Вербой хлест бей до слез. Как празднуют вербное воскресенье и зачем освящают веточки вербы

Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим каждый год празднуют в свое время. Это переходящий праздник. Когда праздновать Вербное воскресенье, зависит от того, когда празднуют Пасху. Вербное воскресенье всегда отмечается за неделю перед Пасхой. Таким образом, Вербное воскресенье в 2018 году выпадает на 1 апреля, в 2019 году - 21 апреля, в 2020 - 12 апреля.

  • История праздника Вербное воскресенье

Вербное воскресенье - это двунадесятый праздник православного календаря, последнее воскресенье перед Пасхой. Согласно Библии, в этот день Иисус на молодом осле торжественно въехал в ворота Иерусалима. Собравшиеся люди приветствовали его как Мессию, Спасителя, призванного исправить мир, внести в него равновесие и благополучие. Они размахивали пальмовыми ветками, расстилали перед ним свои одежды и пели песнопения. В русской православной традиции верба отождествлялась с пальмовыми ветвями и считалась символом победы Христа.


Как празднуют Вербное воскресенье и зачем освящают веточки вербы

Вербу освящают в храмах накануне, в субботу вечером (8 апреля в 2018 году) на Всенощном бдении: после прочтения Евангелия читается 50-й псалом, затем святой водой окропляют ветви. После этого веточки вербы раздают молящимся, и прихожане стоят до конца службы с вербой и зажжёнными свечами. Обычно окропление повторяют и в само Вербное воскресенье на Литургии (служится Литургия Иоанна Златоуста).

  • Зачем освящают веточки вербы?

На Руси Вербное воскресенье как праздник был введен в X веке. Вместо пальмовых ветвей христиане в этот день приносят домой освященные в храме веточки вербы - как символ Входа Господня в Иерусалим. Отсюда и название праздника - Вербное воскресенье. Также используются веточки ивы и ветлы. Эти растения распускаются в России одними из первых - являются символом жизни и весеннего пробуждения.
  • Традиция Вербного воскресенья у христиан

Это традиция тихого семейного праздника, благочестивого торжества. Ведь на дворе в это время Великий пост. Впереди самая строгая его неделя - Страстная. Время уйти от суеты, подумать о вечном, подготовиться к празднованию Пасхи.

Вербное воскресенье - традиции

В допетровскую эпоху в Вербное воскресенье совершался торжественный выезд патриарха «на осляти» (белом коне, снаряжённом наподобие осла; он символизировал въезд Иисуса Христа в Иерусалим). Патриарх раздавал с Лобного места вербы и листья папоротника (вместо пальмовых ветвей) царю, архиереям, боярам, окольничим, думским дьякам и народу.

Христианство на Руси тесно переплетено с язычеством . Поэтому каждый православный праздник имеет еще и народные особенности. Вербное воскресенье также имеет свои народные приметы и обряды. Основным атрибутом обрядов и традиций на Вербное воскресенье являются вербовые ветви с распускающимися почками.

У православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освящённые вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными ветвями.

В Вербное воскресенье существует старинный обычай - слегка ударять пучком вербы родственников и домашних животных . Считается, что освященная верба обладает очистительной силой и избавляет от болезней, сглаза и злых духов. Ударяя друг друга ветками вербы, наши предки обычно произносили заклинания: «Будь здоров, как верба», «Расти, как верба», «Не я бью, верба бьет», «Верба хлест, бей до слез».

Кроме популярного у восточных и южных славян «битья» вербными веточками для изгнания болезни, применялось также лечение вербными сережками от бесплодия и других болезней, а также купания детей в отваре вербовых веточек.

Также считается что освященные веточки вербы уберегают дом от удара молнией, а поля от пожаров.

В Вербное воскресенье за трапезой разрешается рыба . Вербное воскресенье - праздник накануне тяжелейшей страстной недели Великого поста, когда верующих ждут самые суровые ограничения в еде, покаяние и молитвы. В этот день церковь разрешает православным послабления - люди могут есть рыбу и пить вино. На Руси накануне праздника было принято готовить брагу, гречневые блины, кашу, рыбный курник.

Также существовала на Вербное воскресенье традиция печь особые хлебцы по количеству членов семьи, в один из которых клали монету. Кому доставался этот хлебец, тот будет счастливым и удачливым целый год.

Для славян верба олицетворяла здоровье, жизненную силу, плодородие и плодоношение. Поэтому в некоторых селениях Руси в Вербное воскресенье пекли мучные шарики и печенье с почками освященной вербы внутри . Этими изделиями угощали друг друга, считалось, что такое угощение принесёт здоровье, а женщинам поможет зачать ребенка.

Женщины, желавшие иметь здоровых детей, должны были проглотить несколько почек вербы, освященной в церкви.

Также булочки с вербой скармливали домашним животным , чтобы они были плодовиты и сильны.

Кроме того в Вербное воскресенье день примечали и гадали на погоду и будущий урожай.

Приметы на Вербное воскресенье

У православных христиан существует множество примет на Вербное воскресенье. Конечно, стоит отметить, что большинство примет на Верное воскресенье имеют отношение к погоде и будущему урожаю, что было очень важно для крестьян. Некоторые из примет на Вербное воскресенье выглядят так:

  • Ветер, который дует в такой день, будет сопровождать все лето.
  • Если погода ясная и теплая - урожай фруктов будет хорошим.
  • На Вербной мороз - яровые хлеба хороши будут.

Также «есть поверье, что верба может усмирить огонь, град и прогнать бурю. Стоит веточки только поставить на подоконник или кинуть против ветра, или бросить в огонь». Освященную вербу принято хранить весь год , так как она обладает чудотворной целительной силой.

Верба – весенняя, тихая, цветущая, когда все вокруг окутано сном, еще не отступившим зимним холодом и снегом, верба стала символом одного из церковных двунадесятых праздников.

«Вербное воскресение», «Вербница» - шестая неделя Великого поста, последнее воскресение перед Пасхой, праздник Входа Господня в Иерусалим. В этот день Иисуса встречали пальмовыми ветвями и хвалебными песнями. На Руси пальмовые ветви заменила верба. Вербу мы освящаем, украшаем, она – оберег, олицетворение жизни и роста.

Когда воскресенье бывает в субботу?

Канун вербного воскресенья - Лазарева суббота - день, когда Иисус исцелил Лазаря через несколько дней после его смерти. С тех пор христианство отмечает праздник Воскресения Святого Лазаря. В этот день у русских крестьян было принято ходить в лес за вербой до восхода солнца. Принесенные веточки тут же украшали бумажными цветами, плодами, часто к веточкам подвешивали бумажного ангелочка, "вербного херувима". Святить вербу ходили в церковь в этот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Освященные ветки ставились в переднем углу на божницу или клали за иконы. В Сибири для вербы делали специальный "теремок" из соломы, который украшали тряпочками, лентами, затем вешали перед иконой.

"Не я бью-верба бьет, верба хлёст бьет до слез"

Как только возвращались домой с заутрени, все домочадцы непременно ударяли друг друга освященными ветками вербы, приговаривая: "Верба красна бей до слез, будь здоров". Этот обычай имел магический характер: во время соприкосновения верба передавала свои живительные силы человеку, наполняла его энергией. Так, когда прихлестывали вербой детишек, говорили-заклинали: "Как вербочка растет, так и ты расти", тем самым перенося свойства растения на ребенка. Верба и ее распускающиеся сережки, появление которых было первым видимым проявлением весны, в народном представлении являлась средоточием плодородия, растительной силы, здоровья.

Егорьев день

Как детей хлестали, так и скот в день первого выгона на пастбище, в Егорьев день, ударяли освященной вербой, чтобы защитить животных от падежа, дурного глаза, змей, волков, чтобы обеспечить хороший приплод, а так же чтобы усмирить скот, заставить его слушаться пастуха. Затем ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или пускали по воде, иногда сжигали в печи, или скармливали скоту. Но выбрасывать вербу после первого выгона было грешно. Порой освященные ветви хранили целый год за образами до следующей «Вербницы», и только потом сжигали и ставили новую освященную вербу. Также в Егорьев день, после выгона скота веточки могли разламывать и разбрасывать по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное для будущего посева, тем самым воздействуя на силы природы, приумножая урожай.

"Барашки", "бабашки", "акатушки"

Чтобы овцы водились и не переводились, а плодились их кормили специально приготовленными караваем и хлебцами, внутри которых запекали вербные почки. В некоторых местах пекли печенье в форме почек по числу скотины и птицы в доме, а в других местных традициях и для всех членов семьи. Печенье было принято освящать вместе с вербой. В Костромской губернии оно называлось «барашки», в Московской - «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской - «орешки», «кытька».

Окликание молодух

В Пензенской губернии бытовал обряд окликания молодух. В полночь накануне Вербного воскресенья молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и возле ворот кричала: «Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодой ничего не оставалось,кроме, как отпереть ворота, после чего толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». Всех спящих в избе слегка ударяли вербой, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым», - а также: «Вставай рано, бей барана». Последней хлестали молодую, когда она кланялась, провожая незваных гостей.

Верба-целительница

Верба в народном сознании была способна не только наделять живительной силой, но и предохранять от болезней и исцелять от них. Вербные почки глотали в качестве профилактического средства от различных хворей. Съедали по девять вербных почек, считая это лекарством от лихорадки. Бесплодным женщинам так же советовали есть освященные почки, после чего они благополучно рожали. На Кубани вербу применяли при лечении детских заболеваний. Для этого рано утром до восхода солнца отправлялись на реку, где срезали три пучка вербы по девять веток. Затем дома клали один пучок в горячую воду и купали ребенка у окна, которое выходило на восток. В полдень в воду опускали вторую связку и купали ребенка у того окна, где стояло солнце в тот момент. На закате аналогичные действия совершались с третьим пучком перед окном, смотрящим на заходящее солнце. После все ветки и воду в сопровождении молитвы выливали в реку. Считалось, что после этих омовений болезнь уйдет. Также вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали в раны, делали из нее отвар и пили, использовали в качестве примочек от опухолей и ушибов.

Верба-оберег

Веточка вербы с незапамятных дохристианских языческих времен наделялась магическими сверхъестественными свойствами: помимо того, что она обогащала и исцеляла, она была способна уберечь, защитить от молнии, бури, нечистой силы. Согласно поверью, верба, брошенная против ветра, может отвратить бурю, а брошенная в огонь – усмирить его. Повсеместно считали, что верба, защитит дом от грома и молнии, так как верба в верованиях славян дерево Громовержца, Перуна, который поражает очистительным огнем. Вербным веткам, несмотря на христианскую символику, приписывалась также колдовская сила, с ними связывалось поэтическое вдохновение, волхвование, ведьмовство. Так, если верить поверью, весной черти отогреваются на вербе, а после того как ее освятят в праздник, они падают в воду, и поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, почерпнутую под вербой.

Вербное воскресенье - последнее воскресенье перед Пасхой. По церковному календарю - вход Господень в Иерусалим. К этому празднику был приурочен обычай

: вербные веточки освещяют в церкви, а придя домой, несколько почек этой вербочки съедают, чтобы предохранить себя от болезней и прогнать всякую хворь, т.к. освещенная верба считалась целебной, наделенной особой силой.

Освещенную вербочку ставят в передний угол, хранят за Божницей. Детей (и скотину) слегка хлещут вербой, приговаривая: «Не я бью - верба бьет, Верба - хлест бьет до слез, Верба бела - бьет за дело, Верба красна - бьет напрасно». В этот же день пекут из теста орехи и раздаются домочадцам. Освещенную вербу берегут до первого выгона скота (23 апреля), гонят ею скотину со двора, а потом втыкают под крышу дома. Есть поверье, что если бесплодная женщина съест почки освещенной вербы, то непременно начнет рожать детей.

На Вербное воскресенье организовывались Вербные базары и гуляния. Продавались детские игрушки, искусственные цветы, посуду, лубочные картинки, книги, чаще всего букинистические, «тещины языки» с писком, «американские яблоки на резинках, дудки, барабаны, заводные мыши, вертящиеся мельнички, самопоющие водяные соловьи, пистолетики, свистульки… А какая россыпь пасхальных яичек - сахарные, синельные, сусальные, фарфоровые, хрустальные, настоящие…. И обязательно продавались сладости. Запускались в небо воздушные шарики. Организовывалось катание на лошадях.

Вербное воскресенье - исконный русский детский праздник. Весна и дети - это как бы «ознаменование того, что маленькие дети встретили весну своей жизни и должны радоваться этой жизни, а смотря на игрушку, изучать на ней суть своего будущего, так как игрушка - наглядная грамота, наглядное учение, развивающее дальнейшее понимание в ребенке, сближающее его с жизнью».

На вербное воскресенье украшали вербное дерево искуственными цветами и птицами из бумаги или ткани, обвешивали настоящими или восковыми фруктами, овощами, орехами, ягодами.

-Верба хлест, бей до слез!

-Верба свята, верба свята!

Не я освящаю - бог освящает.

Печки-перепечки: на Божью милость,

На житье-бытье,

На корысть, на радость,

На Божью милость.

Хлеб спор, животам приплод.

На тебе веревочку,

А мне пару яичек! (А мне сувенирчик).

Верба, верба, верба хлест.

Верба хлест бьет до слез.

Верба синя бьет несильно.

Верба красна бьет напрасно.

Верба бела бьет за дело.

Верба хлест бьет до слез.

-Бьем, чтобы быть здоровым!

Не я бью - верба бьет,

За каждый день - велик день,

Хвора в лес, на верес,

А здоровье - в кости.

Будь здоров, как вода,

А расти, как верба.

Выпечка - орехи. Их нужно съесть для здоровья. «На счастье» делаются бумажные и искусственные цветы. Их дарят тому, кому желаешь счастья. Лотошники продают маленькие игрушки, свистульки, погремушки и шары.

Еще дети получали «баранов». Это постное ржаное печенье в виде загогулин, изображающих рогатых баранов и ярочек.

А какие традиции этого праздника известны Вам?

Предпоследняя неделя перед праздником Пасхи является предпоследней неделей Великого поста. Она носит название Вербной, или «Вербницы». Именно на эту неделю приходится Вербное воскресенье и Лазарева суббота. Многих интересует, что можно делать в Вербную субботу и что это вообще за праздник, каково его значение и приметы в этот день?

Что такое Вербная неделя?

Как и во многих других христианских праздниках, корни надо искать в библейских текстах.

Когда Христос вошел в Иерусалим, а произошло это за 5 дней до его мученической смерти, то жители города встретили его пришествие ликованием. Они выстилали ему дорогу своей одеждой, а так же вайями - ветвями финиковой пальмы (или иерусалимской ивы). В те времена так встречать было принято лишь царей, полководцев и великих победителей. Народ признал Иисуса Христа истинным царем: «Осанна! Благословен Грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!».


Память этого события - Вход Господень в Иерусалим - чтит весь христианский мир. В этот день принято освящать ветви финиковой пальмы, поэтому вся неделя носит название - неделя ваий. В России же пальмовые ветви традиционно заменяются веточками распускающейся вербы (или ивы). Потому и носит у нас на Руси предпоследняя неделя поста название «вербной» (а также «цветной», или «цветоносной»). Имя «вербное» получило и воскресенье на этой неделе.

Еще одно событие вспоминается в этот день христианами - чудо воскрешения Христом Лазаря в Вифании близ Иерусалима. Памяти этого события посвящается Вербная или Лазарева суббота - канун.

Верба-хлест, бьет без слез

Вербное воскресенье у христиан считается тихим семейным, благочестивым торжеством, никаких шумных гуляний не допускается. Ведь на дворе в это время Великий пост, а само Вербное воскресенье предваряет самую строгую его неделю, Страстную. Вокруг вербы строятся все обряды этого дня.

♦ В костромских селениях, например, раньше выпекались «барашки» - особое печенье, формой своей напоминающее вербные почки.

♦ В воронежских деревнях в день «Лазарева воскресения» пекли особые хлебцы. Пекли их ровно по числу членов семьи, при этом в один из хлебцев прятали монетку. Тот, у кого оказывался хлебец с монеткой, считался счастливцем, например, молодой девушке это сулило удачное замужество.

♦ На Руси считалось, если проглотить девять вербных сережек (с веточки, освященной в храме), то можно защититься от лихорадки, да и вообще согнать с себя любую болезнь.

♦ Если женщина не могла забеременеть, ей опять же советовали употреблять в пищу шишечки освященной вербы - они считались вернейшим средством от бесплодия.

По народным убеждениям, расцветающее дерево передает свое здоровье и силу человеку или животному, который к ней прикоснется (или съест). Вот и в Вербное воскресенье было принято слегка хлестать друг друга, а особенно ребятишек, веточкой освященной вербы - для здоровья. При этом приговаривали: «Не я бью, верба бьет» или «Вербахлест, бьет до слез». Произносили и более продолжительный монолог:

«Верба, верба.
Верба красна,
Верба хлест,
Бьет напрасно,
Верба хлест,
Верба бела,
Бьет до слез,
Бьет за дело,
Верба синя,
Верба хлест -
Бьет несильно.
Бьет до слез
Не я бью, верба бьет!».

Значение православных праздников. Под знаком вербы

Помимо чествования христианского праздника наши предки славили эту неделю как начало весны. Верба, первое весеннее деревце, зацветало у этому времени красивыми золотистыми и пушистыми шишечками. Верба считается символом возрождения. Ей издревле приписывались чудесные свойства, что касается целебности веточек, и уж особенно сережек.

Основные обряды и действия, связанные с вербной неделей, совершаются в воскресный день, когда православные освящают ветки вербы в церкви. Считается, что после этого она набирает особую силу и способна хранить от разных бедствий - жилище от пожаров, человека - от болезней, а крестьянское хозяйство - от неурожаев и падежа скота. Обычно веточки вербы ставят рядом с иконами. Там они стоят целый год, до следующего вербного воскресенья.

♦ Хозяева скармливали веточку освященной вербы домашней скотине, считая, что это убережет ее от мора. В отдельных местностях для этих же целей домашних животных кормили хлебом с запеченными в нем вербными почками.

♦ Чтобы скотина не потерялась и не пала, под крышу хлева втыкали несколько вербных веток.

♦ Также вербой скотину выгоняли на первый весенний выгон. Сложился даже целый ритуал. Скотину начинали хлестать вербой, смоченной в освященной воде, еще во дворе, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди!», а затем этой же вербной веткой погоняли животное вплоть до места пастьбы.

♦ Ветки вербы разбрасывали на поле - для урожайности, или втыкали в нивы - для сбережения посевов.

♦ Считалось, что вербные ветки могут остановить грозу и град, для чего лишь нужно в этот час выбросить ветку из дома на улицу, а также успокоить бурю (бросить ветку против ветра) и загасить огонь (кинуть вербу в пламя). С днем Вербного воскресенья связано множество примет:

♦ Наши предки верили, что все посаженное в землю на Вербной неделе, вырастет таким же «лыковатым», как и сама верба. Считалось, что все высаженное в этот день вырастет горьким (даже то, что должно быть сладким или кислым). Чтобы всего этого не случилось, всю Вербную неделю посевными и посадочными работами не занимались.

♦ Если верба хорошо цветет - посевные работы будут удачны.

♦ Мороз (или холодные утренники) на Вербной неделе к богатым хлебам.

♦ С рек сходит последний лед.

♦ В эти сроки обычно сеют горох.

В этот светлый церковный праздник отмечается Вход Господень в Иерусалим.

Согласно Евангелию, Иисус Христос следовал из Вифании, где он совершил чудесное воскрешение Лазаря, в Иерусалим. Жители Иерусалима, узнавшие о необычном воскрешения Лазаря, радостно приветствовали Иисуса Христа, въезжал в город на осле, хвалебными словами: «Осанна!» (Спасение) и пальмовыми ветвями.

С тех пор традиция освящать пальмовые ветви этого дня дошла и до наших времен. У славян вместо пальм стала использоваться ива, как священный символ жизненной силы и весны пробуждается, ведь почки ивы распускаются первыми. Считается, что через цветущие ветки вербы людям и животным передается здоровье, сила и красота, что есть в этом растении. Отсюда и название шестой седмицы Великого Поста - Вербное воскресенье.

До восхода солнца нужно сходить в лес за ветками цветущей ивы, которые святятся в церкви или в этот же день на вечерней службе, или на утрени в Вербное воскресенье. Освященная верба обладает удивительные магические и целебные свойства. Принадлежит для здоровья и благополучия ударять веточками всех домочадцев, особенно детей, а также домашних животных. Можно также запаривать иву и добавлять в ванну, и даже есть почки ивы. Также с веточками вербы ходят друг к другу в гости, бьют и желают здоровья и благополучия в семье.

Порка освященными ивовыми ветвями происходит утром Вербного воскресенья возле церкви или дома с приговорами:

Верба красна, бей до слез, будь здоров!
Не я бью - верба бьет, верба хлест бьет до слез!
Не я бью, верба бьет,
За неделю - Пасха,
Будь большой, как ива,
А здоровый, как вода,
А богатый, как земля
Верба хлест, бей до слез,
Не я бью, верба бьет,
Пасха не далечко, красное яичко
Верба хлест, бей до слез.
Первая - на счастье,
Вторая - на причастье,
Третья - на здоровье!

Подготовил Андрей ПЕТРОВ , «Полтавщина»