Изо в подготовительной группе тема этикет. Беседа в детском саду в подготовительной группе на тему: Гостевой этикет

Сегодня мы поговорим с вами о том, какие правила этикета существуют при посещении и приеме гостей, а также о том, как правильно дарить и принимать подарки.

Представьте, что вы ждете гостей, уже разослали им красиво разукрашенные приглашения и готовитесь к приему друзей.

♦ Что нужно сделать, чтобы гости остались довольны приемом?

Прежде всего нужно привести в порядок свое жилье, дом или квартиру. В детской комнате вы можете сами навести порядок. Вытереть пыль, полить комнатные растения, разместить игрушки, расставить по порядку книжки, вычистить пылесосом ковер и мягкую мебель. Вы можете помочь маме и бабушке убрать и другие комнаты, красиво, празднично сервировать стол.

Послушайте, как это делается по этикету. Мы уже говорили об этом в предыдущей главе, но, как известно, повторенье — мать ученья!

Стол нужно накрыть чистой, свежевыглаженной скатертью. По числу обедающих ставятся приборы. Сначала ставят мелкую тарелку, на нее глубокую. Справа от тарелок кладется ложка (выпуклой стороной вниз) и нож, а слева — вилка.

Перед тарелками, чуть справа от них — бокал для напитков.

Стол можно украсить вазой с букетом цветов или нарядным подсвечником.

♦ А кто из вас знает, как правильно вести себя за столом? Что можно, а что нельзя делать?

Внимательно слушайте то, что я скажу, и говорите «да», если вы согласны, и «нет» — если не согласны.

Педагог . За столом нужно сидеть прямо и красиво.

Дети. Да.

Педагог . Есть нужно аккуратно, ложку и вилку держать правильно.

Дети . Да.

Педагог . Можно громко чавкать и сопеть?

Дети. Нет.

Педагог. Можно разговаривать с набитым ртом?

Дети. Нет.

Молодцы, вы умеете вести себя за столом, а вот некоторые ребята думают: не все ли равно, как сидеть, как есть, лишь бы побыстрей все попробовать и заняться интересной игрой.

♦ Как вы думаете, они правы или нет?

Конечно, нет! Ведь если человек качается на стуле, чавкает или кладет локти на стол, он мешает своим соседям! А правила вежливости, в том числе и поведения за столом, созданы для того, чтобы люди друг другу не мешали, не обижали один другого, а жили дружно. Так что давайте вести себя за столом правильно и красиво!

Этикет за столом

♦ Сидите за столом прямо, не слишком близко, но и не слишком далеко от него, во время еды слегка наклонитесь. Не разваливайтесь на стуле и не кладите локти на стол. Руки и рот вытирайте бумажными салфетками. Нельзя размазывать еду по тарелке, катать хлебные шарики, чавкать, дуть на суп, облизывать пальцы.

♦ Не тянитесь через весь стол.

♦ Не ешьте слишком быстро, не берите в рот сразу много еды и не говорите с полным ртом.

♦ Доедая суп, наклоните тарелку немного от себя. Последнюю ложку супа можно не доедать.

♦ Ножом и вилкой едят мясо, сосиски, сардельки, блинчики с начинкой, оладьи, ветчину и колбасу. Омлет, яичницу, котлеты, сырники, овощи можно есть одной вилкой. Кашу едят ложкой. Рыбу не едят с помощью ножа.

♦ Когда кушанье съедено, вилку и нож положите на тарелку ручками вправо — так удобнее убирать посуду.

♦ Печенье, пирожки и конфеты берите из вазы рукой. Торт кладите на тарелку специальной лопаточкой. Торт и бисквитные пирожные ешьте десертной ложкой.

♦ Уместно ли встречать гостей в старой, несвежей, неглаженной одежде?

К приходу гостей следует переодеться в нарядную, красивую, новую одежду, аккуратно расчесать волосы, девочки могут заколоть их яркими заколками. На ножки лучше надеть новые туфли. Особенно празднично обычно выглядит виновник торжества, мальчик или девочка, чей день рождения или именины придут отмечать гости.

Теперь представьте, что вы собираетесь в гости на день рождения. Значит, нужно приготовить подарок, красиво завернуть его и перевязать яркой ленточкой.

Теперь стоит подумать о красивой поздравительной открытке, в которой вы напишете добрые слова с поздравлениями и пожеланиями. Так, готово!

♦ Что еще нужно сделать перед тем, как пойти в гости?

Нужно аккуратно одеться, причесать волосы, начистить ботинки. Ведь на праздники, по правилам этикета, приходят нарядно одетыми и красиво причесанными. Тогда настроение будет праздничным!

Правила этикета при приеме гостей и получении подарков

♦ Если на празднике некоторые из гостей встречаются впервые, их нужно познакомить.

♦ Мальчика представляют девочке. Девочка при знакомстве первой подает руку.

♦ Гости здороваются с родителями виновника торжества.

♦ Подарок не откладывают в сторону, его разворачивают, показывают всем, говорят слова благодарности.

♦ Подарок не обязательно должен быть дорогим, важно, чтобы был аккуратно и красиво упакован.

♦ Девочкам всегда приятно, если им дарят цветы. Их надо сразу же поставить в вазу.

♦ Собираясь в гости, возьмите сменную обувь.

♦ Гость не должен без разрешения трогать руками заинтересовавшие его вещи.

♦ Старайтесь не причинять хозяевам лишних хлопот и неудобств.

♦ Когда гости должны прийти к вам, как вы готовитесь к их приходу?

Вам тоже нужно подумать о своем внешнем виде. Виновник торжества должен быть аккуратным, красивым и нарядным!

♦ Как нужно выбирать подарок другу?

Лучше всего подарить такую вещь, о которой ваш друг давно мечтает. Наверняка он рассказывал вам о том, что хотят подарить ему домашние, а также о том, что бы ему хотелось получить в подарок от друзей.

Никогда не дарите то, что когда-то подарили вам, но вам не подошло или не понравилось.

Не дарите свои игрушки, даже совсем новенькие. Это некрасиво, ведь друг мог видеть их у вас. Если вы идете в гости к подруге, можно подарить ей букет цветов, цветы всегда и везде создают радостное, праздничное настроение!

Близкому другу можно подготовить подарок, сделанный своими руками, но упаковать его нужно со вкусом.

Послушайте рассказ.

Моя любимая игрушка

Летом Ваня с бабушкой отдыхал на даче. Добирались они туда на пригородной электричке. Ване очень нравилось ехать в электричке: всю дорогу он смотрел в окно, за которым мелькали деревянные домики с палисадниками, утопающие в цветущей сирени, откосы, заросшие высокой травой и кустами бузины, и уютные пригородные станции.

«Когда вырасту — стану машинистом. Буду поезда водить! — мечтал Ваня. — Ведь это здорово утром отвозить людей в город на работу и за покупками, а вечером привозить их домой, в домики с палисадниками».

На день рождения папа подарил Ване игрушечную железную дорогу. Мальчик от радости так и подскочил! Еще бы! В большой, красивой коробке лежали и блестящие рельсы, и зеленый электровоз, и нарядные вагончики. Были там и семафор, и платформа с кассой и скамейками, и даже железнодорожный переезд.

♦ Как вы думаете, что сказал папе Ваня?

Папа помог Ване соединить рельсы, установить платформу, и скоро электровоз побежал по рельсам и повез за собой пять маленьких вагончиков.

Целый день Ваня возился с новой игрушкой: перевозил пассажиров — солдатиков, роботов, лягушонка и цыпленка.

Вечером мама сказала мальчику:

— Ваня! Пора убирать железную дорогу в коробку, скоро будем ложиться спать.

Но мальчик умоляюще посмотрел на маму:

— Мамочка! Можно она постоит на ковре до завтра? Утром я опять буду играть.

— Ладно уж, — разрешила мама.

Назавтра к Ване пришли друзья — Володя и Олег. Мальчики с увлечением играли с новой игрушкой, а вечером Ваня так устал и захотел спать, что мама сама разобрала железную дорогу и убрала ее в коробку.

На следующий день она сказала сыну:

— Завтра к нам приедет бабушка. Ты ведь знаешь, что она плохо видит, если ты не уберешь с пола игрушки, бабушка может споткнуться о них и упасть. Я тебя очень прошу, не забудь вечером убрать железную дорогу.

— Хорошо, хорошо! Я обязательно все уберу! — пообещал мальчик.

Но вечером он пошел в гости к Олегу, долго смотрел у него интересный фильм, потом лег спать и опять забыл убрать игрушки.

Утром приехала бабушка. Она не заметила лежащих на полу рельсов, больно ударила ногу и чуть не упала, а потом нечаянно наступила ногой на электровозик.

Когда Ваня проснулся, побежал на кухню, поцеловал бабушку и спросил ее:

— Бабуля, почему у тебя нога забинтована?

— Да вот споткнулась о что-то и ушиблась. Теперь нога болит, — грустно ответила бабушка.

«Ведь я опять забыл убрать железную дорогу в коробку — вот бабушка и споткнулась о рельсы», — подумал Ваня.

Ему стало очень жаль бабушку. Он виновато пошел в комнату и увидел, что новенький электровозик сошел с рельсов и лежит на боку, крыша у него помята, а одно колесо отвалилось. Мальчик поднял электровоз, и вдруг слезы сами полились у него из глаз. Эх! Почему я не послушал маму и не убрал вечером игрушки! Теперь у бабушки болит нога, а электровоз сломан.

Весь день Ваня помогал бабушке — мыл посуду, подметал пол, вытирал пыль, а когда вечером с работы вернулся папа, Ваня рассказал ему обо всем.

— Что ж, я уже купил бабушке мазь от ушибов, — ответил папа, — и твой электровоз сейчас попробую починить.

— Папочка! Пожалуйста! Почини его! Я больше никогда не стану оставлять на полу игрушки, а железную дорогу буду убирать в коробку!

— Ладно! Поверим тебе на этот раз, — ответил папа. Он принес инструменты, прикрепил отвалившееся колесо и поправил крышу. Электровоз снова стал как новенький.

Ваня очень обрадовался, поблагодарил папу.

♦ Какие вежливые слова сказал Ваня?

С тех пор Ваня всегда убирал железную дорогу в коробку, а разбросанные игрушки ставил на полку.

♦ Кем мечтал стать Ваня?

♦ Какую игрушку подарил папа Ване на день рождения?

♦ Убирал ли Ваня свою любимую игрушку в коробку, когда заканчивал игру? Что случилось из-за того, что Ваня не убрал игрушку?

♦ Кто купил бабушке мазь и починил Ване электровоз?

♦ Убираете ли вы свои игрушки после игры?

♦ Почему надо убирать разбросанные игрушки?

♦ Как нужно вежливо попросить взрослых починить сломанную игрушку?

Правила игры

♦ Берегите свои игрушки, не ломайте и не разбрасывайте их. После игры убирайте игрушки на полку, в шкаф или коробку.

♦ Если игрушка сломалась, вежливо попросите взрослых ее починить.

♦ Делитесь игрушками с другими ребятами.

Послушайте стихотворение.

У Федота день рождения

Кот Федот проснулся

В прекрасном настроении.

У кота Федота сегодня

День рождения!

Будут все кота хвалить,

Подарки котику дарить.

До чего ж наш кот хорош!

На тигренка он похож:

Шубка бархатистая,

Мягкая, пушистая.

Глаза, как изумруды,

А ушки — просто чудо!

Бабушка из банки

Даст коту сметанки,

Мама — блюдце с молоком,

Маша — чашку с творогом.

Только мышки позабыли —

Ничего не подарили!

Послушайте рассказ.

День рождения куклы Наташи

Ох и выдумщица наша воспитательница Анна Анатольевна! Нам с ней скучно никогда не бывает! Еще бы! На прошлой неделе мы изучали поведение детей за столом. Говорили о том, как пользоваться столовыми приборами, зачем нужны салфетки, как сервировать праздничный стол и о многом другом. Мне особенно запомнилось правило семи «не». А вы его знаете? Если нет, я могу эти правила повторить, наизусть запомнил! Итак, за столом:

— не садиться за стол с грязными руками;

— не кричать;

— не разговаривать;

— не сорить;

— не вертеться;

— не тянуться через весь стол;

— не оставлять еду в тарелке.

Но сегодня Анна Анатольевна сказала нам, что мы будем играть в очень интересную игру. Она называется «День рождения куклы Наташи».

Кукла Наташа — большая кукла с длинными вьющимися волосами и закрывающимися глазами. Если ее слегка наклонить вперед, она непременно негромко скажет: «Ма-ма! Мама!» И заморгает длинными ресницами. В детском саду кукла Наташа — любимица всех девочек. Они всегда ее наряжают, причесывают, завязывают ей бантики и прикалывают заколки. Правда, вид у куклы немножко потрепанный, зато очень красивые, выразительные и большие карие глаза. Вот у этой куклы сегодня день рождения. Анна Анатольевна сказала, что кукле Наташе исполняется ровно шесть лет.

Воспитательница разделила нас на две команды. Одну команду она назвала «Хозяева», а другую — «Гости». Вы, наверное, уже догадались, что «Хозяева» должны хорошенько подготовиться к приходу «Гостей»: убрать комнату, празднично сервировать стол и нарядить виновницу торжества — куклу Наташу.

А «Гостям» нужно за это время нарисовать и подписать открытки, приготовить подарки, завернуть их в блестящую бумагу и перевязать атласными лентами.

Анна Анатольевна разделила большую игровую комнату на две половины, и игра началась. В одной половине ребятишки сидели за столами, вырезали, клеили, вышивали и шили, словом, готовили подарки для Наташи. Максим вырезал из картона хорошенькую избушку, с оконцами, дверью. Все аккуратно склеил, а Маша избушку разрисовала грибами, желудями, цветочками и бабочками. Получился чудесный лесной теремок.

Инна нарисовала открытку с букетом цветов, Сережа вырезал из бумаги вертолет, а Паша нарисовал и вырезал белую голубку.

Таня ловко вылепила из пластилина смешного клоуна в красном колпачке и огромных башмаках. Оля вышила кукле чудесный носовой платочек. У всех ребят получились прекрасные подарки.

В другой половине игровой комнаты тоже кипела работа. Девочки аккуратно расставили игрушки и книжки, нарядили Наташу в шелковое розовое платье, расчесали ей кудри и закололи золотыми заколочками. А потом взялись за сервировку стола.

Анна Анатольевна переходила от одной группы детей к другой, давала советы, как лучше украсить стол, расставить тарелки и чашки, разложить чайные ложечки, куда поставить вазу с цветами. Она ведь опытная хозяйка! Прекрасно знает все правила этикета.

Наконец, у «Хозяев» все было готово к приему «Гостей». Кстати, повар детского сада, Нина Ивановна, к празднику испекла вкусные пирожные, печенье, пирожки и большой красивый торт, украшенный посередине розочкой, а по краям орешками и цукатами.

«Хозяева» гостеприимно принимали «Гостей», те дарили кукле Наташе свои подарки, причем Анна Анатольевна развертывала каждый подарок и показывала его всем ребятишкам. Мальчики, как и полагается по этикету, осторожно отодвигали стулья и рассаживали девочек.

Наконец чаепитие началось! Ребятишки хрустели печеньем, попробовали пирожные и пирожки. Кукла Наташа сидела на почетном месте, в центре стола, перед ней тоже стояла тарелка со сладостями и чайная игрушечная чашечка. Все расхваливали любимую куклу, желали ей счастья, здоровья и добра.

Потом Анна Анатольевна принесла шесть маленьких разноцветных свечек, воткнула их в торт и зажгла. Свечи загорелись яркими огоньками. Ровно шесть свечек, ведь кукле Наташе исполнилось сегодня шесть лет! Свет в игровой комнате погасили, только мерцали золотые огоньки свечек. Это было так красиво! Дети встали и хором прочли стихотворение «С днем рождения, кукла Наташа!»:

С днем рождения, кукла Наташа!

Милая кукла — любимица наша!

Новых игрушек кукла милей,

Много играло с нею детей.

Платьице яркое кукле сошьем,

Кудри пушистые кукле завьем,

Станем красавицу чаем поить,

Будем подарки Наташе дарить.

Хором поздравим ее с днем рождения:

Доброго, кукла, тебе настроения —

Мы пожелаем нашей Наташе,

Кукле Наташе, любимице нашей!

Потом все захлопали в ладоши, а Анна Анатольевна затушила свечи, разрезала торт и особой лопаточкой положила каждому на тарелку по кусочку торта. Ребята чинно пили чай. Никто не баловался, не вертелся, не тянулся через весь стол за сладостями. Словом, день рождения куклы Наташи удался, ведь ребята запомнили правила чайного этикета. Запомните их и вы.

1. На стол ставят заварной маленький чайник, а большой — для кипятка.

3. Слева от чашки ставят десертную тарелку.

4. На чайный стол ставят разные сладости — торт, печенье, варенье в вазочке, конфеты, орешки, пирожные.

5. Для торта есть большая тарелка и специальная лопаточка.

6. Сахар подносят в сахарнице.

7. Сахар можно брать рукой или щипчиками.

8. Рукой берут печенье, конфету, яблоко, грушу или апельсины.

Но в детском саду чай разливает воспитательница на отдельном столике и подает его детям. Чай не должен быть очень горячим.

Когда все напились чаю, Анна Анатольевна предложила такую игру: «Я стану задавать вам вопросы по этикету, и та команда, которая заработает больше очков, выиграет и получит приз — игрушечный фарфоровый чайный сервиз». И воспитательница показала коробку с сервизом. Затем стала задавать вопросы.

Анна Анатольевна. Можно ли приходить в гости без приглашения?

Команда «Хозяев»

Без приглашения в гости ходить нельзя,

Мы так думаем, друзья!

Анна Анатольевна. Верно! Теперь вопрос к «Гостям». Где хозяин встречает гостей?

Команда «Гостей»

Добрый хозяин встречает гостей,

Стоя всегда у раскрытых дверей.

Анна Анатольевна . Молодцы! Вопрос к «Хозяевам». Что надо сказать, получив подарок?

Команда «Хозяев»

Мы спасибо говорим,

Гостя мы благодарим!

Анна Анатольевна . Правильно! Вопрос к «Гостям». Можно ли без спроса трогать руками вещи, расставленные в комнате хозяев?

Команда «Гостей»

Трогать руками вещи нельзя,

Ведь они не игрушки, друзья!

Анна Анатольевна . Молодцы. Вопрос к «Хозяевам». Когда приходят гости, что хозяева им дарят, благодаря за внимание?

Команда «Хозяев»

Краски, шарики, игрушки,

Сувениры и хлопушки.

Анна Анатольевна . Верно! Гостей можно порадовать небольшими подарками.

— А я знаю такую игру с гостями, — сказал Миша. — Нужно привязать все сувениры на веревочку или шнурок, шнурок прикрепить к двум стульям, а гостю завязать глаза платочком и дать в руки ножницы. Тот сувенир, который гость срежет, и станет его подарком.

— Хорошая, веселая игра! — одобрила Мишу Анна Анатольевна. — Только ножницы должны быть не острые! Я хочу задать вам такой вопрос: «Что должен сказать хозяин, провожая гостей?» Это вопрос к «Хозяевам».

— Провожая гостей, их нужно поблагодарить за то, что они пришли и порадовали хозяев.

— Верно! Еще один вопрос: «Можно ли плакать, капризничать и обижаться, если вы в гостях?»

— Нет, нельзя! — ответила Тоня. — Ведь этим мы огорчим хозяев.

— Ну что ж! Я думаю, что обе команды справились с заданиями на «отлично», и игра прошла в ничью. Сервиз остается в детском саду, и в него смогут играть обе команды.

Уже вечерело, дети стали собираться по домам, убирать со стола посуду, помогать Анне Анатольевне приводить игровую комнату в порядок.

Таня взяла в руки свою любимую кукла Наташу и поцеловала ее в щечку. «С днем рождения, тебя, Наташа! — прошептала она». Вдруг кукла улыбнулась и вместо «Ма-ма!» ответила: «Спа-си-бо!»

♦ Какую игру предложила воспитательница Анна Анатольевна?

♦ На какие две команды она разделила детей?

♦ Что делали «Хозяева»?

♦ Как готовились к игре «Гости»?

♦ Чей день рождения отмечали дети?

♦ Сколько лет исполнилось кукле Наташе?

♦ Как прошел день ее рождения?

♦ В какую игру играли ребятишки после чаепития?

♦ Кому достался сервиз?

♦ Что сказала кукла Наташа?

Ответьте на вопросы

1. Расскажите, как вы принимаете гостей?

2. Убираете ли вы свою комнату?

3. Помогаете ли взрослым убрать квартиру?

4. Какие блюда в вашей семье подают на праздничный стол?

5. Помогаете ли вы их готовить?

6. Кто в вашей семье сервирует стол?

7. Кто помогает?

8. Как нужно одеться к приходу гостей?

9. Как выбрать подарок другу?

10. Как правильно упаковать подарок?

11. Как вести себя за праздничным столом?

АНО ДО «Планета детства «Лада»

Д/С № 207 «Эдельвейс»

г.о.Тольятти

Конспект

интегрированной непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной группе

«Уроки Этикета»

Составитель: воспитатель Спиридонова Л.Л.

Май - 2016 г.

Программное содержание:

    Создать условия для систематизации знаний детей о понятии этикет.

    Учить детей анализировать поступки персонажей на иллюстрации, устанавливать причинно-следственную связь поступков и эмоций.

    Формировать у детей правильное понимание нравственных норм и понятий: что такое воспитанность, вежливость, культура, доброжелательность, привычки.

    Способствовать развитию мелкой моторики и координации руки.

    Воспитывать у детей желание стремиться к соблюдению правил этикета: быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным.

Предварительная работа:

    Чтение рассказов Носова “На горке”, “Шурик у дедушки”, “Фантазеры”, Осеева “Синие листья”, “Волшебное слово”, Остер “Неправильные привычки”.

    Общение на темы: “Кто мой друг”, “Идем в гости”, “В магазине”, “Мы самые старшие в детском саду”.

    Рассматривание иллюстраций: “Какая смелая”, “Новенькая”, “В автобусе”.

    Тренинги “Улыбка”, “Добрые слова”, “Мимика”.

Материал к занятию: Макет цветка с лицом и съемными лепестками, иллюстративный материал, карточки к игре “Подбери пару”.

Ход занятия

1. Проблемная ситуация.

Воспитатель показывает детям желтый круг на стебельке и спрашивает: “Ребята, как вы думаете, что это такое? (Предположительные ответы детей.) Да, это серединка от цветка. А как же называется этот цветок?

2. Логическая задача-ребус. Воспитатель предлагает составить слово по первым звукам в названии картинок, которое является названием цветка “Этикет”.

3. Проблемная ситуация.

Воспитатель обращает внимание детей на мимику цветка, спрашивает: “Что случилось с нашим цветком? Почему он грустный? (Ответы детей.) Да, ребята, подул сильный ветер, и разноцветные лепестки цветка разлетелись по всей группе. Вот голубой лепесток, как он называется? (Дети читают название на лепестке.) Это лепесток вежливости. Он предлагает нам рассмотреть картинки.

4. Рассматривание иллюстраций.

Воспитатель помещает на мольберт картинку, на которой изображено, как девочка угощает мальчика мороженым, и спрашивает: “Как вы думаете, какой диалог мог состояться у детей? Что говорит девочка?” (Возьми, пожалуйста; угощайся, пожалуйста; ешь на здоровье; и т. д.) . “Как мог ответить мальчик?” (Благодарю; большое спасибо; мне очень приятно, что ты позаботилась обо мне).

Воспитатель предлагает рассмотреть вторую картинку, на которой изображено, как мальчик предлагает дедушке сесть на сидение в автобусе, и спрашивает: “ Какие вежливые слова говорит мальчик?” (Садитесь, пожалуйста; присаживайтесь, пожалуйста.) “Что ответил дедушка?” (Большое спасибо, благодарю тебя.)

Детям предлагается рассмотреть третью картинку, на которой изображена встреча двух друзей. Воспитатель спрашивает: “Как друзья приветствуют друг друга?” (Привет, здравствуй.) “Как можно приветствовать друга, если встретишь его утром, вечером, днем?” (Ответы детей: доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!)

Молодцы, ребята, вы назвали много вежливых слов, лепесток возвращается к цветку”.

Воспитатель обращает внимание на лепесток желтого цвета. Как же называется он? (Дети читают.) Да, это лепесток культуры. На лепестке задание: необходимо выполнить сервировку стола, показать и рассказать, как пользоваться столовыми приборами.

а) Дети выполняют сервировку стола и анализируют, кто выполнил задание правильно, а кто с ошибками.

б) Ребенок имитирует, как будто ест суп (после практического просмотра дети делают вывод: как он держал ложку, где были локти, как наклонял тарелку, и т. д. Таким образом, детям предлагаются различные ситуации). Дети возвращают лепесток цветку.

Дети предлагают подойти к красному лепестку, читают его название, а воспитатель читает задание: “Ребята, как вы думает, какого человека называют воспитанным?” (Ответы детей.) “Да, воспитанным называют того, кто и без воспитателя, и без учителя, и без родителей ведут себя правильно”

6. Ситуации. Воспитатель предлагает детям рассмотреть ситуации на картинке дети в спальной комнате, в умывальной комнате, в раздевальной комнате одни, и предлагает объяснить, кто как себя ведет? (Дети анализируют, и дают оценку: кто воспитан, кто нет) .

Смотрите, ребята, и этот лепесток вернулся к цветку.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что около зеленого лепестка лежит игра, дети читают название лепестка, и выясняют, что это лепесток доброжелательности.

7. Игра “Подбери пару” (Дети находят парные картинки, рассказывают кто из персонажей доброжелательный, а кто нет.)

Воспитатель предлагает детям тоже проявить доброжелательное отношение друг к другу.

8. Психологический тренинг “Подари улыбку”.

Детям предлагается встать парами, посмотреть друг другу в глаза и, доброжелательно улыбаясь, произнести добрые слова. По хлопку ведущего дети меняются парами. По окончанию игры дети возвращают лепесток цветку. А вот и последний лепесток. Это лепесток привычек.

9. Игра с мячом “Назови привычку”.

Воспитатель: “Чтобы вернуть лепесток к цветку, поиграем в игру с мячом. Кому ведущий бросит мяч, тот называет привычку”.

    Мыть руки перед едой – это полезная привычка.

    Чистить зубы перед сном – это полезная привычка

    Пользоваться носовым платком – это полезная привычка.

    Дразнить и обзывать детей – это вредная привычка.

    Грызть ногти – это вредная привычка.

    Стричь ногти – это вредная привычка

Воспитатель: “Молодцы, ребята, вы все привычки определили правильно и последний лепесток возвращается к цветку. (Воспитатель незаметно меняет мимику цветку.) Ребята, смотрите, как повеселел наш цветок. Он рад, что вы хорошо знаете правила этикета. Давайте назовем их еще раз. (ответы детей: человек должен быть вежливым – показывает голубой лепесток, человек должен быть культурным – показывает желтый лепесток, человек должен быть воспитанным – показывает красный лепесток, человек должен быть доброжелательным– показывает зеленый лепесток, человек должен иметь только хорошие привычки – показывает оранжевый лепесток.

10. Практическая деятельность.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что цветок “Этикет” дарит им свои портреты, чтобы дети могли рассказать дома о том, что было на занятии. Сам цветок разноцветный, а портреты не раскрашены. Дети заштриховывают лепестки, самостоятельно вспоминая правила этикета.

Занятие по этикету в подготовительной группе

МДОУ № 4

ТЕМА: Правила этикета – залог успеха

ЦЕЛЬ: Продолжать формировать у детей понимания необходимости выполнения правил и норм этического поведения. Закреплять знания культурного поведения за столом. Продолжать обогащать словарь детей другими формами слов – приветствий. Развивать творческие способности детей, выразительности речи. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам и взрослым, желание доставлять радость другому человеку.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети находятся в зале. Гости входят в зал под музыку «Улыбка». Гости садятся на стульчики.

Вос-ль: - Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Давайте их поприветствуем.

Дети: - Здравствуйте.

Вос-ль: - Ребята, а как еще можно поприветствовать наших гостей, какими словами?

Дети: – Добрый день, доброе утро, мы рады вас видеть.

Вос-ль: - Ребята, а можно ли поприветствовать наших гостей словом «привет»? Ведь это тоже слово – приветствие?

Дети: - Не, это будет выглядеть неприлично. «Привет» можно сказать только самым близким людям (маме, бабушке, папе, дедушке, брату, сестре) или другу.

Вос-ль: - А Настя, например, может сказать Алеше «привет»?

Дети: - Да, потому что они друзья.

Вос-ль: - А сейчас, ребята, я предлагаю вам сесть на стульчики.

Вос-ль: - И сегодня, ребята, мы находимся не просто в зале, а на телестудии, где будут снимать передачу «Пусть говорят». У нас в студии находятся гости, которые пришли к нам на передачу, вы – герои передачи и я Наталья Сергеевна – ведущая этой передачи. Нас будут смотреть дети с других детских садов. Ребята, у меня в руках есть микрофон, если появятся вопросы у вас или у гостей студии, поднимите руки, и я подойду.

И так, на нашей передаче «Пусть говорят» мы обсуждаем невыдуманные истории, а только те, которые касаются непосредственно нас самих. И тема нашей передачи называется «Этикет». Зачем нам нужен этикет? Мы с вами много говорили про это слово. И у меня к вам первый вопрос: Что такое этикет?

Дети: - Этикет – это правила поведения и вежливости в общественных местах.

Вос-ль:- Ребята, а о каких общественных местах вы имеете в виду?

Дети: - Правила поведения в транспорте, театре, цирке, детском саду, на улице, за столом, в гостях, в больнице и т.д.

Вос-ль:- Хорошо, вот например, вы приходите в гости, в детский сад или другое общественное место, кто первым, или какое первое слово вы должны сказать?

Дети: - Здравствуйте.

Вос-ль:- Конечно же «здравствуйте». Давайте снова вернемся к этому слову – приветствие, ведь это самое главное, самое первое слово, где бы мы не были.

Ребята, а кто знает, что означает это слово?

Дети: - Если человек здоровается, значит, он желает другому здоровье.

Вос-ль :- Действительно, когда знакомые люди встречаются друг с другом, каждый из них должен поздороваться, это слово приветствие, знак доброго уважения людей друг к другу. А означает оно все то же – пожелание здоровья – здравствуй, т.е. будь здоров, не болей.

Ребята, а вы знаете, что существуют такие племена, где люди здороваются носами, локтями, а на Руси есть такое красивое слово «здравствуйте».

А может быть кто – нибудь из вас нам расскажет стихотворение.

Дети:- Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро!

Солнцу и птицам,

Доброе утро-

Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера.

Вос-ль: - Ребята, оказывается, правильно здороваться нас учат и наши русские народные сказки. Я вам предлагаю посмотреть и показать отрывок из русской народной сказки «Лиса и волк». А в этом мне помогут М.Кристина и Д.Алеша (дети инсценируют сказку, используя настольный театр).

Ребенок: - Встретились кума- лиса да серый волк. «Здравствуй, лисонька» - «Здравствуй, куманек».

Вос-ль: - Ребята, вы заметили, как лиса здоровалась?

Дети:- Хитренько, ласково.

Вос-ль: - А волк?

Дети: - По-доброму.

Вос-ль:- А у нас есть еще одна сказка, а как называется, вы сами назовете. А поможет мне ее показать Сережа К. и Настя Р. (инсценировка сказки)

Дети: - По мачехиному веленью посадил старик старухину дочь в сани, повез ее в лес, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал. Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку подскакивает, да на старухину дочь поглядывает:

Здравствуй девица.

Здорово старик.

Тепло ли тебе девица? Тепло ли тебе красная?

Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!

Вос-ль: - Ребята, как мачехина дочка отвечала?

Дети: - Грубо, невежливо

Вос-ль: - Вспомните, а как падчерица, Настенька отвечала Морозко?

Дети:- Здравствуй Морозко, здравствй батюшка. Ласково.

Вос-ль: - Ребята, эта сказка дошла до нас с незапамятных времен, с тех лет, когда люди еще не умели писать, чтобы записать саму сказку, она просто передавалась от одного человека к другому, как говорится из уст в уста – от мамы к дочке, от бабушке к внучке. Но уже тогда, в давние времена, люди знали, что друг с другом надо говорить вежливо, с уважением, и желать друг другу здоровья.

Вос-ль: - Но, а сейчас мы немного прервемся на небольшую музыкальную паузу (дети поют «Здравствуй - говори» и выполняют движения под музыку).

Вос-ль: - Мы немного отдохнули, а сейчас я предлагаю сесть на свои места.

Ребята, у нас в студии накопилось много вопросов по этикету. Дайте поможем на них ответить.

1. –Ребята, один мальчик на улице увидел своего воспитателя, но она была на противоположной стороне дороги. Он на всю улицу закричал «Марья Ивановна, здравствуйте!» правильно ли он поступил?

2. – Ребята, мне подарили ненужную некрасивую вещь. Что мне сказать тому, кто ее подарил?

3. - Ребята, как мне быть, если я опоздала в театр.

4. – Как мне поступить, если я вошел в автобус и увидел, что на задней площадке стоят мои друзья, надо ли здороваться с ними? Если надо, то как это сделать?

5. – Однажды я пришла в гости к ребятам и увидела, как они безобразно вели себя за столом. Я ушла. Правильно ли я сделала?

Вос-ль:- Как раз по этому поводу у нас есть кое-что интересное. Я предлагаю всем внимательно послушать и посмотреть (рассказ воспитателя сопровождается картинками).

Вос-ль:- Почему Катя ушла?

Дети: - Ребята вели себя безобразно.

Вос-ль: - А, что они делали неправильно?

Дети: - На горячий суп дуть нельзя, а надо помешивать ложкой, чтобы скорее остывал. Локти на стол класть нельзя, на столе должны быть только запястья. От котлеты надо отламывать кусочки вилкой. Косточки от компота нужно класть на блюдечко. Нельзя разговаривать с полным ртом, если тебе задали вопрос, сначала нужно проживать и проглотить пищу, а потом отвечать.

Вос-ль: - А какие правила этикета вы еще знаете?

Дети: - Перед едой нужно мыть руки. Гарнир: картошка, котлета и другие овощи нужно кушать вилкой. Нож нужно держать в правой руке, а вилку в левой руке. Выходя из-за стола сказать «Спасибо» и т.д.

Дети: - Ребята, ответьте мне теперь на вопрос, что было бы с людьми, если бы не было правил этикета.

Дети: - Ответы детей.

Вос-ль: - Был бы беспорядок. Как здорово, что они существует.

К сожалению, наша передача подходит к концу и в заключение наши герои программы хотели бы дать несколько советов другим детям.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В автобус вы поможете,

Взобраться инвалиду.

Ежели вы вежливы

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы – то есть сами.

И ежели вы вежливы

То в разговоре с тетей

И с бабушкой, и с дедушкой

Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Вос-ль: - Ребята, что нам нужно сказать нашим гостям.

Дети: - До свидания.

Вос-ль: - Берегите себя и своих близких.

Программное содержание:

  1. Создать условия для систематизации знаний детей о понятии этикет.
  2. Учить детей анализировать поступки персонажей на иллюстрации, устанавливать причинно-следственную связь поступков и эмоций.
  3. Формировать у детей правильное понимание нравственных норм и понятий: что такое воспитанность, вежливость, культура, доброжелательность, привычки.
  4. Способствовать развитию мелкой моторики и координации руки.
  5. Воспитывать у детей желание стремиться к соблюдению правил этикета: быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным.

Предварительная работа:

  1. Чтение рассказов Носова “На горке”, “Шурик у дедушки”, “Фантазеры”, Осеева “Синие листья”, “Волшебное слово”, Остер “Неправильные привычки”.
  2. Общение на темы: “Кто мой друг”, “Идем в гости”, “В магазине”, “Мы самые старшие в детском саду”.
  3. Рассматривание иллюстраций: “Какая смелая”, “Новенькая”, “В автобусе”.
  4. Тренинги “Улыбка”, “Добрые слова”, “Мимика”.

Материал к занятию: Макет цветка с лицом и съемными лепестками, иллюстративный материал, карточки к игре “Подбери пару”.

Ход занятия

1. Проблемная ситуация.

Воспитатель показывает детям желтый круг на стебельке и спрашивает: “Ребята, как вы думаете, что это такое? (Предположительные ответы детей.) Да, это серединка от цветка. А как же называется этот цветок?

2. Логическая задача-ребус. Воспитатель предлагает составить слово по первым звукам в названии картинок, которое является названием цветка “Этикет”. Приложение 1.

3. Проблемная ситуация.

Воспитатель обращает внимание детей на мимику цветка, спрашивает: “Что случилось с нашим цветком? Почему он грустный? (Ответы детей.) Да, ребята, подул сильный ветер, и разноцветные лепестки цветка разлетелись по всей группе. Вот голубой лепесток, как он называется? (Дети читают название на лепестке.) Это лепесток вежливости. Он предлагает нам рассмотреть картинки.

4. Рассматривание иллюстраций.

Воспитатель помещает на мольберт картинку, на которой изображено, как девочка угощает мальчика мороженым, и спрашивает: “Как вы думаете, какой диалог мог состояться у детей? Что говорит девочка?” (Возьми, пожалуйста; угощайся, пожалуйста; ешь на здоровье; и т. д.) . “Как мог ответить мальчик?” (Благодарю; большое спасибо; мне очень приятно, что ты позаботилась обо мне).

Воспитатель предлагает рассмотреть вторую картинку, на которой изображено, как мальчик предлагает дедушке сесть на сидение в автобусе, и спрашивает: “ Какие вежливые слова говорит мальчик?” (Садитесь, пожалуйста; присаживайтесь, пожалуйста.) “Что ответил дедушка?” (Большое спасибо, благодарю тебя.)

Детям предлагается рассмотреть третью картинку, на которой изображена встреча двух друзей. Воспитатель спрашивает: “Как друзья приветствуют друг друга?” (Привет, здравствуй.) “Как можно приветствовать друга, если встретишь его утром, вечером, днем?” (Ответы детей: доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!)

“Молодцы, ребята, вы назвали много вежливых слов, лепесток возвращается к цветку”.

Воспитатель обращает внимание на лепесток желтого цвета. Как же называется он? (Дети читают.) Да, это лепесток культуры. На лепестке задание: необходимо выполнить сервировку стола, показать и рассказать, как пользоваться столовыми приборами.

5. Тренинговые упражнения.

а) Дети выполняют сервировку стола и анализируют, кто выполнил задание правильно, а кто с ошибками.

б) Ребенок имитирует, как будто ест суп (после практического просмотра дети делают вывод: как он держал ложку, где были локти, как наклонял тарелку, и т. д. Таким образом, детям предлагаются различные ситуации). Дети возвращают лепесток цветку.

Дети предлагают подойти к красному лепестку, читают его название, а воспитатель читает задание: “Ребята, как вы думает, какого человека называют воспитанным?” (Ответы детей.) “Да, воспитанным называют того, кто и без воспитателя, и без учителя, и без родителей ведут себя правильно”

6. Ситуации. Воспитатель предлагает детям рассмотреть ситуации на картинке дети в спальной комнате, в умывальной комнате, в раздевальной комнате одни, и предлагает объяснить, кто как себя ведет? (Дети анализируют, и дают оценку: кто воспитан, кто нет) .

Смотрите, ребята, и этот лепесток вернулся к цветку.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что около зеленого лепестка лежит игра, дети читают название лепестка, и выясняют, что это лепесток доброжелательности.

7. Игра “Подбери пару” (Дети находят парные картинки, рассказывают кто из персонажей доброжелательный, а кто нет.)

Воспитатель предлагает детям тоже проявить доброжелательное отношение друг к другу.

8. Психологический тренинг “Подари улыбку”.

Детям предлагается встать парами, посмотреть друг другу в глаза и, доброжелательно улыбаясь, произнести добрые слова. По хлопку ведущего дети меняются парами. По окончанию игры дети возвращают лепесток цветку. А вот и последний лепесток. Это лепесток привычек.

9. Игра с мячом “Назови привычку”.

Воспитатель: “Чтобы вернуть лепесток к цветку, поиграем в игру с мячом. Кому ведущий бросит мяч, тот называет привычку”.

  • Мыть руки перед едой – это полезная привычка.
  • Чистить зубы перед сном – это полезная привычка
  • Пользоваться носовым платком – это полезная привычка.
  • Дразнить и обзывать детей – это вредная привычка.
  • Грызть ногти – это вредная привычка.
  • Стричь ногти – это вредная привычка

Воспитатель: “Молодцы, ребята, вы все привычки определили правильно и последний лепесток возвращается к цветку. (Воспитатель незаметно меняет мимику цветку.) Ребята, смотрите, как повеселел наш цветок. Он рад, что вы хорошо знаете правила этикета. Давайте назовем их еще раз. (ответы детей: человек должен быть вежливым – показывает голубой лепесток, человек должен быть культурным – показывает желтый лепесток, человек должен быть воспитанным – показывает красный лепесток, человек должен быть доброжелательным– показывает зеленый лепесток, человек должен иметь только хорошие привычки – показывает оранжевый лепесток.

10. Практическая деятельность.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что цветок “Этикет” дарит им свои портреты, чтобы дети могли рассказать дома о том, что было на занятии. Сам цветок разноцветный, а портреты не раскрашены. Дети заштриховывают лепестки, самостоятельно вспоминая правила этикета.

Тема: Посуда. Столовый этикет. Принимаем гостей.

Подготовила

Учитель- логопед MДОУ ДСКВ №15

Высоцкая Ольга Искандаровна

1.Орг. момент.

Что такое этикет?

Знать должны мы с детских лет.

Это – нормы поведения:

Как ходить на День рождения?

Как знакомиться? Как есть?

Как звонить? Как встать? Как сесть?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них дает ответ

Этот самый ЭТИКЕТ.

2. Сообщение темы. «Чайная посуда. Столовый этикет».

Какая посуда нужна для чаепития? (демонстрация предметов).

-«Что изменилось? Чего не стало?» (употребление сущ. в родительном падеже)

-«Что где стоит?» (справа, слева, между)

-«Обезьянки »

Покажите «Чайник-. Поставьте правую руку на пояс, левую руку изогните в виде носика и надуйте животик.

Чашку- присядьте и поставьте левую руку на пояс.

Ложки- встаньте прямо, поднимите руки и сомкните их над головой.

3. Беседа.

Зачем мыть руки перед едой?

Для чего нужно мыло?

Почему нельзя вытираться чужим полотенцем?

4. Развитие мелкой моторики.

Сервировка стола

Дежурные накрывают на столы, а все дети складывают веером салфетки.

5.Давайте повторим правила поведения за столом.

(дети заранее подготовили стихи)

Известно с детства это всем:

Когда я ем, я глух и нем».

Жуешь- закрытым рот держи.

Проглоти- потом скажи.

Блюдо с хлебом далеко,

Дотянуться нелегко.

Рукавом в салат не лезь,

За столом соседи есть

Попроси их вежливо.

И припомни снова

Вежливое слово.

Не вытирай свой рот рукой-

Салфетка есть перед тобой.

Облизывать не стоит пальцы,

Которые за все хватальцы.

Учитесь ЭТИКЕТУ, детки:

Для рук положены салфетки.

Чтобы что-то резать, нож

В руку правую берешь,

Вилку о- в руку левую,

Сидишь королевою.

Кто дома есть научится,

В гостях не будет мучиться.

Не вертись, спокойно кушай.

И не чавкай, словно хрюша.

Ложка в чашке – не пропеллер,

Не спеша помешивай.

Чтобы люди не смотрели

На тебя насмешливо.

Чтоб не грохнуться случайно

На пол в час веселья,

Ты на стуле не качайся-

Это не качели.

6.Пока мы повторяли правила, к чаепитию приготовился наш гость. Кто это?

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела. -
Пейте чай, вода вскипела!

(Повторение чистоговорки)

7. Приглашение к столу. Чаепитие.

8. Развитие мелкой моторики.

Раз, два, три четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали -
Так мы маме помогали

Уборка посуды.

9. Итог занятия

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"
Нравится