Средства личной гигиены в средние века. Разоблачаем мифы

Век честных рыцарей прошел… Увы и ах! Никто больше не подъезжает поздним вечером под балкон незабвенной, дабы прогорланить серенаду, пугая соседей, в сверкающих доспехах более не сражаются дядьки с копьями наперевес, чтобы заслужить от прекрасных дам презенты в виде надушенных батистовых платочков, которыми, как известно, вовсе не вымощены улицы Парижа! Где славные дуэлянты и лихие гуляки мушкетеры? И широкополые шляпы a`la д`Артаньян, и роскошные пышные платья, и интриги, интриги, и тайные письма на надушенной чем-то благоуханным, бумаге, и… Эх! Терзает смутная, щемящая тоска, непонятная ностальгия по временам, которых мы никогда не знали, а лишь имеем о них неясное представление, начитавшись рыцарских романов и насмотревшись красивых экранизаций.

А вот что, если… Вот, что, если внезапно предположить, что современный человек каким-то чудом угодил в ? Что, в первую, очередь повергнет нашего с вами современника в шок, если не в ужас? Грязь! Дикая, безумная грязь и жуткая антисанитария, которую современный человек и вообразить-то не в состоянии. Русскому человеку, на которого веками не наводила ужас святая инквизиция, и который привык раз в недельку, а также перед всеми святыми праздниками (которых было несколько в ту самую недельку) париться в баньке, очень трудно было понять, вдолбленную в голову всех, без исключения, европейцев, истину – мыться не только вредно для здоровья, а и попросту опасно для жизни! Средневековые врачи предостерегали людей от мытья в ванных – мол, поры на коже от этой процедуры расширяются и через них в тело просачивается отравленный воздух, а ополаскивание водой лица по утрам ведет к слепоте. Им вторили католические священники: да, да, мыться – это великий грех, потому, как человек смывает с себя святую воду, которой его крестили в младенчестве, и ставили людям в пример святых подвижником, гордых тем, что их ног никогда не касалась вода, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить реку, аль ручей какой, вброд.

Вообще, распространению антисанитарии христианская церковь способствовала с истинно религиозным рвением, с не меньшим, чем истребляла свою паству. Темные римские язычники строили водопроводы и купальни. В одном только Риме было больше тысячи бань, к которых совершали омовения граждане, на каждой вилле в обязательном порядке имелся бассейн, да и общественных уборных по городу было превеликое множество. Христиане же, первым делом, придя к власти, закрыли в стране все общественные бани, мотивируя это тем, что сие есть грех великий, сверкать обнаженной плотью перед глазами других христиан, да и сама по себе забота о чистоте тела противоречила, а точнее противопоставлялась заботе о чистоте душевной. К тому же, мыться в холодной воде означало большую вероятность простудиться, а для того, чтобы натопить баню и согреть воду требовались дрова, которых святой инквизиции и самой мало было – еретиков-то жечь тоже на чем-то надо! Так и повелось.

Люди средневековья источали непомерную, совершенно немыслимую для современного человека, вонь. Для примера: величайшая королева Испании Изабелла Кастильская, жена Фердинанда Арагонского и мать первой жены Тюдора Катерины Арагонской, за всю свою жизнь мылась всего два раза: в день своего крещения и перед свадьбой! Более того, после принятия ванны она заявила, что привыкнуть к этому варварству совершенно невозможно! Богатые люди спасались тем, что протирали тело надушенными тряпками, полагая, что этого вполне достаточно для того, чтобы избавиться от грязи. в порыве всепоглощающей страсти пишет своей возлюбленной письмо, в котором говориться: «Любимая, я прибуду через три недели. Не мойся!» На что любимая ему ответила, что, мол, так уж ждет своего сокола ясного, что уже и так не моется пять недель! Никаких туалетов попросту не было.

Придворные дамы и кавалеры справляли малую и большую нужду в уголках любого зала, это считалось нормой. Средневековые люди, поголовно все страдающие дизентерией, отнюдь не стеснялись наложить себе в штаны. Очень часто после того, как дама покидала свое место, из-под ее юбок вываливалась кучка, сами знаете чего. Средневековый рыцарь, закованный в латы, снять которые он мог только с посторонней помощью, неделями испражнялся прямо в них. Вши и блохи – были истинным проклятием всех и вся. К тому же, бедные средневековые люди, почти все страдали оспой и сифилисом, так что, долго не жили. Поскольку о чистке зубов тогда никто и слыхом не слыхивал, то жители средневековья блистали черными и гнилыми зубами, обнажающихся в томных, игривых и кокетливых улыбках. Содержимое ночных ваз выплескивалось прямо на улицу, так что и широкополые шляпы служили как раз защитой от таких внезапных обстоятельств, а реверанс, собственно, и был изобретен для того, чтобы успеть снять смердящий головной убор до того, как его амбрэ достигнет носа прекрасной дамы. Улицы средневековых городов были сплошь завалены отходами человеческой жизнедеятельности и смывались лишь дождем. Прибавьте сюда трупы животных, требуху рыбы, которую чистили прямо на улице и внутренности скота, которого забивали там же. Женщины во время менструаций подтирались нижними юбками, а стирка тогда была не в чести. Но это не было такой уж страшной проблемой, так как средневековая женщина за всю жизнь менструировала от силы раз десять. После прихода первых месячных, лет в одиннадцать, она тут же оказывалась замужем и мгновенно беременела. А в период беременности и лактации, как известно, менструации не происходят. Женщины рожали каждый год, если, конечно, не умирали после первых родов от заражений, и потому не больно-то придавали значения решению столь деликатной проблемы. Так что, поверьте, всем нам крупно повезло, что мы не родились в романтические времена рыцарей и прекрасных дам.


Современные люди так быстро привыкли к различным благам цивилизации, что сейчас трудно себе представить, как раньше без них обходились. О том, какие проблемы со здоровьем и гигиеной возникали у людей эпохи Средневековья, широко известно. Но самое удивительное то, что эти проблемы оставались актуальными для женщин Европы вплоть до середины XIX века! Всего полтора столетия назад менструация считалась болезнью, во время которой противопоказана умственная деятельность, побороть запах пота было сложной проблемой, а частое мытье половых органов называли причиной бесплодия у женщин.



Критические дни в ту пору и правда были очень критическими. Никаких средств личной гигиены еще не существовало – пользовались кусками ткани, многократного использования. В Англии в викторианскую эпоху считалось, что состояние женщины в этот период ухудшает умственная деятельность, поэтому чтение возбранялось. А американский ученый Эдвард Кларк вообще утверждал, что высшее образование подрывает репродуктивные способности женщин.



Мылись в те времена крайне редко и неохотно. Большинство людей полагало, что горячая вода способствует проникновению инфекций в тело. Немецкому врачу, автору книги «Новое естественное лечение» Фридриху Бильцу в конце XIX в. приходилось уговаривать людей: «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна. После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть».



Чуть лучше обстояло дело с гигиеной полости рта. Зубную пасту стали выпускать итальянские производители в 1700 г., но пользовались ей единицы. Производство зубных щеток началось еще в 1780 г. Англичанин Уильям Аддис во время отбывания тюремного заключения придумал просверлить в кусочке кости отверстия и пропустить через них пучки щетины, закрепив их клеем. Оказавшись на свободе, он занялся производством зубных щеток в промышленных масштабах.



Первую настоящую туалетную бумагу стали производить в Англии только в 1880-х гг. Первый серийный выпуск рулонной туалетной бумаги начался в 1890 году в США. До этих пор в качестве туалетной бумаги использовали подручные средства, в основном газеты. В связи с этим шутили, что Иоганн Гуттенберг был официальным изобретателем печатного станка и неофициальным изобретателем туалетной бумаги.



Прорыв в области личной гигиены произошел в середине XIX в., когда в медицине появилось мнение о взаимосвязи бактерий с инфекционными заболеваниями. Количество бактерий на теле после мытья значительно уменьшалось. Первыми в поддержании чистоты тела добились успехов англичанки: они стали принимать ванну ежедневно с использованием мыла. Но вплоть до начала ХХ в. считалось, что частое мытье половых органов у женщин может привести к бесплодию.





Первый дезодорант появился в 1888 г., до этого борьба с проблемой запаха пота была очень неэффективной. Духи перебивали неприятный запах, но не устраняли его. Первый антиперспирант, который сокращал протоки потовых желез, ликвидируя запах, появился только в 1903 г.



Вплоть до 1920-х гг. удаление волос с тела среди женщин не практиковалось. Волосы мыли с помощью обычного мыла или изготовленного в домашних условиях очищающего средства. Шампунь был изобретен только в конце XIX в. Частой проблемой был педикулез, а боролись со вшами очень радикальными методами – их выводили ртутью, которая на тот момент считалась лекарством от многих болезней.



Во времена Средневековья следить за собой было еще более сложной задачей:

Гигиена в Средневековье и другие данности тех времён.
Мы решили поговорить на очень пикантную но любопытную тему: личную гигиену людей, живших в далёкие времена. Давайте посмотрим на различные гигиенические и косметические процедуры прошлого. Как вы думаете, как это происходило в средние века?

Ванные и туалеты

В древние времена роль ванных отыгрывало ни что иное, как канавы и дыры на окраине поселка.
Ранние цивилизации изобрели первые ванные комнаты в виде каменных отверстий, заполненных песком. В Древнем Риме были построены первые общественные туалеты с системой канализации.
Без шуток — эти туалеты иногда даже использовались как место для встреч и длительных разговоров.
В средние века культура личной гигиены значительно ухудшилась. Люди просто использовали медные горшки и выливали их содержимое на улицу. Однако аристократия использовала фарфоровые горшки под названием Бурдалу. Стоит упомянуть, что иногда эти ночные горшки продаются под видом соусниц в некоторых антикварных магазинах. Так что будьте осторожны!
К счастью, в эпоху Возрождения европейцы разработали систему канализации. И первый туалет был изобретен в 1590 году.

Контрацепция

В 1494 году американская экспедиция Колумба принесла неожиданный «подарок» Европу: сифилис. Через несколько лет все европейские страны пострадали от этого заболевания. Было много попыток изобретать защиту, но официальная дата изобретения презерватива относится к 17 веку. И хотя презервативы имели долгую историю, их изобретение и наименование были приписаны помощнику английского короля Карла II, Доктору Кондому (он же Граф Кондом). Однако история оказалась мифом.

Аборты

При попытке выполнить аборт женщины из прошлого использовали какой-либо остроконечный предмет, например, вязальную иглу, вешалку из проволоки или шпиндель. Были также ядовитые питьевые зелья. Некоторые вещества, такие как йод, глицерин или даже ртуть (в Китае), вводили в матку. Конечно, результат был весьма печальным как для плода, так и для женщины.

Бритье

Женские гигиенические средства

В Древнем Египте женщины использовали тампоны из деревянного стебля, покрытого папирусом. В Древнем Риме это были хлопковые прокладки. В средневековой Европе женщины использовали тканевые повязки, прикрепленные к поясу юбки. До XX века проблема решалась только с помощью ткани, которую нужно было постоянно мыть и использовать повторно. Ситуация изменилась во время Первой мировой войны, когда медсестры начали использовать абсорбирующую вату и бинт. Это был первый шаг к изобретению современных предметов гигиены.

Уход за полостью рта

Древняя зубная щетка была деревянной палочкой с щёткой на одной стороне (для чистки) и заостренным концом на другой стороне (для прочищения щелей между зубами). Другими вариантами были ткань с сломанным известняком внутри или древесным углем. В Европе люди долго не чистили зубы, потому что считали этот процесс неприличным. Но книга о стоматологической помощи была написана в 17 веке, где кариес был описан как «зубные черви», и ситуация изменилась. В 1780 году началось массовое производство зубных щеток. В XX веке была изобретена зубная щетка с синтетическими волосками, в которой не могли накапливаться бактерии.

Дезодоранты

Первые вещества против пота были изобретены в древние времена (на Ближнем Востоке и в Египте), и это были особые ароматические масла. В Азии использовали соль. В Европе первые духи были изобретены в XVI веке. Однако первый дезодорант был изобретен в 1880 году в Соединенных Штатах. А в 1935 году был изобретен первый антиперспирант.

Разные эпохи ассоциируются с разными запахами. Публикуем историю о личной гигиене в средневековой Европе.

Средневековая Европа, вполне заслуженно пахнет нечистотами и смрадом гниющих тел. Города отнюдь не походили на чистенькие павильоны Голливуда, в которых снимаются костюмированные постановки романов Дюма. Швейцарец Патрик Зюскинд, известный педантичным воспроизведением деталей быта описываемой им эпохи, ужасается зловонию европейских городов позднего средневековья.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы.

Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии.

Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

Чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения

В средневековой Европе чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения. Знатные дамы гордились плохими зубами. Представители знати, которым от природы достались здоровые белые зубы, обычно стеснялись их и старались улыбаться пореже, чтобы не демонстрировать свой «позор».

В руководстве учтивости, изданном в конце XVIII века (Manuel de civilite, 1782) формально запрещается пользоваться водой для умывания, «ибо это делает лицо зимою более чувствительным к холоду, а летом к жаре».

Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни - и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры. Русские послы при его дворе писали, что их величество «смердит аки дикий зверь».

Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц - безобразно часто (распространенную теорию о том, что русское слово «смердеть» и происходит от французского «мерд» - «говно», пока, впрочем, признаем излишне спекулятивной).

Русские послы писали про Людовика XIV, что он «смердит аки дикий зверь»

Давно гуляет по анекдотам сохранившаяся записка, посланная имевшим репутацию прожженного донжуана королем Генрихом Наваррским своей возлюбленной, Габриэль де Эстре: «Не мойся, милая, я буду у тебя через три недели».

Наиболее типичная европейская городская улица была шириной в 7−8 метров (такова, например, ширина важной магистрали, которая ведет к собору Парижской Богоматери). Маленькие улицы и переулки были значительно уже - не более двух метров, а во многих старинных городах встречались улочки шириной и в метр. Одна из улиц старинного Брюсселя носила название «Улица одного человека», свидетельствующее о том, что два человека не могли там разойтись.

Ванная комната Людовика XVI. Крышка на ванной служила и для сохранения тепла, и одновременно столиком для занятий и еды. Франция, 1770

Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века вообще не существовало.

Улицы мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник - дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки.

Если в сельской местности рыли выгребные ямы, то в городах люди испражнялись в узеньких переулках и во дворах.

Моющих средств в Европе до середины ХIХ века не существовало

Но и сами люди были ненамного чище городских улиц. «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», - утверждал медицинский трактат ХV века. В Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. И если в ХV - ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII - ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться - но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму.

Все гигиенические мероприятия сводились только к легкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, - писали медики в ХVI веке, - поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2 - 3 раза в год.

Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой.

Средневековые «чистюли» часто меняли белье - считалось, что оно впитывает в себя всю грязь и очищает от нее тело. Однако к смене белья относились выборочно. Чистая накрахмаленная рубашка на каждый день была привилегией состоятельных людей. Вот почему в моду вошли белые гофрированные воротники и манжеты, которые свидетельствовали о богатстве и чистоплотности их владельцев. Бедняки не только не мылись, но и не стирали одежду - у них не было смены белья. Самая дешевая рубашка из грубого полотна стоила столько же, сколько дойная корова.

Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки. Люди справляли нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать.

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду.

Известна история, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию - у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони - кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.

Туалетная бумага появилась только в конце 1800-х годов, а до тех пор люди пользовались подручными средствами. Богатые могли позволить себе роскошь подтираться полосками ткани. Бедные же использовали старые тряпки, мох, листья.

Туалетная бумага появилась только в конце 1800-х годов

Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в тот, описанный выше, парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже традиции стояла… диарея. При соответствующем качестве средневековой пищи она была перманентной. Эта же причина прослеживается в моде тех лет (XII-XV вв.) на мужские штаны-панталоны состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев.

Методы борьбы с блохами были пассивными, как например палочки-чесалочки. Знать с насекомыми борется по своему - во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж для ловли блох короля. Состоятельные дамы, чтобы не разводить «зоопарк», носят шелковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шелк не уцепится, ибо скользко. Так появилось шелковое нижнее белье, к шелку блохи и вши действительно не прилипают.

Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и обязательно с балдахином в средние века приобретают большое значение. Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели - чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались.

Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна потому, что на ней не было видно клопов.

В России в те же годы

Русский народ был на удивление чистоплотным. Даже самая бедная семья имела в своем дворе баню. В зависимости от того, как она топилась, парились в ней «по-белому» или «по-черному». Если дым из печи попадал через трубу наружу, то парились «по-белому». Если дым шел непосредственно в парную, то после проветривания стены окатывали водой, и это называлось париться «по-черному».

Был еще один оригинальный способ мыться - в русской печи. После приготовления еды стелили внутрь солому, и человек осторожно, чтобы не испачкаться в саже, залезал в печь. На стены плескали воду или квас.

Баня испокон века топилась по субботам и перед большими праздниками. В первую очередь мыться шли мужчины с ребятами и обязательно натощак.

Глава семейства готовил березовый веник, замачивая его в горячей воде, прыскал на него квасом, крутил над горячими камнями, пока от веника не начинал исходить душистый пар, а листья становились мягкими, но к телу не липли. И только после этого начинали мыться и париться.

Один из способов мыться в России - русская печь

Общественные бани строились в городах. Первые из них возводились по указу царя Алексея Михайловича. Это были обычные одноэтажные постройки на берегу реки, состоящие из трех помещений: раздевальни, мыльни и парной.

Мылись в таких банях все вместе: и мужчины, и женщины, и дети, вызывая изумление иностранцев, специально приезжавших поглазеть на невиданное в Европе зрелище. «Не только мужчины, но и девицы, женщины по 30, 50 и более человек, бегают без всякого стыда и совести так, как сотворил их Бог, и не только не прячутся от сторонних людей, прогуливающихся там, но еще и подсмеиваются им своею нескромностью», - писал один такой турист. Не менее удивляло приезжих, как мужчины и женщины, донельзя распаренные, выбегали голышом из очень жаркой бани и бросались в холодную воду реки.

Власти сквозь пальцы смотрели на такой народный обычай, хотя и с большим недовольством. Совсем не случайно в 1743 году появился указ, по которому в торговых банях запрещалось мужскому и женскому полу париться вместе. Но, как вспоминали современники, такой запрет оставался в большинстве своем на бумаге. Окончательное разделение произошло, когда стали строить бани, в которых предусматривались мужское и женское отделения.

Постепенно люди с коммерческой жилкой поняли, что бани могут стать источником неплохого дохода, и стали вкладывать в это дело деньги. Так, в Москве появились Сандуновские бани (их построила актриса Сандунова), Центральные бани (принадлежавшие купцу Хлудову) и целый ряд других, менее знаменитых. В Санкт-Петербурге народ любил бывать в Бочковских банях, Лештоковых. Но самые роскошные бани находились в Царском Селе.

От столиц стремилась не отстать и провинция. Почти в каждом из мало-мальски крупных городов были свои «Сандуны».

Существует миф относительно гигиены эпохи Высокого и Позднего Средневековья. Стереотип укладывается в одну фразу: "Они все были грязные и мылись только случайно упав в реку, а вот на Руси..." - далее следует пространное описание культуры русских бань.

Увы, это не более, чем миф.

Может быть у кого-то эти слова вызовут легкий разрыв шаблона, но среднестатистический русский князь XII-XIV веков был ничуть не чище немецкого/французского феодала. А последние в большинстве не были грязнее. Возможно, для кого-то эти сведения являются откровением, но банное ремесло в ту эпоху было весьма развито и, по объективным причинам описанным ниже, оказалось полностью утрачено как раз после Возрождения, к наступлению Нового времени. Галантный XVIII век стократ более пахуч, чем суровый XIV.

Давайте пройдется по общедоступным сведениям. Для начала - известные курортные зоны. Взглянем на герб Бадена (Baden bei Wien), дарованный городу императором Священной Империи Фридрихом III в 1480 году. Мужчина и женщина в купальной кадушке. Незадолго до появления герба, в 1417 году Поджо Браччоли, сопровождавший лишенного престола Папу Иоанна XXIII в поездке в Баден дает описание 30-ти роскошных бань. Для простолюдинов действовали два открытых бассейна

Даем слово Фернану Броделю ("Структуры повседневности: возможное и невозможное"):

Бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе - как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами,с их скученностью обнаженных тел, мужских и женских вперемежку. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. А что касается зажиточных домов, то все они располагали "мыльнями" в полуподвалах; тут находились парильня и кадки - обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами. У Карла Смелого был редкостный предмет роскоши: серебряная ванна, которую за ним возили по полям сражений. После разгрома под Грансоном (1476г) ее обнаружили в герцогском лагере.

В отчете парижского прево (эпоха Филиппа IV Красивого, начало 1300 годов) упоминаются 29 общественных бань в Париже, облагаемых городским налогом. Они работали ежедневно, кроме воскресенья. То, что Церковь смотрела на эти заведения косо, вполне естественно - поскольку бани и прилегающие к ним трактиры зачастую использовались для внебрачной половой ебли, хотя, конечно, народ все-таки собирался туда помыться. Дж. Бокаччо пишет об этом прямо: «В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани… Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен».

Вот типичная картинка XIV века - мы видим весьма роскошное заведение "для благородных":

Не только Париж. По состоянию на 1340 год известно, что в Нюрнберге было 9 бань, в Эрфурте - 10, Вене - 29, Бреслау/Вроцлаве - 12. Рейнмар фон Беляу из "Башни Шутов" Сапковского вполне мог посещать одну из них.

Богатые предпочитали мыться дома. Водопровода в Париже не было, и воду доставляли за небольшую плату уличные водоносы. Мемо ди Филипуччо, Супружеская ванна, около 1320 г. фреска, городской музей Сан-Джиминьяно.

А вот Ханс Бок, Общественные бани (Швейцария), 1597, холст, масло, Художественная галерея Базеля.

Вот современная реконструкция стандартной публичной "мыльни" XIV-XV веков, эконом-класс для бедных, бюджетная версия: деревянные бадьи прямо на улицах, воду кипятят в котлах:

Отдельно заметим, что в "Имени Розы" Умберто Эко есть вполне подробное описание монастырской купальни - отдельные ванны, разделенный занавесками. В одной из таких утонул Беренгар.

Цитата из устава ордена Августинцев: "В баню ли, в иное ли место надобно вам идти, пусть будет вас не менее двух или трех. Имеющий же надобность выйти из монастыря должен идти с тем, кого назначит начальствующий."

А вот из "Валенсийского кодекса" XIII века: "Мужчины пусть идут в баню сообща во вторник, четверг и субботу; женщины идут в понедельник и в среду; и евреи идут в пятницу и в воскресенье; ни мужчина, ни женщина не дают больше одного меаха при входе в баню; и слуги как мужчин, так и женщин ничего не дают; и если мужчины в женские дни войдут в баню или в какое-либо из зданий бани, пусть платит каждый десять мараведи; также платит десять мараведи тот, кто будет подглядывать в бане в женский день; также если какая-либо женщина в мужской день войдет в баню или будет встречена там ночью, и оскорбит ее кто-либо или возьмет силой, то не платит он никакого штрафа и не становится врагом; а человека, который в другие дни возьмет силой женщину или обесчестит, надлежит сбросить."

И уж совсем не шуткой является история, как в 1045 г. несколько важных персон, в том числе епископ Вюрцбурга, умерли в купальной бадье замка Персенбург (Persenbeug) после того, как рухнул потолок купальни.

Паровая баня. XIV в. - Так что паровые сауны тоже были.

Прислужница в купальне - заметим, с веником. "Wenzelsbibel", ок.1400 г.

Итак, миф испаряется, вместе с банным паром. Высокое Средневековье вовсе не являлось царством тотальной грязищи.

Исчезновению банного дела в постренессансные времена способствовали и природные и религиозно-политические условия. "Малый ледниковый период" длившийся до XVIII века привел к массовой вырубке лесов и чудовищному дефициту топлива - заменить его смогли только в Новое Время каменным углем.

Обратите внимание на резкий рост цен на дрова после 1550 года:

И, конечно, огромное влияние оказала Реформация - если католическое духовенство Средневековья к баням относилось сравнительно нейтрально (и мылось само - есть упоминания о посещении бань даже Римскими Папами), лишь запретив совместное мытье мужчин и женщин, то протестанты запретили вообще - не по-пуританские это. В 1526 году Эразм Роттердамский констатирует: «Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет — чума научила нас обходиться без них». В Париже бани практически исчезли при Людовике XIV.

И вот как раз в Новое Время европейцы начинают удивляться русским публичным баням и парным, которые в XVII веке уже заметно отличают Восточную Европу от Западной. Культура была утрачена.

Вот такая история.

Альбрехт Дюрер, «Мужчины в бане», 1497 - пиво, разговоры, музыка, шапочки для парной. Обратим внимание на кран для воды