План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: составление рассказа по сюжетной картине. Конспект НОД в подготовительной группе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому и социально – личностному развитию детей

№ 21 «Искорка» г.Бердск

Конспект занятия в подготовительной группе

«Составление рассказа по серии сюжетных картин»

Подготовила и провела:

Ефанова С.Ю.

2015 г.

Цель: Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.

Задачи:

Образовательные: Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин.

Развивающие: Развивать способность самостоятельно придумывать события.

Воспитательные: Воспитывать уважение к чужому труду. Развивать наблюдательность

Предварительная работа: Игра «что было сначала, что потом?» Чтение рассказов о временах года.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – личностное развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Предметно – развивающая среда: серия сюжетных картинок (в конверте), мяч.

Ход организационной образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам в детской сад принесли письмо.

Обнаруживают, что в нашу группу.

Воспитатель: Давайте посмотрим что в нем! (Письмо от Лунтика, в котором он пишет, что хочет принять участие в конкурсе рассказов. Но ему нужна помощь, чтобы составить самый лучший рассказ. В конверте еще лежат картинки).

Воспитатель: Вы согласны помочь Лунтику? Что для этого надо сделать?

Ответы детей: Расставить картинки по порядку, рассмотреть каждую картинку, составить по каждой картинке несколько предложений, придумать название, составить рассказ по всем картинкам.

2. Основной этап

Педагог вместе с детьми выставляют картинки на магнитную доску не по порядку.

Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки. Связаны ли они общим содержанием?

Дети: Да.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: На всех картинках одни и те же герои.

Воспитатель: Как вы думаете, какая картинка должна быть первой? Почему? Какая второй, третьей, четвертой, пятой?

Ответы детей.

Беседа по картинкам:

Воспитатель: Какое время года изображено на первой картинке?

Дети: Зима

Воспитатель: Чем заняты дети?

Ответы детей.

Воспитатель: Рассмотрите вторую картинку.

Что изменилось на картинке?

Что задумал сделать заяц?

Как он это решил сделать?

Ответы детей.

Воспитатель: Рассмотрите третью картинку.

Что придумал заяц после неудачного прыжка за морковкой?

Смог заяц дотянуться до морковки? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Рассмотрите четвертую картинку .

В каком настроении находится заяц? Почему?

Как вы думаете, что будет делать заяц дальше?

Воспитатель: Рассмотрите пятую картинку.

Что произошло со снеговиком?

Почему он растаял?

Какое настроение у зайца? Почему?

3.Физкультминутка « Во дворе стоит сосна»
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней, (Стоя на одной ноге, потягиваемся)
Быть он хочет подлинней. (Руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать -
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)

Воспитатель: Ребта, я думаю, что составленный нами рассказ очень понравиться Лунтику и он сможет победить на конкурсе.

Давайте еще поиграем.

4. Игровое упражнение «Закончи предложение» (с мячом)

  • Зимой бывает снегопад, а осенью (листопад) .
  • Зимой бывает снег, а летом (дождь) .
  • Зимой снег падает, а весной (тает) .
  • Зимой катаются на санках, а летом (на велосипеде) .
  • Зимой лес спит, а весной (просыпается) .
  • Зимой бывает холодно, а летом (жарко) .
  • Зимой деревья белые, а осенью (жёлтые) .
  • Зимой растут сугробы, а летом растут (растения) .
  • Зимой насекомые прячутся, а весной (вылезают) .
  • Зимой медведь спит, а весной (просыпается)
  • Зимой день короткий, а летом (длинный)
  • Зимой ветер холодный, а летом (теплый)
  • Зимой заяц белый, а летом (серый)

5. Рефлексия:
- О чём мы сегодня говорили на занятии? От кого получили письмо? О чем нас просил Лунтик? Про кого составляли рассказ? Что вам больше всего понравилось делать?

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. КАЛИНИНГРАДА ДЕТСКИЙ САД № 000

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН»

СОСТАВИЛА

ВОСПИТАТЕЛЬ: СТЕПАНЧЕНКО О. А.

КАЛИНИНГРАД

Конспект занятия в подготовительной группе

«Составление рассказа по серии сюжетных картин»

Цель: Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.

Образовательные: Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин.

Развивающие: Развивать способность самостоятельно придумывать события.

Воспитательные: Воспитывать уважение к чужому труду. Развивать наблюдательность

Предварительная работа: Игра «что было сначала, что потом?» Чтение рассказов о временах года.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – личностное развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Предметно – развивающая среда: серия сюжетных картинок (в конверте), мяч.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам в детской сад почтальон принес письмо.

Обнаруживают, что в нашу группу.

Воспитатель: Давайте посмотрим что в нем! (Письмо от Лисички, в котором она пишет, что хочет принять участие в конкурсе рассказов. Но ей нужна помощь, чтобы составить самый лучший рассказ. В конверте еще лежат картинки).

Воспитатель: Вы согласны помочь Лисички? Что для этого надо сделать?

Ответы детей: Расставить картинки по порядку, рассмотреть каждую картинку, составить по каждой картинке несколько предложений, придумать название, составить рассказ по всем картинкам.

Воспитатель: Для того, чтобы наш рассказ получился давайте поиграем и вспомним признаки зимы.

Игровое упражнение «Закончи предложение» (с мячом)

    Осенью бывает листопад, а зимой (снегопад) Летом бывает дождь, а зимой (снег). Весной снег тает, а зимой (идет). Летом катаются на велосипеде , а зимой на (санках). Весной все просыпается, а зимой все (спит). Летом жарко, а зимой (холодно). Осенью листья жёлтые, а зимой (белые). Летом растут растения, а зимой (сугробы). Весной насекомые вылезают, а зимой (прячутся). Весной медведь просыпается, а зимой (спит). Летом день длинный, а зимой (короткий). Летом ветер теплый, а зимой (холодный) Летом заяц серый, а зимой (белый).

2. Основной этап

Дети садятся на стулья возле магнитной доски.

Воспитатель выставляет картинки на магнитную доску не по порядку (одна картинка не по сюжету).

Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки. Что общего на этих картинках?

Дети: На всех картинках одни и те же герои.

Воспитатель: Как вы думаете, какая картинка должна быть первой? Почему? Какая второй, третьей, четвертой, пятой?

Ответы детей.

Дети расставляют картинки в правильном порядке поочередно.

Беседа по картинкам:

Воспитатель: Какое время года изображено на первой картинке?

Дети: Зима

Воспитатель: Чем заняты дети?

Ответы детей.

Воспитатель: Рассмотрите вторую картинку.

— Что изменилось на картинке?

— Что задумал сделать заяц?

— Как он это решил сделать?

Ответы детей.

Воспитатель: Рассмотрите третью картинку.

— Что придумал заяц после неудачного прыжка за морковкой?

Смог заяц дотянуться до морковки? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Рассмотрите четвертую картинку.

В каком настроении находится заяц? Почему?

Воспитатель: Рассмотрите пятую картинку.

Что произошло со снеговиком?

Почему он растаял?

Какое настроение у зайца? Почему?

3. Физкультминутка «Зимние игры»

Стали дети кататься (ладони держите горизонтально перед грудью и делайте движения вперед-назад, как бы катаясь на лыжах),

И снегу кувыркаться (делайте синхронные круговые движения руками перед грудью: правой рукой — по часовой стрелке, а левой — против часовой стрелки).

Захотели в снежки играть (переложите «снежок» из одной ладони в другую)

Стали лепить их и друг в друга кидать - («слепите» снежок, а затем понарошку «бросьте» его в кого-нибудь).

Начали комья снежные катить (сымитируйте соответствующие движения)

—бабу снежную лепить (снизу вверх двумя руками одновременно изобразите нарисуйте три стоящих друг на друге снежных кома: большой, средний и маленький)

Весело зимой! Не хочется домой!

Воспитатель:

А теперь поиграем с вами в игру « Продолжи рассказ».

Воспитатель: Ребята, я думаю, что составленный нами рассказ очень понравиться Лисички и она сможет победить на конкурсе. А мы с вами ещё немного поиграем.

Игра « Живые слова». (Один из детей становится словом –дети, само по себе это слово нам ничего не говорит и не рассказывает и мы не знаем о детях ничего: какие они, что они делают.

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы слова начали рассказывать?

Им надо подружиться и встать в определенный порядок.

(Выбираются дети, которые становятся словами «дружные», «дети», «слепили», «большого», «снеговика»).

Задание: встать в нужном порядке – «Дружные дети слепили большого снеговика».

Вот и получилось предложение. Давайте его прочитаем.(сначала «дети-слова» повторяют свои слова, а потом кто-то из «детей-зрителей»

Скажите, что вы узнали о детях из этого предложения?

Воспитатель: У меня для вас есть еще одна игра! Подберем к слову «снег» однокоренные слова.

(Дети говорят поочередно, кто не называет, тот выбывает из игры, победитель получает медаль).

Ответы детей.

4. Рефлексия:
— О чём мы сегодня говорили на занятии? От кого получили письмо? О чем нас просила Лисичка? Про кого составляли рассказ? Что вам больше всего понравилось делать?


В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития.
В подготовительной к школе группе повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Поощряется умение целенаправленно слушать выступления сверстников, высказывать элементарные оценочные суждения об их рассказах.
В процессе занятий у детей формируются навыки совместной учебной деятельности: вместе смотреть картинки и составлять коллективные рассказы.
Для коллективных рассказов выбираются картины с достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколько сценок в рамках одного сюжета. В сериях, изданных для детских садов, к таким картинам относятся «Зимние развлечения», «Летом в парке» и др.
Проиллюстрируем методику проведения занятий по коллективному составлению рассказа на примере занятия по картине «Зимние развлечения» (из серии «Времена года». Автор О. И. Соловьева).
Ход занятия.
На подготовительном этапе, когда идет рассматривание картины, педагог ориентирует детей на точное обозначение изображенных зимних развлечений, на выделение не только главного, но и деталей. На примере описания какой-то одной сцены воспитатель может показать, с какой обстоятельностью следует говорить и о других сюжетных моментах. Например, он предлагает внимательно рассмотреть детвору, катающуюся с горы на санках. Дети всматриваются в ребят и отмечают, что они разрумянились, смеются, радостно что-то выкрикивают. «А что произошло с теми, кто уже съехал с горки?» - спрашивает педагог. Дети описывают веселое происшествие: с перевернувшихся саней двое упали в снег, они встают, стряхивают с себя снег, хохочут... Затем педагог переключает внимание дошкольников на другие части картины: например, на детвору, которая занята лепкой снеговика, или на тех, кто катается на коньках, на лыжах. В ходе беседы дети накапливают материал для своих рассказов, усваивают точные и выразительные слова, словосочетания.
Большую роль играет речь воспитателя, сопровождающая процесс рассматривания картины. Из речевого образца дети могут почерпнуть однокоренные слова (ребята, ребятишки, ребячий; дети, детвора), синонимы (ребята, детвора) и активно оперировать ими в своих рассказах.
Для активизации детского воображения педагог может задать следующий вопрос: «Если подойти поближе к месту, где веселилась детвора, что можно услышать?» В результате в ответах детей изображенные события будут связаны с их звуковыми впечатлениями: слышно, как на морозе снег хрустит; слышен скрип санок, шум, смех детей, веселые крики, голоса; слышно, как гудит мотор машины, идущей по дороге, и т. п.
Необходимо также обратить внимание ребят на изображение зимнего дня, снега, деревьев в белом убранстве, чтобы они могли включить эти наблюдения в свои рассказы.
Если в ходе беседы дошкольники допускают ту или иную речевую ошибку, воспитатель дает образец правильного употребления слова, построения фразы и т. п. Например, дети иногда вместо комья снега говорят «комы снега». В этом случае педагог преднамеренно введет в свою речь данное слово в разных грамматических формах; поставит вопрос так, чтобы дети в ответах упражнялись в правильном его употреблении: «Сколько комьев снега скатали ребята? Какие комья снега положили они снизу, а какие - сверху?»
Переход от рассматривания картины к составлению рассказов - важная часть занятия, в ходе которой педагог дает указания о коллективном характере выполнения речевого задания и намечает план рассказа: «Начнем составлять рассказ по картине о зимних развлечениях детей. Говорить будете по очереди: один начинает рассказ, а другие продолжают и заканчивают. Вначале надо сказать о том, какой был день, когда ребята вышли на прогулку, затем рассказать о детях, которые катались с горки на санках, лепили снеговика, катались на коньках и на лыжах». По просьбе педагога кто-нибудь из детей еще раз воспроизводит последовательность изложения материала.
Затем дошкольники приступают к коллективному составлению рассказа. Дети хорошо справляются с таким сложным заданием, так как они активно готовились к этому и, кроме того, они чувствуют постоянную поддержку и помощь педагога (он поправляет рассказчика, подсказывает нужное слово, подбадривает и т.д.). Таким образом, на качестве детских выступлений непосредственно отражается подготовка к рассказыванию. Проиллюстрируем это положение еще одним примером.
Воспитатель рассматривает с детьми картину «В колхозном саду» (из серии «Картины для детских садов сельской местности». Авторы О. И. Соловьева и О. А. Фролова). Один из вопросов педагога направляет детей на описание поспевших в саду яблок. «Яблоки красные, спелые», - отмечают дети. «Что ни яблоко, то желтое, с красной щечкой», - включается в беседу педагог (описание заимствовано из книги Б. Житкова «Что я видел»). И дошкольники, которые сами стремились найти точные и яркие слова для характеристики яблок, очень внимательно прислушиваются к речи педагога. И не только слушают, но и повторяют за воспитателем: «У этого яблока вот какая большая красная щечка. А у этого краснее! Красный бочок!» Затем в своих рассказах ребята используют понравившиеся и особенно запомнившиеся им слова и обороты.
Как уже отмечалось, в подготовительной к школе группе активность и самостоятельность детей при составлении рассказов значительно возрастает. Опираясь на восприятие конкретного содержания картины, ребенок способен представить, как могло начаться событие и чем оно завершится. По мере того как детям становится доступно видеть события развивающимися во времени, содержание рассказов обогащается. Но прежде чем поставить перед детьми такую задачу, следует уже на этапе демонстрации картины предлагать вопросы, помогающие высказывать предположения о том, что могло предшествовать изображенному событию и что последует за ним.
Каждый ребенок может по-своему представить дальнейшее развитие действия, однако придумывание должно основываться на понимании логики этого действия.
Вопросы на предположение необходимо сочетать с вопросами, направляющими на точное и подробное описание изображенного на картине.
Рассмотрим методику проведения занятия по картине «Новенькая» (из серии «Картины для детских садов»).
Ход занятия.
Во время демонстрации картины педагог проводит беседу, ориентируя детей не только на полное и точное описание изображенного, но и побуждая их логически обосновать и развить события.
Вопросы по конкретному содержанию картины: «С каким событием познакомила вас картина? Что за девочка пришла в первый раз в детский сад? (Посмотрите на нее, расскажите о ней.) Как встречают новенькую в детском саду? Что воспитатель и дети решили показать ей? (Расскажите об этом подробно.) Что увидит новенькая в групповой комнате?» - сочетаются с вопросами на предположение: «О чем девочка будет расспрашивать детей, как вы думаете? С какими игрушками ей захочется поиграть? О чем она расскажет маме, когда придет из детского сада домой?»
Затем воспитатель предлагает еще раз посмотреть на картину и подготовить рассказ о встрече новенькой в детском саду. («Припомните, о чем мы говорили, когда рассматривали картину».)
По мере того как дошкольники накапливают опыт восприятия изобразительного материала и составления рассказов, становится возможным повышать их активность и самостоятельность на занятиях такого типа.
Уже во второй половине учебного года структура занятий несколько изменяется. После выяснения темы и содержания картины можно сразу переходить к составлению рассказов. Вопросом «Что надо сделать, чтобы рассказы получились хорошими и интересными?» педагог сосредоточивает детей на детальном изучении картины. Это развивает у них навыки наблюдения. Дети в основном самостоятельно рассматривают картину с целью подготовить рассказы. При этом воспитатель своими вопросами и указаниями («О чем нужно в первую очередь сказать? О чем следует сказать особенно подробно? Чем закончить рассказ? Какие слова нужно припомнить, чтобы о том или ином сказать точнее и интереснее?») помогает им выявить в картинном материале главное, существенное, наметить последовательность изложения, обдумать выбор слов. Педагог предварительно сам намечает план построения рассказа и производит отбор словесного материала, но он не спешит сообщить детям готовый вариант, а ориентирует их на самостоятельное решение задачи, учит проявлять инициативу при отборе фактов для рассказа, при обдумывании последовательности их расположения.
Приведем примеры подготовки детей к рассказыванию на занятии по картине «Летом в парке» (из серии «Времена года»). Педагог обращается к группе «Посмотрите на картину. С чем она нас знакомит? Правильно, с тем, как дети гуляют летом в парке. О летней прогулке детей вы и составите рассказы. Что следует сделать, чтобы рассказы получились хорошими и интересными? Да, надо очень внимательно рассмотреть картину».
Предоставив детям время для самостоятельного обозрения картины, воспитатель вновь обращается к ним: «С чего вы начнете рассказ?» Ответы детей сравниваются и из всех вариантов отбирается лучший. «О чем нужно рассказать дальше? О чем подробнее всего хочется вам сказать в середине рассказа? Как следует закончить рассказ?» - все эти вопросы педагог ставит по мере высказываний детей. Отвечая на них, дошкольники под руководством воспитателя самостоятельно отбирают материал для рассказов, намечают порядок его расположения, обдумывают описания. Продолжая беседу, педагог спрашивает: «А какие слова вы постараетесь припомнить, чтобы рассказать, например, об аллее парка?» - и выражает одобрение, если ребята приводят нужные прилагательные: тенистая, зеленая, прохладная, широкая, ровная.
Таким образом, на занятиях по картине следует применять методические приемы, вызывающие и поддерживающие проявление у детей инициативы.
При обучении рассказыванию используется разнообразный изобразительный материал. Так, на занятиях находят применение картины, представленные сериями, - с изображением продолжающегося действия. Дети, опираясь на последовательно демонстрируемые картины, учатся строить логически законченные части рассказа, из которых в итоге складывается целостное повествование. Для упражнений также используется раздаточный материал, например предметные картинки, которые получает на занятии каждый ребенок.
Одним из важных заданий является составление по картинкам рассказов-загадок. Ребенок строит свое сообщение так, чтобы по описанию, в котором объект не назван, можно было отгадать, что именно нарисовано на картинке. Если слушатели затрудняются решить эту задачу, ребенок по предложению педагога вносит в описание дополнения. Такие упражнения формируют у детей умение выявлять самые характерные признаки, свойства и качества, отграничивать главное от второстепенного, случайного, а это способствует развитию более содержательной, обдуманной, доказательной речи.
Для большей систематизации знаний и представлений рекомендуется группировать картинки по объектам изображения, например: дикие и домашние животные, овощи, фрукты, ягоды, посуда, мебель, одежда и т. п. Тогда в загадке-описании будут шире представлены обобщающие термины.
В содержание обучения детей связной речи входят задания по составлению рассказов и сказок по юмористическим картинам. Передача содержания картины в устной речи - в форме рассказа или сказки - ведет к более осознанному постижению комических сюжетов, образов и т. д. Через рассказы и сказки дети наиболее полно и мотивированно выражают свое эмоционально-эстетическое отношение к картине, активнее приобщаются к области комического. Рассказывание по юмористической картине развивает у них чувство юмора, удовлетворяет потребность в веселье и шутке.
Педагог должен иметь в виду сложность процесса перевода художественной наглядности в речевой план, в словесный материал. На доступных речевых образцах детям следует показать, что содержание картины находится в единстве с ее художественной формой. Надо привлечь внимание дошкольников к словесной обрисовке центральных комических персонажей: их характеров, внешнего вида, движений, жестов, мимики, поз и т. д. Важно обращать внимание на главное, не упуская из вида детали и подробности. Кроме того, педагог должен учитывать характер картины, которая демонстрируется на занятии: юмористические жанровые картины обусловливают составление рассказов реалистического содержания с комически яркой обрисовкой событий, действий, отношений; сказочные картины позволяют составлять веселые сказки.
При оценке речевого творчества детей шести-семи лет учитываются следующие моменты: правильность передачи замысла и темы картины, степень точности в обрисовке изображенных комических персонажей; наличие в речи стилистически окрашенного языкового материала; передача личного отношения к юмористическому сюжету.
Как рекомендуется методически строить работу при обучении рассказыванию на материале юмористических картин? Подчеркнем еще раз: от качества восприятия картины зависят качество рассказов, полнота и яркость передачи в них комических событий, образов, степень юмористической окрашенности речи рассказывающих и т. п.
Итак, рассматривание картины - вот тот вид работы, который подготавливает детей к рассказыванию. При этом необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка-зри теля, специфику эстетического восприятия комического в искусстве, своеобразие каждой показываемой картины с точки зрения ее содержания и изобразительных средств.
Лучшему знакомству с картиной содействует живая, лаконичная, эмоционально воздействующая на детей беседа. Обычно она проводится после того, как дети сами познакомятся с изображенным и поделятся своими первыми впечатлениями. Часто показу картины предшествует вступительное слово педагога. Оно оказывает заметное влияние на весь ход восприятия картины и на беседу о ней. Содержание вводного слова зависит от характе-ра картинного материала. Затем детям предоставляется возможность самим рассмотреть картину, заметить побольше комических деталей. Непосредственные реакции детей воспитатель учитывает для последующей беседы.
Беседу рекомендуется начинать не с традиционного вопроса «Про что эта картина?», так как он не включает детей в процесс восприятия комического, а с одного из следующих вопросов: «Чем развеселила вас эта картина? Над чем вы смеялись, когда рассматривали картину? Что смешного увидели вы на картине? Чем удивила вас картина? Почему на эту картину весело смотреть?» и т. п. Такой вопрос вызывает непринужденные, свободные и развернутые высказывания: дети передают свои первоначальные впечатления от комического сюжета, образов, деталей. В ответах отражается личное отношение ребенка к изображенному: ведь вопрос побуждает к передаче своего собственного восприятия комического в картине.
Педагогу предоставляется возможность учесть уровень осмысления и эмоционального освоения детьми картинного материала и с учетом этого уровня вести их от общего непосредственного восприятия картины к восприятию анализирующему (при обязательном сохранении целостных ярких впечатлений).
Последующими вопросами воспитатель активизирует мысль, воображение, чувства ребенка, настраивает его на выявление главного, существенного: «О чем вам, глядя на картину, захотелось поговорить в первую очередь?» или «О чем сначала подробнее нам надо поговорить?» И если дети отвечают правильно, педагог просит объяснить, почему они решили так, а не иначе. Дальнейшими вопросами воспитатель помогает детям вычленять последовательно все новый изобразительный материал. Он привлекает их внимание к конкретным образам, деталям картины; выслушивая ответы, показывает, как можно было сказать точнее, выразительнее, т. е. знакомит с различными речевыми средствами, способами выражения. Своими указаниями педагог может помочь детям мысленно войти в картину, стать участниками изображенных событий.
Например, рассматривая с детьми картину «Путаница» художника Е. А. Ведерникова, он обращается к группе: «Посмотрели мы на картину и как будто побывали на веселой необычной улице. Что удивительного и забавного приметили вы на ней? (Дети высказываются.) Давайте представим себе, что мы близко подошли к дереву со скворечником. Что заставило бы нас сильнее рассмеяться?» Свои вопросы воспитатель предваряет кратким описанием воображаемой ситуации, в которой мысленно начинают действовать и зрители-ребята. Это активизирует наблюдательность детей, обостряет их чувство сопричастности, сопереживания. Ответы ребят становятся интересными и веселыми, так как дети ищут их в рамках своего воображаемого участия в событии. Важным методическим приемом является обоснованное сопоставление изображенных на картине лиц с героями известных юмористических рассказов и стихов.
Влияние литературно-художественных произведений на речевую деятельность огромно. Когда дети от беседы по картине переходят к изложению ее содержания, они могут практически во многом опираться на знакомые им веселые рассказы и сказки, используя разнообразные языковые средства и приемы построения комедийного сюжета.
Задача педагога - доступно и понятно для детей установить связь между анализируемой картиной и литературным произведением. Например, на занятии по картине «Путаница» воспитатель обращается к группе: «Какое стихотворение вы припомнили, когда рассматривали эту картину? Правильно, «Путаницу» К. Чуковского. О какой путанице шла речь в стихах? А какой веселой путаницей позабавила вас картина? Расскажите об этом весело, задорно». Или на занятии по картине художника С. А. Кузьмина «Забавная карусель» педагог говорит: «Дети, вы посмотрели картину, познакомились с забавной каруселью. Вам, наверное, хочется сказать: чудо-карусель, чудо-чудо-чудо расчудесное! Когда вы слышите эти слова, какое веселое стихотворение припоминаете? Правильно, «Чудо-дерево» К. Чуковского».
Важным методическим приемом также являются указания педагога. В конце беседы детям следует четко сказать, что именно - рассказ или сказку - требуется составить по картине. Например: «Вы с интересом рассматривали картину, и вам также интересно будет составить веселую сказку про то, что здесь нарисовано». Затем воспитатель конкретно формулирует тему сказки, предлагает обдумать ее от начала до конца, а затем рассказать.
Постепенно у детей накапливается опыт рассматривания юмористических картин и составления по ним рассказов и сказок. Для дальнейшего повышения детской активности и самостоятельности предусматривается такая методика занятий, при которой дошкольники сами могут почерпнуть, из картины дополнительный, материал для своих выступлений. Отметив в беседе самые существенные моменты сюжета, педагог предлагает детям самим найти в картине еще много интересного и рассказать об этом в сказке.
Рассмотрим на конкретном примере отдельные этапы работы с детьми по юмористической картине, проанализируем некоторые проявления творческой речевой деятельности дошкольников.
Картина познакомила ребят с забавной колючей семейкой: с ежом, ежихой, ежонком. Они смеялись над тем, как выглядят ежи, нацепившие на колючки множество разных запасов: грибов, ягод.
По картине дети придумывали сказку.
В ходе беседы в числе других вопросов был задан такой: «Почему весело рассматривать ежей на картине?» Дети в ответах старались выделить комическую сторону изображенного. Они пристальнее вглядывались в картину и в своих сказках отмечали много смешных деталей, например: «Еж подошел к грибу, поддел колючками, и стала шляпка гриба шляпкой для ежа; свою шляпу он украсил веточкой с листиками. Нарядился и идет». Дети отмечали, что «еж нацепил на свои колючки целую гору грибов - не сосчитать даже сколько; идет он впереди всех и держит в лапке палочку» и т. п. Так же подробно и с большим интересом описывали они ежиху, которая нацепила на колючки много красных ягод - «идет вся в ягодах». Очень живо рассказывали дети о ежонке: «Ежонок-шалунишка наколол на колючки разноцветные листья; на одном листе сидела гусеница, она никак не могла понять, куда ее несут, испугалась, выглядывает из листьев».
Таким образом, рассказы и сказки по юмористическим картинам заметно обогащают содержание и формы речевой деятельности дошкольника. На занятиях такого типа педагог углубляет интерес детей к рассказыванию.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17» .

Подготовила учитель-логопед Лекомцева Марина Валерьевна Пермский край, город Лысьва

Программное содержание:

  1. Учить детей понимать содержание сюжетной картины, используя выразительные средства речи и навыки построения рассказа. Обучать образовывать притяжательные прилагательные.
  2. Продолжать развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление, память.
  3. Воспитывать умение работать в общем режиме, слушать ответы товарищей.

Оборудование:

Следы, сюжетная картина «Зима» из серии «Времена года в городе, в деревне, в природе» , магнитофон, на каждого ребенка картинки с приметами зимы, снеговики весёлые и грустные.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сегодня мы с вами отправляемся на поиски заколдованной картины. Картина должна быть где-то здесь.

А кто нам укажет путь, как вы думаете? (Ответы детей) .

Пойдем по следам - посмотрим, куда они нас приведут. Двигаться нужно друг за другом, ступая след в след, иначе можно сбиться с пути (Дети имитируют хождение по следам) .

2. Беседа о зиме.

Подходим к картинке, где нарисованы следы и цифра один (Приложение) .

Кто здесь недавно сидел? (Заяц) .

Как вы догадались? (По следам) .

Чьи это следы? (Заячьи) .

Какую цифру он протоптал? (Цифру «один» ) .

Значит, какая это по счету подсказка? (Первая) .

- Послушайте загадку:

На коньках бегут и лыжах,

И дома в снегу по крыши,

Вся белым-бела природа

Это что за время года? Зима.

Сегодня мы будем говорить о зиме.

Какое сейчас время года? Зима.

А какая у нас зима? (холодная, снежная, морозная, студеная, ранняя, поздняя, метельная, злая, суровая, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т.д.) .

А какое зимнее небо? (серое, голубое, облачное, высокое, светлое) , а на небе еще проглядывает солнце (яркое, теплое) .

Догадались, кто оставил здесь опознавательный знак? Это лиса и следы лисьи (Приложение) .

Назовите цифру и порядковый номер подсказки. (Цифра «два» , подсказка вторая) .

А чем земля покрыта зимой? (Снегом, сугробами) .

А что делает снег? (Идет, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьется) .

А какие сугробы? (Большие, высокие, мохнатые, пушистые) .

Что происходит с деревьями зимой? (Они отдыхают, спят, укрывшись снегом) .

Пойдёмте за следующей подсказкой (Приложение) .

А какая по счету следующая подсказка? (Третья) .

Нашли, назовите цифру? (Цифра «три» ) .

Чьи следы? (Волчьи) .

А как люди одеваются в зимнее время? (Стали одеваться теплее: зимнюю шапку, шубу, пальто, варежки, шарф, сапоги, валенки и т.д.) .

Физминутка «Зима» (импровизация движений) .

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду скользим, мы скользим, мы скользим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью - зиму любим мы, любим мы, любим мы.

Дети находят четвертый опознавательный знак (Приложение) .

А кто здесь побывал и оставил нам следы? (Птицы) .

Чьи следы? (Птичьи) .

А какие птицы? (Зимующие) .

Назовите, каких вы знаете зимующих птиц. (Ворона, сорока, галка, воробей, голубь, снегирь, сова, дятел, синица и т.д.) .

Я буду называть начало слова, а вы его конец. Птица, какая? (Краси..., быст..., сме..., летающ..., пою..., крича..., лег..., малень..., забот..., пест..., голод..., сыта..., длиннохво..., красногру..., черноглаз, трудолюб..., остроклю..., насекомоядн..., быстроног...) .

А какие животные живут в зимнем лесу? (Волк, лиса, заяц, лось...) .

А как вы думаете, изменилась ли жизнь животных зимой? (Ответы детей) .

О зимнем лесе говорят не только словами. О нем слагают стихи и пишут музыку.

Ложитесь на снежное покрывало и послушайте музыку. (Звучит музыкальный фрагмент из классической фонотеки) .

Какую цифру нашли? (Цифра «пять» , пятая подсказка) .

А следы чьи? (Человечьи следы) .

А чем заняты взрослые и дети в зимнее время года? (Дети катаются на санках, лыжах, коньках, вместе с взрослыми убирают снег с дорожек, лепят снеговиков и т.д.) .

Вот мы и отгадали все подсказки и наша картина расколдовалась.

Всю ночь бушевала вьюга и намела глубокие пышные сугробы. Зима постаралась спрятать под снегом все, что было в лесу. Несмотря на ее проказы, среди сугробов на картине можно кого- то разглядеть.

Давайте составим интересный, выразительный, полный рассказ «О зиме» .

Вспомним, как составляется рассказ, у рассказа есть что... (начало, середина, конец) .

А рассказ вам помогут составить наши 5 подсказок, вспомните их.

3. Самостоятельное рассказывание.

Наступила холодная, снежная зима. Солнце светит, но не греет, а небо стало серым и хмурым. Выпал белый, пушистый снег и покрыл всю землю. Появились высокие, мягкие сугробы. Сидит под кустом белый комочек и дрожит, наверное, увидел, как пробежала лиса. А вдалеке ходит голодный волк ищет себе добычу. Рядом на кустах и деревьях сидят красногрудые снегири, и свиристели прилетели поклевать вкусные семена и ягоды. Ну а люди оделись потеплее и стали кататься на лыжах и рыбачить на пруду. Весело и хорошо зимой!

4. Итог занятия.

Что мы делали сегодня?

Какие задания вам понравились?

А какое было сегодня занятие? (Интересное, веселое, забавное, необычное, увлекательное, классное, смешное, страшное и т.д.) .

А какое настроение у вас после занятия? (Если радостное, веселое возьмите весёлого снеговика, а если грустное, плохое грустного снеговика) .

Оценка. Мне вы тоже понравились: отвечали полными ответами, проговаривали хорошо все слова, сочинили интересный рассказ. Молодцы! И я вам хочу подарить картинки с признаками зимы, а в группе вы их раскрасите.

Приложение.

Список используемой литературы.

1. 1000 весёлых загадок для детей. - М.: ООО «Издательство АСТ» , 2001.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Составление рассказа по сюжетной картине»

Цель: учить детей составлять рассказ по сюжетной картине.

Задачи: учить детей рассматривать картину, правильно отвечать на вопросы; формировать грамматически правильную речь, активизировать словарь; упражнять детей в правильном употреблении творительного падежа и в подборе синонимов; развивать способность придумывать события предшествующие и последующие;развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук. Оборудование: сюжетная картина «Мы дежурим»; предметные картинки Предварительная работа: игры «Слова-друзья» (подбор синонимов) ; «Что изменилось», «Четвертый лишний».

Организационный момент:

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

А мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Сядет тот, кто подберет к слову работать, близкое по значению слово. Работать, значит, что делать? (трудиться, заниматься) .К слову общаться? (разговаривать, беседовать, болтать) .К слову ребята? (детвора, дети)

2. Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картине. Рассмотрите картину. - Скажите, кого нарисовал художник на картине? (детей)

Где находятся дети? -Как вы догадались? (воспитатель, цветы, календарь природы, аквариум).

Что делают дети (поливают, кормят). Два слова – поливают и кормят – можно заменить одним. Как вы думаете, каким словом? (трудятся). А еще? (дежурят). - А если дети дежурят, то кто они, как мы назовем детей (дежурные).

– Где они дежурят? Как мы можем назвать картину? - Что у них есть в уголке природы, сравните с нашим уголком.

Расскажите о детях (Маша поливает лейкой цветы). - Как называется комнатное растение, которое поливает Маша?

Какие еще цветы вы видите на картине? Назовите их? Расскажите о Наде. Что вы можете сказать о ней? Какая она? (аккуратная, старательная). Какой предмет, изображенный на картине, нам говорит об этом.

Расскажите о Васе. Что он делает? Каких рыб вы видите в аквариуме? Отличается ли аквариум, изображенный на картине от нашего аквариума? - А что вы можете сказать об этих детях? Как вы думаете, трудились ли они? Чем они могли помочь воспитателю? О чем они говорят?

Глядя на эту картину, можно ли определить время года? Какие объекты нам говорят об этом? (одежда, деревья за окном, календарь природы).

3. Игра «1, 2, 3»Педагог показывает картинки, которые нужно запомнить и назвать в том же порядке.

4. Динамическая пауза.

На могучем тополе Дружно почки лопнули. И из каждой почки Выросли листочки Развернулись трубочки, Распустились юбочки. Покрутились, улыбнулись И сказали: «Мы проснулись! »

5. Игра на развитие внимания и логического мышления. Педагог предлагает послушать ряд слов и выбрать лишнее и объяснить свой выбор. Фикус, пеларгония, традесканция, тюльпаны. Окунь, судак, щука, гуппи Стол, стул, тумбочка, окно. Вася, Надя, Маша, Сидоров.

6. Педагог обращает внимание детей на картину. Сейчас вы должны придумать рассказ по этой картине. Подумайте, где были дети до детского сада? Куда они пришли? Что делали? Как они работают? Чем потом занимались дети? - О чем нужно рассказывать? Повторите еще раз. Рассказы детей. Оценка рассказов детьми.

7. Итог занятия. Что понравилось на занятии? Чему научились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи.Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы"

Конспект занятия с применением ИКТ. Презентация на занятии применялась в качестве средств наглядности при работе с детьми и в качестве дидактического пособия....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Рассматривание картины и составление рассказов по сюжетной картине «Счастливого плаванья», с использованием элементов ТРИЗ». Приоритетная область: коммуникация

Программное содержаниеОбразовательная задача:Продолжать учить детей с помощью системного анализа рассматривать картину и понимать ее содержание....

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи у детей с ОНР (подготовительная группа). Тема: Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы".

Проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи является одной из главных задач учителя- логопеда. Предложенное занятие рекомендуется для прове...

В конспекте дети слушают стихи о зимних забавах, рассказывают о своих зимних развлечениях.Рассматривают сюжетную картину "Катаемся на санках". Отвечают на вопросы по картине. Выполняют в...