План-конспект занятия по лепке в средней группе "грибы". "Добрый день, мои друзья! Фотогалерея: готовые работы детей
Конспект открытого занятия по лепке в средней группе.
Тема: «Уточка»
Цель: учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, предавая некоторые характерные особенности (вытянутый клюв, хвост).
Задачи:
Образовательные: Закреплять приемы лепки: отделять части из целого куска и соблюдать их размер при лепке, скатывать пластилин между ладонями, соединять части, плотно прижимая их друг к другу, упражнять в использовании приема прищипывания, оттягивания.
Развивающие: Развивать мелкую моторику пальцев рук, логическое мышление, речь, используя сложноподчиненные предложения.
Воспитательные: Воспитывать умение работать в коллективе, вызывая положительный эмоциональный отклик на общий результат. Воспитывать в детях чувство сострадания, желание помочь окружающим в трудную минуту.
Материалы и оборудование : пластилин, доски, салфетки на каждого ребенка, картинки с изображением домашних птиц, озеро, игрушка - утка и утенок. костюм хозяйки для воспитателя; музыкальное сопровождение.
Предварительная работа. Беседа с детьми о домашних птицах (гуси, утки, куры). Рассматривание иллюстраций уток-утят, кур-цыплят, гусей-гусят; игра «Чем похожи? Чем отличаются?» (сравнение цыплят и утят); отгадывание загадок о птицах.
Ход занятия.
(Дети заходят в группу, их встречает воспитатель в русском народном костюме).
Воспитатель:
Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ой, какие у меня гости! Как я вам рада! Уже утро, и я как раз собралась покормить своих домашних птиц. А каких, вы узнаете, если мне поможете.
На небе солнышко взошло.
На птичий двор глядит оно.
Приглашает всех гостей,
Посетить наш двор скорей!
Вот вышла курочка гулять,
А за ней, ребятки - желтые …(цыплятки).
Возле дома, во дворе,
Петушок гуляет.
И любимую свою,
Песню распевает
Рано-рано по утру
Нам споет: … («Ку-ка-ре-ку!»)
Гусь кричит нам: … («Га-га, га-га»)
Покажите мне врага!
Красноногий, длинношеий,
Важный, злой, шипеть умеет.
Щиплет всех подряд за пятки.
Убегайте без оглядки!
Воспитатель: А есть еще у меня мои самые любимые питомцы. Угадайте кто это.
Под дождем она гуляет,
Щипать травку обожает!
«Кря!» кричит,
Все это шутка,
Ну, конечно, это…
Дети: Утка!
Воспитатель:
Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
Дети: Утенок!
Воспитатель: Молодцы! Вот и угадали. Это утка и утята. Пойдемте, их поищем на озеро.
(Дети проходят полосу с физкультурным оборудованием: кочки. Воспитатель с детьми подходят к столику, на котором оформлено озеро. Обступают его со всех сторон. На озере плавает одна уточка).
Воспитатель: Посмотрите, дети, на озере плавает уточка
Дети:
Дети (варианты ответов): … слепить можно…
Воспитатель: Конечно, можно слепить утят! Но прежде давайте с вами немножко поиграем.
Вышли уточки на луг, (шагаем как утята) -
Кря-Кря-Кря!
Пролетел веселый жук -
Жжжжжжж! (машем руками - крыльями).
Гуси шеи выгибают -
Га-Га-Га (круговые вращение шеей).
Клювом перья расправляют (повороты туловища вправо-влево).
Ветер ветки раскачал (качаем поднятыми вверх руками),
Шарик тоже зарычал -
Ррррр…(руки на поясе, наклоны вперед, смотрим перед собой).
Зашептал в воде камыш -
Шшшшшшшш…(поднять руки вверх и потянуться),
И опять настала тишь -
Шшшшшшш… (присели).
Воспитатель: Молодцы! дети, мы должны помочь утенку. Давайте рассмотрим уточку с утятами и скажем, какие они.
(Рассматривание картинки утка с утятами).
Воспитатель: Какая уточка, и какие утята?
Дети: Утка большая, а утята маленькие.
Воспитатель: А какого цвета утка? Какого цвета утята?
Дети: Утка белая, а утята желтые.
Воспитатель: Ребята, из каких частей состоит тело утят?
Дети: Головы и туловища.
Воспитатель: А что есть на голове утят?
Дети: Глаза и клюв.
Воспитатель: А на туловище сзади, что у утят?
Дети: Хвостик.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Какой формы голова?
Дети: Круглой.
Воспитатель: Как мы слепим круглую голову, покажите. (Воспитатель вместе с детьми выполняет круговые движения).
Воспитатель: Какой формы туловище?
Дети: Овальной.
Воспитатель: А как мы можем слепить овал? (ответы детей).
Воспитатель: Надо сначала также скатать шарик круглой формы, а затем движениями вперед-назад раскатать его в овал. (Воспитатель вместе с детьми выполняет сначала круговые движения, затем движения вперед-назад).
Воспитатель: Какая часть больше, туловище или голова?
Дети: Голова, туловище. Голова меньше, туловище больше.
Воспитатель: Правильно, туловище больше, чем голова, поэтому пластилина на туловище нужно больше.
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте сядем за рабочие места для выполнения работы. (Дети садятся на места).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой цветной пластилин лежит у нас на тарелочках. Потрогайте, какой он?..
Дети: Твердый, разноцветный.
Воспитатель: Какой цвет мы возьмем для утят?
Дети: Желтый.
Воспитатель: Покажите все желтый цвет.
Воспитатель: А что нужно сделать, чтоб пластилин стал мягким?
Дети: Погреть его в руках.
Воспитатель: Правильно, погреть.
Воспитатель: (Показ воспитателя). Чтобы слепить уточку сначала нужно разделить пластилин на две части. Один кусочек, который побольше, будет туловищем. А кусочек поменьше - голова. Чтобы нам вылепить голову утенка. надо взять кусочек пластилина поменьше, и скатать его в ладошках в шарик. Из большего кусочка лепим также туловище, только затем немного раскатать в овал. Далее мы соединяем эти две части, плотно прижимая, их друг к другу. Но очень аккуратно, чтобы не сломалась форма. Затем мы, ребята, прищипыванием делаем на головке утенка клюв и немножко его оттягиваем, а на туловище, где должен находиться хвост, мы его вытянем. Посмотрите, как у меня это получается.
Наш утенок почти готов. Ему не хватает глазок и еще чего?
Дети: Крылышек!..
Воспитатель: Посмотрите, у вас в тарелке есть крупа - гречка, сделайте из нее глазки утенку. Аккуратно! А крылышки можно прорисовать стекой по пластилину.
Воспитатель: Давайте с вами разомнем наши пальчики, и можно приступать к работе.
Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: Пальчики у нас согрелись можно приступать к занятию.
Самостоятельная работа детей.
(Звучит музыка, дети приступают к задании. После окончания работы воспитатель обращается к детям).
Воспитатель: Наш утенок в озере очень ждет своих друзей - утят! Давайте, дети, пойдем и посадим всех утят на озеро.
Воспитатель: Посмотрите, как обрадовался утенок! И уточка тоже рада. Ведь мы сделали доброе дело. Правда?
Дети: Да!!
Воспитатель: Какие вы молодцы! У всех такие красивые утята получились. (Небольшой анализ работ детей).
Воспитатель: А еще я и уточка и утята благодарят вас
(Воспитатель угощает детей).
Воспитатель: Давайте попрощаемся с уточкой, утятами и с гостями. Пора прощаться, ведь надо еще много добрых дел сделать и вам, и мне, и гостям.
Татьяна Родионова
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «Пирожное » .
Воспитатель : Родионова Т. А.
Цель : Продолжать учить детей лепить знакомые предметы, передавать форму, величину. Учить детей сдавливать комок пластилина в лепешку, закреплять умение лепить мелкие шарики. Продолжать формировать умение работать аккуратно. Воспитывать стремление делать что-то для других.
Материал : игрушка-пирожное из атрибутов к игре «Магазин» , пластилин, дощечка, салфетка (по количеству детей, игрушечные тарелочки, кукла, кукольный стол с чайным набором.
Предварительная работа : игра «Ждем гостей» , беседа о том, как дома мама угощает гостей.
Ход занятия:
Ребята, к нам сегодня в гости пришла кукла Маша.
Давайте с вами вспомним, как принято встречать гостей? (Ответы детей)
Конечно, когда в дом приходят гости, надо пригласить их за стол, предложить чай и разные угощения.
Как вы думаете, какие угощения подают к чаю? (Ответы детей)
Сегодня на занятии мы с вами будем лепить пирожное . Посмотрите, какое пирожное получилось у меня . (Воспитатель демонстрирует образец работы)
Как же слепить? Сейчас я вам расскажу. Перед вами лежит необходимый для работы пластилин.
Сначала берем пластилин коричного цвета, разминаем его, потом раскатываем его в шарик, и немного прижимаем сверху.
Берем белый пластилин. Раскатываем его в шарик, сплющиваем его в блинчик, это у нас будет помадка для пирожного .
Прилепляем белый пластилин сверху коричного, покрывая его полностью.
Затем начинаем украшать его, для этого раскатываем из маленьких кусочков пластилина разных цветов маленькие шарики.
Украшаем наше пирожное . Для этого прилепляем сверху маленькие разноцветные шарики.
Пирожное готово .
Перед тем как приступить к работе, давайте мы с вами разомнём пальцы : (пальчиковая гимнастика)
Мы спросили нашу печь :
Что сегодня нам испечь?
(«печем» пироги )
Печку мы спросили,
(поднять кверху указательный палец)
тесто замесили.
(сжимаем и разжимаем кулаки)
Тесто скалкой раскатали,
Раскатали - не устали.
(трем ладони)
Начинили творогом
(«печем» пироги )
И назвали пирогом !
(поднять кверху указательный палец)
Ну-ка, печка,
Дай творожнику местечко!
(Вытянуть руки ладонями вверх)
Дети садятся на свои места и выполняют работу. Воспитатель следит за их работой. Во время выполнения задания необходимо помогать детям, напоминая или частично объясняя им приемы лепки . Воспитывать и поощрять самостоятельность, контролировать последовательность выполнения работы.
По окончании лепки все работы дети кладут пирожное на свою тарелочку .
Ребята, какие у вас получились красивые пирожные . Я думаю, что кукле Маше они очень понравились.
Давайте посадим Машу за стол и угостим ее чаем и нашими пирожными .
Вот ребята и закончилось наше занятие . Что мы делали на занятии ? (лепили угощение для куклы) . Вам понравилось наше занятие ? (Ответы детей) . Дети, вы сегодня молодцы, хорошо поработали. У всех получились красивые пирожные !
То ребенок начинает раньше говорить, четко выговаривать слова, понимать логические каверзные задачки. Самым лучшим инструментом развития пальцев рук является лепка! В средней группе такие занятия имеют более познавательный и профессиональный характер, чем в младших группах.
Особенности возраста дошкольников 5 лет
Пятилетки характеризуются любознательностью, пытливостью ума, внимательностью, активностью и терпением. Дети слушают условия, поставленные воспитателем, и только потом приступают к выполнению задания. Им легче работать с материалом, отрывать и разминать кусочки, так как их мышцы окрепли.
В этом возрасте занятия имеют 4 этапа:
Конечно, дети пятилетнего возраста еще не так хорошо владеют своими пальчиками, им сложно соединять детали между собой без сплющивания пластилина и лепить мелкие элементы, но их поделки уже внешне похожи на реальные предметы с соответствующими пропорциями. Кроме того, с каждым занятием их умения совершенствуются. Лепка в средней группе тесно связана с изучением окружающего мира, рисованием, аппликацией.
На любом занятии или прогулке воспитатель делает акцент на форму предмета, его детали. Например, рассматривают синичку: круглая голова, овальное туловище, приплюснутый вытянутый хвост и крылья, остроносый клюв, глазки и т. д. То есть необходимо развивать у детей мышление и приучать замечать мелкие детали, которые нужно будет отражать в своих поделках.
Методика лепки в средней группе
Лепка включает в себя не только конкретные занятия с пластилином или глиной, а постоянную работу воспитателя с детьми. То есть педагог обращает внимание дошкольников на формы, мелкие детали, когда гуляют на улице, когда читают книги, когда проводят Например, на чтении разбирают форму овощей, фруктов, животных, посуды и т. д.
Лепка в средней группе подразумевает последовательность занятий:
- В начале учебного года материал повторяется. Лепятся фрукты и овощи круглой формы. Дети учатся работать со стеками и пальчиками вытягивать продолговатые "колбаски".
- Зимой дошкольники учатся создавать сложные фигурки из разных деталей круглой, овальной и продолговатой форм. При помощи стеков учатся прорисовывать мелкие черты лица, шерстку животным, перья птицам и т.д.
- К весне пятилетки обучаются создавать предметы из целого куска, вытягивая массу, а не разрывать ее на кусочки.
- Летом чаще занятия направлены на закрепление учебного материала.
В каждом ДОУ своя программа, поэтому количество занятий по лепке, одобренный руководством материал и его содержание будут отличаться. В среднем лепка проходит не менее 1 раза в неделю на бесплатной основе, но есть еще и платные занятия, которые называются «Творческая мастерская».
Неоценимая роль лепки в развитии дошкольников
Американскими учеными уже доказано, что ежедневные занятия лепкой активизируют работу мозга, в частности отделы, отвечающие за речь. Дети начинают выразительно выговаривать слова, произносить четче звуки, легче осваивают буквенный состав слов.
В нашей стране еще Н. К. Крупская отмечала, что лепка в средней группе способствует развитию творческого и художественного воображения, наглядно-образному и абстрактному мышлению, памяти, расширяет кругозор и эмоциональную сферу, формирует наблюдательность и личностные качества (терпеливость, самостоятельность, изобретательность, инициативность, дисциплинированность).
Психическое развитие ребенка происходит на занятиях лепки за счет грамотно выстроенного и разной фактуры материала. Ранее в детских садах использовался пластилин, глина, соленое тесто, песок и снег. В наши дни можно приобрести разнообразные виды пластилина:
- пластилин для малышей мягкой консистенции изменяет цвета при смешивании, при комнатной температуре не «киселится»;
- гладкой «мокроватой» консистенции (похоже на прикосновение шелка) застывает через двое суток после изготовления поделки;
- пластилин мелко- и крупнозернистый из шариков на клеящей основе.
Ребенок не только ощущает разную фактуру материала, видит его разные свойства, но и проделывает различные с ним действия (лепит поделки, создает мозаику-картину или А целенаправленная деятельность педагога помогает детям заострить внимание на мелких деталях. Следовательно, лепка в ДОУ (средняя группа) способствует умственному и творческому развитию детей.
Конспект по лепке в средней группе «Грибы»
Тема: «Грибы»
Программное содержание:
1. Образовательные задачи: закрепить умение лепить знакомые предметы, используя усвоенные приемы (раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами для уточнения формы).
2. Развивающие задачи: развивать мелкую моторику рук, воображение, творческую самостоятельность.
3. Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность, усидчивость.
Оборудование:
Демонстрационный материал – музыка со звуками природы, муляжи грибов, пластилин, доска для лепки, салфетка.
Раздаточный материал - пластилин, доска для лепки, салфетка.
Ход работы:
Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:
«Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек.
Шляпка есть, нет головы»
(В это время звучит запись птичьих голосов, шума леса. Воспитатель в это время расставляет грибы (муляжи) .
Дети: Это гриб!
Воспитатель: Правильно, это гриб. Посмотрите, ребята, куда это мы с вами попали?
Дети: Мы попали в лес.
Воспитатель: Дети, а кого можно встретить в лесу?
Дети: В лесу можно встретить диких животных: лису, зайца, медведя, волка…
Воспитатель: Ребята, а кто еще живет в лесу?
Дети: В лесу живут птицы.
Воспитатель: А что растет в лесу?
Дети: В лесу растут деревья, трава, кусты, ягоды, орехи, грибы.
Воспитатель: А сейчас, дети, я предлагаю вам размять наши пальчики. Смотрите и повторяйте за мной.
Пальчиковая игра «Соберу грибы»
Я корзину в лес беру, показывают удивление, разводят
Там грибы я соберу. руки в стороны
Удивляется мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг! »
Подосиновик, масленок, поочередно сгибают пальчики
Подберезовик, опенок, пальчики на обеих руках, начиная
Боровик, лисичка, груздь – с мизинца правой руки.
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой.
А мухомор не понесу. Большой палец левой руки отстав-
Пусть останется в лесу!
Воспитатель: Молодцы! Понравилась игра? А теперь, дети, возьмите по донному грибу и рассмотрите его. Скажите, чем они похожи?
Дети: У грибов есть шляпка и ножка.
Воспитатель: Правильно, дети! А чем они отличаются?
Дети: Грибы разного цвета и размера.
Воспитатель: Правильно, дети! Я вам предлагаю слепить такие грибы из пластилина. Сначала надо вылепить ножку гриба. Для этого я беру кусок пластилин и делю его на две части. Одну часть откладываю в сторону, а другую раскатываю между ладоней вперед движениями вперед – назад. Вот так. У меня получилась ножка гриба. Теперь беру другую часть теста, кладу ее на одну ладонь другой накрываю и круговыми движениями скатываю шар. Вот так. Для того чтобы получилась шляпка, надо положить шар между ладонями и расплющить. Вот так. Теперь надо смочить водой место соединения шляпки и ножки и соединить. Вот так. У меня получился вот такой красивый гриб. Дети, всем понятно? С чего мы начинаем лепку? (Еще раз уточнить поэтапность изготовления) Можете приступать к лепке.
Самостоятельная деятельность детей, по необходимости оказывать помощь.
Итог
Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько грибов выросло в нашем лесу. Все красивые и не похожие друг на друга. Сегодня все старались и были очень внимательны.
Рефлексия
Считаю, что проведенное занятие достигло поставленных целей. Занятие детям понравилось. Работали они продуктивно – в конце занятия каждый слепил свой гриб.
Воспитатель: Ребята, сегодня нас с вами ожидает путешествие в лес, хотите отправиться туда вместе со мной?Дети: Да!
Воспитатель: Здравствуй, лес, чудесный лес, весь из сказочных чудес!
Кто в чащобе притаился? Кто под ёлочкой сопит? (ёжик),
Поглядите, кто тут спрятался под ёлкой?
Дети: Ёжик!
Воспитатель: Верно, ёжик. Он радуется тому, что мы пришли его навестить! Как вы считаете, хорошо ежу живётся? Чем он занимается, где спит, что ест?
(Дети отвечают).
Воспитатель: Всё верно! Готовится к зиме, собирает грибы.
Ребята, ёжик просит вас помочь ему запасти побольше грибов.
Будем помогать?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте вместе посмотрим, какие грибы растут в лесу.
Воспитатель: Вот это какой грибочек?
Давайте отгадаем загадку:
Стоит в красной шапочке, с заплатками,
На белой ножке, никуда не шагает,
Только мух отгоняет (мухомор)
Как по-вашему, мухомор можно употреблять в пищу?
Дети: Нет, он несъедобный.
Воспитатель: Вместе разглядим мухомор внимательно, нам необходимо его запомнить, чтобы знать и не путать с другими грибами.
В чём его отличие от остальных грибов? Только у мухомора красная шляпка, как будто усыпана мелкими зёрнышками.
Воспитатель: Мы должны запомнить! Мухомор ядовит!
Этот гриб нельзя использовать в пищу.
Нам нужно найти съедобные грибочки, чтобы наш ёжик смог перезимовать. Глядите, под другим деревцем спрятался грибочек.
Что это за грибок, сейчас отгадаем.
Дети отгадывают.
Воспитатель: Расскажите, подскажите
Знает это наш грибник,
Гриб на свете самый лучший
Ну, конечно - (боровик)
Этот гриб съедобный, у него толстенькая ножка.
И шляпка у него большая, круглая.
Как вы считаете, наш ёжик обрадуется такому грибочку?
Ну, хватит уже сидеть на одном месте, мы же гуляем по большому лесу.
Вставайте, сейчас будем искать грибы.
Физкультминутка:
Мы пойдём-пойдём-пойдём (шаги на месте)
И грибочки найдём (хлопки в ладошки)
Раз - грибок (наклон вперёд)
Два - грибок (наклон вперёд)
Три - грибок (наклон вперёд)
Их положим в кузовок (наклоны в стороны)
Как же так, ребятки, мы по всему лесу прогулялись, а грибочков ёжику мало собрали. Что же нам делать, как ёжику помочь?
Дети: Можно ёжику грибочки вылепить из пластилина.
Воспитатель: Верно! Садитесь за столы давайте посмотрим, как мы будем лепить грибочек ёжику?
Сначала слепим ножку. Какого она будет цвета?
Правильно, белого.
А какой формы ножка у грибочка? Как столбик.
Значит, берём часть белого пластилина и скатываем толстенькую колбаску.
Она должна быть прочной, чтобы выдержать шляпку.
А шляпка будет какого цвета? Коричневого.
Тогда мы берём часть коричневого пластилина и скатываем шарик.
Теперь этот шарик мы сплюснем в ладошках. Получилась у нас шляпка?
По-моему, замечательно получилось.
Теперь эту шляпку мы можем надеть на ножку. Аккуратно всё соединяем.
Какие вы все молодцы! Ёжик вам очень благодарен.