Серия сюжетных картинок для детей.

Интегрируемые образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье».

Виды детской деятельности: коммуникативная, чтение художественной литературы, игровая, двигательная.

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

  • Формировать умение составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему.
  • Расширять и активизировать словарь по теме “Профессии”.
  • Упражнять в употреблении в речи существительных в родительном и дательном падеже; в подборе слов-действий.
  • Совершенствовать умение вслушиваться в стихотворный текст загадки.
  • Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.
  • Развивать память, внимание, мышление.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности инициативности.
  • Создавать эмоционально благополучный климат, обеспечивать необходимую двигательную активность.

Оборудование:

  • демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий
  • раздаточные картинки с изображением инструментов
  • схемы для составления описательных рассказов
  • компьютерная презентация
  • кукла Незнайка

Предшествующая работа:

  • Беседы «Профессии наших мам и пап».
  • Чтение В.Маяковский «Кем быть?», Е. Пермяка «Мамина работа».
  • Игры «Загадки о профессиях», «Как сказать иначе», «Доскажи словечко».
  • Экскурсии на стройку, в магазин, больницу.

Ход НОД

Организационный момент.

Игровое упражнение «Кто это? Кто спрятался (кого не стало?)»

Компьютерная презентация загадок.

Введение в тему.

Воспитатель: Сегодня на улице я встретила мальчика. На все вопросы он отвечал «не знаю», «не знаю». Вы не скажите, кто это, как его зовут? (Незнайка). Я его пригласила к нам.

Вноситься кукла.

Незнайка: О чем вы тут говорите?

Дети: О профессиях людей.

Незнайка: Я тоже много профессий знаю и даже знаю, кто, чем занимается.

Игровое упражнение «Кто что делает?»

Предложить детям послушать, как Незнайка рассказывает о том, что делают люди разных профессий. Решить, правильно ли он говорит, и поправить Незнайку, если это необходимо.

Врач варит суп.

Учитель учит детей в школе.

Повар лечит людей.

Шофер убирает двор.

Дворник водит машину.

Швея чинит сапоги.

Сапожник шьёт одежду.

Продавец продает продукты.

Строитель подстригает людей.

Парикмахер строит дома.

Незнайка благодарит детей за правильные ответы и предлагает поиграть в следующую игру.

Игровое упражнение с мячом “Кто, где работает?”

Дети стоят в кругу.

Шофер – на дороге.

Повар – в столовой.

Строитель – на стройке.

Врач–в больнице.

Швея – в ателье.

Продавец – в магазине.

Парикмахер – в парикмахерской.

Воспитатель – в детском саду.

Незнайка приглашает помочь разобраться кому, что нужно для работы.

Игровое упражнение «Кому что?»

Работа в микрогруппах. Дети к картинке с профессией подбирают инструменты.

Затем детям предлагается определиться, кем бы они хотели быть, когда вырастут. Раздаются схемы для составления рассказов.

Изучение нового.

Составление описательного рассказа по схеме.

План:

Название профессии. (Кто это?)

Место работы. (Где работает?)

Что делает человек данной профессии?

(Что делает на работе?)

Что ему нужно для работы?

(Какие предметы нужны ему для работы?)

Образец рассказа:

— Это продавец. Продавец работает в магазине(супермаркете, универсаме и т.д.). Он продает продукты, одежду, мебель и т.д. для работы ему нужны прилавок, весы, касса, продукты, одежда.

Самостоятельные рассказы детей.

Закрепление материала.

Игровое упражнение «Составь предложение»

Незнайка предлагает, опираясь на картинки закончить предложение.

Врач лечит…

Повар варит…

Строитель строит…

Швея шьёт…

Воспитатель воспитывает…

Шофер перевозит…

Парикмахер подстригает…

Продавец продает…

Итог.

— Чему вы сегодня научились?

— Что узнал Незнайка из ваших рассказов?

Авторы: Соломонова Анна Николаевна, Юськаева Элеонора Васильевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 22 комбинированного вида"
Населённый пункт: Город Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Составление описательного рассказа по картине с опорой на мнемотаблицу в старшей группе"
Дата публикации: 24.04.2017
Раздел: дошкольное образование

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК

ДЕПАРТАМЕНТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №22 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Конспект открытого занятия по образовательной области

«Речевое развитие»

в старшей группе на тему:

«Составление описательного рассказа по картине с

использованием ИКТ»

Подготовила и провела: воспитатель

Соломонова Анна Николаевна,

первой квалификационной

Саранск, 2017

Цель: дать детям представления об особенностях изображения весны на

Образовательные:

продолжать

формировать

отгадывать

загадки, аргументируя свой ответ, совершенствовать навыки рассматривать

картину, выделяя в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя);

составлять

целостный

сюжетной

пользуясь

разными видами предложений, используя план - схему по картинкам.

Развивающие:

развивать

вариантов,

придумывания названия рассказа, в подборе родственных слов, определений

к заданным словам. Развивать восприятие, память, внимание.

Воспитательные:

воспитывать

выслушивать

перебивать во время выполнения задания. Воспитывать бережное отношение

и любовь к живой природе.

Интеграция образовательных областей.

«Социально

коммуникативное

развитие»

Формировать

нравственные человеческие качества, уважительное, бережное отношение к

природе родного края. Расширить представление о весенних особенностях в

«Познавательное

развитие»:

продолжать

знакомить

особенностями составления описательного рассказа по картине.

наблюдать

описывать,

углублять

уточнять

весенних

особенностях в природе.

«Физическое

развитие»:

формировать

правильную

умение осознанно выполнять движения при физминутке. Способствовать к

самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

4. ОО «Художественно-эстетическое развитие»: развивать предпосылки

ценностно-смысловому

восприятию

пониманию

произведений

изобразительного

искусства

становление

эстетического

отношения к окружающему миру.

Методические

приемы:

организационный

художественное

слово, сюрпризный видео-момент, вопросно-ответная беседа, дидактическая

«Подбирай.

Запоминай»,

объяснение,

слайдовый

пояснение,

напоминание,

физкультминутка

(перевод: «Весна,

приди…»)»,

продуктивная

деятельность

составление описательного рассказа по картине «Весна пришла»,

рефлексия.

Используемые формы организации познавательной деятельности

детей: на занятии используется групповая форма организации деятельности

фронтальная

приводит

повышению

умственной

активности,

побуждает

самовыражению.

Индивидуально-

дифференцированный

осуществляется

испытывающим

трудности при составлении рассказа.

Предварительная работа по образовательным областям:

1. ОО «Художественно-эстетическое развитие»: проведение занятий по

продуктивным видам деятельности по лексической теме «Ранняя весна»,

изготовление

дидактических

Слушание

произведений

мордовских

композиторов

Сураева-Королева

Тялонесь»,

Аверкина «Пробуждение природы».

2. ОО «Социально - коммуникативное развитие»: пополнение Центра

речевого развития: альбомами, настольно печатными играми «Времена года»,

мнемотаблицами «Времена года».

3. ОО «Познавательное развитие»: рассматривание картины «Весенние

рассматривание

альбомов,

весенними

явлениями

4. ОО «Речевое развитие»: активизация словаря: капель, проталины,

пробуждение природы, чтение художественной литературы И. Емильянов

«Подснежник», В. Лунин «Весна», А. Прокофьев «Звенит капель», Е. Эрато

«Весенние певцы», русская народная сказка «Как весна зиму поборола», Г.

Скребицкий «Сказка о Весне».

5. ОО «Физическое развитие» проведение подвижных игр: «Перелет

птиц», «Скворечники», «Речка-берег».

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: Слайдовая презентация. Музыкальная композиция

Ген. Сураева-Королева «Катк паксеть, Тялонесь», видеоролик «Пробуждение

природы», мнемотаблица «Весна». Корзина, солнце.

Раздаточный: иллюстрация подснежника на каждого ребенка, лучики

Словарная работа: капель, проталины, пробуждение природы

Индивидуальная работа: эмоциональный настрой детей, совместное

сопереживание, дифференцированный подход к детям.

Место проведения: групповое помещение.

Ход занятия:

(1 СЛАЙД)

Воспитатель

(воспитатель

организовывает

взявшись

руки):

обратили

внимание

прекрасный

просыпается

настроение

улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне.

Здравствуйте, ребята. Я люблю, когда при

встречи, мы знакомы и родным, добрый день и добрый вечер все при встречи

Посмотрите,

поздоровайтесь с ними.

Дети : Здравствуйте.

(Дети проходят на стульчики в цент группы).

Воспитатель: Ребята! Прислушайтесь. Вы ничего не слышали? Кто это

так тихо прошагал за окном? (2 СЛАЙД )

(Воспитатель предлагает детям отгадать загадку):

«Кто пришёл так тихо - тихо?

Ну конечно не слониха,

И, конечно, бегемот тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал, как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы, как зелёные травинки,

Сняв зелёные ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит - тише всех пришла весна!»

Воспитатель :

Правильно.

признаки

услышали

Дети : В загадке говорится о том, что листок из почки вышел, что

зеленые травинки, сняв зеленые ботинки, вышли из земли, что появились

первые цветы – подснежники. (3 СЛАЙД)

Воспитатель: Вспомните, как называются 3 весенних месяца?

Дети : Три весенних месяца март, апрель, май.

Воспитатель : А какой сейчас у нас месяц идет?

Дети : Сейчас идет месяц апрель.

Воспитатель : А как будет называться следующий месяц, после апреля?

Дети : После апреля следует май. (4 СЛАЙД)

Воспитатель: (5

СЛАЙД)

корзинкой, в которой лежат первые весенние цветы – подснежники. Кому я

подарю подснежник, тот подберет определение к слову, а остальные дети

будут добавлять.

(Дети называют прилагательные и получают цветочки)

Дидактическая игра: «Подбирай, называй, запоминай».

Весна (какая?) - (тёплая, красивая, ранняя, поздняя, долгожданная);

Солнце (какое)? - (ласковое, лучистое, яркое, теплое).

Трава (какая?) - (зелёная, сочная, маленькая).

Цветы (какие?) - (красивые, разноцветные, душистые).

перелетные).

Воспитатель: Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов о весне

мы вспомнили. (6 СЛАЙД)

Воспитатель : Ребята, издавна было принято зиму провожать, а весну

зазывать, поэтому взрослые и дети собирались вместе, шли на луга и поля и

пели песни и заклички. Я предлагаю вам встать в кружочек и произнести

закличку для весны, чтобы весеннее солнышко каждый день озаряло своими

теплыми лучами нашу группу.

проговаривают

мордовскую

закличку

исполнением

движений.

композитора Ген.

Королева «Катк паксеть, Тялонесь»).

Физкультурная минутка

сак,сак! Весна, весна приди!

кантт! Теплый дождь нам принеси!

Сери сёрот макст, макст! Высокую пшеницу вырасти!

(Деть проходят на места)

(7 СЛАЙД)

Воспитатель :

Проходите, ребята к доске и присаживайтесь на свои

Воспитатель : Посмотрите, что перед вами?

Дети : Перед нами на слайде представлена картина.

Воспитатель : Ребята! Сегодня мы будем составлять рассказ по картине.

составить

красивый

рассмотреть

Посмотрите

внимательно на картину. Какое время года изображено на ней? Почему вы так

Дети : На картине представлено время года весна. На ней показано, что

с ней растаял, его стало меньше, появились первые проталины. Пробивается

Воспитатель : Ребята, всмотритесь в картину и скажите какие краски и

тона преобладают в ней?

Дети : На картине присутствует голубой, белый, светло-коричневый,

зеленоватый цвет.

Воспитатель : Какое светит солнце?

Дети : На картине показано желтое, теплое, яркое, лучистое солнце.

Воспитатель : Какими словами можно описать небо.

Дети : Небо высокое, по-весеннему голубое.

Воспитатель : Что происходит со снегом на картине?

Дети : На картине показано, что снега стало мало, от растаявшего снега

побежали ручьи, появились проталины, с крыш домов

сползают остатки

снега, от теплого солнца началась капель.

Воспитатель : Обратите внимание, как одеты дети?

Дети : Дети одеты в облегченную одежду.

Воспитатель : Что делают дети на улице?

Дети : Дети пришли с корабликами к ручью. Они пускают кораблики в

Воспитатель : Кто летает в воздухе?

Дети : Прилетели грачи, они строят на деревьях гнезда, для выводка

будущего потомства.

Воспитатель : Какие деревья вы видите на переднем плане картине?

Дети : На переднем плане изображены березы.

Воспитатель : Как они изображены на картине?

Дети : Березы на картине высокие, стройные, голые, на них только

набухают почки.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, о чем нам хотел рассказать

художник на этой картине?

Дети :

Художник

рассказать

Природа пробуждается, все возвращается к жизни.

Воспитатель : Как мы можем назвать нашу картину?

Дети : Картину можно назвать «Весна пришла», «Апрель».

Воспитатель : Чтобы вам легче было рассказывать рассказ, я предлагаю

вам план. Это маленькие картинки (показываю). Они разложены по порядку и

будут подсказывать, в какой последовательности составить рассказ.

Воспитатель :

послушайте,

использованием представленного плана.

Воспитатель : На картине изображена ранняя весна. Солнышко своими

яркими, теплыми лучами стало пригревать сильнее. Тает снежок и на земле

появились

проталины.

переоделись

облегченную

Мальчики пускают кораблики в ручье. Лиственные деревья стоят пока еще

Прилетели

деревьях

будущего потомства.

пробуждается,

возвращается

зимнего сна.

Воспитатель : А сейчас я хочу послушать ваши рассказы.

(4-5 рассказов детей).

Воспитатель : Молодцы!

Рефлексия (8 СЛАЙД)

Воспитатель : Чем занимались на занятии? Чей рассказ вам больше

всего понравился? А вы рады приходу весны? Улыбнитесь, покажите, как вы

рады весне. Молодцы! Ребята, посмотрите, у меня есть солнышко, а у вас

есть лучики жёлтого цвета. Лучики нужно прикрепить к солнышку и сказать,

что вам сегодня понравилось на занятии? (Прикрепляю свой лучик к солнцу).

Мне также понравилось с вами работать на занятии, все старались, работали

активно, дружно, были внимательными. А сейчас мы пойдем на прогулку и

постараемся найти все приметы весны на участке.

Воспитатель : Спасибо за занятие, можете быть свободны.

УЧИМ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ, СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ ПО КАРТИНАМ.

Пересказ рассказа "Богатый урожай" с использованием сюжетных картин.



1.Чтение рассказа.
Богатый урожай.
Жили-были трудолюбивые гусята Ваня и Костя. Ваня очень любил трудиться в саду, а Костя - в огороде. Решил Ваня вырастить урожай груш и винограда, а Костя - урожай гороха и огурцов. Овощи и фрукты выросли на славу. Но тут Костин урожай стали поедать ненасытные гусеницы, а к Ване в сад повадились шумные галки и стали клевать груши и виноград. Гусята не растерялись и стали бороться с вредителями. Костя позвал на помощь птичек, а Ваня решил сделать пугало. В конце лета Костя и Ваня собрали богатый урожай овощей и фруктов. Теперь никакая зима им была не страшна.

2. Беседа.
- О ком этот рассказ?
- Где любил работать Ваня? Как его можно назвать?
- Где любил работать Костя? Как его можно назвать?
- Что выращивал в саду Ваня?
- А что в огороде Костя?
- Кто мешал Ване? А кто Косте?
- Как можно назвать гусениц и галок?
- Кто помог Ване избавиться от гусениц?
- А что сделал Костя, чтобы отпугнуть галок?
- Чему радовались трудолюбивые гусята в конце лета?
3.Пересказ рассказа.

Пересказ рассказа "Лебеди" с использованием сюжетных картин.



1.Чтение рассказа.
Лебеди.
Дедушка перестал копать, наклонил голову вбок и к чему-то прислушался. Таня спросила шёпотом:
- Что там?
А дедушка ответил:
- Слышишь, лебеди трубят?
Таня поглядела на дедушку, потом на небо, потом опять на дедушку, заулыбалась и спросила:
- А что же, у лебедей труба есть?
Дедушка засмеялся и ответил:
- Какая там труба? Просто они кричат так протяжно, вот и говорят, что они трубят. Ну, слышишь?
Таня прислушалась. И правда, где-то высоко были слышны протяжные далёкие голоса, а затем она увидела лебедей и закричала:
- Вижу, вижу! Верёвочкой летят. Может, они где-нибудь сядут?
- Нет, они не сядут, - задумчиво сказал дедушка. - Они улетают в тёплые края.
А лебеди летели всё дальше.

2.Беседа.
- О ком этот рассказ?
- К чему прислушивался дедушка?
- Почему Таня заулыбалась на слова дедушки?
- Что значит "лебеди трубят"?
- Кого увидела в небе Таня?
- Чего очень хотелось Тане?
- А что ответил ей дедушка?
3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Как солнышко ботинок нашло" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Где гулял мальчик Коля?
- Чего было много вокруг дома?
- Почему Коля стоит в одном ботинке?
- Как поступил Коля, когда заметил, что у него нет ботинка?
- Как вы думаете, он нашёл его?
- Кому рассказал Коля о своей потере?
- Кто стал искать ботинок после Коли?
- А после бабушки?
- Где Коля мог потерять ботинок?
- Почему солнышко нашло ботинок, а все остальные нет?
- Нужно ли поступать так, как поступил Коля?
2.Составление рассказа по серии картин.
Как солнышко ботинок нашло.
Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дворе было много луж. Коле очень нравилось бродить по лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик заметил, что на одной ноге у него нет ботинка.
Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но так и не нашёл. Пришёл он домой и рассказал всё бабушке и маме. Во двор отправилась бабушка. Искала, искала она ботинок, но так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор вышла мама. Но и она не смогла найти ботинок.
После обеда из-за туч выглянуло яркое солнышко, осушило лужи и нашло ботинок.

3.Пересказ рассказа.

Общая горка. Пересказ по картине.

1.Беседа по картине.
- Какое время года изображено на картине?
- По каким признакам вы догадались, что это зима?
- Где собрались дети?
- Подумайте, кто построил горку?
- А кто из детей только что пришёл на горку?
- Обратите внимание на мальчиков. Как вы думаете, из-за чего они поспорили?
- Посмотрите на Наташу. Что она говорит мальчикам?
- Как закончилась эта история?
- Дайте название картине.
2.Образец рассказа.
Общая горка.
Наступила зима. Выпал белый, пушистый, серебристый снег. Наташа, Ира и Юра решили построить из снега горку. А Вова им не помогал. Он болел. Хорошая вышла горка! Высокая! Не горка, а целая гора! Ребята взяли санки и весело катались с горки. Через три дня пришёл Вова. Он тоже хотел съехать с горки на санках. Но Юра закричал:
- Не смей! Это не твоя горка! Ты её не строил!
А Наташа улыбнулась и сказала:
- Катайся, Вова! Это горка общая.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Семейный ужин" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Как вы думаете, какое время суток нарисовано на картинках?
- Почему вы так думаете?
- Откуда вернулись домой Саша и Маша?
- А откуда пришли папа и мама?
- Как называется вечерний приём пищи в семье?
- Что стала делать мама? Зачем?
- Какую работу выполняет Саша?
- Что можно приготовить из картошки?
- А чем занята Аня?
- Что она будет делать?
- Кого вы не увидели в кухне за работой?
- Какую работу выполнял папа?
- Когда всё было готово, что сделала семья?
- Как можно закончить наш рассказ?
- Как вы думаете, чем займутся родители и дети после ужина?
- Как можно назвать наш рассказ?
2.Составление рассказа.
Семейный ужин.
Вечером вся семья собралась дома. Папа и мама вернулись с работы. Саша и Наташа пришли из школы. Они решили вместе приготовить семейный ужин.
Саша почистил картошку для картофельного пюре. Наташа помыла огурцы и помидоры для салата. Мама пошла в кухню, поставила чайник на плиту и стала заваривать чай. Папа взял пылесос и почистил ковёр.
Когда ужин был готов, семья села за стол. Все были рады видеть друг друга за семейным ужином.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Новый год на пороге" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Какой праздник приближается?
- Как вы можете это доказать?
- Чем заняты ребята?
- Назовите, какие ёлочные украшения у них получатся?
- Чем пользуются дети для изготовления ёлочных игрушек?
- Они работают с удовольствием или нет?
- Какие получились у них украшения?
- Куда они повесили свои игрушки?
- Как дети проводили праздник?
- Во что они были одеты?
- Какой сюрприз ждал их в конце праздника?
2.Составление рассказа.
Новый год на пороге.
Приближался любимый детский праздник - Новый год. А ёлка стояла в углу и грустила. Оля посмотрела на ёлку и предложила:
- Давайте украсим её не только шарами, но и сами сделаем игрушки!
Ребята согласились. Каждый из них вооружился ножницами, красками и цветной бумагой. Работали они с удовольствием. Вскоре яркие, красочные украшения были готовы. Ребята с гордостью повесили на ёлку свои работы. Ёлка сверкала и светилась.
Наступил праздник. Ребята надели маскарадные костюмы и отправились к ёлке. Они пели, танцевали и водили хоровод. Ну, и конечно же, к ребятам пришёл Дедушка Мороз с долгожданными подарками.

3.Пересказ рассказа.

Пересказ рассказа "Как мы общаемся", составленного по отдельным сюжетным картинам.



img src=/font



1.Беседа.
- Как мы общаемся друг с другом, если находимся рядом?
- А если человека нет рядом, то что мы делаем?
- Что можно отнести к средствам связи?
- Что можно отправить по почте?
- Как раньше доставляли почту?
- Как работал телеграф?
- Сколько времени нужно сейчас, чтобы послать сообщение?
- Что для этого используют люди?
- А как почтовая связь доставляет нам письма и поздравительные открытки?
- Почему люди пишут друг другу письма и поздравительные открытки?
2.Составление рассказа.
Как мы общаемся?
Разговаривая, мы общаемся друг с другом. Но иногда близкий человек находится далеко. Тогда на помощь приходят телефон и почта. Набрав нужный номер телефона, мы услышим знакомый голос. А если нужно послать письмо или поздравительную открытку, то можно пойти на почту.
Раньше почту доставляли на лошадях. Затем появился телеграфный аппарат Морзе, и сообщения стали передавать по проводам с помощью электрического тока. Инженер Белл усовершенствовал аппарат Морзе и изобрёл телефон.
В наше время сообщения с текстом и картинками можно передать очень быстро. Для этого люди используют сотовый телефон и компьютер. Но и сейчас люди продолжают писать друг другу письма, посылать поздравительные открытки и телеграммы по почте. Почту доставляют на автомобилях, по железной дороге или по воздуху.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине "В живом уголке".

1.Беседа.
- Кого вы видите на картине?
- Назовите растения, которые находятся в живом уголке.
- Нравится ли детям трудиться в живом уголке? Почему?
- Кто сегодня трудится в живом уголке?
- Чем заняты Катя и Оля?
- Какие листья у фикуса?
- Почему Даше нравится ухаживать за рыбками? Какие они?
- Что нужно делать, если в живом уголке живёт хомяк? Какой он?
- Какие птицы живут в живом уголке?
- Где находится клетка с попугаями? Какие попугаи?
- Как ребята выполняют свою работу?
- Почему им нравится ухаживать за животными и растениями?
2.Составление рассказа по картине.
В живом уголке.
В живом уголке много растений и животных. Детям нравится наблюдать и ухаживать за ними. Каждое утро, когда ребята приходят в детский сад, они идут в живой уголок.
Сегодня в живом уголке трудятся Катя, Оля, Даша, Ваня и Наталья Валерьевна. Катя и Оля ухаживают за фикусом: Катя вытирает влажной тряпочкой его большие блестящие листья, а Оля поливает растение. Даше нравятся рыбки: они очень яркие и с удовольствием едят корм, который она насыпает в аквариум. Ваня решил поухаживать за хомячком: он чистит его клетку, а затем будет менять воду. Наталья Валерьевна кормит пёстрых попугаев. Их клетка висит высоко и ребятам до неё не дотянуться. Все очень сосредоточены и стараются хорошо выполнить свою работу.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Заяц и морковка" по серии сюжетных картин.



1.Беседа по серии картин.
- Какое время года изображено на картинке?
- Что вы можете сказать о погоде?
- Какой стоит снеговик?
- Кто пробегал мимо снеговика?
- Что он заметил?
- Что решил сделать зайка?
- Почему ему не удалось достать морковку?
- Что он задумал потом?
- Помогла ли ему лестница добраться до морковки? Почему?
- Как изменилась погода по сравнению с первой картинкой?
- Что можно сказать о настроении зайчика на второй картинке?
- Что происходит со снеговиком?
- Как светит солнышко на третьей картинке?
- На что похож снеговик?
- Какое настроение у зайчика? Почему?
2.Составление рассказа.
Заяц и морковка.
Наступила весна. Но солнышко ещё редко выглядывало из-за туч. Снеговик, которого слепили дети зимой, стоял и даже не думал таять.
Однажды мимо снеговика пробегал зайчик. Он заметил, что вместо носа у снеговика вкусная морковка. Стал подпрыгивать, но снеговик был высокий, а зайчик маленький, и он никак не мог достать морковку.
Зайчишка вспомнил, что у него есть лестница. Он побежал в дом и принёс лестницу. Но даже она не помогла достать ему морковку. Зайчик загрустил и сел возле снеговика.
Тут из-за туч выглянуло тёплое весеннее солнышко. Снеговик медленно начал таять. Вскоре морковка оказалась на снегу. Радостный зайчик с удовольствием её съел.

3.Пересказ рассказа.

Пересказ сказки "Колосок" с использованием серии сюжетных картин.





1.Чтение сказки.
2.Беседа.
- О ком эта сказка?
- Чем занимались целый день мышата?
- Как можно назвать мышат, какие они? А петушок?
- Что нашёл петушок?
- Что предложили сделать мышата?
- Кто обмолотил колосок?
- Что предложили сделать мышата с зерном? Кто это сделал?
- Какую ещё работу выполнял петушок?
- А что в это время делали Круть и Верть?
- Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?
- Почему голос у мышат становился тише после каждого вопроса петушка?
- Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?
3.Пересказ сказки.

Составление рассказа "Откуда хлеб пришёл" по серии сюжетных картин.









1.Беседа.
- Какое время года изображено на первой картинке?
- Где работает трактор? Как называется профессия человека, который работает на тракторе?
- Какую работу выполняет трактор?
- Как называется техника, которую вы видите на третьей картинке? Какую работу выполняет сеялка?
- Какую работу выполняет самолёт? Зачем нужно удобрять поле?
- Когда созревает пшеница?
- С помощью чего убирают урожай пшеницы? Как называется профессия человека, который работает на комбайне?
- Из чего пекут хлеб?
- А что нужно сделать с зёрнами пшеницы, чтобы получилась мука?
- Где пекут булки, батоны? Кто их печёт?
- Куда затем везут хлеб?
- Как нужно относиться к хлебу? Почему?
2.Составление рассказа.
Откуда хлеб пришёл.
Наступила весна. Растаял снег. Выехали в поле трактористы, чтобы вспахать и взрыхлить землю под будущий хлеб. Хлеборобы засыпали зерно в сеялки и стали рассеивать по полю. А затем в небо поднялся самолёт, чтобы удобрить пшеничное поле. Удобрение попадёт в землю, а пшеница будет расти и созревать. К концу лета пшеничное поле заколосится. Выйдут в поле комбайнеры. Поплывут по пшеничному полю комбайны, как по синему морю. Намолоченное зерно смелют в муку. В пекарне из неё испекут тёплый, душистый, вкусный хлеб и отвезут в магазин.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине "Одни дома" с придумыванием начала рассказа.

1.Беседа.
- Кого вы видите на картинге?
- Какие игрушки вы видите на картине?
- Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?
- Какое настроение у мамы? Чем она недовольна?
- Когда это могло случиться?
- Как вы думаете, куда ходила мама?
- Кто оставался дома один? Что дети обещали маме?
- Чем занималась Катя? А Вова?
- А чьи бусы рассыпаны на полу?
- Как вы думаете, мама разрешила брать бусы?
- А кто их взял?
- Почему бусы оказались разорванными?
- Что почувствовали дети, когда вернулась мама?
2.Составление рассказа.
Одни дома.
Мама ушла в магазин за покупками. А Катя и Вова остались дома одни. Они обещали маме, что всё будет хорошо. Катя взяла своего любимого мишку и стала рассказывать ему сказку, а Вова играл машинками.
Но вдруг Катя увидела мамины бусы. Ей очень захотелось их примерить. Она взяла бусы и стала примерять. Но Вова сказал, что мама не разрешала Кате их трогать. Катя не слушала Вову. Тогда Вова стал снимать бусы с Катиной шеи. А Катя не давала их снимать.
Вдруг ниточка разорвалась, и бусы рассыпались по полу. В это время мама вернулась из магазина. Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Детям было очень стыдно, что они не выполнили своё обещание.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Граница Родины - на замке" по серии сюжетных картин.





1.Беседа.
- Кого вы видите на первой картинке?
- Куда они направляются?
- Что заметил пограничник?
- Кому он показал следы?
- К кому привели следы?
- Что в руках у нарушителя?
- Рассмотрите вторую картинку. Что вы можете сказать о Трезоре? Почему он такой злой?
- Что сделал нарушитель, когда Трезор напал на него?
- Как можно назвать пограничника и Трезора, какие они?
- Если все защитники будут такие, то какой будет наша Родина?
2.Составление рассказа.
Граница Родины - на замке.
Границу нашей Родины охраняют пограничники.Однажды в дозор вышли солдат Василий и его верный друг - пёс Трезор.Вдруг пограничник заметил свежие следы. Он показал их Трезору. Трезор тут же отправился по следам.
Вскоре пограничник и Трезор увидели нарушителя границы. Он был вооружён, а увидев пограничника и Трезора, направил на них пистолет. Трезор весь напрягся и напал на преступника. Он схватил нарушителя за руку, и тот от испуга уронил пистолет. Верные друзья арестовали нарушителя.
Пусть каждый знает, что граница нашей Родины - на замке.

3.Пересказ рассказа.

Серии сюжетных картин,предназначенные для самостоятельного составления рассказов детьми.

Воздушный шарик.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ

1. Ответить на вопросы:
Кто и где потерял воздушный шарик?
Кто нашёл шарик на поле?
Какой был мышонок и как его звали?
Чем мышонок занимался на поле?
Что мышонок стал делать с шариком?
Чем закончилась игра с шариком?

2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Воздушный шарик».

Девочки рвали в поле васильки и потеряли воздушный шарик. Маленький мышонок Митька бегал по полю. Он искал сладкие зёрнышки овса, но вместо них в траве нашёл воздушный шарик. Митька стал надувать шарик. Он дул, дул, а шарик становился все больше и больше, пока не превратился в огромный красный шар. Подул ветерок, подхватил Митьку с шариком и понес над полем.

Домик для гусеницы.

1. Ответить на вопросы:
Про кого будем составлять рассказ?
Расскажи, какая была гусеница и как её звали?
Чем гусеница занималась летом?
Куда однажды заползла гусеница? Что там увидела?
Что гусеница сделала с яблоком?
Почему гусеница решила остаться в яблоке?
Что гусеница смастерила в своём новом жилище?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Домик для гусеницы».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Жила - поживала молодая, зелёная гусеница. Звали её Настя. Хорошо ей жилось летом: лазила по деревьям, лакомилась листочками, нежилась под солнышком. Вот только дома у гусеницы не было и она мечтала его найти. Один раз гусеница заползла на яблоню. Увидела красное большое яблоко и начала его грызть. Яблоко было такое вкусное, что гусеница не заметила, как прогрызла его насквозь. Гусеница Настя решила остаться жить в яблоке. Ей там было тепло и уютно. Скоро гусеница смастерила в своём жилище окошко и дверцу. Получился чудесный домик

Новогодние приготовления.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.


1. Ответить на вопросы:
Какой приближался праздник?
Как ты думаешь, кто купил елку и поставил её в комнате?
Расскажи, какая была ёлка.
Кто пришёл украшать ёлку? Придумай имена детям.
Чем дети украсили ёлку?
Для чего в комнату принесли лестницу?
Что прикрепила к макушке ели девочка?
Куда дети посадили игрушечного деда мороза?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Новогодние приготовления».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Приближался новогодний праздник. Папа купил высокую, пушистую, зелёную елку и поставил ее в зале. Павел и Лена решили украсить елку. Павел достал коробку с елочными игрушками. Дети повесели на елку флажки и разноцветные игрушки. Лена не могла дотянуться до макушки ели и попросила Павла принести лестницу. Когда Павел установил лестницу около ели, Лена прикрепила к макушке ели золотую звезду. Пока Лена любовалась наряженной елкой, Павел побежал в кладовую и принес коробку с игрушечным дедом морозом. Дети посадили деда мороза под ёлку и довольные убежали из зала. Сегодня родители повезут детей в магазин выбирать для новогоднего карнавала новые костюмы.

Неудачная прогулка.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.



1. Ответить на вопросы:
Назови, кого ты видишь на картинке. Придумай имя мальчику и кличку собаке.
Где гулял мальчик со своей собакой
Что увидела собака и куда побежала?
Кто вылетел из яркого цветка?
Что маленькая пчёлка делала в цветке?
Почему пчёлка укусила собаку?
Что случилось с собакой после укуса пчелы?
Расскажи, как мальчик помог своей собаке?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Неудачная прогулка».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Стас и собака Сойка гуляли по аллее парка. Сойка увидела яркий цветок и побежала его нюхать. Собака носом коснулась цветка и он закачался. Из цветка вылетела маленькая пчёлка. Она собирала сладкий нектар. Пчелка разозлилась и укусила собаку за нос. У собаки распух нос, из глаз потекли слезы. Сойка опустила хвост. Стас забеспокоился. Он достал из сумки пластырь и заклеил им собаке нос. Боль успокоилась. Собака лизнула Стаса в щёку и завиляла хвостом. Друзья поспешили домой.

Как мышонок забор красил.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Придумай кличку мышонку, о котором будешь рассказывать в рассказе.
Чем решил заняться в выходной день мышонок?
Что мышонок купил в магазине?
Расскажи, какого цвета была краска в вёдрах
Какой краской мышонок стал красить забор?
Красками какого цвета мышонок нарисовал на заборе цветы и листочки?
Придумай продолжение этого рассказа.
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Как мышонок забор красил».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

В выходной день мышонок Прошка решил покрасить забор около своего домика. Утром Прошка сходил в магазин и купил в магазине три ведра с краской. Открыл и увидел: в одном ведре- красная краска, в другом — оранжевая, а в третьем ведре зеленая краска. Мышонок Проша взял кисточку и стал красить забор оранжевой краской. Когда забор был покрашен, мышонок обмакнул кисточку в красную краску и нарисовал цветы. Зеленой краской Проша нарисовал листочки. Когда работа была выполнена, к мышонку в гости пришли друзья, чтобы посмотреть на новый забор

Утёнок и цыплёнок.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.



1. Ответить на вопросы:
Придумай клички утёнку и цыплёнку.
Какое время года изображено на картинках?
Как ты думаешь куда направились утёнок с цыплёнком?
Расскажи, как друзья переправлялись через реку:
Почему цыплёнок не пошёл в воду?
Как утёнок помог цыпленоку переплыть на другой берег?
Чем закончилась эта история?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Утёнок и цыплёнок».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Летним днём утенок Кузя и цыпленок Цыпа пошли в гости к индюшонку. Индюшонок жил с папой индюком и мамой индюшкой на другом берегу реки. Утенок Кузя и цыпленок Цыпа подошли к реке. Кузя плюхнулся в воду и поплыл. Цыпа в воду не пошел. Цыплята плавать не умеют. Тогда утенок Кузя схватил зеленый листок кувшинки и посадил на него Цыпу. Цыплёнок плыл на листике, а утёнок подталкивал его сзади. Скоро друзья переправились на другой берег и встретились с индюшонком.

Удачная рыбалка.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Кто однажды летом пошел на рыбалку? Придумай клички коту и псу.
Что взяли с собой друзья?
Где друзья устроились для ловли рыбы?
Как ты думаешь,что стал кричать кот, когда увидел, что поплавок ушёл под воду?
Куда кот кинул пойманную рыбку?
Почему кот решил украсть рыбку, которую выловил пёс?
Расскажи, как псу удалось поймать вторую рыбку.
Как ты думаешь кот и пёс ходят ещё вместе на рыбалку?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Удачная рыбалка».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Однажды летом Кот Тимофей и пёс Полкан пошли на рыбалку. Кот взял ведро, а пёс удочку. Сели на бережок реки и стали ловить. Поплавок ушёл под воду. Тимофей стал громко кричать: «Рыбка, рыбка, тяни, тяни». Полкан вытянул рыбку, а кот кинул её в ведро. Пёс во второй раз кинул удочку в воду, но на этот раз поймал старый сапог. Увидев сапог, Тимофей решил с Полканом рыбкой не делиться. Кот быстро подхватил ведро и побежал домой обедать. А Полкан вылил воду из сапога, а там была другая рыбка. С тех пор пёс и кот на рыбалку вместе не ходят.

Находчивый мышонок.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Придумай имя девочке, клички кошке, мышонку.
Расскажи, кто жил в доме у девочки.
Что девочка налила в кошачью миску?
Что сделала кошка?
Откуда выбежал мышонок и что увидел в кошачьей миске?
Что сделал мышонок, чтобы напиться молока?
Чему удивилась кошка, когда проснулась?
Придумай продолжение этой истории.
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Находчивый мышонок».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Наташа налила кошке Вишенке в миску молока. Кошка немного полакала молока, положила ушки на подушку и уснула. В это время из-за шкафа выбежал мышонок Тишка. Он огляделся и увидел в кошачьей миске молоко. Мышонок захотел молока. Он залез на стул и вытянул из коробки длинную макаронину. Мышонок Тишка тихонько подкрался к плошке, опустил макаронину в молоко и выпил его. Кошка Вишенка услышала шум, вскочила и увидела пустую плошку. Кошка удивилась, а мышонок убежал обратно за шкаф.

Как ворона горох вырастила.



Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Как ты думаешь,в какое время года петушок шёл по полю?
Что петушок нёс домой?
Кто заметил петушка?
Что сделала ворона, чтобы полакомиться горохом?
Почему ворона не съела весь горох?
Как птица посеяла семена гороха в землю?
Что показалось из земли после дождя?
Когда на растениях появились стручки гороха?
Чему радовалась ворона?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Как ворона горох вырастила».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Ранней весной шёл по полю петушок и нёс за плечами тяжёлый мешок с горохом.

Петушка заметила ворона. Она ткнула клювом в мешок и оторвала заплатку. Из мешка посыпался горох. Ворона стала лакомиться сладкими горошинками, а когда наелась, решила вырастить свой урожай. Лапками птица утоптала несколько горошин в землю. Пошел дождь. Совсем скоро из земли показались молодые побеги гороха. В середине лета на ветках появились тугие стручки с крупными горошинами внутри. Ворона поглядывала на свои растения и радовалась богатому урожаю гороха, который ей удалось вырастить.

Если вы не знаете, как научить ребенка составлять рассказ по картинке, это статья для Вас! Во-первых, уточним, что по картинке можно составлять два вида рассказа: описание и повествование. Рассмотрим их по отдельности.

Как составить рассказ – описание по картинке?

Начиная с дошкольного возраста, дети составляют рассказ - описание о самых различных предметах и явлениях. Это могут быть описания кошки, осени, и даже стула. Помогая ребенку составлять рассказ подобного рода, помните о следующих моментах:

  1. Начинать рассказ нужно с обозначения темы. Одного предложения, типа «Я расскажу о сиамской кошке» будет вполне достаточно.
  2. Непосредственное описание включает в себя упоминание 4-5 основных характеристик предмета (явления). Например, описывая кошку, расскажите, как она выглядит (окрас, шерсть). Где живет, чем питается, какую пользу приносит человеку? Можно рассказать про повадки кошки. Описывая неживые предметы необходимо рассказать о том, зачем нужен этот предмет? Как его можно использовать? Из какого материала он сделан? Из каких частей состоит?
  3. Рассказ должен заканчиваться подведением итогов, одно – два предложения.
В подготовительной группе и начальной школе (1,2 класс) дети составляют рассказы – описания уже по серьезным картинам (пейзаж, портрет, натюрморт). Последовательность работы остается такая, как и с дошкольниками, но есть свои нюансы.
  1. Обозначая тему рассказа нужно обязательно упомянуть автора и название картины.
  2. Рассматривая пейзаж, задайтесь с ребенком вопросами: какое время года изображено на картине? Что нарисовано на переднем плане? На заднем? Какое настроение передает картина? Рассматривая портрет – сначала назовите человека, изображенного на нем, опишите его пол, возраст. Рассмотрите, во что одет человек? На фоне чего он изображен? Спросите ребенка, как ему кажется, человек, изображенный на картине – какой? Строгий, мечтательный, сильный, слабый? Почему он так решил?
  3. Подводя итоги, нужно высказать общее впечатление и настроение от картины.

Как правильно составить рассказ – повествование по картинке?

Повествование – это рассказ о случившихся событиях, действиях. Самый простой способ составить рассказ повествование это использовать сюжетные картинки. Происходящие с героями события зарисованы в 3-5 картинках. Задача ребенка внимательно их рассмотреть, и рассказать о случившемся по порядку. Каждая новая картинка – это новое предложение. Вместе получается текст.

Более сложный вид работы - рассказ по одной сюжетной картинке. При составлении данного вида рассказа следует четко помнить – одно предложение это не рассказ! Представьте, Вы показываете ребенку картинку, на которой бабушка кормить птиц. Но если ребенок скажет всего одно предложение «бабушка кормит птиц», рассказа не получится, правда? Ребенку нужно рассмотреть картину целиком. Выделить главные и второстепенные моменты. Сочинить n-ое количество предложений самостоятельно, и расставить их в логическом порядке.

Не оставляйте ребенка с этой непростой задачей наедине, полезно вместе подумать над содержанием произведения. «Почему бабушка кормит птиц? Какое настроение у бабушки – счастливое, грустное, одинокое? Рассмотрите, как ведут себя птицы – может некоторые дерутся, а кто-то боится подходить?