Компенсация за неиспользованное место в детском саду. Размеры выплат определяются локальными актами

На место в детском учреждении могут рассчитывать россияне, имеющие несовершеннолетних детей. Это право на получение бесплатного образования каждого ребенка зафиксировано в Конституции РФ.

Расскажем, кто может получить место, где встать на очередь и что делать в случае отказа.

Кто имеет право на получение места в детском саду в России – с какого возраста детей принимают в садик?

Независимо от места проживания несовершеннолетнего гражданина РФ или его прописки, представители дошкольных учреждений обязаны предоставлять бесплатное образование малышам.

Согласно Закону федерального уровня «Об образовании в РФ», номер которого 273, рассчитывать на обучение в дошкольном учреждении в 2019 году могут дети возрастом от 3 до 7 лет !

Закон есть закон, а вот на практике получается так, что не все дети попадают в детский сад. Только 40% малышей, возраст которых 3 годика, обучаются в ДОУ.

Разрабатывают новый законопроект о таком обучении. Пока его не приняли, а лишь рассматривали несколько лет. Если его примут, ситуация не изменится, и может вообще усугубиться.

В документе прописан:

  1. Новый возраст, с которого обязаны брать в детские сады, в ясельную группу – с 1,5 лет.
  2. Возраст, с которого можно будет записать ребенка в особенную группу, на коммерческой основе, то есть - платно, с нескольких месяцев. Заметьте, ясли будут ликвидировать. Они будут только платными!

Если данный законопроект подпишут, то нарушат права деток возрастом от 3 до 7 лет. Так как группы будут уже набраны, а на них просто не хватит мест.

Обратиться для получения места могут:

  1. Родители ребенка, возраст которого от 2 месяцев до 7 лет, имеющие постоянную прописку.
  2. Родители ребенка того же возраста, имеющие временную регистрацию.
  3. Опекуны или законные представители ребенка, и неважно - есть у них постоянная или временная прописка.

Прийти стоит в местную, городскую администрацию. При органе работает специальная комиссия, действующая на основе электронной системе очередей.

Вам нужно будет написать заявление, подать документы и дождаться ответа о наличии свободного места в садике, а также о порядковом номере в определенной очереди.

Льготные категории граждан на получение мест в детском саду вне очереди

Родители должны знать о том, что в него можно направить ребенка в возрасте от 3 лет.

Запомните: у льготников своя отдельная очередь!

К числу льготников относятся дети:

  1. Чьи родители являются сиротами.
  2. Родители или опекуны/законные представители которых трудятся в Прокуратуре, Полиции, Следственном комитете РФ.
  3. Находящиеся под опекой.
  4. Пострадавшие из-за аварии на Чернобыльской АЭС.
  5. Чьи родители считаются инвалидами.
  6. Военнослужащих.
  7. Живущие в многодетной или неполной семье - например, где только один родитель. Какие ещё льготы и пособия есть у многодетных семей?
  8. Чьи родители работают в ДОУ.
  9. У которых брат или сестра уже ходят в садик.

Эти дети должны получить первоочередное право на поступление в детский сад. Об этом гласит Федеральный Закон.

Новое в распределении мест в российских детсадах в 2019 году

Изменения коснулись нескольких статей Закона о детских садах.

Какие нововведения были приняты в 2019 году?

Статья

Подробные изменения

Изменения в статье 65

  • Необходимо будет внедрить и обеспечить работу консультационным центрам, оказывающим нуждающимся семьям и гражданам помощь. Она может быть заключена в психологической поддержке, педагогических мерах, методических или консультационных подходах.
  • Нужно будет сократить количество групп постоянного содержания в 1,5 раза.
  • Бесплатные будут только те группы, которые не предоставляют услуги по ясельному уходу за детьми, а только лишь занимаются образовательной деятельностью.

Поправки к статье 66

  • Специалисты детских садов смогут предоставлять платные услуги по уходу, воспитанию, присмотру за несовершеннолетними гражданами, возраст которых от нескольких месяцев до 7 лет.
  • Услуги будут оплачиваться по общей стоимости, а не так как было раньше – 20% от полной стоимости.
  • Можно будет вернуть компенсацию на первого ребенка – 20%, на второго – 50%, на третьего и следующих – 70%.

Новшества в статье 86

  • Если в учреждении не будет мест, родители будут получать отказ в зачислении на очередь. Неважно, будет ли ребенку 1,5, 2, 3 года или более.
  • Встать на очередь можно будет в любом другом дошкольном учреждении.

Планируется в 2019 году открытие новых ДОУ. Еще одно важное изменение – воспитателей для малышей, которым исполнилось 1,5 года, теперь можно будет приглашать домой для домашнего обучения .

Будут также организованы специальные дошкольные группы , действующие при школах или частных дошкольных заведениях. В них можно будет записать ребенка, независимо от его возраста.

Что делать и куда обращаться в случае непредоставления места в детском саду?

В случае отказа, родители могут обжаловать решение.

Для этого следуйте такой инструкции:

1. Соберите документационный пакет

В него войдут такие бумаги:

  1. Копия паспорта/паспортов родителей. Обязательно сделайте копию листа с пропиской.
  2. Справку о составе семьи. Ее выдают в администрации.
  3. Копия свидетельства о рождении ребенка/детей.
  4. Справка с больницы о том, что ребенок может быть зачислен в детский сад и допущен к контакту с другими детьми.
  5. Копия медицинского полиса ребенка/детей.
  6. Карта прививок, которые были сделаны ребенку. Оформляется по форме №63.
  7. Медицинская карта ребенка. Оформляется по форме 026.
  8. Копия сберкнижки или выписка со счета в банке, если будете оформлять компенсацию.
  9. Бумаги, подтверждающие льготу на поступление ребенка в ДОУ. Например, это может быть справка из соцзащиты, удостоверение многодетной семьи или справка, подтверждающая статус матери-одиночки.

Важно: обязательно сделайте копию письменного отказа, который вы получили от местных органов власти или заведущего ДОУ. Как правило, там должно быть подробно обосновано такое решение.

Рассматривать этот документ обязательно будут!

2. Напишите жалобу

Оформляется она достаточно просто:

  1. Справа, вверху указывается наименование органа, учреждения, в который вы обращаетесь, свои инициалы, контактные данные.
  2. Указывается название документа – «Жалоба», но только без кавычек и точки в конце.
  3. Подробно описывается ситуация, суть проблемы.
  4. Составляется список, прилагаемых документов.
  5. Ставится дата и подпись.

Лучше написать жалобу в нескольких вариантах, чтобы оставить себе копию в подтверждение принятия органов документа.

Пример жалобы:

3. Выберите орган, в который будете обращаться, а также способ подачи

Обратиться можно в несколько инстанций:

  1. Управление образования города или района. Это начальное учреждение, в которое вы можете прийти лично или направить по почте все документы и заявление-жалобу. Срок рассмотрения вашего обращения – не более 30 дней. Если специалисты ответят отказом, обращайтесь в следующую инстанцию.
  2. Министерство образования края/области. Процедура обжалования такая же. Обратиться в органы можно посредством связи через электронную почту, почту России или же лично.
  3. Суд. Согласно статьи 256 ГПК РФ, вы можете обратиться в судебную инстанцию в течение 3 месяцев с момента, когда вам придет письменный отказ. Заметьте, что в суд следует подавать исковое заявление, а не жалобу. Оно оформляется приблизительно также. Подготовьте заранее копии решений и постановлений предыдущих инстанций, в которые вы обращались.

Здравствуйте!

В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, которым не предоставлено место в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация на одного ребенка в размере 5 тысяч рублей.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Проект

Вносится депутатами Государственной Думы
Н.В. Левичевым,
А.В. Беляковым

О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании»

Статья 1
Внести в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 35, ст. 3607; 2007, № 1 (ч.1), ст. 21; № 17, ст. 838; № 30, ст. 3808; 2010, № 31, ст. 4184; 2011, № 1, ст. 51) изменение, дополнив его статьей 52.3 следующего содержания:
«Статья 52.3. Компенсация за непредоставление ребенку места в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования
1. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, которым не предоставлено место в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация на одного ребенка в размере 5 тысяч рублей.
2. Предоставление компенсации родителю (законному представителю) не является основанием для снятия ребенка с учета (очереди) по устройству в государственное, муниципальное образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
3.Право на получение компенсации утрачивается при определении ребенка в государственное, муниципальное образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного или начального общего образования.
4. Порядок обращения за компенсацией, а также порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
5. Финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.»
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года.

Президент
Российской Федерации

Материал: Государственная Дума РФ.

насколько уже всем известно, по вышеуказанному проекту было принято официальное решение:

Признать указанный законопроект внесенным не в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и пунктом «д» части 1 статьи 105 Регламента Государственной Думы и вернуть его авторам законодательной инициативы.

Поэтому, субъекты Российской Федерации решают данную проблему самостоятельно. То есть, в каждом городе, области, крае - свое решение и своя поддержка родителей, чьих детей не взяли в детский сад из-за нехватки мест. Также в каждом регионе свои размеры компенсаций за непосещение детского сада. Где-то это 4000 рублей, где-то поболее.

Решение выплачивать такую компенсацию уже приняли в Красноярске, Кировске, Архангельске, Перми, Липецке, Самаре, Томске, Ямало-Ненецком АО, Смоленской обл, Ярославле, Ханты-Мансийском АО, Березниках (Пермский край).

Внимание! О бращайтесь в местные органы социальной защиты населения, либо в Отдел департамента образования. В вашем регионе могут быть уже установлены свои социальные меры и размеры пособий по поддержке таких родителей и детей.

Время чтения: 6 минут

В условиях постоянного подорожания жизненно необходимых товаров, даже с учетом льгот, которые предлагает государство, вырастить ребенка очень сложно. К числу социальных субсидий относится и компенсация за детский сад, направленная на то, чтобы возвращать определенный процент от ежемесячной родительской платы. Иногда возможно финансовое возмещение и при ситуации, если малыш не посещает садик.

Что такое компенсация за садик

Реализация демографической программы государства подразумевает разные формы социальной поддержки родителей. К этой категории можно отнести и компенсационные выплаты, которые семья получает, если ребенок посещает государственные или муниципальные образовательные учреждения для дошкольного возраста. Родители совершают ежемесячную оплату, а затем на их счет производятся выплаты компенсаций. При этом немаловажно, что:

  • родители оплачивают только стоимость ухода и присмотра за ребенком, а стоимость образовательных услуг и содержание здания оплачиваются из бюджетных средств;
  • компенсация рассчитывается в зависимости от количества несовершеннолетних детей в семье.

Нормативно-правовое регулирование

Базовым документом, определяющим возможность назначения компенсации является Федеральный закон «Об образовании». Там говорится, что существует максимальный размер родительской платы, превышение которого для государственных и муниципальных образовательных дошкольных учреждений не допускается. Кроме того, детсады такого типа допускают бесплатное пребывание сирот, инвалидов, оставшихся без родительского попечения.

Виды компенсаций

Выступая как форма ежемесячного пособия, компенсация за детсад может регулироваться как федеральным, так и местным законодательством. Например, рассматривая вопрос частичного возврата денежных средств, потраченных на оплату услуг дошкольного образовательного учреждения, федеральное законодательство не говорит о ситуации непосещения детского сада. Так как родители и в этом случае имеют не меньшую финансовую нагрузку (например, при непредоставлении места), во многих регионах такие выплаты устанавливаются на местном уровне.

Государственная компенсация родительской платы за детский сад

Федеральное законодательство определяет размер денежных компенсаций для разных категорий семей, к которой может добавляться региональное или ведомственное дополнение. Например, имеющие одного малыша, могут претендовать на получение льгот – 20% от выплаты.Так, для структурных подразделений Министерства обороны РФ устанавливается 50-процентная льгота, если один из родителей:

  • является инвалидом;
  • является ликвидатором аварии на ЧАЭС;
  • проходит службу по призыву;
  • работает в детсаду.

Региональные выплаты

Местное законодательство предусматривает ряд дополнительных льгот – например, они касаются ситуаций, когда семья не может получить места в детском садике. Конституцией России гарантировано предоставление бесплатной программы дошкольного образования. На федеральном уровне подобный законопроект о компенсации за детсад при непредоставлении услуги, неоднократно вносился на законодательное обсуждение, но окончательного решения в масштабах всей страны эта проблема не нашла.

При этом, местные законодательные акты, отличаются между собой требованиями по возрастным границам детей, размерам выплат и суммы с которой считается компенсация за детский сад. Во многих случаях это 20% от вносимой суммы при одном ребенке, но, например, в Севастополе в этой ситуации выплачивают компенсацию 30% от размера средней оплаты по городу, что очень выгодно для семей с низким достатком.

Кому положен возврат денег за детский сад

Оформление компенсации выполняется на того из родителей (либо заменяющих лиц), кто вносит оплату. Главным фактором, определяющим размеры пособий, в этом случае является количество несовершеннолетних в семье. Размер возмещения зависит от количества детей:

  • за первого ребенка родители получат 20%;
  • за второго – 50%;
  • за третьего и каждого последующего в многодетных семьях – 70%.

Как рассчитывается сумма

Родители, дети которых посещают дошкольные учреждения, могут рассчитать, какая будет компенсация за детский сад в текущем месяце – она напрямую зависит от суммы оплаты. Все это можно найти по формуле СК = СОД х ДПР х ККД =(ОСП / РДМ) х ДПР х ККД, где:

  • СК – сумма компенсации, которая будет начисляться родителям,
  • СОД – стоимость одного дня пребывания;
  • ДПР – количество дней, когда ребенок был в дошкольном учреждении;
  • ККД – коэффициент количества детей;
  • ОСП – общая стоимость посещения детсада, которую родители оплачивают;
  • РДМ – количество рабочих дней в месяце.

Это можно пояснить примером: в семье есть один ребенок, который в июле 2017 года, 14 дней посещал детсад, за который платят 1 800 рублей в месяц. Чтобы узнать сумму компенсационных выплат, в формулу подставляются имеющиеся данные, и легко выясняется, что СК = 1 800 р. / 21 день х 14 дн. х 0,2 = 240 рублей. Сумма некрупная, но если посчитать за полгода, то получится 2140 р. – это больше, чем средняя сумма ежемесячного платежа!

Как получить компенсацию за детский садик

Родители не всегда проявляют активность при получении компенсации, считая хлопоты большими, а сумму – незначительной. Затраты времени вряд ли составят больше 15 минут, а для воспитания ребенка лишних денег не бывает. Пошаговая инструкция объяснит вам, как оформить компенсацию за детский сад:

  1. Необходимо подготовить заявление на имя заведующей детсадом и предоставить документы, которые будут необходимы. Обратите внимание, чтобы копии документов сопровождались оригиналами для сверки.
  2. Заявление на предоставление компенсаций подлежат регистрации в специальном журнале, а предоставленные копии документов заверяются печатью.
  3. Пакет документации предназначен для органов социальной защиты, где ежеквартально происходит формирование новых списков получателей.

Какие документы нужны

Пакет документов для получения компенсационных выплат включает только самые обычные документы, которые в доме всегда под рукой. Полностью подготовленный пакет должен включать:

  • свидетельство о рождении;
  • паспорта обоих родителей;
  • свидетельство о браке;
  • справка о составе семьи (если ребенок не один);
  • реквизиты банковского счета, для того чтобы осуществляться перечисление.

Заявление на получение компенсации за детский сад

В большинстве случаев государственные образовательные учреждениях уже имеют готовый бланк заявления получателей, куда остается вписать только свои данные, что значительно упрощает задачу. Подготовленное заявление обязательно должно содержать:

  • фамилия, имя отчество и место проживания родителя;
  • аргументированную просьбу по частичному возврату денежных средств – родительской платы
  • номер счета, куда будут перечислять субсидию;
  • обязательство информировать про все изменения, которые могут повлиять на размер социальных выплат, чтобы был произведен перерасчет.

Компенсация за частный детский сад

Оформить компенсационные социальные выплаты можно и при посещении частных садиков. Алгоритм действий тут будет таким же, как и при обращении в государственные учреждения, но нужно учитывать, что выплаты производятся не со всей затраченной суммы, а только со среднего размера оплаты за аналогичные услуги государственных организаций. Эта разница может быть очень существенной, учитывая что:

  • плата за посещение детских садиков частного типа, включает все расходы (например, реализацию образовательных программ), достигает 20 000 рублей и выше;
  • средний размер оплаты за детсад может быть 1 000 рублей, и 20-процентная компенсация, которая будет полагаться, составит 200 р.

Компенсация за непредоставление детского сада

Законодательное решение этого вопроса на федеральном уровне отсутствует. Согласно Закону «Об образовании», эта инициатива передана местным администрациям республик и областей. Если речь идет о получении компенсационных выплат за неполучение услуги дошкольных образовательных учреждений, то необходимо обращаться в Управление соцзащиты населения по месту жительства. Пакет документов будет побольше, чем для тех, кто хочет вернуть часть родительской платы, и дополнительно предоставляются:

  • справка о пребывании в социальной очереди;
  • документированный отказ зачисления в детсад по причине отсутствия мест;
  • приказ о декретном отпуске.

Особенности выплат в регионах

Переходя от федерального уровня на места, заметно, что компенсационные выплаты такого рода есть далеко не во всех городах и регионах (например, их нет в Москве и Нижнем Новгороде). Примеры некоторых выплат приведены в таблице, и тут наглядно видно, насколько сильно различается размер этих субсидий:

Охватываемый возрастной период ребенка, лет Размер выплаты, рублей
Киров 1,5-3 2 500
Красноярск 1,5-3 3 709
Пермь 1,5-3 5 295
3-6 4 490
Самара 1,5-3 На первого ребенка – 1 000, на второго – 1 500, на третьего – 2 000
Томск 1,5-5 4000

Видео

Место в детском саду не предоставляют из-за отсутствия. С такой проблемой сталкивается большинство семей. Если есть место в детском саду, то как правило в другом районе, за много километров. Выход из такой ситуации родители находят путем обмена места в детский сад. В интернете, есть множество сайтов, на которых размещаются объявления с информацией об обмене путевками в детский сад. Хотя проблема с детскими садами и решается, не во всех регионах родителям удается устроить своих детей в дошкольное учреждение с 1,5 лет даже при наличии определенных льгот.

Некоторые регионы Российской Федерации выплачивают компенсацию семьям, которым не удалось пристроить ребенка в дошкольное учреждение.

Получить место в детском саду по суду тоже возможно. Если вы обратитесь в суд с иском, мотивируя свои требования тем, что с определенной даты ваш ребенок был поставлен на учет в Департаменте образования администрации вашего города, для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение на получение дошкольного образования. Несмотря на ваши неоднократные обращения, место в детском саду для вашего ребенка предоставлено не будет. Если отказ будет мотивирован отсутствием в МДОУ свободных мест, сроки получения путевки не указаны, в результате чего вы вынуждены находиться с ребенком дома, нести дополнительные расходы, лишены возможности выйти на работу, то смело обращайтесь в суд. Ниже приведены некоторые статьи с пояснениями, которые можно просто скопировать и вставить в ваше исковое заявление на предоставление место в детском саду.

Место в детском саду по закону

Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 г. N 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

С учетом изложенных норм закона, к юридически значимым обстоятельствам, которые должен установить суд при разрешении спора, связанного с реализацией права ребенка на получение дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, относятся следующие: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 1).

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (пункт 2).

С учетом характера спора и содержания приведенных выше норм материального и процессуального права, на истце лежит бремя доказывания следующих фактов: достижение ребенком возраста, предусмотренного статьей 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», наличие льгот на получение места в детском дошкольном образовательном учреждении, обращение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Ответчик, в свою очередь, должен представить суду доказательства, подтверждающие наличие лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском саду, отсутствие свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также принятие мер по обеспечению права ребенка на получение дошкольного образования в других образовательных учреждениях.

При этом данные факты и обстоятельства должны быть подтверждены доказательствами, отвечающими требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.