Учимся складывать числа упражнения. Как научить сложению

Обучение детей простым арифметическим действиям – сложный процесс, разделенный на несколько этапов. Сначала изучаются действия с однозначными числами, затем исследуются случаи с переходом через десяток. Когда навык счета в пределах 10 и с переходом через десяток отрабатывается до автоматизма, приступают к изучению сложения и вычитания двузначных чисел. Применение различных методов, проведение занятий в игровой форме помогут малышу понять принцип действий лучше и быстрее.

Подготовительная работа

Знакомство со сложением и вычитанием двузначных чисел происходит постепенно:

  1. Сначала дети учатся складывать, а затем и вычитать круглые числа.
  2. Затем решают примеры, в которых сумма (разность) единиц и десятков не выходит за пределы десяти.
  3. Наконец, исследуют случаи с переходом через разряд.

Перед изучением арифметических действий важно научиться делить числа на разрядные слагаемые (25=20+5), определять, из каких разрядных единиц состоит число (25 – 2 десятка и 5 единиц).

При объяснении состава чисел можно использовать практический метод – выкладывание числа с помощью счетных палочек.

Суть этого метода заключается в следующем:

  • Объясняется, что одна вертикально расположенная палочка – это единица, две – это число 2 и т.д.
  • 10 палочек – это десяток. Есть числа, состоящие из нескольких десятков. Для их выкладывания нужно много палочек, да и считать будет трудно. Поэтому десяток будет обозначать горизонтально расположенная палочка (если палочки стандартного размера, то на горизонтальной поместится ровно 10 вертикальных).
  • Выкладывается любое двузначное число, например, «25»: 2 палочки положить горизонтально (десятки) и 5 – вертикально (единицы).
  • Навык доводится до автоматизма методом неоднократного повторения.
  • Закрепляется умение определять состав числа с помощью карточек: ребенок смотрит на число и делит его на разрядные слагаемые или определяет его состав.

Палочки можно заменить деталями Лего или другого конструктора: маленькие будут обозначать единицы, большие – десятки. После отработки навыка приступают к изучению сложения и вычитания круглых чисел.

Сложение и вычитание круглых чисел

Объясняется несколькими способами:

  • На основе знаний состава чисел: 10+20= 1 десяток + 2 десятка = 3 десятка, или 30.
  • С помощью палочек или конструктора: выкладывают 1 горизонтальную палочку, добавляют еще 2, получается 3 – итого, 3 десятка, или 30.

Аналогично объясняется вычитание. Решив несколько примеров, переходят к следующему этапу.

Сложение и вычитание без перехода через разряд

Действия объясняют практическим способом. Например, нужно найти результат выражения «25+32» .

Сначала выкладывают первое число (2 горизонтальных и 5 вертикальных палочек), затем – второе (3 горизонтальных и 2 вертикальных). После этого считают все горизонтальные (складывают десятки – получилось 5), потом – вертикальные (прибавляют единицы – получается 7).

Читают ответ: 57. На основе выполненных действий делают вывод, что единицы складывают с единицами, десятки – с десятками. После отработки действия можно работать уже без палочек.

Если пропустить этап иллюстративного объяснения (а может, даже и «открытия», которое можно сделать, решая пример с помощью палочек) и просто сказать, что складываются единицы одинаковых разрядов, ребенку может оказаться непонятным, почему именно так. Запомнить, как решаются подобные примеры, ему будет сложно.

После объяснения смысла действия можно ввести сложения в столбик.

Важно при этом объяснить, что единицы пишутся под единицами (чтобы удобнее было складывать), а десятки – под десятками. Если пример будет записан неправильно, то можно прийти к ошибочному результату.

Полезно будет сначала рассмотреть неверные записи, решить их столбиком и проверить сложением с помощью палочек, а потом уже сделать выводы.

Аналогично вводится вычитание с помощью палочек и в столбик. Если ребенок успешно освоил предыдущий этап, то в этом у него вопросов не возникнет. А через время можно будет переходить на последнюю, самую сложную стадию.

Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд

Сложность выполнения действий заключается в том, что нужно будет «запоминать» числа при сложении и «занимать» при вычитании.

Сначала пример решают с помощью палочек (например, 25+37):

  1. Выкладывают числа палочками, складывают разрядные единицы. Получается 5 горизонтальных и 12 вертикальных палочек.
  2. Вспоминают, что 10 единиц – это десяток, поэтому их можно заменить одной горизонтальной палочкой.
  3. Получается 6 десятков и 2 единицы. Значит, 25+37=62.
  4. Делают вывод: при сложении единиц получилось число больше 10, поэтому разделили его на десяток и единицы, а затем определили число. Удобнее сначала складывать единицы (если их будет больше десяти, то можно без особых проблем выделить десяток и добавить его к имеющимся).

После наглядного примера рассматривают сложение в столбик и другие способы складывания двузначных чисел:

  • Сначала к числу прибавляют десятки, а потом единицы: 25+37=(25+30)+7=62;
  • Первое слагаемое доводят до круглого (25+5=30), потом к нему прибавляют второе (30+37=67) и отнимают столько, сколько добавляли в первом действии (67-5=62);
  • Отдельно складываются единицы, отдельно – десятки, а потом – результаты: 25+37=(20+30)+(5+7)=50+12=62.

Суть вычитания с переходом разряд также желательно сначала показать наглядно (например, 42-15):

  1. Выкладывают первое число (4 десятка и 2 единицы).
  2. Определяют, что из 2 единиц нельзя вычесть 5, поэтому один десяток нужно «перевести» в единицы (заменить десятью вертикальными палочками).
  3. Дальнейшие действия: из 12 единиц вычитают 5, получается 7, далее отнимают десятки (желательно проговорить, что было 4, а после преобразования осталось 3).
  4. В итоге получается 2 десятка и 7 единиц, или 27. Проверить вычитание нужно с помощью сложения, чтобы убедиться, что решили пример правильно.

После наглядного метода рассматривается вычитание в столбик и несколько других способов:

  • Сначала вычитают десятки, потом – единицы: 42-15=42-10-5=27;
  • Наоборот, сначала – единицы, потом – десятки: 42-15=42-5-10=37-10=27.

Для объяснения арифметических действий можно использовать счеты. На них для каждого разряда имеется свое место, поэтому детям будет несложно «записывать» на них числа, а затем производить действия.

Любой метод может быть успешным только в том случае, если его подбирать в соответствии с особенностями ребенка. Ведь одним достаточно объяснить принцип сложения и вычитания с помощью цифр, другие не поймут до тех пор, пока сами не «увидят» решения.

И, конечно, немаловажную роль в освоении любого материала играет систематизация: нужно регулярно в необходимом объеме .

Цифры и математические подсчеты - это не обязательно скучно и безрадостно. Почему-то многие, возводя математику в ранг «царицы всех наук», наделяют ее именно такими характеристиками.

Однако мир цифр может быть очень увлекательным - просто нужно найти к нему правильный подход. И если вы до сих пор его не нашли, то с появлением необходимости обучить математическим основам и счету своего ребенка, вам придется искать с удвоенной силой.

В самом начале пути от вас зависит очень многое, поэтому не стоит пускать процесс на самотек или обучать ребенка непоследовательно. На самом деле, малыши любят считать, главное - подобрать подходящую вам методику обучения и постараться донести информацию до ребенка в максимально простой и интересной, а лучше и игровой форме.

Особенности детского восприятия таковы, что ребенок просто не воспринимает и не запоминает вещи, которые ему не интересны. Вы можете сколько угодно заставлять его учить цифры, но пока он сам не захочет заниматься математикой, из ваших занятий ничего не выйдет.

Одной из распространенных ошибок родителей является спешка. Часто взрослые спешат похвастаться успехами своего малыша перед знакомыми или друзьями, родителями других деток-сверстников, которые, по их уверениям, уже вовсю умеют считать и даже делают это в уме.

Погоня за эфемерным результатом для уравнения способностей собственного ребенка с чьими-то детьми не только не поможет вам в обучении, но даже принесет вред. Наиболее оптимальный вариант - начинать заниматься с малышом, когда он будет к этому готов.

Как научить ребенка Считать до 10?

Научиться считать до десяти вполне легко ребенок может в возрасте двух-трех лет, в зависимости от своих индивидуальных особенностей и общего развития.

Многие мамы занимаются математикой с детками, даже не подозревая об этом. К примеру, когда вы показываете ребенку различные игровые упражнения на счет, как «Сорока-ворона», «Ладушки» или «Вышли пальчики гулять» - как правило, знакомство с такими потешками происходит раньше, чем крохе исполняется полгода.

Конечно, он еще не учит цифры, как таковые, но зато вы помогаете ему развивать память, восприятие наличия объектов и их количества, способствуйте формированию образного мышления, работаете над улучшением мелкой моторики рук и пальчиков.

После года или к полутора годам на примере игрушек - тех же матрешек либо любых других предметов ребенок может познакомиться с понятиями «один-много».

Параллельно пробуйте показывать ему цифры, так в игровой форме легче научить счету. Для этих целей подойдут и различные кубики, и магниты на доске, и красочные плакаты, и многие другие приспособления, с помощью которых можно преподать математику весело и интересно.

Если вы будете практиковаться в счете постоянно, постепенно увеличивая количество знакомых цифр, то к трем годам ребенок совершенно легко будет считать до десяти без подсказок и ошибок.

Из данного видео можно узнать, как обучить ребенка считать до десяти, сколько времени рекомендуется отводить для занятий, какие средства можно использовать.

Двузначные числа: Счет до 100

В четыре года малыш, с которым регулярно занимались, сможет различить, какое число больше, а какое меньше, а также будет знать такие понятия, как «равно» и ноль.

Будьте готовы к тому, что малыш сразу может не понять. Не стоит спешить - значит, пока отложите эту информацию и повторите ее через какое-то время. Хорошо, если вы выучите пока счет от десяти до двадцати.

Есть детки, которые быстрее схватывают и проявляют более выраженные способности к математике - такие смогут освоить счет десятками до ста и в четыре-пять лет. Если же ваш ребенок выраженный гуманитарий, то к нему эта способность придет просто немножко позже.

Некоторые педагоги советуют все же сначала показать малышу процессы вычитания и сложения с теми цифрами, которыми он хорошо оперирует, то есть, от ноля до десяти или до двадцати. Это существенно поможет в закреплении материала и в понимании предмета, как такового, и только потом можно будет переходить к освоению десятков и счета до ста.

Быстрый счет

  • хорошо запомнит цифры - именно запомнит, а не просто зазубрит, то есть, будет знать их прямую и обратную последовательность, сможет узнать цифру по написанию, найти недостающую или пропущенную цифру, сопоставить написанную цифру с таким же количеством предметов и т. д.;
  • усвоит основы счета и состав чисел;
  • будет четко разделять понятия «больше-меньше-равно», «один-много»;
  • сможет хорошо и правильно посчитать предметы, совершать элементарные математические операции с палочками, карточками или другими пособиями.

Как правило, быстрый счет дети осваивают приблизительно в пять или после пяти лет.

Счет в уме

Одновременно с этим стоит постепенно отучать ребенка от использования при счете различных вспомогательных средств, как палочки, к примеру. Также в возрасте пяти-шести лет дошкольнику уже стоит переставать считать по пальцам, а переходить на счет в уме.

Этот процесс может потребовать немало времени, но ваша задача - терпение и постоянные регулярные занятия для развития памяти, пока ребенок не доведет операции сначала с первым десятком цифр до автоматизма.

Усвоив простые механизмы подсчета в уме, он гораздо легче и быстрее будет запоминать все дальше и вскоре сможет решать и усложненные примеры.

Основные правила и нюансы обучения

Чтобы занятия были в радость и вам, и ребенку, стоит соблюдать несколько правил и рекомендаций специалистов.

  • Терпение и спокойствие. Именно такое состояние должно стать вашим девизом в процессе обучения. Даже если вам кажется, что информация элементарна для понимания, трехлетний ребенок может думать совершенно иначе.
  • Не принуждайте малыша, не кричите на него и не осуждайте его за ошибки - атмосфера на занятиях должна быть спокойной и комфортной.
  • Существенную помощь в обучении вам окажет окружающий мир - просто считайте с ребенком все вокруг: пуговицы на кофточке, посуду, которую вы ставите на стол для ужина, покупаемые продукты, игрушки, машины, животных и птиц на прогулке, ступеньки по дороге домой и т. д.
  • Для проведения занятия совсем необязательно садиться за стол, как на уроке - знакомство ребенка с математикой должно быть веселым, увлекательным и интересным, а иначе он заскучает, станет рассеянным и не воспримет информацию, которую вы хотите донести.
  • Для маленького ребенка занятия могут длиться не более десяти минут. С дошкольниками можно позаниматься уже и до получаса, однако важно, чтобы ребенок не уставал.
  • Существует мнение, что занятиям необходимо уделять время каждый день, постоянно повторяя ранее пройденный материал. Если ребенок ходит в детский сад или на развивающие занятия, то это вполне реально, но дома у родителей может просто не найтись времени для регулярных занятий.
  • Повторение и регулярность, конечно, важны, но и у ребенка есть собственные естественные ритмы обучения, к примеру, в какой-то период он будет увлеченно заниматься счетом и с удовольствием учить цифры, а потом вдруг его интерес к этой теме спадет и он переключится на что-либо другое. Тогда лучше немного обождать или преподнести информацию в иной форме.

Обязательно учитывайте все эти моменты и занимайтесь с ребенком не потому, что так нужно, а будьте, прежде всего, заинтересованы и увлечены сами - тогда и малышу ваши уроки станут в радость, а от занятий вы оба сможете получать не только знания, но и позитивные эмоции.

Учимся играя

Обратите внимание на существующие игровые методики, помогающие быстрее познакомиться с миром математики:

  • вы можете использовать карточки с цифрами или картинки, на которых, кроме самой цифры еще будут нарисованы различные предметы в определенном количестве;
  • наглядный материал бывает и в форме плакатов или таблиц;
  • также хорошо работают кубики и цифры на магнитах;
  • можно найти обучающие лото или домино на тему счета;
  • полезным будет и различный счетный материал - палочки Кюизинера или специализированные наборы с фруктами, геометрическими формами или другими предметами.

Как это работает? На самом деле, все зависит от вашей фантазии, ведь обучающие игры вы можете придумывать и самостоятельно, опираясь или взяв за основу уже существующие методические разработки.

  • Наглядные пособия помогают ребенку визуализировать числа. Покажите ему цифры на плакате или на карточках, пусть он подумает, на что похожа каждая цифра или придумает для нее особенный образ, к примеру, двойка очень похожа на плывущего лебедя, а восьмерка - на два бублика, которых поставили один на другой и т. д.
  • Купите или сделайте самостоятельно «кубики знаний» с карточками. Сначала ребенок может выставлять кубики в коробочку, подсчитывая их и выбирая соответствующую карточку с нужным числом.
  • Очень полезны в этом отношении таблицы и кубики Зайцева, так как с их помощью можно показывать малышу разницу между большими и маленькими числами, цветные кубики хорошо подходит для обучения счету в столбик - выкладывая примеры, ребенок будет видеть, что единицы обозначаются одним цветом, а десятки - другим.

Домино для обучения счета можно сделать из пластилина или быстро затвердевающей пластики. Просто слепите небольшие прямоугольники и проделайте в них углубления с расположением, как точки у домино. Потом изготовьте маленькие шарики разных цветов.

Формы могут играть роль домиков, машинок, кораблей, ковра-самолета или любого другого предмета, в котором будут жить, играть или передвигаться шарики-персонажи в разных количествах:

  • пусть ребенок разложит шарики и посчитает, сколько помещается на каждом прямоугольнике, после этого надо найти и положить рядом карточку с нужной цифрой;
  • закрывайте любые из прямоугольников листом бумаги и предлагайте ребенку вспомнить, какое количество шариков там было;
  • можно играть, как в настоящее домино - тогда вам понадобится сделать много фишек, а дополнительными игроками могут быть игрушки, за которых вы тоже будете выполнять ходы;
  • раскладывайте по порядку все цифры от одного до десяти и наполняйте прямоугольники шариками, потом пусть ребенок отвернется, а кто-то вредный, к примеру, баба Яга прилетит и перепутает все, а малышу будет поставлена задача все исправить;
  • с помощью разноцветных костяшек и шариков можно учиться разделять их на группы по цвету и количеству точек;
  • показывайте ребенку, чем отличается большее число от меньшего, пусть он находит костяшки и с одинаковым количеством точек.

Как не пропустить момент, когда можно начинать обучение математике, чтобы счет уложился у ребенка в голове, рассказывает педагог.

Обучаем счету быстро и легко

Маленького кроху можно знакомить с цифрами, совершая обычные повседневные дела:

  • вот вы умываете оба глаза и один носик, вот моете две руки и ноги;
  • вот обуваете два ботинка, но надеваете одну кофточку;
  • затем можно считать пальчики - сначала на одной ручку, а потом и на двух, сопровождая счет стишками и потешками;
  • попробуйте считать ребенку персонажей сказки, которую вы читаете на ночь, к примеру, всех жителей теремка или всех, кто вытягивал репку и т. д.;
  • хорошо познакомить малыша с цифрами могут специальные развивающие мультфильмы и презентации;
  • цифры можно рисовать или раскрашивать, играть с магнитами на доске;
  • используйте в обучении матрешек, кольца пирамидки, лабиринты и прочие игрушки, которые могут быть интересны ребенку и полезны.

Учимся считать до десяти

Многие методики советуют начинать обучение счету с действий с предметами, а не с цифрами. То есть, сначала вы оперируете только, например, игрушками: у ребенка на столике стоит одна машинка, если к ней приедет еще одна, то их станет две, а потом к ним может присоединиться третья, четвертая и т. д.

Практиковаться, как уже говорилось, можно всегда и везде, пересчитывая и птиц на ветке, и деревья по дороге, и ступеньки в лестнице.

Потом начнется знакомство и с самими цифрами. Помните, что ребенку будет легче, если визуализировать их образы, а сделать это можно с помощью различных наглядных пособий.

Наиболее традиционным и простым способом обучения всегда был счет на пальцах, однако учитывайте, что так вы совершенно не даете ему задействовать механизм памяти, а позже вам придется отучивать малыша от использования пальцев и учить его считать в уме, а это достаточно непросто.

Еще один способ для механического запоминания цифр и их порядка - обучение счету «по линеечке». Однако многие педагоги полагают, что с ним вы рискуете отучить ребенка запоминать и думать, ведь такой примитивный метод не только тренирует, но и тормозит память и умственное развитие.

Его суть состоит в том, чтобы для получения, к примеру, цифры пять, вы должны найти на линейке цифру два и отсчитать от нее три деления по сантиметру вправо.

Можете поиграть с ребенком в цифровой паровозик. Для этого выстройте его любимые игрушки или машинки в большой поезд, добавляя по одному вагончику. Пусть малыш сам называет: мишка - это один или первый вагон, к нему присоединяется зайчик - это два или второй вагон и т. д. Потом поезд необходимо расформировать и посчитать цифры в обратном порядке.

Учимся считать до ста

Сначала нужно хорошо закрепить цифры и счет до десяти. Учите с ребенком различные несложные и веселые стишки на запоминание чисел, загадки, песенки и считалки. Задействуйте обучающие игры с наглядными пособиями, ищите знакомые цифры на номерах домов и встречающихся машин.

На каждом занятии расширяйте диапазон знакомых цифр. Сначала вы должны объяснить ребенку, как считать от десяти от двадцати, а потом показать ему принцип счета десятками до ста.

Конечно, сразу он все не усвоит и не запомнит, но это не страшно. Двигайтесь постепенно, периодически вспоминая то, что уже было выучено и закрепляя материал, возвращайтесь к прежним темам в контексте уже новых, более сложных задач.

Среди упражнений, которые могут быть полезны на этом этапе, стоит отметить:

  • поиск «соседей» какого-либо числа, к примеру, ребенок должен назвать или найти, какие цифры стоят до и после пятерки;
  • поиск пропущенных или пропавших цифр в цепочке;
  • упорядочивание перепутанного ряда чисел;
  • счет в обоих направлениях в пределах каждого десятка;
  • знакомство с часами и принципом определения времени, различные игры на эту тему;
  • знакомство с термометром для измерения воздуха и принципом его работы - ребенок может ежедневно записывать показания температуры и сравнивать их и т. д.

Учим ребенка запоминать примеры и состав чисел

Если ребенок выучит и сможет перечислить цифры, то это еще не значит, что он умеет считать, ведь для этого ему необходимо научиться определять состав числа и владеть различными простыми математическими операциями, как вычитание, сложение, умножение и деление.

Знакомить малыша с вычитанием и сложением можно после того, как он уверенно освоит счет до десяти. Есть способ, который считается элементарным, но не слишком полезным для дальнейшего обучения.

Его суть состоит в том, чтобы показать ребенку, как складывать и вычитать по единичке, к примеру, для получения цифры пять вы добавляете к тройке единицу, а потом еще одну, либо и вовсе слагаете пять единиц. Многие специалисты не советуют останавливаться на этом методе, а считают, что лучше сразу показывать ребенку полноценный счет.

Тем не менее, в играх его вполне можно поначалу использовать. Возьмите хотя бы классики с нарисованными цифрами в квадратах. Пусть ребенок прыгает с ведерком или корзинкой, в которой будут небольшие игрушки, возможно, пластмассовые фрукты:

  • перепрыгивая с клетки на клетку по порядку малыш должен считать пока вслух - один плюс один будет два, два плюс один - получится три и т. д.;
  • когда он просчитает все без ошибок от одного до десяти, пробуйте прыгать и считать в обратную сторону, уже вычитая;
  • также можно раскладывать игрушки, прыгая по клеткам и считая их, определять, какая цифра больше, а какая меньше, когда получается ноль.

Чтобы ребенку было легче усвоить сложение и вычитание, решайте с ним простые задачки с использованием наглядных примеров:

  • разложите на двух тарелках разное количество конфет или печенья, пусть он сосчитает их и сравнит, где больше, а где меньше, затем предложите ему сделать так, чтобы стало поровну, потом возьмите несколько штук - надо посчитать, сколько осталось;
  • учить состав чисел тоже лучше наглядно, а помочь вам в этом сможет самодельное домино, о котором мы уже говорили - детки гораздо быстрее воспринимают яркие визуальные образы, поэтому, если вы покажете на двух костяшках, что пятерка состоит или из двух и трех шариков, или из одного и четырех (они должны быть разноцветными), то он сразу это запомнит;
  • обязательно покажите ребенку самое элементарное математическое правило - от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Это можно сделать с помощью тех же обычных предметов, к примеру, положив на стол сначала две груши, а потом два яблока, а затем наоборот - малыш должен сказать, что получается одна и та же цифра четыре;
  • представляйте большую цифру, как дом, в котором живут цифры поменьше, придумывайте различные рифмы для лучшего запоминания, предлагайте ребенку экспериментировать и играть в сочетания чисел, самостоятельно формировать условия простых задачек.

Обучаем счету в уме

Когда ребенок уверенно справляется с цифрами и быстро считает, не используя пальцы или вспомогательные средства счета, то его можно уже обучать счету в уме.

В этом процессе присутствуют два обязательных элемента.:

  1. Речевой.

Сначала ваш малыш может громко комментировать свои действия и те математические операции, которые он совершает. Потом он начнет делать это шепотом, пока не придет к счету в уме без проговаривания вслух.

  1. Двигательный.

Нередко детям поначалу необходимо совершать определенные действия с предметами, чтобы их сосчитать - переставлять, передвигать, убирать. Следующим шагом станет просто указание пальцем на подсчитываемые предметы, а затем малыш научится вести подсчет просто глазами.

Очень помогают обучению счета в уме дидактические игры, также детям нравится играть в магазин. Можно приобрести пособие под названием «Касса цифр», оперировать игрушечными или условными деньгами и фантиками или же приобщать ребенка к настоящим покупкам в магазине.

Если ребенок проявляет способности к математике, знакомьте его с умножением и делением, понятием четных и нечетных чисел, некоторыми формулами.

Учимся считать в столбик

Когда малыш научится писать цифры, его можно потихоньку подготовить к счету в столбик. Для этого просто нужно показать, как располагаются и записываются числа при таком способе подсчета.

Ключевой принцип записи чисел в столбик - расположение друг под другом с разной разрядностью, то есть, единицы пишем под единицами, десятки под десятками, а сотни под сотнями. Объясните ребенку, что так и происходит сложение - от единиц или справа налево.

Для развития знаний необходима постоянная практика. Не стремитесь, чтобы ребенок зазубривал информацию. Переходите к следующей операции счета только тогда, когда малыш запомнит предыдущую, то есть, не начинайте учить его вычитать в столбик, пока он еще не умеет хорошо таким способом складывать.

На помощь вам тоже придут наглядные примеры в виде дидактических игр, схем, карточек-цифр, разноцветных кубиков.

Заключение

Математика - достаточно непростая наука, однако и она может быть увлекательной и интересной, если вы откроете ее своим детям именно с такой стороны.

Будьте последовательны и терпеливы, превращайте процесс обучения в занимательную игру, не предъявляйте ребенку завышенные требования - тогда все пойдет гораздо легче и быстрее, и уже очень скоро малыш порадует вас своими новыми достижениями и математическими способностями.

Современные дети очень быстро осваивают компьютеры и калькуляторы, но зачастую совершенно не умеют считать в уме. А ведь устный счет – это тренировка для мозгов, которые, как и мышцы, нуждаются в постоянной тренировке.

Многие родители сталкиваются с такой проблемой: их малыш прекрасно считает до 100 и прямым счетом и обратным, а вот складывать и вычитать никак не научится. Что делать?

Цифры

Ребенок умеет считать – это замечательно, теперь самое время перейти к изучению цифр. Важно, чтобы ребенок понимал, что цифра – это обозначение конкретного числа. Три мячика, три котенка, три конфеты – это одно и то же число, которое обозначается одной цифрой. Очень удобны в этот период цифры-магниты, с которыми ребенок может играть, цепляя их на разные предметы. Так они всегда будут перед глазами вашего ребенка.

Ребенок усвоил цифры – можно ввести понятие «ноль». Посчитать то, чего нет. Были яблоки, мы их съели, сколько яблок? Ноль. То, чего нет, – это ноль.

Больше, меньше и равно

Объясните ребенку понятия больше, меньше. Хватит ли всем птичкам по веточке? Веточки остались без птичек, значит, их больше, а птичек – меньше. Каждой птичке досталась веточка? Значит, их поровну. Птичек и веточек равное количество – «равно».

Если получается, то настало время переходить к простым математическим действиям: плюс, минус, равно.

Как объяснить ребенку сложение

Есть множество способов, как помочь ребенку понять принцип сложения, но самый простой – на пальчиках.

Сейчас очень много теорий, которые уверяют, что счет на пальцах мешает развитию устного счета. Мы не будем спорить. Выбор всегда за родителями. Изучите другие методы, попробуйте их со своим ребенком.

Хороший метод учить детей сложению с помощью лесенки с цифрами на каждой ступеньке. Идем вверх – складываем.

Как объяснить ребенку вычитание

А как объяснить вычитание? Вычитание нужно учить вместе со сложением. Ребенок должен запомнить самое важное: при сложении стало больше, при вычитании – меньше. Может помочь та же лесенка: идем вниз – вычитаем.

Старайтесь избегать при счете таких слов, как «угадай», или «догадайся». Математика – это точная наука. Ребенок должен не гадать, а считать.

Объяснить сложение и вычитание просто, главное добиться понимания этих действий.

Учимся, играя

Заранее стоит отметить, что обучение должно проходить исключительно в игровой форме, поэтому всегда нужно следить за реакцией ребёнка и моментально прекращать игру, если она ему становится скучной или неинтересной.

Начинать лучше с самого простого, т.е. как объяснить малышу сложение. Но в этот процесс в любом случае придётся включать и вычитание, поэтому удастся «убить сразу 2-х зайцев»:

Начинать надо с объёмных объектов, которые непременно привлекут внимание. Т.е. первую неделю идёт лишь подготовка, где ребёнок слышит фразы, типа «у тебя было одно яблоко, я дала тебе ещё одно, и у тебя стало их два».

На второй неделе уже можно давать ребёнку возможность самостоятельно подводить итоги подсчётов. В 2 года почти любой человек способен произвести подобные операции вплоть до 9. При правильном подборе времени для такой игры, её усвоение происходит от 1 недели до 1 месяца.

Как только появились первые успехи в сложении, можно начинать вычитание.

Данный шаг самый ответственный, поэтому ребёнок должен получать максимальное удовольствие от игры. Запоминание должно происходить бессознательно, но в исключительных случаях ребёнок сам заинтересовывается процессом, благодаря чему дальнейшая работа упрощается в разы. Если попробовать заставлять, то этим можно лишь вызвать антипатию к дальнейшему обучению.

Обучающие видео-материалы

Примеры на сложение:

Развивающие мультфильмы по математике:

Довольно часто родители сталкиваются с задачей научить ребенка считать. Может показаться, что в этом нет ничего сложного, однако для маленького ребенка порой бывает очень трудно научиться счету. Малышам, как правило, свойственно запоминать только то, что им интересно, поэтому взрослым нужно постараться сначала заинтересовать кроху, тогда процесс приобретения новых знаний пройдет намного легче.

Если подавать арифметику как сухое скучное занятие, ребенка будет сложно заинтересовать им

Оптимальный возраст для начала обучения ребенка счету

Начинать учить детей счету лучше всего в тот период, когда их мозг очень активно развивается. Обычно это происходит в возрасте до 6-7 лет. Родителям важно еще до момента поступления в школу начинать развивать у малыша навыки обучения счету.

Дети уже в раннем возрасте, как только начинают разговаривать, проявляют интерес к счету. Родителям необходимо поддерживать этот интерес с помощью специальных развивающих игр.

Основные правила обучения счету

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Если вы хотите обучить малыша счету, необходимо придерживаться главных правил обучения:

  1. Получаемый объем информации ребенком. Занятия следует совершать три раза в день, продолжительность каждого из которых не должна превышать 10 минут. Таким образом у ребенка не появится усталость от изобилия информации, не исчезнет интерес к новым знаниям.
  2. Не повторять пройденный материал каждый день. Его лучше вспоминать лишь в тех случаях, когда накопленные знания потребуются для решения более тяжелых заданий.
  3. Не давать малышу слишком сложные задания. Не стоит ругать ребенка, если у него не получается достичь желаемого результата. Возможно, ему на самом деле тяжело справиться с поставленной задачей. Подбирайте ребенку такие задачи, которые ему под силу решить.
  4. Закреплять полученные знания в повседневной жизни. Чаще занимайтесь с ребенком подсчетом всего, что находится вокруг: машины, птички на дереве, количество тарелок на столе, автобусов на дороге и т. д.
  5. Соблюдайте очередность этапов. По мнению психологов, процесс приобретения новых знаний у ребенка состоит из трех этапов: этап привыкания, этап понимания полученной информации, запоминание материала.

Самое главное – не торопить малыша. Наберитесь терпения, чаще общайтесь с крохой, сравнивайте при разговоре предметы, говорите о числах, оказывайте поддержку и помощь в получении знаний.


Учить ребенка счету можно и на прогулке, где попадаются примечательные интересные предметы

Методики обучения малыша

Чтобы научить ребенка правильному счету в уме, необходимо использовать следующие методы:

  1. Пальцы рук. Этот метод один из самых популярных среди родителей. Его суть заключается в подсчете пальчиков на руках. Метод помогает развивать зрительную память малыша, моторику рук, а также способствует быстрому обучению считать предметы.
  2. Материал для счета. Идеально подходит для обучения малыша считать примеры. В качестве материала подойдут обычные игрушки или определенные развивающие наборы. При выборе такого набора отдавайте предпочтение более ярким и красочным, убедитесь, что они сделаны из экологически чистых и безопасных материалов.
  3. Развивающие детские книги (рекомендуем прочитать: ). В настоящий момент в магазинах представлен огромный ассортимент интересных книг для развития ребенка дошкольного возраста. Старайтесь выбирать учебное пособие, написанное простым и понятным языком для малыша, чтобы в ваше отсутствие он мог сам продолжать учиться считать предметы.

Следите за тем, чтобы мозг ребенка не перезагружался во время занятий. Слишком большой объем информации способен утомить малыша и не принесет желаемого результата. В начале занятий учите его считать примеры до 10, уделяйте этому не более 10-15 минут, в дальнейшем можете заниматься с малышом до 30 минут. Во время каждого нового занятия повторяйте ранее пройденный материал.

Учимся считать до 10

Начинать малыша учить счету до 10 можно уже в два-три года. Сначала он должен обучиться считать до 5, а потом до 10. В таком возрасте малыши уже знают, что у них есть две ножки и значит надо надеть два носка. В 3-4 года можно ребенку давать более сложные задания. Самое главное, чтобы ребенок стал понимать значение слов «поровну», «больше», «меньше». Можете приводить ему простые примеры: «У Маши было три мандарина, а Кати – два. У какой девочки больше фруктов, а у какой меньше?»

Чтобы малышу было легче освоить счет до 10, предложите ему посчитать свои пальчики. Дайте крохе задание сложить 2+1, пусть он поднимет один пальчик на левой руке и два на правой, а затем посчитает общее количество поднятых пальчиков.

Такие же манипуляции можно проводить, чтобы малыш научился вычитать: ребенок загибает несколько пальчиков, а потом считает количество оставшихся в поднятом положении. То же самое можно проделывать с различными предметами: карандашами, ручками и т. д.

Учимся считать до 20

Когда малыш научится счету до 10, переходите к обучению счета до 20. В качестве материала для счета хорошо подойдут машины на улицы. По дороге в детский сад можете предложить посчитать их количество. Когда ребенок хорошо освоит урок, попробуйте посчитать автомобили в обратном порядке.

Малышу может показать довольно трудным складывать числа от 1 до 20, поэтому занятия нужно проводить с игровым уклоном. К примеру, можно сказать: восьмерка решила прибавить к себе тройку. Она сначала взяла у тройки двойку и превратилась в десятку. Тройка стала единичкой. Сколько же будет, если восьмерка прибавит к себе тройку?

Мозгу малыша требуются ежедневные тренировки. Если малыш в раннем возрасте начнет заниматься устным счетом, то будет обладать хорошо развитыми умственными способностями.

Обучение устному счету

Когда малышу исполнится 5 лет, старайтесь отучать его от использования счетного материала, в том числе и своих пальцев. Пусть он учиться устному счету. Если в первое время ему это очень помогало, то в дальнейшем только будет мешать процессу приобретения новых знаний.

После пяти лет детей необходимо учить сложению и вычитанию чисел в пределах до 10 на автомате, т.е. нужно добиться того, чтобы малыш запоминал результаты вычислений. Для достижения этих целей хорошо помогает использование математических цепочек. Не забывайте, что в процессе получения знаний должен сохраняться игровой характер. Для больших чисел есть отдельные методики.

Учимся считать в 1 классе

Для каждого малыша наступает важный момент в жизни - он идет в 1 класс. Это время, когда формируется основа всех знаний о будущем. В первом классе у ребенка происходит смена деятельности, но особенность познавать все с помощью игр не исчезает. Малыш примеряет на себя роль ученика, развивает умения самоорганизации. Ему необходимо освоить навыки планирования своей работы, контроля и оценки своих поступков, общения со сверстниками и учителем.

Большое внимание у первоклассников уделяется устной работе. Для обучения первоклассников счету в уме и закрепления полученных ранее знаний педагоги применяют некоторые способы с игровым уклоном:

  1. Метод кубиков Зайцева. Является очень распространенным методом игрового характера, цель которого – быстро обучиться счету. Малыши с большим интересом набираются знаний, используя кубики. Суть метода состоит в использовании нескольких таблиц, с помощью которых дети намного проще и быстрее обучаются сложению и вычитанию чисел в уме. Данный способ можно применять и родителям во время развивающих занятий с чадом в дошкольном возрасте. В наборе кубиков Зайцева есть обучающее пособие и диск с песнями, что позволяет стать процессу приобретения новых знаний очень интересным и простым.
  2. Метод Глена Домана. Этот метод заключается в том, что дети учатся считать с помощью специальных карточек, на которых изображены точки. Способ позволяет развивать зрительную память малыша, и умение считать количество предметов.

Учителя в своей практике могут применять и другие методики обучения счету, поэтому родителям желательно заранее уточнить, каким способом будет проходить процесс обучения в школе. Чтобы достичь высокого результата, специалисты советуют не использовать разные методы обучения - это может не лучшим образом сказаться на ребенке.


Методика Домана может применяться и для раннего возраста, но во время подготовки к школе она особенно эффективна

Учимся считать во 2 классе

Следующее важное испытание для малыша – поступление во второй класс. Некоторые педагоги следуют выполнению только школьной программы и не оказывают должного внимания процессу обучению своих учеников. Получается так, что ребенок вроде и умеет складывать и вычитать, но в то же время он неспособен понять, почему из одного числа получается другое.

В математике очень важно соблюдать последовательность действий и регулярно тренировать память. Только в таком случае малыш сможет уверенно считать в уме двузначные числа.

Если же родители столкнулись с проблемой неуспеваемости их ребенка в школе, педагоги советуют больше заниматься с ним дома. Примеры для домашних занятий:

  1. Сложить в уме двузначные числа 30+34. Можно предложить малышу разбить 34 на 30 и 4. Так малышу будет проще выполнить сложение. Как можно чаще тренируйте зрительную память при выполнении повседневных дел.
  2. Выполнить сложение 40+35. Некоторым детям намного легче выполнять сложение в обратную сторону. Для этого нужно округлить меньшее число до ближайшего десятка: 40+40. Затем просто отнять лишнюю часть: 80-5=75.
  3. Тренируйтесь складывать и вычитать в уме простые примеры. Например: 2+3 или 2+2. Потом начинайте усложнять задачи: 3+7=10, 10-2=8, 10-8=2. Если малыш будет хорошо уметь решать простые задачи, то для него не составят труда задания с двузначными и трехзначными числами.
  4. Если у ребенка богатая фантазия, можно предложить ему считать предметы или животных в уме. Каждый малыш индивидуален, поэтому родители должны выбрать наиболее подходящую методику обучения, исходя из его особенностей.

Устный счет будет легче освоить ребенку-фантазеру, который заменит скучные числа животными или игрушками

Не стоит думать, что желаемый результат будет достигнут быстро, наберитесь терпения. Малышу не так просто обучиться счету, как может показаться на первый взгляд.

Специалисты советуют придерживаться следующих рекомендаций:

  • Следить во время занятий, как малыш реагирует на процесс обучения. Если ему скучно и неинтересно, лучше попробовать другую методику.
  • Не заставляйте кроху заниматься обучением против его воли. Таким образом вы не добьетесь желаемого результата.
  • Не нервничайте во время занятий и не ругайте малыша.
  • Регулярно повторяйте уже изученный материал.
  • Хвалите малыша за каждое достижение.

Научить ребенка быстро считать не так уж и сложно (рекомендуем прочитать: ). Просто родителям необходимо подойти к этому со всей ответственностью, проявить любовь, терпение и понимание к малышу, тогда результат не заставит себя ждать.

Многие дети, начиная с раннего возраста, интересуются цифрами и счетом.

Сначала ребенок осваивает порядковый счет - первые шаги в этом направлении многие дети начинают делать в 2-2,5 года. Чуть позже, в 3-3,5 года можно научить его обратному счету. Это тоже важный навык, который понадобится чуть позже для обучения сложению и вычитанию.

Следующий этап наступает в возрасте 3,5-4 года. В это время малыш может научиться совершать простые арифметические действия в пределах 5, несколько позже и до 10. Однако в этом возрасте абстрактное мышление у детей еще не развито, они не умеют оперировать числами в уме, обобщать и делать выводы, поэтому очень важно, чтобы обучение счету происходило на предметах, которые можно увидеть и потрогать.

И, наконец, сложение и вычитание в уме дети способны освоить лишь после 5-6 лет. Все эти цифры весьма условные, они представлены для ориентира и в каждом конкретном случае могут отличаться в ту или иную сторону. Важно смотреть на потребности ребенка, следовать за его интересом, не опережая время, чтобы обучение было осмысленным, а не механическим.

Помимо порядкового счета, ребенок осваивает понятия «больше-меньше-ровно», «сначала-потом», «было-стало». Все это легко сделать в быту, во время обычных домашних дел и прогулок.

Как научить ребенка порядковому счету

Этот этап проходит у всех детей довольно легко, зачастую интерес к счету появляется у детей достаточно рано, уже в возрасте около двух лет малыш может показывать пальчиком и считать вслед за мамой «Один, два, три…». Конечно, это еще совсем не осмысленный счет, осознанность придет несколько позже.

Однако, первые семена закладываются уже в этом возрасте. Обычно маленькие дети начинают свое осмысленное знакомство с числами с понятий «один» и «много». Числа связываются с количеством предметов не сразу, но постепенно приходит понимание: не просто «три», а «три яблока».

Через движение запоминание происходит гораздо лучше, поэтому можно, например, прыгать с малышом в классики на улице, поочередно считая клеточки. Или считать ступеньки при выходе на улицу: сначала вниз, потом возвращаемся домой - считаем вверх.

Можно считать птичек, пальчики на руках, проезжающие машины, вагончики у игрушечного паровозика, детали конструктора - словом, весь окружающий мир в этом случае сплошное наглядное пособие. Очень хорошо петь вместе песенки-считалочки или читать небольшие стихотворения, где есть порядковый счет. Постепенно ребенок запомнит числа и будет считать уже самостоятельно.

Разделите с ним кубики и посчитайте, у кого больше, а у кого меньше. А теперь давай поделим поровну?

Как научить ребенка складывать до 10

После того, как порядковый счет хорошо освоен, можно приступать к обучению сложению. Обычно складывать детям намного легче, чем вычитать.

Читайте также:

Можно осваивать сложение на любых подручных предметах - мелких игрушках, конфетах, фруктах или счетных палочках. Многие дети любят перебирать костяшки на разноцветных счетах, заодно это тренирует мелкую моторику.

Для начала научите ребенка оперировать числами в пределах 5, прибавляя по одному. Вот у нас одна конфета, положим к ней еще одну - сколько всего получилось? А если добавить еще одну?

После того, как ребенок освоил более простой счет, можно слегка усложнить задание: к двум прибавить две, или к трем две. Как только малыш хорошо научился складывать в пределах 5, можно предлагать ему складывать в пределах десятка.

Попутно учим ребенка определять состав числа. «Вот лежит три яблока, а мы ждем в гости пять человек. Сколько нам нужно еще добавить, чтобы на всех хватило?». Поначалу малыш будет последовательно пересчитывать каждое яблоко, но постепенно он научится заранее считать их количество. Важно, чтобы со временем ребенок освоил все способы получения чисел в пределах 10.

Как научить ребенка вычитать до 10

После того, как сложение более-менее освоено, можно переходить к вычитанию. Для этого нужно объяснить ребенку, что вычитание - это обратное действие, противоположное сложению.

Принцип точно такой же, как и в сложении: наглядно показываем на предметах: если у нас было 3 апельсина, а 1 мы съели, сколько осталось? Для качественного закрепления материала апельсин можно тут же и съесть. А потом посчитать оставшиеся. Постепенно число предметов увеличивается и переходим к более сложным примерам.

Дети очень любят игру «Посмотри, чего не хватает?». Она тренирует память и заодно обучает вычитанию. Было 6 игрушек, 3 я спрятала. Сколько осталось? Каких не хватает?

Как научить ребенка считать в уме?

К сложению и вычитанию в уме стоит переходить уже после того, как ребенок достаточно хорошо освоил наглядный счет.

Еще одна важная деталь - на первых порах ребенку будет легче прибавлять большее к меньшему, потом слагаемые можно менять местами.

  • Обучение должно проходить ненавязчиво, в веселой игровой форме. Самое главное, чтобы малышу было интересно. Не стоит нервничать и торопить время: кто-то учится очень быстро, кому-то требуется больше времени. Если у малыша что-то не получается, он не понимает - вернитесь на шаг назад, предложите более простой пример. Не давите на ребенка, если у него нет желания заниматься: лучше немного оставить его заинтригованным, нежели продолжать навязывать занятие, когда он уже не в состоянии удерживать внимание.
  • Не нужно заниматься, если ребенок или вы устали или у вас плохое настроение. На пользу это точно никому не пойдет.
  • Как показывает практика, ребенку гораздо интереснее складывать и вычитать там, где ситуация тесно связана с реальной жизнью, ему нужно понимать, зачем считать. Если мы ждем гостей, правильное ли количество приборов лежит на столе, всем хватит? Или сколько нужно взять угощения, чтобы у всех получилось поровну?
  • Очень полезно играть с детьми в разнообразные игры, в которых нужно считать. Домино, лото, всевозможные «бродилки» с бросанием кубика и фишками, другие настольные игры.