Родительское собрание в доу патриотическое воспитание. Родительское собрание «Воспитание любви к родному городу и округу в детском саду и семье

Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №7 общеразвивающего вида» с.Выльгорт

«Челядьöс сöвмöдан 7 №-а видзанiн»

школаöдз велöдан Выльгорт сиктса муниципальнöй сьöмкуд учреждение

Конспект родительского собрания

по нравственно-патриотическому воспитанию.

Тема «Семейные традиции»

Выполнили воспитатели:

Попова Л.Е.

Солодянникова Е.С.

Выльгорт 2016

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: « НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ»

Цель: - привлечь родителей к обмену мнениями о нравственно-патриотическом воспитании в семье.

- помочь родителям осознать значимость семьи в жизни человека

Задачи:
- помочь родителям овладеть знаниями о нравственном и патриотическом воспитании;
- объединение усилий детского сада и семьи в вопросе формирования нравственно – патриотических качеств у детей.

- активизировать внимание уставших родителей,

Создать атмосферу праздника,

Доброжелательный настрой и взаимопонимание между педагогами и родителями,

Способствовать более легкому запоминанию сути бесед

Предварительная работа:

Дать родителям задание подготовить презентацию семьи на тему «Моя семья …»;

Подготовить фотоальбом «Моя семья»
- подготовить атрибуты для игры «Бабушкин сундук» - подготовить буклеты;
- подготовить заготовки и ленточки для оберегов;
- подготовить фрагменты пословиц о семейном, нравственном и патриотическом воспитании, для составления родителями;

Оборудование:

Карточки задания,

Викторина,

Игры-конкурсы,

Памятка «Основные семейные традиции».

Для игры «Бабушкин сундук»:

*красивая книга русских народных сказок;

*альбом и краски;

*букварь;

*банка варенья, шоколад, конфеты;

*старинные семейные фотографии;

*игрушки бабушек и дедушек;
*открытки памятников города Сыктывкар
*картинки с изображением орденов и медалей;

*пряники, ватрушки;
*спорт

Участники: воспитатели, родители

План проведения:
1.Вступительный этап: разминка «Сложи пословицу».

2.Основная часть:
введение в проблему (выступление воспитателя группы на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»)

3. Конкурсы, игры с родителями

4.Практическая часть "Обереги»

5.Подведения итогов собрания. Чтение стихов воспитателями
6.памятка «Нравственно – патриотическое воспитание»;

Ход собрания

Вступительный этап
- Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас на очередном родительском собрании. Сегодня вашему вниманию мы предлагаем круглый стол с элементами игры и продуктивной деятельности.
- Хотим попросить Вас быть активными, инициативными.
- Итак, мы начинаем. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего круглого стола, надо собрать из фрагментов пословицы. На трех столах разложены фрагменты пословиц.

(Родители делятся на группы и собирают пословицы.)
Зачитываются родителями пословицы:
1.Родительское слово мимо не молвится (семейное воспитание).

2.Добрый человек добру и учит (нравственное воспитание).

3.Родной край – сердцу рай (патриотическое воспитание).


Итог разминки.
- Уважаемые родители. Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами говорить. Тема нашего круглого стола «Семейное воспитание» (воспитание нравственно – патриотических качеств).

Основная часть:
Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Нравственные качества – доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, товарищество и т.д.
Патриотическое воспитание – это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.

Патриотические качества – гордость, забота, гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности и т.д.
В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми. Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране. Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.); везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
люди берегут и охраняют природу; есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

И ведущая роль в воспитании нравственно-патриотических качеств у ребёнка принадлежит семье.

Всё начинается с семьи, с её традиций. Папа и мама – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение. Именно в любви ребёнка к своей маме и своему папе заложено его будущее чувство семейного воспитания.

О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи).

А сейчас мы поговорим о методах и средствах, которые можно использовать для успешного воспитания нравственно-патриотических качеств у ребёнка. Нам понадобится « Бабушкин сундук», в котором лежат разные вещи. Я буду доставать, а вы должны назвать варианты использования предмета в воспитании детей. (игра «Бабушкин сундук»)

Мы предлагаем вашему вниманию презентации на тему: «Моя семья». В своем выступлении вы должны рассказать:
* из кого состоит семья (родословная);

*историю происхождения семейной фамилии, имен членов семьи;
* о семейных реликвиях;
* о семейных традициях;
* о семейном увлечении, хобби;
* о семейной мечте.

А сейчас мы предлагаем вам вспомнить семейные традиции, немного расслабиться и поиграть.

Сегодня ждет нас игра,
Любит это занятие детвора.
Но на собрании дети наши не играют,
А родителям место уступают.

Воспитатель:

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка

Сестра, невестка, дочка.

А самая младшая – я.

Какая же у нас семья? (6 человек)

Воспитатель:

С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы – заканчивайте.

Задание 1 "Закончи предложение"
1. В гостях хорошо, а … (дома лучше).
2. Не красна изба углами, а … (красна пирогами).
3. В семье разлад, так и дому … (не рад).
4. В семье согласно, так и дело идет … (прекрасно).
5. Когда семья вместе, и … (сердце на месте).
6. Семья – ключ к … (счастью).

7. Не нужен клад ……(когда в семье лад).

8. Хозяйка в дому……(что оладушек в меду).

9. Счастлив тот, …..(кто у себя дома).

10. Вся семья вместе, …..(так и душа на месте).

11. При солнышке – тепло, ….(при матери – добро).

Воспитатель:

Если 1 сентября вы с ребенком сажаете деревце или под Новый год с детьми наряжаете елку, а 9 мая по-особому поздравляете дедушку или соседа – ветерана, все это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей.

Воспитатель:

У нас в детском саду тоже есть традиция - устраивать праздники для детей. Это «Осень золотая!», «Мама, папа, я - спортивная семья», «Масленица», «Новый год» и т.д.

В каждой семье есть, надеемся, традиция: по вечерам с ребенком вести задушевные беседы, рассказывать друг другу о прожитом дне, о впечатлениях, о новшествах.

Конкурс 2 "Семейная викторина"

1. Скажите по латыни "семья". (Фамилия.)

2.А теперь скажите "семья" по-итальянски. (Мафия.)

3.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась "птицей Геры"?
(Аист.)

4.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?
(Выносить сор из избы.)

5. Вот русская пословица: "Жить для себя– тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить". Назовите пропущенный глагол.
(Гореть.)

6.По легенде, Россию охраняют три сестры: Вера, Надежда и Любовь и их мать. Назовите имя матери трёх сестёр. (Софья, то есть Мудрость.)

7. Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье? А последний?
(Третьяк, поскрёбыш.)

8. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?
(«Яблоко от яблони недалеко падает».)

9. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: "Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства"?
(О матрёшке.)

10. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей?
(С восемнадцати лет.)

11. Как называется фамилия женщины до её замужества?
(Девичья.)

13. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: "Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать"?
("Снежная Королева". Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

14. Назовите самую семейную геометрическую фигуру.
(Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

15. Родительский инструктаж одним словом – это...
(Наказ.)

16.Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это?
(Моя сестра.)

17. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи?
(Улей, борть.)

18. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника?
(Мать-и-мачеха.)

19. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, "тридцать три родных сестрицы". Что это за семья?
(Алфавит.)

20. В каком месяце отмечается Международный день семей?
Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года.

Воспитатель:

Праздники для ребенка – это хорошая семейная традиция. В доме праздник – нужно подготовить подарки, украсить комнату, всё вымыть, убрать – так входит труд в жизнь ребёнка. А когда мы поем, рисуем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку – разве не воспитываем мы своих детей эстетически?
Семейные чтения, когда читают не только родители, но и старшие дети, бабушки, дедушки – это прекрасная возможность с пользой для дела провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться и оставить в памяти ребёнка незабываемые впечатления об этих вечерах.

Конкурс 3"Литературные родственники"

В названия известных произведений вставьте пропущенные слова, являющиеся названием членов семьи.

"..." М. Горький. ("Мать".)

"...-разбойники", А.С. Пушкин. ("Братья-разбойники")

"... Карамазовы", Ф.М. Достоевский. ("Братья Карамазовы".)

"Три...", А.П.Чехов ("Три сестры")

"... Ваня", А.П. Чехов. ("Дядя Ваня".)

"... Мазай и зайцы", Н.А.Некрасов. ("Дед Мазай и зайцы".)

"Капитанская...", А.С. Пушкин. ("Капитанская дочка".)

"... полка", В.П. Катаев. ("Сын полка".)

"... капитана Гранта", Ж. Верн. ("Дети капитана Гранта")

"... Фёдор, пёс и кот", Э. Успенский. ("Дядя Фёдор, пёс и кот".)

Воспитатель:

Сохранение доверия в семье – ещё одна хорошая традиция. Доверие – это возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные, темы друг с другом. Сохранить взаимное доверие в семье – одна из самых важных задач родителей.

Воспитатель:

Ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник – это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы свои года от одного важного события до другого.

Конкурс 4 "Вопрос – ответ".

У меня в руках цветок – ромашка, на каждом лепестке которого вопрос для обсуждения.

(Родители по очереди отрывают лепесток, читают вопрос, и мы вместе обсуждают ответ).

Вопросы на лепестках ромашки

Помогают ли праздники в воспитании у ребенка положительных черт характера?
-Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да, а в каких нет?
-Предложите детскую забаву – игру для празднования дня рождения.
-Какие праздники, кроме дня рождения, вы устраиваете для ребёнка?
-Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните ребенку?
-Вы ждете гостей, друзей вашего ребёнка. О чем напомните ему до прихода гостей?
-Дети, пришедшие в гости разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?
-Вашему ребенку подарили игрушку, которая у него уже есть. Как он поступит?
-Какие подарки Вы дарите детям?
-Как Вы устраиваете детские праздники в своей семье?

Воспитатель: Семейные традиции - это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечен праздничный сервиз - тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве.

Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них та трепетность, с которой все их вспоминают, желание перенести их в свою семью. Если в Вашей семье нет традиций, придумайте их. Это сделает вашу жизнь и детство ваших детей намного богаче. Мы предлагаем вам памятку, которая надеемся вам поможет увеличить число семейных традиций

Вос – ль: Добрые семейные традиции оказывают огромное влияние на детей, прежде всего потому, что они сплачивают семью, позволяют сберечь те зерна разумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены раньше и, сделать их достоянием подрастающего поколения.

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.

Восп-ль : Семья – защита от обид,
Для малышей она как щит.
Как прочная она броня
От холода и от огня.
Случилась с малышом беда,
Семья поймёт его всегда;
Порой за шалость побранит
Но все равно потом простит.
Семья – любви волшебный край,
Она как драгоценный рай,
В котором вера и мечта
Ее иссякает никогда.
Всем детям на земле нужна
Семьи волшебная страна,
Чтобы любить и жалеть,
Чтобы они могли взлететь.

Давайте приготовим для наших малышей небольшие подарки – обереги с нашими пожеланиями для них. Возьмите заготовки солнышек, которые лежат перед Вами. В дырочки мы будем завязывать ленточки, при этом приговаривать: 1 «Привязываем красную ленточку, чтобы дети были здоровыми» 2 «Привязываем синюю ленточку, чтобы были умными» 3 «Зелёную ленточку чтобы были жизнерадостными» 4 Оранжевую ленточку-добродушными» 5 «Жёлтую ленточку ласковыми» 6 «Розовую-послушными»

Любите своих детей ВСЕГДА, уважайте своих детей ВСЕГДА, и никогда не забывайте, что даже совсем маленький малыш – это уже ЧЕЛОВЕК! Принимайте и цените его таким, какой он есть. Пусть ваш ребёнок, ваше солнышко всегда согревает вас, дарит вам только тепло, свет, ласку и радость!

Семья - источник радости и счастья,
Любви неиссякаемый родник.
И в ясную погоду, и в ненастье
Хранит семья и ценит жизни миг.
Семья - оплот и сила государства,
Хранящая традиции веков.
В семье ребёнок - главное богатство,
Луч света, как маяк для моряков.

Семейная радость
Счастливые лица!
Желаю всем семьям
Любовью светиться!
Пусть в семьях весёлый
Звучит детский смех,
Добрый и радостный
Праздник для всех!

Мы благодарны Вам за душевную, встречу. До свидания!


Наталия Прилуцкая

Родительское собрание «Патриотическое воспитание в ДОУ "

Сегодняшний наш разговор, уважаемые папы и мамы, мы посвятим непростым вопросам : с чего начинается любовь к Родине ; нужно ли воспитывать в детях патриотические чувства ; и как это делать.

Цель родительского собрания–

привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников , раскрыть сущность и значения работы родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей .

Вопрос родителям : Что такое патриотическое воспитание ?

(устные ответы родителей )

Толковый словарь Ожегова С. И.

«Патриотизм – это преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу».

В других источниках можно увидеть такое определение «Патриотизм – это любовь к родине , преданность ей, стремление своими действиями служить ее интересам, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами».

Почему сегодня мы начали об этом говорить? Я думаю, что для вас не будет большим секретом, что в последние десятилетия наше общество очень сильно изменилось. И изменилось не в лучшую сторону. Мы должны понимать, что вопросы патриотического воспитания должны стать ключевыми в обучении и воспитании наших детей . Начинаться воспитание должно уже в дошкольном возрасте. А участниками этого процесса должны стать не только педагоги и наше общество, но и родители . Вопрос этот сложный и многогранный. Поэтому сегодня мы с вами постараемся выработать единые принципы в решении вопросов, связанных с воспитанием настоящих граждан нашей страны, т. е. в воспитании наших детей .

Первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. Родители передают ему свое восприятие жизни : свою любовь к природе, к народной песне, к народным традициям, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. На долгие годы дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес , в поле, на озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе.

Семейные праздничные вечера, шествие со взрослыми по нарядной площади на праздничный салют – все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь. Большое внимание на детей оказывают конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной жизни.

-Например : отец, придя с работы, увлеченно рассказывает о своих делах на производстве, об успехах.

-Или : мать, листая семейный альбом, рассказывает детям о членах семьи, о бабушках и дедушках, которые воевали за родную землю, имеют награды за свой труд, вспоминает истории из жизни семьи.

Если в семье ценят искусство, показывают детям шедевры народного творчества, уважительно относятся к искусству всех народов нашей страны – все это воспитывает в детях чувство патриотизма .

Любовь к родине проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше – хорошо учиться в школе, хорошо работать, помогать тому, кому нужна наша помощь. Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия – это тоже патриотизм . (ПРИМЕР : видя несправедливость)

Из недостатков семейного воспитания вырастают различные пороки. Вырастают молодые люди, у которых нет ничего святого : ни семьи, ни родины .

Именно в семье закладывается фундамент патриотизма , зарождается чувство любви к матери, к своей семье, своему родному городу, к человечеству в целом.

От родителей дети узнают о хороших и плохих людях, о долге и справедливости, смелости и отваге. Сила примера родителей в формировании истинного патриота Родины очень велика .

Все чем славится настоящая семья – нравственные формы поведения, любовь к отечеству, святое отношение к его культурным и духовным ценностям, гражданские чувства – все это должно быть передано детям в наследство.

Задачами нравственно – патриотического воспитания дошкольников в ДОУ являются :

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду ;

Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Формирование элементарных знаний о правах и обязанностях человека;

Расширение представлений о городах России;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Виды деятельности :

Беседа и рассказ воспитателя ;

Рассматривание альбомов («Моя семья» , «Мой город» , «Защитники Родины » , «Моя малая Родина » );

Рисование;

Экскурсии;

Изготовление витражей.

Рисование "МОЙ ДОМ", рисование "Моя семья"

Занятие "Защитники отечества", "Знакомство с праздниками России", "Великая Отечественная война".

Чтение русских народных сказок;

Викторина "Угадай сказку";

Знакомство с глобусом;

-Рассматривание альбомов :

Моя семья;

Счастливое детство;

Мои защитники;

Моя Малая Родина ;

Моя Москва;

Защитники Родины и др .

Памятка для родителей

Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете.

Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.

Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины .

Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребенком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребенок маленький, тем больше вероятность того что он будет посещать культурные

заведения в подростковом возрасте и в юности.

Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок.

Когда вы общаетесь со своим ребенком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на занятиях и после них).

Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас.

Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости.

В заключение нашей беседы мне очень хочется надеяться на то, что тема сегодняшнего собрания не оставила вас равнодушными. К патриотизму можно относиться по-разному. Мы не всегда задумываемся о том, патриотичны наши мысли и поступки или нет. Но многие вещи : любовь к своей семье, к своей Родине , помощь нуждающимся, защита обиженных являются ключевыми в воспитании хорошего человека и гражданина.

Закончить я хочу словами известного английского философа Ф. Бэкона «Любовь к родине начинается с семьи » .



Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края? «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту» . Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражает работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням. Дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе. В их поведении прослеживается недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. Задача нас, как педагогов и вас, как родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Одним из слагаемых патриотического воспитания является приобщение к национальной культуре. В своей работе с детьми, в этом направлении, мы выделили следующие пути и средства:

  • понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях
  • взгляды на патриотизм в летописях
  • русские народные былины, как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность стать на защиту родной земли)
  • роль русских сказок в процессе любви к Родине, к своему народу, к природе родного края, сказки о солдатской дружбе и прочее
  • героическо – патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль
  • русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости. Их использование в воспитательной работе с детьми.

Первое чувство гражданственности и патриотизма. Доступно ли оно малышам? Исходя из нашего многолетнего опыта работы в этом направлении можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей стране. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

В основу работы по патриотическому воспитанию в нашем ДОУ положены важные стратегические принципы современной системы российского образования:

  • профессиональная компетентность, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком
  • сохранение самоценности дошкольного периода, как созидательного, раскрывающего ребенку окружающий мир и высокую духовность национальной культуры
  • сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игру
  • взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности – как главный принцип формирования творческой активной личности ребенка
  • единство тематических целей и специфичность средств выразительности каждого вида искусства в отдельности.

При помощи практического и методического материала по данной теме, учитывая возрастные особенности детей, нами были выделены следующие патриотические задачи:

  • разработка системы работы по ознакомлению дошкольников с культурой русского народа
  • составление перспективных планов для обучения и воспитания детей
  • разработка цикла практических занятий с детьми
  • формирование у детей потребности в применении полученных знаний в самостоятельной деятельности (художественно – продуктивная, музыкальная)
  • разработка системы работы с родителями по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа (посиделки, именины, развлечения, экскурсии и т. д.) .

Решаем мы поставленные задачи в непосредственной образовательной деятельности:

  • Учим детей играть в русские народные игры.
  • Помогаем детям использовать в активной речи русский фольклор.
  • Учим соотносить увиденное в природе с народными приметами.
  • Вовлекаем детей в осмысленное и активное участие в календарно-обрядовых праздниках.
  • Знакомим детей с былинными и сказочными героями, учим узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
  • Знакомим с историей русского костюма, его элементами.
  • Развиваем умение различать изделия народных промыслов.
  • Приобщаем вас, родителей, к решению данной проблемы в условиях ДОУ и семьи, создав детско – взрослое сообщество.
  • Стараемся зажечь в ребенке искру любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, воспитать патриотов.

Учитывая, что в этом возрасте только начинают формироваться у детей навыки, нравственные умения и привычки, в своей работе по патриотическому воспитанию мы используем следующие методы и приемы:

  • музыкальные занятия
  • комбинированные занятия
  • развлечения
  • экскурсии и наблюдения
  • народные подвижные игры
  • кукольный театр
  • драматизация
  • чтение художественной литературы
  • рассматривание картин, фотографий, использование фонотеки
  • посещение музеев
  • работа с семьей.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми –настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

Ход родительского собрания

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы воспитания любви к родному городу и округу в детском саду и семье. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов.

Семья и детский сад выполняют каждая свою функцию, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка.

Слайд 1: Что такое патриотизм (Патриотизм (от греч. patriótes - соотечественник, patrís - родина, отечество) , любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам).

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к своим близким, любовь к родным местам, это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Работу по привитию детям духовно – нравственных ценностей, воспитанию достойного человека, патриота своей Родины следует вести по нескольким направлениям:

духовно – образовательном (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций) ;

воспитательно-образовательном (развлечения, народные праздники, игровая деятельность) ;

культурно – познавательном (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми) ;

нравственно – трудовом (продуктивная деятельность, организация труда детей) .

Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка – семье или детскому саду? Высказывания родителей.

Слайд 3: Детский сад и семья

Правильно, всё начинается с семьи, с её традиций. Отец и мать – самые близкие и самые убедительные «образцы» , с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение.

Слайд 4: Семья.

Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми.

С чего необходимо начинать? Высказывания родителей.

Правильно, с самого дорогого, с близких и родных, с самого ребёнка. Понимание чувства патриотизма, любви к Родине приходит к ребёнку именно в семье через ощущения матери и отца. Именно в любви ребёнка к своей матери и своему отцу заложено его будущее чувство семейного воспитания.

Важно сформировать у ребёнка представление о себе, своём месте в семье (девочка, дочка, сестра, внучка, племянница…) . Знакомить с историей семьи, её родословной, местом каждого члена в жизни семьи.

Знает ли ваш ребёнок своих бабушек, дедушек и других родственников? Как их зовут? Чем они занимаются или занимались?

Рассматриваете ли вы совместно с детьми фотографии из семейного альбома?

Слайд 5: Альбом с фото.

Воспоминания… они есть у каждого человека, большого и маленького. И копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме – символе времени. Листая семейный альбом вместе с ребёнком, можно показать ему даже отрезок времени, когда вы сами были маленькими, а ваши родители были такими же как вы, и бабушка была просто – мамой! Не упускайте возможность лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома.

Какие традиции есть у вашей семьи?

Слайд 6: Традиции семьи.

Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи семейного житейского опыта детям, способствует созданию гуманных отношений в обществе и в целом положительно влияют на личность ребёнка.

Слайд 7: Символ дома.

Как вы считаете, нужно ли ребёнку знать свой домашний адрес, телефон?

Пожалуйста, поднимите руку те родители, дети которых знают домашний адрес.

Знает ли ребёнок свой двор, дорогу к дому?

Задумайтесь, нужно ли объяснять ребёнку, что дом, в котором мы живём, наш подъезд, наш двор – это наш общий дом, который мы должны беречь и охранять? Сажали ли вы во дворе своего дома вместе с ребёнком цветы, деревья, кусты? Надо ли это для воспитания вашего ребёнка?

Слайд 8: Символ детского сада.

Знает ли ребёнок номер детского сада, его адрес?

Разговариваете ли вы с ребёнком о детском саде?

Часто устраиваем экскурсии по территории детского сада, знакомим с сотрудниками.

Слайд 10: Символ-фотография города Нижневартовска.

Мы с вами живём в одном из красивейших городов ХМАО.

А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт?

Во время прогулки с ребенком вы обращаете внимание на красоту нашего города, на достопримечательности, рассказываете ли ребенку оних?

В нашем детскомсаду созданы мини-музее («Комната русского быта» , , «Картинная галерея» , «Наш округ» ) .

Слайд 11-14: «Комната русского быта» , «Народно-прикладное искусство» , «Картинная галерея» , «Наш округ» )

Мы учим детей понимать, что и у людей и у вещей есть своя история.

Знакомим с культурой, прошлым и настоящим, достопримечательностями нашего города и округа, с промышленностью, с традициями и обычаями, с людьми, прославившими город. Развиваем потребность в самостоятельном освоении окружающего мира, познавательную активность.

А у вас дома есть какие-нибудь мини-музеи или коллекции?

Помните, всё начинается с малого. Воспитывайте в ребёнке любовь, доброту, внимание и заботу, чувство патриотизма. Предоставляйте ребёнку возможность отражать свои впечатления об увиденном в рисунке, лепке, аппликации, в сочинительстве. Поощряйте любознательность и интерес.

Слайд 15: Вопросы

Мы в группе тоже хотели бы создать свой мини-музей. Мы уже оформили семейный альбом, будем двигаться дальше.

А какой- мы просим помощи у вас? (Может быть коллекцию фото, где вы отдыхали или гуляли по нашему городу и фотографировались возле памятников?)

Ц ель:привлечь родителей к обмену мнениями о нравственно-патриотическом воспитании в семье.
Задачи:
-помочь родителям овладеть знаниями о нравственном и патриотическом воспитании;
-объединение усилий детского сада и семьи в вопросе формирования нравственно – патриотических качеств у детей.
Предварительная работа:
- подбор произведений для музыкального оформления («Родительский дом»)
- провести анкетирование родителей на тему «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников», которое поможет определить уровень знаний родителей о нравственно – патриотическом воспитании
- дать родителям задание подготовить презентацию семьи на тему «Самая, самая семья …»;

    подготовить фотовыставку «Моя семья. Традиции нашей семьи»;
    - заучивание стихотворений на тему «Семейное воспитание»
    - подготовить атрибуты для игры «Бабушкин сундук»;

    подготовить буклеты;
    - подготовить заготовки и ленточки для оберегов;
    - подготовить фрагменты пословиц о семейном, нравственном и патриотическом воспитании, для составления родителями;
    - подготовить сладкие призы для награждения за участие в конкурсе.
    Участники:воспитатель , родители,
    Место проведения: музыкальный зал
    План проведения:
    1.Вступительный этап:

разминка «Сложи пословицу».

2.Основная часть:
педагогический всеобуч (понятие: воспитание, семейное воспитание, нравственное и патриотическое воспитание);
введение в проблему (выступление воспитателя группы на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

игра «Бабушкин сундук»;

В сундуке находятся:
*красивая книга русских народных сказок;

*альбом и краски;

*букварь;

*банка варенья, шоколад, конфеты;

*старинные семейные фотографии;

*игрушки бабушек и дедушек;
*открытки памятников города Котово
*картинки с изображением орденов и медалей;

*пряники, ватрушки;
*спорт

*перчаточные куклы для кукольного театра;
*рыбий жир.
презентация «Самая, самая семья ….

    Практическая часть
    "Обереги»

    Подведения итогов собрания.Чтение стихов воспитателями
    памятка «Нравственно – патриотическое воспитание»;

Хо д собрания

Вступительный этап
- Добрый вечер , уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас на очередном родительском собрании. Сегодня вашему вниманию мы предлагаем круглый стол с элементами игры и продуктивной деятельности.
- Хотим попросить Вас быть активными , инициативными , придерживаться следующих правил:
1. Время свято – говори ясно и сжато.
2. Закон один: все слушают, когда говорит один.
3. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй.
- Итак, мы начинаем. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего круглого стола, надо собрать из фрагментов пословицы. На трех столах разложены фрагменты пословиц. Родители делятся на группы и собирают пословицы. Звучит тихо в грамзаписи музыка «Родительский дом».
Зачитываются родителями пословицы:
1.Родительское слово мимо не молвится (семейное воспитание).

2.Добрый человек добру и учит (нравственное воспитание).

3.Родной край – сердцу рай (патриотическое воспитание).
Итог разминки.
- Уважаемые родители. Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами говорить. Тема нашего круглого стола «Семейное воспитание» (воспитание нравственно – патриотических качеств).

Основная часть:
Педагог группы раскрывает понятия:
Воспитание– процесс целенаправленного воспитания личности.

Семейное воспитание– систематическое целенаправленное воздействие на ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада.
Нравственное воспитание– это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Нравственные качества– доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, товарищество и т.д.
Патриотическое воспитание– это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.

Патриотические качества– гордость, забота, гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности и т.д.
Введение в проблему
Круглый стол«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Выступление воспитателя

Доклад
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.
В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

И ведущая роль в воспитании нравственно-патриотических качеств у ребёнка принадлежит семье.

Всё начинается с семьи, с её традиций. Папа и мама – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение. Именно в любви ребёнка к своей маме и своему папе заложено его будущее чувство семейного воспитания.
Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми. Проанализировав ваши анкеты, которые вы заполнили накануне, можно сделать вывод, что в каждой семье, как и в
дошкольном учреждении уделя ется большое внимание воспитанию у подрастающего поколения нравственных качеств личности, коллект ивизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
люди берегут и охраняют природу;
есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Мы предлагаем вам послушать песню: «Малиновый звон» (исполнении песни в моём исполнении)

А сейчас мы поговорим о методах и средствах, которые можно использовать для успешного воспитания нравственно-патриотических качеств у ребёнка. О семейных традициях, кото

нам понадобится

« Бабушкин сундук» в котором лежат разные вещи. Я буду доставать, а вы должны назвать варианты использования предмета в воспитании детей.

Мы предлагаем вашему вниманию презентации на тему: «Самая, самая семья» Какие же методы, формы, традиции используете вы уважаемые родители в современных условиях. Можно ещё раз сделать вывод, что всё закладывается в семье.
В своем выступлении вы должны рассказать:
* из кого состоит семья (родословная);
*историю происхождения семейной фамилии, имен членов семьи;
* о семейных реликвиях;
* о семейных традициях;
* о семейном увлечении, хобби;
* о семейной мечте.
  • Можно ещё раз сделать вывод, что всё закладывается в семье.
    По итогам презентации, награждение семей сладкими призами.
  • Практическая часть

Возьмите заготовки, которые лежат перед Вами. В дырочки мы будем завязывать ленточки, при этом приговаривать: 1 «Привязываем красную ленточку, чтобы дети были здоровыми» 2 «Привязываем синюю ленточку, чтобы были умными» 3 «Зелёную ленточку чтобы были жизнерадостными» 4 Оранжевую ленточку-добродушными» 5 «Жёлтую ленточку ласковыми» 6 «Розовую-послушными»

Любите своих детей ВСЕГДА, уважайте своих детей ВСЕГДА, и никогда не забывайте, что даже совсем маленький малыш – это уже ЧЕЛОВЕК! Принимайте и цените его таким, какой он есть. Пусть ваш ребёнок, ваше солнышко всегда согревает вас, дарит вам только тепло, свет, ласку и радость!
Чтение стихов о семейном воспитании

Семья - источник радости и счастья,
Любви неиссякаемый родник.
И в ясную погоду, и в ненастье
Хранит семья и ценит жизни миг.
Семья - оплот и сила государства,
Хранящая традиции веков.
В семье ребёнок - главное богатство,
Луч света, как маяк для моряков.

Семейная радость
Счастливые лица!
Желаю всем семьям
Любовью светиться!
Пусть в семьях весёлый
Звучит детский смех,
Добрый и радостный
Праздник для всех!

Уважаемые родители! Возьмите по ромашке, положите на свои ладошки и встаньте вдоль тропинки. Вот и подошла к концу наша встреча. По этой тропинке мы шагали с вами и с вашими детишками на протяжении 6 лет. Этот путь был нелёгким,мы были вместе и в радости и в горе.

И вот через месяц, мы будем прощаться с Вами, а ребят будем провожать в новый, интересный, школьный путь. И чтобы этот путь был ясным, светлым, солнечным-давайте выложим его из ромашек.

Мы благодарны Вам за душевную, встречу. До свидания!

рые передаются из поколения в поколение. Для этого