Средства поликультурного образования. Поликультурное воспитание в условиях современного образования Аналитический обзор проблем поликультурного воспитания и образования

Вопросы демократизации воспитания и общества должны решаться с учетом того, что подавляющее число государств не является гомогенным ни в этническом, ни в культурном отношении. Практически все крупнейшие страны относятся к поликультурным и полиэтническим сообществам. В них проживают национальные меньшинства, вследствие массовой иммиграции формируются новые малые этнические группы. Необходимость толерантного сосуществования больших и малых этнических и национальных общин порождает потребность поликультурного воспитания и образования в качестве важного социального и педагогического принципа.

Поликультурное воспитание исходит из того, что образование и воспитание в полиэтнических сообществах не может быть иным, как при учете национальных (этнических) различий, и должно включать множество типов, моделей и ценностных педагогических ориентации, адекватных мировоззрению и запросам разных этнокультурных групп населения.

В поликультурном сообществе процессы воспитания происходят при межэтническом и межкультурном взаимодействии больших и малых этносов. Эти процессы не исключают наряду с развитием общенациональной культуры обогащение посредством воспитания и образования как доминирующей, так и малых культур. Подобные тенденции предполагают сопряжение через воспитание культурных и этнических ценностей всех участников межэтнического и межкультурного диалога, создание общего интеркультурного пространства, в пределах которого каждый человек обретает социальный и этнический статус, определяет принадлежность к тем или иным языкам и субкультурам.

XX столетие прошло под знаком нарастания кризиса идеи и практики культурно-образовательной дискриминации и ассимиляции малых этнических групп. Современная цивилизация должна строить взаимоотношения больших и малых этносов в пределах одного сообщества на принципах интеграции, терпимости. Отнюдь не везде и не всегда соблюдаются культурно-образовательные права всех этнических групп. Поликультурное воспитание - важная гарантия сохранения гуманных ценностей человеческой цивилизации.

Поликультурное воспитание - демократический педагогический ответ многокультурных и полиэтнических обществ, одна из приоритетных педагогических проблем, стоящих перед мировой цивилизацией, решение которой является существенным условием демократизации воспитания и обучения, общественной жизни в целом.

Поликультурная педагогика может быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизационных типов и культур. Будучи фактором эффективной демократизации воспитания и образования, поликультурное воспитание многонационального населения приобщает к собственным языкам, культурам, к мировой культуре через понимание особенностей отдельных наций, истории человеческой цивилизации, на основе диалога макро- и субкультур, обладающих особыми достоинствами и ценностями.

Фактор нарастающей значимости поликультурного воспитания, изменения педагогики в целом - глобализационные, интеграционные мировые процессы. Важнейшим их проявлением, глубинной причиной становления поликультурного воспитания оказалось происходящее в последние пятьдесят лет новое "великое переселение народов". Мощные потоки мигрантов в развитые страны Запада, Австралию, Россию заметно видоизменяют этнический состав государств. Зачастую подверженные "комплексу маргинала", рожденного ослаблением культурной связи с исторической родиной, иммигранты не желают быть изгоями на новой родине, стремясь войти в ее культуру. Поликультурное воспитание оказалось педагогическим ответом на присутствие иммигрантов.

В условиях экономической и политической интеграции все большее значение придается сохранению национальной специфики, в том числе и в воспитании. Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения ценностей этнических культур в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем педагогики и школьной политики.

Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим составом. Нарастает потребность в овладении основами межкультурного общения у определенных страт и профессий, в частности у преподавателей, бизнесменов, работников сферы обслуживания.

Основные проблемы и тенденции развития.

Мировая педагогическая мысль разрабатывает общую стратегию поликультурного воспитания. В докладе Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО в 1997 г. было провозглашено, что воспитание и обучение должны содействовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире, а с другой - привить ему уважение к другим культурам. В документе подчеркнута двуединая задача: освоение подрастающим поколением культурных сокровищ собственного народа и воспитание уважительного отношения к культурным ценностям иных национальностей.

Образование и воспитание стремятся ответить на вызовы общества, где происходит обогащение и развитие культурного многообразия больших и малых этносов. педагогический полиэтнический воспитание

Представители этнических меньшинств сталкиваются со множеством образовательно-воспитательных проблем, придя в школу. Они располагают иными знаниями и ценностями (язык, религия, культурные традиции), и это мешает им реализовать себя в пределах педагогических требований, построенных на культурно-образовательной традиции большинства. Пренебрежение культурной традицией детей из национальных меньшинств часто отрицательно сказывается на их учебной мотивации. Невнимание в школе к культуре меньшинства возникает часто из-за отсутствия педагогических ресурсов (учебные материалы, учебное время), знаний поликультурной педагогики, поддержки со стороны школьной администрации.

Изменения воспитания и образования в духе поликультурности в современном мире уже происходят. На Западе этот процесс особенно заметен в последние пятьдесят лет. Если в начале XX в. ответом на возраставшую плюрализацию общества была политика откровенной ассимиляции национальных меньшинств, то в 1940--1950-е гг. движение за совместное обучение представителей различных рас выдвинуло на первый план задачу воспитания терпимости и взаимопонимания. В 1960--1970-е гг. в образовании обозначились новые тенденции, признававшие ценность культурного многообразия; разрабатываются специальные программы поликультурного образования, обучения иммигрантов, этнических и расовых меньшинств.

На смену эпизодическим педагогическим проектам с информацией о малых этносах и их культуре приходили концептуальные программы образования, направленные против расизма и иных национальных предрассудков. В них делаются попытки учитывать мировосприятие инокультур, предлагается учебный материал по истории, культуре, литературе доминирующей культуры. Во многих странах мира установки поликультурализма входят в программы педагогического образования.

Страны, где в той или иной степени предусмотрена политика поликультурного воспитания, можно разделить на несколько групп:

  • - с исторически давними и глубокими национальными и культурными различиями (Россия, Испания);
  • - сделавшиеся поликультурными вследствие своего прошлого как колониальных метрополий (Великобритания, Франция, Голландия);
  • - ставшие поликультурными в результате массовой добровольной иммиграции (США, Канада, Австралия).

Основными направлениями, в русле которых развивается поликультурное воспитание в ведущих странах мира, являются: педагогическая поддержка представителей этнических меньшинств; билингвальное обучение; многокультурное воспитание, сопровождающееся мерами против этноцентризма. Все эти направления отражаются в особых учебных программах и специальном обучении детей из меньшинств, а также обращении воспитания ко всем детям многоэтнического школьного класса.

Педагогическая поддержка детей - представителей меньшинств осуществляется в нескольких видах педагогической работы:

  • - лингвистическая поддержка: обучение на языке большинства и преподавание языка малой группы;
  • - социокоммуникативная поддержка: знакомство (особенно детей иммигрантов) с нормами поведения, принятыми в стране пребывания;
  • - специфическое преподавание учебных предметов; так, преподавание языка меньшинства содействует успеваемости говорящих на нем детей, что позволяет смягчать трудности при изучении социальных наук, истории, естествознания, поскольку дети из меньшинств часто не владеют соответствующей терминологией на доминирующем языке;
  • - работа с родителями; родители-иммигранты включаются в процесс улучшения академических результатов своих детей и унесут главную ответственность за приобщение детей к окружающей среде.

Билингвальное обучение (обучение на родном для меньшинства и доминирующем языках) рассматривается как важный инструмент академических успехов детей этнических меньшинств. Существует ряд программ, основанных на концепции двуязычного обучения. Одна из них, например, предусматривает переходное использование родного языка меньшинств как способа обучения (особенно в первый год) до поддержки билингвального обучения в более старших классах. Благодаря двуязычию налаживается коммуникация этнических групп, приобретаются дополнительные лингвистические знания как одна из гарантий социальной мобильности. Билингвальное обучение - важный путь формирования личности - носителя общенациональной культуры в полиэтническом государстве.

Масштабы поликультурного воспитания в ведущих странах мира существенно различаются. Ему уделяется значительное внимание на официальном уровне в Австралии, Испании, Канаде. Активизировались усилия по поликультурному воспитанию и образованию в России и США. Власти Англии, Германии, Франции фактически проходят мимо проблем поликультурной педагогики. В условиях неприятия идей поликультурализма на государственном уровне его задачи в воспитании и образовании берут на себя сами этнические меньшинства.

В некоторых странах поликультурное воспитание позволило смягчить проблему дискриминации темнокожих меньшинств (США и Канада). Однако проблема продолжает быть весьма острой. В подтверждение этого сошлемся на результаты опроса, проведенного в начале 2000-х гг. среди карибов, проживающих в Англии, США и Канаде. Респондентам предлагалось ответить, насколько реализованы их намерения продвинуться в профессиональной сфере, улучшить материальное положение, получить достойное образование. В Англии недовольство высказали 33% опрошенных, в США - 14%, Канаде - 20%.

Важными причинами подобных различий являются неодинаковые условия образования и адаптации темнокожих меньшинств к доминирующей культуре. Так, в США и Канаде они обычно погружены в свои этнические сообщества и отчуждение здесь большая редкость. Их вхождение в доминирующую культуру в Канаде проходит заметно быстрее, чем в Англии, поскольку эта страна - более открытое общество. В США и Канаде сняты явные барьеры на пути получения образования для чернокожего населения, чего нельзя сказать о Великобритании.

Проблемы поликультурализма решаются как в пределах школьной системы, так и в рамках непрерывного воспитания и образования. Поликультурное воспитание коснулось, прежде всего, учащихся общеобразовательных ступеней. Вместе с тем растет понимание необходимости его масштабного осуществления на уровне высшего образования. Одним из условий поликультурности в высшем образовании является учет расового и этнического многообразия и различий состава студентов. Выдвигаются цель преодоления барьеров, мешающих нормальному общению и развитию студентов из разных этнических и культурных групп, и установления между ними гуманных отношений как важного условия прогресса человечества.

Идеология этноцентризма, национализма и расизма представляет значительную опасность для поликультурного воспитания. Подобная идеология, отмечал на педагогическом симпозиуме в Токио (2003) экс-президент Всемирного совета по сравнительной педагогике немецкий ученый Ф. Миттер, прежде всего, ущемляет права на воспитание и образование этнических меньшинств.

Понятие "поликультурализм" получило в педагогике США и Канады широкое распространение с начала 1960-х гг. и превратилось в расхожее клише в педагогической литературе. Понятие применяется, прежде всего, к традиционной социально-педагогической проблеме решения расовых и этнических конфликтов.

В США понятие "поликультурализм" поначалу использовалось, прежде всего в контексте расового сепаратизма и этноцентризма и имело негативное значение. В этом состояло существенное отличие от его трактовок педагогами Канады. Однако использование понятия "поликультурализм" лишь в отрицательном смысле длилось недолго. В 1990 г. Дайяна Равич, бывший заместитель министра образования США, выступила со статьей, где различает два понятия: "плюралистический поликультурализм" и "сепаратистский плюрализм", отнеся первое к позитивным социопедагогическим явлениям.

Поликультурное воспитание трактуется в американской педагогике, по крайней мере, как идея, реформа школы, учебно-воспитательный процесс.

При постановке в американской педагогике идеи поликультурности центральным встал вопрос, почему учащиеся из этнических меньшинств демонстрировали наихудшие знания. Особенно часто ответ сводился к утверждению, что эти школьники находятся вне норм и основ белой культуры, которая является базой образования. Возникло два подхода к решению подобной ситуации: либо школьники из этнических меньшинств должны эффективнее приобщаться к белой культуре, либо ценности меньшинств должны стать для них сутью образования.

Ученые Станфордского университета предложили золотую середину при взгляде на эти два подхода, обосновав в 1987 г. свои проекты о реформе содержания образования. В новые программы наряду с ценностями традиционной западной цивилизации предлагалось включать ценности неевропейских культур.

В свою очередь идеологи этнических меньшинств поставили вопрос о включении ценностей своих субкультур и их субординации с евро-американской культурой при воспитании подрастающего поколения. Они, однако, больше думали об этнических различиях, нежели о национальной идентичности. Например, афроамериканцы видят важнейшей частью образования изучение специфического опыта черных американцев. Гавайцы настаивают на школьном обучении по учебникам на гавайском языке. Испаноязычные требуют ввести билингвальное обучение.

Поликультурное воспитание рассматривается как объективная необходимость. Дж. Бэнкс и К. Кортес выделяют 4 группы педагогических результатов, которые обеспечивает поликультурализм: равные возможности обучения, осведомленность о культурах среди учащихся и педагогов, поликультурность в программах обучения, вхождение на равных представителей меньшинств в глобальное общество.

Дж. Бэнкс выделяет несколько ступеней (моделей) возможного движения образования в США к реализации идеи поликультурности: A - воспитание и обучение исключительно на европейских ценностях; B - преимущественно еврокультурный компонент воспитания и обучения дополнен ценностями малых меньшинств; C - при воспитании и обучении устанавливается баланс ценностей культур различных этнических групп.

Некоторые педагоги (Дж. Фаркаш, Дж. Бэнкс) подчеркивают опасность того, что поликультурное воспитание с его акцентом на учет полиэтнического, полирасового общества усилит и сохранит дистанцию между этническими группами, поощрит разобщение. Они считают, что правильно реализованное поликультурное воспитание должно объединять, а не разъединять.

Подходы к проблеме поликультурности претерпели в американской педагогике качественную эволюцию. Поначалу предлагалось стремиться к полной ассимиляции учащихся - представителей различных языков и этнических групп. Подобный подход носил следы идей сегрегации. Его представители, например, "высокомерно считали, будто чернокожие не имеют культурных ценностей, которые следует сохранить, или что чернокожие сами хотят забыть свою расовую принадлежность". Критикуя идею и практику ассимиляции, Дж. Бэнкс пишет, что "мифическая англо-американская культура требовала от этнических меньшинств пройти процесс самоотчуждения" и что культурная ассимиляции иммигрантов и цветного населения отнюдь не явилась гарантией полноценного включения в жизнь общества.

Поликультурное воспитание находится в центре внимания педагогов Западной Европы. Тема поликультурного воспитания остается одной из центральных на конференциях Европейского общества сравнительной педагогики (ЕОСП) начиная с 1988 г. Многие педагоги с тревогой отмечают рост националистических настроений в сфере воспитания, особенно среди этнических меньшинств. Они видят проявление подобного этноцентризма в неприязни коренных меньшинств, как к доминирующим этническим группам, так и к новым субкультурам мигрантов. Его истоки усматриваются в последствиях образовательной ассимиляции и "культурного геноцида" этнических меньшинств.

Западноевропейские педагоги видят в поликультурном воспитании выход из кризиса в межэтнических отношениях. Поликультурное воспитание имеет несколько перспективных направлений:

  • - адресуется ко всем школьникам, включая выходцев из этнического меньшинства и этнического большинства;
  • - направлено на изменение содержания и методов образования, в результате чего поликультурность становится основополагающим педагогическим принципом;
  • - отражает подвижную культурную среду, включая мигрантскую и доминирующую;
  • - сосредоточено на взаимопонимании и культурном обмене, преодолении барьеров культурного отчуждения;
  • - предусматривает обучение социальным наукам, истории и естествознанию, позволяющее подчеркнуть общечеловеческий характер научных знаний.

Часть западноевропейских педагогов продолжает, однако, стоять на позициях монокультурности и предпочитает не замечать обострения проблемы поликультурного воспитания. Показателен в связи с этим обмен мнениями на XX конференции ЕОСП (июль 2008 г.). Когда ученый из Венгрии Г. Ленард, говоря об актуальности проблемы обучения этнических меньшинств, сослался, в частности, на пример Франции, француз Ф. Оривель резко ответил, что у них нет меньшинств и нет проблемы. Разумеется, Оривель лукавил, проблема, конечно, есть - и не только во Франции.

Поликультурное воспитание в Западной Европе имеет немало сходного с общеевропейским воспитанием. Это вызвано несколькими обстоятельствами: во-первых, значительная часть иммигрантов прибывает из других европейских стран (включая Турцию); во-вторых, поликультурное и общеевропейское воспитание адресовано одним и тем же субъектам; в-третьих, используются сходные дидактические материалы (игры, исторические сведения, песни разных народов Европы); в-четвертых, делается упор на воспитании взаимопонимания европейцев.

В правящих кругах Западной Европы признается злободневность поликультурного воспитания. Так, Роман Герцог (ФРГ) в своем выступлении в 2006 г. первоочередной задачей школы определил налаживание дружеских отношений "людей из разных этнических групп", подготовку к жизни в неоднородной культуре Германии. Подчеркивает необходимость культурной открытости национальным меньшинствам и другой германский президент - Иоханн Pay.

Фактически, несмотря на рекомендации Европарламента, и Совета Европы, декларации видных политиков, официальные круги ведущих стран Западной Европы не уделяют поликультурному воспитанию внимания, которого оно заслуживает. Поворот к поликультурному воспитанию происходит крайне медленно, однако признаки его очевидны.

Характерна в связи с этим динамика позиций Национальной ассоциации полирасового воспитания в Великобритании. Ее лидеры прошли путь от благосклонного намерения помочь меньшинствам ассимилироваться и погрузиться в доминирующую культуру до педагогической программы поддержки многообразия культур в британском обществе. Эта программа, разработанная в конце 90-х гг. ХХ в., предусматривает: 1) введение информации о национальных меньшинствах в учебные пособия; 2) создание пособий и учебных программ для учащихся из этнических и расовых меньшинств; 3) учет в учебных программах предложений по воспитанию осознания этнической принадлежности; 4) специальные занятия по ознакомлению с культурами меньшинств.

Идеи поликультурного воспитания не получают сколько-нибудь масштабного выхода в практику. Педагогические проекты, которые имеют в виду эти идеи, отодвигаются на задний план. Фактически отсутствуют систематические педагогические усилия, направленные на сохранение культуры малых этносов, особенно общин иммигрантов. Перспективы поликультурного воспитания рассматриваются достаточно сдержанно. Власти предпочитают ограничиваться декларациями, за которыми следуют малозначимые практические меры. К подобным декларативным документам относится, к примеру, доклад департамента образования Великобритании "Образование для всех" (1985), где провозглашена политика плюрализма, направленная на сохранение оригинальных культур национальных меньшинств и осознание принадлежности к этим культурам.

Одной из приоритетных проблем образования, стоящих перед мировой цивилизацией, является поликультурное образование. Соотношение национальных и общечеловеческих ценностей в условиях глобализации современного мира обрело особую актуальность: с одной стороны, необходимо сохранить своеобразие этнокультур, а с другой, предусмотреть их взаимовлияние на процессы глобализации, интеграции и интернационализации. Особую значимость образования в поликультурном обществе отмечает Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин .

Поликультурность социального пространства, в котором развивается жизнедеятельность человека, является одним из системообразующих начал современных цивилизаций. Решение этой проблемы актуально в процессе модернизации российского образования, духовно-нравственного развития и воспитания гражданин, при подготовке подрастающего поколения к межкультурному взаимодействию в обновленном мире. В современной России также существенно изменились требования к результатам обучения и воспитания.

Для трансформирующейся современной России культуротворческая как аксиологическая функция образования играет ведущую роль. Наша страна была и остается многонациональным государством, поликультурное пространство образования которой является объективной реальностью . Синтез ценностей разных народов, этносов, культур, цивилизаций, религий в настоящее время осуществляется в основном с помощью современных средств массовых коммуникаций, массовой культуры, продуктов массового производства и масс-медиа.

Вследствие этого, культурное самоопределение индивида в таком обществе представляет собой процесс создания и реализации системы собственных представлений о культурном пространстве, о своем месте в нем. Решение проблемы поликультурного образования требует актуализации, основной целью является сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в обществе.

За рубежом поликультурный подход в образовании предполагает культурное воспитание всех, включая представителей большинства, в духе взаимности, принятия и признания культурных различий. Такой подход «выходит за рамки единого решения школьных проблем, поскольку оно представляет собой педагогику человеческих отношений, нацеленную на развитие личности, когда каждый принимается таким, каков он есть, всеми остальными членами общества» .

Достижению обозначенной цели и решению задач поликультурного образования будет способствовать разработка и реализация соответствующей концепции. В качестве такого концептуального подхода в настоящее время выступает концепция глобального образования, которую можно определить как одно из направлений развития современной педагогической теории и практики, основывающееся на необходимости подготовки человека к жизни в условиях быстро меняющегося и взаимосвязанного мира, нарастающих глобальных проблем и кризисов .

В основе данной концепции лежит философия глобальных проблем, задача которой состоит, прежде всего, в том, чтобы выработать средство для преодоления существующих конфликтов и противостояния всем формам экстремизма. Не менее важной задачей является выявление во всех имеющихся социальных, политических, национальных и религиозных доктринах общего и взаимосогласующегося ядра, что позволило бы определить универсально приемлемые и взаимосвязанные цели, ценности, моральные принципы для всего мирового сообщества. Концепция поликультурного образования и является одной из основных частей глобального образования.

Актуальность и перспективы поликультурного образования раскрывают необходимость целенаправленного введения в образовательный процесс соответствующих дисциплин и разрешения на их содержании одной из глобальных проблем современного обновленного общества. Подготовку обучающихся к пониманию других культур, к признанию окружающего разнообразия обеспечивает система поликультурного образования, включающая обновленные цели, задачи, содержание, управление, организацию, систематизацию и отслеживание результатов. Поликультурное образование, как система, представляет собой общее направление по достижению желаемого результата посредством межпредметной интеграции предметов, гуманитаризации образования . В рамках гуманитарных дисциплин преподаватели обращаются к морально-нравственному и гражданскому аспекту, воспитанию «гражданина мира», толерантного и гуманного человека широких взглядов.

Одним из элементов такой системы образования в Кузбасской государственной педагогической академии является содержание дисциплины «Поликультурное образование», которое реализуется Л.Ф.Михальцовой, кандидатом педагогических наук., доцентом кафедры педагогики, заведующей Российско-американской научно- исследовательской лабораторией «Цивилизация. Культура, образование» для нас – студентов, отвечает современным требованиям и разработано с учетом спроса рынка образовательных услуг на основе Федерального государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования по направлению подготовки: 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования, квалификация (степень) «бакалавр».

Обозначенное направление подготовки имеет выраженные профессиональные, гуманистические и аксиологические аспекты и заключается в подготовке бакалавров для дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования и культурно-просветительских организаций, деятельность которых не противоречит закону. Цель дисциплины: формирование у студентов общекультурных, общепрофессиональных компетенций и толерантного сознания в процессе освоения теоретических основ поликультурного образования, изучение проблем образования и воспитания детей в полиэтническом обществе на основе концепции поликультурного образования .

Задачи дисциплины:

– расширять знания студентов об этнической и культурной грамотности;

– формировать у студентов этнокультурную компетентность, осмысление сущности поликультурного образования и его ценностных характеристик;

– содействовать осознанию взаимовлияния и взаимообогащения культур в современном мире, их социальной значимости как основы педагогической и культурной деятельности;

– способствовать профессиональному становлению педагога и формированию профессиональной компетентности;

– способствовать осмыслению студентами сложности развития интегративных процессов поликультурного образования;

– формировать положительное отношение к поликультурному образованию.

Дисциплина «Поликультурное образование» является составной частью обучающего модуля 1 «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности», направленного на формирование предметной компетентности будущих бакалавров. «Поликультурное образование» включает следующее содержание: Поликультурное образование как область педагогической науки. Поликультурное образование как культурное многообразие человечества в условиях глобализации образования. Поликультурное образование: отечественные и зарубежные концепции и программы. Проект концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации. Человек и культура, взаимообусловленность понятий поликультурного образования. Субкультура как средство самовыражения личности. Воспитательный потенциал поликультурного образования в современной российской школе. Смысл человеческого бытия и ценности поликультурного образования. Поликультурное образование как всеобщая форма развития личности и общества.

Трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы – 72 часа, лекций – 18 часов, семинарских занятий – 18 часов, самостоятельная работа – 33 часа, формой итогового контроля знаний студентов является зачет. Реализуется содержание курса «Поликультурное образование» на лекционно-семинарских занятиях при интеграции теоретических и практических навыков студентов. Интерактивные формы проведения лекций: проблемная лекция, лекция-дискуссия, лекция-презентация, бинарная лекция, лекция с запланированными ошибками, лекция-презентация, лекция-рассуждение, лекция-дискуссия, лекция-телемост, лекция-конференция.

Реализация в педагогическом вузе содержания дисциплины «Поликультурное образование» позволяет готовить компетентных бакалавров, которые будут успешно решать в теории и на практике проблему обучения детей разных национальностей.

Таким образом, изучение современной проблемы поликультурного образования будет способствовать осознанию уникальности чужой истории и культуры, формированию устойчивого интереса к национальным культурам, раскроет перед обучающимися возможность ценностного восприятия происходящего, нахождения новых вариантов решения современных проблем, что, безусловно, обогатит их духовно и нравственно. Поликультурное образование позволит не только воспитать высоконравственного и толерантного человека, вызвать интерес к национальной культуре других народов, но и подготовить его к решению общечеловеческих задач в поликультурном мире.

Список литературы

1. Михальцова Л.Ф. Формирование ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования: монография. – Казань: Центр инновационных технологий, 2011. – 360 с.

2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751) // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. – 2000. –№ 11.

3. Образование в поликультурном обществе. В.В.Путин, 12.07.2009г. [Электронный ресурс]. http://diplomforum.ru/f87/t27441.html (дата обращения 11.11.2013).

4. Проблема поликультурного образования в американской педагогике (анализ концепции Д. Бенкса) // Педагогика. 1993. № 1. С. 104-109.

5. Сластенин В.А. Аксиологические основы педагогики. // Педагогика. – 2004. – № 3. –С.161- 171.

УДК 372.881. Пилипенко

студент ЮРИУ РАНХиГС Науч.рук.: к.пед.н, проф. Митусова О.А.

ПРОБЛЕМЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И

ВОСПИТАНИЯ

Аннотация: В статье рассмотрены основные проблемы поликультурного образования и воспитания. Перечислены предпосылки возникновения таких проблем. Дана характеристика преподавателю, осуществляющему такую образовательную деятельность.

Ключевые слова: поликультурное образование, поликультурное воспитание, поликультурность, поликультурализм.

Непредсказуемые изменения, происходящие в социально-экономической системе страны, усложнение ситуации в межэтнических отношениях, нарастающий объем информации формируют необходимость становления личности, способной жить в условиях поликультурного пространства, личности творческой и толерантной, ответственной, готовой принимать конструктивные действия в сложных жизненных условиях. Основным социальным институтом, осуществляющим адаптацию человека к изменениям в обществе, является система образования.

В современной политической, экономической, социальной и образовательной ситуации в России всё большую важность приобретает проблема поликультурного образования.

Поликультурное образование - это то образование, которое человек

получает в полиэтническом обществе, где живут и сотрудничают люди,

говорящие на нескольких языках.

Поликультурное образование выступает в роли «ответной реакции» на такие процессы, как:

Процессы глобализации и интеграции образования;

Усиление влияния религиозных течений, имеющих негативное воздействие, на молодых людей;

Интенсивное взаимодействие между российскими и зарубежными организациями;

Рост экстремизма, агрессии;

Необходимость формирования толерантного сознания и т.д. Нередки случаи, когда современная молодёжь демонстрирует

невежество в знании особенностей национальных культур мира, их обычаев, традиций и истории. В этом есть и доля ответственности образования, ведь такое качество, как поликультурность, не закладывается на генетическом уровне, а воспитывается.

Следует отметить, что поликультурное образование имеет неразрывную связь с поликультурным воспитанием, которое, в свою очередь, предполагает учет культурных и воспитательных интересов наций, а также культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания, что способствует становлению мира и сохранению культурной идентичности различных народов.

О.А. Митусова отмечает, что для России, как для многонациональной страны, характерно наличие «внутреннего поликультурного пространства» и

108 Митусова О.А. Языковое образование в условиях межкультурных коммуникаций/Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. № 3. С. 121-124.

«внешнего поликультурного пространства», которые влияют на образовательные процессы.

Значительную роль в области поликультурного образования и воспитания играет преподаватель. По мнению Э.И. Соловцовой, специалист в данной области должен обладать следующими качествами и навыками:

Развитым критическим и рефлексивным мышлением;

Принятием поликультурности мира;

Уважением и чувством толерантности по отношению к иной культуре.

Основной задачей поликультурного образования является развитие способности и готовности к межкультурной коммуникации, под которой понимается «общение на иностранном языке с учетом культуры страны, где говорят на этом языке»109, однако не во всех вузах обеспечивается такая подготовка. Одной из причин является недостаточное нормативно-правовое обеспечение. Существует не так мало нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательный процесс, но пока ни в одном из них принцип поликультурализма, в качестве приоритетного направления развития, не вынесен, однако некоторые положения соответствуют целям и задачам поликультурного образования. Следует отметить, что и о поликультурной подготовке педагогов - ни в одном нормативно-правовом акте не упоминается.

На данном этапе развития общества большую роль также играет применение инновационных технологий в поликультурном обучении. Но сложность использования таких технологий заключается в «отсутствии

109 Митусова О.А. Архитектоника и логико-смысловое содержание языкового образовательного пространства: формальное, неформальное, информальное образование студентов // Ученые записки СКАГС. 2011. №3. С. 171-176.

единой методологии и практики комплексной текущей оценки качества и эффективности образовательного процесса»110.

В неязыковых вузах, зачастую, источником поликультурного образования является только дисциплина «Иностранный язык», которая по сравнению с другими дисциплинами «позволяет с большей эффективностью задавать студентам установки толерантности и этической идентичности»111.

Проблемой также является тот факт, что принцип поликультурализма характерен, на данном этапе развития образования, лишь для отдельных курсов, а не всех дисциплин.

Опираясь на исследования в области поликультурного образования, С.М. Мамлеевой были выдвинуты условия, обеспечивающие эффективность поликультурного образования. К ним относятся:

Создание устойчивой нравственно-психологической готовности обучающихся к выбору целей и приоритетов, которые способствуют формированию ценностных ориентаций;

Междисциплинарная интеграция;

Использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе.

Обобщая проблему поликультурности с учетом предложенной выше информации, поликультурное образование и воспитание можно определить как инновационный процесс, который направлен на качественное изменение образовательной системы и который ориентирует будущих специалистов на мобильность и самостоятельность, а главное - конкурентоспособность, в условиях поликультурного и полилингвального современного мира. Кроме

110 Пронина Е.В. Необходимые условия реализации инновационных технологий образования в Российских ВУЗах // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. 2016. Ч.2

111 Митусова О.А., Мартиросьян Ю.В. Формирование установок толерантности и национальной идентичности у бакалавров-управленцев // Ученые записки СКАГС. 2013. №1. С. 146-152.

того, поликультурное образование способствует обогащению больших и малых этносов без ущемления последних.

УДК 378.147.34 Фастащенко Т.А.

студентка ЮРИУ РАНХ и ГС Науч.рук.: д. фил.н., проф. Котова Н.С.

МОБИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация: В статье обсуждаются принципы, регулирующие личностно-ориентированное обучение, обсуждается рост внимания к информационно-коммуникационным инструментам и мобильным ресурсам. Беспроводные технологии представляются как естественный и доступный способ продвижения личностно-ориентированного обучения в сочетании с процессом взаимодействия преподавателя и студента.

Ключевые слова: мобильное образование информационно-коммуникационные технологии, образовательный процесс, личностно-ориентированное образование.

Потенциал цифровых устройств и сетей, обеспечивающих

беспроводное электронное обучения и мобильное обучение (м-обучение)

сочетают в себе «индивидуальное (или личное) обучение» , доступ к которому можно получить в любое время и в любом месте обучения. Этому

способствует «конвергенция Интернета» , беспроводных сетей, беспроводных электронных устройств и «методов электронного обучения».

112 Котов С.В., Котова Н.С. Становление инклюзивного образования в России // European Social Sciences Journal. 2015, № 6. С.263-267.

113 Котова Н.С., Котов Г.С. Высшее образование через дистанционные технологии (зарубежный опыт). // В сборнике: Теория и методика современного учебно-воспитательного процесса сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Редакторы: Н.А. Краснова, Т.Н. Плесканюк. Нижний Новгород, 2016. С. 51-54.

Щетинина Надежда Ефимовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт: г. Ессентуки, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальность поликультурного воспитания в современной школе"
Дата публикации: 16.06.2017
Раздел: полное образование

«Актуальность поликультурного воспитания

в современной школе»

Статья

МБОУ СОШ № 1 , г. Ессентуки, Ставропольский край

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не

уважать оной есть постыдное малодушие»

(А.С. Пушкин)

Современная жизнь ставит перед образованием сложную задачу -

необходимо воспитать молодёжь в духе мира и уважения всех народов,

сформирования умения общаться и сотрудничать с людьми разных

национальностей, вероисповеданий, социальных групп, глубоко понимать и

ценить своеобразие культур других народов. Проблема подготовки молодёжи

в многонациональной, поликультурной среде является актуальной и занимает

одно из самых важных мест среди проблем образования на сегодняшний

Что же такое поликультурное воспитание?

Поликультурное воспитание – это:

Противостояние расизму, предубеждениям, ксенофобии, предвзятости,

ненависти, основанной на культурных различиях (Г.Д. Дмитриев);

Выбор интернационального воспитания. (А.Н. Джуринский);

Формирование человека, который способен к активной и эффективной

жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладает

развитым чувством понимания и уважения иных культур, умения жить в мире

и согласии с людьми разных национальностей (В.В. Макаев, З.А. Малькова,

Л.Л. Супрунов).

Специфическими целями поликультурного образования являются:

Формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной

к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и

гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей

российской и мировой культуры;

Развитие национальных культур и родных языков народов России как

необходимых инструментов социализации подрастающих поколений и

важнейшей основы становления и функционирования российской

гражданской нации;

Создание условий для развития и сохранения сотрудничества всех

этнокультурных групп в едином экономическом, социальном, политическом и

культурном сообществе, называемая российской гражданской нацией;

Более эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в

условиях федеративного государства и современной цивилизации,

расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения

качества жизни;

Развитие образовательного и профессионального потенциала России,

воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной

интеллектуальной, организаторской, производственной деятельности в

открытом поликультурном мире.

Поликультурное образование - ещё очень молодая отрасль педагогического

знания для России. Лишь за последние 10 лет появилось большое количество

публикаций по вопросам поликультурного воспитания нашего общества и

объективной необходимости перестраивать систему образования, как

школьную, так и вузовскую. Так в 1999 году была разработана и

Л.Л. Супрунова). Согласно данной концепции уже сейчас работает ряд школ

Кабардино- Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии,

Краснодарского и Ставропольского краёв. Идеи поликультурного образования

творчески развиваются педагогами разных городов. В 2003г. принята

Концепция поликультурного образования в высшей школе РФ (авторы – Ю.С.

Давыдов и Л.Л. Супрунова).

В своих выступлениях В.В.Путин говорит: «Россия – многонациональная

страна. Она является общим домом для христиан, мусульман, представителей

других концессий. Много веков эти люди живут в согласии и добрососедстве.

Такие отношения не просто норма жизни для нашей страны. Это, без всякого

преувеличения является нашим национальным достоянием. И мы бережём

его как зеницу ока. Имея уникальный опыт взаимообогащения культур и

традиций, мы стремимся к развитию диалога цивилизаций, выступаем за

создание более справедливой системы международного устройства,

основанной на принципах равноправия и уважения всех людей вне

зависимости от их национальности или вероисповедания. Такую политику

Россия намерена проводить по всем направлениям…»

Все миграционные перемещения, которые сейчас происходят в России, за

короткий срок изменили социальный и этнокультурный облик населения

нашего города и края в целом. Соответственно изменился и контингент

учащихся в школах. Поэтому, на базе школ края все чаще возникают

поликультурные образовательные центры, способствующие решению

проблем социальной адаптации и образования детей-мигрантов. Здесь

возникает необходимость поликультурного воспитания с дошкольного и

школьного образования.

Поликультурное воспитание – сложное социально-воспитательное явление,

которое требует расширения коммуникативных каналов диады «педагог –

ребенок (подросток, молодой человек) в рамках открытой воспитательной

среды. Это предполагает осуществление педагогического взаимодействия на

трех уровнях:

Первый уровень:

Ориентирован на осознание этнической принадлежности и культивирование

положительных черт «национального характера»;

Направлением деятельности педагога на данном уровне является:

Стимулирование интересов детей к межкультурной коммуникации.

Второй уровень:

Предполагает обогащение знаний о многомерности этнического мира,

формирование положительного образа «этнического соседа»;

Направлением деятельности педагога на данном уровне является

Использование интерактивных технологий обучения;

Создание ценностно-смыслового воспитывающего поля на основе обычаев

и традиций в режиме поликультурного диалога.

Третий уровень:

Включает формирование и развитие осознанного отношения к

межэтническому и межкультурному взаимодействию, приобретение и

применение коммуникативных умений и навыков в режиме «диалога

культур».

На этом уровне деятельность педагога сводится к:

Формированию позиционности в поликультурной среде;

Стимулированию осмысленного взаимодействия.

Причём формы работы, я считаю, должны быть разнообразными: беседы,

устные рассказы, доклады, сообщения, сочинения о межнациональных

отношениях, экскурсии в музеи национальных культур, проведение концерта

ко дню Народного Единства, конкурсы рисунков, газет, где отражается

история своего народа, конкурсы чтецов (знакомство с национальной

поэзией). Мною был проведён опрос учащихся нашей школы.

Какие вы могли бы предложить мероприятия по поликультурному

воспитанию, которые бы проводились регулярно в нашей школе?

Было опрошено – 100 уч-ся.

1. Уделять большее внимание проведению предметных уроков, классных

часов по поликультурному воспитанию в нашей школе - 40% учащихся.

2. Проводить фестиваль «Национальных культур» - 25% уч-ся.

3. Организовать конкурс-смотр национальных костюмов – 20% учащихся.

4. Проведение школьного конкурса песен и танцев народов Кавказа – 10%

учащихся.

5. Включить в школьную программу по информатике создание учащимися

презентаций, где отражается быт, традиции, культура народов Кавказа – 5%

учащихся.

Одним из главных способов организации поликультурного воспитания

является обеспечение культурологической направленности филологического

образования и введение поликультурного компонента в различные учебные

дисциплины. Ведущим при этом остается двуязычное и многоязычное

обучение (родной язык, язык доминирующего этноса, иностранные языки),

которое не только служит коммуникации, но и позволяет приобщаться к

различным способам мышления, чувствования, поведения. Воспитание и

обучение должны содействовать тому, чтобы человек осознал свои корни и

тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире и

привить ему уважение, ценностное отношение к другим культурам. Мы

сейчас живем в условиях усиливающихся процессов глобализации.

Глобальными сейчас являются такие системы как, экономика, политика,

рынки, миграция населения Земли. От того как качественно укрепляются

межкультурные связи и общения, это и есть основа благополучия,

безопасности и экономической стабильности наций, населяющих нашу

планету. Известен отечественный опыт межнационального сотрудничества.

Во всех отраслях хозяйства и культуры СССР плодотворно трудились

многонациональные коллективы. Сплоченность народов ярко проявилась в

боях, труде, повседневной жизни в годы Великой Отечественной войны, в

послевоенном возрождении страны. Так в культурной сфере сотрудничество

обеспечило ликвидацию неграмотности, создание письменности пятидесяти

этносов, расцвет яркого, самобытного искусства малочисленных народов. В

СССР в ХХ в. не исчезла ни одна малая культура и фактически сохранилась

вся этническая мозаика огромного государства, в то время как в других

регионах мира исчезли сотни малых культур.

Испокон веков Россия являлась посредницей между различными культурами,

и поэтому русскому человеку свойственна «всечеловечность» (по выражению

Ф.М.Достоевского) . Всем нам необходимо любить и признавать другие

умственные склады, культурные облики, жизненные идеалы, иные расы и

национальные выражения духа.

Перед российской государственной властью всегда стояла «задача» -

«заполнение пространства между всеми культурами, ныне существующими».

Таким образом, поликультурное воспитание является важнейшим элементом

в современной системе образования, направленной на интеграцию

представителей различных народов, сохранение и защиту этнокультурной

самобытности, и способствует формированию форм толерантного

взаимодействия в обществе.

В России проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность в 90-е годы XX в., когда после распада СССР, в условиях социально-экономических и политических реформ возникла новая образовательная ситуация, для которой характерны введение национально-регионального компонента в базовый учебный план общеобразовательной школы, возрастание роли родного языка обучения, актуализация идей традиционной народной педагогики, повышение влияния религии на педагогический процесс в школе и др.

В этих условиях поликультурное образование призвано, с одной стороны, способствовать этнической идентификации и формированию национального самосознания учащихся, а с другой стороны -формировать у них умения и навыки межнационального общения, осуществлять их социализацию и социокультурную адаптацию к условиям жизни в поликультурном и полиэтническом современном российском обществе.

В свете объявленных ЮНЕСКО 2001 — 2010 гг. Международным Десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты поликультурное образование приобретает особую воспитательную значимость. В «Конвенции о правах ребенка» (статьи 29-30) отмечается, что образование должно быть направлено на воспитание и развитие у человека таких чувств, как уважение к культуре своего народа, его достижениям, самобытности, национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает и, вместе с тем, к культурам других народов.

Развитие поликультурного образования обусловлено не только современными историческими и социокультурными предпосылками, но и опирается на ряд традиций отечественной и зарубежной философии, педагогики и психологии

Большой интерес для понимания роли поликультурного образования в становлении личности представляют идеи П.Ф. Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике. К особенностям педагогического процесса, обусловленным национальными ценностями, П.Ф. Каптерев относил язык, религию, быт. Он призывал развивать в детях чувство принадлежности ко всему человечеству: «сколько возможно сокращать в школах мысли о том, что родной народ — единственный носитель истинной культуры, а прочие народы должны быть служебными данному. Педагогическая деятельность первоначально осуществляется на основе национального идеала, а затем трансформируется в деятельности по достижению общечеловеческого идеала. В воспитании, подчеркивал он, «нужно обратиться не к бедному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами пополнить недостатки своего национального идеала; народное нужно сочетать с инородным, с всенародным и общечеловеческим» .

В ходе историко-культурного процесса диалог вели религиозные различные и идеологические системы, народная и профессиональная культура, диалогичны были взаимоотношения отдельных национальных культур и культурных эпох. Диалог шел по времени и в пространстве, он пронизывал ткань истории и культуры по вертикали и горизонтали. Диалог выступал как самостоятельный литературный жанр, как форма научного трактата, а диалогичность — как внутреннее свойство текстов, созданных различными искусствами.

Таким образом, мы можем констатировать, что отношения между культурами могут быть различными:

а) отношения одной культуры к другой как к некоему объекту, в результате
наблюдается чисто утилитарное отношение одной культуры к другой; .

б) отношения неприятия одной культуры другой,

в) отношения взаимодействия и взаимообогащения, т.е. отношения культур
друг к другу как равноценным субъектам.

Следствием культивирования первого типа отношений в обществе является укоренение в общественном сознании представителей культуры, которая выступает в функции объекта, комплекса неполноценности, вплоть до самоотречения от своей самобытности, к добровольному подчинению другой культуре — таковы явления англомании, франкомании, германофильства и др. В результате культивирования в обществе отношений второго типа возникают эгоцентрические, самовлюбленные, даже шовинистические культуры, замкнутые на себе и не желающие иметь дело с другими культурами, якобы «неполноценными», «низшими», «некультурными». Поликультурное образование базируется на третьем типе отношений.

Любая культура представляет собой совокупность неповторимых и незаменимых ценностей, поскольку именно через свои традиции и формы выражения каждый народ заявляет о себе всему миру.

«Утверждение культурной самобытности способствует освобождению народов, и, наоборот, любая форма господства является отрицанием этой самобытности или угрозой её существованию. Культурная самобытность представляет собой неоценимое богатство, которое расширяет возможности для всестороннего развития человека, мобилизуя каждый народ и каждуюгруппу, заставляя их черпать силы в своем прошлом, усваивать элементы других культур, совместимых со своим характером, и тем самым продолжать процесс самосозидания» .

Ни одна культура не может абстрактно претендовать на право быть универсальной, универсальность складывается из опыта всех народов мира, каждый из которых утверждает свою самобытность. Культурная самобытность и культурное разнообразие неразрывно связаны друг с другом.

Культурные особенности не нарушают — единство всеобщих ценностей, которые объединяют наши народы, более того, они делают их более плодотворными. Многообразие составляет саму основу культурной самобытности там, где бок о бок существуют разные традиции.

Незнание культуры той или иной группы или её уничтожение обедняет человечество целом. Необходимо признать равенство в достоинстве всех культур и права каждого народа и каждого культурного сообщества утверждать, сохранять свою культурную самобытность и обеспечивать её уважение.

Все культуры составляют единое целое в общем, наследии человека. Культурная самобытность народов обновляется и обогащается в результате контактов с традициями и ценностями других народов. Культура — это диалог, обмен мнениями и опытом, постижение ценностей и традиций других, в изоляции она увядает и погибает.

В процессе поликультурного образования мы сталкиваемся с дифференцированными единствами культуры прошлого, настоящего и будущего, которые могут быть осмыслены лишь в их исторической преемственности и взаимосвязи.

При этом взаимное отталкивание, полемическая предубежденность старого и нового в культуре, борьба сменяющих друг друга культурных систем за господство над умами и чувствами людей не могут отменить ни их преемственности, ни их взаимопритяжения, ни аккумуляции общего ценностно-смыслового содержания всех культур в качестве единой культуры, т.е. очеловеченного, освоенного человеком мира.

С другой стороны, то же представление о дифференцированном единстве культуры как об открытой системе позволяет осмыслить разноголосые культуры одного времени как содержательные пласты ценностей, значений и смыслов, укорененные в различных исторических эпохах, в разных этапах единого культурно-исторического развития, т.е. выстроить одновременность культурных явлений как исторический процесс, в котором осуществляется смена ценностных критериев.

Интерес и взаимное общение между культурами разных народов в наше время приобретает особе значение, поскольку является первостепенным условием существования современной цивилизации. Г.Шпет в труде «Введение в этническую психологию» говорил о том, что, через особенности национальной культуры можно понять не только законы искусства, но и специфику национальной души, национальных эмоций. Они, отражаясь в культуре, показывают отношение народа к тем или иным нормам, ценностям .

Целью участников диалога является достижение взаимного понимания при всей возможной разнице занимаемых в этом диалоге позиций. Особенность диалога разноязычных культур состоит в том, что многофункциональность слов одного языка гипертрофируется многообразием вариантов придания значения этому слову в другом языке. Каждый участник диалога в процессе поиска смысла и его вербализации приходит к своей истине. Она может и не совпадать с истиной, открытой другим участником. Важно решить вопрос о принципиальной возможности их единения. Для этого есть предпосылки, они — в наличии общего объекта и общей цели, в общей технологии, в общих способах мышления, средствах познания объекта, общей логике становления и изложения мыслей об объекте диалога. Формирование таких предпосылок способствует поликультурному образованию учащихся, в том числе развитию у них способности к взаимопониманию. Взаимопонимание можно определить как признание взаимной ценности в сходстве и различии, как межчеловеческое и межкультурное взаимодоверие и комплиментарность, взаимодополнимость идеалов и смыслов.

Новые образовательные программы должны предоставлять обучаемым возможность расширения границ их миропонимания, возможность осознания ими относительности мнений и суждений, учить критически подходить к господствующим в обществе представлениям. Преподаватель при этом выступает в качестве образца, демонстрируя рациональное и открытое мышление, но не отказываясь от собственной позиции.

Основной задачей поликультурного образования должно быть развитие способности к межкультурной коммуникации. Цель поликультурного образования в том, чтобы дать обучаемым представление о происходящих в мире разносторонних культурных обменных процессах и многоуровневой структуре каждой культуры. Другие народы должны рассматриваться не как объекты, а как исторические субъекты.

Обучение межкультурному взаимопониманию не должно ограничиваться информацией об экзотических аспектах другой культуры или пропагандой ценностей плюрализма. Требуется сделать серьёзную попытку понять хотя бы одну конкретную иную культуру.

Межкультурное общение — это особая форма общения, когда два участника акта общения принадлежат разным культурам. Соответственно исследования в этой области касаются в основном трёх проблем: воспитания, язык, невербальные процессы.

Наиболее серьёзным исследованием, рассматривающим поликультурное образование как социальное воспитание и обучение, являются работы Р.Шмидта. Его образовательная программа для начальной школы, имеющая девиз «Терпимость, взаимодействие, солидарность», опирается на результаты психологического исследования процессов изменения отношения к миру и мировоззрения у детей. Шмидт является одним из немногих авторов, затрагивающих психологические предпосылки поликультурного образования. Он активно выступает за использование в качестве метода поликультурного образования проблемной ролевой игры, в ходе которой проявляется несоответствие между осознанными и принятыми на когнитивном уровне знания и эмоциональными спонтанными реакциями. Шмидт формулирует два основополагающих принципа социального воспитания, которые относятся к поликультурному образованию в рамках социального обучения:

Принцип избегания нормативных различий. Необходимо очень осторожно обходиться с инаковостью и чуждостью другой культуры и её представителей.

Принцип «социальной близости». Целесообразно включать в обсуждение актуальные, реальные проблемы и ситуации, чтобы их легче было соотнести собственным опытом .

Международная энциклопедия образования (1994), обобщая теоретические положения и складывающуюся практику в образовательных учреждениях, рассматривает поликультурное образование как важную часть современного общего образования, способствующую усвоению учащимися знаний о других культурах; уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем.

Важно, чтобы содержание поликультурного образования отвечало следующим критериям:
отражение в учебном материале гуманистических идей;
характеристика уникальных самобытных черт в культурах народов России и мира;
раскрытие в культурах российских народов общих элементов традиций, позволяющих жить в мире и согласии;
приобщение учащихся к мировой культуре, раскрытие процесса глобализации взаимозависимости стран и народов в современных условиях.
В процессе поликультурного образования осуществляется приобщение ребенка родной культуре, а от нее – к российской и мировой.
Понимание важности и содержания поликультурного образования базируются, в том числе, и на «Национальной доктрине образования в Российской Федерации».

В соответствии с этим документом школа призвана обеспечить:
— Историческую преемственность поколений, сохранение, трансляцию и развитие национальной культуры;
— Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
— Формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие у них культуры межэтнических отношений.

Таким образом, феномен «поликультурное образование» — специфическое явление педагогической деятельности, направленной на формирование у учащихся социокультурной идентичности, а также представлений о поликультурном пространстве, о развитии многонационального общества и о деятельности в реалиях такого общества. Цель процесса образования в таких условиях определяется именно формированием индивида, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, уважающего и принимающего другие культурно-этнические общности, живущего в мире и согласии с представителями других национальностей.

Список использованной литературы:

  1. Балицкая И. В.Поликультурное образование.М.,2001г.
  2. Бахтин Л.М. Два способа изучать культур // Вопросы философии. 1986г. №12
  3. Библер В. С. Диалог. Сознание. Культура. М.,1989г.
  4. Воробьев И.В. диалог культур в контексте единого образовательного пространства// Начальная школа 2002г. №4.
  5. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М. Народное обраование,1999г.
  6. Дударев М.И. Воспитание этнонациональной толерантности. М.,2007г.
  7. Иванова Н.И. Социологический аспект понимания ценностей культуры //Диалог в культуре М., 1989г. №5.
  8. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М. 1982г.
  9. Леонтьев А.А. Россия: многокультурность и толерантность в книге «Век толерантности». М. 2001г.
  10. Шмидт Р. Искусство общения. М. 1992г.
  11. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. М.1992г.

    ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

    Written by: Фахрутдинова Резида Ахатовна, Хабибуллина Дарья Александровна