Родительское собрание «Семейные традиции и их значение в воспитании и развитии ребенка. Конспект родительского собрания «Семейные традиции» в старшей группе

Сердюк Елена Анатольевна МБДОУ № 31 воспитатель Краснодарский край Каневской район ст. Каневская

Форма проведения: круглый стол.

Цель: поиск новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй; повышения педагогической культуры родителей.

План проведения

  1. Вступительное слово.
  2. Круглый стол.
  3. Музыкальная пауза.
  4. Обмен родительским опытом о проведении праздников в семье.
  5. Обобщение предложений родителей и обсуждение рекомендаций по проведению праздников.
  6. Подведение итогов собрания.

Ход мероприятия.

1. Подготовительный этап.

  1. Вручить родителям приглашения.
  2. Украсить группу.
  3. Записать на магнитофон ответы детей на вопросы:
  • Дети, любите ли вы праздники?
  • Какие у вас дома бывают праздники?
  • Что на празднике вам больше всего запомнилось?
  • Вы любите подарки?

2. Организационный этап.

1. Разместить плакаты с надписями:

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения» (А. де Сент – Экзюпери)

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л. Толстой)

2. Оформить выставку книг и журналов о проведении детских

праздников, подборки игр, самодельные открытки с рисунками детей.

3. Этап проведения круглого стола.

1. Вступительное слово воспитателя:

2. Впечатления родителей о праздниках.

Как вы считаете. нужно ли организовать праздники по поводу дня рождения ребёнка?

(Родители высказывают своё мнение)

Прослушивание ответов детей на вопросы: «Вы любите домашние праздники?» , «Какие у вас бывают праздники?» , «Что запомнилось?»

(Прослушивание магнитофонной записи)

Ребёнку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Пусть каждый припомнит своё детство, и он поймёт, что праздник для ребёнка – не то, что для нас, это действительно событие в детской жизни, и ребёнок считает дни от праздника до праздника.

А как по - вашему, праздники помогают в воспитании ребёнка? (Высказывания родителей.)

А как быть, если праздник. например ваш день рождения, вам предстоит отметить в кругу своих друзей, взрослых, а ребёнок, видя подготовку к нему, просит: «Можно и я с вами буду праздновать?» что вы ответите? Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да (нет) ? (Высказывания родителей)

В дни рождения. а иногда в праздники, мы дарим детям подарки, они их любят и всегда ждут. А какие подарки вы предпочитаете дарить своим детям? (Обмен опытом) .

Нужно ли дарить их в праздники? Какие? Как дарить подарки в Новый год?

(Высказывания родителей)

С родителями проводится игра «Поздравляем с днём рождения»

Участники определяют для себя роли. Это может быть растение, животное, предмет. Затем они объединяются в пары. и каждый придумывает подарок на день рождения своему партнёру. Это могут быть стихи, рисунки, полезные предметы и вообще всё что угодно. Участники обмениваются подарками, а затем стараются представить. какие эмоции мог бы испытать объект. выбранный ими для своей роли.)

Вы готовитесь к празднику. ждёте гостей в своём доме. Придаёте ли вы значение оформлению комнаты во время подготовки к торжеству? Как по – вашему, нужно оформлять квартиру к празднику? Ведь от этого во многом зависит настроение гостей, а мы, увлекая своих детей общим делом, развиваем их творческие способности. Конечно, лучшее украшение дома – чистота и порядок.

(Обмен опытом подготовки к Новогоднему празднику. Секреты мастерства: как сделать веточки, обсыпанные снегом, что учесть при составлении композиции.)

3. Музыкальная пауза. Игра «Угадай мелодию» .

4. Обмен родительским опытом о проведении праздников в семье.

А теперь поговорим о праздновании дня рождения вашего ребёнка. Вот такая ситуация.

Встретились две мамы, разговорились.

У моего сына через 2 дня будет день рождения. – делилась радостью одна из них. – Думаю ребят пригласить. пирогов напеку. салатов наготовлю. музыка будет. Пусть празднуют.

И всё? – поинтересовалась собеседница.

А что ты мне ещё посоветуешь? Что мне – клоуном перед ними быть?

Что бы вы посоветовали? Будет ли интересным праздник. если на столе пироги, торты, салаты. звучит музыка?

(Обмен опытом. Родители рассказывают о традициях своей семьи.)

Воспитатель предлагает придумать новую традицию или ритуал.

5. Обощение предложений родителей и обсуждение рекомендаций по проведению праздников.

  1. Думать о празднике, составлять программу. Приглашать гостей надо заранее, чтобы дети могли подготовиться. Придумайте вместе с ребёнком. как пригласить гостей. – это могут быть затейливые пригласительные билеты, самодельные открытки с рисунками детей.
  2. Чтобы день рождения запомнился ребёнку, нужно заранее продумать программу. Пусть в ней будут игры. аттракционы, конкурсы, концерты. Украсят праздники и сюрпризные моменты. Это может быть и появление сказочного героя – взрослого в роли Незнайки, волшебника и т.д.
  3. Подведение итогов собрания.

От того, как мы, взрослые, проводим праздники, невольно показывая пример, зависит, как будут отдыхать наши дети, когда вырастут, какие ценности будут беречь, чему радоваться, к чему стремиться. Наши праздники должны проходить весело и интересно. С выдумкой. приятными сюрпризами. От вашей выдумки, фантазии зависит успех. Во время торжественных праздников, которые обычно проходят в кругу семьи. подумайте о тех. кто одинок. Поздравьте вашего соседа. подарите букетик цветов, ёлочную игрушку, сделанную своими руками. И вы увидите это скромное проявление доброты в сердце вашего ребёнка.

Римма Межлумова
Родительское собрание «Семейные традиции»

Родительское собрание в средней группе

Тема : «Традиции семьи »

Подготовила и провела :

воспитатель

Межлумова Р. А.

Ноябрь 2013г.

Цель : достижение оптимального уровня взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании и развитии детей.

Задачи :

Приобщить родителей к участию в жизни ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

Изучить семью и установить контакт с её членами для согласования воспитательных воздействий на ребёнка;

Создать условия для совместной деятельности детей и их родителей ;

Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.

Форма проведения : «круглый стол» .

Предварительная работа :

Оформление приглашения на собрание ; подготовка лозунга, разучивание с детьми стихотворений о семье; подбор музыки; оформление памяток для родителей ; подготовка столов для собрания , угощение для чаепития.

План собрания

2. Презентация «Семейные традиции » .

3. Дискуссия родителей за «круглым столом» .

4. Игра «Ромашка» (вопрос – ответ)

5. Выступление детей.

6. Инсценировка сказки «Теремок» (показ родителей ) .

7. Чаепитие

8. Подведение итогов.

Ход собрания

Семья – это громкое слово,

Семья – это звонкое слово,

Семья – это слово важное,

Об этом вам скажет каждый.

А. Сидорова

1. Вступительное слово воспитателя.

Сегодня мы с вами собрались , чтобы поговорить о семейных традициях . В каждой семье существуют свои традиции , которые складываются при создании семьи или же продолжают те традиции , которые уже были сложены ближайшими предками и передались по наследству. Что же такое «семейные традиции » ? Это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, и стол сервирован праздничным сервизом. И тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве. Это общие праздники, выезды на природу, вечерние прогулки всей семьёй – всё это укрепляет семейные узы , помогает в воспитании детей.

Доверие, сохранение его в семье – ещё одна хорошая традиция . Сохранить доверие в семье – одна из самых важных задач родителей . Маленькие дети доверяют своим родителям и даже просто взрослым людям. Если ваш ребёнок сейчас рассказывает вам свои тайны, уважайте это, не смейтесь, понимайте, для него это важно!

Очень сложно вырабатывать семейную традицию , когда дети стали взрослыми и у них уже сформировалось отношение к семье. Совсем другое дело, когда родители показывают ребенку мир во всей его красоте, окружают его любовью и формируют стойкую жизненную позицию в течение всей жизни. Малыши воспринимают мир так, как делают это их родители . Именно от них зависит то, какое впоследствии отношение будет иметь ребенок к себе, окружающим и жизни в целом. Для него жизнь может казаться в виде бесконечного праздника или интересного и увлекательного путешествия, а может представляться в виде пугающей вылазки по диким местам или в виде неблагодарного тяжелого труда, который ожидает его сразу после окончания школы.

Если в большинстве случаев семейные традиции и ритуалы приносят лишь радость и удовольствие, а не ограничения, это способствует укреплению в детях чувства целостности и единения семьи, ощущение неповторимости дома и собственной уверенности в будущем. Внутреннее тепло и оптимизм в нас формируется с детства, поэтому, чем больше этот заряд, тем лучше. Чем счастливее и радостнее детство ребенка, тем счастливее он будет в дальнейшей взрослой жизни.

Можно начать с самого простого – читать перед сном. Даже если ребенок еще совсем кроха, и не понимает то, что вы ему говорите, один ваш голос будет оказывать невероятную пользу для малыша. Следует внимательно относиться при этом к выбору сказок. Книги должны учить ребенка, воспитывать и вырабатывать в нем определенные качества. Можно попробовать сочинять поучительные сказки самим, делая упор на тот воспитательный элемент, который вы считаете нужным. Только они не должны быть слишком длинными, иначе ребенок может переутомиться. Пятнадцатиминутного повествования будет вполне достаточно. Например, сказка про то, как один мальчик (девочка) не хотел (а) мыться, в результате чего все друзья от него (нее) ушли. Но потом фея принесла ему (ей) ароматное мыло со вкусом клубники, и свершилось чудо, он (а) стал (а) чистым (ой) и друзья, вновь вернулись. Версий может быть множество. А если все эти сказки собственного сочинения записать в отдельную тетрадь и на юбилейную дату (например, 18-тилетие) подарить их своему чаду, это будет настоящим семейным подарком , который, ваш ребенок сохранит и передаст своим детям, добавив что-то свое.

Семейные традиции и ритуалы позволяют формировать у малыша ощущение стабильности того или иного семейного уклада . Например, независимо от чего-либо, состоится то, что у нас заведено. Кроме того, ежедневные ритуалы создают уникальные детские воспоминания, которые когда-нибудь ваш малыш поведает своим детям. Традиции семьи дают возможность ребенку ощутить чувство гордости за свою семью и за себя.

Создать собственные традиции в семьи , которые будут передаваться от детей к внукам и т. д., может каждый из нас. Только при этом необходимо учитывать, чтобы то или иное событие было ярким и запоминающимся для ребенка, а главное позитивным, чтобы повторяющееся событие соблюдалось в обязательном порядке, независимо от чего-либо, а главное, чтобы в этом традиционном событии было что-то , что влияло бы на чувства и восприятие ребенка.

А еще семейные традиции и ритуалы :

позволяют малышу ощущать стабильность жизненного уклада : "при любой погоде" в вашей семье состоится то, что заведено;

дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;

настраивают кроху на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда "каждый день – праздник";

создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям;

позволяют ощутить гордость за себя и свою семью.

Вам вполне по силам создать несколько семейных традиций , которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки! Не забудьте только три главных правила :

повторяющееся событие должно быть для малыша ярким, позитивным, запоминающимся;

традиция на то и традиция , чтобы соблюдаться всегда;

можете задействовать запахи, звуки, зрительные образы, – главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие ребенка.

2. Просмотр презентации «Семейные традиции »

3. Дискуссия родителей .

4. Игра «Ромашка» (вопрос – ответ) .

Вопросы :

Детские праздники в семье – хорошая традиция ?

Нужны ли праздники нашим детям?

Какие праздники вы устраиваете для детей?

Вы приглашены в гости. О чём следует напомнить ребёнку?

Дети, пришедшие в гости разбросали игрушки. Как поступить?

Воспитатель : Праздники для детей – хорошая традиция , но семья – это ещё и коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. В праздничных заботах ярко проявляется воспитательное значение коллективной работы. В семье закладываются уважение и любовь к семейным традициям .

Любите своих детей, уважайте их мнение, желания, и они ответят вам тем же.

5. Выступление детей.

Воспитатель : Встречайте, ваши дети.

Под музыку в зал входят дети, читают стихотворения о семье и дарят родителям рисунки на тему «Моя семья» .

6. Инсценировка сказки «Теремок» (выступление родителей ) .

Воспитатель : В нашем детском саду есть традиция – устраивать праздники для малышей – это «Праздник Осени» , «Встреча Нового года» , «Папа, мама, я - спортивная семья» , «8 Марта» , «23 февраля» , «Праздник перехода в старшую группу» , «Выпускной вечер» и много других тематических праздников. На этих праздниках родители обычно выступают в роли зрителей. Сегодня наши родители приготовили детям сюрприз. Подготовленный коллектив родителей разыграет нам сказку «Теремок» .

7. Чаепитие.

8. Подведение итогов.

Воскресенье

Воскресенье - вот везенье!

Воскресенья так нужны!

Потому что в воскресенье

Мама делает блины.

Папа к чаю чашки моет.

Вытираем их вдвоем,

А потом мы всей семьею

Чай с блинами долго пьем.

А в окошко льется песня,

Я и сам запеть готов,

Хорошо, когда мы вместе,

Даже если нет блинов.

Посидим в тишине

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу :

– Я тоже двигаться хочу!

Я бы многого хотела :

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать,

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

– Ничего, – шепнул он будто, –

Посидим и в тишине.

У меня уехал папа, далеко.

Мне без папы, если честно, нелегко.

Папа, если хочет, может песню спеть,

Если холодно,теплом своим согреть.

Мне без папы трудно засыпать.

Поднимусь, и тихо встану у дверей,

Милый папа, возвращайся поскорей.

ХОРОШАЯ СЕМЬЯ

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты ,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья :

Какая хорошая Ваша семья!

Мне мама приносит игрушки, конфеты,

Но маму люблю я, совсем не это.

Весёлые песни она напевает,

Нам скучно вдвоём никогда не бывает.

Я ей открываю свои все секреты,

Но маму люблю я совсем не это.

Люблю свою маму скажу я вам прямо,

Лишь только за то, что она моя мама.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь Что может быть семьи дороже?

ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей ,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле

Родительское собрание в подготовительной группе на тему: «Семья и семейные традиции»

Автор: Книс Анна Николаевна, старший воспитатель.
Место работы: МБДОУ "Детский сад №3 "Улыбка", г. Калач - на - Дону.

Описание работы: Конспект родительского собрания на тему: «Семья и семейные традиции» в подготовительной группе. Данный материал может быть полезен как педагогам школ раннего развития детей, так и воспитателям дошкольных учреждений.
Цель : формирование семейных традиций.
Задачи: заинтересовать родителей и детей изучением истории происхождения своей семьи;
прививать уважение к культурным ценностям семьи и страны;
способствовать становлению личности с помощью изучения родословной и жизни своих предков.
Форма проведения: конкурсная программа.
Участники: родители, воспитатели, дети.
План проведения
1 Вступительная часть.
2 Конкурсная программа.
3 Заключительная часть.
Ход мероприятия
I Подготовительный этап.
1 Оформление фотоальбома «Семейные фотографии», выставка фотографий воспитанников группы в младенчестве и раннем детстве (фотографии не подписываются).
2 Домашнее задание: создать родословную своей семьи (генеалогическое древо) и герб семьи.
3 Подготовка презентации семейной фотографии.
II Организационный этап.
1 Оформление выставки: фотографии воспитанников группы, генеалогические древа семьи, гербы семей.
2 На мольберте написаны мудрые мысли о семье.
III Вступительная часть.

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители, здравствуйте!
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты, подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья: Какая хорошая эта семья!
М. Лангер
Ведущий: А сейчас я приглашаю вас принять участие в конкурсной программе «Моя семья».
IV Конкурсы.
1. История семьи. Моя родословная (генеалогическое древо).
Ведущий: Дорогие детки и родители, предлагаю вам познакомить нас с историей своей семьи и презентовать генеалогическое древо семьи.
2. Герб семьи.
Ведущий: А сейчас презентация семейного герба.

3. Пословицы и поговорки о семье.
Ведущий: Пословицы и поговорки о семье собирались веками. В них хранится мудрость народа. Какие же пословицы и поговорки о семье приготовили вы?
4. Разминка с мячом (под музыку мяч или игрушка передаётся из рук в руки, музыка останавливается, семья у которой в руках мяч исполняет любимую песню или стихотворение).


5. Весёлая семейная история.
Ведущий: Обычно родители строго и по-деловому разговариваем со своими детьми. Я же предлагаю впустить в наше общение добрый юмор и трогательные воспоминания, и всем станет хорошо и уютно, и все будут улыбаться друг другу. Вспомните весёлые истории о своей семье и расскажите нам.
6. Семейные традиции.
Ведущий: Семейная традиция - это то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для потомков. Семейные традиции - принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Какие же традиции сложились в вашей семье?
7. Творческий конкурс «Оформление семейного фото» (цветной картон и бумага, ножницы, клей, карандаши).



8. Разминка. Танец "Лавата" (воспитатели, родители, дети).

V Заключительная часть.
Подведение итогов.
Воспитатель: Зачем же современному человеку знать историю своей семьи?
Ответы родителей...
Вывод: Человек без этого знания подобен листу, который несёт ветер, ему легко внушать любые истины, моральные нормы, им очень легко управлять.
Воспитатель: Уважаемые родители! Дерево, у которого крепкие корни, ветер не валит. Если мы будем знать историю своей страны, своего рода, нам не страшны никакие невзгоды.
Решение родительского собрания:
1. Поддерживать семейные традиции и создавать новые.
2. Начать создавать семейный альбом, родословную своей семьи и семейный архив.
Раздать памятки для родителей по составлению альбома «Летопись семьи».

Родительское собрание по теме

«Семейные традиции – основа семейного благополучия»

Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка. С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы – заканчивайте.

1. В гостях хорошо, а … (дома лучше).

2. Не красна изба углами, а … (красна пирогами).

3. В семье разлад, так и дому … (не рад).

4. В семье согласно, так и дело идет … (прекрасно).

5. Когда семья вместе, и … (сердце на месте).

6. Семья – ключ к … (счастью).

Семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт: интимно-личностную связь и единство с родными. Социальная функция семьи – это психологический тыл, защита, убежище.

О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям.

Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). (Словарь русского языка С.И.Ожегова).

А вот что о праздниках и семейных традициях рассказали Ваши дети. Им всем без исключения нравится быть дома, потому что дома много игрушек, телевизор, компьютер, один из опрошенных сказал, что дома тихо, можно отдохнуть, другой – дома родные люди, там весело, мы вместе играем. Ваши дети вспоминают такие общенародные праздники, как Новый год, 23 февраля, 8 марта, День Святого Валентина, Пасху, Сабантуй. Из праздников, которые бывают у вас дома, назвали Новый год и День рождения. День рождения они любят потому, что им дарят подарки, и только единицы говорят, что в этот день приходят друзья, вспоминают клоуна, торт, свечи.

На вопрос «Куда ты любишь ходить с родителями?» дети отвечают: в магазин, на карусели, в цирк, в боулинг, в Макдональдс. Единицы сказали, что любят ходить в театр, гулять, кататься на лыжах, ездить в деревню к бабушке.

Если Вы произнесете слово «детство» и закроете при этом глаза, то наряду с любимыми людьми родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась, прочно поселилась в детской памяти и уже неразрывно связана с определенной реакцией на какое-либо событие. Какие традиции живут в вашем доме? Наверняка те, которые запомнились Вам в детстве, которые были окрашены яркими красками разных впечатляющих мелочей.

1. Это может быть запах пирогов по воскресеньям.

2. Сказка на ночь.

3. Яблочный пирог – традиционный десерт на праздничном столе.

4. Субботняя уборка, когда роли распределяются, кому ковры пылесосить, кому пыль вытирать, кому полы мыть. И после этого запах чистоты во всем доме.

5. Это вечер, когда все собирались к вечернему чаю и рассказывали друг другу о событиях дня.

Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них та трепетность, с которой все их вспоминают, желание перенести их в свою семью. Если в Вашей семье нет традиций, придумайте их. Это сделает вашу жизнь. И детство ваших детей намного богаче.

Скажите, какие праздники вы празднуете в вашей семье?

Эти праздники общенародные, и в каждой семье они стали традицией. Но вам в эту традицию можно внести что-то свое, что запомнится вашим детям на всю жизнь.

Например:

Новый год – самый любимый праздник.

Праздник надежд. Его встречает каждая семья. Можно украсить елку вместе с детьми, можно украшать, когда дети спят, чтобы сделать им сюрприз, а можно выехать всей семьей в лес и украсить лесную красавицу угощениями для птиц и зверей.

В преддверии Нового года можно завести традицию посещать музей, театр, выставки, лепить всей семьей снежную бабу – символ зимы.

На масленицу найти возможность покатать детей на санях, сжечь вместе с ними ненужные вещи, чтобы старое и ненужное все ушло, хорошо бы научить их печь блины.

Навруз – время начал. В старину был обычай выходить всем миром в поле и бросать первые зерна в весеннюю землю. В наше время можно ввести традицию сажать деревья около своего дома.

День Победы – в этот день хорошо бы ввести традицию приходить с детьми к памятнику павшим в ВОВ и возлагать цветы, можно почитать детям рассказы о том, как воевали наши солдаты, посмотреть вместе с ребенком фотографии, поговорить о родных, которые воевали, вспомнить их, если они живы – обязательно поздравить.

Дарение подарков – это торжественный момент и его нужно продлить, сделать запоминающимся. Для этого:

1. Оставьте за ребенком право выбора: хочет он сделать подарок своими руками или он будет дарить купленный подарок. Если ребенок ходит в кружок выжигания или в художественную школу, ему будет приятно показать свои труды.

2. Откажитесь от стандартных форм подарка (пластилиновые фигурки, шишки и цветы на картонках). Это скучно? Позвольте своей фантазии действовать на полную катушку и обязательно спрашивайте совета у детей. Они много интересного могут вам предложить. Можно купить несколько белых футболок (для всей семьи) и расписать их специальными красками и фломастерами. А можно из пробок от пластиковых бутылок сделать занавес на дверь или сделать оригинальную вазу из бутылки, расписав ее красками по стеклу.

Да мало ли идей придет вам в голову. Думайте, это так увлекательно.

3. Помните, что главное не сам подарок, а способ его вручения. Если хотите, чтобы этот праздник запомнился на всю жизнь, продумайте сценарий от и до. Обговорите его с ребенком, спросите какую роль он хотел бы играть или какую песню исполнять.

4. Увлекайте в процесс как можно больше людей. Если вы дарите книгу, пригласите участвовать в вашем мини-спектакле по содержанию этой книги подружек и друзей сына и дочки, всех родственников, соседей. В общем, всех тех людей, которые любят и умеют веселиться. В этом случае, я уверена, ни ваши дети, ни вы сами никогда не забудете этот праздник.

Кроме общенародных праздников в жизни любой семьи есть события, которые отмечают по традиции: проводы в армию, свадьбы, получение паспорта, день рождения.

День рождения для ребенка – это событие в детской жизни. Что можно сделать, чтобы он запомнился Вашему ребенку?

1. Можно с ребенком приготовить пригласительные (сделать аппликацию, нарисовать), можно приготовить пригласительные в стихотворной форме (стихи придумать самим).

2. Продумать, как украсить квартиру (это создаст праздничное настроение).

3. Продумать сценарий дня рождения:

а). это может быть кукольный спектакль (декорации и куклы готовить вместе с ребенком) в антрактах дети идут в «буфет» - садятся за стол.

б). Игры, прятки, хороводы.

в). Срезание игрушек с закрытыми глазами.

г). Беспроигрышная лотерея.

д). Игра «Ищи подарок» - по запискам.

4. Можно с ребенком нарисовать и повесить праздничную газету. В центре которой – именинник, а вокруг изобразить предполагаемых гостей в юмористическом виде и оставить место для пожеланий.

5. Украсят праздник и сюрпризы, и сказочные персонажи, в костюмы которых могут нарядиться взрослые.

Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же, как и мы будут отдыхать наши дети.

Но традиции можно не только соблюдать, но и создавать. Давайте сейчас с вами попробуем создать «Первосентябрьскую традицию – праздник» (посвященный началу учебного года), «Повседневные традиции», традицию «Отдыхаем вместе». Работа будет проводиться в группах.

Придумайте первую, «первосентябрьскую » - праздник, посвященный началу нового учебного года. Этот праздник можно отмечать в своей семье, а можно объединиться с другими семьями.

Чтобы праздник запомнился вашим детям:

1. Четко распределите обязанности, ведь для проведения праздника нужен будет сценарист, декоратор, гример, кулинар.

2. Украсить квартиру шариками с веселыми мордашками. Достаточно вырезать из бумаги глаза, нос, рот, челку и все приклеить клеем ПВА.

3. Выпустите к 1 сентября семейную газету о том, как прошло лето или о первокласснике, четверокласснике, идущем в школу – герое дня. Покажите его путь от капусты (аиста) до сегодняшнего дня.

4. Начните праздник с подарков. Подарите ребенку что-нибудь необычное. Например, игрушку с карманом. Ее можно сделать самим, а можно купить и сшить для нее штанишки или сарафанчик с карманом. В карманчике каждое утро ребенка будет ожидать маленький сюрприз: яблочко, конфета, орешек, записочка с шуточными советами, пожеланиями, заданиями, напоминаниями, список дел, карта со схемой нахождения сюрприза.

5. Создайте семейный театр. Дверной проем превратите в ширму, сшейте куклу с живыми руками. Кукла состоит из двух частей: головы на палочке и балахона, со стянутыми резинкой прорезями для рук. Придумайте артисту имя.

Он может выступать в роли ведущего домашней студии СИН (самые интересные новости). Это новости «от мамы», «от папы», «из портфеля», «из детской». На детском празднике с помощью куклы можно провести викторину, лотерею, рассказать о гостях. Если делать ребёнку бесконечные замечания – ничего не изменится. Но вот если об этом расскажет кукла в ваших домашних новостях, смешно жестикулируя, изображая ужас – порядка будет больше.

1. Устройте конкурс загадок, в котором победители получают отгадку, в качестве приза. Загадки выбирайте известны, имеющие отношение к школе, или придумайте свои.

2. Можно провести игру, которая позволит всем получить подарки. Приготовьте 5 коробок, на каждой из них приклейте по одной букве – ш, к, о, л, а. Положите в коробки с буквами призы, названия которых начинаются на ту же букву. Например:

Ш – шампунь (мал.пакетик), шахматы, шкатулка, шоколадка.

Ведущий ставит коробку с буквой перед собой, игроки называют слово на эту букву. Если приз с таким названием есть, ведущий отдает его угадавшему.

3. Объявите конкурс: «Закладочных дел мастер». Помогите детям сделать для друзей закладки.

«Конверты любви» тоже могут стать традицией вашей семьи. Эта игра поможет рассказать друг другу о том, как вы важны друг для друга, как вы друг друга любите – именно то, что так редко получается сделать словами. А как важно это знать!

«Конверты любви» можно повесить на холодильник, на каждом написать имя владельца и поместить его портрет. В конверт можно положить записку друг другу, забавные открыточки. Младшим иногда можно положить конфетку. Дети могут рисовать взрослым рисунки. И все это можно делать тогда, когда вам хочется друг другу что-то сказать, поддержать кого-то из членов семьи или просто побаловать.

Детей можно хвалить за достижения, рассказывать им о их хороших качествах, о том, как вы их любите. Если интерес к процессу немного ослабевает, можно конверты на некоторое время убрать, а потом вернуть вновь. Эта традиция поможет вам стать друг другу ближе.

А туристические, байдарочные походы , где у детей появляется масса новых, не домашних занятий: костер, дрова, палатка, рюкзаки, удочки, новые обязанности и новые впечатления.

Или путешествие по Родному краю , посещение различных городов и исторических мест, из которых вы обязательно привозите различные безделушки и сувениры, которые хранят теплые воспоминания о вашем семейном отдыхе.

Очень хорошо, если в семье есть традиция собирать какие-либо коллекции у себя дома. Если же нет, то еще не поздно начать это делать. Что можно коллекционировать в семье? Это ракушки, камушки, коряги. Хорошо собирать марки, фантики, открытки.

Кроме традиций вместе проводить праздники, вместе отдыхать, в вашей семье могут присутствовать и повседневные традиции.

¨Это и ритуал встречи и проводов друг друга на работу и в школу, когда все присутствующие дома говорят тебе добрые слова напутствия;

¨Это и заботливое отношение друг к другу, когда кто-то приходит домой позже всех, то его на столе ждет разогретый ужин;

¨Это и трудовая слаженность, когда каждый участвует в домашних делах по мере своих сил и возможностей.

Например: Отец с сыном занимаются тем, что требует физической силы – ходят в магазин, пылесосят, выбивают ковры. Девочки – наводят порядок в доме, поливают цветы.

Это и чтение книги ребёнку на ночь;

¨ Вечерний чай, когда вся семья собирается вместе и рассказывает друг другу события дня, совместное обсуждение бюджета семьи – что покупать в первую очередь, какие дела необходимо делать, кто их будет делать;

¨ Семейные чтения, когда читают не только родители, но и старшие дети, бабушки, дедушки – это прекрасная возможность с пользой для дела провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться и оставить в памяти ребёнка незабываемые впечатления об этих вечерах.

Послушай, вот моя семья

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка

Сестра, невестка, дочка.

А самая младшая – я.

Какая же у нас семья?

(6 человек)

С помощью этой шуточной задачи мы коснулись с вами темы родственных отношений.

Вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы связаны и каждый из нас – продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет.

Будет очень хорошо, если в семье Вы начнете собирать историю своего рода, составлять родословную. Это будет своеобразный мостик между поколениями Ваших предков и потомков. В семье Файрушиных уже начали составлять это генеалогическое дерево. Давайте послушаем, что же дала им эта работа?

Скажите, что ещё может помочь нам сохранить историю рода? (семейный альбом, семейные архивы). Семейные архивы – это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив – почетный грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии, вашу биографию, просто и доходчиво пересказанную для внуков.

Семейный альбом – это огромное, осмысленное пространство жизни, с одной стороны простое и понятное ребёнку, с другой – загадочное и удивительное. Отбор фотографий, Оформление страниц альбома – именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребёнка и стимулирует его запоминание.

Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости. А.Пушкин

О быте и традициях наших предков очень интересно рассказывается в книге «Домострой». В ней собран опыт предков, которые жили несколько веков назад. Возможны различные точки зрения при прочтении этой книги, но нельзя оспаривать нравственную ценность этого исторического документа. В этой книге содержатся советы, необходимые нам сегодня (как создать семью, как вырастить и воспитать детей, правильно построить взаимоотношения с ними, поднимаются наболевшие вопросы: распад семьи, трудности взаимоотношений между супругами, родителями и детьми).

Подводя итоги услышанного, можно сказать, что:

Добрые семейные традиции оказывают огромное влияние на детей, прежде всего потому, что они сплачивают семью, позволяют сберечь те зерна разумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены раньше и, сделать их достоянием подрастающего поколения.

Родительское собрание в ДОУ на тему: «Семейные ценности»

Автор: Книс Анна Николаевна, старший воспитатель.
Место работы: МБДОУ "Детский сад №3 "Улыбка", г. Калач - на - Дону.
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию конспект родительского собрания в детском саду на тему: «Семейные ценности». Данный материал будет полезен педагогам школ раннего развития детей, учителям начальных классов, воспитателям ДОУ и родителям.

Цель: Обмен опытом по семейным ценностям, повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
- Формировать знания родителей о значении семьи и семейных традиций;
- Прививать уважение к культурным ценностям семьи;
- Повышать педагогическую культуру и грамотность родителей;
- Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях;
- Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Форма проведения: конкурсная программа.
Участники: родители, воспитатели, дети.
I Подготовительный этап.
1. Домашнее задание: подобрать пословицы и поговорки о семье, создать герб семьи и генеалогическое древо семьи.
2. Оформление выставки рисунков воспитанников группы на тему: «Моя семья».
3. Изготовление, вместе с детьми пригласительных билетов для родителей.
4. Украшение групповой комнаты.
План проведения
1. Вступительная часть.
2. Конкурсная программа.
3. Заключительная часть.
Ход мероприятия
1. Вступительная часть.

Воспитатель : Добрый вечер, дорогие родители! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о семье, семейных ценностях, их роли в воспитании наших деток.
Семья – это громкое слово!
Семья – это звонкое слово!
Семья – это слово важное,
Об этом вам скажет каждый.
Семья – это солнце светит,
Семья – это звезды на небе,
Семья – это всё любовь.
Любовь сыновей и отцов,
Любовь дочерей и мам.
Любовь свою дарим вам!
А.В. Сидорова
2. Конкурсная программа.
Воспитатель: Приглашаю вас принять участие в конкурсной программе «Моя семья».
1 конкурс - знакомство с семьёй.
Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо».
И так, первый конкурс – знакомство с семьёй предлагаю начать с рассказа о своей семье, фамилии, её значении и презентации генеалогического древа семьи.
Семьи воспитанников по очереди рассказывают о себе и о генеалогическом древе.
2 конкурс - народная мудрость
Воспитатель: Долгие века из поколения в поколение передавалась народная мудрость. Много разных пословиц и поговорок есть о семье, часто и мы их употребляем в речи, давайте сейчас мы попробуем вспомнить. А помогут нам в этом подсказки. Начало пословицы или поговорки буду говорить я, вам надо будет вспомнить её окончание.
1. Вся семья вместе, так и душа….. на месте.
2 .Дерево держится корнями, а человек….. семьей.
3. За общим столом еда…. вкуснее.
4. Материнская молитва со дна моря…. достает.
5. Не будет добра, коли в семье…. вражда.
6. Отца с матерью почитать….. горе не знать.
7. У кого есть бабушка и дед, тот…. не ведает бед.
8. Человек без семьи, что ….. дерево без плодов.
9. В гостях хорошо, …. а дома лучше.
10. В своем доме и ….. стены помогают.
Воспитатель: Молодцы! Хорошо справились с заданием! А теперь расскажите пословицы и поговорки, которые вы подготовили дома.
"При солнышке тепло - а при матери добро"
"Мать кормит детей - как земля людей"
"Нет лучше дружка - чем родная матушка"
"Не нужен клад - когда в семье лад"
"Хозяюшка в дому - что оладышек в меду или пчела в саду"
"Не красна изба углами - красна пирогами"
"Мой дом - моя крепость"
"Каковы родители - таковы и детки"
"Жизнь прекрасна - когда дома мир".
3 конкурс - Герб семьи.
Воспитатель: Семейный герб раньше был привилегией дворянства, а сейчас он призван выделить семью, сплотить всех ее членов, стать сильным связующим звеном для поколений и главной реликвией и ценностью семьи. Герб семьи представляет собой набор геральдических символов, которые олицетворяют основные черты определенного семейного рода.
Девиз - краткое изречение, как правило, написанное на ленте внизу щита. Девиз семьи, передаваемый из поколения в поколение, может ориентировать поступки человека, моделировать его поведение. Девиз семьи – аналог фамилии, семейная визитная карточка. Словесный девиз семьи кратко, в нескольких словах, выражает семейное кредо, жизненные правила семьи.
Семьи воспитанников по очереди рассказывают о гербе своей семьи.
4 конкурс – семейные традиции
Воспитатель: Семейные традиции - принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Какие же традиции сложились в вашей семье?
5 конкурс – творческий конкурс «Родительский дом»
Воспитатель:
В семейном кругу мы с вами растем,

В семейном кругу все корни твои,
Ты в жизнь выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
И в завершении нашей конкурсной программы предлагаю вам творческое задание – аппликация «Родительский дом». Чтобы приступить к работе, необходимо сделать гимнастику для пальчиков:
Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папа, этот пальчик мама,
Этот пальчик я – вот и вся моя семья.
Родители и дети выполняют аппликацию. Из готовых работ оформляется выставка «Родительский дом».
3. Заключительная часть.
Воспитатель : Спасибо, что пришли сегодня к нам. Желаю, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покой, взаимопонимание. Чтобы вы всегда понимали своих детей, а они, когда вырастут, заботились о вас.
Решение родительского собрания:
1. Способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых.
2. Начать создавать семейный альбом, родословную своей семьи и семейный архив.