Что должен уметь ребенок в 4 месяца мальчик. Что должен уметь грудничок в четыре месяца

Родителям нужно следить за тем, чтобы развитие ребенка в 4 месяца происходило максимально естественно.

Младенцы такие крошечные и беззащитные и пока не в состоянии сказать, что именно их тревожит или в чем они нуждаются. Родителям приходиться догадываться самим, опираясь на опыт поколений.

И все равно их продолжают преследовать страхи, нормально ли происходит развитие ребенка.

4 месяца он живет с вами, но сомнения не дают в полной мере наслаждаться своим отцовством и материнством.

Сегодня мы поговорим о том, какие физические и психологические параметры отличают четырехмесячного малыша, чему он уже научился в своем возрасте и как обеспечить ему максимально гармоничное развитие.

Особенности развития ребенка в 4 месяца

Четырехмесячные малыши отличаются от трехмесячных.

Естественно, они изменились физически, но наибольшие изменения происходят с их психологией.

Именно в этом возрасте многие начинают понимать: из несмышленого пупсика с неосознанными реакциями младенец превращается в маленького человечка, который прекрасно знает, чего хочет и всеми возможными силами пытается это получить.

К 4-ем месяцам у большинства детей появляются следующие знания, умения и навыки, которые они охотно демонстрируют окружающим:

  • С легкостью переворачиваются со спины на живот и наоборот.
  • Пытаются ползать, усиленно помогая себе коленями и локотками.
  • Сидят, правда, пока опираясь на подушки.
  • Если вы положите его на живот, то он самостоятельно поднимет туловище и будет держать его, опираясь на ладони.
  • Цвет, форма, размеры, звуки – все это малыш уже вполне различает.
  • Легко ориентируется, кто свой, а кто – чужой.

    Причем людей, которые проводят с ним много времени, он различает не только по внешнему виду, но и по голосу, запаху и даже – тактильным ощущениям.

    Периоды бодрствования стали намного длиннее – 2 часа и больше.

    Часть этого времени ребенок способен развлечь себя сам, если вы обеспечите его интересными игрушками.

    Безусловный хватательный рефлекс сменяется осмысленным хватанием.

    Малыш понимает, что хочет получить именно этот предмет и знает, что с ним делать.

    Например, понимает, что нужно потрясти погремушку, чтобы извлечь звук.

  • Все, что оказывается в пределах его досягаемости, он пытается затащить в рот, поэтому следите, чтобы все игрушки были чистыми и не имели мелких деталей.
  • Отталкивается от твердой поверхности, если вы будете поддерживать его подмышки.

Физиологическое развитие ребенка в 4 месяца


За месяц малыш набрал вес (700–1 000 грамм) и подрос на 2–4 см.

Таблица физиологических параметров четырехмесячного малыша выглядит так:

На вид четырехмесячный малыш просто прелестен – такой себе сказочный упитанный карапуз с беззубой улыбкой.

Психологическое развитие ребенка 4 месяца

Период, когда первоочередными потребностями ребенка были еда и сон, остался позади.

Для нормального развития ребенка в 4 месяца ему нужно общение.

Мамы четырехмесячных карапузов часто жалуются, что ничего не успевают делать, потому что дитя не отпускает от себя ни на минуту и требует постоянного общения.

Не отказывайте ребенку во внимании.

Домашние дела подождут, они не стоят того, чтобы заставлять волноваться своего малыша, не желая проводить с ним время.

Дети в этом возрасте невероятно дружелюбны. Они охотно улыбаются незнакомцам, пытаются говорить с ними на своем языке, изучают их, ощупывая лицо, пытаясь запихнуть пальцы в рот.

Потребность пребывать на руках тоже никуда не делась – это еще один из способов общения для ребенка.

Малыш плачет уже не так часто и лишь тогда, когда его действительно что-то беспокоит.

Некоторые мамы жалуются, что их сын или дочь стали слишком капризными, хнычут без причины, не хотят играть. Это может быть связано с тем, что через месяц–два у ребенка прорежутся зубки, а подготовительный период причиняет ему дискомфорт.

Спектр , которые может испытывать ребенок, очень яркий: страх, интерес, радость, обида, гордость за совершенный поступок, удовольствие, боль и т.д.

Каким должен быть уход родителей, чтобы развитие ребенка 4-ех месяцев происходило нормально?

    Суточная норма сна – 17–18 часов, то есть периоды бодрствования сокращаются.

    Малыш реже просыпается ночью и у мамы наконец-то появляется возможность выспаться.

    Многие дети в возрасте 4-ех месяцев переходят на трехразовый сон.

    Суточная норма материнского молока или сухой смеси – до 1 кг.

    Периоды между приемами пищи стали более длительными, четырехмесячный малыш ест не более 8 раз в день.

    Младенец уже вполне осмысленно пытается облегчить себе процесс питания, поддерживая ладошкой материнскую груди или – бутылочку.

    Прогулки.

    Четырехмесячный карапуз уже так усиленно интересуется окружающим миром, что коляску иногда (если планируется недлительная прогулка, во время которой малыш будет бодрствовать) можно заменять на кенгурушку или слинг.

    Так он рассмотрит все, что ему интересно.

    Отправляясь на улицу, не стоит слишком укутывать малыша, чтобы он не вспотел, особенно, если вы собираетесь носить его на своей груди, а не возить в коляске.

    Температура воды должны быть не горячая: не более 37 градусов.

    Своевременно меняйте ему разовый подгузник, следите за чистотой ягодиц и интимной зоны, чтобы не спровоцировать появление раздражений и воспалительный процессов.

Еще пара слов о физическом развитии четырехмесячного малыша

и уходе за ним в видеоролике:

Развитие ребенка в 4 месяца: игры и учеба

Малыш уже вовсю лопочет на своем языке, играя с интонациями и силой звука.

Именно в 4 месяца многие дети произносят свои первые двухсложные слова: «ма», «па», «ба», «да». Поддерживайте разговор с ним, пытаясь научить его новым словам и звукам.

В 4 месяца у ребенка уже могут появиться любимые игрушки, с которыми он будет засыпать или которыми будет играть охотнее всего.

Четырехмесячные младенцы поддаются обучению. Им можно:

  • показывать различные предметы и цвета, называя их;
  • читать стишки и короткие сказки;
  • демонстрировать, какие звуки издает то или иное животное: как рычит лев, как лает собака, как мяукает кошка;
  • называть во время прогулки предметы и людей, на которых ребенок фокусирует свое внимание.

Родителям нужно следить за тем, чтобы развитие ребенка 4 месяца происходило максимально естественно, чтобы малыш не переутомлялся, не раздражался по пустякам, не испытывал других негативных эмоций, например, страха или тревоги.

Он должен постоянно чувствовать себя в безопасности и купаться в любви.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Первые 4 месяца жизни ребенка по праву считаются самыми насыщенными и продуктивными. За это время малыш интенсивно развивается. Речь идет не только о наборе массы тела, но и о различных навыках. Малыш становится более активным, охотнее идет на контакт с родителями и посторонними людьми. Он активно взаимодействует с внешним миром, что позволяет ему приобретать новые жизненные навыки. Чтобы не пропустить возможные отклонения в развитии, родителям будет полезно знать, что должен уметь ребенок в 4 месяца.

Социальные навыки

К 4-му месяцу жизни у крохи формируется «комплекс оживления». Это значит, что при общении со взрослыми ребенок начинает активно двигать конечностями, улыбаться и радостно гукать. К этому времени малыш уже умеет не только улыбаться, но и радостно смеяться. Он прекрасно различает хорошие и плохие эмоции взрослых людей. Радуется при появлении новой игрушки.

В 4 месяца кроха безошибочно узнает среди других взрослых людей своих родителей. И это не удивительно, ведь они проводят с ребенком больше всего времени.

Примечателен тот факт, что дети этой возрастной группы способны отличить своих родственников не только по внешнему виду, но и по голосам. Если они не видят своих родителей , то начинают активно искать их взглядом и прислушиваться к окружающей обстановке.

Уровень психологического развития

До четырехмесячного возраста дети улыбаются рефлекторно. После 4-х месяцев ребенок начинает улыбаться осмысленно. То есть, его настроением начинает руководить центральная нервная система. При этом ребенку доступен весь спектр эмоций и чувств , что и взрослому человеку.

Это очень важный этап в развитии крохи. Именно в этом время родители должны позаботится о том, чтобы между ними и малышом установилась тесная эмоциональная связь. В дальнейшем это позволит ребенку правильно развиваться в психоэмоциональном плане. Ему будет проще приспосабливаться к окружающему миру, ведь он будет знать, что рядом есть любящие его люди.

Физическая активность

К 4-м месяцам малыши приобретают некоторую самостоятельность . Они активно поворачивают голову. Во время кормления предпочитают помогать себе руками. Они хватаются за грудь мамы или бутылочку.

Естественно, это не все навыки, которыми овладевает кроха за 4 месяца жизни. Их намного больше. Основными из них являются:

Зрение и слух

Малыш к 4-месяцам начинает активно обращать внимание на все яркие или движущиеся предметы. Раньше у него не работала фокусировка зрения. Он мог различить предметы, расположенные только на расстоянии 40 см. Теперь же он отчетливо видит на дистанции в 3-3,5 м. Теперь кроха может наслаждаться видом своей комнаты. Да и прогулки на свежем воздухе становятся для него более познавательными.

Что касается слуха, то к 4-м месяцам он у крох становится таким же острым, как и взрослых людей. Теперь малыши умеют реагировать на окружающие звуки должным образом: при резких и незнакомых звуках они пугаются, а, слыша маму, радуются.

В этом возрасте родители не должны допускать скандалов при ребенке, так как кроха прекрасно различает эмоциональный окрас речи.

Желательно, чтобы малыш во время бодрствования не оставался в тишине. Если мама занята домашними делами, она может поставить ему классическую музыку, записи детских сказок или колыбельных песен. Все это пойдет маленькому человеку на пользу.

Речевые навыки

К возрасту 4-х месяцев ребенок должен уметь активно пользоваться своим речевым аппаратом. Он уже должным образом произносит основные слоги: «ба», «па», «ма». Из-за их четкого произношения многие молодые родители ошибочно думают, что чадо вот-вот заговорит. Это ошибочные ожидания. До полноценной речи еще далеко. Слоги, которые слышат родители от крохи в этом возрасте, указывают лишь на хорошее настроение. Эти звуки дети произносят неосознанно, они лишь копируют артикуляцию взрослых людей. И все равно это очень важный шаг. Ведь теперь у ребенка появился еще один инструмент привлечения внимания родителей.

Возможные отклонения

Когда речь заходит о патологиях развития, многие люди забывают о том, что все дети индивидуальны и уникальны. Даже если поместить детей в одинаковые условия , развиваться они будут по-разному. Например, если ребенок начинает переворачиваться на 1 месяц позже своих сверстников, это считается нормой.

В тех случаях, когда отставание достигает 2-х месяцев, тогда родителям нужно срочно показать свою кроху врачам.

Отсутствие половины вышеописанных навыков – серьезный повод для обращения за помощью. Нужно непременно идти к врачам в следующих случаях:

Все эти отклонения красноречиво указывают на отставание ребенка в физическом и психоэмоциональном развитии. Без помощи педиатра и невролога здесь не обойтись .

Если отклонения от нормы незначительные, скорее всего, родители просто не уделяли должного внимания развитию крохи.

Родители должны знать, что нужно делать , чтобы ребенок хорошо развивался.

Распорядок дня

К четырехмесячному возрасту родители должны делать все, чтобы ребенок был более активным днем. Нужно увеличить время непрерывного бодрствования до 3-х часов . Ребенок должен достаточное время гулять, играть с родителями. Ему должно хватать времени на освоение новых навыков.

Ночной сон ребенка должен занимать от 7-10 часов. При этом следует учитывать тот факт, что кроха, вероятнее всего, будет ночью просыпаться, чтобы поесть. Поэтому родителям следует загодя делать питание на ночь.

Физическое развитие

Делать это упражнение нужно не чаще 2-х раз в день.

Ребенок также должен уметь активно переворачиваться в 4 месяца. Если у него это плохо получается, это не повод для паники. Родители могут ускорить усвоение навыка. Для этого им нужно положить кроху на спину, взять ножку малыша, согнуть ее и отвести в сторону. Ребенок инстинктивно потянется ручкой в ту же сторону. Родители должны дать ему палец . Кроха ухватится за него и, воспользовавшись опорой, перевернется на живот.

Делать это упражнение нужно очень нежно и осторожно.

Чтобы у крохи лучше работали пальчики, родители могут сделать для него специальную игрушку: сенсорную коробку. Делать ее несложно: нужно взять картонный кубик и оклеить его различными материалами. В двух боках коробочки нужно сделать отверстия такого размера, чтобы кроха могла засунуть туда руку. Внутри коробочки нужно крепко закрепить шнурки, пуговички, ворсистую и гладкую ткань, фольгу.

Ребенок будет активно пытаться нащупать разные детали игрушки. Тем самым у него будет активно развиваться мелкая моторика.

Развитие слуха

Слух развивать проще всего. Для этого нужно воспользоваться различными музыкальными инструментами вроде колокольчика, свирели, ксилофона. Нужно издавать различные звуки с их помощью рядом с ребенком. При этом кроха должна видеть, что именно издает звук. Ребенок должен уметь вычислять местонахождение звукового источника.

Стимулирование речевого аппарата

Это не столько работа для ребенка , сколько для его родителей. Они должны делать следующие упражнения:

  • взять малыша на руки так, чтобы он видел лицо мамы;
  • она должна высунуть язык и покачать им из стороны в сторону;
  • надуть щеки и пофыркать;
  • вытянуть губы трубочкой.

Спустя некоторое время малыш начнет копировать действия мамы. Тем самым у него будет быстрее развиваться речевой аппарат.

Заключение

Итак, теперь вы знаете, что должен уметь ребенок в 4 месяца . Он способен хватать предметы, манипулировать ими, гукать, эмоционально реагировать на изменение окружающих условий. На этом этапе жизни малыша родители должны помочь ему закрепить новые навыки и создать условия для движения к новым достижениям.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Ребенку 4 - 5 месяцев: поем, танцуем, играем

Вашему малышу исполнилось четыре месяца. В некотором роде этот возраст можно считать переходным: примерно в это время организм ребенка приспосабливается к новому для него вертикальному положению 1. Малыш делает первые попытки подползти к интересующему его предмету. И уже не за горами то время, когда мир вашего сына или дочки перестанет ограничиваться кроваткой или манежем. Как подготовить малыша к предстоящим переменам?

ВЫБИРАЕМ ИГРУШКИ

Четырехмесячному ребенку, который уже умеет брать и удерживать различные по форме и величине небольшие предметы, можно предлагать погремушки с ручками различной формы. С пяти месяцев набор игрушек можно разнообразить: предложите малышу игрушки-пищалки (но не слишком тугие), небольшие кубики и другие игрушки из ткани различной фактуры с погремушкой внутри 2. Большую радость пятимесячному ребенку доставят обычные предметы быта: ложки, кружки из прочной пластмассы, небольшие пластиковые баночки из-под мороженого, йогурта и т.п. (только убедитесь в том, что у них нет острых краев!).
Для малыша, который учится ползать, незаменимы игрушки, меняющие положение в пространстве при легком прикосновении: это могут быть мячи (в том числе музыкальные) 3, шары из дерева и пластмассы (которые иногда делают тоже музыкальными, прозрачными или светящимися) или другие предметы округлой формы, например деревянные пасхальные яйца (которые, как уже писал наш журнал, издавна давали для забавы детям в русских деревнях). Можно положить в кроватку или манеж большой яркий надувной мяч. Толкая его ногами, ребенок будет не только играть, но и развивать координацию движений.
По-прежнему интересны ребенку неваляшки и яркие коврики, которые прикрепляются к кроватке 4. Для занятий с малышом можно использовать яркие жостовские подносы или хохломские блюда (но рассматривать их ребенок должен только под контролем взрослого!).
Большое удовольствие малышу доставят игрушки-вертушки, приходящие в движение от легкого прикосновения руки. Отечественные фабрики игрушек выпускают деревянные мельницы и карусели, сделанные по принципу аналогичных народных игрушек, которые изготавливали еще в 19 веке. В магазинах игрушек вам предложат также импортные вращающиеся погремушки на подставке.
Для четырехмесячного ребенка гирлянды из погремушек прикрепляют уже не над самой грудью, а на расстоянии вытянутой руки, чтобы дотянуться до них можно было, лишь приложив некоторое усилие. Для пятимесячного ребенка, который научился брать лежащие предметы, игрушки лучше не подвешивать, а класть рядом, чтобы стимулировать двигательную активность: ведь для того чтобы взять игрушку, малыш должен будет повернуться со спины на бок или на живот. (Кстати, заметим, что с 5 месяцев специалисты рекомендуют во время бодрствования помещать ребенка не в кроватку, а в манеж, т.к. малышу, который учится ползать, понадобится больше места для игр.) Разложите игрушки в разных местах манежа и периодически меняйте их, чтобы поддерживать познавательную активность малыша. Кстати, по наблюдению педиатров, дети, которые с первого полугодия жизни могут занять себя игрушками, впоследствии не приобретают вредную привычку сосать пальцы.

ЧАСТИ РЕЧИ

Примерно в 5 месяцев ребенок начинает произносить первые слоги с губными согласными м, б, п. Правда, когда вы впервые услышите из уст пятимесячного малыша долгожданное «мама», то, скорее всего, он произнесет его неосознанно. Все равно продолжайте диалог с ребенком, употребляя слова с губными согласными: мама, папа, баба. Не забывайте время от времени замолкать и «давать слово» малышу 5. Хорошо стимулируют становление речи короткие стишки, потешки, которые можно напевать или рассказывать просто «к случаю», выполняя ежедневные процедуры, связанные с уходом за ребенком. Тексты самых известных народных песенок и потешек мы приведем ниже.

ГОТОВИМСЯ ПОЛЗАТЬ И ХОДИТЬ

В 4-5 месяцев, слыша ваш голос или звучание погремушки, малыш поворачивается на бок, а потом - на живот и пытается отыскать взглядом источник звука. Поощряйте двигательную активность малыша. Для этого продолжайте усложнять игры с погремушкой: погремите ею сбоку от ребенка. Когда он повернется на звук, приблизьте к нему погремушку, а потом вложите ее в руку ребенка.
Чтобы стимулировать первые попытки малыша передвигаться самостоятельно, поставьте впереди примерно на расстоянии метра от лежащего на животе ребенка жостовский поднос или яркое панно, прислонив их к стенке кровати или манежа. После нескольких попыток малыша подползти поближе помогите ему, подставив под его ступню ладонь. Пусть ребенок дотянется до подноса, дотронется до него.
Подготовить малыша к ходьбе поможет «потанцовывание», когда взрослый держит ребенка в вертикальном положении так, чтобы его ступни касались поверхности кровати или манежа (но не ставит его на ножки!). Ребенок при этом двигает ногами, как будто пританцовывая. Потанцовывание доставит ребенку еще большее удовольствие, если вы будете напевать песенку. Например, такую:

Ай, Ванюша, попляши,
Больно ножки хороши!
Можно и фривольнее:
Ай, скок, поскок,
Молодой груздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел,
Целовал-миловал,
Да к себе прижимал.

ЗНАКОМИМСЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Начиная расширять «кругозор» малыша, родители должны помнить, что до 5,5 месяцев ребенка привлекают лишь те предметы, которые находятся на расстоянии около 90 см. Поэтому вряд ли стоит торопить события и пытаться обратить внимание малыша на пейзаж за окном или птичку, летящую высоко в небе. Но ведь и рядом с нами так много интересного!
Совершите вместе с ребенком «экскурсию» по собственной квартире. Подойдите к висящим на стене фотографиям семьи, рассмотрите их. Сходите на кухню. Назовите малышу предметы, которые он там увидит. Дайте ему потрогать и подержать все, что можно и что не представляет опасности (небьющиеся чашки и миски, деревянную лопаточку, полотенце и т.п.).
Подойдите вместе с ребенком к большому зеркалу. Вы увидите, как малыш улыбнется своему отражению и, возможно, потянется к нему, чтобы познакомиться с ним поближе.

«УРОКИ АНАТОМИИ»

Самой интересной «игрушкой» для ребенка становится его собственное тело: он может подолгу рассматривать свои руки, некоторые с удовольствием сосут пальцы ног.
Дайте малышу первый «урок анатомии»: наклонитесь к нему, проведите его руками по своему лицу, дайте ему его ощупать. Покажите, где у вас нос, уши, глаза, при этом называя каждую часть лица. Игры с частями тела помогают малышу научиться ориентироваться в пространстве, а также способствуют овладению речью.
Вспомните детские игры и потешки, в которых называются части тела. Рассказывайте или напевайте эти стишки во время гимнастики, одевая ребенка или делая ему массаж. Напомним некоторые из народных игр-потешек для самых маленьких, в которые играли с нами наши мамы и бабушки.

1. (Ритмично перебирая пальцами по спине ребенка):
Идет бай по стене,
Несет лапти на спине.
Дитенкам по избенкам
Дарит по лаптенкам.

2. (Показывая на нос ребенка):
- Чей нос?
- Мокеев.
- Куда едешь?
- В Киев.
- Что продашь?
- Рожь.
- Что возьмешь?
- Грош.
- Что купишь?
- Блин.
- С кем съешь?
- Один.
(Легонько треплют ребенка по носу)
- Не ешь один, не ешь один!

3. (Осторожно раздвинув ножки ребенка и легонько постукивая подошвами друг о друга):
Токи-токи-тошки,
Кую-кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке.
Дорога кривая,
Ни конца, ни края,
Грязь по колено,
Лошадь охромела.
Топ-топ-топ - приехали.

4. (Поднимая и вытягивая руки лежащего на спине ребенка):
Потягунюшки, порастунюшки,
(соединяя и распрямляя ноги ребенка)
В ножки - ходунюшки,
(приближая губы к губам ребенка)
В роток - говорок,
(легко трепля волосы ребенка)
А в головку - разумок.

Отличное средство развития мелкой моторики - так называемые пальчиковые игры. Кто из нас не помнит сороку-ворону, которая варила кашку? Интересно, что, по наблюдениям детских психологов, пальчиковые игры не только облегчают впоследствии обучение письму и рисованию, но и способствуют овладению речью, т.к. при этом происходит индуктивное возбуждение центров речи.
Те варианты игр, которые мы предлагаем, - пока еще только подготовка к настоящим пальчиковым играм, движения которых малыш со временем научится выполнять самостоятельно.

1. Сорока, сорока, кашку варила,
На порог поскакивала, гостей посматривала:
Не едут ли гости, не везут ли гостинцы?
Приехали гости, привезли гостинцы:
(загибают пальцы ребенка)
Этому - кашки,
Этому - бражки,
Этому - пивца,
А этому - не хватило.
Поди к колодцу,
Напейся водицы.
(дотрагиваются до ладони ребенка)
Тут пень,
(берут ребенка за кисть руки)
Тут колода,
(берут ребенка за локоть)
Тут мох,
(щекочут ребенка под мышкой)
Тут водичка.

Поочередно загибая пальцы ребенка, приговаривают:
2. Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
(Кстати, с помощью этой игры можно сделать увлекательным даже такое скучное занятие, как стрижка ногтей.)

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Развиваем чувство баланса

Игра 1. «Катание на мяче»

В этом возрасте у малыша появляется множество новых двигательных навыков, однако ему пока трудно сохранять равновесие в некоторых позах из-за отсутствия координации рук и ног. Игра направлена на развитие чувства баланса.

Вам понадобятся

Надувной мяч (фитбол) диаметром 70–80 см, мягкая пелёнка, ковёр или одеяло в качестве мата.

План игры

1. Положите малыша животом на мяч. Одну руку положите ему на спину, а другой придержите обе ноги. 2. Осторожно покачайте мяч вперёд, потом назад, а затем вправо и влево. 3. Переверните ребёнка на спину и уложите на мяче так, чтобы его голова не запрокидывалась. Повторите те же движения в этом положении. 4. Снова положите малыша на животик и, слегка надавливая на поясницу и ягодицы, сделайте так, чтобы мяч начал пружинить под ребёнком. Во время выполнения этого упражнения придерживайте ножки.

Родителям на заметку

1. Заниматься на мяче нужно не раньше, чем через 1,5 часа после кормления. 2. Если малышу нравится соприкасаться с поверхностью мяча лицом, а также голыми руками и ногами, можно обойтись без пелёнки. 3. После каждого занятия мяч необходимо мыть или протирать влажной губкой. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

Малыш растет и набирает вес, с каждым днем он становится все активнее. В 4 месяца мальчики весят 6,2-7,8 кг при росте 61,8-66,0 см, соответствующие показатели для девочек: 5,6 - 7,2 кг и 59,9 - 64,3 см*.

Самые «быстрые» дети уже могут самостоятельно передвигаться: они пытаются ползать, лежа на животике и помогая себе руками, или принимают позу лягушки и отталкиваются ножками. Бывает, что малышам проще пятиться назад, и они не сразу учатся ползать вперед. Многие дети умеют переворачиваться с животика на спинку или даже со спинки на животик.

Ребенок активно пользуется руками, исследуя окружающий мир. Он тянется за предметами и загребает их ладошкой. Пальчики рук у него еще не достаточно ловкие. Новую игрушку или другой предмет ребенок должен всесторонне обследовать: схватить, положить в рот, рассмотреть со всех сторон. Ведь только так он может разобраться, как с ними играть.

Если раньше ребенок четко видел предметы, которые находились на расстоянии до 30-40 см, то теперь он может фокусировать свое зрение в зависимости от того, ближе или дальше находится интересный объект. Малыш лучше различает цвета и даже может увидеть отличия в разных оттенках одного цвета. Он радостно реагирует при появлении новых предметов и смену обстановки.

В этом возрасте ребенок различает все основные звуки и воспроизводит некоторые из них. Он может имитировать мимику мамы и папы и повторять некоторые слоги, например, «ба-ба». Еще больше ему нравится воспроизводить кашель, бормотание, пронзительный крик, и он повторяет их снова и снова, то понижая, то повышая голос.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Теперь во время бодрствования ребенок уже не требует вашего постоянного присутствия рядом, давая маме передышку на несколько минут. Он может играть со своими ручками и ножками несколько минут подряд, повторяя одни и те же движения несколько раз. Это совершенно естественно, ведь в этом возрасте малыши обычно повторяют все действия многократно, чтобы осознать их, прежде чем приступить к освоению нового навыка. Например, кроха может говорить слог «да-да-да-да» несколько дней, не пытаясь разнообразить свой словарный запас, а потом также долго повторять «бу-бу-бу-бу».

Зеркало - любимая забава детей в этом возрасте. Малыш может подолгу любоваться своим отражением, улыбаться ему, изучать движения рук. Лица любого вида и формы завораживают детей: они с интересом разглядывают лица людей, кукол и даже страшные, на первый взгляд, ритуальные маски. Но самый большой интерес ребенка вызывают мама и папа. Общаясь с родителями, кроха дергает их за волосы и гладит по голове, ощупывает лоб, нос, подбородок. Если мама говорит, старается залезть пальцами ей в рот, пытаясь понять, как оттуда появляются такие интересные звуки.

У малыша появляется чувство юмора: он может весело засмеяться, если папа будет корчить забавные рожицы или издавать смешные звуки, подражая животным. У маленьких детей веселье и страх тесно связаны друг с другом. Смех дает выход нарастающему напряжению, но избыточное возбуждение может напугать малыша и стать причиной слез. Только что ребенок заливался смехом, когда его щекотали и поднимали вверх, а теперь он громко плачет. Во время шумных игр необходимо внимательно наблюдать за малышом, чтобы не перевозбудить его и вовремя предложить крохе более спокойное занятие.

Питание

Обычно четырехмесячному ребенку достаточно 6-8 кормлений и 900-1000 г грудного молока (или адаптированной молочной смеси, рекомендованной педиатром) в сутки*. Состав материнского молока меняется в зависимости от потребностей малыша. Теперь в нем содержится больше полезных жиров и минеральных веществ.

Начинать введение прикорма следует с очень небольших порций: 10 г овощных пюре и 10 г безглютеновых каш (рисовая, гречневая, кукурузная каша – по выбору). Постепенно увеличивайте количество прикорма до 50 г в день. Новые блюда надо добавлять в рацион малыша поочередно, внимательно наблюдая за его реакцией на каждый продукт. Предложите грудничку на завтрак овощное пюре из брокколи или цветной капусты. Через 7-10 дней, если кроха хорошо перенес новый продукт, можно приготовить ему рисовую или кукурузную кашку, разведенную грудным молоком (или смесью).

Помните, что в этот период основным источником питательных веществ для ребенка по-прежнему остается грудное молоко (или детская молочная смесь), поэтому необходимо докармливать малыша молоком во время каждого приема пищи.

Уход за ребенком

Пора заняться зарядкой! Убедитесь, что вы с малышом «бодры, веселы и здоровы» - и можно начинать.

Положите ребенка на спинку, совершайте его ручками круговые движения. Потом поднимайте и опускайте ручки. Осторожно поверните малыша сначала на один бок, потом на другой. Слегка надавите руками на его животик, приподнимите ножки и слегка потрясите их.

Положите ребенка на живот. Согните его ножки в коленях, потом распрямите их и разведите в стороны. Затем соедините ножки вместе. Переверните малыша на спинку. Поднимите его ручки вверх, опустите вниз, скрестите и разведите в стороны.

Внимательно наблюдайте за ребенком, не дайте ему переутомиться. Напевайте веселые “спортивные” песенки, чтобы кроха мог почувствовать ритм упражнений. В конце занятия повозитесь с малышом, слегка пощекочите его, поцелуйте и похвалите за старание.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Играйте с ребенком в простые игры, например, в прятки. Спрячьте лицо за ладонями рук или прикройтесь одеялом, малыш наверняка начнет радостно смеяться, когда вы неожиданно появитесь у него перед глазами.

Постройте небольшую картонную горку и спускайте с нее игрушку на колесиках на глазах у малыша. Это наблюдение поможет ребенку в будущем лучше понять причинно-следственные связи между явлениями.

Положите в каждую руку малыша пищащие игрушки, которые можно легко сжимать. Постепенно он научится сжимать обе игрушки одновременно. Такие игры отлично помогают детям научиться принимать решения и координировать действия.

Помогите ребенку исследовать разные части его тела. Наденьте на ножки крохи яркие носки. Сначала он будет их рассматривать, а потом попытается схватить ногу и даже снять с нее носок. Не забудьте похвалить малыша, когда ему удастся это сделать.

Дети в этом возрасте обожают играть в «звуковые» игры: порычите, как лев, или попыхтите, как паровозик. Если ваш малыш издает какие-нибудь звуки - повторяйте их, имитируя мимику ребенка. Делайте паузы, чтобы малыш мог вставить свое «слово». Он обязательно оценит ваши попытки «поговорить» на его языке, и, заодно, узнает правила построения диалога.

Сон

В этом возрасте дети спят 17-18 часов в сутки*.

Единого волшебного совета «как уложить ребенка спать» не существует, однако есть некоторые общие рекомендации, помогающие успокоить малыша и настроить его на засыпание.

Перед сном искупайте ребенка в теплой ванне и сделайте ему легкий массаж: это поможет снять мышечное напряжение.

Попробуйте укачать кроху на руках: возможно, он чувствует себя в безопасности, только прижавшись к маме или папе. Некоторые дети быстрее засыпают при монотонном раскачивании в коляске или люльке.

Многие дети успокаиваются, слушая тихую плавную музыку или негромкую речь, например, неторопливое чтение вслух «взрослой» книги.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Родители часто оставляют детей без постоянного присмотра во время сна, поэтому необходимо убедиться, что в кроватке или коляске малыш будет в безопасности.

Теперь, когда ребенок стал более активным, еще раз проверьте прочность и надежность всех элементов детского спального места. Всегда укладывайте ребенка спать на спину. Матрас должен быть ровным и не очень мягким. Не используйте подушки, уберите из кроватки мягкие игрушки. Постельные принадлежности должны быть из гладких, «дышащих» материалов, никаких пушистых простыней и одеял.

И снова здравствуйте, мои дорогие читатели! Сегодня мне захотелось продолжить с вами одну из моих любимых тем – «взросление» наших маленьких деток. Думаю, каждая мама тщательно следит за изменениями своего малыша и бесконечно радуется его успехам. И это правильно, ведь первый год жизни – достаточно сложный период для малютки. Он только начинает познавать этот большой мир!

Развитие ребенка в 4 месяца не может не радовать молодых родителей, ведь малыш уже окреп и готов к освоению новых знаний! И это действительно так, ведь кроха поправился и подрос, он совсем не похож на себя трехмесячного! Здесь же у мамы и может возникнуть вопрос: «что должен уметь ребенок в 4 месяца»? Об этом я и предлагаю поговорить!

Не стоит удивляться, что ваш грудничок так быстро меняется. Не нужно шокироваться и от того, что цвет его глаз совсем не тот, что был в роддоме. Все это – естественный процесс. Вам остается лишь наблюдать, как ваш долгожданный малыш становится старше с каждой минутой – не упустите это время!

В этом возрасте детки продолжают набирать в весе, и, что банально, растут:

  • рост дочери колеблется от 55,6 до 68,6 см (сыночка – от 57,6 до 70, 1 см):
  • вес малышки колеблется от 4,4 до 9,3 кг (малыша – от 4,9 до 9,7 кг);
  • окружность головы девочки: от 38,0 до 43,3 см (мальчика: от 39,5 до 44,4 см).

Но, нужно понимать, что значения условные, и если ваш малыш не «входит» в вышеописанные рамки, но при этом прекрасно себя чувствует, хорошо кушает и не капризничает, то и «бить тревогу» нет смысла.

Однако если вы всё же обеспокоены самочувствием малыша и несоответствие веса/роста вашего малыша и общепринятых данных вас настораживает – обратитесь к детскому педиатру. Опытный специалист осмотрит вашего новорожденного и сделает заключение.

1.1. Сон четырехмесячного ребенка

В данном возрасте нужно уделить особое внимание режиму дня малыша. Думаю, вы заметили, что ребеночек почти не мучается болями в животике – колики прошли.

Ночной сон грудничка теперь составляет 10 часов. Не спешите хлопать в ладоши! За этот промежуток времени малыш успеет проголодаться трижды, а значит, вам необходимо будет его кормить и в ночное время. Днем дитя может проспать ещё 5 часов, но, не в один подход.


Думаете, что вам удастся выспаться? Вполне вероятно, если у малыша не начнут лезть первые зубы!

1.2. Питание в 4 месяца

Когда речь касается детского питания, важно различать грудное и искусственное вскармливание.

Если речь идет о ГВ, то педиатр Комаровский не рекомендует вводить прикорм в четырехмесячном возрасте. В материнском молоке содержатся все необходимые для ребенка питательные вещества. Сейчас нет потребности во введение в меню малыша различных пюре и соков. Не слушайте советы подруг относительно питания. Лучше обраться к интернету и просмотреть видео известных педиатров о правильном введении прикорма.

Если же говорить об ИВ, то уже в 4 месяца можно начинать вводить прикорм. Причем начать нужно с соков, разбавленных водой. Спешить не нужно! На первоначальном этапе вполне достаточно нескольких капель. Постепенно увеличивайте объем сока.

Кстати, сейчас вы можете заметить, что многие рефлексы малыша угасают. Например, при проведении указательным пальцем по позвоночнику ребенок больше не выгибается и не извивается. Тревожный знак, если малыш пытается «улизнуть». Осторожно! Данное упражнение не следует делать в отсутствии специалиста, а лучше и вовсе доверить его врачу!

2. Особенности развития четырехмесячного ребенка

Кажется, что маленький человечек теперь всё понимает, ведь он так внимательно всматривается в лицо матери и осмысленно улыбается в ответ на её прикосновения!

И это действительно так, более того, малыш приобрел новые навыки, теперь он:

  • умеет самостоятельно переворачиваться со спинки на животик и обратно (если это не так, вам нужно приложить максимум усилий, чтобы данный навык у ребенка появился как можно скорее);
  • держит головку без посторонней помощи;
  • приподнимается на ручках из положения «лежа на животике» (при этом головка «не заваливается», малыш может вертеть головой по сторонам);
  • удерживает погремушку/бутылочку или иной предмет в руках до минуты;
  • управляет ручками и ножками немного осознаннее, чем в три месяца (в том числе, может целенаправленно тянуть в рот пальцы рук и ног);
  • присаживается, если тянуть его из положения «лежа на спинке» за ручки (при этом, голова не должна «запрокидываться» — это плохой признак, который требует внимания);
  • «подпрыгивает» в вертикальном положении (если малыша держать подмышками, он будет пытаться достать носочками до пола, после чего резко одергивать их вверх, словно прыгает);
  • контролирует кормление, придерживая ладошками грудь матери.

В четыре месяца малыш требует внимания со стороны мамы как никогда раньше. Теперь, когда он уже начал гулить, ему хочется общения и тактильного контакта с самыми близкими людьми – с родителями.

Обратите внимание, как изменилось эмоциональное развитие вашего ребенка:

  • он узнает всех близких ему людей (маму, папу, бабушку);
  • научился смеяться, когда мама строит рожицы;
  • пытается выговаривать новые буквы, например «п» и «м»;
  • интересуется самим собой, рассматривает части своего тела, любуется своим отражением в зеркале;
  • умеет обижаться, расстраиваться, радоваться.

По сути, не важно, как заниматься с ребенком. Однако в четырехмесячном возрасте лучше малыша развивать при помощи различных игр.

3. Развивающие игры

Сейчас, помимо игр, придуманных за предыдущие три месяца жизни вашего малыша, следует вносить и что-то новое. Вы должны понять, как играть с ребенком так, чтобы он не только получал удовольствие от времяпрепровождения, но и одновременно обучался.

Молодые родители придумывают массу занятий. Например, для развития речи и мимики мамы зачастую изображают героев сказок, гримасничая и изменяя свой голос. Малыша это забавляет и смешит. В дальнейшем ребенок и сам покажет вам, как рычит медведь, и вы обязательно испугаетесь!

В игру можно превратить и повседневный уход за малышом! Смекалистые мамы умудряются ребенка не только одевать, но и учить – «Это чью я ножку сейчас одену в штанину? Твою? А ещё одна ножка у тебя есть? Вот же она!» Со временем кроха будет знать все части тела. Более того, игры «озвучиваю, что делаю» развивают у ребенка ассоциативные навыки.

Кстати! Малыш почти постоянно держит ладошки раскрытыми, заметили? Разве это не повод сыграть с ним в «ладушки»? Попробуйте! Первоначально, конечно, вам нужно будет играть ручками ребеночка, пока он не запомнит движения и хлопки. Но в будущем он обязательно будет играть в «ладушки» сам, и, возможно, уже вашими руками!

Игр достаточно много, вспомните: «ку-ку», «сорока-ворона», «коза рогатая»! И не забывайте, что самое важное – увлечь ребенка. Не заставляйте его заниматься (читайте, играться) насильно. Это только испортит ему настроение. Вы же не хотите, чтобы ваш малыш расстраивался, верно?

Посмотреть примеры игр с ребенком 3-4 месяцев можно здесь:

Посмотреть видео о развитии ребенка в 4 месяца, что он должен уметь и как ему помочь — можно в этом видео от мамы Лары:

А здесь можно посмотреть особенности развития 4-месячного ребенка на конкретном примере:

На этой ноте буду прощаться с вами, но ненадолго, Если вам была полезна статья – предложите её к прочтению вашим подругам. И подписывайтесь на мой блог, мне есть что рассказать. Пока-пока!