Что такое этнокультурное образование дошкольников. Тема: Технология осуществления этнокультурного образования детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

«Организация

этнокультурного воспитания в условиях детского сада»

Одним из направлений работы д/с является этнокультурное образование дошкольников.

Этнокультурное образование - это комплексный педагогически-содержательный организованный процесс во время которого ребенок осваивает традиционную культуру народов.

Цель этнокультурного образования дошкольников: помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием.

Задачи:

  1. Способствовать расширению и углублению детской компетентности (круг знаний) о материальной и духовной культуре и истории народов (знания);
  2. Формировать у дошкольников эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию (чувства и эмоции);
  3. Развивать у дошкольников умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах деятельности (поведение, поступки).

Результатом этнокультуры является этнокультурное развитие дошкольников, оно включает в себя три направления:

  1. - информационно-познавательное развитие дошкольников,
  2. - эмоционально-ценностное развитие дошкольников;
  3. - деятельностно-практическое развитие.

Нормативно-правовые документы этнокультурного образования:

  1. Конвенция ООН о правах ребенка;
  2. закон РФ об образовании 2005г. ст.7
  3. Концепция государственной этнонациональной образовательной политики в РФ 2004г.
  4. концепция краеведческого образования в образовательных учреждениях Челяб.обл. 2004г.
  5. Проект госстандарта по дошк.образованию.
  1. История заселения края;
  2. коренное и пришлое население;
  3. народности в различных районах;
  4. история края в прежней и современной топонимии, т.е.в названиях;
  5. основные события в истории края;
  6. быт, нравы, традиции людей в различные периоды истории края;

7. археологические памятники;

  1. памятные места;
  1. компоненты духовной культуры (традиции, обычаи, фольклор, различные виды искусства, ремесла, промыслы и т.д.)

Т.О. содержание этнокультурного образования носит этнокультурный исторический характер.

Технология - это цель (система) взаимосвязанных последовательных мероприятий и процедур, направленных на достижение поставленной цели (приобщение дошкольников к народной культуре). Технология этнокультурного образования дошкольников в д/с включает организацию трех направлений:

1 направление - Повышение этнокультурной компетентности педагогов д/с Формы повышения этнокультурного компетентности педагогов:

  • изучение образовательных этнокультурных программ;
  • организация этнокультурного лектория в д/с;
  • изготовление наглядно-дидактических пособий этнокультурного содержания;
  • проведение тренинговых занятий, семинаров-тренингов (разучивание с пед.разнообразных жанров фольклора, народных игр, народных традиций, обрядов);
  • самообразование.

2 направление - Организация сотрудничества с родителями по
этнокультурному образованию детей.

Формы:

  • оформление информационных стендов для родителей;
  • проведение совместных форм с родителями.

3 направление - а) Систематическое взаимодействие с детьми по
этнокультурному образованию.

Этнокультурное образование может осуществляться с групп

раннего возраста.

Формы:

  • вводятся игровые народные персонажи;
  • используются некоторые жанры фольклора (потешки, пестушки, нар.песенки, заклички, нар.сказки);
  • вводятся некоторые виды народных традиций;
  • календарные народные праздники;
  • внесение атрибутов материальной культуры (имитация);
  • уголок ряжения и любования.

В младшем и среднем дошкольном возрасте дети знакомятся с нар.традициями, обрядами, праздничными, трудовыми, календарными, семейными праздниками. В старшем дошк.возрасте дети знакомятся с историческими знаниями, с родной природой, спецификой родного края. Б) этнокультурное воспитание должно реализовываться в трех блоках образовательного процесса.

  1. блок - занятия (регламентированная деятельность) должны проводиться не чаще 1 раза в неделю как познавательное, планируются муз.занятия с этнокультурным содержанием, занятия по изодеятельности и физкультурные занятия;
  2. блок - совместная деятельность педагогов с детьми:
  3. блок - самостоятельная деятельность детей.

компонентов народной культуры.

Педагог должен использовать широкий спектр методов и приемов

этнокультурного образования дошкольников.

Методы:

A) картографический метод в работе с детьми («Путешествие по
карте»);

Б) «Путешествие в историю» (путешествие с историю предметов «Что было до...»), путешествие в историю города, села, имени;

B) метод макетирования (создание и обыгрывания макетов):

  • макет.нар. жилищ;
  • макетир.карты;
  • макетир.улицы, села;

Г) Коллекционирование (метод создания копилок и коллекций);

Д) использование д/и с детьми на закрепление этнокультурных

знаний («Кому, что нужно для работы...» по освоению традиций

нар.промыслов);

Е) метод создания коллажей с детьми (родовое дерево, наша

семья);

Ё) метод введения игрового персонажа. Т.О. этнокультурное образование включает в себя целевой, содержательный и технологический компоненты.

Как уже было выше сказано, чувство любви в родине надо прививать с раннего детства и важно делать это на народных традициях, правилах и обрядах, по которым жили веками наши предки.

Чтобы донести до понимания детей особенности жизни русских людей прошлого я запланировала создать мини-горницу, в которой будут находиться различные старинные русские предметы быта. За основу я взяла опыт работы приморских педагогов -дошкольников программу «Весточка» по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа. Цель этой программы: зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, помочь нам, взрослым, воспитать патриотов. Много лет назад у нас в саду была горница и проводилась кружковая работа. Когда мы с дошколятами посетили в школе краеведческий музей я увидела, с каким интересом дети слушали истории о прошлом предметов. Для успешной работы по духовно-нравственному воспитанию в д/с дети знакомятся с нар.подвижными играми, проводятся народные праздники, муз.рук. знакомит детей с произведениями фольклора и их исполнением.

С целью более близкого соприкосновения к историческому прошлому народа и формирования интереса к подлинным предметам старины планирую знакомить детей с историей быта. Для этого педагоги и родители воспитанников собирают предметы старины. Ценность мини-музея будет заключаться в том, что все предметы будут доступны не только для зрительного восприятия, но и для тактильного восприятия. Ребенок сможет взять в руки почти любой предмет, рассмотреть его не спеша, поупражняться с ним в действии.

Используя музейную педагогику в воспитательно-образовательном процессе мы планируем решить следующие задачи:

  1. формирование интереса к подлинным предметам старины;
  2. воспитание нравственно-патриотических чувств;
  3. развитие исследовательской, созидательной и познавательной деятельности;
  4. воспитание музейной культуры.

Музеи в д/с обладают уникальным потенциалом воспитательной работы с детьми. И я надеюсь, что предметы быта помогут понять язык вещей, постичь их культурное значение, станут незаменимыми помощниками в изучении истории и культуры русского народа.



Предварительный просмотр:

Перспективный план образовательной деятельности

по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Сентябрь

«Что летом родится-зимой пригодится»

Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете. Загадывание загадок о летних явлениях природы.

«Осень»

Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды и листья). Народные приметы, пословицы, поговорки об осени.

«Во саду ли, в огороде»

Беседа об овощах и фруктах. Загадки об овощах и фруктах. Сказка «Мужик и медведь» и др.сказки об овощах и фруктах.. Дид/и «Вершки да корешки»

«Хлеб всему голова»

Беседа «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинными орудиями - плугом, серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. Настольно-печатная игра «Ремесла на Руси».

«Игрушки»

Знакомство детей с возникновением первых игрушек (какие они были, из чего их делали.) Знакомство с русскими народными игрушками - дымковскими, филимоновскими, богородскими матрешками. Рассматривание иллюстраций, игрушек. Рисование дымковских игрушек, матрешек.

октябрь

«Одежда».

Знакомство с женской русской народной одеждой: сарафаном, рубахой, фартуком (передником). Рассматривание украшений (орнамент, цветочный узор и др.) Рисование «Русский сарафан»

«Золотое веретено»

Знакомство с предметами обихода - прялкой, веретеном.

«Волшебные спицы»

Знакомство со спицами, крючком и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья).

«Головные уборы»

Знакомство с русскими головными уборами. Рассматривание иллюстраций куклы в русском народном костюме. Рисование «Роспись кокошника»

«Обувь»

Знакомство с русской народной обувью (из чего делали, когда надевали). Рассматривание иллюстраций обуви, лаптей, валенок.

Ноябрь

«Посуда»

Знакомство с предметами обихода - посудой (из чего делали, как использовали.) Рассматривание деревянной посуды, глиняной посуды, чугунов, подносов, предметов русских промыслов Хохломы, Жостова, Гжели. Чтение сказок «Лиса и журавль», «Жихарка». Рсование «роспись гжельской посуды», «Роспись хохломской посуды», «Роспись чайника2 идр.

«Веселые ложки»

Знакомство с предметами обихода -деревянными ложками (из чего делали, как изготавливали). Чтение рассказа «Как Иван Васильевич баклуши бил». Рассматривание иллюстраций, ложек. Рисование «Роспись ложки».

«Русский самовар»

Знакомство с историей возникновения самовара (как использовали). Рассматривание иллюстраций, самовара. Чтение «Иван Иваныч самовар».

«Деревья».

«Русская

березонька»

Знакомство детей с символом Руси - березой. Народные истории, приметы, пословицы о русской березе; загадки, стихи. Чтение рассказов о русской березе. Стихотворение «Белая береза» С.Есенина. Рисование «Береза белоствольная», «Золотая осень»(березы).

декабрь

«Домашние животные»

Знакомство детей с домашними животными (детеныши, где живут и др.). отгадывание загадок о д/ж. рассматривание иллюстраций. Чтение сказок «Петушок и бобовое зернышко», «лиса и петух», «Зимовье зверей», «Бычок-смоляной бочок» и др. рисование домашних птиц и животных.

«Дикие животные»

Беседа о диких животных. Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадок. Составление описательных рассказов. Чтение сказок «Лиса и кот» и др. Рисование диких животных.

Викторина «Из какой сказки животное»

По отрывку из сказки или по иллюстрации нужно догадаться, из какой сказки герой.

«В тереме расписном я живу. К себе в избу всех приглашу»

Знакомство с избой и предметами русского народного быта. Рассматривание предметов. Рассматривание иллюстраций. Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками. Русским народным бытом и гостеприимством. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. Настольно-печатная игра «Русские ремесла».

«Здравствуй/ зимушка-зима»

Беседы о характерных особенностях декабря и использование соответствующих пословиц, поговорок. Загадывание загадок о зиме. Чтение сказки К.Д.Ушинского «Проказы старухи-зимы». Рисование «Узоры Дедушки Мороза». Ручной труд «Снежинка» (складывание и вырезание из бумаги).

Январь

«С новым годом поздравляем!»

Беседа о традициях празднования Нового года на Руси и в других странах; почему елочку под новый год украшают?

Чтение сказок «Мороз Иванович», «Снегурочка». Рисование новогодней елки; Снегурочка - внучка Деда Мороза. Ручной труд: новогодние игрушки из бумаги. Аппликация: поздравительная открытка. Подготовка к Новому году, украшение группы елки.

«Гуляй да присматривайся»

Беседа о характерных особенностях января. Загадывание загадок о зиме, морозе. Дид.игра «Четвертый лишний» (на времена года). Пословицы и поговорки о январе. Приметы января. Чтение сказки «Морозко». Рисование «Все деревья в серебре». Аппликация «Снегири на ветке»

февраль

«Февраль -кривые дороги»

Беседа о характерных особенностях февраля. Пословицы, поговорки о феврале. Приметы. Загадки о зиме. Чтение сказки «Два Мороза». Рисование «Два Мороза».

Рассказ о русских богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче Алеше Поповиче. Рассматривание иллюстрации картины Васнецова «Богатыри». Чтение былин: «Илья Муромец и Идолище», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».

«Масленица Просковейка, встречаем тебя хорошенько!»

Беседа о Масленице-знакомство с календарно-обрядовым праздником. Пение закличек, песен о Масленице, о весне, о зиме. Досуг «Празднование Масленицы». Чаепитие из самовара с блинами, катание на наряженных лошадях.

март

Беседа о маме с использованием народных пословиц и поговорок. Пение песен о маме. Чтение рассказов и стихов о маме. Изготовление подарка для мамы. Рисование «Портрет мамы». Рисование «Букет для мамы».

«Грач на горе-весна на дворе»

Рассказ о народных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заклички, пословицы о весне, ее приметы. Чтение рассказов о весне. Рисование «Подснежник». Аппликация «Мимоза».

«Пасха»

Беседа о праздновании Пасхи. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка», «солнышко-ведрышко». Рассказ об обычае обмениваться яйцами, о значении этого действия. Рисование «Роспись яиц».

апрель

«Апрель, апрель -звенит капель»

Беседа о месяце апреле. Приметы апреля. Ледоход, половодье. Чтение «Дед Мазай и Зайцы», «Ледоход», «На шесте дворец, во дворце певец».

«Весна красна цветами»

Повторение закличек, песен, пословиц о весне. Чтение рассказов, сказок Н.Павловой «Под кустом». Рисование «Сирень»

«Прощание с избой»

Словесные народные игры. Пение частушек. Прощальное чаепитие.

Методическая литература

  1. Князева О.Л. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа, учеб.пособие. СПб: Детство Пресс,2004
  2. Детские народные подвижные игры: практ.пособие/сост.А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. М.:ПросвещениеД995.
  3. Журнал «Миша» № б - 98г, № 7- 98г. «история игрушки»
  4. Энциклопедия «Я познаю мир» («Люди славяне», «Игрушки детей славян»)
  5. О.А.Соломенникова «Радость творчества» - занятия и игры.
  6. Журнал Д/в №4 - 01г. «Знакомство дошкольников с историей и культурой русского народа.
  7. О.Л.Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре»
  8. Журнал Д/в № 12 - 94г. «Как рубашка в поле росла».
  9. А.Н.Мартынова «Потешки, игры, считалки».

10.Раскраски: «Народные промыслы», «Народные костюмы».


АННА ТЕПЛОВА
Конспект НОД «Этнокультурное воспитание детей средней группы путем приобщения к народным обычаям, традициям и культуре»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. ДОЛИНСК

САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект НОД

Тема : «Этнокультурное воспитание детей средней группы , путем приобщения к народным обычаям , традициям и культуре нивхов »

Выполнила :

Теплова А. Г. ,

воспитатель МБДОУ «Улыбка»

Цель :

Знакомство с обрядами и праздниками, традиционным укладом жизни нивхов в зависимости от времени года.

Задачи :

Образовательная : Познакомить с традиционным наследием местной культуры .

Воспитательная : Способствовать формированию представления о жизни людей в давние времена на территории родного края.

Развивающая : Способствовать развитие у детей ассоциативного и образного мышления, формированию интереса и уважительного отношения к национальной культуре аборигенов Сахалина .

Образовательная область : «Познавательное развитие» , «Художественно – эстетическое развитие» , «физическое развитие» , «Музыкальное развитие» .

Виды детской деятельности : игровая деятельность, коммуникативная деятельность, познавательно – исследовательская деятельность, двигательная деятельность.

Оборудование : мультимедийный комплекс, игрушка медведь, макет избы, картинки на данную тематику, муляжи рыбы для игры,

Подготовительная работа :

Беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя» , «Предметы русской старины» ;

Чтение русских народных сказок , былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен , колыбельных;

I. Организационный момент

Слайд 1, 2.

Дети входят в группу , посреди группы имитация зимнего жилища нивхов. Дети садятся на лавки.

Воспитатель : Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как она называется?

Дети : Россия.

Воспитатель : Ребята, а кто мне скажет, как называется остров, на котором мы живем, наш город?

Дети : Сахалинская область, город Долинск.

Воспитатель : Ребята, Сахалин – край многочисленный. Рядом снами живут народы разных национальностей. А вы ребята, знаете люди, каких национальностей живут рядом с нами?

Дети : Русские, корейцы, армяне, грузины.

II. Основная часть.

1. Беседа.

Воспитатель : А сегодня мы поговорим о коренных малочисленных народах Сахалинской области – это Нивхи. Жили они в северной и центральной части острова Сахалин.

Жизнь этого народа была трудна . Климат острова был суровый, зимой морозы были -40 градусов, дули сильные ветра. На каждом пути их подстерегала опасность, дикие звери, непроходимая тайга. Приходилась выживать в этих условиях.

Воспитатель : Ребята, а кто мне скажет, из чего построены наши дома?

Дети : Из кирпича, дерева.

Слайд 4, 5.

Воспитатель : Посмотрите, дети, в каких домах жили Нивхи.

Это зимнее жилище «то-раф» , похожая на полуземлянку деревянного строения, покрытое дерном с длинным входом.

Воспитатель : Почему Нивхи использовали такой необычный вид постройки своего жилища?

Дети : Что бы не замерзнуть.

Воспитатель : Зимние жилища строили на некотором расстоянии от берега, в местах, защищенных от ветра, ближе к тайге для удобства охоты.

Слайд 6, 7, 8.

Воспитатель : В холодное время года мужчины занимались охотой, подледной рыбалкой, обработкой тюленьих шкур, изготовление орудий промысла и посудой из дерева. Женщины изготавливали одежду, посуду из бересты, обустройства дома, приготовление пищи.

2. Подвижная игра «Удачный улов» .

Воспитатель : А сейчас мы поиграем.

В начале игры одного участника выбирают «рыбаком» . Остальные - «рыбки» . «Рыбак» гоняется за «рыбой» . Пойманная «рыба» берет «рыбака» за руку и тоже становится «рыбаком» .

«Невод» , «рыбака» постепенно разрастается, и, в конце концов, в нем оказывается вся «рыба» .

Воспитатель : Ребята, а вы любите ходить в гости?

Дети : Да, любим.

Воспитатель : Нивхи жили дружно, любили ходить друг к другу в гости, были очень гостеприимны.

Слайд 9, 10, 11, 12.

Воспитатель : А когда наступало лето, Нивхи переселяются в летние жилища (ке-раф, их строили на сваях по берегам и устьям нерестовых рек и на морском побережье, так как занимались в это время года преимущественно рыболовством.

Женщины собирали корешки растений, ягоду, грибы. Чистили рыбу и изготавливали юколы (юкола – это вяленная рыба, которую сушили без добавления соли) . Занимались резьбой по дереву только мужчины, и передавали из поколения в поколения только своим сыновьям. Слайд13, 14

3. Физкультминутка «В лесу растет черника» .

А в лесу растет черника,

Земляника, голубика. (Наклоны вперед)

Чтобы ягоды сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте) .

Слайд 15,16,17

Воспитатель : Ребята вы любите играть? В какие игры можно играть летом?

Дети : прятки, казаки разбойники, у медведя во бору.

Воспитатель : Ребята, а вы любите праздники? Какие праздники вы знаете?

Дети : Новый Год, масленица, день рождения.

(звучит мелодия нивхских песен)

Воспитатель : Нивхи любили праздники, они сопровождались песнями и игрой на музыкальных инструментах. Самый большим праздником для них был праздник «Медведя» .

Дети встают в круг и под музыку вместе с воспитателем начинают импровизировать этот праздник в танце. В середине круга ставят игрушку медведя. Движения детей произвольные .

III. Заключительная часть

Ребята, с каким народом крайнего севера сегодня мы познакомились на занятие?

Ребята, какой праздник любили отмечать Нивхи?

Молодцы! Вы были внимательными, доброжелательными и активными.

Попробуйте дома вместе с родителями нарисовать праздник медведя.

Приложение

Публикации по теме:

Этнокультурное воспитание детей в средней группе «Этнокультурное воспитание детей в средней группе»Сегодня проблема приобщения детей к народной культуре приобрела особую актуальность. В.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к народным православным праздникам Сегодня, когда на многое мы начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем для себя, мы осознаем, как мало мы знаем.

Я,как один из представителей многочисленного и многоликого педагогического сообщества специалистов ДОО, стараюсь сегодня прививать детям.

Методическая разработка «Патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к народным традициям и промыслам» «Патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к народным традициям и промыслам» 1. «ФГОС» - развивать интерес к народным.

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре Воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране,.

Организация: МБДОУ Детский сад №244

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа

Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно-патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина.

Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Эта хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального характера.

Целью этнокультурного воспитания является духовно-нравственное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, что в данном опыте идет через этнокультурную направленность образования. В нашей работе духовно-нравственные ценности коми традиционной культуры лежат в основе педагогического процесса и художественно-творческой деятельности детей, что способствует раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка. Кроме того этнохудожественная деятельность выступает инструментом социальной терапии, корректирующего психоэмоциональное и личностное развитие ребенка, помогая ему лишиться страхов, комплексов .

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.

Этнокультурное образование подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего России. Педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения сегодня должна быть направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания дошкольного образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов коми народа и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.

За последний период в ряде нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня были определены ориентиры и направления этнокультурного и нравственно-патриотическое воспитания подрастающего поколения, в частности:

· Статья 3 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» выделяет одним из принципов государственной политики «единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства».

· Концепция этнокультурного образования в РФ основана на «Национальной доктрине образования в РФ», в которой обозначен приоритет образования в государственной политике, определены стратегия и направления и развития системы образования в России на период до 2025 года. Данная концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны. В основу концепции были положены труды выдающихся педагогов: П. П. Блонского, В. И. Водовозова, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, С. Т. Шацкого и др. Реализация Концепции направлена на преодоление духовно-нравственного кризиса современного российского общества; патриотическое воспитание граждан России на основе лучших традиций нашей многонациональной культуры; возрождение и развитие самобытных национально-культурных традиций народов России в едином федеральном культурном и образовательном пространстве.

· Основным из направлений реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» является «Программно-целевой и системно-правовой подходы к патриотическому воспитанию реализуются в условиях объективно сложившегося перехода мирового сообщества к глобальному информационному пространству, насаждению массовой культуры, космополитической среды Интернета, виртуальной псевдореальности социального мифотворчества, актуализирует необходимость сохранения и развития в российском обществе исторически сложившихся культурно-самобытных ценностей, духовных традиций страны и прежде всего ценностей патриотизма».

ФГОС дошкольного образования, принятый в 2013 году, определяет, что образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста организуется через разные виды детской деятельности по пяти образовательным областям. Содержание пяти образовательных областей и образовательные задачи определяются основной образовательной программой дошкольного образования в объеме 60% обязательной части и 40% части, формируемой участниками образовательных отношений. Этнокультурное содержание образования интегрируется в пяти образовательных областях, а конкретные образовательные задачи по обучению детей коми языку, краеведению, истории и традициям народа коми, авторские программы реализуются в части содержания дошкольного образования, формируемого участниками образовательных отношений.

Одними из своих принципов ФГОС ДО определяют:

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Одной из задач, на которую направлен стандарт это: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Итоговым целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является: обладание ребенком начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Таким образом, в ФГОС ДО определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. В основе этнокультурного воспитания дошкольников должен быть целый комплекс процессов:

· приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур;

· гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей;

· формирование культуры межнациональных отношений, гармонизацию межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном мегаполисе лежит.

То есть важно обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной гармоничной личности.

Таким образом, содержание проекта социально-личностного развития детей дошкольного возраста построено в соответствии с ФГОС и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания.

Вид проекта: социальный, практико-ориентированный, долгосрочный.

Цель проекта: систематизация образовательной работы по воспитанию художественно - эстетических чувств культуры родного края; повышение компетентности педагогов и родителей в сфере этнокультурного воспитания и образования в процессе поликультурного и этнокультурного образования детей в ДОУ.

Задачи:

1. Познакомить детей с историческим и культурным прошлым и настоящим башкирского народа.

2. Способствовать приобщению детей к основным ценностям национальной и региональной культуры, формированию духовно-нравственных качеств, интереса и любви к родному краю.

3. Приобщать к эстетической культуре, воспитывать чувство прекрасного через разнообразные виды художественно-творческой деятельности (декаративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности и т.д.)

4. Воспитывать положительное этнотолерантное отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды дошкольного учреждения.

5. Создать условия для формирования целостного этнокультурного пространства национально-патриотического и художественно-эстетического образования и воспитания в ДОО, опирающегося на взаимодействиях основных субъектов образования: педагог – воспитанники -семья.

6. Наладить партнерские взаимодействия с мастерами и носителями русской и башкирских национальных культур, повышать педагогическую культуру родителей.

7. Обеспечить эффективное методическое и дидактическое сопровождение этнокультурного образования и воспитания в ДОО.

Сроки: 3 года (средняя – подготовительные группы).

Участники проекта: дети, родители воспитанников, педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад №244», Национальный музей леса.

Гипотеза: использование художественно-творческой деятельности, метода проектов и партнёрских взаимодействий с субъектами социокультурной среды, являются эффективным средством организации целостного этнокультурного пространства в ДОО и нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

Реализация поставленных целей и задач предполагает особое внимание к отбору педагогических форм и средств их реализации. Становится актуален современный педагогический поиск и инновационные технологии, предоставляющие новые формы и методы развития потенциала ребенка, его личностных и нравственных качеств. Здесь стоит выделить такие современные технологии как личностно-ориентированные технологии, проектный метод, расширение сетевых и партнерских взаимодействий с различными субъектами социо -культурной среды и т.д.

Основу реализации проекта составили три концептуальных подхода :

Декоративно-прикладное искусство и художественно-творческая деятельность

Народное изобразительное искусство (особенно декоративное) отличается богатством и своеобразием сочетания красок, нарядностью, сказочностью образов. Реалистичность и простота оформления предметов народного декоративного искусства делают их доступными детскому пониманию и частичному воспроизведению

Народное искусство дает пищу художественному восприятию детей, способствует возникновению эстетического переживания и первых эстетических суждений, развивая процессы восприятия, мышление, обще психическое развитие ребенка дошкольного возраста.

Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Дети получают не только определенный объем знаний о промыслах, но и углубляют знания о родном крае и его тружениках, не только учатся видеть и понимать красоту предметов декоративно – прикладного искусства, но и воспитывается уважение к труду народных мастеров, гордости, любви к своему родному краю.

Декоративно-прикладное искусство несет в себе важные развивающие функции:

1. Образовательные : знакомит с жизнью и бытом, самобытной культурой, изделиями прикладного искусства коми народа;

2. Развивающие : умение видеть, оценивать красоту в окружающих предметах, развивает творческую фантазию;

3. Воспитательные : воспитывает в детях чувство прекрасного, интерес и любовь к родному краю.

Таким образом, эти функции одновременно обеспечивают как социокультурный рост исторически складывающейся этнической общности, так и личностный рост индивидов, прежде всего – детей, которые в эту общность интегрируется.

Метод проектов

Проектная деятельность – это эффективное средство развития профессиональной компетентности.

Проектирование - это интегрированная деятельность дошкольников, в результате которой предполагается получение определённого продукта и его дальнейшее использование.

Метод проектов способствует формированию следующих умений :

Анализировать ситуацию;

Обнаруживать противоречия и формулировать проблему;

Предлагать пути её решения;

Работать в команде;

Выявить результативность;

Модель социального партнерства мы выстраиваем в нескольких направлениях:

Взаимодействие с семьей:

Взаимодействие с образовательными учреждениями;

Взаимодействие с учреждениями культуры.

Основными принципами взаимодействия с социальным окружением являются установление интересов каждого партнера, единство целей и задач, равноправие участников.

Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любознательность, кругозор детей, приобщение к культурному наследию, воспитание толерантности.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

I этап подготовительный (организационный):

Задачи:

1. Изучение опыта педагогов этнокультурному и нравственно-патриотическому воспитанию.

2. Определение интересов, представлений детей с помощью педагогической диагностики.

3. Анкетирование родителей с целью выявления уровня грамотности родителей, их представлений о нравственно-духовном развитии детей, их эстетическом развитии.

4. Составление перспективного плана работы.

5. Разработка конспектов занятий, развлекательных, игровых и музыкальных развлечений и т.д.

6. Подготовка дидактического, демонстрационного и развивающего материала. Создание фоно- и видеотеки для сопровождения занятий, музыкальных минуток.

7. Формирование развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию.

8. Выработка системы взаимодействия специалистов, педагогов, родителей и учреждений социума для обеспечения целостного педагогического процесса.

II этап (продуктивный)

Задачи:

1. Освоение воспитанниками, воспитателями и родителями основ художественно- эстетических чувств культуры родного края категорий и ценностей.

2. Создание условий для успешного овладения детьми художественно- эстетических чувств культуры родного края, средствами разнообразной деятельности: изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности, развитие детского творчества.

3. Проведение выставок детских работ по творчеству, изобразительной деятельности на уровне детского сада.

4. Развитие коммуникативных умений (умения слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д).

5. Развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов).

6. Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества, объема высказываний).

7. Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов внутри ДОО и в процессе взаимодействия с социумом).

III этап (заключительный):

Задачи:

1. Проведение итоговой педагогической диагностики, которая позволит выявить уровень художественно – эстетических чувств о родном крае у детей.

2.На основании полученных данных делаются выводы о результативности проведенной работы педагогами, динамике развития детей культуры родного края, уровня усвоения ими знаний, умений, навыков.

3. Выявление недостатков, трудностей и проблем в работе.

4. Описание полученного опыта.

5. Проектирование программы дальнейшей деятельности.

НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Эффективное использование инновационных технологий дошкольного образования, социального партнерства

Воспитание у детей любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, краю/

Формирование художественно -эстетических чувств к родному краю.

Направления реализации проекта

. «Цвети родной Башкортостан»

Цель – воспитание нравственно-патриотических чувств к родному, городу, республике. Воспитатели группы «Пчелка», провели открытое занятие с презентацией.

. Башкирская народная культура

Цель - ознакомление с жизнью и бытом башкирского народа, художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с декоративно-прикладным искусством народа башкирии. Занятие провела воспитатель Закирова Г.Т.по рисованию «Башкирские узоры».

. Обучение детей языку

Цель – формирование сознательного, бережного отношения к языку и литературе как национально – культурным ценностям. Выступление воспитанницы группа “Пчелка” Нагимуллиной Самиры со стихотворением на родном языке.

Башкирские народные праздники .

Цель – ознакомление детей с фольклорными традициями народа башкирии. Совместно с воспитателями МБДОУ Детский сад 244 провели народный праздник «Сабантуй», где познакомили детей с башкирской игрой «Юрта», с музыкальными инструментами,национальными играми «Куреш» и с национальными блюдами.

Экскурсия в башкирский музей леса .

Цель: Развить у детей бережное отношение к природе, познакомить с животными, обитающими в лесах Башкирии.

Экскурсия в парк лесоводов.

Цель: показать детям красу башкирских лесов, разнообразие деревьев и кустарников, развивать любовь к природе

Башкирские – дидактические игры.

«У нас гости»

Цель: закреплять знание о помещениях детского сада, о территории детского сада, микрорайона, родном городе, республике, развивать интерес, желание больше узнать о ближнем окружении, память, ориентировку в пространстве, воспитывать любовь к своему детскому саду и ближайшему окружению.

«Составь флаг Республики Башкортостан»

Закреплять знание детей о государственных символах Башкортостана, о флаге республике, учить составлять целое из частей развивать общее представление о значение цветов и эмблемы цветка курая, внимание, память, воспитывать патриотические чувства.

«Животные Башкортостана»

Цель: углубить и обобщить знание детей о животных родного края.Учить мотивировать свои суждения. Воспитывать желание больше узнать о своем крае.

Итоговое занятие, в подготовительной группе «Мой Башкортостан», познакомили детей с символикой родного края, достопримечательностями города Уфы, национальными блюдами, башкирскими авторами, (дети рассказывали стихотворения.

Организация образовательного развивающего пространства в детском саду:

Фотовыстовка «Уфа старая –Уфа новая »

Цель : создание представлений об Уфе старой и новой.

Формы организации : создание фотовыставки.

Условия организации развивающей среды в группе :

§ разработка таблиц с элементами народных узоров;

§ создание условий для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги, трафареты орнаментов);

§ наличие различного иллюстрированного материала (изделия декоративно-прикладного искусства;

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ожидаемые результаты для детей:

  • Понимание своей связи с разными уровнями культуры: национальной (русской), и региональной (башкирской).
  • Наличие у детей представлений о культурных традициях, образе жизни, народных промыслах башкирского народов, умения различать изделия разных народных промыслов.
  • Формирование у детей уважения к историческому наследию; интереса к истории и культуре башкирского народа.
  • Умение детей различать виды и жанры произведений основных видов башкирского народного искусства.
  • Появление у детей устойчивого положительного интереса к эстетическим явлениям окружающей действительности и в искусстве.

Форма подведения итогов – в конце года мы провели обследование детей по вопросам национально- регионального компонента,по программе Р.Л.Агишевой “Я- Башкортостанец” .

Методы педагогической диагностики:

  • беседы с детьми;
  • наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
  • анализ результатов продуктивной деятельности.

Критерии и способы изучения эффективности этнокультурного образования дошкольников:

На первом этапе проверяется, насколько изменился уровень интеллектуальной, социально – культурной, художественной компетенции детей в области народной культуры с помощью дидактических игр, бесед с детьми. На втором этапе выявляется изменение личностной позиции ребенка в процессе продуктивной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Анализ результатов реализации проекта позволяет выявить уровень этнокультурной образованности дошкольников.

Методическая сторона этнокультурной образованности старших дошкольников (5-7 лет) показала:

· положительные изменения на уровне сформированности этнокультурных позиций детей;

Список литературы

  1. Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Я познаю Башкортостан: Учебная хрестоматия. Уфа, 2006.
  2. Государственные символы России. ФЛАГ. ГЕРБ. ГИМН. М.: Издательство «Ювента». – 2003.
  3. Дроздова Н.В. Занятие «Наш герб». // Управление ДОУ.2008.№4. С.- 79.
  4. Жирякова И.В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику // Управление ДОУ. 2008. №4. С.- 77.
  5. Маркова Н.А. Знакомство дошкольников с символами Российского государства. // Управление ДОУ. 2008. №4. С.- 85.
  6. Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т.И.Оверчук. М., 2004.
  7. Рассказы по истории Башкортостана: Учебное пособие по курсу «История Башкортостана» / Под ред. И.Г.Акманова. – Уфа: Китап, 2001.
  8. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002.

Панькина Юлия Сергеевна,

Саранск

Этнокультурное образование дошкольников

Основные цели образования в современной России видятся в обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры; воспитании патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; формировании у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитии культуры межэтнических отношений.

Одной из тенденций развития современного образовательного процесса стала его этнокультурная направленность. Этнокультурное образование предполагает приобщение дошкольников к этнической культуре в дошкольных учреждениях, на основе образовательных программ при взаимодействии с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации.

Освоение этнокультурного опыта способствует осознанию того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия мира. В настоящее время идеи этнокультурного образования достаточно широко внедрены в практику дошкольных учреждений.

В современном мире мы зачастую забываем свои корни, свою историю. Много ли подрастающее поколение знают культуру наших предков?

Этот пробел нужно заполнять непосредственно как можно раньше. Необходимо пробудить в растущем человеке любовь к родной земле.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения национальной культуры, традиций, языка.

Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Основной задачей работы по этнокультурному образованию можно считать формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

В нашем дошкольном учреждении этнокультурное образование детей дошкольного возраста выступает как система воспитания и обучения.

Общаясь с детьми в НОД и в свободное время, при знакомстве с произведениями устного народного творчества, с национальной музыкой, с декоративно-прикладным искусством, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит мордовский народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает.

Приобщаясь к мордовскому народному творчеству, дети не только усваивают историю, традиции, культуру мордвы, но эта деятельность способствует развитию у детей основных психологических процессов: память, внимание, воображение, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность.

Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Еще лучше принять участие в этом действии. В созданном в детском саду мини - музее, продемонстрированы традиционные мордовские национальные костюмы, предметы домашнего обихода, дети имеют возможность соприкоснуться со старинной утварью, рассмотреть вышитую одежду, украшения.

Для обобщения знаний о родном крае создаются образовательные ситуации, включающие экскурсии, игры, беседы с использованием мультимедийных презентаций. Но всё-таки приоритетным направлением деятельности детей остаётся игра. Игра как средство приобщения детей к национальным традициям была создана самим народом.

В группах созданы национальные уголки, где представлены: книги и иллюстративный материал для ознакомления детей с родным краем, куклы в национальных костюмах, дидактические игры и пособия по ознакомлению с мордовским декоративно-прикладным искусством. Оформлены альбомы с фотоматериалами, которые отражают жизнь и быт этнических групп.

Вся работа, проводимая по этнокультурному воспитанию, направлена на развитие у ребёнка чувства прекрасного, толерантного отношения и уважения к людям, живущим рядом. Ребёнок будет любить, и по - настоящему ценить свой край, если мы научим его этому.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям....

Этнокультурное образование старших дошкольников: опыт и перспективы

Целью образования в многонациональной республике является не только обеспечение общего образования, но и приобщение детей к родному языку, истории, этнокультуре, духовным ценностя...

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Этническая культура, в которой воспитывается ребёнок, оказывает определённое влияние на становление и развитие личности....

Диссертация

Зенкова, Людмила Германовна

Ученая cтепень:

Кандидат педагогических наук

Место защиты диссертации:

Код cпециальности ВАК:

Специальность:

Общая педагогика, история педагогики и образования

Количество cтраниц:

Глава I. Теоретические основы этнокультурного воспитания дошкольников .

1.1. Этнокультурное воспитание как социальный и психолого-педагогический феномен.

1.2. Сущностная характеристика этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста в детской школе искусств .

1.3. Региональные особенности этнокультурного воспитания дошкольников в

Новосибирской области.

Выводы по первой главе.

Глава II. Реализация модели этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств.

2.1. Модель этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств «Берегиня ».

2.2. Народная художественная культура - содержательный компонент этнокультурного воспитания дошкольников в Детской школе искусств «Берегиня ».

2.3. Диагностика и психолого-педагогические условия эффективности этнокультурного воспитания дошкольников в ДШИ .

Выводы по второй главе.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Этнокультурное воспитание дошкольников в детской школе искусств"

Актуальность темы исследования. В современной России стремительно формируется поликультурное общество, актуализирующее проблему готовности представителей различных культур к взаимодействию. Это определяет требования к образовательным учреждениям, осуществляющим воспитание подрастающих поколений.

В связи с развитием поликультурного общества возникла проблема воспитания подрастающего поколения, способного жить в новых социокультурных условиях.

Среди современных исследователей отмечается активность в области этнокультурного образования и воспитания детей. Значима эта проблема и в Сибирском регионе, так как на территории Новосибирской области сегодня проживает более 20-ти различных этнических групп.

В рамках данного исследования, как отмечают этнографы, фольклористы (Л.И. Васеха , Е.Ф. Фурсова и др.), особый интерес представляет сложившаяся культура переселенцев Сибири (русских, украинцев, белорусов).

Изучение возможностей использования потенциала народной художественной культуры в воспитании вступает в новый этап своего» развития: от разрозненных исследований по фольклору, декоративно-прикладному творчеству, народному костюму осуществлен переход к ее системному осмыслению, обоснованию целесообразности ее использования в образовательном процессе. Народная художественная культура рассматривается как целостное , синкретичное, комплексное явление, связанное с духовной жизнью народа и выступающее его важной составной частью, на основе которой осуществляется воспитание подрастающего поколения (Т.И. Бакланова , A.C. Каргин, М.А. Некрасова и др.).

Роль народных традиций в развитии личности обозначена в трудах выдающихся русских мыслителей, педагогов : H.A. Бердяева, П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева , К.Д. Ушинского, В.Н. Шацкой и др.

В то же время заслуживают внимания многочисленные работы, посвященные проблеме этнокультурного образования и воспитания: Т.И. Баклановой , Л.И. Васеха, Г.Н.Волкова, Е.В. Ершовой , М.Ю. Новицкой, С.Б. Серяковой, Т.Я. Шпикаловой и др.

Значимыми являются работы, раскрывающие сущность понятий «этнокультура » (А.Б. Афанасьева, Е.С. Бабунова, Э.Ф. Вертякова , А.П. Елисеева, В.Б. Манджиева, H.A. Минулина , В.В. Модорова и др.); «воспитание » и его социальный аспект (Н.М. Борытко , В.И. Загвязинский, Б.В. Куприянов, В.А. Луков , A.B. Мудрик, Т.А. Ромм, В.А. Сластенин и др.); «этнокультурное воспитание » (А.Ю. Ахлестина , М.И. Богомолова, Г.И. Губа, А.Н. Джуринский , Л.М. Захарова, А.Н. Фролова и др.).

Принципиальное значение имеют труды о психологических аспектах развития детей дошкольного возраста: Л.С. Выготского, A.B. Запорожца , И.Ю. Кулагиной, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной , B.C. Мухиной, Е.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина и др. Возможность реализации дошкольников в художественно-творческой деятельности представлена в работах Т.С. Комаровой , Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой, Е.А. Флериной .

Современными учеными отмечается, что в мире накоплено немало, ценного опыта в обучении и воспитании детей с учетом поликультурности и полиэтничности общества. Педагогические модели, учебные программы позволяют стимулировать интерес к новому знанию и одновременно представляют различные взгляды и мнения об окружающем личность многокультурном и многоэтническом мире (А.Н. Джуринский ).

Вместе с тем, остаются недостаточно исследованными психолого-педагогические условия этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях, в том числе, в детских школах искусств.

Актуальность данной работы обусловлена возникшим противоречием между востребованностью этнокультурного воспитания дошкольников и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения данного процесса в детской школе искусств.

Учитывая данное противоречие был сделан выбор темы исследования: «Этнокультурное воспитание дошкольников в детской школе искусств », проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств?

Решение данной проблемы составляет цель исследования. Объект исследования - этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - процесс этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств.

Гипотеза исследования основана на идее о том, что процесс этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств будет эффективным, если:

Выявлены сущность, структура и содержание этнокультурного воспитания дошкольников;

Разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс детской школы искусств модель этнокультурного воспитания дошкольников;

Определены критерии и уровни этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств;

Выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия эффективности этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать понятие «» как социальный и психолого-педагогический феномен.

2. Дать сущностную характеристику этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств.

3. Раскрыть потенциал народной художественной культуры как содержательного компонента этнокультурного воспитания дошкольников.

4. Разработать и апробировать модель этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств.

5. Выявить и обосновать психолого-педагогические условия эффективности этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств.

Методологическую основу исследования составили ведущие идеи философии, педагогики , психологии о развитии личности в контексте культуры (H.A. Бердяев , П.П. Блонский, JI.C. Выготский, П.Ф. Каптерев , К.Д. Ушинский и др.), идеи поликультурного воспитания (А.Н. Джуринский , М.Н. Кузнецов и др.), об этнической принадлежности и идентификации (Т.Г. Стефаненко , В.Ю. Хотинец и др.), теории социального воспитания (Б.В. Куприянов , JI.B. Мардахаев, A.B. Мудрик, H.JI. Селиванова и др.); аксиологический подход (Е.И. Артамонова, Ю.К. Бабанский , И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин и др.), деятельностный подход (К.А. Абульханова, С.Л. Рубинштейн , А.Н. Леонтьев и др.), культурологический подход (В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская , П.С. Гуревич, М.С. Каган и др.), этнопедагогический подход (Л.Н. Бережнова, Г.С. Виноградов , Г.Н. Волков, О.В. Хухлаева др.).

Теоретическую основу исследования составляют идеи о самоценности народного образования (С.И. Гессен, Я.А. Коменский , П.Ф. Каптерев, Е.А. Покровский, К.Д. Ушинский и др.); этнологические теории (Ю.В. Бромлей , Л.Н. Гумилев и др.); труды об особенностях развития детей в дошкольном возрасте (Л.С. Выготский, A.B. Запорожец , Т.С. Комарова, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина , А.И. Савенков и др.); работы об игровых формах взаимодействия с детьми (Е.А. Леванова , В.А. Плешаков, Д.Б. Эльконин и др.); идеи этнокультурного подхода в образовании детей (Т.И. Бакланова , М.И. Богомолова, Л.И. Васеха, A.C. Каргин , H.A. Минулина, М.А. Некрасова, M.IO.

Новицкая и др.); теория этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования (Л.И. Боровиков , С.Б. Серякова и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, культурологической , искусствоведческой, этнографической литературы по обозначенной проблеме; опрос, анкетирование , беседа, наблюдение, анализ продуктов творческой деятельности, метод математической обработки данных, опытно-экспериментальная работа.

Базой исследовательской работы служили муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств «Берегиня », дошкольные образовательные учреждения № 8 и №21 города Бердска Новосибирской области.

Исследование осуществлялось в несколько этапов.

На первом этапе (2000-2001 гг.) - поисково-аналитическом - проведен ■ анализ литературы по исследуемой проблеме, осуществлена разработка подходов к созданию экспериментальной модели по этнокультурному 4 воспитанию дошкольников. Определены актуальность, проблема, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования.

На втором этапе (2001-2008 гг.) - опытно-экспериментальном - были апробированы модель, авторские образовательные программы этнокультурного воспитания дошкольников на материале народной художественной культуры, проведены промежуточные замеры в экспериментальных и контрольных группах, осуществлены проверка разработанных теоретических положений и методических приемов, а также внедрение полученных результатов в практику.

На третьем этапе (2008-2012 гг.) - обобщающем - были проанализированы результаты исследования, полученные на предыдущих этапах, уточнение теоретических выводов, систематизация и обработка материалов диссертации, ее литературное оформление.

Достоверность результатов исследования, содержащихся в диссертации, обеспечена совокупностью методологических и теоретических положений, позволивших наметить научные подходы к исследованию проблемы и подкрепить выдвинутую гипотезу результатами, полученными в процессе этнокультурного воспитания дошкольников посредством народной художественной культуры в условиях детской школы искусств.

Достоверность полученных результатов в ходе исследования также подтверждается личным опытом автора диссертации в качестве преподавателя и директора учреждения дополнительного образования в детской школе искусств «Берегиня » в городе Бердске Новосибирской области.

В работе получены результаты, представляющие научную новизну: раскрыто содержание понятия «этнокультурное воспитание дошкольников » как социального и психолого-педагогического феномена, определяющего овладение дошкольниками основами традиционной культуры в детской школе искусств; выявлен потенциал народной художественной культуры как содержательного компонента этнокультурного воспитания дошкольников;

Разработана модель этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств и предложена программа ее реализации с использованием различных форм работы с дошкольниками (календарно-обрядовые праздники, музейная практика, студии ремесел и промыслов, фольклорные фестивали, выставки); выявлена совокупность психолого-педагогических условий, способствующих эффективному этнокультурному воспитанию дошкольников, с учетом специфики педагогического процесса в детской школе искусств. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: дана сущностная характеристика этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств как педагогической деятельности, способствующей приобретению первоначального этнокультурного опыта дошкольниками, развитию нравственно-этических представлений, коммуникативно-поведенческих навыков , эмоциональной сферы;

Выявлен потенциал народной художественной культуры переселенцев Сибири с многообразием жанров и форм фольклора, этнопедагогических средств и методов в этнокультурном воспитании дошкольников в детской школе искусств;

Теоретически обоснована и разработана модель этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств, основанная на аксиологическом , деятельностном, культурологическом, этнопедагогическом подходах, включающая в себя цель, задачи, компоненты (образовательно-воспитательный, культурно-просветительский, научно-методический), критерии (когнитивный, эмоционально-мотивационный, деятельностный), поэтапно реализуемая образовательная программа, отражающая взаимодействие всех участников процесса по созданию психолого-педагогических условий этнокультурного воспитания дошкольников.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты реализации модели этнокультурного воспитания дошкольников могут быть использованы в учреждениях дошкольного образования, дополнительного образовании детей. Предложенная программа «» может использоваться в практической работе с детьми дошкольного возраста. Разработанные в ходе исследования материалы могут применяться в чтении специальных курсов, проведении семинарских и практических занятий в средних и высших учебных заведениях при подготовке педагогов дополнительного образования, а также в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражений в образовательных программах, докладах и выступлениях на международных, всероссийских, региональных, областных научно-практических конференциях г. Бердска (2005, 2007, 2009), г. Новосибирска (2000, 2002), г.Калининграда (2005), г. Москвы (2003, 2005, 2010, 2011), г. Горно-Алтайска (2009), г. Бийска (2010), г. Тамбова (2011), г.

Томска (2012), в развернутых публикациях в ведущих педагогических журналах.

Разработанная модель и программа этнокультурного воспитания дошкольников внедрена в работу образовательного учреждения дополнительного образования детей детской школы искусств «Берегиня », дошкольных образовательных учреждений № 8 и № 21 города Бердска Новосибирской области.

Апробация результатов исследования осуществлялась через участие дошкольников в конкурсах, выставках, концертах: городской конкурс фольклорных коллективов «На Красную горку », конкурс декоративно-прикладного искусства, областной конкурс «Через прошлое к будущему », тематические выставки, городские календарно-обрядовые праздники.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Этнокультурное воспитание дошкольников - целенаправленный процесс приобщения дошкольников к народной художественной культуре, обеспечения формирования их нравственно-этических представлений, развития поликультурном обществе.

2. Народная художественная культура (переселенцев Сибири) определяется в качестве содержательного компонента этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств. Потенциал народной художественной культуры: музыкальный фольклор, народные ремесла и промыслы, календарно-обрядовые праздники, народные игры , бытовые танцы служит основой приобщения дошкольников к традициям, формирования целостных представлений об этнокультурных особенностях региона, развития их личностных качеств, эмоциональной сферы, навыков поведения в обществе.

3. Разработанная и апробированная модель этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств основывается на аксиологическом, деятелыюстном , культурологическом, этнопедагогическом подходах; структурно представлена тремя компонентами: образовательно-воспитательным, культурно-просветительским и научно-методическим; обеспечивает взаимодействие всех участников процесса этнокультурного воспитания на занятиях и студиях по фольклору, народным ремеслам и промыслам, в музейной практике, при организации календарно-обрядовых праздников; реализуется при взаимосвязи игровой , концертной, театрализованной деятельности; обеспечивает приобретение опыта социальных взаимоотношений и поведения дошкольника в поликультурном обществе, коллективе, семье.

4. Психолого-педагогическими условиями этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств являются:

Поэтапная реализация модели этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств;

Организация этнокультурной среды на основе культуры переселенцев Сибири, где особое место занимают этнографические экспонаты в школьном музее, специально оборудованные кабинеты-мастерские ремесел и промыслов, выставки декоративно-прикладных работ учащихся и преподавателей ; широкое использование детского фольклора (игр , сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок, закличек и т.д.); погружение в традиционную календарно-обрядовую культуру, освоение народных ремесел и промыслов;

Учет психовозрастных особенностей детей дошкольного возраста;

Формирование этнокультурной компетентности преподавателей детской школы искусств.

Структура диссертации определена логикой исследования и поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение диссертации по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования", Зенкова, Людмила Германовна

Выводы по второй главе

Решение проблемы этнокультурного воспитания непосредственно связано с детьми дошкольного возраста. Так как дошкольный период - это время первичной социализации ребенка, когда он входит в мир культуры, усваивает ценностные ориентации, приобретает опыт взаимоотношений, поэтому с ранних лет важна постановка задачи по воспитанию общечеловеческих ценностей, формированию самостоятельности ребенка, делающих его интеллектуально и духовно богатым, социально зрелым и дисциплинированным.

В целях эффективности реализации этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств «Берегиня » г.Бердска Новосибирской области была разработана образовательная модель, содержательный компонент которой позволил организовать деятельность учреждения через учебно-воспитательную, культурно-просветительскую, научно-методическую работу, основанную на материале народной художественной культуры славянских переселенцев Сибири.

В ходе реализации модели осуществлена апробация программы «Комплексное этнокультурное развитие дошкольников ». Именно этнокультурная среда для дошкольников явилась источником их развития и приобщения к традициям переселенцев Сибири, где под руководством преподавателей осуществлялось этнокультурное воспитание дошкольников через разнообразные виды деятельности: музыкальную , песенно-игровую, танцевальную, художественную (народные ремесла и промыслы: гончарное ремесло, ткачество, различные виды росписей по дереву, глиняная игрушка и т.п.).

Дети дошкольного возраста отличаются повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям, это время, когда ребенок еще не отягощен обязательными нормативными установками, стереотипами социума, к которому они принадлежат, где их пробуждающееся сознание в одинаковой мере открыто как к прошлому опыту, так и ожидаемому будущему . Исходя из этого, в практической работе с дошкольниками определились средства, закрепленные в этнокультурных традициях - это родной язык, музыка, танцы, игры, обычаи, ритуалы, пословицы и прочее, которые аккумулируются в народной художественной культуре, определяя широкое поле деятельности для развития детей, и эффективно применяются в процессе этнокультурного воспитания дошкольников.

Народный календарь со своеобразными праздниками и обрядами способствовал формированию в детях положительного отношения к традициям. Закономерная цикличность календарно-обрядовых праздников, среди которых: Симеон Столпник, Кузьминки, Рождество, Масленица, Пасха, Троица, способствовала созданию целостного воспитательного процесса в течение всего учебного года.

Разнообразные методы работы с дошкольниками (индивидуальные, групповые занятия , народные игры, экскурсии, концерты, открытые занятия, творческие отчеты, календарно-обрядовые праздники, выставки) вырабатывали в детях активную творческую позицию, активизировали творческие и мыслительные процессы.

Опытно-экспериментальная работа, проходившая в детской школе искусств «Берегиня » и на площадках дошкольных образовательных учреждениях № 8 и № 21 г. Бердска в несколько этапов, позволила определить уровни этнокультурного воспитания дошкольников. Также были определены критерии: когнитивный, эмоционально-мотивационный, деятельностный , определяющие степень усвоения знаний в области народной художественной культуры переселенцев Сибири, сформированность нравственно-этических представлений, проявление интереса к этнокультурным традициям и ценностям, их принятие и одобрение.

В ходе опытно-экспериментальной работы установлено, что этнокультурное воспитание дошкольников средствами народной художественной культуры способствовало качественным изменениям в детях: закрепилось положительное отношение к народной культуре своего региона, к людям, их окружающих (сверстникам, педагогам , родителям). Дошкольники с желанием стали заниматься предложенными видами деятельности: музыкальной , художественной, театрализованной и достигли в этом определенных успехов.

Итоги заключительного этапа опытно-экспериментальной работы показали, что результаты в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной группе по всем показателям. Также результаты исследования подтверждаются использованием метода математической статистики - непараметрического критерия Хи-квадрат Пирсона. Таким образом, сопоставляя качественные и количественные показатели, анализируя деятельность детей в процессе опытно-экспериментальной работы, мы убедились, что реализуемая модель позволяет достичь значительных результатов в этнокультурном воспитании дошкольников. Это дает основания сделать вывод, что используемые средства народной художественной культуры являются достаточно эффективными и могут применяться в практической работе с дошкольниками.

Заключение

Исследуемый материал по проблеме этнокультурного воспитания дошкольников позволяет сделать вывод, что этнокультура востребована и является объектом повышенного внимания среди теоретиков и практиков педагогической науки.

В современных гуманитарных отечественных исследованиях этнокультурный компонент рассматривается как уникальная среда, интегрирующая неповторимые национально-демографические, культурно-исторические, духовно-нравственные и педагогические особенности. Анализ современных научных работ показал, что на протяжении трех десятилетий понятие «этнокультурное воспитание » активно вошло в обиход среди ученых, педагогов-практиков, однако до сих пор не имеет общепризнанного определения.

В процессе работы над исследованием нами охарактеризовано понятие «этнокультурное воспитание дошкольников » как социальный и психолого-педагогический феномен, определяющий развитие дошкольника в процессе его включения в этнокультурную среду, посредством которой дошкольник приобщается к народной художественной культуре.

Была определена сущностная характеристика этнокультурного воспитания дошкольников. Все ее составляющие направлены на обеспечение целостности представлений о народной художественной культуре, формирование общей культуры, выработку системы ценностей, создание положительного эмоционального фона, социализации ребенка .

В своей работе, опираясь на исследования фольклористов, этнографов мы сделали вывод, что народная художественная культура славянских переселенцев Сибири, основу которой составили традиции русских, украинцев, белорусов, наложили отпечаток на развитие культуры Сибири в целом, определив ее своеобразие и самобытность. Также, полученные данные позволили установить, что она востребована в практической деятельности дошкольных учреждений, школах дополнительного образования, в общеобразовательных школах.

Развитие среди учреждений дополнительного образования детей детских школ искусств дает на практике возможность внедрять учебно-воспитательные программы, основанные на материале народной художественной культуры и отражающие региональный компонент начиная с дошкольного возраста.

Изучение имеющегося педагогического опыта на территории Новосибирской области позволило определить характерные особенности и общие черты этнокультурного. воспитания, что в свою очередь способствовало созданию собственной модели этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств.

При формировании модели этнокультурного воспитания дошкольников учитывались особенности, определяющие сущность этнокультурного ■ воспитания в детской школе искусств. Были учтены исторические, социальные, культурные, национальные и этнические особенности региона. Народная художественная культура славянских переселенцев Сибири была определена в качестве содержания образовательных программ. Также средства народной педагогики были включены в разнообразные формы жизнедеятельности дошкольников, что дало возможность создания целостной этнокультурной воспитательной среды в детской школе искусств и осуществить важнейшие функции по социализации и индивидуализации детей.

Разработанная модель этнокультурного воспитания дошкольников базируется на аксиологическом , деятельностном, культурологическом, этнопедагогическом подходах и включает в себя цель, задачи, принципы, методы, функции, этапы, компоненты, образовательную программу, критерии, уровни и психолого-педагогические условия этнокультурного воспитания дошкольников. Согласно данной модели, реализующейся в три этапа, среди которых выделены - адаптирующий, преобразующий, продуктивный, дошкольник проходит путь: формирование первоначальных потребностей к этнокультурной деятельности, приобретение опыта для практической деятельности, осознание своей значимости в деле сохранения традиций через непосредственное участие в творческой этнокультурной деятельности.

Одной из составляющих модели является образовательная программа «Комплексное этнокультурное развитие дошкольников », в основе которой такие направления как музыкальное воспитание и фольклор, народные ремесла и промыслы, праздники народного календаря.

Реализуемая модель, программа при взаимодействии всех участников этнокультурного процесса (преподавателей, детей, родителей ) на материале народной художественной культуры славянских переселенцев Сибири позволили сформировать у дошкольников общие представления об этнокультурных особенностях региона. Программное освоение календарно-обрядового блока определило систему опорных знаний, умений и способов фольклорной деятельности, обеспечивающей в совокупности необходимую базу для формирования этнокультурного опыта. Широкий спектр музыкального , песенно-игрового материала, активная творческая и концертная деятельность способствовали развитию музыкальных и художественных способностей дошкольников; совершенствованию детской эмоциональной сферы.

Разработанная модель подтвердила эффективность использования народной художественной культуры в процессе этнокультурного воспитания дошкольников. В результате данного процесса у детей произошло формирование: положительного отношения к этнокультуре , нравственно-этических представлений (о добре, уважении к старшим, сопереживания ближнему и т.п.); понимания духовных ценностей других народов через сформированные ценности к культуре собственного народа; положительного психоэмоционального фона, о чем свидетельствуют результаты диагностики.

Полученные данные в ходе опытно-экспериментальной работы свидетельствуют, что результаты экспериментальной группы по каждому из выделенных критериев имеют значимые отличия от контрольной группы и в целом прослеживается высокий уровень по всем показателям.

Таким образом, сопоставляя качественные и количественные показатели, анализируя деятельность дошкольников в процессе опытно-экспериментальной работы, мы убедились, что реализуемая модель позволяет достичь значительных результатов в этнокультурном воспитании дошкольников. Это дает основания сделать вывод, что используемые средства народной художественной культуры являются достаточно эффективными и могут быть включены в практическую работу с дошкольниками в различных образовательных учреждениях. Различия полученных данных оказались достаточными, чтобы утверждать, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.

Таким образом, реализация модели этнокультурного воспитания позволила сформировать у дошкольников общие представления о народной, художественной культуре.

Полученные результаты позволили сформулировать заключение диссертационной работы: в настоящее время в современной педагогической науке и практике актуальна проблема этнокультурного воспитания дошкольников, в центре которой находится дошкольник, способный усваивать и принимать этнокультурные нормы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Зенкова, Людмила Германовна, 2012 год

1. Андреев, В.И. Педагогика : Учебный курс для творческого саморазвития . 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

2. Афанасьева, А.Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы. Монография. СПб.: Издательство «Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области», 2009. - 296 с.

3. Ахлестина , А.Ю. Этнокультурное воспитание студентов специальности «музыкальное образование» на основе народного творчества: Автореф. дисс. .канд. пед . наук. Кострома, 2005. 27 с.

4. Бабунова , Е.С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Челябинск, 2009. 45 с.

5. Бабынина, Т. Ф. Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной -культурой: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001. 23 с.

6. Байтуганов, В.И. Методика работы с детским фольклорным коллективом в пространстве традиционной культуры: метод пособие. -Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2011. 126 с.

7. Байтуганов, В.И. Методика реконструкции народных календарных праздников (на основе традиционной культуры Васюганья). -Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2011. 170 с.

8. Бакланова, Т.И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности : учебное пособие. М., 1992. - 102 с.

9. Бакланова, Т.И. Система этнохудожественного образования «Русская художественная культура »: Начальное образование в России: инновации и практика. М., 1994.

10. Белова, Е.С. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении / Е. С. Белова // Одаренный ребенок. 2003. - №6. - с.45.

11. Бердск: прошлое, настоящее, будущее : Сборник статей и материалов научно-практической конференции. Вып.1. Новосибирск: ЗАО «Маяк», 1996.

12. Бердяев, H.A. Судьба России. М.:Изд-во «ЭКСМО-Пресс»; Харьков: Изд-во «Фолио », 1998.-736с.

13. Бережнова , JI.H. Этнопедагогика: учеб.пособие для студ . высш. учеб. заведений / JI. Н. Бережнова, И. JÏ. Набок, В. И. Щеглов . М.: Издательский центр «Академия », 2007. - 240 с.

14. Блонский , П.П. О национальном воспитании. М., 1992.

15. Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.- 570 с.

16. Богомолова, М.И. Гуманистические истоки первоначального воспитания детей в истории зарубежной педагогики / М.И. Богомолова // Известия Уральского государственного университета. 2010. - №5 (84).-с. 140-148.

17. Богомолова , М.И. Межнациональное воспитание детей: учеб. пособие / М.И. Богомолова, JI.M. Захарова. 2-е изд., испр. - М. : ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2011. - 176с.

18. Богомолова, М.И. Генезис прогрессивных концепций межнационального воспитания детей: Дисс.д.п.н., Набережные Челны, 2003.

19. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений . М.: Издательский центр «Академия », 2002. - 320 с.

20. Боровиков, Л.И. Педагогика дополнительного образования. Новосибирск, 1999.

21. Борытко , Н.М. Пространство воспитания: образ бытия / Н. М. Борытко; научн. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2000. - 225 с.

22. Борытко, Н.М. Воспитание как гуманитарная образовательная практика / Н. М. Борытко // Вопросы воспитания. 2009. - №1. - С. 5763.

23. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд. - М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия », 1998.-1500 с.

24. Бондаревская , Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов/н/Д: Феникс, 2000.

25. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса. 3-е изд., стереот. - М.: Наука, 2009. - 440 с.

26. Васеха , Л.И. Этнохудожественное образование как фактор социально-культурной адаптации личности: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Москва, 2004. 22с.

27. Вертякова, Э.Ф. Этнокультурное развитие дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности: Дисс. .канд. пед. наук. Челябинск, 1998.

28. Виноградов, Г.С. Детский фольклор и быт: Программа наблюдений. Этнол. секция Вост. Сиб. отд. Рус. геогр. об-ва; / Г. С. Виноградов; под ред. М. К. Азадовского и Г. С. Виноградова. Вып.Ш. - Иркутск, 1925.

29. Волков , Б.С., Волкова, Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу / Б. С. Волков, Н. В. Волкова ; науч. ред. Б. С. Волков. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 144 с.

30. Волков, Т.Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия », 1999. - 168 с.30

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.