Она знала, что такое достоинство. Она придумала себе историю

Даже Скотланд Ярд, которому обычно хватает четырех дней допроса, чтобы узнать все секреты подозреваемых, не смог получить ответа на вопрос, кем все-таки она была – шпионкой или танцовщицей-куртизанкой? Рассказываем, почему эта прекрасная голландка вошла в историю как одна из самых загадочных женщин XX века, и почему ее личная история оказалась достойна сериала.

Кадр из сериала «Мата Хари» (2016 г.)

1. Она придумала себе историю.

Единственная дочь из четырех детей голландского галантерейщика Адама Зелле Маргарета Зелле росла как орхидея среди лютиков: состоятельный отец неимоверно баловал ее, но, увы, только до того, пока после нескольких неудачных финансовых махинаций не разорился. Родители разошлись, мать вскоре умерла, и будущая Мата Хари воспитывалась у родственников.

Дом, в котором Маргарета родилась в Леувардене, в 2013 году практически полностью был разрушен из-за пожара. Его восстановили, но не в оригинальном дизайне.

Будущая Мата Хари была вторым ребенком по старшинству в семье Зелле, но первым для отца, который не уставал осыпать ее подарками (такими, например, как эта повозка).

Когда в 16 лет девушку застукали за флиртом с 51-летним директором учебного заведения, где она получала профессию воспитательницы детского сада, возмущенный отец забрал ее домой. Но вольнолюбке это пришлось не по вкусу: сначала она сбежала к другим родственникам в Гаагу, а оттуда отправилась в Амстердам с целью на удивление целомудренной и благоразумной. Маргарета откликнулась на объявление 39-летнего голландца шотландского происхождения капитана Рудольфа Мак-Леода. Он писал, что едет домой в отпуск и хочет познакомиться с девушкой для любви и создания семьи. Они поженились и переехали в Индонезию, на остров Ява.

Свадьба Рудольфа Мак-Леода и Маргареты Зелле, 11 июля 1895 года

Супруги Мак-Леод. Маргарета надеялась, что замужество позволит ей беззаботно наслаждаться жизнью, как в детстве.

«Да, он мог быть моим отцом ─ по возрасту на тот момент… Но когда я вижу красивого молодого человека, мое сердце начинает биться быстрее. Я ведь очень темпераментна, и всегда хотела порхать как бабочка на солнце», ─ говорила Мата Хари.

В Индонезии Маргарета познакомилась с национальным танцем. На самом деле, традиционная демонстрация любви и поклонения Деви Шри, богине плодородия, претерпела значительные изменения с древних времен. Танцовщицы, одетые в соблазнительные костюмы и великолепные головные уборы, после танца выбирали себе партнера из зала и удалялись с ним в покои на всю ночь (что, конечно, щедро вознаграждалось приглашенным). Разумеется, такие эротически заряженные акты, хоть и начинавшиеся с простых танцев, не могли не оказать мощного влияния на в общем-то еще пуританское сознание молодой европейки (пусть она и родила к этому моменту уже двоих детей).

Индонезийское танцевальное искусство

Семейная жизнь не была счастливой: Рудольфа снедали пороки – пьянство, азартные игры, распутство, ревность. Последняя, кстати, не была совсем уж беспочвенной («Молодые лейтенанты преследовали меня, и было сложно вести себя таким образом, который бы не давал поводов мужу усомниться»). Впрочем, она не оправдывала ни рукоприкладства, которым отличался Мак-Леод, ни венерических болячек, которыми он исправно «снабжал» домашних (от сифилиса умер сын Мак-Леодов Норман-Джон, хотя семья и пыталась распространить информацию, что ребенка отравили).

Рудольф с сыном Норман-Джоном (умер в возрасте двух лет от сифилиса, которым его заразили родители).

Рудольф с дочерью Жанной-Луизой (умерла в возрасте 21 года, предположительно, тоже от осложнений после сифилиса, перенесенного в младенческом возрасте).

Супруги разошлись. Рудольф оформил опеку над дочкой Жанной-Луизой. А Маргарета уехала в Париж, чтобы, по ее собственному признанию, начать жизнь заново («Я думала, все женщины, которые уходят от своих мужей, едут в Париж»). Из Индонезии она увезла новую биографию (легенда гласила о ранней смерти матери-индианки и жизни-обучении в буддистских храмах) и новое имя (в переводе с малайского «Мата Хари» означает «солнце»).

2. Она «подружила» Запад с Востоком с помощью стриптиза

Начало XX века. Париж был на пике расцвета: культурного, но не морального. Скандальный образ жизни модно было не прятать, а выставлять напоказ. В то время как сильные мира сего маршировали по Елисейским полям и набережным Сены, выгуливая любовниц, у одинокой безработной женщины почти не было выбора: идти к ним в дом на кухню или в постель.

«Я села на поезд до Парижа без денег и без гардероба. Если я и смогла выжить, то только благодаря моей женской привлекательности», ─ вспоминала она.

Сначала Маргарета искала работу как модель для художника, но ее фигуру не оценили по достоинству. Потом как опытная наездница она преподавала верховую езду, затем – выступала в цирке. Замученная нуждой и одержимая страстью к легкой жизни она решает вернуться к танцам. «Восточный» дебют состоялся в 1905 году: в модном салоне госпожи Киреевской в удивительном костюме (прозрачные вуали, металлические цепочки, сверкающие фальшивые драгоценности – дизайн принадлежал ее воображению) к гостям вышла Мата Хари. Впрочем, куда больше аудитории – главным образом, ее мужской части – понравился финал: танцорка элегантным движением сбросила с себя все мудреные части костюма, оставшись неглиже. После того как на следующий день рецензенты назвали леди Мак-Леод Венерой, ее карьера была сделана. Мата Хари стала сенсацией Парижа.

В каком-то смысле танцы Маты Хари были близки к еще не распространенному в те времена стриптизу.

Танцовщица выступала в довольно откровенном наряде (набедренная повязка обязательно глубоко обнажала пупок) на подиуме, усыпанном розовыми лепестками перед узким кругом лиц.

В финале следовало полное обнажение (согласно легенде, «так угодно Шиве»).

3. Ее реальным преступлением было легкое поведение.

Рудольф подал на развод, используя полуобнаженные фотографии в качестве доказательства развратного поведения Маты Хари и ее вероятного пагубного влияния на девочку. На самом деле похождения Маргареты были не более чем поисками недополученной в детстве отцовской ласки. Просто лично для нее во взрослом возрасте эквивалентом утрате стал секс – и она лихо пустилась во все тяжкие.

«С каждым следующим моим движением, с каждой сброшенной вуалью я видела, как все ярче загораются глаза пришедших. Делают вид, что поглощены искусством танца, а сами пялятся на наготу» (Мата Хари).

Высокая, подвижная, с горящими глазами и смуглой кожей, живым умом и быстрым оригинальным ответом на каждый вопрос, она завораживала и оставалась надолго в памяти тех, кто был с ней знаком, а индонезийские танцы открыли ей двери в самые богатые салоны и в ее постели оказывались самые влиятельные персоны. Одновременно с этим она легко распространялась о своем обширном списке любовников. Перекличку любовников Маты Хари можно назвать персоналием рубежа веков: композиторы Массне и Пуччини, финансист Барон Анри де Ротшильд, шоколатье Гастон Менье, французские послы в Японии, Нидерландах и США, банкир Феликс Ксавье Руссо… Исчерпав французские ресурсы, Мата Хари переключилась на Испанию, Италию, Россию, Австрию и даже Германию… Так, например, в Берлине весьма состоятельный офицер Альфред Киперт – будучи, к слову сказать, женатым – подарил ей на прощание 300 000 золотых марок (по сегодняшним меркам это чуть больше $4 млн).

4. Она любила красивую жизнь.

В начале 1914 года Мата Хари была в Берлине и планировала там находиться еще полгода: был подписан контракт со столичным «Метрополем» (никакой обнаженки, только арт-номера). Немцы схватили ее в один момент, конфисковав меха и ювелирные изделия. Приняв предложение «задушевно поговорить с некоторыми французскими офицерами» она хотела не более чем вернуть назад арестованное имущество (и получить еще 20 000 франков сверху). Но поворотный момент, когда она стала агентом Н-21, трагически изменил вектор ее жизни.

Одно из главных правил Маты Хари гласило: сохраняй интригу. Придуманная легенда, согласно которой она была воспитанницей жриц в индуистском храме, помогала ей в этом.

«Я люблю офицеров. Я любила их всю свою жизнь. Я предпочитаю быть любовницей бедного офицера, чем богатого банкира. Это мое самое большое удовольствие спать с ними без того, чтобы думать о деньгах», ─ откровенничала Мата Хари. В конечном итоге такая любовь обернулась против нее. В 1916 году французские спецслужбы объявили, что получили сведения о ее работе на Германию, повторно «завербовали» для себя и... убедились в своей правоте. Во время следующего же возвращения в Париж (это было 13 февраля 2017 года) ее арестовали. Подробно о событиях этого периода жизни великой Маты Хари рассказывает новый русский сериал «Мата Хари» ─ совместное детище «Первого канала» и международной компании Star Media.

Мату Хари в киноверсии 2016 года сыграла 35-летняя французская актриса Ваина Джоканте («99 франков», «Распутник»).

5. Она знала, что такое достоинство.

В тусклом свете, который проникал в тюремный двор, Мата Хари была совершенно не похожа танцовщицу, околдовывавшую всех мужчин, оказавшихся поблизости. После нескольких месяцев одиночного заключения в нищенских условиях, напомнивших ей нелегкий парижский старт, она готова была «скорее повеситься, чем так жить».

«У нас есть информация, что Мата Хари получила 15 000 франков от немецкого посольства. Мы задерживаем ее по подозрению в шпионаже и в связи с наличием поддельного паспорта», ─ значилось в документах.

«Три человека допрашивают меня на голландском с помощью… бельгийского! И один из них еще посмел заявить, что у меня немецкий акцент!», ─ вспоминала Мата Хари.

Она призналась, что взяла немецкие деньги, но протестовала против того, что была в курсе немецкой дезинформации. Суд над Маргаретой Мак-Леод-Залле начался 24 июля 1917 года и длился всего два дня. Ее обвинили в том, что она продала французские секреты немцам, не сообщив взамен ничего, вменили в вину гибель 50 тысяч французских солдат и приговорили к смерти. Газеты сообщали, что ее последними словами стали: «Это невозможно!». Возможно или нет, но на рассвете 15 октября 2017 года она смирилась со своей участью. Сохранились сведения, что Мата Хари была очень собрана, прекрасно одета, отказалась от сопровождающих и от повязки, закрывающей глаза. «Мой бог, - воскликнул тогда сержант-майор, командующий расстрелом. – Да эта дама знает, как умирать…».

Женская тюрьма и лазарет Сен-Лазар в Париже, куда помещали проституток и куда отправили Мату Хари

Во время суда на Матой Хари (он проходил при закрытых дверях) ей сочувствовали все бывшие любовники, а адвокат даже стоял перед судьей на коленях.

Спустя сто лет ее называют «величайшей женщиной-шпионкой XX века». Мата Хари обычно изображается либо как роковая женщина, вертевшая судьбами мира, либо как простофиля, оказавшаяся в нелепой ситуации по собственной глупости. Неверно ни одно, ни другое утверждение. «Может, я и была проституткой, но предательницей – никогда», - говорила о себе Мата Хари. Все верно. Просто она направляла свои навыки соблазнения на мужчин из противоборствующих сторон, и была в итоге предана сама.

Реальный кадр в момент исполнения приговора смертной казни Маты Хари. Военный полигон в восточном пригороде Парижа, 15 октября 1917 г.

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб

Масштабный проект компании Star Media снят при участии телеканала «Интер», в нем играют звезды мирового уровня из разных стран, в частности ― России, Франции, Испании, США, Португалии и Нидерландов. Картина основана на реальных событиях и рассказывает о необыкновенной жизни легендарной личности ХХ века ― «шпионки, танцовщицы и куртизанки» Мата Хари, которая, оказывается, совсем не умела танцевать, та и красотой по тогдашним канонам похвастаться не могла, но зато обладала необыкновенным обаянием и решимостью жить так, как хочется именно ей. Не удивительно, что соблазнительную танцовщицу было снято множество фильмов. Роль Мата Хари в разные годы исполняли Жанна Моро, Жа Жа Габор, Грета Гарбо и Сильвия Кристель, а первая картина вышла почти сто лет назад — всего через три года после смерти самой Мата Хари, в 1920-м году. Но начнем по порядку: итак, кем же в действительно была эта Мата Хари?

АКТРИСЫ, ИСПОЛНИВШИЕ РОЛЬ МАТА ХАРИ: ГРЕТА ГАРБО, ЖАННА МОРО, СИЛЬВИЯ КРИСТЕЛЬ

Кто такая Мата Хари: Маргарета Гертруда Зелле — именно так звали Мата Хари до того, как она ею стала. В будущем ― самая дорогая куртизанка эпохи, исполнительница экзотических восточных танцев с элементами обнажения и самая известная в мире шпионка была дочерью владельца шляпного магазина в Нидерландах. Позже отец разорился, мать умерла, и юная Маргарета поступила на воспитание к дяде, от которого сбежала в 18 лет: по объявлению в газете нашла жениха, лысого 38-летнего капитана, и скоропалительно вышла замуж. После свадьбы пара уехала в Индонезию, на остров Ява ― тогдашнюю голландскую колонию, где служил муж Мата Хари. Но и оттуда девушка сбежала ― теперь уже в Париж: супружеская жизнь не сложилась, сын трагически скончался, муж изменял, пил и распускал руки, а сама Маргарета хотела красивой и насыщенной жизни в столице, а не прозябания в колониях. «Мне казалось, что все женщины, которые сбежали от своих мужей, должны ехать непременно в Париж», ― говорила она.

  • Почему Мата Хари вошла в историю, и как получилось, что танцовщица, которая совершенно не умела танцевать, собирала огромные залы, а женщина, которую сложно было назвать красавицей, стала секс-символом и архетипом поведения «коварной шпионки»? Начнем с того, что Мата Хари, действительно, не обладала . В начале ХХ века в моде был типаж «гибсоновской девушки»: юная особо с невинным, почти детским лицом, утонченным профилем, неправдоподобно тонкой талией, широкими, округлыми бедрами и выдающимся бюстом. Популярны были натуральные блондинки и роковые брюнетки с очень длинными вьющимися волосами, которые для выхода в свет собирали в пышную прическу на затылке. Мата Хари же имела специфическую форму головы ― низкий, скошенный, приплюснутый лоб (впрочем, удачно маскировала эту особенность с помощью модной пышной прически), а также крупный нос с горбинкой и плоскую грудь (кстати, именно по этой причине не сложилась ее карьера натурщицы).


    "ГИБСОНОВСКИЕ ДЕВУШКИ"

    Тем не менее, она оказывала магическое действие на мужчин. Еще на Яве она писала своей подруге в Голландию:

    Мой муж не покупает мне платьев, потому что боится, что я в них буду слишком хорошо выглядеть. Он невыносим. Кроме того, за мной увиваются молодые лейтенанты и влюбляются в меня. Очень тяжело вести себя так, чтобы муж не начал ревновать.

    Шоу Мата Хари покорило весь Париж ― на представления выстраивались огромные очереди. Некоторые танцы Мата Хари называют предтечей современного стриптиза, тогда еще непривычного для западного зрителя. В конце танца, который она исполняла на сцене, усыпанной лепестками роз, Мата Хари оставалась практически полностью обнаженной.


    МАТА ХАРИ

    В то время , да и по вей Европе. Вспомнить, хотя бы знаменитые «русские сезоны» Дягилева: балет «Шахерезада», «Клеопатра», «Жар-птица», «Ориенталии», «Сиамский танец» и другие, костюмы к которым создавались по эскизам Леона Бакста и Александра Бенуа. И, если балет Дягилева был пиком высокой культуры того времени, то выступления Мата Хари можно назвать примером зарождения «массовой культуры»: лицо Мата Хари изображали на рекламных плакатах, коробках с печеньем и сувенирах. В продаже появились сигареты «Мата Хари», описание которых гласило: «Новейшие индийские сигареты, отвечающие взыскательнейшему вкусу, изготовлены из лучших сортов табака с острова Суматра», а сама Мата Хари была кем-то вроде современых или ― скандальной танцовщицей, прославившейся не столько танцем, сколько благодарю обнажению, умению делать шоу и собственной харизме. В общем, дочь шляпника из Нидерландов одной из первых поняла, как можно неплохо заработать и стать звездой, превратив свое имя в бренд.

  • Европейцы охотно верили в легенды о восточной танцовщице, которая представлялась дочерью короля Великобритании и Ирландии, императора Индии Эдуарда VII и индийской княжны, воспитанной брахманами. По ее словам, ее душа была посвящена богу Сва, а в 13 лет она уже танцевала обнаженной в храме, и т.д. и т.п. Именно тогда она берет псевдоним Мата Хари ― «Свет дня». Журналисты писали, что Мата Хари «впечатляет не только игрой ее ног, рук, глаз, рта и ярко-алых ногтей. Не стесненная одеждой, Мата Хари играет всем своим телом». Сама же она о себе говорила так: «Я никогда не умела танцевать, но людям нравились мои спектакли, скорее всего потому, что я была обнажена».

    МАТА ХАРИ

    Как одевалась Мата Хари: 13 марта 1905 г. состоялся дебют Мата Хари: она появилась перед зрителями в роскошном восточном одеянии, взятом из коллекции месье Гимэ (крупный промышленник, филантроп и знаток искусства, построивший музей восточного искусства в Париже ― Мюзе Гимэ), но во время танца постепенно сбросила с себя одежду, оставив лишь нитки жемчуга и сверкающие браслеты.


    МАТА ХАРИ, 1905-1906 гг.

    Иногда она выступала в одеянии баядеры (восточной, индийской красавицы), в конце появляясь в трико телесного цвета; использовала кносские шали ― шелковые плиссированные покрывала типа сари.

    Как образ Мата Хари повлиял на современную культуру: рассуждая об образе Мата Хари, в первую очередь вспоминаешь о Грете Гарбо, сыгравшей, пожалуй, лучшую роль Мата Хари в мировом кинематографе. Роскошные наряды, созданные голливудским художником по костюмам Адрианом, и дьявольская притягательность актрисы сделали из Маты Хари икону стиля. Образы Греты Гарбо в роли Мата Хари до сих пор являются мощным источником вдохновения для современных дизайнеров: в глаза бросается схожесть с , созданной Демной Гвасалией.



  • Кстати, «русское» (что для парижан начала ХХ века означала и «восточное») влияние в фильме очевидно: в одном из эпизодов появляется , на одном из самых известных кадров со съемок «Мата Хари» Грета Гарбо красуется в головном уборе, напоминающем «кокошник», а сам Адриан признавался, что создавал костюмы под впечатлением от русских балетов и восточной коллекции Поля Пуаре.


    Многое от образа Мата Хари переняла и и на выступлении : те же индийские и индонезийские браслеты на руках и ногах, обилие золота, цветы в волосах и полупрозрачное покрывало.


    МАТА ХАРИ ВО ВРЕМЯ АРЕСТА, 1917 г.

    Как умерла Мата Хари: жажда роскоши, расточительность, непостоянство, страсть к азартным играм, привычка в легким деньгам, которые Мата Хари получала за свои выступления и статус куртизанки на содержании у богатых мужчин, и параноидальный страх бедности, помноженные на убывающую популярность ее театрализованных постановок, заставили Маргарету Гертруду впутываться в сомнительные связи.

    В 1914-м в Европе начинается Первая мировая война, и это во многом ограничивает Мата Хари: во-первых, она не может перемещаться по Европе; во-вторых, ее доходы уменьшаются. В то время ее арестовывают в Германии по подозрению в шпионаже на разведку Российской империи (у Маты Хари был любовник ― русский военный). Должно быть, именно тогда ее и завербовали.

    В 1917 году Мата Хари неожиданно арестовали по обвинению в шпионаже в пользу немецкой разведки. До сих пор так и не известно, была ли Мата на самом деле шпионкой. По одной из версий, танцовщица пошла на сделку с разведкой только потому, что они обещали заплатить ей большую сумму. Эти деньги Мата хотела отдать своему возлюбленному, русскому капитану Вадиму Маслову, которому необходимо было сделать операцию после ранения. Как бы там ни было, 41-летняя Мата Хари оказалась в тюрьме Сен-Лазар. Ее приговорили к расстрелу.


    МАТА ХАРИ В ТЮРЬМЕ

    15 октября 1917 года британский репортер Генри Уэллс из газеты «International News Servive» подробно описал день казни Мата Хари. В камере она содержалалась в ужасных условиях ― от ее экзотичной привлекательности не осталось и следа, однако даже перед смертью Мата Хари хотела оставаться женщиной. «Медленно, инертно, она опустилась на колени и, подняв голову и без малейшего изменения выражения лица», попросила разрешение написать два письма. Затем надела туфли на высоких каблуках, черное бархатное пальто, черные замшевые перчатки и черную шляпу с траурной лентой, и спокойно сказал: «Я готова». Я расстреляли практически в упор. Говорят, перед смертью она послала воздушный поцелуй, но британский репортер не сказал об этом ни слова. Сама Мата Хари о своей жизни говорила так:

    Я ни о чем не жалею. Моя жизнь овеяна самыми невероятными легендами, и часто даже я сама не умею отличить правду от вымысла. Мне вдоволь досталось и слез, и боли, и несчастий. Но я познала, что такое власть женщины над мужчинами — над теми, кто вершит судьбы целых народов. Миром правят женщины — умные женщины.

    Сегодня историки утверждают, что французским спецслужбам в подтверждение своих несуществующих успехов в борьбе с немецким шпионажем было выгодно принести Мата Хари в жертву, хотя видимых результатов ее деятельности не ощутили ни французы, ни немцы. Уже после ее смерти историки предположили, что, скорее всего она, будучи неопытной шпионкой, не представляла серьезной опасности и просто стала жертвой собственной славы и образа жизни.

    В жизнеописаниях Маты Хари есть эпизод, который объясняет постоянство, с каким эта женщина, собственно, всегда склонная раздеваться, так же добросовестно старалась скрывать свои груди под двумя маленькими филигранными чашечками.


    – Мой супруг, капитан МакЛеод, был так ревнив, – говорила она, – что очень часто угрожал мне, говоря, что хотел бы изуродовать меня, чтобы никто не смог в меня влюбиться. Во время наших ночей любви его сводила с ума мысль, что мои маленькие, тугие груди, подобные коринфским чашам, могли бы целовать губы других, ласкать руки других. – Лучше я бы их тебе вырвал, – бормотал он, в то время как его пальцы судорожно впивались в мою грудь. Я должна была тогда использовать все свое обаяние, чтобы успокоить дикое требование и принудить его даже встать перед моим телом на колени. Однажды вечером после долгого молчания он приблизился ко мне в нашей кровати и целовал искренне и длительно мои груди. Внезапно, увлеченный диким движением, он откусил мой левый грудной сосок и проглотил их. Поэтому я никогда не показывала впредь мое тело совсем голым…


    Так рассказывала она сама. Совсем иначе, тем не менее, рассказывает знаменитый художник Гийоме, который написал мне письмо о своем знакомстве с Мата Хари. По его словам, эта история об изувеченной груди – это только легенда, которая должна была скрыть более естественный и не связанный с какой-либо страстью факт.



    «Во время, которые я вряд ли могу назвать точно, но, приблизительно его, однако, можно определить, так как оно совпало с премьерой «Мессалины» Моро и Исидоры де Лара в «Гэте» (примерно, в годы 1905-1906), ко мне в мастерскую явилась женщина со словами:

    – Я хотела бы позировать.

    – Хорошо, – ответил я, – покажите мне ваше тело.

    – О, нет, только голову. Я – вдова умершего в Индии капитана; у меня двое сыновей и нет денег, чтобы воспитывать их. Меня зовут госпожа МакЛеод.

    – Так как вы красивы, вам легко будет стать и натурщицей для изображения головы; но, естественно, вам гораздо лучше бы платили, если бы вы решились позировать всем телом, так как, я хорошо вижу, у вас должна быть очень хорошая фигура. Впрочем, я не хочу настаивать.

    На это госпожа МакЛеод принялась сетовать, мол, это было бы слишком большой жертвой для нее и слишком ужасное требование для ее чувства стыда, это было бы оскорблением для ее славного имени, и т.д. Когда я ответил, что она может поступать так, как ей хочется, она внезапно чуть ли не моментально разделась.

    И теперь я в чистом свете мастерской увидел ее прекрасные плечи, ее прекрасные руки, ее прекрасные во всех отношениях ноги. Но, ради Бога, какая вялая грудь!… Ее бедра были широки, как бедра лошади, ее тело достаточно нецеломудренное, но, все же, наихудшим местом была эта слабая грудь… (Это объяснило мне, почему она тогда всегда носила две металлические чашечки на цепи вокруг шеи).

    Вежливо, разумеется, но, не скрыв свое разочарование полностью, я посоветовал ей, что действительно было бы выгоднее для нее, если бы она стала моделью лишь для изображения головы. Эти слова вызвали нервный стресс. То, что ее чувство стыда оказалось разоблаченным так, оказалось для нее невыносимым. Моя жена поспешила ей на помощь, втирала ей виски одеколоном и сунула флакончик с нюхательной солью ей под нос. Я взял ее как модель для афиши к «Мессалине». Тогда я послал ее к моему другу, художнику Ассиру, и он долго работал с ней над эскизами лица и костюма. Она рассказывала ему очень странные вещи, которые он охотно сообщит вам; я же ничего больше не в состоянии рассказать о ней».

    Ранним утром 15 октября 1917 года на полигоне в Венсенском лесу под Парижем залп расстрельной команды поставил точку в жизни Маргарет Гертруды Целле-МакЛеод, известной всему миру под сценическим псевдонимом Мата Хари…

    Кем была на самом деле Мата Хари? Прекрасной восточной танцовщицей? Первой в Европе стриптизёршей? Куртизанкой, любовницей самых влиятельных людей Старого Света? Знаменитой шпионкой, которая во время Первой мировой войны работала на две противоборствующие разведки одновременно? А может, просто женщиной?

    «Я родилась в далёкой Индии, в княжестве Джаффатам на береry Малабара, и принадлежу к высшей касте браминов. Мой отец был раджой, а мать — храмовой танцовщицей. Она умерла во время родов, а меня сразу после рождения жрецы положили в золотую купель и наpeкли Мата Хари, что означает «Око утренней зари» — так, по её собственным словам, начиналась история этой легендарной жизни.

    Настоящая её биография не имеет ничего общего с этой экзотической сказкой. Маргарет Гертруда Целле родилась 7 августа 1876 года в захолустном городке Леуварден, на севере самой скучной по тем временам европейской страны — Голландии. Второй ребёнок в семье преуспевающего шляпника Адама Целле. в которой, кроме неё, росли ещё четверо мальчиков. Единственная и любимая дочь, девочка с большими глазами, стройной фигурой и густыми чёрными волосами, кокетка — уже с детства Маргарет умела и любила очаровывать. Но счастье семьи Целле довольно скоро закончилось.

    Когда Маргарет шёл тринадцатый год, шляпник Адам Целле обанкротился и решил попытать счастья в Амстердаме, оставив детей на попечение жены. Два года спустя, когда жена умерла, отец пристроил детей по многочисленным родственникам. Юная Маргарет без конца меняла дядюшек и школы, пока не оказалась в Гааге, в интернате при местном монастыре. Правда, учиться ей не больно-то и хотелось — она мечтала выйти замуж и уехать прочь со своей скучной родины.

    Помог всесильный случай: однажды в газете девушка наткнулась на брачное объявление: «Офицер, приехавший в отпуск из Восточной Индии, хотел бы познакомиться с девушкой доброго нрава на предмет женитьбы». Сообщение дал приятель капитана голландской армии Рудольфа МакЛеода. Девушка откликнулась и послала капитану письмо со своей фотографией.

    Вскоре у них состоялось свидание, которое решило исход дела. Ей было всего 18, ему — 38. По тогдашним меркам разница в возрасте не такая уж и большая. Адам Целле дал молодым своё родительское благословение, и уже 11 июля 1895 года Маргарет стала замужней дамой.

    Скоро и мечта вырваться из Голландии становится явью: капитан Маклеод получил назначение на военно-морскую базу на далеком острове Ява. Маргарет, ждавшая тогда своего первого ребёнка, с радостью отправилась вместе с супругом в путешествие.

    Здесь, на Яве, она вела жизнь образцовой офицерской жены, учила малайский язык, родила второго ребёнка — дочь, воспитывала старшего сына. Но именно в Южной Азии муж открылся ей с другой стороны: пьяница, бабник и ревнивец, МакЛеод регулярно находил себе туземных любовниц, ссылаясь на местные традиции. При этом Рудольф страшно злился, когда кто-то из офицеров пытался флиртовать с его женой. Нередко он напивался и поколачивал Маргарет.

    Через несколько лет в их семью пришла беда. Рудольф, застав солдата-малайца спящим на посту, распорядился всыпать тому 50 ударов. Малаец перенес порку, не издав ни звука, но поклялся отомстить и подговорил влюблённую в него кухарку отравить детей капитана.

    Старший сын Маргарет и Рудольфа умер в мучениях, и лишь огромными усилиями им удалось спасти крошечную дочь. Эта страшная история не только не сплотила супругов, но и окончательно их рассорила. Спустя несколько месяцев они вернулись в Голландию, где сразу же расстались.

    Капитан королевских войск Рудольф Маклеод не замедлил проинформировать об этом, разместив в газете новое объявление, в котором сообщал, что свободен от уз брака, и отказался платить по счетам бывшей супруги.

    К тому времени Маргарет Целле-МакЛеод было уже 28 лет. Она осталась одна — без мужа, без денег, без работы и без детей (Рудольф отобрал у жены право на воспитание дочери, которая умерла в возрасте 21 года).

    У бывшей жены голландского офицера не было ни образования, ни профессии. К тому же после длительных путешествий, после восточной роскоши и экзотики крошечная пуританская Голландия была слишком тесна для неё. Иное дело — Париж. Правда, голоса у девушки не было никакого, а по-французски она говорила с ужасным акцентом, так что профессии певицы и актрисы отпали сами собой. С работой в качестве модели тоже ничего не вышло: художники считали грудь будущей секс-богини чересчур маленькой, если не сказать плоской, — позже, уже находясь в зените славы, Мата Хари сделает всё, чтобы никто не узнал об этом недостатке.

    Действуя методом исключения, Маргарет пришла к мысли об экзотических танцах, выбрав себе для этого вполне подходящий псевдоним: Мата Хари. Парижский дебют Маргарет Целле-Маклеод состоялся 13 марта 1905 года в зале музея Гиме. Её появлению на сцене предшествовало небольшое выступление самого месье Гиме с интригующим рассказом о далёкой таинственной Индии и краткой биографии исполнительницы: дочь храмовой танцовщицы, она была похищена из храма Шивы безумно влюблённым в неё британским офицером, с которым обвенчалась и жила, покуда местные фанатики не убили и его, и их первенца, и далее в том же духе.

    Только затем под звуки завораживающей музыки перед зрителями предстала загадочная женщина в роскошном восточном одеянии. Медленно танцуя, она начала раздеваться и вскоре осталась в одном лишь лифе, чашечки которого украшали драгоценности. Тяжёлые браслеты позвякивали на её руках и ногах.

    «Мой танец — это священная поэма, а каждое движение в нем — слово. Эти танцы я исполняла в храме Шивы, — говорила Мата Хари восхищённым зрителям. — Все храмовые танцы в своей основе религиозны, посредством жестов и поз передаются священные тексты ».

    При модном в то время увлечении восточной мистикой и оккультизмом этого оказалось вполне достаточно для появления самой настоящей мировой сенсации. Хотя в маленьком зале в тот вечер было не больше сотни любителей экзотики, уже на следующее утро весь Париж только и говорил, что о восточной красавице, которая обнажалась на сцене, усыпанной лепестками роз.

    Дочь голландского шляпника, бывшая жена голландского вояки в одночасье превратилась в «живое воплощение таинственного Востока». Где бы она ни появлялась, будь то знаменитое варьете «Фоли-Бержер» или не менее прославленный «Балет Монте-Карло», её выступлениям сопутствовал неизменный успех.

    Восторг испытывали не только пресыщенные богатые бездельники. Даже великий композитор Пуччини не удержался и отослал ей в отель огромный букет цветов с запиской: «Увидев Ваш танец, я ощутил себя на седьмом небе от счастья».

    Любопытно, что сама Маргарет весьма критично относилась к своим способностям. «Люди приходят на мои выступления только потому, что я первой из женщин отважилась предстать перед ними без одежды». — говорила она.

    Впрочем, Маргарет, раздеваясь на сцене почти полностью, никогда не оставалась совершенно нагой: её грудь прикрывал украшенный драгоценностями лиф, а на бёдрах всегда оставалось трико телесного цвета. В августе 1906 года, выжав из любвеобильных парижан всё, что могла, Мата Хари отправилась покорять соседние страны.

    Славу экзотической танцовщицы опережала молва о её многочисленных любовных победах. Если верить газетам того времени, всего за год она сумела соблазнить совет министров Франции в полном составе, всю мужскую часть английского королевского дома, не говоря уже о сотне миллионеров, политиков, деятелей искусства и, разумеется, высокопоставленных военных. И это при том, что свои интимные услуги куртизанка оценивала по самому высокому в те времена тарифу — семь тысяч франков за ночь.

    Поначалу она придерживалась твёрдого правила: не спать с одним мужчиной больше двух раз. «Мужчин так много, а я всего одна!» — часто говорила Мата Хари.

    Но в Берлине она впервые нарушила этот принцип, став постоянной любовницей прусского помещика Альфреда Киперта, лейтенанта личного конвоя кайзера. Два года продолжался их роман — ровно столько времени потребовалось ей, чтобы своими непомерными тратами разорить одного из самых богатых людей Пруссии.

    Только за первый год совместной жизни с «душкой Альфи» Мата Хари умудрилась потратить более пяти миллионов марок на роскошные наряды (она никогда не появлялась на людях дважды в одном и том же платье), обувь (после отъезда из поместья она подарила прислуге больше тысячи пар обуви) и драгоценности (для транспортировки заработанных в Германии «камешков» ей потребовался целый контейнер).

    А если к этому добавить её привычку принимать ежедневно ванну из лучших сортов шампанского и килограммами поглощать свежайшую осетровую икру, остаётся только удивляться, почему Киперт не разорился раньше.

    Расставшись с потерявшим для неё всякую материальную ценность помещиком, летом 1908 года Мата Хари вернулась в любимый Париж, где быстро нашла себе нового покровителя, отставного генерала Руссо, сказочно разбогатевшего на поставках армии новых скорострельных пушек. Оружейный фабрикант сделал её своей гражданской женой и открыл для неё кредит в крупнейшем банке страны, поставив лишь одно условие: знаменитой танцовщице придётся покинуть сцену и стать хозяйкой его роскошного замка на Луаре. Мата Хари не возражала.

    Заполучив власть над миллионером, она с головой отдалась любимому занятию — начала сорить деньгами. Разорительные траты на любовницу и довольно рискованная игра на бирже уже через год привели Руссо к финансовому краху. Всё его имущество опечатали, так что Маргарет пришлось переселиться из роскошного замка в скромный — «всего» три этажа и тридцать комнат — особняк в парижском предместье.

    Весной 1911 года она вернулась на сцену. Хотя со времени дебюта Маты Хари прошло почти шесть лет и публичным стриптизом в Старом Свете было уже трудно кого-то удивить, возвращение 35-летней баядерки стало её новым триумфом. Перед ней распахнулись двери самого знаменитого театра Европы — миланской «Ла Скала». Дирекция, незадолго до этого отказавшая великой Айседоре Дункан, предоставила Мате Хари ангажемент, объявив её «непревзойдённым мастером танцевального искусства».

    Спектакли проходили с аншлагами, однако танцовщице, привыкшей тратить без счёта, денег постоянно не хватало. Да и богатые любовники, напуганные историями Киперта и Руссо, не отваживались брать роковую красавицу на полный пансион. Зато вокруг неё в избытке увивались военные, которые всегда так сильно влекли к себе дочь шляпника.

    За эти годы Мата Хари отказала в близости военному лишь однажды — этим невезучим оказался ещё совсем юный, но не по годам настырный лейтенант с неарийской фамилией Канарис.

    Во время свидания весной 1914 года он пытался завербовать танцовщицу на работу в немецкую разведку. Возмущённая куртизанка выставила юнца в погонах за дверь. Подобного оскорбления будущий глава гитлеровского Абвера не забыл…

    В июле 1914 года она приехала в Берлин, где подписала контракт на участие в балете «Похититель миллионов». Премьера была назначена на 1 сентября. Однако планам танцовщицы не суждено было сбыться: за месяц до назначенной даты началась Первая мировая война.

    И снова Мата Хари должна начинать все сначала. Ей 38 лет, деньги заканчиваются, а сценические триумфы приходится отложить до мирного времени. Именно в этот момент Мату Хари разыскал представитель немецкой разведки фон Каппель, решивший использовать во славу Германской империи многочисленные любовные связи танцовщицы с парижским высшим светом.

    Сидевшая на мели куртизанка смекнула, что война может оказаться таким же источником доходов, как и сцена, а роль шпионки вряд ли труднее амплуа восточной стриптизёрши — и согласилась с предложением, запросив авансом 100 тысяч имперских марок. Немцы выделили ей только 30 тысяч, однако Мата Хари, получившая кодовое имя Н21, была рада и этому. Судя по всему, она и не собиралась усердствовать на новом поприще, рассчитывая в очередной раз обвести всех вокруг пальца.

    Маргарет было все равно, у кого вытягивать деньги — у богатых любовников или германского Генштаба. Она еще не понимала, что в этой новой пьесе, где всё зависит от мужчин в погонах, ей самой отведена лишь роль статистки, а в нужный момент её просто уберут со сцены. К тому же именно во время войны случилось непоправимое.

    Мата Хари, которая лишь позволяла мужчинам любить себя, притом за весьма солидные суммы, влюбилась сама. 21-летний штабс-капитан драгунского полка Вадим Маслов, служивший в российском экспедиционном корпусе во Франции, годился в сыновья 40-летней танцовщице. Но ради него Маргарет была готова буквально на всё. Вряд ли Вадим испытывал к ней такие же чувства, хотя ему, безусловно, льстила страсть столь известной женщины, восхищавшей и притягивавшей целый сонм богатых и знаменитых мужчин. Скорее всего, для него это был просто мимолетный роман, тем более что обзаводиться семьей в ближайшее время штабс-капитан не собирался — в отличие от предыдущих любовников танцовщицы, русский офицер был небогат.

    Но Мата Хари не собиралась сдаваться — влюблённая куртизанка готова была свернуть горы. Она пообещала Маслову достать деньги, и теперь у неё был для этого только один способ. Ради любви к русскому офицеру Мата Хари окончательно решила стать профессиональной шпионкой. Она, конечно, прекрасно понимала. что шпионаж — занятие небезопасное, но надеялась, что её, как всегда, спасут красота и связи в высших кругах. К тому же думать она могла только о своей будущей жизни с Вадимом. В мечтах она рисовала себе дом, где они поселятся после войны, выходы в свет и, конечно, детей — их общих с Вадимом детей.

    Ремесло шпионки было для неё в то время единственным способом разбогатеть. Ради того, чтобы остаться с Масловым, Мата Хари готова была соблазнить и предать пол-Европы. «Маслофф был единственным мужчиной, которого я по-настоящему любила» , — скажет Маргарет впоследствии на суде, где в качестве вещественного доказательства будет представлена их совместная фотография. На снимке рукой Маты Хари написано: «На память о самых прекрасных днях моей жизни, проведённых с чудесным Вадимом, которого я люблю больше всего на свете» .

    Чтобы сделать эту фотографию, Мата Хари приехала в курортный городок Виттель, где «чудесный Вадим», раненный под Верденом, проходил в это время курс лечения. Поскольку курорт располагался во фронтовой полосе, за разрешением на поездку Маргарет пришлось отправиться к капитану Ладу, который в то время возглавлял французскую контрразведку.

    — Идёт война… но на чьей стороне вы? — при первой же встрече поинтересовался капитан.

    — Я голландка, — призналась Мата Хари. — А Голландия соблюдает нейтралитет… Но мои симпатии — на стороне Франции.

    — Отлично! — довольно воскликнул Ладу. — Тогда вы просто обязаны поработать на благо Франции и на её победу.

    Когда Мата Хари вернулась в Париж, капитан Ладу сразу предложил ей отправиться в Бельгию и, соблазнив Верфляйна — близкого друга генерал-губернатора Бельгии, начать передавать в Париж информацию. Мата Хари ответила согласием, потребовав «на дело» миллион франков: «Мне нужно будет купить много красивых платьев, ведь не могу же я появиться перед губернатором голой?» Ладу согласился выделить аванс в 30 тысяч — в прежние времена столько она зарабатывала всего за несколько свиданий.

    Так Мата Хари стала двойным агентом — ей теперь платили деньги и немцы, и французы. В Первую мировую на обе воюющие стороны работало немало удачливых шпионок — например, любовница резидента немецкой разведки в Испании красавица Марта Рише (оперативный псевдоним Жаворонок) или Элизабет Шрагмюллер (Фрау доктор), которая стала под конец войны одной из руководительниц немецкой разведки.

    На их фоне танцовщица Мата Хари выглядела жалкой дилетанткой. Роль шпионки оказалась для неё провальной: она не смогла раздобыть ни информации для своих кураторов, ни больших денег для себя. Миф о Мате Хари как о величайшем двойном агенте в истории — всего лишь миф. Она просто вытягивала деньги из германской и французской казны, присылая взамен сведения, которые оказывались либо совершенно незначительными, либо хорошо всем известными. За два с половиной года она ни разу не передала информации, которая хоть как-то повлияла бы на ход военных действий.

    Но, как выяснилось, именно такая шпионка дилетантка и устраивала германскую и французскую разведки. Мата Хари оказалась разменной фигурой в сложной комбинации, придуманной разведками двух стран. Французам в последние годы войны нужен был громкий показательный процесс над опасным агентом, а немцы давно уже использовали Мату Хари, чтобы передавать через неё дезинформацию противнику.

    В конце концов, немецкая разведка решила просто-напросто сдать своего агента Н21 за ненадобностью. К тому же немцам, уже два года безуспешно пытавшимся прорвать позиции союзников на Западном фронте, тоже был выгоден шпионский скандал во Франции. Он дал бы им шанс направить сотрудников французской контрразведки по ложному следу, отведя подозрения от реально действующих агентов, которые заполонили французский тыл.

    Впрочем, у одного из офицеров немецкой разведки был и личный мотив. Лейтенант Канарис, тот самый, которому Мата Хари презрительно отказала лишь несколько лет назад, работал помощником резидента в Испании. Именно он осенью 1916 года отправил телеграмму, которая круто изменила жизнь незадачливой разведчицы: «Здесь агент Н21. Утверждает, что завербована французами. Требует новых денег для возвращения в Париж. Телеграфируйте, как поступить с ней».


    Следует пояснить, что к лету 1916 года на вершине Эйфелевой башни французы уже устроили наисовременнейший центр радиоперехвата, так что немецкая разведка пользовалась радиосвязью крайне осторожно. И тем более к тому времени никто не использовал засвеченный шифр министерства иностранных дел — но именно им и была зашифрована злополучная телеграмма. Стало быть, немцы хотели, чтобы французы прочли эту информацию. Телеграмма стала наживкой, которую французская разведка сразу же проглотила.

    В декабре того же года один из верных поклонников намекнул танцовщице, что компетентные органы настоятельно порекомендовали ему прервать с ней все отношения. Но Мата Хари не придала этому предупреждению никакого значения. Не обратила внимания на нервозность капитана Ладу, который фактически спустил на тормозах подготовку её засылки в немецкий тыл. Мысли Маргарет были заняты другим: почему так таинственно исчез её возлюбленный?

    Действительно, в самый канун Рождества штабс-капитан Маслов по приказу российской контрразведки покинул свой госпиталь и отбыл в неизвестном направлении, не оставив Маргарет даже записки. Она вернулась во Францию — здесь её ждали последние несколько недель свободы, которые Мата Хари провела как в опьянении, словно уже предчувствуя свой близкий конец. Она едва ли не ежечасно меняла любовников, спускала в казино сумасшедшие деньги, устраивала дикие кутежи.

    Разгульная жизнь закончилась 13 февраля 1917 года, когда на пороге её номера в «Палас Отеле» появились шестеро полицейских во главе с начальником парижской полиции. Он и зачитал приказ об аресте Маргарет Целле по обвинению в шпионаже. Следствие не смогло представить доказательств вины Маты Хари, но судьи всё равно приговорили её к смерти. Если бы её арестовали годом раньше, Мата Хари вполне могла бы отделаться высылкой из страны или, на худой конец, несколькими годами тюремного заключения.

    Но именно в 1917 году к власти пришло правительство Клемансо, во имя доведения войны до победного конца провозгласившее решительную очистку французского тыла от предателей. Требовался большой показательный процесс, и лучшей жертвы, чем популярная танцовщица и скандальная куртизанка с репутацией бессовестной соблазнительницы, представить было трудно. Воспользовавшись случаем, французские власти сделали бедную женщину виновницей едва ли не всех своих военных неудач и огромных потерь. Шансов уцелеть у неё было примерно столько же, сколько у Жанны д’Арк избежать костра в Руане.

    Самое удивительное, что прямых доказательств её вины французские обвинители представить не смогли. Главная улика — флакончик якобы с симпатическими чернилами — оказалась цианидом ртути, болезненным, но довольно эффективным для того времени противозачаточным средством, к которому Мата Хари, ввиду своей бурной сексуальной жизни, постоянно прибегала. Недостаток улик прокурор Бушардон компенсировал гневным пафосом речей: он даже обвинил стриптизёршу в организации убийства британского военного министра лорда Китченера, хотя тот погиб на корабле, затонувшем от взрыва немецкой торпеды.

    О непредвзятости судей тоже не приходилось говорить. Накануне процесса бывший любовник танцовщицы военный комендант майор Maccap инструктировал судей от имени высшего военного руководства: «Мата Хари виновна. И если эту женщину нельзя будет расстрелять как шпионку, её нужно сжечь как ведьму» .

    В этой ситуации её многочисленные поклонники повели себя по-разному. Штатские ещё пытались помочь — так, адвокат Клюнэ согласился защищать Мату Хари бесплатно, и даже после вынесения приговора обратился к президенту Пуанкаре, умоляя заменить смертную казнь тюрьмой. Но столь любимые ею военные откровенно струсили. Бывший военный министр генерал Мессими даже прислал на процесс написанное рукой жены письмо, в котором он просил освободить его от дачи показаний, поскольку он совершенно не знал обвиняемую.

    Мата Хари рассмеялась: «Он меня не знает? А когда спал со мной и признавался мне в любви — тоже не знал?!» «Если кто-то и платил мне, то это была французская контрразведка, так как я работала только на нее, — заявила Мата Хари. -То, что я состояла в интимной связи с людьми в разных странах, ещё не говорит о том, что я шпионила в их интересах».

    Процесс начался 24 июля 1917 года, продолжался один день при закрытых дверях и завершился смертным приговором. Под конец судебного заседания Мата Хари даже не пыталась себя защищать. Ей уже было все равно: Вадим Маслов на суде так и не появился.

    Рано утром 15 октября в камере № 12 тюрьмы Сан-Лазар появился капитан Бушардон. «Мужайтесь, мадам, — сказал он. — Ваше прошение о помиловании отклонено президентом Французской Республики. Время пришло». «Это невозможно! — крикнула Мата Хари, до последнего момента верившая, что её помилуют. — Это невозможно!»

    К ней бросились монашки, которые в последние дни часто поддерживали осуждённую. «Не надо, сёстры. — сказала Мата Хари, неожиданно успокоившись. — Я знаю, как держать себя, и знаю, как должна умереть».

    Последний путь по парижским улицам — и военный полигон. Одинокая худая фигура женщины, вытянувшаяся перед взводом солдат. Чёрное шёлковое платье, чёрная шляпка. Она отказалась от предложения завязать глаза и спокойно смотрела в нацеленные на неё дула.

    И прежде чем грянули выстрелы, Мата Хари, шпионка и куртизанка, послала стрелкам воздушный поцелуй. Мата Хари оказалась убитой одной-единственной пулей, попавшей ей прямо в сердце. Только один солдат из всего взвода стрелял в неё — остальные выпустили пули в воздух.

    Её тело, некогда одно из самых желанных, оказалось никому не нужным и было передано медицинскому колледжу в Сорбонне. Там ее голову отделили от тела и отдали в анатомический музей, в экспозицию образов величайших преступников. Здесь экспонат хранили почти 85 лет, пока — уже в 2003 году — не обнаружилась его таинственная пропажа. И после смерти Мата Хари продолжает запутывать многочисленных исследователей своей жизни — возможно, эта последняя её загадка навсегда останется неразгаданной.

    20 сентября 2016, 16:21

    Ее называют самой известной шпионкой всех времен и народов. Ее имя давно обросло легендами и домыслами, не имеющими ничего общего с реальностью. Кто-то считает ее дорогой проституткой, бездарной танцовщицей и неудачливой шпионкой, а кто-то превозносит ее природную харизму и дипломатические способности. Ее звали Маргарет Гертруда Зелле, но всему миру она стала известна как Мата Хари...

    «Да она же совершенно не умеет танцевать, у неё плоскостопие. Она всё придумала про свои способности!» - твердил бывший муж прекрасной танцовщицы. Но никто ему не верил. Хотя он говорил чистую правду.

    Знаменитая танцовщица действительно многое придумала в своей жизни...

    «Я родилась в далёкой Индии, в княжестве Джаффатам на береry Малабара, и принадлежу к высшей касте браминов. Мой отец был раджой, а мать – храмовой танцовщицей. Она умерла во время родов, а меня сразу после рождения жрецы положили в золотую купель и наpeкли Мата Хари, что означает «Око утренней зари» – так, по её собственным словам, начиналась история этой легендарной жизни.

    Настоящая её биография не имеет ничего общего с этой экзотической сказкой. Маргарет Гертруда Целле родилась 7 августа 1876 года в захолустном городке Леуварден, на севере самой скучной по тем временам европейской страны – Голландии. Второй ребёнок в семье преуспевающего шляпника Адама Целле. в которой, кроме неё, росли ещё четверо мальчиков. Единственная и любимая дочь, девочка с большими глазами, стройной фигурой и густыми чёрными волосами, кокетка – уже с детства Маргарет умела и любила очаровывать. Но счастье семьи Целле довольно скоро закончилось.

    Когда Маргарет шёл тринадцатый год, шляпник Адам Целле обанкротился и решил попытать счастья в Амстердаме, оставив детей на попечение жены. Два года спустя, когда жена умерла, отец пристроил детей по многочисленным родственникам. Юная Маргарет без конца меняла дядюшек и школы, пока не оказалась в Гааге, в интернате при местном монастыре. Правда, учиться ей не больно-то и хотелось – она мечтала выйти замуж и уехать прочь со своей скучной родины.

    Помог всесильный случай: однажды в газете девушка наткнулась на брачное объявление: «Офицер, приехавший в отпуск из Восточной Индии, хотел бы познакомиться с девушкой доброго нрава на предмет женитьбы». Сообщение дал приятель капитана голландской армии Рудольфа МакЛеода. Девушка откликнулась и послала капитану письмо со своей фотографией. Вскоре у них состоялось свидание, которое решило исход дела. Ей было всего 18, ему – 38. По тогдашним меркам разница в возрасте не такая уж и большая. Адам Целле дал молодым своё родительское благословение, и уже 11 июля 1895 года Маргарет стала замужней дамой.

    Скоро и мечта вырваться из Голландии становится явью: капитан Маклеод получил назначение на военно-морскую базу на далеком острове Ява. Маргарет, ждавшая тогда своего первого ребёнка, с радостью отправилась вместе с супругом в путешествие. Здесь, на Яве, она вела жизнь образцовой офицерской жены, учила малайский язык, родила второго ребёнка – дочь, воспитывала старшего сына. Но именно в Южной Азии муж открылся ей с другой стороны: пьяница, бабник и ревнивец, МакЛеод регулярно находил себе туземных любовниц, ссылаясь на местные традиции. При этом Рудольф страшно злился, когда кто-то из офицеров пытался флиртовать с его женой. Нередко он напивался и поколачивал Маргарет.

    Через несколько лет в их семью пришла беда. Рудольф, застав солдата-малайца спящим на посту, распорядился всыпать тому 50 ударов. Малаец перенес порку, не издав ни звука, но поклялся отомстить и подговорил влюблённую в него кухарку отравить детей капитана. Старший сын Маргарет и Рудольфа умер в мучениях, и лишь огромными усилиями им удалось спасти крошечную дочь. Эта страшная история не только не сплотила супругов, но и окончательно их рассорила. Спустя несколько месяцев они вернулись в Голландию, где сразу же расстались. Капитан королевских войск Рудольф Маклеод не замедлил проинформировать об этом, разместив в газете новое объявление, в котором сообщал, что свободен от уз брака, и отказался платить по счетам бывшей супруги.

    К тому времени Маргарет Целле-МакЛеод было уже 28 лет. Она осталась одна – без мужа, без денег, без работы и без детей (Рудольф отобрал у жены право на воспитание дочери, которая умерла в возрасте 21 года). У бывшей жены голландского офицера не было ни образования, ни профессии. К тому же после длительных путешествий, после восточной роскоши и экзотики крошечная пуританская Голландия была слишком тесна для неё. Иное дело – Париж. Правда, голоса у девушки не было никакого, а по-французски она говорила с ужасным акцентом, так что профессии певицы и актрисы отпали сами собой. С работой в качестве модели тоже ничего не вышло: художники считали грудь будущей секс-богини чересчур маленькой, если не сказать плоской, – позже, уже находясь в зените славы, Мата Хари сделает всё, чтобы никто не узнал об этом недостатке.

    Действуя методом исключения. Маргарет пришла к мысли об экзотических танцах, выбрав себе для этого вполне подходящий псевдоним: Мата Хари. Парижский дебют Маргарет Целле-Маклеод состоялся 13 марта 1905 года в зале музея Гиме. Её появлению на сцене предшествовало небольшое выступление самого месье Гиме с интригующим рассказом о далёкой таинственной Индии и краткой биографии исполнительницы: дочь храмовой танцовщицы, она была похищена из храма Шивы безумно влюблённым в неё британским офицером, с которым обвенчалась и жила, покуда местные фанатики не убили и его, и их первенца, и далее в том же духе. Только затем под звуки завораживающей музыки перед зрителями предстала загадочная женщина в роскошном восточном одеянии. Медленно танцуя, она начала раздеваться и вскоре осталась в одном лишь лифе, чашечки которого украшали драгоценности. Тяжёлые браслеты позвякивали на её руках и ногах.

    «Мой танец – это священная поэма, а каждое движение в нем – слово. Эти танцы я исполняла в храме Шивы, – говорила Мата Хари восхищённым зрителям. – Все храмовые танцы в своей основе религиозны, посредством жестов и поз передаются священные тексты». При модном в то время увлечении восточной мистикой и оккультизмом этого оказалось вполне достаточно для появления самой настоящей мировой сенсации. Хотя в маленьком зале в тот вечер было не больше сотни любителей экзотики, уже на следующее утро весь Париж только и говорил, что о восточной красавице, которая обнажалась на сцене, усыпанной лепестками роз.

    Дочь голландского шляпника, бывшая жена голландского вояки в одночасье превратилась в «живое воплощение таинственного Востока». Где бы она ни появлялась, будь то знаменитое варьете «Фоли-Бержер» или не менее прославленный «Балет Монте-Карло», её выступлениям сопутствовал неизменный успех.

    Восторг испытывали не только пресыщенные богатые бездельники. Даже великий композитор Пуччини не удержался и отослал ей в отель огромный букет цветов с запиской: «Увидев Ваш танец, я ощутил себя на седьмом небе от счастья».

    Любопытно, что сама Маргарет весьма критично относилась к своим способностям. «Люди приходят на мои выступления только потому, что я первой из женщин отважилась предстать перед ними без одежды». – говорила она.

    Впрочем, Маргарет, раздеваясь на сцене почти полностью, никогда не оставалась совершенно нагой: её грудь прикрывал украшенный драгоценностями лиф, а на бёдрах всегда оставалось трико телесного цвета. В августе 1906 года, выжав из любвеобильных парижан всё, что могла, Мата Хари отправилась покорять соседние страны.

    Славу экзотической танцовщицы опережала молва о её многочисленных любовных победах. Если верить газетам того времени, всего за год она сумела соблазнить совет министров Франции в полном составе, всю мужскую часть английского королевского дома, не говоря уже о сотне миллионеров, политиков, деятелей искусства и, разумеется, высокопоставленных военных. И это при том, что свои интимные услуги куртизанка оценивала по самому высокому в те времена тарифу – семь тысяч франков за ночь.

    Поначалу она придерживалась твёрдого правила: не спать с одним мужчиной больше двух раз. «Мужчин так много, а я всего одна!» – часто говорила Мата Хари. Но в Берлине она впервые нарушила этот принцип, став постоянной любовницей прусского помещика Альфреда Киперта, лейтенанта личного конвоя кайзера. Два года продолжался их роман – ровно столько времени потребовалось ей, чтобы своими непомерными тратами разорить одного из самых богатых людей Пруссии. Только за первый год совместной жизни с «душкой Альфи» Мата Хари умудрилась потратить более пяти миллионов марок на роскошные наряды (она никогда не появлялась на людях дважды в одном и том же платье), обувь (после отъезда из поместья она подарила прислуге больше тысячи пар обуви) и драгоценности (для транспортировки заработанных в Германии «камешков» ей потребовался целый контейнер).

    А если к этому добавить её привычку принимать ежедневно ванну из лучших сортов шампанского и килограммами поглощать свежайшую осетровую икру, остаётся только удивляться, почему Киперт не разорился раньше.

    Расставшись с потерявшим для неё всякую материальную ценность помещиком, летом 1908 года Мата Хари вернулась в любимый Париж, где быстро нашла себе нового покровителя, отставного генерала Руссо, сказочно разбогатевшего на поставках армии новых скорострельных пушек. Оружейный фабрикант сделал её своей гражданской женой и открыл для неё кредит в крупнейшем банке страны, поставив лишь одно условие: знаменитой танцовщице придётся покинуть сцену и стать хозяйкой его роскошного замка на Луаре. Мата Хари не возражала.

    Заполучив власть над миллионером, она с головой отдалась любимому занятию – начала сорить деньгами. Разорительные траты на любовницу и довольно рискованная игра на бирже уже через год привели Руссо к финансовому краху. Всё его имущество опечатали, так что Маргарет пришлось переселиться из роскошного замка в скромный – «всего» три этажа и тридцать комнат – особняк в парижском предместье.

    Весной 1911 года она вернулась на сцену. Хотя со времени дебюта Маты Хари прошло почти шесть лет и публичным стриптизом в Старом Свете было уже трудно кого-то удивить, возвращение 35-летней баядерки стало её новым триумфом. Перед ней распахнулись двери самого знаменитого театра Европы – миланской «Ла Скала». Дирекция, незадолго до этого отказавшая великой Айседоре Дункан, предоставила Мате Хари ангажемент, объявив её «непревзойдённым мастером танцевального искусства».

    Спектакли проходили с аншлагами, однако танцовщице, привыкшей тратить без счёта, денег постоянно не хватало. Да и богатые любовники, напуганные историями Киперта и Руссо, не отваживались брать роковую красавицу на полный пансион. Зато вокруг неё в избытке увивались военные, которые всегда так сильно влекли к себе дочь шляпника. За эти годы Мата Хари отказала в близости военному лишь однажды – этим невезучим оказался ещё совсем юный, но не по годам настырный лейтенант с неарийской фамилией Канарис.

    Во время свидания весной 1914 года он пытался завербовать танцовщицу на работу в немецкую разведку. Возмущённая куртизанка выставила юнца в погонах за дверь. Подобного оскорбления будущий глава гитлеровского Абвера не забыл…

    В июле 1914 года она приехала в Берлин, где подписала контракт на участие в балете «Похититель миллионов». Премьера была назначена на 1 сентября. Однако планам танцовщицы не суждено было сбыться: за месяц до назначенной даты началась Первая мировая война. И снова Мата Хари должна начинать все сначала. Ей 38 лет, деньги заканчиваются, а сценические триумфы приходится отложить до мирного времени. Именно в этот момент Мату Хари разыскал представитель немецкой разведки фон Каппель, решивший использовать во славу Германской империи многочисленные любовные связи танцовщицы с парижским высшим светом.

    Сидевшая на мели куртизанка смекнула, что война может оказаться таким же источником доходов, как и сцена, а роль шпионки вряд ли труднее амплуа восточной стриптизёрши – и согласилась с предложением, запросив авансом 100 тысяч имперских марок. Немцы выделили ей только 30 тысяч, однако Мата Хари, получившая кодовое имя Н21, была рада и этому. Судя по всему, она и не собиралась усердствовать на новом поприще, рассчитывая в очередной раз обвести всех вокруг пальца.

    Маргарет было все равно, у кого вытягивать деньги – у богатых любовников или германского Генштаба. Она еще не понимала, что в этой новой пьесе, где всё зависит от мужчин в погонах, ей самой отведена лишь роль статистки, а в нужный момент её просто уберут со сцены. К тому же именно во время войны случилось непоправимое.

    Мата Хари, которая лишь позволяла мужчинам любить себя, притом за весьма солидные суммы, влюбилась сама. 21-летний штабс-капитан драгунского полка Вадим Маслов, служивший в российском экспедиционном корпусе во Франции, годился в сыновья 40-летней танцовщице. Но ради него Маргарет была готова буквально на всё. Вряд ли Вадим испытывал к ней такие же чувства, хотя ему, безусловно, льстила страсть столь известной женщины, восхищавшей и притягивавшей целый сонм богатых и знаменитых мужчин. Скорее всего, для него это был просто мимолетный роман, тем более что обзаводиться семьей в ближайшее время штабс-капитан не собирался – в отличие от предыдущих любовников танцовщицы, русский офицер был небогат.

    Но Мата Хари не собиралась сдаваться – влюблённая куртизанка готова была свернуть горы. Она пообещала Маслову достать деньги, и теперь у неё был для этого только один способ. Ради любви к русскому офицеру Мата Хари окончательно решила стать профессиональной шпионкой. Она, конечно, прекрасно понимала. что шпионаж – занятие небезопасное, но надеялась, что её, как всегда, спасут красота и связи в высших кругах. К тому же думать она могла только о своей будущей жизни с Вадимом. В мечтах она рисовала себе дом, где они поселятся после войны, выходы в свет и, конечно, детей – их общих с Вадимом детей.

    Ремесло шпионки было для неё в то время единственным способом разбогатеть. Ради того, чтобы остаться с Масловым, Мата Хари готова была соблазнить и предать пол-Европы. «Маслофф был единственным мужчиной, которого я по-настоящему любила», – скажет Маргарет впоследствии на суде, где в качестве вещественного доказательства будет представлена их совместная фотография. На снимке рукой Маты Хари написано: «На память о самых прекрасных днях моей жизни, проведённых с чудесным Вадимом, которого я люблю больше всего на свете». Чтобы сделать эту фотографию, Мата Хари приехала в курортный городок Виттель, где «чудесный Вадим», раненный под Верденом, проходил в это время курс лечения. Поскольку курорт располагался во фронтовой полосе, за разрешением на поездку Маргарет пришлось отправиться к капитану Ладу, который в то время возглавлял французскую контрразведку.

    Идёт война… но на чьей стороне вы? – при первой же встрече поинтересовался капитан.

    – Я голландка, – призналась Мата Хари. – А Голландия соблюдает нейтралитет… Но мои симпатии – на стороне Франции.

    Отлично! – довольно воскликнул Ладу. – Тогда вы просто обязаны поработать на благо Франции и на её победу.

    Когда Мата Хари вернулась в Париж, капитан Ладу сразу предложил ей отправиться в Бельгию и, соблазнив Верфляйна – близкого друга генерал-губернатора Бельгии, начать передавать в Париж информацию. Мата Хари ответила согласием, потребовав «на дело» миллион франков: «Мне нужно будет купить много красивых платьев, ведь не могу же я появиться перед губернатором голой?» Ладу согласился выделить аванс в 30 тысяч – в прежние времена столько она зарабатывала всего за несколько свиданий.

    Так Мата Хари стала двойным агентом – ей теперь платили деньги и немцы, и французы. В Первую мировую на обе воюющие стороны работало немало удачливых шпионок – например, любовница резидента немецкой разведки в Испании красавица Марта Рише (оперативный псевдоним Жаворонок) или Элизабет Шрагмюллер (Фрау доктор), которая стала под конец войны одной из руководительниц немецкой разведки.

    На их фоне танцовщица Мата Хари выглядела жалкой дилетанткой. Роль шпионки оказалась для неё провальной: она не смогла раздобыть ни информации для своих кураторов, ни больших денег для себя. Миф о Мате Хари как о величайшем двойном агенте в истории – всего лишь миф. Она просто вытягивала деньги из германской и французской казны, присылая взамен сведения, которые оказывались либо совершенно незначительными, либо хорошо всем известными. За два с половиной года она ни разу не передала информации, которая хоть как-то повлияла бы на ход военных действий.

    Но, как выяснилось, именно такая шпионка дилетантка и устраивала германскую и французскую разведки. Мата Хари оказалась разменной фигурой в сложной комбинации, придуманной разведками двух стран. Французам в последние годы войны нужен был громкий показательный процесс над опасным агентом, а немцы давно уже использовали Мату Хари, чтобы передавать через неё дезинформацию противнику. В конце концов, немецкая разведка решила просто-напросто сдать своего агента Н21 за ненадобностью. К тому же немцам, уже два года безуспешно пытавшимся прорвать позиции союзников на Западном фронте, тоже был выгоден шпионский скандал во Франции. Он дал бы им шанс направить сотрудников французской контрразведки по ложному следу, отведя подозрения от реально действующих агентов, которые заполонили французский тыл.

    Впрочем, у одного из офицеров немецкой разведки был и личный мотив. Лейтенант Канарис, тот самый, которому Мата Хари презрительно отказала лишь несколько лет назад, работал помощником резидента в Испании. Именно он осенью 1916 года отправил телеграмму, которая круто изменила жизнь незадачливой разведчицы: «Здесь агент Н21. Утверждает, что завербована французами. Требует новых денег для возвращения в Париж. Телеграфируйте, как поступить с ней».

    Следует пояснить, что к лету 1916 года на вершине Эйфелевой башни французы уже устроили наисовременнейший центр радиоперехвата, так что немецкая разведка пользовалась радиосвязью крайне осторожно. И тем более к тому времени никто не использовал засвеченный шифр министерства иностранных дел – но именно им и была зашифрована злополучная телеграмма. Стало быть, немцы хотели, чтобы французы прочли эту информацию. Телеграмма стала наживкой, которую французская разведка сразу же проглотила.

    В декабре того же года один из верных поклонников намекнул танцовщице, что компетентные органы настоятельно порекомендовали ему прервать с ней все отношения. Но Мата Хари не придала этому предупреждению никакого значения. Не обратила внимания на нервозность капитана Ладу, который фактически спустил на тормозах подготовку её засылки в немецкий тыл. Мысли Маргарет были заняты другим: почему так таинственно исчез её возлюбленный?

    Действительно, в самый канун Рождества штабс-капитан Маслов по приказу российской контрразведки покинул свой госпиталь и отбыл в неизвестном направлении, не оставив Маргарет даже записки. Она вернулась во Францию – здесь её ждали последние несколько недель свободы, которые Мата Хари провела как в опьянении, словно уже предчувствуя свой близкий конец. Она едва ли не ежечасно меняла любовников, спускала в казино сумасшедшие деньги, устраивала дикие кутежи.

    Разгульная жизнь закончилась 13 февраля 1917 года, когда на пороге её номера в «Палас Отеле» появились шестеро полицейских во главе с начальником парижской полиции. Он и зачитал приказ об аресте Маргарет Целле по обвинению в шпионаже. Следствие не смогло представить доказательств вины Маты Хари, но судьи всё равно приговорили её к смерти. Если бы её арестовали годом раньше, Мата Хари вполне могла бы отделаться высылкой из страны или, на худой конец, несколькими годами тюремного заключения.

    Но именно в 1917 году к власти пришло правительство Клемансо, во имя доведения войны до победного конца провозгласившее решительную очистку французского тыла от предателей. Требовался большой показательный процесс, и лучшей жертвы, чем популярная танцовщица и скандальная куртизанка с репутацией бессовестной соблазнительницы, представить было трудно. Воспользовавшись случаем, французские власти сделали бедную женщину виновницей едва ли не всех своих военных неудач и огромных потерь. Шансов уцелеть у неё было примерно столько же, сколько у Жанны д’Арк избежать костра в Руане.

    Самое удивительное, что прямых доказательств её вины французские обвинители представить не смогли. Главная улика – флакончик якобы с симпатическими чернилами – оказалась цианидом ртути, болезненным, но довольно эффективным для того времени противозачаточным средством, к которому Мата Хари, ввиду своей бурной сексуальной жизни, постоянно прибегала. Недостаток улик прокурор Бушардон компенсировал гневным пафосом речей: он даже обвинил стриптизёршу в организации убийства британского военного министра лорда Китченера, хотя тот погиб на корабле, затонувшем от взрыва немецкой торпеды.

    О непредвзятости судей тоже не приходилось говорить. Накануне процесса бывший любовник танцовщицы военный комендант майор Maccap инструктировал судей от имени высшего военного руководства: «Мата Хари виновна. И если эту женщину нельзя будет расстрелять как шпионку, её нужно сжечь как ведьму». В этой ситуации её многочисленные поклонники повели себя по-разному.

    Штатские ещё пытались помочь – так, адвокат Клюнэ согласился защищать Мату Хари бесплатно, и даже после вынесения приговора обратился к президенту Пуанкаре, умоляя заменить смертную казнь тюрьмой. Но столь любимые ею военные откровенно струсили. Бывший военный министр генерал Мессими даже прислал на процесс написанное рукой жены письмо, в котором он просил освободить его от дачи показаний, поскольку он совершенно не знал обвиняемую. Мата Хари рассмеялась: «Он меня не знает? А когда спал со мной и признавался мне в любви – тоже не знал?!» «Если кто-то и платил мне, то это была французская контрразведка, так как я работала только на нее, – заявила Мата Хари. -То, что я состояла в интимной связи с людьми в разных странах, ещё не говорит о том, что я шпионила в их интересах».

    Процесс начался 24 июля 1917 года, продолжался один день при закрытых дверях и завершился смертным приговором. Под конец судебного заседания Мата Хари даже не пыталась себя защищать. Ей уже было все равно: Вадим Маслов на суде так и не появился.

    Рано утром 15 октября в камере № 12 тюрьмы Сан-Лазар появился капитан Бушардон. «Мужайтесь, мадам, – сказал он. – Ваше прошение о помиловании отклонено президентом Французской Республики. Время пришло». «Это невозможно! – крикнула Мата Хари, до последнего момента верившая, что её помилуют. – Это невозможно!» К ней бросились монашки, которые в последние дни часто поддерживали осуждённую. «Не надо, сёстры. – сказала Мата Хари, неожиданно успокоившись. – Я знаю, как держать себя, и знаю, как должна умереть».

    Последний путь по парижским улицам – и военный полигон. Одинокая худая фигура женщины, вытянувшаяся перед взводом солдат. Чёрное шёлковое платье, чёрная шляпка. Она отказалась от предложения завязать глаза и спокойно смотрела в нацеленные на неё дула.

    Ходило много слухов, что перед смертью Мата послала стрелкам воздушный поцелуй. Мата Хари оказалась убитой одной-единственной пулей, попавшей ей прямо в сердце. Только один солдат из всего взвода стрелял в неё – остальные выпустили пули в воздух. Её тело, некогда одно из самых желанных, оказалось никому не нужным и было передано медицинскому колледжу в Сорбонне. Там ее голову отделили от тела и отдали в анатомический музей, в экспозицию образов величайших преступников. Здесь экспонат хранили почти 85 лет, пока – уже в 2003 году – не обнаружилась его таинственная пропажа. И после смерти Мата Хари продолжает запутывать многочисленных исследователей своей жизни – возможно, эта последняя её загадка навсегда останется неразгаданной.

    5 секретов обольщения Маты Хари.

    1. Выделяйся.

    Еще в детстве будущая роковая обольстительница Мата Хари выделялась среди сверстников. Она выдумывала себе невероятное происхождение, фантазировала о приключениях, богатстве и славе. Она никогда не была робкой, всегда старалась обращать на себя внимание. И окружающие любили ее за это: за бойкость, за острый язычок и яркую энергетику. Маргарета, еще будучи девочкой, поняла: хочешь успеха, сделай так, чтобы тебя заметили. И она всегда делала именно так. Поэтому нашим читательницам мы советуем взять на заметку: если хотите добиться успеха у противоположного пола, всегда старайтесь быть немного ярче, чем остальные, старайтесь выделяться.

    2. Проявляй инициативу.

    Неподражаемая Мата никогда не боялась проявлять инициативу. Сделать первый шаг для нее было не по-женски просто: ее не волновали такие мелочи, она упорно шла к достижению своей цели, не заботясь о таких мелочах, как первый шаг. Девушке было 18 лет, когда она увидела в газете брачное объявление некоего Рудольфа Мак-Леода. Немолодой уже капитан в скором времени отплывал в Голландию. Маргарета не могла упустить представившуюся возможность, и, несмотря на то, что объявление оказалось всего лишь шуткой, смело предложила капитану встречу. В итоге она получила свое: новоиспеченный муж увез ее с собой. Добившись такого потрясающего результата за невероятно короткие сроки, Маргарет поняла, что инициатива и напористость могут оказаться ключом к сердцу любого мужчины, а не только женщины. Такую стратегию нужно взять на заметку: не красота была главным достоинством Маты Хари (у нее было довольно своеобразное лицо, непропорциональная фигура и крайне высокий рост), а именно сильный стержень и умение получать свое.

    3. Никогда не опускай руки и будь смелой.

    Семейная жизнь Маты была несчастливой. Однако именно это и положило начало успеху будущей бесподобной обольстительницы. Чтобы отгородиться от тоски, она увлеклась танцами. Она не упивалась горем, не ушла в себя и не впала в депрессию. Напротив, она начала еще более яркую жизнь. Танцы, светские рауты, изучение экзотических культур и обычаев стали основой новой Маргареты. Спустя некоторое время она решается на развод и совершает по-настоящему отчаянный поступок: уезжает в Париж, не имея ни связей, ни средств к существованию. Там она берет себе псевдоним Мата Хари и с присущей ей напористостью совершает второй невероятный поступок: уговаривает владельца музея позволить ей танцевать среди экспонатов! Ранее это было просто недопустимо. Она настоящий пример того, как должна добиваться успеха женщина: всегда брать себя в руки, работать над собой и совершать отчаянные поступки. Только так можно получить все, чего хочешь.

    4. Будь загадочной.

    Мата Хари, благодаря своему невероятно смелому и успешному выступлению в музее, стала бешено популярна у мужчин: ее раскованность и бесстрашность манили их. Однако она никогда не раскрывала всех карт. Окружив себя целым ореолом загадок (то она принцессой представлялась, то наследницей богатого рода), эта потрясающая женщина никогда не рассказывала о своей несчастной судьбе или проблемах. Она позволяла мужчинам окунаться в сказку вместе с ней, получая над ними полную власть. Так что не стоит при первой удобной возможности рассказывать все о себе, тем более несчастья и трагедии: они вызывают жалость, а не восхищение. Будьте немного таинственней, это только придаст вам шарма.

    5. Будь умной.

    О том, что Мата Хари была двойной шпионкой, ходят настоящие легенды. Она всегда умело манипулировала окружающими ее мужчинами. Однако причиной этого, даже по словам самой обольстительницы, была вовсе не ее красота: «Я познала, что такое власть женщины над мужчинами – над теми, кто вершит судьбы целых народов. Миром правят женщины – умные женщины!»

    Слова Маты Хари нужно помнить всегда, любой представительнице слабого пола, потому что ум и сообразительность, пожалуй, самый важный ее секрет обольщения.