Конспект нод в старшей группе на масленицу. Конспект занятия по аппликации "масленица" в старшей группе

Татьяна Морозова
Лепка «Масленица»

Конспект лепка «Масленица»

Программное содержание: учить лепить куклу «масленицу», передавать форму частей, плотно их соединять, закрепить у детей умение лепить конусообразную юбку. Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».

Развивать интерес к обрядовым русским праздникам.

Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Предварительная работа : беседы на тему «Масленица», разучивание народных игр, потешек, закличек.

Материалы и оборудование : иллюстрации с изображением празднования Масленицы, пластилин, дощечки для пластилина, стеки, разноцветные кусочки ткани треугольники «платочки».

Методы и приемы: использование художественного слова, вопросы детям, рассказ воспитателя, показ поделки, рассматривание образца, объяснение порядка работы, самостоятельная деятельность детей

Ход занятия:

Воспитатель загадывает детям загадки:

Этот праздник знаешь ты,

На него печем блины.

Зиму прочь им прогоняем,

Весну красную встречаем.

Символ зимушки - зимы,

Сжечь сегодня мы должны.

Руки, ноги, голова,

Но не жалко нам тебя.

Догорай скорей дотла,

К нам тогда придет весна.

О каком народном празднике говориться? (О Масленице)

Сколько дней длиться масленица?

Как называются дни масленичной недели? (Встреча, заигрыш, лакомка, разгул, тещин вечерок, заловкины посиделки, проводы).

Что делали в этот праздник? (Ответы детей).

Какое блюдо считается главным на Масленицу?

Почему блины? (Они похожи на солнце, такие же горячие, румяные да золотистые)

Давайте встанем в круг и обратимся к солнышку. (Дети идут по кругу и произносят закличку)

Ну-ка, Солнце, просыпайся,

В чисто небо выбирайся,

Будешь по небу ходить,

Песни петь и всем светить.

Солнышко, Солнышко,

выгляни в окошко,

Солнышко, Солнышко,

покажись немножко!

Главная участница Масленицы - большая соломенная кукла по имени Масленица (показ иллюстрации). Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" - сжигают чучело, изображающее Масленицу.

Масленица, прощай!

А на тот год приезжай!

Масленица, воротись!

В новый год покажись!

Прощай, Масленица!

Прощай, красная!

А сейчас мы с вами постараемся сделать куклу Масленицу не из соломы, а из пластилина. Показ образца.

Из чего состоит кукла?

Что нам нужно для работы?

Объяснение порядка работы. Обращаю внимание детей, что юбку куклы можно слепить в виде круглого диска. Для этого из пластилина надо скатать шарик, а потом расплющить его между ладонями, стекой делаем надрез до середины и делаем конус (юбка готова). Голову куклы накрываем небольшим кусочком ткани, платочек, руки в виде палочки (раскатать колбаску). Соединяем детали. Украшаем юбку. В середину вставляем палочку, кукла «масленица» готова.

Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика «Масленица»

Положи блинок в ладошку:

Угости мурлыку- кошку,

Угости щенка Трезорку,

Потом мальчика Егорку,

Дай блиночек мамочке,

Дай блиночек папочке.

(Первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке. На следующие пять строчек загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов).

Вот и кончилась игра,

Куклу делать нам пора.

Самостоятельная деятельность детей. При необходимости помогать детям, у которых возникли трудности.

В конце занятия устраивается выставка работ. Дети любуются куклами. Делятся впечатлениями от работ. Воспитатель предлагает вспомнить потешки и заклички о Масленице и солнышке.

Публикации по теме:

Еще с языческих времен до христианства на Руси праздновали Масленицу. Правда, в те далекие времена праздновали ее целых две недели: семь.

Праздник Масленица - это проводы зимы и встреча весны. Прощание со старым и радостное ожидание нового в жизни природы и в жизни людей. Масленичные.

Масленица, Масленица, Дай блинком полакомиться. Прогони от нас метели, Прокати на карусели. Растопи холодный лёд, Пусть весна скорей.

Конспект развлечения «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться» Развлечение «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться» Цель: знакомить детей с традициями празднования фольклорных праздников. Задачи:.

Сегодня в нашей группе прошла предметная лепка. Мы лепили человека. Учили детей лепить тело человека из пластилина, используя приемы: прямое.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Кантемировская основная общеобразовательная школа

Кантемировского муниципального района Воронежской области

Конспект занятия по аппликации

«Масленица»

для детей старшей группы

Подготовила:

воспитатель Штангеева Е. П.

2018 год

Цель :

Познакомить детей с русскими народными традициями, обычаями, праздником « Масленица » .

Задачи :

Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством.

Развивать речевые навыки детей дошкольного возраста.
Развивать умение доброжелательного общения с взрослыми и сверстниками.
Развивать внутреннюю активность детей, создать положительное эмоциональное настроение.

Закреплять умение работать ножницами, умение составлять целый предмет из частей. Закреплять навыки разрезания бумаги по намеченным линиям. Развивать умение дополнять образ деталями.

Материал : презентация; игрушка солнышко; вырезанные круги жёлтой бумаги (по 2 на каждого ребёнка) ; разлинованные листы желтой, красной, оранжевой бумаги; 2 глаза, рот и нос для солнышка на каждого ребёнка; клей; кисточки; ножницы; салфетки.

Ход занятия:

( Воспитатель читает стихотворение ):

Отшумела злая вьюга. Стала ночь короче дня.

Тёплый ветер дует с юга, капли падают, звеня.

Солнце землю нагревая, гонит с нашей горки лёд.

Тает баба снеговая и ручьями слёзы льёт.

Скажите мне, пожалуйста, о чём говорится в стихотворении, которое я вам только что прочитала? (про конец зимы; весна пришла ).

Как вы догадались? (снег тает; бегут ручьи; капает с крыши; на улице стало тепло).

Правильно, молодцы! Заканчивается зима, и люди провожают её шумным, весёлым праздником. А как называется этот праздник? (Масленица ) .

А кто скажет, как отмечают этот праздник? (поют песни для Масленицы ; танцуют; играют в игры; водят хоровод вокруг Масленицы ; пекут блины ).

Стихотворение «Масленица» (А. Усачев)

Здравствуй, Масленица !

Дай нам маслица !

Мы блинов себе горячих напечем-

Нам метели и морозы нипочем!

Если есть сковорода,

Не страшны нам холода,

Потому что блин горячий-

Это лучшая еда!

Вот так Масленица

Дала маслица нам !

Даже в небе появились два блина:

Это солнце-блин, и рядом блин-луна.

Один блин горячий,

Другой холодный.

Полезай на небо-

Если кто голодный! ( показ слайдов )

Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник давно любимый на Руси. Длится Масленица целую неделю , и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. В старину на Руси в Масленицу славили языческого бога солнца Ярила, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла.

Согласно легенде, Масленица родилась на севере , отцом её был Мороз. Однажды в суровые морозы человек заметил её, прячущуюся за огромными сугробами. Он позвал её помочь людям, развеселить их, согреть и накормить. Масленица пришла . Но она оказалась не хрупкой девушкой, какой её увидели сначала, а здоровой бабой, с румяными щеками, громко хохочущей.

Масленица имела другое название - проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны - всегда праздник. Люди забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль и веселились от души. С приходом Масленицы и правда погода стала мягче, а морозы – теплее. Тогда-то и решил народ устроить праздник в честь Масленицы : всем миром проводить Зиму и готовиться к встрече Весны - красны.

Самым шумным и веселым стал праздник Масленицы ! Целую неделю люди веселятся, ходят друг к другу в гости, придумывают разные забавы и игры на свежем воздухе и, конечно же, пекут блины.

Отгадайте-ка загадку :

Ну-ка, кто из вас ответит :

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт? ( Солнце )

Правильно! Наверное, вы знаете, что, когда светит солнце, всем вам веселее, настроение у вас улучшается, хочется радоваться, смеяться.

Тогда, давайте с вами позовем солнышко. (Дети произносят закличку):
Солнышко, солнышко, появись,
Светлое, яркое, улыбнись!

(
Воспитатель выносит солнышко).
- Посмотрите, солнышко нам улыбается. Давайте, ребятки тоже улыбнемся солнышку и друг другу (улыбаются друг другу). А теперь давайте покажем солнышку, как нам живется в садике.
Игра «Как живешь – вот так? » Сжать пальцы обеих рук в кулачки.
- Как живешь? ---
показать оттопыренный большой палец
- Вот так!
- А плывешь? --- -
вытянуть руки вперед
- Вот так!
- Пляшешь как? ---
согнуть руки в локтях
- Вот так!
- Вдаль глядишь? ---
поднести руку ко лбу
- Вот так!
- Ждешь обед? ---
погладить животик
- Вот так!
- Машешь вслед? ---
выполнить кистью ведущей руки движения влево - вправо
- Вот так!
- Ночью спишь? ---
лечь щекой на сложенные вместе ладошки
- Вот так!
- А шалишь? ---
надуть щечки и хлопнуть по ним ладошками
- Вот так!
- Здорово поиграли, а теперь давайте подарим солнышку свою любовь и тепло.
Проводится игра «Подари любовь и ласку».
(
дети, сидя обнимают игрушку – солнышко, передавая друг другу, под музыку )
- Солнышко вам дарит любовь и тепло. И вы тоже нежно обнимите его, подарив в ответ свою доброту и ласку.

Как мы с вами уже говорили, всю масленичную неделю хозяйки пекли блины. На блины да угощенья приглашали дорогих гостей, чем больше гостей – тем больше счастливых дней в году.

А кто мне может сказать, почему на Масленицу пекли именно блины ? (- Потому что они похожи на солнышко ).

Сегодня мы с вами тоже пойдем на улицу, будем веселиться. И сейчас каждый сделает себе солнышко. Показ образца и анализ . Посмотрите, пожалуйста, на свои рабочие места.

У вас лежат 2 жёлтых круга. Разлинованные листы жёлтой, оранжевой, красной бумаги. Из кружков мы будем делать само солнышко, а из цветной бумаги мы нарежем лучики.

Как вы думаете, почему именно эти цвета мы выбрали для солнца?

Потому, что это цвета солнышка!

Прежде, чем мы приступим к работе, необходимо вспомнить правила работы с ножницами. Может быть, вы можете мне помочь? Кто знает, как надо обращаться с ножницами?

Ножницы должны лежать с закрытыми лезвиями.

Передавать друг другу ножницы надо кольцами вперёд.

Нельзя размахивать.

Нельзя играть с ножницами.

С ножницами не шути,

Зря в руках их не крути

И, держа за острый край,

Другу их передавай.

Лишь окончена работа-

Ножницам нужна забота:

Не забудьте их закрыть

И в коробку положить.

Давайте же сделаем наши солнышки. Последовательность выполнения.

1. Разрезаем цветные листы бумаги по намеченным линиям - это лучи солнца.

2. Складываем полоски пополам, но сгиб полосы заглаживать не надо.

3. Наклеиваем лучи с двух сторон первого круга.

4. Накладываем и приклеиваем второй круг, закрывая кончики лучей.

5. Приклеиваем глаза, нос и рот солнышку.

Анализ работ.

По окончанию работы дети делятся впечатлениями, рассказывают о своих солнышках, оценивают работу товарищей. Подводятся итоги. Зачитывается стихотворение.

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица .

Ты прощай, прощай,

Наша широкая.

Ты пришла с добром,

Со блинами, пирогами,

Да со оладьями.

Мы катаемся с горы

От зари и до зари.

А сегодня, в воскресенье,

Наше кончилось веселье.

Прощай, прощай,

Наша Масленица !

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №27 «КАПЕЛЬКА»

Конспект по художественно-эстетическому развитию.

Вторая младшая группа.

Лепка с элементами пластилинографии

«Блины к Масленице»

Выполнили Хвойницкая Н.А

Г.о.Балашиха

Конспект по лепке с элементами пласилиногорафииво второй младшей группе

Тема: «Блинчики к Масленице»

Возрастная группа: вторая младшая.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, познавательное развитие.

Программные задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить сплющивать шарики из пластилина при помощи всех пальцев руки;учить создавать объемные катрины из платилина; формировать интерес к работе с пластилином;

Развивающие: развивать мелкую моторику; познакомить детей с праздником Масленица.

Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения в группе, во время лепки.

Материалы для занятия: Демонстрационный: готовый блинчик большого размера из картона, макет сковороды из картона,иллюстрации красавицы Зимы, Масленицы, образец воспитателя.

Раздаточный : Мягкий пластилин желтого или белого цвета, картонные сковородки (одного цвета и размера), досточки на каждого ребенка.

Прием лепки: Сплющивание.

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание готового блина из картона (Какого цвета? Из чего пекут? Какой формы и размера?), показ воспитателя.

Словестные: Вопросы к детям, рассказ сказки, объяснение в-теля.

Практические: Дети с помощью воспитателя лепят блины.

«Поджаривают» (прикрепляют) на сковороде.

Игровые: Пальчиковая гимнастика.
Длительность: 15 минут.

Ход занятия:

    Вводно-подготовительная часть.

Здравствуйте ребятишки и взрослые, все в кружочек становитесь, дружно за руки беритесь. Ребята скоро к нам придёт весна, а перед ней Масленица пришла. Ребята вы знаете, что это за праздник?

Дети: нет.

Воспитатель: Мы скоро с вами будем праздновать, старый-старый праздник Масленицу. А кто такая Масленица, я вам сейчас расскажу…

Жили-были в некотором царстве, в тридесятом государстве Зима и Масленица. Зима напоминала Снежную королеву. Она была красивая, но холодная. Вместо добрых глаз у нее были колючие льдинки. Были у нее и слуги: холодный ветер и злая вьюга (ткань). А Масленица была добрая, красивая, приветливая.. Она всегда ходила в длинном красивом сарафане. Ее верными друзьями были птицы и животные (показываю зверюшек). Люди очень любили Масленицу, они знали, что как только придет Масленица, все проводят зиму и будут встречать весну. Рассердилась Зима на людей и решила не допустить встречи Масленицы с людьми. И задул ветер, и разыгралась вьюга (снегопад и вьюга тканью). Сидят люди дома, на улицу боятся выйти, грустят, что не доберется Весна по такому снегу к людям. Вот что придумала вот Масленица. Стала она ходить по дворам да говорить людям, чтобы они блины стряпали всю неделю, они так похожи на солнышко - круглые и горячие.

Ребята Масленица и к нам заходила, и сказала мне, что бы я с вами помогла провести Зиму, и встретить весну, а для этого нам нужно слепить блинчики. А лепить мы будем из пластилина (Перед началом занятия подготовьте из желтого пластилина шарики диаметром 2-2,5 см.). Посмотрите на свои столы, пластилин готов к работе.

    Основная часть.

Что бы приступить к работе нам нужно будет размять пальчики:

Пальчиковая гимнастика: «Блины»

Как на масленой неделе (Поглаживаем левую ладошку правой)
Из печи блины летели! (поглаживаем правую ладошку левой)
С пылу, с жару, из печи,(сжимаем в замок три раза)
Все румяны, горячи! (стряхиваем кисти рук)

Ход работы.

Чтобы приготовить наши блинчики, мы сначала отщипнем небольшой комочек. Скатаем из него шарик(показ круговых движений ладонями).

А потом всеми пальчиками будем сплющивать его. Вот так! (показ приема лепки – сплющивание).

Затем подготовим еще несколько блинчиков таким же способом.

Игра "Золотые ворота".

Половина участников игры встают в круг лицом к центру, подняв вверх сцепленные руки. Через эти "ворота" пробегает цепочка остальных игроков, взявшись за руки. При этом они обегают каждого из стоящих змейкой.

Стоящие произносят:

Золотые ворота пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй - запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

На последней фразе опускают руки. Те, кто остался внутри круга, встают в него, увеличивая число "ворот". Не пойманные, восстанавливают цепочку и снова бегут.

Два-три игрока, которых не поймали, считаются победителями. Запрещается останавливаться перед "воротами", боясь быть пойманными, нельзя расцеплять руки, нельзя заранее опускать руки (закрывать "ворота").

Ребята, а на чем поджаривают блинчики? (ответ детей – на сковородке).

Посмотрите, у вас тоже есть сковородки. (дети берут картонные сковородки) Давайте разложим на них наши блинчики. (показ метода пластилинографии- придавливанние, разглаживание).

Вот и пекутся наши блинчики! К встрече Масленицы мы готовы!

Молодцы!

После окончания работы можно предложить детям потанцевать под русские народные песни.

ПРОЕКТ

«ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»

Тип проекта: творческий

Возрастная группа: подготовительная группа

Длительность: недельный

Вид: итоговый

Актуальность проекта:

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками.

Один из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «МАСЛЕНИЦА».

На нем всегда находятся желающие помериться силой, показать свою удаль, отведать вкусных и румяных блинов.

МАСЛЕНИЦА один из самых радостных и светлых праздников на Руси.

Цель проекта:

Знакомство с традицией проведения народного праздника «МАСЛЕНИЦА».

Задачи:

  • Познакомить детей с традицией проведения старинного праздника.
  • Провести праздник через эмоциональное сопереживания и участие в игре – действии.
  • Приобщить дошкольников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
  • Знакомить родителей с традициями празднования «Масленицы» на Руси

Этапы проекта:

1. МОТИВАЦИОННЫЙ.

1.1. Разработка проекта:

  • Обсуждение вариантов проведения и возможностей участия в празднике родителей и детей.
  • Подготовка информации для родителей о народном празднике «Масленица».
  • Планирование и проведение занятий, совместной и игровой деятельности с детьми.

2. МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ.

2.1. Разработка праздника:

Планирование проведения праздника;

  • Обсуждение оформления группы.
  • Подбор необходимых атрибутов для игр на празднике.
  • Оформление уголка для родителей с информацией о народном празднике «Масленица»
  • Оформление «блинного» уголка с рецептами блинов.

2.2. Совместная деятельность взрослых и детей.

  1. Беседы о празднике, о его праздновании на Руси.
  2. Чтение и разучивание закличек, поговорок, стишков.
  3. Разучивание хороводных и подвижных игр.
  4. Рисование по теме: «Масленица пришла»
  5. Лепка по теме: «Масленица – блиноедка»
  6. Ручной труд: Изготовление масленичек.

3. РЕФЛЕКСИВНЫЙ:

1. Проведение масленичной недели.

2. Праздник для детей, проведение хороводных и подвижных игр,

3. Чаепитие на день «Лакомки»,

4. Блины на протяжении всего праздника.

Приложение №1

Весёлые посиделки в группе «Здравствуй масленица». Показ презентации «Здравствуй масленица»

Ход мероприятия:

Заклички:

  1. Внимание! Внимание!
    Велено до вас
    Довести в сейчас указ,
    Продиктованный самой
    Нашей матушкой Зимой:


Быть на проводах зимы!»)

2. «Каждый год числа сего,
Как гласит указник,
Будь то город аль село,
Выходи на праздник

(вместе: Непременно все должны
Быть на проводах зимы!»)

Это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто, стали печь блины .

Древние считали блин символом солнца , поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

Масленица зиму прощает, Холодную жизнь кончает!

Масленица тепло да солнышко приводит, а вьюги да морозы уходят до следующего года.

Только ведь Масленица – девушка капризная. Она любит, чтобы звали ее долго, хвалили-нахваливали да угощеньями вкусными заманивали.

Дети читают и зазывают масленицу

Прощайся, народ, с тоскою! Душа ль ты моя, Масленица!

Праздник общий, мирской! Приезжай к нам в гости
Ведется порядком строгим давно: В блинах поваляться,
Людьми умными заведено! Сердцем потешиться!

Дорогая гостья Масленица Мы соломы с крыш надергаем,
По тебе мы так соскучились! Смастерим мы куклу Масленицу,
Знаем: коль приходишь ты – С ней пойдем просить с поклонами –
Зиме конец. Приезжай к нам в гости погостить!


Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая!
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных!

Приложение №2

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с народным праздником «Масленица»

(совместная деятельность взрослого и детей)

16.02.15

Воспитатель: Кажется, совсем недавно мы встречали Новый год, радовались рождественским праздникам и русской зиме с ее белыми снегами, санками, играми, сильными трескучими морозами. Но вот появилось солнце яркое, веселое, длиннее стал день, и мы понимаем, что скоро наступит весна.

Зима силу теряет, чуете?

Тёплые дни наступают

Пора зимушку провожать

Весну - красну встречать.

Еще у древних славян был праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Из далеких языческих времен пришла к нам Масленица, честная Масленица, широкая Масленица. Любили на Руси Масленицу - праздник озорной, веселый, отчаянный.

Масленица несла свет и радость скорой весны. Ее повсюду ожидали с большим нетерпеньем. В народе говорили: ""Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить". Считалось, что если плохо отпраздновать ее, то придется жить в горькой нужде. Масленицу называют широкая. Как вы думаете почему? Масленица была самым весёлым и разгульным праздником. Длился праздник целую неделю! Ярмарки, уличные игры, скоморохи, пляски, песни. За это и величали в народе широкой Масленицей!

Имя свое Масленица получила от обильной и масляной еды, которой полагалось угощаться всю неделю. По народным поверьям необходимо было помочь солнцу победить злую морозную зиму, и любимой на Масленице едой были блины круглые, румяные, с пылу, с жару, похожие на лик солнца. Объедание - самая примечательная черта праздника. Это должно символизировать сытую жизнь в течение года.

Масленицу величаем

И чего ей только не обещаем:

Реки сметаны,

Горы блинов,

Лишь бы скорей приехала она

Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись большие во всю сковородку, тонкие, легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра и т.д. Масляный блин - символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровых людей. Как в пословице говорится: "Без блинов не Масленица". "Блин красив и горяч, как горячее всё прогревающее солнце".

Чтение стихотворения «Масленица»

Этот праздник к нам идет

Раннею весною,

Сколько радостей несет

Он всегда собою!

Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает,

Санки с горок вниз бегут,

Смех не умолкает.

Дома аромат блинов

Праздничный чудесный,

На блины друзей зовем,

Будем, есть их вместе.

Шумно, весело пройдет

Сырная Седмица,

А за ней – Великий пост,

Время, чтоб молиться.

16.02 .15.

Воспитатель:

Масленицу начинаем отмечать с понедельника.

Ей устраивали встречу. Каждый день Масленицы имеет свое название.

Понедельник - "Встреча", гостей встречали и Масленицу тоже.

Ребята скатывались с гор на салазках, кричали: "Приехала Масленица! Приехала Масленица!" Девушки приносили на гору с собой блины, клали их на голову, когда пели песни о Масленице.

Как делали чучело масленицы?

Воспитатель: Из тряпок и соломы делали фигуру с длинной косой, одетую в женский наряд. В руках у фигуры помазок и блин - символы Масленицы.

Физкультминутка (выполняется в парах).

Брынцы - брынцы, (ладушки)

Пеките блинцы!

Мажьте масленее

Будьте повкуснее!

Трын - трынца, (ладушки)

Подайте блинца!

Воспитатель: Дети в этот день обходили дома, поздравляли с наступлением Масленицы и выпрашивали блин.

Тин-тинка,

Подай блинка,

Оладышка -прибавышка,

Масляный кусок!

Тетушка, не скупися,

Масляным кусочком поделися!

Поговорки про масленицу:

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.

И самый хладнокровный человек любит горячие блины.

Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают

Масленица идет, блин да мед несет

Масленица объедуха, деньгам приберуха.

Масленица семь дней гуляет.

На Масленой неделе повеселись, да блинком угостись.

На горах покататься, в блинах поваляться.

Не житье - бытье, а Масленица.

Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить

Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло.

Заклички про Весну:

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью.

С радостью, радостью,

С великою милостью:

Уроди лен высокий,

Рожь, овес хороший.

***

Весна-красна!

Весна-красна!

На чем пришла?

На чем приехала?

На сошечке,

На бороночке.

Весна! Весна красна!

Тепло солнышко!

Приди скорей,

Согрей детей!

Приди к нам с радостью!

С великой милостью!

С льном высоким!

С корнем глубоким!

С хлебом богатым!

***

Едет Весна едет

На золотом коне,

В зеленом саяне,

На борони сидючи,

Сыру землю аруючи,

Злато жито сеючи.

Лепка «Масленица – блиноедка»

17.02.15.

Воспитатель: Вторник - "Заигрыш".

Сдобный и румяный масленичный блин.

В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами.

Разучивается игра "Золотые ворота".

Стоящие произносят:

Первый раз прощается,

Второй - запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

На последней фразе опускают руки. Те, кто остался внутри круга, встают в него, увеличивая число "ворот". Не пойманные, восстанавливают цепочку и снова бегут.

Два-три игрока, которых не поймали, считаются победителями. Запрещается останавливаться перед "воротами", боясь быть пойманными, нельзя расцеплять руки, нельзя заранее опускать руки (закрывать "ворота").

Знакомство с народной игрой.

Игра "блины".

Воспитатель: Ваша задача добежать до финиша со "сковородкой" и "блином" в руках так, чтобы "блин" не упал. Там положить "блин" в тарелку, не прикасаясь к нему руками. Если "блин" упал, участник выбывает из игры. Та команда, которая быстрее и без потерь "испечет" все "блины" считается победительницей.

Рассматривание рисунков детей нарисованных дома по теме «Масленица пришла».

18.02.15. Воспитатель:

Среда - "Лакомка", готовили самые вкусные блюда и, конечно же, блины. Самым главным событием в этот день было посещение зятьями тещи, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир, если зять был по душе.

Игра «Галя по садочку ходила».

Правила игры:

Дети становятся в круг, не держась за рук. В центре круга стоит Галя с голубым платочком в руке.

Галя по садочку ходила,

Свой платочек там уронила.

Дети поют, стоя в кругу. Галя с платочком проходит мимо детей и на слово «уронила» роняет платочек. Ребенок, около которого упал платочек, поднимает его.

Обошла тут Галя садочек,

Ищет голубой свой платочек.

Галя ходит и ищет платочек. Не найдя его, садится в центре круга и делает вид, что плачет (закрывает лицо руками).

Не горюй, подруженька Галя,

Мы платочек твой разыскали

Под малиновым под кусточком,

Под зелененьким под листочком.

Дети, взявшись за руки, сужают круг, подходя к Гале, чтобы её утешить. Дети отходят назад, расширяя круг. С окончанием куплета останавливаются и разъединяют руки.

Воспитатель:

На реке взрослые и дети строили из снега и льда крепость с башнями, стенами и воротами. Внутри крепости помещалась "стража". Потом атаковали крепость. Стража крепости оборонялась. После окончания боя победители и побеждённые вместе шли пировать.

Посмотрите, это картина художника В.И.Сурикова « Взятие снежного городка». Давайте вместе рассмотрим её.

(рассматривание картины вместе с детьми)

Давайте поиграем.

Игра «Карусели»

19.02.15 Рассказ воспитателя:

"Тещины вечерки" наступали в пятницу. Папы приглашали вашу бабушку, мамину маму на блины. Бабушка обязательно должна была прийти и отведать блинов.

Рассказ воспитателя:

Близится СУББОТА - "УГОЩЕНИЯ".

Суббота - "Посиделки".

В этот день все родственники папы ходили в гости к вашей маме.

А для ребятишек продолжались масленичные забавы: катание с горок, игра в снежки, катание на лошадях.

Игра "Снежки" (проводится как в группе, так и на улице)

Дети делятся на 2 команды. Каждая команда получает по ведёрку с шарами (или снежками из ткани). На небольшом расстоянии от команд ставятся пустые ведёрки. Даётся задание попасть снежком в пустое ведёрко. Команда, набравшая большее количество снежков считается победительницей. (За каждый снежок команда получает жетон.):

Рассказ воспитателя:

Завершало Масленицу воскресенье - "Прощеный день".

Родственники и друзья просили прощения друг у друга за огорчения и обиды.

Ельник, березник

На чистый понедельник!

Березовы дрова! Подавайте их сюда

На Масленицу, на горельщицу!

В воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по улицам до темноты с песнями, с шумом, а поздно вечером подъезжала к приготовленному костру. У масленичного костра собиралось всегда много народу. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: "Масленица, прощай! На тот год опять приезжай!" Мы катались с горы от зари до зари, А сегодня в воскресенье. Наше кончилось веселье!

Сегодня мы с вами пойдем на праздник и тоже будем прощаться с «Масленицей»

Как у наших у ворот собирается народ.

Жаль с Масленицей расставаться, да делать нечего.

Пришла пора её провожать. Проводим?

Дети собираются на праздник.

Приложении №3 Работа с родителями.

Масленица – любимый народный праздник. Каждый год он бывает в разные дни. Приходятся они со второй половины февраля до первых дней марта. Это потому, что начало масленицы, зависит от Пасхи. А время Пасхи тоже меняется из года в год.

Масленица – неделя сырная, мясопустная. Это потому, что мяса не едят. Зато вволю – сыр, сметану, масло и, конечно, блины.

Здравствуй, масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая!

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных;

Чтобы слуги были молодые,

Нам подарки везли дорогие.

И блины, и калачи,

К нам в окошко их мечи!

Масленицу называли «широкой», ««веселой» и длилась она целую неделю.

Каждый день масленицы имел свое

название и свои забавы.

Понедельник – встреча.

Встречу масленицы устраивали ребятишки.

Забирались на снежную гору и звали масленицу:

Душа ли ты, моя масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты, моя масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!

Приехала масленица! Приехала масленица!

Любили дети масленицу. Утром делали они соломенную куклу Масленицу. Наряжали ее в сарафан или кафтан, ноги обували в лапти, сажали на салазки, ввозили на гору и скороговоркой причитывали:

Звал-зазывал честной Семик

Широкую Масленицу

К себе в гости на двор.

Вторник – заигрыши.

В этот день дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с масленицей и выпрашивали блины: « Подайте широкой масленице!» Все ходили, друг к другу в гости, пели песни, шутили.

Тетушка, не скупись,

На заигрыши с утра приглашаются девицы и молодцы покататься на горах. Здесь можно было невесту, найти на суженного украдкой взглянуть. Но главное-как можно дальше прокатиться с горы. Потому что катанье на Масленицу не простое, а волшебное. Чем дальше прокатишься, там длиннее вырастит лен в предстоящее лето.

Среда – лакомка .

Тещи приглашали своих зятьев на блины.

Теща ухаживала за зятем,

Готовила лучшие блюда,

Молодоженов сажали за стол

На почетное место.

Где не было своих молодых,

приглашали родных или соседских – лишь бы счастье

в дом принесли.

С этого дня по деревне катались на

тройках с бубенцами.

Четверг – разгуляй, широкий-четверг.

В этот день было больше всего развлечений. Начинался масленичный разгул. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Съезжали с гор на санях, лыжах. Катались на конях по деревне. Обычно кататься начинали в своей деревне, потом ехали в другие. Каждую повозку встречали веселыми кликами, возгласами одобрения, всякий старался украсить ее как можно лучше.

В яркий солнечный день улица

Становилась широкой, пестрой рекой.

Ребятишки с торбой бегали по

избам и поздравляли с

Масленицей. Хозяйки на блюде выносили блины и

Деньги. А если кто пожадничает, тому ребята грозили:

Тетушка, не скупися,

Масленым кусочком поделися!

Не дашь пирога –корову со двора.

Пятница - тещины вечерки .

На вечерках уже зятья

Угощали блинам своих тещ. С вечера, в четверг,зять

лично приглашалматушку молодой жены к себе в гости.

А утром приглашали «зватых» обычно это были дружка

или сват. Они еще недавно помогали играть свадьбу. А

молодежь всю ночь веселилась: пели, плясали.

Суббота – золовкины посиделки.

В субботу молодая невестка приглашала к себе золовок-

сестер мужа. Сколько было новостей! Обо всем надо

было успеть переговорить, наряды новые рассмотреть

Да подарками похвастаться. Воскресенье – проводы

Масленицы, прощеный день. В последний раз

Проезжала Сударня-Барыня подеревне. Встречали ее смехом, шутками, песнями.

Воскресенье – проводы Масленицы,

прощеный день.

Кукла – Масленица в последний раз проезжала по деревне. За ней шла большая толпа ряженых, все шутили, пели песни, плясали. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Потом девушки и юноши прыгали через костер. Считалось, что так они очистились от зимнего мрака. Вечером встречались родные и близкие. Просили прощения за умышленные и случайные обиды в текущем году. Целовали друг друга и низко кланялись. И не были унизительны эти поклоны и мольбы. Важно было получить прощение, установить или восстановить близкие и сердечные отношения. Ведь дружба и любовь на свете – выше всего!

Переломная пора.

Масленица – переломная пора. Проводы зимы и встреча весны. Прощание со старым. И радостное ожидание нового. В жизни природы и в жизни людей. Для этот важно всем быть вместе. Поэтому так почитают на Масленице стариков. И так радостно чувствуют в каждом доме молодоженов. Весеннее поминание родичей есть у всех народов. Вот и суббота перед масленицей – родительская. А уж потом – широкая радость всему миру:

Солнцу горячему – костры да горящие колеса на высоких столбах. Гори, свети, грей жарче!

Хозяйкам – удачи в стряпне. Чтобы блины плясали в горшке с опарою, просились на сковороды, а там - и в рот!

Детям, девушкам и молодушкам – долгое катание с высоких гор. И долгие песни. На долгие льны, на шелковые.

Мальчикам, юношам, мужчинам – молодецкие забавы.

Старикам – пряники с узорами и низкоечелобитьице.

Однако ж и Маслена не навек достается. Но когда молодым веселье, а старикам – почтенье, тогда и в мире – порядок.

Приложение № 4 Рецепты блинов.

Блины картофельные

Нам понадобится:

Картофель - 4 шт.;

Соль;

2 яйца;

1 луковица;

Мука;

Сыр.

Как готовить:

1. Картофель натрите на мелкой терке или измельчите в блендере.

2. Посолите получившуюся массу.

3. Разрежьте луковицу на 2 половинки, измельчите одну из них.

4. В картофельную смесь добавьте 2 яйца и мелко нарезанный лук.

5. Добавьте такое количество муки, чтобы тесто стало не гуще сметаны.

6. Прокалите сковороду, добавьте растительного масла и начинайте выпекать блины.

7. Когда блины уже готовы, мелко нарежьте вторую половину луковицы и обжарьте до золотистого цвета.

8. Натрите сыр на мелкой терке или измельчите в блендере.

9. Смешайте натертый сыр с поджаренным луком.

10. Получившуюся смесь намажьте тонким слоем на блины, а затем подайте на стол.

Блины рисовые

Нам понадобится:

1 стакан риса;

2,5 стакана молока;

1 стакан муки;

25 г дрожжей;

50 г сливочного масла;

2 яйца;

Соль.

Как готовить

1. Сварите рис в 2 стаканах молока, протрите его через сито.

2. В протертый рис добавьте 1 стакан муки.

З.В полученную смесь добавьте 0,5 стакана молока и 25 г дрожжей.

4. Поставьте тесто в теплое место.

5. Возьмите 50 г сливочного масла и разотрите его с 2 желтками.

6. Взбейте 2 белка, чтобы получилась пена.

7. В поднявшееся тесто положите белки и желтки с маслом, немного посолите и оставьте подниматься дальше.

8. Когда тесто поднимется снова, начинайте выпекать.

Морковно-яблочные оладьи

Нам понадобится:

200 г моркови;

1 яблоко;

1,5 столовой ложки кефира;

1 столовая ложка манной крупы;

2 чайные ложки сахара;

1 яйцо;

50 г чернослива;

Сода;

Уксус;

Соль.

Как готовить

1. Морковь натрите на мелкой терке или измельчите в блендере.

2. Взбейте яйца.

3. В измельченную морковь добавьте манную крупу, яйца, кефир.

4. Полученную смесь посолите, добавьте соду, гашеную в уксусе, перемешайте.

5. Оставьте смесь на полчаса.

6. Чернослив мелко нарежьте, яблоко натрите на крупной терке.

7. Добавьте чернослив и яблоки в тесто, тесто еще раз перемешайте.

8. Раскалите сковороду, налейте подсолнечное масло и начинайте выпекать оладьи.

К блинам можно подавать самые разнообразные начинки!

Приложение №5

Веселый праздник на улице с играми плясками, блинами, чаепитием

«Прощание с масленицей»

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит весёлая народная музыка. Участники мероприятия рассаживаются за столы на свободные места.

Ведущий: Кажется, совсем недавно мы встречали Новый год, радовались рождественским праздникам и русской зиме с ее белыми снегами, санками, играми, сильными трескучими морозами. Но вот появилось солнце яркое, веселое, длиннее стал день, и мы понимаем, что скоро наступит весна.

Зима силу теряет, чуете?

Тёплые дни наступают

Пора зимушку провожать

Весну - красну встречать.

Еще у древних славян был многодневный праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Из далеких языческих времен пришла к нам Масленица, честная Масленица, широкая Масленица. Любили на Руси Масленицу - праздник озорной, веселый, отчаянный.

Наша Масленица годовая,

Она гостинка дорогая,

Она пешею к нам не ходит,

Все на комоньях разъезжает,

Чтобы кони были вороные,

Чтобы слуги были молодые!

Про Масленицу говорили:

Душа ты наша Масленица!

Сахарны твои уста,

Сладка твоя речь!

Приезжай к нам в блинах поваляться,

Сердцем потешиться!

Масленица несла свет и радость скорой весны.Ее повсюду ожидали с большим нетерпеньем. В народе говорили: ""Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить". Считалось, что если плохо отпраздновать ее, то придется жить в горькой нужде. Масленицу называют широкая. Как вы думаете почему? Масленица была самым весёлым и разгульным праздником. Длился праздник целую неделю! Ярмарки, уличные игры, скоморохи, пляски, песни. За это и величали в народе широкой Масленицей!

Имя свое Масленица получила от обильной и масляной еды, которой полагалось угощаться всю неделю. По народным поверьям необходимо было помочь солнцу победить злую морозную зиму, и любимой на Масленице едой были блины круглые, румяные, с пылу, с жару, похожие на лик солнца. Обжорство - самая примечательная черта праздника. Это должно символизировать сытую жизнь в течение года.

Масленицу величаем

И чего ей только не обещаем:

Реки сметаны,

Горы блинов,

Лишь бы скорей приехала она

Честная, веселая, широкая боярыня

Во многих семьях блины начинают печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись большие во всю сковородку, тонкие, легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра и т.д. Масляный блин - символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровых людей. Как в пословице говорится: "Без блинов не Масленица". "Блин красив и горяч, как горячее всё прогревающее солнце".

Конкурс пословиц и поговорок о блинах и Масленице

(дети делятся на две команды, за каждый правильный ответ команда получает жетон).

А сколько пословиц и поговорок сложил народ о блинах и Масленице! Сейчас мы проверим, знаете ли вы их. Каждая команда получает по два набора карточек. На одних начало пословицы или поговорки, на других конец. Ваша задача правильно все это соединить. Кто справится с заданием первым, тот и победит.

Ведущий: Масленицу начинаем отмечать с понедельника. Ей устаивали встречу. Каждый день Масленицы имеет свое название.

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье. Наступает вечер...

Накатавшись вволю, все блины едят.

Понедельник - "Встреча", гостей встречали и Масленицу тоже. Ребята скатывались с гор на салазках, кричали: "Приехала Масленица! Приехала Масленица!"Девушки приносили на гору с собой блины, клали их на голову, когда пели песни о Масленице.

Девочки поют русскую народную песню "Блины".

Ведущий: Из тряпок и соломы делали фигуру с длинной косой, одетую в женский наряд. В руках у фигуры помазок и блин - символы Масленицы (дети делятся на небольшие подгруппы по 4 - 5 человек). Детям выдаются листы с нарисованной крестовиной.

Творческое задание: с помощью материалов, находящихся на столе изготовить чучело Масленицы.

Физкультминутка (выполняется в парах).

Брынцы - брынцы, (ладушки)

Пеките блинцы!

(хлопки ладонь о ладонь - горизонтально)

Мажьте масленее

(поглаживают друг другу ладони)

Будьте повкуснее!

Трын - трынца, (ладушки)

Подайте блинца!

(протягивают руки вверх ладонями)

Ведущий: Дети в этот день обходили дома, поздравляли с наступлением Масленицы и выпрашивали блин.

Тин-тинка,

Подай блинка,

Оладышка -прибавышка,

Масляный кусок!

Тетушка, не скупися,

Масляным кусочком поделися!

Давайте и мы с вами попробуем "испечь блины".

Игра "Испеки блины".

Дети делятся на две команды. Каждая команда получает "сковородки" (теннисные ракетки), "блины" (вырезанные из бумаги или пластинки).

Ведущий: Ваша задача добежать до финиша со "сковородкой" и "блином" в руках так, чтобы "блин" не упал, и там положить "блин" в тарелку, не прикасаясь к нему руками. Если "блин" упал, участник выбывает из игры. Та команда, которая быстрее и без потерь "испечет" все "блины" считается победительницей.

Ведущий: Вторник - "Заигрыш".

"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них - награда:

Сдобный и румяный масленичный блин

В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами. С утра девушки и парни приглашали друг друга покататься на горках. Здесь парни высматривали невест, а девушки поглядывали украдкой на суженых.

Есть старая русская игра "Золотые ворота", в нее-то мы и поиграем.

Проводится игра "Золотые ворота".

Половина участников игры встают в круг лицом к центру, подняв вверх сцепленные руки. Через эти "ворота" пробегает цепочка остальных игроков, взявшись за руки. При этом они обегают каждого из стоящих змейкой.

Стоящие произносят:

Золотые ворота пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй - запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

На последней фразе опускают руки. Те, кто остался внутри круга, встают в него, увеличивая число "ворот". Не пойманные, восстанавливают цепочку и снова бегут. Два-три игрока, которых не поймали, считаются победителями. Запрещается останавливаться перед "воротами", боясь быть пойманными, нельзя расцеплять руки, нельзя заранее опускать руки (закрывать "ворота").

Ведущий:

Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники - всё им удаётся.

Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

Среда - "Лакомка", готовили самые вкусные блюда и, конечно же, блины. Самым главным событием в этот день было посещение зятьями тещи, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир, если зять был по душе, разумеется

Конкурс "Определи крупу".

А сейчас я приглашаю представительниц от каждой команды двух (можно 4) девочек.Пришла ваша очередь показать себя.

На столе перед каждой участницей стоят мешочки с крупами: пшенка, горох, гречка, манка, перловка и т.д. Необходимо с завязанными глазами, не развязывая мешочка, определить, какая крупа находится в каждом мешочке. Победительницы получают призы

Ведущий:

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.

Ледяные крепости, снежные бои...

Тройки с бубенцами на поля выходят.

Парни ищут девушек - суженых своих.

"Разгуляй", "Перелом" - так называют четверг.

Чтобы помочь солнцу, катались на лошадях "по солнышку" (по часовой стрелке), исполняя различные обрядовые песни. Парни и девушки катались с горок в санях (демонстрация картины). Сани по этому случаю украшались цветными лоскутами, увешивали, бубенчиками. На лошадей, надевались расписные дуги. Парни демонстрировали свою удаль, лихо, запрыгивая в несущиеся сани. Главное мужское дело в этот день - оборона и взятие снежного городка. Как это проходило?

На реке взрослые и дети строили из снега и льда крепость с башнями, стенами и воротами. Внутри крепости помещалась "стража". Потом конные и пешие атаковали крепость: пешие лезли по ледяным стенам, а конные пытались прорваться через ворота. Стража крепости оборонялась метлами. После окончания боя победители и побеждённые вместе шли пировать.

А на картине какого художника запечатлен именно этот старинный русский обряд? Показ картины. (Ответ: В.И. Суриков "Взятие снежного городка". (ответившему правильно - приз).

Ведущий: Вот и я сейчас вызываю на бой добрых молодцев, чтоб померились они силой своей.

Проводится игра: "Петушиный бой".

От каждой команды выбирается по одному представителю. Рисуется круг, в который становятся два участника. Левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом вытолкнуть противника из круга.

Ведущий:

ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...

Тёща приглашает зятя на блины!

Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,

Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

"Тещины вечерки" наступали в пятницу. Зятья приглашали тещу на блины. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей".

Ну а сейчас прошу подойти ко мне по одной паре от каждой команды. Девушка соответственно-"теща", юноша - "зять". Посмотрим, как у нас "теща" с "зятем" дружно живут.

Проводится игра "Три ноги".

Каждой паре связываются вместе ноги - правую ногу одного с левой ногой другого. Пара на трех ногах должна пробежать отмеченную дистанцию. Кто первый, тот и победитель. Объяснить детям понятия зять, золовка, тёща.

Ведущий:

Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье.

Славно провожает Зимушку народ!

Суббота - "Золовкины посиделки". В этот день молодая невестка; приглашала родню мужа к себе в гости Больше всего внимания и почестей оказывалось молодоженам. Традиция требует, чтобы они, нарядные, выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, торжественно под песни скатывались с горы. А для ребятишек продолжались масленичные забавы: катание с горок, игра в снежки, катание на лошадях.

Игра "Снежки"

Дети делятся на 2 команды. Каждая команда получает по ведёрку с шарами (или снежками из ткани). На небольшом расстоянии от команд ставятся пустые ведёрки. Даётся задание попасть снежком в пустое ведёрко. Команда, набравшая большее количество снежков считается победительницей. (За каждый снежок команда получает жетон.)

Ведущий:

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".

Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Завершало Масленицу воскресенье - "Прощеный день". Родственники и друзья шли друг к другу с "повиновением", просили прощения за огорчения и обиды. Самым главным в этот день было восстановление хороших, добрых отношений. В воскресенье старались доесть все состряпанное на неделе. Угощали в этот день нищих, ходили на кладбище, оставляли на могилах блины и поклонялись праху родных ".

С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу.

Ельник, березник

На чистый понедельник!

Уж то ли дрова - Осиновы дрова,

Березовы дрова!Подавайте их сюда

На Масленицу, на горельщицу!

В воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по улицам до темноты с песнями, с шумом, а поздно вечером подъезжала к приготовленному костру. У масленичного костра собиралось всегда много народу. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: "Масленица, прощай! На тот год опять приезжай!"Мы катались с горы от зари до зари, А сегодня в воскресенье. Наше кончилось веселье!

Ведущий: Но мы не будем сжигать наших маслениц, они очень красивые получились.

Предлагаю написать записки с перечислением плохих дел, от которых хотели бы избавиться и сожжем их, чтобы наши плохие дела ушли, улетели вместе с дымом, и на их место пришли хорошие (дети пишут записки, складываем их в конверт).

Сжечь записки можно в любое время: после мероприятия, сразу после запечатывания конверта.

Прощай-прощай, Масленица, Ты прощай, прощай, широкая!

Ты пришла с добром, с хмельным пивом, вином, с блинами, пирогами, с оладьями.

А мы всю Масленицу прокатали, Дорогую свою потеряли.

Думали, будет она семь годков, А она погостила всего семь деньков!

Ведущий: Как у наших у ворот собирается народ. Собирается народ и ведёт свой хоровод. (Дети собираются в хоровод).

Ведущий: Жаль с Масленицей расставаться, да делать нечего. Пришла пора её провожать. Проводим?

Дети: Проводим!!

Ведущий: Ну, так повторяйте за мной. (Дети повторяют слова за ведущим).

Масленица - кривошейка

Нас кормила хорошенько

В масле мы каталися,

Блинами объедалися.

Под конец нас провела.

В закоулок завела

В закоулке Редькин хвост.

Впереди - Великий пост.

Масленица, прощай!

Быть назад не обещай!

Ляжет скатертью дорога

Вдаль от нашего порога.

В центр хоровода выходят девочки и поют частушки.

Ведущий: А теперь все приглашаются на чаепитие. Настало самое время угоститься традиционным кушаньем Масленицы блинами.

Пышные гуляния Ярмарка венчает.

До свиданья, Масленица, приходи опять!

Через год Красавицу снова повстречаем.

Снова будем праздновать, блинами угощать

Все участники и гости уходят на чаепитие.

Во время чаепития можно загадать загадки

ПЛАН РАБОТЫ ГРУППЫ «МЕЧТАТЕЛИ» ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «МАСЛЕНИЦА»

Февраль 2015г.

Намеченные мероприятия

Совместная деятельность с детьми

Связь со специалистами

16. 02. Знакомство детей с народным праздником масленица

Беседа «Что за праздник Масленица?

Чтение стихотворения «Масленица»

Рассматривание иллюстраций как изготавливается чучело - масленицы.

воспитатели

16.02 Первый день Масленицы

«ВСТРЕЧА»

Рассказ о праздновании первого дня

Знакомство с поговорками про масленицу.

Заучивание стихотворения «Масленица»;

Знакомство с народным фольклором закличка;

Продуктивна деятельность:

Изготовление вместе с детьми кукол - масленичек.

Лепка «Масленица – блиноедка»

воспитатели

Музыкально – художественная деятельность:

Веселые поседелки в группе «Здравствуй масленица».

Знакомство с народными играми «Лошадки»(эстафета), «Силачи»(перетягивание каната), «Ловкачи» (бег в мешках).

Музыкальный руководитель

Воспитатель

17.02 Второй день Масленицы

«ЗАИГРЫШ»

Рассказ о праздновании второго дня;

воспитатели

Подвижные народные игры на улице

«Блины», «Ледышка», «Масленичные ворота»

Инструктор по физкультуре

Художественно – творческая деятельность:

Рисование на снегу.

ИЗО

Рисование «Масленица пришла»

(домашнее задание)

родители

Слушание русских наигрышей и песен «Блины»

воспитатель

18.02 Третий день масленицы

«ЛАКОМКА»

Рассказ о праздновании дня «Лакомка»,

Информация о праздновании дня «Разгуляй»;

Рассматривание картины В.И.Сурикова

«Взятие снежного городка»;

Разучивание и проведение хороводных игр.

«Галя по садочку ходила», «Карусели»; «Петушиный бой».

Воспитатели

Чаепитие в группе

Родители, мл.воспитатель

20. 02 Пятый день

«ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ»

Рассматривание игрушек народных мастеров, раскрашивание русской матрешки. (вечерний отрезок времени)

Игра в «Снежки»

воспитатели

музыкально-художественная деятельность:

Веселый праздник на улице с играми плясками, блинами, чаепитием

Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и ИЗО.


Конспект непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной группе

На тему: Масленица.

Образовательная область «Познание» и «Художественное творчество».

Цель : Расширение знаний и воспитание у детей интереса к русским народным праздникам, традициям, связанным с приходом весны, - пробуждением природы через знакомство с обрядовым праздником «Масленица». Развивать творческие способности детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного фольклора;

Задачи : 1. Обобщение и углубление знаний воспитанников о русском народном празднике «Масленица».

2. Развитие чувства уважения и любви к родному народу через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям; обогащение эмоционально-эстетического восприятия дошкольников через поэтическое слово, музыку, живопись.

3. Воспитание чувства сопричастности и любви к своему народу, его традициям, обычаям и духовным ценностям.

Интеграция образовательных областей:

«Социализация»

Расширение представлений детей об истории традиций русского народа.Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.

«Музыка»

Приобщать детей к музыкальной культуре русского народа. Воспитывать у детей чувство музыкального ритма, правильно передавать несложные танцевальные движения. Развивать певческие навыки детей.

«Чтение художественной литературы»

Совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений: эмоциональность исполнения, умение интонацией, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы.

Оборудование: магнитофон, минусовка «Петрушки», полка-подставка для выставки репродукций и рисунков.

Демонстрационный материал : иллюстрации и репродукции художников с изображением празднования масленицы, игрушка «Петрушка», костюмы «Петрушек», русские народные сарафаны.

Раздаточный материал : листы А4, простые карандаши, цветные карандаши, цветные мелки.

Предварительная работа : - Заучивание стихотворений, закличек и песен о масленице. Рассматривание репродукций художников: Куплина «Деревенская масленица», Б. Кустодиева «Масленица», В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», Дмитрия Холина «Кулачный бой».

Ход непосредственно образовательной деятельности.

I.Беседа .

Ребята, на этой неделе, мы с вами говорили о русском народном творчестве, праздниках, традициях. А сегодня на этом открытом занятии вы должны показать свои полученные знания и умения. Послушать вас пришли гости, поздоровайтесь с ними.

Звучит минусовка «Петрушки».

Ребята, что за гость спешит к нам под такую музыку? Посмотрите, вы узнали кто это?

Да, это Петрушка. На каких праздниках выступали Петрушки? О каком приближающемся празднике пришел напомнить нам Петрушка? Правильно, о Масленице. Сегодня мы об этом празднике и поговорим, а Петрушка вас послушает.

1. Почему этот праздник так называется? (т.к. на этом празднике пекли блины и обильно поливали маслом).

2. А почему пекли именно блины? (Блины похожи на солнце, которого так не хватает зимой. Это символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровья людей).

II.Чтение стихотворений детьми о солнце и масленице:

Весеннее солнце

Круглое как блин,
Улыбаясь светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети..

Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте

3. - Масленницу называли широкой, почему? (Этот праздник праздновали весело, разгульно и целую неделю).

4. - А как начинали отмечать праздник? ( Начинали с понедельника, дети и взрослые наряжали чучело из соломы, одевали на нее красивое яркое платье, платок, привязывали лапти и везли ее на ледяную горку.)

Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.

Масленица-девица

Масленица-девица, снежной зимы сестрица,
К нам на двор примчится блинами угоститься!
Встанут мастерицы у печи крутиться,
Будут думать, да гадать, как девицу ублажать.
Ароматными блинами,
Удалыми пирогами с красноперыми боками
Станем солнышко будить,
Будем весело кутить!

5. - Ребята, а как ласково зазывали Масленицу:...

«Уж ты моя Масленница, красная краса. Руская краса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!»

6. - Какие проводились развлечения на масленичной неделе?

Катались на санях, запряженных тройкой лошадей;

Играли в игру «Взятие снежного городка»;

Проводили кулачный бой;

Ходили в гости друг к другу, пекли блины,

Водили хороводы, пели песни и заклички, и т.д.

7. -Но вот подходит к концу масленичная неделя, как назывался последний день?

(Прощенное воскресенье. Все люди в этот день просили друг у друга прощение, мирились кто был в ссоре. Собирались все вместе, несли чучело через всю деревню на гору, где торжественно ее сжигали, а пепел рассыпали по полю, для хорошего урожая на следующий год).

III. Исполнение детьми песни о блинах.

В завершении нашей беседы о Масленице, споем одну из песен о блинах.

Песня «Мы давно блинов не ели....»

Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

Гости будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

IV. Переход к художественному творчеству –рисованию.

Молодцы, как весело и задорно спели. И ваши ладошки разогрелись, можно приступить к художественному творчеству – рисованию. Вы нарисуете то, что вам больше всего понравилось в праздновании масленичной недели.

Присели за столы и приступили.

Звучит минусовка песни «Блины».

V. Рассматривание и обсуждение рисунков детей.

А, теперь, кто закончил, покажет нам свой рисунок и расскажет, что он нарисовал.

Молодцы, ребята! А наш Петрушка послушал вас, просмотрел ваши рисунки и остался очень доволен. А теперь он прощается с вами.

VI. Подведение итогов.

Итак, о чем мы с вами сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось на занятии?

На этом наше занятие окончено, всем спасибо за работу!