Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с помощью игр и практик (72 часа). Как выстроить систему финансово-экономического успеха дошкольной образовательной организации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11 «Родничок»

Степновский муниципальный район

Село Зеленая Роща

Деловая игра «Брейн-ринг»

«Финансовая грамотность дошкольников»

Для родителей старшей разновозрастной группе

Материал подготовила

Воспитатель: Костюк Елена Николаевна

2016 год

"Брейн-ринг" - это одна оригинальная разработка отечественного телевидения, придуманная Владимиром Ворошиловым. В игре принимают участие две команды. После того как ведущий задает вопрос начинается обсуждение (20 сек). Если у команды есть версия ответа, то игрок нажимает на кнопку и предлагает ее. В случае верного ответа он приносит одно очко, в случае неверного - очередь отвечать переходит к соперникам. Для победы необходимо набрать 5 очков.

Две команды родителей соревнуются между собой.

ЗАДАНИЕ 1. «Продолжите предложение»

Если родители вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то …

    у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.

    это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителям.

    это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей действительности. Часто у детей в такой ситуации снижается самооценка.

Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны……

    говорить ребенку твердое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа.

    удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар по бюджету семьи

    предложите ему что-либо взамен, поддержите ласковым словом, телесным контактом.

ЗАДАНИЕ 2. « Кто последний?»

Книги, фильмы, мультфильмы способствующие развитию финансовой грамотности дошкольников. (команды по очереди называют, проигрывает та команда от которой не поступило очередного названия)

Буратино, Дюймовочка, Бременские музыканты, Ослиные уши, Сказка о золотой рыбке, Сказка о попе и его работнике Балде, Золушка, Морозко, Цветик – Семицветик, Конек – Горбунок, Огниво, Кот в сапогах, Фиксики- Копилка, Сказка о золотом петушке, Фунтик и т.д.

ЗАДАНИЕ 3. « У кого больше»

Перечислить игры способствующие развитию финансовых манипуляций. (выигрывает та команда, которая перечислила большее количество)

«Денежный поток», «Капитал», «Инвестор 2000» и «Монополии», «С екреты богачей», «Крысиные бега», ОНЛАЙН-ИГРА «Финансовая грамота»

ЗАДАНИЕ 4. « А у нас…»

Рассказать интересную смешную, поучительную историю о финансовом воспитании в семье

Картотека игр

по финансовой грамотности

для детей 5-7 лет

Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:

    Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

    Сначала зарабатываем – потом тратим.

Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

    Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.

Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.

    Деньги любят счет.

    Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.

    Твои деньги бывают объектом чужого интереса.

Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.

    Не все покупается.

Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь .

    Финансы – это интересно и увлекательно!

Игра «Груша-яблоко».

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Суть игры:

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.

Так и с деньгами:

их нужно планировать заранее.

Игра «Размен»

Цель: научить считать деньги.

Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.

Количество участников: 1-5.

Суть игры:

Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

Игра « Кто кем работает?»

Цель . На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.

Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.

Суть игры

Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.

Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.

Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.

Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).

Игра «Кто как работает?»

Цель . Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок.

Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина, Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др.

Суть игры

Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых?

С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя.

Затем знакомьте с правилами игры:

Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора.

Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям:

«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».

«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».

Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.

Игра Услуги и товары

Цель . Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.

Материал . Предметные, сюжетные картинки с изображением труда - изготовление товаров или предоставления услуг - в сказках: Красная Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д.; таблицы Товары, Услуги.

Суть игры

Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).

Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец.

В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия:

Мама печет пирожки бабушке. Пирожки - это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу.

Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги.

По окончании детям читают любимую сказку и проводят беседу по теме игры.

Практика «Мини-банк»

Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

Суть практики:

Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.

Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.

Следующий этап развития практики – вы можете рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%.

Практика «Совместные покупки»

Цель:

Суть практики:

Регулярно совершайте совместные походы в магазин. Дайте ребенку возможность самому выбирать товар из вашего списка. Предложите ребенку подсчитывать на калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы складываете в корзину, а также проверять срок хранения продуктов на упаковках. Обсудите, почему стоимость похожих товаров отличается: из-за величины упаковки, например, или она разная у каждого из производителей.

На первом этапе предлагайте ему найти конкретный товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет.

На следующем этапе можно дать более сложное поручение, например, выбрать все для собственного завтрака.

Со временем вы увидите, когда ребенок готов выполнять самостоятельные несложные покупки.

Практика «Самостоятельная покупка»

Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.

Суть практики:

Когда вы поймете, что ребенок хорошо ориентируется в магазине, уверенно чувствует себя возле кассы и внимателен к ценам на товар и получению сдачи, предложите ему первый самостоятельный поход в магазин.

Обязательно составьте список покупок. В первый раз он должен быть несложным, не более трех товаров: например, хлеб, молоко и печенье. Обсудите, каких именно покупок вы ждете: если молоко – то какое; в какой упаковке; с каким сроком хранения; по какой цене.

Дайте сумму, предполагающую получение сдачи. Обсудите, какой должна быть сдача.

Похвалите ребенка за покупку!

Практика «Таблица расходов»

Цель: научить считать деньги, показать принципы финансового планирования.

Суть практики:

Научите ребенка подсчитывать деньги, которые он собрал, заработал и потратил за неделю, а потом вписывать в таблицу получившиеся суммы. Эти действия должны войти в привычку.

Договоритесь о времени в расписании дня, когда ребенок будет уделять этому занятию 10 минут.

Человечество далеко не всегда пользовалось деньгами, и возможно, в будущем оно тоже сможет как-то обходиться без них. Но пока мы живём в мире товарно-денежных отношений, умение грамотно распоряжаться своими финансами имеет огромное значение для каждого человека. Как обучить своих детей финансовой грамотности? Что для этого необходимо?

Что такое финансовая грамотность

В общеобразовательных учреждениях детям преподаётся множество важных предметов, но, к сожалению, абсолютно не уделяется внимание развитию некоторых важных жизненных навыков, таких, как, например, финансовая грамотность. Между тем, с точки зрения реальной практической пользы это знание имеет не меньшее (а может быть, даже и большее) значение, чем многие изучаемые в рамках школьной программы научные дисциплины.

Финансовая грамотность подразумевает способность эффективно распоряжаться и управлять своими денежными средствами, рационально их тратить, контролировать и накапливать, а также хорошо ориентироваться в мире товарно-денежных отношений и банковских услуг, отличать стоящие предложения от мошеннических и т.д. Разве может кто-то лучше родителей научить всему этому своих детей?

Некоторые мамы и папы считают себя недостаточно компетентными в финансовых вопросах для того, чтобы обучать детей подобным премудростям. На самом деле, для этого совсем не обязательно иметь специальное образование или работать финансовым аналитиком в крупной компании.

Для того, чтобы ребёнок уверенно чувствовал себя в мире денег, ему нужны самые простые, практические знания, и любому родителю вполне по силам справиться с этой задачей (если он, к тому же, предварительно проведёт пару часов в поисковых системах, и выяснит всю необходимую информацию на эту тему). Наверняка, занявшись финансовым образованием своих детей, вы и сами узнаете много нового и интересного, что в дальнейшем пригодится вам в повседневных товарно-денежных отношениях.

С чего начать

Знакомить ребёнка с основами финансовой грамотности можно уже где-то с 5-6 лет, когда он научится считать, и будет способен понимать какие-то более-менее серьезные вещи. К этому возрасту у вашего ребёнка, наверняка, уже проснётся большой интерес к такой удивительной штуковине, как деньги, с помощью которой можно покупать в магазинах любые игрушки, сладости и гаджеты, и он сам захочет познакомиться с ней поближе, и узнать, что она собой представляет. Так что, стимул для освоения финансовой азбуки у него, скорее всего, будет.

Начать можно с теоретических основ и исторической информации. Расскажите ребёнку о том, как появились первые деньги, и что человечество пользовалось ими далеко не всегда. В далёкие древние времена для того, чтобы получить то, что им необходимо, люди, чаще всего, использовали бартер (натуральный обмен). Но поскольку это было невыгодно, со временем был изобретён универсальный товар - деньги, на который стало возможно обменять практически всё, что угодно.

Далее можно рассказать малышу о том, откуда берутся деньги, каким образом их можно заработать честным путём, что в каждой стране существует своя валюта, что в России это рубли (покажите ему купюры разного достоинства), что существует также мировая валюта (доллары, евро), которая используется в международных товарно-денежных отношениях.

Ему также полезно будет узнать, что такое бюджет, банки, кредиты, и что существуют не только наличные, но и электронные деньги. Не забудьте познакомить его и с тем, как именно ваша семья зарабатывает себе на жизнь. Наверняка, ему будет очень интересна подобная информация. Естественно, всё это надо рассказывать просто, без ненужных экономических терминов, так, чтобы ребёнок дошкольного возраста правильно всё понял.

Воспитывайте правильное отношение к деньгам

Не нужно с малых лет, как это принято в некоторых семьях, внушать ребёнку, что деньги - это плохо, а богатые люди, скорее всего, своровали своё состояние и наживаются на простых согражданах. Ни к чему хорошему это не приведёт. Дети, с малых лет воспитанные на такой философии, редко становятся финансово успешными во взрослой жизни.

Не нужно делать и противоположного - программировать ребёнка на то, что деньги - это самое главное в жизни. Они, конечно, играют огромную роль в этом мире, но далеко не самую важную.

Есть масса значимых вещей, которые невозможно купить за деньги (любовь, чувства, талант, оригинальное мышление, в какой-то степени здоровье и т.д.). И главное в этой жизни - это не заработать больше всех денег, и не получить максимальную прибыль, а реализовать свой природный потенциал, стать теми, кем мы являемся потенциально.

Безусловно, ваш ребёнок должен научиться ценить деньги, но он не должен воспринимать их количество как определяющий показатель жизненной успешности. В этом мире есть и кое-что поважнее денег.

Что можно сделать на следующем этапе

Познакомив ребёнка с теоретической частью и основами финансовой грамотности, можно переходить к практике. Сделать это можно уже в младшем школьном возрасте (а может быть, и раньше), начав выдавать ему небольшие суммы карманных денег. Только имея собственную наличность, ребенок сможет научиться распределять свои финансы, грамотно ими управлять и накапливать необходимые для крупных покупок суммы.

Расскажите ему, как вы распределяете свой семейный бюджет, выделяя приоритетные (оплата жилья, продукты и т.д.) и второстепенные траты (развлечения, путешествия и т.д.). Предложите ему таким же образом разобраться со своим «карманным» бюджетом, чтобы точно определиться с тем, что достойно покупки в первую и во вторую очередь, а от чего, может быть, пока лучше отказаться.

Можно даже вести с ним специальный дневник, куда он будет записывать, сколько денег поступило к нему «в карман», сколько и на что он их потратил, сколько у него осталось, сколько он может отложить на «черный» день, или на какую-то заветную покупку (смартфон, велосипед и т.д.). Это научит его грамотно контролировать свой бюджет.

Для того, чтобы ему легче копилось, и у него не возникло соблазна потратить все свои сбережения на какую-то ерунду, можно купить ему копилку, в которую он будет складывать все монеты и купюры, доставшиеся ему на карманные расходы, на день рождения и другие праздники и т.д.

Очень важно, чтобы он научился распределять свои финансы до следующей «получки» (до того момента, когда вы обычно выдаёте ему деньги на карманные расходы). Если он истратит их раньше срока на мороженое или какие-то игрушки, не спешите восполнять прорехи в его бюджете. Это научит его экономить и управлять своей наличностью таким образом, чтобы её хватило до следующей «зарплаты».

Перед тем, как он начнёт самостоятельно делать покупки в магазинах, объясните ему, что существуют миллионы однотипных товаров, которые отличаются между собой только рекламным образом, дизайном и названием, а не какими-то реальными преимуществами.

Поэтому ориентироваться нужно не на знаменитые, разрекламированные бренды (за которые практически всегда нужно переплачивать), а на оптимальное соотношение цены, качества и необходимых свойств товара.

Расскажите ему и о законах мерчандайзинга, о том, как специально выкладываются товары на полках магазинов, чтобы люди совершали импульсные покупки и т.д. Это поможет ему избежать многих ненужных трат и сохранить в целости и сохранности его небольшой бюджет. Пусть учится покупать только то, что ему действительно необходимо, и не обращает внимание на всевозможные рекламные уловки.

Естественно, очень важно показывать ребёнку соответствующий позитивный пример в умении управлять финансами. Если вы сами не в состоянии контролировать свои доходы и расходы, и всё время оказываетесь «на мели», то, как вы сможете сделать своего ребёнка финансово грамотным?

Знакомство с удивительным миром электронных денег

После 10 лет ребёнка можно начать подробно знакомить с удивительным миром электронных денег. Расскажите ему о том, что такое банковские карты, Интернет-банкинг, и покажите на наглядном примере, как совершаются Интернет-покупки. Пусть попробует купить что-нибудь в Интернет, оплатив покупку с помощью вашего электронного счёта. Пусть убедится, что в этом нет ничего сложного, и в будущем он сможет легко делать это самостоятельно (завести собственную банковскую карту и открыть счёт в банке он сможет в старших классах).

В среднем школьном возрасте (10-13 лет) дети уже вполне могут попробовать заработать какие-то свои первые «карманные» деньги (или, по крайней мере, задуматься над этим). Это можно сделать либо летом на какой-то неофициальной работе (попробуйте предложить ему какие-то варианты), либо в любое время года в Интернете на какой-то деятельности, не требующей особой квалификации. О том где и как это можно сделать мы подробно писали в статье Первый трудовой опыт: какие варианты подработки есть у школьников летом? Помогите своему ребенку найти что-то подобное.

Итоги финансовой грамотности в старшем школьном возрасте

На пороге взрослой жизни, в старшем школьном возрасте, дети уже вполне могут начать работать официально и получать настоящую зарплату. Это поможет им ещё лучше освоить азы финансовой грамотности, поскольку одно дело - распоряжаться деньгами, полученными от родителей, и совсем другое - своими. Заработав первую наличность в своей жизни, они, наверняка, научатся по-настоящему ценить деньги, и уже не будут тратить их на всякую ерунду.

В этом возрасте дети уже точно должны уметь грамотно управлять своим бюджетом, и прекрасно знать, как пользоваться различными банковскими инструментами и совершать Интернет-покупки. Кроме того, старшим школьникам уже пора определяться с будущей профессией. Денежный вопрос в этом деле, конечно, не самый важный, но тоже имеет определённое значение.

По-настоящему применить все навыки финансовой грамотности, полученные от вас, дети смогут только начав полностью самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Ваша задача заключается в том, чтобы подготовить их к этому важнейшему этапу, иначе они могут совершить немало обидных ошибок, и учиться финансовой грамотности им придётся на собственном негативном опыте, что вряд ли является идеальным вариантом вхождения во взрослую жизнь.

Нужно ли оплачивать маленькие и большие достижения детей?

Многие родители наверняка задают себе вопрос, стоит ли с помощью денег стимулировать своих детей на какие-то школьные подвиги в плане получения хороших оценок и оплачивать другие их достижения, а также работу по дому.

Вряд ли стоит переходить с детьми на товарно-денежные отношения. Привыкнув к обязательному денежному поощрению, ребёнок может отказаться в дальнейшем что-либо делать, если не будет подобного стимула, или даже попробует с возрастом поднять свои «тарифы».

Что касается хороших оценок, то ребёнок должен учиться в школе не для того, чтобы получить сотню или тысячу рублей за «пятёрку», а ради знаний и поиска своего жизненного предназначения. Так что, это далеко не самый лучший способ стимулирования детей на различные подвиги. Пусть хотя бы в рамках семьи отношения строятся на искренности, доверии и взаимопомощи, а не на деньгах и прибыли, как во внешнем мире.


Статья предоставлена:

Алексей Кормушкин,
специально для ДЕТИНФОРМ

Актуальные вопросы

здравствуйте! Моему ребёнку на сегодня 3 месяца и 3 недели. С 24.02-28.02- у нас был осипший голос, горло не красное, температуры и соплей нет, состояние болезнетворное. (Лечение: 1 свеча кипферона, 1 свеча виферон, ингаляции с физраствором). С 20.03 по сей день опять осип голос не так сильно как в первый раз, никаких признаков болезни нет, состояние игривое, с 03.04- голос осип ещё больше, состояние болезнетворное, а со вчера голос почти пропал, температура 37,2. По крови которую сдавали 12.03- когда были здоровы и голос нормальный небольшое увеличение лимфоцитов.. Что делать?

Прочитать ответ

Вопрос № 913 |сын 6 лет снимает трусы ночью |20.02.2017 | Спрашивает Петрова Надежда Алексеевна

Добрый день! Мой сын любит спать голым, т.к. ему постоянно все мешает, давит, жмет и т.д. В течение дня то майку дергает, то трусы вниз подтягивает, то горловину, он очень активный и постоянно что-то поправляет из одежды. Так как днем в саду нельзя раздеваться приходиться и на ночь его укладывать хотя бы в трусах, чтобы привыкал, но чаще всего ночью он все снимает. А не так давно вообще стал приспускать трусы на попе, т.е. не полностью снимать, бужу его - а трусы на попе спущены. Что это может означать? Почему ребенок так делает? Что нужно мне делать - стоит ли обращать на это внимание?

Начать обучение

Срок обучения: 1,5 месяцев 1 месяц (72 часа), стоимость: 4500 3200 рублей.

Уважаемые слушатели! В нашем Институте регулярно проходят различные акции и действуют скидки , узнать о которых вы можете на сайте в разделе "Новости ". Обратите внимание, что стоимость, указанная в аннотациях программ, является фиксированной, а стоимость по акции выставляется специалистом при приёме заявки на обучение.

Документ об образовании: удостоверение о повышении квалификации установленного образца (высылается Почтой России).

Актуальность программы:
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще один важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.

В своей книге «Как научить ребенка обращаться с деньгами» Джолайн Годфри так обосновывает необходимость финансового образования в дошкольном возрасте. Подъемы и спады на рынке, война и мир, здоровье и болезнь, браки и разводы – вот лишь некоторые взлеты и падения, через которые проходит в жизни каждый из нас. Заветная мечта каждой матери и отца – чтобы их дитя никогда не узнало, что значит изворачиваться, добывая очередной обед или ужин, или мучиться на ненавистной работе «ради денег». Инстинкт, предписывающий оберегать детей от экономических тягот жизни, порой мешает дать им необходимое финансовое образование. А ведь финансовая грамотность – оружие экономической самообороны.

Современная начальная школа обучает детей всему: читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Сегодня нельзя представить себе мир без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.

Цель: познакомить с современными подходами и моделями повышения финансовой грамотности дошкольников.

В результате освоения программы Вы:
расширите свои представления о возможностях формирования финансовой грамотности у старших дошкольников;
поймёте, чем отличается финансовая грамотность от финансового просвещения;
сможете определить, какие возможности есть у педагогов дошкольного образования в работе над повышением финансовой грамотности дошкольников;
узнаете, на каких принципах необходимо строить работу по повышению финансовой грамотности воспитанников детского сада;
получите методические материалы, которые помогут вам организовать деятельность детей.

Категория слушателей:
Руководители дошкольных образовательных организаций и их заместители.
Методисты дошкольных образовательных организаций.
Педагоги дошкольного образования.
Родители детей старшего дошкольного возраста.

Форма обучения: 100% дистанционная (без отрыва от работы), обучение проходит в онлайн режиме на образовательном портале

Средства дистанционного обучения: электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, учебные видео, аудиозаписи.

Форма итоговой аттестации по программе: зачетное тестирование.

Модуль 1. Основы финансовой грамотности для детей разного возраста:
Тема 1. Понятие, сущность финансовой грамотности и ее значение.
Тема 2. Финансовое обучение ребенка.

Модуль 2. Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ:
Тема 1. Подходы и модели повышения финансовой грамотности в дошкольном образовании.
Тема 2. Основные возможности и принципы повышения финансовой грамотности дошкольников в детском саду.
Тема 3. Технологии и практики формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Подробнее о программе и обучении вы сможете узнать в Учебном отделе по тел.: +7 495 105 96 04.

Статистика свидетельствует, что современные российские родители вкладывают много личных средств в образование детей. Возраст до 3 лет и возраст 5-7 лет - крайне тревожные для родителей дошкольников, и обращение к специалистам, в том числе педагогам, в эти годы особенно велико. Чтобы платные услуги детского сада пользовались успехом, необходимы:

  1. Изучение спроса родителей, проживающих на конкретной территории и формирование списка услуг на основе спроса.
  2. Грамотное позиционирование услуг, донесение информации о них целевой аудитории.
  3. Конкурентное качество самих услуг.
  4. Конкурентное качество обслуживания при предоставлении услуг.

Каждый из этих этапов наполнен множеством нюансов. Управленческие, юридические, социальные, педагогические аспекты построения системы успеха дошкольной образовательной организации требуют изучения и увязывания между собой. Вдумчиво изучить успешный опыт в данном направлении и выстроить актуальный проект изменений Вы сможете на Всероссийском практическом семинаре , который пройдёт в г. Санкт-Петербурге 24-27 апреля 2017 года.

Финансовая грамотность дошкольника: зачем и как

Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Современный детский сад может в этом помочь, имея Программу развития финансовой грамотности дошкольников.

Для начала, ответьте на вопрос: какая основная задача воспитания финансовой грамотности должна быть решена в возрасте до 7 лет? Обязательно запишите свой вариант.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача - дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея - бережливость, «я - бережливый ребёнок».

Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определённой последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна.

Также с дошкольниками можно использовать игры, анализ поступков героев сказок, беседы, квесты.

Задачи, которые нужно решать:

  • Дать простые экономические знания.
  • Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.
  • Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д..
  • Развитие познавательного интереса учащихся к вопросам
    финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.
  • Повышение обоснованности финансовых решений, принимаемых при планировании семейных бюджетов.
  • Формирование положительного отношения к государственным и муниципальным финансам, бюджетному и налоговому законодательству.
  • Обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов.
  • Определять разницу между "хочу" и "надо".

Пример беседы с родителями:

  1. Ваш ребёнок ведет себя бережливо?
  2. Что Ваш ребёнок знает о деньгах? Отличает ли он различные монеты и банкноты?
  3. Умеет ли Ваш ребёнок сам расплачиваться в магазине наличными?
  4. Ваш ребёнок получает карманные деньги? От кого? Регулярно или время от времени? В каком размере?
  5. Ваш ребенок самостоятельно принимает решение, на что потратить карманные деньги?
  6. Вы поощряете своего ребёнка деньгами?За что?
  7. Обсуждаете ли Вы с ребёнком финансовые вопросы? Какие именно (приведите примеры).
  8. Привлекаете ли Вы ребёнка к составлению семейного бюджета. В каких ситуациях.

«Домашнее задание» маме и папе

  • Побеседуйте со своим ребёнком:
  • Что такое деньги?
  • Зачем деньги нужны?
  • Откуда берутся деньги?
  • Есть ли у тебя деньги?
  • Как ты тратишь свои деньги?
  • Сколько тебе нужно денег?
  • Что нового Вы узнали?

Получить еще больше конкретных методических рекомендаций по направлению «Развитие финансовой грамотности дошкольников от 3 до 5 и от 5 до 7 лет» вы сможете на .

Присоединяйтесь к нашей активной творческой работе!

  1. Приключения кота Белобока, или экономика для малышей. Волгоград, 2015. Тетрадь по финансовой грамотности для дошкольников.
  2. Бродникова Е. Красавина Е. Дети и деньги. Растим миллионера. СПб., Питер, 2013.
  3. Кийосаки Р. Богатый папа, бедный папа. М., Попурри, 2014.
  4. Хилл Н. Думай и богатей! М., Попурри, 2014.
  5. Бодо Ш. Мани, или Азбука денег. М., Попурри, 2006.
  6. Годфри Джолайн. Как научить ребёнка обращаться с деньгами, Добрая книга, 2006
  7. Нормакова И.В., Протасевич Т.А Начала экономики. М, Вита-пресс, 2014.
  8. Сахаровская Ю. Куда уходят деньги? Как грамотно управлять семейным бюджетом. Альпина Бизнес Букс, 2000.
  9. Руль А. Экономим с удовольствием, или как накопить на яхту. ИГ "Весь", 2013.
  10. Светлова М. Деньги в твоей жизни. ИГ "Весь", 2013.
  11. Эггерт Дж. Записки экономиста о счастье, успехе, процветании. ИГ "Весь", 2013.

Оптимизировать работу дошкольного учреждения вам поможет Международная конференция