Котик — золотой лобик - белорусская народная сказка. Конспект урока по литературному чтению на тему:Русская народная сказка "Кот и лиса"

Юный любитель литературы, мы твердо убеждены, в том, что тебе будет приятно читать сказку "Котик - золотой лобик" и ты сможешь извлечь из нее урок и пользу. Просто и доступно, ни о чем и обо всем, поучительно и назидательно - все входит в основу и сюжет данного творения. Воодушевление предметов быта и природы, создает красочные и завораживающие картины о окружающего мира, делая их загадочными и таинственными. Поразительно то, что сочувствием, состраданием, крепкой дружбой и непоколебимой волей, герою всегда удается разрешить все беды и напасти. Увенчано успехом желание передать глубокую моральную оценку действий основного персонажа, побуждающее переосмыслить и себя. Все описания окружающей среды созданы и изложены с чувством глубочайшей любви и признательности к объекту изложения и создания. В очередной раз перечитывая эту композицию, непременно открываешь для себе что-то новое, полезное и назидательное, существенно важное. Сказка "Котик - золотой лобик" читать бесплатно онлайн будет весело и деткам и их родителям, малыши будут рады хорошему окончанию, а мамы и папы - рады за малышей!

Ж или дед с бабой. Были они такие бедные-пребедные, что ни поесть нечего, ни сварить.
Вот баба и говорит деду:
— Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, сруби дубок, отвези на рынок, продай да купи мерку муки. Напечём хлеба.
Собрался дед, поехал в лесок, начал рубить дубок. Спрыгнул с дуба котик — золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.
— Дед, дед, что тебе надо?
— Да вот, коточек, мой голубочек, послала меня старуха срубить дубок, отвезти на рынок, продать да купить мерку муки на хлеб.
— Езжай, дед, домой: будет у вас мука! Приехал дед домой, глядь — а муки у него полон закром!
Испекла баба хлеб, сама наелась, деда накормила и говорит ему:
— Не мешало бы теперь и затирку сварить. Да вот беда: соли нет. Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик — золотой лобик: попроси у него соли.

— Дед, дед, что тебе надо?
— Да вот, коточек, мой голубочек: хлебушко есть, а соли-то нету!
— Езжай, дед, домой: будет тебе и соль! Приехал дед домой, глядь — а у него целая кадка соли стоит!
Наварила баба затирки, сама наелась, деда накормила и говорит ему:
— Не мешало бы теперь и капусты отведать. Точи, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик — золотой лобик: попроси у него капусты.
Наточил дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок… Выскочил котик — золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.
— Дед, дед, что тебе надо?
— Да вот, коточек, мой голубочек: хлеб есть, соль есть, капусты нету!
—Езжай, дед, домой: будет тебе капуста! Приехал домой, а у него капусты бочка. Говорит баба:
— Ай, как хорошо! Вот бы теперь ещё сальца… Мы бы с тобой щей наварили да сальцем заправили. Не ленись, дед, возьми топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик — золотой лобик: попроси у него сальца.
Взял дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок… Выскочил котик — золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.
— Дед, дед, что тебе надо?
— Да вот, коточек, мой голубочек: просит баба ещё сальца к капусте.
— Ладно, дед, езжай домой: будет и сало!
Приезжает дед домой, а у него сала целый кубелец!
Рад дед, рада баба. Стали они жить не тужить, детям сказки говорить.
И теперь живут, хлеб жуют, щи хлебают. Вот вам сказка, а мне баранок связка.


«

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: Русская народная сказка " Кот и лиса".

Цель: учить чтению и восприятию русской народной сказки,

пониманию её смысла.

Задачи:

    познакомить с русской народной сказкой и ее особенностями;

    развивать интерес, навыки выразительного чтения, умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, по фамилии автора, по иллюстрации и ключевым словам;

    высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Тип урока: интегрированный.

Программа: образовательная система "Школа 2100".

Возраст: 3 класс.

Оборудование: учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «В одном счастливом детстве» книга для чтения в 3 классе, 1 часть, отрывок из стихотворения Ю.Энтина «В мире сказок»; портрет В.М.Васнецова; картины В.Васнецова "Аленушка", "Иван Царевич на Сером волке", "Ковер-самолет";

таблички со словами, кроссворды, отрывки из классической музыки Шопена, фото художника М. Соловьёва и его иллюстрации к сказке, фото Дом – музей В.М. Васнецова, выставка русских сказок, Дом сказок с разбирающимися брёвнами.

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I .Орг.момент.

Ребята, тему урока вы узнаете сами, когда разгадаете кроссворд.

У каждого на парте лежит кроссворд под названием « Кто говорит эти слова?»

Отгадайте кроссворд и по вертикали у вас получится слово, которое и будет обозначать тему нашего урока.

(Дети разгадывают самостоятельно. В это время звучит музыка «В мире сказок»).

Проверка кроссворда на доске.

Если все слова отгадали в кроссворде – зелёный кружок («Молодцы!»),

Если отгадали 3-4 слова – жёлтый,

Если отгадали 1-2 слова или вообще ни одного слова не отгадали – красный.

II .Со

обще

ние темы и цели.

Итак, тема нашего урока – Сказка. (Открываю на доске запись: «Русская сказка»

Вы любите сказки?
- И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости. Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.

В сказках совершаются самые невероятные чудеса.
И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русской народной сказки.

Вспомните, на чем совершают герои свои путешествия в сказках?

(На ковре – самолёте, в сапогах – скороходах, в ступе)

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Д елать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. О риентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

III .

Про

верка домашнего зада

ния.

3) Чтение стихотворения Г. Сапгира «Леса – чудеса» (Оценивают ответы учащиеся)

IY .

Всту

Пи

Тель

ная беседа

Вы уже много знаете о сказках. Давайте послушаем, о чём разговаривают Настя и папа. (Чтение по учебнику авторского текст., с.194)

Вопросы после чтения:

Когда появились первые сказки?

О каких сказках – народных или литературных – рассказывает папа?

Кто сочинял сказки? (Простые люди)

О чём были эти сказки?

Что вы узнали о сказках о животных?

Давайте вспомним всё, что мы уже знаем о сказках. Из полосок – «брёвен» на доске построен Дом Сказок. Но каждое брёвнышко – волшебное, оно что-то сообщает о сказках. Прочитайте вопросы и разложите брёвнышки по вопросам, на которые они помогают ответить.

(Ученики распределяют «брёвна» - ответы по вопросам:

(У доски работают 2 ученика)

    Что такое сказка?

ЖАНР УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

2.Какие виды сказок вы знаете?

ВОЛШЕБНЫЕ АНИМАЛИСТИЧЕСКИЕ БЫТОВЫЕ БОГАТЫРСКИЕ

4. Кто умело рассказывал сказки?

СКАЗИТЕЛИ (Показываю картинку сказителей и о них рассказываю)

Мастерство сказителя считалось профессией, людей этой профессии все уважали, ведь они приносили людям радость, без них жизнь была бы скучной, однообразной. Все работали, а сказитель рассказывал и пел. И за свою работу он получал равную со всеми плату.

- А как вы представляете себе человека такой профессии? Нарисуйте словесный портрет сказителя или сказительницы. Это, наверное, маленькая, сгорбленная старушка, в платочке. У нее морщинистое лицо и добрые глаза. Она говорит тихим голосом, на старинный манер; а может быть сказитель седым древним стариком, с огромной бородой. Говорит он басом, нараспев.

(Показываю картинки сказителей)

А пока ребята выполняют задание, прочитайте отрывок из стихотворения Ю.Энтина. «В мире сказок» и скажите, какая сказочная примета упоминается в стихотворении?

1)Чтение отрывка из стихотворения Ю. Энтина "В мире сказок" (на доске)

В мире много сказок грустных и смешных.

Нам нельзя без света, нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло!

Согласны вы с Юрием Энтиным, что нам нельзя без сказок?

Личностные результаты

1. Р азвиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Физкультминутка.

4 ) Рассказ о художниках-иллюстраторах сказок.

- Сказки вдохновляют на творчество многих талантливых людей: художников, композиторов .

Когда карандаш и краски в руках талантливых людей, любая сказка оживает.

Давайте познакомимся с творчеством замечательного русского художника Виктора Михайловича Васнецова.

(На доске картины "Аленушка", "Иван Царевич на Сером волке", "Ковер-самолет".)

(Дети рассказывают по картинам.

(Звучит музыка Шопена.)

Ребята, я надеюсь, вы обратили внимание на волшебную, сказочную музыку, которая звучала. Это классическая музыка польского композитора Фредерика Шопена в современной обработке. Красивая музыка Шопена усиливает восприятие картины.

Рассказываю о жизни и творчестве В.Васнецова.

(Показываю портрет и фото Дома – музея Васнецова)

Ребята, а что всегда помогает героям сказок в их приключениях?)

Какое качество, необходимое во взаимоотношениях людей, помогает преодолевать все преграды и препятствия?

Дружба.

(Танец и песня «Дружба» Барбарики)

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя .

2. Проговаривать последовательность действий на уроке .

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника .

4. Учиться работать по предложенному учителем плану .

Отгадайте загадки.

Ростом с комод, усищи - с аршин,

Глазищи - с кувшин сам рябой. (Кот)

За деревьями, кустами промелькнуло будто пламя,

Промелькнуло, пробежало... нет ни дыма, ни пожара (Лиса).

Откройте с. 195 в учебнике.

Кто нарисован на картинке? (Мужик).

Как он одет? В современную одежду?(Нет)

Что – нибудь странное заметили? (у него на палке узелок, а из него слышно:мяу – мяу..

Что можно предположить по картинке? Куда он идёт? Что несёт в узелке?

Прочитайте название сказки.

Так кто же будут герои нашей сказки?

(Открываю запись на доске «Кот и лиса»)

Какие знаете сказки, где главный герой кот?

Какой он в сказках (Защитник, спаситель, иногда хитрец…)

Какие знаете сказки, где главный герой лиса?

Какая в сказках показана лиса?

- Давайте проверим все наши предположения и начнём читать сказку.

Вспомним, на что нужно обращать внимание, чтобы получилось выразительное чтение.

(Показываю табличку)

Y .Первич

ное чте

ние

1) Чтение по частям.

1 часть (по абзацам)

1 абзац

Какой был кот?

Как понимаете значение слова "шкодливый"? (Табличка со словом)

Шкодливый, находчивый, хитрый – такой не пропадёт!)

Как мужик решил избавиться от кота?

Прочитайте, как жилось коту в лесу.

Как понимаете "и горя ему мало"?

2 абзац

Почему лиса никогда не видела котов?

Что можете сказать о коте?

А о лисе?

Как изменилась жизнь кота и сам кот?

Как теперь зовут кота?

Сравните имя Котофей с другими именами:

Тимофей, Еремей.

О чем говорит факт, что эти имена встречаются сейчас очень редко?

Чем заканчивается 1 часть?

В сказке встретились устаревшие слова.

Как вы их понимаете? Запишите современные слова:

1 часть:

да – в значении союза «И»

и горя ему мало – быть равнодушным, не переживать

дивится - удивляется

не видывала – не видала

скажись - скажи

величать - звать

не ведала - не знала

потчевать - угощать

Коммуникативные УУД

1. Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и отвечать на поставленные вопросы

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. У мение работать в паре.

2 часть (самостоятельно)

Куда отправилась лиса на другой день??

Кто повстречался лисе?

Что им говорила лиса? Что она им приказала?

Какой в этой части показана лиса? Верная жена, хлопотливая хозяйка, находчивая, хитрая, изобретательная.)

Волк и медведь? (Уважают власть, доверчивые, трусливые.)

У вас в рабочих тетрадях есть задание:

Нам опять встретились устаревшие слова. Подпишите современные.

2 часть:

коли – если

схоронись - спрячься

ступай иди

3 часть "по цепочке"

Кто из зверей оказался храбрее?

Расскажите, как кот напугал волка и медведя.

Почему кот оказался победителем, ведь он тоже испугался волка?

Кто оказался хитрее всех? (Лиса, она всё придумала, хотела, чтобы её мужа уважали и боялись, да заодно и еды на зиму запасла!)

3 часть:

дожидаю – жду

пустился во всю прыть – быстро побежал

да давай Бог ноги – помоги убежать

положился на Божью волю – будь, что будет

шмякнется об земь – упал на землю

YII .Работа над сказ

кой

В сказке много устаревших слов, но ещё обратите внимание на имена героев.

Лизавета Ивановна созвучно со словом лиса, Михайло Иванович - со словом мишка, Левон Иваныч – со словом лев.

Что вынесено в заголовок? Тема, герои , главная мысль, жанр?

Определите главную мысль сказки.

- Побеждают иногда не силой, а умом, находчивостью, хитростью.)

Как можно озаглавить по - другому?

Найдите сказочные приметы, которые прослеживаются в сказке.

Какой зачин и концовка у сказки?

Инсценирование 2 части.

Смогли ли ребята – исполнители передать характеры лисы, волка и медведя?

VIII.

Обобщающая беседа

У вас в учебнике только одна иллюстрация к этой сказке, а вот художник Михаил Соловьёв всю сказку проиллюстрировал. Вот какие современные, живые, задорные, смешные получились у него герои сказки. На мой взгляд очень удачные иллюстрации, написаны с мягким юмором.

(Показываю портрет художника и иллюстрации к сказке)

Ребята, отличаются картины Васнецова от современных иллюстраций?

У каждого художника своя манера написания, свой почерк, свой стиль.

Вот здесь представлены иллюстрации к русским сказкам советского художника Хохлова. Эти иллюстрации были написаны в 80 – е годы.

IX . Рефлексия

Понравилась ли сказка?

Какой же эпизод проиллюстрирован в учебнике?

Подходит эта иллюстрация к сказке?

Что вам показалось на уроке самым интересным?

Как бы вы оценили свою работу на уроке?

А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)
- Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.

А сейчас мы хотим подарить сделанные своими руками поделки нашим гостям.

- Пусть эта золотая рыбка принесёт вам удачу в Новом году.

X . Домашнее зада

ние

» » Котик — золотой лобик

Жили дед с бабой. Были они такие бедные-пребедные, что ни поесть нечего, ни сварить.
Вот баба и говорит деду:
- Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, сруби дубок, отвези на рынок, продай да купи мерку муки. Напечём хлеба.
Собрался дед, поехал в лесок, начал рубить дубок. Спрыгнул с дуба котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

- Дед, дед, что тебе надо?
- Да вот, коточек, мой голубочек, послала меня старуха срубить дубок, отвезти на рынок, продать да купить мерку муки на хлеб.
- Езжай, дед, домой: будет у вас мука!
Приехал дед домой, глядь - а муки у него полон закром!
Испекла баба хлеб, сама наелась, деда накормила и говорит ему:
- Не мешало бы теперь и затирку сварить. Да вот беда: соли нет. Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него соли.

- Дед, дед, что тебе надо?
- Да вот, коточек, мой голубочек: хлебушко есть, а соли-то нету!
- Езжай, дед, домой: будет тебе и соль! Приехал дед домой, глядь - а у него целая кадка соли стоит!
Наварила баба затирки, сама наелась, деда накормила и говорит ему:
- Не мешало бы теперь и капусты отведать. Точи, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него капусты.
Наточил дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок… Выскочил котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.
- Дед, дед, что тебе надо?
- Да вот, коточек, мой голубочек: хлеб есть, соль есть, капусты нету!
- Езжай, дед, домой: будет тебе капуста! Приехал домой, а у него капусты бочка. Говорит баба:
- Ай, как хорошо! Вот бы теперь ещё сальца… Мы бы с тобой щей наварили да сальцем заправили. Не ленись, дед, возьми топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него сальца.
Взял дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок… Выскочил котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.
- Дед, дед, что тебе надо?
- Да вот, коточек, мой голубочек: просит баба ещё сальца к капусте.
- Ладно, дед, езжай домой: будет и сало!
Приезжает дед домой, а у него сала целый кубелец!
Рад дед, рада баба. Стали они жить не тужить, детям сказки говорить.
И теперь живут, хлеб жуют, щи хлебают. Вот вам сказка, а мне баранок связка.

Котик – золотой лобик (белорусская сказка)


Жили-были дед, да баба. Да так бедно, что ни поесть нечего у них было, ни сварить. Вот баба и говорит деду:

Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, сруби дубок, отвези на рынок, продай да купи мерку муки. Напечём хлеба.

Собрался дед, поехал в лесок, начал рубить дубок. Спрыгнул с дуба котик – золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

Дед, дед, а что тебе надо?

Да вот, коточек, мой голубочек, послала меня старуха срубить дубок, отвезти на рынок, продать да купить мерку муки на хлеб.

Езжай, дед, домой: будет у вас мука! Приехал дед домой, глядь – а муки у него полон закром!

Испекла баба хлеб, сама наелась, деда накормила и говорит ему:

Не мешало бы теперь и затирку сварить. Да вот беда: соли нет. Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик – золотой лобик: попроси у него соли.

Дед, дед, что тебе надо?

Да вот, коточек, мой голубочек: хлебушко есть, а соли-то нету!

Езжай, дед, домой: будет тебе и соль! Приехал дед домой, глядь – а у него целая кадка соли стоит!

Наварила баба затирки, сама наелась, деда накормила и говорит ему:

Не мешало бы теперь и капусты отведать. Точи, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик – золотой лобик: попроси у него капусты.

Наточил дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок… Выскочил котик – золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

Дед, дед, что тебе надо?

Да вот, коточек, мой голубочек: хлеб есть, соль есть, капусты нету!

Езжай, дед, домой: будет тебе капуста! Приехал домой, а у него капусты бочка. Говорит баба:

Ай, как хорошо! Вот бы теперь ещё сальца… Мы бы с тобой щей наварили да сальцем заправили. Не ленись, дед, возьми топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик – золотой лобик: попроси у него сальца.

Взял дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок… Выскочил котик – золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

Дед, дед, что тебе надо?

Да вот, коточек, мой голубочек: просит баба ещё сальца к капусте.

Ладно, дед, езжай домой: будет и сало!

Приезжает дед домой, а у него сала целый кубелец! Рад дед, рада баба. Стали они жить не тужить, детям сказки говорить. И теперь живут, хлеб жуют, щи хлебают. Вот вам и сказка, а мне баранок связка.

^

Хлебороб (украинская сказка)


Жил да был богатый пан. Столько богатств у него было, что мог бы он купить с десяток сел. Столько земли у него было, что и за 10 дней не обойти, не объехать на хорошей кобыле. Но печалило пана, что не было вокруг на всех его необъятных землях ни одного мужика, который был бы хорошим хлеборобом. Вот приходит к нему раз крестьянин и молвит:

Я хорошо умею землю пахать, хлеб сеять и служить буду исправно. Примите меня, пан!

Пан и принял, выбора-то все равно не было. Служит хлебороб пятый год. Хлеб при нем такой родится, что лучшего, пожалуй, и не бывает на свете. Вот на пятый год и говорит хлебороб пану:
- Поработал я на вас уже, пане, довольно, теперь давайте расчет: пойду я своей дорогой.

А пану такого крестьянина терять не хотелось. Пораздумал он, а потом и говорит:

А что ж тебе, человече, за службу заплатить?

Да дайте мне, пане, вон того белого коня.
Пан согласился. А конь тот был такой, что как начнет на войне скакать среди неприятеля, так всего и потопчет. И никакая пуля, ни сабля его не берет. Вот только кроме хлебороба об это никто не знал. Взял хлебороб коня, поблагодарил пана, да и поехал. Едет, едет и заехал в такой большой да темный лес, аж жуть! Увидел средь деревьев маленькую ветхую хату, да решил зайти. Глядь – а там сидит там старая, желтая старуха. Спросил мужик у нее, куда это он заехал. Покачала старуха головой и отвечает:

Несчастный ты, что сюда заехал. Сюда, что ни ночь, ведьмы слетаются, все меня со свету сжить хотят.

Да уж что бог даст, то и будет! – ответил крестьянин и остался в хате.
Дала ему старуха поужинать и просит:

Помоги мне, добрый человек, переночуй в хате хотя бы три ночи. Я тебе за это хорошо заплачу и обороняться научу.

Что ж, научите, я переночую, – согласился хлебороб.
Говорит старуха:

На тебе вот этот крест, ступай в ту комнату, обведи вокруг себя этим крестом кружок, потом возьми крест в руки и сиди. А когда слетятся ведьмы, ты не бойся.

Взял хлебороб крест, пошел в другую комнату, сделал все так, как велела старуха, и сидит. Вдруг как загудит что-то над хатой, влетает в хату ведьма, потом вторая, третья – набралось их множество, так что и в хате не помещаются. Танцуют, кричат и воют, в ладоши хлопают, вокруг хлебороба бегают, да никак не могут через круг перейти. Вот разгонится какая-нибудь ведьма, добежит до круга, так назад и отскочит, а что уж ни делали – ничего не выходит. Вдруг петух на хате у старухи пропел: “Ку-ка-ре-ку!” Ведьмы так и метнулись в окна, аж хата задрожала. Перекрестился хлебороб и пошел к старухе в комнату. Та увидала его и так обрадовалась:

Ты человек счастливый, ты еще, видно, мало нагрешил, ведьмы тебя боятся.

Да, я честно работал, сеял хлеб, а потом на пана работал, может чего и нагрешил, да пусть уж господь простит!

Переночевал хлебороб еще две ночи. Как переночевал третью, говорит старуха:

Спасибо тебе, добрый человече, что меня из большой беды вызволил, мне-то ведь тут сидеть потрудней, я больше нагрешила. На тебе вот этот меч-самобоец, и, коль случится тебе воевать, ты только скажи: “Меч-самобоец, берись!” – и он перебьет все войско. Еще даю я тебе совет: как женишься, то не доверяй жене ничего важного до семи лет и семи недель.
Поклонился хлебороб старухе, поблагодарил ее и отправился в путь. Приехал он в город, где живет царь, а там тревога, народ в страхе: к городу подступает могучий враг, уже все царское войско побил, скоро и город возьмет. Хлебороб и говорит:

А ну, ведите меня к царю! – его и повели.

Что тебе надо? – спрашивает царь.

Да вот, сказывают, что на город большой враг наступает!

Так и есть.

Я вам, коли Бог поможет, его побью. Только что вы мне за это дадите?

Полцарства дам, – пообещал царь.

Нет, царства мне не надо. Отдайте за меня свою дочку, я люблю ее!
Кликнул царь свою дочь и спросил ее, любит ли она и вправду хлебороба.

Таточку, голубчик! Выдайте меня за него, я его люблю, выдайте, я за вас бога буду молить!

Царь и согласился. Тогда хлебороб и говорит:

Дайте коню три мерки овса, а мне ведро вина. Царь дал все, что хлебороб просил. Сел он потом на коня и поехал. Выехал за город, видит – стоит войска большая сила, такая, что и не счесть. Как крикнул хлебороб:

Меч-самобоец, берись!

Как взлетит меч-самобоец над вражескими головами и начал рубить одну за другой. А конь как скакнет промеж войска, так и бьет копытами. Все войско и перебили.

Вернулся хлебороб назад в город, царь его отблагодарил. А враг не хотел своего дела бросать – собрал на этот раз тьму воинов. И вновь поднялась тревога, и поехал хлебороб на поле брани. Побил ворога и назад воротился. Позавидовали цари соседних государств мощи этого царя, собрали войска свои вместе, снарядили их оружием страшным и пошли войной. Царь испугался: думал, что этой силы хлеборобу уж не одолеть. Но разбил хлебороб и это войско. Потом вернулся в город и на царской дочке женился.

Сильно любил он свою жену, и его любила жена. Прошло три года. Стала жена у хлебороба спрашивать, чем он так врага побивает. Не утерпел хлебороб, доверил жене тайну свою. А хитрый враг своего не бросал, стал выпытывать и лукавством, и лестью, и угрозами, да подкупать пытался хлеборобову жену, чтобы та сказала, в чем сила ее мужа. Вот и сдалась она и выкрала меч-самобоец, отдала врагу, а мужу другой подложила. Но коня украсть не смогла: хлебороб берег его как зеницу ока, даже спал с ним вместе.

Начал тогда враг войну вновь. А хлебороб отправился защищать государство. Сел он на верного коня, взял меч и выехал навстречу вражеским войскам. И только туда приехал, сразу же крикнул:

Меч-самобоец, берись! – не берется.

Меч-самобоец, берись! – и вновь не берется.
Удивился хлебороб, а потом внимательно разглядел свой меч и понял, что это другой. Тут же и догадался, куда меч-самобоец делся, и горько заплакал. В то время меч-самобоец уже рубил его войско. Вот подлетел меч к хлеборобу и с одного маху отрубил ему голову. Тогда конь сильно рассердился, что убили его хозяина, начал лютовать, перебил все войско врага, а потом подошел к телу хлебороба, остановился и стоит. Царь перевез тело в город, собрался его хоронить, а тут является старая такая старуха с иконкой и говорит:

Пустите меня к хлеборобову телу.

Ее пустили. А старуха взяла иконку, погрузила ее в воду и полила тою водой хлебороба. Ожил хлебороб. И молвит ему старуха:

Ишь, не послушался меня. Рассказал жене великую тайну и чуть было сам не погиб навеки. На, возьми опять меч, я его нашла, только не сказывай про великую тайну жене до семи лет и семи недель, а не то погибнешь!
Женился потом хлебороб на другой девушке, и живут они себе вместе. Живут, не горюют, не страдают, хлеба не покупают.

Вот такая сказка.

^ Хлеб растет

Кругом деревни поля еще голые. А одно поле – будто зеленой краской залито. Такое яркое, такое веселое, такое праздничное!

Мама сказала:

Это хлеб растет.

Зеленые ростки, одинаковые, как родные братцы, кустиками торчит. Когда же они успели вырасти?

Мама объясняет: это озимый хлеб. Его под зиму сеяли, прошлой осенью.

Зерна успели до холодов проклюнуться, прорасти и поднять над землей кустики нежных зеленых листьев.

Потом их снегом закрыло. И уснули они до поры до времени.

Над полем вьюги свистели, морозы студили землю.

А хлеб терпел.

Зябко ему было под снегом, темно.

И долго-долго зима не кончалась.

Но терпел хлеб. Дождался весны. И как только она пришла, сразу ожил, сразу начал расти. Не пропустил первое тепло, не замешкался.

Тянется к солнышку, старается!

Идут люди веселым зеленым полем. Гляну по сторонам, улыбнутся:

До чего хлеб хорош!

^ СЦЕНАРИЙ ПО ТЕМЕ:

"Как хлеб на стол пришел?"

Воспитатель. Мы каждый день едим хлеб, но никому не приходит в голову мысль о том, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий.

На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью.

А как хлеб на стол пришел?

Ребенок.

Вот об этом-то как раз
Начинаем свой рассказ.

(дети поочерёдно рассказывают и показывают иллюстрации).

Воспитатель. – Сейчас вы совершите небольшую экскурсию, которую проведут ребята.


Ребенок 1.

Ребенок 2.

- Что стучите,
Мастера,
Золотые руки?
- Чиним, чиним
Трактора
- Точим, точим
Плуги.
Агроном в халате белом,
Чем он занят?
- Важным делом!
Проверяю семена.

На дворе весна у нас,
Агроном сказал:
- Пора!
Заводите трактора!
Трактора выходят в поле,
Тянут плуги на прицепе.
Режьте, плуги,
Как ножом,
Сочный, жирный чернозем!
Гребнем частым, борона,
Расчеши земельку!
Приготовим для зерна
Мягкую постельку.

Ребенок 3.

Ребенок 4.

Сеял сеятель старинный,
Из лукошка – решета.
Нынче сеялка – машина
Этим делом занята.
Роет борозды проворно,
В них закладывает зерна,
Сыплет белый порошок…
Черепашке – это худо
Урожай поспел у нас

Подползают черепашки –
Ох, и вредные букашки!
Погрызут росток они…
Самолет над полем кружит.
Летчик сверху
Всюду-всюду

Ребенок 5.

(С. Погореловский “Урожай”)

Ребенок 6.

И везут машины зерно в особые хранилища – элеваторы. Там хранят по нескольку месяцев. Зерно сохраняют от холода, от сырости, от вредных жучков. Из элеваторов попадает зерно в цеха мельзавода, там где мелят зерна, перетирают машины. Получается мука.

Ребенок 7.

На хлебозаводы, на кондитерские и макаронные фабрики её доставляют в огромных грузовиках – муковозах. На баках написано “Мука”. Если подать свежий воздух, мука вместе с воздухом потечет по трубам на склад. А домой приносим муку в пакетах из магазина.

Ребенок 8.

На хлебозаводе все делает машина: и муку засыпает, и воду подает, и тесто замешивает. Затем делительная машина отхватывает от теста ровные куски и они попадают в круглый желоб. Там он крутится, как на карусели, получается шарик из теста. Дальше – печь. Выпекается чудесная булочка. А пекарь следит, чтобы все машины работали правильно.

Воспитатель.

Вы узнали как и кто сейчас трудится на полях. А как раньше трудились? На ком пахали? Чем жали? (ответы детей с опорой на иллюстрации)

А сейчас поиграем в игру “ Каравай приехал к детям”.

^ Игра “Каравай приехал к детям”.

Воспитатель. Говорит каравай:


Ребенок.

^ Вывод. Воспитатель.

Какой большой и трудный путь прошел хлеб от поля к нашему столу.

Как думаете, сколько людей принимало в производстве хлеба? (ответы детей)

Да, сотни тысяч людей разных профессий принимали участие в производстве хлеба. Давайте вспомним список профессий. (^ Дети называют вместе с воспитателем названия профессий.)

И это не все профессии перечислены. На мелькомбинате есть профессия – выбивальщица. Кто знает, что это такое? (Ответы детей.)

А теперь давайте составим цепочку, проследим путь хлеба по рассказам наших экскурсоводов. (Ребенок у доски собирает цепочку из иллюстраций и обобщает.)

^ ПОЛЕ --- ЭЛЕВАТОР --- МЕЛЬЗАВОД --- ХЛЕБОЗАВОД--- МАГАЗИН

Мы узнали, что хлеб достается дорогой ценой.

Как нужно относиться к хлебу? (Ответы детей.)

А сейчас давайте посмотрим сценку “Хлеб святой”, послушаем стихотворение и попробуем сделать вывод, как хлеб называют, как вы в дальнейшем будете относиться к хлебу.

^ Сценка “Хлеб святой” И. Сенченко.

Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила:

Фу, какой плохой хлеб!

Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:

Так про хлеб говорить нельзя. Его уважать надо. Если невкусный, говорят: хлеб плохо выпечен…

А Юрчик тоже хлеб не уважает, - насупилась Катюша. – На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Петей стали его футболить.

Ай, как нехорошо! – разгневалась бабушка.

Ты так не делай и Юрчику не позволяй. Не доела – в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит на землю, вели поднять. Ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.

Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:

Я больше никогда не буду говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юрчику тоже не позволю. Только не надо на меня сердиться. Приголубь меня…

Бабушка погладила внучку по головке и ласково обняла её.

Ребенок читает стихотворение

Хлеб.

^ Вывод. Воспитатель

Как бабушка называет хлеб? (святой).

А в стихотворении как называют хлеб? (жизнь).

Хлеб святой. Хлеб – это жизнь.

Как нужно относиться к хлебу? (ответы детей).

Что делают с хлебом, который мы не съедаем, работники кухни? (сухарики сушат и подают к супам).

Если каждый ребенок в нашем садике будет не доедать, выбрасывать вот такой кусочек хлеба, а это 30 г, то в день мы будем выбрасывать 30*200= 6000 г=7 кг хлеба. Вроде кусочек маленький, а это 7 булок хлеба.

Помните, что труд людей, которые производят хлеб (от поля и до магазина) надо уважать и хлеб беречь.

Викторина .

– А сейчас проведем небольшую викторину, вспомним, о чем говорили.

Кто трудится на полях, чтобы посадить и собрать урожай? (Трактористы, комбайнеры, шоферы, агрономы).

Как одним словом назовем трактористов и комбайнеров? (механизаторы)

Как лесные насаждения помогают хлеборобам? (Они сохраняют влагу в почве).

Куда зерно ведут после уборки? (На элеватор – особое хранилище для зерна).

Где зерно превращают в муку? (На мельнице, мельзаводе, мелькомбинате).

Что нужно сделать с мукой, чтобы испечь хлеб? (Замесить тесто).

Знаете ли вы, что такое квашня? (деревянная кадка для теста, а также заправленное дрожжами забродившее тесто).

Воспитатель подводит итог, заканчивая стихотворением:

Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!

Жили дед с бабой. Были они такие бедные-пребедные, что ни поесть нечего, ни сварить.

Вот баба и говорит деду:

— Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, сруби дубок, отвези на рынок, продай да купи мерку муки. Напечём хлеба.

Собрался дед, поехал в лесок, начал рубить дубок. Спрыгнул с дуба котик — золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

— Дед, дед, что тебе надо?

— Да вот, коточек, мой голубочек, послала меня старуха срубить дубок, отвезти на рынок, продать да купить мерку муки на хлеб.

— Езжай, дед, домой: будет у вас мука! Приехал дед домой, глядь — а муки у него полон закром!

Испекла баба хлеб, сама наелась, деда накормила и говорит ему:

— Не мешало бы теперь и затирку сварить. Да вот беда: соли нет. Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик — золотой лобик: попроси у него соли.

— Дед, дед, что тебе надо?

— Да вот, коточек, мой голубочек: хлебушко есть, а соли-то нету!

— Езжай, дед, домой: будет тебе и соль! Приехал дед домой, глядь — а у него целая кадка соли стоит!

Наварила баба затирки, сама наелась, деда накормила и говорит ему:

— Не мешало бы теперь и капусты отведать. Точи, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик — золотой лобик: попроси у него капусты.

Наточил дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок... Выскочил котик — золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

— Дед, дед, что тебе надо?

— Да вот, коточек, мой голубочек: хлеб есть, соль есть, капусты нету!

—Езжай, дед, домой: будет тебе капуста! Приехал домой, а у него капусты бочка. Говорит баба:

— Ай, как хорошо! Вот бы теперь ещё сальца... Мы бы с тобой щей наварили да сальцем заправили. Не ленись, дед, возьми топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик — золотой лобик: попроси у него сальца.

Взял дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок... Выскочил котик — золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.