Хадис говори благое. Говори благое или молчи! Молчание молчанию рознь

Маша ЗолотоваАвтор блога

Она часто вспоминает ту жизнь, жизнь с ним. И нотки сожаления об утерянных минутах скребутся в душе и льются горькие слёзы о былом. Не успела, не сказала, недолюбила.....Как часто люди порой сожалеют о недосказанном, о том что держат внутри себя, боясь показаться слишком наивными и открытыми. Не бойтесь!!! Ведь жизнь так коротка и время в этой дунья так быстротечно. Лучше сказать как ты дорожишь и ценишь, чем потом сожалеть и стенать по поводу несказанного.

Сомнения...сомнения это сильная отрава, это яд для любящих сердец. Надо верить и думать только о хорошем, плохое если суждено и так вас настигнет, уж в этом не сомневайтесь. Никто не застрахован от этого гнетущего чувства. Которое сжигает тебя изнутри, когда червь сомнения начинает съедать твою душу изнутри.
Она думала, что у него кто-то есть. Потому что когда она просила уделить ей время он отнекивался, ссылаясь на занятость, на срочные дела. Ловил для неё машину и отправлял домой со словами: Я приеду домой попозже. Он провожал машину взглядом, а потом обязательно доставал телефон. Писал что-то наверное думала она и слёзы стекали по её лицу. Или наверное проверяет пропущенные звонки, на которые не хотел отвечать в её присутствии...нашёптывал ей шайтан, продолжая внушать ей ненужные и чёрные мысли. Наверное он писал кому-то: Крошка, я наконец-то освободился, когда мы сможем увидится? Извини, что не брал трубку, был занят. Дурные мысли кружили ей голову пока она добиралась домой, пока сидела и ждала его возвращения. А он приходил такой уставший и такой измученный, что она стыдясь своих диких мыслей и отгоняя их вновь и вновь молча занималась своими домашними делами, даже не подавая вида мужу на свои страхи и сомнения.Она думала: Ничего страшного. Сейчас все мужчины имеют по две или три жены. Наверное он тоже женился, но не хочет меня расстраивать и поэтому молчит. Мы же взрослые люди и всегда сможем решить такие вопросы. И так продолжалось каждый раз, каждый раз...
Всё выяснилось потом, позже, случайно.
Конечно всему есть предел и конец. И всё тайное когда-то становится явным.
Жена его близкого друга однажды придя в гости начала рассказывать ей какой у неё оказывается замечательный и заботливый муж. Она тараторила с восхищением: Представляешь, даже мой муж был удивлён тем, что каждый раз когда ты садилась в машину, то он проводив машину взглядом, доставал телефон и записывал номер автомобиля и его марку. На вопрос друга: Зачем ты это записываешь? Он отвечал: Понимаешь, волнуюсь я за неё, сам видишь, какое сейчас время неспокойное и смутное, мало ли что. Сейчас так всё сложно, что всякое случается. И ни на кого надеяться нельзя.
Она говорила и говорила, но она её уже не слушала, слёзы стекали по её глазам. Слёзы радости и счастья от понимания того, что она так никогда и не подала вида мужу на те сомнения и чёрные мысли, что разрывали её временами изнутри. И благодарила Всевышнего Аллаха за такого правильного и праведного мужа.
"ГОВОРИ БЛАГОЕ ИЛИ МОЛЧИ" В этих нескольких словах заложено столько мудрости, столько понимания и значимости того, что слово пока ты не скажешь твой раб, но когда ты его скажешь, то уже ты становишься его рабом.
Помните это...всегда.....

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: " Кто верит в Аллаха и Судный День, пусть говорит благое или молчит.. . " (аль-Бухари, Муслим).

Некоторые так называемые рационалисты говорят: "Зачем повторять заученные фразы и наводить тоску на собеседника? Неужели Аллах просто так дал разум человеку? Мы способны размышлять и мыслить логически, что является куда эффективнее, чем шаблонные мысли и штампы". Такой установке следуют в основном кораниты, джахмиты, некоторые суфии и отдельные шииты.

Да, разум - это прекрасно. Рационализм вполне уместен и полёт фантазии никто никому не ограничивает, когда речь идёт о каких-либо мирских вопросах. Но если затрагивается сфера религии, то тогда мы спросим: какой разум? Если разум человека не осилил ни одной книги, не вместил в себя ни одного аята, хадиса, правила, то что это за разум? Как ему можно доверить такие важные вопросы, как достижение успеха в Вечной жизни? Ему нельзя верить, даже если он не обделён интеллектом и способен на анализ, объективность и критическое мышление. Что же говорить тогда о том, кто даже на это не способен, ничего не видит, не слышит, а в ответ на все аргументы выдаёт сплошные эмоции?

Я просто оставлю здесь скриншот одной показательной беседы между приверженцем сунны и приверженцем страстей и эмоций. Начался спор с невинного обсуждения вопроса об усах и бороде. Чем всё закончилось, читайте сами. Скриншот ценен ещё тем, что из него можно почерпнуть немало полезных доводов из шариатских текстов для ответа заблудшим суфиям, родинопоклонникам, хамам и гордецам. К слову сказать, не только в общении с невеждами, но и в общении с "интеллектуалами" мусульманин, знающий Коран и сунну, выглядит намного выигрышнее собеседника.









Речь громкая порой ничем не блещет

Речь тихая бывает речью вещей.

Вращается неслышно круг судьбы,

А колесо арбы гремит, скрежещет…

Мирза Шафи Вазех

Всевышний даровал человеку великое благо - умение говорить. Дар слова бесценен. Слово - носитель смысла, оно помогает придать форму нашим чувствам, желаниям, мыслям.

Слова - это сложный инструмент, и лишь умелое пользование им, позволит не причинить вреда себе и окружающим нас людям.

Каждый из нас должен понимать, что любое слово может ранить человеческую душу, лишить жизни, ввести слушающего во мрак невежества и деструктивизма, но, в то же время, оно может вдохновить, просветить, осчастливить, и, даже спасти от смерти.

К сожалению, человек не всегда осознает огромную ответственность, которую он несет перед Господом за каждое оброненное слово.

Принять обет молчания, тем самым отказавшись от Божьей милости - говорить, мы не должны, но, поверьте, в наших силах воздерживаться от пустословия и дурной речи, сеющей зло и бесконечный хаос.

Молчание - золото

Не говори, если это не изменит тишину к лучшему.

Восточная мудрость

Удивительно то, что человеку бывает достаточно и двух-трёх лет, чтобы научиться разговаривать, но для того, чтобы научиться молчать не хватает и всей жизни, но ведь именно разумное молчание ‒ это признак мудрости, сохранение себя от зла людей на этом свете и от наказаний Творца на свете том. Люди не любят молчать, следовательно, не любят и слушать.

Даже те, кому осталось, может,

Пять минут глядеть на белый свет,

Суетятся, лезут вон из кожи,

Словно жить еще им сотни лет.

А вдали в молчанье стовековом

Горы, глядя на шумливый люд,

Замерли, печальны и суровы,

Словно жить всего им пять минут.

Расул Гамзатов

Действительно, наш суетливый мир наполнен болтовней, шумом, грохотом. Человек привыкает к этому звуковому фону - разговоры ни о чем, сплетни и бесконечный поток информации, - на этом фоне молчание кажется скучным и неприемлемым.

Молчание же создает атмосферу величественной тишины, которая крайне полезна для разума, души и сердца. И только человек, исполненный истинным молчанием, способен прислушаться к голосу своего внутреннего мира.

Кто уверовал в Аллаха (Бога, Господа) и в [истинность, неотвратимость] Судного Дня, тот пусть говорит благое (хорошее) либо молчит.

хадис от Абу Хурайры,

Воистину, человек, не задумываясь [о последствиях], может проговорить слово (или фразу), которым Господь будет настолько доволен, что поднимет этого человека на [высочайшие] уровни. В то же время он ‒ и нет сомнений в этом, не следя за собственной речью, может сказать слова, которые вызовут крайнее недовольство Господа и низведут его в Ад.

хадис от Абу Хурайры,

св. хадисов аль-Бухари, Муслима, Ахмада, ат-Тирмизи и др.

Великий имам ан-Навави, комментируя, сказал: «Данный хадис побуждает нас внимательно относиться к собственной речи. Тот, кто хочет что-то сказать, первым делом пусть подумает о пользе своих слов. Если ее нет, то нужно промолчать »

Суфьян ибн ‘Абдулла ас-Сакафи спросил у Пророка: «Что наиболее опасно для меня?» Посланник Божий ответил: «Вот это», ‒ и указал на язык.

хадис от Суфьяна ибн ‘Абдулла ас-Сакафи,

св. хадисов Муслима, Ахмада, ат-Тирмизи и др.

Пророк, завершая однажды перечисление благородных поступков и качеств, способствующих вхождению человека в райскую обитель, сказал одному из своих сподвижников, Му‘азу ибн Джабалю: «Хочешь узнать о том, что поможет тебе овладеть всем этим (что стоит в итоге всего перечисленного мною)?» Тот ответил: «Конечно, о посланник Аллаха». Пророк, указывая на язык, сказал: «Придерживай вот это!» Му‘аз в изумлении спросил: «Разве мы будем отвечать за то, что говорим?» Пророк (да благословит его Господь и приветствует) ответил: «Удивительно, Му‘аз! Ты разве не знаешь о том, что люди будут сбрасываться в Ад, падая ничком, именно за сказанное их языками?!»

Хадис от Му‘аза ибн Джабалю,

Св. хадисов Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и др.

Только представьте, сколько благих дел сожжено словами и сколько достоинства потеряно по причине высказываний! То, чему может привести лишняя болтливость: ошибки, ложь, сплетни, злословие, вульгарность, самолюбие, вражда, одиночество притеснение людей, порочность чести и много других бед.

Имам аль-Газали сказал: «Речь может быть четырёх типов: 1) только вредной; 2) только полезной; 3) смешанной, в которой есть и польза и вред; 4) такой, от которой нет ни пользы, ни вреда».

Язык мал по своей величине, но сколько вреда и боли он может принести человеческому роду! В силах человека позволить языку не произносить ничего, кроме того, что принесет ему пользу в миру и в Ахирате, и только это убережет его от всего, что может принести ему вред в обоих мирах. Язык является самым непослушным органом человека, и как же тонка грань между знанием о том, что следует восхвалять или порицать, и тем, от чего следует отдалиться.

Молчание молчанию рознь

Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить.

Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать.

Бойся равнодушных - они не убивают и не предают,

Но только с их молчаливого согласия существует

На земле предательство и убийство.

Б. Ясенский

Молчание молчанию рознь. Молчание, порожденное равнодушием, высокомерием и страхом не равно молчанию, наполненному мудростью и терпением. Важно ощущать границу между разумным молчанием и молчанием невежественным. Молчание хорошо, но благовременное и благоразумное, но чрезмерность и в том и в другом приносит весьма великий вред и повлечет за собой раскаяние. Б езрассудное молчание от обиды, злости или по тщеславию может быть даже хуже многословия.

Сила слова

Иногда одно-единственное слово может разрушить семью, лишить жизнь всякого смысла, убить последнюю надежду на исцеление. Иногда слово может поистине творить чудеса. Оно может исцелить безнадежно больного человека, придать жизни новый смысл.

Каковым бы ни были наше эмоциональное состояние, терпение и выдержка, мы так или иначе всегда реагируем на слова: спорим ли, делаем ли комплименты, говорим ли о любви. Поэтому выражение «словом можно возвеличить или убить » абсолютно верно.

Каждый сустав из (суставов, имеющихся в телах) людей, должен давать садаку каждый день, в который восходит солнце:проявление тобой справедливости (, когда) между двумя (людьми возникает спор,) есть садака, и оказание тобой помоши человеку, которого ты подсадишь на его верховое животное или которому подашь его поклажу, есть садака, и доброе слово садака, и за каждый шаг, который ты делаешь на пути к молитве, (тебе записывается) садака и устранение тобой с пути того, что причиняет вред (людям,) есть саадака.

хадис от Абу Хурайры,

св. хадисов аль-Бухари и Муслима

Страшитесь Ада! [Будьте набожны пред Богом, сторонясь явных грехов и совершая благие дела!] И пусть же [благое] будет проявлено хотя бы половинкой финика [чем-то очень малым и незначительным, совершенным во благо других] или, если даже столь малого у вас нет, добрым словом [подбадривающей, правдивой, успокаивающей, воодушевляющей, дарящей положительные эмоции вашему собеседнику речью].

Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997,

Т. 4. С. 1904, хадис № 6023

Верующий не может быть (1) порочащим (поносящим, дискредитирующим), (2) проклинающим, (3) грубым (непристойным, неприличным), (4) ругающимся и похабным.

хадис от Ибн Мас‘уда,

св. хадисов ат-Тирмизи

Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре качества, а отличающийся одним из них будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. Этими качествами отличается тот, кто предаёт, когда ему доверяются; лжёт, когда рассказывает о чём-либо; поступает вероломно, когда заключает договор, и преступает границы дозволенного, когда враждует с кем-либо.

св. хадисов аль-Бухари (34), Муслима (58)

Лучше дать благой совет [сказать несколько добрых и нужных слов, помолиться за нуждающегося], простить [кого-либо, в том числе и бестактно требующего помощи, даже если он неопрятен, груб или невоспитан], нежели дать милостыню, за которой последует боль [внутреннее сожаление о совершенном благодеянии; напоминание, неуместное упоминание или явное проявление заносчивости в словах, поведении перед тем человеком, кому была оказана помощь]. Всевышний Аллах безгранично Богат [кого пожелает, одарит в необходимой мере и степени, без посредничества причины] и Терпелив [не наказывает человека, не дав ему возможности раскаяться, осознать, исправиться].*

Священный Коран, 2:263

Сын мой [продолжил Лукман, если поступок твой благой или скверный] будет на вес маленького зернышка, [знай] Всевышний в полной мере осведомлен даже о малом [затерявшемся] в скалах или в небесах, в земле. [Где бы это ни произошло и сколь бы малозначимым, незаметным это ни было, человек понесет за совершенное им ответ.] Он (Господь миров) Добр [к людям] и абсолютно обо всем осведомлен.

Сынок, выстаивай [обязательную] молитву, побуждай к благому [будь примером во всем хорошем и праведном] и удаляй [начиная с самого себя] от скверного; будь терпелив ко всему тому, что постигает тебя [крепчай от трудностей и невзгод, трезво их оценивая и поочередно преодолевая]. Поистине, [все] это потребует от тебя стойкости и решительности.

Не искривляй свое лицо перед людьми (не делай гримасу отвращения, брезгливости) и не ходи по земле самодовольно и кичливо. Поистине, Господь не любит всякого надменного, самодовольного, хвастливого. Будь умерен при ходьбе и не повышай голоса! Поистине, самым отвратительным из голосов является [тот, что подобен] крику [безумных] ослов.*

Священный Коран, 31:16-19

У каждого человека] — два [ангела-писаря] встречающих (принимающих) [все, что от него исходит], по одному сидящие справа и слева. Всякое слово, сказанное им, непременно [встречается] могущественным (находящимся всегда наготове) наблюдателем [одним из двух ангелов].*

Священный Коран, 50:17-18

Скажи [Мухаммад] верующим (рабам Божьим), чтобы говорили [даже если их собеседниками будут упрямые безбожники или язычники, злейшие враги или завистники] то, что является наилучшим [наиболее этичным, продуманным, мудрым, уместным, красноречивым].

Поистине, Сатана [настойчиво] сеет между ними [людьми] вражду [а потому в первую очередь именно вы, верующие, будьте благоразумны с теми, кто иных взглядов, и не подливайте масла в огонь; учитывайте Богом данное людское многообразие мнений и ценностей. Имея благие намерения, не становитесь помощниками Сатаны]. Воистину, Дьявол для человека является очевидным врагом [причем вне зависимости от вероисповедования и традиции, которым данный индивидуум следует. Бытность человека человеком уже достаточна для Иблиса].*

Священный Коран, 17:53

Эксперимент

Масару Эмото провел один интересный опыт он разложил отварной рис в три стеклянные банки и повторял в одну из банк: «Дурак!». Рису во второй банке говорил: «Спасибо!», а рис из третьей банки он попросту игнорировал.

Рис, которому сказали «Спасибо!», перебродил и приобрел приятный запах. Рис, которому сказали «Дурак!», потемнел и сгнил. Рис, на который не обращали внимания, почернел и стал издавать отвратительное зловоние.

Однако это не конец истории. Он принес те же самые банки с рисом в начальную школу, и ученики сказали «Спасибо!» рису во всех трех банках. Прошло совсем немного времени, и в банках начался процесс брожения, а рис стал ароматным ‒ даже тот, который казался безнадежно испорченным. Как видим, слово воздействует не только на нас самих, но и на все в этом мире.

Исследования показали, что слова сильно изменяют структуру воды, а наши тела состоят из нее на 70-80 процентов. Под воздействием речи молекулы воды структурируются особым образом, выстраиваясь в сложные ансамбли. Отсюда следует, что наши слова влияют не только на нас, но и на окружающий нас мир

Сплетни

Всевышний Аллах, порицая сплетников, в Коране говорит:

Не проявляй покорность перед всяким] клеветником [кто злословит, порочит честь другого человека, наговаривает], распространителем сплетен [ссорящим людей, сеющим меж ними вражду и неприязнь, вносящим смуту, недопонимание в их отношения. Не иди на поводу у таких людей!].*

Священный Коран, 68:11

Пророк как-то спросил у своих сподвижников: «А знаете ли вы, что такое аль-гыйбэ (злословие, хула)?». Те ответили: «Всевышнему и Его посланнику лучше известно».

««Гыйбэ» ‒ это когда говорят о другом [в его отсутствие] то, что ему не понравится», ‒ сказал Пророк. Один из слушающих спросил: «А если то, что я говорю о нем, характерно для него [действительно присутствует в нем]?» Посланник Божий ответил: «Если то, что ты говоришь в его адрес [в отсутствие этого человека], на самом деле есть в нем, то это [произнесение того, что ему не понравится] и есть гыйбэ [греховное злословие]. А если оно отсутствует, тогда это ‒ бухтан [клевета, ложь, что значительно пагубнее]».

аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 540, хадис № 1806

Откуда же берется желание сплетничать?

Источник этого зла находится там же, где и источник всех грехов: во-первых, нам свойственно любопытство. Мы ищем новостей и слушаем их просто потому, что они нас занимают. Конечно, любопытство может быть полезным. Например, любопытство, выражающееся в стремлении знать Бога и Его волю - это духовное достоинство. Но если любопытство выражается в поисках и распространении вредных слухов, значит, мы утверждаемся за счет чужого благополучия.

Во-вторых, страсть к безделью и праздности. Нерадивые люди, бездельники могут легко стать сплетниками. Те же, кто занят своими обязанностями, обычно просто не имеют времени думать об обязанностях других.

В-третьих, сплетни и клевета часто коренятся в эгоизме, себялюбии и желании находиться в центре внимания. Мы привлекаем внимание к себе, к несчастью, за счет других.

В-четвертых, это самовозвышение ‒ нас может подстегивать желание превозносится над другими: если я плохо говорю о ком-то, я поднимаюсь в собственных глазах, ведь я оказывается, лучше их!

В-пятых, злоречие иногда коренится в обиде. Кто-то обидел нас, мы не можем его простить и мстим тому клеветой. Когда горечь и злобу не на ком выместить, мы обращаем их на ни в чем не повинных, посторонних людей, чем-то напомнивших нам о нашей обиде.

В-шестых, мы склонны говорить о плохом, потому что это успокаивает нас. Несчастье любит несчастье. Вот почему плохие вести распространяются гораздо быстрее хороших. Чужой успех раздражает нас и делает наши неприятности еще тяжелее.

Пусть же Всевышний дарует нам мудрость избежать греха злословия, наполнив нашим сердца мудростью и способностью проявить должное терпение и смирение.

Речь, содержащая издевательства

Ислам запрещает насмешки и издевательства. Всевышний Аллах в Коране говорит:

Верующие! Пусть один народ не насмехается над другим (пусть одни не насмехаются над другими)! Возможно, они [над кем смеются и издеваются] лучше их [то есть насмехающихся]. И женщины [жены] пусть не смеются над другими женщинами [над женами других]. Очень даже вероятно, что они [над кем смеются и издеваются] лучше их [то есть насмехающихся]. Не выискивайте недостатков друг у друга (не злословьте), не называйте друг друга оскорбительными прозвищами! Сколь скверно приобрести имя «разврат, аморальность» после [имени] «вера». [Если вы стали верующими, тогда станьте и обладателями соответствующих благородных качеств, характеристик. Пусть аморальные ваши поступки не сменят характеристику «верующий» на клеймо «развратник»; если стали верующими, тогда поведение аморальных людей вам никак не к лицу. Вовремя опомнитесь, раскайтесь и исправьтесь.]

А те, кто не раскаивается [не кается, не сожалеет о совершенных ошибках и грехах], они ‒ залимы (грешники, притеснители, поступающие несправедливо, в первую очередь по отношению к самим себе).*

Священный Коран, 49:11

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Поистине, когда в следующем мире перед надсмехавшимся над людьми откроются одни из врат Рая, то будет сказано ему: «Иди сюда! Иди сюда!» И войдут (причинённые им) бедствия и страдания, а когда пройдут они, закроются врата, оставив его. Затем откроются пред ним другие врата Рая, и будет сказано ему: «Иди сюда! Иди сюда!». И войдут (причинённые им) бедствия и страдания, а когда пройдут они, закроются врата, оставив его. И будет продолжаться это покуда не откроются пред ним одни из врат Рая, и будет сказано ему: «Иди сюда! Но не принёс ты ничего кроме горя».

хадис от Хасана аль Басри,

св. хадисов аль-Байхаки

Сквернословие

Издревле матерщина в народе именуется сквернословием ‒ от слова скверна. В словаре В. Даля, который является результатом глубокого изучения живого народного русского языка, сказано:

Скверна ‒ мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад; вонь.

Не все понимают, какая беда для общества в целом и для каждого из нас в отдельности кроется в скверной брани. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демоническими силами.

Сквернословие является инфернальной лексикой. Инфернальной ‒ значит адской, из преисподней. Мистические корни этого явления уходят в далёкую языческую древность. Люди, чтобы оградить свою жизнь от злобных нападок демонического мира, вступали с ним в контакт. Этот контакт мог быть только двояким. Демона либо ублажали, превознося его и принося ему жертвы, либо пугали его. Так вот, пугали демона именно скверной бранью.

Привычка к сквернословию формирует нравственный облик человека; мешает его приобщению к культуре, делает такого человека ненадёжным во взаимоотношениях с другими. Привычка к сквернословию ‒ признак духовного и нравственного разложения человека.

Лингвистическая генетика

Изучение молекулы ДНК, основной генетической структуры, из которой строятся наши хромосомы, показало, что последовательности нуклеотидов в ДНК являются речеподобными структурами. Наше мышление, результатом которого является речь, реализуется через хромосомные функции нейронов головного мозга. Нейроны головного мозга - это система, наиболее мощно синтезирующая белки.

Ученые пришли к заключению, что наша речь устная или письменная ‒ это огромный поток электромагнитных ментальных волн, которые воспринимает наш генетический аппарат и, реагируя на такие внешние воздействия, может вызывать изменения в генах . Каждое слово, услышанное и произнесенное человеком, несет в себе положительный или отрицательный энергетический заряд. Поэтому содержание речи прямо пропорционально влияет на волновой геном человека и способно изменять генетический код наследственности в ту или иную сторону!

Ученые зафиксировали, что некоторые бранные и негативные слова способны вызывать мутации генов огромной силы подобно облучению радиацией.

Вы только представьте, какой негативный посыл мы направляем на свой организм или на собеседника, когда, особо не задумываясь о смысле, произносим фразы типа: «Меня от тебя тошнит», «Только через мой труп», «Это просто какой-то ужас», «Глаза б мои тебя не видели», «Я умираю от голода», «Убить тебя мало», и т.п. Будьте внимательны и следите за своей речью.

Когда человек сам себе дает положительные установки, и неважно на каком языке, он запускает те процессы, которые озвучены им внутренне. Он обращается к тем неизведанным глубинам, которые заключены в нашей ДНК, открывая резервные возможности организма.

Всевышний выделил человека среди прочих своих созданий, украсив его знаниями, благодаря которым он может выражать свои мысли и отделять дозволенное от запретного. Аллах даровал человеку знание и сделал его совершенным, Господь наделил его языком, посредством которого человек открывает то, что прячут его сердце и разум. И основная цель человеческого существа - использовать по назначению Божий подарок, не вдаваться в крайности и не становиться марионеткой собственных страстей.

Поэтому, дорогие друзья, пока не поздно, меняйте негативные мысли и слова на позитивные, не засоряйте свою речь и сердце, контролируйте свои отрицательные эмоции.

Берегите себя, своих близких и будьте здоровы!!!

Гульнара,

Махалля №1

*С комментариями Ш. Аляутдинова

Моральные установки и ценности современной молодежи (и не только) во многом таковы, что позволяют цинично обсуждать свои отношения с лицами противоположного пола. Такие низкие поступки никак не согласуются с требованиями нашей религии, которая обязывает беречь тайны друг друга и вообще не передавать чьи-то слова, сплетни, не обсуждать с третьими лицами наши частные моменты .

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Воистину, одним из худших людей по своему положению в день Воскрешения будет человек, который имел близость со своей женщиной, и она – с ним, а затем рассказывал о тайнах своей супруги (своего супруга)».

Определенные частные моменты бывают не только между супругами. То же самое можно сказать о подругах, которые в приватной беседе обсуждают, к примеру, какие-то свои женские болезни, гигиенические процедуры, делятся личными планами и переживаниями, а потом, как ни в чем не бывало, пересказывают все это своим мужьям. Ей-то он муж, а вот той ее подруге – совершенно посторонний мужчина. И получается так, что этот чужой человек, по сути, шпионит и подглядывает за личной жизнью и внутренним миром чужой жены, матери или сестры. Разве это не подло? Ведь душу не раскрывают кому попало: только тому, кому действительно доверяют. Но это доверие часто оказывается односторонним, незаслуженным. Имам Али сказал: «Самое отвратительное вероломство – это разглашение тайны» .

Особенно теперь, когда общение почти целиком перекочевало во всевозможные мессенджеры и чаты, появилась масса возможностей следить, подсматривать и, что еще хуже, распространять информацию о чужой частной жизни, действуя по принципу: чужой порок – на площадь, а свой – в речку.

На каких-то женских форумах и в группах девушки обсуждают практически любые темы: от выбора платья до глубоко личных проблем. Но по ту сторону экрана иногда оказывается не лучшая подруга, а ее любимый супруг с телефоном жены в руке. Да, у жены не должно быть от мужа секретов, но получается, что секреты ее подруги подлым образом становятся известны третьим лицам. А когда этот муж в очередной раз увидит подругу своей жены или даже вспомнит о ней, каковы будут его мысли? Он просто будет глядеть в ее душу, разглядывать ее проблему, будет ухмыляться и забавляться, думая о ней, а она об этом и не догадается. В хадисе сказано: «Кто бы ни подслушивал людей, в то время как они этого не хотят, тому в День суда в уши нальют расплавленный свинец» (аль-Бухари).

Ситуация может быть и прямо противоположной: жена выкладывает любимой подружке всю подноготную о своем муже. А в хадисе сказано: «Женщина, которая раскроет секрет мужа, будет разоблачена перед всем народом в Судный день, а также Аллах разоблачит ее в этом мире».

Горе той женщине, которая разглашает секреты мужа. Но и горе тому мужу, который не останавливает свою жену, когда она пересказывает все услышанное и увиденное о подругах, общих знакомых или родственниках. Слушая сплетни, мы и сами становимся соучастниками греха. Посланник Аллаха (с.а.с) сказал: «Сплетник не войдет в Рай».

Любая сплетня – низость и подлость, даже предательство, нож в спину. И не только с точки зрения религии, но и с общечеловеческой позиции. «В основе каждой сплетни лежит хорошо проверенная безнравственность», – сказал когда-то писатель Оскар Уайльд .

Доверительные отношения обычно бывают между мужем и женой, между подругами, сестрами, между мамой и дочкой... но их откровенность должна ограничиваться только своими собственными переживаниями, историями, неудачами или курьезами. Ни подруга, ни сестра, ни общие знакомые, никто другой не должен становиться предметом обсуждения с кем-либо еще.

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Для того чтобы стать лжецом, человеку достаточно только передавать дальше все, что бы он ни услышал» (Муслим).

Также есть хадис, который гласит: «Когда я был вознесен на небо, то прошел мимо людей с медными когтями, которыми они царапали себе лица и грудь, и я спросил: “Кто они, о Джабраил?“ Он сказал: “Это – поедающие мясо людей (то есть злословящие о них) и бесчестящие их”» (Абу Дауд).

В хадисе говорится: «Если один человек рассказал что-то другому человеку, а затем обернулся, то это уже аманат». Пророк (с.а.с.) сказал: «Нет веры у того, кто не соблюдает доверенное». А каждое слово, сказанное нам лично, – это аманат, то есть нечто, данное нам на хранение, доверенное нам. Даже маленькие дети не любят, когда взрослые пересказывают друг другу какие-то их забавные фразы или смешные проделки.

И сказал Пророк (с.а.с.): «Остерегайтесь сплетен, ибо в этом кроются три беды: молитвы сплетника останутся без ответа, его благие дела не будут приняты, а его плохие дела будут приумножены».

Аль-Хасан сказал: «Клянусь Аллахом, сплетня наносит религии человека больший вред, чем опухоль – телу человека».

Наивно полагать, что все вокруг молчуны. Поэтому лучшая привычка – держать язык за зубами. Ведь сказано: «Твоя тайна – твоя пленница, но если ты выдал ее – сам стал ее пленником».

Говоря о сплетнях, имам аль-Газали пишет: «И если кто-то спросит: “В чем мудрость того, что Аллах создал все творения с языком говорящим и неговорящим, но у рыб вообще нет языка?” – то ему ответят: “Аллах, когда создал Адама, приказал ангелам совершить перед ним (Адамом) земной поклон, и все они, кроме иблиса, сделали это. За это Аллах проклял его, изгнав из Рая, обезобразил и отправил на землю. Он пришел к морю, и первое, что он увидел, была рыба. Он рассказал ей о сотворении Адама и сказал, что тот охотится за обитателями моря и земли, а рыба донесла весть о создании Адама остальным морским животным, за что Аллах лишил ее языка”». Напоследок уместно вспомнить одну очень хорошую притчу.

Один человек ходил по городу и разносил сплетни о городском мудреце. Потом, осознав свою неправоту, тот человек пошел к мудрецу и попросил у него прощения, предлагая сделать все, чтобы загладить свою вину. Тогда мудрец попросил его взять подушку, распороть ее и вытряхнуть перья на ветер. Сплетник в недоумении пошел и сделал все так, как велел мудрец, а затем вернулся к нему.

– Теперь я прощен? – спросил он.

– Сначала пойди, собери все перья, – ответил мудрец.

– Но это же невозможно! Их уже разнес ветер.

– Возместить сделанное твоими словами так же трудно, как собрать перья, – ответил мудрец. Распороть подушку и вытряхнуть перья гораздо легче, чем собрать их обратно.

Так и наши сплетни и словопотоки – выгоднее просто молчать и не вмешиваться в то, что нас совершенно не касается, чем жестоко поплатиться за это в Судный День.

Барият Магомедова, отдел просвещения Муфтията РД

Аллах хочет, чтобы у нас были личность и характер истинных мусульман.
Занятия пустыми делами (пусть Аллах убережет нас от этого), сплетни и другое - это катастрофа. Нужно благоговейно относится к поклонению, а вне поклонения уберегать себя от пустых и ненужных слов. В хадисе-шариф говорится: «Оставление дел, напрямую не интересующих человека, показатель того, что он хороший мусульманин». Аллах говорит: «Уа ля тажассус» - «Не ищите недостатки в других». Не ищите недостатки ни у кого, если же хочется это делать, то давайте искать свои недостатки. Сплетня - это одна из катастроф, которые остаются до Судного дня, она является покушением на права мусульманина. Один из авлия говорит: «Если привык сплетничать и не можешь уберечь себя от этого, сплетничай о своих родителях, пусть твои благие дела перейдут к ним».
Однажды Абдуллах Дэхлеви, проходя мимо одного собрания, увидел, что люди сплетничают и быстро покинул это место. Он сказал: «Эй-вах, мой пост испортился». На что его ученик возразил: «Учитель, но ведь вы не сплетничали!». И Дэхлеви сказал: «Пусть! Но, когда мы проходили мимо них, на меня отражался мрак от этой сплетни».
Наш язык очень важен. Есть один хадис-шариф, Муаз бин Джабал (р) был одним из любимейших сподвижников Пророка (СаляЛлаху алейхи уа салям), Пророк (СаляЛлаху алейхи уа салям) советовался с ним лично. Однажды Пророк (СаляЛлаху алейхи уа салям) ехал на верблюде, и асхабы тоже ехали рядом с ним. У Муаз бин Джабаля были глубокие чувства к Пророку (СаляЛлаху алейхи уа салям), и он сказал нашему Пророку (СаляЛлаху алейхи уа салям): «Йа Расулюллах! Если Вас не побеспокою, могу ли я к Вам подойти?» Пророк (СаляЛлаху алейхи уа салям) сказал: «Пожалуйста!» Муаз (р) приблизился и сказал: «Пусть будет жертвой моя душа за тебя! Йа Расулуллах! Меня беспокоит одно дело: я бы хотел умереть раньше Вас и не испытывать боли утраты Вас. Но, если судьба будет такой, что Вы уйдете раньше нас - каков Ваш совет?». Пророк (СаляЛлаху алейхи уа салям) не ответил и на некоторое время оставался в таинственном молчании. Муаз (р) спросил: «Йа Расулуллах, делать джихад?!», Пророк (СаляЛлаху алейхи уа салям) ответил: «Муаз, джихад - хорошее дело. Но есть лучше». Тогда Муаз спросил: «Держать пост, читать намаз… Это?» «Это обязательно, но есть еще лучше!» - ответил Пророк (СаляЛлаху алейхи уа салям). Сподвижник начал перечислять все хорошие дела. Пророк (СаляЛлаху алейхи уа салям) сказал: «Для людей есть лучше, чем все это!» Муаз (р) сказал: «Йа Расулуллах! Пусть мои мать и отец будут жертвами за тебя! Что может быть лучше того, что я перечислил?!» - «Если говоришь благое - говори, если нет - молчи!» - сказал Пророк (СаляЛлаху алейхи уа салям). Муаз(р) спросил: «Мы будем спрошены даже за то, что говорим?» (Не за то, что говорим плохое, а за то, что пустословим, и Муаз спросил: «За это ли мы будем спрошены?») Муаз говорил: «Пророк (СаляЛлаху алейхи уа салям) предупреждающе похлопал меня по колену и сказал: «О Муаз! Что же еще тащит человека в ад, кроме его языка?! Если говоришь благое - говори, если не говоришь благое - молчи!» Аллах говорит: «Они оберегают себя от пустословий».
На языке у мумина не должно быть пустых слов. Надо думать о том, что каждое слово, слетевшее у нас с языка, отражает наш внутренний мир. Если из наших ртов выходит ложь, сплетня, клевета или пустые ненужные слова, - все это отражение нашего внутреннего мира. Значит внутри есть такие чувства, и они выходят в наружу. Если изо рта выходят только благое (хайр) и красивое, значит, наш духовный мир полон очень красивых чувств. Для нас это так измеряется.
У Тирмизи говорится, что наш Пророк (СаляЛлаху алейхи уа салям) сказал: «В каждом вашем разговоре поминайте Аллаха, много говорить о других вещах ожесточает сердце. Очевидно то, что люди с жестоким сердцем самые отдаленные от Аллаха». Так же у Бухари: «Пусть тот, кто верует в Судный день, говорит благое или молчит». Существуют еще очень разные предупреждения. Мы должны перенимать то духовное состояние, которое было у нашего Пророка (СаляЛлаху алейхи уа салям). Человек с теми, кого любит. Это духовное состояние должно быть и в нашем поклонении, и деликатностью в нашем общении. Мы постоянно должны нести с собой радость, тогда и в нраве будет вежливость. Мы должны быть вежливыми настолько, насколько ожидаем от других. Душа должна быть мягкой и глубокой, милостивой. Мы ответственны даже за кошек и собак на наших дворах, так как Аллах создал их для нас.
Лица должны излучать свет, подобно ангельским. Потому что Аллах говорит: «Ты их увидишь делающими руку`, сажда» «Мин эсери сужуд» - у них есть признаки сажда, особый нур и спокойствие.
Абдуллах бин Салям, глава евреев во время хиджры, хотел, чтобы ему показали нашего Пророка (СаляЛлаху алейхи уа салям). Взглянув на него, он сказал: «Этот человек не может говорить ложь». Значит, духовный мир всегда отражается снаружи человека. Аллах говорит: «Ты их узнаешь по их лицам». То есть, сердце так очищается, что ты узнаешь их по лицу. Там же приводится аят об инфаке (т.е. расходы имущества на пути Аллаха): «Милостыню давайте тем, кто отдал себя на пути к Аллаху, они из своей преданности и воспитанности не скажут о своих проблемах, ты их узнаешь по их лицам». Значит, у мумина духовный мир должен стать похожим на рентген. Язык должен быть как у нашего Пророка (СаляЛлаху алейхи уа салям): ясным, понятным.
Как хочет Аллах, чтобы мы говорили? Каким языком? - Это язык Корана. Наше сердце должно подражать языку Корана. Мы должны обращаться к родителям с кальбан-Карима, кальбан-Садида - говорящими правду. Кавлан -Мейсура - если ничего не можешь дать мусульманину, то говори так, чтобы принести его сердцу радость. Кавлан-Балиг ` а - красноречиво, красиво. Кавлан-Лейина, когда призываешь к Исламу, говори красиво, подобно течению воды, очень красивыми фразами.
Аллах создал для нас Пророка (СаляЛлаху алейхи уа салям) прекраснейшей личностью с прекрасным характером - примером для подражания. Человек с теми, кого любит. Надо стараться в каждом деле быть как Он (СаляЛлаху алейхи уа салям), цель асхаба-кирам заключается в подражании Пророку: думать, как Он (СаляЛлаху алейхи уа салям), быть милосердным, как Он (СаляЛлаху алейхи уа салям). В последующем аяте говорится: «Уа лязуна лиззакяти фаилун» - «Закят - доля того, у кого нет возможностей, а возложена она на тех, у кого они есть». А также: «ассаили валь махрум»,- «право того, кто скрывает свое состояние, над тем, кто его не скрывает».
Муса (Алейхи салям) спросил: «Йа Рабби! Где я могу тебя найти?» Аллах ответил: «Ищи меня среди обиженных, одиноких, нищих».
Саади Ширази говорит: «Друзья Аллаха торгуются на базарах, где никто не торгуется». Что это за базары? Грустные души, грустные сердца.
Таким образом, мумин должен смотреть на все существа взглядом Творца. Все, что желает для себя, должен желать и для других.
Абдуллах бин Джа’фар проходил мимо одного раба и увидел, что у него есть три куска хлеба, и он дает их собаке. Абдуллах бин Джа`фар спросил: «Ты кто?» И раб сказал: «Я раб, и эти три куска хлеба - мой заработок на сегодня». Тогда Абдуллах бин Джа`фар спросил: «Это что за собака?» Раб ответил: «Смотрю, это какая-то чужая собака, не похожа на местных, и я принял ее как гостя. Дал ей один кусок… Она голодная». И Абдуллах бин Джа’фар спросил: «Что же ты будешь делать сам?» Раб сказал: «Сегодня потерплю». Итак, что это? Это значит смотреть взглядом Творца.
Мавлана говорит: «Шамс Тебризи учил меня всего лишь одной вещи: «Если на свете есть хоть один обиженный хоть один замерзший - у тебя нет права согреться». Я знаю, что есть много обиженных и замерзших, и из-за этого я не могу согреться». Что это? - Это сердце му`мина. Ибрахим Эдхам приводит этот пример, говоря, каким должно быть сердце.
В жару будь как тень, в холод как кафтан, в голод как хлеб.