День памяти царской семьи в библиотеке сценарий. Темы разговора за круглым столом

Подписание состоялось на вечере памяти Царской семьи, организованном Калужским отделением ИППО и обществом «Царское наследие» совместно с отделом по культуре Калужской епархии (руководитель протоиерей Сергий Третьяков ).

Открыл итоговое мероприятие «Царских дней» председатель Калужского отделения ИППО В. Н. Гороховатский .

Виталий Николаевич рассказал о торжествах, посвящённых дню рождения Николая II, проходивших в мае этого года в Ферзиково, где в день своего рождения в 1904 году находился император Николай II вместе с Великим князем Сергием Александровичем и Великим князем Михаилом Александровичем и где впервые за последние 100 лет прогремел праздничный салют в честь государя под гимн Российской Империи. Гостям вечера был продемонстрирован видеофильм об этом событии. Во время демонстрации видеосюжета зрительный зал встал и подпевал: «Боже, Царя храни!»

Марина Сергеевна зачитала приветствие заместителя Председателя ИППО, председателя Наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» А. В. Громовой организаторам и участникам «Царских дней на Калужской земле»:

Дорогие Друзья!

От всего Елисаветинского сообщества, которое объединяет церковные и общественные организации, посвящённые святой преподобномученице Великой княгине Елисавете Феодоровне в России и за рубежом, сердечно приветствую Вас в эти знаменательные дни Царственных страстотерпцев и Алапаевских мучеников. Сегодня все Елисаветинцы светло празднуют их память в Гефсимании на Святой Земле, в храмах Германии на Земле Гессен, в Лавре преподобного Сергия игумена Радонежского, в Елисаветинских монастырях Калининграда, Минска, Алапаевска, приходских храмах Екатеринбурга, Лахты, Хабаровска, Киева и Одессы, в бывшей усадьбе великокняжеской четы Сергия Александровича и Елизаветы Фёдоровны «Ильинское-Усово» под Москвой, в Марфо-Мариинской обители милосердия - повсюду, где чтят жизнь и подвиг преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны.

Благословенная Калужская земля была в поле духовного зрения Великой княгини Елизаветы Фёдоровны во время её земной жизни. Здесь свято хранят память о Великой княгине как Председателе Императорского Православного Палестинского Общества, помнят о её благотворительных и миссионерских трудах, почитают её благоверного супруга князя-мученика Сергия Александровича. Здесь обращаются в молитвах к святым Царственным страстотерпцам и преподобномученице Великой княгине Елисавете Феодоровне. Их святым предстательством, трудами всех здесь собравшихся расцветает Калужская земля, множатся храмы и монастыри, возрастают в благочестии и любви к истории родного края дети и молодёжь.

Фонд «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» находится в течение многих лет в тесном сотрудничестве и единомыслии с Елисаветинскими организациями в Калуге (в первую очередь, с Казанским девичьим женским монастырём в лице игумении Анастасии и с Калужским отделением Императорского Православного Палестинского Общества во главе с Виталием Николаевичем Гороховатским). В настоящее время фонд ЕСПО обсуждает с Министерством культуры РФ и Комитетом по импортозамещению при Экспертном совете по развитию туризма МК РФ необходимость включения Калужских святынь и исторических объектов в Национальную программу развития детского историко-культурного туризма в рамках «Императорского маршрута», разработка которого уже ведётся. Надеемся, что федеральный уровень взаимодействия позволит нам встретить приближающееся 100-летие памяти Царственных страстотерпцев и Алапаевских мучеников, преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны новыми масштабными просветительскими программами, в которых смогут участвовать все люди доброй воли.

Желаю Вам помощи Божьей, предстательства новомучеников и исповедников земли Русской на этом светлом пути.

Марина Сергеевна сказала о преемственности мероприятий, прошедших сегодня, 18 июля, в день гибели Елизаветы Фёдоровны , в день 110-летия со дня основания Сергиева скита Калужского отдела ИППО в память в Бозе почившего Великого князя Сергия Александровича . Она отметила, что в мае этого года в Кремле Президент Российской Федерации В. В. Путин открыл Памятный крест, воссозданный на месте гибели Великого князя Сергия Александровича. А в июле, как продолжение этого события, на Калужской земле на месте бывшего Сергиева скита, состоялось богослужение в рамках «Царских дней». В преддверии 100-летия трагических событий отечественной истории 1917-1918 гг. это символично и даёт надежду на возрождение утраченной святыни земли Калужской. В дар Виталию Гороховатскому был передан памятный альбом «Крест Великого Князя», подготовленный и выпущенный фондом ЕСПО специально к открытию Памятного креста в Кремле.

После этого председатель общества «Царское наследие» Сергей Зотов рассказал о том, какие события прошли в рамках мероприятий «Царские дни на Калужской земле».

16 июля. Второй день «Царских дней» был посвящён , заслуженного художника России Павла Рыженко.

Вечер памяти Царской семьи получился насыщенным и запоминающимся. В программе приняли участие калужские литераторы, посвящающие свои произведения царской теме.

Среди почётных гостей мероприятия был известный поэт Игорь Гревцев , стихотворения которого легли в основу музыкального творчества Жанны Бичевской . В исполнении поэта прозвучали стихотворения о семье Царственных страстотерпцев, о России.

Вечер украсила своим выступлением автор-исполнитель песен на православную и царскую тематику Дарья Линкс .Известный историк и писатель Юрий Жук рассказал собравшимся о книге «Претерпевшие до конца», посвящённой тем, кто до конца остался верен своему долгу и государю, об алапаевских мучениках и убитых вместе с ними слугах.

Далее слово было предоставлено представителю Калужского Дворянского собрания Алексею Урусову . Он зачитал обращение к участникам мероприятия предводителя Российского Дворянского собрания О. В. Щербачёва .

Глубокоуважаемые господа, дорогие друзья!

Приветствую всех организаторов и участников «Царских дней на Калужской земле», посвящённых памяти Царственных страстотерпцев и всех новомучеников Российских.

В этом году мы вспоминаем страшную годовщину 100-летия Февральского и Октябрьского переворотов, явившихся для России национальной катастрофой. Это было преступление, и оно породило в Отечестве нашем братоубийственную гражданскую войну и репрессии, террор и беззаконие, раскрестьянивание и расказачивание, голодомор и нищету, изгнание и уничтожение российской элиты, подавление личности и эпидемию доносительства, разрушение храмов и открытое богоборчество. Всё это важно помнить, ибо беспамятство чревато трагическими рецидивами.

Следует помнить и ту старую Императорскую Россию, которая была одним из сильнейших государств мира со стремительно развивающейся экономикой и культурным ренессансом. Для настоящего патриота именно эта Россия и должна являться истинным Отечеством.

Будем же молить святых Царственных страстотерпцев и преподобномученицу Елисавету, да ниспошлёт Господь по их молитвам Отечеству нашему вразумление и искреннее покаяние и даст всем нам непоколебимую веру.

Желаю всем вам и богохранимой Калужской земле процветания и помощи Божией на многая и благая лета.

На вечере памяти был озвучен Манифест общественных организаций к 100-летию гибели Царской семьи, который был подписан рядом общественных организаций, присутствующих на вечере: Калужским отделением Императорского Православного Палестинского Общества, обществом «Царское наследие», обществом исторического просвещения «Двуглавый орёл», Союзом патриотических сил имени архистратига Михаила, Калужским Дворянским собранием.

Манифест общественных организаций к 100-летию гибели Царской семьи

«Только то государство сильно и крепко,

которое свято хранит заветы своего прошлого».

Святой Царь Николай II

В годовщину столетия Февральского и Октябрьского переворотов, ввергнувших наше Отечество в пучину величайших страданий братоубийственной войны, красного террора, сатанинского богоборчества, внешних войн, стоивших нашему народу неисчислимых жертв, мы, русские православные люди, преисполненные решимости никогда больше не допустить этого впредь, и с чувством ответственности перед нашим народом и будущими поколениями, считаем долгом заявить:

1. История России должна быть очищена от клеветы и искажений, примитивизма и кощунства, она должна нести объединяющий и созидающий смысл.

2. Мы - чада Русской Православной Церкви. Мы будем вести беспощадную идеологическую борьбу против клеветы на нашу Церковь, попыток её расколоть изнутри, борьбу против хулы на наших святых, в какой бы форме и от кого бы она ни исходила.

3. Для исторической России наиболее органичной и спасительной является Богом данная православная монархия. Историческая реабилитация русской монархии - основание для гармоничного развития нашей Родины в будущем.

4. 2018 год - 100-летие великой трагедии России - убийство и мученическая кончина Государя Николая II, его семьи, начало братоубийственной Гражданской войны. Эта дата - краеугольный камень нашей новейшей истории. Без покаяния невозможно правильное развитие личности, общества, государства. Нераскаянный грех убийства помазанника Божия камнем лежит на большей части нашего народа. Уже воссоздан и торжественно открыт на территории Кремля Президентом России В. В. Путиным Памятный крест на месте убийства члена Царской семьи Великого князя Сергия Александровича. Главой государства дана чёткая и бескомпромиссная оценка этому злодеянию. Это ещё один важный шаг в нашем общем покаянии.

5. Мы объединяемся в год столетия русской катастрофы. И создаём общественный Оргкомитет по подготовке и проведению столетия гибели Царской семьи. Оргкомитет открыт для вступления всех организаций и общественных деятелей. Наша цель - достойно, всем обществом подготовить и провести мероприятия при поддержке Властей и Церкви в знаменательный 2018 год, который, мы верим, станет годом покаяния и возрождения русского национального самосознания, заложит твёрдые основы консолидации общества.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования для детей»

Нижнеомского муниципального района Омской области

Занятие: "Царская семья"

Разработала: Байшева Марина Михайловна,

педагог дополнительного образования,

I кв.категории, МБУ ДО «Центр

дополнительного образования для детей»

с. Нижняя Омка Омской области

2018 г.

    Введение …………………………………………………………. стр. 3

    Методическая разработка занятия ……………………………… стр. 4- 12

    Заключение ……………………………………………………….. стр. 13

    Список используемой литературы ……………………………… стр. 14

    Приложения ……………………………………………………… стр. 15-19

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе. Заказ выражается в «национальном воспитательном идеале», который определён как «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

И одним и з средств разработки современной теории духовно-нравственного воспитания детей в образовательном учреждении является анализ развития воспитания обучающихся в исторической ретроспективе.

Занятие «Царская семья» (об исторической личности Николая II ) посвящено чрезвычайно актуальной теме, поскольку с каждым годом вопросам культуры воспитания уделяется все больше внимания со стороны общественности России. Проблема в том, что семья как хранительница традиций, колыбель человека и колыбель культуры находится под угрозой. Так как стратегия современного общественного развития требует обогащения норм внутрисемейной жизни, поэтому заслуживает пристального внимания опыт семейного воспитания в доме Николая II. Царская семья Николая Александровича и Александры Федоровны Романовых является примером нравственного, благочестивого воспитания детей. Такой исторический пример формирует у учащихся представление о высоких нравственных идеалах, которые воплотила в своей жизни семья императора Николая II.

Методическая разработка занятия

Тип занятия: комбинированное, обобщающее.

Технология занятия: игровая, коллективного взаимодействия.

Цель: познакомить детей с житием Царской семьи, с их подвигами и добродетелями.

Задачи:

Образовательные:

    Изучение жития святых Царственных мучеников;

    Знакомство детей с добродетелями и пословицами к ним;

    Закрепление нового материала с помощью "Дерева добродетелей".

Воспитательные:

    Воспитание любви к Родине и ближним;

    Любви к Царской семье;

    Терпение и сострадательности;

    Милосердия.

Развивающие:

    Развитие

    мышления

    внимания

    памяти

    речи

Формирование УУД

Личностные УУД:

1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию

2) формирование мотивации к обучению и познанию

3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир и уважения к истории государства

4) формирование уважительного отношения к иному мнению и умения работать в группе

Регулятивные УУД:

1) овладение способностью ставить и сохранять цель, поиска средств ее осуществления

    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

    формирование умения реализовывать задуманное средствами художественного выражения

    умение работать по предложенному плану

    освоение форм личностной рефлексии

Познавательные УУД:

1) расширение знаний по истории государства

2) установление причинно-следственных связей между истроическими фактами, событиями, связанные с царской семьёй

Коммуникативные УУД:

1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации

2) формирование умения распределять и выполнять роли в группе

    формирование умения слушать и вступать в диалог.

Материал к занятию:

    Компьютер;

    Мультимедийный проектор;

    Аудиозапись Жанны Бичевской ;

    Фотоматериалы (электронный альбом «Царская семья»);

    Икона святых Царственных мучеников (желательно большая);

    Ксерокопии фотографий Царской семьи (на каждую парту семь страничек ксерокопий);

    "Дерево Добродетелей"- вырезанный из картонного ватмана:

Ствол 1,5 м.: высота, ≈ 20 см.; ширина: ветви – разных размеров, но чтобы соответствовали стволу; яблоки - ≈ 20 – 30 см., листья - ≈ 20 – 30 см. Яблок должно быть – 10 шт., листьев – 17 шт., на которых будут написаны пословицы, а можно еще сделать несколько листьев без пословиц.

Пояснительная записка:

Дерево Добродетелей должно быть раскрашено гуашью или акварелью (раскрашивается с детьми на предыдущих занятиях). На блоках написать добродетели, а на листьях пословицы.

Ход занятия

    Организационный момент:

Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! Очень приятно видеть вас всех в прекрасном настроении. Начнём наше занятие!

    Сообщение новой темы:

Педагог: Сегодняшнее наша занятие мы посвятим …Выслушав меня, догадайтесь сами. "В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь". Кому из русских людей не знакомы эти слова? Все мы в детстве читали множество сказок, и благодаря им в нашем сознании сложился образ царя. При слове "царь" нам представляется дедушка с белой бородой и с короной на голове; на нем – необъятная красная мантия, отороченная белым горностаем, а в руке – скипетр. Царь сидит на золотом троне и правит страной; время от времени он отправляется на войну. Царь обитает в сказочном мире, который нисколько не похож на тот мир, в котором живем мы. О ком же мы поговорим?

Обучающийся: О царе.

Педагог: Да, о царе, но не о том царе, который живет в сказочном мире. Догадайтесь, о каком царе, выслушав песню.

(Звучит песня Жанны Бичевской – "Царственные мученики").

Обучающийся: О царе Николае II.

Обучающийся: Да. Мы сегодня поговорим о его семье: о семье Романовых. Ребята, откройте первую страничку альбома.

(Раздать альбомы с фотографиями. На каждую парту по 1 экземпляру).

На экране начинается демонстрация фотоматериалов – электронный альбом «Царская семья» (стр.1).

    Изучение нового материала:

Педагог: Церковь причислила Царскую семью к лику святых мучеников. А кого называют мучениками?

Обучающийся: Мученики – это угодники Божии, которые претерпели страдания и смерть за Христа.

Педагог: Царские мученики угодили своей жизнью Богу и поэтому они святые. А у святых людей не биография, а … житие.

Давайте с вами послушаем житие святых царственных мучеников. Будем слушать внимательно, чтобы отвечать на вопросы. Открываем страницу 2 Альбома (параллельно с демонстрацией фото на экране).

Святой Царь – Мученик Николай II родился 19 мая 1868 года под Санкт-Петербургом в Царском Селе. Откройте, пожалуйста, вторую страницу.

Великий Князь Николай с детства отличался благочестием и старался в добродетелях подражать Иову Многострадальному, в день памяти которого он родился, и святителю Николаю, в честь которого был назван. "Я родился в день Иова Многострадального, - говорил он, - и мне предназначено страдать".

Каким угодникам Божиим старался подрожать святой Царь – Мученик?

Обучающийся: Иову Многострадальному и святителю Николаю.

Обучающийся: А почему именно этим святым?

Обучающийся: Потому что в день памяти Иова он родился, а в честь святителя Николая был назван.

Педагог: Близкие царя Николая отмечали: "У него душа чистая, как хрусталь, и горячо всех любящая". Его глубоко трогали всякое горе человеческое и всякая нужда. День он начинал и заканчивал молитвой; хорошо знал чин церковных служб. Во время которых любил подпевать церковному хору.

Чем начинал и заканчивал день царь Николай?

Обучающийся: День он начинал и заканчивал молитвой.

Педагог Образование сына по воле августейшего отца Александра III велось строго в русском православном духе.

В каком духе велось образование?

Обучающийся: В строго русском православном духе.

Педагог: Царственный отрок проводил много времени за книгой. Он удивлял своих учителей необычной памятью. Будущий государь успешно окончил высший курс экономических, юридических и военных наук и прошел военную подготовку в пехоте, кавалерии, артиллерии и на флоте.

Осенью 1891 года, когда десятки губерний России изнемогали от голода, Александр III поставил сына во главе комитета по оказанию помощи голодающим. Будущий царь неустанно трудился, чтобы облегчить страдания своего народа.

Кому помогал будущий царь?

Обучающийся: Он помогал голодающим.

Педагог: Один раз, когда царь Николай был совсем юным, он познакомился на балу с принцессой немецкой Алисой Гессен - Дармштадской, которая была еще моложе его, ей было только 12 лет, а ему было 15 лет. И, вот, с этих времен царь Николай начал переписку с Алисой. Князь Николай молил Господа, чтобы принцесса Алиса стала его женой. Он знал слова Спасителя: "Все, что ты попросишь у Бога, даст тебе Бог". У принцессы Алисы была лютеранская вера. Поэтому он молил Господа, чтобы Он облегчил переход Алисы в православную веру. И, вот, молитвы Николая II были услышаны: принцесса Алиса стала его женой, но прежде она была миропомазана св. прав. Иоанном Кронштадским, который стал духовником царской семьи. Во время миропомазания она была наречена Александрой, в честь святой Царицы – Мученицы.

(Открыть страницы 3 и 4).

Ребята, скажите, пожалуйста, как немецкая принцесса Алиса стала женой русского царя Николая II ?

Обучающийся: Они познакомились на балу, после начали переписку. Царь Николай молил Господа, чтобы Алиса стала его женой и приняла православную веру. И молитвы Николая II были услышаны Господом. Алиса стала его женой приняв миропомазание с именем Александра.

Педагог: Император Николай II взошел на престол 2 ноября 1894 г. Делами любви и милосердия отметил государь начало своего правления: получили облегчение заключенные в тюрьмах; было большое прощение долгов; оказана значительная помощь нуждающимся ученым, писателям и студентам.

Государь неутомимо стремился дать внутренний мир стране. По своей природе он был совершенно неспособен причинить кому-нибудь зло. За все время царствования государь не подписал ни одного смертного приговора. Ни одна просьба о помиловании, дошедшая до царя, не была им отклонена. Он всякий раз беспокоился, чтобы помилование не запоздало.

Удивительно искренний взгляд государя всегда светился добротой. Однажды царь посетил крейсер "Рюрик", где находился революционер, давший клятву убить его. Матрос не выполнил обета. "Я не мог этого сделать, - объяснял он. – Эти глаза смотрели на меня так кротко, так ласково".

Какие дела милосердия были у царя Николая II ?

Обучающийся: Помогал нуждающимся, посещал тюрьмы. Отменил смертную казнь.

Педагог: Государь был еще и бессребреником. То есть у него не было привязанности к деньгам и богатству, он старался все раздать. Четыре миллиона рублей царских денег царь Николай II истребил на содержание госпиталей и других благотворительных учреждений. "Он скоро все раздаст, что имеет," – говорил управляющий кабинетом его величества. "Его платья были часто чинены, - вспоминает слуга царя. – Не любил он роскоши. Штатские костюмы велись у него с жениховских времен, и он пользовался ими".

Бесстрастие к деньгам и вещам – это добродетель нестяжания.

Как проявилась добродетель нестяжания у царя Николая?

Обучающийся: Царь раздавал царские деньги и носил одежду, которая была много раз чинена.

Педагог: Царская чета являла собой образец подлинно христианской семейной жизни. Господь благословил этот брак по любви рождением четырех дочерей. (Страница 5).

Посмотрите на иконочку и скажите: как звали царевен? (Показываю иконку).

Обучающийся: Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.

Педагог: (Откройте страницу 6). И братик их царевич Алексий, который болел неизлечимой болезнью – гемофилией – это болезнь не сворачивания крови, т.е. если вдруг поранишься, то кровь из раны не может очень долго остановиться. А царевич Алексий, как и все дети был озорным ребенком, любил пошалить, побегать и поиграть с младшей царевной Анастасией.

Александра Федоровна провела много бессонных ночей у кровати, стонущего от боли сына.

(Откройте страницу 5).

Царь и царица воспитали детей в преданности русскому народу, простоте и строгости. "Долг родителей в отношении детей, - писала государыня, - подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет Бог". Царские дети спали на жестких походных кроватях без подушек; одевались просто; платье и обувь переходили от старших к младшим. Еда была самая простая. Любимой пищей царевича Алексия были щи, каша и черный хлеб, "которые, - как говорил он, - едят мои солдаты".

Как воспитывались царские дети?

Обучающиеся рассказывают.

Педагог: А теперь послушаете про Александру Федоровну, которая была прирожденной сестрой милосердия. Она посещала больных, а когда не могла пойти к страдающим сама, посылала дочерей. Государыню называли настоящей подвижницей благотворительности. Будучи безупречной женой и матерью, она особенно сочувствовала горестям других матерей и оказывала им посильную помощь и заботу. Александра Федоровна часто передавала денежную помощь нуждающимся через своих приближенных, стараясь сохранить это в тайне. Устраивала благотворительные базары, выручка от которых шла на помощь бедным; она организовала по всей стране учебные мастерские для бедных и открыла училище сестер милосердия. На свои личные средства царица построила дом для солдат – инвалидов, где они обучались всякому ремеслу.

Что же делала царская семья в военные годы? (Откройте страницу 7).

С первых дней государь помимо неусыпных государственных трудов, он объезжал фронт, города и села России. Он по-отечески заботился о раненых войнах, посещал госпитали и лазареты. Царица старалась как можно больше дворцов приспособить под госпитали. Она и старшие княжны стали сестрами милосердия в Царскосельском госпитале. Весь их день был посвящен раненым, им они отдавали всю любовь и заботу. Ободрял страдающих и царевич Алексий, подолгу разговаривая с войнами. Царь Николай обладал мужеством и сам вставал во главе армии и принимал решения. И юный царевич Алексий ездил с отцом на фронт.

Но противники православия, безбожники воспользовались военными тяготами, чтобы растерзать православную Россию и ее царя – православного монарха. Откройте страницы 8-9. На экране демонстрируются фотографии из электронного альбома «Царская семья».

18 июля 1918 года – царская семья была расстреляна безбожниками. По промыслу Божию царственные мученики были взяты из земной жизни все вместе, в награду за безграничную любовь, которая связывала их в одно нераздельное целое.

    Закрепление материала

Обращаемся к "Дереву Добродетелей", на котором закреплены листья с пословицами. Читаем вслух с детьми пословицы и догадываемся, какой добродетели они соответствуют. Яблоки с добродетелями разложены на столе. Дети подходят по очереди, выбирают яблочки и подвешивают их к листочкам с пословицами, которые соответствуют добродетели.

Когда все яблоки развесят, я задаю вопрос: "Ребята, приведите конкретные примеры, как проявлялись эти добродетели в царской семье?".

Дети рассказывают то, что они запомнили.

ВЕРА

С верой нигде не пропадешь.

ЛЮБОВЬ

ТЕРПЕНИЕ

Господь терпел и нам велел.

Без терпения нет спасения.

МИЛОСЕРДИЕ

ПОСЛУШАНИЕ

ТРУДОЛЮБИЕ

МУДРОСТЬ

Не копьем побивают, а умом.

МОЛИТВА

Без Бога не до порога.

НЕСТЯЖАНИЕ

Лучше дать, нежели взять.

СМИРЕНИЕ

    Подведение итогов (рефлексия)

Педагог: А теперь давайте подведем итоги. О ком мы сегодня с вами говорили?

Обучающийся: О царской семье.

Педагог: А что вам запомнилось и понравилось из жития?

Обучающиеся отвечают.

Педагог: Можем ли мы подражать царской семье?

Обучающийся: Да.

Педагог : Мы сегодня узнали какие есть добродетели. Давайте их назовем.

Обучающиеся называют хором добродетели.

Педагог : А какое вы яблочко хотели бы в себе прорастить?

Обучающиеся отвечают.

    Домашнее задание

Педагог: Следующая неделя у нас посвящается делам милосердия и будет называться: "Неделя милосердия".

А какие дела милосердия вы могли бы сделать?

Обучающиеся перечисляют.

Педагог: Домашнее задание: прорастите в себе яблочко милосердия. Будем делать дела милосердия, но разумно и для Бога, т.е. во славу Божию.

Заключение

Царская семья Романовых воплотила в своей жизни самые высокие нравственные идеалы: служение Родине, принесение пользы, забота о людях, любовь к семье, к своей стране, к Богу. Родители учили детей примером своей жизни.

На занятие были использованы следующие методические приемы: работа с биографическими данными, использование иллюстраций, исторических фотографий, мультимедийных средств обучения, самостоятельная работа учащихся, дискуссия, сравнительный анализ.

Результаты рефлексии данного занятия показали эффективность предложенной методики по достижению цели занятия.

В результате обучающиеся:

Приобщились к нравственным устоям православной культуры на основе изучения жизни Царской семьи;

- развили потребность в самосовершенствовании, самовоспитании и духовном росте;

Расширили познания в области истории, культуры и религии;

Получили урок воспитания любви к Отечеству и чувство гордости за всё, что создано русским народом. Произошло нравственное оздоровление подрастающего поколения.

Список используемой литературы

1. «Государь-миротворец», статья Ю.В. Кудриной, журнал «Покров», Издательский дом «СТ Медиа», № 3 2010. – С. 59.

2. "Житие святых Царственных Мучеников" Составитель – Георгий Баловников, 1999 г., Изд.: Москва 2000 г.

3. Методические материалы семинаров Потаповской О.М, к.п.н., ст. научного сотрудника Института изучения детства, семьи и воспитания РАО.

4. Наталья Бонецкая. "Царь – Мученик". Изд.: Сретенского монастыря. Москва. 2001

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2009. – С. 9.


    Приложение №2 - Шаблон "Лист"

    Приложение №3 - Пословицы

    С верой нигде не пропадешь.

    Любовь – кольцо, а у кольца нет конца.

    Господь терпел и нам велел.

    Без терпения нет спасения.

    С мира по нитке – нищему рубашка.

    Просит убогий, а надо дать Богу.

    Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

    Мастер на все руки. Золотые руки.

    Ремесло есть – пить не просит, а само кормит.

    Не копьем побивают, а умом.

    Умный рассудит, а глупый осудит.

    С молитвой в устах, с работой в руках.

    Без Бога не до порога.

    Лучше дать, нежели взять.

    Не хвались серебром, а хвались добром.

    Умный смиряется, а глупый надувается.

    За много дел не берись, а в одном отличись.

    Приложение №4 - Шаблон «Яблоко»


    Приложение №5 - Добродетели

Ведущий 1:

Благослови, Господь, семью - творения венец,

На головеночках детей покоится земля,

Родные жители Земли - ребенок, мать, отец,

И человечество само не что-нибудь - семья.

Ведущий 2:

Приветствуем вас, дорогие! Мы рады видеть вас на семейном празднике «ЗНАМЯ СЕМЬИ - ЛЮБОВЬ».

Ведущий 1:

День семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля. Этот прекрасный летний день выбран для праздника не случайно – уже около 780 лет православные почитают 8 июля память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – покровителей семейного счастья, любви и верности. В народе 8 июля, День Петра и Февронии, уже давно считается счастливым для любви.

Ведущий 2:

Бог есть ЛЮБОВЬ. И если Любовь живет в вашей семье, значит, в вашей семье живет Бог.
А в той семье, где живет Бог - царит счастье, мир, покой, согласие, достаток и остальные духовные, душевные и материальные блага.
ВОТ ПОЧЕМУ НАШ ПРАЗДНИК МЫ НАЗВАЛИ «ЗНАМЯ СЕМЬИ - ЛЮБОВЬ».

Ведущий 1:

У нас с вами есть семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и простят, что бы не случилось. Сегодня мы будем говорить с вами о семье, участвовать в интересных конкурсах и викторинах.

Ведущий 2:

В семейном кругу
Мы с вами растем,
Начало начал - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом.

Ведущий 1:

Сегодня приятно видеть людей с приветливой улыбкой, ласковым и добрым взглядом. Именно такие люди создают крепкие и счастливые семьи, в которых вырастают замечательные дети.

Ведущий 2:

И мы с удовольствием познакомим вас с такими семьями.

Ведущий 1:

Вот и прекрасно! Значит, сегодняшняя встреча должна пройти легко и непринужденно, так сказать в домашней обстановке.

В нашей школе много одаренных детей. Их талант проявляется не только благодаря природным склонностям, но и твёрдой воле. Они научились одерживать победу над препятствиями и преградами.

Ведущий 2:

Семья - это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья - это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом -
Сердце навеки останется в нем!

Ведущий 1:

Ребята из нашей воскресной школы приготовили поздравления:

1.______________________________

Пятую заповедь Божию чти,
Чти свою мать и отца,
К Господу сердце свое возноси:
Сие ублажает Творца.

Жизнь сократится, не чтущих родителей,
Так говорит Господь.
В жизни этому много свидетельств,
Каждый ответит за все.

Матушка – Церковь всем людям родная,
Бог же – Всевышний Отец,
Люби всех людей, не забывая,
Что придет и твой час наконец.

2.______________________________

Любовь - это сила прощать
Грехи и гоненья народа,
Не мстить за себя, не роптать.
Любовь - это наша свобода.

Любовь может всё покрывать
И просто легко всему верит.
Любовь учит не унывать.
Ты можешь себя ей доверить!

3. _______________________________

Мама, папа, ты и я -
Это вся наша семья.
Очень дружно мы живём,
То играем, то поём.

Мы друг другу уступаем
И друг друга не ругаем,
А стараемся понять,
И таким, как есть, принять.

С Днём семьи всех поздравляем,
Жить, как мы живём, желаем!

4. __________________________________

Спасибо, большое спасибо -
Я маме любимой скажу.
За ласку твою когда-либо
Я, мама, тебе отслужу.

Дана ты мне милостью Божьей,
Спасибо тебе за труды.
Даст Бог, и я вырасту тоже
И буду такая, как ты!

5. ___________________________

Мы пишем мамины портреты

В заслуженном венце.

А эти скромные куплеты

Напомнят об отце.

Где есть отец, там дом устроен

Трудами сильных рук.

Он самый мужественный воин

И самый добрый друг.

6. ____________________________

Я ни о чем не беспокоюсь,

Когда отец со мной.

Я как за каменной стеною, за папиной спиной.

Утихнет злой огонь,

Когда мне голову погладит

Широкая ладонь.

Хоть будет ласков или строг он,

Люби его и чти.

Он твой хранитель, данный Богом

На жизненном пути.

7. ____________________________

Улица многих детей калечит:
Там происходят с грехами встречи,
Грязные там открывают секреты
И отвергают святые заветы.

Там дети безбожьем себя марают,
И вскоре духовно они умирают.
С улицы часто неопытный отрок
В ад направляется резво и бодро.

Давайте же, дети, хотя мы и слабы,
Послушными будем, чтоб мамы и папы
Мальчишек пытливых и девочек-умниц
Могли уберечь от греховных улиц.

8. ___________________________

Если в сердце чистота царит,
Дом такой Господь благословит.
Он ведь столько раз Своей рукой
Проводил нас через шторм земной...

Я целую крепко-крепко вас,
Обнимаю сотни тысяч раз
И хочу, чтоб светлой, как заря,
К вечности пришла семья моя!

9. ________________________________

Дети - это счастье, дети - это радость,
Дети - это в жизни свежий ветерок.
Их не заработать, это нам награда,
Их по благодати взрослым дарит Бог.

10. _________________________________

Дети, как ни странно, также испытанье.
Дети, как деревья, сами не растут.
Им нужна забота, ласка, пониманье.
Дети - это время, дети - это труд.

11. __________________________________

Дети - это ночью частые вставанья,
Дети - это стирка, глажка и горшки.
Дети - это споры в вопросах воспитанья,
Мамины молитвы, папины посты.
12. ___________________________

Дети - это будто жизнь пошла сначала:
Первые улыбки, первые шаги,
Первые успехи, первые провалы.
Дети - это опыт, дети - это мы.

Ведущий 1:

Старики, юнцы и дети,
Взрослые и малыши.
Все за праздник, тот,
В ответе, ведь сегодня,
День Семьи!
За столом елозят дети,
На диване старики.
Празднично все разодеты,
И приветливы, милы.
Поздравляю от души,
Всех Вас, с Праздником Семьи!

Ведущий 2:

Только в дружной, счастливой семье вырастают добрые, отзывчивые дети. Самый верный способ укрепления семьи - это вечные Божьи ценности - любовь, вера, надежда, прилежание, целеустремленность, трудолюбие.

Ведущий 1:

О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их.
Сейчас небольшая разминка:

Продолжите пословицы и поговорки:

Не родись красивой, а родись (счастливой).

У семи нянек дитя (без глаза).

Гость на пороге - счастье в... (доме).

Дом без хозяйки... (сиротка).

Дом вести... (не бородой трясти).

Яблоко от яблони... (не далеко падает).

Чем богаты, ... (тем и рады).

В гостях хорошо, ... (а дома лучше).

А какие вы знаете мудрые цитаты из Библии о семье, детях?

(Выслушивание высказываний).

Загадка:

Если взять
Любовь и верность,
К ним добавить
Чувство нежность,
Все умножить
На года,
Что получится…
(Семья)!

Конкурсы:
Ведущий 2:

Ну, а теперь разобьемся на команды. (Создаем 4-5 команд, во главе с одним-двумя родителями. В каждой команде по 5-10 ч-к).

(Члены каждой команды сидят, например, на одном ряду)

НАЗВАНИЯ КОМАНД:

Послушная семья.
Радостная семья.
Мудрая семья.
Терпеливая семья.
Кроткая семья.

1. Конкурс «КАЧЕСТВА ХАРАКТЕРА».

Ведущий 1:

Семья во всем должна поступать так, как говорит об этом Божье Слово. Она должна стать частичкой неба на земле, местом, где любовь не подавляется грубостью, но, наоборот, лелеется. Наше счастье зависит от того, насколько мы будем проявлять любовь, сочувствие и истинную учтивость друг к другу.

Чудесным прообразом неба станет дом, которым руководит Дух Господень. Исполняя волю Божью, муж и жена будут уважать друг друга, питать взаимную любовь и доверие.

ЗАДАНИЕ:
Написать как можно больше качеств, которыми должны обладать члены христианской семьи.
Время выполнения, пока звучит музыка.(муз.номер)

ИТОГИ:

Приз (тряпичная кукла), в конце - победитель – обладатель большего кол-ва кукол.

Ведущий 1:

Никогда не забывайте о том, что вы должны сделать свой дом светлым и счастливым для себя и своих детей, проявляя качества Спасителя. Если вы приведете Христа в свой дом, то всегда сможете отличить добро от зла. Вы сможете помочь своим детям стать деревьями праведности и приносить обильный плод Святого Духа.

Беда может постичь любого. Пусть же терпение, дух благодарности и любовь ярко светят в сердце вопреки тому, что день может быть весьма мрачен.

В доме будет светло, если он станет местом, где всегда звучат слова поощрения и совершаются добрые дела, где вежливость и любовь живут постоянно.

2. Конкурс «КАК ВЫ ВНИМАТЕЛЬНЫ?»

Ведущий 2:

Насколько молодые люди образованны, и в какой мере им с детства привиты добродетели, самообладание и воздержание, таким будет и их влияние в обществе. Если их оставить без просвещения и контроля, в результате чего они сделаются своевольными, невоздержанными в аппетитах и страстях, то соответствующим будет и их влияние на формирование общества.

В жизни мы должны быть очень наблюдательными, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.

Сейчас мы проверим, как у Вас и ваших детей развито внимание:

1. Что случилось 31 февраля? (Его нет)
2. Что останется в коробке, если спички вынешь? (Дно)
3. Может ли петух назвать себя пищей? (Нет, петух не умеет говорить)
4. Чем до неба докинешь? (Взглядом)
5. Почему собака бегает? (По земле)

1. За чем во рту язык? (За зубами)
2. Какой год продолжается всего 1 день? (Новый год)
3. Как написать "сухая трава" 4 буквами? (Сено)
4. В каком числе столько же цифр сколько букв? (Сто)
5. В каком слове, состоящем из 5 букв 5 "О"? (Опять)

1. Без чего хлеб не испечь? (Без корки)
2. В каком году люди едят более обыкновенного? (В високосном).
3. Какую воду можно принести в решете? (Замороженную)
4. На что больше походит половина апельсина? (На другую половину)
5. На какое дерево садится ворона после дождя? (На мокрое)

1. На каких полях не растет трава? (На полях школьной тетради)
2. Каким гребнем не расчешешь голову? (Петушиным)
3. Что делает сторож, если у него на шапке сидит воробей? (Спит)
4. Где вода стоит столбом? (В стакане)
5. Какой болезнью на суше никто не болеет? (Морской)

1. По чему ходят, но никогда не ездят? (По шахматной доске)
2. Название какой птицы состоит из буквы и названия реки? (Иволга)
3. Что находится между городом и деревней? (Союз "И")
4. Что можно смотреть с закрытыми глазами? (Сон)
5. Сын моего отца, но мне не брат. Кто он? (Я сам)

ИТОГИ:

3. Конкурс «СЕМЕЙНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ».

Ведущий 1:

Родители не только должны заботливо оберегать будущее счастье и интересы своих детей, но также сделать свой семейный очаг, насколько это возможно, привлекательным местом. Это имеет гораздо более важные последствия, чем приобретение вещей и накопление денег. Дом не должен испытывать недостатка в солнечном свете. Чувства, связанные с семьей, должны храниться живыми в сердцах детей, чтобы они могли вспоминать дом своего детства как место, где, как и на небе, царят мир и счастье. И тогда, став взрослыми, они возвратятся домой, чтобы стать поддержкой и благословением для своих родителей.

ЗАДАНИЕ:

Составить список семейных трудовых обязанностей. Мы не просим выделять обязанности для папы, для мамы, для детей. Напишите все возможные обязанности.
Время выполнения, пока звучит музыка. (муз.номер)

ИТОГИ:
Победу засчитывают той команде, которая указала больше добрых качеств.

Приз (тряпичная кукла)

Даже самый скромный труд является делом Божьим. Вся работа, которую нам необходимо делать, - будь то мытье посуды, уход за больными, приготовление пищи или стирка, - имеет моральный смысл... Простой, на ваш взгляд, труд тоже должен кто-то делать; и тот, кто выполняет эту работу, должен считать, что она необходима и почетна, и что в своей, хотя и скромной миссии он совершает такое же дело Божье, как и Гавриил, посланный к пророкам. Каждый должен работать на своем месте и в соответствующей сфере. Женщина в своем доме, выполняющая простые повседневные обязанности, может и должна проявлять верность, послушание и любовь так же искренне, как и ангелы в своем служении. Повиновение Божьей воле делает почетным всякий труд, который необходимо выполнить. И не забывайте: труд был назначен человеку, чтобы сделать его счастливым.

4.Конкурс «ВКУСНЫЕ ВОПРОСЫ».

Ведущий 2:
Труд был назначен человеку, чтобы сделать его счастливым. - Бог любит все прекрасное. Он дал нам безошибочное доказательство этого в делах Своих рук. Он насадил для наших прародителей прекрасный сад в Едеме. Величественные деревья всевозможных видов произрастали на земле для пользы и красоты. Были созданы великолепные цветы редкой красоты всех цветов и оттенков, наполнявшие воздух благоуханием... Божий замысел состоял в том, чтобы человек находил свое счастье в занятиях с тем, что сотворили Его руки, и чтобы его потребность в пище восполнялась плодами с деревьев сада.
Адаму было поручено ухаживать за садом. Творец знал, что Адам не может быть счастлив без подобной работы. Красота сада радовала его, но этого было недостаточно. Он должен был трудиться, чтобы упражнять дивно устроенные органы своего тела. Если бы счастье заключалось в бездеятельности, то человек в своем состоянии святой невинности остался бы незанятым. Но Тот, Кто сотворил человека, знал, что может сделать его счастливым; и после сотворения Он поручил ему предназначенное для него дело. Обетование о будущей славе и постановление о том, что человек должен усердно трудиться, чтобы иметь хлеб насущный, даны с того же престола.

Мы хотим загадать Вам «вкусные загадки»:

1. Сваренные в воде фрукты. (Компот)

2. Восточная еда из риса и мяса. (Плов)

3. Большое пирожное. (Торт)

4. Любимая ягода медведя. (Малина)

5. Булочное изделие, которым можно порулить. (Баранка)

6 Картофель всмятку. (Пюре)

7. Околпаченный работник кухни. (Повар)

8. Фирменное блюдо сороки-белобоки. (Кашка)

9. Еда, которой Журавель кормил Лису. (Окрошка)

10. Блюдо, приготовленное из молока и яиц. (Омлет)

11. Хлеб с различными слоями сверху. (Бутерброд)

12. Любимое блюдо украинцев и кубанцев из овощей. (Борщ)

13. Вареное тесто с мясом. (Пельмени)

14. Искусство приготовления пищи. (Кулинария)

15. Соус из растительного масла, яичного желтка и разных приправ. (Майонез)

За правильный ответ, приз (тряпичная кукла) чья команда больше соберет – победитель.

ОБЩИЙ ПОДСЧЕТ БАЛЛОВ- КУКОЛ.

Ведущий 1:

Памятный подарок участникам и зрителям:

Рецепт хорошего дня.
Берём день и хорошо очищаем его от зависти, ненависти, огорчений, жадности, упрямства, эгоизма, равнодушия.
Добавляем три полные (с верхом) ложки оптимизма, большую горсть веры, ложечку терпения, несколько зёрен терпимости, и, наконец, щепотку вежливости и порядочности по отношению ко всем людям.
Всю получившуюся смесь заливаем сверху любовью.
Теперь, когда блюдо готово, украшаем его лепестками цветов доброты и внимания.
Подавать ежедневно с гарниром из тёплых слов и сердечных улыбок, согревающих сердце и душу.
Приятного аппетита! Удачного дня!

Ведущий 1:

Вы, наверное, обратили внимание на нашу необычную выставку. Заранее был объявлен конкурс газет о семье, а также на лучшее семейное фото.

Ведущий 1:

Каждая христианская семья должна иметь свои правила, а родители своей манерой общаться друг с другом должны подавать детям драгоценный живой пример того, какими они желают их видеть. Необходимо постоянно заботиться о чистоте речи и проявлять истинную христианскую вежливость. Учите детей и молодежь уважать себя, быть искренними перед Богом, хранить верность своим принципам; учите их уважать Закон Божий и повиноваться ему. Святые принципы будут управлять их жизнью и воплощаться в общении с другими людьми. Они будут создавать атмосферу чистоты, которая побудит слабые души устремляться к горнему, к святости и небу. Пусть каждый урок будет направлен на то, чтобы возвысить и облагородить характер и чтобы записи в небесных книгах были такими, которых бы вы не постыдились на суде.

И НЕ ЗАБЫВАЙТЕ: БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ. И МЫ ЖЕЛАЕМ ВАМ ПРОНЕСТИ ЭТО ЗНАМЯ ЛЮБВИ ЧЕРЕЗ ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ! АМИНЬ.

Сценарий внеклассного мероприятия

« Благослови молитвой нас…»

(Звучит духовная музыка) .

Над Парижем лучи блещут в сотни каратов,

А бульварный листок равнодушно кричит,

Что в России убит государь император

И тайком палачом царевич убит.

Что Ипатьевский дом залит липкою кровью

Не соборным крестом, а позором покрыт.

В алтарях не звучать ничьему сословью,

Только выстрелам ждать эха каменных плит.

Стыдно вам, господа, быть вдали от России,

Когда смерч октября над страною кружит,

Золотые поля, купола золотые

Затоптать не должны сотни тысяч копыт.

На лоскутья в Москве рвут трехцветное знамя,

Каждый в собственный флаг завернуться спешит.

Что империю ждет? Что свершиться над нами?

Самодержец Руси на Урале зарыт!

Значит, вновь пароход, значит снова вагоны, -

Общность русской судьбы - наш единственный щит.

Золотые поля, золотые погоны…

Пусть Россию и нас Первозванный хранит!

(Сергей Белов)

1. Ведущий.

В ночь на 17 июля 1918 года царь Николай II и его семья были зверски убиты в подвале дома инженера Ипатьева в Екатеринбурге.

Злодейское убийство невинных людей, среди которых были ребёнок и молодые девушки, - само по себе уже страшное преступление. Но екатеринбургскую традицию называют убийством ХХ века и считают исторической катастрофой по особой причине.

Николай II был не просто человек и добрый христианин: он был Божьим помазанником. Ибо русские цари, восходя на престол, вторично принимали таинство Миропомазание. Николай, принявший помазание на Царство, стал священной особой. Поэтому его убийство было тем страшным святотатством, которое навлекло Божий гнев на Россию и имело для её судьбы роковые последствия.

Эмалевый крестик в петлице

И серой тужурки сукно…

Какие прекрасные лица,

И как это было давно…

Какие прекрасные лица,

Но как безнадёжно бледны -

Наследник, Императрица,

Четыре великих княжны!

2.Ведущий.

Каждое воскресенье и по большим праздникам они ходили в храм. Молились утром и вечером.

3. Ведущий

Сам государь вставал в 7 утра и после завтрака дотемна работал в своём кабинете. Николай II любил ездить на прогулки верхом и здесь не упускал случая побеседовать с крестьянами об их нуждах, чтобы потом помочь им.

4.Ведущий.

Великая княжна Ольга - старшая среди сестёр. Спокойная и немного застенчивая. Она поражала всех своей добротой, простотой в обращении и глубиной чувств. В беседе с окружающими была любезна и всегда понимала собеседника, угадывала его мысли и предлагала свою помощь.

Незадолго перед смертью она переписала стихотворение С.С. Бехтеева «Молитва», которое было найдено в доме Ипатьева после расстрела там Царской семьи.

Пошли нам, Господи, терпенье

В годину буйных, мрачных дней

Сносить народное гоненье

И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о Боже Правый,

Злодейство ближнего прощать

И крест тяжелый и кровавый

С твоею крепостью встречать.

И в дни мятежного волненья,

Когда ограбят нас враги,

Терпеть позор и оскорбленья,

Христос Спаситель, помоги!

Владыка мира, Бог вселенной,

Благослови молитвой нас

И дай покой душе смиренной

В невыносимый, страшный час.

(С.С. Бехтеев)

1. Ведущий.

Великая княжна Татиана больше походила на мать - императрицу. Самая высокая и стройная из сестер, она была энергична, целеустремленна, могла сама принимать серьезные решения.

2.Ведущий.

Великая княжна Мария была самой весёлой из всех сестер. Темно- русая, с розовыми щеками и такими большими темно- синими глазами, что в семье их называли «Маринины блюдца»; она отличалась силой, носила на руках больного Наследника. У неё было простое, доброе, любящее, подлинно русское сердце.

3.Ведущий.

Великая княжна Анастасия - самая младшая из сестер была в семье главным шутником. Своими остротами, воспроизведением мимики и жестов окружающих она могла развеселить каждого. В детстве она вела себя как мальчишка.

Все сёстры были исключительно дружны. Все, знавшие царских детей, отмечают, что они были патриоты. Любили Россию и всё русское.

«Когда я буду царём, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы», - говорил царевич Алексей.

«Он был ядром этой дружной семьи, с ним связывались все надежды и ожидания. Сёстры обожали его. Он был радостью родителей. Когда наследник чувствовал себя хорошо, весь дом преображался. И всё в нём, казалось, как бы плавало в солнечном свете».

4 .Ведущий

Когда кризисы болезни проходили, Алексей ничем не отличался от других детей. По характеру он был непоседливым и шаловливым. Любил шумные игры, катание на санках. В нём отсутствовало показное самодовольство тем, что он - Наследник.

1. Ведущий.

У Алексея был прекрасный музыкальный слух. Но в отличие от своих сестёр, которые играли на фортепиано, наследник упорно старался научиться хорошо играть на балалайке.

(звучит духовная музыка)

2.Ведущий.

«В душе этого ребёнка не заложено ни одной скверной или порочной черты. Душа его - самая добрая почва для добрых семян. Если сумеют их насадить возрастить, то Русская земля получит не только прекрасного и умного Государя, но и прекрасного человека», - говорил о царевиче один из его учителей.

3 Ведущий.

В 1914 году началась первая мировая война. Наследник проводил всё время в ставке и в разъездах с отцом.

Ему шел только тринадцатый год, но он уже выглядел мужественным и взрослым. Господь готовил его к тяжким испытаниям.

(звучит духовное песнопение)

4 Ведущий.

В марте 1917 года царь Николай II отрекся от престола. Вскоре вся Царская семья была арестована. Последний день рождения наследника 12 августа 1917 года прошел тревожно. Утром принесли чудотворную икону Божьей Матери. Последняя ёлка была зажжена 24 декабря 1917 года в Тобольске, куда перевели их из Царского села, а потом в Екатеринбург на Урал в дом Ипатьева, где всех их ждала мученическая кончина.

1Ведущий.

Ночью 17 июля 1917 года было совершено зверское убийство Царской семьи и её верных слуг, оставшихся с ними. Стреляли в упор. Первыми пали Государь и его супруга Государыня. Штыками и прикладами убивали детей. Алексей и Анастасия мучились дольше других.

2 Ведущий.

Роковой ночью за ними пришли, сказали, что их вывозят из города. Вместо того они были сведены в подвал, здесь стояло несколько стульев и Государь с Наследником на руках сел посередине. Комиссар Юровский объявил о расстреле. До сих пор на России лежит тяжесть греха цареубийства.

Через Государя Николая II воля Божья явила себя в мире.

«Мне не удается ничего, что бы я не предпринимал. У меня нет удачи. Впрочем, воля человека так бессильна». «Быть может, для спасения России нужна искупительная жертва. Я буду этой жертвой. Да будет воля Божья ».

3 Ведущий

Николай II был убит не как беспомощный, беззащитный человек, изумительное мужество его поведения, отказ от эмиграции - всё это говорит о том, что в его душе была святая готовность к жертвенному страданию.

4 Ведущий.

«Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направит его» (Притча 21: 1).

Царь обрел новые духовные силы - помощь в преодолении собственной естественной ограниченности и слабости. Как в церкви Глава - Христос, как в семье глава - отец, так Царь был главой государства Российского, отцом русского народа.

(Звучит духовная музыка) .

« … я питаю твердую, абсолютную уверенность, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи находятся в руке Бога, поставившего меня на то место, где я нахожусь. Чтобы не случилось, я склоняюсь перед Его волей, с сознанием того, что у меня никогда не было иной мысли, чем служить стране, которую Он мне вверил».

Чтец. Душеполезное чтение.

«В тот час мы были с тобой, мученик - царь! (Из воспоминаний соловецкого узника Борис Ширяев).

И нам бы не мешало бы панихиду по государю императору отслужить.

А чем это пахнет, если узнают, представляете? - возразил кто - то. Пахло действительно скверно. Всего за месяц до этого прибыла на Соловки группа царскосельских лицеистов. Они были сосланы на большие сроки именно за такую панихиду по Государю. 6 или 7 инициаторов поминовения были расстреляны. Но желание помолиться о душе царственного мученика здесь, на острове мучеников, было сильно. Нелегко было найти священника. Выбор оставили на отце Никодиме, предупредив его о риске.

Это всё, как Господь пошлёт. Не нашего ума дела, а вы вот что: постарайтесь мне крест да епитрахиль достать. Достали из музея, куда потом всё вернули. Место панихиды - поляна за Святым озером в глуши, у каменного креста на крови. Вместо свечей - просмоленная бечева от морского каната. В заговоре участвовало 22 человека, больше собрать боялись.

Россия, Русь, Великая, Могучая, Единая во множестве племён своих, - ныне поверженная, кровоточащая, многострадальная.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!

Отец Никодим почти шепчет слова молитвы, но каждое слово его звучит в ушах, в сердцах собравшихся на поминовение души Первого среди страстотерпцев распятой России, мучеников сущих и грядущих принять свой венец.

Отец Никодим, иерей в рубище, поет беззвучно русские песнопения, но все мы слышим разливы невидимого, неведомого хора, все мы вторим ему в своих душах.

Николая, Алексия, Александры, Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и всех, иже сними живот свой за Тя, Христе положивших…

Со святыми упокой, Христе, души раб твоих…

22 соловецких каторжника в тот час молений о погибших, были с тобою, Русь, в бесконечной жизни твоей… С тобой, Мученик - царь, принявший вину и грехи наши на душу свою!

Вечная память!»

И у преддверия могилы

Вдохни в уста Твоих рабов

Нечеловеческие силы -

Молиться кротко за врагов.

1. Ведущий

Святые дети - особые избранники Божии. Им даны от Бога особые дары - венцы добродетелей, сияющие славой несравненно большей, чем венцы царские. Многих царей люди давно забыли, а святых не забудут никогда. В Царствии Небесном они рядом со Христом и Божией Матерью за то, что смиренно претерпели мучения и убиение за веру Христову. Святые и праведные дети, молите Бога о нас!

(Перед алтарем зажигаются свечи Песнопение «Величаем»)

2 Ведущий

Последний российский император вместе со своей семьей канонизирован Православной церковью на соборе в 2000году в лике святых страстотерпцев. Царь Николай - небесный предстатель за Россию, молитвенник за русский народ.Память мученического подвига царской семьи 4 /17 июля.

*Чтение АКАФИСТА

« Святым царю

мученику и иже с ним царственным мучеником и исповедником русским, и всем от безбожных пострадавшим».

*Молитва Святому великомученику и страстотерпцу царю Николаю, канонизированному Русской Церковью в 2000году.