Причины и профилактика нарушений осанки у детей. Как исправить осанку у ребенка? Причины нарушения осанки у детей школьного и дошкольного возраста

Наверняка, каждый из нас слышал в детстве – «Не сутулься! Держи спину ровно! Не горбись!» Теперь эти фразы мы говорим своим детям. Какое же важное значение кроется в этих нескольких словах.

Красивая правильная осанка является признаком не только физического здоровья, но и психологического.


Красивая осанка является символом здоровья

Но если ситуация дошла до того, что одними замечаниями проблему не исправить, пора применять меры. Можно организовать массажи, физиопроцедуры, носить корсеты, а также вводить ЛФК для детей с нарушением осанки. Об этом и другом поговорим ниже.

Осанка – это одна из поз в вертикальном положении, которую человек может принять без усилий.

Такая поза является правильной, если живот втянут, плечи на одинаковом уровне, сведены вместе лопатки, а расположение головы позволяет взгляду устремиться на горизонт.

Правильная осанка имеет следующие признаки:

  • Вся длина позвоночника имеет одну линию вертикального направления;
  • Плечи, лопатки и соски расположены симметрично;
  • На одинаковом уровне находятся ягодицы;
  • Ключичные кости соединены горизонтальной линией;
  • На спине отсутствуют складки ассиметричного характера;
  • Нет ;
  • Все изгибы позвоночника имеют нормальный диапазон величин;
  • Ноги одинаковой длины.


Нарушение осанки у детей дошкольного и школьного возраста наиболее опасны, т.к. собственно в это время идет активный рост позвоночника.

Возможные нарушения могут привести к выраженным деформациям, весьма серьезным для здоровья и жизни ребенка.

Правильная осанка выполняет множество функций:

  • Нагрузка равномерно распределяется на все отделы позвоночного столба;
  • Поддержка равновесия тела;
  • Обеспечение нормальной координации движений;
  • Движения в суставах производятся с максимальной амплитудой;
  • Нормальная работа внутренних органов, их защита от различных факторов извне;
  • Придает визуальной эстетики.

Причины нарушения

Главные причины нарушения осанки могут быть врожденными и приобретенными. Первые встречаются достаточно редко и связаны с проблемами внутриутробного развития, вследствие которых недостаточно развиваются позвонки, образуются дефекты и патологии.
К приобретенным можно отнести:

  • Травмы позвоночного столба;
  • Слуховые или зрительные патологии, при которых осуществляется постоянное вытягивание в сторону раздражителя;
  • Недостаточная развитость спинных мышц;
  • Нерациональная рабочая поза;
  • Ношение тяжелых вещей в одной из рук;
  • Сон на слишком мягкой постели;
  • Привычка сутулиться, низко опускать голову при ходьбе, втягивать голову;
  • Малоподвижный образ жизни.

Подробнее о причинах нарушения осанки рассказывает доктор:

Определить нарушение осанки можно по жалобам ребенка.

Могут появиться боли в груди, позвоночнике или спине, заметна повышенная утомляемость и слабость, нарушается внимание, появляется болезненность при ходьбе, также возможна разная длина ног, когда малыш лежит верх спинкой.

Данные симптомы являются признаками нарушения осанки.
И, если имеется хоть один, стоит срочно обращаться к врачу!

Виды нарушений

Типы нарушения осанки: нормальная, круглая спина, плоская спина, плоско-вогнутая спина, вогнуто-круглая спина.

Существуют следующие виды нарушения осанки:

  1. Сутулость – согнутая голова, крыловидные лопатки, приведение плечевых суставов.
  2. Круглая спина – ходьба на полусогнутых ногах, согнута голова, меньший наклон таза, живот выпучен, руки свивают, плечи приведены, лопатки крыловидны.
  3. Кругло-вогнутая спина – полусогнуты ноги либо переразогнуты в коленях, голова выдвинута вперед, живот выпучен, плечи приведены.
  4. Плоская спина – выпирает живот, смещена вперед грудная плоскость, есть риск повреждения головного мозга и черепа.
  5. Плоско-вогнутая спина – полусогнуты ноги либо переразогнуты в коленях, таз смещается назад, лопатки крыловидные.
  6. Нарушение осанки по сколиотическому типу у детей – боковое искривление позвоночника, нарушены все симметрии тела, отсутствует возможность осевого поворота позвонков.


Принципы лечения

Лечение нарушения осанки у детей школьного возраста может включать несколько мероприятий. В основном, они все не медикаментозные. Можно носить специальные ортопедические приспособления – поддерживающие и корригирующие корсеты. Лечебная физкультура при нарушении осанки у детей является самым важным и наиболее эффективным методом.

Какие нужно делать упражнения при нарушении осанки у детей, лучше спросить у лечащего врача или записаться на соответствующий курс в медицинском учреждении.

Также можно ввести . Очень хорош массаж при нарушении осанки у детей. Он снимет мышечный спазм, наладит обменные процессы и микроциркуляцию. Ну и главное – всегда помнить о соблюдении рациональной рабочей позы.

Почему опасна патологическая осанка?

Факты нарушение осанки не считают заболеванием, но оно приводит к патологиям позвоночного столба, различных структур опорно-двигательного аппарата и ухудшению функционирования внутренних органов. Может возникнуть ранний остеохондроз, деформация грудной клетки, приводящая к недостаточности сердца и легких. Начинается ослабление и атрофирование мышц, которое негативно отражается на работе всей брюшной полости. Поэтому очень важна профилактика нарушения осанки для школьников.
Смотрите видео о профилактике нарушений осанки у детей:

Педагоги и родители должны всегда контролировать этот вопрос, вводить физкульт-минутки, обязательно напоминать о ровной спине и заботиться о правильном рабочем месте.
Профилактика нарушения осанки может осуществляться с помощью упражнений на развитие мышц спины, коррекции и лечения заболеваний зрительного и слухового аппарата, ношения не тесной обуви и одежды, сна на ортопедической постели. Обязательна ежедневная физическая активность, даже обычная гимнастика при нарушении осанки у детей будет отличной мерой предостережения.

Заключение

Детские нарушения осанки – повод для незамедлительных действий по исправлению проблемы.

Но первым заданием для любого родителя является предупреждение формирования подобных нарушений.

Если с малых лет приучить чадо держать спину ровно, записать его на различные кружки по двигательной активности и обеспечить правильную рабочую зону, то можно с полной уверенностью не бояться такой беды.

Искривление позвоночника сегодня является наиболее распространенной хронической патологией костно-мышечной системы среди лиц детского и молодого возраста. Нарушение осанки у детей может иметь врожденную природу. Однако чаще патология является приобретенной и развивается после начала обучения ребенка в детском саду или школе. Это связано с длительным сидением за партой при отсутствии контроля над правильностью положения тела.

В основе приобретенного нарушения осанки у ребенка лежит длительное неправильное положение тела. К числу предрасполагающих факторов относят:

  • несоответствие размеров столов и стульев росту ребенка;
  • постоянное ношение портфеля или рюкзака только в одной руке;
  • астению;
  • низкую физическую активность;
  • слишком ранние попытки посадить младенца;
  • постоянное ношение младенца в одной руке или в одном положении;
  • ожирение;
  • недостаточность питания.

Нарушения осанки у детей дошкольного возраста и младенцев могут быть врожденными или приобретенными в родах. Патология развивается при родовых травмах, нарушении процесса формирования скелета, врожденном подвывихе шейных позвонков, недостаточном развитии соединительнотканных образований и прочее. Коррекция осанки у таких детей является более сложной и не всегда оканчивается успешно.

Врожденная неправильная осанка может развиваться при неправильном питании матери, начиная с 4-й недели беременности. Именно в этом периоде формируются зачаток позвоночника – хорда.

Нарушения линии осанки чаще встречаются у подростков-девочек. Это обусловлено более быстрым ростом тканей и органов, чем у мальчиков аналогичного возраста. Костные структуры часто не успевают развиваться с необходимой скоростью и подвергаются деформации.

Классификация заболевания

Существует несколько классификаций, позволяющих идентифицировать заболевание. Нарушения осанки у детей дошкольного и школьного возраста могут происходить в двух плоскостях – сагиттальной и фронтальной.

Искривление в сагиттальной плоскости:

  • уплощение физиологического изгиба в области поясницы с излишним выпячиванием грудного изгиба (сутулость);
  • уплощение всех изгибов позвоночника (плоская спина);
  • уплощение грудного отдела при нормальном развитии поясничного лордоза (плосковогнутая спина);
  • усиление грудного изгиба на протяжении всей груди (круглая спина);
  • увеличение грудного и поясничного изгибов (кругловогнутая спина).

Искривления во фронтальной плоскости могут быть обусловлены гипертонусом мышц в одной половине тела без органического изменения в строении позвонков. Это явление называют сколиотической дугой. Истинным сколиозом она не является. Сколиоз, основной диагностической чертой которого является изменения в строении или расположении позвонков, может иметь 4 степени тяжести:

  • 1-я степень – признаком истинного сколиоза является некоторая ротация позвонков. Признаки болезни видны только на рентгенограмме. Искривление не превышает 30%.
  • 2-я степень – Патология видна визуально. Уровень искривленности составляет 31-60%. Тело ребенка очевидно изогнуто в сторону.
  • 3-я степень – позвонки приобретают клиновидную форму. Изменения достигают 90%.
  • Процент искривления составляет более 90%. Происходит смещение внутренних органов.

3-я и 4-я степень сколиоза, как правило, приводит к тому, что ребенку приходится назначать инвалидность. Такие дети имеют выраженные изменения в работе внутренних органов, испытывают трудности при ходьбе и выполнении физической работы, страдают от множества хронических болезней, связанных с неправильным расположением почек, печени, кишечника.

Симптомы

Основным диагностическим признаком того, что формирование осанки проходит неправильно, является внешний вид малыша. У таких детей может отмечаться выпирание той или иной части тела, уплощение ягодиц, выпячивание живота, крыловидность лопаток, опущение плеч, сутулость. Такая симптоматика характерна для патологии сагиттального типа.

При сколиозе или сколиотической дуге искривление проявляется в виде асимметрии тела. На разном уровне могут находиться соски, плечи, голова может быть постоянно наклонена в сторону. В некоторых случаях отмечается атония мышц, слабое развитие скелетной мускулатуры.

Косвенно причины нарушения осанки у детей могут влиять и на общее состояние здоровья. Так, признаком сколиоза или искривленности позвоночника в сагиттальной плоскости часто являются частые бронхиты, сниженная экскурсия грудной клетки, боли в спине, опущение внутренних органов, хронические запоры, головные боли, боли в спине. Часто на фоне неправильного развития позвоночника формируется остеохондроз, межпозвоночные грыжи.

Диагностика

Диагностика нарушений осанки основывается на визуальном осмотре больного. Однако для подтверждения диагноза в обязательном порядке назначается рентгенографическое исследование позвоночника, КТ или МРТ.

Визуально признаком того, что осанка начала неправильно формироваться, является асимметричность тела ребенка. Основные признаки асимметричности были описаны в предыдущем разделе данной статьи. Для более точной установки степени асимметричности может проводиться измерение расстояния между углами лопаток и седьмым шейным позвонком, расстояние между лопатками, расчет плечевого индекса.

Рентгенографические методики позволяют оценить тяжесть изменений, а также исключить ошибки, вызванные чрезмерной субъективностью визуального метода диагностики. На снимках отчетливо видны пораженные участки, а также изменения позвонков, вызванные искривлением.

Лечение нарушений осанки у детей и подростков

В основе консервативных методов, которые обычно используются для исправления осанки у маленьких детей, лежит формирование полноценного мышечного корсета, устранение провоцирующих факторов, выработка привычки ровно держать спину. В некоторых случаях используется внешняя поддержка позвоночника в правильном положении. При этом используется корсет для осанки, поддерживающий деформированный участок.

Говоря о том, как исправить осанку у ребенка, нельзя не упомянуть методики лечебной физкультуры. Грамотная физическая нагрузка позволяет в короткие сроки скорректировать начальные стадии искривления, предотвратив тяжелые последствия болезни. Одним из наиболее эффективных упражнений является вис на перекладине.

Для исправления сколиотической дуги применяются методы, позволяющие снять чрезмерное напряжение с мышечных слоев: электрофорез, массаж, пелоидотерапия, теплотерапия. Для повышения тонуса отстающих мышц используется импульсное лечение, душ-массаж, низкочастотная электротерапия.

Корректор осанки, выполненный в виде корсета, применяют при 2-3 степенях сколиоза. Он выполняет две основные функции:

  • способствует перераспределению нагрузки, снимая ее с позвоночника;
  • приучает ребенка правильно держать спину.

Ношение корсета может продолжаться от полугода до 2-3 лет. При этом устройство используется не постоянно. Достаточно, если корсет будет надет на ребенка в течение 5-6 часов в сутки.

Использование корсета считают эффективным, если угол искривления уменьшился на 5 и более градусов за первые 2 месяца.

Оперативное лечение заболевания показано при врожденной патологии. При этом врач фиксирует позвоночник и уменьшает угол его изгиба. Полного выздоровления после операции, как правило, не наступает.

Лечение в домашних условиях

На начальных стадиях болезни возможно остановить прогрессирование нарушений, как и исправить осанку ребенка дома. Необходимо следить, чтобы малыш всегда ровно держал спину и не находился длительно в одном положении. Так, для изучения домашнего задания вместо стола можно использовать позу лежа на животе, подложив под грудь подушку.

Разумеется, ребенок должен заниматься физкультурой. В домашних условиях будет достаточно ежедневной зарядки и некоторых гимнастических упражнений. Также в программу занятий следует включить вис на турнике.

Спать следует на спине, на жесткой кровати. Подушка должна быть плоской. При этом достигается оптимальное положение спины и снимается напряжение с мышц. Использовать кровати с панцирной сеткой или чрезмерно мягкими матрасами недопустимо.

Профилактика нарушений и формирование правильной осанки у ребенка

Как и практически любую болезнь, легче предупредить нарушения осанки, чем заниматься ее исправлением. Профилактика заключается в создании оптимальных условий. Так, формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста возможно только при соблюдении следующих правил:

  • отказ от ношения рюкзака на одном плече;
  • прямое положение спины при сидении;
  • отказ от чрезмерных физических нагрузок;
  • создание благоприятных для ребенка условий труда и отдыха;
  • ношение подходящей по размеру и форме обуви;
  • регулярные осмотры у врача для ранней диагностики сколиоза при его появлении;
  • обязательная физическая активность, подвижные игры, спорт, подходящий по возрасту.

В целом, прогноз при сколиозе на начальных его стадиях благоприятный. При своевременном начале лечения выздоровление наступает в абсолютном большинстве случаев. Однако даже при использовании домашних методик борьбы с искривлением позвоночника следует предварительно проконсультироваться с врачом для подтверждения диагноза, оценки степени тяжести болезни и выбора подходящей программы упражнений.

Нарушение осанки в детском возрасте – очень распространенная проблема, она может приводить к неправильному формированию скелета в процессе роста ребенка. Результатом становится сколиотическая деформация позвоночника, кифоз и их последствия в виде ухудшения работы дыхательной, нервной системы, желудочно-кишечного тракта, утомляемости, болей в спине. Может развиваться юношеский остеохондроз позвоночника.

Что такое осанка и как происходит ее формирование

Нормой осанки считается такое положение человека, когда голова не наклонена, грудная клетка расправлена, надплечья, углы лопаток, треугольники талии, гребни подвздошных костей находятся на одном уровне, нижние конечности разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Ребенок держит головку, затем начинает сидеть, ползать, ходить и, уже к концу первого года жизни, у него формируются четыре физиологических изгиба позвоночника: шейный и поясничный с выпуклостью вперед и грудной и крестцово-копчиковый с изгибом назад. Формирование изгибов окончательно заканчивается к школьному возрасту.

Осанка формируется с раннего детства, причем немаловажную роль играет наследственный фактор. Поэтому, если у родителей есть отклонения физиологических изгибов позвоночника, то следует более внимательно отнестись к профилактике этих состояний у ребенка.

Также в группе риска находятся дети, перенесшие родовые травмы, появившиеся на свет путем кесарева сечения, имеющие врожденные аномалии, воронкообразную грудную клетку, пропустившие через одну из стадий развития (например, ползание).

Если в питании беременной, кормящей женщины и, в последующем, родившегося ребенка недостаточно продуктов, богатых кальцием, витаминами, белками, существует риск неправильного развития скелета.

Более часто у детей встречается вялая осанка, это усиление шейного лордоза и поясничного кифоза (сутулость). Голова в таком случае немного наклонена вперед, плечи несколько сдвинуты, грудная клетка выглядит запавшей, лопатки имеют крыловидную форму, живот выпячен. Далее, с ростом ребенка, существует риск плоской круглой или кругло-вогнутой спины, сколиотической осанки.

  1. . Правильное развитие ребенка зависит и от того, как родители будут обеспечивать его физическую активность. Необходимо, чтобы малыш чаще находился на животе, тянулся к игрушкам, можно заниматься на фитболе. Не стоит подолгу пользоваться ходунками и прыгунками, когда позвоночник еще не готов к вертикальным нагрузкам. В режиме дня должны присутствовать длительные прогулки на свежем воздухе. Сон предпочтителен на ортопедическом полужестком матрасе, до года – без подушки, после года – на невысокой и упругой. Из видов спорта для поддержания осанки подходят плавание, гимнастика, конный спорт.
  2. Положение за столом. Когда малыш сидит за столом, его ноги должны иметь опору, а спина прислоняться к спинке стула. Высота столешницы на 2-3 см выше локтевого сустава опущенной руки ребенка. Необходима также оптимальная освещенность рабочего места.
  3. Обувь. Когда ребенок начинает делать первые шаги, нужна удобная обувь с жестким задником, плотной подошвой, застежкой на липучке и супинатором.
  4. Массаж и гимнастика. Эти полезные средства профилактики нарушений осанки можно применять с первых дней жизни малыша, даже самостоятельно, проконсультировавшись с педиатром. Сначала они очень непродолжительны по времени, затем более длительны, и приемы усложняются. Полезное упражнение для тренировки мускулатуры позвоночника заключается в том, что нужно положить ребенка на левый бок и, зафиксировав ножки правой рукой, левой рукой (большим и указательным пальцами) провести по срединной линии спины снизу вверх, позвоночник малыша рефлекторно разогнется. Затем стоит выполнить то же самое на другом боку. По достижении 3-4-х летнего возраста этот рефлекс угасает. С 3-х месяцев можно положить ребенка так, чтобы он упирался стопами в живот делающему упражнение, и, взяв его за ручки, приподнимать. Также нужно учить малыша переворачиваться на живот, подав ему большой палец правой руки, а левой удержав его голени. Необходимо повернуть таз ребенка вправо, далее он уже сам перевернется. Также и в другую сторону. Лечебную физкультуру следует проводить за час до или через час после кормления. У детей дошкольного возраста применяется гимнастика другого характера. Это различные упражнения у вертикальной плоскости. Ребенок должен встать, прикасаясь к стене пятками, голенями, ягодицами, лопатками и затылком и запомнить это правильное положение тела. Полезно ходить с предметами, например, книгой на голове. Также используется ходьба по бревну с балансировкой. Не стоит забывать и про упражнения для профилактики плоскостопия.

Важно знать, что ребенок с нарушением осанки должен находиться на учете у детского ортопеда и периодически получать комплексное лечение. Дети, у которых не выявлено патологии, периодически проходят медосмотр, чтобы вовремя диагностировать и начать коррекцию возможных нарушений.

К какому врачу обратиться

Обычно нарушения осанки выявляются во время профилактических медицинских осмотров у детей, которые проводит хирург или ортопед. В легких случаях даст рекомендации по поддержанию правильной формы позвоночника педиатр или семейный врач. в запущенных случаях искривления позвоночника иногда нужна помощь нейрохирурга и невролога. Так как для лечения таких заболеваний широко применяют физические факторы, помощником родителей может стать физиотерапевт, массажист, мануальный терапевт, остеопат.

Министерство образования и науки Украины

ЛНУ имени Тараса Шевченко

Старобельский факультет

Реферат

«Осанка. Типы нарушения осанки у детей и подростков. Профилактика нарушений осанки у детей и подростков»

Выполнила:

студентка 4 курсу

специальности

«Здоровье человека»

Домбровская Людмила

Старобельск 2011

Введение.

Осанка. Нарушения осанки у детей.

Профилактика нарушений осанки у детей.

Список использованных источников.


Введение.

Нарушения осанки являются одним из наиболее распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Возникшие заболевания такого рода создают благоприятные условия для возникновения ряда других функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве, а так же впоследствии оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых. По некоторым данным, число детей с нарушениями осанки достигает 30 - 60 %.

Осанка - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья. В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его. Осанка обусловлена как наследственностью, так и влиянием различных внешних факторов. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима.

В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. Ответственность за правильное формирование осанки ребенка полностью лежит на взрослых, в том числе на работниках сферы здравоохранения и образования, а также родителях.

Таким образом, разработка вопросов, касающихся профилактики возникновения нарушений осанки и оздоровления детей, уже имеющих подобные нарушения, является актуальной.

Цель курсовой работы: Изучить особенности физического состояния детей с нарушениями осанки.

1. Изучить учебно–методическую и научную литературу по теме курсовой работы.

2. Изучить особенности физического состояния характеристики детей с нарушениями осанки.

3. Определить соответствие этих характеристик возрастным нормам.


Осанка. Типы нарушения осанки у детей.

Особенностью позвоночника новорожденного является то, что он лишен физиологических изгибов. Шейный изгиб у детей начинает возникать сразу после начала держания головы. Грудной изгиб (кифоз) устанавливается предварительно после 6-7 месяцев жизни, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть, а окончательно он закрепляется только в 6-7 лет. Поясничный лордоз становится заметным после 9-12 месяцев, а окончательно формируется в школьные годы. В течение всего детского возраста фиксация позвоночника несовершенна, и под влиянием недостаточного мышечного развития, неадекватной позы, не соответствующей росту ребенка мебели, очень легко возникают изменения формы позвоночного столба (сколиозы и патологические осанки)

Основные составляющие позвоночника анатомически - это позвонки. Их 32 или 34: 7 - шейные, 12 - грудные, 5 - поясничных, 5 - крестцовых и от 3-5 - копчиковых. Величина и формы позвонков различны, все они имеют тело и дугу, между которыми находится позвоночное отверстие. Позвонки следуют по очереди друг за другом: в районе крестца и поясницы более крупные, а чем вые - тем они меньше. Позвоночные отверстия образуют спинномозговой канал, через который проложен спинной мозг, нервные окончания которого передают информацию головному мозгу, получая от него ответные команды. Через отверстия в поперечных отростках шейных позвонков проходит позвоночная артерия. Пространства между остистыми отростками позвонков заняты связками и мышцами.

Суставные отростки, соединяясь друг с другом, образуют суставы. Также суставные отростки принимают участие в формировании межпозвоночных отверстий, через которые проходит нервно-сосудистая система позвоночника.

Работу позвоночного столба обеспечивает еще и расположенные между позвонками межпозвоночные хрящи, которые называют дисками. Они состоят из ядра и фиброзного, т.е. волокнистого кольца, окружающего ядро. Ядро имеет вид двояковыпуклой линзы и состоит из студенистого вещества. Межпозвонковые диски не имеют сосудов, поэтому поступление питательных веществ к ним и выведение продуктов обмена происходит через тела позвонков посредством диффузии, т.е. проникновение частиц одного вещества в другое при их соприкосновении. Благодаря своей эластичности ядро - замечательный амортизатор. Если поднять что-то тяжелое, агрессивная сила сдавливает позвонки. Студенистое ядро уплощается, теряя некоторое количество жидкости, при опускании груза - давление на диск становится умереннее, силы всасывания начинают преобладать над силами сжатия, и диск снова активно накапливает воду.

Фиброзное кольцо, окружая ядро межпозвоночного диска состоит из плотных пучков соединительной ткани, переплетающихся в разных направлениях. Эти продольные, вертикальные, косые и спиральные переплетения придают соединению соседних позвонков прочность и подвижность. К тому же фиброзное кольцо помогает ядру, защищает его, принимая на себя часть нагрузки.

Позвоночный столб укреплен многочисленными связками и мышцами. Они обеспечивают его движение и придают ему прочность. Мышцы позвоночника, или глубокие мышцы спины играют главную роль в поддержании тела в вертикальном положении и именуются разгибателями. Мышцы брюшного пресса, иначе, мышцы живота, - сгибатели позвоночника. Два смежных позвонка соединены в единую систему диском, суставами, мышцами и связками. Диск за счет эластичности своего ядра стремится оттолкнуть позвонки друг от друга, а связки и мышцы, противодействуя усилиям диска, стараются сблизить позвонки. Здоровье позвоночника во многом зависит от выносливости мышечно-связочного аппарата. Чем крепче и выносливее мышцы и связки, тем меньшую нагрузку принимают на себя диски и суставы. Эластичность связок относительно постоянна. Мышцы можно и должно укреплять. При нарушении гармонии в активных усилиях сгибателей и разгибателей не достигается наиболее выгодная для конкретного действия конфигурация позвоночного столба. Это делает его чувствительным даже при выполнении самой обычной работы.

Напротив, когда мышечно-связочный корсет работает как полагается, позвоночный столб, словно некая изогнутая эластичная колонна, прочно стоит, опираясь на мышцы позвоночника и две камеры: брюшную и грудную. Попеременное сокращение диафрагмы, межреберных мышц, мышц брюшного пресса повышает давление то в брюшной полости, то в грудной клетке. Хорошо функционирующие глубокие мышцы спины и камеры с постоянно меняющимся давлением способны создать и сохранить оптимальную форму позвоночника при совершении каких-либо движений.

Осанка - это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Когда она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легка и упруга. И наоборот, часто приходится видеть вокруг людей хорошо сложенных от природы, но фигуру и общий облик которых портит сутулая спина, плечи "коромыслом", опущенная во время ходьбы голова. Особенно обидно, когда плохая осанка развивается у девушки. Тогда ее не спасут ни красивое лицо, ни модная одежда и высокие каблуки.

Нарушение осанки не является заболеванием, это состояние, которое при своевременных оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. Тем не менее, нарушение осанки постепенно может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечнососудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости, дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка.

Нарушение осанки может проявляться уже у детей раннего возраста в ясельном периоде у 2,1% , в 4 года у 15-17 %, в 7 лет у каждого третьего ребенка, в школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти.

По данным Д.А. Ивановой, нарушения осанки имеются у 67% школьников.

Большинство родителей мало обращают внимания на формирование правильной осанки у ребенка с раннего детства. И только когда подросток уже вытянулся, они вдруг замечают, как плохо сидит на нем подаренный к 16-летию взрослый костюм, а ноги в новых ботинках шаркают по земле. Тогда начинаются возмущенные окрики: "Не сутулься! Расправь плечи! Как ты ходишь?!"

Между тем именно родители виноваты в том, что их ребенок (уже юноша или девушка) имеет такой существенный недостаток в физическом развитии. Ведь формирование правильной осанки начинается с младенчества, и поначалу мать является "архитектором" фигуры ребенка. При гармоническом физическом развитии у ребенка вырабатывается навык сохранять правильное положение тела.

Осанка в какой-то мере обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста и развития детей влияют многочисленные факторы. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима.

В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка может способствовать развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создавать неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости.

Правильно оформленный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости (при осмотре сбоку) в виде шейного и поясничного лордоза (изгиба кпереди) и кифоза (изгиба кзади) в грудном и крестцовом отделах. Эти изгибы, а также межпозвоночные диски обусловливают амортизирующие особенности позвоночника. Изгибы позвоночника тесно взаимосвязаны, и увеличение одной кривизны приводит к изменению другой. Во фронтальной плоскости (при осмотре со спины) позвоночник в норме должен быть прямым. При этом даже незначительное искривление позвоночника во всех случаях следует расценивать как отклонение от нормы.

Правильная осанка характеризуется одинаковым уровнем надплечий, сосков, углов лопаток, равной длиной шейно-плечевых линий (расстояние от уха до плечевого сустава), глубиной треугольников талии (углубление, образуемое выемкой талии и свободно опущенной рукой), прямой вертикальной линией остистых отростков позвоночника, равномерно выраженными физиологическими изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости, одинаковым рельефом грудной клетки и поясничной области (при наклоне вперед). В норме глубина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони обследуемого. Отклонение этих показателей от нормы свидетельствует о нарушениях осанки или сколиозе.

Для выявления нарушения осанки существует специальная методика.

Чтобы определить, есть ли у ребенка нарушения осанки, необходимо его осмотреть, раздев до плавок. Осмотр проводится в привычной позе ребенка с одинаковой нагрузкой на обе ноги (с выпрямленными в коленных суставах ногами, пятки вместе, носки врозь) последовательно: спереди, сбоку, со спины и в положении наклона вперед. В положении наклона вперед подбородок прижимается к грудине, кисти рук соединены перед собой.

Выявляя нарушения осанки, необходимо проверить высоту размещения плечевых линий, нижних углов лопаток и отставание их от грудной клетки; форму просветов, образованных внутренними поверхностями рук и туловища. Асимметрию лопаток можно выявить с помощью сантиметровой ленты, измерив "треугольник" на раздетом ребенке, который стоит в непринужденной позе. Определяются следующие расстояния:

7-й шейный позвонок (наиболее выступающий) - нижний угол левой лопатки (расстояние А);

7-й шейный позвонок - нижний угол правой лопатки (расстояние В);

расстояние между нижними углами лопаток (С).

При физиологически нормальной или исправленной при помощи физических упражнений осанке данные первого измерения равны данным второго. И если при повторных измерениях через 2-3 месяца расстояние между углами лопаток увеличится, это свидетельствует о нарушении осанки ("крыловидные лопатки", кифотическая осанка). Асимметрия нижних углов лопаток (разная длина расстояний А и В) свидетельствует о сколиотической осанке.

Степень кифотической осанки и ее исправление под влиянием занятий физическими упражнениями определяют при помощи плечевого индекса: ширина плеч (см) деленная на плечевую дугу (см), умноженное на 100 %.

Ширина плеч измеряется сантиметровой лентой спереди и равна расстоянию по дуге между этими же точками. Оценка плечевого индекса: до 89,9 % и ниже - сутулость, от 90 до 100 % - нормальная осанка.

Во всех случаях выявления нарушений осанки необходимо измерять длину нижних конечностей. Она определяется расстоянием от передней верхней ости подвздошной кости до верхушки наружной или внутренней лодыжки в положении лежа на спине.

Нарушения осанки делятся на 2 группы: изменение физиологических изгибов в сагиттальной (передне-задней) плоскости и искривление позвоночника во фронтальной плоскости (сколиозы).

Рассмотрим подробнее нарушения в сагиттальной плоскости.

Различают следующие варианты нарушения осанки в сагиттальной плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника:

а) "сутуловатость" - увеличение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза;

б) "круглая спина" - увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника;

в) "вогнутая спина" - усиление лордоза в поясничной области;

г) "кругло-вогнутая спина" - увеличение грудного кифоза и увеличение поясничного лордоза;

д) "плоская спина" - сглаживание всех физиологических изгибов;

е) "плоско-вогнутая спина" - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе.

Различают 3 степени нарушения осанки:

1 степень - характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются целенаправленной концентрацией внимания ребенка.

2 степень - характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузке позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины).

3 степень - характеризуется нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузке позвоночника.

Для детей дошкольного возраста наиболее характерны 1 - 2 степени нарушения осанки, для школьников - 2-3 степень.

Дефекты осанки во фронтальной плоскости не подразделяются на отдельные виды. Для них характерно нарушение симметрии между правой и левой половинами туловища; позвоночный столб представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево; определяется асимметрия треугольников талии, пояса верхних конечностей (плечи, лопатки), голова наклонена в сторону. Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различной степени; от чуть заметных - до резко выраженных.

Боковое искривление позвоночника при функциональных нарушениях осанки может быть исправлено волевым напряжением мускулатуры или в положении лежа.

Сколиоз (от греч.scolios - изогнутый, кривой) представляет собой прогрессирующее заболевание, характеризующееся дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси торсия. Главное отличие истинного сколиоза от нарушений осанки во фронтальной плоскости - наличие торсии позвонков. Кроме деформации позвоночника при сколиозе наблюдается деформация таза и грудной клетки. Эти негативные изменения приводят к нарушению деятельности сердечнососудистой, дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта и многих других жизненно-важных систем организма больного. Поэтому обоснованно говорить не просто о сколиозе, а о сколиотической болезни.

Выделяют 3 группы сколиозов.

Дискогенный - возникает при нарушении обмена в соединительной ткани. Изменяется структура позвонков, ослабевает связь межпозвоночного диска с телами позвонков. В этом месте происходит искривление позвоночника и смещение диска, что обуславливает напряжение мышц туловища и связок, что приводит к развитию сколиоза.

Статический сколиоз возникает при асимметричной нагрузке на позвоночник вследствие врожденной или приобретенной асимметрии тела. Паралитический сколиоз развивается из-за асимметричного поражения мышц, участвующих в формировании осанки, или их функциональной недостаточности.

Структурный сколиоз характеризуется изменением структуры позвонков. Структурный компонент деформации представлен клиновидной деформацией, торсией позвонков.

Функциональный сколиоз (неструктурный) - обратимое укороченное растяжение связок мышц, асимметрия мышечного тонуса, начальные стадии формирования мышечных контрактур, функциональные блоки межпозвонковых суставов, формирование порочного двигательного стереотипа.

При визуальном исследовании, выявив у больного реберное набухание, ставят первичный диагноз - сколиоз. Для объективного заключительного диагноза необходимо рентгенографическое исследование в положении лежа и стоя.

Самыми опасными возрастными периодами в течении сколиоза являются периоды интенсивного роста ребенка (6-8 лет, 10-14 лет) и период полового созревания (девочки 10-13 лет, мальчики 11-14 лет). Риск прогрессирования заболевания увеличивается, если к этим опасным периодам ребенок уже имеет первую степень сколиоза, подтвержденную рентгенологическим исследованием позвоночника (от 5 до 10 градусов).

К сожалению, отсутствие четкого разграничения функциональных изменений конфигурации позвоночника (дефектов осанки) и заболеваний (структурных сколиозов) часто приводит к диагностическим ошибкам, а, следовательно, к неадекватности лечебно-оздоровительных мероприятий. Поэтому очень важно, чтобы коррекция возникших деформаций позвоночника проводилась после консультации и под наблюдением врача-специалиста.

Сколиоз на начальной стадии развития процесса (1 ст.), как правило, характеризуется теми же изменениями, что и нарушение осанки во фронтальной плоскости. Но, в отличие от нарушений осанки, при сколиотической болезни, кроме бокового искривления позвоночника наблюдается скручивание позвонков вокруг вертикальной оси (торсия).

Об этом свидетельствует наличие реберного выбухания по задней поверхности грудной клетки (а при прогрессировании процесса формирование реберного горба) и мышечного валика в поясничной области.

На более позднем этапе развития сколиоза происходит развитие клиновидной деформации позвонков, расположенных на вершине дуги искривления позвоночника.

Все дети с нарушениями осанки должны находиться на диспансерном учете у врача - ортопеда и получать все возможные методы терапии (ортопедические пособия, разгрузочный режим, лечебную физкультуру, массаж, лечебное плавание, мануальную терапию, физиотерапию и другие виды консервативного лечения), а по показаниям - хирургическое лечение.

Выраженные формы сколиоза (3-4 ст.) составляют около 0,6-0,7% от общего количества детей, страдающих сколиозом. Значительная часть сколиозов 1 степени с возрастом стабилизируется. От степени сколиоза, от прогноза заболевания зависит тактика в проведении лечебно-профилактических мероприятий. Дети с прогрессирующими формами сколиоза должны находиться на лечении в специализированных учреждениях.

Детям с нарушениями осанки, непрогрессирующими формами сколиоза необходимо проводить лечение в амбулаторных условиях до окончания их роста. Основу комплексного лечения должна составлять корректирующая гимнастика и занятия различными видами спорта, способствующими правильному формированию позвоночника. Физические нагрузки при занятиях физической культурой и спортом оказывают влияние, в первую очередь, на связочно-мышечный и костно-суставной аппараты, воздействуя на их функции, изменяют их строение. Спортивная тренировка всегда увеличивает силу мышц, эластичность сумочно-связочного аппарата и другие их функциональные качества. Развиваются и совершенствуются двигательные навыки и другие функциональные качества (скорость, гибкость, ловкость, выносливость, сила, равновесие), что свидетельствует о совершенствовании проприорецепции, мышечного чувства, вестибулярной устойчивости, точности воспроизведения заданных движений в пространстве, времени и усилиях.

Обычно, если нет других заболеваний, детям с нарушениями осанки и сколиозами 1 степени (вызванных неправильным двигательным стереотипом, сформированным в школе и дома) назначается основная медицинская группа для занятий физической культурой. Кроме того, им показаны дополнительные к обычным урокам физкультуры в школе занятия корригирующей гимнастикой под наблюдением врача-ортопеда.

При сколиозах 2-3 степени дети требуют особого подхода. Им обычно назначается группа лечебной физкультуры, дети занимаются в поликлинике или во врачебно-физкультурном диспансере. Для правильной ориентации детей для занятий спортом необходимо учитывать, что не все виды спорта оказывают одинаковое влияние на дальнейшее развитие осанки и позвоночника.

Профилактика нарушений осанки.

Методы борьбы с нарушениями осанки могут быть различными. Но, конечно, наиболее эффективен для этого комплексный метод воздействия на организм, включающий продуманную и всестороннюю систему мер.

Чтобы избежать патологических изменений опорно-двигательного аппарата у ребенка, необходимо позаботится о том, чтобы он правильно развивался с самого раннего детства. Позвоночник младенца легко деформируется, что впоследствии может привести к различным его искривлениям.

Чтобы этого избежать, необходимо организовать для ребенка правильную постель. Матрац должен быть жестким, а подушка плоской и тоже не слишком мягкой. Мягкая постель принимает форму тела, и спина становится округлой. Нельзя укладывать грудного ребенка спать только на спину - это вредно для его позвоночника. Чтобы неокрепшие кости не деформировались, младенца надо класть попеременно то на правый, то на левый бок. Время от времени можно укладывать его на живот, убирая при этом подушку.

Начиная с пятимесячного возраста ребенок делает попытки сесть. Но не торопитесь заставлять его сидеть, тем более оставлять надолго в этом положении обложенного подушками: его мышцы еще недостаточно окрепли, и позвоночник может деформироваться. Будьте также осторожны, когда малыш начинает подниматься на ноги, а затем делать свои первые шаги. Не принуждайте его стоять дольше, чем ему самому хочется. Это тоже может привести к искривлению позвоночника, так как мышцы еще не в состоянии поддерживать позвоночный столб. И наконец, важно научить ребенка правильно ходить. Нарушение равновесия при ходьбе вырабатывает плохую осанку.

В дошкольном возрасте и начальных классах надо особенно внимательно следить за развитием правильной осанки. Ведь у ребенка появляется достаточно много занятий, во время которых он сидит (рисование, лепка, чтение и, наконец, выполнение домашних заданий). Если в это время он привыкнет к неправильным позам, то потом бороться с этим будет гораздо труднее.

Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Следите за тем, чтобы, сидя, он держал спину прямо, не скрещивал ноги и не поджимал одну ногу под себя. Стул должен быть придвинут достаточно близко к столу, но не настолько, чтобы грудь упиралась в край стола. Не разрешайте ребенку низко склонять голову над книгой или тетрадью. Это не только портит осанку, но и вредит зрению.

Искривлению позвоночника способствует и ношение тяжести (набитого книгами портфеля) в одной руке. Поэтому целесообразно купить школьнику ранец, который он будет носить за спиной. Кстати, почти у всех детей до 8-9 лет лопатки немного торчат, а регулярное ношение ранца выпрямляет спину, убирает лопатки на место.

Наблюдая за детьми, необходимо постоянно напоминать им, чтобы держались прямо, подтягивали живот, не горбились. Ведь ребенок, даже послушный, после такого напоминания выпрямится, но через пять минут бессознательно снова примет неправильную позу. Поэтому не теряя терпения и необходимо методично добиваться того, чтобы ребенок в конце концов привык держать спину прямо.

Очень полезно проводить с детьми тренировки в игровой форме. Например, посоревноваться, кто дольше проходит по комнате с предметом на голове. Для этого спину надо держать прямо, голову поднять и смотреть перед собой. Это упражнение фиксирует правильное положение корпуса, вырабатывает хорошую осанку. Ведь недаром восточные женщины славились во все времена своей походкой и осанкой благодаря тому, что их с детства приучали носить на голове кувшины с водой. Упражнение с предметом на голове (это может быть плоский мешочек, наполненный песком, набитый бумагой или лоскутами) можно разнообразить, предложив ребенку приседать, повернуться вокруг себя, проделать различные движения руками и т. д.

Детей с нарушением осанки иногда неоправданно освобождают от уроков физкультуры в школе или определяют в специальную медицинскую группу, в то время как они еще в большей степени нуждаются в систематических занятиях физическими упражнениями.

Детям с нарушением осанки кроме утренней зарядки, уроков физкультуры в школе, турпоходов в выходные дни необходима не менее 3 раз в неделю интенсивная корригирующая гимнастика тренирующего характера (при ЧСС 140-160 уд/мин). Такие дети могут заниматься в школьных секциях или группах начальной подготовки ДЮСШ избранными видами спорта, которые дают "симметричные" и смешанные нагрузки на левую и правую половину тела одновременно или попеременно. При таких упражнениях позвоночник занимает срединное положение во фронтальной плоскости. Мышцы туловища, брюшного пресса и конечностей получают равномерную физическую нагрузку.

"Симметричные" нагрузки дают такие виды спорта, как легкая атлетика, лучше бег, лыжные гонки, плавание стилем "брасс" и на спине, гребля; смешанные нагрузки - волейбол, баскетбол, футбол, многоборье комплекса ГТО, художественная гимнастика и др.

Регулярные занятия перечисленными видами спорта на фоне общефизической подготовки способствуют гармоничному физическому развитию.

При определении диагноза нарушения осанки школьный врач совместно с учителем физкультуры определяют для школьника объем и схему физкультурно-оздоровительных мероприятий на четверть, полугодие, год с обязательным динамическим контролем эффективности оздоровительной физической культуры не реже 1 раза в 3-4 месяца.

Список использованных источников .

1. Аронов, Д.М. Сердце под защитой. / Д.М.Аронов.- М.: Физкультура и спорт, 1982. - 243 с.

2.Бака М. М. Физическая и военно-прикладная подготовка допризывной молодежи: учеб. пособие / М. М. Бака. – М.: Советский спорт, 2004. – 280 с.

3.Балмашев В. С. Коррекция в силовой подготовке школьников: учеб. пособие / В. С. Балмашев. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. проф.-пед. ун-та, 2004. – 70 с.

4.Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта: учебник / Л. В. Волков. Киев: Олимпийская литература, 2002. – 294 с.

5.Гриненко, М.Ф., Решетников Г.С. С помощью движений./ М.Ф. Гриненко, Г.С. Решетников. -М.: Физкультура и спорт, 1984. – 73 с.

6.Журавлев, Е.П. Секреты здоровья./ Е.П. Журавлев. - М.: Физкультура и спорт, 1977. – 69 с.

7.Завьялова, Т. П. Туризм в детском саду: новые возможности, новые решения: учеб. пособие / Т. П. Завьялова. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. – 264 с.

8.Кожухова Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособие / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова. – М.: Академия, 2002. – 320 с.

9.Короткова Е. А. Педагогические технологии в учебном процессе по физическому воспитанию: учеб. пособие / Е. А. Короткова, Л. А. Архипова, Н. В. Фомичева. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. – 100 с.

10. Курысь В. Н. Основы силовой подготовки юношей: учеб. пособие / В. Н. Курысь. – М.: Советский спорт, 2004. – 264 с.

11.Колтановский, А.П. Тропы и дорожки здоровья. -М.:Физкультура и спорт, 1986. - 146 с.

12. Кунер, К. Аэробика для хорошего самочувствия./ К. Кунер. - М.: Физкультура и спорт, 1989. – 235 с.

13.Левит К., Захсе Й., Янда Е. Мануальная медицина: Пер. с нем. / К. Левит, Й. Захсе, Е. Янда. – М.: Медицина. – 1993. – 345 с.

14.Общее физкультурное образование: т. 1: школьное физкультурное образование: учебник / И. И. Сулейманов, В. И. Михалев, В. Х. Шнайдер [и др.]. – Омск: Изд-во СибГАФК, 1998. – 266 с.