Калинина разве так играют читать. Пересказ рассказа Н.Калининой «Разве так играют? Пересказ рассказа "Разве так играют?"

Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»
Цель: учить детей пересказывать текст, интонацией передавая особенности персонажей.
Задачи:
- формировать умение детей выразительно пересказывать текст;
- воспитывать положительное отношение между детьми;
- учить называть действия, характеризующие определенный предмет.
Материалы: картинки разноцветных шаров (красные, синие, зеленые), одного мака, букета из маков, портрет Надежды Калининой, цветные карандаши, альбомные листы.
Структура занятия

Ход занятия

1. Организационный этап (2 мин.)
Цель: мотивировать детей на включение в деятельность, создать психологический настрой и активизировать внимание.

Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание

Ответы детей.
Педагог приветствует обучающихся:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с рассказом Надежды Калининой «Разве так играют?»
Но для начала давайте взглянем на портрет Калининой Надежды Дмитриевны.

Послушайте стихотворение «Игрушки»
В магазине «Детский мир»
Есть отдел игрушек.
Там и полосатый тигр,
И котенок плюшевый,
Пирамиды в ряд стоят,
Куклы в разных платьицах,
Неваляшки не лежат,
И петрушки дразнятся.
Разноцветные мячи,
Кегли и машины,
Паровозик заводной
Проезжает мимо.
Все игрушки хороши!
Выбирай, что хочешь.
Без игрушек малышам
Грустно было б очень.
- Ребята, назовите игрушки, которые были в магазине.
На доску вывешивается портрет Надежды Калининой.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

2. Целеполагание и мотивация познавательной деятельности (5 мин.)
Цель: побудить обучающихся самостоятельно сформулировать тему и цель занятия.

Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание

Мишки, зайцы, куклы, кукольная посуда, кроватки для кукол, машинки, медведь на лошади.

Не знал, какую игрушку взять
- Сразу захотел взять все игрушки.

Не трогайте, не берите, я в игрушки играю
- А теперь я хочу вам прочитать рассказ Калининой, который называется «Разве так играют?»

Пришли Саша с Алешей в младшую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Все есть в кукольном уголке, всего много.
Алеша на все смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на все посмотрел и сразу все взять захотел.
Подбежал он к кукольному уголку мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берет, и собачку к себе тянет все в одну кучу складывает:
Не трогайте, не берите, я в игрушки играю.
Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.
Вот так мальчик! Разве так играют?

О чем говорится в этом рассказе?
- Какие игрушки были в кукольном уголке?

Что делал Алеша?

Как Саша вел себя в кукольном уголке?
- Что он делал?
- Что он сказал детям?

Вспомните, чем закончился рассказ?

Физминутка «Стойкий солдатик».
Вот солдатики стоят, начинается парад.
Раз, два, три, четыре, пять
· начинаем мы шагать.
Наклонитесь все вперед, а потом наоборот.
Влево, вправо наклонитесь, наклоняйтесь, не ленитесь!
На одной ноге постой-ка, будто ты солдатик стойкий.
Руки ты прижми к груди, да смотри, не упади!
Руки вверх, руки в бок, и на месте – скок, скок, скок!
Носом – вдох, а выдох – ртом.
Дышим глубже
А потом
Марш на месте не спеша. Вот зарядка хороша!

3. Основной этап (15 мин.)
Цель: активизировать в речи детей глаголы, подбирать по смыслу глаголы к существительным

Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание

Ответы детей.

Ответы детей.

Кинешь – не тонет, бьешь – не стонет, кидать – к верху летать.
- Катать, бросать, подкидывать.
- Одевать, укладывать спать, кормить, купать, гулять.

Шары.
- Шаров.
- Красные, синие, зеленые.
- Разноцветные.
- Маки.
- Маков.
- Давайте попробуем пересказать этот небольшой рассказ.

Рассказ заканчивается словами: «Разве так играют?», и кажется, что писатель спрашивает об этом нас. Дети, а ведь могло так быть и в нашей группе, если мальчик пришел впервые в школу и не знает, как нужно играть.

Подумайте, чтобы вы ему сказали о его поведении и что рассказали бы о том, как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках.

С какими игрушками вы любите играть?
- О какой игрушке я загадаю загадку?
Кинешь в речку не тонет,
Бьешь о стенку не стонет,
Будешь оземь кидать
Станет к верху летать.

Какими словами говорится в загадке про мяч?

Скажите, что можно делать с мячом?

А как можно играть с куклой?

Давайте поиграем в игру «Один - много». Я вам называю один предмет, а вы мне должны назвать много таких предметов.
Шар -
Здесь много
- Какого они цвета?
- Как одним словом сказать, что все шары разного цвета?
- Это мак, а это
- В букете много
Педагог вызывает троих детей и предлагает им договориться, кто какую часть будет рассказывать – начало, середину, конец. (Пересказ можно повторить дважды)

Во время ответов детей, педагог оценивает ответы, отмечает вежливые обороты речи, умение объяснять понятно.

На доске картинки с разноцветными шарами.

На доску вывешивается картинка одного мака, затем букет из маков.

5. Итоговый этап. Рефлексия.(2 мин)
Цель: подвести итог занятия, восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание

- «Разве так играют?»

Надежда Калинина
- Молодцы, ребята! Хорошо сегодня поработали!
- С каким рассказом сегодня познакомились?
- Кто автор этого рассказа?
- А теперь возьмите альбомные листы и цветные карандаши, и нарисуйте свою любимую игрушку.

В большом доме на пятом этаже жили два мальчика: Саша и Алёша. Когда Саша и Алёша немного подросли, папа с мамой сказали:

Пора мальчикам в детский сад.

Саша обрадовался:

В детский сад! В детский сад! Мы пойдём в детский сад!

А Алёша спрашивает:

Какой детский сад? Что там делают?

Пойдёте - узнаете, - сказал папа, - и нам расскажете.

А мама говорит:

В детском саду у вас будет много товарищей. Будете вместе играть, гулять и заниматься.

У доктора

В кабинете за столом сидит доктор Нина Сергеевна. Перед доктором стоят Саша и Алёша.

Мне нужна справка, - говорит мама, - что мои дети здоровы и что им можно ходить в детский сад.

Как фамилия ваших детей и как их зовут?

Калинины, Саша и Алёша.

Нина Сергеевна взяла со стола пачку карточек, нашла карточки Саши и Алёши и положила перед собой:

Разденьте ваших мальчиков, я их осмотрю.

Она вымыла руки и поставила перед собой Алёшу:

Покажи горло.

Алёша открыл рот и вытаращил глаза, а Саша зажмурился и громко закричал:

Погодите, так я ничего не пойму.

Потом Нина Сергеевна взяла трубку и стала слушать Алёшу:

Дыши, дыши сильнее… Ещё сильнее!

Алёша старался, дышал, а Саша ему помогал.

Нина Сергеевна подняла голову: что за паровоз рядом пыхтит?

Ну-ка, паровоз, поезжай к окну, не мешай слушать Алёшу.

Осмотрела Нина Сергеевна Алёшу, осмотрела Сашу.

Мальчики здоровы, - сказала она, - всё у них в порядке. Посидите, я напишу справку, что завтра Саша и Алёша могут идти в детский сад.

Как Саша и Алёша пришли в детский сад

Мама, Саша и Алёша пришли в детский сад.

Алёше страшно, он тянет маму за рукав:

Домой хочу!

А Саша не боится, на ребят смотрит.

Подбежала девочка с двумя косичками, говорит:

Я сейчас Веру Ивановну позову! - и убежала. Пришла Вера Ивановна, воспитательница младшей группы, поздоровалась с мамой, посмотрела на мальчиков и сказала:

Здравствуйте, Саша и Алёша! Только кто же из вас Саша, а кто Алёша? Сейчас отгадаю. Алёша, должно быть, стоит впереди, ничего не боится, а Саша, наверное, за маму прячется.

Смешно Саше:

Это Алёша прячется!

Ах, это Алёша со мной в прятки играет? А его на ковре ждут игрушки, а на полке - большие кубики, из них можно пароход построить.

Вера Ивановна говорила весело, смотрела ласково; одной рукой погладила по голове Сашу, другой - Алёшу и сказала:

Раздевайтесь скорее. Вот, Алёша, твой шкафчик, а это Сашин; сюда вы будете вешать пальто, на полочку класть шапку, а вниз ставить калоши, как все ребята. Чтобы вы не перепутали шкафчики, мы наклеим на них картинки.

Ребята побежали, принесли клей, кисточку и две картинки: на одной был нарисован самолёт, на другой - лошадка. Вера Ивановна приклеила на Сашин шкаф самолёт, а на Алёшин - лошадку.

Такая же лошадка есть у нас в кукольном уголке, - сказала она.

Наша большая! На колёсах! - зашумели ребята. - Пойдём покажем!

Вы идите, - сказала мама Саше и Алёше. - И я пойду, а то на работу опоздаю. Не шалите, не скучайте, вечером я за вами приду.

Разве так играют?

Пришли Саша с Алёшей в малышовую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы, и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Всё есть в кукольном уголке, всего много.

Алёша смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на всё посмотрел и сразу всё взять захотел.

Подбежал он к кукольному уголку - мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берёт, и посуду берёт, и собачку к себе тянет - всё в одну кучу складывает:

Не трогайте, не берите, я в игрушки играю!

Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.

Вот так мальчик! Разве так играют?

Как ребята играли

Посмотрите, что я для вас приготовила, - сказала Вера Ивановна и достала из шкафа большой ящик.

Поставила ящик на стул, открыла крышку, а там деревянные матрёшки - большие и маленькие.

Большая матрёшка - мама, а маленькая - её дочка Катенька, - сказала Вера Ивановна. - Пусть каждый подойдёт и возьмёт себе кто хочет - матрёшку-маму, а кто хочет - дочку Катеньку.

Ребята взяли матрёшек и уселись за стол. Мамы-матрёшки торопятся на работу - попрощались с дочками и ушли, а маленькие матрёшки гулять побежали. Бегают по всей комнате, всё разглядывают. К птичке подбежали - птичку напугали; к куклам подошли, на кукол посмотрели, в книжный шкаф заглянули. Сашина Катенька уселась на машину и прокатилась через всю комнату на грузовике, а Оля свою в коляске покатала.

Вера Ивановна запела, захлопала в ладоши. Пляшут матрёшки-Катеньки, одна лучше другой. Нагулялись они, наигрались, пора домой. А дома их большие матрёшки дожидаются, пришли с работы, обед приготовили. Усадили своих дочек за стол, говорят:

Кушайте, кушайте, ничего не оставляйте.

Всё съели Катеньки, теперь надо их спать уложить. Дала Вера Ивановна каждому коробочку. А в коробочке - подушечка и одеяльце. Это Катенькина кроватка.

Уложили большие матрёшки своих дочек спать. Поставили ребята коробочки-кроватки на стол рядами, как в детском саду в настоящей спальне. А больших матрёшек расставили на подоконнике.

Мы гулять пойдём, они на нас будут в окно смотреть.

Пошли ребята в раздевалку тихонько, разговаривают шёпотом, чтобы маленьких матрёшек не разбудить.

Пусть спят маленькие матрёшки, пока ребята гуляют.

Как полотенце пропало

Стоят в умывальной комнате шкафчики.

На шкафчиках наклеены картинки.

Под картинками висят полотенца.

Пришли ребята умываться, смотрят - один шкафчик пустой. Не висит на вешалке полотенце.

Куда оно пропало?

Чей это шкафчик?

Посмотрели на картинку - нарисовано яблоко. Это Олина картинка - значит, сюда Оля вешает полотенце. Спрашивают ребята Олю:

Где твоё полотенце? Куда ты его спрятала?

Никуда не прятала. Я его в кукольный шкаф положила, буду посуду вытирать.

А разве посуду и лицо одним полотенцем вытирают?

Вот так помог!

Ребята сели обедать. Рядом с Сашей села девочка Леночка. Леночка была хорошая девочка, а ела она очень плохо. Ложку супа съест - и на всех смотрит. Вера Ивановна сказала Леночке:

Кушай скорее - суп остынет, будет невкусный. А Леночка всё равно медленно ела.

Конспект НОД

Ход Занятия:

Связанная речь: Учить детей передавать содержание литературного текста связано, последовательно, выразительно без наводящих вопросов педагога.

Словарь: Развивать умение подбирать определение; активизировать употребление в речи прилагательных.

Звуковая культура речи: Закреплять умение громко и четко произносить слова.

1.Воспитатель: Здравствуй, солнце золотое! (руки поднять вверх)

Здравствуй, небо голубое! (руки отводим в стороны)

Здравствуйте, мои друзья! (берёмся за руки)

Очень рад вас видеть я! (руки прижимаем к груди)

Ребята, мы очень рады видеть наших гостей, которые к нам пришли на занятие.

Давайте поздороваемся с ними и подарим наши улыбки:

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами обыграем одну сценку. Я буду рассказчикам, а кто - то будет мне помогать, о чем я буду рассказывать,

Обыгрывание сценки - 1

- Пошли ребята погулять, поиграли они весело, слепили они бабу снежную, лепили снежки и бросали они в цель, погода была солнечная, морозная, дети пришли в детский сад в отличном настроении.

Воспитатель: А как можно сказать по-другому какие они были?

Ответы детей Веселые, радостные, смеющиеся, довольные и т. д.

Обыгрывание сценки – 2

Воспитатель: Какое у них стало настроение/Плохое./ Какие стали дети, как можно сказать по - другому?

Ответы детей: огорченные, растерянные, недовольные, грустные и т. д.

Воспитатель: Молодцы ребята очень у нас получилась интересная сценка.

Воспитатель: Ребята, когда я утром шла в детский сад, то я встретила зимушку-зиму, она вам передала вот эту красивую коробочку, что это за подарок, мы с вами сейчас узнаем, ой а здесь ребята конверт, давайте откроем /воспитатель открывает конверт, а там загадка, читает загадку детям/

2.Загадывает загадку.

Белый, но не сахар.

Круглый, но не мяч.

Холодный, но не мороженое.

Мы можем слепить его только зимой.

Что это? (снежок)

Из чего снежок? (из снега)

Ребята, какой снежок? (маленький, холодный, круглый, белый, снежный).

Ребята, а из чего состоит снег? (из снежинок)

Воспитатель: Ребята, а теперь мы поиграем со снежинками: мы снежинки увидали, со снежинками поиграли.

Возьмите снежинку. Вытяните руку вперед перед собой, сфокусируйте на ней взгляд. Вы готовы?

Мы снежинки увидали

Со снежинками играли.

Снежинки вправо полетели,

Снежинки влево полетели,

Ветер снег вверх поднимал

Глазки смотрят вверх и вниз,

Вверх и вниз.

Глазки отдыхают.

Воспитатель: А я вас сейчас познакомлю с интересным рассказом «Про

снежный колобок». Написала его Надежда Калинина. Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики и отдохнуть. Воспитатель читает рассказ.

Беседа по содержанию:

О чем говорится в этом рассказе? /Ответы детей/

Что делали ребята во дворе? /Ответы детей/

Что случилось со снежным колобком? /Ответы детей/

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, что же нам подарила зимушка-зима? (снежный колобок). Поиграем с ним. Что случилось? (снежный колобок растаял). Что нам нужно было сделать, чтобы сохранить снежный колобок?

( Не огорчайтесь, мы ведь сегодня пойдем гулять и налепим с вами много снежных комочков, а из снежных комочков можно слепить различные фигуры, например снежную бабу и т.д… А потом чтоб нам было веселее пригласим наших соседей /детей из под. гр. или сред. гр./и вместе их раскрасим красками чтобы они были нарядными красивыми.

Итог занятия: Ребята, а скажите, пожалуйста, что вам сегодня больше всего понравилось на занятии? / Ответы детей/

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»

Ход Занятия:

Связанная речь: Учить детей передавать содержание литературного текста связано, последовательно, выразительно без наводящих вопросов педагога.

Словарь: Развивать умение подбирать определение; активизировать употребление в речи прилагательных.

Звуковая культура речи: Закреплять умение громко и четко произносить слова.

1.Воспитатель: Здравствуй, солнце золотое! (руки поднять вверх)

Здравствуй, небо голубое! (руки отводим в стороны)

Здравствуйте, мои друзья! (берёмся за руки)

Очень рад вас видеть я! (руки прижимаем к груди)

Ребята, мы очень рады видеть наших гостей, которые к нам пришли на занятие.

Давайте поздороваемся с ними и подарим наши улыбки:

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами обыграем одну сценку. Я буду рассказчикам, а кто - то будет мне помогать, о чем я буду рассказывать, /Воспитатель приглашает к себе 2-3 детей дает им роли, а другим детям предлагает сесть на стульчики - они будут зрителями/

Обыгрывание сценки - 1

- Пошли ребята погулять, поиграли они весело, слепили они бабу снежную, лепили снежки и бросали они в цель, погода была солнечная, морозная, дети пришли в детский сад в отличном настроении.

Воспитатель: А как можно сказать по-другому какие они были?

Ответы детей Веселые, радостные, смеющиеся, довольные и т. д.

Обыгрывание сценки – 2

Затем дети пообедали, легли спать, а когда проснулись и подошли к окну, то увидели что погода испортилась.

Воспитатель: Какое у них стало настроение/Плохое./ Какие стали дети, как можно сказать по - другому?

Ответы детей: огорченные, растерянные, недовольные, грустные и т. д.

Воспитатель: Молодцы ребята очень у нас получилась интересная сценка.

Воспитатель: Ребята, когда я утром шла в детский сад, то я встретила зимушку-зиму, она вам передала вот эту красивую коробочку, что это за подарок, мы с вами сейчас узнаем, ой а здесь ребята конверт, давайте откроем /воспитатель открывает конверт, а там загадка, читает загадку детям/

2.Загадывает загадку.

Белый, но не сахар.

Круглый, но не мяч.

Холодный, но не мороженое.

Мы можем слепить его только зимой.

Что это? (снежок)

Воспитатель демонстрирует подарок.

Из чего снежок? (из снега)

Ребята, какой снежок? (маленький, холодный, круглый, белый, снежный).

Ребята, а из чего состоит снег? (из снежинок)

3. Упражнение для коррекции зрения «Снежинка».

Воспитатель: Ребята, а теперь мы поиграем со снежинками: мы снежинки увидали, со снежинками поиграли.

Возьмите снежинку. Вытяните руку вперед перед собой, сфокусируйте на ней взгляд. Вы готовы?

Мы снежинки увидали

Со снежинками играли.

Снежинки вправо полетели,

Глазки вправо посмотрели (Отводят снежинку вправо, прослеживают движение взглядом).

Снежинки влево полетели,

Глазки влево посмотрели. (Отводят снежинку влево, прослеживают движение взглядом).

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал (Поднимают снежинки вверх и опускают их вниз).

Глазки смотрят вверх и вниз,

Вверх и вниз.

Все. На землю улеглись. (Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.)

Глазки закрываем (зажмуривают глаза)

Глазки отдыхают.

Воспитатель: А я вас сейчас познакомлю с интересным рассказом «Про

снежный колобок». Написала его Надежда Калинина. Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики и отдохнуть. Воспитатель читает рассказ.

Беседа по содержанию:

О чем говорится в этом рассказе? /Ответы детей/

Что делали ребята во дворе? /Ответы детей/

Что случилось со снежным колобком? /Ответы детей/

Для пересказа вызываются трое детей. Они договариваются, кто начнет рассказ, кто продолжит, кто закончит.

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, что же нам подарила зимушка-зима? (снежный колобок). Поиграем с ним. Что случилось? (снежный колобок растаял). Что нам нужно было сделать, чтобы сохранить снежный колобок?

(дети высказывают свои предположения). Не огорчайтесь, мы ведь сегодня пойдем гулять и налепим с вами много снежных комочков, а из снежных комочков можно слепить различные фигуры, например снежную бабу и т.д… А потом чтоб нам было веселее пригласим наших соседей /детей из под. гр. или сред. гр./и вместе их раскрасим красками чтобы они были нарядными красивыми.

Итог занятия: Ребята, а скажите, пожалуйста, что вам сегодня больше всего понравилось на занятии? / Ответы детей/


Конспект НОД по развитию речи для старших дошкольников с использованием мнемотехники "Кораблик"

Данный материал может оказаться полезным для воспитателей, учителей, родителей. Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность, а в результате грамотной работы педагога приводит к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Цель : развить навык работы по развитию речи с применением мнемотехники
Задачи : (программное содержание):
Обучающие:
1. Познакомить детей с новой сказкой В. Сутеева «Кораблик»
2. Обогатить речь детей новыми оборотами («Чуть было не захлебнулся», «И пошла работа: ……»), словообразовательными моделями (веревочка, листочек, скорлупка, соломинка и т.п.), словами (находчивый, сообща, трудолюбивый, упорный)
3. Закрепить умение правильно, последовательно и полно пересказывать впервые услышанный текст
4. Закрепить умение передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц
5. Закреплять навык работы с применением мнемотехники, которая служит средством для:
- обогащения словарного запаса (зрительные образы нового слова)
- закрепления в памяти «каркаса», сюжетной линии текста как образца логического повествования (на зрительном уровне)
- обогащения речи художественными оборотами, языковыми средствами, словообразовательными моделями
- развития воображения, ассоциативного мышления
- нового отношения к слову (оно наполняется смыслом, является главным смыслообразующим началом в тексте, на него «смотрят» через призму образов, его рисуют)
6. Закрепить умение излагать содержание пересказываемого текста с опорой на мнемодорожки
7. Закрепить навыки преобразования символов мнемодорожки в слова и предложения

Развивающие:
Продолжать развивать мышление, память, внимание и воображение
Воспитательные:
1. Закрепить умение внимательно слушать выступления своих товарищей, уточнять их и дополнять
2. Помочь детям уяснить главное в характере сказочных персонажей (находчивость, хвастовство, слаженная работа как залог успеха)
Материалы и оборудование :
1. Книга с текстом сказки и иллюстрациями
2. Игрушки: заводной жучок, пластмассовая мышка, резиновый лягушонок, муравей
3. Мнемоквадраты с символами
4. Магнитная доска, магниты
Предварительная работа :
1. Знакомство с символом и его «расшифровкой»
2. Знакомство с мнемоквадратом и мнемодорожкой
3. Занятия по описанию предмета с опорой на мнемодорожки (описание снегиря, сидящего на ветке, описание лисы)
4. Занятия по пересказу рассказа Н.Калининой «Разве так играют?», рассказа о зиме, рассказа Н.Калининой «Помощники» с опорой на мнемодорожку
5. Классификация карточек с изображением транспорта: каждый вид транспорта (воздушный, водный, наземный, подземный) мы разложили по конвертам и нанесли на конверт символ, расшифровав который, можно было понять, какой вид транспорта «спрятан» в нем
Ход непосредственно образовательной деятельности
Вводная часть (мотивационный этап):
Дети с воспитателем входят и рассаживаются полукругом. В центре стол и магнитная доска. На столе стоят игрушки (жук, муравей, лягушка, цыпленок, мышонок).
Воспитатель : Ребята, посмотрите-ка, кто это к нам пришел в гости?
Дети : Жук, муравей, цыпленок, мышонок, лягушонок.
Воспитатель : И правда! Так это не просто животные, это герои сказки! Они пришли к нам прямо из сказки. Сказку эту написал Владимир Григорьевич Сутеев, а называется она «Кораблик».
Какие они милые, наши гости. Но вот интересно, зачем они к нам пожаловали?
Дети : Познакомиться, подружиться!
Воспитатель : Конечно, познакомиться и подружиться! Но еще они хотят загадать вам задачку, ребята: расшифровать их секретные карточки. Вот, посмотрите.
Воспитатель показывает мнемоквадраты.
Дети : (рассматривают) Как их разгадать?
Воспитатель : Нужно сказку начинать читать. Слушаем внимательно.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап) :
Воспитатель читает сказку, демонстрируя иллюстрации в книге и предлагая поочередно мнемоквадраты, которые дети выставляют на доску.
Пошли гулять Лягушонок, цыпленок, мышонок, муравей и жучок.
Мнемоквадрат номер 1 на доску.
Пришли на речку. Мнемоквадрат номер 2 на доску.
- Давайте купаться! - сказал лягушонок и прыгнул в воду. Мнемоквадрат номер 3 на доску.
- Мы не умеем плавать, - сказали цыпленок, мышонок, муравей и жучок . Мнемоквадрат номер 4
- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! Засмеялся лягушонок. Куда же вы годитесь! И так стал хохотать – чуть было не захлебнулся. Мнемоквадрат номер 5 и 6
Обиделись цыпленок, мышонок, муравей и жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали . Номер 7
Пошел цыпленок и принес листочек . 8
Мышонок – ореховую скорлупку . 9
Муравей соломинку притащил . 10
А жучок веревочку . 11
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали – и построили кораблик . 12
Столкнули кораблик в воду.
Сели на него и поплыли.
13
Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь 14 и 15.
Воспитатель читает текст еще раз.
Воспитатель : Вы поняли теперь, зачем нужны были эти секретные карточки?
Дети : Это подсказки!
Воспитатель : Верно! Вы будете на них посматривать и вспоминать, что же происходило в сказке.
На доске висят картинки, которые помогут вам ничего не забыть из этой интересной истории.
По 3 человека выходят. Поочередно берут по одному квадрату, пересказывают, опираясь на него. Воспитатель помогает.
Два пересказа по три человека. Лучше задействовать тех, кто не участвовал в выставлении карточек, чтобы все приняли участие в работе.
Заключительная часть (рефлексивный этап):
Воспитатель : Понравилась вам сказка, ребята?
Дети : Да!
Воспитатель : О ком эта сказка?
Дети : О мышонке, цыпленке, муравье, жуке и лягушонке
Воспитатель : Как поступил лягушонок?
Дети : Смеется над другими, говорит обидные слова…
Воспитатель : так друзья разве поступают?
Дети: Нет, так друзья не поступают!
Воспитатель : Конечно, так друзья не поступают. Друзья должны быть вместе, все дела делать вместе, не обижать друг друга и не хвастаться.
Скажите, а какими оказались мышонок, жучок, муравей и цыпленок? Как быстро они придумали, как построить кораблик…
Дети : Находчивыми, трудолюбивыми…
Воспитатель : Помните, им захотелось тоже поплыть и они взялись за…
Дети : работу
Воспитатель : да, взялись за работу. Как они взялись за работу?
Дети : дружно, вместе, чтобы построить корабль
Воспитатель : Можно еще сказать сообща. Сообща – значит дружно. Как вы думаете, ребята, почему у друзей получилось построить корабль? Что же им помогло?
Дети : то, что они все вместе трудились
Воспитатель : Конечно, они работали вместе, каждый сделал что-то, чтобы получился кораблик, каждый внес свой вклад в общее дело! Им их дружба помогла – можно ведь так сказать?
Дети : Да!
Воспитатель : Какие интересные карточки принесли с собой наши друзья! В них вся сказка загадана, но мы-то ее разгадали, правда?
Дети : Да
Воспитатель : Если бы не они, нам бы сложно было пересказать историю. Как можно назвать карточки?
Дети : помощники
Воспитатель : Верно! Ребята, вы отлично поработали: дружно, вместе, сообща! Хотите поиграть с игрушками, которые к нам пришли? Держите. Кто хочет полистать сказку, посмотреть иллюстрации – пожалуйста.
Мне так понравилась сказка, что я решила нарисовать какой-нибудь эпизод из нее. Кто со мной? (ребята, не участвующие ни в игре, ни в рассматривании иллюстраций, присоединяются к воспитателю и рисуют коллективную картину).

Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»
Программные задачи:
связная речь: учить выразительно пересказывать текст;
словарь и грамматика: активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных.
Материалы:
игрушки: Карлсон, снегирята, утята, щеглята, пингвинята, синички, попугайчики (возможна замена картинками для фланелеграфа).

Ход занятия
Воспитатель читает рассказ.
«Разве так играют?»
Пришли Саша с Алешей в младшую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Все есть в кукольном уголке, всего много.
Алеша на все смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на все посмотрел и сразу все взять захотел.
Подбежал он к кукольному уголку мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берет, и собачку к себе тянет все в одну кучу складывает:
Не трогайте, не берите, я в игрушки играю.
Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.
Вот так мальчик! Разве так играют?

Вопросы:
О чем говорится в этом рассказе?
Какие игрушки были в кукольном уголке?
Что делал Алеша?
Как Саша вел себя в кукольном уголке?
Что он делал?
Что он сказал детям?
Воспитатель: Вспомните, чем заканчивается рассказ.
Трое детей пересказывают текст, предварительно договорившись между собой, кто какую часть (начало, середину, конец) будет рассказывать. Пересказ можно повторить дважды.
Рассказ заканчивается словами: «Разве так играют?», и кажется, что писатель спрашивает об этом нас. Дети, а ведь могло так быть и в нашей группе, если мальчик пришел впервые в детский сад и не знает, как нужно играть. Подумайте, что бы вы ему сказали о его Поведении и что рассказали бы о том, как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках.
Отвечают два ребенка (по одному). Воспитатель оценивает ответы, отмечает вежливые обороты речи, умение объяснять понятно.
С какими игрушками вы любите играть?
О какой игрушке я загадаю загадку?
Кинешь в речку не тонет, Бьешь о стенку не стонет, Будешь оземь кидать
Станет кверху летать.
(Мяч.)
Какими словами говорится в загадке про мяч? (Повторяет загадку.)
Дети отвечают.
Скажите, что можно делать с мячом.
Дети. Катать, бросать, подкидывать.
Воспитатель. А как можно играть с куклой, что можно с ней делать?
Дети. Одевать, укладывать спать, купать, гулять и т.п. Проводится физкультминутка.
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Один много».
Игра «Один много»
Это шар, а это... шары. Здесь много... шаров. Какого они цвета (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шарь разного цвета? (Разноцветные.)
Это мак, а это... маки. В букете много... маков. Какого они цвета? (Красные.) Что еще бывает красным?
Дети отвечают.
Как вы понимаете выражение «красная девица»?
Дети отвечают.
Где вы встречали такое выражение? В каких сказках?
Дети отвечают.
Отгадайте загадку.
Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук.)
Дети. Лук.
Воспитатель. Какой он?
Дети. Желтый, сочный, горький, полезный.
Воспитатель: В корзине много чего?
Дети. Лука.
Воспитатель. Подберите слова, сходные по звучанию со словами: шар (пар, дар), мак (лак, рак), лук (жук, бук). С какого звука начинаются слова шар, мак, лук? Сколько слогов в этих словах? Сколько слогов в словах игла, мишка, ложка?
Дети отвечают.
Подберите слова, сходные по звучанию с заданными и с тем же количеством слогов: игла (пила, юла), мишка (мышка, шишка), ложка (ножка, кошка). А если все предметы исчезнут, как мы;ажем, чего не стало? (Игл, пил, юл, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.)
Давайте поиграем в игру на внимание «Кто пропал?». Посмотрите, кто расположился на этой сказочной полянке. (Показывает фушки.) Это... утята, это... снеги... рята, это... щег... лята.
Стали малыши играть, вдруг слышат ж-ж-ж! Что такое? Испугались малыши и убежали кто куда. (Сдвигает игрушки за ширму.) А когда испуг прошел и птенцы вернулись (показывает утят), оказалось, что кого-то не хватает. Кто же пропал? (Снегирята, щеглята.) Кого нет?
Дети. Снегирят, щеглят.
Воспитатель. Улетели куда-то и снеги... рята и щег... лята, зато появились на поляне синички и попугайчики. У этих птенцов нет специального названия, их просто ласково называют: синички, попугайчики.
Щебечут птицы, играют, резвятся. Вдруг снова что-то зажужжало! Испугались птенцы и разлетелись. (Сдвигает игрушки за ширму.) А когда они вернулись (показывает утят), снова кто-то пропал. Кого не стало?
Дети. Синичек, попугайчиков.
Воспитатель. Утята оказались самыми смелыми. Заглянули на елку и увидели... Карлсона! Это его моторчик жужжал. Стало птенцам смешно, что они Карлсона испугались. Позвали они своих друзей. Все птенцы вернулись. (Выставляет игрушки по порядку.)
Дети называют их самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя.
Найдите среди птенцов тех, кого называют ласково, так же, как взрослых птиц.
Дети. Синички, попугайчики.


Приложенные файлы