Четвертый триместр. Как это применимо на практике

Беременность длится, как известно, девять месяцев. По особенностям течения беременности и развития ребенка этот период условно разделили на три периода, каждый из которых продолжительностью три месяца называется триместр. Внутриутробного развития ребенок проходит три триместра, а как сейчас стало известно, благодаря развитию науки, ребенок проходит еще и четвертый триместр, но уже вне животика матери, после рождения.

Еще совсем недавно неонатологи, педиатры, психологи не уделяли особого внимания первым годам жизни человека, о внутриутробном периоде речи вообще не было. И мысль о том, что первые месяцы, собственно, как и внутриутробный период, невероятно значимый в формировании личности, а соответственно и будущего человека, могла показаться вообще абсурдом.

Биологи установили, что ребенок человека появляется на свет гораздо более незрелым, чем другой ребенок животного мира. Такое «сокращение» внутриутробного периода развития, как считается, произошло за счет увеличения объема головного мозга человека (соответственно и размеров головы). И если бы малыш созревал в матке до полного функционального созревания всех систем и в том числе и головного мозга, тогда из-за своих размеров он не смог бы родиться. Большинство ученых сходятся во мнении, что продолжительность беременности у человека до полного созревания должна быть 12 месяцев. Человек рождается физиологически незрелым, как физически, так и психологически. В этот же период продолжает формироваться психика, что является неотъемлемой частью здоровья, и является основным определяющим фактором здоровья человека.

Поэтому следующие три месяца уже самостоятельной жизни вне животика матери ребенку крайне важно, особенно в начале, сохранить привычные для него условия. Отделившись от матери физически, дети совсем не готовы к самостоятельной жизни. В течение трех месяцев после рождения организм и психика «запрограммирована» исключительно таким образом, как «я еще в маме».

Любовь матери

Для формирования здоровой психики и, как следствие, здорового тела, важна любовь матери, сохранения целостности с ней. Только при единстве с матерью ребенок будет готов осуществить движение в противоположном направлении — в сторону отделение от матери для построения собственного я и будущей самостоятельности.

Тепло.

Ребенок еще не способен в полной мере полноценно регулировать температуру своего тела. У новорожденных она составляет 37-37.2 градуса. Поэтому после рождения важно следить за температурой малышей и постоянно поддерживать ее в указанных пределах. При охлаждении нагреть, при перегревании раздеть. Для согревания можно использовать контакт тело ребенка к телу матери, как средство быстрого действия. Использовать теплое одеяло для тела и мягкую теплую шапочку. К концу второй недели ребенок обычно уже самостоятельного хорошо поддерживает температуру тела, и его уже можно одевать по погоде.

Питание

Ребенок внутриутробно привык получать еду по пуповине постоянно. Это обосновывает необходимость питания малышей по требованию, особенно в первые месяцы. В этот период постепенно устанавливается внутреннее чувство голода и сытости. В этот период не рекомендуется питание «по часам». Установление графика еще впереди, и на практике ребенок приходит к этому самостоятельно. Прислушайтесь к потребностям именно своего малыша, и он подскажет как и с каким интервалом он хочет есть, ведь каждый ребенок — это уже личность со своей индивидуальностью.

Пеленание

Царившая в течение длительного времени идея «тугого» пеленания младенцев завершилась бурным переходом в свою противоположность: пеленание названо «вредным», «опасным», «подавляющим чувство свободы» и награждено еще массой других неприятных определений.

Как же опасные крайности, особенно в медицине, тем более в вопросе развития человека!

Новорожденному и грудничку первых месяцев жизни необходима имитация стенок матки и во время активности, и во время сна, иллюзия замкнутого пространства, некоторое ограничение пока непроизвольных, хаотичных движений ручек и ножек. Все это может обеспечить мягкое, свободное пеленание трикотажным полотном, как минимум, на время сна.

Положение тела ребенка

Сгруппированная поза с ручками перед собой, на боку или на спине с использованием валиков или кокона. Эта поза, по выводам детских неврологов, неоценима для новорожденных. Кроме благотворного влияния на процессы пищеварения, она также напоминает ребенку его внутриутробную позицию — свернувшись клубочком.

«Стандартная» поза на спине на жестком матрасе усиливает не только ощущение дискомфорта в животе но и тревогу малышей, и его страх перед действительно огромным для него пространством. Тревога и страх запускает целую гормональную бурю в организме ребенка. Что в свою очередь может вызвать развитие различного рода заболеваний.

Шипящие звуки

Недаром самым распространенным способом успокоить ребенка во все времена были шипящие звуки: «ш-ш-ш», «ч-ч-ч». Со своей внутриутробной жизни дети помнят так называемый «белый шум», созданный непрерывным током крови по крупным сосудам организма матери.

Младенец успокаивается, услышав звук включенного фена или пылесосы. Записи белого шума можно найти сейчас в свободном доступе в интернете и использовать, например, во время сна малыша.

Укачивания

Каждое движение беременной женщины, каждый поворот ее тела вызывают мирное покачивание плода. Это знакомое и успокаивающее чувство для новорожденных, но сразу после появления на свет оно исчезает. Оставаясь долгое время в положении неподвижности (так как ребенок еще не может управлять движениями своего тела), дети начинают беспокоится.

Чаще, по возможности и по желанию, носите ребенка на руках. Так ребенок привыкнет только к одному — к ощущению, что его любят и он желанный для родителей! А распространенные утверждения о том, что так ребенка «разбалуешь» или «приучишь» в свете последних исследований и по мнению мировых педиатров и психологов носят глубоко ошибочный по сути и глубоко травмирующее по действию для ребенка характер. Можно использовать слинг, который позволяет маме заниматься своими повседневными делами.

Сосание

Именно это важное занятие любого новорожденного оказывает успокаивающий эффект на нервную систему, снижает тревогу и страх. В целях удовлетворения потребности ребенка в сосании можно использовать пустышку, сосок по желанию ребенка и самой матери. На самом деле малыш может и охотно посасывает свии пальчики, особенно когда лежит в сгруппированной позе, о которой речь шла выше. Эта поза удобна и полезна для ребенка, потому что руки и пальчики у ребенка в ней находятся перед лицом, так как это было весь внутриутробный период.

Это и многое другое в уходе за детьми, выработанное и действовавшее в течение многих веков в разных культурах мира, давно известно, но, к сожалению, обесценено и забыто в современном обществе.

Теперь отдельно хочется сказать, что не стоит делать в период «четвертого триместра»

Доктор медицины Харвей Карп утверждает, что самым большим испытанием для новорожденных является избыток стимулов — зрительных, слуховых, тактильных. Создающие таковые современные супер-стимулирующие игрушки. Предметы, которые мы даем ребенку, должны выполнять задачу развития и формирования физического и психического здоровья. Современные игрушки, в большинстве своем, развлекают и чрезмерно стимулируют нервную систему, которая еще формируется. Если к вам собираются гости, закажите им вместо погремушки и музыкальных игрушек чудо-осьминожка . В первые недели малышу прекрасно подойдет такая «игрушка».

С самого начала такой осьминожек использовался в реабилитации недоношенных детей с 2013 года в Европе. Однажды одна мать связала игрушку восьминожку своему малышу, что родился раньше и находился в кювезе. Результат шокировал — ребенок стал спокойнее, дыхание выровнялось и ребенок перестал извлекать зонд, через который поступало питание. Во время исследований выяснилось, что такая «игрушка» благоприятно влияет на нервную систему, успокаивает и стимулирует здоровое психоэмоциональное развитие ребенка. Причина в сходстве ощущений, возникающих у детей при захватывании щупалец игрушки — малыши, хватаясь за щупальца, делают это так же, как хватались за пуповину, находясь в животика матери. Исследования показали, что хватательный рефлекс младенцев имеет успокаивающее действие, и когда ребенок сжимает ваш палец, его сердце начинает биться медленнее. Тактильный контакт невероятно важен малышу, в любом возрасте!

Особое внимание следует уделить материалу, из которого производится осьминог и его размерам. Он должен быть наиболее безопасным для детей и легко стираться.

1. Голова осьминожка должна быть не менее 4,5 см и тело не более 10 см.
2. Щупальца не более 20 см в вытянутом состоянии.
3. Нити, из которых вяжется игрушка, должна быть из качественного 100% хлопка. Вязкая плотная.
4. Наполнитель — гипоаллергенный холлофайбер в форме кружочков или шариков. Наполнять игрушку нужно плотно, так как после многократных стирок наполнитель скатывается и изделие теряет форму. Наполнитель помещают в мешочек из капрона.
5. Все части изделия должны быть прочно сшить, не допускается использования пуговиц и украшений. Осьминожек может быть вовсе без глаз и рта, у него другая функция.

Чтобы облегчить малышу и так непростой период и помочь завершить переход в большой мир, постарайтесь создать такие необходимые ему вышеописанные условия. О том, какие игрушки и стимулы лучше использовать в первые три месяца и первый год ребенка, читайте в следующих статьях.

О таком явлении, как четвёртый триместр, заговорили не так давно. Когда я появилась на свет, мои родители и слыхом не слыхивали о таком периоде. Тогда детей после рождения сразу отделяли от мам, туго пеленали и кормили по часам. Сейчас же всё кардинально поменялось. Такие изменения связаны с глубоким изучением психики человека и, в частности, психики новорождённых детей. И вот сейчас мы имеем дружественные к ребёнку роддома, где малыши после рождения сразу отдаются в заботливые руки мам, педиатры в большинстве своём советуют кормить новорождённых детей по требованию и больше носить на руках.

Так распорядилась эволюция

К счастью, постепенно признаются глубокие потребности новорождённых крох. А период, когда нужно безотказно эти потребности удовлетворять, называется четвёртым триместром. Мы с вами знаем три триместра беременности, последний заканчивается родами, малыш отделяется от тела матери, пуповина пересекается. А дальше мы видим крохотное существо, которое никак не приспособлено жить в большом мире. Ребёнок совершенно незрел. Так уж распорядилась эволюция: дав человеку большой мозг, она сильно укоротила период вынашивания человеческих детёнышей. Кроме того, из комфортной и безопасной утробы, где были плавные покачивания, монотонный шум материнского сердца, тепло, ребёнок попадает в огромный мир, где много пространства, света и шума. Неслабая встрясочка!

И вот этот самый четвёртый триместр – это три месяца, в которые происходит плавная адаптация ребёнка к ранее незнакомому и большому миру. И так же, как во время беременности, в это время малыша необходимо как бы донашивать в материнских объятиях.

Зачем маме и ребёнку четвёртый триместр?

Процесс донашивания ребёнка тесно связан с психоэмоциональным развитием новорождённого. Ребёнок развивается через ощущения. Младенцу можно долго объяснять, что надо перестать плакать, но затихнет он только у материнской груди. Всё дело в особом развитии мозга новорождённых. К моменту рождения у детей в совершенстве работает лишь одна область мозга – лимбическая система. Её ещё называют древним или эмоциональным мозгом. Это как раз то самое место, в котором рождаются наши ощущения, эмоции, а впоследствии и чувства. А вот кора головного мозга у новорождённых практически не развита. Т. е. всё познание мира у детей происходит через ощущения и эмоции: прикосновения, вкусы, запахи, звуки и т. д. Дети не способны ничего понимать, у них ещё не созрели в мозге структуры, отвечающие за понимание, дети способны лишь чувствовать.

В процессе донашивания адаптация малыша к большому миру происходит как раз через ощущения. Когда мама носит его на руках, когда кормит своим молоком, когда, лёжа у неё на груди, он слышит знакомые звуки её сердца. Всё это помогает ребёнку ощутить безопасность, снизить тревогу, связанную с новыми и незнакомыми условиями жизни. А ещё в этот период ребёнок по-новому знакомится со своей мамой, запоминает её прикосновение, запах, звук её голоса.

Для матери этот период не менее важен, чем для младенца. Буквально недавно ребёнок был частью её тела, она чувствовала его движения, ощущала, когда он икает, не заботилась о том, чтобы кормить его. Мать и дитя были одним целым. И вот в течение нескольких часов произошло разъединение целого на ребёнка и его мать. Как научиться заботиться об этом инопланетянине? Как научиться его понимать? Я помню, как не могла уснуть в первый месяц жизни своего сына, потому что он был далеко и я не слышала, не ощущала его дыхания рядом. Наверное, каждая мама может вспомнить, как вставала по несколько раз за ночь, чтобы проверить, дышит ли малыш. Эта тревога связана с тем самым разделением когда-то единых матери и дитя. И вот чтобы научиться понимать, откликаться, узнать своего ребёнка, мамам и необходим период донашивания. Когда мы учимся держать его так, как удобно нам и ему, мы учимся различать оттенки плача, учимся успокаивать его, налаживаем лактацию. А как известно, именно тесный контакт матери и ребёнка способствует появлению молока и сокращению матки после родов.

Как правильно провести четвёртый триместр?

Вот и получается, что донашивание необходимо и маме, и малышу в одинаковой степени. Но как провести этот период наиболее правильно?

    Доступная мама. В этот период присутствие мамы, это витальная (т. е. жизненная) потребность ребёнка. Мамины объятия, звук её голоса, вкус её молока, запах, ритмичные движения при ходьбе – всё это как бы даёт понять ребёнку, что он в безопасности, а значит, можно расслабиться и постепенно привыкать и осваиваться.

    Носите ребёнка на руках, поддерживайте контакт "кожа к коже", используйте свободное пеленание. А ещё помогайте ребёнку занимать позу, которая для него была привычна в утробе: на боку или на животе во время бодрствования. Это не только укрепляет мышцы живота, но и помогает ребёнку чувствовать опору и безопасность.

    Кормите по требованию. Через сосание и вкус материнского молока дети отпускают тревогу, связанную с нахождением в новом месте. И в первые три месяца жизни ещё трудно говорить о каком-либо режиме, главное, в чём должен малыш увериться, так это в том, что мамино молоко – его пропитание, основа его жизни – всегда доступно ему. Это напрямую связано у ребёнка с чувством безопасности и покоя в большом мире.

    Откликайтесь на плач. Дети в этот период могут довольно много плакать. Плач – это единственное средство коммуникации маленького человека с миром. И вот прежде чем он научится пользоваться плачем правильно, мама несколько сот раз подпрыгнет в тревоге к нему, чтобы понять, что же он хочет.

    Будьте как можно больше вместе без посторонних. Ваши бабушки и тёти могут взять на себя почётные бытовые обязанности: помыть пол, приготовить вам еду, развесить бельё, а вот нахождение с ребёнком – теперь только ваша привилегия. И пусть они хоть 100 детей воспитали, вашего ребёнка можете почувствовать и понять только вы.

Оканчивается четвёртый триместр примерно через три месяца, когда у малышей появляется отчётливый комплекс оживления – это когда ребёнок, завидев маму, начинает отчаянно сучить ножками, махать ручками, улыбается и весь будто бежит вам навстречу. Это значит, что адаптация прошла успешно.


Чего не следует делать в этот период?

    Учить самостоятельному засыпанию . Если ваш младенец в 1,5 месяца криком кричит и не хочет спать в кроватке, то это он не манипулирует, а на самом деле смертельно боится остаться без мамы. Поберегите свой педагогический талант месяцев до 6 хотя бы.

    Формировать режим дня. В период донашивания вполне нормальны путаница дня и ночи, непостоянный режим кормления. То ребёнок ест каждые полчаса, а то засыпает на 4 часа днём. Это время адаптации, и тут возможны всякие перемены.

    Отучать от рук. Старшее поколение часто пугает молодых мам, что, мол, к рукам детей приучите. Мне часто такое приходилось слышать от бабушек моих детей. Так вот, к рукам приучить невозможно. А в процессе донашивания, как я уже сказала, мамины руки жизненно необходимы детям.

    Как-либо воспитывать. Любые воспитательные и обучающие методики отложите на потом. Ведь если вы ещё не научились держаться на воде, то бесполезно учить вас синхронному плаванью. Так вот, детки в первые три месяца только учатся жить в этом мире, и им не до карточек Домана или кубиков Зайцева.

Первые три месяца с новорождённым ребёнком подобны переселению на другую планету. Всё меняется. И нам, и этому маленькому человеку требуется время, чтобы свыкнуться с этими переменами и научиться жить в новых условиях. Подобно диким животным, мы сворачиваемся в своих гнёздах, чтобы обнюхать, привыкнуть к своим младенцам. Злимся на бабушек, которые готовы сразу после выписки нянчиться с младенцем круглосуточно. Немного отгораживаемся от мира, пытаемся справиться с собой новой, когда болит грудь от приливов молока, накатывают то приступы радости, то отчаянья. Всё это шаги в новую, совсем другую жизнь, и они всегда нелегки. Остановитесь, возьмите своих детей на руки. Где-то глубоко вы всё ещё единое целое, два нуждающихся друг в друге человека. Услышьте эту связь, чтобы построить свои отношения друг с другом.

Еще пару десятков лет назад психологи не проявляли особого интереса к первому году жизни человека (о внутриутробном периоде речь вообще не шла), а уж мысль о том, чтобы считать первые месяцы значимыми, могла показаться вовсе абсурдной.

Современными же учеными доказано, что даже у малыша, который только готовится к появлению на свет, функционируют все органы чувств, а его мозг, начиная со второй половины беременности, не только воспринимает стимулы, но и активно на них реагирует. Его “мысли” - это вовсе и не мысли в нашем понимании, а лишь довольно размытые образы-ощущения. Однако к моменту появления на свет он, наверняка, успевает усвоить, что мир - это замкнутое и довольно-таки тесное пространство, в котором температура и влажность всегда одинаковы, где не бывает чувства голода, где звуки приглушены, тактильные ощущения - мягки...

И вот он рождается. И все меняется. Джудит Виорст, написавшая известную книгу “Необходимые утраты”, отмечала, что жизнь каждого человека начинается с утраты - безвозвратной потери привычного для него мира. В наши дни уже никого, наверное, не удивить высказываниями о том, что роды - это стресс ребенка. Но ситуация гораздо драматичнее, чем может показаться на первый взгляд, поскольку даже доношенный новорожденный на самом деле не готов родиться.

Изгнание из рая
Биологи установили, что человеческое дитя появляется на свет гораздо более незрелым, чем следовало бы, и что “укорочение” внутриутробного периода развития произошло благодаря объективным причинам: увеличению объема головного мозга человека (и, соответственно, размера головы), а также изменению строения женского таза в процессе эволюции. Одним словом, если бы младенец дозревал в матке до положенного срока, он просто не смог бы появиться на свет!

Кстати, отвлекитесь и проделайте маленький мысленный опыт: представьте себе младенца! Получилось? У большинства людей возникает образ улыбающегося розовощекого карапузика в возрасте примерно трех месяцев, но отнюдь не новорожденного. Вот вам еще одно доказательство того, что роды у представителей рода человеческого происходят явно преждевременно.

Большинство ученых-биологов сходятся во мнении, что продолжительность беременности у человека должна была бы составлять двенадцать месяцев, и что истинное рождение homo sapiens знаменует комплекс оживления - появление бурной эмоциональной реакции (с активными движениями ручками-ножками, улыбками, гулением) на близких людей, в первую очередь, на маму - к концу третьего месяца жизни.

Итак, отделившись от мамы физически, кроха совершенно не готов к автономному существованию. В течение трех месяцев после появления на свет его психика “запрограммирована” исключительно на восприятие ситуации “я сижу внутри мамы”. Итак, с одной стороны - условия, в которые попадает среднестатистический новорожденный, а с другой - его потребность “продолжать жить в матке”. Теперь вам должно быть понятно, почему главной задачей психического развития крохи в первые три месяца жизни является восстановление целостности с мамой, или, как говорят психологи - создание диадических отношений. Воссоздав это единство, ребенок будет готов начать движение в обратном направлении - к отделению от мамы, к “построению” образа Я, к самостоятельности, о чем мы поговорим в следующих выпусках журнала.

Пятишаговая методика доктора Карпа
Известный американский исследователь, автор термина “четвертый триместр беременности”, доктор медицины Харвей Карп утверждает, что самое большое испытание для новорожденного, это избыток стимулов - зрительных, слуховых, тактильных. Чтобы облегчить малышу этот непростой период и помочь завершить “психологическое рождение”, Карп предлагает методику, состоящую из пяти шагов:

Пеленание. Господствовавшая в течение долгого времени идея “тугого” пеленания грудничков завершилась бурным переходом в свою противоположность: пеленание было объявлено “вредным”, “опасным”, “угнетающим чувство свободы” и награждено еще массой неприятных определений. На рынках и в магазинах появились ползунки и кофточки размера “56” - неведомого еще десяток лет назад. Не пеленать стало в некотором смысле модно. Но вся эта история с пеленанием - яркий показатель того, настолько экстремальными могут оказаться крайности и как важно придерживаться золотой середины. Новорожденному и малышу первых месяцев жизни необходима имитация стенок матки, иллюзия замкнутого пространства, некоторое ограничение пока еще непроизвольных, хаотичных движений ручек и ножек. Все это может обеспечить мягкое, свободное пеленание, как минимум, на время сна.

Положения тела ребенка на боку или на животе, но не на спине (во время бодрствования). Помимо благотворного влияния на пищеварение, они “напоминают” крохе его внутриутробную позицию: свернувшись клубочком. “Стандартное” же положение на спине усиливает не только ощущение дискомфорта в животике (вспомните, как вам хочется лежать, если болит живот: вытянувшись пластом на спине или свернувшись на боку?), но и тревогу малыша, его страх перед поистине огромным для него пространством комнаты. Совет: попробуйте успокоить плачущего кроху, поносив его, держа в вертикальном положении (“столбиком”), а не в более привычном горизонтальном.

Шипящие звуки.

Укачивание. Каждое движение беременной женщины, каждый поворот ее тела вызывают мерное покачивание плода. Это знакомое и успокаивающее ощущение для новорожденного, но сразу после появления на свет оно исчезает. Оставаясь долгое время в неподвижном положении (ведь сам малыш еще не может управлять своим телом), малютка начинает беспокоиться. Поэтому почаще носите его на руках, или в лоскутном держателе слинге (не путайте с “рюкзачком!”), который позволяет маме заниматься всеми повседневными делами в малышом под сердцем - вот уж действительно удобное приспособление для “донашивания” крохи! Кстати, всем известно, что один из способов быстро успокоить грудничка - проехаться с ним в коляске или автомобиле, когда действует все то же укачивание.

Сосание. Это самое важное занятие любого грудничка оказывает успокаивающий эффект на нервную систему. Харвей Карп советует использовать пустышку, другие специалисты категорически возражают против “искусственного заменителя” маминой груди. В любом случае, малютке первых месяцев не повредит сосание пальчика - ведь это его любимое развлечение примерно с 20-й недели внутриутробного развития.

Д-р Карп пишет, что он всего лишь заново открыл давние секреты ухода за младенцами, выработавшиеся и действовавшие на протяжении многих столетий в разных культурах, но обесцененные и забытые в индустриализированном обществе.

Четвертый триместр у мамы
Кстати, мать также переживает некое подобие четвертого триместра беременности. Хотя “интересное положение” заканчивается в один день, психика продолжает некоторое время функционировать по беременному “сценарию”: сохраняются те самые эмоциональная изменчивость, повышенная ранимость, некоторая нелогичность мышления, а также... ощущение себя и ребенка одним целым, как это было на протяжении долгих девяти месяцев! Так природа позаботилась о том, чтобы дать прекрасные стартовые условия развитию диадических отношений между мамой и малышом; именно мама способна почувствовать кроху как никто другой. У них есть все, чтобы на первые три месяца вновь стать единым целым. Самое главное - им в этом не мешать чрезмерными советами и давлением, толпами советчиков и помощников. Сразу оговорюсь: помощь молодой маме, безусловно, нужна, но пусть она выражается в кастрюле сваренного борща, убранной квартире, выстиранном и выглаженном белье, походе за покупками. Ненормальна ситуация, когда все эти хозяйственные хлопоты ложатся на плечи женщины, едва оправившейся после родов, в то время как родственники активно “помогают” ей, не позволяя даже подойти к малышу.

Лечение любовью
Как быть, если у вашего малыша “четвертый триместр беременности” был не таким, как описано в этой статье? Во-первых, не позволить себе огорчиться и зациклиться на этом. Мы не раз говорили о том, что воспитание ребенка нельзя сводить к воздействию отдельных факторов - важно все в комплексе.

Если никаких негативных последствий, скажем, сна в отдельной комнате с рождения, вы не видите, если малыш растет здоровым и веселым - все хорошо. Но, заметив сложности, которые можно связать с нарушением хода “четвертого триместра”, например, “цепляние” за маму, страх отойти от нее даже на минутку, повышенная тревожность крохи, - в ваших силах помочь ему. Во-первых, на некоторое время забудьте о своих воспитательных амбициях и подарите малышу то, в чем он так нуждается - ощущение “мама всегда со мной”. Почаще берите его на руки, целуйте, обнимайте. Попробуйте забыть все свои претензии к нему (несамостоятельный, нытик, и проч.) и подарить действительно безусловную любовь. Научитесь активному слушанию ребенка и эмоциональному присутствию с ним (быть в “здесь и сейчас”). Во многих случаях, такой коррекции бывает достаточно, чтобы малыш, вдоволь “накупавшись” в желаемом ощущении, стал более уверенным и самостоятельным. Упущенный этап развития восполняется, и ребенок выходит на новую ступень своего развития. Но иногда необходима консультация детского психолога.

Психолог Т. Болотова в книге “Как помочь себе и своему ребенку” предлагает такую методику: “Если ваш ребенок уже достаточно подрос (по крайней мере, ему уже больше двух лет), вы можете попробовать «прожить» с ним момент его рождения еще раз. То есть “поднять” родовое воспоминание из глубин его подсознания для повторного, теперь уже осознанного, переживания, и внести в него свои родительские коррективы. Как это делается? Подойдите тихо к своему ребенку, неожиданно обхватите его сзади, произнеся при этом твердо: “Моё!” И следите за его реакцией. Испугался ли он вас? Это показатель того, насколько он доверяет вам и окружающему миру. Пытается ли он сам выбраться из этой ситуации “захвата” или предпочитает подождать окончания игры? Если он выберет последнее, стимулируйте его к поиску свободы, заставьте его желать избавления от ваших объятий (например, каким-то сюрпризом в соседней комнате). Разозлите его борьбой, пусть он выплеснет из своего подсознания родовую память, освободится от своих зажимов и от своей младенческой обиды на вас, вспомнит все и вновь забудет, но уже успокоенный вашей любовью и заботой, простыми, все объясняющими словами: “Вот так ты появился на свет”.

С точки зрения биологии
Как известно, бывают детеныши зрелорождающиеся - способные сразу после появления на свет бежать за мамой и добывать себе пищу (кстати, новорожденные ягнята и козлята могут, не утомляясь, бегать до двух часов подряд!), и незрелорождающиеся - неспособные к самостоятельному существованию и нуждающиеся в длительной опеке со стороны матери.

Однако эта классификация не полна. Например, в нее не вписываются живущие на деревьях обезьяны. Их детеныши не настолько беспомощны, чтобы оставаться в гнезде, но и не способны следовать самостоятельно за матерью. Это другой биологический вид млекопитающих, когда детенышей носит мать, а они цепляются за ее шерсть. Исследователь-зоолог Б. Хассенштейн называет их "несенышами". И человеческого младенца, скорее всего, можно назвать "несенышем". Это подтверждает рефлекс Робинсона: новорожденный человечек бессознательно сжимает пальцы ладоней, если в них что-нибудь вложить, и захват бывает настолько крепким, что малыша, ухватившегося за пальцы взрослого, вполне можно поднять в воздух. Итак, младенцу природой предначертано “донашиваться” на руках у матери. Это подтверждает и другая исследовательница Жак Ледлофф, автор книги “Как вырастить ребенка счастливым” (кстати, рекомендую ее всем, кого интересует психология воспитания грудничка). “Ребенку нужно постоянно быть с матерью, чувствовать ее тепло, слышать стук ее сердца, иметь возможность приложиться к ее груди, как только он почувствует голод. Только на руках у матери ребенок чувствует себя полностью защищенным и, двигаясь вместе с матерью, получает разнообразные впечатления, необходимые ему для правильного развития.” - пишет Ж. Ледлофф.

Кстати, у тех детенышей животных, которые рождаются зрелыми, соотношение массы головного мозга к массе тела примерно такое, как у человеческого годовалого ребенка. Именно в этом возрасте он появлялся бы на свет в том фантастическом случае, если бы ему предстояло рождаться зрелым.

Состояния младенца
Известный голландский врач Хайнц Прехтель выделил пять состояний новорожденного ребенка.
1. Глубокий сон. Ребенок неподвижен, его глаза закрыты, дышит ровно, не реагирует на свет и шум.
2. Фаза “активного” сна. Глаза у ребенка закрыты, но он производит какие-то движения. Специалисты называют это состояние "активным сном". Ребенок тянется, сучит ножками, гримасничает. Такой сон может легко прерываться какими-то внешними раздражителями.
З. Фаза активного бодрствования. Ребенок прислушивается к звукам, наблюдает, широко раскрыв глаза, за происходящим вокруг.
4. Фаза пассивного бодрствования. Новорожденный не спит, но он почти неподвижен и кажется, что он “медитирует”, постигая смысл происходящего вокруг, но при этом безучастен. Если попытаться его отвлечь в такие “созерцательные” моменты - он обычно раздражается и начинает плакать.
5. Плач. Это основной и самый мощный сигнал, посылаемый ребенком. Кроха плачет, испытывая голод и дискомфорт (слишком жарко, холодно, неудобное положение, мокрые пеленки, слишком яркий свет). Но больше всего пугает родителей плач по непонятной причине. Вышеупомянутый д-р Карп считает, что предложенная им пятишаговая методика позволяет свести время “непонятного” плача на нет.

Елена ЧЕРНЕНКО, пренатальный психолог

Безусловно, беременность у человека длится 9 месяцев. Этот факт известен всем и каждому. Особенности гестации, этапы внутриутробного развития ребенка позволили условно поделить эти месяцы на триместры. Внутри мамы малыш развивается три триместра, а дальше, как говорят сегодня специалисты сегодня, календарь беременности не обрывается. «Донашивание» должно проводиться и после родов. MedAboutMe рассказывает, почему это нужно, и как правильно себя вести молодым мамам.

Не так давно неонатологами, педиатрами, психологами особое внимание первым месяцам жизни ребенка не уделялось, а о периоде внутриутробного развития и речь не шла. Разовьется, родится здоровым, подрастет - вот тогда и будем говорить про формирование личности, характера и прочих особенностей. А пока ребенок мал, пусть ест, спит и, по возможности, не очень досаждает родителям.
Роль первых месяцев в психическом развитии не учитывалась совершенно. Тем не менее, биологами давным-давно выявлено, что человеческий детеныш рождается намного менее зрелым, чем любое другое млекопитающее существо. Эту жертву в процессе эволюции мы принесли сами, хотя и неосознанно: сокращение периода беременности - результат человеческой «разумности», когда разум (то есть объем мозга в соотношении к телу) повлек увеличение размера головы. И если дать ребенку развиться внутри матери до момента точки функционирования систем и органов, включая мозг, то родиться у него не получится: голова не пройдет через родовые пути.

На данный момент большинство специалистов пришли к единому мнению: беременность у homo sapiens должна бы длиться 12, а не 9 месяцев. Тогда и физиологическая, и психическая зрелость ребенка соответствовала бы принятым «стандартам» среди детенышей животного мира. И, кстати, намного меньше было бы проблем с коликами и газиками, возникающими из-за незрелости системы пищеварения. Однако пролонгировать беременность мы не в силах - это погубит и мать, и малыша. А что же делать?

Чтобы максимально компенсировать недостающий период внутриутробного развития, условный «календарь беременности» надо продлить еще на три месяца, сохраняя для новорожденного максимально привычное окружение. Его тело и психика требуют все еще «быть в маме», и требования надо уважать: ребенок после родов не готов к отделению. Примерно такие опыты проводились над недоношенными детьми И. Б. Чарковским, когда младенцев помещали в теплую воду, ограниченное пространство с затемненным освещением. Но о подобных экстремальных условиях речь, конечно, не идет: ребенок - не дельфин, и с появлением на свет ему приходится адаптироваться к воздушной среде. Так как помочь и не навредить?

  • Единство с мамой

Чтобы формировалась здоровая психика, тот самый «здоровый дух», который определяет и здоровье тела, ребенку нужно ощущение целостности с мамой, ее любовь, физическое и эмоциональное единство. Только после того, как малыш «напитается» единством и любовью, он сможет начать отделение от нее, построение своего Я, самостоятельной личности.

  • Тепло

Терморегуляция новорожденного несовершенна, не в состоянии поддерживать тепло тела, как это делают взрослые. Именно поэтому необходимо следить и за температурой тела младенца (в норме она 37,2-3°С), и за показателями градусника в детской. Важно помнить: перегрев также опасен для младенцев, как и переохлаждение, поэтому стоит следить за признаками обоих состояний.

Чтобы сразу выполнить три условия пролонгированного «календаря беременности», можно согревать малыша собственным теплом: это и контакт, и звуки, и запах, и регуляция температуры. Строго следить за выполнением этого условия надо не менее двух недель: только примерно в этом возрасте ребенок начинает более-менее справляться с терморегуляцией.

  • Кормление

Период внутриутробного развития - это не только время, когда нет нужды самостоятельно «добывать» еду из маминой груди или бутылочки. Это 9 месяцев отсутствия даже малейшего голода: питательные вещества поступают через пуповину постоянно. Поэтому кормить малышей в первые месяцы надо по требованию, никаких режимов и графиков, приучения к ночным перерывам быть не должно.
Со временем ребенок научится распознавать голод, сытость, а родители - улавливать потребности и понимать, какой интервал можно устанавливать между кормлениями. Как правило, современный «режим» кормления - это не четкие часы и минуты, а примерный график, который ребенок и мама вырабатывают вместе. И это правильно.

  • Тесное пространство

Довольно долго считалось, что младенцев надо пеленать потуже, прижимая ручки к телу, и дебаты шли только среди приверженцев вытянутых «для прямоты» ножек или согнутых в коленях и бедрах. Потом внезапно сам принцип пеленания, ограничения движения детей стал вдруг опасным для развития, вредным для здоровья и вообще мешающим свободе личности. Где правда?

И то, и другое - крайности. Но раз уж мы говорим об пролонгированном календаре беременности, то стоит вспомнить, что внутри матки ребенок на поздних сроках как раз весьма ограничен в свободе движений: куда ни ткни, везде мама. А значит, продлевая , в первые месяцы надо имитировать ограниченное пространство, чтобы снизить количество хаотичных движений, которые пугают самого грудничка. Иллюзию можно с успехом создавать при помощи свободного пеленания, хотя бы во время засыпания и сна.

  • Положение тела

Имитация внутриутробной позиции приветствуется сегодня всеми: и педиатрами, и неврологами, и родителями, которые сражаются с проявлениями младенческих колик. Свернувшись «в клубочек», сгруппировавшись лежа на боку или на спинке, легче переживают адаптацию к новому миру - эта поза имитирует пребывание внутри мамы. Почему это важно?
Классическая поза лежа на спинке, на жестком матрасике не только влияет на усиление дискомфорта в кишечнике, она существенно отличается от привычной. Ребенок начинает тревожиться, бояться огромного мира перед собой, а страхи и тревоги неизбежно вызывают выброс сначала адреналина, а потом - постоянный повышенный уровень кортизола. Такая гормональная буря вредит и психике, и физиологии, вызывая массу различных дисфункций и болезней.

Имитировать нужную позу несложно при помощи валиков из одеяла, специальных устройств типа удерживателей или «коконов» для сна.

  • Звуковое сопровождение

Кто не «шипел» для успокоения ребенка, тот его не успокаивал. «Ч-ч-ч-ч», «ш-ш-ш-ш», весь арсенал шипящих звуков во всех языках использовался матерями всех поколений. Это - имитация «белого шума», именно тех звуков, которые дети слышат внутри мамы благодаря непрерывному кровотоку в крупных сосудах материнского тела.
Именно поэтому дети так любят звуки шумящего фена, пылесоса, треска старых радиоприемников. Сегодня есть и специальные устройства, производящие белый шум для младенцев, но можно ограничиться и скачиванием звуковых файлов в интернете, или старым бабушкиным методом «ш-ш-ш-ш».

  • Укачивание

Еще один процесс, вызывавший немало дебатов в правилах ухода за ребенком. «Не надо приучать к ручкам, не укачивай, привыкнет - не отучишь!» Сколько копий сломано о вопрос укачивания. При этом забывается тот факт, что целых девять месяцев беременности мама невольно приучала плод к постоянному движению: все повороты тела вызывали легкие покачивания ребенка внутри. И это ощущение дарило успокоение. А после родов его отсутствие вызывает тревогу.
Сегодня педиатры с мировым именем советуют носить малыша на ручках или в слинге, чтобы избежать травмирования психики резким отказом от привычного движения. И приучить так ребенка можно только к чувству, что он - любим и желанен, что его не бросили одного сразу после выхода из мамы.

  • Сосание

Еще один важный успокаивающий фактор: ребенок всю беременность, как только появлялась возможность дотянуться до рта, сосал пальчики, пуповину, готовясь к новому типу кормления и успокаиваясь. Поэтому ограничивать проявления сосательного рефлекса в первые месяцы категорически нельзя. Пусть сосет: грудь, пустышку, даже пальчики. До полугода это совершенно естественно и необходимо для снижения уровня тревожности.

Что не стоит делать в «четвертом триместре беременности»

Перечисленные выше методы, по сути, хорошо известные старые правила ухода за новорожденными, которых до сих пор придерживаются во многих племенах, не «испорченных» цивилизацией. И сегодня индустриальное общество, признавая и подтверждая исследованиями многовековую мудрость, старается к ним вернуться. Однако «цивилизация» и общество потребления вносят свои коррективы, и мейнстрим требует «развивать с пеленок», причем совсем не так, как того требует младенческая физиология.

По мнению Харвея Карпа, доктора медицины, педиатра, избыточная стимуляция - самое тяжелое испытание для психики младенца. Обилие раздражителей для зрения, слуха, тактильного восприятия не только не «развивает», но и вредит новорожденным и грудничкам в первые месяцы. Современные игрушки созданы без учета восприятия младенцев, и их стоит до определенного времени избегать: они слишком напрягают нервную систему, которая и так перегружена новыми условиями. Время для погремушек, музыкальных игрушек, ковриков и мобилей придет через 2-3 месяца после родов, когда малыш свыкнется с новым светом, обычными звуками и заменой ощущения теплой влаги на ткань и подгузник.

Оптимальной игрушкой для первого месяца жизни считают «осьминожку», использующегося как часть процесса реабилитации недоношенных в европейских странах. Эта игрушка, согласно исследованиям, срабатывает также, как хватание пальцев взрослого, успокаивая сердечный ритм и улучшая психоэмоциональное самочувствие младенца. А все потому, что она имитирует привычное ощущение - дети внутри мам нередко держат в ручках пуповину.
Такого осьминожка можно купить, а можно сделать самостоятельно, следуя простым правилам:

  • размер головы - от 5 см, тела - до 10 см, длина щупалец - до 20 см;
  • осьминожку делают из хлопковых нитей, связанных плотной вязкой, с набивкой головы и туловища холофайбером, помещенным в капроновый мешочек. При выборе материала надо учитывать необходимость частой стирки;
  • все части надо крепко сшивать, и не украшать игрушку пуговками, глазками и прочими мелкими деталями.

Период после рождения ребенка - время кризисного изменения его привычного мира. Если создать правильные условия, помочь плавно привыкнуть к новой жизни, малыш будет не только здоровее, но и намного счастливее.

Пройдите тест Ответьте на вопросы теста и узнайте, нужно ли вам принимать поливитамины.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Редкий ребёнок хорошо спит и мало плачет в первые месяцы жизни. Ещё меньшее число родителей пытается понять и тем более принять такое поведение, поскольку далеко не многие слышали о таком понятии, как . В , как его ещё называют, младенцу требуется особое отношение, близости мамы, практически постоянный контакт. Задача матери – предоставить необходимое, ведь это биологически обусловленная потребность.

Почему так важен

Учёным сообществом выяснено, что время вынашивания ребёнка с течением эволюции сократилось из-за увеличения головного мозга плода и уменьшения размеров таза у женских особей. Человеческие дети должны рождаться в возрасте 3 месяцев, то есть беременность должна составлять 12 месяцев вместо девяти. В связи с уменьшением срока вынашивания для младенца происходит вне тела матери.

В полости матки ребёнок пребывал в идеальных для него условиях:

    постоянная влажность и температура;

    умеренные покачивания в такт движениям мамы;

    непрерывное поступление питательных веществ;

    звук движения крови по материнским сосудам и другие звуки её организма;

    комфортное положение в матке, в так называемой позе младенца – свернувшись калачиком.

Чтобы обеспечить малышу полноценное психоэмоционально развитие, необходимо выполнение нескольких условий:

    мама всегда рядом и появляется по первому зову;

    постоянный эмоциональный и по возможности телесный контакт;