Правильный режим дня новорожденного. Особенности составления режима дня для младенца, дошкольника, первоклассника и подростка Дневное расписание для детей

Режим дня – это установленная последовательность сна, прогулок, игр, развивающих занятий, питания, гигиены. С началом посещения малышом детского сада встает вопрос подготовки его к занятиям в школе: ребенку необходимо вырабатывать навыки владения ручкой, карандашом, а также усидчивость, способность концентрироваться, выполнять задания педагога (воспитателя, а затем – учителя). Отлаженный режим дня дошкольника помогает в этом – и не только.

Каким должен быть режим?

Значение режима дня для дошкольников сложно переоценить. Установлено, что дети, соблюдающие режим дня, более уравновешены и работоспособны. У них постепенно вырабатываются определенные биоритмы, а также система условных рефлексов. Все это помогает маленькому организму физиологически переключаться между теми или иными видами деятельности, своевременно подготавливаться к каждому этапу: приему пищи, прогулке, занятиям, отдыху.

При отсутствии стабильного режима нервная система дошкольника испытывает большие нагрузки: малыш быстро переутомляется или перевозбуждается, а накопленная усталость мешает полноценному сну. Особенно остро это ощущают на себе дети с особенностями развития, поскольку резервы их организма зачастую снижены.

Как выглядит гармоничный режим дня дошкольника? Он включает в себя следующие периоды.

  • Ночной сон. Для младших дошкольников он должен длиться 13–14 часов в сутки, для старших – примерно на час меньше. Укладывать малышей на ночь нужно между 20 и 21 часами.
  • Дневной сон. До 4 лет его продолжительность составляет около 2 часов, после – примерно 1,5 часа.
  • Приемы пищи. Их должно быть минимум 4, через каждые 3,5–4 часа.
  • Бодрствование в течение 6–6,5 часов.

Что значит – бодрствование?

Это не просто период, когда ребенок не спит. Бодрствование дошкольника, посещающего детсад, наполнено разнообразными полезными занятиями:

  • прогулки (зимой – около 3 часов, летом – до 6);
  • изучение окружающего мира;
  • физическая активность;
  • занятия по развитию речи;
  • трудовая деятельность;
  • занятия или игры по умственному развитию (математические, обучение чтению, логике, развитие внимания, памяти), нравственному воспитанию;
  • творческая деятельность;
  • музыкальные занятия;
  • обучение навыкам письма.

Подобные занятия непосредственно способствуют развитию качеств, которые обязательно понадобятся ребенку в школе: инициативы, усидчивости, концентрации, активности, моторики, любознательности, умения выдерживать определенное время в работе.

У младших школьников в детских садах предусматривается до 10 различных занятий в неделю, у старших – до 14.

При этом деятельность, направленная на обучение детей, планируется между 9 и 12 часами утром, между 16 и 18 часами вечером. Это обусловлено уровнем работоспособности и активности дошкольников в течение дня. Самый неблагоприятный период для обучения – между 12 и 16 часами.

При составлении распорядка занятий учитывается также степень их сложности. К более сложным относят математику, развитие речи, изучение окружающего мира, к простым – рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Наиболее сложные планируются в первой половине недели, когда дети обладают большей работоспособностью, простые – во второй. Статические занятия сочетают с динамическими (прогулки, гимнастика, музыкальные занятия).

Обучающая деятельность строится с учетом возрастных возможностей. Длительность одного занятия для младших дошкольников составляет около 15 минут (их должно быть не более 2 в день), для старших – до получаса (ежедневно проводится 2–3 развивающих занятия).

Не переусердствуйте с секциями или кружками. Для детсадовского дошкольника достаточно 1–2 кружков. У него должно оставаться время на отдых, общение с родными. Чрезмерная развивающая загруженность приведет к перенапряжению нервной системы, нарушениям сна, снижению иммунной защиты организма.

Ориентировочный распорядок

Режим дня детей дошкольного возраста, которые ходят в детский сад, подчинен программе работы конкретного учреждения. Он может выглядеть примерно так:

  • 8700 – 8:00 – подъем, зарядка, утренняя гигиена, дорога в детский сад;
  • 8:00 – 8:30 – завтрак;
  • 8:40 – 10:00 – игровая и обучающая деятельность;
  • 10:10 – 12:10 – прогулка, игры;
  • 12:30 – 13:10 – обед;
  • 13:10 – 13:0 – подготовка к дневному сну;
  • 13:30 – 15:30 – сон;
  • 15:30 – 16:00 – пробуждение, спокойные игры;
  • 16:00 – 16:30 – полдник;
  • 16:30 – 17:30 – развивающие занятия, игры;
  • 17:30 – 19:00 – прогулка, дорога домой, игры на улице;
  • 19:00 – 19:30 – ужин;
  • 10:30 – 20:30 – спокойные игры;
  • 20:30 – 21:00 – купание, подготовка к укладыванию;
  • 21:00 – 7:00 – ночной сон.

Вечернее время ребенок проводит дома. Поэтому родителям важно помнить, что перед сном деятельность ребенка не должна быть слишком шумной или активной. Можно почитать книжки, порисовать, поиграть с кубиками или конструктором, обсудить прошедший день.

Если ваш дошкольник посещает садик, постарайтесь придерживаться режима, установленного в дошкольном учреждении, и на выходных. Это позволит ребенку более продуктивно включиться в деятельность к началу следующей недели. Если же малыш пока не посещает дошкольное учреждение, но вы планируете отдать его туда в обозримом будущем, узнайте распорядок конкретного садика и приучайте ребенка к нему, пока он находится дома. Тогда ему будет намного легче адаптироваться к жизни в детском коллективе.

Режим «домашний»

А что делать, если малыш по какой-то причине детский сад не посещает и не будет? Придерживаться того же режима – однозначно. Правда, с некоторыми нюансами. Первый из них – малышу можно позволить просыпаться немного позже (поскольку время на дорогу к садику не понадобится). Второй — укладывать при этом ребенка также можно попозже.

Еще одна тонкость – родителям придется самим организовывать для своего чада развивающие занятия. Для этого целесообразно ознакомиться с требованиями по подготовке ребенка, предъявляемыми именно в той школе, которую ребенок будет посещать в будущем, и постараться подготовить малыша в соответствии с ними. Конечно, можно привлекать на помощь и специалистов (например, записать чадо в группу раннего развития или к педагогу, который возьмет на себя роль своеобразного репетитора). Но если есть уверенность в собственных силах, то лучше, если обучением дошкольника займутся его родители. Так у них будет возможность лишний раз (который совсем не лишний!) демонстрировать ему свою любовь, заинтересованность его развитием и гордость первыми достижениями.

Заниматься придется тем же, чем и в саду: учить писать, читать, рисовать, лепить, танцевать, давать элементарные математические представления, развивать речь, изучать природу, играть, развивать малыша физически (самостоятельно или в спортивной секции), обязательно приучать к труду. Кроме прочего, мамы целиком отвечают и за рацион своего чада.

Учим учиться

Здесь родителей поджидает самая большая сложность. Дети привыкли и любят играть. А вот обучение для них является чем-то непонятным в принципе, а потому – скучным и ненужным. В коллективе ровесников дети занимаются вместе, что является дополнительным стимулом. К тому же, опытные педагоги умеют находить подход к детям и заинтересовывать их предстоящей работой. А вот как объяснить ребенку дома, какой смысл в обучении?

Большинство из нас начнет пугать малыша тем, что «неучи, когда вырастают, работают дворниками или грузчиками». Ребенку такая перспектива кажется весьма далекой и туманной. И кроме того, что он обесценит для себя труд грузчика или дворника, толку от таких внушений не будет.

Вариант второй, и тоже не лучший, – подкуп: прочитаешь – получишь игрушку, сладости или поиграешь за компьютером. Такой подход лишь породит между дошкольником и взрослыми товарно-денежные отношения. Малыш не будет заинтересован в результате своего труда. Ему будет важно побыстрее закончить то, что мешает ему развлекаться, и получить желаемое вознаграждение.

Как же помочь ребенку принять необходимость занятий?

  • Цените все достижения своего чада: и уже имеющиеся, и предстоящие. Учите его, чтобы научить, а не чтобы удовлетворить свои нереализованные амбиции.
  • Не впихивайте в него максимум знаний – всего не знает никто. Учитывайте прежде всего то, что интересно самому малышу, сопоставляя с требованиями по готовности к школе.
  • Не сравнивайте собственного ребенка с чужими, более успешными – это занизит самооценку малыша и отобьет желание учиться. Сравнивайте с тем, как прогрессирует он сам.
  • Нельзя покупать старания дошкольника какими-то благами, как и заставлять учиться в качестве наказания за провинность.
  • Нельзя наказывать за допущенные ошибки или неумение. Родители – помощники, наставники и советчики.
  • Всегда хвалите свое чадо за любые успехи, поддерживайте, выказывайте свою гордость его успехами и веру в его силы.
  • Сложные задания исключать нельзя. Они максимально полезны для развития малыша. Просто показывайте ему, что вы всегда готовы помочь.
  • Придерживайтесь установленного времени занятий, соблюдайте возрастные нормы по их количеству в день и продолжительности.
  • Разнообразьте уроки веселыми физкульт-перерывами, чтобы малыш не засиживался и не утомлялся.

Режим дня дошкольника направлен, прежде всего, на его развитие и подготовку к обучению. Поэтому так важно составить его правильно и непреклонно придерживаться. Ребенку эта привычка будет помогать всю жизнь. Она сделает его более уверенным, организованным и трудоспособным.

Маленький ребёнок – большая ответственность. На его развитие влияет огромное количество факторов, поэтому необходимо составить правильный режим дня малыша.

Распорядок дня ребёнка – планирование времени на выполнения определённых каждодневных потребностей малыша в течение суток.

Он нужен для того, чтобы распределить время на питание, бодрствование и сон крохи.

Для составления правильного распорядка дня нужно иметь в виду:

  • чтобы он в случае необходимости изменялся;
  • чтобы он был разумным;
  • чтобы принимал во внимание интересы данного ребёнка.

Положительные моменты в соблюдении режима дня:

Когда в доме появляется долгожданный ребёнок, возникает очень много обязанностей, поэтому все их нужно разумно распределить. Правильно распределённый режим дня способствует правильному развитию крохи. Родителям следует помнить , что привыкание малыша к распорядку дня займёт не малое количество времени, следовательно, нужно запастись терпением. Каждый маленький человечек индивидуален, поэтому не стоит его насильно укладывать спать или кормить в тот момент, когда он этого не хочет. Нужно просто отодвинуть необходимый процесс на некоторое время.

Нынешние педиатры советуют до того, как ребёнку исполнится один месяц, никакие графики не строить, а подождать его полного приспособления к новой среде и затем уже можно к чему-то приучать малыша. Одни выдерживают перерывы в питание 4 часа и при этом не голодны, а другие, через 1,5 – 2 часа уже просят есть, но не стоит сильно нервничать и переживать по этой причине.

Так точно может быть и со сном крохи, одни рано встают и рано ложатся спать, а другие, наоборот, поздно встают и поздно ложатся. Лучшим вариантом будет , если родители возьмут за пример себя и подстроят график под себя, но на это потребуется время. Можно в течение недели постепенно передвигать сон на несколько минут в нужную сторону и всё вскоре наладится.

Таблица сна малыша

Возраст (месяцы) Сон ночью, в часах Сон днём, в часах Количество часов сна в сутки
0 9 9 18
1 9 9 18
2 10 8 18
3 11 6 17
4 11 6 17
5 10 5 15
6 10 3,5–4,5 13,5–14,5
7 10 3,5–4,5 13,5–14,5
8 10 3,5–4,5 13,5–14,5
9 10 3,5–4 13,5–14
10 10 4 14
11 10 3 13
12 10 3 13
18 10 3 13
24 10 2 12
36 10 2 12

Как ребёнку привыкнуть к режиму дня

Ребёнок первого месяца жизни много спит, около 20 часов и просыпается, только когда голоден. А по прошествии первого месяца ребёнок начинает рассматривать и изучать, что окружает его. Кормить малыша в этом возрасте необходимо по требованию, так как пищеварительная система ещё полностью не настроена и голод у малыша может возникнуть и через час, и через три часа. Это касается только детей на грудном вскармливания, искусственников же нужно стараться сразу приучать к режиму , так как смеси сбалансированы и ребёнок не сможет быстро проголодаться. Ребёнок первого месяца жизни должен съедать от 90 до 100 грамм за одно кормление.

Нужно взять за правило проводить водные процедуры за час до отхода ко сну, так как во время их проведения ребёнок расслабляется, что хорошо повлияет на быстрое его засыпание. А также можно проводить детский массаж перед сном, это тоже имеет хорошее действие.

Новорождённого кроху необходимо приучать к прогулкам, начинать нужно с десяти минут, ежедневно увеличивая пребывание на улице. Свежий воздух полезен маленькому организму, а также в летнее время кроха будет получать витамин Д, который ему очень необходим.

В трёхмесячном возрасте ребёнок становится активнее, для сна ему понадобится не больше двух часов, трижды в день. В этом возрасте благоприятны прогулки на воздухе , когда ребёнок может уснуть в колясочке. А также в этот период малыш начинает чаще требовать грудь, как будто он не наедается, это происходит из-за значительного роста крохи.

Малыш в возрасте трёх месяцев с большим интересом начинает изучать окружающий мир. Теперь продолжительность водных процедур можно увеличить, так же как и ранее малышу необходим массаж и гимнастика, чтобы легче переносились колики.

0–3 месяцев

6.30 – просыпание;

6.40 – первое питание;

с 6.50 - по 7.30 – бодрствование;

с 7.30 - по 9.30 – первый сон;

9.40 – второе питание;

с 9.50 - по 10.20 – активное времяпрепровождение;

с 10.20 - по 12.00 – пребывание на свежем воздухе и второй сон;

12.10 – третье питание;

с 12.20 - по 13.00 – бодрствование, активное времяпрепровождение;

с 13.10 - по 15.00 – третий сон;

15.15 – четвёртое питание;

16.00 – активное времяпрепровождение;

с 16.15 - по 18.00 – пребывание на свежем воздухе и четвёртый сон;

18.00 – пятое питание;

18.10 – активное времяпрепровождение;

с 19.00 - по 20.15 – пятый сон;

с 20.15 - по 20.45 – спокойное времяпрепровождение и процедуры в ванной комнате;

20.50 – шестое питание;

21.00 – сон в ночное время;

1.00 – питание в ночное время.

Ребёнок в возрасте от четырёх месяцев до шести

В четырёхмесячном возрасте ребёнок уже должен привыкнуть к режиму, он помнит когда время есть, а когда спать. Суммарное количество времени для сна составляет 16 часов в сутки (10 часов ночью и 6 - днём). В пяти-шести месячном возрасте начинают резаться первые зубки, что может повлиять на режим сна, еды и немного их нарушить. Это связано с тем, что малыш может испытывать боль и дискомфорт.

В шестимесячном возрасте ребёнку необходим первый прикорм. Если малыш получает грудное молоко, то первый раз можно дать ему овощи или фрукты в виде пюре. Новую еду рекомендуют давать в утреннее время и внимательно следить за состоянием ребёнка, чтобы не было аллергической реакции. Нужно иметь в виду, все дети разные , а это значит, что ему что-то понравится, а что-то нет, поэтому нет надобности заставлять кушать его через силу. Необходимо искать альтернативные варианты.

Для деток на искусственном вскармливании можно составить приблизительное меню:

6.45 – молочная смесь или кефир (180–200 грамм);

9.45 – каша из рисовой, гречневой, кукурузной крупы в количестве 150 грамм;

13.15 – суп из овощей, пюре в количестве 150 грамм;

16.45 – молочная смесь или кефир в количестве 180–200 грамм;

19.15 – молочная смесь.

6.30 – просыпание;

6.45 – первое питание;

7.30 – активное времяпрепровождение;

с 7.45 - по 9.30 – первый сон;

9.45 – второе питание;

11.00 – активное времяпрепровождение;

с 11.30 - по 13.00 – второй сон и пребывание на улице;

13.15 – третье питание;

13.30 – активный отдых;

с 15.00 - по 16.30 – третий сон;

16.45 – четвёртое питание;

17.00 – активное времяпрепровождение;

с 17.45 - по 19.00 – четвёртый сон, совмещённый с пребыванием на свежем воздухе;

19.15 – пятое питание;

19.30 – активное времяпрепровождение;

21.15 – ночной сон;

Кушают детки в этом возрасте уже пять раз, с интервалом между едой 4 часа, порции уже нужно увеличивать, потому что детки активно двигаются, сидят, а некоторые уже и ходят. В периоды бодрствования кроху можно занять развивающими играми.

7.00 – просыпание, умывание;

7.15 – первое питание;

с 7.30 - по 8.15 – развивающие активные занятия, игры;

с 8.15 - по 9.15 – массаж, гимнастика;

с 9.15 - по 11.00 – первый сон;

11.15 – второе питание;

с 11.30 - по 13.00 – активный отдых, совмещённый с пребыванием на улице;

с 13.15 - по 15.00 – второй сон;

15.15 – третье питание;

с 15.30 - по 17.00 – активное времяпрепровождение, совмещённое с прогулкой на улице;

с 17.15 - по 18.45 – третий сон;

19.00 – четвёртое питание;

с 19.15 - по 20.45 – свободное времяпрепровождение и развивающие спокойные игры;

с 20.45 - по 21.00 – процедуры в ванной комнате;

21.15 – отход к ночному сну;

2.00 – пятое питание.

Некоторые малыши в этом возрасте спят дважды в день, с общим количеством дневного сна, примерно, пять часов, а некоторые перешли на один сон, длящийся около трёх часов. Очень важно подстроить режим крохи под подходящий родителям, ведь если они не смогут уделять время себе, к хорошему это не приведёт.

К году обычно все детки уже имеют разностороннее питание, кушают они четыре раза в день. Время для игр становится больше, мамам нужно придумать, чем занять малыша в периоды бодрствования.

7.45 – просыпание и процедуры в ванной комнате;

8.10 – утреннее питание;

с 8.30 - по 11.00 – зарядка, активные и развивающие занятия;

с 11.15 - по 12.30 – пребывание на улице;

12.45 – дневное питание;

с 13.00 - по 15.45 – сон в дневное время;

16.00 – полдник;

с 16.15 - по 17.45 – пребывание на свежем воздухе;

18.00 – вечернее питание;

с 18.15 - по 20.30 – спокойное времяпрепровождение;

20.50 – процедуры в ванной комнате;

21.00 – сон в ночное время.

Такой распорядок дня будет у малыша до трёхлетнего возраста, пока ребёнок не начнёт посещать детские дошкольные учреждения. За некоторое время до посещения детского сада, распорядок дня нужно немного подстроить под «садиковский», чтобы крохе было легче приспособиться. Педиатры рекомендуют соблюдать распорядок дня и в выходные дни, а не только в будние.

7.45 – просыпание, процедуры в ванной комнате;

8.00 – завтрак;

с 8.15 – по 10.15 – зарядка, активные игры;

с 10.30 - по 12.30 – пребывание на улице;

12.45 – обед;

с 13.00 – по 15.30 – сон в дневное время;

15.40 – полдник;

с 15.50 - по 16.20 – подвижные игры;

с 16.30 - по 18.00 – пребывание на улице;

18.15 – ужин;

с18.30 – по 20.50 – игры перед сном, чтение на ночь;

21.00 – процедуры в ванной комнате;

21.15 – ночной сон.

Последующий этап в жизни детей – школа. Режим дня ребёнка младшего школьного возраста зависит от уроков и внешкольных занятий, ведь сейчас многие дети заняты в спортивных секциях, музыкальных, художественных, танцевальных школах и других творческих кружках. Для растущего организма очень важно, чтобы ребёнок был отдохнувшим, проводил больше времени на свежем воздухе и наравне с этим, успевал делать домашние задания, играл и занимался любимыми занятиями.

7.00 – подъём;

7.10 – зарядка, процедуры в ванной комнате;

7.20 – завтрак;

7.40 – дорога в школу;

с 8.00 - по 12.30 – уроки в школе;

12.40 – дорога домой;

13.00 – обед;

с 13.15 - по 14.00 – отдых;

с 14.15 - по 15.30 – выполнение заданного домашнего задания;

15.45 – полдник;

с 16.00 - по 18.45 – посещение внешкольных учреждений, совмещённое с прогулкой;

19.00 – ужин;

с19.15 - по 20.30 – спокойные игры, свободное время для хобби;

20.40 – процедуры в ванной комнате;

21.00 – книги на ночь;

21.15 – ночной сон.

Это лишь примерный распорядок дня для ребёнка от рождения и до семи лет, который можно взять как пример, для составления таблицы своего личного режима дня.

Для новорождённого малыша важен режим дня. От соблюдения распорядка выигрывают и родители, и грудничок. Маленький человечек получает максимально комфортные условия, а взрослые, особенно, мама, смогут выкроить минутку для отдыха.

Терпение и любовь к ребёнку помогут пережить сложный период. Для вас – полезная информация о том, как правильно организовать режим дня новорождённого.

Польза правильного режима дня

Педиатры уверены, что определённый режим важен для крохи:

  • грудничок лучше развивается;
  • кроха растёт более уравновешенным, меньше капризничает;
  • день не превращается в одно «бесконечное» кормление;
  • маленький желудочек успевает переваривать грудное молоко;
  • достаточное количество сна предупреждает утомляемость;
  • появляется время на обязательные прогулки. О пользе свежего воздуха знают все;
  • родители находят время на общение с маленьким человечком, купание, массаж, закаливающие процедуры;
  • мама получает возможность немного отдохнуть, уделить внимание себе, другим членам семьи.

Свободный режим или чёткий распорядок

Этот вопрос активно обсуждается на форумах, в медицинской среде. Несколько десятилетий назад были определённые правила, которые мало учитывали интересы грудничка. Врачи считали, что кормление нужно проводить строго по часам, невзирая на плач голодного ребёнка и волнение молодой мамочки по этому поводу.

Со временем представления изменились: многие педиатры рекомендовали кормить грудничка по первому требованию, всецело подчинить жизнь интересам новорождённого. Мама очень уставала, ребёнок не всегда активно кушал, процесс кормления растягивался на час и более.

Оба варианта – это крайности, имеющие свои недостатки:

  • в первом случае новорождённый плачет, потому что хочет кушать, но до следующего кормление ещё полчаса. Мама с тяжёлым сердцем переживает, но ничего не предпринимает, ведь согласно правилам, нельзя покормить кроху раньше времени. Грудь часто «наливается», могут развиться застойные явления, ощущается болезненность. Малыш жадно ест, спешит, заглатывает воздух, вздувается животик. Страдают все;
  • при свободном режиме мама превращается в «машину для выработки молока», сильно устаёт, женщине сложно выделить минимально необходимое время для отдыха. Кормление часто занимает много времени с небольшими перерывами. Отсюда проблемы со здоровьем, раздражение, нередко, снижение выработки молока из-за нервного напряжения.

Сейчас споры поутихли. Наконец-то была найдена «золотая середина», составлен режим, устраивающий новорождённого и молодых родителей. Большинство педиатров придерживается единого мнения.

  • кормите кроху по требованию, 6–8 раз за день плюс 1–2 раза ночью;
  • кормление проводите приблизительно в одно время. Если малыш проголодался чуть раньше, попробуйте «протянуть» ещё 15–20 минут, ласково поговорите с крохой, отвлеките;
  • обязательно гуляйте с младенцем;
  • при хорошей погоде рекомендован сон во время ежедневных прогулок на свежем воздухе;
  • выделяйте время для проведения гигиенических процедур. Полезны воздушные ванны, массаж. Перед сном обязательно купайте кроху;
  • учитывайте интересы ребёнка, не превращайте воспитание в ежедневную борьбу с малышом;
  • старайтесь придерживаться распорядка: качество ухода за новорождённым улучшится, у родителей появится время для отдыха.

Особенности ухода за малышом в первый месяц жизни

Из чего складывается распорядок дня новорождённого? Основные этапы:

  • сон. Оптимальная продолжительность в первый месяц – около 18–20 часов;
  • питание. Количество кормлений: 6–8 за день, по требованию прикладывайте к груди малыша ещё раз или два ночью;
  • бодрствование – от 4 до 6 часов за сутки. Общайтесь с крохой, нежно разговаривайте, делайте массаж, проводите воздушные ванны. Новорождённый пока слабо реагирует на все ваши действия, но он привыкает к тембру голоса, чувствует защищённость, комфорт. Учёные доказали, что детки, испытывающие недостаток ласки, общения, хуже развиваются, растут агрессивными, замкнутыми;
  • прогулки на свежем воздухе. Длительность – в зависимости от сезона, температуры воздуха, состояния здоровья (при болезни длительность прогулок меньше). В тёплый сезон хотя бы один раз рекомендован сон во время пребывания на свежем воздухе;
  • гигиенические процедуры. Утренний туалет (умывание, очищение ушек, носика, промывание глазок), ежедневный уход за пупочной ранкой, подмывание после дефекации/мочеиспускания. За 30-40 минут до ночного сна проводится купание грудничка.

Примерный распорядок дня младенца

Ориентируйтесь на продолжительность бодрствования и сна, корректируйте режим с учётом потребностей вашего малыша:

  • в 6 часов кроха просыпается, проводятся гигиенические процедуры;
  • первое кормление в 6.30, последующие с интервалом в 3 часа или чуть меньше, в зависимости от потребностей ребёнка;
  • после еды кроха бодрствует, затем спит до следующего кормления. До 21.00 ребёнок должен отдохнуть 4 раза примерно по два часа;
  • перед ночным отдыхом проводится купание. В 21–22 часа после кормления грудничок засыпает. Ночью большинство новорождённых требует грудь раз или два.

Совет! Вечером не тормошите малыша, поиграйте с ним, поговорите, но запрещены слишком активные движения. Перед ночным отдыхом малыш должен успокоиться. Купание проводится не только с гигиенической целью, но и для расслабления, лучшего отдыха.

Основные этапы ухода за новорожденным

Родители должны обеспечить крохе максимальный комфорт. Правильный режим важен для здоровья, развития новорождённого.

Обеспечьте полноценный отдых, достаточное питание, комфортный уровень общения. Обязательны гигиенические процедуры, внимание к здоровью грудничка.

Сон

Возьмите на заметку:

  • большую часть дня новорождённый спит, просыпается, чтобы покушать;
  • оптимальная длительность отдыха ночью – от 8 до 9 часов. Дневной сон разделён на несколько периодов. Общая продолжительность отдыха –7–8 часов;
  • в первое время на прогулке кроха также спит. Многие мамочки знают, что на свежем воздухе сон всегда крепкий, спокойный;
  • следите, не переутомился ли малыш. Бодрствование, не считая кормления, должно длиться около часа;
  • если малыш долго спит днём, осторожно разбудите его, иначе со временем грудничок перепутает день с ночью. В такой ситуации требуется немало времени, чтобы вернуть нормальный режим;
  • подберите качественный, «дышащий» подгузник, подходящий по размеру. Не ленитесь, лишний раз смените полезное приспособление: грязные подгузники – причина опрелостей, заболеваний кожи, половых органов;
  • перед сном обязательно проветрите комнату, создайте оптимальную температуру: +20…+22 градуса. Жара не способствует нормальному сну, провоцирует потницу новорождённых;
  • если кроха долго не засыпает, плачет, попробуйте немного покормить его. Возможно, грудничок, не может заснуть из-за чувства голода. Нередко причиной нарушений становятся различные заболевания. Обязательно обратитесь за консультацией к педиатру.

Питание

  • кормите грудничка «по требованию», старайтесь выработать у новорождённого привычку кушать приблизительно в одно и то же время;
  • первые дни новорождённый привыкает к новым условиям, режим кормления часто нарушается. Отбросьте сомнения: кроха чуть подрастёт, желудок окрепнет, будет проще наладить распорядок дня;
  • перед едой обязательно выкладывайте грудничка на животик. После кормления подержите ребёнка столбиком, чтобы вышел воздух. Несложный приём помогает отрыгнуть излишнее количество молока. Ещё один плюс – реже развиваются колики;
  • не перекармливайте кроху: переедание создаёт проблемы для слабо развитой пищеварительной системы, провоцирует колики, вздутие живота, капризы;
  • на первых порах подходящая пища – только грудное молоко или специальные детские смеси. При отсутствии молока у мамы выбирайте заменители от известных производителей, с обязательной пометкой «для новорождённых»;
  • количество кормлений за сутки – не менее шести. Многие детки просыпаются ночью, чтобы покушать, особенно, при низкой жирности молока у мамы. Если кроха просыпается чаще, жадно сосёт, подумайте, как изменить рацион, сделать грудное молоко более питательным.
  • не держите кроху у груди весь день, обязательно кладите его в кроватку. Создайте уютное «гнёздышко» подходящего размера, в котором малыш почувствует себя защищённым;
  • за один раз малыш должен получить 50–90 мл грудного молока. Это примерный показатель, который варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей младенца. Прибавка в весе – ориентир, показывающий, достаточное ли количество пищи получает новорождённый. Важно учесть состояние здоровья малыша, его активность.

Важно! Кормящей маме придётся отказаться от некоторых продуктов, ухудшающих качество грудного молока. Под запретом цитрусовые, мёд, шоколад, кофе, томаты, клубника, морская рыба. Не стоит употреблять жирное коровье молоко, твёрдый сыр, напитки с красителями и консервантами, алкоголь, фаст-фуд. Нарушение правил провоцирует диатез, пищевую аллергию у грудничка.

Прогулки

  • для первой прогулки летом воздух должен прогреться до +20 градусов. Начните с четверти часа, каждый день добавляйте по 5 минут;
  • если малыш родился поздней осенью или зимой, первый раз вынесите кроху на 10 минут при температуре не ниже -3 градуса. Время пребывания на улице увеличивайте постепенно, с новорождённым не гуляйте в сильный мороз;
  • через месяц пребывание на воздухе доведите до 45 минут. Летом гуляйте дважды за день, зимой – 1 раз, около получаса;
  • одевайте новорождённого по погоде, не кутайте слишком сильно. Если после прогулки стопы и ладошки тёплые, значит, ребёнок не замёрз.

Осторожнее в сырую, ветреную погоду: малыш может легко простудиться. При таких погодных условиях в воздухе находятся патогенные бактерии, предпочитающие влажные условия, температуру чуть выше нуля градусов.

Гигиенические процедуры

Обязательные мероприятия:

  • дважды за день смазывайте пупочную рану 3% раствором перекиси водорода. Обязательно после дезинфекции нанесите на ранку зелёнку: обработка предупреждает инфицирование. При купании не трите эту область;
  • ежедневный утренний туалет: умывание тёплой водой (обязательно кипячёной). Начните с +37 градусов, постепенно доведите температуру воды до +25 градусов;
  • глазки обработайте ватным диском;
  • протрите носик снаружи, внутреннюю часть аккуратно очистите скрученной ваткой;
  • уши очищайте дважды в неделю. Сильно не вталкивайте ватный жгутик внутрь, иначе сера скопится в глубине слухового прохода.

Теперь вы знаете, какой примерный режим у крохи в первый месяц. Уделяйте грудничку внимание, удовлетворяйте потребность в пище, сне, помните о психо-эмоциональном развитии. Следите за здоровьем новорождённого, понемногу закаливайте. Советуйтесь с участковым педиатром, но обязательно учитывайте индивидуальные особенности вашего ребёнка.

Видео о распорядке дня младенца:

Современные родители стремятся растить детей в атмосфере, свободной от жестких рамок, принуждения и давления. Подрастающему поколению предоставляется возможность самостоятельно принимать решения, делать выбор, учиться слушать себя. В такой концепции воспитания режим дня для ребенка занимает особое место. Как создать идеальный распорядок, подходящий маме и ребенку, обеспечивающий здоровье и психологический комфорт малыша, на какие принципы следует опираться, продумывая организацию детских будней?

Жизнь ребёнка первого года жизни сложно уместить в строгие рамки – новорожденные еще не осознают своих желаний, быстро растут, их потребности стремительно меняются. Интенсивные темпы развития оказывают значительное давление на психику – кроха не умеет слушаться, рассуждать и договариваться, зато обладает даром капризничать и устраивать истерики. Нужна ли четкая организация рутины таким крошкам?

Плюсы соблюдения распорядка


Минусы режима

  • Сложность организации для детей самого раннего возраста.
  • В более старшем возрасте дети становятся строптивыми, встает проблема «как его заставить…».
  • Идея четкого распорядка уходит корнями в советские времена – является пережитком прошлого.
  • Неповторимую, свободную личность жесткие ограничения загоняют в рамки и стандарты, таким образом подавляя индивидуальность.

По мнению педиатров и психологов, жесткая регламентация методов и способов взращивания детей действительно не оправданна, однако специалисты выступают однозначно за режим, рекомендуя выстраивать его максимально гибко. Основная идея построения «жизни по часам» — соблюдение так называемых ритмов ребенка и других членов семьи с учетом особенностей каждого. Задача родителей – органично вписать сыночка или дочурку в уже сложившиеся семейные будни. Процесс организации нового распорядка требует времени и терпения.

Основы построения режима

При организации режима дня для ребенка придерживайтесь принципов, позволяющих достичь максимального уровня комфорта для всего семейства:


Главное, на что следует опираться при налаживании режима, – индивидуальные особенности карапуза, а также устоявшийся образ жизни семьи. Кроме того, необходимо делать поправку на возраст – установить режим для отпрыска двух-трех лет значительно проще, чем для младенца до годика.

Как облегчить привыкание ребенка к режиму

Деткам бывает трудно перейти к строго определенной последовательности действий в силу несовершенства нервной системы, работы органов, подвижности биоритмов. Мягко приучить чадо к распорядку помогут следующие шаги:


Если кроха перепутал день с ночью

Феномен перевернутого режима свойствен многими детками первых месяцев – сутки переворачиваются наоборот, днем чадо много спит, а ночью бодрствует до 4-5 часов подряд. Такие фокусы утомляют и родителей, и малышей. Если речь не идет о болезни, нормализовать график помогут простые действия:

  • Обеспечьте комфорт спального места малютки: низкая подушка либо ее отсутствие, ровная поверхность матраса, натуральные материалы постельного белья.
  • Соблюдайте комфортную температуру, исключите замерзание или перегрев.
  • Попробуйте мягкое пеленание на ночь.
  • Не перекармливайте непоседу вечером, не давайте сладкого перед сном.
  • Подумайте, не подвергается ли карапуз постоянному стрессу. Возможно, стоит отказаться от регулярного посещения бассейна, динамической гимнастики либо контактов с посторонними людьми.
  • Насыщайте моменты дневного бодрствования активной деятельностью.
  • Ночью сохраняйте тишину и темноту. Даже если карапуз наотрез отказывается спать, не стоит организовывать игры, походы на кухню за едой, постарайтесь ограничиться валянием в постели при выключенном свете.
  • Берите грудничка спать с собой – дети спят крепче и дольше под боком у мамы.

Чаще всего день и ночь встают на свои места в течение 3-4 недель, однако этот период может затянуться до 2-3 месяцев – в таком случае нелишней будет консультация педиатра или специалиста по сну.

Особенности режима в зависимости от возраста

Жизнь новорожденных детишек весьма хаотична, структура режима ребенка в 1 год – более организованна, детсадовцы уже умело подстраиваются под требования вовремя есть, играть и гулять, а школьники способны контролировать свое расписание самостоятельно.

Таблица ниже описывает основные нюансы распорядка дня для детей раннего возраста.

Возраст (месяцы) Особенности графика
1 До 20 часов в течение суток новорожденный спит. Если крошка находится на грудном вскармливании, то практически все время между снами кушает. Сны на груди также являются нормой. Детишки на искусственном вскармливании получают смесь по графику, начиная с первых дней жизни. На первом месяце важен обильный телесный контакт с мамой. Новорожденные хорошо спят в коляске на балконе. Педиатры рекомендуют начинать выходить гулять с 10-15 минут, последовательно увеличивая время. Месячные дети могут спать на улице по 2-3 часа.
2-3 Как правило, режим дня ребенка в 2 месяца все еще завязан на снах. Два-три раза (чаще три) крошки спят, каждому сну предшествует кормление, просыпание также является сигналом к тому, что детке необходимо приложиться к груди. В этом возрасте может случиться так называемый «лактационный криз» — детеныш чаще просит грудь, возникает ощущение, что ему не хватает молока. Это связано со скачком роста: продолжая грудное вскармливание по требованию, мама выравнивает ситуацию в течение 3-5 дней. Прогулки трехмесячных детишек совпадают со снами. Можно увеличить время купания, между снами заниматься активной гимнастикой, выкладывать карапуза на животик, показывать ему игрушки.
4-6 Продолжительность снов сокращается. Детка довольно рано укладывается вечером (20-21 час), рано просыпается (5-6 часов), дважды или трижды отдыхает днем. Начинают прорезываться зубки, в связи с чем график обычно сильно сбивается, и восстановить его будет сложно. Дневные прогулки можно организовывать вне снов. Шесть месяцев – оптимальный возраст для ввода прикорма, ЖКТ уже готов знакомиться со взрослой пищей. Кормите малыша в те же часы, что кушаете сами. Совместное со взрослыми принятие пищи способствует здоровому аппетиту. Внимательно следите за реакциями чада на продукты, изучайте его предпочтения. Между снами полугодовалые карапузы разворачивают активную деятельность – многие начинают ползать, садиться, переворачиваться.
8-10 К этому моменту многие непоседы переходят на два сна, которые лучше всего проводить дома. Количество прогулок зависит от времени отдыха и погодных условий. Днем детишки много играют, отрабатывают навыки ползания, учатся вставать. Увеличиваются порции еды. Часы завтрака, обеда, полдника и ужина мама может определить достаточно строго.
12 Первый серьезный кризис развития затрудняет четкую организацию дня ребенка в 1 год – непоседа становится капризным, ему трудно перестроиться на одноразовый тихий час, он отказывается от еды, требует то одного, то другого, проявляет характер. Лучшая тактика для мамы на этом этапе – набраться терпения, отказаться от жестких мер и «ломки» распорядка, стараться перейти в «режим сохранения энергии», то есть делать так, как удобно ей и ребенку.

Значительные изменения претерпевает режим дня ребенка в 2 года и старше: некоторые детишки делают попытки уйти от дневных снов, дни становятся насыщенными, чадо становится активным членом семьи, принимающим полноправное участие в семейных ритуалах. Двух-трехлетки учатся контролировать себя, поэтому в организации режима можно использовать мотивирующие, игровые приемы, договариваться, объяснять. С началом посещения садика дошколята переходят на новый виток развития, распорядок будней соотносится с режимом садика. На выходных психологи и педагоги рекомендуют придерживаться приблизительно того же расписания.

Успешно организовать режим дня для деток любого возраста поможет ориентация на их индивидуальные биоритмы и стремление создать гармоничную, комфортную семейную атмосферу, где все будут чувствовать себя свободно и уютно.

Когда в семье появляется второй малыш, режим дня ребенка-первенца чаще всего претерпевает изменения. Мама уже не может пускать чередование периодов сна, бодрствования, питания и развивающих занятий на самотек и старается создать такой распорядок дня ребенка, который максимально близко будет к режиму самого младшего члена семьи.

Если есть возможность совместить сон малыша с первой прогулкой - смело совмещайте. Если дети охотно развиваются вместе - давайте добро, но если младший мешает при творческих и требующих сосредоточенности занятиях первенца, лучше запланировать их на время сна малыша, или самостоятельно занять младшего ребенка на это время интересной игрушкой соответствующей возрасту. Постарайтесь ощутить потребности детей и совместить их графики сна и бодрствования таким образом, чтобы было комфортно всей семье.

Режим дня: гибкость - залог равновесия

Не стоит забывать о том, что распорядок дня ребенка должен быть гибким, и если вы делаете все в нужной последовательности, но со сбоем в 20-30 минут - ничего криминального в этом нет. А еще режим дня ребенка должен учитывать характер и интересы обоих детей, быть разумным, и главное - он должен выполняться. Как же добиться этого, как приучить своих детишек, а главное - себя, к выполнению установленного распорядка?

  • Дети лучше всего все воспринимают в игровой форме - очень помогают такие мелочи, как картинки, расписания, галочки и флажки, будильники и таймеры, проигрывание ситуации с куклами.
  • Даже форс-мажор, например, приход бабушек или гостей, не должен слишком выбивать вас из графика.
  • Корректируйте режим в зависимости от самочувствия каждого из детей.
  • Не стоит заменять прогулки и активные игры телевизором или цифровыми устройствами - иначе энергия детей окажется нереализованной и это аукнется вам при укладывании на ночь.
  • Начните с себя. Если вы поведете детей от хаоса к режиму - они охотно пойдут за вами, пусть и не сразу.

Распорядок - это не твердые рамки, а примерный план на день. И если вам все удастся, то можно легко выполнять домашние дела либо в период сна детей, либо совместно с малышами, а вечер после половины десятого посвятить себе, мужу и хобби.