Занятие по лепке в ст гр. Тема: Дикие животные

Лепка. Тема: «Лепка девочки в зимней шубке»

(старшая группа)

Программное содержание: вызвать у детей желание передать образ девочки в лепке. Учить выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся книзу шубка, руки), передавать их с соблюдением пропорций. Развивать образные представления, эстетическое восприятие. Развивать детское творчество. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. Приобщать детей к изобразительному искусству.

Материалы и оборудование: куколка в зимней одежде, пластилин, доски для лепки, стека, салфетки, проигрыватель, запись музыки «Зима».

Виды деятельности: коммуникативная, музыкальная, познавательная, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за сезонными изменениями в природе зимой, за одеждой взрослых и детей зимой, рассматривание картин о зимних забавах.

Ход НОД:

Дети сидят на стульях, воспитатель сидит перед ними.

Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку:

Наступили холода, обернулась в лед вода,

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым,

Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Дети. Зимой.

Воспитатель. Да, все верно. Назовите, пожалуйста, другие приметы зимы.

Дети. Падает снег с неба на землю.

Солнце мало греет.

Небо часто закрыто облаками, тучами.

Мороз на улице.

Деревья стоят голые – спят.

Трава не растет.

Некоторые животные впадают в спячку.

Воспитатель. Молодцы, ребята. А что же делают люди, чтобы не замерзнуть зимой?

Дети. Включают в домах отопление, одеваются в теплую одежду: штаны, куртки, шубы.

Воспитатель. А еще люди греются, бегая или играя в игры. Давайте мы с вами сыграем в игру «Мышеловка».

Подвижная игра «Мышеловка»

Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая (примерно треть играющих) образует круг - мышеловку. Остальные изображают мышей и находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая:

Ах, как мыши надоели,

Развелось их просто страсть.

Все погрызли, все поели,

Всюду лезут – вот напасть.

Берегитесь же, плутовки.

Доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех за раз!»

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу воспитателя: «Хлоп!» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают - мышеловка захлопнута. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они тоже становятся в круг (и размер мышеловки увеличивается). Когда большая часть мышей будет поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется.

В конце игры воспитатель отмечает наиболее ловких мышей, которые ни разу не остались в мышеловке.

Воспитатель. Ну вот, пока мы с вами играли, к нам пожаловала гостья (показывает куколку в длинной шубке, шапке и сапогах). Как вы думаете, ей холодно было к нам добираться? (ответы детей). Почему вы так думаете?

Дети. Она одета очень тепло.

Воспитатель. Ребята, она не просто так пришла к нам. Ей очень грустно играть на улице одной, ее подружки бояться выходить гулять из-за холода. Мы сможем ей помочь? (дети: да). А как мы поможем? (дети: сделать ей подружек). Ну что ж, тогда давайте подумаем, как именно мы будем лепить девочек-подружек. Из каких частей?

Дети. Туловище, голова, руки.

Воспитатель. Давайте рассмотрим форму этих частей. На что похоже голова? Туловище? Руки?

Дети. Голова на круглый шар, туловище на конус, руки на тонкие цилиндры.

Воспитатель. То есть наши куколки будут состоять из нескольких частей. Что же нужно сделать вначале?

Дети. Разделить кусок пластилин.

Воспитатель. Кусок пластилина мы делим на несколько частей. 2 части небольшие: для рук и головы, а одна часть большая – для лепки туловища в длинной шубке. Кусочки поменьше мы откладываем, а большому кусочку начинаем придавать форму. Сначала лепим толстую колбаску, а потом начинаем ее вытягивать так, чтобы одна сторона стала узкая, а другая широкая. Как называется такая фигура? (дети: конус). Когда мы закончили лепить туловище, нужно поставить его на доску и проверить, устойчиво ли стоит. Затем берем один отложенный кусок глины и лепим из него голову. Покажи, пожалуйста, Вероника, как нужно лепить голову.

Ребенок. Нужно из куска глины скатать шар, поставить его сверху туловища, слегка придавить и место соединения сгладить пальцами.

Воспитатель. Молодец, спасибо. А теперь нам осталось сделать руки. Разделим последний кусочек глины на две одинаковые части. Коля, как теперь продолжим лепить руки?

Ребенок. Нужно оба куска пластилина раскатать в колбаски так, чтобы они были одинаковой длины и толщины. Затем приставить их с двух сторон к туловищу и немного надавить. Затем сгладить место соединения.

Воспитатель. Очень хорошо, спасибо. Ребята, когда все части соединены, осмотрите всю куколку – сгладьте все неровности, проверьте соединения частей и в конце с помощью стеки сделайте своим куколкам лицо: глаза, рот, нос. Все понятно? Тогда можете занять свои места и начинать лепку куколок.

Звучит музыка в записи «Падал снег».

Дети выполняют работу. Воспитатель подходит индивидуально к каждому ребенку и помогает советами или похвалой. Когда все дети доделали куколок, устраивается хоровод кукол, во время которого дети сами оценивают свои поделки.

Воспитатель подводит итог НОД.

Воспитатель. Что-то мы засиделись. Давайте покажем нашим куколкам, в какие игры можно играть на улице, чтобы не замерзнуть.

Подвижная игра «Два Мороза».

Проводятся две параллельные черты. По считалочке выбираются два водящих, они располагаются на площадке между этих черт. Остальные дети – в городе, за одной из этих черт. Водящие обращаются к игрокам:

Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я - Мороз Красный Нос,
Я - Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?

Жители города хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз,-
и начинают перебегать из одного города в другой. Морозы стараются поймать перебежчиков. Считается замороженным тот, кого Морозы поймали. Он остается на том месте, где был пойман, и должен, раскинув руки, преграждать путь играющим при следующих пробежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается. Побеждают те, кто не заморозился.

Гаянэ Швец

Интеграция ОО:

" Социально-коммуникативное развитие ", " Речевое развитие ", " Познавательное развитие ".

Дать представление об образе жизни зайцев в природных условиях;

Закрепить умения создавать образ зайчика в технике пластилинографии, передавая строение тела и характерные особенности животного, используя разнообразные приёмы лепки;

Воспитывать интерес и бережное отношение к миру природы;

Развивать творческие и эстетические способности;

Предварительная работа:

чтение художественной литературы (рассказы, сказки, стихи, беседы о диких животных, рассматривание картин и иллюстраций по теме.

Материал:

Демонстрационная картина с изображением зайца;

Дощечки для лепки;

Пластилин.

1. часть. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой персонаж из русских народных сказок самый безобидный и беззащитный? Кого волк и лиса всегда хотят поймать и съесть? Чтобы узнать, отгадайте загадку:

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Живо угадай-ка,

Кто же это?

Дети:(хором) Зайка.

(Воспитатель предлагает рассмотреть демонстрационную картину с изображением зайцев и просит рассказать, кто изображен на картине и что они знают об их жизни в природе)

2. Беседа. .

Заяц - самый беззащитный и самый лакомый " кусочек " для волка и лисы в сказках и мультфильмов. И для людей заяц это милейшее животное, ушастый бегун. Весь его вид - серая или белая шубка, мордочка, длинные ушки и огромные красивые глаза вызывает у детей и взрослых положительные эмоции.

Напрасно считают, что зайцы трусливые и пугливые животные. В реальности зайцы совсем не такие. Хотите узнать про них интересное? (ответы детей)

Зайцы живут во всех странах, на всех континентах, кроме Антарктиды;

Считалось, что зайцы вегетарианцы (кушают морковку, капусту, травку). Они с большим удовольствием едят и мясо;

По всему миру на зайцев охотятся и они не вымерли потому, что они очень быстро размножаются;

Зайцы общаются друг с другом, отбивая передними лапами барабанную дробь;

Зайцы в ярости могут защитить себя от врага. На задних лапах у них очень мощные и острые когти, и они могут порвать своему обидчику грудь своим острым и страшным оружием;

Зубы у зайцев растут всю жизнь, поэтому они грызут что-нибудь твёрдое, чтобы стачивать;

Длинные уши помогают зайцам летом спасаться от перегрева, а во время дождя подгибают уши, чтобы в них не попадала вода;

Зайцев часто называют косыми, на самом деле косоглазия нет. А называют их так, что во время бега они петляют, чтобы запутать следы и уйти от погони.

Помните, что заяц дикое животное. И теперь знаете, что не такой уж и беззащитный.

А мы с вами слепим длинноухого зайчика.

3. Практическая часть.



























4. Заключительная часть.

Анализ готовых работ. Организация выставки.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по лепке в старшей группе «Что нам осень принесла?» Тема: «Что нам осень принесла?» Цель: систематизировать знания детей о признаках осени; закреплять знания об овощах, фруктах; активизировать.

Конспект по лепке в старшей группе Тема: «Богатый урожай» Задачи: Поощрять детей в лепке воплощать впечатления от полученных знаний в процессе.

Конспект занятия НОД по лепке в старшей группе «Щенок» Конспект занятия НОД по лепке в старшей группе «Щенок». Программное содержание: Учить: создавать в лепке образ животного; передавать.

Конспект занятия по лепке «Ёжик ищет друзей» в старшей группе Вношу в группу корзинку,накрытую платком. Ребята,к нам в группу пришёл необычный гость. А чтобы узнать кто это нужно отгадать загадку (про.

Конспект занятия по лепке в старшей группе «клумбы с цветами». Конспект занятия по лепке. Тема: «Клумба с цветами». Оборудование: пластилин, дощечки для пластилина, стеки, диски. Цель: Обучать детей.

Задачи:

Учить детей лепить разные по форме овощи (шарообразные, овальные, конусообразные), передавать их характерные признаки.
Закрепить прием приглаживания.
Лексическая работа: познакомить детей с понятием «ярмарка»; подбор относительных прилагательных, обозначающих цвет, форму, вкус овощей.
Воспитывать у детей уважение к труду, стремление принимать участие в коллективной работе.

Материал:

Пластилин, дощечка, стека, натуральные овощи: огурец, помидор, картофель, лук, морковь, свекла.

Предварительная работа:

Рассматривание овощей, заучивание загадок, пение песни «Собираем урожай».

Ход занятия:

Ребята, наступило время, когда овощеводы и дачники собрали свой богатый урожай овощей. Излишки урожая они повезли на овощную ярмарку. Кстати, вы знаете, что такое «ярмарка»? Это специально отведенное место, куда съезжаются колхозники со своим урожаем. Ярмарка обычно проводится осенью, чтобы люди заготовили овощи на долгую зиму.
- Мы с вами тоже должны заготовить овощи в детский сад на зиму, чтобы повара готовили нам вкусную еду, поэтому тоже отправляемся на ярмарку.
- Но так как мы с вами еще не работаем, и у нас нет денег, то я думаю, что мы сможем приобрести овощи за интересные загадки, которые мы будем загадывать продавцам. Пожалуйста, начинайте загадывать.

Загадки про овощи:

1. Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали, -
Не одну нашли, а десять!
Как ее названье, дети?
/Картофель/

2. В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят.
/Помидоры/

3. Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые, и дети?
/Лук/

4. Летом – в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке,
Крепкие, соленые.
/Огурцы/

5. За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус, как сахар, сладкая. /Морковь/

6. Над землей трава,
Под землей – алая голова.
/Свекла/

А теперь, ребята, давайте внимательно рассмотрим овощи, которые мы купили. Обведите их пальчиками по контуру, и скажите, какой формы ваши овощи?

Помидор, лук - круглые;
огурец, картофель - овальные;
морковь – удлиненная;
свекла – конусообразная.

Напомните, пожалуйста, какого цвета ваши овощи?

Помидор – красный;
картофель - белый, розовый;
огурец – зеленый;
свекла – темно- вишневая;
морковь – оранжевая;
лук - коричневый.

Правильно вы все сказали, ребята, молодцы. Только этих овощей недостаточно для всего детского сада, зима ведь длинная. Как быть? /Слепить еще/.

Физминутка "Овощи"

Мы капусту рубим, рубим,
/движения ребром ладони вверх-вниз/

Мы морковку трем, трем.
/движения ладонями вперед-назад/

Мы морковку солим, солим,
/круговые движения пальцами/

Мы морковку жмем, жмем.
/сжимание ладоней в кулачки/

А сейчас, ребята, приготовьте себе корзину и наполните ее овощами.
/самостоятельная деятельность детей/

Теперь я предлагаю выставить ваши вылепленные овощи на стол и полюбоваться их разнообразием и изобилием. Посмотрите внимательно на работы друг друга и выскажите свое мнение, чьи овощи вам понравились больше всех и почему?
- Особое внимание при высказывании обратите на то, аккуратными ли получились овощи у ваших друзей: ведь нужно было приглаживать пальчиками поделку, чтобы она была гладкой; похожи ли они на настоящие овощи.
/анализ работ детьми/.

А сейчас, ребята, наступает самый приятный момент: мы будем дегустировать /пробовать на вкус/ овощи, которые купили на овощной ярмарке. Попробуйте по кусочку разных овощей и скажите, какого они вкуса?

Лук, чеснок – острый,
Картошка – рассыпчатая,
Помидор – сладко-кислый,
Огурец – хрустящий,
Перец болгарский – сладкий.

Ребята, я думаю, что повара скажут вам большое спасибо за купленные овощи. Теперь мы обеспечены витаминами на всю зиму. Спасибо вам за работу.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Ирина Лисицкая
Тематическое планирование занятий по лепке в старшей группе

Сентябрь

Тема: Родной язык.

Занятие №1.

«Калмыцкие сказки». (Казакова, с. 124)

Цель: Закреплять умение передавать в лепке движение фигурок (прыгает, лежит, стоит, несложный сюжет. Воспитывать у детей интерес к животным.

Тема: День города.

Занятие №2.

Цель: Создать у детей радостное настроение. Уметь передавать фигурку человека в движении.

Тема: Детский сад.

Занятие №3.

«Вылепи свою любимую игрушку». (Комарова, с. 99)

Цель: Учить детей создавать образ любимой игрушки. Закреплять разнообразные приёмы лепки всей рукой и пальцами. Воспитывать стремление доводить начатое до конца. Вызывать эстетическое отношение к своим работам, учить их оценивать.

Тема: Я среди людей.

Занятие №4.

«Мы гуляем на участке». (Казакова, с. 115)

Цель: Учить изображать фигурки детей в зимней одежде, соблюдать пропорции, уметь соединять части путём промазывания, сглаживания мест соединения, передавая несложное движение (наклон, поворот туловища). Укреплять фигурки на общем основании.

Октябрь

Тема: Сбор урожая.

Занятие №1.

«Овощи (морковь, свёкла)». (Комарова, с. 86)

Цель: Учить детей передавать основную форму овощей (округлую, удлиненную, характерные отличия (округлой и удлиненной формы, лепить всей рукой и пальцами. Учить сглаживать поверхность. Развивать умение анализировать и оценивать свои работы.

Тема: Дикие животные.

Занятие №2.

«Кто живёт в осенней степи». (Казакова, с. 102)

Цель: Учить передавать характерные признаки животных, используя приёмы лепки из целого куска. Развивать любознательность, воспитывать у детей интерес к животным.

Тема: Дикие птицы.

Занятие №3.

«Птицы на кормушке». (воробьи, голуби). (Комарова, с. 126)

Цель: Учить лепить птицу по частям, передавать форму и относительную величину туловища и головы, различие в величине птиц разных пород, правильное положение головы, крыльев, хвоста.

Тема: Осень.

Занятие №4.

«У медведя во бору грибы, годы беру». (Казакова, с. 85)

Цель: Развивать у детей замысел, воображение, учить лепить из целого куска глины разные по форме грибы, ягоды.

Ноябрь

Тема: Моя страна.

Занятие №1.

«Знакомство со скульптурой малых форм». (Д/В 1987, № 9, с. 17,

1984, № 6, с. 46)

Цель: Учить умению осмысливать художественные признаки скульптуры, применяя способ кругового осмотра. Придумывать образный замысел, сознательно подбирая доступные приёмы передачи выразительности. Развивать умение давать образные названия и собственную оценку произведениям скульптуры.

Тема: Мой дом.

Занятие №2.

«Что было в избушке трёх медведей?» (Казакова, с. 106)

Цель: Учить детей умению дополнять образы сказки новыми предметами, развивать воображение детей, лепить стол, стулья и посуду (создавать разные по размеру предметы).

Тема: Профессии.

Занятие №3.

«Вылепи, какие хочешь овощи для игры в магазин». (Т. С. Комарова, с. 88)

Цель: Закреплять умение передавать форму разных овощей (морковь, свёклы, репы, огурца, помидора и др.). Учить сопоставлять их форму с

геометрической (шар, овоид, находить сходство и различие.

Прививать любовь к профессии продавца. Учить передавать в лепке характерные особенности каждого овоща, пользуясь приёмами раскатывания, сглаживания пальцами, прищипывания, оттягивания.

Тема: Продукты питания.

Занятие №4.

«Банка варенья для Карлсона». (Комплексные занятия, авт. О. В. Павлова, с. 177) (лепка и декоративное рисование на объемной форме).

Цель: Учить лепить конус разными способами (раскатыванием или вытягиванием из шара).

Декабрь

Тема: Зул.

Занятие №1.

Цель: Учить детей задумывать содержание своей работы. Намечать её исполнения, способы изображения. Воспитывать творческое отношение к лепке, умение доводить замысел до конца. Учить по-разному, свёртывать колбаску. Прививать любовь к традициям.

Тема: Домашние животные.

Занятие №2.

«Котёнок». (Комарова, с. 106)

Цель: Учить детей создавать образ животного. Закрепить умение создавать фигурку животного по частям, используя разные приёмы: раскатывания глины между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединение мелких частей путём прижимания и сглаживания мест соединения. Прививать любовь к домашним животным.

Тема: Домашние птицы.

Занятие №3.

«Цыплята гуляют, ищут червячков, клюют зёрнышки». (Коллективная работа) (Казакова, с. 93)

Цель: Учить детей передавать фигурки цыплят в каком-либо несложном положении (вытянули шеи, клюют, пьют воду и т. д.). Использовать приёмы лепки, соединять части, примазывать.

Тема: Новый год.

Занятие №4.

«Наши гости на празднике ёлки». (Комарова, с. 113)

Цель: Учить детей передавать в лепке впечатления от праздника. Закреплять умение лепить человека и разнообразных животных. Упражнять в использовании разных приёмов лепки. Учить передавать образы гостей на новогоднем празднике. Развивать память, воображение.

Январь

Тема: ___

Занятие №1.(---)

Тема: Зима

Занятие №2.

«Зайка». (Комарова, с. 112)

Цель: Закреплять умение лепить животных, передавать форму, строение и величину частей. Упражнять в применении разнообразных способов лепки. Учить передавать простые движения фигуры.

Тема: Народные игры. Забавы.

Занятие №3.

«Матрёшки». (Казакова, с. 118)

Цель: Вызывать интерес у детей к образу, учить передавать фигурку из целого куска, лепить матрёшки, разные по величине, составлять из них хоровод, использовать дополнительные детали (цветные полоски-юбочки).

Тема: Одежда. Обувь.

Занятие №4.

«Девочка в зимней шубе». (Комарова, с. 108)

Цель: Учить лепить фигуру человека, правильно передавая форму одежды, частей тела, соблюдая пропорции. Использовать усвоенные приёмы соединения частей, сглаживание мест скрепления.

Февраль

Тема: Моё здоровье.

Занятие №1.

«Мы делаем зарядку». (Коллективная работа) (О. В. Павлова, Комплексные занятия, с. 179, в гр. №2)

Цель: Учить создавать коллективную сюжетную композицию, анализировать особенности изображения человека в движении, соотносить части по величине и пропорциям; развивать навыки работы с пластилином; воспитывать умение работать в коллективе; прививать желание вести здоровый образ жизни.

Тема: Транспорт.

Занятие №2.

«На чём я полететь хочу». (О. В. Павлова, Комплексные занятия, с. 171, в гр. №2)

Цель: Учить передавать форму основной части изделия и дополнительных частей, их пропорций, скатывать шары и раскатывать жгуты, обрабатывать поверхность пальцами или стекой, добиваясь гладкости; развивать воображение.

Тема: Цаган сар. Масленица.

Занятие №3.

«Борцг, Блины». (Комарова, с. 20)

Цель: Закреплять приём раскатывания глины прямыми, круговыми движениями ладоней. Учить по-разному, свёртывать получившуюся колбаску и сплющивание колобков. Учить рассматривать работы, выделять сходство и различие.

Тема: Наши защитники.

Занятие №4.

«Пограничник с собакой». (Комарова, с. 171)

Цель: Закреплять умения лепить человека и животного, передавать характерные черты образа. Упражнять в применении разнообразных технических приёмов: лепить из целого куска, сглаживать, оттягивать и т. д. продолжать учить устанавливать фигуры на подставке.

Март

Тема: Традиции. Обычаи.

Занятие №1.

«Дети весело танцуют». (Казакова, с. 132)

Цель: Создавать у детей радостное настроение, уметь передавать фигурку человека в движении (танцует).

Тема: Я в мире искусства.

Занятие №2.

«Доску разделочную мамы украшу». (Декоративная лепка). (О. В. Павлова, Комплексные занятия, с. 187, в гр. №2)

Цель: Учить раскатывать пластину из глины, вырезать из неё прямоугольник, делать узор стекой; развивать умение составлять узор; поощрять инициативу; воспитывать умение оценивать свою работу.

Тема: Вода. Моря, реки, озёра.

Занятие №3.

«Барельеф – Рыбка». (Казакова, с. 119)

Цель: Учить детей сравнивать разные способы изображения, разными материалами передавать полуобъёмное изображение, использовать стеку для отделки формы.

Тема: Весна.

Занятие №4.

Цель: Воспитывать у детей любовь и заботу о маме, бабушке, вызвать желание порадовать их подарком, учить использовать полученные умения в различных видах изобразительной деятельности.

Апрель

Тема: Моя Калмыкия.

Занятие №1.

«Животные степей Калмыкии».

Цель: Воспитывать стремление задумывать интересное содержание своей лепки, доводить начатое дело до конца. Закреплять ранее усвоенные умения и навыки лепки животных. Воспитывать инициативу, самостоятельность, творчество.

Тема: Планета Земля. Космос.

Занятие №2.

«Летим на ракете». (Казакова, с. 129)

Цель: Воспитывать у детей интерес к космонавтам, развивать воображение, творчество, лепить фигуру ракеты путём раскатывания и вытягивания пластилина.

Тема: Степь. Труд людей в природе.

Занятие №3.

«Лошадка». (Казакова, с. 123)

Цель: Воспитывать у детей интерес к творчеству народных мастеров, уметь лепить фигурку лошадки из целого куска, вытягивая и прищипывая мелкие детали, по желанию лепить фигурку человека.

Тема: Растения.

Занятие №4.

«Декоративная пластина – Цветок». (наложение формы на основу)

Цель: Учить детей создавать декоративные пластины из глины (пластилина). Наносить глину (пластилин) ровным слоем на доску или картон, разглаживать, смачивая водой, затем стекой рисовать узор, накладывать глину в соответствии с рисунком.

Тема: День Победы.

Занятие №1.

«Кружка для дедушки». (О. В. Павлова, Комплексные занятия, с. 189, в гр. №2)

Цель: Вызывать у детей интерес к изготовлению подарков папам, дедушкам своими руками; учить лепить посуду конструктивным способом, точно передовая форму, величину и пропорции в соответствии с назначением предмета; развивать творческое воображение, композиционные умения; воспитывать заботливое отношение к близким людям.

Тема: Моя семья.

Занятие №2.

«Красная шапочка несёт бабушке гостинцы». (Комарова, с. 137)

Цель: Учить детей создавать в лепке образы сказок. Закреплять умение изображать фигуру человека, предавать характерные особенности и детали образа. Упражнять в использовании разных приёмов лепки, в умении укреплять фигуру на подставке. Учить образной оценки своих работ и работ других детей.

Тема: Я человек. Я расту.

Занятие №3.

«Мама, папа, я, дружная семья». (Коллективная работа)

Цель: Учить детей передавать в лепке малые формы и большие формы фигур человека. Закреплять умение изображать фигуру человека. Воспитывать стремление выполнять лепку как можно лучше, доводя начатое дело до конца. Развивать самостоятельность, творчество.

Тема: Насекомые.

Занятие №4.

«Стрекоза». (Казакова, с. 119)

Цель: Учить детей сравнивать разные способы изображения. Передавать полуобъёмное изображение, использовать стеку для отделки формы.

Программа "Волшебная лепка" для старшей группы

Цель: Развитие творческих способности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи кружка: познакомить детей с нетрадиционной техникой лепки, раскрашивание готовых изделий; закрепление знаний о дымковской, хохломской, гжельской росписях; закрепить рельефную, объемную лепку; познакомить с техникой выполнения изделий из соленого теста; сформировать интерес к выполнению творческих работ разными материалами и способами; закрепить знания у детей материалов, которыми можно работать и уметь ими правильно пользоваться.

Пояснительная записка:

Наше время требует творческих, нестандартных, мыслящих и действующих во благо развития личности и общества людей. Поэтому социальный заказ общества – развитие у детей творческих способностей, умения мыслить не по шаблону, не бояться высказывать мнение отличающиеся от общепринятого, видеть необычное в обычном.

По мнению психологов и педагогов, дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития мышления, воображения – психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому развитие творчества – одна из главных задач дошкольного образования и воспитания.

Использование в практике работы с детьми нетрадиционных техник лепки работают на решение сразу нескольких развивающих задач:

  • развитие у детей творческих способностей (во всем многообразии этого понятия) ;
  • развитие и совершенствование мелкой пальцевой моторики;
  • формирование умений и навыков работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами;
  • знакомство с новыми техниками и технологиями;
  • умение применять их на практике.

Частота проведения кружка: один раз в неделю в течении одного учебного года.

Продолжительность проведения кружка: 25 минут.

Ожидаемые результаты воспитанника:

Лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы лепки;

Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.

Создает изображения по мотивам народных игрушек.

Сентябрь:

1. Тема: "Яблоки и груши". Дары осени. Признаки осени.

Материалы и оборудование: Соленое тесто, муляжи фруктов, стека,

репродукция картин с фруктами. (1/59)

2. Тема: "Подсолнух"

Цели и задачи: Упражнять в скатывании шара, овала, сплющивании, использовании природного материала для дополнения поделки.

Материалы и оборудование: Соленое тесто, фото подсолнуха, стека, семечки. (11/14)

3. Тема: Декоративная тарелка "Роза". Дары осени.

Цели и задачи: Формировать умение из отдельных частей лепить розу, раскатывать шарики, расплющивать, составлять цветок из 6-8 лепестков. Развивать гибкость пальцев, учить видеть конечный результат.

Материалы и оборудование: Глина, стека (11/20, 3/61)

4. Тема: Раскрашивание красками декоративной тарелки "Розы" в стиле "гжель"

Цели и задачи: Познакомить детей с народным творчеством. Продолжать формировать умение раскрашивать изделия после просушки, подбирать краски, смешивать, для получения нужного оттенка. Оформлять работу на тарелке.

Материалы и оборудование: Гуашь, кисточки, палитра, посуда с росписью "гжель" (8/85)

Октябрь:

1. Тема: "Колючий ёжик". Поведение животных осенью.

Цели и задачи: Отдельно лепить иголки в форме конуса, соединять детали. Дополнять работу грибками, яблочками.

Материалы и оборудование: Цветное соленое тесто, стека, слайд с изображением ежика в лесу осенью (11/12)

2. Тема: "Конь красивый, удалой"

Материалы и оборудование: Глина, стека, вода, фото филимоновского коня (2/56)

3. Тема: "Каргопольский козлик"

Цели и задачи: Продолжить знакомить детей с народным творчеством. Лепить коня из целого куска глины. Развивать гибкость пальцев, учить видеть конечный результат.

Материалы и оборудование: Глина, стека, вода, фото каргопольского козлика (1/112)

4. Тема: "Слоник"

Цели и задачи: Закрепить умение лепить объемные вещи, развитие моторики.

Фото слона, образец слона (5/14)

Ноябрь:

1. Тема: "Божья коровка" (на листике)

Цели и задачи: Учить лепить божью коровку из частей: голова, туловище, используя налепы, дополнительный материал для оформления. Пользоваться формочкой для вырезания листика. Уметь регулировать силу нажима при выполнении налепов.

Материалы и оборудование: Солёное тесто, формочка "листик", игрушка, вода, кисточка (12)

2. Тема: Раскрашивание красками "Божья коровка ".

Цели и задачи: Формировать навыки аккуратности при раскрашивании работы. Уметь использовать навыки нетрадиционного рисования - пальчиком, для рисования точек. Упражнять в способах работы с красками, оформлении работы на листике.

Материалы и оборудование: Гуашь, кисточка, клей (12)

3. Тема: "Панно с цветами" (сграффито) .

Цели и задачи: Ознакомление с техникой сграффито - "нацарапанный" на пластилине. пластилин,

Материалы и оборудование: картон, стека, картина с цветами

4. Тема: "Пингвины на льдине".

Цели и задачи: Продолжать формировать умение лепить фигурку из целого куска, используя приёмы скатывания, вытягивания, сплющивания, надрезания стекой, передавая их характерные особенности и пропорции. Использовать фольгу при лепке туловища. Развивать фантазию детей, сообразительность.

Материалы и оборудование: Солёное тесто, фольга, пенопласт. (11/8)

Декабрь:

1. Тема: Раскрашивание красками "Пингвин на льдине".

Цели и задачи: Продолжать формировать умение детей раскрашивать фигурки после просушки, объединять их в общую композицию. Формировать умение детей точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия.

Материалы и оборудование: Гуашь, кисточка, клей. (11/8)

2. Тема: "Елка под снегом" (рельефная лепка)

Цели и задачи: Ознакомление детей с новым приемом лепки – пластилиновой растяжкой. Материалы и оборудование: пластилин, стека, карточка с елкой (13)

3. Тема: "Снегурочка"

Цели и задачи: Учить отражать впечатления полученные при наблюдении зимней природы. Развивать художественно-творческие способности.

Материалы и оборудование: Глина, макет снегурочки (10/24)

4. Тема: Раскрашивание красками гжельской росписью снегурочки.

Цели и задачи: Повторить с детьми роспись "Гжель". Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать формировать умение видеть конечный результат задуманной работы.

Материалы и оборудование: Гуашь, кисточка, палитра. Народная роспись "Гжель" (8/85)

Январь:

1. Тема: "Нарядная ёлочка"

Цели и задачи: Формировать умение у детей вырезать ёлочку по трафарету, заравнивать края кисточкой, смоченной водой, самостоятельно придумывать украшения- шары, игрушки, бусы. Развивать гибкость пальцев рук. Использовать знакомые приёмы лепки в новой творческой ситуации.

Материалы и оборудование: Соленое тесто, трафарет "Ёлка" из картона, стека, бисер. (17)

2. Тема: Раскрашивание красками "Нарядная ёлочка".

Цели и задачи: Продолжать формировать умение раскрашивать ёлочку красками, формировать навыки аккуратности при выполнении работы. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказов о ёлке. При украшении ёлки использовать разные дополнительные материалы

Материалы и оборудование: Гуашь, кисточки, клей, нитки, бисер, конфетти. (17)

3. Тема: "Каргопольский конь"

Цели и задачи: Продолжать развивать умение лепить из целого куска глины.

Материалы и оборудование: глина, стека. (7/8)

4. Тема: "Разукрашивание каргопольского коня".

Цели и задачи: Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Прививать любовь к животным, желание помогать им.

Материалы и оборудование: Гуашь, кисть, палитра (7/8)

Февраль:

1. Тема: "Медведь-народная игрушка"

Цель: Продолжать закреплять умение лепить из цельного куска. Знакомить с традициями гончаров.

Материалы и оборудование: пластилин, стека (9/10)

2. Тема: "Кружка для папы".

Цели и задачи: Формировать умение детей лепить кружку, раскатывать пластилин в виде полоски, шара, вдавливать в нём углубление, защипывать края. Лепить начальную букву имени для украшения. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира. Материалы и оборудование: Пластилин, стека (6/28)

3. Тема: "Сердечки"

Цели и задачи: Закрепление умения лепить из теста предметы или их части, пользуясь движением всей кисти.

Материалы и оборудование: Цветное соленое тесто, вода

4. Тема: "Аист на крыше".

Февраль: Упражнять в "закрашивании" пластилином рисунка. Воспитывать интерес к творчеству.

Материалы и оборудование: Пластилин, картон, карточки с перелетными птицами, энциклопедия про птиц (15)

Март:

1. Тема: "Четвероногий друг"

Цели и задачи: Формировать умение использовать знания об особенностях внешнего вида животных в своей работе. Закрепить умения и навыки, полученные ранее (скатывание, сплющивание, оттягивание, сглаживание краёв) . Развивать творческое воображение, интерес к работе.

Материалы и оборудование: Стека, пластилин, картон (10/28)

2. Тема: Признаки весны."Цветочная поляна".

Цели и задачи: Совершенствование навыка ручного труда средствами лепки из цветного теста.

Материалы и оборудование: Цветное тесто, стека, вода, слайды с весенними цветами (11/14)

3. Тема: "Корзина с цветами"

Цели и задачи: Продолжать формировать умение у детей раскатывать глину ровным слоем, вырезать корзинку по трафарету, процарапывать вилкой. Перевивать жгутики между собой для ручки, донышка. Лепить знакомые цветы и листья. Развивать воображение, желание дарить радость другим.

Материалы и оборудование: Глина, вилка, трафарет корзинки, стека. (11/14)

4. Тема: Раскрашивание красками корзинки и цветов.

Цели и задачи: Воспитывать интерес к творчеству, коллективизм, эстетические восприятия.

Материалы и оборудование: Гуашь, кисточка. (11/14)

Апрель:

1. Тема: "Удивительный подводный мир" (пластилинография)

Цели и задачи: Ознакомление с нетрадиционную техникой рисование (пластилином) .

Материалы и оборудование: пластилин, стека (11/26)

2. Тема: "Ракета".

Цели и задачи: Формировать умение делать конусообразную форму. Развивать мелкую моторику рук.

Материалы и оборудование: Солёное тесто, стека. Фото ракеты (14)

3. Тема: Геометрический человечек

Цели и задачи: Продолжать формировать умение детей расписывать поделку после просушки, подбирая нужные цвета. Формироватьумение точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

Материалы и оборудование: Глина, шпажка, краски, кисточка (6/14)

4. Тема: "Мой папа пожарный"

Цели и задачи: Продолжать формировать умение лепить весёлых человечков, используя приёмы раскатывания шаров, овалов, сплющивание, оттягивание. Для соединения частей использовать спички, палочки. Воспитывать умение работать коллективно.

Материалы и оборудование: Глина, спички, палочки, стека (2/79)

1. Тема: "Георгиевская ленточка".

Цели и задачи: Формировать умение раскатывать глину скалкой, вырезать формы по шаблону. Воспитывать интерес к творчеству.

2. Тема: "Клевер"

Цели и задачи: Закрепить умение скатывать шарики разного размера. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки.

Материалы и оборудование: Пластилин, шаблон, стека (3/38)

3. Тема: "Цирк в Самаре".

Цели и задачи: Продолжать формировать умение замечать и передавать в лепке характерные особенности архитектурного строения.

Материалы и оборудование: Пластилин, стека, фото цирка (16)

4. Тема: "Дети на прогулке".

Цели и задачи: Продолжить учить детей передавать в лепке движение.

Материалы и оборудование: Пластилин, стека. (2/80)

Список литературы:

  1. Бондаренко Т.М "Комплексные занятия в старшей группе детского сада". ЕЦ "Учитель", Воронеж, 2007 год
  2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. "Конспекты занятий в старшей группе детского сада", Воронеж, 2008 год
  3. Давыдова Г.Н. "Пластилинография. Цветочные мотивы", М., 2009 год
  4. "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М., Мозайка-синтез, 2014год.
  5. Петрова О. "Зверушки из пластилина". ООО "ФСТ-ПРЕСС КНИГА", М., 2013 год
  6. Пломер А.Л. "Мастерим из глины" Харьков, 2013 год
  7. Учебное издание "Искусство-детям. Каргопольская игрушка". изд. "МОЗАЙКА-СИНТЕЗ", М., 2008 год
  8. Уткин П.И. "Народные хужожественные промыслы Росии". М., 1984
  9. Учебное издание "Искусство-детям. Лепим народную игрушку". изд. "МОЗАЙКА-СИНТЕЗ", М., 2010
  10. Учебное издание "Искусство-детям. Хохломская роспись". изд. "МОЗАЙКА-СИНТЕЗ", М., 2010
  11. Фирсова А "Чудеса из соленого теста". ООО "АЙРИС-пресс", М., 2013