Лучшее для памяти и работы мозга для школьников: методики, продукты, препараты. Как развить внимание у младших школьников

Многие родители задаются вопросом, как развить внимание у ребенка . И не даром! Достаточная концентрация внимания не только обеспечивает успех в обучении, легкую социализацию, но и обезопасит малыша от случайных падений и других неприятных вещей.

Давайте для начала разберемся с тем, что мы понимаем под вниманием. Внимание – это психический процесс, посредством которого человек концентрируется на некоторых особенностях окружающей среды относительно других объектов и событий. При этом концентрация внимания – это продолжительность времени, когда ребенок может сосредотачиваться на какой-то идее или деятельности.

В этой статье мы рассмотрим нормы концентрации внимания у детей, а также приведем примеры игр для развития внимания.

Нормы концентрации внимания у детей

У маленьких детей внимание очень непостоянно и все время переходит с одного предмета на другой. Если вы намерены заняться развитием внимания вашего ребенка, то предлагаем вам ознакомиться с нормами концентрации внимания детей по возрастам.

  • 2 года – 4-10 мин
  • 3 года – 6-15 мин
  • 4 года – 8-20 мин
  • 5 лет – 10-25 мин
  • 6 лет – 12-30 мин
  • 7 лет – 14-35 мин
  • 8 лет – 16-40 мин
  • 9 лет – 18-45 мин
  • 10 лет – 20-50 мин

Вы видите, что разброс по времени довольно значительный. Это обусловлено индивидуальными особенностями развития ребенка. При этом в норме концентрация внимания у конкретного ребенка должна увеличиваться с возрастом на 2-5 мин на каждый год жизни.

Следует отметить, что мозг ребенка не развивается сам по себе. На него оказывает большое влияние окружающая среда и характер домашней обстановки. Динамичные телевизионные программы и ультрабыстрые видеоигры, которые сегодня стали нормой, совсем не способствуют развитию внимания. Дети ими легко увлекаются, однако их избыточный просмотр может привести к ухудшению концентрации внимания и агрессивности.

Как развить внимание у ребенка: важные условия

Давайте разберемся, каким образом мы можем обеспечить ребенку среду, способствующую развитию внимания.

1. Свежий воздух. Убедитесь, что ребенок имеет достаточно времени для . Исследования показывают, что существует прямая зависимость между физическими упражнениями, коэффициентом интеллекта (IQ) и успеваемостью. Поощряйте игры на развитие крупной моторики, которые :

  • догонялки,
  • прятки,
  • футбол,
  • вышибалы и др.

2. Дыхание . Дети с плохой концентрацией часто имеют неглубокое и неэффективное дыхание. Без достаточного количества кислорода мозг и тело не могут функционировать должным образом. Игрушки, которые поощряют непрерывные выдохи, являются превосходными тренажерами для улучшения дыхательной функции ребенка. К ним относятся:

  • мыльные пузыри,
  • свистки,
  • духовые инструменты,
  • воздушные шарики (их надувание),
  • а также игры, описанные в статье .

3. Рукоделие. Ручная работа является идеальным средством, позволяющим улучшить концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию и обрести навыки решения проблем. В зависимости от увлечений и склонностей ребенка, это может быть:

  • шитье кукол,
  • вязание игрушек,
  • бисероплетение,
  • сборка и покраска деревянных моделей самолетов, кораблей и т.д.

4. развивают не только концентрацию внимания, но и социальные навыки, спортивный азарт и волю к победе. Также хорошим выбором будут: пазлы, головоломки, логические игры.

5. Чтение. ребенку как можно раньше и делайте это регулярно. Время чтения должно быть ограничено возможностями концентрации внимания вашего ребенка. После чтения просите малыша пересказать вам историю. Поощряйте его использовать слова-последовательности: потом, после этого, в это время, в прошлом, тогда. Спрашивайте о возможных вариантах продолжения истории.

Выбирайте произведения, которые нравятся малышу и вызывают интерес, чтобы чтение стало любимым ритуалом.

6. Помощь. Привлекайте ребенка к приготовлению еды и помощи по дому. Давайте ему поручения, чтобы он чувствовал себя значимым помощником. Также будет полезно завести домашнего питомца, которого хочет ребенок, и часть обязанностей по уходу за новым членом семьи возложить на ребенка.

7. Поддержка. Если у ребенка что-то не получается, не спешите выполнить это вместо него. Будьте рядом, подбадривайте, сохраняйте его веру в свои способности. Так вы научите ребенка терпеть разочарование и пробовать снова и снова, пока навык не будет освоен.

Кроме того, существует множество игровых приемов для развития внимания. Некоторые из них вы найдете в печатных изданиях: или сборниках заданий для развития ребенка различных возрастов. Это всем известные:

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

  • Сравни 2 картинки и найди 3-5-10 отличий (в зависимости от возраста ребенка)
  • Найди всех лягушек, белок, комаров и т.д. на картинке
  • Найди пары предметов
  • Соотнеси тень и предмет
  • Найди лишний предмет в ряду
  • Раскрась по цифрам
  • Графические диктанты

Игры для развития внимания ребенка

Шахматы

Эта игра помогает значительно увеличить концентрацию внимания и память. А также помогает детям развивать интеллект и познавательные способности.

Повтори ритм

Отхлопайте ребенку простой ритм ладошками и попросите его повторить. Когда малыш справится, усложняйте ритм, подключая хлопки по ногам, хлопки по мебели, притопывание, щелчки пальцами.

Соблюдай правила

Вы озвучиваете ребенку определенное правило. Например, когда я барабаню быстро – нужно ходить быстро, когда барабаню медленно – ходи медленно. Если ребенок справился, усложняем задание: когда барабаню быстро – ходи медленно, когда медленно – ходи быстро.

Другим вариантом может быть ходить или прыгать в ритм музыки. По мере усвоения навыка, давайте задание ходить/прыгать, не попадая в такт.

Если вы проводите занятие по , то подойдет следующий вариант: на слово «яблоко» поднимать руки вверх и становиться на носочки, на слово «земляника» — присаживаться. Вы говорите вразброс слова, стараясь запутать ребенка, а он старается не ошибиться.

Или такое задание: на один хлопок – прыгает зайцем, на два хлопка – ходит как уточка, на три хлопка – рычит как волк.

Три задания

Эта игра помогает расширить объем внимания. Вы даете ребенку подряд три инструкции, которые он должен выполнить в той последовательности, которую вы ему задали. Например:

  • Подпрыгни два раза
  • Назови какой-нибудь цветок
  • Подойти к деревянному предмету

Когда ребенок справится, давайте задания посложнее:

  • Хлопай столько раз, сколько тебе лет
  • Назови дикое животное
  • Дотронься до предмета на букву К

Количество заданий можно увеличивать до 4-5 и усложнять их в зависимости от возраста и развития ребенка.

Зачеркни букву

Если ваш ребенок знаком с буквами, дайте ему следующее задание. Возьмите любой текст с крупным шрифтом и попросите его зачеркнуть все буквы О, или О зачеркнуть, а Р подчеркнуть. Это задание не только способствует развитию вниманию, но и подготовит ребенка к тесту «Корректурная проба» перед поступлением в школу.

Когда ребенок занимается или играет, старайтесь не отрывать его от занятий и не переключать на другой вид деятельности, пока задание или игра не будут окончены. Все дело в «прерывании деятельности», как ее именуют психологи. Это явление развивается при невозможности завершить какое-либо дело по одной из трех причин:

  1. переключение на другое занятие (ребенок рисовал, а вы включили мультики);
  2. вынужден срочно реагировать на иные сигналы ( , а сестра закричала из другой комнаты);
  3. невозможность продолжать деятельность (ребенок читал, а вы погасили свет).

Если так происходит постоянно, то нервная система истощается, и в дальнейшем сконцентрироваться будет все сложнее, то есть время концентрации внимания будет не нарастать, а падать.

Надеемся, что наши советы помогут вам весело проводить занятия с детьми и воспитывать внимательных, гармонично развитых малышей!

Как вы развиваете внимание ребенка? Расскажите в комментариях!

Шамиль Ахмадуллин

Психолог, писатель, автор более 30 книг и пособий по эффективному обучению детей, среди которых «Скорочтение для детей. Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное», «Развитие памяти у детей». Основатель сети центров скорочтения, развития памяти и интеллекта у детей TurboRead.ru .

Основная деятельность детей младшего школьного возраста - обучение. Оно вносит существенные изменения в психологические процессы, предъявляя высокие требования к концентрации внимания. Способность детей к эффективной работе в классе - результат умения сосредотачиваться на процессе обучения, теме и содержании урока, словах педагога и собственных действиях. Вот почему так важно развить внимание, которое поможет ребёнку полноценно учиться и успешно справляться с поставленными задачами.

Что такое внимание

Внимание - понятие в когнитивной психологии, означающее избирательную направленность восприятия на определённые объекты. Это особое состояние сознания, при котором субъект (ребёнок) способен сосредоточить познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, ) на конкретных предметах, имеющих личностную или ситуативную значимость.

Внимание - это сосредоточенность человека на предметах и явлениях, наиболее важных для него.

Как формируется внимание у детей

Для формирования навыков внимания в процессе обучения важно соблюдать несколько требований:

  • достаточный темп обучения и отсутствие длительных пауз;
  • опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов);
  • отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений);
  • чёткость и краткость пояснений до начала выполнения ребёнком какой-либо работы.

Категорически запрещено комментировать действия ребёнка, когда он сосредоточен: вносить замечания, подсказывать. Говоря под руку, вы отвлекаете ребёнка от поставленной задачи и вынуждаете его концентрироваться на ваших словах и вновь на работе, из-за чего наступает утомление и теряется интерес к занятию.

Формированию внимания способствуют различные игры и упражнения на наблюдательность. Поиск соответствий, ошибок, изменений привлекает и поддерживает внимание ребёнка, учит его концентрироваться без дополнительного призыва к внимательности.

Как улучшить внимание детей 7–10 лет

Мелкий объём, недостаточная избирательность, неразвитая переключаемость и устойчивость внимания - недостатки, устраняемые благодаря специальным упражнениям, включаемым в образовательный процесс. Для улучшения внимания ребёнка 7–10 лет необходимо использовать два вида упражнений:

  • специальные упражнения на развитие основных свойств внимания (устойчивости, распределения, концентрации);
  • упражнения, формирующие внимание как личностное свойство.

Невнимательность - результат ориентированности детей на общем, а не на частностях. Схватывая общий смысл рассказа, суть высказывания или , дети не вникают в детали, не учитывают важные элементы.

Цель специализированных упражнений - научить ребёнка воспринимать детали на общем фоне.

Развитие внимания младших школьников при правильной организации перерастает во внимательность - неотъемлемую черту успешного человека. Это важно объяснить детям, убедив их в том, насколько необходимы наблюдательность, умение искать недочёты, сопоставлять, видеть изменения. Расскажите детям о том, что внимательные люди всегда имеют цель и с лёгкостью достигают её.

Формируя совместно с ребёнком распорядок дня, вы научите его уделять внимание важным мероприятиям в комплексе и по отдельности. Поэтапно разрабатывая план действий, вы научите школьника концентрироваться на деталях.

Не менее эффективны для улучшения внимания детей упражнения с парным контролем, когда соседи по парте обмениваются результатами работы и ищут друг у друга ошибки. Видя неудачи и недочёты других, дети учатся на чужих ошибках, более внимательно относясь к собственному труду и его результатам.

Улучшить внимание ребёнка можно, приучив её к дисциплинированности, ответственности и аккуратности. Внимательные дети - собранные дети, которые бережно относятся к вещам, умеют заботиться о близких людях и самих себе. Хотите сделать ребёнка ответственным и внимательным? Заведите и поручите школьнику уход за ним.

Упражнения для тренировки внимания детей 7–10 лет

Постоянная тренировка внимания и памяти - залог формирования у младшего школьника навыков, необходимых для эффективного и успешного обучения. Включение следующих игр в процесс начального образования позитивно сказывается на успеваемости детей и их способности к концентрации.

Игра «Помню всё»

Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков - запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.

Процесс игры выглядит так: «Морковь», - говорит первый игрок. «Морковь, редис», - произносит другой. «Морковь, редис, томат…»

Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель - игрок, не допустивший ни одной ошибки.

Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.

Упражнение «Найди слова»

Игра уместна на уроках и прекрасно дополняет грамматические упражнения. Детям предлагается отыскать в буквенном ряду слова, выделив лишнее по определённому признаку: часть речи, род, число, падеж.

Например:

1 РНАКОТ НВПРАКОРОВА ЕВРАСОБАКИ ЦРВМ

Правильный ответ: собаки - лишнее слово, так как это существительное множественного числа.

2 НРАЛЫПАЛЬТО ЫЕАРБРА ЫЕАШАМПУНЬ

Правильный ответ: шампунь - лишнее слово, так как это существительное мужского рода.

Упражнение «Назови цвет»

Интересное упражнение, которое можно превратить в соревнование с выбором победителя. Суть задания - безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова. Игра развивает концентрацию внимания, ведь ребёнок сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.

Упражнение «Найди отличия»

Классическое упражнение на внимательность. Задача ребёнка - найти все отличия между двумя схожими изображениями, которые можно найти в интернете. Упражнение подходит и первоклассникам, и ученикам 2–4 классов.

Маленьким детям в возрасте 7–8 лет лучше показывать изображения с небольшим количеством крупных элементов в неброских тонах. Детям старшего возраста подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует не только внимательность, но также улучшает устойчивость и объём внимания - способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.


В этой статье:

Концентрация внимания – базовый и фундаментальный навык, без которого дальнейшее обучение невозможно в принципе. А с учётом того, что мы живём в век информации, отыскать нужный материал и сконцентрироваться именно на нём становится для нас одной из важнейших задач. И сознательные родители задают себе вопрос: как подобрать систему развития концентрации внимания именно под своего ребёнка? Правильно подобранная и выстроенная стратегия больше сработает на профилактику, чем на решение различных проблем в учёбе, общении с одноклассниками и дальнейшей социализации.

Определяемся с терминами

Постараемся не лезть в глубины психологии и психиатрии, но без некоторых определений не обойтись. Итак, под концентрацией внимания принято понимать психический процесс, посредством которого человек фокусируется на тех или иных особенностях окружающего бытия и пространства, выделяя их относительно других статических и динамических объектов. Период концентрации внимания – продолжительность времени, когда человек (в данном случае – один ребёнок или группа детей) может сосредоточиваться и заниматься какой-то конкретной деятельностью. Развитие и постановка данного навыка – комплекс мероприятий и упражнений, направленных на выработку и закрепление у детей умения сконцентрироваться на той или иной задаче.

Принятые нормы

В детской психологии и психиатрии для определения уровня развития концентрации внимания и предупреждения отклонений приняты следующие нормы времени, в течение которого ребёнок может концентрироваться:

Обратите внимание: маленькие дети очень непостоянны. Их разум открыт всему новому, они активно осваивают этот мир. Чем ребёнок младше, чем чаще его внимание перескакивает с одного предмета на другой. Впрочем, если ваши дети не сильно вписываются в вышеназванные цифры, не спешите впадать в панику. Развитие концентрации внимания – вещь достаточно индивидуальная, и при соответствующем подходе ваше чадо со временем, скорее всего, наверстает упущенное. В среднем прирост умения концентрироваться должен составлять 3-5 минут за каждый последующий год жизни.

От чего зависит развитие внимания

Полностью процесс развития внимания и умения концентрироваться у детей не изучен до сих пор. Это сложные процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга с параллельным созданием устойчивых и неустойчивых нейронных связей. Но главное, детский мозг не развивается сам по себе. На него оказывает влияние окружающая среда, а в частности – ближайшее окружение, т.е. семья и
внутрисемейная атмосфера. Время, проведённое детьми возле телевизора, ноутбука или за планшетом и мобильным телефоном, в 90% случаев следует считать проведённым во вред здоровью. Характерная черта большинства современных видеоигр, фильмов, клипов и прочего медиаконтента – очень высокая скорость смены сюжетной линии, что совсем не способствует развитию концентрации внимания у детей.

Окружающая реальность не конкурент виртуальному миру с его яркими красками и бесконечными возможностями, поэтому не до конца сформированная психика быстро к ним привыкает. Правда, от этого патология нормой не становится. Дети очень легко и быстро привыкают к прекрасному несуществующему миру, но в итоге имеют расконцентрацию внимания, а в отдельных случаях может даже развиться агрессия и зависимость, похожая на наркотическую. Так что тут необходимо работать на профилактику, а если чувствуете, что не справляетесь, то обращайтесь к специалисту.

С чего начинать развивать навык концентрации

Добейтесь позитивного настроя. Или, по крайней мере, отсутствия явной агрессии и неприятия. Постарайтесь обратить всё в игровую форму. А к составным частям среды, необходимой для развития внимания у детей, относится следующее.


Основные игры для развития концентрации внимания у детей (без учёта возраста)

Шахматы и нарды. Древнейшие игры, развивающие стратегическое мышление с некоторой долей здорового азарта. Игроку предлагается просчитывать действия на определённое количество ходов вперёд, а также делать поправку на удачу и вероятность.

«Поймай такт». Отстучите в ладоши или карандашом по столу простейшую мелодию, например футбольную кричалку, и попросите ребёнка повторить. Чем лучше он концентрируется, тем длиннее можно выбирать мелодии. А также подключать хлопки по телу, по предметам, мебели и т.д. с последующей просьбой повторить. Аналогичное упражнение можно делать на скорость: чем быстрее такт, тем быстрее определённые, заранее
подготовленные движения. И наоборот.

«Слово – действие».
Тут проще объяснить на примере. Например, игра «Фруктовый сад». Вы называете фрукты: яблоко, груша, апельсин, гранат, слива и т.д. После каждого слова он должен выполнить определённые действия: встать на носочки, присесть, подпрыгнуть и т.д. Вначале слова произносятся медленно, потом быстрее. Смотрите, при какой скорости ребёнок начинает путаться. Исходя из последнего, регулируйте тренировки.

«Список – действие».
Работа на расширение «оперативной памяти», т.е. объёма внимания. Ребёнку даются инструкции (обычно список начинается с трёх действий): присесть, назвать дикое животное, взять в руки любой пластмассовый предмет. Когда этот этап освоен, предлагаются задачи более сложные, причём как по количеству позиций в списке, так и по содержанию задачи в каждой позиции. Например, подпрыгнуть столько раз, сколько тебе лет, подойти к предмету на букву «с» и т.д.

«Алфавит». Игра для тех, кто уже выучил буквы. Дайте малышу набор букв и цветные карандаши. Попросите подчеркнуть все гласные одним цветом, а согласные – другим. Справился? Усложните задачу: букву «д» зачёркиваем, букву «о» подчёркиваем, букву «у» обводим кружочком. По окончании смотрите процент правильно выполненных задач. Это также подготавливает ребёнка к тесту перед поступлением в школу (корректурная проба).

Вместо заключения

Когда ребёнок играет, постарайтесь не отвлекать его от игры без веской причины и не совершать параллельных действий (он играет, а вы включили мультики). Старайтесь, чтобы он в любом случае завершил начатое дело. На переключение с одного вида деятельности на другой расходуется слишком много энергии. Чем чаще это будет происходить, тем труднее будет приучать ребёнка концентрировать внимание. Удачи вам в подготовке ребёнка к условиям современной жизни.

4 года назад

Порой родители слишком поздно, уже когда ребенок учится в школе, понимают, что из-за невнимательности снижается успеваемость и уровень знаний ученика. Многие жалуются, что ребенок не может сосредоточиться и сконцентрироваться на конкретном объекте. На самом деле, внимание – то качество, которое можно и нужно вырабатывать с ранних лет. Развивать внимание и концентрацию, учиться быть сосредоточенным, как ни странно, очень даже интересно и увлекательно, потому что делать это нужно в игре. Мы подобрали для вас упражнения, для которых достаточно только два игрока – вы и ваш малыш. Благодаря этим простым действиям вы поймете, как развить внимательность у ребенка.

Игры и упражнения, способствующие развитию внимательности и концентрации детей

1. Что в комнате?

Буквально каждый день с ребенком можно играть в игру, которой нет конца. Попросите его сегодня перечислить все предметы желтого цвета, находящиеся в комнате. На следующий день пусть он перечислит все предметы, название которых начинается на букву «Б». Таким образом, вы можете задавать задание до бесконечности, меняя цвет, букву, размер, форму и т.д. Времени это займет совсем немного, но будет способствовать развитию внимательности и концентрации малыша.

2. Зеркало

Эта игра обязательно понравится вашему ребенку! Вы – человек, он – ваше отражение в зеркале. Его задача – пытаться одновременно с вами выполнять несложные действия, причем, если вы задействовали правую руку – ему придется проделать аналогичное движение левой рукой. После поменяйтесь ролями – пусть малыш будет человеком, а вы его отражением. В игре постарайтесь выполнять движения плавно – это упражнение не на скорость, а на концентрацию. В качестве движений можете выбрать обычный набор хаотичных жестов, это также может быть наведение марафета у зеркала, рассматривание соринки в глазу, и даже веселое кривляние – проявите фантазию и как следует повеселитесь.

3. Заметь потерю

Разложите перед ребенком предметы (или игрушки). Разрешите несколько секунд посмотреть, чтобы запомнить, а после закрыть глаза, пока вы уберете один из предметов. Открыв глаза, он должен будет назвать, что исчезло. Чтобы малышу было интересней, меняйтесь ролями.

4. Кто во что одет?

Задавайте друг другу вопросы, относительно того, кто во что одет – «Какого цвета на мне носки?», «Есть ли у меня в ушах серьги?», «Какая надпись на футболке под кофтой?» и т.п. Играть лучше всего, находясь в разных комнатах или отправляясь на прогулку – чтобы не было возможности подглядеть. Возможно, сначала ребенок не сможет ответить на многие вопросы, но со временем все изменится. Если вы постоянно будете играть в эту игру, у малыша родится азарт, и он станет внимательнее относиться к тому, как кто выглядит, а заодно, хорошо разовьет зрительную память.

5. Ищем букву

Распечатайте на двух листах бумаги одинаковый текст – для себя и ребенка. На время (засеките 60 секунд) обведите в кружочек все встречающиеся буквы «О». Чтобы силы были равны, можете усложнить себе задание, и обводить две буквы вместо одной. По истечении минуты, поменяйтесь листами – теперь ваша задача проверить друг друга, посчитать балы и определить победителя.

6. Восстанавливаем сюжет

Подберите картинки, иллюстрирующие сказку, которую недавно прослушал или прочитал ваш малыш. Попросите его выложить их по порядку.

7. Найди игрушку

Спрячьте в комнате игрушку или какой-то предмет. Ребенку надо указать точные координаты – например, скажите, что ему необходимо пройти три шага прямо, затем повернуть налево и сделать два шага, после повернуть направо, сделать шаг и там искать.

8. Слушаем окружающий мир

В течение минуты слушайте все, что происходит в комнате. Затем попросите ребенка назвать все звуки, услышанные за это время. Позже можно упражнение усложнить – малыш должен называть звуки в том порядке, в котором он их слышал. Чтобы было интереснее, звуки можно не называть, а попытаться их заново озвучить. Проделав упражнение, измените круг внимания – минуту слушайте то, что происходит за окном, и т.д.

9. Составляем фоторобот

Обычную прогулку по магазинам можно превратить в увлекательно детективное приключение. Встретив на улице любого человека, кошку, голубя, собаку, скажите малышу «Сейчас нам потребуется создать фоторобот!». После того, как объект пропадет из поля зрения, вы по очереди его описываете его, не упуская самые мелкие детал.

10. «Да и нет не говорить, черный с белым не носить!»

Наверняка эта игра известна вам с детства. Ведущий задает вопрос, на который естественно было бы ответить «да», «нет», «черный» или «белый». Задача игрока ответить на вопрос, не используя эти слова. Кто проиграл – становится ведущим.

Ежедневно уделяйте время, чтобы проделать хотя бы одно из этих упражнений. Через пару месяцев вы вдруг поймете, что ваш ребенок стал замечать много вещей в окружающем мире, ему стало проще удерживать внимание на нужном объекте, он легко сосредотачивается и концентрируется. Но главное – другое: кроме того, что вы увидите результат, вы получите радостного ребенка, который каждый день играет с любимой мамой в увлекательнейшие игры и счастлив оттого, что получает необходимую ему заботу.

Современное общество развивается динамично и требует всесторонне развитых личностей. Поэтому педагоги активно привлекают родителей к процессу обучения детей с раннего возраста. Не случайно акцент делается на развитие внимания в возрасте до 6 лет.

Внимание – это сосредоточение сознания на каком – либо внешнем объекте. Это может быть что угодно – предметы, явления, отношения, чувства, или внутренний мир человека. Для сосредоточения внимания на каком-либо объекте необходимо приложить усилия, и собрать восприятие на чём-то одном. Внешний мир и уклад жизни окружает человека с рождения огромным количеством информации. Полностью усваивать все это человек не способен. Ему требуется система, которая помогает выделять самую главную и нужную информацию. Эта система и есть внимание.

Умение сосредоточить своё внимание играет огромную роль для школьников. Поэтому особенно важно использовать возраст 5-6 лет для развития внимания у детей. Это развитие является одним из основных для подготовки детей к школе. Развивать внимание так же важно, как и обучать чтению и письму.

Как можно охарактеризовать внимание

Главная проблема в процессе развития - это неусидчивость детей. Дети в возрасте 5-6 лет часто страдают неумением удерживать внимание. Им сложно сосредоточиться на чём-то одном. Любой процесс обучения переходит в пытку. Ребёнок постоянно отвлекается, балуется и не может запомнить даже самый простой урок.

В этом случае поможет ещё одно качество, которое присуще детям в этом возрасте – любознательность. Малыши очень любопытны. Поэтому любой процесс обучения детей должен их заинтересовывать и вовлекать. Информация «из-под палки» не будет усваиваться. В худшем случае, такой урок нанесёт психологическую травму ребёнку.

Особенностью внимания детей 5-6 лет является то, что его привлекает внешний вид предметов. Внимание делят на несколько видов:

  1. Произвольное – этот вид требует от человека, приложить усилия для сосредоточения. То есть это принудительный процесс, когда человек делает то, что надо.
  2. Непроизвольное – возникает стихийно, и не зависит от усилий человека.
  3. Послепроизвольное – возникает в течении обучения, снимая сосредоточение и волевое усилие.

Дети в возрасте 5-6 лет ещё не способны самостоятельно принуждать себя к чему-либо. Поэтому их внимание, в основном, произвольное. Процесс обучения должен быть построен на привлечении внимания ребёнка и его удержании. С каждым уроком время удержания внимания будет увеличиваться.

Непроизвольное внимание малыша возникает и остаётся, пока сохраняется интерес к объектам. Психологи рекомендуют, заставлять ребёнка рассуждать в слух. Тогда процесс вовлечения в обучение максимален.

Внимание обладает свойствами:

  • устойчивость;
  • концентрация;
  • объёмность;
  • избирательность;
  • переключаемость.

Нарушение любого свойства приводит к изменению поведения малыша.

Важно: до 5 лет малыш не может концентрироваться и управлять своим вниманием. Его могут привлекать большие яркие предметы, громкие звуки и т.д. Но к 6 годам ситуация кардинально меняется. Развитие идёт по другому пути. Дети погружаются в исследование новых знаний с головой. Они уже могут контролировать своё внимание, речь и ход мыслей. Правда совсем недолго.

Как определить уровень внимания

С каждым годом произвольное внимание развивается и становится устойчивее. У детей 5-6 лет уже есть возможность следить за ходом своих мыслей, делать выводы и анализировать ситуацию.

Чтобы понять на каком уровне у ребёнка находится развитие внимания, используют объективные и субъективные методики:

  1. Таблица Равена.
  2. Алгоритм Б.Бурдона «Корректурная проба».
  3. Алгоритм Н.Гуткиной «Домик».

Для определения уровня внимания используют не только методики тестирования детей. Родители тоже должны участвовать в этом процессе. Педагоги обычно предлагают им заполнить анкеты, и проводят опрос.

Это методики, которые используют опытные педагоги и психологи в образовательных учреждениях. Дома у вас вряд ли получится справиться с такими методиками самостоятельно, и сделать правильные выводы.

Важно: объем внимания ребёнка до 5 лет - это не более 2 объектов, которыми он заинтересуется. К 6 годам это уже 3 объекта. Школьники могут удерживать внимание на 5 объектах, а взрослый человек на 7. Не стоит требовать от вашего малыша больше, чем он может по возрасту .

Для самостоятельного определения уровня внимания ребёнка можно использовать простые игры:

  1. Найди 5 отличий (две одинаковые картинки, за исключением нескольких деталей).
  2. Найди одинаковую пару.
  3. Найди спрятанный треугольник/квадрат/круг на картинке.
  4. Лабиринт (нельзя использовать карандаш, поиск выхода только глазами).

Так легко понять – может ли ваш малыш проявить усидчивость и справиться с заданием. Нормой для концентрации внимания в возрасте 5-6 лет считается время: 10 — 30 минут.

Для любого обучающего процесса важно обеспечить правильную окружающую среду. Полезно проводить занятия на свежем воздухе. Без доступа кислорода, в помещениях со спёртым воздухом, мозг не справляется с новой информацией, и не усваивает её. Неглубокое дыхание может нарушить обучающий процесс. Поэтому важно следить за дыханием ребёнка и научить его делать глубокие вдохи. В этом прекрасно помогают мыльные пузыри и шарики, свистки и духовые инструменты.

Методика, которой пользовались ещё наши бабушки, называется рукоделие. Она проста и эффективна. Занимаясь ручным трудом, ребёнок активно развивает концентрацию внимания и моторику пальцев. Неправильно считать, что рукоделие это для девочек. В этом возрасте и мальчики с интересом шьют кукол, вяжут игрушки и собирают модели кораблей.

Участие в домашних делах, активно помогает ребёнку обучаться сосредоточению на каком – либо деле. Уход за домашними питомцами играет в этом немаленькую роль.

Главное набраться терпения, и не спешить делать за ребёнка работу, если у него что – то не получается.