Упражнение генограмма семьи психологическая работа с бабушкой. Генограмма, как метод анализа, коррекции и профилактики семейных отношений

Генограмма – это карта семейной истории, где при помощи специальных символов описываются события, отношения и различные динамики в поколениях. Генограмма – очень полезная вещь, и иметь её желательно каждому. Она помогает нам явно увидеть свой род – со скрытыми в нём энергией, потенциалом, противоречиями и уникальным опытом предков. Ведь именно они – наши предки – пережили две мировые войны, пару-тройку революций, не потерялись во всём этом потоке истории, женились, выходили замуж, рожали детей, и произвели, наконец, нас любимых, составляющих генограмму. И грех нам не воспользоваться их опытом и накопленной в роду скрытой энергией. Ведь энергия так и останется скрытой, если мы не увидим её и не прикоснёмся к ней.

Особенно генограмму любят семейные психологи. На терапевтических сессиях они постоянно рисуют в своих блокнотах эти самые квадратики и кружочки, отражающие жизнь клиентов и их предков. Почему? Во-первых, это очень наглядно отражает различные процессы в семье, которые могут влиять на жизнь наших клиентов «из прошлого». А во-вторых, рисовать символы гораздо быстрее и удобнее, чем писать словами. Ну, и потом, это всё можно прямо здесь и сейчас показать клиенту. И он увидит то, чего никогда не замечал раньше. Или не увидит… но такое бывает крайне редко.

Итак, прежде чем начать рисовать генограмму, лучше всего определиться с тем, что вы хотите от неё. Варианты «Я работаю с психологом, и он дал мне домашнее задание нарисовать генограмму» принимаются, но лучше всего понимать, зачем генограмма нужна лично мне. От этого будет зависеть то, на чём сфокусируется генограмма. Фокусом могут быть болезни и несчастные судьбы, а могут быть истории успеха в роду. Или просто - восполнение пробела в информации об одной из веток рода. Всё зависит от ваших задач.

Не помешает составить план работ. Это поможет сформировать представление о необходимых ресурсах. Вам могут понадобиться: звонки по телефону, Скайпу, личные визиты к родственникам, поиск информации на специальных сайтах, таких как Российскийгосударственный военный архив или «Подвиг народа» и даже обращение в реальные , а не онлайновые архивы. Хотя можно и просто начать рисовать – сначала себя, потом родителей, потом всех известных вам дядь и тёть, бабушек и дедушек, а дальше уж – как пойдёт.

В настоящее время в интернете можно найти компьютерные программы для рисования генограмм. А можно не заморачиваться высокими технологиями – генограмма от этого хуже не станет. Наоборот, всё, что сделано непосредственно руками, при помощи карандашей и бумаги, по моему мнению, гораздо лучше интегрируется в нашу личность и становится её частью. Итак, начните с черновика – простого листа бумаги формата А4 или А3. Впоследствии, если увлечётесь, может понадобиться и ватман, но об это позже. Ни у кого из моих клиентов, да и у меня самого когда-то, не вышло нарисовать генограмму с первого раза. Будьте готовы к этому. Можно составить макет – матрицу генограммы. Ведь у всех нас и наших предков есть или были папы и мамы, а значит места для них можно уже сейчас предусмотреть на нашем черновике.

В символах генограммы большой премудрости нет. Мужчины изображаются квадратом, женщины – кружком. Отношения между ними – линиями. Мужчина при обозначении отношений в паре обычно рисуется слева, а женщина – справа. Рисовать начинаем снизу-вверх, первым обозначая себя.

Указываем даты жизни, годы вступления в брак и выхода из него. Хорошо, если удастся собрать информацию не только о живых и живших предках, но и прерванных беременностях, выкидышах, мертворождённых детях. Обычно такие сведения важны, по крайней мере на два-три поколения вверх. Дольше не обязательно. Однако стоит помнить, что не вся информация тщательно хранится в роду и оберегается от забвения. Многие драматические и трагические события, такие, как аборты и выкидыши, насильственное лишение жизни часто забываются по причине их тяжести, а зачастую даже невыносимости. Поэтому часть информации добыть не удастся. К этому тоже будьте готовы. Ну, и будьте осторожны и бережны, общаясь со своими родственниками. Обязательно объясните им, зачем вы спрашиваете всё это, и почему это для вас так важно.

В разных психологических школах и разных странах существует множество дополнительных обозначений для генограммы: свои знаки имеют разные заболевания и нюансы отношений, и даже приходилось видеть обозначение для значимого домашнего животного. Не пугайтесь всего этого разнообразия. Самая важная информация – это имена, возраст, годы жизни. Они являются обязательной (насколько это возможно) составляющей генограммы. Всё остальное мы просто записываем рядом с квадратиками и кружочками. Дядя страдал алкоголизмом? Пишем «алк.» рядом с его квадратиком, и этого вполне достаточно. Бабушка была знаменитой актрисой? Пишем «знам.актр.» рядом с её кружочком. Главное – чтобы вы сами могли в этом разобраться. А специалист, если что, спросит о том, что ему нужно.

Важная часть генограммы – обозначение эмоциональных связей и разрывов между родственниками. Часто именно они оказывают значительное влияние на жизнь будущих поколений. Впрочем, здесь тоже всё не сложно (см. рисунок ниже).

Всё, что получилось в итоге, переносим в чистовик. И тут нам как раз может пригодиться ватман. Мне приходилось видеть генограммы, нарисованные на четырёх (!) листах ватмана, склеенных друг с другом. Кстати, в чистовом варианте не возбраняется использовать и цветные карандаши или фломастеры для обозначения эмоциональных связей, и даже разных веток рода. В общем, никто вас в творческом порыве не ограничивает! Результат вашей работы хорошо обсудить со специалистом – семейным психологом. Но и само по себе рисование генограммы является большим и важным делом, способствующим восстановлению утерянных связей в роду, решению семейных проблем и укреплению отношений. Включившись в работу, вы и сами не заметите, как генограмма становится вашим личным проектом, которым впоследствии вы точно будете гордиться и рассказывать о нём своим детям и внукам.

©riabovol.blogspot.com

Экология сознания. Психология: Семейная история, генограмма и вы: 7 скрытых влияний. Вы знаете мою любовь к истории в целом и составлению родословной в частности. Продолжаю шокировать родственников и после составления родословной – расширяя ее до генограммы. Это полезный инструмент, который может дать много информации о вас самих и ваших поступках. Что такое генограмма и как ее составить?

Семейная история, генограмма и вы: 7 скрытых влияний. Вы знаете мою любовь к истории в целом и составлению родословной в частности. Продолжаю шокировать родственников и после составления родословной – расширяя ее до генограммы. Это полезный инструмент, который может дать много информации о вас самих и ваших поступках. Что такое генограмма и как ее составить?

Прежде всего, я хочу обратить ваше внимание на то, что построение генограммы – это дополнительный метод со слабой доказательной базой. Его результаты варьируются и весьма неточны. И этот метод имеет в первую очередь ценность как проецирование опыта семьи на свой опыт.

Человек очень пластичен и ваше самочувствие и здоровье в первую очередь зависят от вас самих, а не от далеких предков. Списывать на них все свои проблемы – неправильно. Да, семейная история работает не только в негативную, но и в позитивную сторону. Ок? А теперь к делу!

Построение генограммы – метод, который часто применяется в области семейной терапии. Можно поставить целью исследование отношений внутри семьи. Отметив на схеме распределение ролей в семье из поколения в поколение (кто глава семьи, кто добытчик средств к существованию, кто распоряжается бюджетом, кто иждивенец), особенности темпераментов членов рода, или фобии, склонность к депрессиям, способы общения, взаимные симпатии или антипатии, вы выявите интересные закономерности – допустим, склонность младших детей в семье впадать в сезонную депрессию. Или традиционную неразговорчивость старших в роду мужчин – «патриархов».

Хороший материал для изучения и введения в генограмму – семейные традиции. Как браки заключать, как детей выкармливать и воспитывать, как больных лечить, список семейных праздников, привычка поздравлять открытками или отсутствие оной... Профессиональные предпочтения, умение-неумение делать карьеру...

Генограмма - это графическое изображение взаимотношений семьи, затрагивающее несколько поколений , обычно 3-4 поколения. Цель ее - показать внутрисемейные отношения и образцы поведения передаваемые между поколений, а также значимые и скрываемые фигуры и события, такие как насильственные смерти, аборты, самоубийства, болезни, профессиональные успехи и неудачи, а также внутрисемейные диады и треугольники.

Генограмма позволяет психотерапевту взгнянуть на семейную историю как на систему передачи образцов поведения в системе семьи на современные поведенчиские образцы. Найти те "склеты в шкафах" или артефакты, поведение и взаимоотношение которых бессознательно влияет на поведение и взаимоотношения клиента.

Семейная история дает возможность узнать определенные стереотипы поведения и закономерности взаимодействия, которые повторяются из поколения в поколение. Изучение этого параметра было начато М. Боуэном , которому удалось показать, что от поколения к поколению в семейной истории происходит накопление дисфункциональных паттернов и это приводит к патологии членов семьи.

Семейную историю можно отразить с помощью генограммы. Существуют определенные закономерности, которые можно увидеть с помощью генограммы, например, по генограмме можно сделать предположение о выборе брачного партнера. Часто молодые люди ищут такие отношения, которые они пытались построить с родителем противоположного пола, но не смогли.

Занимаясь построением генограммы, можно раскрыть семейные тайны и обнаружить одного или нескольких родственников, о которых в семье долгое время никто не упоминал. С генограммой согласуется положение теории М. Боуэна о «межгенерационном (межпоколенном) процессе трансмиссии».

Данные генограммы позволяют выявить скрытые причины страхов, депрессий, склонности строить отношения на основе треугольника и т.д. Дело в том, что на вас может действовать то, что вы совсем не знаете. Патогенная непроговариваемость пагубна не столько тем, что поддерживает в ребенке различного рода неосведомленности, сколько тем, что сквозь нее проходит непреодолимая тревога родителей о том, что они скрывают.

В психотерапии применяют также генограмму как проективную методику (Ф. Каслоу). В этом случае клиента просят нарисовать генограмму своей семьи (не семьи происхождения). Ф. Каслоу называет генограмму проективным инструментом для оценки семьи конкретного человека, дающим множество подсказок для определения целей и процесса психотерапии

Все мы являемся звеньями в цепи поколений, и порой нам приходится, к собственному удивлению, «оплачивать долги» прошлого наших предков. Эта своеобразная «невидимая преданность семье» подталкивает нас к неосознанному повторению приятных ситуаций или печальных событий.

Мы менее свободны, чем полагаем, но у нас есть возможность отвоевать свою свободу и избежать роковых повторений в нашей семейной истории, поняв сложные хитросплетения в собственной семье.

Метод генограммы может быть использован для анализа межпоколенческой передачи моделей определенных видов семейного поведения , в частности родительского и супружеского. Вы сможете проследить повторяющиеся события, стратегии поведения, различные тенденции в отношениях (например, продолжительность браков и др.). С помощью метода вы можете увидеть, какие факторы влияют на семейный сценарий. Давайте разберем несколько понятий из генограммы.

1. Ролевые ожидания и навязанные роли.

«Невидимая лояльность семье» заставляет многих из нас проживать жизнь, оставленную в наследство предками. В каждой семье есть традиции, пусть и негласные. В каждой семье есть ролевые ожидания. Положим, в одной семье принято всю финансовую ответственность за младших детей и родителей возлагать на старшего ребенка. В другой хоть один отпрыск должен получить медицинское образование, потому что в роду «все» были врачами.

Многие отцы или авторитарные матери удерживают при себе сыновей или дочерей, говоря: «Я столько жертвовал ради тебя, поэтому ты у меня в долгу». К сожалению, многие молодые люди включаются в эту игру и не «обособляются» от семьи (согласно выражению Мюррея Боуэна), не устанавливают дистанцию между собой и своей семьей. Они не становятся взрослыми, потому что чувствуют себя связанными обязанностями.

Ребенок либо принимает навязанную роль, либо становится изгоем в собственной семье. Взбунтоваться, пойти против предков могут не многие. На них вешают ярлык «неблагодарных» или «непутевых». Им говорят: «в нашей семье так не принято».

Часто взрослые говорят дитю: «ты так похожа на маму!», «он очень похож на дедушку Петю» или «легкомысленного дядю Сашу»… Страх, что ребенок повторит судьбу не самого популярного семейного персонажа, часто оправдывается. Вырастая, он играет навязанную роль. А иногда ребенок призван восполнить горе после смерти кого-то из домочадцев. Новорожденного нарекают именем ушедшего и делают его «заместителем».

2. Двойное принуждение.

Так называемая группа Пало Альто содержательно связана с гипотезой «двойной связи», «двойного принуждения» (double bind) - серьезным нарушением общения в семье, когда высказываются более чем противоречивые послания. Они структурируются таким образом, что на словах утверждается что-ни будь одно, а иным способом, скажем.с помощью языка тела, утверждается другое.

Таким образом, два утверждения взаимо исключаются или блокируются. Это так называемая «двойная связь» - «двойное послание с двойным принуждением». По этому, если послание является приказанием, то чтобы подчиниться, ему не следует подчиняться.

Кроме того, запрещено говорить о том, что приказание за путанно, противоречиво и «обязательно». Человек, попавший в положение «двойного принуждения», рискует, таким образом, оказаться наказанным (или почувство вать себя виноватым), когда воспринимает вещи «правильно», и прослыть в семье «злым» или «безумным» («больным по воле других») за то, что показал имеющееся несоответствие (диссо нанс) между тем, что он видит (воспринимает), и тем, что он «должен был бы» видеть или испытывать.

3. Семейный миф

В семейной системе психические функции одного члена семьи обусловливают психические функции другого ее члена; происходит постоянное взаимное регулирование , а правила функционирования семейной системы бывают как явными, так и неявными, но главным обра зом неявными.

Причем члены семьи не осознают этого. «В нашей семье так принято» - то есть основные правила существуют как бы сами по себе и считается, что они не требуют объяснения.

Семейный миф выявляется через паттерн функционирования: некоторые люди действуют в жизни согласно паттернам, которые я посчитал бы «нездоровыми» (я не знаю как иначе расценивать измену, вендетту, убийство, здоровую или нездоровую защиту «чести семьи»).

Такие ритуалы образуют совокупность, некоторую целостность, гештальт отношений, бессознательно структурированный и вовлекающий всех членов семьи. Каждый из этих ритуалов способствует «уравновешиванию семейных счетов», когда позиция или «эксплуататорская установка» может быть, а может и не быть уравновешена «установкой на щедрость».

4. Семейный секрет

Между поколениями ведется учет долгов, «семейные счета»: последующее поколение имеет долг перед предыдущим, причем отплатить его нужно трансгенерационно, по нисходящей, своим детям.

Если в поколениях накапливаются долги и несправедливости, новый член семьи уже при рождении нагружается тяжелым наследством. Р. Каес обращает внимание на роль памяти, индивидуальной и коллективной, благодаря которой существует история поколений и возможна передача между поколениями.

Таким образом, передача является историческим основанием, связывающим поколения. При этом у группы, как и у личности, есть тенденция устранять из памяти болезненные вещи, отвергать то, что может представлять угрозу для группы в целом и для связей внутри нее. Такое содержание подвергается вытеснению, отрицанию, превращению в секрет.

Секрет - это информация, которую запрещено знать, раскрывать, которую надо прятать. Если он раскроется, может нарушиться стабильность семейной системы. Но секрет передается, точнее, передается незнание, запрет на знание и знание незнания. Исследователи сравнивают передачу секрета с черной бутылкой, передаваемой из поколения в поколение, о которой надо заботиться, но нельзя ее раскрывать - там хранится опасная информация.

С. Тиссерон подробно описывает влияние секрета на психику ребенка. Все семейные секреты, какими бы прекрасными ни были намерения, их порождающие, всегда воспринимаются ребенком как насилие. Насилие, которое он не забудет никогда, которое повиснет тяжелым грузом над всей его психической жизнью и рикошетом скажется на его профессиональной, любовной и социальной жизни.

Даже если родители уверены, что дети никак не могут узнать о секрете, последние чувствуют его присутствие, поскольку секрет передается не только вербально. Он «просвечивается» через интонации его носителя, его жесты, употребление неподходящих слов и даже через окружающие объекты. Дети же, чувствуя болезненное расщепление у родителей, прилагают большие усилия, чтобы родители верили, будто они ничего не знают.

5. Синдром предков.

Синдром предков - происходящие в одном и том же роду на протяжении нескольких поколений совпадение дат значимых событий, повторение обстоятельств жизни и смерти, а также передача «по наследству» невыполненного семейного долга. Действие синдрома предков связано с «бессознательным» семьи, которое незримо присутствует в жизни любого человека, от момента зачатия до смерти.

Как оно работает? Еще находясь в «проекте», внутри мамы, ребенок уже становится объектом ожиданий со стороны своей семьи: в кого уродится ребенок, чьи надежды он оправдает своим появлением на свет и т.п. Неважно, высказываются ожидания родственников вслух или подразумеваются «по умолчанию». Важно то, что они невольно формируют «сценарий прошлого» будущей жизни ребенка. А семейная тайна всегда лишь повышает вероятность того, что потомки повторят негативный опыт или тяжелую судьбу членов семьи, живших ранее.

С амая частая форма передачи в большей степени основана на вербальном способе общения. И если с детства девочка видела как мама, бабушка (да и прабабушка тоже) жили по формуле - «кухня-муж-дети», то скорее всего, главным ее достоянием будет: сковородка Tefal, пылесос Samsung, парочка сериалов, домашние задания по математике и русскому и «вечная» надежда, что все таки сегодня «милый» ей купит цветов. И вряд ли для нее профессиональная самореализация будет приоритетной.

Чтобы распознать сигналы прямой передачи, достаточно проанализировать самые повторяемые фразы вашей мамы или бабушки. Как чаще всего называли в детстве ребенка - «ах, моя красавица!» (программирование на экстраверсивный стиль поведения), «ах, моя умница!» (закладка важности интеллектуальных особенностей), «ты наш первенец и любимчик!» (программирование на лидерскую позицию) - и т.д.

Причем очень часто оценка и ожидания родителей могут кардинально расходиться с истинными личностными особенностями ребенка. Кроме того, могло часто произносится, что-то типа «в нашей семье не принято выходить замуж раньше двадцати пяти лет» или «мы - работники умственного труда, никогда в нашей семье не будет артистов и прочих комедиантов»…

6. Трансгенерационная передача.

Она происходит через несколько (иногда сильно удаленных друг от друга) поколений и базируется на невербальном языке. Чтобы понять механизм трансгенерационной передачи, надо вникнуть в суть семейных невербальных установок. К примеру, вы можете ничего не знать о своей прабабушке, потому что ни ваша мать, ни бабушка никогда ничего о ней не говорили.

Но подсознание гораздо внимательнее вас, оно не пропускает ни одного жеста-поступка, косвенно выдающего связь между каким-либо событием и вашей родственницей. Допустим, прабабушка овдовела в 31 год, через год после рождения ребенка. Причем каким-то образом она стала причиной гибели своего мужа и больше замуж не выходила. Разумеется, подробности трагедии в семье замалчиваются. И даже ваша бабушка может быть не в курсе того, что случилось с ее отцом. Но ровно через год после рождения вашей матери она разводится со своим мужем. И больше не выходит замуж.

Ваша мать в свою очередь теряет своего мужа - вашего отца. Будет ли неожиданным тот факт, что вы до сих пор не обрели семейное счастье или имели опыт неудачных отношений? Установки предков могут быть разными. Но как бы они ни звучали, всегда вызывают у человека высокую степень доверия. Ведь мы слышим их с самого раннего детства и от самых значимых для нас людей.

Особенно это касается случаев, когда родители, а также предшествующие поколения, перенесли в своей жизни серьезную психическую травму; информация об этом будет передаваться потомкам. Если это событие было психически переработано, символизировано, вписано в индивидуальную память как опыт, получивший статус прошлого, воспоминания, потомку передается не только содержимое травматического опыта, но и способы его психической переработки и совладания с ним, что оказывает влияние на индивидуальное развитие ребенка.

7. Эффект сильного слова (самосбывающееся пророчество)

Не веря в проклятие, можно задуматься об эффекте сильного слова, сопровождающего сильную эмоцию, особенно исходящего от авторитетной фигуры - священника, родителя, учителя. Именно из-за бессознательного характера воздействия того, что говорится или предсказывается, я не доверяю астрологии, гаданию на картах, чтению линий на руке, ясновидению, так как никто не знает, реализуется ли иногда предсказанное несчастье именно из-за произнесенного сильного словца, которое в сознании людей ведет к неудаче, смерти, несчастному случаю и делает, таким образом, их возможными или прогнозируемыми, воздействуя тем самым на изменение тела - пространства - времени - будущего (это как бы приближает «автоматическое свершение предсказаний» и как бы создает стресс пророчества).

Именно это и может быть сглазом, знакомым нам по многочисленным сказкам, легендам, историям о колдунах и превратностях судьбы. Но от отрицательного предсказания может возникнуть стресс, аналогичным образом может улучшаться ситуация при благоприятном предсказании и позитивном взгляде…»

Самоисполняющееся пророчество - это предсказание, которое прямо или косвенно влияет на реальность таким образом, что в итоге неизбежно оказывается верным. Предсказание, которое выглядит истинным, но на самом деле таковым не является, может в значительной мере влиять на поведение людей (к примеру, посредством страха или вследствие чувства логического противоречия) таким образом, что их последующие действия сами приводят к исполнению предсказания.

Разные генограммы

Можно сделать генограммы, которые прослеживают передачу и определенных паттернов реагирования.

Генограмма, фокусированная на чувствах, может помочь раскрыть причины этих решений и верований. Она может использоваться для сбора значительной информации в целом о чувствах в семье, и для ее завершения может потребоваться несколько сессий. Такая генограмма может включать ответы на следующие вопросы:

    Какие чувства были преобладающими у каждого из членов Вашей семьи?

    Какое чувство, настроение было преобладающим в вашей семье в целом? Кто создавал это настроение, кто был ответственным за него?

    Какие чувства были наиболее частыми, а какие наиболее сильными?

    Выражение каких чувств в семье было под запретом? Если табуированное чувство все же проявлялось, какое следовало наказание?

    Что происходило при невысказанности чувств в семье?

    Кто в семье знал, а кто не знал о том, что чувствовали другие?

    Что случалось с Вами, когда Вы выражали запретное чувство или чувства?

    Как Вы приспособились к жизни, испытывая такие, так сказать, нежелательные эмоции?

    Пытались ли другие навязывать вам свое мнение в том, как и что Вы должны чувствовать?

    Видели ли Вы когда-либо, как кто-нибудь терял контроль над его или её чувствами? Что тогда происходило? Страдал ли кто-нибудь конкретно от этого? Как именно?

    Если в Вашей семье использовалось физическое наказание, какие чувства выражали при этом родители? А какие чувства были позволены детям?

    Испытываете ли Вы чувства, которые не можете объяснить, но которые близки к тем чувствам, которые Вы испытывали в прошлом?

Вопросы о том, какие чувства были представлены в семье, какие чувства были приемлемыми или не приемлемыми, и как различные чувства выражались, объясняют историческую основу отношений. Например, партнер тогда может начать видеть, как определенные чувства всегда блокировались. И что отношения, которые, возможно, когда-то были функциональны и полезны, могут быть уже не функциональны сегодня.

Это в равной степени касается и такого социально неодобряемого чувства, как гнев. И в этом случае родительская семья – такой же сильный фактор в развитии этой системы взглядов, как и других. Дети многому научаются о гневе и конфликте по мере того, что они видят, или не в состоянии видеть, в поведении своих родителей. И силу этого влияния трудно преувеличить.

Когда партнер полагает, что определенные чувства нельзя переживать или выражать, применение соответствующей фокусированной генограммы может помочь раскрыть причину этого.

Генограмма, фокусированная на чувстве гнева (Генограмма Гнева) как раз и иллюстрирует эти влияния (DeMaria, Weeks, & Hof, 1999).

Она дает ответы на следующие вопросы:

    Что такое, по-вашему, есть гнев?

    Когда Вы рассержены, что это означает?

    Когда Вы рассержены на своего супруга (партнера), что это означает?

    Когда супруг рассержен, что это означает?

    Когда супруг рассержен на Вас, что это означает?

    Как Вы реагируете на гнев вашего супруга?

    Как Вы реагируете на собственный гнев?

    Как Вы даете знать своему супругу, что Вы в гневе?

    Насколько долго обычно длится ваша рассерженность?

    Какие еще другие чувства ассоциируются у Вас с гневом?

    Как Ваши родители обращались с гневом, с конфликтом?

    Видели ли Вы когда-нибудь своих родителей в гневе, или конфликте по отношению друг к другу?

    Когда кто-то из членов вашей семьи (называется каждый) становились разозленными, как на это реагировали другие?

    Как вы приспособились к гневу каждого из ваших родителей?

    Когда кто-нибудь из родителей был рассержен на Вас, что Вы чувствовали, и что делали?

    Когда Вы становились рассерженным, кто выслушивал Вас, или был в состоянии выслушивать? Кто нет?

    Как члены вашей семьи реагировали, когда Вы становились сердитыми?

    Кому позволялось, а кому не позволялось сердиться в вашей семье?

    Какое у Вас есть лучшее/худшее воспоминание о гневе в вашей семье?

    Пострадал ли кто-нибудь серьезно в вашей семье в ситуации, когда кто-то другой был в гневе?

Вопросы генограммы часто показывают разницу неких образцов родительских семей обоих партнеров, и связанное с этим ощущение комфорта от интенсивности выражения эмоций.

Это Вам будет интересно:

Например, для тех, кто растет в семье, в которой конфликты проявляются через дистанцию и изоляцию, эмоциональная интенсивность может быть очень неудобной. Аналогично, те, кто растет в семьях с изменчивыми эмоциями, более вероятно, что будут также эмоционально непосредственны и изменчивы. опубликовано

Генограмма

Одним из самых простых, но содержательных и довольно распространенных инструментов сбора информации о семье является генограмма.

Генограмма [Черников А. В., 1998] представляет собой форму графической семейной родословной, на которой особым образом - с помощью специальных знаков - записывается информация о членах семьи по крайней мере в трех поколениях.

Генограмма, в отличие от других форм консультативно-терапевтических записей, которые ведет психолог, позволяет постоянно вносить добавления и корректировку при каждой встрече с семьей. Это может делать как психолог, так и клиент. Она дает возможность терапевту и клиенту держать в голове большое количество информации о членах семьи, их взаимоотношениях и ключевые события семейной истории.

Генограмма не является тестом и не содержит клинических шкал. Но она является инструментом сбора информации о проблемной семье, т.е. выполняет ту же функцию, что и тесты. Генограмма была введена Муррэем Боуэном и служит для анализа семейной истории с позиции системной теории. Список используемых в генограмме стандартных символов представлен ниже (рис. 15, 16).

На генограмме рядом с теми лицами, к которым она относится, может коротко помечаться и другая важная информация: имена, образование, род занятий, серьезные заболевания, место жительства на настоящий момент и т.д.

Для клиента нарисовать с первого раза генограмму своей семьи на листе бумаги- даже если перед ним лежат условные знаки - является практически нерешаемой задачей. Поэтому, как правило, генограмму составляет психолог или психолог с активным участием членов (члена) семьи.

В любом случае на материале генограммы проводится подробное интервью.

Рис. 15. Основные обозначения генограммы семьи

Приемная дочь, с обозначенной датой рождения (вверху) и датой приема в новую семью (внизу)

Проживание в одной квартире (женщина, ее двое детей от первого брака, ее мать и второй муж)

Генограмма трех поколений: супруги, их родители и дети. В примере показано, что супруги имеют двух детей: мальчика 8 лет и девочку 5 лет, родившихся в 1988 и 1991 гг. Жена-единственный ребенок в семье, муж имеет младшего брата. Дети обозначаются по старшинству слева направо

Рис. 16. Типы взаимоотношений

По мнению А. В.Черникова [Черников А. В., 1998], интервью по генограмме обычно включает в себя следующие вопросы:

1. Состав семьи . Кто живет вместе с вами? В каких они родственных отношениях? Были ли у супругов другие браки? Есть ли от них дети? Где живут остальные члены семьи?

2. Демографическая информация о семье : имена, пол, возраст, стаж брака, род занятий и образование членов семьи и т.д.

3. Настоящее состояние проблемы. Кто из членов семьи знает о проблеме? Как каждый из них видит ее и как реагирует на нее? Имеет ли кто-нибудь в семье подобные проблемы?

4. История развития проблемы. Когда проблема возникла? Кто ее заметил первым? Кто думает о ней как о серьезной проблеме, а кто склонен не придавать ей особого значения? Какие попытки решений были предприняты, кем и в этих ситуациях? Обращалась ли семья раньше к специалистам и были ли госпитализации? В чем изменились взаимоотношения в семье по сравнению с тем, какими они были до кризиса? Видят ли члены семьи проблему как изменяющуюся? В каком направлении: к лучшему или к худшему? Что случится в семье, если кризис будет продолжаться? Какими видятся взаимоотношения в будущем?

5. Недавние события и переходы в жизненном цикле семьи : рождения, смерти, браки, разводы, переезды, проблемы с работой, болезни членов семьи и т.д.

6. Реакции семьи на важные события семейной истории. Какова была реакция семьи, когда родился определенный ребенок? В честь кого он был назван? Когда и почему семья переехала в этот город? Кто пережил тяжелее всего смерть члена семьи? Кто перенес легче? Кто организовывал похороны?

Оценка прошлых способов адаптации, особенно реорганизаций семьи после потерь и других критических переходов, обеспечивает важные гипотезы о семейных правилах, ожиданиях и паттернах организации.

7. Родительские семьи каждого из супругов. Живы ли родители клиента? Если умерли, то когда и от чего? Если живы, то чем занимаются? На пенсии или работают? Разведены ли они? Были ли у них другие браки? Когда они встретились? Когда поженились? Есть ли у клиента братья или сестры? Старшие или младшие и на сколько? Чем занимаются, находятся ли в браке и есть ли у них дети?

Терапевт может далее задавать такие же вопросы про родителей отца и матери. Целью является сбор информации по крайней мере о трех-четырех поколениях, включая поколение идентифицированного пациента. Важной информацией являются сведения о приемных детях, выкидышах, абортах, рано умерших детях.

8. Другие значимые для семьи люди : друзья, коллеги, учителя, врачи и т.д.

9. Семейные взаимоотношения. Есть ли в семье какие-либо ее члены, прервавшие взаимоотношения друг с другом? Есть ли кто-нибудь, кто находится в серьезном конфликте? Какие члены семьи очень близки друг к другу? Кому в семье этот человек доверяет больше всего? Все супружеские пары имеют некоторые трудности и иногда конфликтуют. Какие типы несогласия есть в паре клиента? У родителей клиента? В браках братьев и сестер клиента? Как каждый из супругов ладит с каждым ребенком?

Терапевт может задавать специальные циркулярные вопросы (см. п. 3.4). Например, он может спросить у мужа: «Как вы думаете, насколько близки были ваша мать и ваш старший брат?» - и затем поинтересоваться о впечатлениях на эту тему его жены.

Иногда полезно спрашивать, как присутствующие на встрече люди были бы охарактеризованы другими членами семьи: «Как ваш отец описал бы вас, когда вам было тринадцать лет, что соответствует возрасту вашего сына сейчас?» Целью таких циркулярных вопросов является обнаружение различий во взаимоотношениях с разными членами семьи. Обнаруживая при этом отличающееся восприятие у разных членов семьи, терапевт попутно вводит новую информацию в систему, обогащая семью взглядами на саму себя.

10. Семейные ролы. Кто из членов семьи любит проявлять о других заботу? А кто любит, когда о нем много заботятся? Кто в семье выглядит волевым человеком? Кто самый авторитетный? Кто из детей более послушен родителям? Кому сопутствует успех? Кто терпит постоянно неудачи? Кто кажется теплым? Холодным? Дистанцированным от других? Кто больше всех болеет в семье? И т.д.

Терапевту важно обращать внимание на ярлыки и клички, которые члены семьи дают друг другу («супермать», «железная леди», «домашний тиран» и т.д.). Они являются важными ключами к эмоциональным паттернам в семейной системе.

11. Трудные для семьи темы. Имеет ли кто-нибудь из членов вашей семьи серьезные медицинские или психиатрические проблемы? Проблемы с физическим или сексуальным насилием? Употребляют ли наркотики? Много алкоголя? Когда-либо арестовывались? За что? Каков их статус сейчас? И т.д.

По мнению А.В.Черникова, в сочетании с генограммой в консультативно-терапевтической работе наиболее удобно использовать список важных событий семейной истории (см. ниже методику «Семейные стрессоры») или методику «Линия времени», в которой семейные события фиксируются на временной оси, символизирующей историю семьи (также см. ниже методику «Линия жизни семьи»).

Руководство по генограмме: как составить схему семейного дерева
Материал:
Несколько литов А4 формата. Цветные стикеры или вырезанные квадратики и кружочки.
Простой карандаш, ластик.

Инструкция: Соберите сведения о ваших родных. Вопросы ниже.
Запишите и начните распределять по ниже приведенным схемам. Вначале с помощью стикеров и простого карандаша. Можно цветными, что бы каждое поколение со своим цветом.

Генограмма позволяет вам и членам вашей семьи увидеть ваше семейное древо в полезном и творческом свете. Это отличное средство фазирования пространства системы всей вашей семьи и, используя Модель Разума в качестве своего гида, вы сможете распознать наследственные семейные болезни, а также негативные эмоциональные паттерны и паттерны отношений, личностные характеристики и семейные верования, передающиеся из поколения в поколение. Это помогает следующему поколению преодолеть семейные болезни и всем членам семьи справиться с семейными проблемами, улучшить отношения и поддерживать прочность семейных уз.

Составляя свою генограмму, старайтесь быть подробными и обстоятельными, насколько это возможно. Включайте и негативные и позитивные эмоциональные паттерны, все важные подробности медицинских историй и т. д.

Помните также, что взбираться на семейное древо может быть приятно, но чаще это бывает утомительно, а иногда и страшно. Вдохновите всех членов своей семьи внести посильный вклад в построение генограммы. Обычно чем больше вам помогают, тем лучше получается ваша генограмма.

СЕМЬ ИЗМЕРЕНИЙ ВАШЕЙ ГЕНОГРАММЫ

Ваша генограмма имеет семь частей, каждая из которых будет полезной по-своему. Постарайтесь заполнить каждую часть, насколько это возможно.

1. Семейное древо:

Начните со схемы вашего семейного древа. Для каждого мужчины используйте квадрат, а для каждой женщины - круг. Изобразите свое собственное положение, затем - вашего супруга и детей, как это показано на схеме 2. Это будет "ядром вашей семьи" и центром или "стволом" вашего семейного древа.

Теперь расширяйте свою схему, чтобы включить различные ветви вашего семейного древа. Продолжайте расширять схему до тех пор, пока вы не изобразите ваших родителей и всех их детей, ваших дедушек и бабушек, а также их детей. Не волнуйтесь, если вы не сможете изобразить все подробности. Просто рисуйте круги и квадраты для стольких членов семьи, скольких сможете насчитать.

Затем пронумеруйте свои круги и квадраты и впишите в каждый имя и возраст, как показано на сх.2. Таким образом, вы сможете ссылаться на каждого человека по номеру или имени. В конце внесите даты браков (Б) и разводов (Р).

2. Медицинские сведения:

Прослеживание историй семейных заболеваний и нездоровья может быть очень полезным, если вы знаете, что искать. Такие заболевания как диабет, алкоголизм, расстройства сердечной деятельности, поджелудочной железы и печени иногда передаются генетически. Артрит, множественный склероз, стрессовые реакции и эмоциональные нарушения, такие как навязчивые идеи, подавленность, враждебность и чрезмерный комплекс вины или чувствительности, вероятно, будут более важными, чем сломанные ноги (если, конечно, в вашей семье есть преобладание сломанных ног!). Смысл в том, чтобы не выпускать из поля зрения повторяющегося заболевания, условия или нездоровья на вашем семейном древе.

3. Эмоциональные паттерны:

Посмотрите, какие чувства испытывает каждый человек к себе, к другим и к жизни. Одни могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми, везучими или оптимистичными. Другие могут страдать от депрессий, разных фобий, сурового нрава, брезгливости, ревности или негативизма. Вы обычно можете определить эти паттерны, задавая вопросы такого рода: "Как вы думаете, какие пять слов могут лучше всего описать дедушку?" Затем сравните то, как вы видите дедушку, с тем, как видят его другие.

Один из членов семьи может сказать: "90% времени дед был сердитым", другой вступает в разговор и добавляет: "Да, и на остальные 10% несчастным!" Дети могут понять, как дед развивал свои негативные эмоциональные привычки, зная, что он всегда был сердитым. Это также может помочь настоящему поколению преодолеть эти "унаследованные" паттерны.

4. Динамика отношений:

Теперь посмотрите, как члены вашей семьи относятся друг к другу. К примеру, вы можете спросить: "Какие отношения были у мамы с папой?" "Как бабушка справлялась с дедушкиной сердитостью?" Посмотрите, открытые ли семейные отношения или замкнутые, осуждающие или исследовательские, манипуляционные или ищущие компромисса. Откройте для себя, как ваша семья справлялась с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто решал больше, а кто меньше.

Определите категории любых отношений между членами вашей семьи или отношений между семейными группировками с качеством, которое характеризует их (отдаленные, враждебные, близкие), а особенные отношения выделите заглавными буквами (А,Б,С), с тем, чтобы вы смогли описать их более полно на отдельной странице.

5. Система семьи:

Вам также будет полезно взглянуть на то, как разные части вашей семейной системы работают сообща, или как это им не удается. Существуют ли какие-нибудь коалиции (особые группы, которые держатся вместе и не дают туда доступа другим) или особые роли, предписанные определенным членам или частям семьи? Существуют ли какие-нибудь нарушения (разводы, раздельное жительство супругов, семейная вражда), семейные выродки или "проблемные" люди? Можете ли вы понять, каким образом ваша семейная система работает и передается из поколения в поколение? Может, вам захочется использовать цветные карандаши, чтобы выделить особые части семейной схемы, с тем, чтобы вы смогли описать их подробно в соответствии с цветом.

6. Семейные верования:

Члены вашей семьи передают вам свои верования, касаясь любой сферы жизни семьи: как растить детей, как иметь дело с подростками, когда и на ком жениться, сколько иметь детей, как зарабатывать на жизнь, какая работа самая лучшая, как измерить успех, как справиться с кризисом, потерей, травмой и трагедией, как стареть и как встречать смерть.

Обратите особое внимание на ваши семейные верования: они больше всего, вероятно, похожи на то, во что верите вы, сознательно или бессознательно, и диктуют вам, как выжить и как жить. Если они незрелые, надломленные или дисфункциональные, они могут ограничивать ваше мышление, блокировать ваше развитие и удерживать вас от раскрытия вашего потенциала. Исследование таких верований - начало выравнивания их с вашим ВЫСШИМ ПОТЕНЦИАЛОМ.

7. Общество и ваша семья:

На заключительном этапе сделайте шаг назад и посмотрите, какой видит себя ваша семья, являясь частью общества. Как ваша семья в целом представляет себя обществу? С какими другими системами отождествляет себя ваша семья? И как обычно общество отвечает вашей семье?

Составляя свою генограмму, постарайтесь ответить на следующие вопросы целиком и полностью, насколько сможете:

ВОПРОСЫ ГЕНОГРАММЫ:

1. Какие серьезные (физические) заболевания есть в вашей семье?

2. Какие эмоциональные заболевания? (алкоголизм, наркомания, психические заболевания).

3. Какие были смертельные исходы и каковы были причины смерти?

4. Какие разводы или разделения супругов, измены или тайные связи?

5. Как лучше всего вы могли бы описать личные качества каждого члена семьи?





6. Как члены семьи выражают любовь и привязанность? Как вы об этом узнаете?

7. Как члены семьи спорят? Как они выражают гнев? Откуда вы знаете, что они злятся?

8. Кто был экстравертом, а кто был интровертом?

9. Кто был основным снабженцем, а кто был основным иждивенцем?

10. Какие союзы, коалиции и подсистемы есть в вашей семье? Каковы их правила и ограничения?

11. Каковы ваши семейные мифы? Каковы их тайны?

12. Как члены вашей семьи общаются между собой? (словами, жестами, выражениями, языком тела)

13. Каковы ваши первостепенные ценности? Каковы ваши семейные ценности?

14. Как в вашей семье проявляется мужественность и женственность?

15. Каковы ваши семейные "можно" и "нельзя", "должен" и "не должен"?

16. Что происходит с чувствами в вашей семье: их признают, сообщают о них или избегают их проявления?

17. Как принимаются решения в вашей семье? Кто их принимает? Кто вовлекается?

18. Как члены семьи ведут себя в обществе по сравнению с их поведением дома?

Метод построения генограммы.
Один из семейных терапевтов первого поколения М. Боуэн в 1978г. разработал метод построения генограммы, с помощью которой человек может отобразить людей, составляющих историческое прошлое и настоящее своей семьи.

Генограмма показывает, как в данной семье люди связаны друг с другом, и содержит такую информацию, как:

Имена, фамилии
-профессии
- даты рождения, бракосочетаний, разводов и смерти (если в раннем возрасте, то причину смерти)
- тяжелые заболевания
- страна проживания
-религия.

Чтобы составить максимально полную генограмму, терапевт может рекомендовать отправиться с визитом к тем членам семьи происхождения, кто еще жив и может вспомнить недостающую информацию о семейных корнях.

Генограмма - это техника, которая исключительно полезна для выявления большого количества информации об отдельных людях, парах, семьях и о взаимоотношениях в них, о том, какие связи проходят от прошлого к настоящему и будущему. Информация о своем происхождении необходима людям не только для того, чтобы найти свои корни, почувствовать связь поколений, но и понять, что именно предыдущие поколения внесли в их собственные взаимоотношения и что они сами передадут своим детям, осознать свои чувства к родственникам и наследникам, и, наконец, лучше понять себя.

Вопросы, задаваемые специалистом для составления генограммы, могут вызвать в человеке новые чувства, сформировать новый взгляд на его нынешние и прошлые взаимоотношения, семейные схемы и образцы поведения, повторяющиеся из поколения в поколение.

Кто из членов семьи должен быть включен в генограмму?
родные и сводные братья и сестры
мать, отец, первые партнеры родителей
родные дяди и тети
предыдущие и нынешние партнеры, мужья (жены)
дети (родные, приемные, усыновленные, абортированные)
бабушки, дедушки (иногда их братья или сестры, если у них выдалась особенно тяжелая судьба)
прабабушки и прадедушки (иногда до 5-7 колена), если случились особенно тяжелые события внутри семьи)
интегрированные в систему лица (няни, кормилицы, человек, оказавший большое влияние на жизнь семьи, например, оставивший наследство)

Символы, которыми пользуются при составлении генограммы

Дети обозначаются по старшинству слева направо.

Полноценная генограмма должна включать в себя от 4 до 7 поколений.

Таким образом, цель составления и применения генограммы заключается в том, чтобы помочь людям мыслить в ракурсе своего личного исторического прошлого и понять, что их отношения с членами семьи происхождения требуют завершения. Чтобы люди смогли найти выход из тупиков и сделать отношения в своих семьях более удовлетворяющими, чтобы они смогли избавиться от таких взаимоотношений в семье, которые, оставаясь неизменными, причиняют боль.

Еще одна цель заключается в том, чтобы помочь людям воспринять их настоящую и будущую систему межличностых взаимоотношений как нечто, что они могут продолжать осознанно и продуманно строить, объединяя семью своего происхождения со своей созданной ими семьей.

Генограмма. Что такое семейная генограмма?

Генограмма - это графическая запись информации о семье (классически и клинически - в трех поколениях), ее составление и исследование является методом семейной психотерапии.

Генограмма семьи - своего рода родословное древо, но с несколько иной системой записей и иными целями. Мужчины здесь обозначаются квадратами, женщины - кругами. У этих кругов и квадратов отмечаются даты рождения и смерти (если человек умер). Линиями между значками обозначаются даты вступления в зарегистрированный или незарегистрированный брак, разъезд-разрыв-развод. Характер отношений между теми или иными членами рода - близкие, конфликтные, противоречивые - также можно обозначить линиями разных начертаний (двойные, ломаные и пр.). Как, впрочем, и причину конфликта - например, если супруги конфликтуют из-за своего ребенка.

Зачем нам нужна семейная генограмма?

При помощи генограммы можно, задаться целью, исследовать, например, семейные болезни, выявить, хотя бы приблизительно, некую склонность членов рода к соматическим патологиям. Тогда на схеме надо будет приводить описания внешности, отмечать аллергии, серьезные болезни, хронические недуги, врожденные проблемы, особенности беременностей, причины смертей. Такая информация, кстати, в иных ситуациях бывает жизненно необходима. Отмечая, генограммой, наличие в роду патологий желудочно-кишечного тракта и соотнося с семейными традициями питания, можно помочь и себе, и семейству в целом. Допустим, выясняете, что женщины рода традиционно страдают холециститами, мужчины умирают от панкреатитов и рака поджелудочной железы. И в то же время на собственном опыте знаете, как ваши родные и близкие любят широкие застолья с обильной жирной и острой пищей.

Мне давно рассказывали об увлекательном методе познания себя через историю своей семьи. И я давно собиралась это сделать, чтобы расставить все точки над «I», как я думала. Читать историю...

Каким образом влияет генограмма семьи?

Составляя генограмму можно обнаружить, что семейное проклятье - холециститы -панкреатиты - можно слегка отодвинуть от родичей, скорректировав систему питания не для конкретного дяди, только что перенесшего операцию, а для семейства в целом. Генограммой можно исследовать отношения внутри семьи. Отметив на схеме распределение ролей в семье из поколения в поколение (кто глава семьи, кто добытчик средств к существованию, кто распоряжается бюджетом, кто иждивенец), особенности темпераментов членов рода, или фобии, склонность к депрессиям, способы общения, взаимные симпатии или антипатии, вы выявите интересные закономерности - допустим, склонность младших детей в семье впадать в сезонную депрессию. Хороший материал для изучения и введения в генограмму - семейные традиции. Как браки заключать, как детей выкармливать и воспитывать, как больных лечить, как мужа-жену уважать, деда-бабку почитать... Список семейных праздников, привычка поздравлять открытками или отсутствие оной... Профессиональные предпочтения, умение-неумение делать карьеру... А анализ генограммы сам собой поможет выявить критические узлы и наметить пути к улучшению проблемных ситуаций, если они имеются.

Методика генограммы

Цель методики генограммы - получить диаграмму, отражающую историю расширенной семьи как минимум на протяжении трех поколений. Работа может быть проведена в любое время после начала регулярных встреч с семьей и представляет собой рутинный метод сбора информации о семье для лучшего понимания проблемы и поиска пути ее решения. Она, как правило, проводится в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и детей. Предполагается, что членам семьи данная информация интересна, и им любопытно узнать подробности о своих близких родственниках.

Использование генограммы семьи

Генограмма содержит в себе громадное количество информации, представленной в схематическом виде на небольшом пространстве, что позволяет охватить всю семейную историю единым взглядом. В процессе работы на основе данной техники, члены семьи получают возможность самоидентификации, узнают о том, что действительно происходит в их семье, о своих исторических корнях и о том, как эти корни влияют на современное состояние отношений в семье. Работая с генограммой, можно помочь семье разрушить эмоциональные разрывы, дисфункциональные треугольники и альянсы, снизить тревожность, т.е. произвести позитивные изменения в семейной системе. Кроме того, генограмма представляет собой мощное диагностическое средство, которое может применяться под углом зрения конкретных теоретических ориентаций данного профессионала.

«Понятия о семейных отношениях, функционально-ролевой структуре семьи, психологическом здоровье семьи, родительских позициях, семейной диагностике, семейной психотерапии прочно вошли в повседневный язык психологии. Семья выступает в разных «ликах» в зависимости от масштаба рассмотрения. С одной стороны, различим образ конкретной, реально существующей семьи, состоящей из разных, «живых» людей с их иллюзиями, надеждами, особенностями характера. С другой - семья рассматривается и как малая социальная группа, и как структурная единица современного общества» .

Рассматривая семью в масштабах психологии, можно увидеть, что представители различных подходов, направлений и школ по-разному подходят к вопросу изучения семьи, в том числе работы с семьёй.

Для наглядности, кратко изложим концепции двух подходов:
психоанализа и системной семейной терапии.

Начнем изложение с точки зрения психоаналитического подхода .

В психоанализе семья рассматривается, как правило, с точки зрения ее нуклеарной организации, включающей в себя мать, отца и детей. Основным объектом осмысления являются отношения между ребенком и родителями, анализируемые под углом зрения доэдипальных стадий развития и эдипова комплекса, а также проявления амбивалентных чувств и переживаний, возникающих у ребенка при его общении с сестрами и братьями.
З. Фрейд (1856-1939) уделял значительное внимание раскрытию существа эдипова комплекса, последствий проявления нежных и враждебных чувств ребенка в семье по отношению к его родителям, семейного романа невротиков, формирования Сверх-Я .

В системной семейной терапии действия специалиста ориентированы на работу со всей семьёй.

Важно понять с самого начала, что человек при этом подходе не является объектом воздействия и клиентом. Клиентом является вся семья, вся семейная система, именно она - объект психотерапевтического воздействия .
Классическая системная психотерапия сфокусирована на информационно-коммуникативном функционировании социальных групп, семьи прежде всего. Элементы системы связаны друг с другом через взаимодействие всякого рода, и любое взаимодействие несет информацию системе как об отдельных элементах, так и обо всей системе в целом .

Различия во взглядах и методах психологической работы с семьёй подразумевают использование инструментария, характерного определённому подходу, однако возможен интегративный стиль работы. Психоаналитики, системные семейные терапевты, гештальт-терапевты и представители других подходов могут придерживаться в собственной практике инструментария, как относящегося к культивируемому ими подходу, так и заимствовать из других школ, направлений и подходов. Инструментом, который может быть использован в работе с семьёй представителями различных психологических подходов, является генограмма.

«Генограммы показывают семейную информацию графически» .

Методика позволяет посредством построения схемы, отражающей историю расширенной семьи на протяжении трех и более поколений, показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение; как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства и др. влияют на актуальные поведенческие паттерны. Генограмма даёт возможность получить целостную картину жизни семьи, рассматривая все феномены и события семейной жизни в интегральной, вертикально направленной перспективе .

Стоит добавить, что при работе с генограммой характерна фокусировка. То есть, какие именно возможности генограммы использовать в работе с клиентом и на чем акцентировать фокус внимания в работе - остается на усмотрение специалиста. Для одних специалистов генограмма может остаться на уровне компактного изображения людей в виде символов, а для других специалистов стать активно работающим инструментом в психологической практике. Далее будут предложены два варианта использования генограммы при работе с семьёй.

1). Первый вариант, ориентированный на сбор информации , является наиболее распространенным и чаще всего используется в системном подходе, когда необходимо записать информацию о семье и, задав определённые вопросы, выстроить гипотезу. В нашем случае генограмму предлагается использовать в любом подходе, соответственно, какие вопросы задавать для того, чтобы выстраивать гипотезы, остается на усмотрение специалистов.

Генограмма состоит из символов, рассмотрим основные обозначения :

Обозначение эмоциональных отношений между членами семьи


Структурные особенности метода «Генограмма»


Дополнительные характеристики семьи (по детям)


  • Любая значимая информация о членах семьи (семье в целом) зарисовывается и/или записывается на генограмме в месте, выбранном самим специалистом в соответствии с конкретными обстоятельствами. То есть, специалист самостоятельно принимает решение о том, куда заносить сведения о здоровье, симптоме, работе, образовании, социальном статусе, титулах, достижениях и т. д.

Описанный вариант работы, ориентированный на сбор информации о семье с дальнейшим построением гипотез, является наиболее распространенным в работе специалистов, взаимодействующих с семьями. Для реализации генограммы на практике в представленном варианте специалисту необходимо освоить основные символы, обозначения, структурные особенности генограммы и интегрировать данные знания с основным подходом, которого придерживается специалист в собственной работе.

Интеграция генограммы с применяемым в практической деятельности подходом позволит ставить необходимые вопросы, осуществлять высокотехнологичное интервью по сбору информации и выстраивать гипотезы по работе со случаем.

2). Второй вариант использования семейной генограммы может применяться для диагностики, где посредством коммуникации специалиста и клиента расширяются сведения о семейной системе.

Предлагаемый вариант способствует проведению семейной терапии, когда клиент посещает психолога в одиночку. Согласно теории семейных систем М. Боуэна:

семейная психотерапия является семейной не потому, что на терапевтической сессии присутствует несколько человек, а потому, что терапевт определённым образом формулирует проблему .

Рассмотрим данный вариант работы поэтапно:

  • 1 шаг.
    Специалист предлагает клиенту самому составить «семейное дерево». Рекомендуется называть клиенту предстоящую работу («семейное дерево», «карта семьи», «родословная») и минимизировать использование профессиональных терминов («генограмма», «геносоциограмма», «фокусированная генограмма»)..
  • 2 шаг.
    Специалист инструктирует, что нужно будет рисовать свою семью и родственные связи в виде символов.
  • 3 шаг.
    Специалист знакомит клиента с основной символикой. Предлагаемой символики достаточно для начала работы по составлению «семейного дерева» (генограммы).

  • 4 шаг.
    Составление генограммы. Когда клиент начинает составлять генограмму, задачей специалиста является наблюдение за процессом и сопровождение, так как клиент по ходу работы может задавать вопросы
    (например: Можно ли изобразить отца, если родители развелись?
    Изображать ли дедушку, если он умер?
    ).

Подход клиента к составлению генограммы и некоторые зарисовки позволяют выстраивать гипотезы для дальнейшей работы. Рассмотрим на примерах генограмм, включающих два поколения.

1. Чем больше символ (фигура), обозначающий члена семьи, тем большую значимость этот член семьи имеет для клиента. И наоборот, чем меньше символ, обозначающий члена семьи, тем меньшую значимость он имеет для клиента (Рис. 1).

2. Если кто-либо из членов семьи не попал на генограмму, это может свидетельствовать о конфликтных, негативно окрашенных отношениях либо об отсутствии контакта с данными членами семьи (Рис. 2).

3. Вертикальное расположение членов семьи на одной горизонтали подчеркивает иерархические особенности. Тот член семьи, который занимает доминирующее положение, может быть зарисован выше других (Рис. 3).

Размер символов, исключение кого-либо из семьи, вертикальные особенности - это лишь часть параметров, которые могут дать сведения об отношении клиента к семейным процессам и видении семейной системы. На сегодняшний день специалисты активно включают семейную генограмму в работу, используя её как проективную методику, позволяющую осуществить диагностику.

Первый вариант применения семейной генограммы, ориентированный на сбор информации, когда специалист осуществляет сбор необходимых для работы сведений,
и второй вариант, когда семейная генограмма используется как проективная методика - оба служат практическим инструментом при проведении психологического консультирования, так как и тот и другой варианты способствуют организации процесса коммуникации между клиентом и специалистом.

Список использованной литературы:

  1. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А. Я. Варга, Т. С. Драбкина. - СПб.: Речь, 2001. - 144 с.
  2. Варга, А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. (2-е изд. стереотипное) / А. Я. Варга. - М.: Когито-Центр, 2012. - 182 с.
  3. Лейбин, В. М. Краткий психоаналитический словарь-справочник / В. М. Лейбин. - М.: Когито-Центр, 2015. - 192 с.
  4. Олифирович, Н. И. Терапия семейных систем / Н. И. Олифирович, Т. Ф. Велента, Т. А. Зинкевич-Куземкина. - СПб.: Речь, 2012. - 570 с.
  5. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика / под ред. К. Бейкер, А. Я. Варги. - М.: Когито-Центр, 2012. - 496 с.
  6. Черников, А. В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики / А. В. Черников. - М.: Независимая фирма «Класс», 2012. - 208 с.
  7. Шнейдер, Л. Б. Семья: оглядываясь вперед / Л. Б. Шнейдер. - СПб.: Питер, 2013. - 368 с.