Хамелеон эта девушка. Cочинение «Ася – одна из тургеневских девушек (по повести И

«Тургеневская девушка» - особенный женский образ в повести И.С.Тургенева «Ася».

Руководитель Кабикова И.Н.

учитель русского языка

и литературы

с. Новая Порубёжка

Пугачёвского района

Саратовской области»

.


  • Выяснить, каких героинь литературоведы называют «тургеневскими девушками».
  • Какими чертами характера обладает героиня повести И.С.Тургенева «Ася».

  • Изучить основные этапы жизни и творчества И.С.Тургенева.
  • Понять, что скрывается под термином «тургеневская девушка».
  • Разобраться, какими чертами характера обладает героиня повести И.С.Тургенева «Ася» и почему она относится к образам «тургеневских девушек».
  • Как оценивали этот образ критики.


Основные этапы жизни И.С.Тургенева.

Всю прозу Тургенева пронизывают пушкинские мотивы т.к. Пушкин был для Тургенева важнейшим ориентиром в русской литературе. Не менее важной для Тургенева была немецкая литературная и философская традиция, прежде всего в лице И.В.Гёте; не случайно действие "Аси" происходит в Германии. Основные черты любовной повести - это небольшой круг персонажей. Любовные повести, их также часто называют "элегическими" не только за поэзию чувства и красоту пейзажных зарисовок, но и за характерные мотивы, из лирических становящиеся сюжетными. С чисто романтическим идеализмом герои Тургенева требуют от жизни всего или ничего.


"Асю" Тургенев начал летом в 1857 г. в Зинциге-на-Рейне,где и происходит действие повести, а закончил в ноябре в Риме.


"Тургеневская девушка". Этот термин несёт в себе все самые нежные и замечательные женские черты характера.

Если образ Гагина автор делает полностью понятным для читателя, то его сестра предстает загадкой, решением которой Н.Н. увлекается сначала с любопытством, а потом и самозабвенно, но так и не может постичь до конца. Необыкновенная живость причудливо совмещается у неё с робкой стеснительностью, вызванной её незаконнорожденностью и долгой жизнью в деревне. Отсюда же проистекает её нелюдимость и задумчивая мечтательность(вспомним как она любит быть одна, постоянно убегает от брата и Н.Н., а в первый вечер знакомства уходит к себе.


Составить цельное представление о характере Аси весьма сложно: это воплощенная неопределённость и изменчивость. ("Что за хамелеон эта девушка!" - невольно восклицает Н.Н.) То она дичится незнакомца, то внезапно хохочет ("Ася, точно нарочно, как только увидела меня, расхохоталась без всякого повода и, по своей привычке тот час убежала" . То она лазает по развалинам и громко поет песни, что совсем неприлично для светской барышни, то начинает изображать благовоспитанную особу, чопорную в соблюдении приличий.


Послушав чтение поэмы Гёте "Герман и Доротея", она хочет казаться домовитой и степенной, как Доротея. Потом "накладывает на себя пост и покаяние" и превращается в русскую провинциальную девушку. Невозможно сказать в какой момент она больше является сама собой. Ее образ мерцает, переливаясь разными красками, штрихами, интонациями. Стремительная смена её настроений усугубляется тем, что Ася часто поступает несообразно собственным чувствам и желаниям.


Образ Аси бесконечно расширяется, потому что в ней являет себя стихийное, природное начало. Поразительная многоликость и живость Аси, неотразимая прелесть, свежесть и страстность проистекают именно отсюда. Её пугливая "дикость" тое характеризует её как "естественного человека",далёкого от общества. Когда Ася грустит, по её лицу "пробегают тени",как облака по небу, а её любовь сравнивается с грозой, будто угадав мысли Н.Н., и героиня выказывает свою «русскость».


  • Ася много читает без разбору(Н.Н. застает ее за чтением плохого французского романа и по литературным стереотипам сочиняет себе героя У Аси "ни одно чувство не бывает вполовину"). Её чувство гораздо глубже, нежели у героя.
  • При всей её возвышенности эгоистична по своей направленности, то стремление Аси к "трудному подвигу", честолюбивое желание "оставить за собой след" предполагает жизнь с другими и для других.

В воображении Аси возвышенные человеческие стремления, высокие нравственные идеалы не противоречат надежде на осуществление личного счастья, напротив, они предполагают друг друга.

Она требовательна к себе и нуждается в помощи для осуществления своих стремлений. Особенно ярко "дикость" Аси проявляется, когда она лазает одна по заросшим кустами развалинам рыцарского замка. Когда она, хохоча, прыгает по ним, "как коза". она вполне открывает свою близость природному миру. Даже её облик говорит в этот момент о дикой необузданности природного существа: "словно угадавши мои мысли, она вдруг бросила на меня быстрый и пронзительный взгляд, засмеялась опять, в два прыжка соскочила со стены. Странная усмешка слегка подергивала её брови, ноздри и губы; щурились темные глаза.



Оценка образа критиками.

В статье «Русский человек на rendez

vous», посвященной повести И.С.

Тургенева «Ася», современник писателя,

критик Чернышевский, показал, как

реагировала значительная часть публики на

первую публикацию повести, оценивая

характер и поступки главной героини.

Критик осуждает тех читателей, которые

приняли сторону Н.Н., не желая замечать

ни самопожертвования Аси, ни

благородства в ее поступках.

Почему Чернышевский говорит не о

вине, а о беде главного героя повести?

Характер героя социально мотивирован. Он

сын своей эпохи. И в этом не его вина.


Критик утверждает, что в истории с Асей герою требовалась решительность, способность к благородному риску. Во-первых, девушка очень молодая, искренняя, импульсивная. В общении с нею нужен был необыкновенный такт и умение понять. Во-вторых, как бы Н.Н. ни отрицал в себе предрассудки, но они довлеют над ним.

Мы видим нравственное превосходство «тургеневской» девушки, героини повести, над героем. Она устремлена в будущее, а он боится идти вперед, заранее предвидя даже те препятствия, которых нет.

Н.Г.Чернышевский писал о том, что несостоятельность героя становится впервые очевидна в сцене свидания. Еще раньше, в диалоге о крыльях, Ася завидовала птицам. А Н.Н. слишком боялся оторваться от земного опыта, земных привычек и предрассудков.


  • Душа, которую невозможно не полюбить.
  • Нежность, способность на искренние сильные чувства, отсутствие искусственности, фальши, кокетства.
  • Устремленность в будущее.
  • Сильный характер, готовность к самопожертвованию.
  • Активность и самостоятельность в решении своей судьбы.

Образы героинь Тургенева, при всем неповторимом своеобразии каждой из них, сложились в характерный для России единый образ «тургеневской девушки». Впервые основные черты этого образа проявились в героине романа И.С.Тургенева «Рудин» - Наталье.

«Современников писателя удивляло и привлекало в ней стремление к иной жизни и ожидание деятеля, который сумеет указать пути к ней», – писал о тургеневских героинях Г.А.Вялый, русский критик и литературовед.



Литература:

www.Turgenev.org.ru .

http://ru.wikipedia . org/wiki

Как вы уже поняли, в центре нашего сегодняшнего урока будет образ главной героини повести, тургеневской девушки – Аси.

Повесть названа именем главной героини – Аси. Образ Аси, бессмертен, и до сих пор не ослабевает интерес читателя к этой героине.

Обратите внимание на то, как сформулирована сегодняшняя тема. Скажите, кто так называет героиню? И почему?

Н. Н. говорит так об Асе, еще не зная ее истории, после того как героиня «разыгрывает» перед ним разные роли.

Обратимся к повести. Чем привлекает вас “тургеневская девушка”?

Давайте поработаем с портретом Аси. Какой впервые видит Н.Н. Асю? (стр 9, 11).

Работа с портретами : Какой из портретов, по вашему мнению, ближе к образу Аси и почему? Что увидел художник в женщине и хотел показать в портрете? (ученики подходят к доске, показывают выбранный портрет и отвечают на вопрос)

Хорошо, какое впечатление при 1 встречи производит Ася на Н. Н.?

Она показалась ему милой, но несколько странной («смеялась престранным образом»). Эта девушка уже после первой встречи подарила герою еще непонятное ему ощущение счастья.

Какой видит Асю герой во второй раз (на развалинах)?

«Уже накануне заметил я в ней что-то напряженное, не совсем естественное..»

«Ее движения были очень милы, но мне по-прежнему было досадно на нее, хотя я невольно любовался ее легкостью и ловкостью».

Играет разные роли.

Гагин говорит об Асе: “…но никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась”.

Какую следующую «роль» разыгрывает перед Н. Н. Ася?

Стр22 Роль русской девушки.

В какой главе раскрывается история Аси?

Глава 8 стр 29. Расскажите, кто же такая эта загадочная Ася?

Это незаконнорожденная дочь отца Гагина.

Через поступки проявляется ее натура: эта внешняя веселость и внутренняя печаль, надломленность, страдание – объясняемое ложностью ее положения. Двойственность украсила образ Аси, окутала тайной, привлекла господина Н. В сказке “Неизвестный цветок” Платонова у цветка спрашивает девочка: “Почему ты такой непохожий”? “А оттого, что мне трудно”,- отвечает цветок.

Наша героиня – это воплощение чистоты, нежности, женственности; это девушка высоких моральных качеств, благородства души, доброго сердца и сильного, решительного характера.

Всем хороша Ася. И господин Н. оценил ее: “Я понял, почему эта странная девочка меня привлекала: не только одной полудикой прелестью…привлекала она меня: ее душа мне нравилась”.

Теперь давайте проследим, как развивалось чувство любви в героине ? Скажите, когда, по-вашему мнению, Ася влюбляется в Н. Н. Как это показано в тексте?

Мне кажется, что Ася влюбляется в героя еще в первый день. Вспомните, она уходит в комнату и долго стоит за нераскрытым окном. А вскоре она догоняет уходящего Н. Н. и Гагина, который его провожает.

Как вы думаете, что значит фраза Аси:

Вы в лунный столб въехали, вы его разбили? (стр 13)

Эта фраза показывает, что Н. Н. разрушил душевное спокойствие Аси, вызвал в ней чувство.

Как вы считаете, зародилось ли в этот момент новое чувство и в господине Н. Н.?

Мне кажется, что Н. Н. тоже испытывает влюбленность в этот момент.

«Я чувствовал себя счастливым… Но отчего я был счастлив? Я ничего не желал, я ни о чем не думал… Я был счастлив».

На страницах повести мы видим как разгорается любовь между Асей и Н. Н. Скажите, кто первый признается в любви? Когда это происходит?

Первой признается Ася как истинная тургеневская девушка. Она говорит: «Крылья у меня выросли – да лететь некуда». (стр 45)

За что полюбила Ася господина Н.? (веселый, обаятельный, беззаботный, тонко чувствует природу, начитан, умно рассуждает, разбирается в живописи и музыке, общителен, благороден).

Он сумел тронуть сердце Аси. Молодые люди, с которыми она встречалась случайно, ничего не говорили ее уму и сердцу. А здесь в экзотической обстановке, на фоне мягкой чудесной природы, древних стен и башен, вековых лип, где все дышало романтической сказкой, господин Н. представился ей необыкновенным человеком.

Ей нужен герой. Он герой? Достоин он Аси?

Кто такой герой? (человек, способный на поступок, имеющий решимость взять ответственность на себя)

Почему не состоялась любовь? Дело в ком, в Асе или господине Н.?

Господин Н. живет ради себя, ради удовольствий, что приводит к безответственности, затем к нерешительности в итоге к трусости. Он живет одним днем, испытывая страх перед жизнью. Не хочет думать о завтрашнем дне. Откладывает счастье на завтра: “До завтра… завтра я буду счастлив”.

Но “ у счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновение”,- предупреждает нас писатель.

Н. говорит: “Я даже нашел, что судьба хорошо распорядилась, не соединив меня с Асей”. А может он прав? Ваше мнение? Принесла бы счастье им обоим женитьба? (размышления учащихся)

Тургеневские девушки – героини, у которых ум, богато одаренные натуры не испорчены светом, они сохранили чистоту чувств, простоту и сердечную искренность; это мечтательные, непосредственные натуры без какой‑либо фальши, лицемерия, сильные духом и способные к трудным свершениям.

Т. Виныникова

Свою повесть И. С. Тургенев называет по имени героини. Однако настоящее имя девушки – Анна. Вдумаемся в значения имен: Анна – «грация, миловидность», а Анастасия (Ася) – «рожденная заново». Почему же автор миловидную, грациозную Анну упорно называет Асей? Когда же происходит рождение заново? Давайте обратимся к тексту повести.

Внешне девушка не красавица, хотя кажется повествователю очень «миловидной». Это типично для тургеневских героинь: в их облике автору важны личностное обаяние, грация, человеческая неповторимость. Именно такова Ася: «Было что‑то свое, особенное, в складе ее смугловатого крупного лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена…» Какая интересная деталь портрета: черные, светлые глаза. Это не просто внешнее наблюдение, а проникновение одним только словом «светлые» в глубину души героини.

На главного героя, господина Н. Н., Ася производит вначале странное впечатление, так как держится совсем не так, как привычные для него благовоспитанные светские барышни. В присутствии гостя «ни одного движения она не сидела смирно, вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась». Быстрота, движение – главные черты облика тургеневской героини.

Наблюдая за Асей, видя ее бесстрашной и своевольной девчонкой, повествователь и восхищается ей, и досадует на нее, и чувствует, что она играет в жизнь разные роли. То она солдат, марширующий с ружьем, этим шокировавший чопорных англичан; то за столом разыграла роль благовоспитанной барышни; то на другой день представилась простой русской девушкой, чуть ли не горничной. «Что за хамелеон эта девушка!» – восклицает рассказчик, все более и более увлекающийся Асей. Общение с этой «переполненной жизнью девочкой» заставляет героя по‑новому взглянуть на самого себя, и впервые за годы молодости он испытывает сожаление от того, что так бессмысленно растрачиваются в скитаниях по чужбине его жизненные силы.

Многое в поведении, характере героини становится понятным из истории ее детства. Эта история тоже необычна. Девушка рано познала сиротство и двойственность своего положения; человека с такой родословной, как уже, постоянно унижали и оскорбляли, таких не принимали ни крестьянская среда, ни светское общество. И брат, и потом господин Н. Н. поняли ее «доброе сердце» и «бедовую голову», ее стыдливость и радость, «неопытное самолюбие», видели, как «она глубоко чувствует и какой невероятной силой в ней эти чувства».

Ася великолепна в главах, где раскрывается ее душа, почувствовавшая счастье. Раньше она была загадочной, ее мучила неопределенность, она шла к своему кумиру, теперь он обратил на нее внимание, но уже иначе, в нем «зажглась жажда счастья». Между ними начинаются бесконечные, трудно передаваемые разговоры влюбленных… А как неповторимо богата душа Аси на фоне сказочной красоты природы! Недаром же автор вспоминает народную немецкую легенду о Лорелее.

Ася раскрывается перед нами все глубже и прекраснее, ей свойственна идеалистическая вера в неограниченные возможности человека. Ее манят романтические дали, она жаждет деятельности и уверена, что «прожить не даром, след за собой оставить», а также совершить «трудный подвиг» по силам каждому человеку. Когда девушка говорит о крыльях, выросших у нее, то имеются в виду в первую очередь крылья любви. Применительно к Асе это значит способность человека воспарить над обыденностью. «Да лететь некуда», – осознает повзрослевшая под влиянием большого чувства героиня. В этих словах не только понимание бесперспективности своей любви к молодому аристократу, но предчувствие собственной нелегкой судьбы – судьбы тяжелой «крылатой» натуры в тесном, замкнутом мире «бескрылых» существ.

Это психологическое противоречие господина Н. Н. и Аси наиболее ярко выражено в сцене свидания. Полнота чувства, испытываемого Асей, ее робость, стыдливость и покорность судьбе воплощены в ее немногословных репликах, едва слышных в тишине тесной комнаты. Но Н. Н. не готов к ответственному чувству, неспособен отдаться любви, которая столь медленно вызревает в его созерцательной натуре.

Тургенев наказывает своего героя одинокой бессемейной жизнью за то, что тот не узнал любовь, сомневался в ней. А любовь нельзя откладывать на завтра, это мгновенье, которое больше не повторилось в жизнь героя: «Ни одни глаза мне не заменят тех». В его памяти навсегда останется она, тургеневская девушка, странная и милая, с легким смехом или заплаканными глазами, девушка, которая может подарить счастье…

    • Свою статью «Русский человек на rendez vous» Н. Г. Чернышевский начинает с описания впечатления, произведенного на него повестью И. С. Тургенева «Ася». Он говорит, что на фоне преобладающих в то время рассказов делового, изобличительного рода, оставляющих в читателе тяжелое впечатление, эта повесть – единственно хорошая вещь. «Действие – за границей, вдали от всей дурной обстановке нашего домашнего быта. Все лица повести – люди из лучших между нами, очень образованные, чрезвычайно гуманные, проникнутые […]
    • Повесть И. С. Тургенева «Ася» иногда называют элегией несбывшегося, упущенного, но такого близкого счастья. Сюжет произведения прост, потому что автору важны не внешние события, а душевный мир героев, в каждом из которых есть своя тайна. В раскрытии глубин духовного состояний любящего человека автору помогает и пейзаж, который в повести становится «пейзажем души». Вот перед нами первая картина природы, знакомящая нас с местом действия, немецким городком на берегу Рейна, данная через восприятие главного героя. […]
    • Повесть И. С. Тургенева «Ася» рассказывает о том, как знакомство главного героя господина Н. Н. с Гагиными перерастает в историю любви, которая оказалась для героя источником как сладостных романтических томлений, так и горьких терзаний, потом, с годами, утративших свою остроту, но обрекших героя на судьбу бобыля. Интересным является тот факт, что автор отказал герою в имени, нет и его портрета. Объяснения этому можно дать разные, но одно несомненно: акцент с внешнего И. С. Тургенев переносит на внутреннее, […]
    • В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» главным героем выступает Евгений Базаров. Он с гордостью говорит о том, что он – нигилист. Понятие нигилизм означает такой вид убеждений, в основе которого – отрицание всего накопленного на протяжении долгих веков культурного и научного опыта, всех традиций и представлений о социальных нормах. История этого общественного движения в России связана с 60 -70 –ми гг. XIX века, когда в обществе наметился перелом в традиционных общественных взглядах и научных […]
    • Возможны два взаимоисключающих утверждения: “Несмотря на внешнюю чёрствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их” (Г.Бялый) и “Разве не проявляется в отношении Базарова к родителям та душевная чёрствость, которая не может быть оправдана”. Однако в диалоге Базарова и Аркадия точки над i расставлены: “- Так видишь, какие у меня родители. Народ не строгий. - Ты их любишь, Евгений? - Люблю, Аркадий!” Здесь стоит вспомнить и сцену смерти Базарова, и его последний разговор с […]
    • Внутренний мир Базарова и его внешние проявления. Тургенев рисует развернутый портрет героя при первом появлении. Но странное дело! Читатель почти сразу забывает отдельные черты лица и вряд ли готов их описать через две страницы. В памяти остается общий абрис – автор представляет лицо героя отталкивающе-некрасивым, бесцветным по краскам и вызывающе-неправильным по скульптурной лепке. Но тут же отделяет черты лица от их подкупающего выражения («Оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и […]
    • В февральской книжке «Русского вестника» появляется роман Tургенева «Отцы и дети». Роман этот, очевидно, составляет вопрос... обращается к молодому поколению и громко задает ему вопрос: «Что вы за люди?» Таков настоящий смысл романа. Д. И. Писарев, Реалисты Евгений Базаров, по свидетельствам писем И. С. Тургенева к друзьям, «самая симпатичная из моих фигур», «это мое любимое детище... на которого я потратил все находящиеся в моем расположении краски». «Этот умница, этот герой» предстает перед читателем натурой […]
    • Испытание дуэлью. Базаров и его друг снова проезжает по тому же кругу: Марьино – Никольское – родительский дом. Ситуация внешне почти буквально воспроизводит ту, что в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и, едва найдя предлог, возвращается в Никольское, к Кате. Базаров продолжает естественнонаучные опыты. Правда, на этот раз автор выражается по-другому: «на него нашла лихорадка работы». Новый Базаров отказался от напряженных идеологических споров с Павлом Петровичем. Лишь изредка бросает достаточно […]
    • Аркадий и Базаров очень непохожие люди, и дружба, возникшая между ними, тем удивительней. Несмотря на принадлежность молодых людей к одной эпохе, они очень разные. Необходимо учесть, что они изначально принадлежат к разным кругам общества. Аркадий – сын дворянина, он с раннего детства впитал то, что Базаров презирает и отрицает в своем нигилизме. Отец и дядя Кирсановы интеллигентные люди, ценящие эстетику, красоту и поэзию. С точки зрения Базарова, Аркадий – мягкосердечный «барич», размазня. Базаров не хочет […]
    • Иван Сергеевич Тургений – известный русский писатель, подаривший русской литературе произведения, которые стали классикой. Повесть «Вешние воды» относится к позднему периоду творчества автора. Мастерство писателя проявляется главным образом в раскрытии психологических переживаний героев, их сомнений и поисков. В основу сюжеты положены отношения русского интеллигента, Дмитрия Санина, и юной красавицы-итальянки, Джеммы Розелли. Раскрывая на протяжении повествования характеры своих героев, Тургенев подводит […]
    • Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь Наташа Ростова является любимой героиней писателя. Кто такая Наташа Ростова, когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, он ответил: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос. Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, […]
    • Споры Базарова и Павла Петровича представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети». Здесь сталкиваются не просто разные взгляды представителей двух поколений, но и две принципиально разные политические точки зрения. Базаров и Павел Петрович оказываются по разные стороны баррикад в соответствии со всеми параметрами. Базаров – разночинец, выходец из бедной семьи, вынужденный самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Павел Петрович – потомственный дворянин, хранитель семейных уз и […]
    • Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из‑за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. […]
    • Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева «Отцы и дети» являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа до крайности непохожи друг на друга, но тем не менее мы попытаемся их сравнить. Тургенев очень уважительно относился к женщинам, возможно, поэтому их образы подробно и ярко описаны в романе. Этих дам объединяет знакомство с Базаровым. Каждая из их внесла свою лепту в изменение его мировоззрения. Самую значительную роль сыграла Анна Сергеевна Одинцова. Именно ей было суждено […]
    • Роман «Отцы и дети» был создан в крайне сложный и конфликтный период. На шестидесятые годы девятнадцатого века пришлось сразу несколько революций: распространение материалистических взглядов, демократизация общества. Невозможность вернуться к прошлому и неопределённость будущего стали причиной и идейного, ценностного кризиса. Позиционирование этого романа как на «остросоциального», свойственное советскому литературоведению, влияет и на сегодняшних читателей. Разумеется, этот аспект необходимо […]
    • И. С. Тургенев – проницательный и прозорливый художник, чуткий ко всему, умеющий подмечать и описывать самые незначительные, мелкие детали. Тургенев в совершенстве владел мастерством описания. Все его картины живы, ясно предоставлены, наполнены звуками. Тургеневский пейзаж психологичен, связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом. Несомненно, пейзаж в рассказе «Бежин луг» играет важную роль. Можно сказать, что весь рассказ пронизан художественными зарисовками, которые определяют состояние […]
    • В 1852 году И.С.Тургенев написал повесть «Муму». Главный персонаж повести - Герасим. Он предстает перед нами человеком с доброй отзывчивой душой – простой и понятной. Такие персонажи встречаются в русских народных сказках и отличаются своей силой, рассудительностью и душевностью. Для меня Герасим - это яркий и точный образ русского народа. С первых строк повести я отношусь к этому персонажу с уважением и состраданием, а значит, я с уважением и состраданием отношусь ко всему русскому народу той эпохи. Всматриваясь […]
    • «Записки охотника» – это книга о русском народе, крепостном крестьянстве. Однако рассказы и очерки Тургенева описывают и многие другие стороны русской жизни того времени. С первых очерков своего «охотничьего» цикла Тургенев прославился как художник, обладающий удивительным даром видеть и рисовать картины природы. Тургеневский пейзаж психологичен, он связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом. Свои мимолетные, случайные «охотничьи» встречи и наблюдения писатель сумел воплотить в типические […]
    • Кирсанов Н. П. Кирсанов П. П. Внешний вид Невысокий мужчина чуть за сорок. После давнего перелома ноги прихрамывает. Черты лица приятные, выражение грустное. Красивый ухоженный мужчина средних лет. Одевается щеголевато, на английский манер. Легкость в движениях выдает человека спортивного. Семейное положение Вдовец более 10 лет, был очень счастлив в браке. Есть молодая любовница Фенечка. Двое сыновей: Аркадий и шестимесячный Митя. Холостяк. В прошлом пользовался успехом у женщин. После […]
    • Иван Сергеевич Тургенев – замечательный русский писатель XIX в., снискавший уже при жизни читательское призвание и мировую известность. Его творчество служило делу отмены крепостного права, вдохновляло на борьбу с самодержавием. В произведениях Тургенева поэтически запечатлены картины русской природы, красота подлинных человеческих чувств. Автор умел глубоко и тонко постигать современную жизнь, правдиво и поэтично воспроизводя ее в своих произведениях. Подлинный интерес жизни он видел не в остроте ее внешних […]
  • Тургеневские девушки – героини, у которых ум, богато одаренные натуры не испорчены светом, они сохранили чистоту чувств, простоту и сердечную искренность; это мечтательные, непосредственные натуры без какой либо фальши, лицемерия, сильные духом и способные к трудным свершениям.

    Т. Виныникова

    Свою повесть И. С. Тургенев называет по имени героини. Однако настоящее имя девушки – Анна. Вдумаемся в значения имен: Анна – «грация, миловидность», а Анастасия (Ася) – «рожденная заново». Почему же автор миловидную, грациозную Анну упорно называет Асей? Когда же происходит рождение заново? Давайте обратимся к тексту повести.

    Внешне девушка не красавица, хотя кажется повествователю очень «миловидной». Это типично для тургеневских героинь: в их облике автору важны личностное обаяние, грация, человеческая неповторимость. Именно такова Ася: «Было что то свое, особенное, в складе ее смугловатого крупного лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена…» Какая интересная деталь портрета: черные, светлые глаза. Это не просто внешнее наблюдение, а проникновение одним только словом «светлые» в глубину души героини.

    На главного героя, господина Н. Н., Ася производит вначале странное впечатление, так как держится совсем не так, как привычные для него благовоспитанные светские барышни. В присутствии гостя «ни одного движения она не сидела смирно, вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась». Быстрота, движение – главные черты облика тургеневской героини.

    Наблюдая за Асей, видя ее бесстрашной и своевольной девчонкой, повествователь и восхищается ей, и досадует на нее, и чувствует, что она играет в жизнь разные роли. То она солдат, марширующий с ружьем, этим шокировавший чопорных англичан; то за столом разыграла роль благовоспитанной барышни; то на другой день представилась простой русской девушкой, чуть ли не горничной. «Что за хамелеон эта девушка!» – восклицает рассказчик, все более и более увлекающийся Асей. Общение с этой «переполненной жизнью девочкой» заставляет героя по новому взглянуть на самого себя, и впервые за годы молодости он испытывает сожаление от того, что так бессмысленно растрачиваются в скитаниях по чужбине его жизненные силы.

    Многое в поведении, характере героини становится понятным из истории ее детства. Эта история тоже необычна. Девушка рано познала сиротство и двойственность своего положения; человека с такой родословной, как уже, постоянно унижали и оскорбляли, таких не принимали ни крестьянская среда, ни светское общество. И брат, и потом господин Н. Н. поняли ее «доброе сердце» и «бедовую голову», ее стыдливость и радость, «неопытное самолюбие», видели, как «она глубоко чувствует и какой невероятной силой в ней эти чувства».

    Ася великолепна в главах, где раскрывается ее душа, почувствовавшая счастье. Раньше она была загадочной, ее мучила неопределенность, она шла к своему кумиру, теперь он обратил на нее внимание, но уже иначе, в нем «зажглась жажда счастья». Между ними начинаются бесконечные, трудно передаваемые разговоры влюбленных… А как неповторимо богата душа Аси на фоне сказочной красоты природы! Недаром же автор вспоминает народную немецкую легенду о Лорелее.

    Ася раскрывается перед нами все глубже и прекраснее, ей свойственна идеалистическая вера в неограниченные возможности человека. Ее манят романтические дали, она жаждет деятельности и уверена, что «прожить не даром, след за собой оставить», а также совершить «трудный подвиг» по силам каждому человеку. Когда девушка говорит о крыльях, выросших у нее, то имеются в виду в первую очередь крылья любви. Применительно к Асе это значит способность человека воспарить над обыденностью. «Да лететь некуда», – осознает повзрослевшая под влиянием большого чувства героиня. В этих словах не только понимание бесперспективности своей любви к молодому аристократу, но предчувствие собственной нелегкой судьбы – судьбы тяжелой «крылатой» натуры в тесном, замкнутом мире «бескрылых» существ.

    Это психологическое противоречие господина Н. Н. и Аси наиболее ярко выражено в сцене свидания. Полнота чувства, испытываемого Асей, ее робость, стыдливость и покорность судьбе воплощены в ее немногословных репликах, едва слышных в тишине тесной комнаты. Но Н. Н. не готов к ответственному чувству, неспособен отдаться любви, которая столь медленно вызревает в его созерцательной натуре.

    Тургенев наказывает своего героя одинокой бессемейной жизнью за то, что тот не узнал любовь, сомневался в ней. А любовь нельзя откладывать на завтра, это мгновенье, которое больше не повторилось в жизнь героя: «Ни одни глаза мне не заменят тех». В его памяти навсегда останется она, тургеневская девушка, странная и милая, с легким смехом или заплаканными глазами, девушка, которая может подарить счастье…

    В разделе на вопрос Произведение Ася-Тургенева заданный автором чистосортный лучший ответ это 1)Ася - это молодая девушка, живущая в одном германском городишке со своим братом Гагиным. Рожденная от отца-дворянина, она выделялась среди своего окружения диким, самобытным нравом, умом, эмоциональностью, порывистостью. "Ася была чрезвычайно понятлива, училась прекрасно, лучше всех, но никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, глядела букой... "Автор подчеркивает неординарность девушки. И действительно, госсподин НН сразу заметил это: ее артистизм, пластичность, порывистость, огромную эмоциональность, желание прожить яркую и запоминающуюся жизнь. Ася ничего не боится, ради любви готова на все. Она испытывает глубокое чевство к господину Н.. Ася признается ему в любви и говорит, что готова пойти с ним на край света. Но герой не был готов к серьезным переменам в своей жизни и побоялся взять на себя большую ответственность за юную девушку. Ася понимает, что гочподин Н., если женится на ней, в дальнейшем будеть жалеть о своем поступке. Героиня и ее брат уезжают. Позже у господина Н. было еще много женщин, но лишь Ася оставила в его душе неизгладимый след.

    У меня на телефоне есть шпаргалка по литературе, оттуда писала. Если надо-обращайся.

    2)Откопала в интернете:
    Какой облик складывается из всего сказанного? Как вы понимаете слова Н. Н. о ней ("Что за хамелеон эта девушка! ")?
    (Бесстрашная, своевольная; наивная, смешная, искренняя, честолюбивая. Ася меняется. Она непосредственна, стремится к чему-то настоящему, ищет себя; ограничена во всех "партиях").
    Вот еще:
    Главная ее особенность - это непостоянство, загадочность и странность. Именно поэтому Н. Н. восклицает: «Что за хамелеон эта девушка!» . Сначала она лазает по стене, как коза, поливает цветы на стенах, сразу после этого ведёт себя, как благовоспитанная барышня, шьёт и опять выказывает своё ребячество. Ася открытая, пылкая, благородная и непосредственная натура.