курганах, обряд которых, безусловно, связан с Севером Европы и высоким социальным статусом погребенных, а также в восьми погребальных камерах, т.е. памятниках аналогичных камерным захоронениям Дании и Бирки.

По мнению М.В. Фехнер, большинство шелковых тканей привозились на территорию Руси из Византии или из Испании. Вероятно, действительно большая часть древнерусских очелий, поручей, накидок и воротников, вышитых битью, могла быть импортирована. В то же время, многие исследователи считают, что значительное число золотных вышивок являлось произведениями местных, древнерусских мастериц. Основой для таких представлений стали, например, сообщения летописи об открытии в Киеве в 1086 г. школы для обучения золотной вышивке; вклады с русским шитьем XII в. на Афоне и некоторые технологические особенности древнерусской вышивки.

В конце Х-начале XI вв. золотную нить с примесью серебра, крученую с шелком, активно, в качестве товара, вывозили из Багдада в Египет. Стоимость подобной нити в 20 раз превышала стоимость золота Л2. На основании этих сведений можно предполагать, что не ранее конца XI в. вместе с готовыми тканями и вышивками, на территорию Древней Руси могли попадать и сами золотные нити, которые, в свою очередь, использовались местными мастерами. В предшествующий период виды орнаментов, технология изготовления древнерусского.юлотного шитья ничем не отличаются от скандинавских образцов эпохи викингов. По-видимому, скандинавская и древнерусская золотная вышивка поступали из одного и того же зарубежного источника.

В XVII и в начале XVIII века шитьё золотом процветало преимущественно в Испании, Италии, Франции и Германии, где оно тогда применялось для церковных украшений и облачений. С XVIII века этой работой занимались лишь те лица, для которых она сделалась профессией. В частных же домах ею очень редко занимались, потому что всякий боялся испробовать свое искусство в работе, которая, как считалось, требовала не менее девяти лет подготовки, чтобы достигнуть совершенства. Учиться в течение пяти лет, - срок, который до сих пор требуется в ремесленных цехах обучения золотому шитью некоторых стран.

Золотное шитье на Руси XVII в. отличает вкус к пышности, стремление к сложной узорности, задача передать вышивку в виде металлической поверхности – все это свойственно всем школам этого периода, начиная от Годуновской (конец XVI – начало XVII) и до провинциальных мастерских, которые подражали царским и столичным произведениям. Шитая вещь уже явно подражает металлу – золоту, а обильная отделка жемчугом и драгоценными камнями делает ее скорее ювелирным изделием. Во всех дошедших до нас произведениях были использованы дорогие привозные материалы: шелковые ткани, золотные, серебряные и разноцветные шелковые нити, жемчуг, драгоценные камни, золотые и серебряные дробницы, а позднее – канитель, поэтки, трунцал.

Но так как с некоторого времени стали очень охотно соединять в одной работе несколько жанров вышивания, а, с другой стороны, в артистических произведениях золото применяется наравне с другими материалами, то, естественно, стали больше интересоваться и шитьем золотом. Теперь им занимаются даже там, где дамские рукоделия представляют лишь простое развлечение.

Эффект шитья золотом зависит от различных способов покрывать металлическими нитями более или менее выпукло сделанные мотивы. Кроме золотых и серебряных нитей, в настоящее время применяются еще нитки "шине", состоящие из золотой нитки и другой, цветной: кремовой, красной, синей, зеленой или черной. Таким образом, можно разнообразить и оживить шитье.

По роду исполнения различают следующие виды шитья золотом:

  • 1) Китайское шитье.
  • 2) Шитье по фону из бечевки.
  • 3) Шитье строчкой.
  • 4) Шитье гладко лежащими нитками.
  • 5) Шитье фантази с блестками и канителью.

Китайским шитьем называются все те виды шитья, в которых мотивы покрыты лежащими рядом, друг около друга золотыми или серебряными нитками, прикрепленными или заметно, или незаметно посредством стежков "через край", исполненных шелковой ниткой цвета металлической нитки или же другого цвета.

Шитье по фону из бечевки.

В этом виде шитья металлические нитки проводятся поверх настилки, сделанной из бечевки. Так же как в китайском шитье, нитка закрепляется "через край". Оба эти вида шитья требуют очень немного приклада, так как образующие металлический слой нитки лежат только на лицевой стороне работы.

Шитье строчкой.

Шитьем строчкой называется тот вид шитья золотом, при котором все части рисунка покрыты гладкими стежками, пропущенными сквозь ткань. В этой работе, следовательно, нитка проходит и по изнанке работы.

Эти первые три вида шитья золотом могут быть сделаны с настилкой или без нее , смотря по узору и по мотивам, которые должны быть заполнены.

Шитье гладко лежащими нитками.

Это шитье требует обязательно настилку. Металлическая нитка проводится вперед и назад над этой настилкой, и каждый раз, как доходит до края узора, прикрепляется стежком шелковой нитки, которая пропускается над материей. Для этой работы употребляют челнок с намотанными на нем нитками, чтобы легче было направлять последние.

Работы фантази с блестками и канителью.

Когда нельзя посвящать много времени шитью золотом, то его делают с блестками и канителью. Часто прибавляют к этому бусы и цветные камни. Но и в настоящем шитье золотом встречаются части узоров, исполненные шитьем фантази. Каждый раз, как в наших моделях встречается такая смесь видов шитья, мы даем тут же объяснение различных стежков.

Шитье золотом – одно из старинных женских рукоделий. Считается что на Руси золотное шитье появилось около1000 лет назад и пришло из Византии. Золотые нитки делались из тонко расплющенного золота, которое нарезалось узкими полосками. Зародилась вышивка золотом на Востоке, первые находки расшитых, а точнее вытканных из золота вещей относятся к 6-5 вв. до н.э. Постепенно это мастерство распространилось в Сибирь, Поволжье, на Кавказ, в Азию, Европу. В погребениях 1-4 вв. н.э. ученые находят работы из пряденых золотых нитей.

Золотное шитье применялось как в предметах религиозного культа (в одежде служителей, оформлении икон и иконостасов, покровов, хоругвей), так и в обычной жизни для украшения одежды, предметов быть, интерьеров.

Своего расцвета вышивка золотом достигла в средние века, к этому же периоду относится большинство сохранившихся работ.

В 15 веке в художественных мастерских работали специально обученные мастерицы, в основном они занимались лицевым шитьем – вышивали лики святых и библейские мотивы цветным шелком, шитье золотом было не очень распространено, в основном им подчеркивались лица в религиозных композициях.

В 16 веке стали придавать большее внимание декоративности изделия, в ход пошли золотые и серебряные нити, жемчуг, драгоценные камни. Декоративность и богатый вид, богатое орнаментальное обрамление достигались в ущерб живописности и натуралистичности работы. В дальнейшем эта тенденция ещё усилилась, стиль стал более графичным, а в шитье помимо обилия драгоценных камней стали использоваться «дробницы» - прямоугольные или фигурные пластинки из драгоценного металла с резным, эмалевым, чеканным изображением святого.

В вышивках 17 века чаще всего используется вышивка вприкреп, которая доведена почти до совершенства, вышивка волоченой нитью (закрепление на поверхности золотых тонких проволочек) и вышивка золотной нитью (льняными или шелковыми нитями обвитыми волоченой нитью). Шелк отходит на задний план, его используют лишь для шитья ликов и для прикрепа золотой нити. В собрании Эрмитажа хранятся образцы костюмов русских придворных костюмов 18-19 веков, вышитых золотыми нитями, украшенных золото-серебряным кружевом.

Золото-серебряное кружево пришло на Русь из Западной Европы в конце 16 века. Кружевницы использовали в основном зарубежные нити, которые в 17-18 веках наряду с готовыми кружевами ввозились в Россию. Золотые и серебряные кружева хорошо гармонировали с традиционно русскими парчовыми тканями, расшитыми жемчугами и золотным шитьем, поэтому они быстро получили широкое распространение. Кружевами богато украшалась церковная одежда и принадлежности, царские и боярские одежды, придворные платья.

Постепенно нити из чистого золота и серебра в целях экономии стали заменять на позолоченную нить, а затем и вовсе на искусственные материалы различного цвета, толщины, сечения.

Способы золотного шитья

Для вышивки золотыми нитями лучше всего подходит атлас или шелк. Ткань туго натягивают и заправляют в раму или пяльцы, большие чем сама вышивка, иначе края пялец могут повредить золотые нити. Для шитья нужны две иглы – толстая с широким ушком для вывода золотой нитки и иголка с узким ушком и острым кончиком для прикрепа (шелковой нити).

Эта техника позволяет использовать различные металлизированные нити, тонкую проволоку (канитель), трунцал (металлизированная полая трубочка с витой поверхностью), галун (полая трубочка), шнур, люрекс, пайетки, бисер и т.д.

В старину мастерицы вышивали золотом ткань «на прокол», т.е. пропуская нить сквозь ткань как при обычной вышивке. Позднее общепринятым стал способ работы «в прикреп», когда нити выкладываются параллельными рядами на ткани и прикрепляются шелковой нитью поперечными стежками. Шелковая нить может быть в тон золотой, тогда она становится почти невидимой на готовом изделии, либо быть контрастного цвета, тогда ложась на золотую нить она дает отсвет и нижняя нить принимает оттенок прикрепляющей. Фон, выполненный золочеными нитями уложенными в разных направлениях дает и разнообразное восприятие поверхности.

Эффектно смотрятся работы выполненные «шитьем по карте». Таким способом обычно шьют растительные и геометрические узоры, буквы и орнаменты. Из плотного материала – картона, кожи – вырезаются элементы узора, наклеиваются в соответствии с рисунком на ткань и обшиваются нитью «в прикреп». Узор «прикрепы» (прикрепляющей шелковой нитки) заранее размечается на подложке, затем по нему шилом протыкают отверстия.

Вышивку с золотыми нитями и картонными вставками стирать нельзя, можно лишь медленно и осторожно очищать мягкой щеткой.

В золотном шитье часто используется мягкая и жесткая канитель. Мягкая легко режется ножницами, в получившуюся трубочку вставляют игла с ниткой и вышивают узор. Жесткая канитель свита в спираль, она эластична и выкладывается по форме рисунка, надо лишь следить чтобы края были отрезаны гладко. Шов золотом и серебром часто встречается в восточных вышивках – арабских, индийских, японских, китайских.

В небольшом поселке Биорки Коломенского района Московской области живет скромная
большеглазая молодая женщина с золотыми руками. Это Мария Назаркина. Она человек
очень редкой профессии - золотошвейка.

Редкая умелица - она вышивает
Рождественские и Пасхальные яйца, оклады на Библию, Молитвословы и Евангелия,
дамские сумочки и кошельки, записные книжки и косметички. Все её работы
выполнены на бархате, парче, тафте с применением золотных нитей, канители,
бисера, и украшены различными камнями (янтарь, гранат, бирюза, натуральный
жемчуг и пр.)

При оформлении часто используются миниатюрные иконы ручной
работы, написанные в стиле Палех, традиционные русские мотивы.

У нее
высшее образование - сельскохозяйственная академия им. Тимирязева. Затем два
года она обучалась шитью в Ново-Спасском монастыре. Оттуда помимо знаний и
навыков золотошвейного ремесла Мария вынесла и сохранила послушническую
скромность. А еще в ней живет огромная любовь к этому делу и, конечно,
дарованный свыше талант.
Кроме того, она работала в мастерской Валентина
Юдашкина и до сих пор выполняет заказы для ведущих модельеров.

Но самое
удивительное, на мой взгляд, что при всей своей занятости Мария, знаменитая
своим мастерством далеко за пределами Коломны, организовала кружок золотного
шитья в детской школе искусств «Березка» в родном поселке.
Темы для рисунков
Мария черпает в книгах и собирает, где возможно. Материалы, которые использует,
- бархат, нити, блестки, жемчуг, бусы и камни - сначала покупала на свою
учительскую зарплату. Сейчас ей финансово помогает областное Министерство
культуры

Работы Марии Назаркиной выглядят как раритеты дворцовой
роскоши, достойные серьезных культурных фондов и личных собраний
коллекционеров.

В канун Светлой Пасхи предлагаю вам посмотреть на её
чудесные пасхальные яйца.

"СПАСИТЕЛЬ"