Классный час на тему добра. Классный час

Классный час на тему: Добро, доброта и человечность

Цели: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развитие самооценки.

Оборудование: плакаты с пословицами и высказываниями: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху», «Не одежда красит человека, а его добрые дела», «Человек живет век, а доброе дело - два», «Спешите делать добро».

Достается недешево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего?

Чем ты людям помог?

Этой мерой измерятся

Все земные труды

Может, вырастил деревце

На земле Кулунды?

Может, строишь ракету?

Гидростанцию? дом?

Согреваешь планету

Плавок мирным трудом?

Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее -

Хорошеть самому.

Ведущий. Ребята! Сегодня мыс вами будем говорить о доброте и добрых делах.

Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама, учитель. (Дети продолжают перечисление.)

Что такое зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.

Мы живем с вами на планете Земля. Если существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.

Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда - зло. (Ответы детей.)

Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправились с вами на ракете в космическое пространство. Итак, мы приземлились с вами на планету Добра.

Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Ответы детей.)

А теперь вернемся на родную планету, чтобы делать добрые дела.

Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить

Желанье другого -

Одно удовольствие,

Честное слово!

На клумбе цветок,

Его листья повисли.

Грустит он... О чем?

Угадал его мысли?

Он хочет напиться.

Эй, дождик, полей!

И дождик спустился

Из лейки твоей.

А что же сестренка

Скучает в сторонке?

Волшебное что-нибудь

Сделай сестренке!

И ты обернулся

Ретивым конем -

Галопом сестренка

Помчится на нем!

Хоть мама

Еше не вернулась с работы,

Не трудно узнать

Ее думы, заботы.

Да надо с уборкой возиться опять».

И ты совершаешь великое чудо -

Пол засверкал,

Засияла посуда!

И ахнула мама,

Вернувшись домой: -

Да это как в сказке,

Волшебник ты мой!

С. Погореловский

Какого же человека можно назвать добрым? (Ответы детей.) Добрый человек - это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее.

Кто любит собак

Или прочих животных,

Серьезных котят

Кто может любить и козла, и осла -

Тот людям вовеки

Не сделает зла.

Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

Давайте послушаем стихотворение А. Барто «Признание». Поразмышляйте, добрые в этом стихотворении герои или нет.

Поди узнай, поди пойми,

Он всех в один из ясных дней

Чуть не довел до слез,

Его зовут - стоит как пень,

Как будто в землю врос.

Смотри не пей воды сырой! -

Советует сосед.

Один стакан, потом второй

Андрюша пьет в ответ.

Поди узнай, поди пойми,

Что стало с парнем лет восьми?

Придешь обедать к трем часам, -

Ему сказала мать.

Он пробурчал: - Я знаю сам...

И сам явился в пять.

Ну что с тобой, Андрюшенька?

И сын признался ей:

Когда я вас не слушаюсь,

Я выгляжу взрослей!

Можно ли назвать Андрюшу добрым?

А прибавит ли его грубость ему лет? Станет ли он от непослушания и невежливости взрослым? (Ответы детей.)

Да, вы совершенно правы. Невоспитанность и грубость совсем не делают человека старше.

Как вы думаете, почему стихотворение называется «Признание»? (Ответы детей.)

Послушайте другое стихотворение А. Барто. Оно называется «Любочка».

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка,

И ленточка в косе.

Все глядят на Л юбочку.

Радуются все.

Но если к этой Любочке

Вы придете в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Она кричит еще с порога,

Объявляет на ходу:

У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае

Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперед.

Говорит она, толкаясь:

Фу, какая теснота! -

Говорит она старушке:

Это детские места!

Ну, садись! - вздыхает та.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот какая Любочка

Во всей своей красе.

Какая же Любочка на самом деле? (Ответы детей.)

Есть пословица: «Доброе слово и кошке приятно».

Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова. Эти слова еще называют волшебными.

Почему? (Ответы детей.)

А теперь подумаем над смыслом еще одной пословицы: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху».

Как вы понимаете ее смысл? (Ответы детей.)

Какие добрые, волшебные слова звучат в нашей речи? Что они означают? (Ответы детей.)

Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы сейчас часто встречаемся в жизни. И есть приветствия и пожелания, в которые входит само слово «добро».

1. Добро пожаловать! (Вежливое приветствие и гостеприимное приглашение прийти, приехать, войти в дом и т. д.)

2. В добрый час! (Пожелание удачи, благополучия при начинании какого-либо дела.)

3. В добрый путь! (Доброе пожелание тому, кто уезжает куда - нибудь.)

А знаете ли вы историю слова «добро»? Оно является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. Слышали вы и такие выражения, как «дать добро» и «получить добро». А понятен ли смысл этих слов вам?

1. Дать добро - дать разрешение, согласие на что-либо, одобрение.

2. Получить добро - получить разрешение, согласие на что - либо, одобрение.

Много теплых, добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, вселить уверенность, согреть душу. Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о том, добрый он или нет?

Внимательно послушайте стихотворение А. Антонова «Вежлив Витя или нет?» и ответьте на вопрос.

Малыша обидел Витя,

Но пред школою в строю

Витя просит:

«Извините, я ошибку признаю».

На урок пришел учитель,

Положил на стол журнал.

Следом Витя:

«Извините, я немного опоздал».

Спор давно ведется в классе:

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашем

И скажите нам ответ.

(Ответы детей.)

Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а его добрые дела». А еще, ребята, вам необходимо помнить: начатое дело нужно доводить до конца.

Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе.

Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей.)

Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце.)

Пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения Агнии Барто «Вовка - добрая душа».

Добрым быть совсем-совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта - не пряник, не конфета.

А теперь вслушайтесь в пословицы русского народа о доброте.

1. Будь добрым с тем, кто от тебя зависит.

2. Доброта - язык, на котором немые могут говорить и некоторые глухие могут слышать.

3. Доброта лучше красоты.

4. Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым.

5. Когда мы счастливы, мы всегда добры, но когда мы добры, мы не всегда счастливы.

Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые персонажи. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Добрый - злой». Я буду называть сказочного персонажа, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрывайте лицо ладошками.

(Персонажи: Иван-царевич, Кощей Бессмертный, золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси - лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина.)

А на какого персонажа вы хотели бы быть похожими? Почему? (Ответы детей.)

Представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнышко. Это солнышко - доброта. Она очень нужна вам и близким вам людям, друзьям и просто тем, кто вас окружает. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце.

Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?

(Учитель показывает самодельные чашечные весы.)

На одну чашу весов мы будем «класть зло» (таблички с надписями «Зависть», «Жадность», «Грубость», «Предательство», «Война», «Ложь»).

Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов с добром.

(Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашу свою капельку: приготовленные заранее мелкие игрушки. Вскоре чаша добра перевешивает чашу зла.)

Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки - в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

(На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленную из цветной бумаги деталь аппликации : дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей. Получается красивая аппликация.)

Как мы назовем эту картину? («Мир», «Как прекрасен этот мир», «Добро победило зло».)

Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно и радостно.)

Наша беседа-праздник подходит к концу. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, трудолюбивыми, добрыми. Ведь делать добро - это здорово!

Стань добрым волшебником,

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Принять и исполнить

Желанье другого

Одно удовольствие,

Разработка классного часа про добро, 6 класс

Оборудование : Цветы из салфеток, лист А3 с поляной.
Листок А3 с деревом, листочки.
Книга «Энциклопедия зла».

Ход урока:

1. Песня «Дорогою добра».
Ученики читают стихи:
Доброта – она не увядает
И не ждет взаимности в ответ…
Никогда не жжет, а согревает,
Оставляя в душах яркий свет…
Доброта не судит, не калечит…
От нее не стоит ждать вреда…
Лишь она от злобы мир излечит,
Не завысив цену никогда…
Доброта действительно бесценна…
И старик, что кормит голубей,
Даже сам не зная, постепенно,
Эту землю делает добрей…

И ребенок, пожалев дворнягу,
И отдав с портфеля бутерброд,
Доброте поступком дал присягу,
Что в беде друзей не подведет…
Доброта – она всегда богаче
Самых состоятельных людей…
У нее ни джипа нет, ни дачи,
Но Господь поведал нам о ней…
И друг другу веря и жалея,
Не таская в сердце груз обид,
В целом, мы становимся добрее…

Ничего, что там, в груди щемит…
Доброта всегда протянет руку,
Несмотря на сделанное зло…
Не узнать о ней – вот это мука…
С ней не всем столкнуться повезло…
Доброта, как раненная птица,
Что, сломав крыло, стремится ввысь…
И блеснет слезою на ресницах
Доброта, что верит в нашу жизнь…
Где добро, там свет, а как иначе?
Жизнь без милосердия пуста…
Если от чужого горя плачем,
Значит, не иссякла доброта…


2. Ребята, мы сегодня поговорим на тему, очень важную для всех нас.
Вы послушали стихи. О чем они? (о добре, о друзьях).
Об этом и будет наш сегодняшний разговор.
Тема нашего занятия «Спеши делать добро».
В каждом из нас живет маленькое солнышко. Именно оно раскрашивает окружающий мир яркими красками. Все многоцветье мира нам помогает увидеть волшебная сила доброты.
У французского писателя Виктора Гюго есть такие слова « Во внутреннем мире человека доброта – это солнце».
- А что же такое доброта? Какой человек может называться добрым?

3. – Ребята, скажите, пожалуйста, а когда мы начинаем учиться доброте?
- А от кого мы учимся доброте?
- Какие сказки вы знаете о добре?
А теперь послушайте, какую сказку расскажу вам я:
Сказка на фоне музыки:
Давным-давно в одной стране жили очень добрые люди. Они приносили всем жителям радость, дарили добро, всегда первыми приходили туда, где случалась беда. И когда они поняли, что все вокруг стали счастливыми, то сели на корабль и решили поплыть в другие страны, помогать другим людям.
А неподалеку, среди мрачных скал в сырой пещере жила Злая Колдунья, которую раздражал смех, трудолюбие, жизнерадостность людей. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни. И как только корабль скрылся за горизонтом, обрушила она на жителей печаль, ненависть, зависть и предательство, не пожалела ни стариков, ни детей. Люди забыли про доброту, стали ругаться, ссориться. И поселились в душах людей тоска, зло и одиночество.
Не обратила внимание Злая Колдунья лишь на маленького котенка, не думала она, что он сможет разрушить ее чары, помешать ей творить зло. Тогда побежал котенок к полю, где росли колокольчики. Долго он бегал от колокольчика к колокольчику, пока не поднялся перезвон. И услышали его на корабле, пришли на помощь и выгнали Злую Колдунью. С тех пор котенок с колокольчиком стали символом надежды, счастья, веры и добра!»
- Понравилась ли вам сказка?
- А о чем же она?
- Как вы думаете, ребята, почему Злой Колдунье удалось внести в души и сердца людей злость, ненависть, зависть?
- Что же нужно сделать для сохранения доброты в людях?

4. Выход колдуньи (под музыку):
Злая Колдунья: Нет, не верю я! Не может быть, чтобы добро победило зло! Вот внесу я сейчас раздор среди вас, и никакие колокольчики не помогут!
Учитель: Вот никак не угомонится злая колдунья.
Злая Колдунья: Миром должно править только зло и ничего кроме к зла!
Учитель: Ребята, давайте все вместе постараемся переубедить Злую Колдунью, что только доброта может дать счастье людям.
З.К.: Да чего тут спорить! В людях столько злобы, зависти и эгоизма!
Учитель: Да, к сожалению, и такое бывает, но человеку присущи и хорошие качества.
З.К.: А отрицательных больше! Посмотрим? Я называю плохие качества, а вы хорошие. И у меня нет никаких сомнений, что выиграю я!
Учитель: Ну, если Злая Колдунья любит играть, значит, не все потеряно. Дорогие ребята, давайте постараемся назвать как можно больше положительных человеческих качеств. Попробуем? (З.К. достает книгу «Энциклопедия зла» и называет по очереди отрицательные качества, ребята называют положительные качества).
З.К.: Благородство, доброта…. (ищет слова в своей книге…). В моем учебнике таких и слов то нет. Объясните, что это за слово «доброта».
Учитель: Ребята, давайте объясним З.К., что такое доброта.

5. – Доброта издавна ценилась на Руси. Немало русский народ сложил пословиц о доброте.
Посмотрите на доску, Злая Колдунья в пословицах все слова перепутала.
Так давайте попробуем их на место поставить и сложить их правильно.
Добро помним, а пожнешь.
Что посеешь, то зло забывай
За добро добра не делает никому.
Худо тому, кто добром плати
Доброе слово лечит а злого не жалуют
Доброе слово а злое калечит
Доброго чтут половина счастья
- Чему учат эти пословицы?
- Следуете ли вы этим пословицам в жизни?
6. – А как вы думаете, а легко ли быть добрым?
Ученик:
Добрым быть совсем, совсем не просто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, ни конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
- Ребята, а всегда ли вы замечаете вокруг себя тех людей, кто особенно нуждается в человеческой доброте?
- Посмотрите на этот портрет. Это репродукция с картины Александра Шилова «Одна».

-Какие мысли у вас возникают, когда вглядываетесь в лицо этой пожилой женщины?
- Какие добрые поступки вы смогли бы совершить для нее?
- А посчастливилось ли вам когда-нибудь оказать помощь таким людям? Я не случайно употребила слово «посчастливилось», т.к. тот, кто делает добро, более счастлив, чем тот, кто его получает.
7. Знаете, я заметила закономерность: чем старше становятся люди, тем они становятся черствее. Посмотрите, что мы видим и слышим вокруг: мат, ругань, оскорбления, дети смеются над недостатками друг друга, и так редко говорят друг другу добрые слова.
Сейчас я попрошу вас выйти в круг, вспомните о добрых поступках, добрых словах, поблагодарите друг друга и скажите добрые слова, которые надо употреблять по отношению к близким, друзьям, постарайтесь не повторяться.
Давайте я начну: «Рома, спасибо тебе за то, что ты такой славный и с уважением относишься к старшим!».
8. А сейчас я предлагаю вашему вниманию посмотреть притчу «Мальчик и морские звезды».
- А что такое притча? (правдивая, поучительная история, в которой заключена жизненная мудрость).

Просмотр притчи «Мальчик и морские звезды».

Что вы можете сказать о мальчике?
- Что значит ответ мальчика «Мои попытки многое изменят для одной звезды?»

9. Мы радуемся, когда видим добрые дела других, соглашаясь в своей душе, что это правильное, истинное поведение. А когда сами совершаем добрые поступки – просто так, от души, не требуя ничего взамен, то расцветаем, и жизнь кажется уже не такой скучной, и небо уже не такое облачное, и солнышко светит ярче.
- Предлагаю вам сейчас тоже сделать одно общее дело.
На столах у вас лежат бумажные цветочки. Напишите на них, какое доброе дело вы предполагаете совершить в ближайшее время.
(Затем пройтись по ученикам: они зачитывают и приклеивают свой цветок на лист бумаги).
- Каждый совершит по одному доброму делу, а вместе у нас получилась «Поляна добрых дел!». Посмотрите, какая чудесная!
- Ну как, Злая Колдунья, ребята тебя переубедили в том, что только добро может дать людям счастье?
З.К.: Ой, переубедили, как легко и радостно стало вокруг, а когда я была Злой Колдуньей, кругом было серо и скучно! Спасибо вам большое, ребята!
-А вы что, ребята, узнали за этот урок?
- Чему вы научились?
- В заключение мне хочется вам пожелать доброты. Помните, что добро, сколь ни было оно мало, гораздо лучше, чем большое зло.
- Давайте вместе споем песенку о доброте.

Спасибо вам, ребята, за минуты общения, за ваше участие, поддержку.
На этом наш классный час окончен. До свидания!


Доброта спасет мир.

Классный час в 7 – 9 классах

Цель: способствовать формированию толерантного отношения к окружающему миру как осознанной жизненной позиции личности.

Задачи: 1. Развитие способностей понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни.

2. Воспитание чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность.

3. Посредством психологических игр приобретение учащимися непосредственного опыта и практических навыков толерантного поведения.

Форма проведения: игровая мастерская

Мастерская – один из интенсивных методов воспитания, включающий каждого из ее участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач. В мастерской каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого. Вся работа мастерской будет тем успешнее, чем полнее каждый из ее участников будет выполнять предлагаемые задания по-своему, исходя из своих знаний, умений, жизненного опыта, интересов и способностей.

Подготовительная работа: - анкетирование учащихся по вопросам толерантности.

Анкета.

Выберите из трех возможных ответов один, который наиболее близок к Вашей точке зрения в предложенных ситуациях и вопросах.

1. В вашем классе появился новичок, взгляды которого не совпадают со взглядами класса на большинство проблем. Он всех раздражает. Вы считаете, что лучше всего:

а) объявить ему бойкот;

б) не обращать на это внимание;

в) постараться изменить свое отношение к новичку.

2. Ваш товарищ резко изменил свой имидж и Вам это не понравилось. Вы будете стремиться:

а) «уколоть» его;

б) игнорировать его;

в) терпимо относиться к нему.

3. Как Вы относитесь к человеку, религия которого отличается от Вашей?

а) мне хочется унизить и оскорбить его веру;

б) каждый человек имеет право на свой выбор;

в) с уважением отношусь к любой религии.

4. Как Вы относитесь к однокласснику из неблагополучной семьи?

а) стараюсь не общаться с ним;

б) не замечаю его;

в) стараюсь поддержать его.

Ответьте на вопросы (на обратной стороне листа):

5. Что такое толерантность?

6. Что значит быть толерантным?

Оборудование: - презентация «Доброта спасет мир» с видеороликами

Видеоаппаратура для демонстрации презентации

Высказывания мудрых людей о толерантности

Бумага для игры «Снежинки»

Карточки для игры «Приветствия»

Столы в классе следует сдвинуть так, чтобы освободить пространство для игры.

Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее.

Но в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов.

Почему? Давайте порассуждаем.

Наверное, следует вернуться в историю развития человеческого общества, т.е. государств, которые разделены границами и режимами между собой. И часто они противостоят друг другу. У каждого государства – своя культура. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полнейшему взаимопониманию между людьми. По прежнему сильно стремление к абсолютному господству, уничтожению независимости. Массовое уничтожение, убийства, потоки беженцев стало реально. И это страшно.

Природа наделила человека ра зумом, но в человеческой среде живут такие чувства, как злоба, обида, ненависть, зависть, гордыня, которые делают человека жестоким, нетерпимым, неуживчивым…

Демонстрация видеоролика «7 смертных грехов» (взяты грехи, касающихся человеческих отношений)

Видео YouTube

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот… Противоречия между людьми не возникают только тогда, когда все думают и чувствуют одинаково. Но в реальности такое почти не встречается. Практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. И сейчас мы убедимся в этом.

Игра «Приветствия». Участники получают карточки с заданиями – поздороваться приветствиями из разных стран

  • сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
  • потереться носами (Новая Зеландия);
  • пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
  • крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
  • показать язык (Тибет);
  • очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
  • обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж).

Участники разбредаются по комнате и приветствуют друг друга способом, указанным на карточке.

Обсуждение:

  • понравилась ли вам игра?
  • попробуйте догадаться, из каких стран происходят ваши приветствия;
  • было ли трудно здороваться каким-то способом?
  • показались ли какие-то из приветствий смешными?
  • как бы отреагировали люди из этих стран на ваши приветствия?
  • какую роль играют приветствия в нашей жизни?

Игра «Снежинки». Задание: возьмите листок, сложите его пополам, оторвите правый верхний угол. Сложите ещё раз пополам, снова оторвите правый верхний угол. Ещё раз сложите пополам и ещё раз оторвите верхний правый угол. Разверните листок и покажите своё произведение одноклассникам.

Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки, хотя был дан четкий алгоритм действий. Почему это произошло?

Согласитесь, если бы все снежинки были одинаковыми, мир стал бы скучным и неизменным.

А как вы думаете, можно ли сделать современный мир лучше, добрее?

Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Уже в 4 веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счасть е других, мы находим своё собственное счастье». Эту же мысль продолжает уже в 1 веке нашей эры римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других». Английский писатель И.Бентам (18 век) утверждает: «Человек увеличивает своё счастье в той мере, в какой он доставляет его другим». Вспомним и слова Л.Н.Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других».

На доску вывешиваются высказывания:

"Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди." (Б. Шоу)

"Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание". (Л.Толстой)

"...Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует". (Ф.Бэкон)

"Сострадание правит миром". (Древнеиндийская пословица)

"Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством". (Конфуций)

"Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием". (Конфуций)

"Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера". (С.Смайлс)

"Чтобы поверить в добро, надо начать его делать". (Л.Толстой)

"Кто ищет зла, к тому оно приходит". (Соломон)

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». (Антуан де Сент - Экзюпери)

Сейчас мы поиграем в необычное домино.

Игра «Домино». Напомнить участникам правила игры в домино.

Правила игры: первый участник (желательно - ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики - «С одной стороны, я ношу очки, с другой - люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны - у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино - можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или сидеть на полу, и т.д.

Обсуждение :

Что вы чувствовали, пока ждали, что к вам кто-нибудь «прицепится»?

Старались ли вы называть самые распространенные характеристики или, наоборот, вам хотелось чем-то выделиться?

Что нового вы узнали друг о друге?

Что вы чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на вас?

Что вы чувствовали, когда узнавали, что кто-то на вас не похож?

Хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?

«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!» Но чтобы добиться этого всесильного единства, нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно.

Один из самых популярных в нынешнее время терминов - «толерантность». Вы можете его услышать по радио, телевидению, встретить в современной отечественной и зарубежной социально-политической, культурологической и правоведческой литературе.

Так что же такое толерантность?

Демонстрация видеоролика «Толерантность»

В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит немного по-разному:

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском – позволять, прини мать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Вопросы к учащимся:

1. Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

2. А что же объединяет эти определения?

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

На сегодняшний день толерантность рассматривается как признание, принятие, понимание.

Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Принятие - это положительное отношение к таким отличиям.

Понимание - эт о умение видет ь другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

В 1789 году во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. Она стала предвестницей современных деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека 1948 года, провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами.

В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день толерантности.

Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий, в повседневных взаимоотношениях между людьми. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения.

Однако не следует понимать толерантность как равнодушие ко злу. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.

Легко ли сделать мир лучше?

Терпимость – очень трудная добродетель,- для некоторых труднее героизма... Ж.Леметр (еще одна мудрая мысль – на доску)

Есть два пути развития личности:

Толерантный

Интолерантный

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.

(С. Островой)

Демонстрация видеоролика «Притча о двух волках».

Толерантный человек и интолерантный человек – это две противоположности. И в человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживается добро и зло, правда и ложь, активность и пассивность, доброта и жесткость, свобода и независимость. Примеров множество: в школе я пассивен, а на улице активен, люблю один предмет, не понимаю другой. Все течет, все изменяется. И в различных жизненных ситуациях оказываются востребованными как позитивные, так и негативные качества. Ведь не бывает в жизни идеального человека. Важно стараться принимать себя и других, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что есть в человеке

Игра «Поиск». На доске большое число табличек с качествами и личностными характеристиками человека. Найдите те слова, которые определяют толерантную личность и расположите их в столбик на правой части доски, закрепляя магнитами. А на левой стороне доски разместите качества и характеристики интолерантного человека.

Организационные особенности игры : Вначале вызываются 2 человека для работы на правой и левой частях доски, затем им разрешается вызвать себе на помощь товарищей (можно несколько, на их усмотрение)

Обсуждение:

● В каком случае задание выполняется легче: в одиночку или с группой поддержки?

● Сравните представление о себе с портретом толерантной личности

● Кто может назвать себя толерантным человеком?

И сейчас мы это проверим. Я попрошу вас очень откровенно ответить на вопросы теста. Подписывать свою работу не надо и о том, что вы напишите, никто знать не будет.

Тест на определение терпимости, уважения к чужому мнению /толерантности/

Тест поможет хотя бы приблизительно определить вашу толерантность. Отвечать быстро, не задумываясь.

1. Вам предстоит участие в ролевой игре. Что Вас устраивает:

а/ чтобы играли те, кто не знает еще правил;

б/ чтобы участвовали те, кто признает и знает правила игры.

2. Вы спокойно встречаете жизненные неурядицы?

а/ да; б/ нет.

3. Болезненна ли для Вас ситуация: Когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили Ваши одноклассники:

а/ да; б/ нет.

4. Вызывают ли у Вас неприязнь одноклассники, которые нарушают правила общественного поведения:

а/ вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ;

б/ они Вам неприятны, потому что не умеют себя контролировать.

5. Можете ли Вы легко найти контакт с одноклассниками, которые имеют иные, чем у Вас верования, обычаи, намерения?

а/ вам всегда это трудно сделать; б/ сравнительно легко.

6. Как Вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь:

а/ Вы не переносите ни шуток, ни самих шутников;

б/ пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.

7. Согласны ли Вы с бытующим в обиходе мнением, что многие одноклассники пытаются делать "не свое дело", стремятся казаться лучше, чем есть:

а/ да; б/ нет.

8. Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом всеобщего внимания. Ваша реакция:

а/ Вам не приятно, что внимание уделено ему, а не Вам;

б/ рады за знакомого.

А теперь подсчитайте баллы. Запишите по 2 балла за ответы: 1-б, 2-б, З-б, 4-а, 5-б, 6-б, 7-а, 8-б. Сложите эти баллы.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • От 0 до 4-х баллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и непреклонности. Часто Вы стараетесь навязать свое мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что говорите и делаете.
  • От 5 до 12 баллов. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но, безусловно, можете и вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой Вы способны и на излишнюю резкость, неуважение к со-беседнику, и в такой момент Вы можете выиграть спор с собеседником, у которого слабый характер. Вы не в полной мере умеете отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы.
  • От 14 до 16 баллов. У Вас твердые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью Вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием относясь к её парадоксальности. Вы критичны к себе, не считаете свое мнение истиной в последней инстанции. Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику.

Притча. Рабби Зусси решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Зусси – такой маленький. Тогда Зусси решил изменить свой город. Но город – такой большой, а Зусси – такой маленький. Тогда Зусси решил изменить свою семью. Но семья у Зусси такая большая, одних детей десяток. Так Рабби Зусси добрался до единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя.

Вопросы для беседы:

Как вы поняли притчу?

Какой вывод вы сделали для себя?

Есть ли у вас недостатки? Кто вам о них говорил?

Хотели бы вы изменить себя?

Человек стремится к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, быть счастливее.

Давайте попробуем составить правила толерантного общения. Например:

  1. Уважай собеседника.
  2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
  3. Отстаивай свое мнение тактично.
  4. Ищи лучшие аргументы.
  5. Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
  6. Стремись учитывать интересы других.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями.. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.

Учитесь дарить частички своего сердца и тогда вы станете добрыми волшебниками.

Но как бы нас жизнь ни ломала,
В ней некое есть волшебство…
Хороших людей слишком мало.
И все – таки их большинство.
Стань добрым волшебником
Ну-ка попробуй
Тут хитрости вовсе не нужно особой
Понять и исполнить желание другого
Одно удовольствие, честное слово.

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей
Но зло творится без труда
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь
Рождает птица птицу
От доброго - добро
От злого - зло родится.
Добро, коль не было б оно мало
Гораздо лучше, чем большое зло.

Не забывайте, что настоящий волшебник должен быть мудрым. В заключении я хотела бы вспомнить одну известную, восточную притчу.

Демонстрация видеоролика «Всё в твоих руках» (притча) https://www.youtube.com/watch?v=A1dz-tRXoxY

Видео YouTube

Действительно все в наших руках. Добро, сотворенное вашими руками, принесет чудо и нужно быть мудрым и не остаться в стороне.

Подведение итогов (рефлексия)

Что интересного вы узнали сегодня?

Что обязательно возьмете на вооружение?

Литература:

1. Сафонова В.В. “Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций” Воронеж, Истоки,1996 г.

2. Вульфов Б.З. “Воспитание толерантности, сущность и средства” Внешкольник-2002 г. № 6.

3. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.

4. “Волшебный кристалл” (игры на развитие толерантности) Издательский дом “Первое сентября” № 39 2002 г.

Муниципальное обращеобразовательное учреждение «Ковернинская средняя школа №2»

КЛАССНЫЙ ЧАС

в 3-а классе

«ДОБРОТА ТВОРИТ ЧУДЕСА!»

Провела:

классный руководитель 3-а класса

Носовцева Г.К.

р.п. Ковернино 2015год

Цель: Дать детям понятие, что доброта – одно из лучших качеств человека.

Задачи:

    Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей: добро, уважение, любовь.

    Способствовать развитию сочувствия, сопереживания.

    Повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.

I .Сообщение темы занятия:

Учитель: «Доброта творит чудеса! Что такое доброта и что значит быть добрым?»

Эпиграфом станет пословица: «Жизнь дана на добрые дела».

(читает Толокнов Саша)

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звёздной красоте
Земля добра: она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом.
Давайте воевать за доброту.

А. Чепуров

II . «Открытие» темы классного часа.

Учитель: Как вы думаете, чего на Земле больше добра или зла?

Высказывание Л.Н. Толстого

«Из всех наук, которые должен знать человек, главная наука есть о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

В каждом из нас есть маленькое солнышко – доброта. Она нужна и вам самим, и вашим родным, друзьям и тем, кто вас окружает. Ведь доброта и забота согревают людей. Каждый человек должен оставить добрый след на земле. Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил дерево и воспитал ребенка».

III . «Строительство» Дома Доброты.

Учитель: Сегодня будем строить Дом Доброты.

1.Закладываем фундамент Дома – доброта .

а) Групповая работа.

Задание 1. Вспомните, о каких сказочных героях говорится и какие добрые поступки они совершили? (Задание на листочках ).

Кто был превращён гномом в маленького человечка и совершил удивительное путешествие с дикими гусями? (С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» ).

«В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверёк. Звали его…». (Э. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья» ).

Герой этого произведения говорил такие волшебные слова: «Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, Лишь коснешься ты земли – быть по-моему вели» (В.Катаев.« Цветик – семицветик» ).

«Кай взглянул на неё. Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе представить. Теперь она не казалась ему ледяною» (Х. К. Андерсен «Снежная королева» ).

Женщина ахнула от восхищения, потому что внутри, среди лепестков, сидела крошечная девочка, Ростом не больше дюйма. Вот почему её назвали. (Х.К.Андерсен. «Дюймовочка» ).

«Жил–был доктор. Он был добрый». (К.Чуковский «Доктор Айболит» ).

Задание 2. Обсудите ситуации. Как бы вы поступили?

Задание 3. Есть много пословиц о доброте:

Уважая человека – уважаешь себя.

Путём зла не доходят до добра.

Мир не без добрых людей.

Учитель : У вас на разных листках части пословиц. Работая в группах, соберите их правильно и раскройте их смысл:

Доброта – язык, на котором могут говорить немые и который глухие могут слышать.

Кто добр поистине, добро творит в молчании.

Добрыми делами славен человек.

Добрые умирают, да дела их живут.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Доброе дело питает и душу и тело.

Добрый человек в добре живёт век.

Худо тому, кто добра не творит никому.

2.Следующий кирпичик Дома Доброты – добрые мысли .

Учитель: О доброте высказывали свои мысли великие философы, писатели:

«Делать добро – самое истинное счастье, какое только может быть ведомо человеческому сердцу» (Ж.Ж. Руссо).

«Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях» (Блез Паскаль ).

«Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием». (Конфуций ).

«Кто ищет зла, к тому оно приходит». (Соломон ).

«Чтобы поверить в добро, надо его делать». (Л. Толстой ).

В IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье».

Эту мысль продолжил уже в I веке до н.э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всём своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других».

Учитель: Дети, а кто для вас самый близкий и добрый человек, который заботится о вас с самого раннего детства? (Мама )

Сколько бы нам не было лет, нам нужна мама, ее ласка, ее тепло.

Пословица: При солнышке тепло, при матери добро. У мамы самое доброе и чуткое сердце, в нем никогда не гаснет любовь, оно никогда не останется равнодушным.

Учитель: А вот некоторые из нас порой обижают своих мам поступками и грубыми словами.

Стихотворение Татьяны Дашкевич “Обидное слово”.

читает Сироткина Настя

Обидное слово, обидное слово!
Как больно ударить умеет оно!
Змеёй ядовитой ужалить готово,
Ужалит – и станет на сердце темно.
И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,
И тот, кто унизил, и тот, кто унижен,
Хотя миновала уж ссоры гроза,
Молчат и не смотрят друг другу в глаза.
Послушай совета, мой милый ребёнок:
Будь добрым и вежливым с самых пелёнок,
Хорошее только старайся творить.
И слов унизительных не говорить.

3.Следующий кирпичик Дома Доброты – добрые слова.

Учитель: У меня в руках символическое «Сердечко». В нём стрелы обид от плохих поступков и слов. Вынем их и увидим, что раны заживают, но шрамы остаются на всю жизнь. Хочется вылечить такие сердечки добрыми словами, делами. А вот на этих здоровых сердечках напишите самые добрые слова и подарите тому, кому пожелаете. Пусть ваша доброта поселится в других сердцах.

Сказанное слово, словно семя, попадает в сердце человека. От добрых слов мы чувствуем, как в нашем сердце растёт тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание.

Учитель : А как вы думаете, добрые слова и добрые мысли, во что могут превратиться?

4.Следующий кирпичик Дома Доброты – добрые поступки.

Учитель: Я думаю, что каждый из Вас совершил уже добрый поступок, а может быть и не один! (Учащиеся зачитывают отрывки из своих сочинений ).

Еще древний китайский философ Конфуций сказал: «Человек, который помогает другим – помогает себе». Как вы думаете, почему? (Ответы детей ).

Людей, которые оказывают благотворительную помощь престарелым людям, инвалидам, бездомным, сиротам называют волонтёрами от английского слова volunteer – добровольный помощник.

В Великобритании, к примеру, существует 157.000 благотворительных организаций. Они стараются затронуть каждую сторону жизни: по защите природы, животных, бездомных людей, инвалидов, одиноких престарелых людей и т.д. Они собирают пожертвования, устраивают благотворительные концерты, вечера, посещают одиноких людей, чистят парки, работают в больницах, приютах для животных и т.д.

Сообщение о известных людях, их добрых поступках:


Глухова Варя: Мать Тереза, основавшая «Благотворительную Миссию»

Её звали Агнесса Гонджа. Она родилась в семье албанского торговца в 1910 году. Её родители были людьми очень религиозными. Мать научила детей молиться, любить и помогать другим людям. Это были первые уроки доброты для маленькой Агнессы.

Но когда девочке было 9 лет, их отец умер. Тем не менее, мать Агнессы не сдавалась, открыла собственное дело и, потихоньку, их семейный бизнес наладился. Это был второй жизненный урок, полученный от матери: пусть жизнь трудна – ты должен по ней карабкаться вверх, к вершине. 12-летняя девочка твердо знала, что ее служение Богу будет связано со служением бедным.

В 1928 году Агнесса оставила семью, чтобы стать монахиней. Она уехала в Индию, где 20 лет преподавала географию в Калькуттском институте Св. Марии, директором которого потом стала.

Она основала больницу для бедных. Единственная цель всей этой затеи была в том, чтобы окружить умирающего бедняка любовью. И заботой. Он теперь знал: он не один. О нем не забыли. Он нужен. Он – в лучах любви. Старый, уродливый, увечный – любимый. И тогда умирать не страшно. Сестры собирали не только умирающих, но и младенцев, которых отыскивали в больницах, в тюрьмах. Ни от одного младенца мать Тереза не отказалась. 10 тысяч прокаженных нашли убежище в лепрозории матери Терезы. Проказа метит богатых и бедных. Ее умеют лечить, но на это уходят годы, а не всякий индиец может позволить себе такую роскошь – его гонят из дома, он теряет работу. На выделенной правительством Индии территории устроен целый "Город Мира", где несчастных не только спасают, но обучают ремеслам – так, чтобы они могли прокормить себя, а не просить подаяния с трещоткой в обезображенной руке. Невероятная албанская старушка устроила подвижные клиники, которые ездят по всему свету и оказывают помощь прокаженным. Она организовала первую клинику для больных СПИДом. Она создала приюты для больных. Она поспевала везде. Никто не знает, что существеннее – медикаменты или улыбка, доброе слово и любовь. В 1979 году она получила Нобелевскую премию мира. Всю ее она вложила в свою миссию. Как и прочие деньги, которыми ее награждали. Умерла Мать Тереза в 1997 году. Её «Благотворительная Миссия» действует до сих пор, потому что нуждающихся в помощи вокруг не становится меньше.

А какие благотворительные организации существуют в России и какую помощь оказывают они?
Дети называют известные им благотворительные организации («Красный Крест», «Общество по защите животных», «Общество по защите природы» и т.д.). Если дети затрудняются ответить, учитель помогает им.

Красцова Лиза: Фёдоров Святослав Николаевич

Мечтал о небе, высоте, самолетах, словом, о профессии настоящего мужчины. Но летчиком Федорову стать не удалось. В начале марта 1945 года, когда война громыхала предпоследними залпами, в училище готовился праздничный вечер. Надев единственный выходной костюм, Слава спешил на праздник. В трамвай прыгнул на ходу – боялся опоздать. Сорвался, еле успел уцепиться за поручень – поволокло по земле. Пробовал встать на ноги – пронзила острая боль в левой ноге. Очнулся уже в госпитале. Врачи решили ампутировать ступню и нижнюю треть голени. После операции летать категорически запретили. Решил попробовать в медицинский. Молодой хирург оказался честолюбив. Фантазировал, выдумывая интересные научные темы. Наконец решил: мое дело – операция по замене мутного хрусталика искусственным из пластмассы. Вскоре судьба свела молодого врача с тяжелой больной. Двенадцатилетняя чувашская школьница Лена Петрова с рождения страдала катарактой. Правым глазом она ничего не видела. Посоветовавшись с ее родителями, Федоров решил пойти на риск – прооперировать больной глаз Лены и вставить в него искусственный хрусталик. Операция прошла успешно. Девочка стала видеть.

Святослав Федоров – талантливый хирург, автор многих изобретений и открытий в офтальмологии, в том числе метода имплантации искусственного хрусталика, названного им «Спутник», методов лечения близорукости, глаукомы, астигматизма, создатель огромного научно-технического комплекса «Микрохирургия глаза». Поэт А. Вознесенский назвал его «глазным гением».

Сочин Саша: Леонид Рошаль.

Всемирно известный детский хирург. Директор Московского научно-исследовательского института неотложной детской хирургии и травматологии при РАМН, президент Международного благотворительного общественного фонда помощи детям при катастрофах и войнах, заведующий. Доктор медицинских наук, профессор. В 1995 году работал в Чечне, оказывал помощь детям. Журналисты назвали Рошаля Детским доктором мира. Рошаль отправлялся в Афганистан, в Турцию и в Индию для оказания помощи детям, пострадавшим в результате землетрясения, руководил бригадой детских врачей. В 2002 году бригада скорой помощи Рошаля работала в Каспийске, где в результате теракта 9 мая 2002 года пострадало много людей. В октябре 2002 года Рошаль участвовал в переговорах с террористами, захватившими здание Театрального центра на Дубровке. Благодаря участию Рошаля из здания были выведены восемь детей, а заложникам были переданы вода и медикаменты. Он получил титулы "Гордость России", "Человек года", "Персона года". Владимир Путин вручил Рошалю орден Мужества - за самоотверженность, проявленную при спасении заложников. Рошаль был награжден знаком отличия "За заслуги перед Москвой".

Учитель: 2008 год объявлен Годом добрых дел.

Добро души – в копилку Года добрых дел

Доброе дело – это то, что дарит радость другому человеку. Нужно проявлять живой, искренний интерес к окружающим людям. О том же говорит и Библия: «Относись к другому как к самому себе, люби ближнего своего как самого себя». Делайте добро! Это принесет вам счастье.

Учитель: Подумайте, о каких качествах человека говорится. Выберите правильно кирпичик.

    Качество человека, на которого всегда и во всём можно положиться – ….

    Качество человека, у которого доброе сердце – ….

    Качество человека, который желает другим добра – ….

    Качество человека с доброй душой и мягким характером – ….

    Качество человека, обладающего добрым, хорошим нравом – …

Добавляем в Дом Доброты следующие кирпичики:

    добропорядочность,

    добросердечность,

    добродушие,

    добронравие,

    доброжелательность.

5. Учитель: Вот мы и построили Дом Доброты.

IV. Рефлексия.

Учитель: Какие добрые дела мы можем совершить сами? Выберите листочки с записанными на них добрыми делами для Дерева Доброты:

    сделать уборку в доме;

    навести порядок в школьном дворе;

    накормить бездомную собаку;

    подготовить концерт для пожилых людей и инвалидов;

    отнести вещи в организацию по социальной защите населения;

    помочь детям сиротам и инвалидам;

    сделать кормушки птицам зимой;

    сделать скворечники весной;

    помочь пожилому человеку нести сумку.

Не будем брать листочки с записями:

    обидеть маму;

    поссориться с товарищем;

    равнодушно пройти мимо плачущего малыша;

    замахнуться палкой на собаку;

    не покормить домашнего питомца;

    не позаботиться о младшем братике или сестрёнке;

    подраться с мальчиками;

    не позаботиться о пожилой бабушке.

Учитель: Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.

Дурандина Полина:

Как бы жизнь ни летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живём на земле.

Доброта – стремление человека дать счастье всем людям. Делайте добро! Это принесет вам счастье.

Список литературы

    Лаптева Л.Ф. «За землю русскую, за Москву», // Преподавание истории в школе, №7, 2006.

    Овчинникова Л. «Хорошая кровь не может лгать», // «Комсомольская правда», 27. 03. 1992 г.

    Степанов П.В. «Феномен толерантности», // «Классный Руководитель», № 3, 2004 г.

    Сукиасян Э.Р. «Толерантность – это только начало», // «Час ноль», № 6, 2005 г.

    «История России в портретах» под ред. Блохина Б.Ф., Смоленск, «Русич», 1996 г.

    «Пакет-комплект документальных материалов «История Холокоста», М., 2001 г.