Что такое материнская забота. Материнская забота или, последствия чрезмерной любви матери

Безусловно, во всем мире нет ничего более надежного и крепкого, но, в то же время, нежного, чем материнская забота о своем ребенке. Любовь матери ‑ это идеальная любовь, отдающая и не просящая ничего взамен.

Но, к сожалению, в реальной жизни зачастую все отнюдь не так поэтично. Из-за отсутствия или нехватки любви матери в детстве уже взрослые люди испытывают серьезные психологические нарушения, «обрастают» вредными привычками, становятся слишком жесткими или, наоборот, абсолютно безвольными... Этот список можно продолжать бесконечно. Довольно часто психологи указывают в качестве причины тех или иных проблем недостаток материнской любви и заботы. Однако и чрезмерная любовь и забота со стороны мамы могут не слабо подпортить жизнь уже повзрослевшему чаду.

В больших количествах проявляемая любовь и забота матери могут быть слишком навязчивыми . Стараясь всеми силами удержать ребенка возле себя, тем самым она не дают чаду жить своей жизнью. Зачастую матери надеются, что их забота вернется бумерангом в старости. Но, к сожалению, нередко излишне окруженные заботой дети вырастают эгоистичными, и для них не существует ничего выше и важнее их собственных желаний и потребностей.

Ставя малыша выше всех ценностей, жертвуя всем ради него, женщины добровольно разрушают жизнь и себе, и своему ребенку. Особенно часто такие ситуации наблюдаются в семьях одиноких мам с одним ребенком. Стараясь во всем помочь чаду и всячески ограничивая его от рутины и домашних забот, она выращивает ленивого и абсолютно неприспособленного к реальной жизни человека, не обремененного какими-либо стремлениями и желаниями личных достижений.

На самом деле, фанатичную любовь в неограниченных количествах матери к ребенку, на самом деле можно назвать просто материнским чувством. Вместо нескончаемой и бескорыстной любви женщиной владеют совсем другие чувства. Одно из основных ‑ чувство собственности . Мать считает, что малыш должен целиком и полностью принадлежать только ей. Она не хочет отпустить ребенка и препятствует всему, что способно хоть как-то встать на пути между ней и ее дитем. Такие женщины, как правило, становятся далеко не самыми лучшими свекровями и тещами, доставляя множество трудностей новой семье своего уже давно взрослого и самостоятельного ребенка.

Еще одно из распространенных чувств ‑ это эгоизм . Такие матери абсолютно уверены, что сын или дочь должен(а) всегда и во всем оказывать поддержку, в том числе материальную. Никто не спорит о необходимости помогать родителям. Но матери этой категории иногда переходят все разумные границы в своем желании заполучить ответный «стакан воды» от своего ребенка, например, требуя от него значительные финансовые вложения без надобности и абсолютно не считаясь с материальным положением сына или дочери на настоящий момент.

Ну и, наконец, очень уж часто встречающееся желание реализовать с помощью ребенка свои несбывшиеся мечты . Дети таких родителей ходят на нелюбимые кружки, учатся на неинтересных им профессиях, занимаются без желания спортом или музыкой. Матери, в свою очередь, всячески пытаются выбить из детей достижения в различных областях, которые интересны им самим. Таким образом, они пытаются как бы прожить свою собственную жизнь заново, сделать ее такой, как они хотят, абсолютно не руководствуясь желаниями и интересами своих отпрысков.

Подводя итоги, хочется сказать, что фраза «все должно быть в меру» отлично подходит и для материнской любви. И когда говорят, что любви много не бывает ‑ это не совсем верное утверждение. Как правило, так считают люди, которым ее не хватает, а не те, кто «задушены» этим самым чувством. Идеальная любовь матери любит и оберегает, но при этом всегда дает возможность своему ребенку принимать решения самостоятельно, не навязывая собственное мнение. Такая забота принимает любое решение своего отпрыска и всегда им дорожит, чтобы с ним не случилось. Важно найти именно ту самую «золотую середину» в проявлении этого чувства, тогда и ребенок и его мама будут счастливы и всегда рады друг другу.

Считается, что у матери есть сензитивный период материнства - первые 36 часов после родов. Если в этот период матери предоставлена возможность непосредственного общения с новорожденным, так называемый контакт "кожа - кожа", то у матери возникает психологический импринтинг на данного ребёнка, интимная (душевная) связь с ребёнком образуется быстрее, бывает более полноценной и глубокой. Детская улыбка - мощное поощрение для матери. Она придает этой улыбке коммуникативное значение, придает действиям ребёнка больше смысла, чем есть на самом деле. Впоследствии улыбка станет специфической реакцией на приближение человеческого лица, на звук знакомого голоса (С. Лебович, 1982). Таким образом, вовремя использованный сензитивный период материнства обращается в кольцо позитивных взаимодействий с ребёнком и служит гарантом хорошего контакта, тёплой и любящей атмосферы общения матери с ребёнком.

Отсутствие материнской заботы возникает как естественный результат при раздельном проживании с ребёнком, но, кроме того, оно часто существует в виде скрытой депривации (англ. лишение, утрата), когда ребёнок живёт в семье, но мать не ухаживает за ним, грубо обращается, эмоционально отвергает, относится безразлично. Всё это сказывается на ребёнке в виде общих нарушений психического развития.

Разные стили ухода и обращения с ребёнком начиная с первых дней его жизни формируют те или иные особенности его психики и поведения. Были выделены четыре типа материнского отношения.

Матери первого типа легко и органично приспосабливаются к потребностям ребёнка. Для них характерно поддерживающее, разрешающее поведение.

Матери второго типа сознательно стараются приспособиться к потребностям ребёнка. Не всегда успешная реализация этого стремления вносит в их поведение напряжённость, недостаток непосредственности в общении с ребёнком. Они чаще доминируют, а не уступают.

Матери третьего типа не проявляют большого интереса к ребёнку. Основу материнства составляет чувство долга. В отношениях с ребёнком почти нет теплоты и совсем нет спонтанности. В качестве основного инструмента воспитания такие матери применяют жёсткий контроль (например, они последовательно и сурово старались приучить ребёнка полутора лет к навыкам опрятности).

Матери четвёртого типа характеризуются непоследовательностью. Они проявляют неадекватность к возрасту и потребностям ребёнка, допускают много ошибок в воспитании и плохо понимают своего ребёнка. Их прямые воспитательные воздействия так же, как и реакции на одни и те же поступки ребёнка противоречивы.

Наиболее тяжелым для ребёнка оказывается четвёртый тип материнства, так как постоянная непредсказуемость материнских реакций лишает ребёнка ощущения стабильности окружающего мира и провоцируют повышенную тревожность. Если в материнском отношении преобладает отвержение, игнорирование потребностей ребёнка, то у ребёнка возникает чувство опасности. Дефицит родительской отзывчивости способствует возникновению чувства "выученной беспомощности", что впоследствии нередко приводит к апатии и даже депрессии.

Полное или частичное копирование материалов разрешено при условии установки прямой обратной ссылки на сайт Твой ребенок.ру

У всех млекопитающих, включая человека, материнское поведение довольно разнообразно. У ряда видов животных полезно прежде всего различать вскармливание, сооружение гнезда и возвращение матерью детеныша на место. Каждый из этих видов материнского поведения имеет жизненно важное значение для сохранения потомства, но в настоящий момент наибольший интерес для нас представляет поведение, направленное на возвращение детеныша.

Возвращение детеныша можно определить как любого рода родительское поведение, прогнозируемым результатом которого является либо возвращение детенышей в гнездо, либо к самой матери, либо то и другое. Грызуны и плотоядные переносят детенышей в зубах, приматы пользуются для этого передними конечностями. Помимо этого, животные большинства видов зовут своих детенышей, издавая характерный звук - обычно он тихий, нежный и низкий. Вызывая поведение привязанности, этот звук способствует возвращению детеныша к матери 1 .

__________________

1 Обзор исследований материнского поведения у млекопитающих содержится в работе Ррйнголд (Rheingold, 1963b).

У людей поведение, направленное на возвращение ребенка, включается в состав разных понятий; «материнская забота» («mothering»), «материнский уход за ребенком» («maternal саге»), «опека» («nurturance») и др. В одних контекстах предпочитают использовать наиболее общий термин «материнская забота», в других - «возвращение ребенка». Термин «возвращение ребенка» привлекает внимание, в частности, к тому обстоятельству, что значительное место в поведении матери занимают действия, направленные на сокращение дистанции между ней и ребенком, а также на сохранение с ним тесного физического контакта. Этот важный факт может легко выпасть из поля зрения в случае использования других терминов.

Возвращая к себе детеныша, мать, принадлежащая к отряду приматов, берет его на руки и прижимает к себе. Поскольку поведение привязанности дает сходный результат, очевидно, что и поведение возвращения легче всего представить с помощью аналогичных понятий. Тогда его можно определить как опосредствованное рядом систем управления поведение, прогнозируемый результат которого заключается в сохранении детеныша в непосредственной близости. Можно изучить условия, при которых активизируются и прекращают свое действие эти системы. В число организмических факторов, которые влияют на активацию, наверняка, входит гормональный уровень матери. Среди факторов внешней среды можно назвать местонахождение и поведение малыша: например, когда он удаляется далее определенного расстояния или когда плачет, мать, как правило, предпринимает необходимые меры. А если у нее есть основания для тревоги или она видит, что детеныша уносит кто-то другой, она тут же начинает энергично действовать. Только когда детеныш оказывается в безопасности, т.е. у нее на руках, эта форма поведения прекращается. В какие-то другие моменты, особенно когда ее малыш, находясь поблизости, с удовольствием играет со знакомыми особями, мать может позволить ему это. Однако нельзя сказать, что ее стремление вернуть его дремлет: скорее всего, она не спускает с детеныша глаз и находится в постоянной готовности действовать при малейшем звуке его плача.

Поведение матери, направленное на возвращение детеныша, и поведение самого детеныша имеют сходные результаты. Аналогичным образом имеет место сходство процессов, которые ведут к выбору конкретных объектов, которым адресуется поведение возвращения детеныша, с одной стороны, и поведение привязанности - с другой. Точно так же как детеныш начинает адресовать свое поведение привязанности конкретной матери, так и поведение возвращения начинает направляться на определенного детеныша. Данные показывают, что у всех видов млекопитающих процесс распознавания детеныша занимает несколько часов или дней после рождения и что, если детеныш признан своим, мать направляет свою заботу только на этого конкретного детеныша.

Имеется и третий аспект сходства между поведением матери, направленным на возвращение детеныша, и поведением привязанности детеныша - он касается их биологической функции. Нахождение матери в непосредственной близости к детенышу и возможность прижать его к себе в случае опасности - такое поведение явно несет функцию защиты. В природной среде основная опасность, от которой детеныш оказывается таким образом защищен, вероятнее всего, исходит от хищников. Другие опасности - это падение с высоты и утопление.

Наиболее элементарные формы поведения матери, направленные на возвращение детеныша, наблюдаются у низших и человекообразных обезьян, однако такое поведение вполне отчетливо можно видеть и у людей. В обществе первобытного типа мать обычно находится рядом со своим ребенком, во всяком случае на таком расстоянии, чтобы можно было его видеть и слышать. Тревога матери или плач ребенка сразу же заставляют ее действовать. В более развитом обществе подобная ситуация выглядит сложнее, отчасти потому, что мать нередко поручает кому-то вместо себя часть дня следить за ребенком. Но даже в таком случае большинство матерей испытывают сильное желание находиться вблизи своих грудных или чуть постарше детей. Поддаются ли они своему желанию или преодолевают его, это зависит от множества факторов - личностных, культурных и экономических.