Что такое моральное воспитание. Нравственное воспитание лекция

По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

Л.А. Григорович «Нравственность » - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»

И.С. Марьенко «нравственность - неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе и т.д.»

«Нравственные нормы » - это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.

Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.

«Воспитание » - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека.

«Нравственное воспитание» - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

«Нравственное воспитание личности» - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления.


Основные задачи нравственного воспитания:

1. Формирование нравственного сознания;

2. Воспитание и развитие нравственных чувств;

3. Выработка умений и привычек нравственного поведения.

Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность :

Жизненная ситуация - порождаемое ею нравственно - чувственное переживание - нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения,

Выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек.

Воспитание нравственности ребенка начинается с семьи. Это среда, в которую малыш попадает сразу после рождения. В ней формируются определенные взаимоотношения между родителями и детьми. Эти связи играют важную роль в нравственном воспитании ребенка.

Именно в семье закладывается первый опыт и накапливаются те знания, которыми владели предыдущие поколения. Взрослый является для ребенка образцом поведения. Глядя на поведение своих родителей, он строит отношения с окружающими. В семье у ребенка появляется чувство заботы о близких, умения уважать их позицию и интересы.

Важно ли воспитывать детей нравственно?

Нравственное воспитание детей подразумевает воздействие на ребенка семьи, школы и общества с целью развития в нём нравственных качеств, поведения и чувств. Подражание - это основа любого обучения для маленького ребенка. Малыш понимает, какая атмосфера в семье, отношения между родителями. Он чувствует тон их разговоров. То, что происходит внутри семьи, не может не отразиться на ребенке. Именно отсюда он берет привычки своего поведения и отношения к миру.

Нравственное воспитание предполагает формирование у ребенка нравственных убеждений. Одно из них - отзывчивость. Она заключается в понимании потребностей и состояния другого человека. Отзывчивость - это сопереживание, желание помочь, что делает ребенка чутким к чужим проблемам. Воспитание отзывчивости в семье заключается в привитии маленькому человеку навыка заботы о близких и уважения их желаний и чувств.

Ещё в раннем детстве нужно сформировать у ребенка установку на добро. Важно объяснить ему, как хорошо приносить людям пользу. При этом необходимо донести и то, что важны поступки, а не разговоры о добре.

Таким образом, нравственные качества детей начинают формироваться в семье. Они берут своё начало из поведения и примера взрослых. Важно, чтобы слово родителей всегда подтверждалось делом. Только так можно сформировать необходимые нравственные качества у своих детей.

Воспитание малышей

Становление нравственных качеств личности берет своё начало в раннем детстве. Именно в этот период ребенок усваивает первые моральные требования и входит в мир общественных отношений. Взрослый выполняет ведущую роль в формировании нравственных качеств малыша, который либо копирует его поведение, либо перенимает необходимые качества в процессе общения с ним.

Чтобы первичная социальная адаптация ребенка прошла нормально, нужно вызвать у него потребность в общении со взрослыми. Этап является базой для создания положительного отношения к сверстникам и близким людям. В этот период развивается потребность маленького человека в подражании, понимании речи, обращенной к нему. Ребенок должен научится различать «можно» и «нельзя». Раннее детство - это период, когда формируется правильное поведение и положительные привычки.

Эмоциональное общение, которое существовало между взрослым и малышом до шести месяцев, сменяется предметным. Манипулируя игрушками, родители вызывают желание ребенка к подражанию. В этот период у малыша формируются необходимые для нравственного воспитания качества: понимание речи, самостоятельное воспроизведение действий, предметное общение с людьми.

Малыш начинает понимать слова одобрения и запрета лишь к концу первого года жизни. Эмоционально окрашенные слова воспринимаются ребенком более серьезно, чем сказанные без определенной мимики и интонации. Ребенок охотно играет с предметами и повторяет действия взрослого.

Возможности нравственного воспитания годовалого малыша расширяются, так как он уже может ходить и ему становится проще познавать мир и взаимодействовать с ним. Ребенок уже хорошо понимает речь взрослого, что позволяет словесно контролировать его поведение. Важным аспектом этого периода является общение не только со взрослым, но и со сверстниками. На этой основе формируется дружелюбное отношение к другим детям, любовь к родителям и привязанность к воспитателю.

Формирование правильного поведения ребенка во многом зависит от оценки взрослого. Все его поступки развиваются на этой основе. Если взрослый положительно оценивает поведение малыша, у него появляется желание сделать ещё что-то хорошее. Наказание вызывает чувство неудовлетворенности.

Развить положительное отношение к сверстникам, умение правильно вести себя в коллективе помогут игры. Они также создадут определенную дисциплину среди детей раннего возраста. Обычно используют такие несложные игры, как «Каравай» или «Кто у нас хороший?».

Игра «Каравай»

Обычно в неё играют малыши, но она распространена и у школьников. Для её проведения детей вместе со взрослым ставят в хоровод и начинают петь всем известную песенку:

«Как на Нюшины (Сашины, Катины и т. д.) именины

Испекли мы каравай

Вот такой вышины (дети встают на цыпочки и поднимают руки),

Вот такой нижины (малыши должны присесть),

Вот такой ширины (дети расставляют руки в стороны, увеличивая хоровод),

Вот такой ужины (хоровод сужается)

Каравай-каравай

Кого хочешь - выбирай!»

После этого водящий выбирает другого ребенка, называя его имя, и танцует с ним в середине круга. И так игра продолжается, пока не сыграют все дети.

Важным в воспитании детей раннего возраста является обучение их совместной и бесконфликтной игре. Взрослый должен научить малышей играть одной игрушкой и уметь меняться ими. Важно, чтобы дети могли играть рядом со сверстниками, не отбирая у них игрушки. То есть играть сосредоточенно.

Итак, к концу раннего возраста ребенок усваивает простые правила поведения, учится быть в коллективе, выполнять поручения родителей. У него появляется положительное отношение к окружающим. Поведение ребенка регулируется оценкой взрослого. Так в ребенке формируется чувство удовлетворения тем результатом, который он получит при правильном выполнении поручений взрослого.

Как воспитывать дошкольников

Нравственное воспитание детей в семье должно строиться на развитии в них определенной системы ценностей, привитии положительных поступков, что в целом создает правильную личность. Ребенок не будет испытывать трудностей в общении с другими людьми, если он будет понимать значение таких слов, как доброта, дружба, сопереживание, любовь и справедливость. Правильно воспитанные дошкольники более устойчивы к стрессам.

Нравственные нормы лучше усваиваются в дошкольном возрасте, поэтому их воспитание нужно начинать именно в этот период. Образцы поведения, которые устанавливаются обществом, в дальнейшем будут выступать регуляторами поступков детей. Правильно организованное нравственное воспитание позволяет развить в ребенке желание поступать хорошо не из-за одобрения взрослого, а потому что он хочет так поступить и знает - это правильно.

Дружелюбное отношение к другим детям, отзывчивость на чужие проблемы является центром нравственного воспитания в дошкольном возрасте. Эмоции играют немаловажную роль в воспитании ребенка. Они становятся более разнообразными по мере взросления малыша. Эмоции помогают сформировать определенное отношение к действительности и реакцию на неё. Чем взрослее ребенок, тем богаче его эмоциональная сфера. Так, дошкольник овладевает вербальными и невербальными средствами выражения эмоций. Он учится управлять ими и осознанно реагировать на происходящее.

Нравственное воспитание присутствует в жизни ребенка на протяжении всей его жизни. Среда, в которой ребенок растет и развивается, является основой для нравственного развития личности. Поэтому участие семьи в формировании нравственности дошкольников является важным моментом. То, как ведут себя родители, ребенок очень быстро схватывает и воспринимает это как норму поведения.

Чувства, которые затем становятся ценными для ребенка, формируются не без помощи взрослых. Они способны вызвать угрызение совести за плохой поступок и удовлетворение за правильное поведение. Поэтому родителям необходимо обсуждать с дошкольником нравственные вопросы, формируя в нём систему ценностей и понимание правильных и неправильных поступков. Чаще всего используют приём обсуждения поведения литературных героев и людей, окружающих ребенка. Так, понятие нравственности становится более ясным для малыша.

Если ребенка вовремя не научить понимать чувства других людей, то может сформироваться конфликтная личность. Поэтому эмпатия - важное чувство, которое необходимо развивать в дошкольнике. Взрослые должны обращать внимание на переживания ребенка, учить его выражать словом свои чувства и эмоции.

Каждый год жизни ребенка - это выполнение разных социальных ролей, которые он примеряет на себя: друг, дочь (сын), воспитанник и т. п. Эти роли позволяют сформировать нравственную личность, обладающую добротой, заботой, дружелюбием, справедливостью и другими качествами. Чем богаче будет мир ролей, тем больше нравственных норм усвоит ребенок.

Воспитать дошкольника поможет игра. Например, «Копилка добрых дел» . Игра заключается в вырезании из цветной бумаги (это может сделать взрослый) квадратиков, кружочков или других форм, интересных ребенку. Это могут быть и фигурки животных. Когда ребенок совершит хороший поступок, он должен будет положить в «копилку» одну форму. Эта игра послужит мотивом для совершения хороших поступков.

Если есть возможность провести коллективную игру, то в качестве примера можно рассмотреть «Комплименты» . Дети должны сесть в круг и взять друг друга за руки. Каждый по очереди говорит приятное слово своему соседу, на что тот должен поблагодарить товарища. Если ребенок затрудняется в подборе слов, взрослому стоит помочь ему в этом.

Что должно быть привито школьникам в плане нравственности

В наше время нравственное воспитание становится необходимостью, так как мир наполнен жестокостью и развратом. И педагог, и родители должны уделить внимание этому аспекту в развитии школьников. Чтобы оградить детей от грубого мира, необходимо знакомить их с положениями морали, рассказывать об этике, развивать правильные убеждения.

Центром всестороннего развития личности выступает не что иное, как нравственное воспитание. Оно направлено на формирование должного отношения к Родине, окружающим, обществу и самому себе. Оно учит существовать в коллективе и трудиться.

Любой вид воспитания имеет в своём арсенале набор методов и средств воздействия на личность. В нравственном развитии они тоже присутствуют и направлены на развитие нравственных суждений, понятий, представлений и оценок. С этой целью проводят этические диспуты и беседы. Не исключается и проведение лекций на этические темы.

Беседы и диспуты следует проводить таким образом, чтобы они не выглядели, как чрезмерное навязывание своих принципов детям. Беседуя со школьниками, необходимо обсуждать жизненные ситуации, имеющих отношение к нравственности. Чем взрослее ребенок, тем более серьезные темы можно затрагивать. Содержание беседы должно ориентироваться также на уровень нравственной подготовки детей. И конечно же, нельзя обойтись без обсуждения вопросов, волнующих самих школьников.

Учитель играет одну из первостепенных ролей в становлении нравственных представлений и ценностей у детей школьного возраста. От того, как педагог преподнесет необходимый материал, зависит успех нравственного воспитания. Донести до ребенка определенные принципы можно лишь через слово, а этим инструментом прекрасно владеет педагог. Проведение бесед на духовные тему помогает школьнику посмотреть на себя другими глазами, здраво оценить свои поступки, познать и усовершенствовать самого себя.

Чтобы ребенок развивался успешно, нужно правильно организованное нравственное воспитание детей в семье. Для этого нужно создать благоприятную атмосферу вокруг школьника. Ведь всё оказывает влияние на формирование его нравственности: стиль семейного воспитания, его хорошие и плохие стороны, среда, в которой развивается ребенок.

Нужно помнить, что развитие нравственности в человеке начинается в семье и имеет своё продолжение в яслях, детском саду и школе. В последнем институте оно становится более целенаправленным. Поэтому заботиться о нравственном воспитании детей должны не только педагоги и воспитатели, но и родители, ведь нравственность - это непросто совершенствование самого себя, но и изменение всей окружающей среды.

В начальной школе ребенок начинает приобретать определенные знания. Но не стоит забывать и о том, что в нём уже сформированы некоторые черты характера, которые нужно развивать и направлять в нужное русло. Именно в школе продолжает закладываться нравственный облик школьника.

Взаимоотношение ребенка со сверстниками - необходимое развитие для его нравственного развития. В совместной деятельности с одноклассниками у ребенка развивается умение помочь ближнему, правильно отреагировать на требования и поставить их самому, пережить вместе все неудачи и испытать радость от успеха. В противном случае сформируется личность тщеславная, эгоистичная и завистливая.

Школьнику необходимо общение со сверстниками. Лишь так у него появится товарищ, с которым можно обсудить школьные вопросы. Товарищ - для него друг, с которым он хочет общаться.

Формированию нравственности способствуют игры. Так, например, можно провести с ребенком игру «Избавимся от злости» . Для её проведения необходимо заранее нарисовать кляксы или тучки, которые затем отдать ребенку. Также понадобиться мешочек, который можно сшить вручную. Ребенку следует предложить складывать тучки в мешок, рассказывая о своих неудачах и плохих поступках, которые он совершил сегодня. Нужно договориться с ребенком, что в этот мешочек он складывает все свои негативные эмоции, которые затем нужно выбросить.

Предложите детям сыграть в «Пирамиду любви» . Правила просты: каждый из участников называет то, что он любит и кладет руку в центр круга. Таким образом получается пирамида.

Что сказать в заключение?

Нравственное воспитание раннего, дошкольного и младшего школьного возраста должно строиться на умении переживать, проявлять свои чувства, усваивать правила поведения, дружелюбно относиться к окружающим. Чаще всего в помощь берут простые детские игры. С их помощью ребенок примеряет на себя различные общественные роли, становится более общительным, лучше выражает и понимает чувства свои и других людей.

Желание помочь и сопереживание также можно развить, играя с детьми. Первые нравственные представления ребенка формируются именно в игре. Накопив их, он может соотнести эти убеждения со своими поступками. У него уже есть определенная база морали, поэтому он способен делать собственный выбор. В игре ребенок учится следовать тем нормам, которые одобряются обществом.

Психолог рассказывает о том, как воспитывать уважение к маме

Мне нравится!

. Нравственное воспитание - это воспитательное воздействие школы, семьи, общественности, имеющей целью формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали и практ тической деятельности.

Нравственное воспитание - очень тяжелая работа для учителя, так как не всегда совпадают требования школы и семьи, в обществе происходит много негативного, нелегко составить программу воспитательной работы, все в ни й предусмотреть и выполнить. Кроме того, воспитание имеет внутренние противоречия: не срабатывает сразу обратной связи (результатов воспитательной работы сразу не увидишь), воспитание нужно осуществлять за б агатьма направлениям (умственным, нравственным, трудовым, эстетическим, экологическим, правовым, половым, физическим и т.д.). И все это нужно сделать учителялю.

Методологической основой нравственного воспитания является этика - наука о морали, ее природу, структуру и особенности происхождения. Мораль - это система принципов, норм и правил, регулирующих поведение человека в су успильстви, делают ее правильной. Понятие"моральный","нравственность"используют, когда речь идет о конкретном поступке, практическую сторону отношений. Итак, мораль, этику и нравственность нельзя считать синонимамами.

Содержание нравственного воспитания в национальной школе дается в концепциях национального воспитания (1996 г.), внеклассной воспитательной работы (1994 г), украинской национальной школы-семьи (1994 г), непрерывно й системы национального воспитания (1994 г.) и в других нормативных документах. Он включает в себя формирование национального сознания, воспитание любви к развитию национальной государственности, патриотизм; участие молодежи в практических делах развития нашего государства формирование у учащихся чувства достоинства, гордости за свою. Родину, верности Украине. В укреплении патриотических чувств большую роль играет героическое воспитания - формирование боевого морально-психологического духа, воспитание глубокого понимания гражданского долга, готовности защищать. Родину, овладение военными знаниями, изучении я боевых традиций и героических страниц истории украинского народа, его вооруженных силх сил,

О. Вишневский выделяет три этапа развития национального сознания ребенка

И. Этап этнического самосознания с раннего детства - это формирование культа родного дома, семьи, предков, родного села, города. В процессе етнизации большое значение имеет родной язык, сказки, народные песни и обычаи, обряды, творчествоть.

II этап национально-политического самосознания в подростковом возрасте - это восстановление исторической памяти, формирование чувства национального достоинства

III этап общественно-государственного самосознания - это формирование правильного понимания понятий"патриотизм","национализм","интернационализм", привития чувства национальной, расовой, конфессиональной тол лерантности. Моральные ценности делятся на следующие группы: в общечеловеческие, абсолютно вечные, которые имеют неограниченную область применения (гуманизм, доброта, честность, правда, достоинство, мудрость, справедливой весть, чувство прекрасного и т.д.));

в национальные - значимые для одного народа (патриотизм, чувство национального достоинства, историческая память и т.д.);

в гражданские - это признание прав и свобод человека, долга перед другими людьми, уважения к закону, государственных символов, правительства, к идее социальной гармонии и т.п.;

в семейные - нравственные основы жизни семьи, отношения поколений, законы супружеской верности, заботы о детях старше, память о предках, взаимоуважение в семье;

в ценности личной жизни - девиз, по которому живет человек, ориентиры поведения, цели, стремления. Они определяют черты ее характера, поведение, успехи, стиль личной жизни

Законы рыцарской чести, кодекс рыцарских подвигов раскрывает казацкая педагогика

В системе нравственного воспитания важной подсистемой является экологическое воспитание

. Экологическое воспитание - это систематическое воздействие на учащихся с целью формирования экологической культуры, т.е. накопления экологических знаний, воспитание любви к природе, желание беречь и приумножать ее, формирования умений и на авичок деятельности естественного и географического циклов. Биология и география рисуют детям картину современного мира растений, животных, всего, что нас окружает. Физика и химия дают учащимся комплекс политехнических знаний, научные основы и принципы современного производства. История, правоведение показывают недопустимости варварского отношения к природе. Эстетический цикл предметов раскрывает красоту природы и ее влияние на воспитание человекдини.

К системе нравственного воспитания относится воспитание непримиримого отношения к алкоголю, никотина, наркотиков, воспитания сознательной дисциплины, долга и ответственности. С этой целью ученики должны отр риматы знания о вреде различных видов наркотиков, пагубные последствия их употребления. Нужно формировать у учащихся взгляды на наркотики как на социальное зло, привлекать их к борьбе с ним, а с теми, кто вжи ет наркотики, проводить индивидуальную воспитательную работу. Антинаркотическая пропаганда должна проводиться в процессе изучения учебных дисциплин, во внеурочное время (беседы, лекции, диспуты, конференции), особо иву роль играет собственная позиция учителя в отношении наркотиков, курения, употребления алкоголяолю.

Сознательная дисциплина проявляется в строгом, неуклонном выполнении общественных принципов и норм

. Ответственность - это качество личности, характеризующееся стремлением и умением оценивать свое поведение с точки зрения пользы или вреда для общества, сравнивать свои поступки с господствующими в обществе требованиями, нор рмамы, законами, руководствоваться интересами социального прогресс.

. Обязанность - это осознанная личностью система общественных и моральных ценностей общества

В школе ученики изучают свои права и обязанности, правила поведения в обществе, приучаются к порядку и дисциплине на уроках, соблюдают режим труда и отдыха во внеурочное время, применяют сам моврядування, общественное мнение о дисциплине учащихся, склонных к нарушениям дисциплины или безответственности, анализируют причины недисциплинированности. Эти и другие пути и методы способствуют воспитанию сознательно й дисциплины, чувство долга и ответственности ученикив.

Большое внимание в школе должно уделяться правовому воспитанию - это также подсистема в системе нравственного воспитания. В современной ситуации общества растет детская преступность, и за последние пять лет составляет 13% всех зарегистрированных в Украине преступники ив.

"Деформирование личности проходит следующие этапы: появление пробелов и искажений в нравственно-волевой сфере личности, превращение их в относительно устойчивые взгляды и привычки формирование мотивации поведения, я которая включает антиобщественные цели, правонарушения, систематическое правонарушение, преступление"(Фицула. ММ. Педагогика -. К, 1997 -. С59. С.59).

В задачи правового виховання1 принадлежат вооружение учащихся знаниями законов страны, повышения их юридической осведомленности, формирование правового сознания школьников, воспитание уважения к украинским гос дарства и права, выработки умений и навыков правомерного поведения, воспитание нетерпимости к правонарушениям и преступности, преодоление в сознании некоторых учеников ложных представлений и отрицательных навыков и зови чок поведение.

Правовое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с материалами. Конвенции о правах ребенка, изучение правоведения, истории, литературы, географии; во внеклассной и внешкольной воспитательной работе пи ид время бесед, лекций, диспутов на правовую тематику, встреч с представителями правоохранительных органов, осмотра и обсуждения кинофильмов, на заседаниях клубов типа"Подросток и закон"тощ.

. Половое воспитание - это также составляющая общего процесса воспитательной работы школы и семьи, обеспечивает правильное половое развитие детей и молодежи

Педагоги должны воспитывать у учащихся уважение к себе, мужскую и женскую достоинство, уважение к противоположному полу, особенно к женской. Эта работа особенно интенсивно должна проводиться в подростковом возрасте, когда нужно формировать такие чувства, как стыд, совесть, скромность, которые особенно нужны для правильных отношений между юношами и девушками, сдерживания половых желаний, очистки психики от еротич них представлений. Выработать чувство ответственности у юношей и девушек за свои действия в области половых отношений - это значит добиться осознания ими того, что половые связи без настоящего чувства любви является вульгаризацией половых желаний, сталкивает человека с пути нормального развитияку.

Подготовка молодежи к семейной жизни предполагает, кроме вышеупомянутых качеств, воспитание умения выбирать себе друга (спутника) на всю жизнь, наладить дружеские, бесконфликтные отношения в семье, умение вес сти домашнее хозяйство, распределять между собой обязанности, умение распорядиться бюджетом, воспитывать млад.

Методика полового воспитания и подготовки учащихся к семейной жизни предполагает воспитательное воздействие при изучении школьных дисциплин, во внеурочной воспитательной работе. Специфическими подходами есть разговор отдельно с мальчиками и девочками, примеры не только из художественной литературы и кинофильмов, но и из жизни, налаживание здоровых отношений между ребятами и девушками.

Итак, нравственное воспитание должно триединую задачу: формирование нравственного сознания, воспитания нравственных чувств и главное - формирование нравственного поведения. Первоочередной задачей воспитателя является умение раз зпизнаваты мотивы поступков (без мотивам не делается; может быть несколько мотивов). Нужно наблюдать, как формируются мотивы, распознавать их, потому что даже за хорошим поступком может быть скрыт н егативний мотив. Более важны не поступки, а привычки. К. Д. Ушинский говорил, что моральные привычки - это прекрасный капитал, процент с которого позволяет нам красиво жило жити.

В процессе нравственного воспитания педагог пользуется принципами целеустремленности, связь с жизнью, воспитания через коллектив и в коллективе, уважения к личности в сочетании с требовательностью, опоры на п положительные качества личности, индивидуализации воспитательной работы и учета возрастных особливос.

Отбирая методы для нравственного воспитания детей, нужно исходить из цели (что мы хотим воспитать у ребенка), привлекать детей к деятельности и самодеятельности, учить обдумывать и обобщать свой опыт д жизни и поведения, применять различные методы воспитания . Педагогическая позиция воспитателя должна быть скрытой. Как известно, существуют тысячи методов, приемов и средств воспитания, существует классификация за. Ю. К. Бабанский,. М. И. Болдыревым, специфика различных методов воспитания рассматривается детально в лекции"Методы воспитаниявання".

Термин нравственность берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis - мораль. «Нравы - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений».

Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.

Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов.

По мере смены общественно - экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и правилах поведения в общественной среде.

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова поясняется, что воспитание это навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни, а нравственность толкуется как правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Мораль рассматривает С.И.Ожегов как правила нравственности.

В педагогической энциклопедии понятие «нравственное воспитание» характеризуется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

Нравственное воспитание - это двусторонний процесс. Он заключается во взаимодействии воспитателей и воспитуемых, в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких моральных убеждений и привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, о его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения, воплощенного в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности.

В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание - это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. По определению В. А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

Л.А. Григорович дал следующее определение: «нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм».

И.С. Марьенко обозначил «нравственность - как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.»

Нравственные нормы - это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Обширнее понятие воспитание раскрывает М.Г. Яновская.

Воспитание - это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых, а если речь идет о взаимодействии, школьник уже не только объект воспитания. Он субъективно идет на встречу с воспитательным влияниям педагога, он их принимает. А еще лучше, если школьник просто не замечает педагогических воздействий; ему кажется, что он сам так хотел, он сам к этому стремился, потому что для него это и важно, и интересно. В такой ситуации школьник - уже субъект собственного развития. Это важнейшая педагогическая закономерность, следование которой строго обязательно.

Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему всестороннего развития личности, считал, что ее системообразующий признак - нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания - развитие нравственных чувств личности».

Нравственное воспитание включает:

  • 1) формирование необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;
  • 2) ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;
  • 3) превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;
  • 4) формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям;
  • 5) формирование нравственных привычек.

«Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали».

Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, на сотрудничестве, становится для воспитанников значимым и привлекательным. Ученые выделяют следующие условия эффективности нравственного воспитания:

  • - опора на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности;
  • - обеспечение эмоциональной насыщенностью общей деятельности, организация совместных коллективных усилий и переживаний, объединяющие ее участников;
  • - создание атмосферы эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху;
  • - утверждение радостного, мажорного стиля жизни детского коллектива и каждой личности;
  • - учет положительных воздействий общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения;
  • - забота о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания».

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание личности - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко. Он определил основные задачи нравственного воспитания:

  • 1) формирование нравственного сознания;
  • 2) воспитание и развитие нравственных чувств;
  • 3) выработка умений и привычек нравственного поведения».

В своей работе Лихачев Б.Т. пишет, что «нравственное сознание - активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления».

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является, по мнению Б.Т. Лихачева нравственные чувства - постоянные эмоциональные ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий.

Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность благодаря их чувственному освоению ребенком. Нравственность для него, прежде всего живое чувство, реальное состояние и переживание глубокого удовлетворения или, напротив, дискомфорта, страдания, физического отвращения, самоосуждения и горького раскаяния. Нравственное чувство является системообразующим началом человеческой нравственности. Благодаря ему, моральное сознание, знание норм поведения, привычные поступки приобретают нравственный смысл. Нравственное воспитание, игнорирующее эмоциональную сферу, эстетическое отношение к действительности является слабосильным, неспособным формировать внутренние стимулы и побуждения высоконравственных поступков детей, управлять их поведением.

Источником моральных привычек является единство глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки - это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек - это тот путь к проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами - словом красотой. В.А.Сухомлинский писал, что благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.

Оценка нравственного чувства как основообразующего начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и одновременно, постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства.

Нравственное поведение - поведение, обусловленное нравственными нормами и принципами, регулирующими отношения людей в данном обществе. Важным условием воспитания нравственного поведения являются формирование нравственного сознания, нравственных понятий и нравственных чувств. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация - порождаемое ею нравственно - чувственное переживание - нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.

Писатель и педагог С. А. Соловейчик пишет: «Воспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт - пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность - граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх - духовность, она бесконечна. У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человек. Будет нравственное воспитание - ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей. Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.

Таким образом, изучение литературы показывает, что проблема нравственного воспитания актуальной была в педагогической науке, начиная с конца 19 века и остается в современном обществе. Эту проблему исследовали такие педагоги как Сухомлинский В.А., Макаренко А.С., Лихачев Т.Б., Марьенко И.С., Григорович Л.А. и др.

Под нравственным воспитанием понимают сложный и многогранный процесс, который основан на диалоге, общении, сотрудничестве воспитателя и воспитуемого. Нравственное воспитание основывается на правилах, которые определяют поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе. Нравственное воспитание - это обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.

В нашей работе рабочим понятием будет понятие И.П.Подласого. Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимании Н. в. в истории культуры сложилось 4 основные традиции: патерналист-с к а я (Н. в. как обязат. почитание старших); религиозно-цepковная (Н. в. как поддержание авторитета веры); просветительская (Н. в. как результат освоения науч. знаний, подверженных суду разума); к о м-мунитарная (Н. в. как процесс формирования чувства коллективизма). Многообразные концепции, в к-рых воплощались (не всегда, разумеется, в чистом виде) эти традиции, имели, как правило, филос. статус - ограничивались постановкой вопроса о принципиальной возможности и общем направлении Н. в. В тех случаях, когда в них (как, напр., у Платона, Ж. Ж. Руссо) содержались развернутые нравств. -воспитат. программы и конкретные методики, они оказывались утопическими.

Сложность трансформации общей идеи воспитания в конкретные пед. рекомендации и рационально организованные действия, в ходе к-рых достигался бы заранее планируемый нравств. результат, свидетельствует об условности понятия Н. в. Попытки интерпретировать Н. в. как нек-рое особое направление, наряду с физическим, эстетическим и т. д., иными словами, профессионализированную сферу пед. деятельности, рано или поздно наталкиваются на ряд неразрешимых трудностей.

Воспитат. процесс предполагает наличие воспитателей - людей более сведущих, компетентных, чем воспитуемый, в области, к-рая является предметом соответствующих воспитат. усилий. Логично считать, что применительно к Н. в. это должны быть люди, к-рые выделяются среди остальных по своим моральным качествам. Однако одной из отличит, особенностей подлинно нравств. человека является осознание им собств. несовершенства, чувство недовольства собой, в результате чего он не может безоговорочно принимать на себя роль учителя морали. Если же человек рассматривает себя достойным такой роли, то это как раз доказывает, что он менее всего к ней пригоден. Возникает парадокс: тот, кто имеет основание обучать нравств. принципам (именно потому, что обладает необходимыми для этого качествами), никогда учителем морали не станет; тому же, кто охотно стремится выполнять подобные обязанности (и именно потому, что он этого желает), никогда нельзя доверить эту роль.

Противоречивы представления об объекте Н. в. В традиц. теории воспитания индивиды подразделяются на две группы - воспитателей и восгштуемых: первые учат вторых, целенаправленно передают им свой опыт, знания, умения, навыки и т. д. Нравственность, однако, не может быть усвоена чисто внеш. образом, она основывается на личностной автономии; нравств. закон, в отличие от всех др. предписаний, является законом самой личности. Выход из этого положения обычно усматривался в том, чтобы толковать Н. в. как своеобразное «повивальное» иск-во (Сократ, И. Кант).

Воспитанию, как и любой рациональной деятельности, присуще такое различие между конечным результатом (целью) и ведущими к нему промежуточными действиями (средствами), при к-ром действия-средства получают смысл и оправдание только в связи с данной целью (напр., чтобы научиться хорошо играть на муз. инструментах, надо выдержать муки ежедневных упражнений); достигаемые в процессе воспитания цели в свою очередь получают оправдание в более широком жизненном контексте, выступая в качестве средств по отношению к другим, более важным и общим целям (напр., овладение трудовыми и эстетич. навыками напрямую связано с благополучием человека, его социальным самочувствием и статусом). Н. в. не укладывается в логику целе-рациональной деятельности. Нравственность не является обычной целью, к-рую можно достигнуть в определенный отрезок времени с помощью определенной совокупности конкретных действий; ее скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, к-рая делает возможной существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности. Точнее, нравственность можно назвать не целью, а идеалом - регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения. К нравственности неприложима формула «цель оправдывает средства»; как нет средств, к-рые ведут к нравственности, так и сама нравственность не может быть средством, ведущим к чему-либо иному, ибо наградой добродетели является сама добродетель. Возникает еще одно противоречие: Н. в. как рационально организованная деятельность имеет смысл постольку, поскольку в ходе этой деятельности нравственность из идеальной цели превращается в реальную, но если нравственность выступает в качестве идеальной цели, то усилия по ее дальнейшему преобразованию лишаются смысла, ибо существование в форме идеала и есть способ ее реального существования.

Отсутствие в обществе лиц и учреждений, профессионально занятых и ответственных за дело Н. в., исключительно важно для понимания механизмов вос-произ-ва нравственности в обществе. По мысли др.-греч. философа Протагора, в особых учителях добродетели нет нужды по той причине, что все учителя (музыки, гимнастики, математики и т. д.) учат добродетели. Социальные институты (семья, школа, трудовой коллектив, гос-во и др.) точно так же наряду со своим прямым назначением оказывают и нравств. формирующее воздействие на вовлеченных в них индивидов. Процесс воспроизводства нравственности в обществе вписан во все многообразие социальной деятельности и осуществляется попутно. В целом он протекает стихийно и поддается целенаправленному воздействию и сознат. контролю гл. обр. в форме самовоспитания, самосовершенствования. Никто не имеет особых преимуществ, полномочий выступать от имени нравственности, представлять интересы общества в данной сфере. Каждый человек обладает этой привилегией и обязанностью и как социально-деятельное разумное существо несет полную ответственность за собств. нравств. становление и развитие.

Человек может влиять на собств. нравств. развитие через культивирование определенных поступков, поведение, суммирующихся в нравств. черты характера. Каковы поступки, говорил Аристотель, таковы и нравств. качества человека. Равномерно распределяя блага при обмене между людьми, человек учится быть справедливым, проявляя отвагу в условиях опасности, он приобретает мужественность. Вместе с тем именно через поступки человек оказывает нравств. воздействие на др. людей. «Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами» (А. Швейцер), оно осуществляется через силу собств. примера. Т. о., поступок является основой нравств. самовоспитания человека, а также гл. каналом, по к-рому он нравственным образом влияет на окружающих. Так воспитуемый становится воспитателем: воспитывая себя, человек одновременно воспитывает других.

Н. в. может также приобретать крайние, превращенные формы - морализаторство и моральный террор. Морализаторство переоценивает добрую волю индивида, подменяет пед., экон.-хоз. и иные практич. проблемы моральными, а решение последних связывает с назиданием, проповедью. Моральная назидательность, как правило, является выражением фактич. беспомощности или прикрытием безнравственности. К морализаторству чаще всего прибегают воспитатели по положению (родители по отношению к детям, учителя - к ученикам и т. д.) и тем охотнее, чем менее они являются воспитателями по своему существу, а также люди, порочные склонности к-рых получили такое сильное развитие, что требуются спец. усилия для их прикрытия. Морализаторство - один из источников лицемерия, социальной фальши. Моральный террор недооценивает добрую волю человека. Его суть - насильств. осчастливливание людей путем навязывания им через жесткую регламентацию определенных внеш. норм поведения, нравств. значимость к-рых сама по себе не вызывает сомнения. Нравств. предписания выступают в данном случае как скрытое средство для подавления и унижения личности. Моральный террор возникает в условиях патерналистских отношений, свойствен структурам, тяготеющим к открытому тоталитаризму.

Существует буквальное понимание Н. в. как обучения нравственности, что является не вполне адекватным: обучить нравственности нельзя; Н. в. выражает потребность общества сознательно влиять на процесс, являющийся предельно индивидуализированным и в целом протекающий стихийно.

Термин «Н. в.» употребляется также в узком значении - как обучение нормам обществ. приличия. В этом случае речь идет о диктуемых культурой формах поведения индивида в разл. ситуациях и отношениях - от поведения за обеденным столом и до ритуалов почитания богов. Люди разных эпох и обществ.отличаются друг от друга не тем, что они делают, а тем, как они поступают, - нормами, задающими критерии подобающего и неподобающего, хороших манер. Эти предписания приучают человека смотреть на себя как бы со стороны и самокритично, вырабатывают в нем чувство уважения к себе и другим. Было бы большой ошибкой отрывать этику от этикета, недооценивать роль последнего. Приличное, достойное поведение, хорошие манеры, то, что емко именуется воспитанностью, культурностью, еще нельзя считать нравственностью (добродетелью), но является ее необходимой и надежной составляющей. Человеку воспитанному, культурному, цивилизованному противостоит дикарь, невежа, грубиян. Есть культуры (восточные, в отличие от западных, рыцарская - от мещанской), в к-рых воспитанности (нормам вежливости, этикета) уделяется акценти-рованно большое внимание. В отд. эпохи нормы воспитанности в обществе были строго кодифицированы (напр., «Домострой» или «Юности честное зерцало» в России), в совр. обществе они более размыты и индивидуализированы.

Отличное определение

Неполное определение ↓