Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Составление рассказа по сюжетной картине. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе " работа над сюжетной картинкой"

Цель: развитие связной речи.

Задачи по образовательным областям :

Коммуникация – совершенствовать умение строить свой рассказ, соблюдая структуру повествования. Расширять, уточнять и активизировать в речисловарь детей. Совершенствовать грамматический строй речи: образование и употребление существительных в форме винительного падежа;

совершенствовать навыки слогового анализа слов.

Социализация - продолжать воспитывать привычки культурного поведения в общественных местах

Труд – воспитывать ценностное отношение к человеческому труду и его результатам.

Ход занятия

· Организационный момент.

Ребята, у вас есть друзья? (ответы).

О друзьях говорить всегда приятно. Давайте улыбнемся друг другу и скажем ласковое словечко. Игра «Назови своего друга ласково». Дети называют эпитеты: добренькая, красивенькая, беленькая, умненькая, ласковая, нежная, очаровательная, душевная, любимая.

Вот как хорошо вы относитесь к своим друзьям. А какие слова,сходные по звучанию,можно подобрать к слову «друг?» (друзья, дружба,дружелюбный, дружные, подруга, дружить, подружились).

А я знаю, ребята, что вы можете дружно играть. Сейчас я буду бросать вам по очереди мяч, а вы будете ловить и возвращать его мне. Бросая мяч, каждый должен сказать, что делает представитель этой профессии:

Учитель - (учит); строитель - (строит); врач - (лечит); парикмахер - (стрижет); повар - (готовит); художник - (рисует); пианист - (играет на пианино); продавец - (продает).

Вы правильно назвали действия представителей разных профессий. Молодцы!

Сегодня мы будем говорить о профессии продавца и составим рассказ по картине «Мы играем в магазин».

· Рассматривание картины и беседа по содержанию .

Воспитатель ставит картину на мольберт

Это картина «Мы играем в магазин».

Кого изобразил художник на этой картине?

Что они делают? (На картине нарисованы дети,они играют в магазин).

Рассмотрите внимательно девочку, которая стоит за прилавком.- Кого изображает девочка?

Расскажите о том,как она одета, чем занимается.

(- Девочказа прилавком -это продавец. На ней передник и косынка, как у настоящего продавца. Она положила на весы оранжевый апельсин и собирается взвесить еще и красный помидор. Потом она упакует их в пакет. Девочка - вежливый продавец. Она улыбается покупателям).

Теперь давайте опишем покупателей, которые стоят перед прилавком. Как они одеты? Что у них в руках?

(Первой стоит девочка. Она в красивой юбочке, кофточке и в шляпке.Она катает коляску, в которой спит кукла, ее дочка.

Девочка покупает овощи и фрукты для нее. На плече у девочки висит сумочка. Там лежит кошелек. Девочка купит фрукты и овощи и рассчитается за покупку).

Очень хорошо. Теперь расскажите о втором покупателе. (Вторым стоит мальчик. Он держит на руках большого мишку. Наверное, он хочет купить овощей для него. Сумка для овощей висит у мальчика на руке).

Кого еще вы видите на картине. Расскажите о нем. (Мы видим мальчика в фартуке и кепке.Это грузчик. Он привез на тележке морковку и свеклу,сейчас будет выгружать товар.)

Каким художник нарисовал магазин?(У ребят магазин как настоящий. На полках много банок с компотами, бутылки с соком. На прилавке стоят весы и кассовый аппарат, в контейнерах лежат фрукты).

Молодцы! Вы очень хорошо ответили на мои вопросы. А теперь давайте поиграем.

· Пальчиковая гимнастика «В магазине».

Воспитатель приглашает детей на ковер, предлагает встать в круг и выполнять пальчиковую гимнастику.

У метро стеклянный домДети идут по кругу, взявшись заруки.

Покупаем в доме том

Помидоры и капусту,Останавливаютсялицом в круг,

Луки перецзагибают по одному пальцу

очень вкусныйсначала на левой руке, потом на

Сок, бананы, апельсиныправой каждое название овощей и

Киви, свеклу, мандариныфруктов.

Это место – просто складВновь идут по кругу, взявшись за

Витаминов для ребят.руки.

· Игра «Веселые грузчики». Воспитатель вывозит на ковер два игрушечных грузовика, выносит корзину с муляжами овощей и фруктов, рассыпает муляжи по ковру.

Вы сказали, что на картине нарисован грузчик. Сейчас вы все превратитесь в грузчиков. Мальчики должны погрузить в один грузовик все овощи и фрукты, названия которых можно разделить на два слога. А девочки погрузят в другой грузовик те овощи и фрукты, названия которых делятся на три слога. Приготовились. Выполняем задание на счет «три». Раз, два, три!

Воспитатель следит за правильностью выполнения, определяет победителя по правильности и скорости. Ошибки необходимо исправить вместе с детьми .

· Сообщениеплана рассказа по картине.

Воспитатель приглашает детей на стульчики, вновь помещает картину на мольберт .

Сейчас мы будем составлять рассказ по картине. Начну его я, а продолжите вы. Вы сделаете это по следующему плану.

Сначала опишите детей, которых нарисовал художник. Какие они? Как они одеты? Что у них в руках? Что они делают?

А потом расскажите о том, какой у ребят магазин, о настроении, с которым дети играют.

· Подготовкадетей к рассказыванию.

Воспитатель делает небольшую паузу для подготовки детей к рассказыванию.

Еще раз посмотрите на картину, подумайте, как будете составлять рассказ по ней. А я рассказ начинаю.

· Составлениедетьми рассказа по частям.

Если есть необходимость, воспитатель напоминает еще раз о чем нужно рассказывать

Вчера утром дети нашей группы ходили на экскурсию в магазин «Овощи - фрукты» и видели, как работают продавец и грузчик. Вечером дети все вместе играли в магазин. А сегодня они хотят составить рассказ по картине, которая называется «Мы играем в магазин ».

(- На картине нарисованы дети. Они играют в магазин. Девочка за прилавком - это продавец. На ней фартук и косынка, как у настоящего продавца. Она положила на весы оранжевый апельсин и собирается взвесить красный помидор. Потом она упакует их в пакет. Девочка - вежливый продавец. Она улыбается покупателям.

- Перед прилавком стоят покупатели. Первой стоит девочка в красивой юбочке и кофточке и в шляпке. Девочка катает коляску. Там спит ее маленькая дочка. На плесе у девочки висит сумочка. Там лежит кошелек, чтобы она могла рассчитаться за покупку.

- Вторым стоит мальчик, он держит на руках большого мишку, наверное, он хочет купить овощей для него. Сумка для овощей висит у мальчика на руке.

Еще мы видим мальчика в фартуке и кепке. Это грузчик. Он привез тележку с морковкой и свеклой, сейчас будет разгружать ее.

- Магазин у ребят - как настоящий. На полках много банок с компотами, бутылку с соком. На прилавке стоят весы и кассовый аппарат, в контейнерах лежат фрукты. Дети играют с удовольствием. Им интересно. Они улыбаются.) Воспитатель убирает картину.

О чем мы говорили сегодня? (Мы составляли рассказ по картине «Мы играем в магазин», делали пальчиковую гимнастику, проводили соревнование «Веселые грузчики», делили на слоги названия фруктов и овощей.)

Необходимо оценить деятельность каждого ребенка.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17» .

Подготовила учитель-логопед Лекомцева Марина Валерьевна Пермский край, город Лысьва

Программное содержание:

  1. Учить детей понимать содержание сюжетной картины, используя выразительные средства речи и навыки построения рассказа. Обучать образовывать притяжательные прилагательные.
  2. Продолжать развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление, память.
  3. Воспитывать умение работать в общем режиме, слушать ответы товарищей.

Оборудование:

Следы, сюжетная картина «Зима» из серии «Времена года в городе, в деревне, в природе» , магнитофон, на каждого ребенка картинки с приметами зимы, снеговики весёлые и грустные.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сегодня мы с вами отправляемся на поиски заколдованной картины. Картина должна быть где-то здесь.

А кто нам укажет путь, как вы думаете? (Ответы детей) .

Пойдем по следам - посмотрим, куда они нас приведут. Двигаться нужно друг за другом, ступая след в след, иначе можно сбиться с пути (Дети имитируют хождение по следам) .

2. Беседа о зиме.

Подходим к картинке, где нарисованы следы и цифра один (Приложение) .

Кто здесь недавно сидел? (Заяц) .

Как вы догадались? (По следам) .

Чьи это следы? (Заячьи) .

Какую цифру он протоптал? (Цифру «один» ) .

Значит, какая это по счету подсказка? (Первая) .

- Послушайте загадку:

На коньках бегут и лыжах,

И дома в снегу по крыши,

Вся белым-бела природа

Это что за время года? Зима.

Сегодня мы будем говорить о зиме.

Какое сейчас время года? Зима.

А какая у нас зима? (холодная, снежная, морозная, студеная, ранняя, поздняя, метельная, злая, суровая, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т.д.) .

А какое зимнее небо? (серое, голубое, облачное, высокое, светлое) , а на небе еще проглядывает солнце (яркое, теплое) .

Догадались, кто оставил здесь опознавательный знак? Это лиса и следы лисьи (Приложение) .

Назовите цифру и порядковый номер подсказки. (Цифра «два» , подсказка вторая) .

А чем земля покрыта зимой? (Снегом, сугробами) .

А что делает снег? (Идет, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьется) .

А какие сугробы? (Большие, высокие, мохнатые, пушистые) .

Что происходит с деревьями зимой? (Они отдыхают, спят, укрывшись снегом) .

Пойдёмте за следующей подсказкой (Приложение) .

А какая по счету следующая подсказка? (Третья) .

Нашли, назовите цифру? (Цифра «три» ) .

Чьи следы? (Волчьи) .

А как люди одеваются в зимнее время? (Стали одеваться теплее: зимнюю шапку, шубу, пальто, варежки, шарф, сапоги, валенки и т.д.) .

Физминутка «Зима» (импровизация движений) .

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду скользим, мы скользим, мы скользим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью - зиму любим мы, любим мы, любим мы.

Дети находят четвертый опознавательный знак (Приложение) .

А кто здесь побывал и оставил нам следы? (Птицы) .

Чьи следы? (Птичьи) .

А какие птицы? (Зимующие) .

Назовите, каких вы знаете зимующих птиц. (Ворона, сорока, галка, воробей, голубь, снегирь, сова, дятел, синица и т.д.) .

Я буду называть начало слова, а вы его конец. Птица, какая? (Краси..., быст..., сме..., летающ..., пою..., крича..., лег..., малень..., забот..., пест..., голод..., сыта..., длиннохво..., красногру..., черноглаз, трудолюб..., остроклю..., насекомоядн..., быстроног...) .

А какие животные живут в зимнем лесу? (Волк, лиса, заяц, лось...) .

А как вы думаете, изменилась ли жизнь животных зимой? (Ответы детей) .

О зимнем лесе говорят не только словами. О нем слагают стихи и пишут музыку.

Ложитесь на снежное покрывало и послушайте музыку. (Звучит музыкальный фрагмент из классической фонотеки) .

Какую цифру нашли? (Цифра «пять» , пятая подсказка) .

А следы чьи? (Человечьи следы) .

А чем заняты взрослые и дети в зимнее время года? (Дети катаются на санках, лыжах, коньках, вместе с взрослыми убирают снег с дорожек, лепят снеговиков и т.д.) .

Вот мы и отгадали все подсказки и наша картина расколдовалась.

Всю ночь бушевала вьюга и намела глубокие пышные сугробы. Зима постаралась спрятать под снегом все, что было в лесу. Несмотря на ее проказы, среди сугробов на картине можно кого- то разглядеть.

Давайте составим интересный, выразительный, полный рассказ «О зиме» .

Вспомним, как составляется рассказ, у рассказа есть что... (начало, середина, конец) .

А рассказ вам помогут составить наши 5 подсказок, вспомните их.

3. Самостоятельное рассказывание.

Наступила холодная, снежная зима. Солнце светит, но не греет, а небо стало серым и хмурым. Выпал белый, пушистый снег и покрыл всю землю. Появились высокие, мягкие сугробы. Сидит под кустом белый комочек и дрожит, наверное, увидел, как пробежала лиса. А вдалеке ходит голодный волк ищет себе добычу. Рядом на кустах и деревьях сидят красногрудые снегири, и свиристели прилетели поклевать вкусные семена и ягоды. Ну а люди оделись потеплее и стали кататься на лыжах и рыбачить на пруду. Весело и хорошо зимой!

4. Итог занятия.

Что мы делали сегодня?

Какие задания вам понравились?

А какое было сегодня занятие? (Интересное, веселое, забавное, необычное, увлекательное, классное, смешное, страшное и т.д.) .

А какое настроение у вас после занятия? (Если радостное, веселое возьмите весёлого снеговика, а если грустное, плохое грустного снеговика) .

Оценка. Мне вы тоже понравились: отвечали полными ответами, проговаривали хорошо все слова, сочинили интересный рассказ. Молодцы! И я вам хочу подарить картинки с признаками зимы, а в группе вы их раскрасите.

Приложение.

Список используемой литературы.

1. 1000 весёлых загадок для детей. - М.: ООО «Издательство АСТ» , 2001.

В основе рассказывания по картине лежит опосредован­ное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об обществен­ных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает го­ворить даже молчаливых и застенчивых.

В методике развития речи обучение рассказыванию по картине (описание и повествование) разработано в доста­точной степени детально. Здесь методика опирается на клас­сическое наследие западной и русской педагогики, исполь­зованное позднее применительно к работе с детьми до­школьного возраста Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, Е. И. Радиной, М. М. Кониной и другими. Все они подчеркивали большое значение картинки как для общего развития детей, так и для развития их речи.

Для методики обучения рассказыванию по картине су­щественное значение имеет понимание особенностей вос­приятия и понимания картин детьми. Эта проблема рас­сматривается в работах С. Л. Рубинштейна, Е. А. Флериной, А А Люблинской, В. С. Мухиной. В исследованиях отмечает­ся, что уже в два года ребенок с удовольствием рассматри­вает картинки и называет их вслед за взрослым.

Е. А. Флерина считает, что у дошкольников восприятие картинки значительно опережает их изобразительные возможности (дети реагируют на содержание и изображение - цвет, форму, построение). Она выделяет в детском вос­приятии следующие тенденции:

Тяготение ребенка к яркому красочному рисунку;

Желание видеть на картинке все существенные при­знаки предмета (неузнавание ракурсных построений и не­удовлетворенность ими детей 3 - 6 лет);

Затруднения при восприятии светотеневого рисунка;

Затруднения малышей 3-5 лет при восприятии ри­сунка с ярко выраженной перспективной деформацией предмета;

Положительное отношение к ритмической простоте построения (композиции).

Развитие восприятия рисунка, по данным В. С. Мухи­ной, происходит по трем направлениям: изменяется отно­шение к рисунку как к отображению действительности; развивается умение правильно соотносить рисунок с дей­ствительностью, видеть именно то, что на нем изображе­но; совершенствуется интерпретация рисунка, т. е. понима­ние его содержания.

А. А. Люблянская считает, что восприятию картины ре­бенка надо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Это требует узнавания от­дельных предметов (люди, животные); выделения позы и места положения каждой фигуры в общем плане картины; установления связей между основными персонажами; вы­деления деталей (освещение, фон, выражения лиц людей).

С. Л. Рубинштейн, Г. Т. Овсепян, изучавшие вопросы вос­приятия картины, считают, что характер ответов детей по ее содержанию зависит от ряда факторов. Прежде всего - от содержания картины, близости и доступности ее сюжета, от опыта детей, от их умения рассматривать рисунок. Харак­тер ответов зависит также от характера вопросов, определя­ющих умственную задачу. По одной и той же картине на вопрос «Что нарисовано?» дети перечисляют предметы и объекты; на вопрос «Что делают на этой картине?» - назы­вают совершаемые действия. На предложение рассказать про то, что нарисовано, дают связное высказывание. Следова­тельно, если педагог злоупотребляет вопросом «Что это?», требующим перечисления предметов, то он невольно за­держивает ребенка на самой низшей стадии восприятия.

В формировании умений описывать картины и состав­лять рассказы-повествования используются специально раз­работанные серии дидактических картин разных типов.

Предметные картины - на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного вза­имодействия между ними (мебель, одежда, посуда, жи­вотные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» - автор С. А. Веретенникова, художник А. Комаров).

Сюжетные картины, где предметы и персонажи на­ходятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.

М. М. Конина считала, что разные типы картин должны по-разному использоваться в связи с различными задача­ми обучения родному языку. Предметные картинки распо­лагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изоб­раженного предмета. Сюжетная картинка наталкивает ре­бенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия.

Серия или набор картин, связанных единым сю­жетным содержанием, например (рассказ в картинках) «Рассказы в картинках» Н. Радлова (М., Планета, 1992).

Используются и репродукции картин мастеров искус­ства:

пейзажные картины: А. Саврасов «Грачи прилете­ли»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; К. Юон «Мартовское солнце»; А. Куинджи «Бере­зовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосно­вый лес», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поле­нов «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень» и др.;

натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «На­тюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».

При отборе картин для рассказывания к ним предъяв­ляется ряд требований:

картина должна быть высокохудожественной;

изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; условное формалистичес­кое изображение не всегда воспринимается детьми;

следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвле­каются от главного. Сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость. Следует избегать излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка.

Одним из приемов, подготавливающих детей к расска­зыванию по картине, являются рассматривание и беседа по ее содержанию.

Рассматривание картин, как считает Е. И. Тихеева, пре­следует тройную цель: упражнение в наблюдении, разви­тие мышления, воображения, логического суждения и раз­витие речи ребенка.

Дети не умеют рассматривать картины, не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов. Поэтому не­обходимо учить их смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность. В процессе рас­сматривания активизируется и уточняется словарь, раз­вивается диалогическая речь: умение отвечать на вопро­сы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы. Следовательно, цель беседы по картине - подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного со­держания картины и одновременно развитие диалогичес­кой речи.

Трудности восприятия и понимания детьми картины нередко предопределены типичными методическими ошиб­ками воспитателя: отсутствием вводной беседы и трафа­ретностью, шаблонностью постановки вопросов.

Роль картинки для детей младшего возраста преимуще­ственно заключается в закреплении и углублении детского опыта и лишь в небольшой мере в его расширении. Кар­тинка для малышей должна приближаться, по словам Е. А. Флериной, к упрощенной реальности.

Рассматривание начинается с внесения картины и мол­чаливого ее созерцания. Но поскольку малыши не могут молча смотреть на картину, воспитатель поддерживает раз­говор, обращает их внимание на предмет или персонаж и постепенно развертывает беседу. Основной методический прием здесь - вопросы. Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ (Кого вы видите на картине?), затем рассматриваются другие объекты, предметы, их качества. Так последовательно идет восприятие картины, выделя­ются яркие детали, активизируется словарь, развивается диалог. Вопросы должны быть понятными, направленны­ми на установление связей между частями картины, на по­степенное усложнение. Кроме вопросов, используются по­яснения, игровые приемы (детям предлагается мысленно и поставить себя на место ребенка, который нарисован, дать имя персонажу; игра «Кто больше увидит?»). Последова­тельность вопросов обеспечивает целостное восприятие картины, а игровые приемы поддерживают интерес к ней. Такое рассматривание картины приближается к разговору воспитателя с детьми.

Усложненный вид рассматривания - беседа по картине. Он отличается от предыдущего занятия большей целена­правленностью, систематичностью вопросов, последова­тельностью рассматривания и обязательным участием всех детей.

Здесь используются, кроме вопросов, обобщение педа­гога, подсказ нужного слова, повторение детьми отдель­ных слов и предложений. Беседа завершается обобщающим рассказыванием. В такой беседе преобладают хоровые отве­ты. Молчать и удерживать внимание к картине при индиви­дуальных ответах детям трудно. Речевые реакции их замед­ленны.

При рассматривании картин воспитатель учитывает ин­тересы детей, их психологические особенности. Так, если картина динамична («Кошка с котятами»), лучше в пер­вую очередь обратить внимание детей на динамику, дей­ствия персонажей (играющий котенок). Если картина яр­кая, красочная или на ней изображено то, что бросается в глаза, с этого и надо начинать рассматривание («Куры» - яркий петух). Заранее (до занятия) картину малышам по­казывать не рекомендуется, так как новизна восприятия потеряется, интерес к картине быстро пропадет. Самосто­ятельное восприятие у малышей развито недостаточно.

В среднем дошкольном возрасте для рассматривания ре­комендуются более сложные предметные и сюжетные кар­тины («Подарки маме в день 8 Марта», «Дорогие гости», «На реке», «В гости к бабушке») 1 . Одни из них даются толь­ко для рассматривания, другие - для рассматривания и последующего рассказывания.

Беседы по картинам усложняются, дети учатся видеть не только главное, но и детали. В картине «Собака со щеня­тами», например, обращается внимание не только на со­баку и ее щенят, но и на воробьев, их действия. Во время рассматривания можно предложить описать один из объек­тов, привлечь детский опыт. Так, в беседе по картине «На

реке» надо дать возможность полюбоваться рекой, голу­бым небом, пароходом, который везет много пассажи­ров, после чего перейти к рассматриванию находящихся на берегу, спросить, катался ли кто-нибудь на лодке, пла­вал на пароходе. В заключение можно прочитать рассказ на эту тему.

В старшем дошкольном возрасте в беседе по картинам особое внимание обращают на более детальное рассматри­вание в силу большей сложности содержания. Картина мо­жет рассматриваться по частям. Вначале - главное, затем детали, которые дети должны заметить сами. Для последу­ющих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон, пейзаж. Е. И. Тихеева советовала стремиться к тому, чтобы рассматривание картин способствовало развитию эстетических чувств. Важно также, чтобы ребенок образ­ными словами выразил свое личное отношение к воспри­нимаемому пейзажу, реке, лесу. В связи с этим можно по­добрать с детьми эпитеты, сравнения.

Так, при рассматривании картины «Осенний день», говоря о двух мальчиках, идущих в школу, можно спросить: «Как вы думаете, о чем они могут разговаривать?» По картине «Зимние развлечения» для акти­визации воображения можно задать такой вопрос: «Если подойти побли­же к месту, где веселится детвора, что можно услышать?» События, о которых говорят дети, будут связаны со звуковыми впечатлениями: слыш­но, как на морозе хрустит снег; слышен смех детей, веселые крики. Дети потом включают эти факты в свои рассказы.

Повысит детскую активность предложение самим за­давать вопросы. Так в учебную деятельность детей вводит­ся элемент самостоятельного поиска. Эти вопросы учиты­ваются при дальнейшем рассматривании. Например, на занятии по картине «Ежи» загадывается загадка про ежа. Детям напоминают, что они уже много знают про ежей (чем питаются, как свертываются клубочком, как серди­то фыркают). Затем предлагается подумать, что бы им хо­телось еще узнать про ежей, и задать вопрос . У детей мо­жет появиться желание узнать, как ежи делают норки, какими ежата родятся и быстро ли растут. Далее они рас­сматривают картину, которая помогает получить ответ на эти вопросы. Своими пояснениями воспитатель уточняет представления детей. В конце беседы правомерно спросить: «Что нового вы узнали из беседы?» (Пример Э. П. Коротковой.)

Для активизации речи и мышления использовались та­кие приемы, как задание детям подумать («О чем вы еще хотели бы узнать?»), указание, в какой форме его выпол­нить («Задайте вопросы»), подведение детей к обобщению («Что нового вы узнали?»).

Развитию творчества способствует прием придумывания детьми названия картины, обсуждения его, выбора наибо­лее удачного, сравнения с настоящим названием.

Следовательно, рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов-повествований. От уровня содержательности рассматривания картины за­висит эффективность последующего обучения детей связ­ным высказываниям. Если содержание картины не вызы­вает затруднений, на одном занятии можно одновременно решать две задачи - рассматривания картины и рассказы­вания по ней.

В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по картине.

1. Описание предметных картин - это связное после­довательное описание изображенных на картине пред­метов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.

2. Описание сюжетной картины - это описание изобра­женной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).

3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин. По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последователь­ности, логически связывая одно событие с другим, овла­девают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.

4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине (ус­ловное название), по определению К. Д. Ушинского, «рас­сказ, последовательный во времени». Ребенок придумыва­ет начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

5. Описание пейзажной картины и натюрморта, навеян­ное настроением, часто включает элементы повествования. Вот пример описания картины И. Левитана «Весна. Боль­шая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

В обучении детей рассказыванию по карти­не выделяют несколько этапов.

В младшем дошкольном возрасте осуществляется под­готовительный этап, который ставит своей целью обога­тить словарь, активизировать речь детей, научить их рас­сматривать картины и отвечать на вопросы по их содер­жанию.

В среднем дошкольном возрасте детей учат рассматри­вать и описывать предметные и сюжетные картины снача­ла по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

В старшем дошкольном возрасте возрастает мыслитель­ная и речевая активность детей. Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету кар­тины.

К рассказыванию по картине дети младшего возраста подводятся постепенно, через другие занятия, на которых учатся воспринимать содержание картинки, правильно называть изображенные на ней предметы и объекты, их качества, свойства, действия, отвечать на вопросы и с их помощью составлять описание. Этой цели служат дидакти­ческие игры с предметными картинками: малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают.

«Игра в прятки» - картинки прячут (расставляют по разным легко доступным местам), дети находят их, приносят и называют.

В работе с малышами используются предметные и сюжетные карти­ны, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик: «Кош­ка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Наша Таня». Основной вид занятия по картине в младшей группе - беседа. Перед показом картины выясняют опыт детей, вызывают интерес к ней. В беседе можно выделить такие части: рассматривание картины (о мето­дике его проведения см. выше) и рассказ воспитателя о ней.

У детей постепенно формируют умение связно, после­довательно рассказывать о содержании картины с помо­щью вопросов воспитателя, его дополнений, вместе с ним по логической схеме: «Кошка Мурка лежит на...(коврике). У нее маленькие...(котята). Один...(котенок)...» и т. д. В про­цессе такого рассказывания активизируется словарь детей (котята, лакать, мурлыкать, корзинка с клубками). Занятие заканчивается небольшим обобщающим рассказом воспитателя, который объединяет детские высказывания. Мож­но прочитать какой-либо авторский рассказ. Так, картине «Куры» по содержанию соответствует рассказ К. Д. Ушинского «Петушок с семьей». Потешки, загадки, короткие стихи могут быть использованы в самом начале, в ходе беседы, при ее завершении.

Важно мотивировать речевую деятельность: показать картину и рассказать о ней новенькой девочке, кукле, сво­ей любимой игрушке, маме. Можно предложить еще раз внимательно посмотреть на картину, запомнить ее и дома сделать рисунок. В свободное время надо рассмотреть рису­нок и предложить ребенку рассказать о нем. В конце четвер­того года жизни становится возможным переходить к са­мостоятельным высказываниям детей. Как правило, они по­чти полностью воспроизводят образец рассказа воспитате­ля с небольшими отступлениями.

Средний дошкольный возраст характеризуется становле­нием монологической речи. На этом этапе продолжается обучение описанию предметных и сюжетных картин. Про­цесс обучения и здесь идет последовательно. Рассматрива­ются и описываются предметные картинки, проводится сравнение изображенных на картине предметов и живот­ных, взрослых животных и их детенышей (корова и ло­шадь, корова и теленок, свинья и поросенок).

Примеры сравнений, сделанных детьми: «У свиньи хвост большой, как веревка, закорючкой, а у поросеночка хвостик маленький, закорючечкой, как тонюсенькая веревочка». «У свиньи на носу пятачок боль­шой, а у поросеночка маленький пятачочек».

Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчива­ющиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Постепенно дети подводятся к связному последовательно­му описанию сюжетной картины, в основе которого пер­воначально лежит подражание речевому образцу.

Для рассказывания даются картины, которые рассмат­ривались в младшей группе, и новые, более сложные по содержанию («Медвежата», «В гости к бабушке»).

Структура занятий проста. Вначале дети молча рассмат­ривают картину, затем проводится беседа, уточняющая основное содержание и детали. Далее дается образец и пред­лагается рассказать о содержании картины. Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, бедностью словаря, неумением последовательно из­лагать события, поскольку еще нет четкого представления о структуре повествования. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению пред­ложений и соединению их друг с другом, отбору необхо­димой лексики. Образец должен быть достаточно корот­ким, преподноситься живо, эмоционально.

Вначале дети воспроизводят образец, а позднее рас­сказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творче­ство.

Приведем пример образца рассказа по картине «Кошка с котята­ми». «У одной маленькой девочки была кошка Мурка с котятами. Од­нажды девочка забыла убрать корзинку с клубками пряжи. Пришла Мурка с котятами и улеглась на коврике. Один из котят, белый с черными пятнышками, тоже лег возле своей мамы-кошки и уснул. Серенький котеночек проголодался и стал жадно лакать молоко. А рыженький котенок-шалунишка прыгнул на скамеечку, увидел кор­зинку с клубками, толкнул ее лапкой и уронил. Покатились клубочки из корзины. Увидел котенок, как катится синий клубок, и стал с ним играть».

Для начала можно предложить одному ребенку описать понравившегося ему котенка, другому ребенку - описать кошку, а затем рассказать про всю картину.

В порядке усложнения по картине «Собака со щенята­ми» можно дать образец описания одного щенка, а другого пусть дети описывают самостоятельно по аналогии. Педа­гог помогает пояснениями, которые касаются последова­тельности описания, словаря, связи предложений. По этой же картине дается план описания всей картины, а речевой образец предлагается в конце занятия.

Следующий этап работы - рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех) - возможен при нали­чии у детей умения описывать картины. Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказыва­ния детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми. Причем уже в процессе рассматривания выделяют­ся начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета. Для этой цели наиболее подходит серия «Как Миша потерял варежку» 1 .

В старшем дошкольном возрасте задачи обучения моно­логической речи на занятиях с картинами усложняются. Дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конст­рукции. Основное требование - большая самостоятельность в рассказах по картинам.

Описанию и сравнению предметных картин;

Описанию сюжетных картин;

Повествованию по серии сюжетных картин. Занятие начинается с рассматривания или повторного

просмотра картин, уточняющего основные моменты сю­жета. В зависимости от умений детей, уровня владения ими описанием или повествованием педагог использует разные методические приемы: вопросы, план, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последователь­ности повествования, творческие задания.

Основным приемом обучения по-прежнему остается об­разец. По мере овладения детьми речевыми умениями роль образца меняется. Образец дается уже не для воспроизведе­ния, а для развития собственного творчества. В какой-то мере подражание остается - дети заимствуют схему построения текста, средства связи, языковые особенности. В связи с этим возможны варианты применения образца: он касается од­ного эпизода картины или отдельных персонажей; образец дается по одной из двух предлагаемых для рассказывания картин; предлагается в виде начала (дети продолжают и заканчивают его); может даваться после нескольких детс­ких рассказов, если они однообразны; может вообще не использоваться или заменяться литературным текстом. В последнем случае необходимы другие приемы руководства детьми.

Например, шин в виде вопросов и указаний. Так, по картине «Зим­ние развлечения» (автор О. И. Соловьева) детям предлагается рассказать сначала о том, как дети лепят снежную бабу, затем о тех, кто заботится о птицах, далее как катаются с горки и, наконец, что делают другие дети.

В старшей группе продолжается обучение построению рассказа по серии сюжетных картин. Такой вид рассказы­вания способствует развитию умения выстраивать сюжет­ную линию высказывания, формирует представления о его композиции, активизирует поиск образных средств выра­жения и способов внутритекстовой связи.

Разработаны различные варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа по сюжетной серии 1:

На доске выставляют набор картинок с заведомо на­рушенной последовательностью. Дети находят ошибку, ис­правляют ее, придумывают название рассказа и содержа­ние по всем картинкам;

Вся серия картинок находится на доске, первая кар­тинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую, каждая картинка опи­сывается. В конце дети дают название серии, отбирают са­мое удачное. Такой вариант развивает воображение, уме­ние предвидеть развитие сюжета;

Дети размещают в нужной последовательности не­правильно расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии. Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать (за­крепляется представление о композиции рассказа).

Методику предъявления картин можно варьировать и дальше. Каждый вариант решает ряд задач: формирования представлений о композиции, развития умений описывать сюжет, предвидеть его развитие, придумывать начало и середину, когда известен конец, и др.

Рассказы по серии сюжетных картин подготавливают детей к творческому рассказыванию по картине, к приду­мыванию начала и конца к изображенному эпизоду.

В подготовительной к школе группе дети дол­жны уметь самостоятельно составлять описания и повество­вания по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использо­ванием образной речи.

Для обучения используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятель­ности и творчеству. В качестве речевого образца часто ис­пользуется художественное произведение: короткие расска­зы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е. Чарушина, В. Бианки.

В этой группе продолжается обучение рассказыванию по серии картин, проводится рассказывание по многоэпизодным картинам («Зимние развлечения», «Летом в парке», «Улица города»). Рассматривание картин осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагают самим задавать вопросы; словарь активизируется, обога­щается образными выражениями (эпитеты, сравнения, ме­тафоры). Воспитатель может начать рассказ об одном из эпи­зодов, дети продолжат. Можно использовать указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последователь­ности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.

Э. П. Короткова рекомендует организовывать составле­ние рассказов и придумывание сказок по юмористическим картинкам. Она советует так проводить рассматривание, чтобы было обеспечено содержание для рассказов. Начало беседы должно быть не традиционным, а несколько не­обычным («Почему на картину весело смотреть?» или «Чем вас развеселила картина?»).

Для придумывания творческого рассказа-повествования (последовательного во времени) берется знакомая детям кар­тина («Шар улетел», «Новенькая», «Подарки маме к 8 Мар­та»), уточняется ее содержание, составляется описание. Затем детям предлагают придумать, что могло быть до того, например, как девочка Таня пришла в детский сад (по кар­тине «Новенькая»).

Пока дети не овладеют умением придумывать начало и конец к кар­тине, можно подсказывать завязку для развития сюжетной линии («Мо­жет быть, Таня часто видела, как дети играют на участке детского сада, как им весело, и ей тоже захотелось быть с ними. А может быть, однажды пришла мама с работы и сказала: «Завтра, Танюша, пойдешь в детский сад». Таня обрадовалась или огорчилась? Как она собиралась?»).

Сразу после этого можно придумать и концовку. Воспи­татель или дети обобщают детские рассказы в одно пове­ствование. Возможно составление коллективного рассказа. Задача воспитателя - давать четкие указания. Задание рас­сказать про то, что нарисовано, ведет к описанию сюжета, задание придумать начало и конец к сюжету обязывает ре­бенка сочинить что-то новое.

Для поддержания интереса детей к описанию картин М. М. Конина советовала использовать составление и отга­дывание загадок.

Особый интерес представляют занятия с использова­нием репродукций пейзажных картин и натюрмортов кис­ти мастеров искусства. Методику их рассматривания и опи­сания разработала Н. М. Зубарева 1 . Остановимся кратко на особенностях этой методики.

Воспринимая пейзаж или натюрморт, лети должны уви­деть красоту изображенного, найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем взволнован художник, осознать свое отношение к воспринимаемому.

Рассматривание пейзажных картин необходимо сочетать с наблюдениями природы (осенний и зимний лес, небо, оттенки цветов зелени при различном солнечном освеще­нии и т. д.) и с восприятием поэтических произведений, описывающих природу. Запас непосредственных наблюде­ний над явлениями природы помогает детям восприни­мать произведения искусства и испытывать эстетическое наслаждение.

Н. М. Зубарева рекомендует оригинальные приемы рас­сматривания пейзажных картин. Повышает эмоциональное восприятие картины рассматривание ее в сопровождении музыки («Золотая осень» И. Левитана и «Октябрь» П. И. Чайковского). Сама форма занятия вызывает у детей ра­дость, удовлетворение.

Одновременное рассматривание двух картин разных ху­дожников на одну и ту же тему («Березовая роща» И. Леви­тана и А. Куинджи) помогает детям увидеть различные композиционные приемы, которыми пользуются худож­ники для выражения своего замысла. Предложение мыс­ленно войти в картину, осмотреться вокруг, прислушаться стимулирует творчество и дает полноту ощущения образа. Далее организуется описание картин детьми.

Аналогичная работа проводится по рассматриванию и описанию натюрморта. Эстетическому восприятию его спо­собствует рассматривание посуды, цветов, овощей, фрук­тов, знакомство с их цветом, формой, фактурой, запахом и составление из них «живых натюрмортов» на столе. Так дети подводятся к описанию натюрморта («Цветы» Д. Налбандяна, «Сирень» И. Левитана).

татьяна сивохина

ткрытое занятие в подготовительной группе

Составление описательного рассказа по картине И . И. Левитана «Весна . Большая вода»

(подготовительная группа )

Цель :

Обучение детей описывать пейзажную картину ;

Задачи :

1. Учить детей понимать замысел картины , видеть особенности композиции и цветового фона.

2. Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, эпитетами, образными выражениями.

3. Продолжать работу по развитию связности, последовательности, целостности высказываний.

4. Упражнять в дополнении предложений однородными членами и дальнейшем их использовании в ходе описания пейзажа .

5. Развивать интерес к пейзажной живописи , помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу.

6. Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа : наблюдения за весенними изменениями в природе; рассматривание иллюстраций о весне ; чтение художественной литературы, стихов, пословиц, поговорок о весне ; слушание музыкальных произведений П. И. Чайковского «подснежник» из цикла «времена года» , произведения композитора Н. А. Римского- Корсакова, Вивальди.

Оборудование :

портрет И. И Левитана , репродукция картины И . И. Левитана «Весна . Большая вода» ; схемы-карточки .

Ход занятия

1. Организационный момент

Ребята, какое сейчас время года? (весна )

А скажите мне за что вы любите это время года (ответы детей)

(Опрашиваю несколько детей)

Да, мы все очень ждали прихода весны . Давайте сейчас каждый из вас скажет о весне , какая она?

(долгожданная, ранняя, поздняя, теплая, цветущая, звонкая, веселая)

2. Сообщение темы занятия

А сейчас послушайте, как писал о весне поэт Иван Саввич Никитин.

(зачитываю четверостишие)

Полюбуйся : весна наступает ,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает

И ручьи по оврагам шумят …

Какое настроение хотел донести до нас поэт? (Радостное, веселое.)

Да, весна несет всем людям радость жизни, творчества. Поэты пишут о ней стихи, композиторы музыку, а художники картины .

С весенними пейзажами мы познакомились на занятии , когда сравнивали натюрморты и пейзажи. Сегодня вы станете настоящими искусствоведами, будете описывать замечательный весенний пейзаж.

(перед детьми выставляется мольберт с репродукциями картины И . И. Левитана и его портрет .)

3. Беседа по картине

(Выставляется репродукция картины И . И. Левитана «Весна . Большая вода.» )

Вспомните, как называется эта картина ? Кто её написал?

(И. И. Левитан «Весна . Большая вода» )

По каким признакам мы видим, что это весна (ответы детей : много воды, листья ещё не распустились на деревьях, ясно светит солнце, и. т д.)

Как называется явление природы, которое изобразил художник. (ответ детей : половодье, разлив, потоп, когда много воды вокруг)

Это явление называется половодьем, повторите пожалуйста, все вместе- половодье.

Слово половодье произошло от слова – полная вода- значит большая вода, когда реки вскрываются, освобождаются ото льда и выходят из своих берегов. Широко, и привольно и бескрайне разлилась вода так, что, кажется, будто она слилась с голубым небом.

Какими словами можно сказать о воде? Какая она? (дети : прозрачная, спокойная, обильная, холодная)

Что ещё можно сказать о воде, глядя на картину (Ответы детей : в ней отражаются деревья, она гладкая, прозрачная как зеркало)

А что вы можете сказать о деревьях? (в чистом зеркале воды отражаются деревья, в воде стоят тонкие, стройные, извилистые берёзки, старое дерево, высокая сосна, старая корявая осина)

Ребята, а почему вода кажется голубого цвета? (дети : небо отражается в воде)

А что можно сказать о небе? (оно голубое, по нему плывут белые облака)

А что изображено на переднем плане картины ? (изогнутый берег, пес чанный берег, маленькая лодка)

А что вы можете сказать о лодке? как она там оказалась (дети : деревянная лодка стоит у согретого позолоченного солнцем берега. Наверное, на ней приехал художник, чтобы писать свою картину с натуры , людям нужна лодка чтобы добраться до домиков или амбара)

Глядя на это произведение, можем ли мы сказать в какой день художник рисовал картину : в солнечный или ненастный (ответ детей)

Как вы узнали,что день ясный? (ответы детей)

А что изобразил художник на дальнем плане картины ? (вдали видны домики, амбары, оказавшиеся в воде, и те, что стоят на высоком берегу, деревья)

Посмотрите на картину и скажите , какими красками пользовался художник, рисуя эту картину ? (ответы детей : неяркими, размытыми, оттенками синего и жёлтого цвета)

Что вы чувствуете, глядя на эту картину ? (Радостные чувства : наступила весна , светит солнце, скоро станет совсем тепло. Но, немного жаль деревьев, которые оказались в воде.)

А как бы вы назвали эту картину ? (ответы детей)

4. Вхождение в картину . (Включить тихо музыку композитора Вивальди «весна » )

А сейчас я приглашаю вас в увлекательное путешествие по картине .

Ребята, закройте пожалуйста глаза и представьте, что мы находимся на том месте, которое изображено на картине .

Все хорошо представили, что мы находимся на том замечательном месте в картине ? (ответы детей)

1.-Тогда скажите мне пожалуйста, что вам захотелось сделать здесь и сейчас?

(Называя ребенка по имени спрашиваю ответ)

(побродить по берегу, покататься на лодке,ловить рыбу….)

2. Походите по берегу и прикоснитесь ко всему, что вас заинтересовало,

Постарайтесь ощутить разные предметы. Какие ощущения вы испытываете? (называю ребёнка по имени и говорю : к чему ты прикоснулся, что почувствовал) (Согретый позолоченный солнцем берег. Холодный, влажный, сырой песок. Деревянная тяжёлая лодка, шершавые корявые деревья. Дома в воде. Вода прозрачная холодная. Солнце греет, припекает. В тени холодно. Деревья холодные шершавые)

3.-Посмотрите вокруг может быть можно что- то попробовать на вкус, есть ли что- либо съедобное (если все дети молчат, обратить внимание на берёзу)

Посмотрите ребята, со ствола берёзки текут капельки, протяните ладошку и поймайте эти струящиеся капельки, это берёзовый сок, попробуйте какой он вкусный и свежий. (воду пробовать не хочется, потому что это растаял снег, а он грязный)

4. А сейчас вдохните глубоко почувствуйте запах который окружает вас, какие запахи вы чувствуете здесь? (ответы детей : свежести, сырости, влаги, сосновой смолы)

5. А сейчас я предлагаю вам послушать, какие звуки вы слышите здесь? (звук вёсел, шум волны, щебет птиц, скрип деревьев, звук капели)

Ребята наше путешествие закончилось, нам пора возвращаться в детский сад, а сейчас открываем глаза .

5. Составления плана рассказа в виде картинно графического плана .

Ребята давайте составим план , который поможет вам составить рассказы . (Выставляю картинки – пункты плана ) :

2. Место действия

3. Время действия

5. Композиция картины

6. Цветовая палитра

7. Настроение картины

6. Составление рассказов

а) по цепочке (принимают участие все дети)

б) индивидуально

Ответ «идеального» ученика.

«На картине «Весна . Большая вода» художник И. Левитан изобразил реку во время разлива. Это апрельский полдень. Погода ясная, солнечная, теплая. По голубому небу плывут белые облака, похожие на барашков. Солнца не видно, но чувствуется его тепло. На первом плане я вижу голубую, спокойную воду. В ней как в зеркале отражаются голые деревья. Слева рыжий изогнутый берег. По берегу легли темные загадочные тени от стволов березок. У берега стоит старая ненадежная лодка, наверно ее унесло течением. В середине картины видна березовая роща, еще не одетая листвой. Среди тонких белоствольных березок видна зеленая стройная ель и старая корявая осина. Вдалеке виднеются стоящие в воде домишки, уцелели только те, которые стоят на пригорке. В своей работе художник чаще всего использовал голубые и золотистые оттенки. Эта картина радостная , потому что наступила весна и скоро станет совсем тепло и зелено.»

7. самооценка

Ребята, чей рассказ вам понравился ? И почему?

8. Оценка рассказов детей . (По ходу)

Воспитатель оценивает рассказы детей .

Ваши рассказы получились полными , последовательными, в них не было длительных остановок, вы использовали в своих описаниях длинные предложения , подобрали много красивых слов, высказали свое отношение к картине .

9. Итог занятия

Как же мы должны относиться к природе, чтобы не испортить ее красоту?

(Бережно. Защищать и охранять все живое.)

Давайте любить природу, восхищаться красотой каждого ее уголка, как это делал великий русский художник И. Левитан .

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме:

« Составление рассказа по картине «В зимнем парке» ».

Программные задачи:

1) Образовательные: обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе зимой.

2) Речевые: а) обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «В зимнем парке»;

Б) совершенствовать умение составлять распространенные предложения;

В) формирование словаря: обогащение (скрипучий, зеркальный, забавный);

Активизация: (морозный, блестящий, скользкий);

3) Развивающие: развивать мышление, зрительное внимание, творческое воображение, общую мелкую моторику.

4) Формирование навыков учебной деятельности: продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.

5) Воспитательные: воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе, умение с пользой проводить свободное время.

Материал:

Демонстрационный: магнитная доска, картина М. Пишвановой « В зимнем парке» из серии демонстрационных картин «Круглый год» (Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2005г.), игрушка снежного колобка, мнемотаблица – план для составления рассказа, модель круга.

Предварительная работа:

Чтение и обсуждение произведений И.С Никитина «Встреча зимы», Е. Трутневой « Первый снег», Г. Скребицкого «Зима», Игра « Подбери признаки».

Ход занятия:

1)Вводная часть.

Дети стоят в кругу, воспитатель вносит в группу игрушку снежного колобка.

Сама бабушка Зима

Его из снега испекла.

Он - необычный колобок,

А колобок – снежный бок.

Он от бабушки ушел

И дорогу к нам нашел.

Как и вы, ребята, колобок – снежный бок очень любит играть.

Давайте с ним сыграем в Игру: « Подбери признаки».

Я поочереди буду бросать вам колобка, и кто его поймает должен правильно подобрать признаки к зимним явлениям.

Игра малой подвижности: «Подбери признаки».

Снег (какой?) - белый, холодный, скрипучий.

Ветер зимой (какой?) – колючий, холодный, сильный.

Воздух зимой (какой?) – свежий, морозный, холодный.

Лед (какой?) – блестящий, зеркальный, скользкий.

Объявление темы:

Опять колобок снежный бок покатился (дети садятся на стулья).

Сегодня мы с вами будем учится составлять рассказ по картине о прогулке детей в зимнем парке (выставляется картина).

А колобок – снежный бок послушает.

2)Основная часть.

Беседа по картине М. Пишвановой « В зимнем парке»

Рассмотрите картину скажите:

Куда пришли дети?

(Дети пришли на прогулку в парк)

Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

(На картине зима, потому что снег лежит на земле, на деревьях и кустах)

Какие деревья вы видите на картине?

(Слева нарисована рябина с гроздями красных ягод, а справа – елка, вся в больших шишках. Вдалеке – другие заснеженные деревья.)

Что делают дети в парке в ясный зимний день?

(Дети катаются на лыжах и санках, лепят снежную бабу)

Какое настроение у детей? Почему вы так думаете?

(Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются).

Кого вы видите на картине слева?

(Мы видим мальчика в голубом комбинезоне, он катается на лыжах)

Кого вы видите на картине справа?

(Справа на картине мы видим девочку с санками, она в красном комбинезоне).

Что делает девочка, нарисованная в центре картины?

(Девочка лепит снежную бабу)

Предложить детям придумать имена.

Какая снежная баба?

(Снежная баба большая и красивая. На голове у нее шляпа, а на шее шарф. Нос у снежной бабы сделан из морковки.)

Кто сидит рядом со снежной бабой? Расскажите о нем?

(Рядом с ней сидит щенок. Он маленький и забавный. Щенок хочет лизнуть снежную бабу.)

Какие еще животные есть на картине?

(На картине мы видим зимующих птиц: синичек, снегирей, воробья.)

Какое настроение вызывает у вас эта картина?

(Картина вызывает радостное настроение.)

Физкультминутка « Прогулка»

Дети, давайте мы со снежным колобком тоже погуляем по зимнему парку.

Раз, два, три, четыре, пять

(Дети загибают пальчики на обеих руках.)

В зимний парк пошли гулять.

(Дети шагают на месте)

Бабу снежную лепили,

(«Лепят» снежок ладонями.)

Птичек крошками кормили,

(« Крошат хлеб» всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались,

(Ведут правой ладонью по левой.)

А еще в снегу валялись.

(«Отряхиваются» от снега.)

Коллективное составление плана рассказа с помощью вопросов педагога и опорой на мнемотаблицу.

А теперь давайте научим колобка составлять рассказ по картине с помощью мнемотаблицы. Но чтобы рассказ получился красивым и интересным, давайте вспомним основный части рассказа.

Воспитатель напоминает основные части рассказа.

Любой рассказ состоит из частей: начало, середина, конец. Посмотрите на этот круг. (Воспитатель вывешивает на доску круг из трех частей). Он состоит из частей. Если я уберу одну часть, будет круг целым? Так и рассказ не получиться полным, если в нем не будет начала, или середины, или конца.

С чего вы начнете рассказ?

(Мы начнем рассказ с описания времени года.)

А чем вы расскажите?

(Мы расскажем о том, где лежит снег. Расскажем о деревьях.)

(Потом мы расскажем о детях, о том, что они делают.)

О ком вы еще расскажите?

(Мы расскажем о птице и щенке.)

Чем закончите рассказ?

(Мы закончим рассказ описанием настроения от картины)

Образец рассказа воспитателя.

В зимнем парке.

На картине нарисована зима. Снег лежит на земле и на деревьях: на рябине, на елке, и на всех деревьях вдалеке. Слева мальчик в голубом комбинезоне. Он идет на лыжах. Справа мы видим девочку с санками.

Она в красном комбинезоне. Девочка в центре картины лепит снежную бабу. Снежная баба большая и красивая. У нее нос из морковки. На голове у нее шляпа, а на шее – шарф. Мы видим птиц: синичек, снегирей, воробья. Рядом со снежной бабой сидит маленький забавный щенок. Он хочет лизнуть снежную бабу. Дети на картине веселые. Им нравится гулять в парке. Картина вызывает радостное настроение и желание погулять в зимнем парке.

Составление рассказа по картине (несколькими детьми по частям.)

3)Заключительная часть.

Дифференцированная оценка деятельности детей.

Колобок – снежный бок благодарит детей за интересные рассказы и прощается с ними.