Что в твоем понимании дружба. Что самое главное в дружбе между людьми

Общайся с удовольствием

Общение дает нам много радости. Но и огорчения тоже приносит. Пусть тебя не пугают трудности во взаимоотношениях с друзьями, учителями или одноклассниками. Ведь это жизнь! Научись видеть позитивные моменты общения, а негативные — исправлять. Нужно хорошенько потрудиться, чтобы создать гармоничные отношения с людьми.

Друзья-приятели

➣ Ты уже давно вышла из того возраста, когда подруги выбирались по принципу: «кто не жадный», «с кем интересно играть», «кто близко живет». Изменилась ты, изменилось твое отношение к людям и к понятию дружбы.

Что для тебя означает слово «дружба»?

Подумай на досуге. Однозначно можно сказать, что без взаимной симпатии о дружбе не может быть и речи. Если дружить с человеком не «просто так», а «ради», сама понимаешь, искренними отношениями здесь и не пахнет. Настоящая дружба — такое же редкое, можно сказать, исключительное явление в отношениях, как и любовь. «Странно, — подумаешь ты, — ведь все вокруг дружат!» Словом дружба можно называть разные понятия. Можно просто приятно проводить вместе время, можно поддерживать в чем-то другого человека и получать личные выгоды. И знаешь, в этом нет ничего предосудительного. Просто изначально люди должны между собой договориться, насколько близко они могут впустить другого в свое личное пространство. Есть в нашей жизни место самым близким друзьям, приятелям, хорошим знакомым, коллегам, товарищам. И нужно всего лишь четко разграничивать эти понятия, чтобы не было взаимных претензий друг к другу.

Казалось — оказалось . Бывает так, что начиналось все так красиво, искренне, а потом свелось к редким разговорам по телефону и еще более редким встречам. Не получилось дружбы, зато остались приятельские отношения. Это тоже неплохой вариант развязки событий. Случается, что отношения растворяются временем и обстоятельствами. Можно оставить в памяти хорошее воспоминание о подруге детства, подруге из деревни, из летнего лагеря и жить дальше. Может быть, ты никогда больше в жизни не увидишься с этим человеком, но ты ведь не убиваешься по этому поводу. Бывает и другой сценарий дружбы. Были подруги — не разлей вода, а потом вдруг кошка перебежала, и стали в одно мгновение врагами. Остерегайся впутываться в такие отношения и сама их не провоцируй. Взаимные обиды, зависть, ревность приводят к трагикомедиям, конфликтным и болезненным отношениям с людьми. Старайся решать вопросы дипломатично. Об этом мы еще поговорим более подробно.

Как зарождается дружба? С простых мелочей. Помнишь, строки известной детской песенки: «Ну а дружба начинается с улыбки»? Если ты посылаешь в пространство хорошее настроение, обязательно найдется душа, которая поймает и поддержит твою улыбку. Бывает, наоборот, дружба начинается с горьких переживаний и слез. Ты для кого-то или кто-то для тебя становится утешителем и надежным плечом. Дружба вырастает из общей увлеченности каким-то одним делом. Единомышленники нередко становятся не только коллегами, но и друзьями. Дружить могут люди разных характеров и типов темперамента. Иной раз удивляешься: «И что между ними общего?» Люди притягиваются друг к другу интуитивно, сердце им подсказывает, с каким человеком им идти по жизни, смеясь и плача. Дружба просто случается. И не приходится выбирать, устраивать кастинг для подбора подруг. Это просто происходит, и сама жизнь подбрасывает тех людей, которые нужны именно тебе.

Главные приметы дружбы — честность, открытость, искренность, доверительность и абсолютная бескорыстность отношений. Кроме того, у друзей должна быть общность в моральных принципах. Общие увлечения возможны, но не обязательны!

Что такое предательство?

Обрати внимание на то, как много в нашем языке пар антонимов. А ведь язык отражает то, как люди мыслят и воспринимают мир. У дружбы есть свой антоним — предательство. Какие ассоциации у тебя вызывает это слово? Боль, слезы, мороз по коже. Но скажи, как бы мы могли понять, что такое дружба, если бы не знали, что такое предательство?

Как найти друзей

Друзья на дороге не валяются! Нужно хорошенько потрудиться, чтобы заслужить доверие достойного человека. Хочешь найти верных, настоящих, честных друзей? Что ж, придется поработать над собой. Быть мудрым в отношениях — значит поступать с другими людьми так, как бы тебе хотелось, чтобы другие поступали с тобой. Вот и весь секрет.

Бывает так, что девочка или мальчик просто симпатичны тебе, как люди. И хотелось бы ближе с ними познакомиться, узнать, чем они живут, увлекаются. Но как-то неловко начинать отношения. И с чего? А если вы вообще не знакомы?

Ты можешь найти посредника, то есть того, кто вас познакомит. Конечно, он должен быть знаком с этим человеком. Только постарайся, чтобы этот посредник исполнил свою роль и скромно удалился.

Общайся с интересными тебе людьми вначале тет-а-тет, без привлечения группы поддержки. У тебя будет больше возможностей поговорить искренне и без всякой работы на публику.

Благодарность — неплохое начало дружеских отношений. Если человек без всяких условий помог тебе, вырази ему свою благодарность. Подумай, в какой форме ты это сделаешь: пригласишь на чай, душевно поговоришь, преподнесешь подарок, сделанный своими руками. В жизни так много возможностей благодарить людей, а мы их часто упускаем. Людям вообще свойственна неловкость в выражении своих позитивных эмоций по отношению к другим. Учись легко восхищаться своими близкими и знакомыми, искренне говорить комплименты и радоваться успехам своих сверстников! Трудновата задача, согласна. Но интуиция мне подсказывает, что она тебе по силам.

Не навязывайся с дружбой. Это должен быть взаимный процесс сближения двух личностей, как двух незнакомых планет. Чтобы не случился большой космический взрыв, будь осторожна на поворотах. Ведь смелость и свобода в отношениях с людьми нередко граничит с развязностью и грубостью. А это, согласись, разные вещи.

Если отношения не складываются... Достаточно некоторых цитат из писем подростков, чтобы понять, как иногда тяжело найти друзей среди сверстников: . «Мне тринадцать лет. У меня не ладятся отношения с ровесниками. По натуре я человек добрый, люблю своих одноклассников, но меня почему-то не замечают. Мне кажется, что я лишняя, белая ворона...»

. «Вроде бы ко мне относятся нормально, но дружить особенно никто не хочет. За то, что я хорошо разбираюсь в алгебре, меня прозвали «Мозг». Даю всем списывать... Мне одиноко...»

. «Я пыталась подружиться с одной девочкой, но она меня отшила».

Знаешь, таких писем встречается довольно много. Честно говоря, грустно их читать, и хочется всех одиноких передружить, как это сделал Крокодил Гена в знаменитом мультике. Если у тебя сейчас не складываются дружеские отношения с одноклассниками или другими сверстниками, не отчаивайся. Иногда человеку нужно пережить одиночество, чтобы стать сильнее. И еще возьми на заметку, что в переходном возрасте много преходящих вещей. Ситуация с дружбой может в корне измениться. И так будет, верь в это. Меняются твои ценности вообще, и ценности дружбы в том числе, ты взрослеешь. Обязательно найдется тот или та, с кем вы станете «неразлейвода». Так что, выше нос и хвост морковкой!

Простое, но полезное упражнение

Возьми чистый лист бумаги, раздели его пополам. С одной стороны записывай те позитивные качества в себе, которые помогают тебе дружить. С другой стороны вноси в «черный список» те черты, которые мешают тебе гармонично строить отношения с ровесниками. Честно оцени свои возможности. С чем нужно поработать? На чем не стоит заморачиваться? Старайся усиливать свои позитивные стороны, и не борись с «черным списком». Ведь это всего лишь часть человеческой природы.

Слова известной детской песни «друг в беде не бросит» - яркий пример того, как воспринимаются человеком дружеские отношения. Что такое дружба и есть ли она в современном мире, где люди общаются посредством социальных сетей, и так редко встречаются в реальной жизни.

Существует ли дружба?

Понятие дружба рассматривалось на протяжении многих веков представителями различных философских течений, но основными исследователями являлись писатели, поэты и психологи. Феномен дружбы не ограничивается какими-то определенными рамками, но в общих представлениях большинства людей, дружба это – близкие и доверительные отношения между людьми, основанные на взаимном притяжении по интересам, и интуитивном понимании друг друга.

Психология дружбы

Проблема дружбы существует, в этом уверены социологи. В стремительный век компьютерных технологий человек предпочитает общаться мобильными способами, тогда как на личную встречу часто нет времени. Люди много теряют: нет дружеских похлопываний по плечу, визуального контакта, да и душевность практически отсутствует. Психологи считают, что ценность дружбы заключена во встречах, непосредственном живом контакте, а отсутствие полноценного общения может стать . Психология дружбы заключена в положительных аспектах:

  • чувство «я – не один!» против одиночества и изоляции;
  • только в присутствии значимого другого, человек раскрывается как личность и учиться быть другом.

Виды дружбы

Почему люди дружат? Первое упоминание о важности дружбы встречается еще в античных трактатах. Поэты воспевают ценность плеча, оказывающегося в трудную минуту рядом и стремление пронести дружеские чувства через всю жизнь. В социуме принято разделять дружбу по возрастным и гендерным особенностям. Виды дружбы:

  1. Детская - ребенок познает мир и пытается выстроить взаимоотношения с окружающими, вместе узнавать что-то новое интереснее. Дети сплачиваются через общие игры.
  2. Юношеская – высокая потребность выразить себя, свои чувства. Дружба в этом возрасте носит высокий эмоциональный заряд. Качества другого переоцениваются и возвеличиваются – в хорошем смысле это помогает пережить сложные моменты в жизни: непонимание родителей, чувства собственной неполноценности. Юношеская дружба может перерастать во влюбленность.
  3. Взрослая – иногда это та дружба, которая сформировалась в детстве и укрепилась с годами. Такие друзья знают всю подноготную друг друга – такая дружба очень редкий феномен, поэтому очень ценная. Существует несколько разновидностей взрослой дружбы: ситуативная, приятельская, деловая.
  4. Мужская дружба – о ней сложены легенды, спето много песен и написано замечательных книг. Что такое мужская дружба, хорошо показано в советском фильме «Три мушкетера»: взаимовыручка, принятие человека полностью со всеми его недостатками, доверие и помощь даже в тех ситуациях, когда друг оказался в неприятности по своей вине. Часто у женщин мужская дружба вызывает недопонимание и зависть.
  5. – мужчины считают, что в природе ее не существует. Что такое дружба женщин можно увидеть на примере фильма «Секс в большом городе».

Для представительниц слабого пола в дружбе важны:

  • сочувствие и сопереживание;
  • верность;
  • искренность;
  • другое мнение на ситуацию;
  • доверительные отношения;
  • возможность в любое время дня и ночи получить необходимую поддержку.

Что такое настоящая дружба?

Что значит дружить - не просто приятельствовать и пить вместе кофе время от времени, а по-настоящему? Люди у которых нет друзей часто чувствуют острое одиночество и тоску. Самая настоящая дружба заключена в состоянии вовлеченности и неподдельного интереса к близкому человеку, когда друзья разделяют и печаль и радость. Родственные души – одна из теорий реинкарнации объясняет феномен дружбы совместными воплощениями в прошлых жизнях. Души стремятся найти друг друга и в последующем, когда они встречаются, есть стойкое ощущение, что знакомы давно при том, что встретились впервые.

Что дает дружба человеку?

Дружба в жизни человека - одна из самых высоких ценностей, идущих после семьи. Друг - это зеркало, в котором видишь свое отражение. Какие ценности в отношения привносит дружба:

  • взаимное дополнение положительных качеств друг друга;
  • чувство опоры;
  • приятное времяпрепровождение;
  • взаимопомощь и выручка в сложные моменты;
  • учит бескорыстию и преданности;

Что главное в дружбе?

О дружбе много сказано, но как определить, какой параметр самый важный в отношениях и кто такой настоящий друг? У каждого человека свое мнение относительно иерархии ценностей дружбы: для кого то – это верность и возможность доверять все секреты, что характерно для женщин, для мужчин – это совместные приключения: рыбалка, походы, охота. Общим критериями дружбы являются непреходящие вечные добродетели: порядочность, доброта, и искренний интерес друг к другу.


Как научиться дружить?

Для некоторых людей актуальна проблема сложности выстраивания взаимоотношений с людьми и в итоге формируется одиночество. Многие хотят иметь близких друзей, но по ряду причин не умеют поддерживать даже формальные контакты. Как правильно дружить и существуют какие-то определенные правила дружбы? Социальные психологи дают ряд рекомендаций, помогающих наладить связь с понравившимся человеком и развить отношения, перерастающие в дружбу, для этого надо:

  • преодолевать стеснительность и знакомиться;
  • взять инициативу знакомства в свои руки;
  • быть открытым человеком;
  • развивать ;
  • учиться слушать другого;
  • оказывать поддержку в трудных ситуациях;
  • понимать, что развитие отношений требует длительного времени, усилий и труда.

Что разрушает дружбу?

Испытание дружбы происходит со временем. Люди вместе проходят определенные этапы жизни с различными испытаниями, не все их выдерживают. Причины, по которым могут разрушиться даже самые крепкие дружеские узы:

  1. Возникшая любовь друзей к одному человеку.
  2. Один из друзей стремительно становится богатым, второму сложно принять разное социальное положение.
  3. Предательство и подлость. Причины могут быть разными – но это происходит (лучший друг/подруга уводит жену/мужа).

Книги про дружбу

Ценность дружбы воспета поэтами и писателями. Как дружить с людьми и быть настоящим другом – эти важные уроки можно почерпнуть из книг классической и современной литературы:

  1. «Три мушкетера». А. Дюма . - Книга о любви, преданности чести и принципах. Это произведение самое экранизированное во всем мире.
  2. «Сердца трех». Д. Лондон . – Роман о самопожертвовании ради друга и что никакие богатства не заменят любви и дружбы.
  3. «Три товарища», Эрих Мария Ремарк . - Книга о настоящих, искренних чувствах, которые так мастерски передал автор.
  4. «Джен Эйр. Ш. Бронте» . - Самоотверженность и дружба между главными героями, переросшие в любовь.
  5. «Уличный кот по кличке Боб» . Дж. Боуэн. - Дружба, между человеком и животным, помогает преодолеть Джеймсу затяжную депрессию и наркозависимость.

Дружба – это очень разностороннее и непростое понятие. Каждый человек в мире может дать совершенно разные определения этому слову.

У людей складывались с начала времён. Когда кто-то окружён своими близкими приятелями, ему кажется, что он в этом мире не одинок, всегда есть на кого положиться, кто может помочь в трудную минуту словом и делом, выслушать. Товарищи готовы прийти на выручку, на их сторону встают даже тогда, когда они не правы.

Очень часто люди путают определение «дружба» с каким-либо иным типом межличностных отношений, ждут от других несвойственных поступков и слов, что часто приводит к обоюдному разочарованию. Важно уметь отличать приятельское взаимодействие от всех других типов общения. Понимание и осознание того, что оно значит, поможет не только самому быть и оставаться настоящим, истинным, но и адекватно оценивать слова и поступки окружающих, тех, кого называем друзьями.

Суть дружбы

Что такое дружба? Согласно определению, данному в толковом словаре Ожегова, дружба – это отношения высокой степени близости, которые базируются на глубоком доверии, взаимной привязанности, общих интересах и взглядах. Настоящий товарищ глубоко связан с приятелем, всегда может рассчитывать на взаимопомощь, оказать поддержку, быть верным, честным на словах и на деле.

Это слово всегда подразумевает большое количество душевной теплоты, высокий уровень привязанности, доверие и близость.

В психологии дружбу относят к аттаракциям. Это слово означает «влечение, эмоциональное притяжение к другому человеку». Оно включает в себя:

  • Потребность человека в общении и взаимодействии, побуждающую его выбирать себе различных партнёров.
  • Различные качества партнёра, которые способствуют притяжению и взаимодействию.
  • Особенности построения взаимоотношений, которые побуждают к дальнейшему общению, доверию, поиску встреч и желания связать с человеком жизнь и судьбу.

Существует несколько наиболее популярных особенностей её проявления:

  • Понимание ощущений, чувств и нужд своего товарища.
  • Глубокая схожесть интересов вплоть до одинакового восприятия материальных объектов, таких как предметы искусства.
  • Полное разделение эмоционального, психического, морального, физического состояния.
  • Способность частично или полностью заменить другому психологическую помощь, разговор или просто прикосновением принести существенное облегчение душевной боли.

Иногда эмпатия может дойти до такой крайности, что у людей становятся практически идентичными мироощущения, мысли и чувства. Такое восприятие не только помогает лучше познать своего друга, но и приносит высокое наслаждение от близости, ощущения родной души в этой бесконечной Вселенной.

Что принимают за дружбу?

Слово «дружба» для многих имеет разное значение. Это может зависеть от того, насколько близко человек желает подпустить к себе людей. Один способен называть настоящими приятелями полсотни знакомых, другой пересчитает товарищей по пальцам руки. Третий скажет, что словом «друг» он не способен именовать никого.

В Древней Греции данное понятие разделяли на два, выделяя:

  • дружбу, что основывалась на взаимных интересах и общих целях коллектива;
  • дружбу, что звалась «благородной», способна была возникнуть только между двумя людьми в качестве привязанности высокой чистоты.

Сегодня чаще всего ошибочно называют дружбой:

  • Общение со знакомыми. Однако самые сокровенные желания и глубокие потребности таким людям, как правило, не доверяют.
  • Выражение солидарности и общих интересов коллектива.
  • Схожесть рабочего или политического функционирования.
  • Проявление симпатии к другой личности из-за её обособленности, уникальности, манеры выделиться. Можно назвать словом «друг» просто приятного человека, однако такие связи, как правило, очень ненадёжны, так как люди часто меняются.

В тех отношениях, в которых нет доверия, искренности и любви, понятию «дружба» просто нет места.

Виды дружбы

В тех случаях, когда уровень взаимной привязанности и глубина понимания между товарищами велики, можно классифицировать возникшее чувство дружбы по некоторым признакам:

  • Творческая. Сохранение, понимание, принятие личностных качеств другого, одобрение проявлений самовыражения и фантазии, плодотворный союз двух активно самовыражающихся людей.
  • Духовная. Взаимное развитие друг друга. Каждый способен получать значительную долю обогащения своей индивидуальности за счет другого, полного взаимопонимания. О таких людях говорят: «Разговаривают без слов».
  • Будничная. Начинается с территориальной близости. Люди говорят: «Дружим со школьной скамьи (армии, песочницы, ВУЗа)». Часто это взаимодействие подкрепляется взаимными поводами встретиться. Иногда развитием такого типа дружеского общения может стать работа – люди предпочитают дружить с представителями своей профессии.
  • Семейная. Когда целые общины становятся всеобщими друзьями.

Важно помнить, что тот, кого мы называем словом «друг» всегда искренен, любит и любим. Ему не нужен шквал вопросов после долгой разлуки, чтобы понять, как дела у того, с кем он близок. Он может высказать всё, что есть у него сейчас на душе и способен принять такую же исповедь сам.

Друг – это человек, вызывающий безграничное уважение и желание заботиться о нём. Сам он всегда готов помочь и быть рядом. Истинные дружеские чувства всегда взаимны. Часто говорят: «Друзья – это семья, которую выбираем мы сами».

тип стабильных, устойчиво-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимоприятием и взаимопринятием, позитивной эмоциональной насыщенностью взаимоотношений, высокой степенью выраженности социальных ожиданий, взаимоответных аттрационных проявлений и готовностью к повседневной поддержке, сочувствию и сорадованию. При этом, согласно неписаному «кодексу» дружбы, взаимопонимание, взаимоподдержка, взаимовыручка носят отчетливо бескорыстный характер, а открытость, искренность и даже некоторая наивная незащищенность базируются на уверенности одного в готовности другого к аналогичной откровенности. Дружеские отношения могут быть кардинально нарушены, как правило, тогда, когда кем-то их партнеров не соблюдаются нормы и правила «кодекса» дружбы. В этом случае отношения чаще всего охладевают, превращаются в поверхностное приятельство, теряют эмоциональный накал, а иногда, наоборот, могут в эмоциональном плане набрать еще большую силу, но из дружбы превратиться во вражду и даже «переплавиться» в открытую, порой агрессивную ненависть. Наиболее сензитивный для формирования и развития устойчивых дружеских отношений период - возраст от отрочества до ранней взрослости включительно. Правда, в связи с более ранним развитием эмоциональной сферы у девочек их потребность к межличностной интимности в рамках приятельских отношений по сравнению с мальчиками приводит к созданию стабильных, иногда «на всю жизнь», пар и компаний подруг, которые формируются уже в младшем подростковом возрасте. Конечно, и на других, прежде всего, более поздних этапах онтогенеза происходит складывание и поддержание подлинно дружеских отношений, хотя их уникальность постепенно стирается, чаще всего в связи с тем, что возникают семейные связи, порой вытесняющие дружеские на периферию отношенческой активности личности. В то же время дружба на протяжении всей жизни остается, как правило, одним из важнейших факторов поддержки личностной устойчивости, адекватной самооценки и Я-концепции, уверенности в себе, чувства психологической защищенности, будучи при этом не просто эмоциональной «подпиткой» самовосприятия, но и нередко поддержкой в чисто деловой сфере, так как совместные интересы, цели, общие воспоминания и позитивный опыт взаимодействия вооружают личность наличием подлинно референтной группы ценностно сплоченных и эмоционально спаянных проверенных годами единомышленников - соратников.

Дружба является одной из важнейших форм удовлетворения жизненно важной для человека потребности в присоединении, или принадлежности (аффилиации), под которой понимается «побуждение завязывать отношения, гарантирующие постоянные позитивные взаимодействия»1. Исследования, в рамках которых проводилось сравнение мироощущения людей с малым и большим числом тесных отношений показали, что «тесная дружба с теми, кому мы можем доверить самые интимные мысли, дает двойной эффект. Как заметил философ семнадцатого века Фрэнсис Бэкон: «Она удваивает радость, а горе уменьшает вдвое». Ему вторят ответы на вопрос, заданный американцам Национальным центром по исследованию общественного мнения: “Кто были те люди, с которыми вы в последние шесть месяцев обсуждали важные для вас вопросы?”. В сравнении с теми, кто не мог назвать никого, те, кто называл пять или больше близких друзей, были на 60% более склонны чувствовать себя “очень счастливыми”»2. Другие исследования подобного типа выявили еще ряд интересных фактов, показывающих значение дружеских отношений для эмоционального благополучия человека. Так, например, «те, кто не обделен радостями тесных дружеских связей, лучше справляются с различными стрессами, включая тяжелые утраты, изнасилования, увольнения с работы, болезни и т. д. ... По сравнению с солдатами армии, служащими в крупных подразделениях с непостоянным составом, те, кто служит в компактных «сработанных» соединениях типа команд..., состоящих из 12 человек, пользуются большей социальной поддержкой и являются психически и физически более здоровыми и более удовлетворены своей карьерой. ... Из 800 выпускников колледжей Хобарта и Уильяма Смита, опрошенных Уэсли Перкинсом, те, кто исповедовал ценности “яппи”, то есть предпочитал высокий доход и профессиональный успех тесной дружбе или браку, были склонны в два раза чаще, чем их прежние соученики, чувствовать себя в значительной степени или “очень” несчастными»3.

В свете сказанного понятен традиционный интерес социальных психологов к условиям, способствующим установлению дружеских отношений между людьми. Д. Майерс выделяет три основных группы такого рода факторов: близость, сходство и физическую привлекательность.

К первой группе следует отнести, прежде всего, пространственную близость. Хорошо известно, что в начальной школе дружеские отношения чаще всего завязываются между одноклассниками, живущими по соседству. В дальнейшем «площадкой» для завязывания дружеских отношений становится весь класс. И лишь в старшей школе, да и то относительно редко наблюдаются тесные дружеские связи между учащимися разных классов. В этой динамике проявляется так называемый эффект простого нахождения в поле зрения, или эффект присутствия. Данный эффект отражает присущую большинству людей склонность «испытывать большую расположенность и давать более позитивную оценку ранее незнакомым раздражителям после их неоднократного появления в поле зрения оценивающего»4. Попросту говоря, чем больше люди находятся рядом друг с другом, тем выше вероятность возникновения между ними аттракции, постепенно переходящей в дружеские отношения.

Эффект присутствия неоднократно был зафиксирован и подтвержден экспериментально. При этом было выявлено, что «нахождение в поле зрения приводило к чувству симпатии, даже если к экспонируемому предмету внимание испытуемых специально не привлекалось. ... Во время одного из экспериментов студентки, сидя в наушниках, слушали через один из них прозаический отрывок. Они повторяли вслух слова и сравнивали их с письменной версией текста, отслеживая ошибки. При этом в другом наушнике все время звучали ранее им неизвестные музыкальные фразы. Эта процедура фокусировала внимание женщин на вербальном материале, отвлекая от музыкального. Позже, когда испытуемые слышали эти мелодии среди похожих, но не звучавших при первом прослушивании, они не узнавали их. Но тем не менее те мелодии, которые они уже слышали, нравились им больше других. В другом эксперименте людям показывали ряд одиночных геометрических фигур с интервалом в одну сотую секунды, достаточным лишь для того, чтобы различить вспышку света. Хотя позже испытуемые и не могли опознать среди других фигур те, что были показаны им вышеописанным способом, тем не менее именно эти фигуры вызвали у них наибольшую симпатию»1.ъ

Эффект присутствия важен не только для возникновения и развития, но и для поддержания дружеских взаимоотношений, которые часто ослабевают, а то и вовсе исчезают при прекращении действия данного эффекта. Типичной иллюстрацией может служить ситуация, хорошо знакомая всем, кто когда-либо отдыхал в пионерских лагерях или их современных аналогах. В конце смены члены отряда (особенно это свойственно подросткам) оживленно обмениваются телефонами и адресами, выражая искреннюю готовность поддерживать отношения и после завершения совместного отдыха. Однако на практике все ограничивается, как правило, одним-двумя телефонными звонками сразу после возвращения домой. В дальнейшем потребность в общении быстро угасает, что обусловлено, прежде всего, именно исключением партнера из поля зрения. При этом, если на следующий год данные дети вновь оказываются в одном отряде, отношения быстро восстанавливаются и «старому знакомому» отдается явное предпочтение перед новичками.

Если простое нахождение в поле зрения является, так сказать пассивной формой социальной близости, то ее активной формой выступает взаимодействие. По словам Д. Майерса, «коллеги, которые случайно оказались соседями по рабочей комнате и, разумеется, обречены на постоянное взаимодействие, гораздо чаще становятся приятелями, а не врагами. Подобное взаимодействие дает людям возможность обнаруживать в другом свои черты, чувствовать взаимную приязнь и воспринимать друг друга как сочленов некоего социального союза»2.

Однако совершенно очевидно, что далеко не все люди, постоянно попадающиеся на глаза друг другу и, более того, вовлеченные в совместную деятельность, становятся друзьями. И здесь первостепенное значение, с точки зрения возникновения и развития дружеских отношений, приобретают факторы сходства. Причем под ними понимается не столько внешняя «похожесть», хотя и она играет определенную роль, сколько близость личностных установок, взглядов, убеждений. Склонность людей предпочтительно относиться к тем субъектам в социальном окружении, чьи установки согласуются с их собственными, в социальной психологии обычно обозначается как эффект согласия. Действие данного эффекта широко известно и на уровне обыденного сознания, что нашло выражение в идиомах типа: «Подобное тянется к подобному» и «Свой своему по неволе брат». Как отмечает Д. Майерс, «эффект согласия был проверен в ситуациях реальной жизни путем наблюдения за возникновением приязни. В Мичиганском университете психолог Теодор Ньюком изучал две группы, сложившиеся из 17 незнакомых студентов, переведенных из других мест. Через 13 недель совместного проживания в общежитии те из них, степень согласия которых изначально была высокой, вступили в тесную дружбу. Одна из дружеских компаний состояла из пяти студентов-гуманитариев, все они были сторонниками политического либерализма и ярко выраженными интеллектуалами. Другая группа состояла из трех консервативных ветеранов, причем все трое были в списках инженерного колледжа. Уильяму Гриффиту и Расселу Вейчу удалось следующим образом “сократить” процесс знакомства: 13 незнакомых людей (оплачиваемые добровольцы) были помещены в убежище. Зная мнение этих людей по различным вопросам, исследователи смогли довольно точно прогнозировать распределение взаимных симпатий и антипатий внутри группы. Когда Сюзен Шпрехер и Стив Дак после “знакомства вслепую” устроили свидания 83 случайным парам студентов... участники, пожелавшие встретиться вновь - таких оказалось 16% - были особенно склонны считать себя и партнеров похожими»1.

Действенность перечисленных условий возникновения дружбы между людьми может существенно усиливаться за счет фактора физической привлекательности. В статье о влиянии уже отмечалось, что индивидам, воспринимаемым как внешне «красивые», «симпатичные» и т. д., существенно легче завоевать благорасположение окружающих. Внешность человека определяет первое впечатление о нем, которое нередко оказывается самым сильным. Причем именно от степени физической привлекательности во многом зависит готовность и отношение большинства людей к простому нахождению другого человека в их поле зрения. Как сообщает Д. Майерс, «это обнаружили Викки Хаустон и Рэй Булл, когда с помощью опытного гримера обезобразили лицо своей ассистентки рубцами, синяками и родимыми пятнами. В пригородных поездах глазгского направления пассажиры обоих полов избегали садиться рядом с девушкой, появлявшейся там с обезображенным лицом. Более того, настолько же, насколько взрослые стремятся к привлекательным взрослым, маленькие дети стремятся к привлекательным сверстникам. Если судить по времени, в течение которого продолжается взаимное разглядывание, даже грудные дети предпочитают привлекательные лица»2.

Влияние внешности объекта оценивания на атрибутивные процессы подтверждено целым рядом классических социально-психологических экспериментов. В ходе одного из них, исследователи «давали учителям пятой ступени штата Миссури идентичную информацию о мальчике и девочке, но с фотографиями привлекательного и непривлекательного ребенка. Учителя воспринимали привлекательного ребенка как более умного и лучше успевающего в учебе... Печальная истина в том, что большинство из нас соглашаются с, так называемым, “эффектом Барта Симпсона”, то есть что невзрачные дети менее способны и социально готовы, чем их прекрасные ровесники. И более того, мы искренне считаем, что красивые люди обладают несомненными привлекательными чертами характера. Мы полагаем, что при прочих равных условиях более красивые люди счастливей, сексуальней, коммуникабельней, умней и удачливей, хотя не честнее или заботливее по отношению к другим людям. Собранные вместе эти представления дают стереотип физической привлекательности: что красиво - то хорошо»3.

Если говорить о «школьной дружбе», то практическому социальному психологу, работающему в образовательном учреждении, следует детально разбираться в психологических особенностях подобной формы отношений развивающихся личностей. Немаловажным показателем развивающейся у подростка избирательности в отношениях со сверстниками могут служить стихийно формирующиеся и относительно устойчивые дружеские диады и группировки. Как правило, в условиях школы складываются и параллельно существуют четыре типа таких дружеских сообществ. Первый из них представляют достаточно большие (от 4 и более человек) устойчивые группы школьников, которые формируются вокруг своеобразного центра. В качестве такового выступают либо один популярный в классе учащийся, либо сплоченная дружеская диада, в состав которой входят два популярных подростка. Одна из основных особенностей такой дружеской компании в том, что ее члены оказывают предпочтение своим взаимоотношениям с «центром», а не связям между собой, которые носят скорее приятельский, чем дружеский характер. Другими словами, отличительной чертой такой неформальной группы является наличие ярко выраженного и признанного всеми лидера (или лидеров), степень близости с которым в значительной мере опосредствует взаимоотношения всех остальных. Но подобный расклад сил далеко не всегда характеризует систему межличностных отношений в дружеских сообществах. Как показывают психологические исследования, нередко в большой устойчивой дружеской группировке, несмотря на наличие в ней наиболее популярного одноклассника, отсутствует сколько-нибудь выраженное стремление к преимущественному общению именно с ним. Группы этого, второго типа держатся не столько на лидере, сколько на значимости и привлекательности для подростков общения с группой в целом. Третий и четвертый типы групп чаще всего состоят из новичков, аутсайдеров и школьников, друзья которых переменили место учебы. В этих случаях это либо устойчивые диады, реже триады, либо «осколочные» группы, образующиеся в связи с тем, что некоторые школьники лишены возможностей завязать дружеские отношения с другими одноклассниками. Традиционно дружеские отношения в социальной психологии измеряются с помощью социометрической, аутосоциометрической, референтометрической, аутореферентометрической процедур, методики выявления мотивационного ядра выбора, методики определения уровня ценностно-ориентационного единства и др.

ДРУЖБА

вид устойчивых, индивидуально-избирательных отношений межличностных, характерный взаимной привязанностью участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие дружбы предполагает следование неписаному "кодексу", утверждающему необходимость взаимопонимания, взаимную откровенность и открытость, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения "кодекса" ведут либо к прекращению дружбы, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению дружбы в противоположность-вражду. Противопоставление дружбы, при всей ее интимности, деловым, служебным и другим отношениям - относительно. Дружба зависит от общности цели, интересов, идеалов, намерений; в ней необходимо проявляется единство ценностно-ориентационное. Богатство отношений дружбы определяется социальной ценностью деятельности, коей посвятили себя друзья, и тех идей и интересов, на коих основан их союз. Функции дружбы, закономерности ее развития и прочее существенно меняются на разных этапах жизни и обладают спецификой по полу. В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов, от принадлежности к одной группе, от совместной деятельности. Если детская дружба, характерная эмоциональной привязанностью, основана прежде всего на совместной деятельности, то с возрастом формируется потребность в другом человеке как личности, основанная на развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого человека. На этой основе происходят усиленные поиски друга и появляется возможность его идеализации. Наибольшей интенсивности дружба достигает в периоды юности и ранней взрослости, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, большие частота встреч и объем совместно проводимого времени. При этом дружеские отношения характерны глубоким эмоциональным контактом. Поскольку потребность в интимности у девочек формируется быстрее, чем у мальчиков, девушки раньше переходят от детской дружбы к юношеской. Для взрослого человека основания для дружбы имеют более дифференцированный характер, ибо дружеские чувства могут локализоваться в любовных, семейных или родительских отношениях. Появление семьи и другие изменения при переходе к взрослости изменяют характер дружбы - дружеские отношения перестают быть уникальными, их значимость несколько снижается, меняются функции дружбы. Однако и на более поздних стадиях жизни дружба остается одним из важнейших факторов формирования личности и поддержания стабильности Я-концепции. Поскольку дружба - социальный феномен, анализ ее средствами только психологии недостаточен. Дружба изучается социологией, философией, этнографией и другими науками.

ДРУЖБА

англ. friendship) - отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, симпатии (см. Аттракция, Аффилиация) и т. д. Д. присущи личностный характер (в противоположность, напр., деловым отношениям), добровольность и индивидуальная избирательность (в отличие от родства или солидарности, обусловленной принадлежностью к одной и той же группе), внутренняя близость, интимность (в отличие от простого приятельства), устойчивость.

Необходимо различать Д. как: 1) моральное чувство и 2) специфический вид взаимоотношений. Реальное содержание Д. менялось в ходе истории. Аристотель впервые вводит понимание Д. как высокоиндивидуализированного и в то же время свободного от эротического компонента отношения.

Хотя Д. - интимное, личное отношение, его формирование и развитие зависят от ряда объективных условий: частоты контактов, принадлежности к одной группе, совместной деятельности, общности целей и интересов.

Содержание и функции Д. существенно меняются с возрастом. Детскую Д. характеризует эмоциональная привязанность, чаще всего основанная на совместной деятельности. Хотя степень избирательности и устойчивости Д. повышается с возрастом ребенка, подлинная потребность в др. Я появляется у подростка только в связи с развитием потребности осознать себя, соотнести собственные переживания с переживаниями др. Отсюда напряженные поиски и частая идеализация Д. "Исповедный" характер отношений взрослого человека более дифференцирован, поскольку появляется ряд новых форм общения (любовь, семейные и родительские привязанности и т. д.).

Дружба

Специфика. Личностные отношения между людьми, обусловленные духовной близостью, общностью интересов. В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов, принадлежности к одной группе, совместной деятельности.

Детская дружба, характеризующаяся эмоциональной привязанностью, основана прежде всего на совместной деятельности;

С возрастом формируется подлинная потребность в другом человеке как личности, основанная на развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого человека. На этой основе осуществляются усиленные поиски друга, возникает возможность его идеализации. Для взрослого человека основания для дружбы имеют более дифференцированный характер, так как дружеские чувства могут быть локализованы в любовных, семейных или родительских отношениях.

Дружба

вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие Д. предполагает следование ее неписаному "кодексу", утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения "кодекса" Д. ведут либо к ее прекращению, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению Д. в свою противоположность - вражду. Противопоставление Д. - при всей ее интимности - деловым, служебным и другим отношениям имеет относительный характер. Д. зависит от общности цели, интересов, идеалов, намерений, в ней с необходимостью проявляется ценностно-ориентационное единство. Богатство отношений Д. определяется социальной ценностью деятельности, которой посвятили себя друзья, тех идей и интересов, на которых основан их союз. Функции Д., закономерности ее развития и т.д. существенно меняются на разных этапах жизненного цикла и обладают спецификой по полу. Наибольшей интенсивности Д. достигает в периоды юности и ранней взрослости, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, большая частота встреч и большой объем совместно проводимого времени. При этом отношения между друзьями характеризуются глубоким эмоциональным контактом. В связи с тем, что потребность в интимности у девочек формируется быстрее, чем у мальчиков, девушки раньше, чем юноши, переходят от детской Д. к юношеской. Появление своей семьи и другие изменения, сопровождающие переход к взрослости, изменяют характер Д. - дружеские отношения перестают быть уникальными, их значимость несколько снижается, меняются функции Д. Тем не менее и на более поздних стадиях жизненного цикла Д. остается одним из важнейших факторов формирования личности и поддержания стабильности Я-концепции. Поскольку Д. представляет собой социальный феномен, анализ ее средствами одной только психологии явно недостаточен. Д. активно изучается в социологии, философии, этнографии и других науках. Л.Я. Гозман, А.В. Петровский

Дружбу все понимают по-разному. Для кого-то это возможность весело провести время, кому-то нужны свободные уши, чтобы выговориться, кто-то преследует в дружбе корыстные цели… Так что же такое дружба и почему без нее так тоскливо жить?

Что такое дружба

Дружба – это этическая форма любви к своим близким. Это бескорыстные взаимоотношения, в основе которых лежат доверие, взаимопомощь, взаимопонимание, честность, общность интересов и взглядов.


В детстве найти друзей гораздо проще, ведь дети открыты для нового. Взрослея, мы становимся менее доверчивыми к людям, нам сложнее открываться и впускать в свою жизнь кого-то нового. Но друзья в жизни необходимы, ведь это и есть наши спутники по жизни, те, с кем можно разделить радости и горести, кто всегда придёт на помощь.

Виды дружбы

  • Творческая. Плодотворный вид дружбы, союз двух ярких индивидуумов. Проявление фантазий и талантов. В соединении двух таких личностей часто рождаются настоящие шедевры.
  • Духовная. Взаимное развитие друг друга. Такие люди «понимают друг друга без слов», черпают вдохновение друг в друге для обогащения своей индивидуальности
  • Будничная. Здесь всё довольно тривиально: объединяет людей общие занятия. Так, чаще всего, это одноклассники, сидящие за одной партой, или коллеги по работе в более взрослой жизни.
  • Семейная. Дружба среди членов семьи: муж и жена, брат и сестра, и т.д.

Законы дружбы

  1. Закон первый – вера в дружбу. В дружбу нужно верить без всяких сомнений и колебаний, не требуя никаких доказательств. Именно вера служит фундаментом для настоящей крепкой дружбы, основанной на честности, доверии, открытости, взаимопонимании, взаимопомощи и других обязательных составляющих дружеских отношений.
  2. Закон второй – воспитание положительных качеств. Если человек считает себя способным на дружбу, ему необходимо развивать в себе такие качества, как выносливость, силу воли, силу духа, и многие другие, которые определяют человека как целостную личность. Ведь стать настоящим другом может только человек достойный и сильный духом, которому не страшно доверить даже самую ответственную тайну.
  3. Закон третий – помощь. Для дружбы нет понятий времени, или занятости. И днём, и ночью, и на другом конце света, друзья должны помогать друг другу. Если у одного из друзей случилась беда, то другой должен бросить всё на свете и бежать выручать товарища.
  4. Закон четвертый – самопожертвование. Пожалуй, самый главный закон. Самопожертвование означает, что друзья должны ценить друг друга и свою дружбу. Ставить интересы друг друга выше своих собственных. Быть готовым пожертвовать собой в пользу товарища.

Вот те самые четыре закона, которые помогут вам не только найти друзей, но и пронести вашу дружбу через всю жизнь!