Пасха. Занятие для детей средней группы Версия для слабовидящих

Конспект НОД в старшей группе "Пасха"

Задачи:

  • познакомить с народным обрядовым праздником – Пасхой, её обычаями, традициями, новыми словами и их значением
  • познакомить дошкольников с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника

Словарь: народный праздник, Великая Пасха, кулич, Красная горка, крашенки, писанки, Благовещение, Вербное воскресенье, пасхальные яйца, Иисус Христос.

Материал: иллюстрации, кулич, пасха, яйца расписные, яйца силуэтные (из бумаги) , ложки, горка, коллекция пасхальных яиц.

Предварительная работа: беседа с детьми о народных праздниках, рассматривание иллюстраций, мини – выставка коллекции сувенирных яиц.

Орг. Момент: (входит воспитатель в русском народном костюме)

Здравствуйте, гости дорогие! Красному гостю – красное место.

Основная часть:

Поговорить я сегодня хочу с вами о том, как русский народ умеет поддерживать традиции, обычаи своих предков. Издавна русский человек славился своим трудолюбием, не забывая при этом и традиции поддерживать.

Расскажите, какие праздники вы знаете?

Правильно: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица, это праздники, которые люди до сих пор помнят, стараются соблюдать некоторые традиции. На Новый год – ставят ёлку, на Рождество - проводят гадания, на Троицу – почитают, восхваляют берёзку, на Масленицу обязательно пекут блины и просят у всех прощения, и конечно, сжигают чучело Масленицы, прощаясь с зимой.

Послушайте русскую народную песню - закличку и скажите, кого мы закликаем.

Звучит весенняя закличка - «Жавороночки» .

Весна с собой приносит русские народные праздники, такие как: Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха.

Сегодня мы с вами поговорим о великом празднике весны – Пасхе.

А что делают на Пасху? (Ответы детей) .

Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает избавление.

Считается, что именно в этот день сын божий Иисус Христос воскрес из мёртвых. Праздник Пасхи один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда была связана со светлыми ожиданиями, надеждами, ведь природа пробуждается после зимнего сна, всё живое возрождается, воскресает. Этот праздник символизирует победу добра над злом. На светлый праздник Пасхи на Руси всегда было принято дарить друг другу нарядные раскрашенные пасхальные яйца со словами «Христос Воскресе!» и отвечать «Воистину Воскресе!» , то есть христоваться – здороваться.

Посмотрите, какие красивые могут быть крашеные яйца.

(Рассматривают украшенные яйца на выставке, подготовленной детьми и родителями. Дают объяснения понятиям «писанки» , «крашенки» ) .

Скажите, дети, а кто знает, какое угощение готовят для праздничного стола?

Как отмечают люди Пасху? (На Пасху ходили в гости, устраивали гулянья, качались на качелях, красили яйца, пекли куличи, делали пасху из творога. Всё это освящали в церкви и дарили друг другу в знак любви и дружбы) .

Хозяйки заранее и очень тщательно к этому дню готовились. Убирали дом, пекли куличи, красили яйца, делали из творога пасху, готовили вкусные блюда. Доставали из сундуков праздничные одежды, принимали гостей, кто – то шёл в гости.

Люди пировали, веселились, радовались и говорили друг другу: «Христос воскрес!» , «Воистину воскрес!» .

Освящённому в церкви яйцу приписывались магические свойства: спасение дома от пожара, помощь скоту от болезней, сбережение урожая от града.

Кто знает, как украшали яйца, чтобы они были красивые?

(Просмотр видео о крашении яиц) .

А прежде чем съесть крашеные яйца, с ними устраивали разные игры.

Я предлагаю вам поиграть в эти старинные игры.

Игры детей: «катание яиц» , «Столкновение яиц» .

Я предлагаю вам разрисовать или яйца сваренные, или выточенные из дерева, или просто их бумажные силуэты. Выбирайте себе любые.

Ребята, работу по росписи яиц выполняют с чистыми мыслями, чистыми руками. Пока держите в руках яйцо, мысли все о том, для кого оно предназначено, оно вбирает в себя энергию добрых мыслей и пожеланий. Подумайте, для кого вы будете делать свой сувенир. А в работе вам поможет творчество, фантазия и музыка.

(Выполнение работы детьми под русскую народную мелодию) .

Какие пасхальные яйца у нас получились? (Писанки) .

Умели на Руси потешить друг друга весёлыми разговорами и перекинуться метким словом, посмешить.

Наши ребята знают весёлую потешку.

Звучит потешка (Каравай – каравай) .

Рефлексия.

О каком русском народном празднике мы говорили сегодня?

С какими мыслями вы выполняли работу?

Понравились вам игры?

Конспект занятия пасха, вероятно, обязательно есть в личной копилке каждого педагога, работающего с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. При составлении конспекта занятия пасха, на чём целесообразнее акцентировать внимание детей?

Тема этой статьи не совсем однозначна в восприятии родителей и педагогов.

  • Есть ли необходимость проводить в детских образовательных учреждениях занятие, посвященное не совсем светскому празднику?
  • При составлении конспекта занятия пасха, на чем целесообразнее акцентировать внимание детей?

Пасха – христианский праздник. Но каждый из нас с самого детства в разной степени соприкасается с символикой этого праздника - крашеными яйцами и куличами.

В своем детстве я не понимала смысла этих символов, но мне нравились и красота, и торжественность, окружавшие подготовку к празднику.

Символы праздника пасхи

Работая с маленькими детьми, я решила осуществлять своеобразный «ликбез» для своих учеников, который не получила сама, будучи ребенком.

Поэтому накануне пасхи я провожу занятие «Символ жизни». Акцент делаю на главный символ этого праздника – крашеные яйца.

В занятии обязательно присутствует творческая работа, объектом которой является крашеное яйцо.

Конспект занятия пасха, видео:

В этом видео вы увидели варианты творческих работ, которые входят в конспект занятия пасха.

Шаблоны для выполнения творческих работ и детали головоломки

Как я провожу занятие пасха?

  • В начале урока – краткая беседа о том, что почему на пасху красят именно яйца. Сначала даю возможность каждому ребенку высказать свои соображения по этому вопросу.
  • А потом подвожу их к выводу, яйцо является символом жизни. Потому что из него проявляется новая жизнь. И как символ воскрешения Иисуса Христа христиане выбрали яйцо.

Итак, люди ценили яйцо как символ вечной жизни, оживления и воскресения.

Задаю детям вопрос: «Кто рождается из яйца?» Они вспоминают цыпленка, гуся, крокодила, черепаху, змею, рыб.

Яйцо – символ новой жизни!

Несколько яиц из тех, которые можно приобрести в магазине или на рынке – куриное, гусиное и перепелиное – я сделала «выдутыми». Дети их рассматривают и сравнивают.

Подвожу детей к выводу, что яйца бывают очень разные:

  • Большие и совсем маленькие.
  • Покрытые известковой скорлупой и кожистой.
  • Икринка рыбы — это тоже своеобразное яйцо, из которого развивается малёк.

Можно загадать загадку о яйце и цыпленке: «Был белый дом, чудесный дом, вдруг что-то застучало в нём. И он разбился. И оттуда живое выбежало чудо – такое теплое, такое…пушистое и золотое!» (Автора, к сожалению, не помню).

Кулич – еще один символ праздника пасхи

Кулич тоже является символ ом праздника пасхи. При обсуждении этого вопроса тоже кратко касаемся библейского сюжета о распятии Иисуса Христа и его воскресении. Для воскресшего бога христиане пекли куличи – пищу для бога.

Есть легенда, рассказывающая о том, как со словами «Христос воскрес» было подарено первое крашеное яйцо.

Итак, в этой статье я поделилась опытом проведения занятия пасха:

  • Вариантами творческих работ по созданию пасхального яйца.
  • Кратким конспектом занятия пасха.

Ольга Скрипникова

Цель : Способствовать формированию у детей чувства любви, уважения к культуре русского народа.

Задачи : - формировать устойчивый интерес к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в праздниках.

Развивать эстетическое восприятие действительности.

Развивать творческие способности детей.

Воспитывать любовь и уважение народных традиций, чистоту, эстетическое отношение к жизни и сценическому искусству.

Предварительная работа :

Ознакомительная работа с историей возникновения и особенностями праздника, и, связанных с ними традициями, чтение тематической литературы («Евангельская история для детей» , «Краткий молитвослов для мирян» , прослушивание пасхальных песен и музыки .

Игры : «Бег с яйцом» , «Горка» , «Найди яйцо» .

Ход работы.

В группе звучит музыка «пасхальной песни » . На столе расположены куличи. Приготовленные яйца расставлены на столах. Группа украшена разноцветными платками.

Воспитатель предлагает детям послушать музыку. Потом подводит к столу с расписанными яйцами и куличами.

Воспитатель : - Дети, а Вы знаете, что такое Пасха ? (дети отвечают) . Этот праздник на Руси называли по-разному : Велик день, Светлый день , Христово Воскресенье. К празднику пекут куличи и готовят пасхи . А что является символом этого праздника? (дети отвечают) . Верно, это яйцо. Яйцо – это маленькое чудо, в нем таится жаждущая пробуждения жизнь.

Воскресение Христа символизирует и пробуждение природы, и чувств : все воскресает и возрождается к жизни. Традиционно в этот день происходят как бы два ритуала.

Первый целиком посвящен религиозным традициям, происходит в храмах.

Второй – всенародная радость. Люди ходят в гости, поздравляя всех с Воскресением Христовым. В этот день люди произносят : «Христос воскрес!» и обязательно слышат в ответ – «Воистину воскресе!» .

При этом люди обязательно целовали друг друга. Праздничные встречи на Пасху отличались пиром , застольем, где главным угощением были куличи, пасхи и сваренные вкрутую яйца, окрашенные в разные цвета.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как они дома разукрашивали яйца, какие угощения готовили с родителями.

Воспитатель : - Молодцы ребята. Вы отлично подготовились к празднику. Мы с Вами тоже сейчас сделаем украшение для стола, а именно, будем разукрашивать яйца (деревянные) . Яйца сплошь покрытые краской называются крашенками.

Именно такие крашенки вы видите у себя на столах. Но есть яйца, разрисованные вручную, их называют – писанками. И сейчас Вы будете превращать крашенки в писанки.

Воспитатель рассказывает, какие основные узоры применялись при раскраске яиц, показывает уже расписанные яйца.

Дети приступают к работе при непосредственной помощи воспитателя. По окончании работы, писанки ставятся на украшенный скатертью стол.

Дети рассматривают и обсуждают свою работу и работы других детей.


Воспитатель : - Ребята, а почему мы дарим друг другу яйца? (примерные ответы детей) .

Послушайте : снесет курочка яичко, оно похоже на камушек, а в нем – жизнь – живой цыпленок. Яйцо – символ новой жизни, чистоты, символ надежды. Поэтому этот подарок так прост и так дорог. Поэтому во время пасхальной недели принято ходить в гости и дарить друг другу подарки.


В эти светлые дни ни одна душа не должна чувствовать себя одинокой и забытой.

Таким образом, подводя итог данного занятия , следуя традициям, мы отправимся на пасхальный праздник под названием

"Веселится народ - праздник Пасхи у ворот "

Зал оформлен в русском народном стиле (лавки, накрытые ковриками, ухват, печь, горшки) . Дети заходят в зал под русскую народную мелодию, проходят и становятся произвольно.


1-й ребенок. Где ты, солнышко, проснись!

Где ты, скворушка, вернись!

Сыпать снег зима устала,

Посмотри, весна настала!

2-й ребенок. Идет матушка-Весна, отворяй ворота!

3-й ребенок. Первым март пришел, белый снег сошел!

4-й ребенок. А за ним апрель – отворил окно и дверь!

5-й ребенок. А как придет май – солнце в дом приглашай!

6-й ребенок. Апрель, апрель, на дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник.

7-й ребенок. Последний снег в апреле тает,

Все рады солнцу и весне.

Весна в апреле прилетает

С веселой ласточкой ко мне.

8-й ребенок. Приди весна с радостью,

С великой милостью –

С хлебами обильными,

С дождями сильными!

С солнечными лучами!


ПЕСНЯ «Весенняя песенка»

Вед. Молодцы! Хорошо зазывали и величали весну. Каждую весну к нам приходит праздник Пасха . Этот праздник на Руси считался «праздником праздников и торжеством торжеств» .

Празднуют Пасху и верующие , и неверующие люди, ведь она – символ весны, пробуждения природы.


1-й ребенок. Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов,

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краев.

2-й ребенок

Солнце ясное встает,

Всех на улицу зовет!

Веселится народ

Праздник Пасхи у ворот !

Песня «Пасхальная песенка »

Вед. Дети, а вы знаете, что такое Пасха ? Название праздника происходит от еврейского слова «исход» , «избавление» . Начинается Пасха всегда в воскресенье. Это один из главных праздников, утверждающий воскрешение Христа. В этот день звонили колокола особенно торжественно. Этот звон зовется «пасхальный благовест » . Послушайте колокольный звон.


ЗВОН КОЛОКОЛОВ (фонограмма)

Вед. Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Праздник длится целую неделю. И зовется эта неделя по-разному – пасхальная , светлая , святая. В эти дни люди совершают добрые поступки, прощают друг другу обиды. Приветствуют друг друга словами : «Христос воскрес» , и отвечают :

Дети : Воистину воскрес!

Вед. В народе сохранились приметы о пасхальном дне . А вы знаете какие?

Дети :

1. Мороз в первый день Пасхи - к обильному урожаю.

2. Если будет дождь, то и весна будет дождливая.

3. На Пасху бросать в окно и лить нельзя – Христос под окнами ходит.

4. На Пасху умывались с золота и красного яичка, в надежде разбогатеть и стать красивым.

5. Если на Пасху девица ударит локоть, значит, её милый вспоминает.

Вед. На праздник одевались во все праздничное и светлое , а тех. Кто ходил в гости называли «волочебниками» . Давайте и мы будем сегодня волочебниками, пойдем в гости к нашей хозяюшке в избу.

Под русскую народную музыку дети идут по «улице» , заходят в избу, где их встречает Хозяюшка

Вед. Хозяюшка, встречай гостей со всех волостей, званых и незваных.

Хозяюшка. Все в горницу приглашаются :

И барышни-вертушки,

И матрешки-хохотушки!

И солдаты служивые,

И дедуси ворчливые!

А пуще всех зову детишек!

Девчонок и мальчишек!

Будем петь и играть,

Старину вспоминать!

И в честь Пасхи у ворот

Заводите хоровод!

ХОРОВОД «Пчелочка златая» рус. нар. песня.


Хозяюшка. На Пасху я приготовила такие кушанья, которые едят один раз в году : куличи, пасхи , яйца - крашенки.

Ведущая. А у вас есть крашенки (обращается к детям)

Ведущая. Яйцо – символ жизни новой, чистой и светлой , символ надежды. Когда-то в древности бытовала такая легенда : «Был вначале род человеческий заключен в яйце. Был он семенем не пророщенным, почкой нераскрывшейся. Но конец пришел к заточению. Род родил любовь – Ладу-матушку. Род разрушил темницу силой любви. Тогда любовью мир наполнился». А ещё на Пасху все трижды целовались, приговаривая «Христос воскрес! Воистину воскрес!» , обменивались яйцами, ещё их называли крашенками. Этот обычай всеобщего целования назывался – Христосование.

Хозяюшка. Есть много игр с «крашенками» , в них мы сегодня и поиграем!

Девчонки и мальчишки, озорные ребятишки!

Выходите поиграть, свою удаль показать!

Игра «Плетень»


Хозяюшка. Я на Пасху на завалинке посижу ,

Семечки щелкаю и во двор смотрю.

Все поглядываю да запоминаю.

СЦЕНКА «СЕМЕЧКИ» .


Слышится : «Апчхи! Апчхи!»

Хозяюшка. Кто это там чихает?

Выбегает домовенок Прошка.

Домовенок. Кто, кто! Это я, домовенок Прошка,

Дайте семечек немножко.

В избе живу-поживаю,

Про все на свете знаю !

Хозяюшка. Лучше мы дадим тебе яичко, только с нами поиграй.

СОРЕВНОВАНИЕ «Чье яйцо дольше прокрутится?»


Хозяюшка. Эй, девчонки-хохотушки выходите петь частушки!

ЧАСТУШКИ (с инструментами) р. н. м.

1. Будем вам частушки петь –

Хлопайте дружнее.

Мы уж постараемся

Спеть повеселее.

2. Очень любим мы смеяться,

Петь и веселиться –

Чтобы было вам смешно –

Решили нарядиться.

3. Не хотела выходить,

Стояла и стеснялась,

А гармошка заиграла,

Я не удержалась.

4. У меня на сарафане

Петухи да петухи.

Когда вырасту большой –

Берегитесь, женихи!

5. Сяду я на лавочку,

Возьму я балалаечку,

Как ударю по струне –

Мальчики (девочки) бегут ко мне!

6. Ой, подруга дорогая,

Выходи со мной плясать,

Мы заставим гармониста

Полтора часа играть.

7. Мы частушки вам пропели,

От души старались.

Вам хотели угодить,

Как мы вам?

Дети : Понравились!


Хозяюшка. А сейчас я вас познакомлю с символами изображений, которыми расписывали пасхальные яйца :

Сосна – долголетие и здоровье

Звезда – нравственная чистота, человеколюбие

Петушиный гребень – защита от нечисти

Дубовый лист – гармония

Солнце или мельница – к урожаю

Сорочьи лапки – символ сорока (40) святых.

(Показывает образцы росписи яиц)

Хозяюшка. А какая Пасха без угощений ! И куличи, и пироги, и ватрушки, и сыр, и творог. Все самое лучшее выставлялось на стол. Вот и у меня в избе поспели в печи куличи – румяные и сладкие. Угощайтесь!

Хозяюшка угощает детей куличами. Затем дети покидают зал.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Вешкаймская средняя общеобразовательная школа № 1

Ульяновская область

Коршунова Юлия Валентиновна,

учитель начальных классов

Номинация

«Лучший урок по Основам православной культуры для общеобразовательной организации»

Тема: « Пасха»

(в тематическом планировании № 8)

Познакомить учащихся с историей и смыслом главного праздника христиан – Пасхой.

Способствовать развитию воображения, обогащению словаря детей.

Приобщить младших школьников к истокам русской культуры, воспитывать любовь к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам.

Содействовать формированию привычки следовать праздничным традициям осознанно.

Коммуникативные: обсуждение услышанного; работа в группах и парах; выработка умения слушать и слышать друг друга.

Личностные: умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы.

Познавательные : отработка терминов и понятий; работа с иллюстрациями презентации

Предварительная подготовка : В классе оформлена выставка «Пасхальная радость» (работы детей и родителей). Дети заранее учат весенние русские народные заклички и приговорки.

Оборудование: мультимедийная презентация и соответствующее оборудование

ПЛАН УРОКА

    Орг. момент (3 минуты)

А) Эмоциональный настрой

Б) Актуализация темы.

В) Сообщение темы и целей урока

2. Основная часть урока (32 минуты)

А) Беседа по теме урока (7 минут)

Б) Народные игры (7 минут)

В) Роспись пасхальных яиц (10 минут)

Г) Игры с «писанками» (8 минут)

    Итог урока (3 минуты)

    Рефлексия (5 минут)

    Домашнее задание (2 минуты)

ХОД УРОКА

1.Орг. момент

А) Эмоциональный настрой (Звучит русская национальная мелодия.)

Учитель:

Здравствуйте, ребята!

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели

В гости Пасха к нам пришла.

Б) Актуализация темы.

Учитель: А скажите мне, дети, какое событие послужило для утверждения этого праздника в христианской религии?

Дети: (Воскрес (ожил) Иисус Христос после того, как его распяли на кресте.)

В) Сообщение темы и целей урока

2. Основная часть урока

А) Беседа по теме урока

Учитель : Ребята, сегодня на уроке мы с вами поговорим о самом великом празднике, который отмечается на Руси - празднике Святой Пасхи.

Этот праздник в народе называют праздником праздников, торжеством из торжеств. Празднуется Пасха всегда в воскресенье.

Пасха считается главным христианским праздником, поводом для которого стали спасительные страдания и воскресение Иисуса Христа. Ребята, а знаете ли вы, что означает слово "Пасха"? Слово произошло от древнееврейского - "прехождение".

Неделя перед пасхой называется страстной. Великий четверг напоминает о последнем причастии. В пятницу Христос был распят на кресте, его тело поместили в пещеру. В Великую субботу на Гроб Господень сошел Благодатный Огонь, знаменующий Воскресение Христа. На третий день, ночью, Иисус Христос ожил. Ангел Господень повелел рассказать об этом всем ученикам.

Ученик 1

Чудо выше всех чудес - Христос Воскрес!

Смерть ушла и страх исчез - Христос Воскрес!

Хоры ангелов с небес прославляют Божий крест.

Христос Воскрес - Воистину Воскрес!

Ученик 2

Нас Господь от смерти спас - Христос Воскрес!

Царство Божие средь нас - Христос Воскрес!

Веселись и славословь - нынче царствует любовь!

Христос Воскрес - Воистину Воскрес (пасхальная песня)

Учитель:

Как по-другому называется этот праздник?

Дети : (Светлое Христово Воскресенье.)

Учитель:

В этот день в церкви вспоминают страдания и смерть Иисуса Христа на кресте, учат христианскому всепрощению, потому что Иисус Христос любил всех людей и прощал им все зло. Даже когда его пригвоздили к кресту, он молился за своих врагов и говорил: «Отче наш! Прости им, они не ведают, что творят».

Праздник Святой Пасхи знаменит различным угощением, которое в течении года не встретишь ни на одном праздничном столе. Скажите мне, дети, какие блюда готовят один раз а году, только для пасхального стола?

Дети. (Куличи, пасхи, крашеные яйца.)

Учитель: А чем украшают дом?

Дети .(Зажигают свечи, включают лампы, люстры, светильники, в вазы ставят веточки вербы.)

3 ученик

Кругом леса зазеленели,

Теплом дохнула грудь земли,

Внимая трелям соловьиным,

Вербы, вербы расцвели.

Верба, верба, наша пальма - ты на вид совсем проста!

Но с тобою мы встречаем к нам грядущего Христа.

Потому и отдаем мы каждый год, весною, вновь

Белой вербе нашу нежность, нашу ласку и любовь. (Н. Горчаков)

Учитель: Да, вербу ставят за неделю до Светлой Пасхи, в вербное воскресение. Верба в России считается первым цветущим кустарником. Издавна считалось, что достаточно трех цветущих веточек вербы, чтобы прогнать из дома всю нечистую силу. А в вербовых золотых пушистых сережках содержится целительная сила. Бабушки их разминали в ладонях, прикладывали к лицу и приговаривали: « Сойдите, морщинки, разгладься, кожа». Размятую веточку вербы повязывали платком ко лбу и шептали: «Уймись, головная боль!» Кору вербы сушили, размельчали в порошок, и она становилась целительным лекарством. Больному давали вдыхать вербный порошок, и у него исчезал насморк.

Праздник Святой Пасхи богат обрядами. В этот день старики расчесывали волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове, умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть, а молодые взбирались на крыши,чтобы лучше рассмотреть как будет играть и веселиться красное солнышко. Весь народ шел в церковь. Всю ночь накануне Святой Пасхи шла пасхальная служба. Когда во время пасхальной службы звучали святые слова «Христос Воскрес. Воистину воскреси», молодые девушки загадывали на будущее: «Пошли, Боже, жениха хорошего, ни молодого, ни старого, а ровняшку».

В этот день, в день Святой Пасхи, во всех церквях и соборах после окончания Пасхальной службы звонят колокола.

4 ученик

Хорошо на колокольне

Позвонить в колокола,

Чтобы праздник был раздольней,

Чтоб душа запеть могла.

Будто ангельское пенье,

Этот дивный перезвон,

Светлым гимном Воскресенья

Зазвучал со всех сторон

5 ученик

Старинный медный колокол

На башне вековой,

Обросший мохом мрачным

И тощею травой,

Гудит, поднявши благовест

До радости небес,

Весенних, светлых, праздничных,

Поет: "Христос Воскрес!" (В.Шамаников)

Учитель: Давайте, дети, послушаем с вами колокольный звон.

(слушается запись)

Учитель : В Светлое Христово Воскресенье колокола звонят по - особенному торжественно. Этот звон зовется Пасхальный благовест.

6 ученик

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес,

Христос воскрес! Христос Воскрес!

7 ученик

Вот просыпается земля,

И одеваются поля.

Весна идет, полна чудес,

Христос воскрес! Христос воскрес! (А. Майков)

Б) Народные игры

Учитель: Со Святой Пасхальной недели начинаются первые весенние игры и хороводы. Давайте и мы покличем весну, встанем в хоровод.

(Звучит русская национальная мелодия. Дети встают, заводят хоровод, читают заранее выученные весенние русские народные заклички и приговорки.)

1) Синички - сестрички, чечетки - тетки,

Кулички - мужички, скворцы - молодцы,

Из - за моря к нам летите,

Весну красну несите!

С шелковой травой,

С жемчужной росой,

С теплым солнышком,

С пшеничным зернышком!

2) Весна, весна, на чем пришла?

На сохе, на бороне, на чужой стороне.

3) Ой, весна, весна, тките, тетки, кресна,

А вы, мужички, точите сошники.

Да в поле поезжайте, пахать начинайте!

4) Жаворонушки, прилетите,

Тепло летечко принесите,

Нам зима надоела,

Весь хлеб у нас поела,

Дрова, солому всю пожгла.

Молоко все унесла.

5) Весна, весна красная!

Приди, весна с радостью,

С радостью, с радостью,

С великою милостью!

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными!

Учитель: Во все следующие за Пасхой дни Светлой седмицы, принято было заниматься благотворительностью (раздавать одежду, деньги, пищу нищим, больным людям) . И сейчас в наше время особенно необходимо посещение больных, стариков, бедных, которых надо угостить пасхальным куличиком, развеять их одиночество. Пусть и сейчас соблюдается этот милосердный обычай и вы постарайтесь его соблюдать.

В) Роспись пасхальных яиц

Учитель : А сейчас я хочу испытать ваше умение в росписи пасхальных яиц. По обычаю красили пасхальные яйца в Великую пятницу, за день перед Пасхой. Традиция красить яйца пришла из древности. Узнав о воскресении Господа, Его ученица Мария Магдалина пошла во дворец к царю Тиверию, чтобы рассказать ему о чуде воскресения. А т.к. была она очень бедна, то вместо богатых даров принесла царю обычное куриное яйцо. Царь не поверил в воскресение из мертвых и сказал, что скорее подарок Марии покраснеет, чем такое чудо могло бы произойти. В этот миг на глазах у удивленного царя и всего царского двора яйцо в руках у Марии Магдалины стало ярко красным. С тех пор появилась традиция красить на пасху яйца. Красили яйца чаще всего шелухой от лука! Считалось, что таким образом окрашенное яйцо приобретает целебную силу, помогает от всяких болезней, от сглазов. Малым детям, когда они плохо спали, катали по темечку яичко, и ночные страхи ребенка исчезали. На Руси красили яйца, расписывали их всеми цветами радуги. Окрашенные в один цвет яйца назывались «крашенки», расписанные узорами «писанки», а расписанные пятнами «крапанки». Крашеные яйца и пасху освящали в церкви и съедали в первую очередь – «разговлялись». Яйцо – символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды. Пасхальному яичку приписывают чудесные свойства. Раньше верили, что освящённое - яйцо может потушить пожар. С его помощью искали пропавшую или заблудившуюся корову. А есть ещё секрет: если пасхальное яйцо пролежит 12 лет, им можно вылечить все болезни. Если остается на год, исполнятся все желания.

Давайте с вами рассмотрим символы, изображениями которых расписывали пасхальные яйца. (рассматриваются изображения символов)

Сосна - долголетие и здоровье.

Звезда - нравственная чистота, человеколюбие.

Дубовый лист - гармония.

Солнце - к урожаю.

(Дети расписывают принесенные из дома вареные яйца фломастерами.)

Учитель: Мы раскрасили яйца. Как они называются в народе?

Дети (Писанки)

Г) Игры с «писанками»

Учитель : Сейчас мы проведем игры с писанками. Выходите из-за столов!

(Дети выходят и становятся в две шеренги в центре зала: девочки напротив мальчиков, разворачиваются лицом друг к другу.)

Игра 1 (участвуют поочередно несколько пар)

По команде дети одновременно раскручивают свои писанки. Чье яйцо дольше крутится, тот и победитель, он забирает яйцо проигравшего.

Игра 2 (участвуют оставшиеся пары)

Играющие катают писанки так, чтобы они столкнулись. Чье яйцо разбивается, тот отдает его сопернику.

Игра 3. По периметру стола разложены призы (конфеты, шоколадки, киндер-сюрпризы, небольшие игрушки). Ваша задача - своим яйцом выбить ту вещь, которая понравилась. Катать будем по очереди. Каждый получит тот приз, который он выбьет. Игра продолжится до тех пор, пока не выбьете все призы.

3.Итог урока

Учитель: Наше занятие подошло к концу. Давайте подведем итог.

О каком великом празднике шла речь сегодня? (О празднике Святой Пасхи.)

Как по-другому называется этот праздник? (Светлое Христово Воскресенье.)

Как называется кустарник, веточки которого приносят в дом и ставят в вазы за неделю до Пасхи, чтобы прогнать из дома всю нечистую силу?(верба)

Вечером, накануне праздника чтобы присутствовать на Пасхальной службе, где собирается народ? (В церкви.)

Утром в церквях и соборах после пасхальной службы начинают звонить во что? (В колокола.)

Как называется этот звон? (Пасхальный благовест.)

4. Рефлексия.

Учитель: -Молодцы! Понравилось вам занятие? О чем вам захотелось рассказать дома родителям?

8 ученик

Хвалите Господа с небес

И пойте непрестанно!

Исполнен мир его чудес

И славой несказанной!

9 ученик

Хвалите Господа с небес

И ангельские лики!

Пусть смолкнут всякая печаль

И ропот безнадежный.

10 ученик

Хвалите Господа с небес

И славьте, человеки!

Воскрес Христос! Христос воскрес!

И смерть попрал вовеки! (К. Романов)

Литература:

    «Сборник. Детям о Пасхе Христовой» . Составитель Наталия Куцаева. Издательство Белорусского Экзархата - Белорусской Православной Церкви., 2013

    «Пасхальная книга для детей. Рассказы и стихи русских писателей и поэтов» Издательство «Никея» (Ишимова. А.О, Есенин С. А., Майков А.Н.и др)

    Православные праздники: книга для детей и их родителей - Москва: Издательство « ДАРЪ», 2012.

    Ищук, В. В. «Встречаем весну. Народные праздники»- Ярославль, 2000.

    Материал сайта http://paskha.gatch

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИНЗЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 ИМЕНИ П.И.БОДИНА

Конспект внеклассного занятия на тему:

«Пасха - праздник праздников»

Форма проведения: «Творческий отчёт»

Начальные классы

Подготовил

учитель начальных классов

Наталья Валериевна Тихонова

Инза, 2018

Цели и задачи:

Повысить интерес учащихся к православной вере, к обычаям, традициям, которые зародились много веков назад.

Создать условия для восприятия духовного и культурного наследия христианского праздника Пасхи.

Познакомить школьников с историей возникновения традиций Пасхи.

Продумать собственное отношение к этому празднику.

Обобщить знания учащихся о традициях православной культуры.

Предварительная работа.

Деление класса на группы.

Выбор творческих заданий.

Встреча со священнослужителем.

Посещение местного храма.

Подготовка к пасхальной выставке (пасхальные сувениры, украшенные яйца, пасхальные открытки, рисунки).

Оборудование.

Компьютер

Мультимедийный проектор

Экран для демонстрации презентации

Выставка «Пасхальные забавы»

Аудиозапись колокольный звон «Пасхальный благовест»

Ход мероприятия.

Христос Воскрес!

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес…

С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес…

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля…

Весна идёт, полна чудес!

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

(А.Майков)

Ребята, какой православный праздник мы празднуем весной?

Как вы думаете: «Почему Пасху отмечают именно весной?» (Пасха совпадает со временем, когда весна вступает в свои права.)

Сегодня мы говорим об этом празднике, как о добром, радостном событии в жизни каждого человека. Каждая группа сейчас представит свой отчёт по творческим заданиям.

1-я группа

Творческое задание.

Знакомство с происхождением праздника Пасха.

Почему праздник Пасхи самый любимый и почитаемый на Руси?

Отчёт.

Самый любимый почитаемый праздник на Руси - Святая Пасха. Её именовали как великий день, царь дней, торжество из торжеств. В пасхальный день радовались всему: теплу, свету, небу, земле, родным, чужим. Только успеет выглянуть весеннее солнышко, как природа уже оживёт, на деревьях распускаются листочки, в лесу появляются подснежники. Поэтому праздник Воскресение Христа- это и воскресение природы. Кроме этого Пасха была первым христианским праздником. Её отмечают более 2000 лет, а на Руси с конца 10 века (вместе с Крещением).

История праздника связана с воскресением Иисуса Христа, когда Господь умер, будучи распят на кресте Его положили в пещеру. На третий день Христос Воскрес, то есть вернулся к жизни. Так история дошла и до наших дней.

Издревле русский народ называл последний день недели в честь Воскресения Христа «Малой Пасхой». Воскресение - день возобновления жизни. Корень «крес» означает жить, сиять, сверкать. Пасха на древнееврейском языке означает избавление (избавление через Христа, от смерти к жизни вечной). В Новом завете праздник несёт иной смысл - «переход» от смерти к бессмертию.

2-я группа

Творческое задание.

Обычаи празднования Пасхи.

Отчёт.

К Пасхе готовятся за 40 дней, совершая Великий пост, и празднуют его тоже 40 дней. Для встречи святой Пасхи люди собираются в полночь в православных храмах, где поют радостные пасхальные песнопения.

В России уже стало традицией привозить из Иерусалима благодатный огонь. Священники торжественно разносят его по храмам города и зажигают от него свечи и лампады. Этим чудом, происходящим каждый год на Гробе Господнем, люди уверяются, что Христос есть Истинная Жизнь. Огонь символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения.

Во время пасхального богослужения в храмах зажигаются все светильники, и находящиеся в храме стоят со свечами в знак полноты духовной радости. Крестный ход идёт вокруг церкви. У всех в руках горящие свечи. Батюшка, в светлой ризе, говорит прихожанам: «Христос Воскрес!». А все радостно ему отвечают: «Воистину Воскрес!». После службы освящают куличи, пасхи и крашенные яички. Все радостные идут домой.

Раньше на Руси первые дни святой недели посвящали благотворительным делам. С пасхальным приветствием люди раздавали бедным семьям одежду, пищу, деньги. Не только взрослые, но и дети старались в эти дни совершить как можно больше добрых дел. Наша группа приняла участие в акции добрых дел «Пасхальный сувенир в подарок» для одиноких людей, которые живут в соседях.

Уважая великий праздник, не ругались плохими словами, никого не обижали, от радости не помнили своих обидчиков.

3-я группа

Творческое задание.

Традиции празднования Пасхи.

Отчёт.

Во всех храмах, всю Светлую пасхальную неделю, неумолкаемо звонили колокола, поддерживая радостное, праздничное состояние. Это пасхальный благовест. Существует давняя традиция: любой желающий, даже дети, имел возможность подняться на колокольню и ударить в огромный настоящий колокол.

Пасхи не бывало без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте (на деревенской площади, выгоне и т.п.) загодя вкапывались столбы, навешивались верёвки, прикреплялись доски, возводились общественные качели.

Поздравляя с праздником, люди при встрече обнимали друг друга. Со словами «Христос Воскрес» и обменивались яйцами. Сказал «Христос Воскрес», подарил яйцо, а в ответ отвечают «Воистину воскрес, то есть действительно так. Этот обычай называется христосованием. Освящённые яйца брали с собой в гости, чтобы по дороге раздать нищим. А скорлупу не выбрасывали, хранили до посева, вместе с зерном.

С Пасхи гуляния молодёжи переносятся на открытый воздух: пляшут, водят хороводы, затевают игры на лужайках, за околицей, на лесных полянах, в конце деревенской улицы.

Группа подготовила хороводную песню «А мы Пасху дожидали».

Все встаём в круг. Водим хоровод.

Ах, как мы Пасху дожидали,

Дожидали, люли, дожидали.

Творогом горушки укладывали,

Укладывали, люли, укладывали.

Поливали, люли, поливали.

Ой, да Пасха к нам пришла,

Ой, да Светлая к нам пришла.

А мы её состречаем,

А мы её привечаем.

Ой, да Пасха, гостюй недельку,

Ой, да Светлая, гостюй недельку!

А мы её состречаем,

А мы её привечаем.

Наша Пасха приходит всего на семь дней!

Наша Пасха Светлая

Ненадолго к нам пришла.

Мы думали насовсем,

Оказалось, на семь дней!

4-я группа

Творческое задание.

Символы пасхального стола.

Отчёт .

Торжество после богослужения продолжается на праздничной трапезе. В церковной традиции богатый пасхальный стол является символом радости. Не случайно сам Господь сравнивал Царство Божие с пиром. На праздничный стол расстилается белоснежная скатерть, ставится красивая посуда. В качестве украшения используются живые цветы, зажжённые свечи, пасхальные композиции. Каждая хозяйка стремится сделать свой стол неповторимым. Пасхальный стол на Руси всегда был очень сытный и разнообразный. Блюда с освящёнными куличами и творожной Пасхой и украшенными яйцами всегда ставили в центре украшенного стола. Самым главным пасхальным блюдом на столе являлся кулич, символизирующий собой «Великий день». Его называли головой стола, так как он возглавляет пасхальную трапезу. Символ пасхального веселья и сладости райской жизни - является творожная пасха в виде усечённой пирамидки. И третьим атрибутом пасхального стола являются крашеные яйца. Яйцо считается символом воскресения из мёртвых, победой жизни над смертью. Снесёт курочка яичко, а оно похоже на камушек, словно не живое, а в нём жизнь - живой цыплёночек, который вот-вот вылупится из яйца, так и Христос, будучи мёртвым, ожил и воскрес.

По церковному преданию одна из учениц Христа, Мария Магдалина пришла к римскому императору Тиберию и рассказала историю воскресения Христа. Тиберий не поверил, сказав, что примет эту истину, если первое куриное яйцо станет вдруг красное и тут же белое яйцо стало алым как кровь, потрясённый император воскликнул: «Воистину воскрес». На иконе в руках у святой Марии Магдалины яйцо красного цвета - цвет радости.

Раньше яйца красили только в красный цвет. Существует несколько иных способов раскрашивания. Самый древний из них - писанки. В росписи яиц использовании геометрические узоры, цветы, деревья, птиц, животных. Многие великие русские художники к пасхальным праздникам расписывали яйца сюжетами на библейские темы. Такие «именные» яйца, подвешенные на шёлковых шнурках, стоили не малых денег.

Следующий способ раскрашивания - «крашенки» (от слова красить). Красили в один какой - либо цвет.

Если на цветном фоне, обозначили пятна, полоски другого цвета, такие яйца называли «Крапанки». От украинского слова «крапать», то есть покрывать каплями. Что бы получить разноцветные пятна использовали горячий воск.

Со временем появилось сувенирное яйцо из дерева, форфора, серебра с украшением из бисера, драгоценных камней.

Группа подготовила выставку «Пасхальное яйцо - традиционный подарок». Найдите яйца, выполненные из папье-маше, бисера, вышивки, крашенки, писанки, крапанки.

5-я группа

Творческое задание.

Пасхальные забавы для детей

Отчёт.

Традиционно пасхальные забавы: катание яиц, битье яиц и поиск спрятанных яиц и другие.

Битьё яиц «Биточки»

У каждого ребенка по яйцу, один ребенок держит яйцо, другой бьет по нему яйцом острым концом. Чье яйцо осталось целым, тот и победил. Чтобы стать победителем в такой игре, надо выбрать яйцо с самой крепкой скорлупой и первым нанести удар.

Катание яиц

1-й вариант. Нужен деревянный или картонный «каток», перед которым раскладывают небольшие подарки, сладости, сувениры. Играющие по очереди подходят и катят свое яйцо. Что яйцо заденет на пути, то и будет призом.

2-й вариант. По центру стола кладут два крашеных яйца так, чтобы между ними не могло прокатиться третье. Тот, кто прокатит между ними своё яйцо и разобьёт одновременно два яйца - становится победителем.

3-й вариант. Два игрока встают по разные стороны стола. Из книг, поставленных друг против друга, делают две горки. Нужно прокатить с горки яйца так, чтобы они столкнулись. Чьё яйцо уцелеет - тот и победитель.

Поиск спрятанных яиц «Прятки»

Ведущий заранее прячет в разных местах комнаты или на улице пасхальные яички. Затем зовёт играющих, приговаривая:

Весна - красна из-за моря летела,

А как прилетела, так где-то и села

Кто первый яичко найдёт,

Тот себе его возьмёт!

Выигрывает тот, кто найдёт больше яичек.

Сдувание яйца

Необходимо подготовить яйцо для игры. Для этого в сыром яйце пробиваем небольшое отверстие и выливаем из него содержимое. Промываем скорлупку изнутри. Здорово, если яйцо будет окрашено или расписано, как полагается настоящему пасхальному атрибуту!

Кладем пустое яйцо в центр стола. Все гости - дети и взрослые - садятся вокруг стола как можно плотнее друг к другу, делясь на две команды. На счет «три-четыре» одна из команд начинает дуть на яйцо. Каждый игрок пытается сдуть его на противоположный конец стола, так, чтобы, в конце концов, оно упало на пол. Вторая команда должна сопротивляться и изо всех сил сдувать яйцо в сторону соперников.

За двумя зайцами

Для этой игры нам понадобятся три деревянных яйца (крашенки).

Две крашенки кладем рядом. Нужно третьей попасть так, чтобы они покатились в разные стороны. У кого так получится - тому достается какой-нибудь приз.

Раскручивание яиц

По команде игроки одновременно раскручивают свои крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.

Яйца под шапками

На столе раскладывают принесённые яйца разными кучками и накрывают их шапками. Рядом лежат шапки, под которыми нет ничего. Затем один из участников выходит из комнаты, а шапки передвигаются по столу. Его вызывают и спрашивают: «Где коки паришь?». Водящий поднимает шапки, и, если там есть крашенки, забирает их себе. Игра ведётся до тех пор, пока все крашенки не разберут.

А теперь группа предлагает провести эстафету «Яичко в ложке».

Делимся на 2 команды. По цепочке передаём ложку с яйцом, не уронив при этом яйцо. Побеждает та команда, которая выполнит это задание быстрее.

6-я группа

Творческое задание.

Народные пасхальные приметы

Отчёт.

На Пасху каждый загадывает желания в связи со своими мечтаниями, ибо верит, что сегодня, высшие силы на радостях готовы исполнить любое желание православного человека. Желания произносятся на заутрени.

На Пасху умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть и быть красивым.

Мороз в первый день Пасхи - к обильному урожаю. А если будет дождь, то и весна дождливая будет.

Если на второй день Пасхи будет ясная погода - лето будет дождливое, если пасмурное - лето будет сухое.

В первый день Пасхи примечали: на Пасху небо ясное и солнце греет - к хорошему урожаю и красному лету.

На Святой дождь - добрая рожь.

На Святой гром - к урожаю.

У пасхальных яиц были и «практические» применения - их катали по земле, чтобы она была плодородной.

Группа приготовила для Вас конкурс загадок и пословиц, поговорок.

Под ледком-ледком стоит чашка с медком (Яйцо.)

Лежит брус через всю Русь, на этом брусе 12 гнёзд, в каждом гнезде по 4 яйца, а в каждом яйце по 7 цыплят. (Год, месяцы, недели, дни.)

Закончите пословицы, поговорки.

После Масленицы Великий пост, а, за Страстною - … (Пасха).

Был пост, будет и … (Праздник)! Была кручина, будет и … (радость)!

Дорого яичко…(в Христов день)!

Христово Воскресенье … (всем на веселье)!

Первая группа приготовила обобщающий кроссворд по нашему проекту. Давайте его разгадаем. Впишем слова по вертикали и отгадаем ключевое слово по горизонтали.

Восхваление Христа в храме (Песнопение.)

Как звали святую, которая поднесла красное яйцо и начала проповедовать о Христе? (Мария.)

В какой цвет чаще всего окрашивают яйца? (Красный.)

Место, где проходят богослужения, куда приходят верующие за благодатью Божьей? (Храм.)

Звучит аудиозапись «Колокольный звон» (Благовест.)

Выражаю Вам благодарность за большую проведённую работу в подготовке своих отчётов. Все справились. Большие молодцы!!!

Обменяйтесь пасхальными сувенирами с добрыми пожеланиями.

С наступающей Пасхой!!!

Литература

Времена года. Православный народный календарь. Составитель Вл.Соколовский «Урал-Пресс».-Пермь, 1996г.