Как поздравить с пасхой если ты мусульманин. Мусульмане и праздник Пасхи: можно ли принимать угощения от христиан в этот день или поздравлять их с праздником? ✅

Христианский мир отмечает большой праздник – Пасху. В эти дни мы видим на улицах девушек и женщин в платках и длинных юбках, а у православных храмов выстраиваются очереди, проходя мимо которых подростки стыдливо прячут пиво и прекращают выражаться. Молодые же девушки, завязавшие платочки, не забывают одеть юбку подлиннее, и этот пасхальный порыв выглядит очень трогательно.

Пасха завершает 40-дневный пост, в ночь с субботы на воскресенье православные принимают участие в крестном ходе и праздничной службе, а с понедельника начинается пасхальная неделя.

Вместе с тем, для мусульман это хороший повод рассказать нашим знакомым из числа православных о том, почему мы не празднуем Пасху вместе со всеми и как в Исламе видится процесс «воскрешения Иисуса».

Причиной к этому может стать даже диалог, завязавшийся совершенно случайно. К сожалению, не всегда нам хватает мужества, терпения или знаний для того, чтобы лаконично, четко и очень дружелюбно объяснить другим свою позицию.

Пасхально-межконфессиональные разговоры

Проходящую мимо церкви Гюнель вереницы желающих приобщиться к пасхальным таинствам воспринимали как «свою», никто в эти дни не обращал внимания на ее платок. Одна бабушка, вдруг подошедшая к ней, по-доброму взяла ее за руку:

Иисус воскресе! – благодушно сказала она и, улыбаясь, посмотрела на Гюнель.

Поздравляю вас с вашим праздником, - отвечает мусульманка.

Нет, доченька, - мягко качая головой, поучала бабушка, - надо отвечать «Воистину воскресе!», - и она выжидающе заглянула в глаза девушки.

Я не христианка, - объясняет Гюнель, аккуратно попытавшись освободиться от объятий доброй бабушки.

Ну, так и что же, доченька, - говорит та. – Господь Бог наш – Он ведь для всех Один!

Гюнель улыбается.

Да, бабушка, это так.

В дни религиозных праздников мы действительно становимся ближе друг к другу, осознавая эту простую истину. На Пасху мусульмане поздравляют своих православных соотечественников, так же, как те поздравляют мусульман на Курбан-Байрам или Ураза-Байрам.

Юля, принявшая Ислам несколько лет назад, позвонила своей православной подруге Наде.

Иисус воскрес, Юль! – с некоторой долей ехидства влез в разговор Надин муж.

Поздравляю вас с вашим праздником, - лаконично ответила Юля.

Надо отвечать «Воистину воскрес!», - настаивал тот.

Я не могу тебе так ответить.

Почему? Трудно, что ли?

Потому что у вас - своя вера, а у нас - своя.

Но тебе что, трудно просто сказать: «Иисус воскрес!»?

Нет, мне сказать не трудно, но я не буду этого говорить.

Вот вредная! Язык что ли отсохнет у тебя?

Ну, что пристал к человеку? – вмешивается Надя.

Да понять не могу, почему трудно два слова сказать!

Потому что в вашем представлении Иисус воскресал, а в нашем – нет, - говорит Юля.

Может, он у вас и во искупление грехов человеческих не умирал?

А ты считаешь, смерть одного человека может искупить грехи всех других людей?

Ну, так мы говорим не о человеке, а об Иисусе!

В этом и разница. Для нас Иисус – это человек.

Ой, слушай, давай не будем спорить, праздник все-таки, - предложил тот.

Конечно, не будем, - согласилась Юля.

По ее словам, всегда, когда она появляется в немусульманских семьях, возникают разговоры о религии: с ней пытаются спорить, но как только обнаруживается, что у одной из сторон недостаточно знаний для объяснения своей позиции, спор откладывается, чтобы дать время друг другу «накопить» аргументы. Пасха – удобное время для возвращения к таким диалогам.

Бывают и курьезные случаи.

Машину Абдуллы остановил сотрудник ГАИ.

С праздником вас! – начал инспектор, когда водитель вышел из машины.

С каким? – не сразу сообразил Абдулла.

С Пасхой!

А-а-а, - улыбается водитель. – Так я мусульманин, татарин.

Кстати, я тоже, - смеется сотрудник ГАИ.

Беседуя, они обнаружили много общих знакомых в столице, обменялись координатами и мирно расстались безо всяких штрафов.

К одетой в строгий джильбаб и светлое бони Айгуль, возвращавшейся из магазина, подошел мужчина «навеселе».

Матушка, Иисус воскрес!

Я мусульманка, - слегка улыбнувшись, ответила Айгуль.

На лице мужчины отразилось удивление, потом недоумение, а затем он выдал:

Ну, тогда салам алейкум! Или как там у вас говорят?… – и он виновато улыбается.

В целом, многие мусульмане и мусульманки на поздравления прохожих с Пасхой отвечают просто: «Я мусульманин (мусульманка)!». Иногда это вызывает выражение легкого разочарования на лице, иногда ставит людей в неловкое положение, а бывает, что у собеседника появляется и чувство скрытой агрессии.

Несмотря на все большую популярность исламской темы, большинству православного населения Ислам все же представляется сегодня чем-то чуждым и экзотическим.

Две молодые девушки, одетые в длинные юбки и платки, направлялись к церкви, когда навстречу им шла мусульманка Саидат, одетая в традиционную исламскую одежду.

Иисус воскрес! - закричали они ей вслед, скорее из любопытства.

Ашхаду алля илляха илля Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадар расулюЛлах! (свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его Пророк – прим. Ислам.Ру) – ответила им внятно Саидат.

Иностранка какая-то! – испуганно стали перешептываться те, быстро удаляясь.

Что мы знаем о Пасхе?

Большинство мусульман знает, что в пасхальные дни православные красят яйца и пекут куличи, которые затем «освящают» в церкви. О происхождении праздника тоже многие осведомлены: христиане празднуют «воскрешение Иисуса». Но в чем заключается это «воскрешение» и каковы исламские представления об этом явлении, не все могут четко сформулировать.

Согласно христианской версии, пророк Иса (мир ему) был распят на кресте и умер, искупив своей смертью грехи человечества и дав людям, ставшим на указанный им путь, шанс спастись. Спустя три дня после своей смерти на кресте, он воскрес, «победив смерть», и праздник воскресения Христова отмечается как праздник избавления человечества от грехов. Имеется в виду, в первую очередь, тот «первородный грех», который совершили Адам (мир ему) и Ева (Хава) и за который затем, в представлении христиан, расплачивались все поколения людей.

В представлении же мусульман, «первородного греха» как такового не существует и каждый понесет в Судный день ответственность лишь за свои деяния. Поэтому человек, согласно Исламу, не может умереть «во искупление грехов всего человечества». В Коране также сказано, что пророк Иса (мир ему) вовсе не был распят, а согласно, например, авторитетным комментариям Исмаила Ибн Кясира, вместо Исы (мир ему) был распят другой человек, в то время как Иса (мир ему) вознесся к Господу.

Христиане также часто называют Иисуса «Богочеловеком», при этом часть христиан соглашается с вами в том, что Иисус был человеком, считая выражение «сын Божий» условным, а другая часть настаивает на том, что Иисус был именно «Богочеловеком», совместив в себе и духовное, и «плотское». Мусульмане же считают Ису (мир ему) человеком, так же, как и всех других пророков Единобожия (мир им). Многих православных искренне удивляет, что мусульмане признают пророческую миссию Иисуса.

И все-таки, поскольку Пророк Иса (мир ему), согласно Исламу, не умер, он, соответственно, и не воскресал. Мусульмане верят, что сейчас он жив и находится на небесах. Вернется же Иса (мир ему) в этот мир с приходом имама Махди. Потом он умрет и воскреснет вместе со всеми в Судный День.

Поэтому на традиционное поздравление христиан «Иисус воскресе» мы можем отвечать «Воистину воскреснет!» и быть готовыми рассказать об этом.

Айша Галина БАБИЧ

29 марта. ПРАВМИР. В Великобритании зарезали мусульманина после того, как он поздравил христиан с Пасхой.

40-летний Асад Шах, торговец в одном из районов Глазго, был найден с окровавленной головой и многочисленными ножевыми ранениями на теле.

Как сообщает Daily Mail, за несколько часов до смерти мужчина разместил в Facebook сообщение, в котором пожелал «Хорошей пятницы и счастливой Пасхи моей любимой христианской нации».

Мужчина часто размещал на своих страницах в соцсетях записи, в которых выступал против насилия и призывал «к безусловной истинной любви ко всему человечеству» и миру между представителями всех конфессий.

По словам местных жителей, на Асада Шаха напали двое мужчин-мусульман. Один из нападавших, 32-летний мужчина, был задержан.

Шотландская полиция заявила, что убийство в Глазго мусульманина Асада Шаха, владельца магазина, поздравившего христиан с Пасхой, могло быть совершено по религиозным причинам, сообщает Associated Press.

Сообщается, что лидер Шотландской национальной партии и первый министр Шотландии Никола Старджен посетила ночную службу в поддержку Шаха и его семьи.

40-летний Асад Шах получил 30 ножевых ранений в своем магазине за то, что прославил и жизнь Иисуса и «свою любимую христианскую нацию». Он был оставлен умирать в луже крови и умер в больнице.

Полицейские, которые допрашивали 32-летнего подозреваемого вчера вечером, сказали, что убийство было совершено на религиозной почве.

Мохаммад Файзал, друг семьи, рассказал, что видел как бородатый мусульманин, одетый в длинную робу вошел в лавку мистера Шаха и заговорил с ним на их родном языке, прежде чем воткнуть кухонный нож в его голову.

Брат Шаха, который работал по соседству, выбежал и увидел смеющегося убийцу, сидящего на груди у истекающего кровью газетчика.

«Брат потащил Шаха прочь, но тот парень продолжал нападать на него с ножом, – сказал господин Файзал. – Они боролись до автобусной остановки, где Асад упал».

«Это было четко спланированное нападение из мести. За размещение того сообщения о мире с поздравлением христиан и евреев. Должно быть, он экстремист».

Шах пожелал своим друзьям «хорошей пятницы и счастливой Пасхи, особенно моей любимой христианской нации».

В своем последнем посте он написал: «давайте следовать стопам любимого Иисуса Христа и нести мир и христианскому и мусульманскому миру».

Мистер Шах также использовал свою страницу на Facebook, чтобы высказаться по поводу нападений в Брюсселе.

На видео, размещенном в интернете, он сказал: «Мы не хотим драться с человечеством или быть причиной кровопролития».

Сотни людей собрались в пятницу вечером рядом с местом, где он умер, чтобы почтить его память.

Один организаторов поминальной службы, Эйдон Дайер, сказал: «Все прошло в благоговейной тишине. Пришло много людей, которые были явно расстроены из-за случившегося. Было много слез и много-много цветов.

Все говорили, что он был добрейшим человеком. Он был любим многими. И многие делились своими теплыми воспоминаниями о нем».

Тысячи людей по всей стране также засвидетельствовали свое почтение Шаху, комментируя его храбрость и преданность крестной жизни, используя хэштег #thisisnotwhoweare.

Шах был глубоко религиозным человеком и работал чтобы содействовать межобщинным отношениям в Глазго. Он планировал провести онлайн-дебаты прошлой ночью с христианскими друзьями о значении праздника Пасхи. Друзья сказали, что он соблюдал и христианские, и мусульманские праздники, и никогда не забывал посылать пасхальные и рождественские открытки.

В предыдущих постах онлайн, он красноречиво высказывался против насилия и ненависти, и призывал к «безусловной и настоящая любви для всего человечества».

Одно из посланий среди цветов, принесенных к месту трагедии гласит: «Ты хотел одного – мира. Мы с тобой».

Возможно, Шах принадлежал к мусульманам-ахмади, которые пропагандирует ненасилие и терпимость к другим вероисповеданиям. Но в результате эта секта получает только презрение от традиционных исламских лидеров и является гонимой в Пакистане.

На сайте www.gofundme.com была создана страница в поддержку Асада Шаха, который трагически погиб возле своего магазина в четверг 24 марта. Также был начат сбор средств для поддержки семьи и на похороны Асада.

Мистер Шах был уважаемым и любимым членом нашего сообщества, – говорится на странице, – его смерть опустошила многих. Он был очень доброжелательный человек и всегда находил время поговорить с людьми – он был больше, чем просто наш местный лавочник. Он был другом для многих.

Под страницей в поддержку Асада Шаха множество воспоминаний и слов сочувствия. Вот некоторые из них:

Сирин Джонс:

Я знаю Асада по Facebook. Он был терпим к предрассудкам, немногословен и никогда не отказывался от своих убеждений. Он считал, что любовь друг к другу – путь к победе над насилием в нашем мире.

Кхалит Кхан:

Асад нес в себе лучшие черты человечности, доброты, любви и терпимости, служа объединению всех людей, независимо от их веры. Пусть Бог благословит его и дарует утешение его родным и близким. Реальное деление между нами – это не деление по вероисповеданиям, а деление на таких людей, как мистер Шах; и экстремистов.

Адил Ахмед:

“Мой любимый друг” – вот слова Асада Шаха, которые обращены и ко мне. Я знал его много лет благодаря Интернету. Он выкладывал видео на YouTube каждую неделю, распространяя мирные и полные любви сообщения на весь мир. Он также размещал посты на Google+ и в Facebook, пытаясь просветить людей и сделать их лучше. Он рассуждал о жизни после смерти, о небесах, и говорил, что однажды мы будем там, если попросим Бога и будем любить человечество.

Он был примером для меня. Каждый раз, когда я встречал зло, Асад напоминал мне, что я могу быть лучше. Я молю Бога, чтобы Он принял тебя и ты был вознагражден за все свои труды. Я уже скучаю по тебе. Мы обязательно встретимся.

Клэр Хэдспис:

Трагедия полная иронии. Смерть человека, который любил всех, несмотря на вероисповедание.

Шина Маклюр:

Асад был одним из самых красивых сердцем людей, которых вы могли встретить. Наше сообщество никогда не будет прежним.

Эндрю Гуф:

Как американец и как христианин, я скорблю о потере такого замечательного человека. Я американский солдат, я видел и худших из людей, и лучших, и религия здесь не является мерилом. Асад был прекрасным человеком, полным любви и доброты. Мы все должны стремиться быть таким как он – любить своих ближних, независимо от религии, расы или национального происхождения, а просто потому, что люди заслуживают любви.

Мелисса Хэрингтон:

Это страшное убийство по-настоящему религиозного человека, который принес свет в жизнь многих людей. Убийцы должны быть наказаны при жизни, а наследие Асада должно жить. Он должен быть святым. Люди вроде него всегда будут побеждать ненависть и фанатизм.

Джули Перри:

Мои маленькие девочки регулярно посещали магазин Асада, когда гостили у тети. Он был так добр к ним. Всегда дарил им маленькие подарки. Они любили его. Его будет очень не хватать. Покойся с миром, Асад.

Новости из России

30.12.2015

Многие наши посетители спрашивают: "Можно ли поздравлять христиан с "Рождеством Христовым", можно ли самим отмечать этот христианский праздник?
Мы попросили д-ра Али Вячеслава Полосина, который в течение 16 лет был православным священником, дать разъяснение того, что же представляет собой праздник под названием "Рождество Христово".

Ни точной, ни даже приблизительной даты рождения реального человека - великого Пророка и Посланника Всевышнего Аллаха Иисуса, сына Мариам - никто не знает. Изначальная христианская церковь в первые триста лет (!) своего существования такой праздник вообще не отмечала. В IV веке по указанию императора стал отмечаться праздник "святых богоявлений" (для единобожника такое понятие недопустимо), в котором вспоминалось как рождение Иисуса (мир ему), так и явление в нем Самого Бога во время ритуала омовения Иисуса пророком Иоанном (Яхьей - мир ему) в реке Иордан.
День 25 декабря был выбран произвольно по далеким от исторической достоверности мотивам - в этот день весь мир отмечал рождение какого-нибудь бога: египтяне - Осириса, персы - Митры, греки - Сераписа, римляне - Аттиса и того же Митры, славяне - Коляды (отсюда "колядки" - песни, прославляющие рождение бога Коляды).

Культы были похожие, а боги разные, так что почитатель Осириса мог не признавать, например, культа Митры, а если император - наместник Митры на земле, то получалось,
что для последователей Осириса он никакой не наместник. Вот и решили схожие празднования объединить в одном культе нового, универсального для всей империи бога. Празднование рождения этого нового общеимперского бога нужно было государственной власти для того, чтобы подчинить всех жителей этому богу и заставить их присягнуть в верности императору - наместнику этого единого для всех народов империи бога на земле. А число 25 декабря было выбрано для того, чтобы поглотить и вытеснить праздники национальных богов, что и произошло.
Правда, объединение языческих богов под именем одного бога никакой политической пользы императору не принесло: некогда единая империя все равно распалась, а западную ее часть завоевали варвары.

Поскольку подданные Римской империи отмечали в январе еще и праздник в честь "святой воды" - совершали купания и омовения, надеясь, что это избавит их от грехов, - то христианский император, живший в Константинополе, в конце IV века решил развести два события христианского "богоявления" и назначить "водный праздник" на тот же день, когда его праздновали последователи других культов - с той же целью вытеснения народных ритуалов ритуалом, утвержденным силой и авторитетом императора. Так и
появились два праздника: "Рождество Христово" 25 декабря и "Крещение Христово" 6 января.
Слово "крещение" присуще только славянскому переводу Библии, так как в греческом оригинале Нового Завета стоит греческое слово "баптизо", что означает "полное погружение" и соответствует в контексте законов Моисея, действовавших тогда в Израиле, полное омовение - по-арабски "гусль".
Именно так оно переведено и на многие европейские языки. Крест - по-гречески "ставрос" - никак со словом "баптизо" не соотносится и рядом не стоит. Поэтому когда говорят о крещении применительно к тексту Библии, то нужно подразумевать иудейский обряд полного омовения.
В древнем Риме этот праздник не прижился, и там вместо водных обливаний и купаний в этот день прославляют трех языческих волхвов, которые, согласно Евангелиям, точно определили место и время рождения Иисуса (мир ему).
Таким образом, праздник "Рождества Христова" установлен не столько верующими христианами, которые в течение нескольких веков для себя такой праздник не принимали, а императором, преследовавшим свои политические и идеологические цели.

Смысл праздника

Он достаточно ясно выражен в его полном официальном названии. В любой книге православной церкви вы можете его прочитать: "Рождество еже по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа". По этому поводу говорится:

Не веруют и богохульствуют такие, кто говорит:
"Бог есть Мессия, сын Марйам".
Но говорил Мессия:
"Сыны Исраиля, вы Богу поклоняйтесь,
И моему, и вашему Владыке!"
И всякому, кто прочит сотоварищей Ему,
Бог запретит войти в Свой Рай,
И ад ему убежищем предстанет…
Мессия, сын Марйам, не боле чем Посланник,
Ему предшествовали многие другие,
И праведницей мать его была.
Они питались пищей, что для смертных…
(Коран, 5: 72-76).

Все современные православные и католики верят в то, что родился "богочеловек" (т. е. бог, принявший на себя от девы реальную человеческую плоть) и стал во всем человек, кроме греха. То есть, ел и пил, ходил в туалет, испытывал телесные страдания и радости и т. д. У протестантов - третьей ветви христианства - все не так однозначно, но и они верят, что Иисус (мир ему) - "сын Божий", в России практически все, а в других странах большинство из них близки к православным и католикам в этом отношении.
На западе есть и те, кто пытается остаться в рамках "Нового Завета". Тем не менее, и у них толкование словосочетания "сын Божий" отличается от иудейского, выраженного в Библии. Если для иудеев "сын Божий" - это либо ангел, либо человек, полностью покорный Богу, как сын отцу (это соответствует и слову "муслим"), то для тех, кто принял христианство без Моисеева закона, "сын Божий" - это единственный "спаситель" рода человеческого, без жертвы которого Бог будто бы не в состоянии прощать Своим рабам их грехи. То есть, "сын Божий" для них - это не символ, не метафора языка, а сын Бога по природе.

И говорят они:

"Взял Милосердный сына на Себя".
И этим выразили гнусность, от которой
Готовы расколоться небеса,
Разверзнуться земля,
Пасть прахом горы - оттого,
Что приписали они сына Милосердному Аллаху.
[Господнему величию] Аллаха
Не подобает сына брать Себе.
И всяк, кто на земле и в небе пребывает,
Приходит к Милосердному, как раб.
(Коран 19: 88 - 92).

Отношение мусульман к празднику, имеющему вышеописанные историю и богословское содержание

Отмечать такой праздник - то же самое, что прийти в православный или католический храм и взывать к Богу с теми же молитвами, что и христиане.

Что касается возможности поздравить соседей, знакомых или родственников, исповедующих христианство, то, как я полагаю, следует руководствоваться тем, что изложено выше. Можно сказать примерно так: "Мы поздравляем вас с тем, что вы почитаете рождение великого Пророка и Посланника Всевышнего, и желаем вам, чтобы у Иисуса вместе с Посланниками Бога Моисеем и Мухаммадом, мир им и благословение Всевышнего, были основания заступится за вас в Судный день".

Примером выражения толерантности, межнациональной, межконфессиональной культуры общения служит то, как празднуется у мусульман. Ближайшая к христианству религия - мусульманство. Об этом говорит то, что Кораном Христос признан великим пророком, почитаемы также Дева Мария, Иоанн Креститель. Это одна из причин давних добрососедских отношений православных и мусульман. Проявляются терпимость и взаимоуважение в праздновании самых главных праздников для приверженцев обеих религий.

Для христиан Пасха неотделима от распятия и воскрешения: это праздник торжества жизни и искупления грехов человеческих крестными муками Христа. По мусульманским представлениям первородный грех как понятие не существует: при наступлении Судного дня каждый сам несёт ответственность за свою земную жизнь. Между христианами и мусульманами существуют также разногласия относительно мессианской сущности Иисуса. Согласно Корану Иисус (Иса), хотя и был пророком, но был смертным человеком, а не сыном Божьим. Поэтому, согласно учению Ислама, Христос не мог умереть ради искупления грехов всего человечества, подробности распятия при этом имеют скорее академический характер. Мусульмане не верят и в то, что Иисус умер на кресте, а значит, в этом случае, по их убеждению, он не может и воскреснуть. Согласно высказываниям Мухаммеда, Иса пребывает на небесах и вернется на землю в конце времён.

Пасха не отмечается мусульманами в догматических рамках, присущих христианству, но у них существует другой, абсолютно схожий по содержанию праздник. Его название, Курбан-байрам, так и переводится: «праздник жертвы». Знаковый, метаисторический и глубинный смысл его тот же, что и для ветхозаветного Песаха и Пасхи Нового Завета: запрет на человеческие жертвоприношения и вера в милость Бога.

Сюжетная канва событий, предшествующих появлению праздника, описана в Коране и перекликается с библейской легендой о жертвоприношении Авраама. Аллах, решив испытать праведника Ибрахима, повелел тому убить своего сына Исмаила. В последний момент посланный Богом ангел не дал совершиться жертве человеческой, заменив её молодым барашком.

Курбан-байрам - самый почитаемый в исламской традиции праздник, и в этом смысле его можно сравнить с Пасхой христианской.

Обрядовое сходство праздников

Прослеживаются и обрядовые параллели, позволяющие говорить, что Курбан-байрам - это своеобразная мусульманская Пасха.

Тем не менее, несмотря на фундаментальные различия, в диалоге мусульман и христиан объединяющим началом служит знание об Иисусе. Более того, вера в Иисуса является необходимым требованием, предписываемым Кораном. Большинство проповедующих ислам прекрасно осведомлены и о и о традициях её празднования. Поэтому можно сказать, что мусульмане празднуют Пасху вместе со своими соотечественниками-христианами.

Коран не запрещает в Светлое Воскресение Христово отвечать «Воистину воскреснет!» на .

Принимая в дар куличи, крашеные яйца, верующие в Аллаха понимают, что это не навязывание чужой религии, а желание разделить радостное, светлое настроение. В такой обстановке единства проходит, например, чеченская Пасха, где уделяется равное внимание религиозным нуждам коренного мусульманского населения и православных. Правительством Чеченской Республики даже создан специальный оргкомитет по подготовке к празднованию Пасхи.

Пасхальные традиции у татар Поволжья

Ещё более ярким примером взаимопроникновения религиозных и обрядовых обычаев у различных народов, проживающих в едином территориальном пространстве, является татарская традиция отмечать особый весенний праздник. Он по-разному называется у представителей разных этнических групп и не имеет привязки к дню календаря, как солнечного, так и лунного. Относится он к категории «народных» и совпадает по времени с наступлением , также не имеющего конкретной даты.

Этот праздник казанские татары называют Сабантуй, касимовские и татары-мишари - Кызыл йомырка Байрам, кряшены - Саран, Улы Байрам, Пасха Байрам. Люди при этом осознают, что отмечают Пасху, разница лишь в том, что для кого-то это действительно праздник со всеми его смысловыми составляющими, для других - привнесение православных элементов в мусульманскую (татарскую) культуру.

Первоначально создаётся впечатление, что нет причин отождествлять праздник Сабантуй с для казанских татар. Но при более пристальном рассмотрении становятся хорошо заметны особенности, присущие христианским канонам. Например, одним из обязательных этапов в порядке празднования Сабантуя в сельской местности является день сбора крашеных яиц, Кызыл йомырка Кане, когда подростки и дети ходят по домам всей деревни и собирают яйца, заранее окрашенные в отваре луковой шелухи. Тот же обычай с небольшими индивидуальными отличиями существует у касимовских татар и татар-мишарей.

Подобное сосуществование двух монотеистических религий приводит нас к осознанию того, что они являются различными аспектами единой истины и единого Бога. Проявляя понимание и уважение к представителям других конфессий, отношения с Богом можно сделать намного глубже и многограннее.