Изучаем цвет для самых маленьких. Учим цвета с ребёнком в игровой форме: развивающие игры, стишки, песенки, мультики, упражнения

Нас окружает огромное количество цветов, тонов и оттенков. Поэтому педагоги и родители обязательно должны познакомить малыша с многообразием волшебного мира красок. Необходимо знать, что ребенок раннего возраста самостоятельно способен только выделить свойство предмета – цвет, а научить его играть и заниматься с цветными колечками, фигурками и заплатками – задача взрослого.

Самые первые цвета, которые выделяет ребенок, – это красный, желтый, синий и зеленый, и только потом уже все остальные. Изначально малыш начинает воспринимать и запоминать цвета с помощью ассоциаций. В его памяти хранятся группы предметов, объединенных общим цветом. Например: зеленый – кузнечик, травка; синий – небо, река; желтый – солнышко, цыпленок, одуванчик. Родителям стоит помнить, что малышу всегда легче строить умозаключения на основе собственного опыта. Если вы, гуляя с ребенком, повторяете ему описание предметов и явлений (трава – зеленая, небо – синее) и играете с ним в «вопросы» («Что еще бывает синего цвета?»), он не только легко запомнит названия цветов, но и научится самостоятельно размышлять об этом. Также для запоминания цветов незаменимы главные атрибуты – краски и пластилин, и частое использование их в играх ускорит восприятие и запоминание ребенком как основных цветов, так и других, с которыми малыш, как правило, знакомится намного позже, например серого, белого, оранжевого.

Изучаем цвета с самыми маленькими

Когда малыш рождается, первое время он реагирует на яркий свет и выделяет среди прочих только его. Система восприятия цвета созревает к 3–4 месяцам, но различать цвета кроха начинает уже с первых недель жизни.

Сначала его внимание привлекают предметы желтой гаммы. Далее он начинает задерживать взгляд на предметах оранжево-красной гаммы (3–4 месяца), а потом начинает различать синий и зеленый (4–5 месяцев), несколько позднее – фиолетовый (5–6 месяцев). Формирование цветного зрения завершается у крохи к 4–5 годам. Именно тогда-то и стоит обратить внимание на игрушки таких цветов. Начинать учить нужно с двух цветов, не более, лучше всего пусть это будут красный и желтый.

Вы, наверное, удивитесь: какие же тут могут быть уроки? Самые обыкновенные. Через общение со взрослым ребенок уже в младенческом возрасте может получить полезную информацию. И для его развития очень важно, какое значение мама придает познанию мира. Конечно, пройдет еще немало времени, прежде чем малыш начнет называть цвета и группировать их, но можно считать, что, показывая крохе игрушку и не забыв сказать, какого она цвета, вы уже начали обучать его. Известно, что психика ребенка очень пластична, а в возрасте до 1 года тем более, поэтому важно помнить, что пока вы даете информацию, она просто откладывается в голове. Ребенок растет, и когда мозг будет готов к усвоению, запоминанию, а потом – и к действиям с цветом, эти процессы пройдут намного легче, потому что внимательная мама с самого раннего возраста познакомила своего малыша с цветами игрушек. Когда такой ребенок вырастет, скорее всего, про него скажут «схватывает все налету», и это будет прекрасным результатом ваших стараний.

Учим цвета: 1–1,5 года

Вашему малышу исполнился 1 год – начался период, который называется ранним, или ходячим детством. Ребенок очень активен и готов к новым впечатлениям, но его познавательные процессы еще очень несовершенны. Играя с любимыми игрушками, малыш способен выделить только одно свойство предмета – то, которое ему больше всего понравится; это может быть форма или размер. Что касается цвета, то для узнавания предмета он пока никакого значения не имеет, и опознать по нему игрушку малыш не сможет. Это следует учитывать при занятиях, чтобы не перегрузить ребенка информацией. То есть вы можете продолжать активно знакомить кроху с цветом, осуществляя ту самую «закладку» информации, но теперь это будет происходить намного веселее и скорее принесет свои плоды. Ведь раньше малыш лежал в кроватке, агукал и только позволял вам описывать ему окружающие предметы. Сейчас он сам принимает активное участие в играх, нанизывает цветные кольца пирамидки, пытается строить башенки из кубиков.

Также необходимо уделять внимание рисованию. В этом возрасте кроха крепко зажимает карандаш в ладони, но радость от рисования у него проявляется чисто на эмоциональном уровне, потому что изобразить что-то определенное он еще не способен.

Учим цвета: 1,5–2 года

К 2 годам уже происходит становление системы восприятия цвета как отдельного признака предмета, но выделять и понимать его способны далеко не все дети, а только те, над чьим развитием активно трудился взрослый.

Продолжая повторять цвета игрушек и других предметов, которые окружают малыша, мы можем подталкивать ребенка обращаться к своему мышлению и памяти: «Принеси мне, пожалуйста, желтый кубик, синий мячик, красный бантик и т.д.».

Способности к рисованию в этом возрасте почти не отличаются от предыдущего, но здесь можно использовать склонность ребенка к подражанию: вы можете провести линию на листе цветным карандашом, чтобы кроха сделал то же самое – это будут его первые шаги к изобразительному творчеству. Сюда же относятся рисование пальчиками, цветными мелками, а широкими кистями здорово можно изображать кляксы и мазки, каждый раз проговаривая, какую краску сейчас берет малыш.

В возрасте до 2 лет активно используется весь арсенал игрушек, с помощью которых можно закрепить названия цветов: мама и малыш строят башни из кубиков («Давай поставим красный кубик на синий»), собирают пирамидку («Дай мне, пожалуйста, желтое колечко») или, рисуя фломастерами, подбирают каждому фломастеру подходящий по цвету колпачок.

Учим цвета: 2–3 года

При должном обучении на третьем году жизни ребенок может различать все основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Теперь перед вами открывается намного больше возможностей по обучению и развитию. Малыш будет с интересом включаться во все новые игры, которые вы ему предложите, а с 3 лет игра станет ведущей деятельностью жизни ребенка.

Сейчас существует большое количество разнообразных игр и игрушек, позволяющих в этом возрасте продолжать учить цвета. Так как к 3 годам ребенок уже может выделить такие свойства предмета, как форма и цвет, то для игр по изучению цветов в этом возрасте хорошо подойдут блоки Дьенеша – это набор пластмассовых геометрических фигур, которые объединены несколькими признаками, такими, как цвет, форма, размер. Играя с ними, малыш учится выделять свойство предмета, в данном случае цвет, обобщать или отделять предмет от других.

Также в этом возрасте надо обращать внимание на умение ребенка классифицировать по выделенному признаку. Можно положить перед ним 3–4 листа бумаги разного цвета и вразброс – вырезанные из бумаги фигурки тех же 3 или 4 цветов. Пусть малыш определит, какому листу какие фигурки подойдут по цвету. Похожие игры можно придумать и с другими игрушками – кубиками, колечками пирамидки, деталями конструктора и др.

Итак, можно подвести итог по поводу того, как развивается мышление ребенка на третьем году жизни в отношении восприятия цвета:

цвет воспринимается осмысленно – как отдельный признак предмета;
малыш приобретает умение классифицировать цвета по заданному признаку.

Время проведения занятий

Занятия с ребенком в этом возрасте лучше проводить утром после завтрака в интервале между 8.30 до 9.30 часами или же вечером – с 16.00 до 17.00. В дошкольных учреждениях педагоги, осуществляя занятия с группой, стараются придерживаться такого же временного промежутка, поскольку доказано, что именно в это время малыши очень активны, их мозг более восприимчив к информации.

Что касается продолжительности занятий, то нужно знать, что чем младше ребенок, тем короче будет «урок»: он даже может быть минутным, и это совершенно нормально – таковы особенности внимания и восприятия малышей. Немаловажно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его темперамент. Дети резвые, чересчур активные даже в дошкольном возрасте не могут и пяти минут сосредоточиться на том, что им показывают или чему учат. Если ваш малыш именно такой, то занятие будет длиться столько, насколько хватит внимания крохи. Естественно, когда ребенок будет расти, у него необходимо будет развивать усидчивость, в противном случае он будет постоянно «витать в облаках» и ничего не запомнит.

Со спокойными, усидчивыми малышами заниматься будет проще, и занятия будут длиннее.

Время занятий с детьми

  • До 1 года 2–5 минут.
  • От 1 года до 2 лет до 10 минут.
  • От 2 до 3 лет 10–20 минут.

Ребенок до 3 лет чрезвычайно активен в своих действиях: он сам играет с пирамидкой, раскладывает цветные карточки, строит башню из кубиков. Но самостоятельно он не способен изучить цвета и понять, как нужно играть с цветными фигурками. Поэтому помните: очень важно, чтобы в это время взрослый был рядом, рассказал, объяснил, научил.

В играх с цветом, как и в любых других, важно создать у ребенка радостное настроение, тогда у него всегда будет срабатывать ассоциация, что занятия – это весело и здорово. Этот настрой он перенесет на учебную деятельность, когда пойдет в школу.

На занятиях избегайте уменьшительно-ласкательных слов по отношению к цвету. «Красненький» и «зелененький» следует заменить на «красный» и «зеленый», чтобы малыш изначально воспринимал и произносил правильно.
Если ваш ребенок рисует розового волка или желтое небо, не стоит запрещать ему этого: помните, что цветом ребенок выражает свое эмоциональное состояние.

Вы занимаетесь с малышом изучением цвета каждый день, а сегодня у него нет настроения, он капризничает, не слушает вас и убегает? Не заставляйте его – попробуйте поиграть в какую-нибудь другую игру, чтобы не портить настроение ни себе, ни ему: в этом возрасте дети идут на поводу у своих чувств, и ничто не заставит их заниматься, если они не хотят.

Помимо основных цветов не забывайте знакомить ребенка с другими, встречающимися реже: розовым, серым, фиолетовым, иначе шаблоны крепко закрепятся в мышлении малыша, и розовый цвет он может называть красным, а фиолетовый – синим, потому что они похожи, а настоящих их названий ребенок не знает.

Развивающие игры

  • До 1 года

Над кроваткой ребенка должна обязательно висеть подвеска из цветных погремушек или мобиле. Также это могут быть игрушки, крепящиеся к бортикам кровати. Периодически меняйте игрушки и не забывайте называть цвет подвешенного предмета. Малыш быстрее осваивает то, что видит и слышит постоянно.

Одевая кроху, показывайте ему цветные носочки, шапочки, рукавички и называйте их цвета. Пусть малыш их рассмотрит и пощупает.

В полгода ребенок способен найти взглядом предмет, о котором вы говорите: покажите ему красный мячик, поиграйте с ним, потом спросите: «А где красный мячик?»

К 9–10 месяцам ребенок самостоятельно находит игрушку, которую вы при нем спрятали. Попросите его найти, например, синий воздушный шарик. Не забудьте повторить, какой шарик он нашел, и похвалите малыша.

Ближе к 1 году ребенок умеет собирать пирамидку. Делайте это вместе и комментируйте, какое колечко следует надеть, подавайте ему кольца, говорите, какого они цвета. Попросите дать вам зеленое колечко.

Без заучивания и запоминания – пока просто с целью ознакомления – можно красить красками (используя широкую кисточку, наносить на лист мазки и кляксы) и лепить из пластилина, не забывая называть цвета.

  • 1–1,5 года

Цвет любимой игрушки . В этом возрасте у малыша уже есть любимые игрушки. Описывая их ребенку в играх, уточняйте, какого они цвета: «Это кто? Мишка! Мишка какой? Коричневый…»; «А это кто? Лягушка. Лягушка какая? Зеленая» и т.д.

Цвет живет в книжке . Читайте и рассматривайте книжки с крупными изображениями: солнце (желтый цвет), лягушка (зеленый), заяц (белый/серый), тучка (синий), речка (голубой), мишка (коричневый), помидор (красный) и т.д. Комментируйте ребенку все, что видите. Постоянно повторяйте цвета и задавайте малышу вопросы, что какого цвета.

Цветные мячики. Покажите ребенку 2 маленьких мячика, пластмассовые или резиновые, например желтый и синий. Поиграйте с ребенком, покатайте друг другу мячи, покажите, сравните: «Это желтый мячик, это синий мячик». Повторите несколько раз: «На, Саша, желтый мячик. Дай маме, дай желтый мячик, а теперь дай, пожалуйста, синий и т.д.».

  • 1,5–2 года

Домики и человечки . Вырежьте из цветного картона большие домики (пусть это будут 5 домиков красного, желтого, синего, зеленого и голубого цвета) и приготовьте для них маленьких картонных человечков (силуэты). Попросите ребенка расселить человечков по домам, какой куда подходит.

Коврики . Возьмите лист цветной бумаги, в середине по трафарету вырежьте круг среднего размера. Лист с круглой дырой приклейте на картон, отдельно приклейте круг, чтобы была твердая основа. Расскажите ребенку, что это коврик красного цвета, в котором мышки прогрызли дыру, но ее можно закрыть. Покажите, как это можно сделать. Круг очень хорошо подойдет к коврику. Сделайте несколько таких «ковриков» и «заплаток».

Волшебные мешочки. Сшейте мешочки 4–5 цветов и вырежьте фигурки из двустороннего картона. Это могут быть звездочки или просто геометрические фигурки – круги, квадраты, треугольники. Разложите вместе с малышом фигурки по мешочкам: красные в красный, желтые в желтый, зеленые в зеленый.

Есть другой вариант этой игры. Желтые фигурки для желтого мешочка сделайте в форме маленьких солнышек, голубые – в форме облаков, красные – яблочек, синие – звездочек. Малышу доставит большое удовольствие снова и снова вытаскивать цветные фигурки и засовывать их обратно.

Стихотворение про радугу поможет начать вам разучивать основные цвета, которыми скоро начнет пользоваться ребенок.

Радуга

Радуга в небе весеннем висела,
Весело с неба на землю смотрела.
Радостно мы улыбались в ответ:
– Радуга-радуга, цвет-пересвет.
Радуга в небе недолго висела,
С неба на землю недолго смотрела:
Растаяла...
Что же на память она всем оставила?
КРАСНЫЕ маки,
ЖЕЛТЫЙ песок,
ЗЕЛЕНЫЙ зажегся
На ветке листок.
Жук ФИОЛЕТОВЫЙ
Греет бока.
СИНЯЯ плещет
Река в берега.
ОРАНЖЕВЫМ солнцем
Согреты леса.
А у скворца ГОЛУБЫЕ... глаза.
(В. Степанов)

Старайтесь проговаривать названия цветов внятно и неторопливо: нет ничего трогательнее, чем наблюдать, как ваш малыш, еще недавно такой несмышленый, вникает в то, что вы ему говорите!

2–3 года

Рисуем вместе. Нарисуйте простым карандашом солнце, облако, апельсин, пусть они будут больших размеров – каждая фигура на отдельный альбомный лист. Спросите у ребенка, что он видит, какого цвета солнышко, попросите взять подходящий карандаш и закрасить его. При необходимости помогите малышу и сделайте это вместе.

Цветной поезд . Возьмите крупный кубик, например, красного цвета (это может быть деталь конструктора или пластмассовый кубик). Скажите ребенку, что сейчас вы с ним будете строить поезд. Поезд состоит из вагонов. Ищите среди остальных кубиков красные и ставьте их друг за дружкой. Первый крупный кубик будет «головой» поезда, остальные – вагонами. По тому же принципу, объединяя фигуры или кубики по цвету, можно строить башни и города.

Разноцветный город . Для этой игры вам понадобятся фигурки разной формы – квадратные, треугольные, прямоугольные, идеально подойдут блоки Дьенеша. Постройте, например, из зеленых кубиков забор, а за ним соорудите домики: маленькие и большие – красные, синие и желтые. Не забывайте соотносить фигуры по цвету – на дом красного цвета ставим красную крышу (треугольная фигурка) и т. д. Стройте цветные дома вместе с ребенком.

Загадки для детей

Одними из первых помощников детей в познании окружающего мира станут загадки. Они помогают развивать память – путем систематического повторения, мышление – заставляя ребенка обращаться к собственному опыту, чтобы найти ответ, воображение, словарный запас. Хорошо, если ответ будет находиться, что называется, «под рукой»: мышку можно показать в книжке, лягушку – настоящую, на прогулке у озера и т. д.

Посмотри-ка в книжку.
Что ты видишь? – Мышку.
Она бывает белая,
Но чаще всего... (серая)

Лягушка скачет на болоте.
Она все время на охоте.
Прощай, комарик несмышленый!
А у лягушки цвет... (зеленый)

Из скорлупок, из пеленок
Вылез маленький цыпленок.
Ой, смешной какой ты,
Наш комочек... (желтый)

Вырос летом на лугу.
Я сорвать его могу.
Отнесу цветок домой –
Колокольчик... (голубой)
(Е. Дюк)

Цвета радуги

Обучение с помощью стихов значительно облегчает понимание и расширяет словарный запас ребенка. Дети слушают стихи с удовольствием, они легче запоминаются и откладываются в подсознании. Для успешного обучения необходимо знать индивидуальные особенности вашего малыша: одни запоминают лучше, когда видят перед собой цвет, предмет, картинку, других детей картинки могут отвлекать. Понаблюдайте за своим ребенком, определите, что для него лучше.

Краски сегодня ужасно устали:
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная – вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета:

Красный
Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры – красные ребятки.
Красные тюльпаны на окне стоят,
Красные знамена за окном горят.

Оранжевый
Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится –
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже.

Желтый
Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит.
Желтые груши на ветках висят.
Желтые листья с деревьев летят.

Зеленый
У нас растет зеленый лук
И огурцы зеленые,
А за окном зеленый луг
И домики беленые.
С зеленой крышей каждый дом,
И в нем живет веселый гном
В зеленых брючках новых
Из листиков кленовых.

Голубой
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо, а небо – на нас.

Синий
В синем море – островок,
Путь до острова далек.
А на нем растет цветок –
Синий-синий василек.

Фиолетовый
Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она
На столе в красивой вазе около окна.
(А. Венгер)

При успешном обучении к 2– 3 годам ребенок знает и называет основные цвета спектра. Игры с цветом не только доставят малышу радость и подарят хорошее настроение, но и станут важной составляющей развития его познавательной системы и сенсорных процессов. Так что родителям можно смело приступать к веселым урокам всех цветов радуги!

Ребенка закладывается в утробе матери. Направленность его развития определяется в первые годы жизни. От родителей зависит, что малыш знает и умеет в ясельном возрасте. Поэтому их часто интересует вопрос, как научить различать цвета детей.

В магазинах можно найти огромное количество развивающих дорогостоящих игрушек. Они интересны и занимательны, но для того, чтобы знания действительно накапливались, необходимо руководствоваться особенностями детского развития на каждом этапе, с любовью и вниманием применять их в общении с маленьким человечком.

Познание цветного мира до 1 года

Полугодовалый кроха начинает видеть мир цветным. Он реагирует на яркие вещи. Для этого возраста характерна кратковременная цветовая монохромность. Так, на протяжении нескольких дней или недель дитя выбирает игрушки и предметы одного цвета (например, желтого). Окружающие объекты для него полны неизвестности.

Что необходимо знать о том, как научить различать цвета детей на данном этапе?

  • Период является скорее информативным, нежели обучающим. Задача родителей - заинтересовать и рассказать.
  • Постоянное общение - фундамент раннего развития.
  • Осведомление об окружающей среде должно иметь системный характер.

Правила и методы раннего изучения «цветной» грамоты

В данном случае, как и в освоении любого дела, существуют определенные правила:

  • Вербальный метод - описание мира вокруг. Повторение - мать учения. Как можно чаще проговаривайте то, что вы видите. Гуляя с ребенком в парке, расскажите о листьях на деревьях, их цвете и форме. Сорвите листик и дайте тактильно ознакомиться с новым предметом. На следующей прогулке повторите то же самое. А в третий раз покажите травку в уже известной ему последовательности действий. Нелишним будет акцентировать внимание на том, что листики и травка - зеленые.
  • Не торопиться! Не нужно тараторить без умолку: ягодка - красная, лист - зеленый, солнышко - желтое. Если вы выбрали зеленый цвет для обучения первым, обращайте внимание лишь на вещи этого окраса на протяжении нескольких недель. Только тогда можно переходить к новым открытиям. Не забывайте напоминать об уже известном ранее.
  • Используйте Показывайте карточки с тоном краски, называйте его. Длительность воспроизведения - несколько секунд. Постепенное увеличение количества изображений и информации о них - залог более эффективного запоминания.
  • Учитывайте характер и настроение ребенка. Учить можно лишь тогда, когда он сыт, доволен и не испытывает других потребностей.

Как научить ребенка различать цвета: список методик

  • Вербальный метод (проговаривание).
  • Творческий (рисование, лепка).
  • Рифмованный (стишки и песенки).

Игра и творчество среди красок: от 1 года до 2 лет

Этот период уже более информативный. Малыш ознакомился с миром посредством родительских рассказов и собственных открытий. Он много знает, но только начинает говорить, понимает вопросы и может дать на них ответ, указывая пальчиком или кивая головой. На данном этапе уже можно научить ребенка различать фигуры и цвета. Именно в этом возрасте такие действия принесут наиболее заметные плоды.

Для этого необходимо знать важные нюансы. Далее - информация о том, как научить различать цвета детей:

  • Первые полтора года - накапливание понимания разговорной речи. После - развитие собственного речевого аппарата.
  • Ребенок активно узнает новое и запоминает в результате игровых задач и сравнений.
  • Период можно назвать «второй фундаментальный». Дитя, пока не выучит всю информацию наизусть, будет путаться и редко проявлять заинтересованность. Но от этого зависит, как маленький человечек будет ориентироваться в мире красок в трехлетнем возрасте.
  • Не нужно требовать регулярных правильных ответов. Не расстраивайтесь, если при вопросе о красном он указал на зеленый. Главное - процесс мышления.
  • Учим цвета без оттенков: до 2 лет - четыре основных.

Учиться в игре не только познавательно, но и очень интересно.

Потенциал и ограничения в процессе обучения от 2 до 3 лет

Малыш уже очень хорошо развит. На смену познанию мира приходит этап самостоятельности: кушать, одеваться, раздеваться чаще всего он предпочитает самостоятельно. При этом его мозг подготовлен получать новую информацию и успешно запоминать ее. После определенных достижений годовалого малыша важно не допустить торможения развития и помнить о том, как научить ребенка 2 лет различать цвета.

  • Расширяется цветовой диапазон. Он в состоянии запомнить уже больше четырех тонов. К основным добавляется черный и белый. К дополнительным - оранжевый и фиолетовый (индивидуально).
  • Эффективно играть и познавать теперь можно не только с помощью игрушек, но также одежды, бытовых предметов и книг.
  • Продолжайте использовать уже известные методики в соответствии с возрастными особенностями маленького человечка и прописных истин, как научить различать цвета детей.

Учитывая эти возрастные изменения, родители могут многому научить своего ребенка, в том числе и подготовить к адекватному восприятию цветовой гаммы.

  • Рисуем, лепим, клеим. Творчество - двигатель развития двухлетки, метод обучения и средство самореализации. Бумага, картон, соленое тесто, пластилин, акварель - главные помощники в «цветной» науке.
  • Не прекращаем рассказывать о красках вокруг нас. Маленький человечек лучше запоминает информацию в непринужденной обстановке. Увидели ворону? Расскажите о ней, о расцветке ее оперения. Вышли гулять в снежный морозный день? Играйте с белым снегом, проговаривая информацию. Позже периодически напоминайте об увиденном и его характеристиках. Это закрепляет ассоциации и стимулирует память.
  • Базовые игры те же, с соответствующим расширением палитры.
  • Приобщайте цветовую «грамоту» к гардеробным процессам. Одеваясь на прогулку, выберите с малышом вещи в одной гамме. В другой раз заранее оставьте на видном месте и попросите принести колготки или кофточку определенного оттенка.
  • «Цветные штучки». Необходимые предметы: заранее окрашенные крупные макароны, разноцветные бусины, элементы мозаики, а также 6-8 контейнеров или коробочек соответствующих основных расцветок. Задание: отсортировать «заблудившиеся» объекты по «домикам».
  • «Красочный мир». Заранее нарисуйте картину, к примеру, зеленую поляну, зеленое дерево, красный домик, желтое солнышко на небе, синюю тучку, летящего черного ворона, белого аиста, оранжевый мячик, фиолетовую машинку (разнообразие должно соответствовать уровню развития). Необходимо вырезать эти же изображения из цветной бумаги. Попросите кроху сделать аппликацию. Он может просто рассортировать предметы, а может использовать для этого клей.
  • «Ассоциации». Подготовьте разноцветные изображения. Вложите их в шарики соответствующего окраса. Надуйте их и дайте ребенку поиграть. Лопайте и делайте умозаключения.
  • «Цветные буковки». С этого возраста нужно начинать знакомство с буквами и цифрами. Это должно быть не заучивание, а процесс ознакомления. В данном контексте - это идеальный вариант. Сортируйте буквы, называйте основные из них. Просите найти «желтую букву А», «красную букву А», «синюю букву Б», «оранжевую букву Б». Количество букв для изучения - 2-3. Акцент при этом делается на цветах.
  • Читайте вместе стишки на эту тему, учите песенки. Очень часто дети лучше запоминают в стихотворной или песенной форме.

В канун кризиса 3-х лет ребенок регулярно проявляет характер. Важно прислушиваться к своему малышу, понимать его, уметь заинтересовать. Психоэмоциональная гармония и взаимопонимание - на первом месте, а уж потом - обучение.

Колористика в мире детства от 3 до 4 лет

Малыш уже достаточно взрослый и самостоятельный, он владеет определенным запасом знаний, который нужно продолжать пополнять. Важно проявлять изобретательность и терпение для того, чтобы научить ребенка 3 лет различать цвета. В связи с некоторыми особенностями возникают неизбежные, но преодолимые трудности.

Что важно знать о том, как научить ребенка различать цвета:

  • Кризис 3-х лет. Характеризуется настойчивостью чада в том, чего он хочет и протестом против всего того, что ему навязывают. Наступает период осознания собственного «я» и становления самостоятельности.
  • Важный период психоэмоционального развития. Цветовая гамма воспринимается иначе. Расширяйте существующие знания до 12 цветов (добавляем розовый, фиолетовый, оранжевый, голубой, коричневый). В зависимости от уровня усвоения материала, возможно ознакомление с оттенками основных цветов (малиновый, бордовый, бежевый, серый).

Говорите, запоминайте, напоминайте. Рассказывайте малышу обо всем, что находится вокруг, акцентируя внимание на цветовой гамме.

  • Играйте в основные игры: кубики и мячики, лото, паззлы, сортеры, ассоциации - и занимайтесь творчеством: «цветные штучки», «красочный мир», «цветной» анализ гардероба. Импровизируйте с известными игровыми ситуациями, переделывая их на новый лад.
  • «Радуга». Дети любят радугу. Попробуйте вместе выучить «запоминалку» о ней. Нарисуйте большую радугу. Заранее вырежьте разноцветные кружочки. Пусть ребенок разложит их по соответствующим дугам.
  • «Разноцветные машинки». Прогуливаясь по улицам города, находясь в ожидании общественного транспорта, малыши наблюдают за дорогой и всем происходящим вокруг. Хорошее занятие - считать проезжающие мимо авто. Еще интересней искать среди них машину заданного цвета. Также можно сосчитать количество красных или белых автомобилей на определенном участке шоссе.
  • «Мороженое». Нарисуйте или вырежьте и приклейте вместе изображения сладеньких «рожков» с шариками мороженого разного окраса. Пусть выберет свое любимое. Возможно наличие нескольких оттенков и задача сосчитать розовые (клубничные) или шоколадные (коричневые). Можно собирать вырезанные изображения любимого десерта в сумочку или корзинку для покупок.
  • «Кто больше?». Находясь на прогулке, выберите интересный объект (к примеру, авто). Сыграйте в игру, кто больше сосчитает машин определенного цвета.
  • Учите стихи, пойте песни. Многие дети запоминают лучше именно таким способом.

Если кроха не проявляет интерес к игре - не заставляйте. Пусть работает ваша фантазия в пользу его позитивных эмоций. Доверие - залог качественного обучения. Руководствуясь имеющимся опытом, взрослые обычно уже хорошо понимают, как научить ребенка различать цвета. 4 года - это возраст, когда наступает пора расширять и закреплять ранее полученные знания.

Повторяем, учим, понимаем

В этом возрасте малыш уже должен знать 12 основных тонов: он легко выбирает одежду по цвету, выполняет поставленные родителями задания, которые раньше давались с трудом, сам «обучает» окружающих цветовой гамме. Если трудности существуют, продолжайте настойчиво придерживаться описанных выше методик. Этот период - начало подготовительного дошкольного. Важно приучать к более усидчивой и спокойной форме восприятия знаний (сидя за столом, используя книги, альбомы, товары для творчества). При этом самое время учить оттенки: малиновый, бордовый, терракотовый, сиреневый, бежевый, кремовый, бирюзовый, салатный и прочие. Тут опять-таки нельзя торопиться. Лучше изучать медленней и дольше, но качественно.

Научно доказано, что интеллектуально развитый человек имеет более качественную и продолжительную жизнь. Вкладывайте в своего ребенка любовь и старания, а он будет радовать вас своими успехами день от дня.

Ребенок воспринимает разные цвета, уже впервые открыв глаза, и видит мир в красках. Вот только как же называются все эти краски? Их так много и создается впечатление, что все названия и не запомнить... Как научить ребенка различать цвета и выучить их названия? Об этом подробно в нашей статье.

Начать учить с ребенком цвета имеет смысл с младенческого возраста, да и не только цвета, одновременно можно учить и формы, и даже материалы. Подавая ребенку погремушку, к примеру, говорите: "Это погремушка. Погремушка круглая, красная, как гремит погремушка, а ну ка послушаем (гремим)". Если правильно подойти к этому вопросу, уже к году ребенок будет знать основные цвета и сможет показать вам игрушку того цвета, которого вы просите! А что же делать, если время упущено? Помогут игры, стишки и песенки, вместе с ними и обучение малыша превращается в игру.

Стихи про цвета для самых маленьких

В океане синий кит
дельфиненку говорит:
"Видел я издалека
как проплыли облака".





Учим цвета: игры для самых маленьких

Необходимо вырезать из цветного картона фигуры разного цвета и подготовить конвертики такого же цвета (обычные почтовые конверты раскрасить карандашами или наклеить на них опознавательный знак с нужным цветом). Задача ребенка - правильно разложить фигурки по конвертам, задача родителя - вслух повторять цвет фигурки. Позднее ребенок сам будет проговаривать цвета. Вы сможете использовать этот набор и для изучения фигур.

Хорошо помогут учить цвета и компьютерные игры для малышей, но учтите, что ребенку до года у компьютера сидеть не желательно, а после года можно находиться у монитора не более 30 минут.

Есть отличная онлайн игра "Учим буквы. Тренажер для запоминания ребенком названия цветов". Основана игра на том же принципе, что и настольная игра с карточками. Ребенок перетаскивает курсором цветные фигурки к смайликам того же цвета, а игра проговаривает название цвета вслух. Поиграть в эту игру можно на сайте ИгрыПлюс.ру

Еще одна игра - "Цветные волшебные ящички". Ребенку предлагается разложить по ящикам предметы разного цвета. Это более сложная игра, чем предыдущая, потому что в ней оттенки одного цвета могут отличаться, и ребенок должен сориентироваться, к какому цвету ближе оттенок того или иного предмета. .

А еще представляем Вашему вниманию отличную развивающую презентацию для Ваших малышей. В стихотворной форме, приятным голосом автор Кырчикова Дина расскажет и покажет Вашим деткам основные цвета. Чтобы скачать презентацию, кликните по рисунку ниже. Презентация запускается клавишей F5.

Обсудите с ребенком, какого цвета солнце, море, небо и самые разные предметы вокруг нас. Помогут в этом карточки:

Не лишним будет рассказать ребенку, что цвета бывают теплыми и холодными, а поможет это лучше понять плакат"Азбука цвета". Чтобы скачать и распечатать плакат, кликните по картинке и откройте ее в полном размере.

Игры для изучения цветов

Светофор

Простая подвижная игра, подойдет в качестве развлечения не только дома, но и на улице. А в компании с другими детьми будет еще веселее. Для малышей вырезаем из картона круги: красный, желтый и зеленый. Придумываем простые действия для определенного цвета. Например, на красный дети должны стоять, на желтый махать руками или прыгать на месте, на зеленый сделать шаг вперед или назад. Постепенно можно понемногу усложнять задание: сначала проговаривать цвет и показывать кружочек соответствующего цвета, затем просто показывать кружок, а потом уже можно просто называть цвет.

«Что бывает…»

Игра не только на запоминание цветов, но и на развитие мышления и улучшение памяти. Выберите определенный цвет, например, желтый. И задайте малышу вопрос: что бывает желтым? Солнце, цветок, машинка, листики и так далее. Малыш может отвечать самостоятельно, а можете отвечать по очереди, чтобы игра была интереснее. Ребенок постарше тоже может в ответ задать вам вопрос: что бывает(выбранного ребенком) цвета? И вы также должны ответить. Кстати, в эту игру можно играть в дороге, на прогулке, в очереди, вовлекая в нее других малышей.

Бабочки на цветах

Эта простая игра, которая поможет выучить цвета. Причем подходит эта игра для любого ребенка, можно начать с основных четырех цветов, постепенно увеличивая их количество. Для этой игры нужно вырезать из цветного картона (а можно распечатать на цветном принтере на фотобумаге и затем вырезать) цветы и бабочек. Начать можно с набора из четырех основных цветов: красного, синего, желтого и зеленого, постепенно добавляя к ним новые цвета, например, оранжевый, коричневый, голубой, розовый. Кстати, еще как вариант – вырезать из белого картона и раскрасить необходимые атрибуты вместе с ребенком. Суть игры заключается в том, чтобы посадить бабочку на цветок того же цвета, что и она. Постепенно игру усложняем, уточняя, какую бабочку на какой цветок посадить, например: желтую бабочку на красный цветок, синюю – на зеленый и так далее.

Строим домики

Для этой игры тоже нужно подготовиться: вырезать из цветного картона части домиков, такие как крыша (треугольник), основа (большой квадрат), окошки (маленькие квадратики). Вначале, пока ребенок только начинает учить цвета, можно использовать только основу и крышу. Собрать домики, намеренно перепутав цвета: на красный квадрат положить желтую крышу, на желтый – синюю и так далее. Затем попросите малыша расставить крыши правильно, на желтый квадрат – желтую, на зеленый – зеленую. Постепенно можно игру усложнить: попросите малыша самостоятельно собрать домики, сначала из основы и крыши одного цвета, а затем еще усложните. Пусть ребенок собирает домик по названным вами критериям: красная основа, зеленая крыша, желтое окошко. То есть вы называете часть домика и озвучиваете цвет, а ребенок собирает.

Играем, собираясь на прогулку

Да-да, и даже сборы на прогулку можно превратить в игру по изучению цветов. Приготовьте малышу вещи, например, 2-3 штанов, столько же футболок. Попросите принести ребенка зеленую футболку. Пусть малыш выберет из предложенного именно нужного цвета. После того, как малыш справился с заданием, надеваем на него футболку и просим принести, например, коричневые, штаны. Ребенок должен самостоятельно найти нужное. После того, как ребенок начнет с легкостью ориентироваться, игру можно слегка усложнить. Например, положить майки на кровать в спальне, а брюки – на диван в зале. И просить принести нужную вещь определенного цвета с конкретного места. Например, принеси, пожалуйста, желтую майку с кровати в спальне. Единственный минус этой игры – в нее можно играть только тогда, когда есть свободное время. Если вы спешите и быстро одеваете ребенка, то поиграть не получится.

Собираем игрушки по цветам

Прибираясь в комнате, предложите ребенку собирать игрушки определенных цветов по очереди. Например, сначала соберите все желтое: желтые детальки от конструкторов, желтые машинки, желтый мячик или книжку и так далее. Игра несложная, но поможет и прибрать игрушки, и запомнить цвета. Но тоже требует времени.

Строитель

Сейчас практически у каждого малыша есть конструктор типа лего дупло, кроха или малыш, с крупными строительными блоками, паровозиками, железной дорогой и прочим. Предложите вашему юному строителю построить домик или даже маленький городок, используя «кирпичики», вагончики, пролеты железной дороги только одного определенного цвета. Например, красного. Совсем кроха может просто соединять детальки определенного цвета, выстраивая стену.

Несколько этих простых игр помогут вашему ребенку легко и быстро запомнить основные цвета. Постепенно вводите в игру новые цвета и оттенки, и довольно скоро ваш малыш порадует вас, узнавая и называя и самостоятельно.

Проверка знаний

А теперь проверим, как малыш запомнил основные цвета. Попросите его назвать как можно больше предметов нужного цвета. На первых порах помогут такие картинки:




А закрепить знания о цветах помогут загадки.

Загадки про цвета

Подарил мне этот цвет
Маков огненных букет.
Просто так, без дня рожденья,
Чтоб улучшить настроенье. (Красный)

Милый цвет, скорей скажи,
Чем ты в жизни дорожишь?
Круглой тыквою, морковкой,
Их ращу на грядке ловко. (Оранжевый)

В поле вырос одуванчик,
Золотисто-жёлтый мальчик.
С этим цветом он дружил
И похож на солнце был. (Жёлтый)

Шьёт себе наряды лето
Удивительного цвета.
Им окрашены кусты,
Огорода и сады. (Зелёный)

Звонкий братец ручеёк -
Цвета этого дружок,
Чистою своей водицей
Всех друзей зовёт напиться. (Голубой)

Цвет небесный незабудку
Не забыл ни на минутку.
Все цветочки нарядил
Не один не позабыл. (Синий)

Этот цвет одной фиалке
Дал духи - ему не жалко.
Он фиалочку покрасил,
Потому что он прекрасен. (Фиолетовый)

Я бычок, но не реву,
Потому, что я влюбленный! - Я люблю щипать траву,
А любимый цвет -… (Зелёный)

На картине небо ясным
Нарисуем мы с тобой
И его закрасим краской
Как обычно -… (Голубой)

Говорила мама Боре:
- Не пойдем сейчас - опасно!
Потому, что в светофоре
Не зеленый свет, а… (Красный)

Я бы красить василек
Даже черным цветом мог!
Но, не бойтесь, не покрашу!
Цвет его намного краше! (Синий)

Одуванчику привет!
И привет купальнице!
Ваш веселый, яркий цвет
Всем нам очень нравится! (Жёлтый)

Апельсинчик трогал Леша,
Ласково поглаживал:
- Ты красивый и хороший,
Круглый и… (Оранжевый)

Маме в качестве подарка
Выбирайте розы вы!
Цветом красным, но не ярким,
По простому - … (Розовый)

У тетрадного листочка
И у сахара кусочка,
И у соли, и у мела
Цвет какой бывает? -… (Белый)

Он из всех неяркий самый,
Только веришь или нет - Можно видеть этот цвет
И с закрытыми глазами! (Чёрный)

Волк, ворона, воробьишка,
Слон и маленькая мышка -
Все они зимой и летом
Одинаковые цветом! (Серый)

А вот еще загадки про цвета от Олеси Емельяновой:

Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести.

Каждый апельсин им полон,
Веселей с ним даже клоун,
Он повсюду на лисе
И на белке в колесе.

Снегом он лежит на крыше,
Чертят по нему и пишут,
Он в коровьем молоке
И в сметане, и в муке.

Хоть таится в дымоходе,
У пантер он вечно в моде,
Да и негр его любой
Носит каждый день с собой.

Он на небе в день погожий
И на незабудках тоже,
А на крыльях мотылька,
Может он взлететь с цветка.

Он в асфальте и бетоне,
В теплом пухе на вороне,
В волке и его хвосте
И у кошек в темноте.

Есть он в кофе, в чечевице,
В медвежонке и корице,
В шоколаде тоже есть –
Без него его не съесть.

Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом.

Увидав его под глазом,
Драчуна жалеют сразу,
А вот баклажан и слива
С ним довольны и счастливы.

Скажет каждый мальчик зрячий
Про него, что он девчачий,
Если ж аиста макнем,
Станет, как фламинго, в нем.

Признак рыбы говорящей,
Он пиратом спрятан в ящик,
Есть в короне и в кольце,
И на сказочном крыльце.

Читайте, играйте и развивайте с нами своего малыша!

Некоторые дети начинают осознанно различать цвета еще до года, но это редкость. У подавляющего большинства малышей эти способности появляются с 1,5 до 2,5 лет. Возможные упражнения на изучение цветов зависят от уровня знаний об окружающем мире и развития мелкой моторики. Ниже приведены основные игры и приемы для первого знакомства с цветами.

Особенности изучения цветов с самыми маленькими заключаются в том, что новые предметы и материалы для изучения необходимо вводить постепенно. Множество свойств малознакомых материалов может отвлечь малыша от основной темы — цвета. Поэтому если ребенок еще не знаком с рисованием и лепкой, то перед началом изучения цветов обязательно проведите несколько занятий-знакомств с красками и пластилином.

Изучаем цвета | Готовность к изучению

Икеевская пластиковая посуда хорошо сочетается с кубиками из губки для мытья посуды

Для тестирования готовности изучения цветов предоставьте ребенку множество одинаковых по форме и размеру предметов разного цвета и попросите их разделить на группы — отсортировать. Если малыш справляется без труда можно начать изучение отдельных цветов.

Варианты предметов для сортировки:

  • кубики;
  • детали конструкторов (Lego и т.п.) и мозаек;
  • пуговицы;
  • цветная пластиковая посуда;
  • поролоновые кубики из губки для мытья посуды (Для того чтобы получить кубики надо отделить жесткий темно-зеленый слой и разрезать губку ножницами. Зеленый слой отрывается аккуратно, если губку предварительно пару раз намочить и высушить).

Изучаем цвета | План «цветного» дня

После того как Вы выявили, что ребенок успешно справляется с различением цветов можно приступить к их изучению. На изучение первых названий цветов (красного, желтого, синего, зеленого) лучше потратить целый день (на каждый цвет по дню). Я для примера опишу один день изучения цвета. Другие цвета будут изучаться подобно.

План дня по изучению красного цвета:

1. Показываем группу красных предметов и объясняем, что они красного цвета.
2. Рисуем рисунок или раскрашиваем картинку красными цветами. Если малыш младше двух лет достаточно одного средства рисования. Для малышей постарше можно внести разнообразие использованием красных красок, фломастеров, карандашей и мелков. Альтернативой рисованию может быть лепка. Если Вы любите насыщенные занятиями дни, можно успеть и порисовать, и полепить. Например, до дневного сна рисование, а вечером лепка. О лепке с малышами читаем и .
3. Предлагаем сортировку — выбрать красные детали из предложенного набора игрушек и предметов разного цвета.
4. Устраиваем «охоту» на красные вещи. Совместно везде ищем красный. Дома — в интерьере и одежде, на прогулке просим показать красные машины.
5. Читаем книжки, смотрим карточки с изображением красных предметов.

Для повышения эффективности занятий по изучению цветов необходимо активно использовать названия изучаемых цветов в речи. Например, говорим не «Сейчас наденем кофточку и пойдем гулять», а «сейчас наденем красную кофточку …», «Будем кушать красное яблоко», «Смотри какая красивая красная машина» и т.п.

Чтобы у ребенка было еще больше впечатлений оденьте ребенка в красную одежду и добавьте в рацион дня продукты изучаемого цвета:

  • Красный — ягоды, помидоры, паприка;
  • Оранжевый — тыква, морковь, апельсин;
  • Фиолетовый — виноград, черника;
  • Зеленый — салат, горошек, киви, авокадо, виноград;
  • Желтый — ананас, банан, паприка, сыр;
  • Белый — рис, творог, молоко.

Изучаем цвета | Рисование и лепка

Ближе к двум годам перемешивание теста для лепки и красителя можно выполнять совместно с малышом. При этом, разумеется, надо быть готовыми помыть испачканные ручки

Творчество позволяет получить наиболее глубинные знания о цветах. В начале знакомства с цветами необходимо заниматься творчеством с использованием одного изучаемого цвета. Когда малыш подрастает демонстрируем получение оттенков смешиванием:


Изучаем цвета | Цветное лото

Вариантов лото может быть множество. один из наших вариантов. Правила игры:

  • Раскладываем карточки с животными перед малышом;
  • Выдаем малышу одну карточку с палитрой и просим найти животное заданного цвета.

Также можно наоборот выдавать карточки с животными и просить подобрать палитру.

После многократных успешных подборов палитры предложите игру на тренировку памяти. Дайте малышу черно-белый вариант карточки с животным и попросите подобрать палитру.

Изучаем цвета | Книжки о цветах

Для изучения цветов можно приобрести книжки, полностью посвященные цветам, а можно использовать сборники с различными заданиями. Большую подборку сборников с развивающими упражнениями для малышей 1-2 лет я описала

Из книг о цветах можно выделить следующие хиты:

Для самых маленьких 2-3 года:

«Что бывает синим » из серии Чудесные наклейки издательства Мозаика-Синтез (Лабиринт , Озон , My-Shop) Книжки этой серии содержат интересные задания и милые наклейки. Единственный минус — одноразовость наклеек. Более подробное описание с фоторазворотов читайте в

Книжка-картинка-картонка с клапанами — то, что нужно малышам!

Большая книга малыша. Учим цвета (Лабиринт , Озон , My-Shop)

Учим цвета Фото-книга с разворотами разных цветов. Книга большого формата с мелованной (глянцевой) бумагой и большим рейтингом в Лабиринте. Мне подобные книги кажутся бесполезными и бессмысленными, но почему-то многие такие книги любят. Но ведь гораздо интересней о цветах клапаны, наклейки, искалки, задания и другой интерактив.

Для детей 3-4 лет:

Веселые пряталки. Учим цвета и счет (Лабиринт , Озон , My-Shop ) Книга-виммельбух с качественными иллюстрациями для поиска предметов, вынесенных на полях.

Ричард Скарри: Цвета, формы и цифры (Лабиринт)

Книга-журнал от классика детской книги Ричарда Скарри. В книге содержится куча заданий и в комплекте идут наклейки, которые надо верно разместить.

Привет цвет! (Лабиринт , Озон , My-Shop )

Маленькая, амбиционная интерактивная книга о смешении цветов, о теплых и холодных оттенках. Стильное оформление. Вращая колесико можно изменять цвет вырубленного изображения хамелеона. Для гурманов и эстетов, остальные скажут чепуха.

Игрушки и материалы, предназначенные для изучения цветов

Набор «Творчество с пеленок » (my-shop , ozon) большой набор карточек с оттенками, книжечки об основных цветах, а также методички с готовыми занятиями на изучение цветов и оттенков. Мой подробный обзор набора . Лото-мемори «Учим цвета. Кто появился?» (my-shop)
Беспроигрышный вариант для изучения цветов — сортер с цветными ключиками (my-shop). Помимо знакомства с цветами ребенок еще и моторику прокачает

Изучаем цвета | мой подход

Пара слов об изучении цветов Яной. Способность различать цвета у неё начала проявляться с 1,3. Именно в этом возрасте мы изучили красный, желтый, синий. Первый цвет дался сложней всего, каждый последующий легче. Для нас более эффективно было бы изучение цветов с полутора лет, но мне очень не терпелось 🙂 . К возрасту 1г. 6м. Яна освоила 10 основных цветов. В то время я ей предлагала простейшие упражнения. На данный момент мы перешли к получению навыков манипулирования оттенками.

После того как был получен навык изучения цветов, я задумалась о целесообразности зубрежки названий большого количества оттенков и пришла к выводу, что это лишнее. Мы ненавязчиво изучаем только самые распространенные (бирюзовый, салатовый, бежевый и т.п.). В будущем планирую расширить до менее распространенных названий оттенков, которые использую сама (шампанского, лиловый, индиго и др.)

В любом процессе важен выбор цели, иначе просто не будет результата. После изучения основных цветов, моей основной целью стало научить Яну сопоставлять цвета различных объектов и явлений. Я хочу, чтобы она умела описывать оттенки образами — «темно-синий, как небо ранним утром», «голубой, как море в ясную погоду», «серо-синий, как отражение неба в грязной луже» и т.п.

В завершение

Изучение цветов является качественным расширением кругозора. Узнавая цвета, ребенок получает новый метод классификации всех окружающих объектов — по цвету. Кстати, помимо развивающего эффекта, знание цветов открывает перед ребенком большое количество интереснейших игр с цветом.

Интересных открытий вашим малышам!

Если вам понравился материал блога, подпишитесь на
или присоединяйтесь к группе

Глен Доман – известная фигура не только в физиологии, но и в педагогике. Карточки для детей широко используются сегодня в дошкольной педагогике для быстрого и всестороннего развития детского интеллекта, а также для лечения детей с поврежденным мозгом. Использовать карточки Домана можно и для изучения цветов и их оттенков.

В чем суть методики?

Как применить методику Домана, чтобы изучить цвета с ребенком?

Методика основана на том, что карточки представляют собой картинки каких-либо предметов или явлений с яркими красными надписями. Изображения с подписями показывают ребенку в течение 1-2 секунд для каждой картинки. Таких уроков за день должно быть около десяти. В результате малыш запоминает звучание слова, его название и его запись, быстро учится читать, приобретает энциклопедические знания. На карточках вместо изображений могут быть представлены цвета. Если нет возможности купить карточки Домана, их можно скачать на нашем сайте и распечатать.

Зачем мы учим с детьми цвета?

Для детей мир полон разнообразия, у них еще нет закоренелых представлений, как у взрослых. Если попросить профессионального художника сказать, какого цвета небо, он назовет вам сотни оттенков, так как привык замечать их каждый день. Обычный человек вряд ли назовет хотя бы 5-6 оттенков, поскольку не привык их различать. Дети – маленькие художники, и мы учим их оставаться такими подольше. Для этого мы не просто изучаем с ними цвета, но и акцентируем внимание на оттенках каждого из них. В результате малыш начинает воспринимать богатую цветовую гамму мира, активизируется зрительная память, а значит, стимулируется развитие интеллекта в целом. Для изучения цветов достаточно скачать карточки Домана для детей на тему «Цвета» на нашем сайте и применять их дома или на занятиях. При этом скачать их можно совершенно бесплатно.



Однако следует учесть следующий момент. Мало скачать карточки – их нужно потом распечатать. Краски принтера могут иметь множество оттенков и не всегда правильно передавать цвет. Так что если мы изучаем чистые цвета, без примесей (например, красный, синий, желтый), то распечатанные на принтере пособия вполне подойдут. С оттенками цветов лучше быть осторожнее. В этом случае лучше скачать карточки и показывать их на компьютере или другом электронном устройстве, хотя и оно может вносить искажения, но в меньшей степени.

Теория Домана в свое время имела большой успех, и сегодня остается популярной в дошкольной педагогике. Но, как и любая педагогическая система, она имеет и свои недостатки. Ребенок, зрительно воспринимая изображения и надписи на карточках, не умеет применять эти знания на практике. Поэтому когда мы учим с детьми цвета, необходимо показать, для чего это нужно. Для детей лучше, если они попробуют смешать краски и получить похожий оттенок, либо, выйдя на улицу, попытаться найти такой цвет в природе.

Таким образом, когда мы учим дошкольников по карточкам Домана, всегда необходимо проводить связь между теорией и практикой, изображением и действительностью, насколько это возможно. Тогда знания перестают быть мертвым грузом, каким они часто бывают в школьный период. Пусть ребенок почувствует, что этот мир – живой, а изображения и цвета – только способ глубже его познать.