Подвижные игры на развитие памяти для дошкольников. Игры на развитие памяти у дошкольников: растим гения

Для развития детской памяти есть ряд интересных и занимательных игр, пособий, техник. Известно, как дети хорошо вовлекаются в учебный и познавательный процесс в игре. Ниже, подборка игр, надеюсь вам понравится.

Что изменилось. Положить перед ребенком 5-6 игрушек и попросить его запомнить игрушки и их расположение, затем пусть он отвернется или закроет глаза. Переставить или убрать 1-2 игрушки, ребенок должен отгадать. Затем поменяться местами. Со временем можно увеличить количество игрушек.Прочитать предложение, ребенок должен пересказать. Прочитать второе предложение и так же пересказать.

“Снежный ком” . -Я собираюсь варить суп и в кастрюлю налью воду. – Я налью воду и положу мясо. – Я налью воду, положу мясо и картошку. И т. д. Я поеду отдыхать и в чемодан положу халат. – Я в чемодан положу халат и тапочки. – Я в чемодан положу халат, тапочки и купальник. И т. д. У меня есть машина (кукла). У меня есть новая машина. У меня есть новая красивая машина. И т. д.

“Пексессо” . Разложить парные карточки картинками вниз. Открывать по очереди по две карточки. Если они будут одинаковые, то берете их себе, если разные – кладете обратно. Карточки могут быть разного цвета, геометрические фигуры, буквы, цифры, изображения животных, абстрактные изображения, предметы…

Визуализация. Придя с прогулки пусть ребенок ответит на вопросы: какого цвета была проехавшая мимо машина, вывеска на магазине новая или старая и т.д. Находясь в одной комнате вспомнить обстановку другой комнаты, какие там стены, пол, мебель и т.д. Специально разложить игрушки, позвать ребенка и не говорить ему, чтобы он посмотрел на игрушки, а сделать так, чтобы это произошло непроизвольно. Затем уйти в другую комнату и только тогда спросить про игрушки, что там было, где они были, какого цвета…

“Ящик” . В нее могут играть малыши от 2 до 6 лет. Ящик составляется из небольших коробочек, которые ставятся попарно, и склеиваются между собой. Их количество постепенно увеличивается (к старшему дошкольному возрасту до 12 штук). В одну из них на глазах у ребенка прячут предмет, после чего ящик на некоторое время закрывается экраном. Затем ему предлагают найти предмет.

Зрительную память детей 3-6 лет хорошо развивает игра (похожая на “Ящик”) под названием:

“Найди сам” . Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек, поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе l в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки кроха может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти) или, к примеру, через полчаса, а для старшего дошкольного возраста – на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти) .

“Узнай предмет” .Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание.Взять до 10 предметов, игрушек. Желательно, чтобы были похожие игрушки. Рассмотреть, подержать. Затем ребенок закрывает глаза и ему в руки кладется один из предметов. Он должен его обследовать и после этого предмет возвращается к остальным. Открыв глаза ребенок должен найти предмет.

“Чудесный мешочек”. В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.

“Делай, как я” . На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом – поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения.На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.

“Чудесные слова” . Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.

“Магазин” (для малышей, начиная с 3-х лет) нравится всем детям. Она также хорошо развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в “магазин” и “купить”… (называется 3-7 слов). Чем больше слов малыш воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин.

“Нарисуй фигуру” . Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант – попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.

“Кто знает больше” также предназначена для старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, – 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!

«Жук» Поле, как для шахмат, но вначале можно сделать 10 клеток на 8. Одна игрушка ставится в любое место. Вначале дается команда, только потом можно ходить, к примеру: 3 шага влево, 2 вниз. В дальнейшем можно брать 2, 3 игрушки. Для них дается команда и только потом можно передвигать игрушки. Можно разделить, к примеру: зайчик ребенку, а динозавр – маме. Команды отдаем по очереди.

Коробочки. Для этой игры нужно несколько разных коробочек, не менее 6 штук. Подберите штук 10 разных мелких игрушек. В дальнейшем можно использовать буквы, цифры, картинки. На глазах ребенка положите в несколько коробок игрушки, перемешайте коробки, надо отгадать, где что лежит. В дальнейшем можно положить игрушки во все коробки. Можно давать ребенку коробки в руки, чтобы он мог потрясти, наклонять их.

Ассоциативная память.

Надо взять несколько пар картинок, чем-то связанных между собой. Например: цветная карточка и картинка такого же цвета, число и картинка с таким же количеством предметов, любые пары картинок, связанные между собой – школа и учитель, спортсмен и коньки… Вначале надо взять 5 пар и правильно положить, затем ребенок отворачивается или закрывает глаза, перемешиваем второй ряд, ребенку надо восстановить пары.

Приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Без нее не возможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим, не возможна и его деятельность. Чтобы развить умение быстро, точно, полно воспринимать, узнавать и воспроизводить материал в условиях нарастающего информационного бума и внедрения различных развивающих программ в современных школах , нужно в ДОУ вести целенаправленную развивающую работу.

Память ребенка следует максимально развивать в период, когда этому располагают все факторы.

Именно старшему дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека: у детей 5-6 лет уже имеется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти.

Оптимальные способы обучения нередко превосходят по своему значению роль природных способностей.

Регулярное включение игр и упражнений в занятия и свободную деятельность дошкольников позволит добиться очень неплохих результатов в развитии памяти, образного мышления, сообразительности, фантазии, смекалки.

Игры, развивающие внимание и память

Пуговицы

Играют двое. Перед каждым игроком лежит набор пуговиц, причем наборы абсолютно одинаковые. Внутри одного набора ни одна пуговица не повторяется. Количество пуговиц из набора, используемых в игре, зависит от уровня сложности последней: чем сложнее игра, тем больше используется пуговиц. Для начала можно взять всего три пуговицы, но при этом перед играющими лежит весь набор, из которого выбираются эти пуговицы. У каждого игрока есть игровое поле, представляющее собой квадрат, разделенный на клетки. Чем сложнее игра, тем больше клеток в квадрате. Для начала можно взять игровое поле из четырех или шести клеток. Итак, игра начинается с тремя пуговицами на игровом поле из 4-6 клеток. Начинающий игру выставляет на своем поле три пуговицы из имеющегося у него набора. Второй участник игры должен посмотреть на расположение пуговиц, запомнить, где какая лежит, после чего первый накрывает свое поле листком, а второй должен выбрать из своего набора и расставить на своем поле соответствующие пуговицы. Затем выполняется правильность выполнения задания.

Игра усложняется появлением большего числа клеток на игровом поле и большего количества пуговиц.

«Снежный ком» .

Я собираюсь варить суп и в кастрюлю налью воду. — Я налью воду и положу мясо. — Я налью воду, положу мясо и картошку. И т. д. Я поеду отдыхать и в чемодан положу халат. — Я в чемодан положу халат и тапочки. — Я в чемодан положу халат, тапочки и купальник. И т. д. У меня есть машина (кукла). У меня есть новая машина. У меня есть новая красивая машина. И т. д....

Визуализация.

Придя с прогулки пусть ребенок ответит на вопросы: какого цвета была проехавшая мимо машина, вывеска на магазине новая или старая и т.д. Находясь в одной комнате вспомнить обстановку другой комнаты, какие там стены, пол, мебель и т.д. Специально разложить игрушки, позвать ребенка и не говорить ему, чтобы он посмотрел на игрушки, а сделать так, чтобы это произошло непроизвольно. Затем уйти в другую комнату и только тогда спросить про игрушки, что там было, где они были, какого цвета…...

«Найди сам».

Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек, поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе l игры в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки кроха может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти) или, к примеру, через полчаса, а для старшего дошкольного возраста — на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти) .

«Узнай предмет» .

Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять 2 мыслительные операции — узнавание и запоминание. Взять до 10 предметов, игрушек. Желательно, чтобы были похожие игрушки. Рассмотреть, подержать. Затем ребенок закрывает глаза и ему в руки кладется один из предметов. Он должен его обследовать и после этого предмет возвращается к остальным. Открыв глаза ребенок должен найти предмет....

«Чудесный мешочек».

В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки. «Делай, как я». На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом — поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения.На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.

«Чудесные слова».

Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса. «Магазин»(для малышей, начиная с 3-х лет) нравится всем детям. Она также хорошо развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в «магазин» и «купить»… (называется 3-7 слов). Чем больше слов малыш воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин.

«Нарисуй фигуру».

Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант — попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет. «Кто знает больше» также предназначена для старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, — 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются! «Жук» Поле, как для шахмат, но вначале можно сделать 10 клеток на 8. Одна игрушка ставится в любое место. Вначале дается команда, только потом можно ходить, к примеру: 3 шага влево, 2 вниз. В дальнейшем можно брать 2, 3 игрушки. Для них дается команда и только потом можно передвигать игрушки. Можно разделить, к примеру: зайчик ребенку, а динозавр - маме. Команды отдаем по очереди. Коробочки. Для этой игры нужно несколько разных коробочек, не менее 6 штук. Подберите штук 10 разных мелких игрушек. В дальнейшем можно использовать буквы, цифры, картинки. На глазах ребенка положите в несколько коробок игрушки, перемешайте коробки, надо отгадать, где что лежит. В дальнейшем можно положить игрушки во все коробки. Можно давать ребенку коробки в руки, чтобы он мог потрясти, наклонять их. Ассоциативная память. Надо взять несколько пар картинок, чем-то связанных между собой. Например: цветная карточка и картинка такого же цвета, число и картинка с таким же количеством предметов, любые пары картинок, связанные между собой - школа и учитель, спортсмен и коньки… Вначале надо взять 5 пар и правильно положить, затем ребенок отворачивается или закрывает глаза, перемешиваем второй ряд, ребенку надо восстановить пары. ...

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами Юрий Окунев.

Именно в дошкольном возрасте память ребенка достигает своего пика в развитии. Вот когда следует делать из ребенка гения! Не упустите момент, родители. Наша тема сегодня: игры на развитие памяти у дошкольников.

Кто из вас помнит себя, маленьким, бегущим по лугу в стремлении догнать разноцветную бабочку? А какие были большие и теплые мамины руки, вы помните? Впечатления дошкольника – это самые яркие образы, врезающиеся в память на всю жизнь.

Особенности развития памяти в дошкольном возрасте таковы, что ребенок 3-6 лет хорошо воспринимает и запоминает самые яркие и бросающиеся в глаза детали предмета. Он еще не умеет отличить главное от второстепенного, но пытливо изучает весь мир вокруг себя, создавая все новые связи. На первый план выступает образная память. Дошкольник лучше запоминает все то, что представлено в виде яркой картинки, интересной игрушки и т.д.

Слуховая память ребенка ориентирована на эмоциональную окраску. Сказка, рассказанная с чередованием тембра голоса от высокого до низкого, с использованием красивых слов и выражений, прочно осядет в памяти малыша. Скорей всего, он тут же попытается повторить отдельные сценки.

Дети-дошкольники очень любят познавать окружающую обстановку посредством тактильных ощущений, все, что они видят, им важно погладить и пощупать. Этот навык следует поощрять и развивать. Психологи отмечают, что дети, у которых хорошо развита тактильная память, впоследствии без труда добиваются успехов в учебе.

В дошкольном возрасте память в основном носит непроизвольный характер – запоминается все то, к чему приковано внимание ребенка. Но уже формируются зачатки и произвольной памяти, то есть умения что-то запоминать усилием воли.

Долговременная память развивается постепенно. Если в 1,5-2 года ребенок может удержать события в памяти только на несколько дней, то к 4-5 годам самые яркие моменты жизни прочно записываются в памяти и остаются надолго.

Все характеристики памяти детей 3-6 лет достаточно хорошо поддаются корректировке. В дальнейшем, когда ребенок поступит в школу, крепкая память будет верным помощником в учебе. Следуя данным рекомендациям, вы очень быстро достигнете ощутимых результатов:

  • Каждый день уделяйте не менее часа занятиям по развитию памяти и мышления дошкольника. Лучше всего, если вместо одного большого занятия будете проводить несколько маленьких;
  • Игровой характер упражнений пробудит интерес ребенка и будет способствовать развитию произвольной памяти;
  • Обращайте внимание малыша на явления природы, развивайте наблюдательность на прогулке в лесу или находясь в общественных местах – таким образом будет укрепляться долговременная память;
  • Учите с детьми стихи, песенки, считалки, делайте инсценировки – развивайте слуховую память;
  • Так как ребенок лучше воспринимает все яркое – сделайте упор на дидактические игры. Используйте яркие картинки, печатные игры;
  • Собирайте с детьми пазлы – это развитие зрительной памяти. На первых порах можно просто разрезать любую картинку на 9-12 частей и предложить ребенку собрать. Со временем используйте все большее количество элементов.

Как я уже сказал, упражнения на развитие памяти у дошкольников лучше проводить в игровой форме. Приведу несколько игр, на мой взгляд, самых интересных, ориентированных на развитие разных видов памяти.

В какие игры можно поиграть?

Начнем с игр на развитие зрительной памяти у дошкольников.

Фотограф
Предложите ребенку на время стать фотографом. Пусть он возьмет воображаемый фотоаппарат (можно взять пенал) и попробует «сфотографировать» предметы, лежащие на столе. Для начала возьмите не более 5 предметов. Теперь фотограф будет «проявлять пленку»: закрывает глаза и пытается очень четко и ярко представить все то, что лежало на столе. Громко перечисляем все предметы.

Хитрая фигура
Возьмите счетные палочки, составьте из них незатейливую фигуру, например, квадрат. Пусть малыш посмотрит несколько секунд и запомнит. Накройте фигуру накидкой и дайте указание повторить фигуру из своих палочек. Теперь можно открыть накидку и сравнить. Это довольно простое задание, подойдет для детей 3-4 лет.

Более старшим деткам, в возрасте 5-6 лет, можно предложить такой вариант: посмотреть на фигуру, посчитать, сколько палочек задействовано. Взять такое же количество, сделать свою фигуру. А теперь вспомнить и повторить ту фигуру, которая была вначале.
Количество палочек изменяем в зависимости от степени подготовленности ребенка. На первых порах можно взять 4-5 штук, постепенно доводя до 12-15.

Совсем сложный вариант: применить палочки двух или даже трех разных цветов. При сложении фигуры малыш должен все цвета разложить по местам. Считаем тоже отдельно каждый цвет.

Точка, точка, запятая…


На доске мелом рисуется смешная рожица. Затем художнику (тому, кто рисовал) плотно завязывают глаза и просят стереть на доске некоторые детали рисунка, например, нос, правое ухо, левая бровь. Задание усложнится, если требовать, чтобы участник стирал только в строгой последовательности: после носа – ухо, после уха – бровь.

Узор

В течение одной минуты дошкольник разглядывает узор, нарисованный по клеточкам. Затем листок с узором убирают. Задание: нарисовать точно такой же узор по памяти.

Следующие игры проводятся с целью корректировки слуховой памяти.

Кто больше

Играть может несколько детей. Первый ребенок придумывает и называет какое-нибудь слово. Допустим, «корабль». Второй из играющих присоединяет к этому слову свое: «корабль – моряк». Третий еще удлиняет фразу: «корабль – моряк – паруса», и так по кругу. Кто допустит ошибку, тот покидает игру. Слова можно называть, взяв за основу какую-нибудь тему – в нашем случае это «Море», а можно играть без указания темы.

Пересказ по кругу

Взрослый читает интересный рассказ или сказку, дети сидят и внимательно слушают. По окончании чтения этот рассказ будет пересказываться в группе. Каждый ребенок говорит по одной фразе. Затем рассказ читается повторно, исправляются ошибки.

Подарки

Очень интересная игра, развивающая воображение. Выполняется в группе от 3 человек и более.
Выбирается Купец (ребенок, который водит). Купец собирается в очередную поездку по дальним городам. Все обращаются к нему с просьбой привезти какой-нибудь подарок.

– Будете проезжать город Новгород, зайдите, пожалуйста, к моей тетушке. Она ждет весточки от меня. Возможно, будет подарочек от нее, привезите, будьте так добры.
– А у меня в Пскове двоюродный брат, он писал мне в письмо, что хочет передать мне нечто весьма забавное. Уж потрудитесь, пожалуйста, забежать к нему.

Важное условие: города называются общеизвестные, чтобы их было легко запомнить. Купец с большим вниманием выслушивает каждого, запоминает все просьбы, говорит, что выполнит все обязательно. После этого он отправляется в поездку (выходит за дверь). В течение небольшого промежутка времени Купец должен подготовить «подарки».

Здесь можно дать волю своей фантазии. Главное, чтобы «подарок» начинался с буквы, на которую начинается название города, откуда он был прислан. Например, из Калуги можно привезти кабана, коляску, кирпич. Чем необычнее будет привезенный подарочек, тем лучше.

Купец-ведущий заходит в комнату, говорит, что удачно съездил в поездку и хочет передать каждому посылку-подарок. Тому, кто просил посылку из Новгорода, он дает «наперсток», ожидающему подарок из Пскова «поводок» и т.д. Тут главное – ничего не перепутать и верно запомнить названия городов при заказе подарков.

Приведенные ниже две игры способствуют развитию двигательной памяти.

Кукла

Ребенку завязывают глаза так, чтобы он ничего не видел. Это Кукла. Взрослый (или водящий) становится позади Куклы, обхватывает за плечи. Это Кукловод, во время игры он молчит, ничего не подсказывает.
Задача Куклы – выполнить несколько движений в определенном порядке (движения обговариваются до начала игры). К примеру, сделать 5 шагов вперед, присесть, встать, повернуться на 180 градусов, сделать «ласточку» и т.д.

Как только Кукла все в точности выполнит – повязка снимается, и ребенок воспроизводит те же движения, теперь уже с открытыми глазами.

Сокол и лиса

Данная игра будет интересна и доступна деткам 3-4 лет. Дети чуть постарше тоже не откажутся поиграть.
Один ребенок назначается Лисой, взрослый выполняет роль Сокола. Сокол обучает своих птенцов искусству полета. Он ходит по комнате, размахивая руками, как крыльями, придумывая необычные движения и становясь в разные позы. Соколята следуют за Соколом и все повторяют.
Звучит команда «Лиса! Прячьтесь!». Соколята садятся на стулья или приседают. Выбежавшая Лиса пытается осалить тех, кто замешкался.

Таинственный мешочек

А в этой игре происходит развитие тактильного восприятия.
Матерчатый мешочек наполняется различными небольшими предметами и игрушками, разными на ощупь: шершавыми, гладкими, колючими. Дошкольник просовывает руку в мешок, в течение минуты ощупывает содержимое, оценивает свои ощущения. Затем мешочек откладывается в сторону. Задача участника игры – безошибочно назвать все предметы.
Если в игре участвуют совсем маленькие дети, возраста 2-3 лет, то можно в мешочек положить предметы на глазах у ребенка, предварительно дав возможность потрогать и познакомиться с каждым из них. Затем малыш просовывает руку, нащупывает какой-нибудь предмет, угадывает его.

Следующие две игры развивают долговременную память.

Предмет-путешественник

Предварительно в комнате размещается предмет из другой комнаты. Дошкольник, зайдя в комнату, должен угадать, что это за предмет и где он находился ранее. Затем ребенок берет находку и относит ее на прежнее место.

Это задание можно выполнять спонтанно, неожиданно для ребенка. Пусть он обнаружит предмет случайно, придя домой с прогулки или утром, проснувшись и открыв глаза.

На прогулке

На прогулке попросите ребенка обратить внимание на те или иные явления, рассматривайте каждую деталь.
По возвращении попросите его составить рассказ о том, что видели на улице. При этом можно задавать наводящие и каверзные вопросы такого плана:

  • Какого цвета машина стояла возле магазина?
  • Какие цветы росли на клумбе?
  • Сколько детей играло в песочнице? Во что они были одеты?

Можно попробовать описать соседнюю комнату: какого цвета стены, что из мебели находится, что видно из окна и т.д.

Размещайте свои комментарии, подписывайтесь на новости блога. Занимайтесь с детьми, делитесь своим личным опытом. На этом прощаюсь.

Всего доброго. Ваш Юрий Окунев.

Игры для развития памяти для детей среднего дошкольного возраста

Игра «Фотоаппарат».

Цель: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.

: карточки от лото или любые другие картинки.

Описание: в течение 5 секунд демонстрировать ребенку карточку. Затем убрать ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить, задать ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д.

Игра «Найди отличия».

Цель : развивать умение сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.

Игровой материал и наглядные пособия: сюжетные карточки.

Описание : в течение 2-3 минут показывать ребенку карточку. Затем предложить ему вторую карточку, на которой отсутствуют или заменены на другие некоторые предметы или действия. Ребенок должен определить, что изменилось.

Игра «Сорока-белобока».

Цель : развивать концентрацию внимания, память.

Игровой материал и наглядные пособия : 5-6 небольших предметов (игрушек).

Описание: разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться. Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.

Игра «Сыщики».

Цель: развивать ассоциативное мышление, память.

Описание : необходимо выбрать одного ребенка, который будет играть роль «разбойника», остальные - «сыщики». Рассказать вместе с детьми какую-нибудь историю, из которой следует, что «разбойник» теперь должен скрываться от «сыщиков» и для этого ему нужно замаскироваться. «Сыщики» во время рассказа внимательно разглядывают «разбойника», который затем уходит маскироваться, а по возвращении в комнату должны найти изменения в его внешности.

Игра «Опиши предмет».

Цель: учить запоминать признаки и свойства предмета.

Игровой материал и наглядные пособия : знакомые ребенку предметы (человек, машина, продукт питания и т. д.).

Описание : дети под руководством воспитателя выбирают знакомый предмет. Воспитатель предлагает вспомнить как можно больше отличительных признаков и свойств этого предмета и по очереди называть по одному признаку. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить ничего о предмете, когда настанет его очередь.

Игра «Повтори орнамент».

Цель : способствовать развитию концентрации внимания, памяти.

Игровой материал и наглядные пособия : бусинки, пуговицы, счетные палочки (по 12 штук).

Описание : воспитатель дает ребенку половину игрового материала, остальную половину берет себе, выкладывает из бусинок произвольную композицию, затем в течение 1-2 секунд показывает ребенку. Тот должен выложить из своих бусинок точно такую же композицию по памяти. Затем можно поменяться ролями. Для составления следующих композиций к бусинкам можно добавить счетные палочки и пуговицы.

Игра «Запомнил - нарисовал».

Цели : учить осознанному восприятию; развивать концентрацию внимания на запоминаемом объекте.

Игровой материал и наглядные пособия : листок бумаги, карандаши, картон с изображениями предметов.

Описание : наклеить на картон шесть картинок в два ряда: три сверху, три снизу. На картинках должны быть изображены самые простые предметы: яблоко, шарф, флажок, пуговица, иголка, елка, березовый листок. В течение одной минуты показать ребенку верхний ряд. Ребенок должен зарисовать то, что он увидел и запомнил. Затем показать так же нижний ряд картинок и снова попросить ребенка зарисовать все то, что он запомнил. Открыть все картинки одновременно и сравнить, насколько рисунки ребенка соответствуют образу.

Игра «Какая она».

Цель: способствовать развитию зрительной и слуховой памяти.

Описание: назвать какой-нибудь предмет и предложить ребенку представить, как этот предмет выглядит, какой он формы, цвета, какие он может издавать звуки и т. п. Затем попросить описать все то, что он представил. Например: яйцо - овальное, белое или коричневое, с пятнышками, сырое или вареное, белое и желтое внутри. Потом можно не только проговорить признаки предмета, но и зарисовать его.

Игра «Нелогичные ассоциации».

Цель : развивать ассоциативное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : карточки с изображением предмета.

Описание: необходимо назвать ребенку несколько слов, связанных между собой. Например: тарелка, мыло, цветок, улица. Лучше, если перед ребенком будут лежать карточки с изображением этих предметов. Попробовать вместе с ребенком найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Для каждой ассоциации найти подходящую картинку. Дать простор воображению ребенка, не ограничивать их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.

Память является одним из необходимых психических процессов, без которых невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Ее развитию в дошкольном возрасте обязательно должно уделяться достаточно времени. Именно с ее помощью малыш сможет получать новые знания, познавая мир или обучаясь в школе, приобрести необходимые ему знания, умения и навыки. На занятиях по развитию памяти вы научите детей запоминать, сохранять и воспроизводить информацию с помощью несложных упражнений и игр.


Особенности

Для детей дошкольного возраста характерно механическое запоминание информации, без осмысливания. Задача взрослых – научить ребенка делать это сознательно, логически осмысливая новые знания. Непроизвольное запоминание и воспроизведение информации должно постепенно перейти к осознанному.


В первый год жизни малыша развивается моторная память, которая выражена в условных рефлексах.

Кроха способен запоминать движения и действия. Особенно хорошо это получается, если они сопровождены эмоциями (или если он понимает результат этих действий). Малыш учится сидеть, стоять, ползать, брать какие-либо предметы руками и многое другое.



Образная память развивается до двух лет. Карапуз узнает родственников и знакомых, запахи, вкусы, голоса. В этом возрасте идет активное развитие нервной системы малыша, увеличиваются объемы информации. В возрасте до 3 лет активно развивается логическое мышление, расширяется словарный запас. Уже можно говорить о появлении словесно-логической памяти.



Приблизительно до 4 лет идет развитие механической памяти. Она характеризуется запоминанием того, с чем ребенок осуществляет какие-либо действия. Если родители хотят, чтобы ребенок в этом возрасте лучше запомнил какую-то информацию, нужно его увлечь, заинтересовать. Результат в этом случае будет намного лучше.

С 5 лет уже можно говорить о развитии произвольной памяти. Именно в этот возрастной период ребенок уже может использовать специальные приемы для лучшего запоминания информации.


Виды памяти

В зависимости от того, на какой срок запоминается информация, от объекта запоминания, от степени волевой регуляции память классифицируется по-разному.

По срокам запоминания выделяют следующие виды:

  • Кратковременная – в этом случае информация запоминается с легкостью, однако потом забывается.
  • Долговременная – материал может быть воспроизведен даже через продолжительное время.

По объекту запоминания выделяют:

  • Зрительную – когда запоминается картинка (лица, обстановка вокруг и прочее).


  • Слуховую – происходит запоминание услышанного.


  • Двигательная (моторная). Она характеризуется запоминанием различных движений – в зависимости от обстоятельств: танец, ползание грудничка, работа рук со столовыми приборами.


  • Эмоциональная. Если ребенок обжег руку утюгом, то он больше не будет к нему подходить, эти эмоции намного лучше всяких запретов родителей помогут усвоить правило.


  • Вкусовая – запоминание вкусов.


  • Обонятельная – память на различные запахи.


  • Осязательная (тактильная) – кроха запоминает ощущения при прикосновениях к различным предметам.


Все эти виды памяти можно объединить в один – образная память .

Словесно-логическая – способность запоминать слова, появляется параллельно с развитием речи.

По приемам заучивания различают:

  • Механическую – при этом виде смысл запоминаемого материала теряется, заучивается только что-то конкретное. Если это слова – то в такой последовательности, в которой они были предложены. Если это действия – то именно в такой последовательности, в которой они повторялись. Такой вид памяти очень востребован при заучивании иностранных слов, их записи и произношении, разучивании танца.
  • Логическую – отличается запоминанием смысла заучиваемого. Тот материал, который необходимо запомнить, подвергается тщательному анализу, делится на смысловые части. Определяется главная мысль каждой из них и взаимосвязь между ними. С помощью всех этих приемов выделяется и запоминается самое важное в тексте, его суть.

По степени волевой регуляции выделяют:

  • произвольную память – для запоминания необходимого материала нужно приложить усилия;
  • непроизвольную – никаких усилий не требуется, все запоминается само по себе.

Можно выделить несколько особенно эффективных, но простых упражнений.

«Что не так?»

На столе перед малышом раскладывают 5-6 предметов, и ему предлагается время для их запоминания. После этого кроха должен отвернуться от стола, а ведущий в это время меняет местами пару игрушек или убирает 1-2. Задача ребенка в игре – восстановить правильную последовательность или рассказать о том, что исчезло со стола. Точно такую же игру можно провести с предметными картинками.


«Вспомни, что было»

Упражнение прекрасно справляется с тренировкой долговременной памяти. Попросите ребенка вспомнить и рассказать о том, что было вчера. Пусть он постарается рассказать вам все максимально подробно.



Игра «Имена»

В эту игру можно поиграть, когда вы находитесь в очереди, по дороге в магазин, в любой момент – если есть необходимость чем-то занять ребенка, чтобы он вел себя тихо. Попросите его назвать 5 имен мальчиков, затем пять имен девочек, далее игра продолжается в этом же порядке. Поначалу малыш будет называть имена самых близких ему людей, потом друзей и знакомых, а вот после уже начнет вспоминать те имена, которые он когда-либо слышал.


Скороговорки

Их разучивание помогает не только развивать речь дошкольника, но и тренировать память. Обратите внимание на то, что это должно быть «между прочим» – в игре, при свободных минутках. Можно предложить ребенку устроить соревнование, кто лучше справится с заданием. При этом победителю обязательно должна достаться похвала или какой-нибудь незначительный приз. Попросите кроху повторить скороговорку за вами, а на следующий день пусть он ее вспомнит.



Игра «Слова»

Вариантов игры два.

  1. Пусть ребенок назовет вам какую-либо букву алфавита . А теперь начинайте по очереди называть слова на эту букву.
  2. Попросите малыша назвать какое-либо слово . Затем вам нужно назвать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего. Игра очень похожа на известную многим игру «Города».


«Дорога к дому»

Когда во время прогулки с крохой вы ушли достаточно далеко от вашего дома, можно предложить ему это упражнение – пусть он покажет вам дорогу домой. Естественно, вы строго контролируете этот процесс. Во время пути обращайте внимание малыша на мелочи, которые могут быть очень полезными при поиске дороги: вывески магазинов, необычные деревья, заметные дома. Тогда в следующий раз он уже будет стараться делать все самостоятельно.

Гербарий

Выйдя на улицу с малышом, можно насобирать разные листья и цветы, проговаривая при этом название каждого растения. Дома сложите эти листья в альбом и засушите. Через некоторое время вы можете рассмотреть их и попросить ребенка вспомнить, как назывались эти растения. Позже вы сможете использовать их в поделках.

«Назови пару»

Это упражнение помогает в тренировке ассоциативной (смысловой) памяти. Называйте ребенку пары слов, которые связаны между собой по смыслу: жара и лето, суп и обед. Начинайте с 5-6 пар. Проговаривайте их четко. Затем попросите кроху повторить второе слово в паре, называя ему первое. Постепенно задание можно усложнять, предлагая большее количество пар.