Система и опыт работы а. с

В чем заключался успех А. С. Макаренко? В том, что в своих школах коммунах он подобрал замечательный Дружный преподавательский Коллектив, из Честных, Порядочных, и Неравнодушных к детям людей, своих Единомышленников, которых он лично научил и проинструктировал как надо обращаться с трудными детьми и подростками. А. С. Макаренко – была разработана единая программа действий по перевоспитанию трудных, запущенных детей и малолетних преступников. Весь коллектив, А. С. Макаренко и все его помощники преподаватели работали одной дружной командой по единым правилам и принципам. А главное, А. С. Макаренко видел во всех этих детях беспризорниках — обыкновенных людей и относился к ним по человечески, с уважением, с сильным желанием сделать всё возможное, чтобы эти дети все исправились и выросли хорошими и образованными людьми.

Макаренко говорил: «Как можно больше УВАЖЕНИЯ и доверия к человеку, и как можно больше ТРЕБОВАНИЙ к нему»! А мы знаем, что все дети очень чувствительны на хорошее к себе отношение, когда их уважают и видят в них живых людей. Дети – всегда отвечают на добро — добром, в отличии от взрослых людей! Макаренко старался научить детей хорошим отношениям и дружбе между собой, учил детей помогать друг другу и всячески искоренял любые грубые отношения между детьми, когда старшие и сильные обижают тех, кто их слабее и младше. Макаренко старался всех детей, своих воспитанников — загрузить какими-либо обязанностями и делом, и требовал точного их исполнения, потому что хорошо знал, что все дурные поступки детей – от безделья.

Дети – НЕ ДОЛЖНЫ болтаться БЕЗ ДЕЛА, иначе они — начинают заниматься дурными делами, быстро ПОРТЯТСЯ и становятся Плохими!

Макаренко хорошо понимал, как важно воспитывать в детях чувство ответственности и организатора. Потому что, когда человек за что-либо отвечает и с него строго требуют выполнения тех или иных обязанностей, тогда он проникается чувством личной ответственности и начинает думать как лучше выполнять свои обязанности, в нем начинают развиваться Творческие начала.

Антоном Семеновичем Макаренко была разработана уникальная система воспитания честных граждан и перевоспитания правонарушителей и малолетних преступников. Он преследовал одну главную цель – воспитание сознательных, честных, активных, самостоятельных и трудолюбивых граждан. Для этого он требовал объединения всех и воспитанников и воспитателей — в единый, монолитный и дружный коллектив, так, чтобы придать силу коллектива каждому члену коллектива, учитывая, что коллектив думает и действует намного лучше, чем отдельная личность.

У каждого ребенка изначально существуют четыре главных потребности:

1. Потребность к Труду.

2. Потребность к Общению.

3. Потребность к Образованию и обучению.

4. Потребность к Самоутверждению и к Самостоятельности.

Эти потребности надо и необходимо развивать, чтобы формировать из ребенка не разрушителя, а созидателя.

Макаренко широко применял методы трудового воспитания и обучение профессии, чередуя занятия по обучению профессии и выполнение каких-либо работ с занятиями в школе. Причём процесс приучения человека к труду, если мы действительно хотим, чтобы наши дети – Полюбили труд, то ТРУД — должен обязательно — НРАВИТЬСЯ человеку, потому что человек не должен заниматься тем, что ему не доставляет морального и душевного удовлетворения! Макаренко показал, что труд, который воспитанникам нравится, должен обладать определенными положительными качествами. Труд должен быть хорошо организованным, коллективным, высокопроизводительным, качественным и хорошо оплачиваемым, а главное, чтобы человек видел сам реальные результаты своего труда, его важность, ценность и пользу и смог бы гордиться им особой рабочей гордостью за свой труд.

Всё это, как мы теперь знаем, дало отличные результаты. Дети не только получили хорошее образование и профессиональные трудовые навыки, но главное, они приучились к созидательному Труду и дисциплине, ведь любая работа, делаемая на совесть в известной мере Дисциплинирует человека, приучает его к добросовестности и к личной ответственности, пробуждает в человеке творческий потенциал, а главное, насаждает в человеке добрые привычки и избавляет от дурных. Труд помогает развивать не только физические навыки, но и развивает духовные качества.

Потребность в общении в системе Макаренко дается как умение перенимать опыт окружающих людей. Он мотивировал эту потребность тем, что «материалом для будущего человека не может быть ограниченный набор семейных впечатлений или поучений отцов, а им может стать сама жизнь и общение с людьми во всех многообразных проявлениях». Тем самым система невольно заставляет человека сочетать личное с общественным, делиться передовым опытом и получать его, учиться решать проблемы и ощущать мир глазами коллектива. Человеку должен общаться с людьми, надо только внимательно следить за тем с кем ребенок общается и с какой целью, и пресекать любое общение с плохими людьми, чтобы человек не подпал под их негативное влияние и не научился плохому. Что же касается потребности в самоутверждении, то Макаренко понимал её как морально-эстетическую. Задачей современного педагога в данном вопросе является то, чтобы не отбить у человека интерес и желание в какой-либо деятельности. Самоутверждаться человек может и должен в работе, в учебе, в спорте или в какой-либо другой сфере деятельности. Но в любом случае для него одинаково значимо и необходимо, и одобрение и осуждение. Педагогу надо только следить за тем, чтобы у человека не развивались нежелательные негативные качества: гордость, высокомерие, возвеличивание своей личности, презрение к тем, кто хуже и слабее, тщеславие, хвастливость, ложь, зависть, соперничество, эгоизм и т. д. Система Макаренко из такой ситуации предлагает довольно эффективное решение: дать человеку почувствовать отношение коллектива к нему лично. Поэтому, очень важно следить за процессом самоутверждения человека в коллективе, обращая его внимание на то, что он является частью коллектива.

Макаренко считал, что хорошо организованный, ДРУЖНЫЙ КОЛЛЕКТИВ – обладает большой СИЛОЙ и Способен ПЕРЕВОСПИТЫВАТЬ самых трудных и неподдающихся никакому воспитанию ребят. Он говорил, что коллектив – это не толпа, это по сути объединение единомышленников. Настоящий коллектив обладает большой созидательной силой, но в тоже время нельзя впадать и в другую крайность, когда коллектив начинает Топтать личность человека, начинает низводить человека до положения «винтика». Надо помнить, что мнение большинства – не всегда означает истину. Если мнение коллектива начинают навязывать каждому его члену – то это означает, что коллектива уже Нет, а есть небольшая кучка авторитетных людей, которая по тем или другим причинам начинает манипулировать и использовать, якобы мнение большинства, часто подтасованное, в каких-то своих корыстных целях. Коллектив – рождается там, где между людьми завязались Хорошие отношения, есть дружба и взаимопомощь, взаимное доверие и уважение к каждому члену коллектива, где уважается мнение каждого человека и с ним считаются, люди себя чувствуют свободно и легко. Если этого нет – то НЕТ и коллектива, а есть просто сборище равнодушных к друг другу людей, толпа или преступная банда. Всё это вместе означает, что педагог, воспитатель или руководитель, люди, которые призваны организовывать, возглавлять и руководить коллективом – являются слабыми, низкого профессионального уровня, непригодными работниками, которые просто занимаются не своим делом и должны немедленно оставить эту работу и заняться другим делом.

Всё зависит от руководителя коллектива! Если руководитель сам человек порядочный, грамотный профессионал, хорошо относится к людям – то он легко формирует и создает дружный коллектив. Если руководитель человек непорядочный, высокомерный и равнодушный к людям – он никогда не сможет создать хороший коллектив, такой человек своей деятельностью приносит большой вред и его надо немедленно освобождать от должности. Хороший педагог, воспитатель или руководитель очень хорошо понимает важность и необходимость создания дружного коллектива, потому, он с первых дней своей работы, приложит все возможные усилия для того, чтобы заслужить признание и уважение со стороны своих учеников, воспитанников или подчиненных, и объединить их в дружный коллектив. Поэтому, если человек проработал на должности руководителя более полугода и во вверенном ему коллективе не сложились и даже не начинали слаживаться хорошие, уважительные отношения между людьми, каждый человек существует сам по себе, да еще есть и конфликты, члены коллектива, ученики, воспитанники или подчиненные не уважают, не доверяют и плохо относятся к своим учителям, к воспитателям или к руководителям – то это говорит о том, что этот педагог, воспитатель или руководитель — слабый, низкого профессионального уровня, что он не справляется со своей работой и со своими обязанностями, и потому не может дальше оставаться на своей должности. Он должен уйти.

Макаренко утверждал, что он не смыслит процесс воспитания без НАКАЗАНИЯ. По крайней мере без реальной угрозы наказания со стороны коллектива. Коллектив имеет полное право защищать себя от нарушителей порядка. У Макаренко были педагогические способы наказания. Это наряд, лишение отпуска в выходной день, лишение карманных денег, домашний арест, различные виды выговоров, общественный бойкот и, как крайняя мера для самых невменяемых и неисправимых – изгнание из воспитательного учреждения. Педагогическое наказание – это способ выразить негативное отношение коллектива к негативным поступкам. В чем же заключается сущность наказания? Сущность наказания заключается в том, что человек переживает то, что он осужден всем коллективом, зная, что он действительно поступил неправильно, то есть в наказании нет подавленности, а есть переживание совершенной ошибки или дурного проступка, и есть переживание отрешение от коллектива, хотя бы минимальное. Поэтому и к наказанию нужно прибегать лишь в том случае, когда Общественное Мнение, то есть мнение всего коллектива полностью стоит на стороне необходимости применения к провинившемуся какого-либо наказания. Там, где коллектив не на вашей стороне, — добавлял А. С. Макаренко, — там, где мы воспитатели не сумели убедить коллектив в необходимости и справедливости применения наказания и там, где ваше решение будет решением отрицаемым всем коллективом, там наказание производит не полезное, а вредное впечатление; и только, когда вы чувствуете, что весь коллектив на вашей стороне и думает и считает также как и вы — только тогда и можно наказывать. Только тогда наказание принесет пользу провинившемуся, когда и сам провинившийся понимает, что он действительно Виноват, и что он справедливо несет заслуженное наказание.

А. С. Макаренко в 1937 году заявил о главной ПРИЧИНЕ появления и развития детской и молодёжной преступности. Он сказал, что — не только Среда виновата в том, что дети СТАНОВЯТСЯ преступниками, а первую очередь, ВИНОВАТЫ — ПЛОХИЕ родители и Плохие педагоги. Преступники растут не только в малообеспеченных и бедных семьях, но и в хорошо обеспеченных богатых семьях. Преступления совершают и выходцы из богатых семей. Все преступники, как малолетние, так и взрослые – все они ВОСПИТЫВАЛИСЬ и росли в семьях, ходили учиться в школы. Значит, дело не только в объективных тяжелых условиях жизни, но прежде всего, в субъективных – в НЕПРАВИЛЬНОМ Воспитании детей.

Если ребенок ПЛОХО воспитан, то в этом — ВИНОВАТЫ в первую очередь, только Родители, или Воспитатели, если ребенок живет и воспитывается не дома в семье, а например, в детском доме. Тем более возмутительно, если люди, которым было доверено воспитание детей оказались сами Невоспитанными и Непорядочными людьми, а главное, совершенно Равнодушными к детям – как такие люди могут правильно воспитывать и учить детей чему-то доброму, если они каждый день — сами Подают Дурной Пример своим воспитанникам, своим высокомерием, грубостью, несправедливостью и безразличием как к детям так и к своей работе.

…Самые лучшие мальчики в условиях плохо организованного коллектива под негативным воздействием Неправильного воспитания Плохих воспитателей очень быстро — становятся Дикими зверушками. Это так и есть. Соберите самых лучших детей, поставьте возле них Плохих педагогов, и через месяц они Разнесут и колонию, и детдом, и школу и самих этих педагогов». Таким образом существует не проблема воспитания и перевоспитания правонарушителей, а проблема создания и организации системы правильного воспитания. (А. С. Макаренко. Соч. т. 5.)

Сегодня по радио и по телевидению мы постоянно слышим многочисленные рассуждения о причинах увеличения количества преступников особенно среди молодежи. Обвиняют в основном чиновников, политиков и экономистов. Они довели страну до воровства и вранья. Да, виноваты чиновники и министры! Виноваты политики! Виноваты экономисты, виноваты МВД и Прокуратура! И это правда!

Но эта правда не должна скрывать – самых главных ВИНОВНИКОВ Плохого воспитания детей – это, то, что ВИНОВАТЫ в этом в первую очередь, — сами РОДИТЕЛИ, которые являются — Непорядочными, грубыми и пошлыми людьми — ОБЫВАТЕЛЯМИ, которых совершенно не интересуют собственные дети и потому их дети растут сами по себе, являясь по существу беспризорными детьми при живых родителях. Во вторых, – это ПЛОХИЕ преподаватели и воспитатели, низкого профессионального уровня, которые являются непорядочными, недобросовестными и часто грубыми людьми, полностью равнодушных к детям, потому что не способны их любить.

Плохих преподавателей и воспитателей отличает прежде всего — абсолютно Формальный, РАВНОДУШНЫЙ подход к ВЫПОЛНЕНИЮ своих обязанностей, их ВОЛНУЕТ только их ЗАРПЛАТА, а до детей и их проблем — им НЕТ никакого дела, дети им совершенно не нужны. Они заняты только собой и своими проблемами, и потому не переживают за детей, которых они по долгу службы обязаны воспитывать, не стремятся сделать всё для того, чтобы из детей вырастали хорошие, образованные и воспитанные люди.

А. С. Макаренко считал, что Высокомерных, Грубых и Равнодушных к детям людей – педагогов и воспитателей и близко — НЕЛЬЗЯ Подпускать к детям, потому что такие люди не воспитывали, а наоборот — ПОРТИЛИ детей одним своим присутствием, и потому Макаренко старался ИЗБАВЛЯТЬСЯ от таких педагогов наставников.

Поэтому из опыта А. С. Макаренко можно сделать следующий вывод. Для того, чтобы остановить вал преступности и разложения, развращения и оглупления наших детей и молодежи необходимо провести по всей стране — обязательное обучение всех родителей правилам и методам Православного Воспитания детей. Надо ужесточить требования к родителям и ввести их Личную Ответственность за воспитание детей и ввести в ряде случае Уголовную Ответственность. Необходимо увеличить требования к педагогам и воспитателям, проводить более строгий отбор при наборе студентов в пединституты и не принимать туда людей, которые явно не способны быть педагогами. Необходимо выявить всех плохих педагогов и воспитателей и немедленно их уволить.

Необходимо очень строго подходить к назначению руководителей школ, гимназий, училищ, техникумов и вузов – на эти должности ДОЛЖНЫ Подбираться только очень ПОРЯДОЧНЫЕ люди, профессионалы своего дела. Всех равнодушных, корыстных и непорядочных руководителей, в том числе руководителей районного, городского и областного отделов образования необходимо немедленно снять с о своих должностей и уволить, назначив на эти должности порядочных людей. Дело в том, что хороший руководитель подбирает себе в свой коллектив только порядочных людей и избавляется от плохих работников. Плохой руководитель подбирает точно таких людей, как и он сам и не дает работать, выживает под всякими предлогами хороших людей. Если сумеем осуществить хотя бы эти преобразования – ситуация в нашей стране начнет быстро меняться к лучшему.

Я открываю новую рубрику «Методическая копилка». В ней я буду размещать материалы, связанные с моей работой.

Для тех читателей, кто на блоге впервые, я повторюсь, что работаю учителем трудового обучения в украинской общеобразовательной школе. Поэтому в будущих статьях Вы сможете прочитать мои планы- конспекты уроков, наработки по педагогике, доклады на педрадах, посмотреть презентации к урокам. Основной материал будет излагаться на украинском языке, а дополнительный — на русском. Вот, например, сегодня статья про высказывания известных педагогов .

Почему именно с неё я начинаю рубрику? Да потому, что с осени 2013 года я особенно внимательно читаю предмет «теория педагогики» и для меня очень важны были такие подборки. После долгого изучения интернета я просто пошла в библиотеку и взяла соответствующую литературу. Вот из неё и выписала эти фразы.

Началось всё с того, что осенью я согласилась принять участие в конкурсе «Учитель года 2014» в номинации «трудовое обучение». И с тех пор всё завертелось, закружилось… Я стала серьёзно готовиться к методическим, психологическим, компьютерным турам. Так же меня не миновали кропотливые оформления разной документации, разработок последовательных уроков, ответственная подготовка к проведению мастер-класса и открытого урока на незнакомых детях из чужой школы по теме, которую мне озвучили только за 2 дня.

Так как я с головой погрузилась в работу, то моя семья и 2 блога терпеливо ждали моего возвращения в реальную жизнь. Всё бы ничего, да на городском конкурсе я выиграла и продолжила конкурс в областном. Теперь, после очередных туров, из 19 человек я вошла в пятёрку лидеров, которые в конце января будут соревноваться в очередном туре.

Вот так вот, дорогие читатели, бурно и волнительно протекает моя жизнь. Все мастер-классы, связанные с , бантиками, я буду продолжать выкладывать на блог, только теперь в перемешку с материалом, который связан с моей работой. В ближайшее время ожидайте несколько статей в новую рубрику «Методическая копилка».
А сегодня читайте про высказывания известных педагогов. Они могут пригодится при написании рефератов, курсовых, дипломных и других работ. Так же они интересны для тех, кто подбирает себе педагогическое кредо .

«Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически». (К.Д. Ушинский)

«Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд». (В.А. Сухомлинский)

«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель». (Л.Н. Толстой)

«Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним». (И.Г. Песталоцци)

«Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы».

(К.А. Гельвеций)

«Нужно создать гармонического человека… развить все его способности». (А.В. Луначарский)

«Не упускайте из вида ни одной стороны воспитания».

(В.Г. Белинский)

«Не переобременять учащихся выше меры и не создавать им слишком лёгких условий».

(М.В. Ломоносов)

«Повсюду ценность школы равняется ценности учителя».

(А. Дистервег)

«Воспитание и только воспитание – цель школы». (И.Г. Песталоцци)

«Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение». (К.Д. Ушинский)

«На земле нет ничего более достойного уважения, чем ум».

(К.А. Гельвеций)

«Важнейший капитал нации- нравственные качества народа».

(Н.Г. Чернышевский)

«Человек рождён для труда. Труд составляет его земное счастье». (К.Д. Ушинский)

«Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе». (В.А. Сухомлинский)

«Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков». (К. Маркс, Ф. Энгельс)

«Личность воспитателя значит всё в деле воспитания».

(К.Д. Ушинский)

«Подлинный учитель – самый лучший, самый верный друг родителей». (А. Дистервег)

«Образование самое великое благо для человека».

(Н.Г. Чернышевский)

«Обучение, воздействуя на ум, чувства и волю, гармонически воспитывает целостного человека». (А. Дистервег)

«Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным». (Я. Каменский)

«Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению». (Я.А. Каменский)

«Час работы научит большему, чем день объяснений». (Ж.-Ж. Руссо)

«Важнейшее условие духовного роста педагога- это прежде всего время- свободное время учителя. Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам… Время- ещё и ещё раз повторяю – это большое духовное богатство учителя… Педагогическое творчество – сложный труд, требующий огромной затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать». (В.А. Сухомлинский)

«Как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему». (А.С. Макаренко)

«К человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться». (А.С. Макаренко)

«Нельзя хоть какую-нибудь одну сторону из системы воспитания исключить. Упустил что-нибудь одно: воспитание убеждений, воспитание человечности, воспитание трудолюбия… и вы не решите никакой другой задачи». (В.А. Сухомлинский О воспитании.- М., 1975.-с.7.)

«Якою є дитина в дитячій грі, такою вона буде в дорослому віці». (А.С.Макаренко)

«Розум кожної дитини лежить на кінчиках пальців. А це означає, що діяльність є однією з найважливіших ланок у формуванні особистості». (Василь Олександрович Сухомлинський)

«Кожен вчитель є дослідник, який має творчу лабораторію формування особистості школяра і не має жодного права на помилку, бо перед ним майбутнє його держави». (В.О.Сухомлинський)

Все высказывания педагогов были выписаны мною из вот этих двух книжек. Я их искала в электронном варианте, но мне это не удалось.

Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов./ Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; — М., Просвещение, 1988.- 479с.

Падалка О.С., Нісімчук А.С., Смолюк І.О., Шпак О.Т. Педагогічні технології: навчальний посібник для вузів – Київ, «Українська енциклопедія», 1995.

При подготовке к методическим турам мне полезным оказались ещё и шпаргалки по педагогике. Это краткое изложение предмета «Педагогика» в виде коротких конспектов. Автором является Долганова О.В. Скачать можно здесь .

Несколько тем- это история педагогики, в котором автор кратко рассказывает о педагогических концепциях известных педагогов, что помогает понять, как каждый педагог повлиял на систему образования и каких основных принципов они придерживались. Так же в шпаргалках раскрыты все темы по предмету «педагогика».

Для тех, кто знаком с обычной школьной жизнью рекомендую почитать высказывания современных учителей.

Шуточная `АБВГДЕЙКА` из Интернета
А Аааа! Попался, опять шпаргалка
Б Беситься на перемене будете
В Вам дома задание — найти совесть.
Г Где твои родители?
Д Дежурный, опять доска грязная!
Е Если не замолчите, будете писать.
Ж Жвачку себе на нос прилепи
3 Здесь вам школа, а не базар
И Или ты думал, что самый умный?
К Красоту наводить дома будешь.
Л Люди вы или не люди!
М Меня на вас всех уже не хватает
Н Нос не суй, куда не надо
О Отойди от окна, ничего там интересного нет.
П Просто ужас, когда вы поумнеете?
Р Рисовать формулы не надо, их понимать надо и записывать.
С Совсем не смешно, смеяться на экзаменах будем!
Т Тройка для тебя отличная оценка.
У Улыбку убери с лица.
Ф Факультативы для вас, а не для меня проводятся.
X Хватит щелкать семечки.
Ц Цирк, а не урок!
Ч Чересчур грамотные, а пишете с ошибками.
Ш Штукатурка только немного посыпалась, а потолок не падает, продолжаем урок.
Щ Щекотать друг друга на уроке просто неприлично!
Э Это не влезает ни в какие ворота!
Ю Юбка на тебе или только оборка, не пойму?
Я Я не могу одна спокойно смотреть на все эти безобразия, пойду позову директора!

А зачем мне зоопарк, когда есть вы…

А здесь и доказывать-то нечего! Но я попытаюсь…

А они наложили мне на стол и пошли!

А сейчас каждый разделится на две команды.

А теперь посмотрите на доску, тот кто пишет так как я, получит двойку!

Антон, хватит развлекаться с девочками; ты что, маленький?!

Болейте на здоровье, но в школу вы ходить должны обязательно.

Возьми портфель и соверши увлекательное путешествие из класса.

Вот так преданно и смотри на меня весь урок.

Все пригнули передние головы!

Вы не только глухие, вы еще и плохо слышите!

Гинекологическое древо.

Для глухих я уже повторил, а для слепых у меня висит календарь.

Еще не выросла та лапша, которую вы повесите мне на уши!

Иди к доске и ответь, чтобы было за что два поставить…

Вот такие разные подборки высказываний педагогов я сегодня для Вас подготовила, дорогие читатели. Задавайте вопросы и добавляйте свои «перлы» учителей в комментариях.
До скорых встреч на страницах блога «Семиделухи».

Оригинал взят у salatauq в Актуальность опыта Макаренко в наши дни.

"Нормальный человек не может адаптироваться к «социальной помойке», в условиях помойки «воспитывается только хорошо адаптированная сволочь».

Однажды у Антона Семеновича Макаренко произошел такой разговор с профессорами, которые предложили ему поработать над учебником педагогики:
- Вы какую педагогику хотите писать: сегодняшнего или завтрашнего дня? - спросил Антон Семенович.
- Конечно - сегодняшнего. Мы не знаем, что будет завтра.
- Тогда я вам не помощник. Пока вы напишите, придет завтрашний день. И у вас получится педагогика вчерашнего дня

Для начала следует отметить значение педагогического новаторства Макаренко не только для новейшей социально-экономической формации СССР, но и для мировой педагогики в целом.

"Свидетельством международного признания А. С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это — Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.."

Вторая немаловажная особенность его подхода к постановке педагогических задач и поиска их решений - классовая, ибо Антон Семёнович Макаренко родился 13 марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских. - Поэтому сказать что он был хотя бы из разночинцев, или мещан, - нельзя, то есть он происходил из рабочих, и развивал педагогику применительно к решению конкретной задачи - воспитания нового человека социалистического общества.

В чем заключался успех А. С. Макаренко? В том, что в своих школах коммунах он подобрал замечательный Дружный преподавательский Коллектив, из Честных, Порядочных, и Неравнодушных к детям людей, своих Единомышленников, которых он лично научил и проинструктировал как надо обращаться с трудными детьми и подростками. А. С. Макаренко - была разработана единая программа действий по перевоспитанию трудных, запущенных детей и малолетних преступников. Весь коллектив, А. С. Макаренко и все его помощники преподаватели работали одной дружной командой по единым правилам и принципам. А главное, А. С. Макаренко видел во всех этих детях беспризорниках — обыкновенных людей и относился к ним по человечески, с уважением, с сильным желанием сделать всё возможное, чтобы эти дети все исправились и выросли хорошими и образованными людьми.

Макаренко говорил: «Как можно больше УВАЖЕНИЯ и доверия к человеку, и как можно больше ТРЕБОВАНИЙ к нему»! А мы знаем, что все дети очень чувствительны на хорошее к себе отношение, когда их уважают и видят в них живых людей. Дети - всегда отвечают на добро — добром, в отличии от взрослых людей! Макаренко старался научить детей хорошим отношениям и дружбе между собой, учил детей помогать друг другу и всячески искоренял любые грубые отношения между детьми, когда старшие и сильные обижают тех, кто их слабее и младше. Макаренко старался всех детей, своих воспитанников — загрузить какими-либо обязанностями и делом, и требовал точного их исполнения, потому что хорошо знал, что все дурные поступки детей - от безделья.

От составителя
Наша страна, в которой традиционно все лучшее отдавалось детям, переживает непростой период, когда надо защищать детей. Защищать от растления, от пропаганды насилия, от идей индивидуализма, на которых воспитываются нравственные уроды, эгоисты. К защите детства стремятся всевозможные фонды, общественные организации. Об этой своей задаче говорит и государство, пытаясь найти секреты воспитания личности гражданина, достойного отечества своего.

В сегодняшней нашей жизни многие из нас пытаются определить секрет успеха. Кто-то ищет его в книжках по сетевому маркетингу, другие пытаются не пропустить ни кадра, ни слова фильма «Секрет»… Воистину: нет пророка в своем отечестве! При том, что отечественная культура - как историческая память - дает каждому из нас такую возможность.

Мы предлагаем вам книгу, в которой представлены педагогические работы Антона Семеновича Макаренко. Отношение к этому человеку, Педагогу в разные годы было неоднозначным. Есть повод сказать, что Макаренко уничтожали много раз: при жизни и уже потом, когда сам он ответить ничего не мог. Отношение к нему словно маятник: вознесся и - резко вниз.

Меж тем активный интерес к педагогике Макаренко, который мировая общественность стала проявлять после Великой Отечественной войны, когда советский народ одержал победу над фашистской Германией, с каждым годом только возрастает. Специалисты стремятся проникнуть в понимание характера воспитания молодежи «по Макаренко» в Советском Союзе (хотя мы знаем, что отечественная школа не всегда понимала и принимала Макаренко). Такие исследования педагогического наследия и опыта Макаренко ведутся в Германии, во Франции, Англии, Италии, Японии и других странах. Специалистов и просто небезразличных людей интересует, как Макаренко удавалось вернуть беспризорных, одичавших порой детей в общество и одновременно строить жизнеспособный детский коллектив, достигая «необратимых закреплений жизни». Многих привлекает убеждение А.С. Макаренко, что нормальный человек не может адаптироваться к «социальной помойке», в условиях помойки «воспитывается только хорошо адаптированная сволочь».

Дети - НЕ ДОЛЖНЫ болтаться БЕЗ ДЕЛА, иначе они — начинают заниматься дурными делами, быстро ПОРТЯТСЯ и становятся Плохими!

В 50-е годы в Италии, Японии и особенно в ФРГ появляется много работ непосредственно об опыте А.С.Макаренко.
Известная американская учительница М. Сандерс назвала Антона Семёновича «отцом мировой педагогики». Труды Макаренко применяют психологи Японии. На Кубе существует целая сеть школ-коммун, работающих по системе прославленного учителя и воспитателя.
Поэтому неудивительно, что Генеральной конференцией ЮНЕСКО 1988 год был объявлен Международным годом А.С. Макаренко. До этого такой чести удостаивались только два наших соотечественника: В.И. Ленин и М. В. Ломоносов.
С 1991 года действует международная макареновская ассоциация, объединившая российских,украинских, итальянских и немецких макаренковедов. С 2005 г. она приобрела статус "Макаренковского содружества".

Воспитание трудового коллектива - это важнейшая задача менеджмента, при этом она одна из самых трудных в реализации. Но в погоне за ежедневными результатами, часто мы упускаем из виду важные воспитательные процессы. При этом все методики воспитания коллектива давно придуманы, опробованы и доказаны. Нужно просто взять на вооружение чужой опыт и доработать его под нужды бизнеса. Сегодня речь пойдёт о человеке, которому удалось достичь по истине потрясающих успехов в педагогике — Антоне Макаренко.

Кто такой Антон Макаренко

Антон Семенович Макаренко – выдающийся советский педагог, чья работа получила признание во всём мире. Макаренко входит четвёрку лучших педагогов 20 века (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), по версии ЮНЕСКО.

Деятельность Макаренко пришлась 20 и 30 годы двадцатого века. Это был крайне непростой период для страны. По мимо общих проблем, связанных с политическими событиями того времени в стране, остро стояла проблема малолетней преступности. Количество детей беспризорников было огромным. Макаренко в то время руководил детскими исправительными учреждениями. Ему попадали очень трудные дети: воры рецидивисты, девочки проститутки, беспризорники. И Макаренко не просто удавалось сделать их полноценными членами общества, но и по заверениям многочисленных исследователей его работы из детей Макаренко выросли по-настоящему счастливые люди.

За годы работы Макаренко воспитал более 3000 детей и среди них нет ни одного случая рецидива. Для понимания сейчас в России 40% детдомовцев попадают в тюрьму в первые два года, 30% спиваются, 20% ведут маргинальный образ жизни, приспосабливаются к обществу жизни не более 10%.

По мимо своей рабочей деятельности Макаренко является автором произведений, посвященных педагогике. Наиболее известные: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Методика организации воспитательного процесса» и «Книги для родителей». В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды. Макаренко выступал против использования для детей элементов тюремного режима в пользу усиления производственного уклона и общевоспитательных методов. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».

Основная суть системы Макаренко

У каждого должны быть любимые предметы

Макаренко большое внимание уделял поиску любимых предметов в школе. Они должны обязательно быть, возможно это будут кружки или секции. Но главное, чтобы у ребенка были предметы, которые ему нравятся и которые приносят пользу его развитию и совпадают с интересами общества. При этом Макаренко требовал посещения всех предметов, но, если какие-то предметы не давались ребёнку от него требовалось получить только общие знания.

На мой взгляд это важнейший параметр в любом деле. Если вам нравиться хотя бы часть рабочего процесса, то вы будете выполнять весь процесс. В любой рабочей должности есть более интересная и менее интересная работа. Но если человек не видит интереса в выполнении своих функций вообще, то эта работа, не для него.

Воспитание через коллектив

Суть очень простая коллектив оказывает решающее влияние на поведение человека. Если коллектив проповедует правильные ценности, то и все члены коллектива будут им следовать. Против коллектива идти не принято, вне зависимости от возраста человека. Макаренко видел очень важную суть коллектива – должна быть единая цель, которая принята всеми членами коллектива. Тут нужно учитывать — при достижении цели, коллективу нужно сформировать новую цель.

Макаренко создавал трудовые коммуны и через них формировал цели. Удивительно, но благодаря этому коммуны были финансово самодостаточные. Харьковской трудовой коммуной имени Феликса Эдмундовича Дзержинского, созданной Макаренко из бывших беспризорников, выпускался советский дальномерный малоформатный фотоаппарат ФЭД, являвшийся копией немецкого фотоаппарата «Leica II».

Положительный результат труда

Воспитание через труд – это одна из основных идей Макаренко. Сам по себе детский труд для тех времён являлся нормой, по всей стране была развёрнута большая стройка. Но Макаренко выделил очень важный аспект любого труда – дети должны видеть положительный результат своего труда . Вот основные критерии положительного результата:

  • Ярко выраженная глобальная цель, идея ради которой стоит жить;
  • Развитие и образование в процессе труда. Человек должен видеть, как он развивается;
  • Процесс должен быть налажен и у вас должно получаться то чем вы занимаетесь, больше всего разочаровывает провал;

Данные критерии жизненно важны в менеджменте. Так или иначе они все прописаны в учебниках, опыт и успехи Макаренко просто ещё раз доказывают очевидность того что:

  1. Сотрудник должен видеть высшую цель своего труда;
  2. Человек всегда должен видеть, как процесс развивает его лично;
  3. Нельзя долго находиться в состоянии неудач, уныние самый страшный из грехов;

Авторитет через успех

Вот очень правильное высказывание Макаренко про авторитет — «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их, если они торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они все на вашей стороне. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, как бы вы ни были симпатичны в быту и в отдыхе, если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете, если всё у вас оканчивается браком или «пшиком», — никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения, иногда снисходительного и иронического, иногда гневного и уничтожающе враждебного, иногда назойливо шельмующего» .

С вами как с руководителем, наставником или воспитателем должен быть связан успех. Ваша деятельность всегда должна быть успешно оцениваемой со стороны сотрудника. Стоит сотруднику увидеть ваши провалы и неудачи он потеряет в вас веру. Ваш авторитет подкрепляет не суровость наказаний, только лишь успешная деятельность.

«Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом.» Антон Макаренко.

Если вы как руководитель избегаете труда и не демонстрируете своим подопечным положительный личный пример. То серьёзных успехов вам не достигнуть, что в бизнесе, что в педагогике.

Дисциплина

Дисциплина - это не метод и не средство воспитания, – это результат воспитания. Это суждение очень правильно для взрослых так как им свойственно осознанно нарушать правило и менять своё поведение в зависимости от обстоятельств. Научить человека вести себя правильно на глазах у других людей не трудно. Сложнее сделать так чтобы человек себя правильно вёл вне зависимости от обстоятельств.