Что знает дошкольник о календаре. Знакомство с календарём в подготовительной группе детского сада

Надежда Афанасьевна Никитина

Цели : Знакомство детей с разными видами календаря ;

формировать стремления планировать свою жизнь по календарю ;

представления о цикличности временных эталонов (частей) суток, времен

года, дней недели, последовательности месяцев в году, понятии «круглый

закрепление умения составлять модели (суток, недели, года,

ориентироваться на модели.

Задача : Формировать элементарные временные представления.

Демонстрационный материал : Демонстрационный материал : разные виды календарей (отрывной, перекладной, карманный) ; модель частей суток в виде круга разделенного на 4 сектора (синего, белого, фиолетового и черного) ; модель дней недели в круге; модель года с выраженными временами года, месяцами; картинки (зубная щетка, спящий ребенок, дети играют, неба со звездами и луной) .

Раздаточный материал : картинки с изображением времени года, детский карманный календарь , наборы как точек разного цвета (белый, зеленый, красный, желтый) ; модели дней недели в виде цветика – семицветика.

Ход деятельности

Воспитатель : Сегодня мы вспомним знания о разных временных промежутках, познакомимся с правилами отсчета времени.

Игровое упражнение с моделью «Сутки»

Воспитатель : Посмотрите внимательно на эту схему. Вспомните, модель какого промежутка времени она изображает?

Дети : Это модель суток.

Воспитатель : Из каких частей состоят сутки расскажут ребята

(дети читают стихи)

1. «Утро»

Солнце яркое встает,

Петушок в саду поет

Наши дети просыпаются

В детский садик собираются.

2. «Добрый день»

Целый день, целый день

В игры нам играть не лень

Днем мы любим заниматься

Прыгать, бегать, кувыркаться.

3. «Вечер»

За окном уже темнеет

Бабушка тихонько дремлет,

Посмотри скорей в окно

Огоньков полным полно.

4. «Ночь»

Спят медведи и слоны

И лиса и ежик

Все вокруг стать должны

Папы, дети тоже

Воспитатель : О каких частях суток рассказали дети?

Дети : Рассказали об утре, дне, вечере и ночи.

Воспитатель : Из скольких частей состоят сутки?

Дети : Сутки состоят из 4 частей.

Воспитатель : Как вы думаете, какое время суток отмечено на модели синим цветом? белым? фиолетовым? черным?

Дети : День, вечер, утро, ночь.

Воспитатель : А сейчас мы поиграем.

Игра с картинками

Воспитатель :Назовите, в какое время суток дети используют этот предмет (Зубная щетка)

Дети : Утром, когда дети чистят зубы и вечером, когда ложатся спать

Воспитатель : А когда дети играют?

Дети : Днем.

Воспитатель : А когда спят?

Дети : Ночью.

Воспитатель : Ребята, помогите мне закончить предложение.

Игра «Закончи предложение»

Завтракаем мы утром, а ужинаем (вечером)

Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром)

Делаем зарядку утром, а обедаем (днем)

Солнышко светит днем, а луна (ночью)

Воспитатель : Изменяется ли последовательность частей суток.

Дети : Нет, не изменяется.

Воспитатель : А как изменяется длительность дня и ночи в зависимости от времени года.

Дети : Зимой ночи длиннее, чем летом, а дни короче.

Работа над закреплением понятия «Неделя»

Воспитатель : Ребята, как называется промежуток времени, состоящий из семи суток?

Дети : Неделя.

Воспитатель : Давайте поиграем с вами в игру «Лови, бросай, дни недели называй» (с мячом)

(Дети ловят мяч, называют дни недели по порядку)

Воспитатель : Сколько дней в неделе?

Дети : В неделе 7 дней.

Воспитатель : Назовите дни недели по порядку.

Воспитатель : Как называется первый день недели? Третий? Шестой?

Воспитатель : В какие дни мы не ходим в детский сад?

Дети : В субботу и воскресенье.

Воспитатель : Какой день между четвергом и субботой?

Дети : Между четвергом и субботой находится пятница.

Воспитатель : С какого дня начинается неделя?

Дети : С понедельника.

Воспитатель : Молодцы, ребята. А сейчас давайте пройдем за столы и попробуем изобразить модель недели в виде цветика – семи цветика.

(Дети садятся за столы и выкладывают из лепестков разного цвета цветик – семи цветик)

Воспитатель : Ребята, давайте теперь рассмотрим полученные модели, все ли верно расположили лепестки. Давайте сверимся с образцом модели.

Воспитатель : Определите, лепестком какого цвета обозначен четверг, если понедельник обозначен красным цветом?

(Дети отвечают)

Воспитатель : Вам понятно почему мы изобразили модель недели по кругу, потому что на ней будет лучше видно, что после воскресенья снова наступит понедельник, и дни недели чередуются.

Сравнение модулей «Сутки» и «Времена года»

Воспитатель : Ребята, мы уже знакомились с этой моделью времени. Давайте вспомним, это модель чего?

Дети : Модель года.

Воспитатель : Чем отличается и чем похожа модель года на модель суток?

Дети : Они похожи тем, что модель года и модель суток состоит из четырех частей, а отличаются цветом секторов.

Воспитатель : Что на модели года мы отмечаем белым, зеленым, красным и желтым?

Дети : Времена года. Белый цвет – это обозначение зимы, зеленый цвет – весны, красный цвет – обозначает лето красное. Желтый цвет – цвет осени, золотых листьев.

Воспитатель : А сейчас мы поиграем в игру «Когда это бывает»

(Воспитатель загадывает загадку, а дети показывают карточку, соответствующую данному времени года)

Загадки :

1. Я раскрываю почки

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна

Зовут меня (весна)

2. Очень душно, очень жарко,

Солнце светит ярко – ярко,

Побежим купаться,

С рыбками плескаться.

(Дети показывают карточку символизирующую лето)

3. Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят.

И летят, летят, летят

(Дети показывают карточку желтого цвета)

4. Снег на полях,

Лед на реках.

Вьюга гуляет,

Когда это бывает.

(Дети показывают карточку белого цвета)

Воспитатель : Какое время года между зимой и летом?

Дети : Весна.

Воспитатель : Какое время года предшествует осени?

Дети : Лето красное.

Воспитатель : В какое время года мы отмечаем праздник Новый год?

Дети : Новый год мы отмечаем зимой.

Воспитатель : В какое время года птицы улетают в теплые края, опадают листья?

Дети : Осенью.

Воспитатель : Какому времени года принадлежат месяцы июнь, июль, август?

Дети : Лету красному.

Воспитатель : Назовите зимние месяцы.

Дети : Декабрь, январь, февраль.

Физкультминутка «В понедельник я купался»

В понедельник я купался (изображение пловца)

А во вторник – рисовал (рисуют)

В среду долго умывался (умываются)

А в четверг футбол играл (имитируют ногами игру с мячом)

В пятницу я бегал, прыгал (выполняются действия по тексту)

Очень долго танцевал

А субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал (приседают)

Знакомство с разновидностью календарей

Воспитатель : Ребята, знаете ли вы, с помощью чего мы узнаем, какое сегодня число, день недели, месяц, год?

Дети : С помощью календаря .

Воспитатель : Посмотрите, какие разные календари бывают . Для чего нужны календари ? Чем они похожи?

Дети : Календари показывают число , месяц, день недели; рабочие и выходные дни, обозначенным разным цветом : рабочие дни – черным, а выходные дни - красным.

Воспитатель : Чем отличаются календари ?

Дети : Размером, цветом оформлением.

Воспитатель : Вот этот календарь называется отрывной , а в нем каждый листик – это день года. На нем указаны число, название дня недели и месяца. Посмотрите, вот листок, обозначающий 12 января, понедельник. Когда день пройдет, его нужно оторвать, за ним следует листок 13 января, вторник. Как вы думаете, какой затем следует день?

Воспитатель : Еще бывают настенные календари , они бывают разные : помесячные с перекидными 12 листами. Как вы думаете, почему листов 12?

Дети : Потому что столько месяцев в году.

Воспитатель : На листе обычно размещают яркую картинку с пейзажем, характерным для этого месяца, рядом с картинкой семь дорожек. Почему на листе 7 дорожек.

Дети : потому что семь дней недели.

Воспитатель : На дорожках стоят числа, каждое обозначает определенный день года. С помощью двигающегося окошка, мы отмечаем сегодняшний день.

(Воспитатель показывает перекидной календарь )

Воспитатель : А вот этот календарь называется перекидным, в нем такие же листочки, как и в отрывном, только их не отрывают, перелистывают.

(Воспитатель демонстрирует перекидной календарь )

Воспитатель : Перекидной календарь обычно занимает место на письменном столе.

Воспитатель : И, наконец, совсем маленький календарик , который можно носить в сумочке или кармане, называется карманным.

Воспитатель : Сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.

Загадка :

Под новый год пришел он в дом

Большим румяным толстяком.

Но каждый день терял он вес

И, наконец, совсем исчез.

Дети : Это календарь .

Воспитатель : Вы правильно догадались, это отрывной календарь . А кто объяснит, почему это именно отрывной календарь ?

Дети : Потому что, мы отрываем каждый прожитый день.

Воспитатель : Сегодня я вас познакомлю с необычным календарем .

(Воспитатель показывает детям модель календаря )

Воспитатель : Какой формы этот необычный календарь ?

Дети : Он круглый.

Воспитатель : Правильно, наш календарь круглый , как круглый год. Скажите, какими цветами раскрашен наш календарь ?

Дети : Белым, зеленым, красным и желтым.

Воспитатель : Вспомните, что мы обозначали с помощью круга, разделенного на части?

Дети : Мы обозначали времена года.

Воспитатель : На нашем необычном календаре мы видим , что после зимы всегда бывает весна, а за нею лето, вслед за летом всегда приходит осень и опять времена повторяются в строгой последовательности, сменяя друг друга.

Воспитатель : Как только заканчивается один год, начинается следующий. Знаете ли вы, ребята, в какое время года заканчивается один год и начинается следующий?

Дети : Зимой.

Воспитатель : Как называется этот праздник и когда он наступает?

Дети : Новый год

Воспитатель : А что обозначает эта модель?

Дети : Она обозначает модель года.

Воспитатель : Обратите внимание, что на нашем календаре каждое время года разделено на три части. Как вы думаете, почему?

Дети : Потому что в каждом времени года три месяца.

Воспитатель : Назовите самые холодные месяца.

Дети : Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель : А теперь назовите самые жаркие месяца.

Дети : Июнь, июль, август.

Воспитатель : Верно, ребята, молодцы! Сколько всего в году месяцев?

Дети : 12 месяцев.

Воспитатель : Назовите их по порядку.

(Дети называют месяца года)

Игровое упражнение «Найди ошибку»

Воспитатель : Я думаю, что март, апрель и сентябрь – это весенние месяцы. Правильно, ли это?

Дети : Нет, март и апрель – это весенние месяцы, а сентябрь – осенний.

Воспитатель : Я думаю, что сначала идет октябрь, затем сентябрь, а за ним ноябрь? Так ли это?

Дети : Нет, сначала сентябрь, потом октябрь и последним ноябрь.

Воспитатель : Сегодня мы познакомились с необычным календарем . На нем нет цифр и букв, но с помощью условных изображений, мы легко можем проследить последовательность времен года, месяцев в году.

Воспитатель : как вы думаете, для чего календарь нужен человеку ?

Дети : Чтобы знать число, месяц, день недели, год, какой праздник приближается, сколько дней осталось до дня рождения и т. д.

Воспитатель : Что вы узнали нового, необычного о календарях ? Какие вы календари запомнили ?

Дети : Карманные, отрывные, настенные, перекидные, помесячные с перекидными 12 листами.

Воспитатель : Сегодня мы с вами повторим, какие бывают модели, вспомним дни недели, месяца и времена года. Познакомились с разными видами календарей , узнали об их назначении.

Воспитатель : А сейчас я хочу подарить вам на память о нашем занятии карманные календари .

Воспитатель : Наше занятие закончено .








Обещая ребенку купить ему игрушку завтра, пойти в зоопарк в субботу или поехать на море в следующем году, мы часто озадачиваем малыша. Ведь кроха плохо осознает понятие времени, разницу между днями недели, а месяц и год - для него это почти одно и то же.

Основательно знакомить ребенка с календарем и объяснять разницу между временами года можно уже с 3-4 лет.

Чтобы выработать понимание у ребенка времен года, нужно не просто объяснить малышу, что существует 4 сезона и 12 месяцев, но и наглядно объяснить ему те перемены, которые происходят с погодой и природой весной, летом, осенью и зимой. Сейчас в продаже можно встертить много учебных книжек с наглядными материалами, которые помогут познокомиться вашему малышу со временами года. Для закрепления знаний рекомендуется также прочесть с ребенком произведения «Двенадцать месяцев» С. Маршака и «Синичкин календарь» В. Бианки.

Как выбрать календарь для ребенка

Календари бывают разные - отрывные, где каждый лист это один день, перекидные и настольные календари - по одному дню или месяцу на каждой странице, календари-плакаты, где целый год на одном листе.

Начиная заниматься с малышом, удобнее пользовать календарем, на котором весь год расположен на одной странице. Тогда он наглядно сможет увидеть и весь год, отдельно месяцы и дни. Увидит соотношение между частями года - что больше месяц или неделя, месяц или год.

Покупая малышу календарь, обратите внимание на то, чтобы цифры и надписи были крупного размера и располагались на однотонной поверхности, а не на фоне картинки или фотографии .

Важно, чтобы дни недели обозначались не сокращениями, а целыми словами.

Повесьте купленный или изготовленный вами календарь-плакат в комнате ребенка. Коротко расскажите, что это за приспособление, покажите, какие еще в доме есть календари. Объясните, что хоть на вид они все разные, но предназначены для одного и того же.

Как проводить занятия с календарем для ребенка

1. Рассмотрите ваш календарь, как на нем изображаются дни, недели и месяцы - дней очень много (можете назвать число дней в году), они объединяются в недели, а недели - в месяцы. Конечно, с первого же раза ребенок не запомнит всю информацию, но на это у него будет целый год, и не один.

2. Каждое утро называйте ребенку, какой сегодня день недели, число и месяца. Удобно дополнительно писать это все буквами и цифрами от магнитной азбуки прямо на холодильнике.

3. Обратите внимание малыша, что день, который наступил, кроме своего названия (понедельник, вторник, среда…) имеет еще и название «сегодня». А день, который закончился, называется «вчера» и т.д День, который наступит, пока называется «завтра». Когда ребенок усвоит эти знания, расскажете ему, что такое позавчера и послезавтра. Потренируетесь определять по календарю, какой день недели был вчера, позавчера или наступит завтра, послезавтра.

4. В конце дня обведите или зачеркните цифру либо закрасьте клетку прошедшего дня. Так делайте всю неделю (для лучшей наглядности начинать лучше с понедельника). Когда она закончится, обратите внимание малыша, что прошло семь дней, которые составляли одну строчку (или столбик). Значит, неделя закончилась, а завтра начнется не только новый день, но еще и новая неделя.

5. Если вы пользуетесь календарем с клеточками, можете делать маленькие илюстрации, обозначающие прошедшие за день события - тарелку с пирожками после визита к бабушке, скрипку после посещения концерта, зверушку после посещения зоопарка и т.д.

Планируйте предстоящие события таким же способом. Использовать календарь особенно удобно, если ребенок регулярно посещает кружки или секции.

6. Когда пройдет четыре недели с момента, как вы начали вычеркивать или выделять дни, сообщите малышу, что месяц скоро заканчивается. Обратите внимание ребенка, что месяц состоит из четырх недель с небольшим «хвостиком» (это видно на календаре). «Хвостик» - это два или три дня, но есть месяцы в году без « лишних » дней.

Весь год на одном листе

Сделайте своими руками плакат-календарь, который поможет ребенку увидеть весь год целиком, сравнить месяцы по количеству дней, запомнить расположение праздников и памятных дат.

  • Подготовьте лист ватмана, расположите его по горизонтали. В центральной верхней части листа напишите порядковый номер текущего года.
  • Разграфите лист на 13 строк и 32 столбца. Крайний левый столбец должен сделайте длиннее остальных, в нем, начиная со второй строки, напишите по порядку названия месяцев заглавными буквами.
  • В верхней строке, начиная со второй клетки, напишите цифры от 1 до 31.

Отметьте на календаре дни рождения и торжественные события родных и близких (можно наклеить рядом маленькие фотографии), нарисуйте пиктограммы, символизирующие общенациональные или семейные праздники.

Подготовила Марьяна Чорновил

Важный момент для формирования представления об окружающем мире. Познакомившись с календарем, дошкольник узнает о том, что такое месяц, неделя, год, времена года, календарные праздники. Ребенку так много предстоит узнать. Сколько дней в неделе? А в месяце? Что такое високосный год? Какими бывают календари и какие праздники нас ждут в каждом из месяцев? Знания эти ребенок должен впитывать в себя постепенно, незаметно начиная самостоятельно ориентироваться в таких важных в жизни современного человека символических временных отрезках. Хорошо, если к началу школьного обучения ребенок уже обладает всеми этими знаниями и умеет их применять в повседневной жизни. Это позволит ему более легко адаптироваться к систематическим занятиям в первом классе, быстро и без труда запомнить расписание уроков в распределении по дням недели.

В детском саду принято начинать с детьми старшей группы - то есть, в возрасте 4-5 лет, хотя многие дети способны усвоить понятия о днях недели и месяцах немного раньше. Как только ваш малыш будет понимать, что такое «вчера», «сегодня» и «завтра», он уже будет готов к восприятию более сложной информации.

Что нужно делать родителям, чтобы помочь детям в знакомстве с календарем?

Прежде всего, обязательно повесьте календарь с передвижным бегунком в детской комнате. Каждый день перемещайте бегунок на календаре вместе с ребенком - визуальное представление поможет ему усвоить данные о цикличности дней недели и месяцев. Пусть календарь будет не простым, а специальным, детским - сегодня в магазинах можно найти много оригинальных вариантов красочных календарей, которые будут привлекать внимание малышей и одновременно акцентировать их интерес на необходимых сведениях. Обведите в красный кружочек те даты, в которые у вас намечаются семейные праздники, дни рождения - те события, которые ребенок будет ждать с нетерпением, считая дни до их наступления.

Покажите ребенку, какие бывают календари: настенные, настольные, отрывные, перекидные. Обратите внимание, что одни из них могут показывать один месяц, другие - сразу три, третьи - все 12 месяцев года, а четвертые (как отрывной календарь) - только один день.

Сделайте с малышом таблички, на которых будут изображены названия месяцев и четырех сезонов. С их помощью вы сможете наглядно объяснить ему, что год включает в себя 4 сезона, а каждый сезон состоит из трех месяцев.

Старайтесь выработать у ребенка четкий распорядок по дням недели, всегда проговаривайте их названия. Пусть ребенок привыкнет к тому, что в четверг у вас, например, будет капитальная уборка в комнате, а во вторник - спортивная секция.

Проводите беседы с малышом о временах года, месяцах, днях недели. В этом вам помогут различные загадки и сказки. Разгадывая загадки, ребенок будет учиться соотносить образные выражения с определенными явлениями природы, которые характерны для каждого из времен года. Попросите ребенка нарисовать зиму, лето, весну и зиму, спросите его о том, что особенного в каждом из времени года, в каждом месяце. Спросите у него, какой его любимый месяц, время года, день недели. Пусть ребенок не просто назовет его, но и ответит, почему он сделал такой выбор

Предлагайте ребенку современные яркие игрушки, занимаясь с которыми, он легко и просто запомнит нужные знания. Сегодня есть множество очень интересных и разнообразных дидактических пособий и игрушек.

Для малышей от 3 лет созданы . Занимаясь с этой игрушкой, ребенок должен будет отыскать для каждой дощечки-вкладыша свое место, выстроить их в порядке очередности. Так дети быстро запомнят, что за понедельником идет вторник, а за четвергом - пятница. Такие же рамки-вкладыши можно найти и с названиями месяцев.

Отличные игровые пособия - это . Основа календаря крепится на холодильник или магнитную доску, а в имеющиеся прорези ребенок должен будет самостоятельно вставлять магнитики-картинки с изображениями погодных явлений, времени года, а также - таблички с числом, названием месяца и днем недели. Каждый день ребенок будет менять число, день недели и погодные явления, а вот название месяца ему придется менять гораздо реже. Такой календарь приучит ребенка к систематичности, поможет на практике освоить все важные понятия и разовьет в нем наблюдательность.

Детям в возрасте от 5 лет можно уже приобрести интересные настольные игры, рассчитанные на нескольких участников. Это могут быть простые варианты в виде разрезного лото, где им предстоит закрывать картинки на своем игровом поле, тематические игры-ходилки или простые викторины. Соревновательный элемент сделает знакомство с календарем увлекательным, а кроме того, будет способствовать получению опыта взаимодействия со сверстниками.

Все дети любят раскрашивать, и это можно также использовать в знакомстве с календарем. Купите малышу , где ему предстоит самостоятельно «оживить» изображение рядом с каждым из месяцев. Таким уникальным календарем после раскрашивания можно украсить детскую комнату.

Для детей от 3 до 5 лет интересны будут разнообразные интерактивные игрушки, оснащенные звуковыми и световыми модулями. Это могут быть коврики для игры или книжки-планшеты. Нажимая на кнопочки с названиями дней недели, месяцев или времен года, дети смогут услышать их названия, а потом - поиграть, отвечая на разнообразные вопросы по теме.

Знакомство с календарем - это не простая тема для ребенка, которую он изучит «от» и «до», если под рукой у него постоянно будет наглядный материал и умные игрушки-помощники. Подобрать интересные для ребенка пособия на тему календаря и связанных с ним понятий вы сможете на сайте сайт , где представлен богатый выбор оригинальных качественных материалов от известных производителей.

Календарное время - это определенные промежутки времени, продолжительность которых зафиксирована общественным опытом в общепринятых мерах времени: сутках, неделях, месяцах, годах. Каждая мера времени имеет свою количественную характеристику и служит единицей измерения для следующего промежутка времени.

У детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев не дает представлений о длительности, емкости времени, его текучести, необратимости, смене и периодичности. Нет сомнения в том, что необходимо систематически знакомить детей дошкольного возраста с календарем. Это облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели.
С помощью календаря определяется время наступления праздников, что вызывает повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет осознать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся также предметом изучения. В старшем дошкольном возрасте развивается интерес к разным параметрам времени: в 6-7 лет ребенка интересует длительность того или иного явления, количественная характеристика мер времени, приборы измерения времени. Знакомство с календарем необходимо и в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий по часам и по дням недели.

Знания и навыки, связанные с характеристикой временных промежутков, с овладением четкой системой временных эталонов, довольно сложные (их можно отнести ко второй категории трудности по классификации знаний для дошкольников А. П. Усовой). Овладение знаниями о календарных эталонах предполагает: 1) освоение ребенком умений измерять время с помощью общепринятых приборов; 2) овладение знаниями временных эталонов, их количественной характеристикой и восприятием их продолжительности; 3) осознание зависимости между отдельными звеньями этой сложной системы временных эталонов. Определяя категории сложности знаний, А. П. Усова указывала, что знания второй категории трудности могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях, у- Знакомство детей с календарем должно происходить в старшей Ьруппе, потому что в этом возрасте у дошкольников уже есть необходимый запас количественных представлений, дети уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже возможно в комплексе дать знания о числах месяца, днях недели, неделе, о месяцах. В подготовительной к школе группе, продолжив эту работу, можно дать знания о календарном годе. Для того чтобы эта сложная система взаимосвязанных единиц времени могла быть осознана детьми, ее надо представить в виде модели календаря, отражающей в материальной форме отношения между единицами времени. Знакомя детей с календарем, необходимо так строить работу, чтобы они, активно действуя с материалами модели календаря и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладели эталонами времени.



Для съемных листков календаря изготавливается коробка с 18 отделениями по размеру листков (три ряда по шесть ячеек). В ячейки нижнего отделения складывают последовательно листки - дни недели, по семь листков в каждую ячейку. Семь листков - семь дней в каждой ячейке должны создать у детей образ прошедшей недели. По окончании месяца подсчитывают количество его недель и дней. Листки, собранные за месяц, стопкой помещают в первую ячейку слева верхнего ряда. Так, постепенно будут заполняться шесть ячеек верхнего ряда коробки, а затем и шесть ячеек второго ряда. Таким образом, стопки в двух верхних рядах коробки показывают порядок следования месяцев, а в нижнем ряду - дней и недель. По окончании года подсчитывают количество месяцев в году, определяя порядок их следования. Такое пособие служит моделью календарного года, поскольку с его помощью наглядно отражается взаимосвязь всех мер календарного времени. Дети сами снимают листки календаря и складывают из суток неделю, из недель - месяц, затем определяют место данного месяца среди других. Из месяцев постепенно и последовательно складывается год. По содержимому коробки и по разложенным в ней листкам календаря можно определить, сколько дней прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, а по пустым ячейкам - сколько еще осталось до его окончания. Производя все эти действия, дети постепенно постигают и осознают сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени.
Необходимо провести четыре организованных занятия для детей старшей и подготовительной групп, на которых сообщить необходимые знания о временных эталонах, связанных с календарным временем. Усвоение и дальнейшее закрепление полученных знаний должно происходить в повседневной жизни и активной самостоятельной деятельности с моделью календаря.
Первое занятие по ознакомлению с календарем желательно провести в начале января. Выяснить, какого числа наступил новый год. Какое сегодня число и день недели? Как все это можно узнать? Показать календари разного вида и пояснить их назначение. Выяснить, что дети смогут узнать по календарю. Рассмотреть те листки календаря, которые обозначают уже прошедшие с начала года дни, снять их. Определить, какого цвета полоски были на прошедших днях недели, сказать дату сегодняшнего дня и пояснить, почему этот листок еще нельзя снимать. Повесить календарь на стенку и каждый день снимать листок календаря и узнавать, какое наступило число, какой день недели.



Через неделю после первого провести второе занятие, на котором уточнить с детьми представления о днях недели, приучать их связывать названия дней в неделе с порядковым местом. На этом занятии дети должны как бы увидеть всю неделю, представленную в виде последовательно разложенных на доске семи листков календаря. Связь между названием дня и его местом в неделе поможет запомнить последовательность дней недели и их названия, например: «Как называется второй день недели? Почему второй день недели называется вторник?»
На третьем занятии, которое проводится в первых числах февраля, надо уточнить представления детей о неделе и месяце. На этом занятии дошкольники действуют с листками календаря, называют дни недели, соотносят с ними те или иные занятия, называют предшествующий и последующий день названному.
Пользуясь разложенными в коробке по неделям листками календаря и считая стопки, дети определяют, сколько недель было в первом месяце года - январе (четыре недели и три дня). Все листки января складывают в стопку и помещают в первую слева ячейку верхнего ряда коробки. Так дети уясняют, что январь - первый месяц в году. Далее сообщается, что наступил второй месяц - февраль, что и в этом месяце дети будут каждый день снимать листки с календаря и складывать их в коробку.

Умение определять дату по календарю и называть дни недели формируется у детей постепенно. Этому способствует и проведение разных дидактических игр с карточками (основанными на соответствии цветов дням недели) с целью закрепления знаний о порядке следования дней недели. Варианты игровых заданий могут быть различные. Можно предложить, например, поставить карточки с днями недели парами с рядом стоящим днем (игра «Найди пару»). Или выложить карточки по порядку дней в неделе, начиная с любого из дней («Чья неделька соберется быстрее»).

Внимание детей ежедневно фиксируют на текущей дате. В конце каждого месяца проводят небольшую беседу о том, какой месяц кончился, сколько в нем было недель, дней, все это сравнивают с предыдущим месяцем. Определяют количество прошедших месяцев с начала года и уточняют название и порядковый номер нового месяца.

В подготовительной к школе группе, где дети продолжают работать с календарем, в первые дни нового года проводится последнее, четвертое, обобщающее занятие по календарю. На этом занятии уточняется представление детей о календарном годе (сколько в году месяцев, как они называются). Наглядным материалом служит коробка с разложенными в ней по месяцам листками календаря за прошедший год. Задаются те же вопросы: сколько месяцев в году? Какой первый месяц года? Каким месяцем заканчивается год? И т. п.
Систематическая работа с детьми по усвоению календаря в течение полутора лет способствует формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности, о повторяемости календарного года и его необратимости (прошедший год не возвращается, а начинается следующий, новый).

В ДОУ необходима систематическая работа по ознакомлению детей с календарем. Это связано с тем, что при ее отсутствии у детей складываются отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий часто носит формальный характер и не связано с формированием понятий о длительности, текучести, необратимости времени. Систематическое ознакомление с календарем облегчит детям ориентировку в окружающей действительности, в распорядке жизни, будет способствовать формированию психологической готовности к занятиям.

В старшей группе дети готовы к знакомству с календарем, т.к. базой являются четкие знания о сутках и их продолжительности. На основе этого детей знакомят с понятиями "вчера, сегодня, завтра"; с неделей (количество дней, их название, последовательность, цикл); с месяцем (состоит из недель, определенное количество дней, цикл, соотнесение с временами года – по 3); с годом (количество месяцев, цикл).

Основной дидактический материал – МОДЕЛЬ КАЛЕНДАРНОГО ГОДА (отрывной календарь). О его использовании говорила Ф.Н.Блехер.

Значение: дает наглядное представление о текучести времени, о смене дней, о необратимости времени; ожидание дает ребенку возможность почувствовать течение времени.

Модель представляет собой ящик, куда вкладываются листки календаря.

1-7 8-14 15-21 22-28 29-31

Листки отрывного календаря помечаются полоской определенного цвета, т.е. каждый день недели имеет свой цвет.

Работу с календарем начинают с Нового года в старшей группе. Проводится вступительная беседа

Приемы работы:

1. беседы (1 - вступительная, 2 – знакомство с неделей, 3 – знакомство с месяцем, 4 - итоговая по обобщению понятия "год", каждый месяц проводится еще по одной беседе. Чтобы показать. Что прошел месяц и сложить листки календаря в соответствующую ячейку).

2. соотнесение дней недели с конкретным видом деятельности (занятия и др.)

3. связывание названий дней недели с порядковым номером или содержанием

4. моделирование недели, месяца, года

5. дидактические игры и игровые упражнения: "Неделя, стройся!", "Разложи по порядку" (от любого дня), "Назови день недели", "Узнай по описанию", "Найди соседей", "Какой день пропущен", "Что было, что будет" (стр. 21)

7. напоминание: какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра

8. соотнесение месяцев с временами года, с № п/п месяца

9. использование иллюстративного, литературного материала

Билет № 53. Использование моделей и моделирования при формировании представлений о временных отношениях.

Моделирование - наглядно-практический прием, включающий в себя создание моделей и их использование с целью формирования элементарных математических представлений у детей. В настоящее время положено лишь начало теоретической и конкретно-методической разработке этого приема, являющегося чрезвычайно перспективным в силу следующих факторов:

Использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует его познавательную деятельность.

· Дошкольник располагает некоторыми психологическими предпосылками для введения отдельных моделей и элементов моделирования: развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

· Все без исключения математические понятия рассматриваются как своеобразные модели реальной действительности.

Модели следует рассматривать и как дидактическое средство, причем достаточно эффективное. «При овладении способами использования моделей перед детьми раскрывается область особых отношений - отношений моделей и оригинала и соответственно формируются два тесно связанных между собой плана отражения - план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих эти объекты». Эти планы отражения имеют огромное значение для развития наглядно-образного и понятийного мышления. Модели могут выполнять разную роль: одни воспроизводят внешние связи, помогают ребенку увидеть те из них, которые он самостоятельно не замечает, другие воспроизводят искомые, но скрытые связи, непосредственно не воспринимаемые свойства вещей. Широко используются модели при формировании временных представлений (модель частей суток, недели, года, календарь), количественных (числовая лесенка, числовая фигура и т. д.), пространственных (модели геометрических фигур) и т. д. При формировании элементарных математических представлений применяются предметные, предметно-схематические, графические модели.

В деятельности дошкольников обнаруживаются разные формы моделирования действительности (рисование, сюжетно-ролевая игра, игры с предметами-заместителями, конструктивные игры). Важное место среди них занимает пространственное моделирование, при котором модель строится путем определенного размещения предметных или графических заместителей в пространстве.

Под способностью к наглядному моделированию понимают способность к решению умственных задач на основе построения и использования мысленных наглядных моделей, отображающих взаимосвязь условий задачи, выделяющих в них значимые моменты, которые служат ориентирами в ходе решения. Модели отражают не только наглядные видимые связи, но и смысловые, которые непосредственно не воспринимаются, но могут быть представлены в наглядной форме символически.

Чтобы развитие способности к пространственному моделированию происходило не стихийно, необходимо учить строить реальные предметные и графические модели с последующим созданием условий для перехода детей к выполнению подобных действий в «уме».

Способность к наглядному моделированию оказывает влияние на планирование и регуляцию таких видов деятельности как

Построение замысла игры

Построение конструкции

Пересказ и сочинение рассказов и сказок

Ориентировка в пространственных ситуациях и т.п.

Решение логических и творческих задач

Основные направления отработки действий, лежащих в основе способности к пространственному моделированию:

1. Отработка действий замещения (использование предметов-заместителей в сюжетно-ролевой игре, в разыгрывании сказок, звуки-цветные фишки, кодирование и передача сообщений, геометрические фигуры – мебель, детали строительного материала – чертеж).

2. Отработка действий построения и применения моделей (в разной последовательности в зависимости от характера моделей и вида отношений, которые в них осваиваются): сначала познакомить с новым видом модели, созданной взрослым, потом дети самостоятельно строят простые модели (чертеж в качестве образца при конструировании) ИЛИ овладение построением модели и ее использование (план комнаты с геометрическими фигурами).

Отработка действий по построению и применению моделей может осуществляться в следующей последовательности:

1. пространственное моделирование – наиболее простой тип моделирования, т.к. пространственные формы совпадают с формой отображенных в них отношений: схематический чертеж конструкции, план помещения, модель размещения и перемещения персонажей сказки (на плоскости)

2. модели устройства и принципов работы простейших механизмов, которые включают дополнительно к чертежу стрелки (направление перемещения) – рычаг

3. модели, отображающие в пространственной форме последовательность явлений во времени (режим дня, части сказки, звуковой состав слова)

4. модели, отображающие социальные (иерархическая лестница социальных ролей в разных видах труда), математические (графики зависимостей, натуральный ряд чисел, целое и часть), логические (сериация, классификация – «древо», круги Эйлера) отношения.

Отработка действий по построению и применению моделей происходит не только при переходе к новому виду моделей, но и при

 увеличении общего количества предметов

 введении предметов, обозначаемых на плане г.ф. одинаковой формы и величины, по-разному расположенных в пространстве

 расширение площади моделируемых пространственных отношений

 введение дополнительных обозначений (кусты, деревья)

 введение системы пространственных координат

На основе умений понимать и применять модели, созданные взрослыми, дети учатся сами создавать модели по собственному замыслу: придумать план участка, чертеж сказочного дворца, сказку.

Билет № 54 . Современныедидактические средства математического развития дошкольников: значение и место в образовательном процессе (на примере развивающих игр, блоков Дьенеша, палочек Кюизенера и др.).

В настоящее время особо остро возросла потребность в развитии творческих способностей детей.Тв спосон лучше всего развив у малышей в игре.Материалы,кубики,мазайки интересны но недостаточно,нужно новое,например развив.игры.

Терминр.и ввели Никиина и Никитин.В середине 80х появились игры нового поколения,модулирующие творческие процессы: 1) каждая игра представляет собой набор задач

2)Знакомство с разными способами передачи информ. 3.в порядке возростания сложности4.решение задач всегда выделено 5.тенденция к продолжению 6.комплексно решаются группы задач

Состав комплекта палочек Кюизенера