Когда опускаются руки. Признания приемных родителей

Власти и общество в России стали серьёзно задумываться о специфике семей с приёмными детьми, об их принципиальных отличиях от семей кровных лишь сравнительно недавно. Школы приёмных родителей и другие службы поддержки стали распространяться только в начале 2000-х годов. Почему раньше об этой проблеме мало кто задумывался – тема отдельного разговора. А вот о том, как теперь осуществляется помощь приёмным семьям в кризисных ситуациях, рассказывает руководитель работающего в Санкт-Петербурге проекта «Ребёнок дома » службы сопровождения Северо-Западного благотворительного фонда «Дети ждут» :

Мы встречаемся с кандидатами до начала занятий в школе приемных родителей и прорабатываем разные темы – мотивации приёмных родителей, факторы, которые влияют на успешность адаптации ребёнка в приёмной семье. У кандидата всегда есть возможность задать нам какие-то вопросы, которые его беспокоят. Во время обучения кандидаты могут обратиться к специалисту в индивидуальном порядке. В завершении обучения прежде, чем выдать кандидату Свидетельство о прохождении обучения и психологическое заключение, мы с ним смотрим, какие остались сомнения у него и у нас, как специалистов. Мы вместе изучаем возможные факторы риска. Наши специалисты встречаются со всеми членами семьи кандидата, чтобы видеть их отношения, все ли готовы принять этого ребёнка.

Мы стараемся честно и достоверно рассказывать людям о том, что может случиться с ними как с приёмными родителями. У нас есть экзамен, где мы разбираем кейсы кризисных ситуаций, возникших на разных этапах в разных семьях, в которых были риски вторичных отказов.

Приёмный ребёнок приходит со своим опытом. Этот опыт травматичный. И когда я консультирую тех, кто только собирается стать приёмным родителем, мне приходится проговаривать, что приёмный ребёнок - это не то же самое, что ребенок кровный. Он другой, у него есть своя жизненная история, которую взрослым нужно признать и уважительно к ней относиться. Это совсем другой путь. Принимая ребенка в семью, мы сами выбираем такую непростую дорогу - проживать вместе с ним его травмы, утраты, проблемы, которые он приобрёл до прихода к нам. Ведь даже очень маленький ребёнок переживает предательство родителей, которые его не хотят ещё до его рождения, когда от него отказываются в первые дни после его появления на свет, когда он ещё совершенно беспомощный. Это тот урон для его психического и иногда физического здоровья, который нам потом придётся всю жизнь вместе с ним преодолевать. Насколько мы на это способны, насколько мы можем быть полезными конкретному ребёнку – этим и измеряется наша готовность стать приёмными родителями. И когда мы говорим кандидатам в приёмные родители о мотивации, то говорим о том, что она тесно связана с глаголом «отдавать».

Как строятся отношения с приёмными родителями после того, как они уже взяли ребёнка в свою семью? Они должны и дальше сотрудничать со специалистами?

- Еще во время обучения мы стараемся построить доброжелательные и доверительные отношения с кандидатами. Поэтому, когда люди заканчивают школу приёмных родителей, отношения с ними уже сложившиеся, и они обращаются за помощью, за советами.

Вот есть зарубежный опыт, когда людям выдают разрешение на усыновление только при условии, что они обязуются общаться со специалистами.

- У нас нет такой задачи – контролировать. По большому счёту, мы и так сохраняем отношения. У человека, который пришел к нам учиться, есть возможность уже во время обучения поменять специалиста, мы откровенно обсуждаем с кандидатом, почему ему в чём-то некомфортно. То есть наше взаимодействие с ним изначально основано на доверии и открытых отношениях. У нас нет принудительного сопровождения и в дальнейшем. Наша задача – сохранять здоровье и ресурсность семьи в целом. Другое дело, что иногда люди просто не готовы прийти к нам и обсуждать что-то, пока не возникло каких-то серьёзных проблем. Но у нас нет градаций, мы не говорим: «Вы – кризисная семья, и с вами мы будем работать, а вот вы – недостаточно кризисная семья, с вами работать пока рано». Иногда наших специалистов приглашают на регистрацию или на крестины ребёнка – это нормальная практика построения отношений с семьёй. И мы стараемся работать с семьёй ещё до того, как возникают кризисные ситуации.

- Есть же люди более замкнутые…

- Практика показывает: чем более замкнутый человек, тем дольше вызревают проблемы. То есть проблемы раскрываются на поздних стадиях, когда их решить уже очень сложно. В этом случае профилактика становится очень затруднительной. Мы можем позвонить и узнать, как дела, но не считаем допустимым вторгаться в частное пространство семьи насильно. По сути, мы работаем со случаями обращения: мы ведём кандидата во время школы, а потом он сам обращается к нам за сопровождением.

- Какие помогающие специалисты работают в программе «Ребёнок дома»?

- Сначала расскажу немного о самой идее. Главная задача проекта – сделать сопровождение семьи комплексным. Все, кто принимает участие в программе «Ребёнок дома», получают поддержку психологов службы сопровождения. То есть в проект приходят семьи по рекомендации специалистов нашего Фонда, которые с ними работают.

Наш проект работает именно с кризисами. И когда ребёнок только приходит в семью – это тоже кризисная ситуация, связанная с его адаптацией. А ещё могут быть, например, проблемы со здоровьем ребёнка, какие-то утраты в семье, переезд семьи на другое место жительства.

Приёмная семья – это с одной стороны такая же семья с детьми, как и все остальные, с другой стороны это семья, порой требующая особой помощи. И мы помогаем семье комплексно – то есть помогаем родителям решать их внутренние проблемы, выявляем причины этих проблем и работаем сними, но работаем также и со последствиями. Вместе со специалистами, постоянно работающими с семьёй, мы решаем, какая помощь будет полезна семье в конкретный период времени.

Конечно, есть и такие семьи, с которыми мы сотрудничаем годами, это семьи, в которых есть дети-инвалиды. Но и в таких случаях мы стараемся действовать так, чтобы родители максимально участвовали в решении проблем. Например, если семья вынуждена нанимать няню для ребёнка, мы оплачиваем услуги няни первые три месяца полностью, а потом – с родителями по долям. С подбором няни мы тоже можем помочь. Мы ищем няню, найдя, проводим собеседование, если нас человек устраивает, мы оформляем его в нашу организацию по договору подряда. Кроме нянь мы в случае надобности находим логопедов, массажистов, дефектологов, репетиторов. У нас есть репетиторы с расширенными функциями – например, у нас есть репетитор, которая к тому же и детский психолог, она очень эффективно работает с мотивацией ребёнка к обучению, когда ребёнку сложно собраться, сконцентрировать внимание на учебном процессе.

Надо сказать, что все специалисты, сотрудничающие с нами, понимают, что программа благотворительная, поэтому работая с нашими клиентами, они соглашаются на гораздо меньшие суммы оплаты, чем они берут просто с частных лиц.

- Что кажется самым сложным в этой работе лично вам?

- Если честно, для меня самое сложное в этом проекте – это присутствие в интернете (смеётся – И. Л.) . Это отнимает много сил и времени. Сочинять посты, просить кого-то о репостах, поддерживать переписку – вот это очень энергозатратное дело. А живое общение с людьми – со специалистами, с семьями, которые к нам приходят, кроме затрат, даёт ещё и большую радость потому, что с живыми людьми взаимодействовать гораздо приятнее, чем в интернете. Но если говорить именно о живом общении с семьями, то очень сложно найти баланс между нашими желаниями и нашими возможностями. Ведь когда обращается мама, у которой несколько детей, хочется сделать всё, оказать все виды помощи. Однако с одной стороны для этого у нас не хватает ресурсов, с другой - это может быть и неполезным: ситуация, когда всё делают за человека, самого этого человека расслабляет. А мы стараемся делать так, чтобы семьи сами тоже находили внутренние ресурсы.

У меня недавно был опыт, когда мы нашли для одной девочки няню, но эта няня не очень подошла семье. И они мне позвонили, сказали, что от услуг этой няни они отказались и нашли другую сами и сами стали оплачивать её работу. То есть для них неудачный опыт стал толчком для поисков собственных ресурсов, которым они очень эффективно воспользовались. Я считаю, что это неплохой результат. Потому, что способность находить ресурсы – душевные, социальные, финансовые – по сути, это то, на что человек и подписывается, когда берёт в семью приёмного ребёнка. Конечно, бывают ситуации, с которыми без посторонней помощи справиться сложно, но умение изыскивать собственные ресурсы – то, в том числе ради чего мы и занимаемся поддержкой приёмных семей.

- На каких этапах жизни приёмной семьи чаще случаются попытки отказов от детей?

- По-разному. Как правило, очень тяжело бывает с подростками. Потому, что пока дети маленькие – они приятные, а подростки становятся «колючими», «ершистыми», они требуют очень больших усилий, но получить от них эмоциональную отдачу, получить удовольствие от общения с ними бывает сложно. С подростками сложно справляться, особенно если речь идёт о ситуации, когда опекун ребёнка – его кровная бабушка. Потому, что бабушка стареет быстрее, чем ребёнок растёт. И иногда пожилой человек понимает, что сил уже просто нет справляться дальше. А до этого к нам эта семья не обращалась, и проблемы накопились в такой концентрации, что решить их стало гораздо труднее, иногда кажется, что невозможно.

- Вы ведёте работу с семьёй, как с системой?

- Да, это изначальный подход нашей службы сопровождения. В случае кризиса мы всегда приглашаем на консультацию семью целиком и работаем со всеми вместе. То есть мы приглашаем всех, кто проживает вместе с ребёнком.

А если приёмные родители только подумали об отказе, но ребёнку ещё не сказали, а к вам уже обратились? Получается, что ребёнку об этом говорите вы?

- Мы считаем, что открытость в отношениях – это большая ценность. Даже если получается плохой вариант, и ребёнок всё-таки попадает снова в учреждение, то когда он всё-таки как-то подготовлен, у него есть возможность собраться с силами, чтобы пережить это. Ведь когда ребёнку говорят: «Мы тебя отвозим куда-то на час», а оставляют навсегда, это ещё хуже.

Но ведь может быть и по-другому. Намерение – это ещё не действие. И приёмные родители могут от усталости или ещё по какой-то причине задуматься об отказе, но потом передумать. Надо ли доносить до сознания ребёнка все внутренние метания взрослых?

- Чаще всего ребёнку всё-таки приёмные родители говорят об этом первым, намного раньше, чем специалистам. Если возникает острый конфликт, то люди говорят друг другу всё подряд. Иногда говорят много такого, чего они на самом деле не думают. Как специалист, я считаю, что признание проблемы – это первый шаг на пути к её решению. А быть неподготовленным – это очень больно. В моей практике есть такая история: девочке было сказано, что она едет в учреждение на семь дней, во время которых остальные члены семьи отвезут другого ребёнка на операцию за границу. И вот её отвезли в учреждение со всеми её вещами и больше ей даже не позвонили. Гораздо более травматично для ребёнка, когда о том, что от него отказались, ему сообщает не приёмный родитель, а психолог.

- Как вы работаете с конфликтами приёмных и кровных детей?

- Для того, чтобы между детьми возникали конфликты, одному из них совсем не обязательно быть приёмным. Кровные дети, особенно с небольшой разницей, тоже нередко конфликтуют.

Если в приёмной семье между ее членами возникают конфликты, и семья обращается за помощью, мы приглашаем всех вместе, выясняем причины конфликта, обсуждаем как его можно преодолеть, какие у участников конфликта есть взаимные претензии, что именно их задевает в поведении другого и что этот другой мог бы сделать (или от чего воздержаться), чтобы не травмировать и не задевать остальных. Если все готовы как-то корректировать свое поведение и уважать друг друга, то это и есть путь к разрешению конфликта. Иногда дети копируют поведение взрослых. Тогда конфликт может быть просто семейным стилем поведения, и с такими конфликтами работать сложнее, потому, что для их преодоления нужна решимость родителей пересмотреть собственное поведение и привычки. К этому готовы не все взрослые.

- Что является показателем выхода семьи из кризиса?

- Когда все проблемы, которые были заявлены семьёй, разрешились. То есть это изменение состояния членов семьи и семейной системы. Если людям стало легче, значит, мы поработали не напрасно (смеётся – И. Л.) . Специалисту видны изменения состояния людей, видна динамика, видно, когда разрешились семейные или внутриличностные конфликты. А некоторые люди, у которых ситуация улучшилась, просто перестают нам звонить. Иногда, если у семьи были когда-то очень серьёзные проблемы, мы сами звоним и спрашиваем, как у них дела. В среднем мы работаем с кризисной семьёй около полугода. За это время семья либо справляется с ситуацией, либо понимает, что всё-таки ребёнок вернётся в учреждение, но это решение будет принято всеми сторонами и у ребёнка будет возможность подготовиться к такому повороту событий.

- Как мотивировать семью на получение профессиональной помощи?

- Когда мы ведём школу приёмных родителей, то стараемся быть с кандидатами максимально искренними и в то же время бережно к ним относиться. И это становится для них мотивацией для дальнейшей работы с нами, так у них появляется готовность к сопровождению. Люди не должны чувствовать какой-то исходящей от нас угрозы, например, нарушения их границ. То есть в нашей школе мы формируем безопасную среду, в которой можно решать любые вопросы, относясь к семье с уважением, поддерживая с людьми тёплые отношения. Люди готовы приходить туда, где они себя хорошо чувствуют.

Права детей предусмотрены различными международными и государственными нормативными документами, законами и актами, а так же моральными принципами людей. Однако, в первую очередь, семья в целом, и родители в частности, отвечают за детей.

Семья способна не только осуществлять права и воспитание ребенка, но и может подарить заботу и любовь, что является огромной ценностью и даёт возможность почувствовать ребенку свою значимость и необходимость. Но как быть с теми детям, которые в связи с различными обстоятельствами не могут получить родительскую заботу? Тема усыновления и попечительства имеет место быть во все времена, но сегодня вопрос сиротства стоит особенно остро.

Детей, не имеющих родителей, официально считают сиротами, если такое решение выносится судом в случае если: родители лишены родительских прав, без вести пропавшие родители, недееспособные или умершие родители, родители которые находятся в тюрьме. Политикой государства разработала различные программы по устройству такой незащищенной группы детей.

Одной из таких форм заботы о сиротах является приемная семья, которая добровольно берет на воспитание детей. Те дети-сироты, которых взяли в семью для проживания и воспитания, считаются приемными детьми. Такое взаимодействие происходит с помощью договора между опекунскими органами и будущими приемными родителями. Последним начисляется зарплата и идет стаж. Ответственность за судьбу детей делится равномерно между опекунами и опекунскими органами. В приемной семье одновременно могут воспитываться восемь детей одновременно, включая родных детей. Над приемными семьями осуществляется постоянный контроль опекунских органов.

Личными средствами приемных детей, такими как пенсии и алименты, назначенными государством, распоряжаются родители для содержания детей. Права приемных детей приравниваются к правам детей, проживающих в семьях с биологическими родителями до того, как они достигнут совершеннолетия. Однако у ребенка остается право на льготы, присущие детям-сиротам.

Наладить контакты с детьми – сложный процесс, поэтому, сегодня существуют школы и курсы подготовки для приемных родителей. В приемной семье происходит воспитание детей, заменяющее воспитание в детских домах и приютах. При решении судьбы детей лишенных родителей, отдается предпочтение приемным семьям перед воспитанием в специальных учреждениях. Это обусловлено тем, что воспитываться в семье – это право каждого ребенка.

Еще одной формой организации жизни детей-сирот является усыновление. Здесь дети входят в семью на условиях родных детей. Родители-усыновители несут полную ответственность за ребенка. Права усыновленного ребенка, равны тем которые есть у кровных родственников.

Такие права сохраняются, и после достижения детьми совершеннолетнего возраста. Одним из таки прав является право на наследство. Усыновленный ребенок также приобретает обязанности к своим усыновителям, соответственно закону, и перестает быть обязан перед биологическими родителями, которых суд решил прав быть родителями. То есть, при достижении совершеннолетия усыновленный ребенок обязан заботиться о людях, усыновивших его. Родственные связи, со стороны права, не только остаются на всю жизнь, но и передаются наследственно. Так усыновители становятся бабушками и дедушками для детей, которые родятся у их усыновленных детей.

При усыновлении ребенка, родители могут, по своему усмотрению, изменять фамилию, отчество и даже поменять имя (если ребенок усыновлен в младенческом возрасте) . Иногда ребенок не знает, что его усыновили, что дает ему возможность осознавать себя родным ребенком. Поэтому, все данные про оформление усыновления конфиденциальны, и государственные органы, занимающиеся оформлением документов по усыновлению, обязаны сохранять все данные в тайне от общественности, а в некоторых установленных случаях, и от самих детей. Это предусмотрено, с целью духовного и психологического спокойствия детей и для того, чтобы приблизить условия жизни детей к естественным.

Усыновители могут не справиться со своими задачами, плохо заботятся об усыновленном, или ребенок чувствует дискомфорт в семье, то в таких случаях можно отменить усыновление. Решение об этом может принять только суд. Усыновление - самая приемлемая форма воспитания детей, лишенных биологических родителей, так как лучше всего учитывают интересы ребенка. Но наряду с этим, усыновление требует более ответственного подхода родителей и к родителям применяется наиболее жестокие требования. Оформление документов для усыновления также очень сложный процесс, по сравнению с оформлением приемной семьи.

Выбирая семью для ребенка, будь то усыновление или опекунство, все ответственные государственные органы всегда должны действовать соответственно интересам ребенка. А люди, которые готовятся воспитывать приемных детей, должны здраво оценивать свои психологические возможности, получить достаточное количество информации о проблемах, с которыми придется столкнуться.

Также новые родители должны пройти специальную подготовку, иметь терпение и самоконтроль при общении с детьми, обладать добротой и милосердием. Дети – это огромное счастье, которое дарит природа. И те дети, которые лишены семьи, заслуживают на любовь не меньше остальных.

С помощью, удачной государственной политики и прогрессивному развитию социума отношение к семьям с приёмными, усыновленными детьми, стало лояльным. На сегодняшний день хорошие отношения родителей с детей имеют высокую ценность и не важно, есть у них кровные связи или нет.

О том, как готовят будущих приемных родителей и с какими трудностями они сталкиваются на пути к заветным словам «мама» и «папа».

Елиз авета, добрый день! Вы преподаете в Школе приемных родителей и много работаете с парами, которые хотят стать приемными родителями. Пожалуйста, расскажите, о Школе и свое м опыте работы в ней.

Я преподаю в Школе приемных родителей в Череповце уже более 5 лет, с момента создания Школы. Когда я пришла на работу в Городской Центр «Наши дети», меня попросили разработать психологический блок для программы обучения будущих приемных родителей. У меня уже был опыт работы в детском доме в качестве заместителя директора по реабилитационной работе, психолога и воспитателя, и я представляла, что должны понимать люди, которым в семью придёт ребенок из детского дома - ребенок, который пережил очень тяжелую травму разлуки с родителями. Программа была составлена, и мы начали работать.

Когда Министерство образования выпустило приказ о том, что обучение приемных родителей должно быть обязательным, наша программа обученияв основном соотв етствовала перечню официально рекомендованных тем, и нам практически ничего не пришлось менять. Мы продолжили работать. На сегодняшний день в Школе приемных родителей работает целая команда преподавателей: три психолога, юрист, врач-психиатр, социальные педагоги, представитель Органов опеки и попечительства и волонтеры из числа приемных родителей, которые уже имеют опыт воспитания приемного ребенка и делятся им с другими родителями.

Так случилось, что опыт проведения нашей Школы оказался интересным и востребованным для других специалистов. В настоящий момент я являюсь преподавателем Института практической психологии «Иматон» г. Санкт-Петербурга, где провожу свои авторские семинары, в том числе по подготовке тренеров для ведения Школ приемных родителей.

Обучение по программе подготовки приемных родителей бесплатно? Сколько времени занимает подготовка?

В нашем городе эта программа бесплатна. Родители, которые хотят принять ребенка в семью, обращаются в Органы опеки и попечительства, получают направление и приходят на обучение. По рекомендации Министерства Образования и науки Российской Федерации обучение должно составлять от 30 до 80 часов, и документ об окончании Школы приемных родителей - это обязательное требование для последующей процедуры приема ребенка в семью.

Всегда ли пары приходят вместе или на занятия может ходить один из родителей?

Как правило, супруги приходят вместе. Но бывают и такие ситуации, когда приходит один из родителей. Например, одинокая женщина или мужчина, которые хотят принять в свою семью ребенка. С мужчинами - это не такие частые случаи, обычно возникает много вопросов и подозрений, почему ему пришла в голову такая идея … Но закону это не противоречит. Бывают случаи, когда жена приняла решение о приеме ребенка, а муж против. И тогда она посещает занятия, а он нет. А потом все складывается по-разному: муж или приходит на занятия, или семья отказывается от идеи о приемном ребенке. Или, например, случаи, когда муж находится в длительной командировке. Тогда он Школу приемных родителей проходит позже. У нас в практике был случай, когда жена прошла обучение в Школе без мужа. А когда муж вернулся из командировки, она снова пришла в Школу, уже вместе с ним, в большей степени для поддержки. Это очень здорово, такой опыт позволяет им более качественно осмыслить многие вопросы и обсудить их в семье.

Каковы представления кандидатов в приемные родители об усыновлении и жизни с ребенком, когда они приходят к вам на занятия? Как меняются их представления в процессе обучения?

Если сказать одним словом, то меняются кардинально. Хотя мы продолжаем сталкиваться с тем, что многие из тех, кто приходят, не хотят учиться, полагая, что они и так все знают, ведь у них есть кровные дети или опыт воспитания племянников и детей друзей, например. И когда мы начинаем говорить о том, что приемный ребенок - это совершенно другой мир, нам не верят. И тогда мы говорим: «Хорошо, давайте так. Вы начните ходить в Школу приемных родителей. Если вам что-то покажется ненужным, неинтересным, мы с вами эти вопросы обсудим». После второго-третьего занятия ходить в школу хотят все. За все время преподавания ни один человек к нам не подошел, чтобы поговорить о прекращении обучения.

Как правило, родители представляют, что приемный ребенок - это несчастный ребенок, которого они возьмут в семью, он будет заглядывать им в глаза и всю жизнь потом «кланяться» и благодарить их за то, что они забрали его из детского дома. Розовые очки спадают, когда на занятиях родители узнают, какие последствия имеет нарушенная привязанность, и что эти последствия могут быть самыми тяжелыми, могут быть завуалированы в агрессию, капризы, во что угодно. Кто-то огорчается, кто-то пугается. И это совершенно нормально. Невозможно весело и беззаботно взять в семью ребенка, который пережил самую страшную, тотальную травму в своей жизни.

С какими трудностями чаще всего сталкиваются приемные родители?

Например, с тем, что, ребенок относится к родителям «функционально». То есть он не проявляет к ним чувств, становится потребителем. Он не хочет вовлекаться в отношения, ему не нужны тесные эмоциональные контакты, он хочет, чтобы ему давали, покупали. Это как раз и есть последствия нарушения привязанности. Почему ребенок так делает? Потому что однажды он такую связь потерял (а в большинстве случаев она была грубо прервана), и в его психике появился барьер: я больше не буду ни к кому привязываться, это очень больно, и снова пережить потерю больше не смогу. Конечно, ребенок именно так не думает, все происходит глубоко в подсознании. На занятиях мы учим будущих родителей, как себя вести, чтобы этот «лед растопить».

Также родители сталкиваются с тем, что ребенок начинает их испытывать: вредить и пакостить - так думают родители. А на самом деле ребенок пытается понять: «А таким вы меня любить будете? Ага, любят… Хорошо, что бы еще сделать? А вот если так сделаю, все равно будете любить?». Именно в этот момент ребенок показывает все худшее и неадекватное, что в нем есть, это бывает очень трудно пережить.

Для этого и существует Школа приемных родителей. Каждый случай уникален. Многие родители потенциально и эмоционально готовы принять ребенка. Но трудности закономерны. Родители переживают, приходят к нам за помощью. И у нас есть целое направление, которое помогает уже образовавшимся семьям в разрешении трудных ситуаций. Такие семьи находятся у нас на сопровождении. Своих выпускников мы помним, знаем. И они имеют возможность получить получать консультации бесплатно, даже в неустановленное время. Они могут позвонить в случае, если что-то произошло, и они не знают, как действовать, а помощь нужна срочно.

Бывает ли, что после программы подготовки кандидаты решают подождать с решением взять приемного ребенка?

Да, такие пары есть, и мы относимся к ним с большим уважением. Это их выбор. Мы говорим: «Да, ребята, вы молодцы, вы осознали свои ресурсы, вы поняли, что каких-то ресурсов у вас недостаточно. Спасибо, что вы были с нами, спасибо, что вы такие честные». Мы их поддерживаем.

Есть ли какие-то психологические противопоказания к усыновлению? Может ли пара не получить разрешение психолога на прием ребенка по итогам прохождения программы подготовки?

Решение всегда принимают Органы опеки. Наш Центр в лице команды преподавателей не принимает решение, давать кандидатам ребенка или нет. Мы не имеем права делать заключение о готовности, закон об обязательной диагностике кандидатов в приемные родители не принят. Но в нашем Центре существует такая услуга. Практически все пары по собственному желанию проходят диагностику для того, чтобы лучше себя узнать и понять собственные ресурсы и, что немаловажно, собственные риски.

В моей практике был случай, когда на занятия пришла пара, которая очень хотела принять ребенка в семью. У женщины была тяжелейшая жизненная ситуация: она попала в аварию, где погибли трое ее родных детей, а она осталась жива. И настолько была сильна ее психологическая травма, что с ней произошли ярко-выраженные личностные и поведенческие изменения: у нее было заторможенное мышление, эмоциональные ступоры. Эта женщина думала, что она возьмет ребенка, и все изменится. Но ребенок не таблетка. Его берут не для того, чтобы он лечил травмы взрослых, ребенка берут ради него самого. Если в семье произошло травмирующее событие, то, в первую очередь, необходимо проработать это с психотерапевтом, и только после этого принимать решение, нужен семье ребенок или нет.

В момент усыновления психологическая поддержка нужна не только будущим приемным родителям, но и ребенку. Работаете ли вы с детьми перед их усыновлением? В чем заключается такая работа?

В каждом детском доме нашего города существует специальная программа по подготовке детей к семейной жизни. Окажется этот ребенок в семье у приемных родителей или нет, но иметь представление о том, что такое семья - важно. А если на конкретного ребенка нашлись потенциальные родители, то существуют специально разработанные алгоритмы действий: как организовать их встречу, какие вопросы задавать, какую позицию занимает воспитатель и т.д.

Что самое сложное для ребенка при попадании в приемную семью? Как происходит адаптация ребенка в семье?

Самым сложным для ребенка является, конечно, то, что у него начинается вообще новая жизнь. У родителей она тоже начинается, но они находятся на своей территории. А ребенок попадает в новую для себя обстановку, все для него новое - люди, обстановка, запахи… - жизнь полностью меняется..

Очень часто мы задаем приемным родителям вопрос: «Кто-нибудь когда-нибудь ел фрукт гуайябу?». Все говорят: «Нет». Следующий вопрос: «Можете ли вы этот фрукт хотеть, как хочется, например, иногда скушать сочное зеленое яблоко?» Ответ: «Нет». Это, на наш взгляд, хороший образ, чтобы дать почувствовать и понять - если нет представления о предмете, то, по логике, нет и потребности в нем. Ребенок, который воспитывается в государственном учреждении, не знает, что такое семья. А если он не знает, что такое семья, как он может туда хотеть? Но он очень туда хочет… и поэтому образ семьи придумывает. Если, например, это более-менее взрослый ребенок, то он, как правило, рассуждает так: семья - это где все можно, где не нужно трудиться, не надо делать уроки, где чудодейственным образом пополняется холодильник, где у родителей много денег, где есть машина, где постоянно все покупают, и это просто настоящий праздник. И когда ребенок попадает в семью и узнает, что здесь важна ответственность, есть обязанности, то для него это является шоком, ведь он хотел в совершенно другое место, и его рассуждения не совпадают с новым опытом. Как это пережить? Опять обман?

Если ребенок перед тем, как попал в госучреждение, жил в семье, то в период адаптации в приемной семье у него могут всплывать воспоминания о прошлой семье, как правило, неблагополучной. Может проявиться его травматический опыт, к которому никто не был готов. Например, был случай, когда ребенок вдруг начал поджигать занавески на кухне. Долгое время не получалось определить, как помогать ему и семье и, вообще, нормально ли это? Потом нашли причину: подняли личное дело и узнали, что его прошлая семья пережила пожар. По всей видимости, это было очень яркое детское воспоминание, и ребенку нужно было «допрожить», «закрыть свой гештальт», чтобы двигаться дальше. Настолько всё индивидуально… И родитель должен быть потенциально готов ко всему, последствия травмы могут оказаться непредсказуемыми.

Многие родители думают: вот появился в семье ребенок - это праздник, нужно пригласить всех родственников и друзей для того, чтобы разделить со всеми эту радость. Не стоит так поступать. Ребенок попал в семью, у него стресс. И он должен по крайней мере месяц, а иногда и дольше, находиться наедине с родителями. Это самое благодатное время для формирования привязанности. Ребенок должен понять, кто его главный взрослый, кто его будет защищать и оберегать.

Не рекомендуется также сразу начинать водить детей по разным увеселительным мероприятиям. Для ребенка это наложение впечатлений, а нервная система у него хрупкая. Ребенок может начать нервничать, плохо спать, плохо кушать и так далее.

Еще один важный момент - заранее продумать систему правил. Когда ребенок приходит в семью, важно, чтобы ему рассказали, по каким правилам здесь живут. И чем младше ребенок, тем проще правила. Если не будет правил, то второй этап адаптации - он называется регрессия - будет протекать сложнее. На самом деле, правила очень помогают и облегчают жизнь: если ты понимаешь, что надо делать, пусть в малой мере, но это дает уверенность, снимает тревогу.

И не надо уговаривать ребенка, чтобы он сразу называл родителей «папа» и «мама». Будет момент, когда он вообще никак не будет обращаться. Не нужно огорчаться, пусть это время пройдет. Ребенок сам примет для себя решение, когда он скажет «мама» и «папа». Поверьте, этот радостный момент обязательно настанет.

Photo by Ekaterina Basova-Gonzalez


Сегодня в России запущены сотни программ ориентированных на . Несмотря на это число детей лишенных родительской заботы не падает. Выходом из такой трагической ситуации может стать приемная семья .

Понятие приемной семьи

Приемная семья представляет собой вариант семейного размещения ребенка-сироты или ребенка, родные родители которого были . Для ее формирования территориальное управление опеки создает акт и договор.

Статус приемной семьи регламентирован статьями Семейного Кодекса РФ 152-155 (), и сопровождается .

Формирование приемной семьи

В статье 152 СК РФ строго прописан регламент, по которому реализуется программа попечения. Приемная семья образуется на основании соглашения. Подписывается этот договор родителями-попечителями и представителями ребенка (органы опеки).

В договоре указываются:

  1. Обязанности родителей. А именно воспитывать ребенка, организовать для него качественные условия для жизни. Осуществлять досуг, уважать, помочь ребенку адаптироваться для жизни вне детского дома.
  2. Обязанности органов опеки. Государственное ведомство призвано контролировать воспитание и содержание ребенка, переданного по приемной программе. В связи с этим, приемная семья имеет право на выплаты в 2017 году : единовременное пособие – 16 350,33 рубля (за каждого ребенка), ежемесячные выплаты (40% от средней заработной платы родителя за последний год), ежемесячные вознаграждения родителям за каждого ребенка, не достигшего 10 лет - 7 857,64 рубля , достигшего 10-летнего возраста 8 756 рублей . Органы опеки так же обязуются обеспечивать и другую социальную поддержку семье (перечень льгот устанавливается индивидуально в зависимости от возможностей региона).
  3. Полная информация о ребенке, его родных родителях.
  4. Срок действия договора.

Расторжение договора попечительства – редкая юридическая практика. Но данные ситуации случаются. Законом подобные случаи регламентированы статьей 153 Семейного кодекса РФ.

Итак, договор о приемной семье разрывается если:

  1. Истек срок действия.
  2. Приемные родители больше не хотят или не могут заботиться о ребенке – проблемы со здоровьем, материальным обеспечением.
  3. Органы опеки пересмотрели свое решение и отказали родителям в попечительстве. Это происходит, если в семье замечены неблагоприятные условия для проживания ребенка.
  4. Одна из сторон подписавших договор нарушила его условия.

Важно: если приемная семья готова взять на попечительство часто болеющего малыша, с нарушениями в развитии или ребенка инвалида, то будущее место проживания должно отвечать жизненным потребностям приемного ребенка.

Опека всегда следует исключительно интересами ребенка. Поэтому если ребенок уже достиг 10-летнего возраста, без его согласия никакой договор подписан не будет. Интересы младших детей представляют органы опеки.

Порядок образования приемной семьи

По этапам распишем, как взять ребенка из детского дома или дома-малютки и создать приемную семью:

  1. Передача обязательного списка документов в территориальный орган опеки.
  2. Сотрудники управления в течении 3-х дней проверят предоставленные документы, занесут информацию в базу данных, проведут осмотр жилищных условий заявителей.
  3. Ожидание решения о назначении или не назначении заявителя приемным родителем занимает около 10 дней со дня подачи документов.
  4. Если вопрос решился положительно, родители получают направление в детские дома для знакомства с ребенком и его личным делом. При необходимости ребенку может быть проведена дополнительная медицинская диагностика.
  5. В случае положительного исхода родители пишут заявление о своих намерениях взять ребенка в семью.
  6. Подготовка акта о передачи ребенка в новую семью.
  7. Подписание договора.
  8. Начисление социальных выплат.

Чтобы начать процедуру оформления приемной семьи необходимо обратится в Управление опеки и попечительства по месту жительства.

Список документов

  • справка с места роботы будущих родителей. В ней должна быть указана должность, средняя заработная плата, дана характеристика;
  • справка о составе семьи;
  • документы на квартиру или дом (находящиеся во владении родителей);
  • справка из полиции подтверждающая отсутствие судимости;
  • справка о состоянии здоровья;
  • автобиография;
  • письменное согласие всех членов семьи заявителя.

Заключение

Определим главные моменты статьи:

  1. Приемные родители – лица, готовые помочь ребенку сироте или ребенку, родители которого лишены родительских прав в воспитании.
  2. Принимая ребенка в семью, родители должны понимать, что он сохранит связь со своими родственниками и свою фамилию.
  3. Процесс оформления приемной семьи сложный, но требования к родителям более лояльные в отличие от процедуры усыновления.
  4. Детям, попавшим в приемную семью и родителям, взявших на себя их воспитание положена материальная помощь со стороны государства в виде пособий.
  5. Прежде чем начать процедуру оформления семья должна оценить свои возможности и не руководствоваться только материальной выгодой. Приемные родители должны стать его помощниками в жизни, образцом для подражания.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по приемным семьям

Вопрос: Мы с мужем являемся приёмными родителями для отказного ребёнка из роддома. Какие льготы приемным семьям полагаются по закону? Алина.

Ответ: Алина, поскольку ребёнок помещён в семью из роддома и является отказным, количество льгот существенно шире, чем при обычном усыновлении. Во-первых, всё питание (до двух лет) и лекарства (до трёх лет) оплачиваются государством. С постановлением суда вы имеете право получить единовременную выплату, а также ежемесячное пособие на ребёнка.

При этом, за ребёнком сохраняются все права: он получает жильё (право на жильё биологических родителей или новое, от государства), бесплатно учится так же, как и дети-сироты. Матери, которая не работает, но воспитывает ребёнка, эти годы включаются в пенсионный стаж.

Сами дети получают большое количество единовременных пособий на различных этапах жизни: при устройстве на работу, при смене учебного заведения. Также сохраняются все виды содержания.

На сегодняшний день, приёмные родители получают 40% от своего средневзвешенного заработка за год, но не менее 3 МРОТ , установленных для региона.

Благотворительная организация «Семья детям» при поддержке Министерства экономического развития РФ обучила 43 специалистов Свердловской области и Пермского края работе по сопровождению приемных семей. Это сделано в рамках проекта , целью которого является профилактика вторичных отказов от детей, которые были взяты в семью из интернатных учреждений. В мае на площадки проекта для подведения итогов работы была приглашена внешний эксперт Марина Буняк, директор «Института социального проектирования в поддержку семьи и детства» (СПб). В интервью она рассказала, какой должна быть хорошая служба сопровождения.

Реализация благотворительного проекта по обучению специалистов служб сопровождения - это реальная поддержка, которая необходима сегодня регионам, считает Марина Буняк. «Сегодня создано большое число семей за короткие временные сроки, а это влечёт за собой отложенную во времени волну проблем и отказов. Замещающие семьи, принявшие на воспитание ребёнка-сироту, в силу специфических феноменов своего предмета деятельности, автоматически относятся к семьям группы риска. Службы сопровождения призваны снизить нагрузку на замещающих родителей и предотвратить развитие коллапса в семье, когда совместное проживание с ребёнком уже не представляется возможным. При этом актуализируется вопрос не только наличия доступной службы сопровождения, но и её качества работы. Качество определяется специальной подготовкой специалистов, методичностью и технологичностью сопровождения, слаженностью командной работы, надёжностью и пролонгированностью услуг. Таким образом, в цели данного проекта «Семьи детям» заключена миссия создания, развития и закладки качества на основе уже имеющегося опыта работы служб сопровождения замещающих семей» - объясняет эксперт.

- Как развивалась потребность в службах сопровождения замещающих семей?

- Марина Буняк: Это показал сам опыт взаимодействия и наблюдения за приемными семьями. Не секрет, что в 2000 годы начался мощный старт замещающего родительства. Даже тогда, еще без хорошей подготовки, семьи достаточно хорошо брали детей - со всей душой. Но потом начинались скверные процессы – деструкции в семьях и другие печальные вещи, которые приводили к отказам. К сожалению, до сих пор процент отказа в семьях достаточно высок (10% всех приемных детей возвращаются обратно в интернатные учреждения – прим. АНО «Семья детям»). Это явление имеет несколько сторон одна из которых - это то, что ребенок снова остается без родителей уже со вторичной, третичной или еще большей травмой отказа, и второе - дискредитируется институт приемной семьи. Из этой ситуации выходят раненые все. Кроме того, есть развитие событий иного рода - когда семья изо всех сил включает в себе все ресурсы, как говорят «на отжим», и оставляет ребенка в семье. И когда внимательные опытные сотрудники опеки смотрят на такую семью, они понимают, что тут радоваться нечему. Отказа нет, но и счастья в этой семье тоже никому нет. Что называется, со сжатыми зубами родители решились дотянуть до 18 лет ребенка, и пусть потом он девается куда хочет. Для ребенка там тоже счастья нет, он прекрасно понимает, что его терпят, и зачастую неосознанно начинает мстить этой семье. Все это сложные вещи, которые ведут к тому, что из этой ситуации отказа или совместного сомнительного проживания выходят люди, не оздоровившиеся и не укрепившиеся в жизненном плане, а наоборот порушенные и травмированные.

Тогда понятно, что служба сопровождения – это прежде всего функция поддержки семей, и подстраховки в какие-то моменты. Поддержка и страховка укрепляет семью, дает ей дополнительные шансы быть вместе. Не обязательно иногда купаться в счастье, иногда важно просто правильно быть вместе. Это тоже великая вещь. Не секрет, что не все браки искрятся счастьем, но когда зрелые люди уважительно просто вместе что-то делают, то это, наверное, и есть некое событие.

- За какой профессиональной поддержкой идут сегодня специалисты, которые работают с приемными семьями?

- В 90-е люди, конечно, не понимали, зачем вся эта поддержка нужна. Была задача устроить всех детей в семьи – и тогда всем будет счастье. Но нереальность всего этого уже показала наша история. Специалисты это сейчас понимают. Исходя из потребностей семьи и из своих реалий они действительно поднялись на уровень, когда уже ни у кого не вызывает сомнения, что нужна школа подготовки приемных родителей. А сегодня наступил уже следующий этап - люди прошли подготовку и готовы стать родителями, но насколько они устойчивы? Здесь нужна служба, некое лицо, которому доверяют, который обладает специальными компетенциями, чтобы семья могла вовремя опереться на него. Поэтому сегодня специалисты приходят, чтобы узнать, что такое служба сопровождения, какая у нее должна быть структура, как оценить эффективность работы службы. Одно интересное наблюдение - 8 лет назад в Москве я вела семинар о расстройствах привязанности ребенка. Про это многие психологи учили что-то в университетах, кто-то что-то помнил, кто-то нет. Но они не могли тогда понять, что можно рассказывать на эту тему целых 3 дня. Сейчас пришла пора принятия специалистами истины, что эта тема одна из важнейших в замещающем родительстве, без нее никуда в выстраивании отношений между родителем и ребенком. Поэтому тема расстройства привязанности очень востребована и запрашивается сегодня. Еще мне очень нравится, что специалисты приходят с запросами собственной эффективности в отношении с семьей: как не быть судьей семье, спасателем или жертвой, а научиться занимать профессиональную позицию, которая наиболее полезна в отношении работы с семьями. Это говорит о том, что люди уже прошли базовую ступень в этой теме, и перешли на иной уровень существования. В передовых организациях нормальной вещью стала супервизия для специалистов помогающих профессий, когда в кругу профессионалов разбираются трудные случаи в работе, и менторинг – ведение специалистов к поставленной цели. «Семья детям» таким образом помогает специалистам уже многие годы.

Есть ли зависимость работы службы сопровождения с семьей от качества обучения семьи в школе приемных родителей?

- Если родитель что-то упустил в школе приемных родителей, то это обусловлено исключительно его личностью. Профессор Капица когда-то сказал, что слово ученый предполагает, что человека когда-то учили, но это не значит, что он чему-то выучился. То же самое и с приемными родителями. Тренеры могут дать группе материал на очень высоком уровне, но кто-то из группы прекрасно воспримет его, а кто-то пропустит все мимо ушей. Также есть зависимость от отношения родителя к какой-то теме. Например, тема тайны усыновления: кто-то даже обсуждать эту тему не хочет – будет скрывать от ребенка, что он приемный, и все тут, как его не учи. Человек иногда не хочет брать какой-то материал, потому что он его сильно фрустрирует. Поэтому задача службы сопровождения хорошо понимать, что есть темы, которые человек мог не взять. И это специалист должен проговаривать родителям, чтобы обозначить их зоны риска. У специалиста нет задачи решить все проблемы семьи, есть задача обозначить слабые вещи, которые могут повлиять на семью в будущем. Основная задача школы приемных родителей – это дать базовый уровень знаний - минимум - без которого просто невозможно. Но качество этого минимума должно быть высоким. Даже если человек через свои огромные сопротивления слышал какие-то темы, они в любом случае затронут его душу и разум.

Также в школе часто родители принимают решение брать им или нет ребенка в семью. Справятся ли они с этим. И это очень важно. Часто у нас государственные органы считают свом промахом, если в школу пришли 14 родителей, а взяли в семью детей только 7 из них. Спрашивается, на что потрачены государственные деньги? Деньги потрачены на профилактику возможного отказа от ребенка. Оно того стоит, потому что с отказом намного больше проблем.

- Ситуация отказа, когда родитель понимает, что он больше не может. Это норма?

- Это также нормально как ситуация развода супругов. Хорошо ли это? – Нет, это плохо. Там всегда есть травма. Но это говорит о том, что люди все-таки принимают какие-то решения. Представьте, что если отказ не состоится, то там такая жизнь начнется, что не будет продыху никому. Тогда большой вопрос, а стоит ли? Но отказ – это тяжелейшая ситуация.

- Как вы видите структуру хорошей службы сопровождения?

- Самое главное, что я отметила в сегодняшних тенденциях – служба сопровождения не может осуществлять функцию контроля, даже если сама служба находится под администрированием органа опеки и попечительства. Иначе от вас просто разбегутся все родители – и будут правы. Наблюдение в процессе мониторинга - не есть контроль, это возможность оказать поддержку.

Какая служба может хорошо работать? Такая служба состоит из 5-6 человек: руководителя службы (он же, как правило, является психологом), из двух психологов с разной специализацией: семейный психолог, детский психолог, психолог-педагог; также должен быть специалист по социальной работе с юридическим образованием; еще можно включать социального педагога, у которого есть обширная практика; очень хорошо, когда в такую структуру входит врач; сюда же включаем водителя для выезда и мониторинга семей, живущих в труднодоступных местах. И это вполне работающая служба. На такую службу нагрузка должна быть не более 150 детей.

Все семьи не должны одинаково сопровождаться. Всем сестрам по серьгам – это неправильный принцип. Степень потребности у каждой семьи своя и степень глубины неких интервенций в семью тоже разная. Сопровождение – это всегда процесс системный и пролонгированный по договоренности с семьей. Можно, например, приходить в семью с целью мониторинга, просто отслеживать динамику, как куда какие процессы идут: стал ли ребенок лучше учиться в школе, или стал хуже, а что с семейными связями, как проходит принятие ребенка и его адаптация в семье, как адаптация ребенка совпадает с адаптацией родителей. Это не просто отслеживание ради документа. Специалист работаете зеркалом, показывая семье, что у нее происходит. Ответственность специалиста говорить родителям правду. Также в службе сопровождения очень хорошо делать что-то типа школы приемных родителей второго уровня – для углубления компетенций, когда более профессионально даются какие-то определенные темы, которые есть в запросе у родителей. Например, в семью приходит подросток, и в таком обучении рассматривают глубоко именно эту тематику.

- То есть служба должна быть гибкой, готовой постоянно меняться?

- Нужно всегда идти немного вперед. Как бы показывая родителям, что их еще ждет, показывать возможности, но при этом, сильно не торопиться. Впереди семьи не нужно бежать, но нужно всегда показывать пальцем вдаль, что их там ждет. Это и есть сопровождение. Что еще важно - ни в коем случае нельзя делать за семью или человека то, что он в состоянии сделать сам. Я слышала, как начинающие службы сопровождения начинают работу. Я задавала им вопрос: что вы будете делать, если человек потерял работу? Они отвечали - мы найдем ему работу. Так нельзя, человеку нужно дать понять, что он справится сам.

- Некоторые родители не берут помощь, хотя она им нужна, почему?

- Мотивация возникает тогда, когда родитель понимает, зачем ему это. Имеет смысл показывать истории успеха других семей, которых они добились благодаря сопровождению.

- Как вы думаете, как окружение – соседи, школа, врачи - могут помогать приемным семьям?

- Важно просто не жить со своей картинкой в голове. Было бы очень хорошо, если бы двери в школы приемных родителей были открыты не только приемным родителям, но и представителям сообщества, чтобы они понимали этих детей. Общество может помочь тем, что не будет выставлять сверх ожидания ребенку и семье: что они должны любить друг друга, быть хорошими родителями и т.д. Нужно понимать, что те сложности, которые выдает ребенок, которые дико не комфортны окружению, это точно не заслуга приемного родителя. И чтобы справиться родителю нужно время. Нужно дать ему это время, уважение и поддержку. А порой ценно просто не мешать.

У «Семьи детям» как раз есть сегодня небольшой , где мы ведем обучение для учителей школ, чтобы они понимали, что за дети к ним пришли, что они пережили и какой подход к ним нужен. Это действительно сильно меняет их отношение к детям и помогает.

Как вы можете описать ситуацию, которая сложилась со службами сопровождения, в тех регионах, где сегодня работает «Семья детям»?

То, что в Екатеринбурге и Перми сформировалось профессиональное сообщество специалистов, объединенных идеей помогать приемным семьям, – это очень ценно. Ведь до проекта такого не было. Как показывают отзывы участников, раньше многие работали в одиночку. Кто-то пришел к пониманию, как вести свою службу сопровождений, кто-то повысил свои компетенции и более уверенно теперь сможет работать с родителями. Это самое важное.

Как некоммерческим организациям можно выстроить систему сопровождения учитывая кадровые и финансовые особенности?

Для того чтобы вывести сложную семью из кризиса, необходимо год работать с такой семьей, сюда должны быть вложены большие ресурсы и такую качественную поддержку могут дать у нас пока только НКО. В таком деле важна не статистика, главное мерило - это качественно работать с 5 семьями, чем поверхностно с 50. Если НКО взялись за это профессионально, они найдут деньги, найдут или вырастят специалистов. У них все получится.