Конспект совместной деятельности в подготовительной группе с презентацией на тему: Масленица. Конспект занятия в подготовительной группе «Широкая Масленица

(На улице)

Цель: формирование представлений о традициях празднования русского народного праздника «Масленица».

  1. знакомить детей с традициями празднования Масленицы;
  2. развитие внимание, физической активности, интереса к русским народным играм, обогащение словарного запаса;
  3. воспитание патриотизма, умение работать в команде.

Оборудование: музыкальный центр, валенки, канат, костер из ватмана, бубен, две метлы, блины, конфетки.

Предварительная работа: рассказ – беседа «Масленица» (раскрыть образование слова), просмотр картин «Празднование Масленицы», опрос родителей «Традиции празднования Масленицы в вашей семье».

Ответственные: воспитатели подготовительной группы.

Место проведения: групповой участок на территории детского сада.

Скоморох (воспитатель 1).

Собирайся народ!

В гости Масленица ждет!

Мы зовем к себе всех тех, кто любит веселье и смех!

Ждут вас, ребята, игры, забавы, шутки и прибаутки!

Масленицу широкую открываем и веселье начинаем…

А давайте, ребята, прежде, чем весну встречать, вспомним, чем же запомнилась вам зимушка, какие праздники были, что хорошего она вам принесла?!

Ответы детей.

А сейчас я предлагаю вам позвать красавицу весну, да повеселиться с ней!

Входит весна (воспитатель 2)

Здравствуйте мои хорошие, здравствуйте мои пригожие!

Я Весна-Красна, к вам на праздник пришла!

Да загадки весенние вам принесла!

  1. Я раскрываю почки в зеленые листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня… (весна).

  1. Снежок растаял и с полей

Бежит проворливый… (ручей).

  1. Появился из под снега,

Увидал кусочек неба.

Самый первый самый нежный,

Чистый маленький… (подснежник).

  1. Ночью спрячется оно –

Станет во дворе темно.

Утром снова к нам в оконце

Бьется радостное …. (солнце).

Солнце красное взошло.

Станет людям всем тепло!

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло!

Сыграем ребята, в игру, позовем в круг солнышко!

Подвижная игра «Гори-гори ясно!»

Правила игры.

Дети встают в круг, за кругом водящий. В руках у Весны бубен. Дети идут противоходом с водящим и говорят слова:

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо -

Птички летят,

Колокольчики звенят!

После слов все останавливаются. Водящий и тот, около которого он остановился встают спинами друг к другу. Дети считают хором до трех. Водящие бегут в разные стороны. Тот, кто первым обежит круг и стукнет в бубен, становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза.

Как весело с вами играть, ребята! Ну это еще не последняя наша игра! Сейчас я хочу вам предложить еще проверить кто из вас самый-самый сильный!

Притягивание каната.

Правила. Участвуют 6 человек, по три человека с одной и с другой стороны. Игра повторяется 3 раза.

Самых сильных определили! А сейчас выясним, кто из вас саамы быстрый!

Эстафета «Быстрые лошадки»

Ход игры. Разделить детей на две команды. По одному дети должны проскакать на метле до определенной метки и вернуться обратно, передав метлу следующему. Побеждает та команда, последний участник которой добрался до команды первым.

Скоморох.

Посмотрите, ребята, какой костер у нас прямо посреди участка горит! А давайте мы с вами, по старинной русской традиции, через этот костер будем прыгать по очереди!

Прыжки через костер!

Скоморох выбирает пару детей и предлагает игру «Бросание валенка» .

Правила. Играют парами. Первый ребенок забрасывает валенок, как можно дальше. Второй ребенок кидает второй валенок, стараясь попасть как можно ближе к первому. Кто забросит зимнюю обувь дальше всех, точнее всех, чей валенок ляжет ближе к первому – получит приз.

Ну что ж, ребята, мы с вами весело провели время, повеселились, поиграли! Проводили мы с вами зиму, встретили красавицу весну. А сейчас Весна для вас приготовила подарок!

Угощение блинами.

Досуг в подготовительной группе на тему: «Масленица». Сценарий

Интегрируемые образовательные области:
«социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста представлений о традициях и обычаях русского народа.
Задачи:
Раскрыть значение празднования Масленицы, познакомить с символами праздника. Закрепить представление о сезонных изменениях в природе.
Развивать двигательную активность, речь, мышление, внимание, память.
Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа.

Коррекционные:
Развивать диалогическое общение детей: умение слушать, отвечать на вопросы развёрнутыми предложениями, инициативно высказываться, рассуждать, следить за звукопроизношением.
Развивать словообразовательные навыки на основе лексической темы «Весна».
Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, развивающие игры.
Демонстрационный материал : мультимедийный проектор, компьютерная игра,
Используемая литература:
Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа до-школьного образования / Под ред. Л. А. Парамоновой.)

Ход вечера - развлечения

Ведущая Н.В.: Закончилась долгая зима. Вот-вот солнце совершит свой круг и начнет разгораться в весеннем равноденствии, а зима не хочет сдаваться, холод-стужу напускает, снег на землю трясет, да все ж «как ни мети метелица - все весной повеет». Вот и день подрастает все заметнее, стоят оттепели, с крыш льет капель.
На масленицу, по народной примете, зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама, лиходейка, со своего хотения только потеет. Поэтому с незапамятных времен славит масленица самым веселым, разгульным предвесенним праздником. Поэтому ее и прозвали: «широкая», «веселая», «затейливая», «сырная». Масленицу празднуют целую неделю. Будем праздник справлять, Зиму провожать, Весну-красну встречать, Масленицу зазывать!
Ведущая Л.Н.: - Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы.
Ребята, и вы с родителями тоже делали чучело, посмотрите, какая замечательная получилась у нас выставка. Всем огромное спасибо, кто принял участие в выставке.

Во вторник начинался Заигрыш. С этого дня начинались всякого рода развлечения. А пока вам работа для ума.
Отгадайте загадки.
1.Она приходит с ласкою
И со своею сказкой
Волшебной палочкой взмахнет
В лесу подснежник расцветет.(Весна)
Н.В. Ежедневно по утрам оно в окошко входит к нам,
Ежели оно вошло, значит, день пришел давно. (Солнце)
Л.Н. Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет -
Когда это бывает? (Зимой)
Н.В. .Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник)
Л.Н. . Бел, да не сахар
Нет ног, а идет. (Снег)
Н.В. Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)
Загадки отгадывать вы мастера!

Л.Н. Среда - лакомка. Ребята, а как вы думаете, почему масленицу еще называют «лакомкой»?
Ответы детей
Потому, что существует давняя традиция поедать блины, угощать ими всех родных, друзей и знакомых. Каждый блинчик похож на маленькое солнце, которое согреет вас своим теплом.
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, разбирайте,
Похвалить не забывайте!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!..

Н.В.: Ребята, вставайте в круг. Мы сейчас с вами поиграем в игру «Горячий блин» Нужно быстро передавать блин по кругу. Кто уронит блин тот выбывает из игры.
Хороша была игра. А теперь садитесь на свои места. Будем играть с вами в компьютерную викторину. Кого я позову, тот должен выбрать категорию вопроса, на которую он будет отвечать. Выбрать сложность вопроса, от одного до трёх. Если правильно ответите, то картинка увеличится, если не правильно, то не верный ответ исчезнит.
Л..Н. Ух, какой хороший день! Так пора веселиться!
Конкурс: со стульями.
(Поставить стулья по количеству детей.)
Ребята, вы под музыку будете двигаться вокруг стульев.Как только музыка закончится, вам нужно будет занять стул.
После каждого круга убирается один стул. В конце остается 1 стул и два участника. Победит тот, кто первый сядет.
Н.В. Тара-тара-тара-ра -
На горе стоит гора.
На горе стоит гора,
Начинается новая игра. (Ручеёк)
Правила игры Ручеёк.
Выбирается водящий, остальные делятся на пары, и сцепляют руки.
Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх.
Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару.
Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх.
Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка»и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары.

Л.Н. - Четверг - разгул, самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют.
Давайте ребята вместе исполним песню.
(Авторы: Соловьева Н. (слова), Струве Г. (музыка)) «Моя Россия»

Н.В. - Пятница - тещины вечерки. Зять тещу к себе приглашает, блинами угощает.
А мы сейчас, проверим, какие у нас девочки, будущие хозяйки.Нарисуйте на доске, какие необходимы хозяйке продукты, чтобы испечь блины.(девочки делают зарисовки)
Л.Н. - Суббота - золовкины посиделки. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки.
Как услышите весть хорошую –
В ладоши хлопайте,
А если не очень хорошую –
Ногами топайте! Договорились?

У Весны сегодня День рождения! (Хлопают)
Угощаемся блинами и печеньем. (Хлопаем)
Зиму просим поскорее уходить! (Хлопаем)

За игру вручу коробочку конфет! (Хлопаем)
Вы откроете, а там ничего нет! (Топаем)

Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопают)
Блины с мёдом да вареньем! (Хлопают)
Не блины, а объеденье! (Хлопают)
Блины сладкие с начинкою. (Хлопают)
Все с пуховою перинкою! (Топают)
А иные и с подушками! (Топают)
А другие и с ракушками! (Топают)

Н.В. - Последний день Масленицы - Прощеное воскресенье, или проводы. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить. Прощения просят.
Масленица, пожалуй, была самым веселым праздником в старину. Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз. Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить её.
И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной женщиной с румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась. Русский народ называл масленицу веселою, широкою, разгульною, честною.
Заключением праздника Масленицы, остается и по сей день, сжигание чучела Зимы - символ ухода зимы и наступления весны. Сопровождают такое обрядовое сожжение песни, игры, пляски, хороводы, угощения блинами.
Таким образом люди прощались с Зимой.
А Весну встречали, и песни ей пели, в надежде, что она принесет тепло.
Ребята, давайте, и мы с вами сделаем солнышко, чтоб оно поскорее согрело нас своим теплом и растопило последние сугробы.
(коллективная аппликация «Солнышко» . Cложение лучиков, способом оригами.)
Ребята, блинами, мы с вами вчера угощались, а сегодня угощаем вас пряниками. С праздником!

Проект

«Масленица»

Подготовительная группа

Проект: краткосрочный

Вид проекта: познавательный, творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Возраст детей: 5 - 6 лет.

Актуальность: В наше время постепенно стало уходить в прошлое народные гуляния, когда праздники отмечали не только в своей семье, а целыми улицами, деревнями. Наши дети этого не видят на примере своих родителей. Наша задача познакомить, рассказать, показать, что такое праздник «Масленица», как его отмечали раньше. В результате реализации этого проекта дети приобретут новые знания, узнают новые игры, потешки, стихи. Этот проект поможет и родителям вспомнить, как они с родителями отмечали «Масленицу»

Цель работы:

Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

Задачи:

1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», сразличными жанрами устного народного творчества;

2. Развивать художественно - творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно - прикладного искусства русской культуры.

3. Формировать любовь к Родине, ее традициям.

4. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русскойкультуре в семье.

Ожидаемый результат:

Дети познакомились с традициями, обычаями, играми связанными с празднованием «Масленицы»

Итоговый результат:

1.Оформление выставок продуктивной деятельности детей

2. Умение детей рассказать о празднике «Масленица»

Что мы знаем Что мы хотим узнать Как мы это сделаем Результат

Масленица -это блины, соломенная кукла, которую сжигают

Как именно нужно праздновать «Масленицу», в какие игры играть

Через просмотр фотографий, презентаций, картинок о «Масленице»

Через проведение дружеских бесед, ситуативных разговоров по данной теме.

Посредствам художественного творчества (Лепка, рисование, аппликация).

Через художественное слово: сказки, потешки, заклички.

Выставка продуктивной деятельности детей

Рассказывание стихотворений о «Масленице»

Название дней недели

Тематическое планирование

Понедельник «Встреча Масленицы»

Цель: Познакомить с традициями народного праздника.

Вторник - «Заигрыш»

Цель : Дать детям представления о русских народных играх - забавах.

Среда « Лакомка»

Цель: Познакомить детей с обрядовой кухней.

Четверг «Разгуляй четверток»

Цель: Дать представление о русской тройке

Пятница «Тёщины вечёрки»

Цель: Приобщать к истокам народных традиций.

Социально-коммуникативное развитие

Ситуативный разговор: «Ты откуда к нам пришла - весёлая Масленица?»

Просмотр мультимедийной презентации «Масленица»

ОБЖ. Установление правил и норм в подвижных играх

Разучивание песни с движениями «Ой, блины мои блины»

Игра на музыкальных инструментах: бубен, ложки, трещотки, металлофон, колокольчики

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация «Кукла-веснянка»

Рисование: «Масленица глазами детей»

Познавательное развитие

ФЭМП «Посчитай сколько?» «Знакомство с цифрой 10 и числом 10.»

Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах.

Речевое развитие

Предварительные беседы по темам

Рассматривание картины «Тройка». Рассказ по картине

Заучивание стихотворения «Масленица»

Физическое развитие

Подвижные игры, Физкультминутки

Катание на санках с горы.

Игра «Петухи», «Бой подушками», «Летела корова», «Маша-растеряша»

Здоровый образ жизни: закрепление правил гигиены и здоровой пищи

Сценарий подготовила Воспитатель МДОУ Двуреченский детский сад Общеразвивающего вида Смолянская Екатерина Николаевна
Цель: формирование устойчивого интереса к русским народным праздникам, обрядам, традициям на основе совместной творческой деятельности ребенка с взрослыми.
Задачи:
1. Расширить знания детей о русском народном празднике Масленица: его истории, значении, символах.
2. Воспитывать интерес к русским народным играм, используя заклички, запевки.
3. Активизировать словарный запас детей
4. Формировать умение громко и четко проговаривать пословицы и скороговорки, выразительно читать заученные наизусть стихи.
5. Развивать зрительное и слуховое внимание, память.
6. Воспитывать любовь к родному краю.

Подготовительная работа:
1. Экскурсия детей в созданный в детском саду музей «Русская изба» (экспозиции «Русский быт», «Масленица широкая»)
2. Разучивание с детьми стихов, колядок, пословиц и скороговорок
3. Подготовка костюмов главным героям

Оборудование:
1. для музыкального сопровождения: магнитофон и фонограммы
2. как атрибут для игры «Заря-заряница»: атласная лента,
3. для сервировки столов: два самовара, чайная посуда, скатерти

Действующие лица: Хозяюшка - воспитатель подготовительной группы. Хозяин с хозяйкой. Гости
Хозяюшка: Ой, вы красны девицы и добры молодцы!
Приглашаем всех на Масленицу веселую!
И тихони и проказники будут все у нас на празднике!
Хозяин: Гостей давно мы ждем-поджидаем, Масленицу не начинаем!
Хозяйка:
Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно? Всем ли слышно?
Пусть праздник проходит пышно!
Хозяюшка:
Полно Зимушке зимовать,
Пора матушке Весне наступать.
Масленицу широкую открываем!
И веселье начинаем!
Хозяин:
Хозяюшка милая, а от чего ж то на земле русской така радость то?
Хозяюшка:
Ах, давным-давно, наши с вами предки – древние славяне, праздновали Новый год весной.
А мы с вами знаем поговорку: как встретишь новый год - так его и проведешь.
Поэтому и не скупились Русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье.
И с тех пор Масленица остается самым веселым праздником.
Недаром в народе называют ее «честной», «обжорной» и даже «разорительницей».
А вы- то сами, гости дорогие, знаете пословицы-поговорки про Масленицу?
(Гости; дети и родители, называют пословицы и поговорки.)

Не житьё-бытьё, а Масленица.
Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.
Блин добр не один.
Первый блин комом, второй знакомым.
Первый блин комом, второй - с маслом, а третий с квасом.
Масленица идет блин да мёд несет.
Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.
Масленица объедуха, деньгам - приберуха.
Хоть с себя всё заложить, а Масленицу проводить.
Блин не клин, брюхо не расколет.
Не всё коту Масленица, бывает и Великий Пост.
На Масленой повеселись, да блинком угостись.

Хозяюшка: Гости дорогие, расскажем мы вам о том, как же раньше на Руси праздновали Масленицу. Выходите-ка ко мне, мои помощники (выходят дети в народных костюмах)
Дети:
Здравствуй, Масленица!
Дай нам маслица!
Мы блинчиков себе горячих напечем-
Нам метели и морозы нипочем.
Если есть сковорода
Не страшны нам холода,
Потому что блин горячий-
Это лучшая еда!
То не мышь пищит, не мороз трещит,
В сковородке блин за блином шкворчит.
Да с селедочкой, да с икорочкой,
Да по краю с золотистой корочкой.
Вот так Масленица! Дала маслица нам!
Даже в небе появились два блина:
Это Солнце-блин и блин-Луна.
Один блин горячий, другой холодный.
Полезай на небо, если кто голодный!
Приходи народ и с нами съешь блина,
Чтоб на землю поскорей пришла весна.
Ну-ка съешь блина, чтоб пришла весна.
Хозяюшка: Как и любая неделя, Масленица начинается в понедельник.
Кто же нам расскажет о днях Масленичной недели?
(выходят восемь ребят)
Дети:
Много лет тому назад,
В Масленицу б веселился
Целых семь деньков подряд.
В понедельник б - с гор катался,
А во вторник бы играл,
В среду - вкусным объедался.
В четверг город снежный брал.
В пятницу - гостил б у тёщи
Я с красавицей женой.
А в субботу ел блины бы
Вместе с дружною роднёй.
В воскресенье – день «прощённый»,
Я бы всех тогда простил
И, облегчив свою душу,
Я б на площадь б поспешил.
Масленицу там сжигали,
Пели песни и плясали,
Ждали все приход Весны.
Весь народ вновь ел блины.
Жаль чуть-чуть, что не родился
Много лет тому назад,
В Масленицу б веселился
Целых семь деньков подряд.

Понедельник - первый день называется Встреча. В этот день встречают Масленицу, ходят друг к другу в гости. Главная участница гуляний это большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, ноги обували в лапти. Куклу усаживали в сани и с песнями и плясками возили по улицам.

Второй день – вторник назывался Заигрыш.
В этот день строили ледяные и снежные крепости. Народ катался на санках, на лошадях. Скоморохи пели веселые частушки. Начинались игрища и потехи.

Среда - Лакомка или Сладкоежка. В этот день зятья - наши папы приходили на блины к теще - к маминой маме. В этот день лакомились круглыми, горячими блинами.

Четвертый день масленицы назывался Разгул. Это был самый веселый день масленичной недели. В этот день возили в санях чучело Масленицы, пели задорные песни, танцевали, катались с ледяных гор. Веселье было в самом разгаре.

Пятница называлась Тещины вечерки. Теперь уже зять тещу к себе в гости приглашал и блинами угощал.

Суббота - это золовкины посиделки. Невестка дарила золовкам, сестрам мужа, подарки.
В этот день провожали Зиму, сжигали на костре чучело Масленицы.
Народ окончательно прощался с Зимой.

Последний день Масленицы – прощёное воскресенье, или Проводы.
В этот день заканчивались гулянья. На ледяных горках разводили костры, чтобы лёд растопить, холод остановить. Люди прощения просили, добрые дела творили.

Хозяюшка:
Какой же сегодня день недели? Правильно, Четверг – разгул.
Народ честной, вставай в хоровод большой,
Будем мы в «Зарю» играть, и гостей всех забавлять!

Русская народная игра «Заря – заряница».

Правила игры: Дети встают в круг, руки держат за спиной.
Водящий, Заря ходит за кругом и говорит слова:

Заря-заряница, красная девица
По полю ходила, ключи обронила.

С последним словом водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих.
Игрок, заметив это, быстро и оба ребёнка бегут в разные стороны по кругу.
Тот, кто останется без места становится Зарёй.
Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг, а играющие не должны поворачиваться пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

Хозяюшка:
Молодцы! Славно поиграли.
Эх, раз, еще раз, мы поклонимся сейчас!
Начинаем перепляс, постараемся для вас.
Хозяин: Сегодня здесь Весну встречаем,
И с поклоном приглашаем
Всех кто любит веселиться
И смеяться и резвиться
Становитесь в хоровод.
Плясовая сейчас пойдет.

Плясовая «Кадриль»

Хозяюшка:
Всех на масленицу ждем! Встретим масленым блином.
Хозяйка: Угощайтесь, гости дорогие!
Вот и блинчиков пора, ешьте с пылу, с жару!
Все румяны да красивы
А за праздник всем
СПАСИБО!
Угощайтесь на здоровье! Приятного всем аппетита.

Дети и родители проходят в группу, где накрыты столы с блинами.
Каждая семья кратко презентует своё угощение.

«Масленица»

Программное содержание:

Образовательные задачи: Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы — как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Учить понимать народные потешки, заклички.

Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи: Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Используемый материал: иллюстрации к празднику Масленица, иллюстрации с изображением народных гуляний; репродукции картин художников – И.Суриков «Взятие снежного городка», Н.Кустодиев «Масленица»,

Б.Кустодиев «Масляничное гуляние», К.Юон «Зима. Ростов Великий», «Весенний солнечный день» С.Михеев «Госпожа чесная масленица». Аудиозапись «Звон колоколов».

Словарная работа: балаган, потеха, скоморох, чучело, тесовый дом, закличка.

Ход занятия:

Беседа о Масленице с показом иллюстраций, репродукций картин художников по данной теме.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картины и расскажите, что вы на них видите. (Ответы детей) .

Почему так люди веселятся, я вам сейчас расскажу.

Масленица - один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.
Масленица имела другое название - проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны - всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

В этот праздник не скучают,

Все в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно,

К самовару подходи –

Ароматный чай бери.

Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко — круглые, золотистые, горячие.

К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог.
На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.

Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.
Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

Физкультминутка

«Малечена-калечина»

Выбирается ведущий. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку. Все произносят такие слова и одновременно катают между ладошек палочку.
Малечена-калечина, сколько часов осталось до вечера, до зимнего?
После слов «До зимнего?» ставят палочку на ладонь. Как только поставят палочки, ведущий считает: «Раз, два, три, … десять». Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

Воспитатель: В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.

Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча.
С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей.
Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу:
«Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться…»
После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»
А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением Масленицы и просили угощение:
Тин-тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок!
Уж вы не скупитесь,
Масляным кусочком поделитесь!
Подайте широкой Масленице!
Если хозяева подавали мало, дети их дразнили:
Паршивые блины, по аршину длины! -
и убегали.

К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы.
Во вторник - заигрыши.
С утра молодые люди катались на санках, ели блины. Звали родных и знакомых:
«У нас горы готовы и блины испечены - просим жаловать».
Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.

Среда - лакомки . В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Четверг назывался
разгуляем . Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни).
Но главным действом этого дня было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две группы: конники и пехота. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его.

Пятница - тещины вечерки - была гостевым днем. В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.
Суббота -
золовкины посиделки . Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.
Последний день Масленицы -
Прощеное Воскресенье . В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело - символ зимы. Провожают зиму до следующего года.

Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит». Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.

На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы.

Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Наша широкая.
Ты пришла с добром,
Со блинами, пирогами
Да со оладьями.
Мы катаемся с горы
От зари и до зари,
А сегодня, в воскресенье,
Наше кончилось веселье.
Прощай, прощай,
Наша Масленица!

После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.

А сейчас мы поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно»

Игра «Гори, гори ясно»

Вопросы к детям.

Почему праздник назывался масленицей? Что готовили хозяйки? Почему пекли блины? Как по-другому называли праздник масленицу? Как люди праздновали этот праздник? (Рассказ 2-3 детей).

Знакомство с весенними закличками.

Воспитатель: Сейчас, ребята, послушайте, какие заклички кричали дети, обращаясь к солнышку:
Красное, разожгись!
С весной красною вернись!

Красно-солнышко,
В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй!

Солнышко-колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать!

Обсудить смысл закличек..
Предложить детям несколько раз проговорить их, обращая внимание на интонацию речи, и правильное звукопроизношение.