Грудничок 5 месяцев развитие и уход. Наблюдаем за движущейся игрушкой

Истинное удовольствие – наблюдать за тем, как протекает развитие ребенка. В 5 месяцев ваш малыш уже не похож на младенца; он окончательно округлился и стал пухленьким розовощеким человечком. Родители внимательно отслеживают, что должен уметь ребенок в пять месяцев, ведь в жизни крохи появляется столько всего интересного!

Малыш осваивает новые движения

Физическое развитие ребенка в 5 месяцев позволяет ему опробовать новые позы и новые виды активности.

  • В этом возрасте кроха поднимает головку и плечи из положения «лежа на спине».

Вам может показаться, что малыш пытается сесть, однако это не так. Садиться ребенок начнет позже, и будет делать это из положения «стоя на четвереньках».

В пять месяцев можно ненадолго сажать малыша, только не с прямой спиной, а под углом 45°-60°. Усаживайте его в специальное кресло с уклоном c учетом особенностей присаживания мальчиков и девочек . Опора на подушку вредна для позвоночника, так как мягкая поверхность не поддерживает спину.

  • Малыш уже уверенно поднимается на предплечья, лежа на животе. Ваш малыш осваивает новую позу: опирается на выпрямленные ручки. В этом возрасте зрение развито уже очень хорошо, и из этого положения малыш с удовольствием оглядывает всю комнату.
  • Начинается развитие навыка ползанья – в положении лежа на животе, кроха пытается подтолкнуть свое тело вперед. В пять месяцев наиболее активные детки уже ползают по-пластунски. Подробнее о том когда ребенок начинает ползать ?>>>

Как вы можете помочь малышу ползать?

  1. Кладите интересные игрушки в некотором отдалении от малыша. Только если кроха не сможет добраться до них, дайте их ему сами, чтобы не расстраивался;
  2. Снимите с малыша носочки, если позволяет температура в помещении. Так он быстрее поймет, что нужно отталкиваться пальчиками;
  3. Поиграйте с малышом: когда он лежит на спине, положите свои руки ему на стопы и подведите колени к животу. Ребенок оттолкнет вас ножками. Тут нужно картинно раскинуть руки, как будто крошка толкнул очень сильно, и похвалить детку. Эта игра тренирует мышцы, нужные для ползанья.
  • Детки уже хорошо переворачиваются; некоторые умеют перемещаться перекатами.

Важно! Не оставляйте малыша одного на диване или кровати.

Лучше пусть проводит свое бодрствование на полу: на ковре или специальном детском коврике. Так малыш не только будет в безопасности, но и быстрее научится ползать – на твердой поверхности это делать намного удобнее.

  • Психомоторное развитие ребенка в пять месяцев идет в тесной связке с игрой. Малыши хорошо определяют расстояние до игрушки, могут ее захватить хоть правой, хоть левой рукой, переложить из руки в руку. Полезно будет поиграть с крошкой в пальчиковые игры: «белобока-сорока», «мы делили апельсин» и т. д.

На фоне освоения новых навыков могут начаться проблемы со сном.
Ребенок может отказывать от дневного сна, плакать при засыпании или засыпать очень долго.
Ночной сон тоже может стать более чутким и тревожным. Ребенок может хныкать, беспокоиться, вертеться и не уходить в глубокий сон.
Это - возрастные нарушения сна, вызванные новыми навыками.

Полезные игры

На пятом месяце жизни бодрствование малыша проходит, в основном, в игре. Постепенно расширяется спектр того, что умеет ребенок; и его взаимоотношения с окружающим миром выходят на новый уровень. Эта пора – очередное испытание для родителей, так как развитие малыша требует постоянного контакта с новыми предметами.

Маленький человечек отправляет в рот все, что находит. Нужно все время следить, чтобы крошка не съел что-то мелкое или вредное. К тому же, в этом возрасте у малыша могут начать резаться зубки. Предлагайте ему специальные прорезыватели; чистыми пальцами с коротко остриженными ногтями можно делать массаж десен.

В пять месяцев малыш активно играет со своими ножками: ощупывает их, облизывает, тянет в рот. Не надо ему препятствовать; знакомство с собственным телом – важная веха развития ребенка пятого месяца жизни.

В этом возрасте крошка – полноценный участник взаимодействия со взрослым. Малыш поддерживает совместные игры: берет из маминых рук погремушку и дает ее обратно, радуется, когда мама прячется и играет с ним в «ку-ку».

Сейчас малыш интересуется книжками. Очень важно читать крохе, рассказывать, что изображено на страницах. Это способствует общему эмоциональному развитию ребенка и развитию его речи.

Маленький человечек обожает купаться. Делайте с крохой в воде разнообразные упражнения, и у малыша будут крепкие мышцы и хороший сон.

Шестой месяц жизни ребенка – ответственный период в развитии младенца, ведь большинство детей в этом возрасте уже предпринимают первые попытки сесть самостоятельно. Это не значит, что ребенок в 5 месяцев должен сидеть сам, но при нормальных темпах роста и развития он должен уметь приподниматься с опорой на руки на взрослого человека из положения «лежа на спине» и демонстрировать задатки готовности к освоению этого навыка. Важные изменения происходят и в речевом, а также эмоциональном развитии: ребенок уже хорошо различает знакомых и незнакомых людей, может сам подавать сигналы, указывающие на потребность в общении, и может самостоятельно играть с погремушками или другими предметами в течение 5-10 минут.

Сколько должен весить ребенок в пять месяцев

Вес ребенка в 5 месяцев сильно зависит от типа питания. Примерно треть детей в этом возрасте уже получает прикорм в виде овощных и фруктовых соков и пюре. При хорошей переносимости в рацион можно вводить молочные и безмолочные каши. Дети, в меню которых к концу шестого месяца жизни входят злаковые продукты, могут набирать вес немного быстрее детей, в рационе которых остается грудное молоко (или его заменитель) и фруктово-овощные соки и пюре. Средний вес младенцев в 5 месяцев должен составлять 7200-7300 г.

Средний рост пятимесячного ребенка составляет около 65-66 см. Мальчики могут вырастать немного быстрее девочек, но на темпы роста влияет не только половой признак, но и множество других факторов, например, питание, которое получает младенец. Дети, большую часть рациона которых составляют молочные смеси, могут быстрее набирать вес и прибавлять в росте. Это связано с высокой питательной ценностью искусственных заменителей молока и постоянством их состава. Содержание жиров и белка в грудном молоке постоянно меняется и зависит от питания кормящей женщины, поэтому темпы роста у детей, находящихся на грудном вскармливании, могут быть немного ниже по сравнению с «искусственниками».

Окружность головы у пятимесячного ребенка обычно составляет от 41,5 см до 42,6 см; обхват груди – от 42,4 см до 42,9 см. В начале шестого месяца жизни тело ребенка становится более пропорциональным и максимально приближенным к пропорциям взрослого человека.

Важно! Важным показателем правильного физического развития в этот период является превышение объема грудной клетки над окружностью головы. Разница эта еще невелика и составляет около 30 мм, но именно этот показатель указывает на отсутствие скрытых внутренних патологий и нарушений в функционировании головного мозга.

Таблица показателей роста и веса мальчиков и девочек

Читайте также о питании ребенка:


Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

Начало шестого месяца – важнейший этап в развитии младенца, во время которого формируются необходимые для дальнейшего развития навыки.

Двигательные навыки

  1. Ребенок осваивает первые навыки ползания и предпринимает самостоятельные попытки сесть.
  2. Все дети в этом возрасте должны хорошо переворачиваться со спины на живот и обратно.
  3. В положении «лежа на животе» ребенок может имитировать движения, которые дети выполняют во время ползания: отталкиваться согнутыми в коленях ногами от твердой опоры и подтягивать нижнюю часть корпуса, одновременно переставляя руки вперед.
  4. Если положить ребенка на спинку и протянуть ему вытянутые руки, он схватит их и попробует подтянуться: так кроха осваивает новый для него навык – самостоятельное сидение.

Некоторые мамы, видя попытки ребенка научиться садиться самостоятельно, всячески пытаются ускорить процесс, присаживая его в коляске во время прогулки, в стульчике для кормления и просто на руках. Делать этого нельзя: несмотря на окрепшие мышцы живота, раннее присаживание может навредить ребенку, так как мышечный корсет, поддерживающий позвоночник, еще не может справиться с подобной нагрузкой. Игнорирование данных рекомендаций может стать причиной серьезных нарушений, которые могут проявиться в подростковом возрасте. К ним относятся:

  • гинекологические патологии у девочек (особенно часто диагностируется загиб матки – аномальное расположение органа относительно центральной оси малого таза, при котором шансы на удачное вынашивание беременности составляют менее 7 %);
  • заболевания позвоночника и суставов (сколиоз, остеохондроз);
  • гипоксия внутренних органов, вызванная сжиманием артерий при неправильном положении тела.

Важно! Присаживать пятимесячного младенца педиатры и детские ортопеды не рекомендуют. Во время кормления в детском стульчике необходимо регулировать положение спинки до полу-лежачего.

Видео календарь развития ребенка от 5 до 6 месяцев

Физиологическое развитие

  1. Зрение. Зрение ребенка совершенствуется, и он уже способен рассматривать не только лежащие вокруг него предметы, но и следить за двигающимися фигурками животных, людьми, картинкой на мониторе или экране телевизора. Ребенок отлично различает яркое и тусклое освещение и может негативно реагировать на источники яркого света. Это особенно заметно перед ночным сном – чтобы ребенок смог успокоиться и быстрее уснуть, необходимо приглушать все источники сильного света за 1 час до отхода ко сну.
  2. Работа слюнных желез и прорезывание зубов. Количество слюны, вырабатываемое организмом пятимесячного младенца, остается обильным. Это во многом связано с прорезыванием первых молочных зубов. Кровообращение в месте появления зуба усиливается в 5-6 раз по сравнению с показателями нормы, и это приводит к усиленному образованию жидкости в полости рта и активизации работы слюнных желез. Повышенное слюнотечение у большинства детей прекращается к возрасту 7-8 месяцев.
  3. Пищеварительная система. в 5 месяцев встречаются очень редко, хотя некоторых малышей они могут мучить до шестимесячного возраста.
  4. Сколько должен какать ребенок. Стул у детей, получающих прикорм, обычно бывает 1-2 раза в день, а его цвет и консистенция зависят от продуктов, которые ребенок употреблял в течение дня. Естественное разжижение каловых масс наблюдается при употреблении кабачков и чернослива. Если ребенок уже пробовал рисовую кашу или банановое пюре, стул может быть более плотным и редким. Если ребенок при этом веселый, активный, хорошо спит и не испытывает проблем с аппетитом, дополнительная помощь в виде слабительных средств не требуется.

Важно! Дети, питающиеся грудным молоком и не получающие прикорма, отличаются нестабильностью стула – это вариант нормы. Стул у таких детей может быть как очень частым (до 3-4 раз в день), так и отсутствовать в течение 1-3 дней подряд.

Речь и эмоциональное развитие пятимесячного младенца

Важные изменения происходят в речевом и эмоциональном развитии пятимесячного малыша.

  1. Большинство детей в этом возрасте уже пытаются складывать слоги. Обычно части слов, которые они часто слышат, например, «ма», «ба», «ня».
  2. Если ребенок остается один, он может «разговаривать» сам с собой в течение 5-10 минут, при этом внимательно разглядывает свои ручки, дергает ножками и пытается схватить окружающие его предметы.
  3. Младенец в 5 месяцев отлично различает «своих» и «чужих», понимает обращенную к нему интонацию, может обидеться, если мама будет разговаривать с ним строгим тоном.
  4. Дети на шестом месяце жизни способны запоминать цвета, форму предметов, тактильные ощущения, которые они испытывают, когда берут игрушку в руки.
  5. Если внимательно понаблюдать за крохой, можно заметить, что он предпочитает одни игрушки другим и проявляет свой интерес не только жестами, но и эмоциями.

Читайте также о развитии ребенка:

Как развивать ребенка в 5 месяцев

Игра — это основной вид деятельности ребенка, который способствует его развитию, начиная, с самого раннего возраста.

Пальчиковые игры

Подобного рода игры важны не только для развития мелкой моторики, но и для развития интеллекта. Простая стихотворная форма, окрашенная яркой интонацией, легко воспринимается малышом, а движения с пальчиками способствуют формированию зрительных образов. Самые простые игры — это «Сорока-ворона» и «Ладушки».

Примеры пальчиковых игр

Коза и козленок Сорока-ворона

Прятки

Взрослый прячется за любым подходящим куском ткани с восклицанием «Ку-ку», а потом показывается из-за него. Когда малыш уловит суть игры, можно попробовать поменяться ролями, спрятав ребенка, а потом опять найти. Прятаться может и мягкая игрушка.

Футбол

Перед ножками ребенка, лежащего на спине, кладется надувной мяч. Толкаясь ножками, малыш отталкивает мяч. В этом возрасте это уже не рефлекторное движение, а осознанное действие, выполняемое ребенком. Такое упражнение укрепляет мышцы ног, живота.


Покажи часть тела

Уже в 5 месяцев можно пробовать учить ребенка показывать различные части тела. Сначала на своем примере, а потом, показывая на ребенке со словами: «Где у Миши глазки? Вот глазки!» и т.д.

Слушаем музыку

Продолжайте прослушивать музыку вместе с малышом. Это могут быть как детские песенки, так и классическая мелодичная музыка. Интересны также звуки природы: шум моря, пение птиц.

Волшебные мешочки

Малышу по-прежнему будут интересны тканевые мешочки, заполненные различными крупами, которые интересно сжимать и разжимать в кулачках, слушать как по-разному шуршат зерна, перекатываясь внутри. Такие игры развивают тактильные ощущения и моторику рук.


Прогулка по дому

С ребенком на руках ходите по дому, разглядывая вещи и обстановку вокруг. Показывайте на предметы и называйте их. Со временем ребенок запомнит их и при вопросе: «Где у нас (название предмета)?», будет указывать на него ручкой.

Догонялки с игрушкой

Возьмите мягкого медвежонка или любую другую игрушку и покажите ребенку, лежащему на спине, говоря, например: «Посмотри какой мишка! Догони мишку!» После того как ребенок попытается дотянуться до игрушки, немного отодвиньте ее и снова предложите догнать. В конце игры дайте поймать мишку крохе.

Игрушки для правильного развития

Игрушки способствуют разностороннему развитию ребенка и познанию окружающего мира.

В этом ребенку могут помочь:

  • игрушки с шуршащими элементами и шероховатыми поверхностями из различных видов тканей: бархата, вельвета, сатина, фланели;
  • различные шнуровки в виде овощей или фруктов (для совершенствования мелкой моторики);
  • игрушки с зеркальными элементами;
  • браслеты с колокольчиками или другими звенящими элементами, которые можно надеть на ножку или ручку младенца. Такие игрушки не только надолго займут внимание ребенка, но и будут способствовать развитию слуха;
  • детские развивающие коврики;
  • озвученные книги (развитие речи), имитирующие звуки, которые издают животные – дети охотно повторяют их и быстро запоминают.

Уход

Купать пятимесячного ребенка необязательно каждый день, но водные процедуры должны быть не реже 1 раза в 3 дня. для детей этого возраста – не просто гигиеническая процедура, но и важнейшее закаливающее мероприятие. В воду для купания можно добавлять отвары лекарственных трав (череды, ромашки, липы), морскую соль или хвойный экстракт. Такие процедуры оказывают комплексное действие на детский организм:

  • повышают сопротивляемость простудным заболеваниям и респираторным инфекциям;
  • расслабляют мышцы (особенно важно для детей с признаками гипертонуса);
  • стимулируют регенеративные функции кожных покровов и укрепляют местный иммунитет;
  • устраняют нервное возбуждение и помогают справиться с гиперактивностью.

После купания рекомендуется провести профилактический и общеукрепляющий массаж, длительность которого должна быть не менее 10-15 минут. Техника массажа в этом возрасте немного меняется: если раньше движения состояли из поглаживаний, растираний и легких поколачиваний, то теперь к ним необходимо добавить вибрацию и пощипывание. Такая техника положительно влияет на состояние детского организма и способствует правильному развитию ребенка, а также обеспечивает профилактику многих заболеваний опорно-двигательной системы.

Гимнастику на шестом месяце жизни рекомендуется проводить 2 раза в день: после первого дневного сна и во второй половине дня. Не стоит заниматься с ребенком в вечернее время, так как это может привести к повышенной возбудимости и проблемам с засыпанием.

Прогулки при хорошей погоде должны быть частыми и длительными. Идеальным считается двухразовое пребывание на свежем воздухе общей продолжительностью 4-5 часов в день. Желательно 20-30 минут из каждой прогулки выделять на изучение окружающего мира: животных, птиц, растений, насекомых. Это положительно скажется на интеллектуальном развитии малыша и работе органов зрения: доказано, что дети, которые смотрят на природные оттенки зеленого цвета не менее 30 минут в день, реже страдают глазными болезнями.

Развитие ребенка в первое полугодие жизни – это сочетание физических, психологических и физиологических показателей, которые в совокупности формируют физическое и эмоциональное здоровье младенца. Не стоит полагаться только на существующие стандарты развития детей в пятимесячном возрасте, так как они отображают только средние показатели и не учитывают индивидуальные особенности конкретного ребенка. Оценить правильность формирования навыков и темп роста сможет только педиатр, поэтому для спокойствия родителей достаточно регулярных профилактических осмотров.

Вконтакте

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня мы поговорим о том, как развивать ребенка в 5 месяцев. В какие игры с ним играть, как делать массаж, чему обучать? Каким должен быть режим дня ребенка в 5 месяцев? Эти вопросы волнуют многих мамочек. Давайте попробуем разобраться.

Ваш малыш уже подрос и окреп. Вроде бы совсем недавно Вы принесли его из роддома, боясь неосторожным движением навредить такой крошечке. Но вот прошло пять месяцев, и уже совсем скоро малыш отметит свой первый «серьезный» юбилей – полгода! Так быстро летит время! Как же помочь ему правильно развиваться?

Ребенку 5 месяцев: особенности развития

Малыш становится все более активным. Теперь он может без посторонней помощи хорошо поворачиваться на бочок, а затем на животик. Также кроха учится переворачиваться сам и в обратном направлении – с животика на спинку. Ему интересно рассматривать родителей, приглашать их к общению и игре.

Сейчас уже нежелательно оставлять кроху без присмотра даже на минутку, особенно на плоскости, не ограниченной бортиками, и на высоте. Ведь малыш уже может активно поворачиваться во все стороны, а это много значит! Очень важно поддерживать карапуза в его начинаниях, побуждать его к движению, хвалить, улыбаться ему.

Также ребенок старается встать на четвереньки, опираясь на ладошки и расставляя ручки, приподнимая животик. Это так называемый период «предползания».

Малыш учится уверенно сидеть. Но пока еще его спинке нужна поддержка. Если кроха замечает возможность ухватиться за что-то, он делает это, и самостоятельно садится.

Одна из главных задач в этом возрасте – развитие у малышей понимания речи, умения повторять за взрослыми слоги. Сверхважную роль по-прежнему играет интонация, с которой мама и папа разговаривают с крохой. Но на данном этапе все большое значение приобретают сами слова. Маме нужно озвучивать, как называются все окружающие малыша предметы, а также действия, производимые и ребенком, и мамой.

В 5 месяцев гипертонус ручек и ножек у малыша обычно полностью проходит. Но ребенок продолжает нуждаться в мамином массаже и гимнастике. Сейчас очень важно подготовить мышцы тела крохи к ходьбе. Также очень полезно стимулировать ребенка ползать с помощью игрушки – выложите ее перед крохой так, чтобы он видел, но сразу дотянуться не мог.

Поведение крохи тоже становится более осмысленным. Сейчас мама уже почти со 100%-ной уверенностью определит, когда карапуз спокоен, возбужден, доволен, радостен, и даже увидеть причины таких состояний.

Становятся более совершенными движения ручек и пальчиков малыша: теперь он может удерживать двумя ручками игрушки разного размера, бросать их, стучать ими, одновременно играть с несколькими игрушками.

Малыш начинает понимать, что некоторые игрушки издают звуки, пытается их трясти, стучать ими. Продолжает собираться слуховая и зрительная информация. Ребенок может долго держать тот или иной предмет в ручках, рассматривая его, ощупывая, всячески изучая.

Также карапуз следит за действиями и движениями мамы и папы, смотрит им в лицо, когда к нему обращаются, начинает разбираться в мимике. Так, на сердитое и улыбающееся лицо он отреагирует по-разному.

Когда в комнате появляется кто-то из взрослых, или старшие дети, малыш начинает лепетать громче и активнее. Таким образом он пытается привлечь к себе внимание. Если же крохе не дать то, что он хочет прямо сейчас, например, игрушку, он покажет свой характер – начнет раздражаться, кричать от недовольства. Также эмоционально он выскажет и радость, например, когда к нему подойдут мама с папой, поиграют с ним.

В этом возрасте ребенок спит около 16 часов в сутки. Во время бодрствования он готов общаться и играть.


Малышу 5 месяцев: выбираем игрушки

Мамочкам всегда хочется дать малышу самое лучшее. Но как выбрать наиболее подходящие для малыша такого возраста игрушки? По мнению специалистов, наилучше подойдут ему:

  • большой мячик, желательно сочного цвета;
  • различные музыкальные игрушки – ксилофон, барабан, дудочка, маракасы, колокольчики;
  • резиновое колечко-прорезыватель для зубов, яркое, можно с погремушкой на другой стороне;
  • всевозможные трубы-тубусы с разноцветными и блестящими наполнителями, которые при встряхивании пересыпаются;
  • игрушки с цветными секторами, а также игрушки с прозрачными поверхностями, внутри которых движутся шарики, капельки или другие предметы.

Благодаря таким игрушкам, у крохи будет развиваться зрительное и звуковое восприятие, а также другие психические процессы.

Кроме специальных игрушек, можно и нужно предлагать крохе различные предметы быта: полотенца, ложки, чашки, одежду, тканевые мешочки с разными сыпучими наполнителями. Все это подарит малышу такой необходимый ему тактильный опыт, а также хорошее настроение.

Развивающие игры для ребенка

В таком возрасте для малыша фактически любая игра, проведенная с любовью и теплыми эмоциями, будет развивающей. Но все же, предоставим вашему вниманию несколько идей для игр, которые вы сможете легко реализовать в домашних условиях:

  1. Игры с тактильными мешочками. Обязательно комментируйте все ощущения карапуза, описывайте их словами;
  2. Движение воздуха – несколько раз включите-выключите вентилятор, подставьте под струю воздуха листик бумаги, платочек. Он, скорее всего, завороженным взглядом будет следить за вашими действиями, прислушиваться к шороху бумаги. А вы обязательно все объясняйте малышу словами;
  3. Чудесно «работают» в этом возрасте потешки, песенки, пальчиковые игры . Например, такие, как «Сорока-ворона», «Ладушки». Такие незатейливые игры помогут малышу развить речь, моторику, тактильные ощущения. Кроме того, очень полезно предлагать крохе для ознакомления предметы с разными поверхностями – гладкие, шершавые, теплые, холодные, скользкие;
  4. Дома в ванной , во время купания, опустите в ванночку игрушку – кораблик, рыбку или книжку с картинками из мягкого пластика. Ребенок обрадуется, увидев плавающие игрушки, начнет весело колотить по воде ручками и ножками, хватать в руки мокрые игрушки и пытаться их удержать. Такие занятия очень полезны не только как новый тактильный опыт, но и как дополнительный стимул к развитию двигательных умений малыша;
  5. Меняйте выражение лица, мимику, интонацию во время разговора с крохой. Это подарит ему не только заряд новых эмоций, но и новые знания;
  6. Игры с неваляшкой. Когда ребенок ее уронит, она снова будет раскачиваться и вставать. Такая игрушка не сможет оставить малыша равнодушным, и он будет играть с ней снова и снова;
  7. Игры с зеркалом. Поднесите кроху к большому зеркалу, посмотрите в него вместе. Покажите, где он, а где мама. А потом уже детализируйте «портрет» – вот мамины глазки, вот лялины, вот мамины ушки, а вот крохины. Такая игра вызовет у ребенка позитивные эмоции;
  8. Спасательный круг. Усадив малыша на пол, попробуйте надеть на него надувной спасательный круг. Затем вокруг разложите игрушки. Так кроха будет и в безопасности, и заинтересован;
  9. Удовлетворяйте познавательный интерес ребенка . Обычно, начиная с 5-6 месяцев, малышей интересуют предметы домашнего обихода. Почему бы не предложить их крохе для изучения?

А чтобы стать уверенной и спокойной мамой – рекомендую Вам курсы по родительству от Людмилы Шаровой. На первом году очень полезным будет курс “

Малыш в возрасте пяти месяцев уже в два раза прибавил в весе и стал похож на пухленького карапуза. В этом возрасте ребенок уже многое умеет, но продолжает совершенствовать свои навыки и приобретает новые умения. Показатели роста немного замедляются, а в остальном малыш быстрыми темпами изучает окружающий мир и радует родителей своими достижениями. У некоторых появляется первый зубик или появляются первые симптомы его скорого прорезывания. Время сна малыша немножко сокращается, а вот бодрствования – увеличивается.

Малыш развивает и совершенствует классическую позу пятимесячного ребенка – приподнимает голову и плечи, опираясь на кисти рук. Такую позу ребенок может принять из положения «лежа и на животе» и оставаться в ней на протяжении пяти минут. Это говорит о том, что у малыша укрепляются мышцы рук и шеи. А еще эта поза дает возможность ребенку наблюдать вокруг за всем происходящим.

Совершенствуется координация движений малыша. Он умеет безошибочно взять тот предмет, который видит. Его зрение и руки работают вместе, независимо от направления и расстояния. Он может взять игрушку, которая лежит сбоку от него. Или попробует дотянуться до погремушки, которая висит у него над головой. Он пытается взять любой предмет, который его заинтересовал.

Продолжается развитие моторики рук. Малышу нужно помочь в этом, используя легкий массаж пальчиков и ладошек. Ведь ему приходится затрачивать много своих детских сил, чтобы удерживать предметы и перекладывать их из руки в руку. В этом возрасте дети учатся нажимать пальчиками на кнопки, брать игрушки из рук другого человека и крепко их держать, сжимать и разжимать кулачки, трогают и ощупывают новые предметы. Родители могут учить играть ребенка с погремушкой, выбирать и брать ее самостоятельно в ручку.

Большой интерес у ребенка вызывает собственное тело. Он ощупывает свои ручки и ножки, пробует их на вкус, пытается облизывать и покусывать. Он с легкостью достает свои ножки рукой и подтягивает их ближе к лицу, чтобы рассмотреть или засунуть в рот пальчики. Так малыш изучает свое тело, и мешать ему в этом не нужно. Наоборот все его исследования можно сопровождать словами – «это ручка», «это ножка», «это животик» и т.п. Можно показывать части тела параллельно на малыше и на кукле, а можно и на себе.

Пять месяцев – это возраст первых зубов или подготовка к их появлению. У малыша обильно выделяется слюна и ему все нужно взять в ротик и погрызть. Возможно, уже имеется первый зубик, но чаще всего есть набухшие десны, которые неприятно чешутся. Малышу нужно помочь преодолеть эти неприятные ощущения.

Для периода прорезывания зубов существует множество предметов и игрушек – грызунков, которые сделаны из силикона или резины и продаются в аптеках. Болевой синдром ребенку поможет уменьшить массаж десен, который может сделать мама при помощи своего пальца. Это нужно делать очень осторожно, чтобы не повредить нежную десну и, конечно, предварительно тщательно помыть руки с мылом.

Продолжает развиваться ротовой аппарат. Теперь малышу можно давать не очень густое пюре, которое в раннем возрасте могло вызвать рвоту или выталкивание язычком. С пяти месяцев питание малыша может состоять не только из жидкой пищи. Некоторые мамы начинают прикармливать своего кроху более густой едой, хотя для грудничков прикормы до полугода не желательны.

Малыш в пять месяцев осознанно и активно пытается играть со взрослыми. Он постоянно выбрасывает из кроватки или коляски игрушки и ждет, чтобы ему их подали опять. Он толкает или отодвигает мячик или шарик, понимает, что такое «ку-ку» и «прячется» или зажмуривает глазки.

Каждая игра чему-то учит, развивает определенные умения, формирует навыки и воспитывает. Самая простая и обычная игра вырабатывает физические и психологические навыки.

Например, игра в выбрасывание игрушек не только вызывает у малыша радость и даже восторг, но и еще воспитывает ощущение постоянного присутствия рядом любящих людей. Ребенок запоминает, что красивая и любимая игрушка все равно возвращается к нему в руки. Это показатель постоянства и надежности, защиты и покоя, доверия к людям. Так в развитии маленькой пока личности уже начинает формироваться ощущение, что рядом всегда найдется тот, кто поддержит и поможет, не оставит в беде.

Игра в прятки («ку–ку») развивает личностные отношения между ребенком и его мамой. Даже прикрыв ладошками глазки и думая, что его никто не видит, он чувствует мамино присутствие и ее отношение к нему. Материнская любовь и забота придает уверенности и развивает чувство защищенности у крохи.

Постепенно продолжают развиваться речевые навыки. Появляется первый лепет, произносятся новые звуки и слоги. Некоторые слоги малыш повторяет протяжно или множество раз. Самые распространенные – это «ма-ма-ма», «па-па-па», «ба-ба-ба», «дя-дя-дя». Пока это просто звуки, которые легко выговариваются, но взрослым надо учить говорить их осознанно.

В этом возрасте уже нужно учить малыша говорить простые слова (мама, баба, папа), указывая на соответствующего человека. Развивать и стимулировать речь ребенка помогут занятия по развитию мелкой моторики. На развитие речи влияет и рассказывание стишков и сказок, прослушивание или пение песенок. Но самое главное – это положительная эмоциональная атмосфера в семье. Если с этим все в порядке, то ребенок будет правильно развиваться и расти любознательным, а значит, желающим познавать окружающий мир.

Появление малыша в семье - это самое замечательное событие в жизни семьи! Ведь чудо, которое не так давно шевелилось еще у мамы в животике, приковывает к себе внимание даже самых равнодушных людей. Это новая жизнь, ощущения, заботы и переживания, новое счастье.

За первый год ребенку предстоит пройти развитие от маленького беспомощного существа до относительно самостоятельного, прямоходящего и высказывающего свои желания человечка. Специалисты доказали, что нет в жизни человека больше такого активного, функционального и максимально продуктивного года, как первый. Поэтому создали целую систему, календарь, по которому можно отслеживать развитие малыша. В нашей статье речь пойдет о том, как протекает развитие ребенка в 5 месяцев.

Чего достиг малыш к пяти месяцам развития?

За первые четыре месяца ребенок уже научился многому: он уже может улыбаться, двигать ручкам, ножками, поворачивать и держать головку, сжимать и разжимать кулачки, ручки, ножки. Ему уже скучно просто так лежать, просыпается интерес к окружающему миру: он вслушивается в голоса, звуки, всматривается в привлекший его внимание предмет, разглядывает себя и знакомые лица. Малыш уже может выражать свое недовольство, а также всеми доступными средствами показывать, когда он на вершине счастья. Речевое развитие ребенка 5 месяца жизни начинается с некоторых звуков, приобретенных уже в конце четвертого, - это звуки, похожие на "Б", "Е", "Ф". Они становятся основой для дальнейшего формирования артикуляционного аппарата.

Развитие малыша в 5 месяцев: основные действия с предметами

Взрослея, ваш малыш приобретает различные навыки, которые связаны с разными предметами. Он познает мир посредством всего, что его окружает: игрушек, предметов домашнего обихода, разных лоскутков, маминых частей тела и так далее. С каждым месяцем у него появляется все больше возможностей для хватания и рассматривания предметов, а также проделывания различных манипуляций с ними. Физическое развитие ребенка 5 месяцев позволяет ему хватать и удерживать мелкие игрушки, он теперь может их вертеть, разглядывать, толкать, качать и отпускать. Для малыша все ощущения внове: шершавая поверхность, шелест игрушек, звон при нажатии, музыка или маленький звук при дергании доставляют ему высшую степень удовольствия. Маленький исследователь делает открытие за открытием: оказывается, что при разжатии пальчиков предмет исчезает (выпадает), а если его хорошенько сжать, то он никуда не денется! Привыкая взаимодействовать с предметами, ребенок учится общаться со взрослыми: он выбрасывает игрушку, взрослый подает ее, также он наблюдает, как мама или папа приближают и отдаляют предмет, прячут и показывают его. Такое общение сближает эмоционально малыша и взрослого, формирует доверие ребенка к окружающим.

Знакомство с частями тела

Развитие ребенка в 5 месяцев невозможно представить без изучения ребенком своего собственного тела. Особенно интересно малышу рассматривать свои ручки и ножки. Когда ребенок подтягивает к себе ножки, хватает их, рассматривает и щупает, его захватывает сам процесс. В это время он узнает новые ощущения, замечает, если напрячь ножки, то они поднимаются все выше и выше. Делая такие важные открытия, малыш веселится, смеется, радуется, гулит и развивает постепенно свою речь. Таким образом он развивается сразу в нескольких направлениях:


Для лучшей сосредоточенности малыша на своих частях тела родители иногда цепляют на ручки и ножки специальные интерактивные браслетики. Это очень полезно для развития, к тому же, ребенку интересно погрызть такие игрушки, пососать их, ведь приблизительно в это время начинают готовиться к выходу первые зубки.

Особенности речи малыша

Развитие ребенка в 5 месяцев характеризуется появлением новых звуков. Причем появляются в этот период не столько звуки, сколько протяжные "песенки". Долгое и протяжное гуление доставляет удовольствие не только родителям и другим взрослым. Прежде всего в ней нуждается сам ребенок. Разговаривая, он готовится к связной автономной детской речи. Иногда малыш даже произносит четкие слоги, насколько может это делать грудничок 5 месяцев, - развитие его речи уже позволяет это делать. И многие родители уверяют себя в том, что это происходит уже осознанно, но это не так. На данном этапе ребенок повторяет отрывки речи взрослого человека, он уже заранее учится произносить звуки.

Общение и еще раз общение

Первый год для ребенка является самым продуктивным по сравнению с остальными годами на протяжении всей жизни. Именно до года у ребенка формируется доверие к окружающим. Оно впоследствии определяет степень приспособленности человека к жизни, а также степень его самостоятельности. Поэтому родители должны приложить максимум усилий, чтобы ребенок не чувствовал себя покинутым, не ощущал опасности, знал, что родные люди всегда рядом с ним. Как этого можно добиться? Только через общение. Оно должно сопровождать любые ваши действия с малышом. Особенно спокойно ребенок чувствует себя на руках у мамы. Многие специалисты и просто мамы спорят о том, стоит ли брать ребенка на руки по первому зову. Мудры те родители, кто дает ребенку то, что ему нужно в каждый конкретный момент. В пятимесячном возрасте сложно разобрать, чего именно хочет ребенок, поэтому лучший способ его успокоить и удовлетворить все потребности - это взять малыша на руки. Пока ему это нужно, любящий родитель должен давать ребенку такое тесное физическое общение.

Естественно, развитие малыша в 5 месяцев немыслимо без речевого общения, об этом было сказано выше. Ребенок никогда не научится разговаривать без речи взрослого, так как первым механизмом, обеспечивающим его развитие, является подражание и повторение.

Пустышка в возрасте пяти месяцев

Для многих родителей важным является вопрос о применении пустышки, когда исполняется 5-6 месяцев ребенку. Развитие малыша в довольно большой степени зависит от этого. Нужна ли пустышка маленькому человечку? Если без нее можно обойтись, то обходитесь! Не нужна пустышка ребенку в нескольких случаях, когда после нее возникают проблемы у ребенка на естественном вскармливании:

  • После долгого применения пустышки ваш ребенок плохо и слабо сосет грудь? Тогда следует убрать этот предмет из обихода. В противном случае количество молока будет уменьшаться, вес ребенка не будет соответствовать норме, и в конечном итоге ребенок может отказаться от груди.
  • Если после пустышки малыш неправильно начал захватывать сосок, также стоит ее убрать. Такое поведение ребенка приводит к тому, что он не может добыть достаточное количество молока, заглатывает воздух во время кормления, а мама страдает от того, что у нее появляются трещины на сосках.

Пустышка может применяться в этом возрасте тогда, когда кроха находится на искусственном вскармливании. Когда малыш питается с помощью бутылочки и соски, его потребность в сосании не удовлетворяется. Чтобы он не обсасывал все, что попадается под руку, нужно дать ему пустышку для формирования правильного прикуса.

Подгузники для вашего карапуза

На протяжении первых четырех месяцев неопытные мамы уже научились выбирать необходимые средства гигиены для своих малышей. Но есть необходимость еще раз проговорить, какие лучше выбирать подгузники. Ведь их правильный выбор хоть и не влияет на развитие ребенка в 5 месяцев, но оградит кроху от многих болезней и неприятностей.

Влияние естественного вскармливания на развитие малыша в 5 месяцев

О естественном вскармливании сказано и написано уже многое. Очень сложно переоценить значение материнского молока для ребенка. Когда наступает 5-6 месяцев ребенку, развитие его требует больших затрат энергии. Все необходимые элементы и вещества приходят малышу с молоком матери. Так устроен процесс лактации, что по потребностям ребенка возрастает и количество молока, и его качество. Поэтому всеми возможными способами нужно обеспечивать естественное вскармливание для крохи.

Сон для ребенка - здоровье

В 5 месяцев ребенку развитие, режим и многое другое обеспечивает мама. Это нелегкая задача, которая ложится на хрупкие плечи женщины. Поэтому важно сформировать определенный режим сна, чтобы отдыхали и родители, и кроха. В этот период малыш должен спать 15 часов в сутки. Для того чтобы он спокойно отдыхал всю ночь, нужно не допускать лишних часов сна днем. Также на хороший сон влияют такие моменты, как постель ребенка, поза сна, температура и влажность в комнате, а также длительность и способ засыпания.

Питание малыша в 5 месяцев

За несколько месяцев уже на 3,650 кг поправился и на 15 см подрос ваш кроха. Много труда и внимания требует к себе ребенок 5 месяцев. Развитие, питание и режим - все эти понятия очень тесно связаны между собой в первый год жизни. И в этот период важно обеспечивать его и правильным питанием. Значительно отличается введение прикорма для искусственников и тех, кто питается материнским молоком. Для деток-естественников прикорм вводится только с 6 или 7 месяца. Для тех же малышей, которые питаются смесями, другую пищу начинают давать с четырех месяцев. На пятом месяце жизни такие детки должны принимать уже 150 г овощного пюре, 3 г растительного масла, 50-60 г пюре из фруктов, такое же количество фруктового сока, 50-100 г молочной каши и 1-4 г сливочного масла. При введении прикорма очень важно следить за реакциями малыша. Если появилась сыпь или покраснение, нужно прекратить давать продукт, на который проявилась реакция, и вернуться к нему спустя 2-3 недели. При правильном введении прикорма не должны возникать проблемы, но иногда бывают исключения.

Почему возникает дисбактериоз?

Начиная прикармливать кроху, вы не можете понять причины беспокойства, частых срыгиваний, вздутия животика, поносов и запоров, плохого аппетита и маленькой прибавки в весе? Причина одна - отсутствие необходимой флоры в кишечнике. Этому есть несколько объяснений:

  • рождаясь с помощью кесарева сечения, малыш не получает в родовых путях необходимые бактерии;
  • поздний старт грудного вскармливания, спустя 2-3 часа после родов;
  • раннее прикармливание смесями приводит к дефициту бактерий;
  • применение антибиотиков в первые месяцы жизни;
  • перенесенные заболевания ЖКТ и кишечные инфекции.

Конец пятого месяца развития: достижения

В конце пятого месяца жизни ребенок уже многое может. Развитие девочки в 5 месяцев значительно не отличается от умений мальчиков. Все детки различают эмоции взрослых, гулят, приподнимаются. Некоторые исследователи замечали, что малышки активнее "разговаривают". Мальчики, в свою очередь, раньше начинают активно двигать ручками, ножками, быстрее учатся переворачиваться. Также сильнее опирается на ноги мальчик 5 месяцев. Развитие - психическое и физическое - в основном зависит не от пола, а от индивидуальных особенностей крохи.