Рекомендации родителям по режиму дня школьников. В качестве заключения

Соблюдение режима и последовательности часов сна, кормления, бодрствования способствует выработке определенного динамического стереотипа (рефлекса на время), который помогает нормальному функционированию всех органов и систем организма малыша. Критерием правильности чередования основных режимных моментов является хорошее эмоциональное состояние ребенка при кормлении и бодрствовании, а также спокойный глубокий сон.

Из этой статьи вы узнаете как правильно организовать режим дня грудного ребенка и каким должен быть режим дня новорожденного.

Режим дня грудного ребенка

Как организовать режим для новорожденного?

Осуществлять режим дня грудного ребенка нужно уже в первый месяц его жизни. При этом необходимо учитывать особенности периода новорожденности, для которого характерно хаотическое чередование сна и бодрствования. Преобладающей причиной пробуждения малыша является голодное возбуждение. Наиболее целесообразно в режиме детей до года бодрствование непосредственно после кормления и сон перед следующим кормлением. Как правило, после пробуждения ребенок хорошо ест, после чего бодрствует, затем быстро засыпает и крепко спит до следующего кормления.

Каким должен быть режим для новорожденного ребенка?

Режим для новорожденного - это его подчинение образу жизни взрослых. Взрослые учат ребенка, сознательно навязывают ему модель поведения, оптимальную для гармоничной жизни семьи. Средняя суточная потребность во сне у детей разного возраста:

  • Новорожденный - 16 часов,
  • 6 месяцев - 14,5 часов,
  • 12 месяцев - 13,5 часов,
  • 2 года - 13 часов,
  • 4 года - 11,5 часов,
  • 6 лет - 9,5 часов,
  • 12 лет - 8,5 часов,
  • 18 лет - 8 часов.

Как организовать режим дня грудного ребенка?

При соблюдении режима кормления у ребенка вырабатывается потребность в сне и еде в определенные часы, причем время бодрствования постепенно увеличивается днем, а сна - вечером и ночью.

Часто плохое настроение ребенка связано именно с нарушением режима дня, которое приводит к переутомлению и недосыпанию, что в дальнейшем отражается на его физическом и психическом здоровье: ребенок плохо развивается, становится раздражительным.

Дети, живущие по установленному режиму, не нуждаются в дополнительном успокоении (укачивание, ношение на руках, пользование соской-пустышкой). Если малыш живет по определенному режиму, он привыкает с легкостью в дальнейшем к распорядку дня в детском саду.

Дети первого года жизни обычно спят ночью крепко. Если они беспокойны, надо выяснить причину. Не следует спешить накормить малыша. Может быть, требуется смена пеленок или перемена положения, возможно, беспокоят комары или другие насекомые, ребенку жарко или холодно. Важно устранить причины плача.

Дети грудного возраста очень быстро засыпают, если родители укачивают их на руках, в коляске или кроватке. Но сон при укачивании неглубокий, и ребенок может быстро проснуться. Кроме того, возникает определенная привычка к укачиванию. Нежелательно применять и соску-пустышку, так как она мешает наступлению глубокого сна и способствует выработке отрицательной привычки.

Режим дня грудного ребенка от рождения до 2,5-3 месяцев

На протяжении первого года жизни режим ребенка должен меняться 4 раза. Перевод на каждый последующий режим необходимо осуществлять только по рекомендации врача-педиатра.

С рождения до 2,5-3 месяцев новорожденного ребенка кормят 6 - 8 раз в сутки с интервалом между кормлениями в 3-3,5 часа (интервал может колебаться от 2,5 до 4,5 часов при свободном вскармливании). Бодрствование между кормлениями составляет при этом режиме 1 - 1,5 часа. Спит ребенок 4 раза в день по 1,5-2 часа.

Режим дня грудного ребенка от рождения до 3 до 5 месяцев

От 3 до 5-6 месяцев новорожденного ребенка кормят 6 раз в сутки с интервалом между кормлениями в 3,5 часа и обязательным 10-11-часовым ночным перерывом. В этом возрасте ребенок спит 4 раза в день, бодрствует по 1,5-2,0 часа. По этому режиму могут жить и дети до 3 месяцев, если они хорошо едят и выдерживают промежуток между кормлениями в 3,5 часа.

Режим дня грудного ребенка от рождения до 5 до 9 месяцев

От 5-6 до 9-10 месяцев ребенка кормят 5 раз в сутки с интервалом между кормлениями 4 часа. Время бодрствования увеличивается до 2,0-2,5 часов, дневной сон - 3 раза в день по 2,0 часа, ночной - 10-11 часов.

Режим дня грудного ребенка от рождения до 10 до 12 месяцев

От 9-10 до 12 месяцев. Число кормлений - 5 - 4, интервал между кормлениями составляет 4-4,5 часа. Время бодрствования 3 - 3,5 часа, дневной сон - 2 раза в день по 2,0 -2,5 часа, ночной - 10-11 часов.

Режим дня новорожденного

Режим кормления новорожденного

Для того чтобы обеспечить спокойный сон и бодрствование (до 4-5 недель), следует установить только правильный ритм кормления, то есть кормить ребенка в одно и то же время, через одинаковые промежутки. В течение первого месяца довольно трудно добиться какого-то определенного режима дня. Потребность в еде у малышей возникает в зависимости от индивидуального насыщения: малыш может высосать больше или меньше молока, в связи с чем промежуток между кормлениями значительно варьируется от 2,5 до 4,5 часов. Постепенно малыш выработает "свой" определенный режим. При упорядоченном кормлении потребность в пище возникает в определенные часы, и примерно к началу второго месяца ребенок обычно сам просыпается к моменту кормления. Постепенно после кормления начинает возникать спокойное бодрствование. Отрезки бодрствования становятся более длительными (от 40 минут до 1 часа), а сон более глубоким. Примерно с 4-6 недель у детей следует вырабатывать ритм бодрствования и сна.

Режим бодрствования новорожденного

Для того чтобы новорожденный ребенок с конца первого месяца активно бодрствовал, необходимо частое общение взрослых, наличие игрушек и свобода движений. Для детей этого возраста наилучшим условием для быстрого засыпания и глубокого сна является сон на свежем воздухе.

Возраст, когда следует выносить ребенка на свежий воздух, зависит от его здоровья, сезона, климатических условий. Осенью, зимой и ранней весной приучать ребенка к свежему воздуху следует постепенно: выносить на сон во время, установленное в режиме, вначале ненадолго, а затем на все отрезки дневного сна. Особенно важно проводить сон на свежем воздухе именно в этом возрасте, когда ребенка впервые приучают к режиму дня. Если в период с конца первого - начала второго месяца систематически проводить правильный режим дня, то к 3 месяцам ребенок может полностью жить по определенному режиму.

Если малыш кричит до установленных часов кормления, его следует покормить. Если он длительное время не может привыкнуть к установленному режиму, следует назначить другой, соответствующий его потребностям.

Для новорожденных детей в возрасте до 3 месяцев наиболее правильный режим дня, при котором кормят ребенка 7 раз в сутки, с периодом бодрствования вначале 1 ч, а к 3 месяцам - 1,5 ч и дневным сном 4 раза по 2 - 2,5 часа и ночью от 11 до 10 ч.

Купание - хорошее средство, укрепляющее ночной сон маленького ребенка. Родители сами должны установить удобные для них часы купания, после чего ребенок будет хорошо спать.

В зависимости от состояния ребенка, бытовых конкретных условий для удобства мамы часы в режиме могут быть передвинуты, при этом соответственно сдвигаются часы всех режимных моментов.

Когда здоровых нормально развивающихся детей до 5 - 6 месяцев воспитывают на режиме с 3-часовыми перерывами между кормлениями вместо того, чтобы с 2,5- 3 месяцев перевести на 6-разовое кормление с перерывами в 3,5 часа, они до конца этого возрастного периода вместо 2 часов продолжают бодрствовать - по 1,5 часа. При этом к моменту укладывания ко сну у ребенка еще не возникает потребность в отдыхе, он долго не засыпает. Поэтому, если ребенок 2,5-3 месяцев уже легко бодрствует 1,5 часа, его нужно переводить на следующий режим.

Постепенно период бодрствования увеличивается, поэтому малыша следует укладывать уже не через 1,5 часа после пробуждения, а несколько позже, при появлении первых признаков утомления. До 4-5 месяцев ребенок продолжает спать днем 4 раза. Некоторые дети не спят 4 раза днем, в этом случае их укладывают спать на ночной сон раньше, тогда длительность ночного сна увеличивается до 11 часов.

Примерно с 5-6 месяцев малыша нужно перевести на режим дня, при котором длительность активного бодрствования равна 2-2,5 часа. Днем дети спят уже 3 раза по 2-2,5 часа. Длительность ночного сна равна 10-11 часам.

Режим сна новорожденного

В возрасте 9 - 12 месяцев малыша переводят на режим дня с двукратным дневным сном. В этом режиме дня длительность отрезков бодрствования колеблется от 2,5 до 3,5 часов. Длительность первого отрезка дневного сна увеличивается до 2,5 часов, второй раз малыш спит 1,5-2 часа. Ночной сон длится 11 часов. Кормят малыша 4 - 5 раз в сутки.

Во время перевода на режим с двукратным дневным сном соблюдать одинаковые перерывы между кормлениями не удается. Интервал в приеме пиши между кормлениями первым и вторым, а также между вторым и третьим достигает 4,5 часа. Такая длительность промежутков между кормлениями допустима потому, что в этот отрезок времени малыш не только бодрствует, но и спит. Перерыв между третьим и четвертым кормлением, когда малыш бодрствует, сокращается до 3-3,5 часов.

Сразу после рождения периоды сна и бодрствования, процессы поедания пищи и оправления физиологических нужд равномерно распределены в течение суток. Организм ребенка постепенно адаптируется к модели поведения окружающих его взрослых, как следствие - дитя предпочитает спать тогда, когда спят окружающие, и есть тогда, когда едят все вокруг. Подобная адаптация - процесс инстинктивный, обусловленный биологической целесообразностью.

Режим дня дошкольника

Элементы режима дня дошкольников

Бодрствование

Максимальная длительность,

Количество периодов

дневного сна

Длительность каждого

периода, ч

Ночной, ч

Всего часов

Длительность занятий, мин.

Количество занятий в день

до 9-10 месяцев

2 (индивидуальные)

месяцев до 1 года

1-й сон -2,5 2-й сон -2

(индивидуальные) ;

От 1 до 1,5 года

1-й сон -2--2,5 2-й сон-1,5

1-2 (игры-занятия индивидуальные и по подгруппам)

года до 2 лет

(индивидуальные и по подгруппам)

От2доЗ лет

1-2 (групповые) ;

0т З до 4 лет

От4до5 лет

От5до6 лет

Развитие ребенка и его здоровье зависит от правильной организации режима, которым должны заниматься родители. В помощь молодым мамам и папам приходят медицинские работники, специализированная литература и интуиция.

Рекомендации по режиму дня детей грудного возраста опираются на смену сна и бодрствования. Нельзя забывать о значении свежего воздуха, то есть организованных прогулок. Их количество в сутки должно составлять 3 раза, а длительность от полутора до двух часов.

Рекомендации, как организовать режим дня малышей, дают и некоторые специалисты, например невропатологи. Ведь нервно-психическое здоровье малыша оказывает значительное влияние на развитие его личности в будущем.

Вот что они говорят: не нужно забывать и о развитии малыша при помощи игрушек и упражнений. Комплекс физических упражнений повышает тонус организма, позволяет наращивать маленькие мышцы и обеспечивает хорошее самочувствие.

В период первых трех месяцев жизни ребенка важно развивать зрительный и слуховой анализаторы. Поэтому в режиме дня должно отводиться место для развивающих игр. Обычно это происходит после сна, в период бодрствования.

После третьего месяца жизни и до шестого увеличивается время бодрствования, которое нужно посвятить развитию моторики, двигательным навыкам. Режим дня детей в этом возрасте предполагает проведение прогулок на свежем воздухе в сочетании с дневным сном. Важное место в режиме отводится кормлению ребенка.

Режим кормления ребёнка

До 4.5 месяцев малыш кушает 6 раз в день, а после этого периода 5 раз, примерно через каждые 4 часа. Но современные методики воспитания советуют кормить ребенка по первому требованию, а не по графику. Может случиться так, что ребенок прикладывается к груди для успокоения, а не для насыщения.

Что касается игрушек, то специалисты считают, что большое количество игрушек рядом с ребенком чрезмерно его утомляет.

Гигиена

Большое значение отводится навыкам гигиены. Привычка формируется в процессе жизни. После сна нужно ватным тампоном умыть личико, перед вечерним сном малыша купают, а после того, как он научится сидеть, высаживают на горшок.

Все это необходимо для того, чтобы образовался условный рефлекс. Можно четко не придерживаться временных рамок, каждая мать поступает так, как чувствует.

Распорядок дня по часам

Вот примерный распорядок дня для малышей разного возраста:

Распорядок дня для ребенка от 0 до 3 месяцев.

8.30 – утренний туалет, общение, гимнастика, массажные процедуры.

12.00 – кормление, общение.

12.45 – прогулка.

15.00 – кормление.

20.30 – купание.

1.00 – 3.00 - ночное кормление по требованию ребенка.

Распорядок дня для ребенка от 4 до 7 месяцев.

6.00 – кормление.

8.00 – утренний туалет, общение, гимнастика, массажные процедуры.

12.45 – прогулка.

14.00 – кормление, общение.

15.45 – сон, или прогулка в сочетании со сном.

18.00 – кормление, общение.

19.00 – общение, сон.

20.30 – купание.

Распорядок дня для ребенка от 8 до 12 месяцев.

8.00 – утренний туалет, общение, прогулка.

9.00 - гимнастика, массажные процедуры.

12.00 – общение, игры.

12.45 – прогулка.

14.00 – кормление, общение.

15.45 – сон, или прогулка в сочетании со сном.

18.00 – кормление, гимнастика, сон.

20.30 – купание.

Видео-рекомендации специалистов и мам, как организовать режим дня грудничка

Один из вариантов режима дня малыша:

Режим сна и кормления:

Как приучить ребенка спать всю ночь, не просыпаясь:

Режим – точно установленный распорядок жизни: труда, отдыха, сна, питания и т.д.. Споры по поводу режима дня велись, ведутся и, вероятно, вестись будут долго.

Многие считают, что и в самом деле нет ничего страшного в том, что ребенок ляжет спать позже, пропустит дневной сон, поиграет в обеденное время и т. д. Однако эпизодическое нарушение режимных моментов позволяет ребенку думать, что совсем не обязательно соблюдать правила, что он может заставить (убедить) взрослых уступить ему. Нарушение режима или отсутствие такового, отсутствие опорных моментов дня дезориентируют ребенка. Все его занятия, прогулки, отдых приобретают спонтанный и хаотичный характер.

Существует, как минимум 10 причин, по которым следует приучать детей к режиму. Дети, соблюдающие режим дня:

Более спокойны, уравновешены;

Более самостоятельны;

Более организованы, способны следовать полученным инструкциям;

Лучше спят;

Способны концентрировать внимание на определенном задании в определенное время;

Реже приобретают заболевания желудочно – кишечного тракта;

Более выносливы, энергичны;

У них легче формируется учебная деятельность;

Быстрее привыкают правильно распоряжаться временем, оптимально распределяя нагрузки;

Менее подвержены простудным заболеваниям.

Есть стандартные режимные рекомендации для детей разного возраста. Режим дня в семье организуется в соответствии с обязательным учетом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и второй половине дня.

При составлении и организации режима учитываются повторяющиеся (стереотипные) компоненты:

  • - время приемы пищи;
  • - укладывание на дневной и ночной сон;
  • - общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений.

При организации оздоровительного режима необходимо стремиться к полному удовлетворению потребностей ребенка в движении, умственной нагрузке, обеспечению условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений, достаточному дневному и ночному сну детей. При организации оздоровительного режима учитываются сезонные особенности. Рациональный (оздоровительный) режим должен быть в равной мере и стабильным, и одновременно динамичным, гибким. Время основных компонентов суточного режима дня должно оставаться неизменным.

Компоненты режима дня детей 3 – 7 лет.

Сон дневной - 1, 5 - 2 часа.

Отрезки бодрствования - 5 - 6 часов.

Общее время прогулок - 4 - 5 часов.

Интервал между приемами пищи - 3 - 4 часа.

Ночной сон - 10 - 11 часов.

Соблюдение режима дня создает природосообразный ритм жизни, рождает привычку к регулярной смене разных видов деятельности. Организм ребенка в каждый отрезок времени готовится к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, и все физиологические процессы протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, повышает их работоспособность, аппетит, улучшает сон, способствует нормальному физическому и психическому развитию, укрепляет здоровье.

ПРАВИЛА ПРИУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ К РЕЖИМУ

1. В комнате повесьте красочный плакат, отображающий режимные моменты.

2. Утром необходимо сообщить детям, чем они будут заниматься в течение дня.

3. Переход от одного режимного момента, от одного вида деятельности к другому может сопровождаться музыкой.

4. О перемене деятельности следует сообщать детям заблаговременно, за 5 – 7 минут.

5. После сообщения о том или ином режимном моменте, смене деятельности, следует дать возможность детям к этому подготовиться. Подготовка может заключаться в дыхательных упражнениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по организации учебного процесса в домашних условиях.

Методические рекомендации родителям по занятию физической культурой в домашних условиях

Прививать интерес к физкультуре нужно с раннего детсва. Но как же это сделать в домашних условиях?. Можно оборудовать спортивный уголок дома. Сделать это очень просто: одни пособия можно купить в спец...

Рекомендации родителям по организации экспериментальной деятельности в домашних условиях

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к приобретению новых знаний, проявление живого и...

Рекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условиях

В процессе проведения познавательно-исследовательской деятельности, мы развиваем экологическую грамотность, воспитываем природоохранную позицию....

Рекомендации родителям по соблюдению режима дня дома в выходные и праздничные дни

Весь день в детском саду дети живут, соблюдая определённый распорядок дня: завтрак, занятия, прогулки, обед, сон и т. д. Постарайтесь сохранять этот распорядок в выходные и праздничные дни. Отступлени...

Рекомендации родителям по развитию речи детей в домашних условиях

1)приобщать родителей к театральному искусству, к театрализованной деятельности;2)способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельност...


С появлением в семье малыша привычный уклад жизни каждого её члена меняется. Мама всё своё время посвящает крохе: она старается всегда держать его на руках и кормить по первому плачу, показывает карапузу достопримечательности нового дома и кладёт рядышком в постель. Женщина ни на секунду не оставляет новорождённого без внимания. «Так ведь и должна поступать любящая и заботливая мать!» - подумаете вы. Но… Постепенно предметы мебели в доме начинают покрываться пылью, на кухне всё чаще вырастает гора немытой посуды, а остальные домочадцы чувствуют себя забытыми и нелюбимыми, отодвинутыми на второй план. Почему так происходит? Да потому что у грудничка отсутствует чёткий распорядок дня. Мама всё будет успевать делать, сможет уделять время своим близким, и даже на отдых и саморазвитие у неё час-другой всегда найдётся, если она приложит совсем немного усилий и научит ребёнка жить, соблюдая определённый режим.

Что такое режим дня грудничка?

Режим дня грудничка - это последовательное выполнение точно запланированных действий в течение суток по часам. Малыш, как и любой другой человек, должен спать, есть, бодрствовать, развиваясь при этом интеллектуально и физически, посвящать время гигиеническим процедурам, справлять естественные нужды.

Если всё это он будет делать ежедневно примерно в одно и то же время, его мама сможет, ориентируясь на этот распорядок, рационально планировать свой день. Тогда она будет успевать уделять время и малышу, и другим домочадцам, и себе. В доме воцарится порядок, а в семье - мир и согласие.

Соблюдение режима дня пойдёт на пользу и грудничку, и его маме, и всей семье

Конечно, с рождения в любом карапузе самой природой заложены определённые инстинкты. Груднички примерно через равные промежутки времени хотят есть и много спят. Но у каждого малыша свои биоритмы.

Вы во многом выиграете, если их проследите, зафиксируете и все режимные моменты спланируете в соответствии с индивидуальными потребностями крохи. Сделать это не так уж сложно, а вот польза от соблюдения распорядка дня будет огромная как для самого грудничка, так и для всех, кто его окружает.

Плюсы следования расписанию по часам

  1. Соблюдение режима кормлений защитит ребёнка от развития аллергии, диатеза в период младенчества. Правильное питание - залог здоровья и хорошего настроения крохи. Дети, получающие пищу согласно распорядку, реже имеют проблемы с пищеварением и обменом веществ.
  2. Сложные периоды в жизни малыша (прорезывание зубов, болезни и т. п.) будут протекать намного легче.
  3. Вы всегда будете знать, в какое время проводить ребёнку утренний туалет, когда пойти на прогулку или положить кроху спать. Таким образом вы сможете организовать свой день так, чтобы успеть и в магазин сходить за продуктами, и приготовить завтрак (обед, ужин), и сделать влажную уборку.
  4. Распорядок дня включает в себя время для развития как интеллектуального, так и физического. Можно это время спланировать так, чтобы в воспитании карапуза участвовал папа, братья–сёстры, дедушки–бабушки. Ребёнок будет чувствовать себя любимым всеми членами его семьи, а домочадцы получат массу положительных эмоций от общения с ним.
  5. Строго соблюдая режим, вы не упустите ничего важного. Развиваться карапуз будет согласно возрастным показателям. И на свежем воздухе он будет проводить достаточно времени. И всегда будет сытым, сухим, чистым, отдохнувшим.

Если хотите, чтобы новорождённый малыш рос здоровым и счастливым, выстраивайте свою жизнь так, чтобы все члены вашей семьи чувствовали себя любимыми, нужными, защищёнными.

Это значит, что распорядок дня вашего грудничка должен быть удобным не только для него, но и для вас. Считаете нужным малютку кормить по требованию - кормите и даже не сомневайтесь, а если жить в таком ритме у вас не получается, составьте индивидуальный распорядок, но делайте это постепенно и правильно.

Лучший режим кормления новорождённого - видео доктора Комаровского

Как правильно организовать режимные моменты?

Для ребёнка важно, чтобы распорядок дня, составленный вами, учитывал его индивидуальные биоритмы.

Среди малышей, как и среди взрослых, есть «жаворонки» и «совы». Кто-то просыпается рано и ложится спать поздно. Кто-то наоборот. Кто-то ест больше и реже, а кто-то меньше и чаще. Один карапуз активный, подвижный и тратит много энергии. Другой предпочитает покой и созерцание, значит, и расход энергии у него меньший. Всё это нужно учитывать при планировании режимных моментов.

Первое, что нужно сделать, это немного понаблюдать за крохой. Как проходит активная деятельность малыша? Когда он спит, до кормления или после? Какой промежуток времени между кормлениями? Обратите внимание на ночной сон. Просыпается ли он ночью и как часто?

Исходя из этих данных старайтесь кормления, прогулки, сон, игры, утренний и вечерний туалет каждый день производить в одно и то же время.

Как наладить соблюдение расписания дня

  1. Прежде всего настройтесь на то, что приучение новорождённого к режиму - процесс длительный. Младенец в первые месяцы жизни только начинает адаптироваться к новой для него среде. Его органы и системы ещё недостаточно развиты. Биологические ритмы тоже находятся в процессе формирования. Крохе ещё только предстоит научиться распознавать, где день, а где ночь. Когда нужно спать, а когда бодрствовать. И здесь в ваших силах направить его на правильное восприятие окружающей действительности.
  2. Подсчитайте, сколько раз ребёнок ест и спит днём, ночью.
  3. Исходя из ваших наблюдений, составьте и запишите в блокноте режим дня.
  4. Постарайтесь в следующие дни прикладывать кроху к груди и укладывать спать примерно в один и тот же час. Это основная задача режима.
  5. И так на протяжении 2–3 недель - этого для привыкания к распорядку обычно вполне достаточно. Но, опять же, здесь всё индивидуально. Кому-то нужно больше времени, кому-то меньше. 8 недель - тоже неплохой результат. Учтите, новорождённый должен есть и спать столько, сколько он хочет. Постепенно младенец сам определит промежутки между кормлениями (в основном это 2–3 часа).
  6. Обязательно учтите, что ребёнок, находящийся на искусственном вскармливании, проголодается не так скоро, как грудничок, получающий материнское молоко, которое усваивается легче и быстрее, чем адаптированная смесь. В зависимости от этого нужно корректировать интервалы между кормлениями. У «искусственников» они будут составлять 3–4 часа.
  7. Утром просыпайтесь в установленное вами время. Если даже ребёнок ночью плохо спал или играл, нежно разбудите его, умойте, переоденьте, покормите.
  8. Все процедуры делайте по часам. Познавайте мир, играйте, спите, прикладывайтесь к груди, гуляйте и купайтесь согласно распорядку. И вы увидите, как в скором времени ваш малыш начнёт всё это делать с удовольствием и большой охотой, а главное тогда, когда нужно.
  9. Через 3 недели постарайтесь отказаться от прикладывания к груди по требованию. Если ребёнок поел, а через 1,5 часа вы видите, что он опять требует грудь, предложите ему бутылочку с водой, может, малыш хочет просто пить.
  10. Используйте «подсказки». Перед сном пойте крохе колыбельные или рассказывайте сказки. Если малютка проснулся ночью, разговаривайте с ним шёпотом, чтобы он мог понять, что ещё ночь, и нужно спать. Разучите потешки, соответствующие определённым режимным моментам: кормлению, купанию, одеванию и и. т.

Примерный режим дня грудного ребёнка

В первые месяцы жизни малыш много спит, режим его в основном постоянен, и мама может к такому распорядку легко приспособиться.

Итак, что мы делаем с крохой в течение суток?

Утро

С раннего возраста приучайте ребёнка умываться по утрам

Начинается и проходит утро у каждой семьи по-разному. Для младенца это один из промежутков активной деятельности. Он познаёт окружающий мир, играет, улыбается.

С раннего детства приучаем ребёнка к утренней гигиене: умываемся и переодеваемся. На протяжении этого периода детской активности эффективно делать гимнастику, массажи, воздушные ванны.

Когда кроха наиграется вдоволь и начнёт уставать, появляется потребность прижаться к маминой груди. Первое кормление обычно проходит между 5 и 9 часами утра: грудничок ест и засыпает, следовательно, мама может заняться домом и собой.

День

Время дневного сна малыша хорошо проводить на свежем воздухе

Чаще всего днём у малютки устанавливаются два периода, с продолжительностью от 2 до 4 часов, когда он крепко спит. На протяжении остального времени малыш играет, знакомится с новыми предметами.

Если крохе нравится то, что вы ему предлагаете, он лежит спокойно. Но если интерес угасает, ребёнок начинает требовать к себе внимания.

Дневной сон грудничка можно совмещать с прогулками на свежем воздухе общением с друзьями и родными, чтением или отдыхом.

Вечер

Вечернее купание - своеобразный ритуал, предшествующий отходу ко сну

После дня, проведённого активно, к вечеру ребёнок начинает уставать. Это время лучше проводить в кругу семьи, спокойно.

С самых первых дней жизни нужно приучить малыша принимать вечером ванну. Эта процедура станет для него своеобразным ритуалом перед отходом ко сну. Лучше всего купать кроху в 8–9 часов вечера - за полчаса до кормления.

Сама мама должна приготовиться ко сну заблаговременно, ведь после купания ребёнок захочет быть рядом с ней, чувствовать её запах и тепло. Когда малыш заснёт, уделите ему некоторое время, ведь дети чувствуют присутствие мамы, а затем переложите кроху в колыбель.

Ночь

Ночью грудничок спит беспокойно, только если в чём-то испытывает дискомфорт

Ночью грудничок в зависимости от возраста может 1 или 2 раза просыпаться для кормлений. Если сон крохи неспокоен, либо он проснулся и не может уснуть, убедитесь, что ничего из нижеперечисленного ему не мешает:

  • Свет, шум. Ребёнок может крепко заснуть только тогда, когда вокруг него будет спокойная обстановка. Постарайтесь отключить компьютер и телевизор, приглушить яркий свет. Создайте условия для здорового и крепкого сна любимого малыша.
  • Голод. Если кроха досыта покушал, он будет ночью спать крепко и спокойно. Если промежуток времени между ночными кормлениями слишком короткий, посоветуйтесь с вашим педиатром, может, стоит ввести дополнительный искусственный прикорм.
  • Жара, холод. Малыш должен чувствовать себя комфортно. Ему не должно быть жарко. А если карапуз ночью раскрывается и мёрзнет, купите ему специальный конверт.
  • Мокрая одежда. На ночь в обязательном порядке надевайте малышу подгузник. Так он останется сухим, и ничто не будет тревожить его сон.

График режимных моментов - таблица

1–3 месяца 3–6 месяцев 6–10 месяцев 10–12 месяцев
Кормление 6 00 6 00 7 00 8 00
Бодрствование 6 00 -7 00 6 00 -7 30 7 00 -9 00 8 30 -12 00
Сон 7 00 -9 30 7 30 -9 30 9 00 -11 00 -
Кормление 9 30 9 30 11 00 12 00
Бодрствование 9 30 -10 30 9 30 -11 00 11 30 -13 00 12 30 -13 30
Сон 10 30 -13 30 11 00 -13 00 13 00 -15 00 13 30 -15 30
Кормление 13 00 13 00 15 00 16 00
Бодрствование 13 00 -14 00 13 00 -14 30 15 00 -17 00 16 30 -19 00
Сон 14 00 -16 30 14 00 -16 30 17 00 -19 30 -
Кормление 16 30 16 30 19 00 19 00
Бодрствование 16 30 -17 30 16 30 -18 00 19 00 -21 00 19 30 -20 30
Сон 17 30 -19 45 18 00 -19 45 19 00 -21 00 -
Купание 19 45 19 45 20 30 20 30
Кормление 20 00 20 00 - -
Бодрствование 20 00 -21 00 20 00 -21 00 - -
Ночной сон 21 00 -6 00 21 00 -6 00 21 00 -7 00 21 00 -7 00
Ночное кормление 23 30 или 2 00 23 30 или 2 00 23 00 -

Режим дня ребёнка составляется из наблюдений мамы за малышом. Таблица - приблизительный ориентир для родителей. Остальное зависит от индивидуальных особенностей грудничка и уклада жизни семьи – время для той или иной процедуры всегда можно поменять.

Что же мы видим из таблицы?

  • Продолжительность сна грудничка - около двадцати часов в сутки.
  • В промежутках он ест и бодрствует - поначалу совсем немного, потом всё дольше. Этого времени достаточно, чтобы поиграть с малышом или провести необходимые манипуляции: гигиенические процедуры, массаж, гимнастику.
  • На третьем месяце жизни кроха начинает бодрствовать больше, меньше спать. В этот период на сон приходится примерно шестнадцать - восемнадцать часов в сутки. Кормление - один раз в три часа, т. е. шесть раз днём и один раз ночью.
  • В три–шесть месяцев ребёнок отдаёт сну примерно пятнадцать - восемнадцать часов в сутки, ночной сон постепенно сокращается до десяти часов. Кормления днём - пять раз, ночью - один.
  • С шести до девяти месяцев кроха спит днём три раза по два часа, период активной деятельности составляет до двух с половиной часов. Кормление малыша - пять раз в день с промежутком в четыре часа. Ребёнка можно покормить поздно вечером, тогда он будет спать всю ночь. Ночной сон длится около восьми часов.
  • Малыш в возрасте девяти - двенадцати месяцев спит два раза в день. Продолжительность дневного сна составляет около двух с половиной часов.
  • Гулять с грудничком нужно два раза в день по два часа.
  • В течение первого года жизни режим ребёнка будет постепенно изменяться. Сначала малыш спит днём два раза (до обеда и после), ближе к году - уже только после обеда. Годовалый карапуз на сон тратит примерно десять - двенадцать часов в сутки.

Если вы соблюдаете рекомендации педиатра и делаете всё правильно в течение первого года жизни крохи, в двенадцать месяцев его режим дня выглядит примерно так: кормления - четыре раза в день, сон днём - два часа, ночью - десять часов (без пробуждения для кормления).

Перевёрнутый режим: пути решения проблемы

Некоторые родители сталкиваются с тем, что их малыш начинает бодрствовать ночью и спать днём. Такое явление называют «перевёрнутым режимом».

Что необходимо делать, если грудничок перепутал день с ночью? Сначала, конечно же, обратиться к участковому педиатру. Он назначит лечение, включающее в себя приём успокоительных препаратов (настой пустырника, валерианы). Кроме того, очень важно вернуть привычный распорядок дня ребёнка.

Как приучить младенца спать всю ночь - видео

Как восстановить правильный режим дня?

  1. Попробуйте установить причину проблемы. Что именно не даёт малышу заснуть? Может, плохое самочувствие: кишечные колики, высокая температура тела, боли в горле или ухе и др. В этом случае необходимо проконсультироваться у врача и следовать его рекомендациям.
  2. Кроватка грудничка должна быть удобной. Постельное бельё - из натуральных тканей. Лучше обойтись без подушки, или она должна быть низкой.
  3. Укладывая ребёнка в колыбель, проследите, чтобы на его одежде не образовались складки, которые ночью могут создавать ему дискомфорт. И сама пижама крохи должна быть удобной, из хлопка или льна, со швами наружу.
  4. Некоторые груднички могут будить сами себя, двигая во сне ножками и ручками. Тогда нелишним будет на ночь ребёнка пеленать.
  5. Следите за тем, чтобы в детской регулярно проводилась влажная уборка. Проветривать комнату нужно 2 раза в день. Оптимальная температура воздуха в помещении - +20…+22 °С. Если малютке холодно или жарко, он может просыпаться, плакать, капризничать.
  6. На протяжении дня старайтесь организовать деятельность крохи так, чтобы он проводил время активно.
  7. Строго соблюдайте режим. Особенно это касается времени сна и бодрствования. Если малыш спит дольше положенного времени утром и днём, будите его.
  8. Вечером во время купания ребёнка в ванну можно добавлять успокоительные отвары или настои. По поводу возможности и целесообразности их применения проконсультируйтесь у педиатра.
  9. Если карапуз ночью проснулся, не включайте свет, разговаривайте шёпотом, всем своим видом давайте понять, что нужно спать.
  10. Последнее кормление должно быть с 23 до 24 часов. Тогда малютка не будет просыпаться от голода.

«Перевёрнутый режим» вполне поддаётся коррекции. Не за один день, конечно. Но вооружившись терпением, достичь успеха здесь возможно. Главное, спокойно и твёрдо идти к намеченной цели. Ночь для того, чтобы спать. Эту истину вы должны донести своему маленькому полуночнику всеми доступными способами.

Распорядок дня необходим как самому грудничку, так и его маме. И кто сказал, что соблюдая режим, нельзя кормить малыша по требованию? При правильной организации одно другому не мешает. Отталкивайтесь от индивидуальных потребностей своего ребёнка и учтите ваши. Плюс любовь, терпение, поддержка близких. И всё у вас получится. Даже не сомневайтесь!

Расписание имеет большое значение, как с психологической, так и с физиологической точки зрения. Маленькие дети очень легко привыкают к определенному распорядку дня. Если их кормят, укладывают спать, идут на прогулки в одно и то же время, то никаких затруднений не возникает – они не капризничают и сохраняют в течение дня спокойное и ровное настроение.

В примерный распорядок дня можно внести поправки. Малыш быстрее приучится к определенному распорядку, если родители также будут соблюдать хотя бы приблизительный режим своего дня.

Чтобы обеспечить правильный режим в дошкольном учреждении, детей распределяют по группам. Каждая группа имеет свой режим, позволяющий обеспечить правильное развитие и воспитание ребенка.

Изменяется и частота приемов пищи. Продолжительность перерывов между приемами пищи постепенно увеличивается с 3,5 до 4–4,5 ч. В режиме детей до 1,5 года дневной сон повторяется несколько раз, он предшествует кормлению; после 1,5 года, когда время бодрствования детей увеличивается до 5–6 ч, они спят днем один раз, посла обеда.

Во время бодрствования с детьми от 3 месяцев до 3 лет проводят игры и непродолжительные занятия. Со второй младшей группой детского сада вводятся систематические общегрупповые занятия. Они проводятся строго по режиму. Продолжительность занятия с детьми младшей группы не более 10–15 мин, в средней группе занятия проводят одно за другим, продолжительность их 15–20 мин каждое. С детьми старшей группы продолжительность занятия не должна превышать 25 мин.

У детей старше 3 лет свободное время заполняется не только играми. Часть его отводится на самообслуживание, дежурство по столовой, на работу в уголке природы, для выполнения трудовых поручений.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов. В дошкольном возрасте происходит становление суточной периодичности в деятельности органов и систем.

Еще по теме Режим дня детей раннего и дошкольного возраста:

  1. Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста
  2. Пищаева М.В. Денисова С.В. Маслова В.Ю.. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста, 2006
  3. ГИГИЕНА ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И СИСТЕМ. НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИХ ПРОФИЛАКТИКА