История одного шедевра: «Неравный брак» Пукирева. Скандальный «Неравный брак

Сима младше меня лет на десять. А еще мы познакомились с ней на работе. Сима достаточно долго была моей подчиненной. Тем не менее, в итоге у нас сложились дружеские, практически сестринские отношения. Сима оказалась очень открытым и добрым человеком, несмотря на то, что жизнь обошлась с ней довольно жестоко. Ей не было и тридцати, когда она осталась с двумя малышами без мужа, погибшего в аварии.

Сами понимаете, когда Симочка поделилась со мной радостной новостью о том, что она выходить замуж, я сначала обрадовалась, а потом задала резонный вопрос:

— А откуда взялся этот жених?

Встречаемся мы довольно часто и я не слышала о каком-либо мужчине, ухаживающем за подругой.

— Понимаешь, — замялась Сима, - Это родня меня с ним познакомила. Очень достойный человек. И мальчишкам отец нужен, — и она беззащитно улыбнулась.

Сразу скажу, Сима имеет высшее образование, достойную специальность и не похожа на «забитую женщину Востока». Но, что говорить, край у нас многонациональный и порой землячества очень активно навязывают волю старших своим более молодым сородичам.

— Давай, рассказывай, что приключилось, — сказала я, понимая, что начинаю закипать.

Оказалось, что буквально на днях какая-то тетушка из дальних родственников, приехавшая погостить к Симе, обнаружила, что племянница не замужем. Она подняла на ноги всю родню и в минувшие выходные пригласила к Симе домой потенциального жениха. Им оказался вполне преуспевающий мужчина. Руководитель предприятия. Вот только возраст этого дядечки давно уже перевалил за шестьдесят.

— С ума сошла? — довольно бурно отреагировала я на ее рассказ, — Зачем тебе старик? Ты молодая. Красивая. А за ним, что — через пару лет ночные горшки будешь выносить? Подруга, ты точно не из тех женщин, которые готовы из-за денег за старика выйти. Да и зарабатываешь ты сейчас прилично. Поговори со своей теткой. Хочешь я сама с ней поговорю?

— Не кипятись, — улыбнулась Сима, — ты же знаешь, ты для меня как старшая сестра. Вот я и советуюсь. Но хочу сказать, что этот « старичок» мне и правда понравился.

Я только фыркнула.

История получила продолжение через неделю. Сима пригласила меня в гости и я, увидев шикарно накрытый стол, поняла, что готовится сватовство «часть вторая».

— Сейчас ты его увидишь, — заговорщически прошептала подруга. — Он уже едет. И, кстати, после моего рассказа о тебе, очень хочется познакомится.

Я пожала плечами, и тут в комнату вошел высокий седой мужчина. Стройный и подтянутый он, поздоровавшись с Симой, подошел ко мне и хитро улыбнулся:

— Ну и как вам старый жених?

Я рассмеялась. Жених оказался хорошо знакомым предпринимателем и ученым. Я несколько раз встречалась с ним по работе и всегда поражалась его обаянию. Знаете, есть такие мужчины, которые независимо от возраста создают вокруг себя необычайно притягательную ауру сильного человека.

— Рада встретится, но я думала, вы женаты.

— Жена умерла десять лет назад, но я предпочитал носить кольцо. Вокруг столько женщин, — он пожал плечами, — а я никого не хотел видеть. Но когда тетушка Симы показала ее фотографию, я словно проснулся. А насчет ночных горшков не переживайте. У нас в семье генетика хорошая.Я родился когда моему отцу было за пятьдесят. Так получилось, что его первая семья погибла на войне. И это был второй брак. Прожил он до девяноста и до последнего дня был бодрым и здоровым. Да и выглядел молодо. Так что, даете свое благословение? А то Сима вас практически старшей сестрой считает.

С тех пор прошло пять лет. Могу сказать, что неравный брак Симы вполне успешен. А недавно за чашкой кофе она призналась:

— Знаешь, он такой потрясающий мужчина во всех отношениях, и я очень рада, что ему уже за семьдесят. Он и сейчас очень привлекательный. А представь, сколько бы у меня было конкуренток, будь он лет на двадцать моложе?!

Так что любви все возрасты покорны.

Летом 2016-го в Третьяковке проходила одна из самых интереснейших выставок — «Тайны старых картин». Проект состоял из 17 таинственных сюжетов — 17 шедевров музея с их историями, загадками и тайнами. Каждая история заслуживала особого, трепетного внимания, но больше всех мне понравилась «тайна» «Неравного брака» В. Пукирева.

За «картину, где нет ни пожара, ни сражения, ни древней, ни новой истории», за огромное полотно с непривычным взглядом художника на вещи, В. Пукирев получает звание профессора. Случай был беспрецедентный — всех взволновала новая тема, современная и актуальная — тема власти денег.

Для тех, кто не помнит сюжет картины, предлагаю ознакомиться — потрясающее презентационное видео от «Третьяковки»:

Догадок всё больше…

Картина «Неравный брак» Василия Пукирева так и не разгадана до конца. Анализируя ее, мы вступаем на зыбкую почву догадок. Кто эта девушка? Что за мрачный красавец мужчина со скрещенными руками стоит за ней, ненавидяще-отчаянным взглядом упершись в спину «молодого жениха»? А что делает призрачная, с первого взгляда незаметная старуха в венчальном уборе слева от жениха, и почему смотрит на него таким странным взглядом? И наконец, правда ли, что картина автобиографическая?Попробуем разобраться.

Сюжет картины «Неравный брак» мало кого оставит равнодушным: полумрак церкви, падающий из окна свет ярко освещает трех главных героев картины — жениха, невесту и священника… Юная, печальная невеста обреченно протягивают руку, на которую склоненный в льстивом поклоне священник сейчас наденет кольцо, и отдаст ее во власть старого богатого сластолюбца, чопорного жениха, держащего свечу.

Свадьба, свадьба! Да что-то нерадостная…

«Неравный брак» В. Пукирева, фрагмент картины — Невеста и кольцо

Девушка – настоящий цветок, Пукиреву удивительно удалось передать ее нежность, беззащитность, уязвимость. Она кажется ребенком, который едва-едва начал превращаться в девушку. Весь ее облик наполнен очарованием юности. Невеста написана округлыми, мягкими линиями, ее лицо и плечи и, в меньшей степени, белое платье – самые сияющие элементы этой сцены.


«Неравный брак» В. Пукирева, фрагмент картины — анализ невесты

А вот жених, напротив, кажется, весь состоит из углов и прямых линий, символизирует собой увядание, омертвение, атмосферу, в которой предстоит увянуть и девичьей прелести невесты. На шее его — орденский крест Владимира II степени и слева на груди соответствовавшая этому ордену звезда. (орден Российской империи в 4-х степенях за военные отличия и гражданские заслуги.)

«Неравный брак» В. Пукирева, фрагмент картины — анализ жениха

Он преисполнен сознания собственной значимости. Видя слезы невесты, он высказывает ей свою досаду. Уже сейчас с его полуоткрытых губ готовы сорваться холодные, жестокие слова, осуждающие слезы и отчаяние его бедной невесты.

По сути, перед нами – договор купли-продажи. И все присутствующие участвуют в этом преступлении: родители или тетушка девушки, которых не видно, но которые согласились на эту сделку, толстый поп в золоченом одеянии, сам престарелый жених…

Кстати, позволим себе немного цинизма в надежде на лучшее будущее для девушки. Может быть, старичок-то в скором времени… того? И останется молодая богатая вдова? В поисках ответа на этот вопрос посмотрим пристальнее на гостей.

Слева от жениха старуха, а на голове у нее нелепое для ее возраста украшение… Венчальное? А слева от священника не еще ли одна старуха выглядывает? Обратите внимание — в тусклые тона художник «обмакнул» только этих двух старушек.


Искусствовед, старший сотрудник Третьяковской галереи Людмила Полозова предположила, что эти призрачные старухи, придающие картине мрачный мистический колорит, – предыдущие жены. Отправленные «в отставку»? Или спроваженные в гроб? Вторая версия вероятнее, иначе что бы им делать на свадьбе.

А с каким интересом смотрят глаза человека, находящийся за спиной у первой старухи — он единственный, кто смотрит на кольцо, которое сейчас наденут девушке на палец. И каким мертвым, саркастическим взглядом взирают на невесту старушки.

Привлекает к себе внимание и мужская фигура за невестой – статный, мрачный молодой красавец со скрещенными руками.

«Неравный брак» В. Пукирева, фрагмент картины — «молодой человек позади невесты»

В его образе можно уловить сходство с самим художником. Так может, история автобиографическая? А рядом стоит человек, единственный, чей взгляд направлен на зрителя. В его глазах читается понимание сути происходящего и глубокое сочувствие жертвам этого действа. Есть версия, что его прототип – Петр Шмельков, товарищ Пукирева по Московскому Училищу живописи, ваяния и зодчества.

Возможно, здесь и кроется объяснение тому, что Василий Пукирев так быстро и стремительно написал эту картину, и тому, что она так берет за живое, никого не оставляя равнодушным? И, может, именно потому он не наслаждался успехом выставленного на Осенней выставке 1863 года в Академии художеств «Неравного брака», а спешно уехал за границу?

Прасковья Матвеевна Варенцова

В пользу этой версии говорит еще один факт. В 2002 году Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок, сделанный художником Владимиром Суховым в 1907 году. Он подписан: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».

Напрашивается версия, что молодой Василий Пукирев влюбился в красивую девушку Прасковью, которую выдали замуж за богатого купца Варенцова. Она пережила своего старого мужа, но, судя по тому, что последний известный портрет ее сделан в богадельне, счастья и богатства сей брак ей не принес.

Впрочем, с картиной связана еще одна история. Дело в том, что в Третьяковской галерее хранится эскиз к картине «Неравный брак».

Неравный брак. Эскиз одноименной картины

И что мы видим? За спиной невесты по-прежнему стоит сурового вида мужчина со скрещенными руками. Но это уже другой человек! Удивительно, но в этой версии фигурирует та же фамилия. То ли не всё мы еще знаем об этой картине, то ли странное совпадение?

Друга Василия Пукирева звали Сергей Варенцов. Он был влюблен в Софью Рыбникову. Они принадлежали к одному кругу – купеческие дети. Но так вышло, что ему предпочли другого – то ли родители, то ли сама девушка… Софья вышла замуж за Андрея Карзинкина. Он был действительно богаче Варенцова и старше невесты – но отнюдь не настолько, чтобы стать реальным прототипом картины: их с невестой разница в возрасте составляла 13 лет. А поскольку семьи Варенцова и Карзинкиных были связаны другими узами и делами, то Сергей еще и не смог отказаться от «чести» быть шафером на свадьбе. Потому он изображен позади невесты.

Видимо, Сергей Варенцов очень страдал, делился переживаниями с товарищем и подтолкнул его к созданию этой картины. Но прошло некоторое время, страсти улеглись, Варенцов собрался жениться на другой. И обнаружив, что Пукирев вздумал увековечить его страдания по прошлой любви, устроил грандиозный скандал. В результате Василий Пукирев сохранил название и сюжет картины, но при этом видоизменил ее. И поскольку травма друга уже поросла быльем, а у него самого произошла подобная история (они в то время были явлением распространенным), художник написал за спиной молодой невесты себя самого.

Это справедливо со всех сторон, потому что бывшая невеста Сергея Варенцова, Софья, как показала жизнь, вступила отнюдь не в «неравный», а напротив, в очень счастливый брак. У них родилось трое детей, и всю жизнь они с Андреем Карзинкиным прожили в любви и согласии.

Что же касается образа «Кащея», жениха, исследователи склоняются к тому, что он получился собирательным. В нем находят черты тверского предводителя дворянства Алексея Полторацкого, князя Павла Цицианова и даже повара, служившего в доме Сергея Варенцова. Вероятно, и тот, за кого выдали замуж невесту Пукирева, тут виден.

Критика

Картину приняли восторженно. Владимир Стасов, увидев картину, написал: «Наконец-то. Наконец-то появилось крупное произведение на тему, взятую из современной жизни». Критик считал, полотно Пукирева «…одно из самых капитальных, но вместе с тем и трагических картин русской школы». Репин писал о её особом воздействии: «»Неравный брак» Пукирева… говорят, много крови испортил не одному старому генералу». А историк Николай Костомаров честно признался, что, взглянув на эту картину, отказался от намерения жениться на юной девушке.

Помимо восторженности были и нападки. Художника упрекали за мелкотемье, нападали за то, что он применил дерзкий, небывалый приём, изобразив обычных, из повседневности героев, да ещё и в полный рост. Такое позволялось только по отношению к античным героям.

А Н. Дмитриев писал в «Современной летописи»: «У господина Пукирева вопрос о неравном браке поставлен совсем не так, как он стоит в действительной жизни. Самое ужасное и трагическое в неравном браке — не одно неравенство лет, а разница убеждений, воспитания и, пожалуй, состояния. Разница лет в неравном браке, где молодое, чистое создание… отдается дряхлому, отжившему старику, не заключает в себе ничего трагического».

Мотив

Мотив «неравного брака» пришёл в изобразительное искусство из жизни, из истории. В середине XIX века вопрос бесправного положения женщины, девушки-бесприданницы, выдаваемой замуж против её воли, стал для России болезненным. Значительное число браков в то время строилось на основе выгоды и материальной заинтересованности.

Многих выдающихся художников слова захватывала тема Неравного брака. А.С.Пушкин затронул ее в повести “Дубровский”. С огромной силой отражена трагедия русской женщины в ряде произведений великого толкователя народной жизни А.Н. Островского – “Бедная невеста”, “Бесприданница”, “Гроза”. Наиболее глубокое социальное осмысление темы получило в произведениях Н.А.Некрасова. Особенно это хорошо выражено в стихотворениях “Свадьба”, “К гадающей невесте”.

В 1854 году на сцене Малого театра была поставлена пьеса А. Н. Островского «Бедность не порок», а в феврале 1861 года вышел Указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте. И вот, в 1863 году на выставке появляется картина «неравный брак» и сгорбленный священник, вопрошающий к невесте исподлобья… В картине священник изображен, как человек не осуждающий союз двух абсолютно разных и не равных друг другу людей, а как «человек купленный» старым и влиятельным женихом, и его неблагородный образ особо подчеркивается художником…

Автобиографична ли она?

Н.А.Мудрогель, старейший работник Третьяковской галереи, взятый на службу ещё самим Третьяковым, вспоминал:

«На картине Пукирева «Неравный брак» в роли шафера за невестой художник изобразил себя… И вообще вся картина, как я знаю, является отголоском личной драмы художника: невеста с картины должна была стать его женой и не стала, богатый и знатный старик сгубил её жизнь».

Об этой трагедии Пукирева говорил и друг его С.И.Грибков. В книге «Москва и москвичи» Гиляровский писал:

«О В.В.Пукиреве С.И.Грибков всегда говорил с восторгом: - Ведь это же Дубровский, пушкинский Дубровский! Только разбойником не был, а вся его жизнь была как у Дубровского - и красавец, и могучий, и талантливый, и судьба такая же! Товарищ и друг В.В.Пукирева с юных лет знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник - живое лицо. Невеста рядом с ним - портрет невесты В.В.Пукирева, а стоящий со скрещенными руками - это сам В.В.Пукирев, как живой».

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Он - вампир, она - обычная девушка. Какое тут может быть семейное счастье? Весьма сомнительное. Почему же они выбрали друг друга и не могут себе представить жизни по отдельности, хоть и суждено им мучаться, а не радоваться такой любви?

История влюбленных из «Сумерек» стала столь популярной неслучайно. Социологи констатируют, что в развивающемся мире больше возможностей, но и различий между людьми - пропорционально. Неравные браки не мы изобрели, но барышни прошлых веков были озабочены тем, что их выдадут замуж за нелюбимого. Теперь найти любовь - полдела, найти общий язык с любимым, если между вами пропасть, сложнее. И, простите за сравнение, крови и у вас, и у него в этих поисках может быть выпито прилично, даже если никто из вас не вампир.

Не родись красивым

«Выбирать надо по себе! Ну куда тебе с твоей фигурой в калашный ряд?!», - говорил Люде папа, когда она была подростком. Ох, как ей это тогда не нравилось! Заводная девушка недостатка в поклонниках не испытывала, хоть и красоткой не была. Замуж вышла за соседа Степу, красавца, по которому сохли все местные девчонки. Для влюбленных разница во внешности была неважна - они были знакомы с тех пор, когда взаимопонимание при лепке куличиков важнее того, кто как выглядит. Но наставления родителя Люде вспомнились. Красивая и смелая перешла дорогу - банальным образом Степа изменил ей с коллегой. Само по себе ужасно, но хуже, что позже, в похмельном бреду, он признался ей, что всегда чувствовал себя обделенным. Все вокруг постоянно сетовали на то, что такой Аполлон женат на замухрышке, да он и сам задумывался, не слишком ли быстро выбрал супругу, не узнав, что значит - быть с красавицей.

Комментирует психолог Людмила Исковских: «Пара поженилась в юном возрасте, а зависимость от чужого мнения - спутница инфантильности. И выбор супруга из ближайшего окружения часто случается под давлением обстоятельств или родственников. Для зрелой любви внешность не является критерием. Шансов у такого союза немного. Если не получается полюбить друг друга такими, какие есть, лучший выход - развод».

Только спокойствие

А вот другая история, тоже о притяжении противоположностей. Считается, что с похожим на тебя человеком заскучаешь. А Вера затосковала с мужчиной, с которым общего у нее было как у Южного полюса с Северным. «Привет! Ну что, зажигаем?!», - сказала она громко, входя в малознакомую компанию. И столкнулась взглядом с тихим юношей, грустно жующим коктейльную трубочку в пустом бокале. Активная барышня многого добивалась, но уставала от этой борьбы. Поэтому так нуждалась в спокойном спутнике. Но скоро их жизнь стала напоминать ту самую трубочку от коктейля - не имеющую ни свежести, ни вкуса. Мужчину это устраивало, судя по тому, с каким скепсисом он относился к Вериным затеям - прокатиться в Питер на выходные, организовать вечеринку, записаться в спорт-клуб. «Как-то я спросила, действительно ли ему нравится размеренная жизнь? Знаете, что он мне ответил? Я, мол, просто на вершине блаженства, когда валяюсь с тобой на диване. Другая бы обрадовалась, а мне страшно стало. Пришлось расставаться. Он так привык, и себя я не переделаю».

Людмила Исковских: «А вот здесь расставания можно было избежать. Психологи не рекомендуют после начала совместной жизни забывать о друзьях. Именно семьи с разными интересами супругов являются самыми крепкими и счастливыми. Надо отделять свои интересы, а не пытаться насильно втянуть в них супруга. Он может смотреть футбол с друзьями и , а она в это время съездить в Питер с подругами. Не стоит драматизировать и, главное, не ограничивать себя в общении с другими людьми».

В лучшем виде

А можно ли ради любви не просто поменять привычки, а стать другой - соответствующей запросам любимого? Все познается в сравнении. Леля выросла в семье врача и учительницы - куда уж интеллигентнее? А влюбилась в сына ректора университета и успешной писательницы. И дело не в родителях, познакомились они, будучи вполне самостоятельными, в отеле на европейском курорте, и несколько месяцев наслаждались конфетным периодом, не предчувствуя беды. «Сначала я думала, он не в настроении - претензии странные. Ну хожу я по дому в шортах, ну это же не светский раут? Оказывается, маменька его всегда была при параде. У них все было чинно-благородно, общались на языке Толстого и Тургенева, а тут я с журналистским сленгом. В общем, не знаю, где он будет женщину искать с такими древними устоями, но я унесла ноги, пока меня не убедили в том, что я - низшее сословие».

Людмила Исковских: «Кто-то из психологов обнаружил, что отношения между влюбленными тем крепче, чем интереснее им друг у друга учиться новому. Проще всего прилепить ярлык «Он - чужак». А можно прикоснуться к миру элиты - что в этом плохого? Возможность расширения границ поведения, развития новых навыков поведения - большой дар, который преподносит нам жизнь. Принимать или не принимать - выбирать вам. Но попробовать открыться другому образу жизни стоит».

Разбитая любовь

Самый распространенный признак разделения людей на категории - это, конечно, деньги. Захомутать «богатенького» хотят многие. А вот Катя ни о чем таком не мечтала. У нее была другая цель - балет! В своих грезах она танцевала на сценах лучших театров и знала, что этого можно достичь трудом и постоянными занятиями. Времени на тусовки у нее не было. Вадиму к моменту знакомства уже надоели легкомысленные барышни. К Кате он относился трогательно - оберегал, как фарфоровую статуэтку. Хотя, наверное, меньше. Романтический ужин в его шикарном особняке закончился не успев начаться - потянувшись за бокалом, девушка задела тарелку с закусками и та разлетелась вдребезги. Что тут началось! Вадим нецензурно ругался, клеймил Катю за неловкость и через слово упоминал о ценности имущества и понесенных убытках. Роману был конец, Катя вернулась к станку и пообещала себе в будущем примы никогда не покупать вещей, утрата которых заставит унижать других и себя.

Людмила Исковских: «Вадим ограничивает себя, становясь рабом вещей. Катя более свободна: вещи служат ей, а не она им. Ей можно позавидовать - у нее здоровые ценности. Но не стоит обобщать и думать, что «все богачи такие». Тогда на ее горизонте может снова появиться прекрасный принц, которому уже не будет никакого дела до вещей, если перед ним будет его Катя. Уйти - грамотное решение. Но не надо зарекаться от отношений с обеспеченными мужчинами на будущее».

Скромное обаяние

У женщин возможностей обеспечить себя по высшему классу сейчас не меньше, чем у мужчин. И иногда это становится еще одним препятствием на пути у людей, полюбивших друг друга и не задумывающихся о том, как может сказаться на их гармонии эта разница. После болезненного разрыва Марина на мужчин даже не смотрела. Но как-то, закупая продукты в любимом супермаркете, поймала восхищенный взгляд охранника. «Он не сводил с меня глаз, как будто я - единственная женщина в мире. Я не выдержала и подошла. Он сказал, что никогда бы не посмел познакомиться сам и будет счастлив, если я соглашусь прогуляться с ним». Выяснилось, что молодой человек приехал из провинции, но устроиться на приличную работу не смог. Он познакомил ее с мамой и друзьями, но в круг общения девушки входить опасался. Стеснялся выглядеть альфонсом. Со временем его все чаще стала мучить несостоятельность рядом с любимой, и ей уже приходилось быть свидетельницей его обид на судьбу и дурного настроения. А частенько и успокаивать, уверяя, что разница в их материальном уровне ее не тревожит. Хотя Марина зарабатывала вдвое больше своего спутника. После пары импульсивных расставаний и воссоединений, Марина сдалась и прекратила отношения. «Если человек не из твоего круга, то либо его комплексы съедят, либо вам станет скучно вместе. Считайте меня снобом, но я предпочитаю мужчин своего уровня».

Людмила Исковских: «Тип поведения героини - довольно детский, а мужчина ведет себя более зрело. К сожалению, пара, где мужчина, зарабатывая меньше женщины, не испытывает угрызений совести, почти нонсенс. Быть добытчиком для мужчины - стандартно. Девушке не надо было становиться доморощенным психологом и предлагать душеспасительную помощь, о которой никто не просил. Навязывание своих увлечений - тоже ошибка. На деньгах вообще не нужно было акцентировать внимания, какой у кого заработок - информация, необязательная для обнародования. Ему проще было бы воспарить над ситуацией, поверить в себя и, наконец, стать вровень с ней по доходу. Быть слабой и зависимой, направить свою энергию не в русло возрождения мужчины - это гораздо больше вдохновляет сильный пол на желание стать генералом».

Эта история имела место не так давно в знаменитом музее деревянного зодчества "Малые Карелы" под Архангельском, в традиционном месте гуляния свадебных процессий. Под колокольный звон и величальные песнопения к деревянному храму в центре музея вдруг подошла необычная пара: жених годами был похож чуть ли не на дедушку невесты…


Замуж за иностранца. Клуб главного редактора

Ну, к неравным бракам в среде шоу-бизнеса, творческой интеллигенции, "бизнес-класса" мы как-то уже, согласитесь, привыкли. Это когда-то брак юного Киркорова со зрелой примадонной шокировал, а сегодня ее же брак с молодым Галкиным уже как-то даже особо и не удивляет. Во всяком случае, шуму по этому поводу было гораздо меньше, хотя разница в возрасте между женихом и невестой значительно больше…

Так или иначе, на причастность к шоу-бизнесу, "звездности" или к "олигархичности" эта пара из Малых Карел как-то "не тянула". Выбрав момент, подошел, поздравил, познакомился. Валентину Константиновичу, ветерану труда, бывшему бригадиру Соломбальского целлюлозно-бумажного комбината в Архангельске, сейчас 63 года. Его невесте, Насте, скромно прикрывающей широким свадебным платьем наметившийся животик, неполных 28 лет. Весьма колоритны были гости: половина — явная молодежь, другая половина — совершенно конкретные люди "третьего возраста".

Не знаю, чем уж автор этих строк так расположил к себе молодых, но они довольно охотно и без всякого стеснения разговорились. Настя сразу предупредила: мол, вы уж чего не подумайте, мы не по "залету" женимся, а по любви (и погладила круглеющий животик). Валентин (давайте будем без отчества — все-таки что ни говори молодой) подтвердил: да, знакомы давно, мол, встречаемся уже три года, в "открытую" живем вместе уже два года, как с ЦБК на пенсию ушел. Дочь от первого брака старше невесты на 10 лет. И нынешние внуки будут старше его ребенка (кто родится, пока еще неизвестно, УЗИ не делали).

И они вдруг тепло обнялись, и перестала быть заметной разница в возрасте. Только свадебный кортеж из молодых (со стороны невесты) и старых (со стороны жениха) все как-то не мог между собой "объединиться", обе половинки "гостевого коллектива" смотрели друг на друга с явным недоверием… Ну да, дай Бог счастья молодоженам. Любви все возрасты покорны.

Ну и еще одна "возрастная" история, тоже берущая за душу. Рахиму Кайканову (фамилия по его просьбе немного изменена) сейчас 59, любимую маленькую дочурку Таню он не спускает с рук, точнее, с коленей. Та вертится, дергает отца за нос и уши — ей скучны наши взрослые разговоры. А ведь для нас, взрослых, такие диковинные, даже сказочные житейские истории очень важны.

Наконец, Танюшка соскакивает с папиных колен и лезет к маме, 30-летней Надежде. А Рахим Байбулатович продолжает свой рассказ. Его молодая цветущая жена лишь иногда поправляет его, почему-то жутко стесняясь.

— Мы с Надюшкой познакомились еще в конце 90-х. Сам я — бывший военный, служил в под Архангельском. Пенсия большая, выслуга вся, процент северный. Полагающуюся квартиру от Минобороны, правда, получил лишь через 15 лет после увольнения, вот в ней сейчас и живем.

Ну, оказался на "гражданке" — и куда податься? Разведенный, детей нет, полная свобода — в смысле никому не нужен. Ну, как многие отставники, подался в коммерцию, типа купи-продай. Во времена СССР меня бы называли спекулянтом или фарцовщиком, а в 90-х — все-таки бизнесменом! На одном рынке купишь подешевле, на другом продашь подороже — вот и вся экономика. Через несколько лет пару ночных ларьков купил — прибыли никакой, но среди себе подобных мог гордо нос задирать: мол, у меня бизнес серьезный, а у вас ерунда…

Когда третий ларек собрался покупать, познакомился с его продавщицами. Молоденькая Надюшка сразу мне приглянулась — спокойная, аккуратная. Однако хозяин, у которого я ларек собрался покупать, сразу сказал: на нее не смотри, я ее себе оставляю, в другом месте будет работать. (На этом месте Надежда с дочкой отправились кататься на аттракционах. — А.М. ). И вот что выяснилось: оказывается, она у него была как бы сексуальной рабыней.

Одну смену в ларьке сидит, на другую смену хозяин ее "в аренду" сдает, в основном приезжим кавказцам. Девчонка из детдома, родных нет у нее никого, вступиться некому. Скажу сразу: никаких особых чувств к ней как к женщине у меня тогда не было. Было лишь отцовское чувство — ребенка обижают, надо защитить!

Короче, на покупку третьего ларька я плюнул и ее увел — переехали на несколько лет в другой город, в Вологду. Жили на съемной квартире. Занимались тем же — я купи-продайством, она была простой киоскершей. Как отец с дочкой жили, все новые знакомые так и понимали, даже вопросов не задавали. Очень хорошо жили, денежки появились, в отпуск вместе ездили. Три с половиной года так прожили, между прочим.