Аппликация из соломки схемы. Панно из соломки: пошаговая инструкция и мастер-класс

Немного истории:

Что же такое соломка?

Соломка - это трубчатая часть стебля злакового растения.

Использование соломы злаковых растений относится к тому периоду истории человеческого общества, когда было освоено земледелие. С культивированием злаков (пшеницы, ячменя, ржи) образовался такой замечательный источник сырья как солома. После уборки урожая и обмолота зерна солома всегда была в достатке. Поэтому не удивительно, что она нашла многообразное применение в жизни земледельца. Кулями обмолоченной соломы крыли крыши. Солома шла на корм и подстилку скоту, а в неурожайные годы ее подмешивали в хлеб. Она одевала и обувала крестьянина, была ему постелью, утепляла его дом.

Кроме того, солома широко применялась и в обрядовой деятельности. Очень-очень давно в языческие времена, в обрядах наших предков "принимали участие" соломенные чучела. Прошло много веков, на Руси уже приняли христианство, а традиция использовать в праздничных забавах соломенные куклы осталась. До сих пор на Масленицу мы сжигаем соломенное чучело Зимы.

В декоративно – прикладном творчестве соломка является одним из любимых материалов, используемых многими народами мира. В каждом изделии из соломки, какую бы оно страну ни представляло, отражаются не только особенности национальной культуры, но и свойства самого материала, выращиваемого в данном климате.

В Японии, Вьетнаме широко использовали рисовую соломку, в Западной Европе – пшеничную, в России, Белоруссии, на Украине – ржаную.

Народные умельцы Молдавии, Украины, России изготовляли из соломки различные вещи: циновки, сумки, коврики, игрушки. В Горьковской и Кировской областях соломой украшали самые разнообразные предметы: ларцы, шкатулки, рамки. В Белоруссии из соломы плели разнообразные емкости для хранения зерна, муки, соли; предметы домашнего обихода- сундуки, дорожные сумки; предметы одежды - шляпы, «коробочки» (головной убор), калёшы и многое другое. В Польше и Чехословакии соломкой украшали пасхальные яйца, игрушки, рамки для фотографий. Во Вьетнаме, Японии из рисовой соломки плели корзины, сумки, коврики.

Особенно отличились белорусские народные мастера соломоплетения XVIII- XIX веков из деревень Лемешевичи и Вавуличи. Они применили очень смелый приём, заменив деревянный иконостас ажурной перегородкой соломенного орнамента. Еще никто и никогда не использовал простую ржаную соломку в архитектурных целях и в подобных масштабах.

Уникальный иконостас, украшенный соломкой:

Мне посчастливилось пообщаться с Зоей Вячеславовной Рассяевой, которая работает в центре внешкольной работы и занимается изготовлением различных фигурок из соломки. Фигурки из соломки – это обереги, защитники. Конь – герой русских сказок – сопровождает мужчину, он его друг, и помощник, и советчик. Кукла-Мать – защитница женщин, птицы – души предков, охраняющие и помогающие живущим на земле.

Мне очень нравятся аппликации из соломки: они такие солнечные и одновременно отливают и золотом, и перламутром. Свое происхождение искусство аппликации соломкой ведет от интарсии (вида инкрустации мебели) и мозаики. Дорогую деревянную мебель украшали кусочками ценных пород дерева, перламутром, металлом и т.д. Но потом мастера догадались, что дорогостоящие и редкие материалы можно с успехом заменить красивой, но дешевой и доступной соломкой. Тонкую соломенную ленту достаточно было аккуратно наклеить на поверхность, чтобы получить желаемый эффект от нарядного светящегося декора. Так возникла аппликация соломкой. Украшенные аппликацией деревянные поверхности покрывали лаком, для увеличения цветового контраста между узором из соломки и темным фоном, а так же для закрепления соломки на поверхности. Инкрустация соломкой получила популярность в Белоруссии, Литве и на Украине. Инстанция и инкрустация по дереву были известными еще в Древнем Египте, Древнем Риме. Наивысшего расцвета интарсия (разновидность инкрустации, техника декорирования какой-либо поверхности, при которой один материал врезается, вставляется в углубления другого) достигла в эпоху Возрождения в Италии.

В декоративно-прикладном искусстве многих народов мира встречаются изделия украшенные узорами, которые составлены из кусочков соломенной ленты. Самые старые из изделий украшенных аппликацией соломкой и хранящиеся в музеях, относятся к 18- началу 19 веков.

В Латвии есть Музей Соломы. Все выставленные здесь работы изготовлены исключительно из соломы и сена. Там представлены несколько сотен соломенных скульптур и кукол.

Использованы источники:

Воловельская Е.А. Декоративно-прикладная работа с соломкой//Школа ремесел. – 1999.-№8

В заключение скажу, что я совершенно влюбилась в такой пропитанный солнцем и потрясающий материал, как соломка. И если, когда-нибудь перееду жить в сельскую местность (ведь чего только в жизни не бывает), займусь заготовлением соломки и изготовлением декоративных изделий из неё...

Методическая разработка «Мастер-класс «Аппликация из соломки своими руками»


Мастер-класс рассчитан для учащихся, педагогов и родителей.
Назначение: изготовление подарков, участие в конкурсах поделок, украшение интерьера квартиры.
Цель: познакомить с возможностями стебля соломки в изготовлении поделок.
Задачи:
формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;
освоить технологические приёмы и способы обработки соломки;
передавать выразительность образа.

Ход мастер-класса:

Влиянием лучей и теплоты
В стебле душа проснулась молодая,
На нём возникли сильные листы
И усики, и, нежно расцветая,
Горящие раскрылися цветы,
Как бы на пире чаша золотая,
Вся полная вином; и каждый лист
Биеньем сердца нежным был лучист.
Константин Дмитриевич Бальмонт

Природа - замечательная мастерская. В руках умельца все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту. Одним из самых дешёвых природных материалов является соломка. Соломка - это красивый и очень долговечный природный материал. Работы, сделанные из соломки, могут сохраняться долго, не меняя своего первоначального вида. Работа с соломкой очень интересна и увлекательна. Нет предела фантазии и творчества. Каждый раз хочется придумать что-то новое, интересное и необычное. Композиции получаются очень яркие, красивые. Они могут украсить интерьер любой квартиры.
В этом труде всегда есть новизна, поиск, возможность добиваться более совершенных результатов.

Для работы нам понадобятся следующие материалы:
- ножницы;
- карандаш, кисть;
- пресс (могут быть использованы любые тяжелые предметы);
- емкость (таз или кастрюля);
- клей ПВА;
- соломка, копировальная бумага, бумага чёрная, рамочка (для оформления работы);
-ДСП или картон.
Работая с инструментами необходимо соблюдать элементарные правила техники безопасности по обращению с ножницами, колющимися предметами.
Правила техники безопасности при работе с ножницами:
Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
Клади ножницы кольцами к себе.
Следи за движением лезвий во время резания.
Не оставляй ножницы раскрытыми.
Передавай ножницы кольцами вперед.
Не играй ножницами, не подноси к лицу.
Используй ножницы по назначению.
Правила техники безопасности при работе с клеем:
используй кисточку для нанесения клея;
используй салфетку, чтобы очищать поверхность от клея;
после работы клей обязательно закрыт.
Заготовка соломы
Солома - это стебли злаковых культур (ржи, пшеницы, овса, ячменя, гречка, рис). Дикорастущие злаки в огороде, в лесу. Для работы надо выбирать ровную соломку. Предназначенные для работы стебельки соломы должны быть неизмятыми.
Рожь самый жесткий материал, но диаметр трубочки очень большой и соломенные ленты у них самые широкие. Самый мягкий ячмень, овёс и по цвету самый нежный. Солому рекомендуется собирать вручную на обочинах полей. Ручная срезка с земли у самого корня, не машинная. Стебель состоит из отдельных сегментов, соединенных между собой утолщениями. Утолщения называются узлами, сегменты – междоузлиями, которые и понадобятся для изготовления картин. Соломку аккуратно разрезаем на части, обрезая толстые узлы (коленца). Срезанную соломку, удобнее хранить в коробке из под обуви.
Снимаем покровный лист. Покровные листья можно тоже использовать, если он мятый - убираем. Целый лист, он тоже как трубочка, разворачиваем, замочив предварительно водой, снаружи лист матовый, внутри блестящий. Это свойство можно использовать в качестве фона. Верхнюю соломинку можно оставить с колосочком. Когда делаем объёмно- плоскостную аппликацию в букетах, колос мы можем использовать.
Первый сбор, когда солома в молочной зрелости, ещё зеленоватая, колос только начинает желтеть, она такой оттенок и будет иметь. Второй сбор - за неделю до сборки урожая. Если переспевшая она грубая.

Приготовление соломки к работе.
Чтобы при работе соломка не ломалась нужно её замочить в кипятке, после чего соломка становится очень эластичной, прочной и легко сгибается и плетется. Соломку можно сделать разными оттенками. Чтобы получить белую, отбираем самые светлые полоски и варим соломку, пока вода не станет желтой. Слить кипяток, долить новую воду и снова варить. Повторить операцию до тех пор, пока вода не станет прозрачной. При последнем кипячении добавить 1 ст. л. уксуса на литр воды. Желтый цвет достигается с помощью соды. Кипятить соломку, как и в первом случае, но добавить 1 ч. л. соды на литр воды. Коричневый цвет можно получить несколькими способами. При горячей подготовке можно гладить полоски утюгом до тех пор, пока они не приобретут нужный оттенок. Если по окончании работы осталась солома, ее необходимо просушить.
Для выполнения аппликационных работ необходимо из соломенных трубочек сделать плоские ленты. Трубочки из соломки нужно осторожно разрезать вдоль стебля ножницами или острым концом ножа.

Разгладить каждую полоску тупым концом ножниц с двух сторон.
Когда солома подсохнет, досушите ее, проглаживая ножницами с лицевой стороны.

Готовые полоски сложить в коробочки по цветам.
Технология выполнения аппликации и наклейки соломки.
Начинать изготовление картины нужно с эскиза. Найти подходящий рисунок, перевести его на бумагу. Перевести на такую же бумагу каждую деталь рисунка.

На эскизе пронумеровать каждый элемент.



Копировальной бумагой перенести с двух сторон, каждый элемент на бумагу.



Используя клей ПВА, очень аккуратно наклеить на копировальный рисунок с лицевой стороны, тщательно прикладывая одну часть к другой, не оставляя просветов, подбирая их по цветовой гамме. Чтобы приклеить соломенную ленту, смажьте ее клеем с изнаночной стороны, наложите на деталь и прижмите. Если цветы - белая соломка, листья – жёлтая, веточки – коричневая.
В результате получаются заготовки деталей, которые надо аккуратно вырезать по контуру.


Вырезание производят, по изнаночной стороне, т.к. на бумаге видна линия контура детали. Ножницами обрезают бумагу вместе с соломкой. Этим достигается хорошее качество работы, линии получаются ровными, аккуратными (можно листы бумаги с наклеенной соломкой прогладить горячим утюгом и положить под пресс).



Полученные детали собираем в цветок или листок на чёрной бумаге, вырезаем. Готовые элементы собираем на ткань или дерево (желательно темного цвета), составляем композицию. Детали фиксируем клеем ПВА. После этого необходимо просушить работу и оформить ее в рамку. Наша картина закончена. Очень эффектно выглядят сделанные из соломки картины - цветы, звери, персонажи сказок, сооружения деревянного зодчества, корабли и пейзажи.
На этом наш мастер-класс окончен. Надеюсь, полученные знания вы примените в жизни и создадите свои шедевры.


«Церковь»
Предлагаю вашему вниманию работы моих учащихся:


«Букет»

1. Подготовка соломенной ленты.

Соломку залить горячей водой и выдержать 10-20 минут, пока стебли не станут мягкими. Если для аппликации используется овсяная или ячменная соломка, особенно снятая в начале лета, ее можно просто спрыснуть водой, завернуть во влажную ткань и дать немного полежать.

Затем соломенную трубочку расщепить ножом или скальпелем вдоль волокон (рис. 1). Развернуть соломину в пальцах и с внутренней стороны 10-15 раз провести острием ножа от середины к одному краю, затем столько же раз – от середины к другому краю. Соломенная лента должна быть зажатой между большим пальцем руки и острием ножа, при этом декоративный слой соприкасается с пальцем. Соломенная лента считается готовой,когда она не скручивается в трубочку, а свободно завивается в кольцо диаметром 7-12 см (рис. 2).

Соломенную ленту можно получить более простым способом – с внутренней стороны прогладив расщепленную соломенную трубочку не очень горячим утюгом. Однако в этом случае поверхность ленты не всегда получается ровной, т. к. слой, прикасающийся к утюгу, быстро пересыхает и может потрескаться.

Если соломенная лента имеет большую толщину или предполагается ее наклеивание на вспомогательный бумажный слой, с нее лучше частично срезать внутренний слой луба (рис. 3). Для этого соломенную ленту уложить на твердую ровную поверхность декоративным слоем вниз и ножом или скальпелем под острым углом, почти параллельно поверхности ленты, срезать тонкую стружку луба так, чтобы часть его оставалась на ленте (если удалить весь луб, соломенная лента станет полупрозрачной и сквозь нее будет просвечивать фон).

2. Обработка рисунка аппликации.

На рисунке для салфетки на каждую деталь нанести карандашом направление волокон соломки (рис. 4): в лепестках цветов – от центра по краям, в крупных листьях – от центральной жилки под углом к краям, в мелких листьях – вдоль, либо под углом, в фестонах – поперёк. Кроме того, все детали аппликации следует пронумеровать (исключая одинаковые).

3. Подготовка соломенных настилов.

Для настилов наклеить соломенные ленточки на кальку вплотную друг к другу, следя за тем, чтобы между ними не образовывались зазоры. Затем из этих настилов будут вырезаны детали аппликации. Подготовить соломенные настилы можно несколькими способами, выбирая наиболее удобный для себя.


- Перевести деталь аппликации на кальку и каждую деталь заклеить соломенными лентами в соответствии с нужным направлением волокон (рис. 5), после чего вырезать.
- Этот способ удобен для вырезания крупных деталей, в других случаях большее количество соломы идёт в отходы.


- Подготовить настил, наклеив соломенные ленты на чистый лист кальки.
- Рисунок на кальке приложить к настилу с изнаночной стороны, совмещая линии направления волокон на рисунке и на настиле, и обвести контуры деталей шариковой ручкой так, чтобы на настиле остался продавленный след (рис. 6).
- Несимметричные детали следует обрисовать по изнаночной стороне кальки с рисунком.
- Пронумеровать продавленные на настиле детали в соответствии с рисунком и вырезать.
- Кроме того, для часто повторяющихся деталей можно изготовить шаблон из плотного тонкого картона с вырезанной в нём деталью (рис. 7).
- Этот способ удобен тем, что настилы можно заготовить заранее, до разработки конкретного изделия.

На рисунке наметить линии направления волокон и номера деталей (рис. 8).
- На чистом листе кальки наметить стрелкой направление волокон настила. Этот листик кальки прикладывать к рисунку так, чтобы с направлением стрелки совпадали линии направления волокон на каждой детали. При этом детали рисунка нужно стараться располагать близко друг к другу, компактной группой (рис. 9). Затем площадь листка с нарисованными деталями заклеить соломенными лентами вдоль стрелки.
- Этот способ удобно применять тогда, когда соломы мало и её нужно экономить.

Во всех трёх случаях настилы следует высушить под прессом.

4. Вырезание деталей аппликации.

Вырезать из настилов детали можно с помощью ножниц. Мелкие кружочки удобнее выбить специальными высечками.

5. Наклеивание деталей аппликации на основу.

Вырезанные детали аппликации наклеить на фон согласно рисунку. Готовую работу просушить под прессом. При желании её можно покрыть лаком.

В работе по аппликации из соломки придерживаются в основном тех же правил, что и в аппликации из бумаги.

Выполняют аппликацию в определенной последовательности, начиная с выбора сюжета.

Для фона потребуется материал, который должен быть плотным: фанера, картон, бархатная бумага. Цвет фона может быть различным: черным, темно-вишневым, темно-зеленым, коричневым. Можно также подобрать подходящий лист шпона.

Аппликации с простым или со сложным сюжетом, большим количеством деталей выполняется по эскизу. Эскиз к будущей работе выполняется карандашом и соответствует ее размерам. Особое внимание следует уделять общей композиции эскиза и самой аппликации. Хорошо продуманная композиция – залог успеха аппликации. В эскизе наносятся линии, по которым будут наклеиваться соломины.

С помощью композиции определяется положение фигур и предметов в пространстве (для чего используется перспектива), достигается согласованность изображаемых явлений (в этих целях употребляются системы масштабов и пропорций, а также ритм, иногда симметрия).

При создании эскиза важно определить композиционный центр аппликации. Старайтесь придерживаться некоторых правил: избегать сплошной заклейки изображения из соломы, оставлять больше воздуха вокруг изображений, не усложнять композицию мелкой деталировкой.

Чаще всего создают аппликации из соломенных лент или «золотых пластинок», которые можно получить двумя способами: горячим и холодным.

Горячий способ. Приготовить стопку газет, на нее положить целые соломины. На соломины поставить горячий утюг. От прикосновения горячего утюга с соломой получатся узкие плотные соломенные ленты. Аппликация из таких лент – выпуклая, рельефная. Если перед проглаживанием соломины подержать в горячей воде при температуре 60–80 о С и разрезать их острым ножом или ножницами вдоль ствола, а затем прогладить горячим утюгом, соломенные ленты станут более эластичными и широкими, в работе более податливыми.

Холодный способ. Разрезать соломины вдоль ствола, раскрыть в стороны и прогладить кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Этот способ несложен; ленты, полученные таким способом, приобретают еще большую эластичность и блеск, чем при горячей обработке.

Затем соломинки наклеивают на бумагу, чтобы не получилось щелей или просветов, плотно прижимают ее пока не высохнет. Для приклеивания лучше всего использовать клей ПВА, но не следует мазать его слишком много, чтобы клей не выступал и не оставались пятна. Таким образом получится «золотая пластинка», из которой можно вырезать различные детали для композиции. Лучше всего если будет несколько таких пластинок разных цветов.

Можно делать аппликации и из соломенной ленты. До того, как наклеить такие ленты, их раскладывают по цвету: светло-желтые в одно место, светло-коричневые в другое, темно-коричневые в третье и т. д. Затем разрезают на отрезки нужного размера, вырезают из эскиза изображения. Например, чтобы сделать листок, его разрезают по прожилке пополам. Одну половину промазывают клеем и переносят ее на сухую чистую бумагу, только после этого приступают к накладыванию соломенных лент. Отрезки соломенных лент должны быть больше изображения. При наклеивании их укладывают близко друг к другу, не допуская просветов.

Когда наклейка хорошо высохнет, лишнюю солому срезают по краю бумажного изображения.

Заготовленные таким образом изображения раскладывают на фоне и смотрят, проверяют, все ли так как надо или как хотелось. Если все получилось безупречно, промазывают с обратной стороны клеем, наклеивают на фон и вторично высушивают под грузом.

Перед тем, как приступить к выполнению аппликации, необходимо заранее определить направление соломки в разных деталях: вертикальное, горизонтальное или наискосок и соответственно выкраивать детали. Постарайтесь разумно использовать «золотую пластинку», чтобы зря не выбрасывать остатки. К обрезкам тоже стоит присмотреться – из них может получиться что-то интересное. В готовой аппликации допустимо тонирование мелких деталей или орнаментов выжиганием.

Если сделать окантовку таких аппликаций и пометить их под стекло, сохранятся они намного дольше.

Аппликация из соломки бывает трех видов: предметная (изображение предмета – лодки, дерева, бабочки и др.), сюжетная (изображение какого-либо сюжета) и декоративная (для украшения чего-либо).

Предметная аппликация

Предметной называется аппликация, в которой изображается какой-либо один предмет. Это могут быть животные, растения, корабли и т. д.

Аппликация из плоской соломки

Плоская – это обработанная и проглаженная соломка.

Начинать работу с соломкой лучше с наиболее простых аппликаций.

«Яблоко»

Возьмите «золотую пластинку», нарисуйте на изнанке эскиз яблока, хвостика и листочка, выберите нужный размер. Вырежьте все детали и наклейте их на подходящий фон (лучше всего на бархатную бумагу зеленого цвета).

«Ваза с ландышами»

Возьмите лист бумаги и нарисуйте вазу с цветами. Затем ножницами вырежьте каждую деталь рисунка – получатся шаблоны для работы с пластинками. Каждую деталь уложите на заготовленную ранее пластинку. Для различных деталей пластинок можно использовать различные цвета пластинок: для вазы – золотистую, лепестков – зеленую, цветков – белую и т. д., но сначала лучше попробовать с одним цветом. На пластинке карандашом обведите детали. Необходимо следить за тем, чтобы направление соломки при выкройке лепестков было продольным. Лучше выкроить листья из двух частей: листок по прожилке разрежьте на две части, а на соломке их выкраивайте так, чтобы направление соломинок было под углом 45°. Вырезанные пластинки листа сложите, чтобы получилась «елочка».

С помощью электровыжигалки сделайте прожилки на листьях и украсьте вазу. Утюгом можно подтонировать части листьев, сделать их темнее (например, в центральной части лист темнее). Проутюжка также придает рисункам зрительную объемность, важно лишь не пережечь поделку.

Приклейте вырезанные части пластинок на плотную бумагу, следя за тем, чтобы части поделки плотно совпадали без щелей и пропусков. Ваза готова.

«Белочка»

Вырежьте из «золотой пластинки» делали для изготовления белочки: круг для головы, треугольник побольше для туловища, большой овал для хвоста и два маленьких одинаковых треугольника для ушей. Приклейте все детали, как показано на рисунке. Сделайте белочке глаза и рот. Для этого возьмите соломку потемнее или покрасьте ее в черный цвет. Для глаз следует взять кружочки побольше, а для рта – поменьше. Для туловища, головы и ушей расположите соломку горизонтально, а для хвоста – вертикально. Вырезать детали следует расположив их прямо, а при наклеивании их можно поворачивать под нужным углом.

«Цветы»

Подготовьте шаблон деталей цветов (это можно сделать с помощью копировальной бумаги или же перерисовать от руки). По шаблону вырежьте детали из пластинки и изготовьте из них цветы. Помните, что сначала следует приклеивать лепестки цветков, и лишь затем сердцевину. Не забывайте и о направлении соломки. Все детали следует вырезать, расположив их вертикально, а затем, при наклеивании, повернуть под нужным углом. Направление станет разным, но оно будет симметричным.

«Бабочка»

Вырежьте из пластинки туловище и крылья бабочки, а также детали рисунка на крыльях. Бабочка имеет симметричное строение, поэтому следите за тем, чтобы каждая пара крыльев была одинакова по размеру. Особенно важно обратить внимание на то, что направление соломки также должно быть симметрично. Голову и усики (по одному) можно вырезать из одной широкой соломки.

Выполняйте аппликацию в следующей последовательности: сначала приклейте вплотную друг к другу крылья, разместите на них узор (детали узора можно вырезать из крашеной соломки или из соломки другого оттенка, достигнутого путем проглаживания утюгом). Затем сверху наклейте туловище и усики. И, наконец, на стык усиков и туловища наклейте голову.

«Медвежонок»

Выполнить медвежонка сложнее, поэтому лучше перенести с помощью кальки или копировальной бумаги изображение на отдельный лист, затем разрезать рисунок на детали и вырезать по полученным шаблонам детали из соломки. При этом, вырезая, например, лепестки цветка из соломки, дорисуйте их, а затем при наклеивании наложите друг на друга (можно вырезать и по контуру, но тогда детали следует вырезать и приклеивать очень точно и аккуратно, чтобы не было просветов между ними). Мордочка выполняется тоже путем наклеивания одной части на другую: сначала большой овал – сама мордочка, затем сверху помещается нижняя ее часть, затем рот, нос и глаза.

Аппликация из круглой соломки

Круглая соломка – это необработанная соломка. Перед работой ее только немного вымачивают в воде, чтобы она стала более податливой.

При выполнении аппликации на соломинку следует быстро нанести точками клей и по одной прикладывать на фон или промазать участки фона и, плотно прижимая, выложить сухие соломинки.

Из круглых соломинок можно легко выложить любой рисунок или аппликацию. Важно только выбрать нужную величину каждой соломинки и аккуратно ее приклеить.

Как и при работе с плоской соломкой, начинать работу с круглыми соломинками лучше с выполнения самых простых аппликаций, постепенно оттачивая свое мастерство.

«Ель»

Ель выкладывается очень просто. Для этого надо взять длинную соломину и по бокам симметрично приклеить к ней короткие соломинки – ветки. Располагать ветки надо по косой. Для верхних веток возьмите соломинки покороче, а для нижних – подлиннее. Расстояние между ветками должно быть одинаковым, не располагайте ветки слишком близко друг к другу.

«Лестница»

Лестница делается совсем просто. Для этого надо приклеить длинные соломины одинаковой длины параллельно друг другу. Между ними под прямым углом на одинаковом расстоянии друг от друга расположите короткие соломинки. Короткие соломинки должны быть одной величины и должны располагаться параллельно друг другу.

«Домик»

Выложите из круглой соломки чудный домик, приклейте его на черную бумагу – и получится очень красивая аппликация. Соломку выкладывать следует очень аккуратно, плотно прижимая друг к другу. Заранее подготовьте соломинки нужной величины. Сначала попробуйте выложить домик и если все получится, только тогда его можно приклеивать. Рядом с домиком приклейте колоски, сверху сделайте из соломинок облака.


Сюжетная аппликация

Сюжетная аппликация состоит из нескольких разных фигур, которые часто находятся в движении.

«Сова»

Перенесите с рисунка при помощи копировальной бумаги или кальки изображение совы, разделите его на 3 детали: туловище, единое с головой и хвостом, и два симметричных крыла. Вырежьте данные детали из «золотой пластинки». Фон сделайте черным, лучше всего из черной бархатной бумаги. Можно сделать фон и другим способом: наклейте на картон черный бархат, велюр или любую синтетическую ткань черного цвета с ворсом. Приклейте на фон сову. При этом сначала следует приклеивать туловище, а затем крылья, немного накладывая их на туловище. Приклейте сове глаза: сначала сделайте два больших овала из соломки, а сверху наклейте на них два овала поменьше, вырезанные из белой бумаги. В свою очередь в эти овалы поместите черные кружочки. Далее приклейте нос – ромб, вырезанный из соломки.

Сделайте из круглой соломки ветку и приклейте к ней вырезанные из соломки листья или же обычные засушенные листья. Поместите на фон несколько звездочек и луну из соломки.

«Подводное царство»

Для композиции возьмите голубой фон.

Предварительно обработайте соломинки: разрежьте вдоль пополам, проутюжьте полученные половинки и заострите их концы. Теперь можно выкладывать композицию. Сначала выложите водоросли, а затем выкладывайте рыбок. Начинайте работу с хвоста и двигайтесь к голове, накладывая соломинки друг на друга. В конце сделайте плавники и глаза. Между рыбками приклейте соломенные кружочки – пузырьки воздуха.

«Весна»

Чтобы сделать данную полуобъемную картину, возьмите светло-зеленый фон, приклейте снизу травку в виде капелек. Затем приклейте стебель и листья цветка. Следите при этом за направлением соломки. Поместите наклоненный от цветка в сторону колосок любой злаковой культуры. А теперь сделайте цветок. Для этого вырежьте из одной пластинки нарисованные в один ряд лепестки, расположите их по кругу вокруг сердцевины цветка. Наклейте весь цветок на бумагу, а затем вырежьте. Сердцевину слепите из пластилина или приклейте небольшую пуговицу. Чтобы цветок выглядел объемным, приклейте к нему с изнанки на сердцевину кусочек толстого картона. Потом этот кусочек смажьте клеем и наклейте на фон.

Теперь сделайте птичку. Туловище для нее вырежьте из пластинки, крылья и хвост сделайте из круглой соломки.

И наконец, сделайте солнышко, лучи которого также сделайте из круглой соломки. Возьмите при этом соломины разной длины, срежьте их концы по косой и приклейте срезом вверх. Композиция готова.

«Деревня»

Данная аппликация делается из отдельных соломин. Сначала сделайте солнышко в углу, затем цветы. После этого выложите все заборы, изготовьте деревья и приступайте к выкладыванию домиков. Обратите внимание на то, как располагается направление соломки. Перед началом работы обязательно нарисуйте простым карандашом на фоне эскиз, тогда будет значительно легче располагать детали. Эскиз следует рисовать легким нажатием карандаша, чтобы потом его легко стереть.

«Осень»

Эта композиция делается из круглой соломки и рваных кусочков бумаги. Возьмите бумагу светло-серого цвета для фона. Из кусочков темно-серого цвета сделайте облака. Затем наклейте внизу два кусочка рваной бумаги: один коричневого цвета (под дерево), а другой – светло-желтого (для куста). Далее оформите дерево. Для этого возьмите рваные кусочки желтого, оранжевого и красного цвета и сделайте из них овал – осеннюю крону. А теперь приклейте соломку, но предварительно нарежьте ее. При этом сделайте один срез прямым, а другой – косым, причем косые срезы должны располагаться сверху. Выложите из соломки дерево, куст, травку возле дерева и капли дождя.

Декоративная аппликация

Декоративной называется аппликация, которая не изображает какой-либо предмет или сюжет, а служит для украшения.

«Натюрморт»

Вырежьте из пластинки все детали, ягоды винограда; хвостики груши и яблока можно вырезать из отдельных соломин. Наклеивайте детали на фон в следующей последовательности: (работу выполняйте слева направо) сначала поместите на фон яблоко, затем, немного накладывая на него, сливу, потом грушу. Теперь наклейте тарелку и, наконец, разместите гроздь винограда. После этого приклейте к фруктам хвостики. Рядом с тарелкой наклейте два овала – грецкие орехи. Не забывайте о направлении соломки!

«Сирень»

Вырежьте из соломин очень тонкие веточки, присоедините к ним листья, вырезанные из «золотой пластинки», причем вырезайте листья по половинкам, чтобы одна часть листа имела одно направление, а другая часть – другое. Листья должны быть не очень большого размера, но их должно быть много.

Теперь сделайте цветки. Эта работа сложнее, поэтому будьте аккуратны. Вырежьте из соломин маленькие овалы, точки и короткие кисточки. Один цветок состоит из четырех лепестков – овалов и сердцевины – точки. Наклейте цветки в виде грозди, расположите их очень часто, можно накладывать друг на друга. По краю грозди поместите кисточки.

Для того, чтобы сирень выглядела более естественной, перед работой соломку, из которой делаются листья, покрасьте в зеленый цвет, а соломку для изготовления цветов – в светло-сиреневый.

«Облепиха»

Из соломин сделайте стебли, листья вырежьте или из широкой соломки, или из пластинки. Листья и стебли лучше покрасить в зеленый цвет.

Разместите стебли с листьями на светлом фоне. Сделайте ягоды. Для этого вам потребуется апельсиновая кожура. Из свежей кожуры вырежьте кружки, высушите их и наклейте на стебель между листьями.



Автор книги – Галина Ефимовна Булыгина – более 30 лет проработала в Доме детского творчества г.Шадринска Курганской области. За эти годы она в совершенстве овладела многими видами декоративно-прикладного искусства: вязание на спицах и крючком, пошив кукол и мягкой игрушки, плетение макраме, изготовление искусственных цветов из ткани, украшений из кожи.

С 1990 года она первая в своем родном городе и в области вместе с девочками из студии «Умелые руки», которой она руководила, стала возрождать соломенную мозаику. Начали они практически с нуля, можно сказать опытным путем, потому что не было никакой литературы о технологии заготовки, обработки, приемах использования соломки. Кропотливый труд, настойчивость, нестандартный подход сделали свое дело.Год от года оттачивалось мастерство, совершенствовались методы работы с этим хрупким природным материалом.

В книге обобщен уникальный опыт многолетнего труда и поиска. Это значительный вклад в богатые традиции декоративно-прикладного искусства.

А начиналось все так…

Однажды, погожим осенним деньком, будто новыми глазами взглянула я на пшеничное поле, которое под дуновением ветерка, под яркими лучами солнца переливалось золотом и перламутром, и не было сил оторвать от него взгляд.

Взяла в руки соломушку и ощутила ее тепло, почувствовала, какая она мягкая, ласковая, живая, и на душе такстало хорошо. Видно есть в соломке добрая энергия, которая передает свою силу человеку.

И тут словно осенило меня: соломка - чудеснейший материал для декоративно-прикладного творчества. Сама Природа-матушка дарит мне это чудо. Мгновенно приняла решение – буду заниматься соломкой с детьми в студии детского творчества…

Немного истории

Работа с соломкой – одно из древнейших ремесел декоративно-прикладного искусства.

В ХVIII веке в Европемастера оклеивали разнообразными узорами из соломки всевозможные коробочки, шкатулочки, веера, мелкие предметы, покрывая орнаментом все их плоскости.

В Японии применяют рисовую соломку для оформления ширм-перегородок, декоративных панно, скульптур и при изготовлении игрушек.

В арабских странах, Польше, Украине, Чехословакии делают панно-картины, используя ржаную и пшеничную соломку.

Соломоплетение, как вид народного искусства, успешно развивается в Белоруссии. Особую славу завоевали куклы из соломки (фигуры людей, животных, птиц).

Подготовка соломки к работе

Соломка – необыкновенное сырье для декоративно-прикладного творчества. Ее золотистый блеск, легкость, пластичность, достаточно высокая прочность делают ее любимым материалом мастеров и любителей прикладного творчества.

Соломка имеет гладкую глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном направлении. Естественно, что узор, составленный из таких элементов, находящихся под разными углами по отношению к свету, создает эту неповторимую игру – блеск золота. Такое декоративное свойство и было подмечено давно.

Более всего пригодна соломка зерновых культур (ржи, пшеницы, овса. Проса), а также некоторых луговых и болотных растений.

Соломку можно собирать на протяжении всего лета (как только начинает наливаться колос. Самой золотистой соломка бывает только осенью, когда вызревают хлеба. Не вызревшие злаки имеют зеленый цвет и лишены золотистого цвета.

Окрашивание

Солома различных злаков в естественных условиях имеет более 100 оттенков. Но золотую соломку можно дополнить цветной, расширить ее солнечную палитру, удачно сочетая при этом мягкие, теплые, естественные тона с яркими цветовыми пятнами.

Солома восприимчива к окраске. Выделяют 3 способа окрашивания:

1. Кипячение в растворе с красителями.

2. В домашних условиях можно воспользоваться бытовыми анилиновыми красителями, при окрашивании которыми соломка приобретает яркие, несколько неестественные цвета.

3. Окрашивание соломки растительными красителями.

Также используют такие методы изменения цвета соломеннго полотна, как тонирование и отбеливание. Для закрепления цвета применяют квасцевание.

Основы для картин и панно

Для картин можно использовать самые разнообразные основы.

Например, можно сплести основу из полосок шпона. Плетенки из шпона обладают декоративным эффектом и подчеркивают в изделии выразительность соломки.

В такой же технике, но из соломенных лент, можно сплести корзиночки для оформления цветочных композиций, лапти, шляпки, домики и т.д.

Овальную или круглую основу можно выполнить в технике папье-маше.

Для объемных картин как нельзя лучше подходит коробка из картона, обтянутая подходящей тканью.

Аппликация

Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность использовать аппликацию при изготовлении картин, декоративных панно, цветочных композиций из соломки.

Аппликация может быть трех видов:

  • предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, гриб, цветок, дом);
  • сюжетной, отображающей совокупность действий, событий;
  • декоративной, включающей узоры, орнаменты, которыми можно украсить различные предметы

Различают аппликации:

  • плоскостные
  • плоскостно-зональные
  • объемно-выпуклые

Цветы

Элегантно-строгие, роскошно-яркие декоративные цветы подчеркнут оригинальность обстановки в вашем доме, обеспечат хорошее настроение и уют, подарят редкие минуты созерцания и покоя.

Цветы из соломки либо близки к натуральным, либо в них присутствуют элементы фантазии или стилизации (не существующая в природе форма, окраска, размер цветка и листьев).

Для изготовления цветка необходим следующий комплект деталей: стебель, листья и черешки к ним, тычинки и пестик или сердцевинка, лепестки, чашелистики.

Украшения из соломки

Для изготовления оригинальных женских украшений сама Природа-матушка предлагает свое чудесное творение – соломку. Это интересное и увлекательное занятие, требующее творчества, тонкоговкуса и художественной интуиции.

Мини-букетиками (бутоньерками) украшают платья, их носят на шляпках, прикалывают к волосам,лацканам жакетов. Такойбукетик изящен, необычен, если цветы и листья сделаны искусно.

Создание элементов композиции

Небо и небесные светила

Изображение неба… Как передать его глубокий покой или бесконечное движение светил? – Свет солнца, мерцаниезвезд, сияние луны…

В книге подробно описывается процесс создания деталей солнца, луны, облаков.

Изображение водной поверхности

Вода – это жизнь. Когда люди, птицы или животные купаются, плещутся или играют в воде – разлетаются брызги, всплески, разбегаются волны, образуется пена.

Подбирая разные варианты изготовления брызг и волн, вы убедитесь, каким разнообразным и порой неожиданным получается результат.

Волны можно выполнить из разных материалов соломенного полотна, соломенных лент, присыпки разных тонов.

Горы, скалы, камни

Соломка – благодатный природный материал, из которого можно создать все многообразие окружающего мира.

Выполнить горы и скалы можно двумя способами – наклеивание соломы на уже вырезанные детали из бумаги, либо вырезание элементов из готового соломенного плотна.

Растительный мир

Среди разнообразиярастений многие из них выделяются своей необычной красотой. Их с успехом можно имитировать соломкой, если в изготовление включить элементы стилизации. В качестве основы используется проволока, стебли обвиваются гофрированной бумагой.

Гроздь винограда

Виноградная лоза – благороднейшее растение на Земле.

Если вы пофантазируете, то из обыкновенных фисташковых орешков сотворите «живую» гроздь винограда, а когда к ней добавите несколько соломенных листочков, 2-3 веточки и 5-6 курчавых усиков – создадите картину!

Пни и коряжки

Удивительно богата природа в своем разнообразии. Например, встретив в лесу пни и коряжки, вы не оставите их без внимания и они обрастут в вашем воображении интересными сюжетами.

Особенно благодатный материал дает сосна: у нее множество извилистыхветвей. Выполненные из соломки витиеватые коряжки и причудливые пни легко вписываются в композиции картин, которые вы видите на цветных фотографиях.

Березка в роскоши лесных творений – единственное белоствольное дерево. И прикасается к нему постоянно мысль поэта, кисть художника, мелодия композитора, рука умельца…

Технология изготовления белоствольной березки с ее изящными ветвями достаточно трудоемкая.

Ствол делается объемным, соломка не тонируется.

Заснеженная ель

Нарядно выглядит заснеженная ель, ветви которой выполняются из очень светлого или отбеленного соломенного полотна.

Для сохранения белого цвета на "лапах" ели детали не тонируйте, только придайте им объем. В теневых частях у них возможна тонировка.

Бесконечно дорог и богат хвойный лес – море сочного аромата, изобилие здоровья и радости. И как хороша хвойная веточка, выполненная из соломки.

Хвоинки и чешуйки ствола выполняются отдельно.

Насекомые

Насекомые из соломки выглядят очень интересно. Детали создаются полуобъемными, лапки выполняются из очень тонкой проволоки, паутинкиплетутся из тонких нитей золотого люрекса.

Рыбки

Рыбки лучше всего делать на основе из папье-маше. Основу можно вылепить из пластилина, обклеить бумагой, и затем, уже бумажную объемную форму обклеивать чешуйками из соломки.

Птицы

Совсем непросто передать в соломке изящное оперение птиц, их естественный объем.

В изготовлении птиц следует уделять большое внимание оформлению крыльев, хвоста, головки, но особенно сложна их сборка. Чтобы облегчить ее, следует правильно выбрать основу, на которую будет монтироваться птица.

Для этого используют следующие основы:

  • плоскостное основание из плотной бумаги
  • выполненные из плотной бумаги и оформленные с помощью вытачек
  • выполненные в технике папье=маше

Животный мир

Удачнее всего получаются животные, детали которых выполнены в технике «веер». После вырезания плоской детали придается объем с помощью булек.

Очень эффектно выглядят картины с изображением коней, летящей тройки…

Изображение человека и окружающего его мира

Самое совершенное творение на Земле – человек, созданный для любви, созидания, и подходить к его изображению из соломки следует грамотно и осторожно.

Всем деталям придается объем, деталь лица не тонируется. Для оформления лица используется прием «аппликация».

Зимние мотивы

Сугробы в зимних композициях предлагаем выполнять из гладких и рельефных обоев разных оттенков. Текстура обоев, цвет и рисунок, должны подчеркивать пространственное восприятие сугробов.

Обычно композиционное пространство в таких работах состоит из нескольких планов, с перспективой дали.

Корабли

Прежде всего внимательно рассмотрите фотографии кораблей, и вы легко заметите, что, во-первых, их детали затонированы по-разному: одни детали коричневого цвета, другие – до светло-коричневого, а у остальных тонировка отсутствует; во-вторых, детали кораблей собраны методом накладки; в-третьих, волны выполнены из очень светлого полотна, почти белого.

Архитектурные сооружения

Освоив многие приемы и получив определенные навыки в работе с соломкой, вы смело можете приступить к изготовлению архитектурных сооружений (домов, храмов). Начните с простейшего. Бревна выполняются из соломенных лент, а их срезы – методом «веер».

Детали бревен тонируются с обеих сторон, по долевой, но самый край детали припаливаете сильнее. Далее детали выкладываете на полумягкую подушечку и боковой частью утюга им придается объем.

Искусство оформления работ

Обрамление – необходимая часть декоративно-художественного произведения, завершающая его.

Само оформление может находиться на той же горизонтали, на которой выполнено и само изображение. Рама может быть создана как дополнительный декоративных элементов картины.

Очень интересно можно обрамить картины и декоративные панно (где основа выполнена в технике папье-маше) семенами растений, мелкими камушками, ракушками, чешуйками еловых, кедровых, пихтовых шишек, «золотой» тесьмой, косичкой из соломки.

Заключение

Работая в технике плоской, плоскостно-тональной и объемно-выпуклой аппликации, мы искалиновые возможности, пути и способы совершенствования труда и, наконец, пришли к мысли, что детали нужно не только тонировать, но и придавать им глубокий объем, делать их «летящими».

Работа с соломкой была тем и сложна, и в то же время интересна, что литературы – никакой, никто не научит, никто не подскажет, что и как сделать? Только постоянный поиск методов и приемов в работе с соломкой на каждом занятии, неудачи и ошибки, многочисленные пробы и эксперименты, привели нас к новым способам изготовления деталей. Один метод «веера» чего стоит!

В неустанном труде придумано множество способовсоединения мелких деталей в более крупные (метод накладки), найдено несколько различных приемов прикрепления деталей к объемной основе.

Вам, нашим читателям предлагается новый способ сборки, который вы будете применять при монтировании объемных деталей к фону.

Аналогов разработанных нами технологий ни на практике, ни в литературе не встречалось, хотя прочитано было много книг и журналов!

Цель книги – донести до вас, уважаемые читатели, всю глубину и очарование работы с соломкой и открыть неограниченные возможности творческой перспективы в объемно-многослойной аппликации (так мы назвали ее в нашей студии детского творчества), над технологией которой мы так долго и скрупулезно трудились.