Тест «Народные праздники в пору осеннего равноденствия» презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему. День осеннего равноденствия День осеннего равноденствия презентация для детей

Во 2 классе провожу кружок "Берендейка". Это учебно-воспитательный курс ознакомления детей с основами русской традиционной культуры. Это мероприятие было итоговым по разделу "Осень".

На предыдущих занятиях изучалось устное народное поэтическое творчество, фольклорное пение, народный календарь, приметы, пословицы...А здесь дети показали свои знания, умения по этому разделу. Совершенствовали навыки по исполнительской, музыкально-познавательной деятельности: народная песня, фольклорный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Осенние праздники в русском фольклоре»

Внеклассное мероприятие 2 класс

Цель: продолжать знакомить детей с устным народным творчеством; с осенними циклом народных праздников; с приметами, пословицами, играми, загадками; воспитывать любовь к своему народу, к Родине.

Учитель начальных классов

Л.А. Нармонева

МКОУ ООШ №9

Г. Биробиджан

«Осенние праздники в устном народном творчестве»

1. Выход под музыку участников. Слайд 1

Мы живем в великой стране России. Сегодня будем говорить о русском народе, о наших традициях. Русский народ славится своим языком. Издавна люди начали слагать сказки, загадки, пословицы, поговорки. Смена времен года отмечалась народом особыми праздниками. Но сегодня наш праздник посвящен осенним русским обычаям.

Слайд 2

В золотой карете,

Что с конем игривым,

Проскакала осень По полям и нивам.

Добрая волшебница

Все переиначила:

Ярко – желтым цветом

Землю разукрасила.

Народ собирается, праздник начинается.

Для начала поделим наш зал на 2 команды, т.к. сегодня все желающие смогут принять активное участие в празднике.

А сейчас вопрос:

Фольклор – что это такое?

……..

Слайд - Правильно, фольклор – это устное народное творчество: это русские народные песни, пословицы, поговорки, сказки, потешки, небылицы.

Слайд - Из произведений устного народного творчества мы узнаем о событиях седой старины, о хозяйственной и семейной жизни наших предков, о том, как4 они воевали, обрабатывали землю, путешествовали, как проводили свободное от работы время.

Слайд - Русское народное творчество нам надо изучать для того, чтобы знать обычаи и традиции наших предков, свою культуру, чтобы быть культурными людьми.

Мы гордимся стариною

Стала нам она родною

Вечно радует кого-то

Как наших предков работа.

Слайд - Месяц неожиданностей и сюрпризов, самый удивительный месяц – август. Потому его и звали по-разному: то жнивень, то серпень- жатва в разгаре, то зарев – зори ясные, морозные.

В Ильин день (2 августа) в деревнях выпекали первые колоба и пышки из зерна нового урожая, приносили с полей сноп и ставили в красный угол.

Начало жатвы называлось «зажинками». На «зажинки», несмотря на всю тяжесть летней страды сельская женщина выходила на ниву, как на своеобразный праздник, одевалась в чистую одежду, чисто убирала в доме.

Закличка 1.

Слайд - В конце жатвы на «дожинки» издавна велось, что если кто из мужиков не справлялся с жатвой, он собирал толоку, созывая крестьян со всей деревни, Дружной работой они в один день снимали весь хлеб, после чего хозяин «помочанам» устраивал угощение.

Оканчивая жатву, жнеи на сжатом поле катались на спине со словами: «Нивка, нивка, отдай мою силку! Я тебя жала, силку потеряла!- считая, что мать сыра земля возвратит им потерянную силу.

Закличка 2.

Где девушки шли,

Сарафанами трясли

Ивановы жнеи, жнеи льняные,

Серпы лубяные.

Они не жали, а на меже лежали,

Все ворон считали.

А мы жнеи молодые-

У нас серпы золотые.

Мы все поле пожали

И в копну поклали:

В поле копнами,

На гумне стогами,

На столе пирогами!

Солнце поднимается, заря разгорается,

А наши жнецы идут, песней заливаются.

А когда пели, то использовали различные народные музыкальные инструменты.

Песня «Во поле береза стояла».

Вот уже собран урожай. Наступало обильное щедрое на угощение осеннее время с румяными яблоками, крепкой репой, с пышными пирогами.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим!

(Девочка с караваем на рушнике обходит зал и угощает гостей.)

Говорят в народе: «Ест хлеб – будет и песня!»

Песня «У Варлама…»

Слайд - Месяц сентябрь народ метко называл хмурнем. Говорят, что в сентябре одна ягода, да и то только горькая рябина. Из приметных дней – шестое число – Титов день; и поговорка в народе есть: «Тит последний гриб растит.»

Давайте сыграем в игру «Собери грибы».

(Два игрока с завязанными глазами собирают грибы, разбросанные по полю. Кто быстрее и больше соберет?)

Середина сентября! Прекрасная осенняя пора! Это начало бабьего лета, а длится оно всего одну неделю, до 21 числа. Это пора прекрасной, теплой, бездождевой погоды, пора ярких осенних красок. В эту пору девушки особенно любили водить хороводы.

Слайд -Они плели венки из осенних трав и цветов. Кто знает, что такое вьюн? (венок)

Итак вашему вниманию песня «Со вьюном я хожу».

Слайд

Слайд - Октябрь месяц – от латинского слова «окто», что означает «восемь». У древних славян октябрь также первоначально был восьмым месяцем года, но назывался по- другому- листопадником, листобоем. Так его называли из-за завершения листопада.

Предлагаем вам листья с загадками .

(Дети срывают листья с загадками, их читают вслух и отгадывают. Если сам не может отгадать, то отгадывает его команда).

27 сентября – большой народный праздник – Воздвиженье. Оно «тепло сдвинет, а холод надвинет». С этого дня медведи в берлогу залегают, а змеи в спячку впадают. Теперь у женщин и минутки свободные появились, можно и отдохнуть немного после трудной летней страды. Молодежь по этому поводу затевала вечеринки с песнями, плясками, с играми да частушками.

Слайд Вашему вниманию песня «Мы милашки»

Издавна Русь славилась своими богатырями. И часто добры молодцы состязались в перетягивании каната . А не перевелись ли на Руси богатыри?

Добры молодцы, не сидите,

Перетягивать канат скорей к нам выходите.

(Команды состязаются в перетягивании каната)

Слайд

Ни один праздник на Руси не проходил без песен. И сейчас вашему вниманию песня «Топни, ножка моя»

Хорошо мы потрудились, хорошо повеселились. Но не за горами и зима. У нее свои приметы. А вы их замечали?

Птицы летят высоко или комары вдруг появились поздней осенью – значит, к теплой зиме, а если листопад поздний да быстрый, много желудей на дубу, птичьи стаи летят низко – ну тогда готовься к долгой и суровой зиме.

Но об этом мы поговорим позже.

За то, что слушали нас внимательно

И хлопали вы нам старательно,

Спасибо всем за внимание!

Концерт окончен, до свидания!


2, 3, 4 слайды презентации : При щелчке на свиток с неверным ответом - свиток исчезает, при щелчке на свиток с ответом верным - свиток меняет цвет.

  1. Актуализация темы урока

5 слайд презентации : тема нашего урока: «Народные праздники древних славян»

Как вы думаете, чему были посвящены праздники?

3. Изучение нового материала.

Информация учителя .

Славянские народы всегда старались жить в гармонии с природой и верили, что все земные процессы зависят от особых дат, которые были обусловлены астрономически. Праздники у древних славян назывались днями силы. День Силы подразумевал под собой прилив определенных энергий на землю, причиной которому было то или иное положение Солнца и Луны. Древние праздники не брались ниоткуда, как это бывает с некоторыми празднованиями в наше время, они отмечали пик определенной активности светила.

6 слайд презентации (оснащен гиперссылкой для свободного перехода на выбранную страницу данной презентации): Главными праздниками древних славян (днями Силы) были: КОЛЯДА (день Зимнего солнцестояния), МАСЛЕНИЦА (один из самых радостных и светлых праздников, который является продолжением праздника Коляда и символизирует приход весны), ВЕЛИКОДЕНЬ (праздник Весеннего равноденствия), праздник Летнего солнцестояния -ИВАНА КУПАЛЫ и ОВСЕНЬ - СВЯТОВИТ праздник осеннего равноденствия.

Названия каких праздников вам известны, а про какие праздники вы слышите впервые?

7, 8 слайды: Коляда

В самую короткую ночь перед днем зимнего солнцестояния, называемую Корочуном, принято было не спать. Люди верили, что силы тьмы и света сражаются между собой, поэтому они помогали светлым силам, призывая рождение Солнца, пели песни, водили хороводы, зажигали солнечные колесовидные символы. Солнце-младенец Коляда, ежегодно возрождающееся обновленным утром после Ночи зимнего солнцестояния (самой долгой ночи в году), пройдя через Зиму и набрав сил подниматься в небе повыше, становится в День весеннего равноденствия юношей Ярилой-Солнцем, прогоняет надоевшую Зиму, и для всей природы наступает долгожданная Весна. В Корочун на столах славян присутствовал праздничный ужин, готовили священные блюда, среди которых и любимая многими кутя, и мед. Прежде чем начать праздничную трапезу, люди символически или хотя бы мысленно отпускали все, что должно было остаться в прошлом, отжившее и старое. Затем нужно было начать новый виток жизни и в дом вносили Дидух (большой ритуальный сноп колосков), который символизировал благословение силы Рода. Как только наступало утро, люд шел по домам петь колядки, извещать всех о том, что силы света победили, и новое Солнце-Коляда родилось.

- А в наши дни когда колядуют? Какие колядки вы знаете?

9, 10 слайды : Масленица

Известный до сих пор праздник масленица - очень древний, языческий. Масленица напоминала о приходе весны. Сжигание соломенного чучела, олицетворяющего зиму, сопровождалось весельем и состязаниями.

Масленица - один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости. Издавна называлась «Мясопустом», поскольку в эту неделю запрещалось есть мясо.

Масленица - называли еще и Комоедица.Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога: приносили "блинные жертвы" великому Медовому зверю. Древние славяне называли медведя Ком (отсюда - «первый блин к о мам», т.е. медведям). Сейчас многие позабыли, а кто-то и не знал никогда, что Масленица - не просто встреча весны. Пожалуй, мало кто вспомнит и предположение о том, что раньше Масленица называлась Комоедицей, знаменуя наступление весеннего равноденствия. Весеннее равноденствие - один из четырёх главных праздников года в древней Языческой Традиции, по сути это земледельческий Новый год.

Праздновать Масленицу - едва ли не самое весёлое время в году - начинали с понедельника. Каждый день имел собственное название: понедельник - «встреча», вторник - «заигрыши», среда - «лакомка», четверг - «разгул», «перелом», «широкий четверг», пятница - «тёщины посиделки», суббота - «золовкины посиделки», воскресенье - «проводы», «прощёный день».

Масленицы ждали, к ней тщательно готовились: заливали для катаний крутые склоны берегов, строили высокие ледяные и снежные горы, крепости, городки. Считалось обязательным сходить перед последними днями Масленицы в баню, дабы смыть с себя всё плохое, что было в минувшем году. Работать в эти дни запрещалось.

Последние два дня праздника были исполнены всеобщего веселья. На льду озёр и рек штурмовали снежные городки, в которых укрывалось чучело Марены под защитой ряженых. Там же устраивали яростные кулачные бои, на которые сбегались мужики разного возраста и из разных деревень. Бились всерьёз, считая, что пролитая кровь послужит доброй жертвой грядущему урожаю.

В воскресенье преимущественно совершали обрядовые действа, провожая зиму. Сжигали насаженное на шест чучело Марены, на которое навязывали «наузы» - старые, отслужившие своё Обереги или просто старое тряпьё с наговором, дабы сжечь на огне обрядового костра всё плохое и отжившее.

- А как принято отмечать Масленицу в наше время? Какие традиции сохранились? Что символизируют блины?

Разминка для глаз . Закройте глаза и представьте гойдалки. Откройте глаза и выполние упражнение: не вращая головой наблюдайте за движением больших гойдалок только глазами.

11, 12 слайды: ВЕЛИКОДЕНЬ- день весеннего равноденствия

Важный весенний праздник встречали, когда день и ночь становились равны между собой. Как раз этот день и отмечает наступление древнеславянского Великодня Даждьбожьего, праздника возродившегося юного Солнышка. Великодень праздновали в первую же неделю после наступления весеннего равноденствия. В этот светлый день люди позволяли себе радоваться жизни как малые дети, катались на «гойдалках», сделанных из веревок, привязанных к крепким деревьям. Такие качели будто соединяли славян с Небом. Детки радостно бегали по дворам и звонили в маленькие колокольчики, чтобы призвать добрых духов. Ну и, конечно, раскрашивали яйца - символы Солнца и силы плодородия, дарили друг другу писанки, крашанки и куличи, славя силу Солнца-Даждьбога. После празднования возродившегося Солнца наши предки вплотную приступали к началу полевых работ.

- Какой праздник в наши дни очень похож на Великодень?

13, 14 слайды: ИВАНА КУПАЛЫ (летнее солнцестояние)

Не менее значимый день Силы приходился на время, когда был самый длинный день в году и самая короткая ночь. На эту дату припадало, пожалуй, самое веселое и поистине волшебное празднование славян – Купайла (Ивана Купалы). В самую короткую ночь храбрые душой люди отправлялись искать цветок папоротника. А еще на рассвете собирали целебные травы - считалось, что в это время они наполнялись наибольшей силой. В наши дни актуальны многие купальские обрядодействия, вот только из-за смены календарей далеко не все знают, что эти магические действия стоит проводить в самые короткие ночи июня, а не 7 июля, как принято сейчас.

На Купайла принято было разжигать высокие кострища и прыгать через них для очищения, пускать венки по воде для ворожбы о будущем супружестве, встречать утром Купальское Солнышко для исцеления, для наполнения силой и здоровьем.

По завершению празднования Купайла с горы скатывают пылающее колесо в речную воду. Символически это означало, что теперь день будет становиться все короче и короче. Но главная суть колеса и речной воды не только в сокращении дня. Это символ Священного Союза: соединения сил огня и сил воды, союз сил неба и сил земли, мужского и женского начала.

В эти последние июньские дни земля начинает активно приносить плоды и фрукты, поэтому праздник зрелого Солнца-Купайла знаменует собой начало сбора урожая.

В этот день творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеёк», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костёр прогорит да осядет, начинается выбор суженых. Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит её догонять. Поймав, ведёт её к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?» Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины, пиво - обязательно). Каждому в руки полагается по куску освящённой еды, принесённой с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладёт свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде.

Физкультминутка. Представьте, что мы с вами на праздновании Купайла. Давайте попробуем прыгнуть через костер (Дети имитируют движения)

15, 16 слайд презентации : ОВСЕНЬ - СВЯТОВИТ (осеннее равноденствие)

Осенний праздник похож на весенний - день и ночь также равны между собой. В домах традиционно зажигался ритуальный свет. Для этого на почетное место ставили красиво украшенную большую свечу, которая будто наполняла жизнь светом, в то время как стареющее Солнце Овсеня уже не грело так горячо.

Осеннее священное время направляло людей на духовные размышления о смысле циклов природы, о том, что все возвратится на круги своя. В то же время разрешено было заниматься творческими ремеслами.

На первый план в дни осеннего равноденствия выходило веселое празднование в честь урожая. Ведь как раз в это время «понемногу засыпающей земли» люди собирали последние ее дары, начинали проверять заготовки на зиму. Выпекали огромный каравай, как символ доброго урожая, и просили богов, чтобы на следующий год хлеб был, как минимум, таким же большим.

Поиск информации в учебнике.

Посмотрим, о каких праздниках расскажет нам учебник (стр. 63-65)

Какая новая информация встретилась в тексте?

Осенние праздники

Подготовила:

Фуфлыгина Наталья Николаевна

зав. библиотекой

ФГКОУ СКК МВД РФ

г. Самара, 2016год

«Сентябрь -

вечер года» - говорили в старину. Завершались сбор урожая и последние работы в поле. Природа готовилась к зимнему покою, а вместе с ней и люди отмечали завершение очередного года.

Сентябрь

Осенью играли свадьбы, устраивали весёлые ярмарки и базары, на которые приезжали скоморохи и шарманщики. Весело провожали летнее изобилие и встречали холода, говорили: «Ноябрь зиме дорогу показывает». Осенние месяцы богаты на обычаи, обряды и народные праздники.

начало Бабьего Лета. В старину именно по Бабьему лету предсказывали погоду: если сухо, то и осень будет суха, если тепло, то и зима будет тёплой.

Оспожинки – «вторая встреча осени». Чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник - иногда он длился целую неделю.

Равноденствие

Уже с 22 на 23 сентября наступает день осеннего равноденствия. Именно в это время солнце уходит из Северного полушария в Южное полушарие. А в Северном полушарии наступает астрономическая осень, которая будет длиться 90 дней.

Рябинник. Срывали ягоды рябины кистями и вешали под крышу, заготавливали для рябинового кваса. Оставляли ягод на дереве для птиц.

Лакомый стол или День Трофима: «Ульи в погреб ставь, праздник мёда правь». Девушки устраивали трофимовские вечёрки с играми, песнями и угощениями из мёда.

Капустник. В память о чудотворце Сергии Радонежском этот день стали называть «Сергей-капустник»: всем миром рубили капусту, а вечером устраивали посиделки, пекли капустные пироги.

День Ильи Муромца, народного богатыря-заступника.

Хлебник. В старину готовили лари для зерна и пекли хлеба из нового урожая, шутливо приговаривая: «Хлебная краюха - ломоть во весь каравай».

День иконы Казанской Божьей Матери. Стал особо отмечаться всем русским народом после освобождения Москвы от поляков в 1612 году. Ополченцы под предводительством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского пошли спасать Кремль от захватчиков, взяв с собой икону Казанской Божьей Матери: молились ей и - победили!

День народного единства. В 2005 году праздник победы под предводительством Минина и Пожарского и освобождения от иноземных захватчиков восстановлен под названием День народного единства.

Смотрины Льнам. После хлеба вторым по значению на Руси был лён. Он кормил, согревал, лечил, одевал. В этот день женщины показывали вытрепанный и сотканный лён, спорили, у кого получились лучше рубахи, сарафаны, полотенца.

Смотрины Льнам (продолжение). Девушки-мастерицы до замужества вышивали множество полотенец-оберегов, одаривая ими близких. А значит, смотрины устраивались не только льнам, но и... невестам.

Праздник птицы-синицы: считалось, что в этот день они прилетают к нам: «Синичка пищит - зиму вещит, холод накликает».

День рождения Деда Мороза. Каков его возраст, никому не известно, но точно больше 2000 лет. В этот день в его вотчину в Великом Устюге съезжаются многочисленные родственники: Санта-Клаус из Финляндии, Чисхан - якутский Дед Мороз, карельский Паккайнен, Микулаш из Чехии, Снегурочка из Костромы.

День рождения Деда Мороза. В этот день на родине всеми любимого волшебника в Великом Устюге выставляют специальный почтовый ящик для поздравлений имениннику. Вот и настала пора для санок, лыж и коньков!

Еще больше об осени

Информационные источники:

учитель начальных классов МБОУ «Селекционная СОШ»

Льговского района Курской области

Фон

Запасы 1

Запасы 2

Ветка рябины

Информационные источники:

Бабье лето

Угощения из меда

Праздник урожая

Посиделки

Илья-Муромец

Хлеб

День народного единства

Русская красавица

Синичка

Дед Мороз

Саночник

Осенние праздники – Клёпа. - 2016. - № 10. – с.2-3.

Сканы обложек книг – из фондов библиотеки СКК МВД России

Викторина с ответами по окружающему миру "Народные праздники в пору осеннего равноденствия" для младших школьников

Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 47 городской округ Самара
Описание Данный материал можно использовать учителям начальных классов при закреплении и проверке знаний по данной теме в начальной школе.
Цель Проверка и закрепление полученных знаний на уроке окружающего мира по теме "Народные праздники в пору осеннего равноденствия"
Задачи:
- систематизировать и обобщить знания учащихся по теме: «Осень», расширить кругозор детей по данной теме;
- развивать познавательный интерес у учащихся; развивать логическое мышление, память и речь учащихся во время внеклассного занятия;
- прививать любовь к своей Родине, ее традициям, обрядам.

Викторина


Осень с летом расстается,
Она, то плачет, то смеется,
То вдруг дождиком польет,
То вдруг солнцем все зальет,
Равноденствие природы,
Разнообразие погоды!
День сегодня равен ночи,
Завтра станет он короче,
Но это завтра, а сейчас,
С равноденствием всех вас!
И хоть природа угасает,
Пусть вас это не пугает,
Ей тоже нужно отдохнуть,
Набраться новых сил, вздремнуть,
А я, в осенние ненастья,
Желаю вам ЛЮБВИ и СЧАСТЬЯ!
1.Какой христианский праздник совпадает с окончанием жатвы?
(Рождества Богородицы- 8 сентября)
Славься, Дева Пресвятая,
Славься, радостная мать,
В честь твою, как в вешнем мае,
Будет солнышко сиять!


2.Как называется праздник урожая?
(Споженки или госпожинки)
«Дожили, дожили, Госпожинки встретили, Каравая почали, Толокна проведали, Гостей угостили, Богу помолили!» - так приговаривали наши предки, празднуя последний день жатвы – Спожинки.


3.Что ставили под иконы в красный угол избы?
(Украшенный лентами последний сноп с поля)


4.Как встречали женщины Матушку Осенину?
(Ходили к берегам рек, озёр, прудов с овсяным хлебом нового помола. Хлеб разламывали и раздавали всем присутствующим)


Сегодня празднуем день урожая,
И каждый пусть об этом знает,
Мы будет угощать гостей, друзей,
Придумаем мы множество затей!
Ведь Осенины - очень вкусный день,
Готовить блюда нам совсем не лень.
Мы всех гостей сегодня поздравляем,
Скорей за стол садитесь, приглашаем!
5.Как называется особая кукла в виде мешочка с зерном нового урожая?
(Зёрнушка и Богач)



Мои зернушки!
Сергей Стахеев
С детства кукол лишена,
Бусиков и брошек...
Полкило взяла пшена
И лоскут в горошек.

И пошли у нас дела,
Результат - на полочке...
Но сначала я взяла
Тряпочку с иголочкой.

Без торопкости и зла,
Нету места скуке...
Завязала два узла,
А у куклы - руки.

У ЗЕРНУШЕК нету ног,
Нет ни рта, ни ушек...
Любит их народ и Бог
Всех моих простушек.
6.Что делали в каждом доме перед Рождеством Богородицы?
(Гасили огонь в печи и лампадках)


7.Чем занимались мужчины перед Рождеством Богородицы?
(Шли за околицу села и добывали огонь древним способом: терли один кусок дерева о другой. Потом несли новый огонь в село. И в каждом доме снова загорался огонь в печи.)


8.Как называют погожие деньки в середине сентября?
(Бабье лето)



9.какой праздник отмечают 27 сентября?
(Воздвижение)


10.В какой день журавли собираются на болотине уговор держать, каким путем-дорогою на теплые воды лететь?
(13 сентября)


11.Когда празднует свои именины рябина?
(23 сентября)
У рябинушки ладошки
Зацелованы дождями.
Ягод пламенная крошка
На ветвях и под ногами.
У молодушки забава-
Воробьишек бойких стаи.
Ветер дует слева, справа,
А она верна. Простая…
У красавицы забота -
Накормить гостей пернатых.
И приветить их охота.
Пир готовит им богатый.
У рябины ярки бусы,
Королевна ли, принцесса?
Ветры ласковые вьются
Рядом не без интереса.
У рябинушки дорожка.
Кто пройдет – спасибо скажет.
За тепло и нрав хороший.
Нет её сегодня краше.
Борина М.


12.Как называют неделю с Рождества Богородицы?
(Луковая неделя. Женщины убирают лук и пчел с пасек)



13.Как называют день стрижки овец?
(Гусепролет, гусарь, 28 сентября)


14.Молодежные вечеринки, которые проводились с 26 сентября?
(Капустники)
Было в грядке, слишком пусто,
Посадили мы капусту.
Раз, два, три,
Теперь – смотри!
Барыня, какая это,
Оказалась здесь за лето!
Будто бы вернулась с бала,
Платьев столько нацепляла!
А капустной кочерыжкой,
И девчонки, и мальчишки,
Очень любят похрустеть –
Загляденье посмотреть!
Полетаева А.


В природе всех вещей уж так заведено,
Что где то увеличилось, то столько же пропало.
Будь это скорость, вес иль деньги все равно,
И нам всем знать об этом тоже не мешало.

День убывает, ночь уже растет,
И наступает время им сравниться.
Осенний начинается отсчет,
А через год все снова повторится.

И равноденствие подарит нам опять
Все краски осени в сентябрьскую страницу.
И астрономы будут повторять
Про солнце с боевою колесницей.
Осенний день, что нам приносит
Светил небесных равный свет
Он благодарности попросит
И новый даст тебе завет.

Сезон красивый наступает,
Листом златым прекрасен он,
Поэт в задумчивость впадает,
Природы слышит сладкий стон.

Сегодня день такой чудесный,
Китайцы празднуют Хиган,
А на Руси пекут известный
Пирог с капустой для славян.
В ясный день осенний листья
Ветер ввысь поднимет вмиг,
Богородицы Пречистой
В небе складывая лик.

Урок 19. Народные праздники
в пору осеннего равноденствия

Цель: познакомить с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия у разных народов России.

Шанируемыерезультаты: учащиеся научатся в обрядах и обы­чаях поры осеннего равноденствия различать особенности, харак­терные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов, называть общее свойство праздников осеннего равно­денствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл, - благодарность природе, творчески проявлять благодар­ность природе в условиях современной жизни, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карта России, куклы Мальчик и Девочка, куклы «День-ночь», кукла-зернушка, тесто­вые задания на карточках для индивидуального опроса, муляжи или фотографии даров осени (орех, слива, картофель, овес, рис, душица, зверобой, иван-чай), аудиозапись обрядовой песни про сбор урожая, православный календарь, палочки для добывания огня, рисунки народа и аудиозаписи народных мелодий (нанай­цы, коряки).

Примечание: заранее подготовленные ученики рассказывают русскую народную сказку «Крупеничка».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Индивидуальные задания

Закончите предложения.

Явление природы, при котором водоемы покрываются льдом, - это... {ледостав).

Ледяное сало - это... {маленькие плоские льдинки, похожие на блестки сала).

Теплая солнечная погода, установившаяся в середине сен­тября, -... {бабьелето).

Главный признак осени - ... {похолодание).

Легкий мороз - ... {заморозки).

Подчеркните зимние природные явления.

Солнце восходит поздно и заходит рано. День короткий. Прохладно. Тает снег. Жарко. Метут метели. Журчат ручьи. Гололедица. Земля по­крыта снегом. Солнце светит, но не греет. Опадают листья. Идут дожди. Тепло. Мороз. Ледоход. День длинный. Река покрыта льдом. Изморозь. На небе легкие облака. Оттепель.

3. Фронтальный опрос

Назовите главный осенний признак.

Чем характерны осенние дожди?

Как образуются туманы?

Приведите примеры осенних явлений.

(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 62 учебника.)

III. Самоопределение к деятельности

Отгадайте загадки.

Травка та растет на склонах И на холмиках зеленых.

Запах у нее душист,

А ее зеленый лист Нам идет на чай.

Что за травка, отгадай! (Душица, или зверобой, или иван-чай.)

В колыбельке подвесной Спит в тиши жилец лесной.

Пополнеет, подрастет -

На зубок он попадет Мальчикам и девочкам,

Хлопотуньям-белочкам.

Кто найдет его быстрей Посреди листвы, ветвей? (Орех.)

Он и в дождик, он и в зной Прячет клубни под землей.

Клубни вытянешь на свет -

Вот и завтрак, и обед. (Картофель.)

Было зеленое платье атласное,

Нет, не понравилось, выбрала красное.

Но надоело также и это,

Платье надела синего цвета. (Слива.)

С ним сдружились мы давно,

Дарит нам он толокно,

И муку, и кашу, и печенье...

Поблагодарим за угощенье. (Овес.)

Главный принцип, в общем-то, простой:

Голова - на солнце, ноги - под водой. (Рис.) (Учитель после отгадывания загадок кладет на стол фрукты, овощи, орехи, крупы.)

Какие еще овощи, фрукты, крупы вы знаете? (Ответы уче­ников.)

Что можно из них приготовить? (Ответы учеников.)

Как одним словом можно назвать такое изобилие съедоб­ных припасов? (Урожай.)

Какое время года называют урожайным? (Ответы учеников.)

И еще, ребята, подумайте, почему праздник урожая прихо­дится на время осеннего равноденствия. (К этому времени убирали весь урожай.)

Сегодня на уроке будем говорить о праздниках в пору осен­него равноденствия.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

(Учитель включает запись обрядовых песен про сбор урожая или читает текст от имени кукол-помощников.)

Говорило ядреное жито,

В чистом поле стоя:

Ах, не могу я в поле стояти.

Колосьями махати.

Я только могу в поле копами,

А в гумне, в гумне стогами,

А в гумне, в гумне стогами,

В клети коробами,

А в клети, в клети коробами,

В печи пирогами,

В печи, в печи пирогами,

На столе проскурами.

А вот обрядовая песня про трудолюбие и радость по оконча­нию сбора урожая.

Жали мы, жали,

Жали, пожинали:

Жницы молодые,

Серпы золотые...

Ой, и чье это поле Зажелтело, стоя?

Иваново поле Зажелтело, стоя:

Жницы молодые,

Серпы золотые.

Особенно радостно крестьяне отмечали окончание жатвы как долгожданный результат годового труда.

Ох и слава богу,

Что жито пожали,

Что жито пожали И в копны поклали:

На гумне стогами,

В клети - закромами.

В клети - закромами,

А в печи пирогами!

Чему радовались крестьяне в пору осеннего равноденствия?

2. Работа по учебнику

Рассмотрите фотографию кукол. Как бы вы их назвали? Объясните. {Кукол зовут «День-ночь».)

Почему они выполнены из контрастных по цвету тканей? (Ответы учеников.)

Как можно с помощью этих кукол обозначать изменение долготы светового дня в течение года, начиная со дня осен­него равноденствия? {Примерный ответ. Для этого можно в течение года в соответствующем сегменте заранее подго­товленного годового круга с помощью булавки прикреплять кукол таким образом, чтобы они располагались рядом друг с другом на одном уровне во время равноденствий. Затем можно постепенно передвигать на тесемке светлую или темную куклу вверх или вниз в зависимости от того, уве­личивается или уменьшается долгота дня.)

(Учитель прикрепляет кукол в равновесном положении в сен­тябрьском сегменте годового круга.)

В конце сентября, а именно 23 сентября, день и ночь уравни­ваются по времени. Помните, какие короткие ночи летом? Как много света в это время, как жарко греет солнце, как высоко оно на небе. Потому и одаривает нас природа урожаем, что свет, тепло да еще и дождь помогают расти плодам. К осени солнышко уже не так высоко восходит на небе, лучи его не так греют землю, ночи становятся все длиннее. Земля готовится к зимнему отдыху.

Накануне осеннего равноденствия, в праздник Рождества Бо­городицы, крестьяне благодарили матушку-землю.

Давайте представим себе, что мы стоим на хлебородном поле, и глубоким поклоном поблагодарим нашу кормилицу землю.

(Ученики встают из-за парт и вслед за учителем кланяются.)

Ребята, подождите садиться. Как вы думаете, кого еще мы с вами должны благодарить за это изобилие на нашем сто­ле? (Ответы учеников.)

Конечно, те работящие руки, что вырастили для нас эти овощи, фрукты, хлеб. Давайте поблагодарим и тружеников, которые возделывают землю и растят урожай.

(Ученики кланяются вслед за учителем.)

А третий поклон - тем людям, которые сохраняют урожай всю зиму.

(Ученики еще раз кланяются и садятся за парты. Учитель де­лает вид, что прислушивается.)

Что это там у нас на столе происходит? Уж не мышь ли за­бежала?

(Подходит к столу, разглядывает его, достает куклу-зернушку.)

Нет, не мышь. А очень славная гостья. Рассмотрите ее. Как вам хотелось бы ее назвать? Как вы думаете, что внутри этой куклы? (Ответы учеников.)

(Учитель дает куклу каждому ученику по очереди.)

Прочитайте первый абзац текста на с. 62-63 учебника и найдите имя нашей гостьи.

(Ученики читают первый абзац текста по цепочке, т. е. по од­ному предложению. Очередность определяет учитель, передавая куклу-зернушку.)

Вот, оказывается, какое у нее имя - зернушка.

(Учитель берет кукол-помощников.)

Ребята, как вы думаете, о чем могли бы побеседовать наши друзья и кукла-зернушка? Давайте пофантазируем. Кто хо­чет попробовать разыграть сценку?

(Если находятся желающие, учитель дает им возможность выступить.)

Предлагаю вам дома придумать короткие диалоги для этих кукол. Мы устроим кукольный театр. У этой куклы есть еще одно имя - крупеничка. Если вы хотите узнать историю о ней, то по­просите взрослых или сами прочитайте сказку Николая Дми­триевича Телешова «Крупеничка». (См. материал для учителя к уроку.)

Перед днем осеннего равноденствия в каждом доме гасили огонь в печи, лампадах. Мужчины села шли за околицу. Там они добывали огонь самым древним способом.

А вы знаете этот способ? (Трение одного кус/са дерева о дру­гой.)

Давайте попробуем себе представить, трудно ли добывать огонь трением. Мы попросим двоих ребят постараться добыть для нас искорку огня, чтобы зажечь свечу. А потом они расскажут нам о своих впечатлениях.

(Учитель вызывает ребят, дает им набор палочек и предлагает извлечь огонь.)

К сожалению, у нас нет времени ждать появления искры. Придется остановить наш опыт.

Расскажите, пожалуйста, трудно ли вам было. Давайте про­верим, хотя бы нагрелись ли ваши инструменты.

(Учитель дает возможность ученикам потрогать палочки.)

Вот если бы мы сейчас перенеслись в далекое прошлое, долго бы нам пришлось сидеть без света.

Задание 1 (с. 40)

Прочитайте задание.

Мальчики с помощью цветных карандашей или фломастеров пусть «зажгут» огонь, а девочки украсят сноп в честь окончания жатвы. Потом поменяйтесь тетрадями так, чтобы девочки помог­ли мальчикам, а мальчики помогли девочкам.

- Беседа

(Учитель показывает рисунок народа, включает запись нанай­ской народной мелодии, показывает на карте России Приамурье.)

Праздники охотников и оленеводов. Охота на диких оленей, медведей, пушных зверей - древний нанайский промысел. Пре­красные следопыты, знатоки тайги и ее обитателей, нанайцы берегли зверей. Они разумно пользовались таежным богат­ством и не добывали животных больше, чем требовалось для еды и одежды.

В пору осеннего равноденствия охотники проводили празд­ник моления небу-кормильцу. Перед началом его постились. В молении участвовали мужчины. Молились около священно­го дерева, которое стояло у каждой нанайской семьи недалеко от дома, обычно на опушке тайги. Здесь ставили фигурки раз­ных домашних духов, духов охоты, духов-целителей, предлагали угощение. Руководил молениями старейший, он читал молитвы стоя, остальные - на коленях, кланяясь. Многочисленные гости, друзья, приезжавшие из других селений, наблюдали за обрядом.

Считалось, что небесные духи слетаются вниз, садятся на свя­щенные деревья, отдыхают, угощаются дарами. Поэтому нельзя было не только рубить священные деревья, но и загрязнять места поблизости. Затем в благодарность небу к священным деревьям ставили угощение - мясо и кашу.

Домой с собой брали воду или лед. А в благодарность воде - поилице отправляли по реке ягоды, травы, крупу в плетенных из прутьев лодочках. (Во время рассказа о празднике учитель показывает фото­графии природы Приамурья, животных, на которых охотились нанайцы.)

В чем различие и сходство праздника русских крестьян и нанайцев? (Ответы учеников.)

(Учитель показывает рисунок народа коряки, включает запись корякской народной мелодии, показывает Камчатку.)

Теперь перенесемся на Камчатку в гости к народу по имени коряки. С древности пасут они стада оленей. Олень и одевал, и кормил коряков, был средством передвижения по необъятным просторам. Добывали коряки и рыбу, собирали коренья, ягоды и дикорастущие травы.

За эти дары родной земли коряки благодарили природу в пору осеннего равноденствия. Самый большой из старинных коряк­ских праздников назывался Хололо. Его проводили, чтобы в бу­дущем было много морского зверя.

Длился праздник целые сутки. Для праздника из дерева или морской травы делали фигурки животных. Их «кормили» жи­ром, «поили» и укладывали на жертвенное место. Дети и женщи­ны плясали по случаю прихода «гостей». Глава семьи совершал жертвоприношение «морскому хозяину», бросал в огонь, симво­лизирующий море, жир морских животных и тонкие ветки куста тальника. В конце праздника жители в деревянных или травя­ных масках обменивались подарками. Затем укладывали байдару на зиму. Это сопровождалось добыванием огня ритуальным спо­собом, очищением жилища от злых духов.

(Во время рассказа о празднике учитель показывает фото­графии природы Приамурья, животных, на которых охотились коряки.)

В чем сходство и различие праздников русских, нанайцев и коряков? (Ответы учеников.)

III. Физкультминутка

Игра «Съедобное - несъедобное»

(Учитель кидает мяч и произносит слово. Если оно означает съедобный предмет, то ученики ловят мяч, если несъедобный - отталкивают его.)

IV. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 3 (с. 41)

Посмотрите на рисунок праздника нанайцев на с. 64 учеб­ника, обратите внимание на цвета национальных костюмов.

Задание 4 (с. 41)

- Посмотрите на рисунок коряков на с. 65 учебника, обратите внимание на цвета национальных костюмов.

- Раскрасьте рисунок в рабочей тетради.

Рефлексия

(Учитель включает фрагменты аудиозаписи национальных мелодий, звучавших на уроке, просит угадать, какому народу они принадлежат, какой праздник он отмечал в пору осеннего равно­денствия.)

Сделаем вывод. Итак, в пору осеннего равноденствия люди подводят итоги своего труда. Разные народы по-своему пользу­ются дарами природы. Но их праздники подтверждают: природу надо беречь и благодарить ее за все, что она дает людям.

Подведение итогов урока

- За что люди благодарили природу в пору осеннего равно­денствия?

- Как вы думаете, у других народов нашей страны есть похо­жие праздники?

Выполнить задание 2 (с. 40) в рабочей тетради