Фотографии советских времен 70 годы. Жизнь в стиле диско

Основой базового гардероба сегодня. За примерами, как всё это носить, можно обратиться к родителям и бабушкам с дедушками. Ведь по семейным фотоальбомам можно проследить, как эволюционировали вкус и настроения в стране, менялись мода и ассортимент в магазинах.

Вера Ивановна Фролова

В начале 70-х звуки ритмичного стрекотания ручной швейной машинки доносились почти из каждой квартиры. По выходным доставались чемоданы с морем веселых тканей, старые портняжьи ножницы, бесчисленное количество разноцветных катушек и черно-белые фотографии кинозвезд в фестивальных нарядах. Скопировать что-нибудь «как у Софи Лорен» в последнем фильме было делом чести.

В середине 70-х брюками клеш и мини-юбками бредили даже отличницы. Это был атрибут взрослости. Тебе четырнадцать лет и ты убеждаешь маму выделить 10–15 рублей из семейного бюджета на пошив первых и крайне необходимых в твоей жизни клешей. В магазине ничего такого купить было нельзя, поэтому всё шили сами. Идеальная пара клеш расширялась от бедра и скрывала туфли на 10-сантиметровой платформе, а юбка была тридцать сантиметров длиной. На танцах мы производили впечатление новыми клешами или мини-юбкой, сшитыми из папиного отреза габардина, выданного на пошив военной формы, а также вязаной кофтой-«лапшой» на шнуровке. Кстати говоря, в школу в мини-юбке могли не пустить. По утрам нас встречала директор школы, стоя под фундаментальным портретом А. С. Пушкина пять на шесть метров с сантиметровой ленточкой в руках. Сшитые мамой вещи из далеких 70-х я храню до сих пор.

Маргарита Щемелева


Среди моих друзей и знакомых были молодые художницы и актрисы. Все старались подчеркнуть свою индивидуальность и не подражали слепо журнальной моде. В начале 1970–1973-го у каждой модной девушки имелся плащ из кожзама и расклешенные брюки. Плащи были разные по цвету. Мне нравились черные и цвета спелой вишни, но у меня был коричневый. Было сложно подобрать цельный ансамбль, но мы старались. Например, я сшила у портнихи чёрное миди пальто. В Вильнюсе купила к нему темно-зеленые лаковые ботинки и точно в цвет обуви шейный платок.

Идеи нарядов черпала из журналов, фильмов и собственной фантазии. Летом можно было развернуться и что-то сделать своими руками, например майки с принтами, двух- и трёхцветные юбки и рубашки в технике узлового крашения. Трафарет для майки с принтом «Make Love, Not War» я сделала сама, причем масляной краской для живописи. Предварительно 24 часа томила краску на куске картона, чтобы пигмент лег на трикотаж без жирных разводов. И это сработало. Круглые очки с голубыми стеклами привезла мама из Праги. В комплекте с оправой шел набор разноцветных стекол, были даже розовые. Костюм из трикотажа (с фотографии в шляпке. - Прим. ред.) купила у знакомого модельера.

У меня было много замшевых вещей - сумок, юбок. В 1975-м я купила итальянские босоножки на деревянной платформе. Как-то однокурсник выточил по моему эскизу мужские деревяшки-шлепанцы, потом все на улицах на него оглядывались. Большую часть моего гардероба составляли импортные вещи, так как у меня был чудный приятель Веня, который умел общаться с иностранными студентами и туристами. Он приносил мне и моей сестре очень красивые, качественные и модные вещи. И даже французские духи в необыкновенных флаконах. Именно тогда в моем гардеробе появились настоящие темно-синие джинсы с двойной строчкой, джинсовые юбки и даже джинсовый сарафан. Наверное, Вене сейчас лет семьдесят.

Нилина Витальевна Мишина


В 70-е в связи с тотальным дефицитом достать модную одежду было сложно. Приходилось проявлять максимум выдумки, чтобы выглядеть модно. Одежду редко покупали, в основном шили в ателье или у знакомых портных. Моду тогда отслеживали в кинотеатрах - смотрели много европейского кино и читали модные журналы.

Начало 70-х запомнились стилем хиппи, тогда носили либо экстра-мини, либо макси, причем в мини не отказывали себе даже пышные женщины. Я носила цветастые юбки, которые шила себе сама: покупала самый дешевый хлопок, обшивала их кружевами и тесьмой. Носили шали с бахромой, блузки в этническом стиле. Волосы оставляли длинными, перевязывали тесьмой поперек лба и прически практически не убирали.

Затем пришел стиль сафари, чувствовалось влияние Ива Сен-Лорана и французского кино. Хлопок, лен, легкие, но держащие форму ткани естественных расцветок. Деревянные, перламутровые, роговые пуговицы, отстроченные погоны, клапаны и кокетки. Именно 70-е годы придали совершенный силуэт классическим мужским и женским плащам, красивее которых я до сих пор не встречала.

Завершилось десятилетие бесшабашным стилем диско. Парни носили приталенные батники, причем ушивали всю свою верхнюю одежду в талии самостоятельно. Самые смелые модники украшали концы клешей металлическими монетками. Носили цветастые рубашки с очень длинными концами воротников. Мой любимый наряд того времени - это сабо, светлые клеши и короткие топы спортивного типа, а аксессуары из замши и кожи я шила себе сама. Волосы стали завивать на манер афро на бигуди, которые делали сами из газет.

Алёна Пиронко


В 70-е было модным всё импортное - купленное из-под прилавка в универмаге (если в универмаге работала какая-нибудь соседка или знакомая), привезенное кем-то, кто выезжал по путевкам в соцстраны. В начале 70-х я носила вязаный берет с козырьком и «джинсы» советского производства, а купить хорошую водолазку в то время было большим везением.

Примерно в 1975-м знакомые, работавшие в военной части в ГДР, привезли мне платье и туфли, а маме - брючный кримпленовый костюм. Если маме костюм нравился и очень ей шел (несмотря на то, что был сделан из 100%-ной синтетики), то мне ни платье, ни туфли не нравились категорически: шерстяное платье кололось, фасон у него был дурацкий, а туфли были малы и тупоносы. Только в 1979-м, когда я была студенткой музыкального училища, у меня появились первые настоящие джинсы, купленные у спекулянтов за бешеные деньги. Носила их со свитером машинной вязки.

Надежда Петровна Тихонова


На фотографии 1978 год, на муже самые простые джинсы советского производства - мягкий хлопок саржевого плетения. Желтый анорак из модной тогда болоньи сшила подруга. Она обшила всю нашу горнолыжную компанию. Куртку носил муж, но иногда стреляла поносить и я. Моя фотография сделана двумя годами ранее - в 1976-м: на мне брюки клеш из той же советской «джинсы», блузка с синтетической нитью, сшитая на заказ, и ботинки чешского производства. За всеми хорошими вещами в то время были очереди, но абсолютно всем они были доступны. Помню, в тех же 70-х мне удалось купить пальто, сшитое по лекалам дома Dior.

Одежду покупали в ГУМе и ЦУМе и в типичных универмагах. Все, кто интересовался одеждой, проводили время в очередях. Хочешь новую хорошую вещь - езжай в ГУМ и живи там неделю. Из-за скудного выбора многие шили вещи сами и часто у знакомых на дому: в ателье срок исполнения заказа мог составлять месяц и больше. Одевались разнообразнее, чем сейчас, и «Москва слезам не верит» это прекрасно иллюстрирует. Глядя на фильмы того периода, я испытываю ностальгию.

Это была эра коротких юбок, длина некоторых и сейчас казалась бы провокационной. Ближе к середине 70-х в моду стали входить женские брюки - их тоже шили самостоятельно. Потом пришла длина макси, ставшая облегчением после бесконечного мини. Я считаю, это была прекрасная мода. В ту пору к одежде относились серьезно все, за исключением пожилых людей. Девушки на выданье одевались особенно хорошо. В ту пору каждый этап в моде был революцией.

Настоящей сенсацией стали нейлоновые мужские рубашки: сначала они были исключительно белыми, а потом химчистки начали предлагать услуги окрашивания. В середине 70-х самым модным материалом стал кримплен. Из него шили и платья, и пальто, и мужские костюмы. Всё, что носилось на Западе, если и не появлялось на прилавках советских магазинов, то разносилось словно по воздуху энтузиастами моды по всей территории страны. Из соцстран самой модной тогда была Югославия: вещи и особенно обувь оттуда считались самым шиком.

Светлана Васильевна Диричева


Эти фотографии сделаны примерно в 1974–1975 году. Я возвращалась с работы и зашла в гости к подруге, которая увлекалась фотографией. Вещи на фото - перчатки, шляпки, вуали, пеньюар - собственность фотографа. Что касается одежды, то в 70-е мы носили короткие и очень короткие платья, макси-юбки, из-под которых мог быть виден кружевной подъюбник, сарафаны на бретельках с открытой спиной, платья в пол с расклешенными рукавами, летние широкополые шляпы.

Я очень любила ботфорты, лаковые сапоги-чулки, обувь на высокой платформе, туфли на шпильке и на толстом каблуке. У меня было несколько пар джинсов (Montana, Lee и Levi’s) с высокой талией и клешем от колена или бедра - это был самый писк моды. Помимо джинсов в моем гардеробе была джинсовая жилетка и два платья-халата, макси и миди длины. Большой популярностью пользовались батистовые блузки и велюровые вещи. Я работала в универмаге в Краснодаре, что-то типа московской «Березки», поэтому все самые сливки доставались мне одной из первых. Также одежду покупали во время поездок в Прибалтику, да и в саму «Березку» тоже ездила. Например, на фотографии с пеньюаром на мне акриловая майка, привезенная из Венгрии.

Людмила Глебовна Страховская


Это 1968 год, я два года как работаю в Институте прикладной математики им. Келдыша. Пальто я сшила той весной в ателье из шерстяного крепа стального цвета, а подкладка у него была из натурального крепдешина в тон. Фасон я, кажется, взяла из журнала Burda - друг нашей семьи ездил по работе в Германию и всегда привозил нам оригинальную, немецкую Burda. Правда, я никогда не шила по выкройкам дословно - мне нравилось фантазировать, к тому же я адаптировала их под свою фигуру.

В это время нам привозили много импортных вещей, что-то привозили знакомые или родственники из-за границы. Например, туфли на мне были чешские, их не видно, но они тоже подходили по цвету к пальто. Очень модны были ансамбли. Никто не стеснялся ни ярких рисунков, ни оттенков. Например, у меня было геометричное пальто очень благородного розового цвета с рукавом три четверти, которое я умудрялась носить даже зимой с высокими белыми перчатками, которые мне связала тетя, - а к ним еще и воротник-стойку вместо шарфа и белый вязаный цилиндр с маленькими полями. В Советском Союзе вообще были очень хорошие натуральные ткани. Ткань продавалась свободно, поэтому каждый сезон покупали новые отрезы и шили, скорее, отталкиваясь от материала.

Представления о моде мы черпали в первую очередь из итальянских и французских фильмов. Ходили и на показы в Дом моделей на Кузнецком Мосту: нам они казались не слишком современными, но какие-то идеи можно было почерпнуть. К тому же в Доме моделей продавались и выкройки в отдельных упаковках, хотя я не могу сказать, что они были очень хорошие. Телевидение в этом смысле было не слишком прогрессивным и уступало журналам, но в конце 60-х появился «Кабачок 13 стульев» , где можно было подсмотреть польскую моду. Мода менялась стремительно, и, как мне кажется, мы не сильно отставали от Запада. В основном это было заметно по длине: в какой-то момент резко пошло мини. Помню, одну из наших сотрудниц выгнали с семинара, потому что она пришла в головокружительно короткой кожаной мини-юбке, которая, кажется, с трудом прикрывала попу.

Молодежь, следившая за модой, одевалась единообразно. Помню, как однажды привезла из Орла туфли своей бабушки Сони, которые ей шили на заказ еще до революции. Они были в прекрасном состоянии и из чудесной кожи. Сейчас это считалось бы редким винтажом, но они были остроносыми, а тогда такие не носили и ходить в них было неловко. Сейчас можно выйти в обуви любого фасона, а тогда идешь и понимаешь, что на тебя все смотрят, потому что ты не в таких туфлях.

Носили преимущественно платья и юбки - сочетали их с блузками или свитерами. У сестры был прекрасный австрийский свитер с орнаментом, который она носила с прямой юбкой. В это время были модны и юбки-полусолнце, которые мы шили из клетчатой шерстяной ткани. Надо сказать, что в начале 70-х брюки женщины еще повседневно не носили. Конечно потом, когда пошла мода на клеш, я сшила сестре костюм оранжевого цвета из рогожки крупного плетения - довольно простой и, наверное, паршивой материи. Получился чудный ансамбль: расклешенные брюки и летнее пальто на подкладке. Сама я предпочитала юбки, но всё равно сшила себе клеши из вельвета.

Доставать обувь было трудно, но мы всегда старались покупать импортную: австрийскую, английскую, итальянскую. К примеру, у нас с сестрой были туфли с пробитыми дырками на рифленой платформе, которую мы называли «на гармошке». Из Абхазии привозили лаковую обувь на каучуке. Помню, что ездила домой с работы на трамвайчике и, проезжая мимо крупного обувного, всегда выбегала посмотреть - «дают» что-то или «не дают». Конечно, когда что-то «давали», то все бросались в магазин.

Впрочем, не стоит забывать, что история - это интерпретация каждого отдельного человека. Сейчас, если оглянуться, понимаешь, что жили мы, может, и не всегда просто, но одевались и выглядели совершенно роскошно.

Татьяна Самсонова


На первой фотографии 1975 год, я ученица десятого класса. На мне красновато-коричневые сапоги-чулки и неприлично короткая юбка с двумя бантовыми складками, сшитая наверняка из отцовской форменной ткани. Он был военным, и ему выдавали ткань типа габардина на пошив формы. Красно-черный свитер мама вязала на заказ еще в 60-е в Польше, где отец служил несколько лет. Маме, как она думала, не шел красный, а мне нравился, так что когда свитер стал мне впору, носила не снимая.

Кроме этих сапог у меня были еще одни, не вполне «чулки» - у них была молния и толстенная платформа с огромным каблуком. Они были довольно удобными, пружинили при ходьбе и делали меня неотразимо высокой. Я до сих пор помню, что сапоги были импортными, югославскими. Помню, маму на родительском собрании завуч попросила меня не баловать, так как мой внешний вид из-за этих сапог казался учителям и ученикам слишком вызывающим.

На второй фотографии 1977 года я студентка, гуляю в парке. У меня всё еще платформа, но уже босоножки - желтые подошвы, высокий каблук. Светло-голубые джинсы выменяла у подруги. Джинсы ей кто-то привез из ГДР. Нам обеим джинсы были велики, но она не умела шить и не знала, как сделать их меньше. А я нашла хитрый способ убрать излишки в боковой шов, не нарушив заветной джинсовой двойной строчки. Джинсов тогда не было никаких, у фарцовщиков они стоили пять моих стипендий и я была рада даже ушитым гэдээровским. Шифоновая блузка в ландышах сшита маминой подругой, очень хорошей портнихой. На руке болтается ужасно неудобная плоская сумка с одной ручкой и молнией. Купила ее на рынке, где в мои студенческие годы покупалось почти 100 % приличной обуви и одежды, в основном производства стран социалистического содружества.

Татьяна Сергеевна Стрельникова


Это фото сделано примерно в 1970–1972 году. Тогда я училась в техникуме в Костроме, в Москве не бывала. Я родом из города Юрьевца Ивановской области, там же приходилось добывать все вещи. В это время брюки были очень модным предметом одежды, но достать их магазине было крайне сложно. Кстати, на снимке мои первые брюки! Как, подозреваю, и у моей подруги с фотографии. Эти брюки из льна мне сшили в ателье. В магазинах тогда в принципе был плохой выбор, но кое-что всё же удавалось купить, например эту водолазку. Мне часто шила вещи тетя Катя. Все-таки заказывать в ателье было дороговато, к тому же тетя Катя всё равно шила лучше.

Ирина Австрейх


Фотография с ракеткой сделана в середине 70-х, я здесь со своей школьной подругой Мариной. В то время мы фанатели по мелодиям и рифмам зарубежной эстрады: Рафаэлю , Энгельберту Хампердинку , Сальваторе Адамо . На фото на мне джинсы с переходами от светло-голубого к темно-голубому - это был хит! Я о них страшно мечтала, и в итоге джинсы привезли из Польши папины коллеги. Тогда главным источником зависти и вдохновения были «мидовские дети», которые учились в моей школе. Вот на них мы и видели какие-то нереальные вещи. Майка-«лапша» тоже была дико модной. Другим хитом было носить вязаные жилетки, как на Марине, поверх вообще всего - водолазок, рубашек. У всех обязательно была такая жилеточка: мне ее связали на машинке из старого китайского шарфа, потому что в нем было много цветных ниток.

На выпускной в школе я пошла в финском платье. Помню, их завезли целую партию в Москву в разные места: часть в «Березку», часть - по универмагам. Моя мама отстояла в очереди пять часов в магазине «Весна» на Калининском проспекте (сейчас это Новый Арбат). В «Березке», правда, были улучшенные варианты - с бархатными жилетками и другой расцветки. В школе, к счастью, ни у кого такого платья больше не оказалось. Оно на самом деле темно-розовое с зеленым, и это была моя лучшая вещь. Я его еще долго носила, сначала как выходной вариант, а потом как повседневный. Прическу тоже делали сами - накручивали волосы на щипцы. При этом ни на какую «Аббу» похожей быть не хотелось: мне хотелось быть как мои лучшие подружки, а им хотелось быть как я.

К сожалению, на фотографии не видно моих красивых босоножек на высокой танкетке. Их мне одолжила подруга семьи, которая была переводчицей и часто выезжала за границу. Для второй части выпускного у меня были другие туфли, купленные на чеки в «Березке». Совершенно убийственные - на деревянном каблуке с кожаными ремешочками. Я в них потом еще лет пять ходила. Две пары мне были нужны из-за ссоры с бойфрендом: мы были одинакового роста, и я решила, что специально надену на каблуке, чтобы быть выше и презрительнее. На случай, если помиримся - взяла сменку на танкетке.

После выпускного я подстриглась, поступила в третий мединститут и поехала с подругой к моим родственникам в Ригу. Там я первый раз увидела настоящие цветные колготки (в школе мы варили колготки сами, чтобы они были белые). Себе, правда, купила тогда не колготки, а полосатые гольфы. Кроссовки adidas на желтоватой каучуковой подошве выпустили перед Олимпиадой-80, их мне доставали через друга семьи. Джинсы на самом деле вельветовые и куплены в «Березке». Тут я еще и с пакетом из «Березки», который являлся предметом отдельной гордости - их не выбрасывали, использовали многократно, некоторые даже стирали.

Евгений Чернышев


В 1979-м я как раз отслужил в армии и поступил на первый курс журфака МГУ. Фотография сделана, когда мы гуляли от факультета вверх по Большой Никитской. На мне спортивный костюм Puma, купленный на чеки в «Березке». Потом в общежитии МГУ я обменял его и ботинки на двойную заграничную пластинку Chicago . Кожаное пальто привез друг по армии из Ставрополя, где была целая сеть подпольных цехов - делали всё от ковров до тряпочных тапок. Кепка тоже была модная - все очень завидовали.

Татьяна Борисовна Овчинникова


В 70-е вещи в магазины завозили уже отовсюду: из Польши, Великобритании, что-то из Германии, Бельгии и Чехословакии. Выглядеть хорошо было не так уж сложно. Если знать нужных людей, купить можно было почти всё. В начале 70-х в моде были высокие сапоги на небольшом каблучке. Потом им на смену пришли сапоги-чулки. Стоили рублей 40–60. У меня были летние - ярко-красные лаковые. Но я носила их и зимой, так что они все потрескались от холода. До 70-х у нас сапоги вообще не продавались. Можно было найти только ботинки высотой до середины икры, туфли и калоши какие-нибудь.

Тогда же, в начале 70-х, появились короткие юбки, французские платья и импортные брючные костюмы. Их можно было купить в ГУМе, правда, стоили они около ста рублей, а мы в месяц получали 120. Продавалось много тканей, например, был великолепный кримплен и плотный цветной трикотаж. За ним стояли очереди. Потом сами или в ателье шили из него юбки или платья.

Все уже ходили в коротких юбках. Не таких, как сейчас, конечно, намного длиннее, но точно выше колена. Были цельнокроенные платья из джерси, мое любимое - маленькое черное, практически прямого силуэта. Мы с подругой купили одинаковые, оно у нее до сих пор хранится - на века вещь. Примерно в это же время стали продаваться свободные болоньевые плащи, в которых ходили и мужчины, и женщины. Я бы и сейчас такой носила, если бы нашла.

В начале 70-х на «Коньково» открылся магазин «Ядран» - филиал универмага «Москва». У меня к тому времени уже была машина, и мы с подругами ездили в него за вещами. На вход очередь стояла, как в мавзолей, но у нас там работали знакомые, так что мы всегда проходили без очереди одними из первых. Сразу набирали одежды по спискам на всех друзей и родных. Еще одна знакомая всю жизнь проработала заведующей в секции меха в универмаге на улице Горького (сейчас Тверская. - Прим. ред.). Как только привозили что-то модное, она тут же звонила мне, а я после работы мчалась туда. Другая приятельница преподавала в институте в Копенгагене и привозила одежду оттуда.

Косметикой при этом мы практически не пользовались. Максимум - тушь и пудра. Завивка у всех одинаковая была, только кто-то на бигудях спал всю ночь, а другие «химию» делали в парикмахерской. Вообще я бы сказала, что 70-е, скорее, были периодом застоя в плане новых материалов или фасонов. В 60-х у нас появилась синтетика: начали продавать мужские рубашки и носки с добавлением эластана. А ближе к 80-м стали привозить совершенно невероятные пальто с пушистыми воротниками, бархатные на ощупь, и дубленки из Турции приличного качества.

Эти фотографии сделаны в 1974 и 1976 году. На первой на мне зимнее пальто с пушистым воротником, сшитое на заказ, норковая шапка и сапоги на невысоком каблуке. На втором - английское зеленое платье прямого фасона, которое очень мне шло.

Галина Михайловна Малых


Модницы 1970-х и модницы 2010-х - это две большие разницы. Сейчас всё есть: и магазины, и интернет, и какая-то общая связь между всеми. В 70-х в СССР у нас были только журналы мод, портные и редкие находки. Кстати, я до сих пор уверена в правоте фразы, что у женщины должен быть хороший портной, парикмахер и гинеколог: эти товарищи - на всю жизнь.

Я в 70-х уже была замужем за научным работником, у меня была дочка Марианна, копна черных волос (такая прическа называлась «бабетта») и желание быть самой модной. И я была самой модной у нас в Иркутске! Все мои подружки всегда спрашивали, где и что я брала. А я и сама не понимаю: то тут, то там. В 70-х всё было лучше, чем в 50-х и 60-х: помню, когда училась в институте (середина 60-х), мне привезли нейлоновые колготки, и это было целое событие. Стояла сибирская зима, я жила в предместье в деревянном доме и мы с девчонками пошли на танцы. В колготках холодно - кошмар! И вот я возвращаюсь назад по этим окопам вместо дорог (какой асфальт, что вы), фонари не горят, нужно как-то аккуратно на ощупь пробираться к дому. В кромешной тьме я падаю в какой-то овраг, колени изодраны, колготки - тоже, все в стрелках. Не помню, чтобы я до этого так же сильно рыдала. Это целая трагедия была! Сейчас и представлять смешно - плакать из-за пары колгот.

В 70-х мы зажили немного по-другому: получили квартиру в профессорском доме и хорошие по тем временам работы и зарплаты, муж постоянно летал читать лекции в Москву, я иногда ездила в Прибалтику и Болгарию, и мы, конечно, привозили подарки. Вот на одном из фото моя дочь Марьяша с подружкой в кожаной куртке из Болгарии. Спортивные штаны с лампасами она сама привезла из ГДР, и нужно отметить, это был просто шик - в таком наряде поехать на Байкал. Моя внучка Соня Качинская лет с тринадцати начала залезать ко мне в шкаф (а я многое до сих пор храню) и носить находки: у некоторых вещей качество такое, что можно еще 10–15 лет ходить и не жаловаться. Помню, она с друзьями устраивала какую-то вечеринку в ретростиле с лосинами, олимпийками и начесами: я тогда всю компанию приодела, а ее другу Гене даже подарила спортивный костюм.

Еще мы какое-то время очень любили равняться на француженок: огромные очки и платок в крупный горох поверх сумасшедшего начеса - и можно на природу. На фотографии как раз мы с подругой в Саянах в деревне Аршан. По-моему, этот набор и сейчас выглядит так, что ходить не стыдно. Еще мы носили платья и плащи, повязывали платочки на шею и доставали дефицитные
туфли-«рюмочки». У платьев силуэты были очень женственными, но никогда - чересчур вызывающими. Когда мода на них стала возвращаться, я очень обрадовалась: в 70-х хоть и не было много одежды, но зато уж если ты умела соображать и находить стильные вещи, то выглядела сумасшедше женственно! Сейчас такого почти не встретишь.

Мой муж Геннадий Иванович был настоящим джентльменом, хотя в те времена этих джентльменов называли сухим словом «товарищ». На этой фотографии мой товарищ с новым фотоаппаратом и в новом пальто из Болгарии, а на другой - уже в конце 70-х на Красной площади. Преподаватель в костюме и пальто - мировая классика. Уже тогда чувствовалась связь с Европой, просто не так сильно.

Сейчас я это отчетливо вижу, когда я смотрю старые французские и немецкие фильмы: мне близки Трюффо и Годар. Взять вот «Банду аутсайдеров» - там хоть и совсем не советские молодые люди, но контекст чувствуется отлично. В 60-х я была молодой и со мной происходило что-то неприкаянное, универсальное - то, чем молодые люди по всему миру были пронизаны, - и так всегда будет, хоть все в мире границы закрой.

Зоя Леонидовна Самсонова


В моде были платья с широкой юбкой и узким верхом, а также, как ни странно, с заниженной талией. Однако по-настоящему было модным то, что шили своими руками. Когда я приехала учиться в Ленинградский государственный педиатрический институт, основная часть студенток из Ленинграда была одета очень модно, а потому догнать и перегнать их было делом непростым. В то время с нами училось много эстонцев, и мы постоянно покупали одежду у них - она была красивая, модная и не такая, как продавалась в обычных магазинах.

После окончания института меня направили в Свердловск. Там я была одной из самых модных девушек города в своих платьях и с меховыми воротниками на пальто. При этом в Свердловске-45, как и в большинстве городов атомной промышленности в то время, было куда больше возможностей купить модные вещи. Я постоянно носила каблуки: высокие или не очень, они оставались предметом зависти. Я 35 лет проработала педиатром, каждый день обходила участок и выезжала на вызовы - и всегда была на каблуках. Никому даже в голову не могло прийти появиться на смене в удобных тапочках, потому что хотелось изящества и красоты.

На фотографии на мне жатый купальник по последней моде. С большой вероятностью его привезли мне эстонские подружки. На другом снимке - приталенное платье, сшила его сама, очень любила и носила по любому поводу. На фото в лодке на мне кофта, связанная бабушкой, - говорят, такие сегодня называются поло.

Зоя Георгиевна Филимонова


Модные тренды тогда черпали из двух источников: журналов «Работница» и «Модели Дома Моды». В них были остромодные выкройки, а продавались журналы исключительно в ГУМе и ЦУМе. В моде были брюки длины миди и до колена, платья со складочками на юбках, отложные воротники и платья с белыми воротничками, как у школьниц. При этом выделяться было довольно сложно - все были одеты одинаково, а найти вещь нужного кроя или своего размера стоило дорогого.

Любимой моей вещью много лет оставалась сшитая братом Володькой и его другом Женькой ковбойка. Это такая рубашка с погончиками, поясом и застежкой на пуговицах. Я купила красно-сине-зеленую ткань и принесла ее домой, где как раз сидели мой брат со своим другом - они помогли раскроить ковбойку на глазок.

На фото с подругами в Юрмале на мне блузка и юбка, которые я сшила сама по выкройкам из Дома моделей. Несмотря на дефицит красивой или просто разнообразной одежды, тканей в продаже было много и купить их было легко. На втором фото я в осенне-весеннем пальто из ГУМа с модным в то время начесом. Предыдущее пальто мне шили на вырост: оно с меня спадало, но мама, подсчитав, во сколько оно обошлось, строго-настрого запретила его снимать. Одни только пуговицы стоили целое состояние.

Алексей Викторович Нифонтов


В 70-х все выглядели примерно одинаково: клеши, приталенные и клетчатые рубашки, у девушек обязательно обувь на платформе, у мужчин - усы или бакенбарды. В моде были шубы - обязательно огромные и пушистые. Все любили битлов и хотели быть на них похожими, даже если не слушали их песни. Те, кому было важно хорошо выглядеть, старались - ушивали рубашки, искали фарцовщиков и какие-то способы найти крутые вещи.

Моя мама была главным художником харьковского Дома моделей, так что шить я научился лет в восемь. Вытачивал пуговицы, перекрашивал ткани, в 70-е ушивал себе рубашки просто до безумия. Кепки как у Джона Леннона, клеши себе и сыну - всё шил сам. В 1976-м мы на несколько лет переехали в Улан-Батор, и с выбором одежды стало получше: там были японские военторги, где мы покупали верхнюю одежду - кожаны, плащи, ветровки.

В Монголии у нас собрался интернациональный коллектив, поляки и венгры периодически привозили вещи. Еще у нас была так называемая посылочница из Америки - женщина, которая каким-то образом умудрялась доставать американские шмотки и продавать их. Толкучки тоже помогали, хотя там редко удавалось найти что-то качественное и самобытное, но перешивать эти вещи можно было бесконечно. К своей гордости могу сказать, что вещи, которые я шил сам, у меня пытались выкупить. Окружающие принимали нас с женой за чехов - так круто мы выглядели. Жене я сшил рубашку полностью из шелковых косынок, она была вся в розах, шикарная и такой точно ни в одном советском магазине не было.

Вообще все вещи мы сами делали, если хотели выглядеть как-то прилично и стильно. Вот и на этих фотографиях в Улан-Баторе я в брюках и кепке, которые сшил сам. Кепок таких сделал несколько, разных расцветок и пускал их в ротацию. А вот курточки на нас с сыном японские.

Валентина Платоновна Серёгина


На этих фотографиях на мне всё импортное: финские брюки, польская трикотажная кофточка с узором и платок с зигзагом. Тогда были модными очки именно такой формы. Туфли у меня были отличные, кожаные. Я очень люблю обувь и всегда считала, что платье может быть самым простым, но обувь обязательно должна быть на все сто.

Сама я не очень хорошо шью, а услуги ателье были дорогими, так что в основном одежду покупали. Сейчас считается неприличным прийти в одной и той же кофте на второй день, как будто бы дома не ночевала, но тогда такого не было. Вещей было немного, носили по нескольку раз подряд. В 70-е начали появляться джинсы клеш, но мне в джинсах было некомфортно. В центральном аппарате джинсы считались неприличными. Так, одной моей коллеге секретарь партийной организации запретил ей их носить на работу.

Мой муж на фотографии - на отдыхе, в спортивном костюме и иранских сапогах. Часы наши, ему их подарили на свадьбу. Работа обязывала его одеваться строго. Он носил костюмы по фигуре - никаких клешей. Единственное, что воротники у рубашек были заостренные. Мне как-то раз удалось ухватить такую без очереди. У мужчин в моде были бакенбарды, и муж тогда тоже решил их отпустить вместе с бородой. На снимке он в сапогах, но вообще в то время появились китайские кеды «три меча» и мы всей семьей их носили.

Наталия Бутузова


Самыми модными были «родные» американские джинсы: синие, голубые, клёш или дудочки. Джинсовые вещи привозили из-за границы родственники и знакомые. У кого таких родственников не было, покупали у фарцовщиков. Особенно обеспеченные могли позволить себе вещи из «Березки».

На фото, где мы с мужем вдвоем на сцене, на мне тонкая эластичная майка нежно-голубого цвета с ярким рисунком на тему Disneyland, купленная в Одессе на Привозе, потертые расклешенные джинсы Levi’s. На муже - белая хлопковая футболка, привезенная из-за границы в качестве сувенира, джинсы тоже Levi’s - их купили за границей и привезли для продажи близкие родственники.

Кроме джинсовой одежды модные люди носили расклешенные брюки, которые шили на заказ или сами. Материал должен был быть дорогим - это всегда было видно по форме. В моде были фасоны, идеально сидящие по фигуре, обтягивающие бёдра, а от бедра максимально расклешенные к низу, практически до пола, чтобы учитывать обувь на платформе. Такие брюки назывались «слоны».

Очень популярен у девушек был шерстяной свитер с воротником «водолазка», а также эластичные тонкие водолазки, и белые, и цветные. У настоящих хиппи были волосы средней длины или до плеч, а с джинсами они носили трикотажные разноцветные футболки с коротким рукавом. Ценились джинсовые юбки - от мини до макси. Юбки длины миди могли быть в обтяжку или расклешённые от талии с молнией спереди. Их носили с майками-футболками или с батниками - штапельными блузочками в мелкий цветочек. Кроме того, в моде были хлопковые юбки миди с ярким, крупным рисунком, а также макси-юбки в «штапельный цветочек».

Из обуви модно было носить сабо на платформе, а летом - босоножки на плетеной танкетке с закрытым мысом, с тонкой перемычкой вокруг щиколотки, на платформе и с открытым носочком. Зимой носили сапоги-чулки на огромной платформе, с круглым массивным мыском. Они были из коричневого, бордового или черного лака, а до колен - эластичное, обтягивающее ногу лакированное голенище.

Были и пончо. Их немногие носили, но отдельные экстравагантные модники выдумывали очень оригинальные варианты. Например, я придумала пончо, связанное из шерстяной пряжи 12 разных цветов. Вязалось пончо «английской» или «эфиопской резинкой», полосами. Соседние полосы идеально сочетались между собой по цвету. Длинные разноцветные кисти крепились внизу по периметру. Отдельно нужно сказать о вещах, связанных из мохеровой шерсти: пуловерах, кардиганах, мохеровых пальто и жакетах. Они считались дорогими, продавались только в «валютках» или привозились из-за границы. А вот мохеровые шапки у молодежи совсем не котировались. Шапки носить было не модно: ходили без головного убора круглый год, допускали только капюшон.

Ирина Глебовна Страховская


В 70-е годы в нашем кругу все старались подчеркнуть индивидуальность в одежде. Увидеть такой же свитер или платье или шапку на другом человеке считалось конфузом. Именно поэтому часто шили в ателье - чтобы не покупать в магазине то, что будет у других. Хитрость заключалась в том, что при этом надо было соблюсти общую моду, тенденции и силуэт. Фасон как у всех, а детали и ткань - уникальные. Однажды я даже сшила платье из шторы, просто это была очень красивая натуральная льняная ткань с интересным геометричным рисунком из широких полос.

На фотографии я в Цахкадзоре в Армении в горах, это примерно 1975 год. Жилет - моя бывшая шуба из козлика, мы часто перешивали вещи, чтобы следовать моде и обновлять гардероб. Шерстяные вязаные носки - из художественного салона. Хиппи-стиль был скорее уместен на отдыхе: он считался более спортивным, свободным.

В городе в это время можно было увидеть платья-трапеции или костюмы. В моду входил кримплен, и на фотографии со свадьбы своей подруги Маринки в 1971 году я стою в розовом кримпленовом костюме с белой отделкой в стиле «Шанель». Он был то ли итальянский, то ли французский и куплен в магазине «Березка». Туда давали чеки тем, кто был связан с представительной работой, например дипкорпусами. Фотография интересна еще тем, что у всех наряды из новых модных тканей - у Маринки, например, свадебное платье из нейлона. Рядом со мной стоит художник Борис Неменский, и у его спутницы платье очень актуального тогда фасона. По этому снимку можно судить о силуэтах эпохи: это самое начало 70-х и еще видны отголоски моды 60-х.

За модой мы очень следили, видимо, переживая, что у нас всё хуже, чем на Западе. Ходили в Дом моделей, в то же время по телевизору начали иногда демонстрировать показы мод и это всегда было событие. Конечно, помогала Burda и, как ни смешно, журналы «Работница» и «Крестьянка» - все силуэты там уже были. Парадоксально, но, встречаясь по работе с иностранцами, я понимала, что мы одеты не хуже, а в некоторых случаях и лучше. Потому что за границей все относились к одежде свободнее, а у нас был комплекс, что мы бедные, и мы стремились за собой следить и хорошо одеваться.

Мода 70-х годов - яркое пятно в истории fashion-индустрии. Ее смелость и самобытность стали отражением целой эпохи и положили начало новым трендам. Расскажем, как одевались жители СССР в 70-е годы прошлого столетия.

Мужская мода 70-х годов: СССР

Мода в СССР и во всем мире этого десятилетия отличалась от того, что носили 10 или 20 лет до этого.

В первую очередь, огромную популярность приобрел стиль унисекс, позволявший мужчинам и женщинам носить одинаковую одежду и при этом выглядеть стильно и оригинально.

Мужская мода 70-х устремилась в сторону феминных образов: мужчины не боялись обтягивающей одежды, ярких цветов и веселых принтов.

Эта свобода и экстравагантность немало привнесли в мужскую моду будущего: некоторые тенденции стали вдохновением для современных дизайнеров и устремили моду для мужчин в совершенно новое и неизведанное русло.

Вот наиболее яркие детали одежды мужчин 1970-х:

  • Батник.

Приталенные рубашки самых разнообразных и невероятных расцветок были популярны среди сильной половины советского населения.

Впрочем, женщины их носили с не меньшим удовольствием.

Одно время модными были очень длинные края воротника батников, которые выкладывали поверх лацканов пиджака.

Если цвет рубашки и костюма контрастные, то образ можно было смело назвать ультрамодным.

  • Водолазка.

Тонкий свитер с воротником-стойкой - неотъемлемая часть мужского гардероба.

Так как стиль 70-х тяготел к многослойности, надевали водолазки под все, включая рубашки и батники.

  • Свитер-«лапша».

Так в СССР называли модели с вязкой «в рубчик». Их изготавливали из трикотажа и синтетических тканей.

  • Брюки-клёш.

Как женщин, так и мужчин покорили брюки-клёш, причем сильный пол носил не только темные, но и яркие цвета.

Большинство шили модные штаны сами. Ключевой особенностью 70-х было расширение штанины от колена и длина: брюки должны были сильно закрывать обувь.

  • Джинсы.

Деним, который доселе считался материалом для ковбоев и фермеров, стал весьма респектабельной тканью.

Джинсовый бум затронул все слои населения, а те, кто не мог себе позволить джинсы, обязательно о них мечтал.

Культура хиппи принесла моду на потертые джинсовые брюки и куртки. Их украшали вышивками и аппликациями.

  • Обувь с каблуками и платформой.

Еще один атрибут женской моды, который перекочевал в мужской стиль в 1970-е годы.

Обувь на каблуке и платформе выглядела на мужчинах довольно экстравагантно, но с учетом остальных деталей туалета весьма органично вписывалась в образ.

Особенно хорошо такая обувь сочеталась с брюками-клёш.

  • Длинный плащ.

Длинные пальто и плащи тоже перестали быть прерогативой женщин.

В 1970-е мужчины облачались в них с превеликим удовольствием и не ограничивали себя в выборе цвета и оттенков: пестрота моды той эпохи прослеживалась даже в верхней одежде.

  • Свободные рубашки.

Вместе с приталенными рубашками в мужскую моду вошли этнические мотивы, подхваченные движением хиппи.

Стали популярны широкие рубашки свободных силуэтов, которые часто сочетались с жилетами.

Феминный налет мужской моды 70-х выражался во всем. Мужчины стали носить украшения: браслеты и кулоны, отращивать волосы и укладывать шевелюры.

Тем не менее в парикмахерской моде вырисовалась и чисто маскулинная тенденция: многие мужчины в 70-е отращивали усы.

Мода 70-х годов в СССР женская

Мода 1970-х годов менялась стремительно, а потому гардероб советских женщин в то десятилетие был весьма многообразным.

В этот период были популярны так называемые комплекты, которые, по сути, были набором базовых вещей.

В каталогах и магазинах предлагали приобрести костюм, к которому имелись юбки другого покроя, блузы или рубашки и прочие вещи, которые можно варьировать между собой и долго носить не повторяясь.

Вот вещи, без которых невозможно представить модниц 1970-х:

  • Мини-юбка.

Длина мини, которая стала писком моды в 60-х, в последующее десятилетие не утратила актуальности, а наоборот, стала еще провокационнее.

Дамы носили очень короткие юбки и платья, причем позволяли себе это женщины с любым типом фигуры.

Материалы были разнообразны. Особой популярностью пользовались габардин, кожа и замша.

  • Брючный костюм.

Брючные костюмы стали хитом. Этот новый деловой стиль в СССР обрел большую популярность.

С костюмами всевозможных цветов и расцветок носили блузы, батники и водолазки - все, что было модно в то десятилетие.

Самыми популярными были костюмы из кримплена. Несмотря на то что в них жарко, модницы были готовы выдержать все, чтобы блеснуть стильным нарядом.

В повседневной жизни до поры до времени брюки не были столь популярны, но затем ворвались и в так называемый стиль casual.

  • Платья в пол.

Влияние движения хиппи привнесло свои коррективы: в какой-то момент длина мини осталась в прошлом. Вместе с ней со страниц модных журналов ушли и простые геометрические силуэты 1960-х.

В моду ворвались миди и макси, широкие юбки и платья в пол свободного покроя.

Для многих девушек и женщин изменение длины и фасона стало облегчением: в просторных одеждах было легко и удобно.

В то же время мода била по бюджету: ткани на длинное платье или юбку требовалось куда больше, чем на мини.

  • Босоножки на деревянной подошве.

В моду начали входить натуральные материалы: это касалось как одежды, так и обуви.

Писком моды в 70-х был деревянный каблук или танкетка.

Советским женщинам нравились такие туфли и босоножки не только из-за моды, но и из-за практичности: обувь хорошо носилась и служила верой и правдой не один год.

  • Брюки.

С приходом брюк в повседневную моду хитом стал клёш. Особенно популярен был вельвет.

Некоторые девушки украшали брюки блестками и вышивкой. Джинсовые брюки-клёш с градацией цвета от светло-голубого до синего - мечта каждой второй представительницы прекрасного пола.

Впрочем, помимо этих моделей, в 70-е было множество других модных фасонов: юбки-брюки (вновь модные сейчас кюлоты), капри, бермуды, бриджи.

В конце 70-х свободный брючный силуэт отошел в сторону, уступив место штанам в обтяжку.

  • Джинсовые юбки и сарафаны.

Из джинсовой ткани шили все, включая сарафаны и юбки.

Особенно часто женщины носили их с водолазками, тем самым совмещая сразу два модных тренда в одном образе.

  • Платья на пуговицах.

Платья, которые застегивались на пуговицы от верху до низа, приобрели популярность к концу 70-х.

Для них выбирали натуральные материалы (легкие ткани вроде льна и хлопка естественных цветов) и пуговицы из дерева и перламутра.

  • Вязаные жилетки.

Вязаные жилетки были у всех - у мужчин и женщин. Их надевали поверх всего.

Кто-то вязал их сам, пуская в ход старые шарфы. Редкие счастливчики покупали модную деталь гардероба за границей.

Стоит отметить и прочие аксессуары, которые были популярны среди женщин 70-х: широкополые шляпы, очки в круглой оправе, обилие украшений в этностиле, бижутерию с цыганскими мотивами.

История моды помнит 70-е как одно из самых ярких десятилетий. Забавно, что некоторые вещи тех времен вполне актуальны сейчас, ведь, как все мы знаем, мода циклична.

А в вашем гардеробе есть вещи 70-х?

Семидесятые – это десятилетие бесконечного творчества. В этот период сложно уловить какое-то одно направление в моде, носили все, полагаясь исключительно на личный вкус. Время и режим позволял любые вольности, ведь это была эпоха безумной космической гонки, холодной войны и постоянного соперничества со всем миром.

Стиль одежды 70-х, потрясший мир своими модными тенденциями

Научный прогресс демонстрирует народу все большие диковинки и это находит отклик в их внешнем виде. Люди хотят выглядеть футуристично, в новом космическом стиле, они слушают фантастическую электронную музыку и копируют движения роботов в танце. Такое хаотичное смешение фасонов и цветов и сформировало весь стиль одежды, который был популярен в 70-х годах. Фото и видео в статье продемонстрируют это явление лучше любого воображения!

Стиляги и хиппи: яркие цвета в тренде!

В начале семидесятых еще заметны отголоски стиляг. Их тренды преобразовали под себя хиппи. А более элегантное течение, которое произошло от романтичного стиля хиппи — это стиль Бохо (другое название «богемский»). Модные дома до сих пор продолжают выпускать коллекции в богемском стиле, да и вовсе, в данный момент наша современная модная одежда очень похожа на стиль семидесятых. А пока в моделях одежды преобладает простой крой, ткань изобилует огромным количеством ярких принтов, возникает спрос на синтетику и крупные пластиковые украшения.

Фото для Нью-Йоркского издания Vogue: стильная пара в духе Леннона и Йоко.

Смотрите интересный репортаж по теме в следующем видео.

Какая одежда была в моде в 70х годах прошлого века

Модным красоткам, как говорят «и карты в руки». Женский стиль одежды 70-х характерен множеством синтетических тканей, яркими и крупными восточными рисунками или фольклорными мотивами. Особым спросом пользовались водолазки и блейзеры. Вспомните знаменитую модницу Верочку из фильма «Служебный роман», она есть своеобразный эталон внешнего вида.


Многие женщины имели в своих гардеробах одежду, которую использовали функционально — утром на работу, а вечером — на танцы. Она должна была подходить по цвету к нескольким другим вещам обладательницы. Возникает такое понятие, как базовый гардероб и модная капсула. Девушки имели наряды для абсолютно разных случаев: от вечерних платьев, до практичной и удобной одежды унисекс от молодого дизайнера Пьера Кардена или в стиле бохо.

Какие юбки были в моде: фото подборка

В этот период вводится особая длина на платья и юбки. Мини стает еще короче, до 30 см, а юбки макси – еще длиннее. Юбки в складку или расклешенного кроя – являлись самыми модными. Важно отметить, что огромную часть своего гардероба женщины шили себе сами, кройка и шитьё было суперпопулярным хобби! Так что одежда того времени была действительно эксклюзивной и играла в жизни людей огромную роль.

Колорит, яркость и капелька безумства. Так характеризуется все, что носили в 70-е.

Мужская мода эпохи 70х

Модный мужчина в стиле 70 х годов — это что-то необыкновенное! Начнем с фасонов. Рубашки носили из синтетической ткани, воротники удлиненной формы с заостренными, вытянутыми углами. Преимущества синтетики заключались в том, что изделия из неё ненужно гладить. Пиджаки приталенные, брюки шили с завышенной талией, клеш от колена. Для придания клешу еще большего объема, в брюках делали складку из ткани другого цвета. Так они были еще интереснее и необычнее.

Для этой подборки мужской моды, мы собрали лучшие фото из журналов 70-х годов. Потому что фотографии обычных людей, к сожалению, редко бывают оцветнеными. Хотя их одежда выглядела еще забавнее! Очевидцы утверждают, что парни выглядели просто незабываемо!


Образы западных модников удивляли не только фасонами, но и цветом. Вместо пижамы тусклых тонов мужчины семидесятых могли надеть ночные сорочки.

Кроме странных сорочек, для мужчин в то время выпускали и много другой забавной одежды. Трико или комбинации носили и парни, и девушки.

Вязаные вещи – это еще один тренд тогдашней моды. Спицами и крючком владела каждая уважающая себя модница. Поэтому вязаные вещи были в каждом гардеробе, даже в мужском.

Но как вы понимаете, для того чтобы передать все тонкости и особенности внешнего вида мужчин той эпохи — не хватит слов.

Именно так должен выглядеть гордый образцовый мужчина, по мнению дизайнеров мужской одежды.



Жизнь в стиле диско

Вместе с новым десятилетием в моду пришла и новая культура. Именно в этот период зарождается электронная ритмичная музыка и открываются клубы для танцев — дискотеки. Обтягивающие лосины и брюки с гигантским клёшем, кислотные трико и афро-парики, паетки, блестк Замечу, что именно западные и европейские звезды-диско становятся примерами для подражания: Boney M, Army Of Lovers, Fancy, Ottowan Eruptions — играют на каждой дискотеке и сводит молодежь с ума!



Такой экстравагантный наряд в наше время будет актуален лишь на тематической вечеринке. Но не одними костюмами было богатым течение диско. Вашему вниманию представляются фото более «высоких» нарядов, этого же модного направления.

Облегающие фасоны платьев из блестящей ткани покоряют стройных модниц, так любящих потанцевать! Стиль диско был отличной возможностью передать все изящество своей фигуры. Прибавьте к этому еще перламутровую помаду и яркие тени. Такие броские девушки не могли остаться в тени.



Предлагаю возможность окунуться на 3 минуты в мир диско, посмотрев классный драйвовый ретро-ролик.

Самые прославленные диско-вечеринки происходили в Нью Йорке, в закрытом клубе Studio 54. В семидесятые годы это место стало культовым у богемной молодежи и знаменитостей. Как вы уже понимаете, именно по посетителям данного клуба и можно понять истинные вкусы и нравы молодежи. Смотрите фото с вечеринок легендарного клуба 54 далее.

Знаменитости на вечеринке в стиле диско, Studio 54, New York, 1977.

Справа, в милой кепке-уточке, веселится молодой Сэр Элтон Джон. Шальные семидесятые!

Эпатаж, гламур и вседозволенность — это малый перечень особенностей тех дискотек. Хотя, в современных клубах вряд ли мы увидим более культурное поведение.

Узнаете молодого Арнольда Шварцнейгера? Тоже завсегдатай диско-сборищ в клубе.

Редкие цветные кадры.

Как прошли 70е годы в СССР и что было модным?

Хорошо выглядеть хотели все, другое дело – иметь возможность. В Московском ЦУМе одежда по фасону и качеству не уступала заграничной, но к сожалению, такая ситуация была только в больших городах. В провинции же полки магазинов были пусты.

Обратная сторона модного мира СССР — очереди в магазинах и кромешное запустение.


В Союзе у людей было гораздо меньше возможностей, импорта не было вовсе, а одежды собственного производства — мало. Моду советские граждане черпали из немногочисленных журналов, изобретая свой, советский стиль. Так же было распространённым банальное «копирование» вещей. Из открытых окон слышалось цоканье швейной машинки, женщины постоянно что-то изобретали, перешивали или переделывали. Настоящим новшеством стали вязаные платья и туники. Эти стильные вещи из 70-х годов до сих пор пользуются огромной популярностью.


Женщины носили мини платья, или платья трапеции, но те, кто не мог показать «стройные ноги» — предпочитали миди. Большим дефицитом для советских женщин был штапель. Его невозможно было достать! Большим спросом пользовался и кримплен – плотный материал, который не мнется, но очень электризуется.
А обувь! В моде были туфли на облегченной подошве, босоножки с широким не очень высоким каблуком, сабо и туфельки с круглым носком. Каждая советская женщина мечтала иметь сапоги – чулки. Это были супермодные облегающие ножку сапожки с приятным блеском на каблуке.
После просмотра фильма «Ирония судьбы или с легким паром», женщины, подражая Барбаре Брыльски, на перегонки, пытаются достать шапку из меха лисы. Большими модниками считались молодые люди, которые носили плащи. Причем сочетание цветов верхней одежды и обуви не имеет значения. Носить зеленое с красным не зазорно, особенно если у тебя случайно оказался зелененький шарфик, или косыночка. Так же в моде кожаные пальто или куртки на овчине.


Представители советской эстрадной элиты — Гурченко, Ротару, Высоцкий.

Золотые дизайнеры этого периода времени

Период семидесятых годов можно назвать золотым для Высокой моды. Он настолько богат на талантливых дизайнеров, что называя их всех по именам, буквально перечисляешь все самые дорогие и люксовые бренды современности. Джорджио Армани, Кристиан Диор, Джанни Версаче, Ив Сен Лоран, Кензо Такада (и его фасон платья летучая мышь), Кельвина Кляйна (стиль деним, брендовые джинсы и нижнее бельё). В 1972 году во Флоренции устраивает свой первый показ мод Роберто Кавалли. А тем временем в Париже работает над созданием моделей высокой моды Гай Лярош.

Потрясающий сафари образ из бразильского Vogue 1974 года. Этот look выглядит очень модно даже спустя 40 лет!

Среди мировых трендов и сейчас остается модным стиль милитари. В свое время его ввел в моду уже названый Ив Сен Лоран. Его коллекция в военном стиле произвела огромное впечатление на зрителей. Платья и костюмы в камуфляжном стиле подчеркивали женственность, а сапоги-ботфорты и крупные чёрные очки перекочевали не в одну модную коллекцию, став в последствии мировыми трендами.

Та самая милитари коллекция от Yves Saint Laurent за 1976 год.

Эти образы были призваны продемонстрировать стиль унисекс от кутюр; они так же принадлежат перу Сен-Лорана.


Эталонный милитари пиджак модного дома Saint Laurent. Модель превратилась в абсолютную классику и регулярно перевыпускается.

В 1975 году в Испании открывается первый магазин Zara, а в 1976 в Стокгольме — первый H&M.

Женские модели нижнего белья от Calvin Klein, модели 1970 года.

Marc Jacobs, Louis Vuitton, Gucci и многие-многие великие имена начинали свою карьеру практически одновременно, многие из них были хорошими друзьями и партнерами. Именно их считают идолами моды и их дизайнерские линии процветают и по сей день. Жаль, что с уходом этих гениальных людей, уходит целая эпоха великих кутюрье.

Для полного понимания явления тогдашней женской моды, смотрите видео фешн-показа того времени далее.

Мода для девушек 70-х годов была разнообразна, как и было разным молодое поколение, носившее эти вещи - от мини-юбок до длинных платьев. 1970-е годы было веселым временем, и подростки предпочитали разные варианты одежды. Ниже приводится резюме лишь некоторых тенденций…

Индивидуальность

Так же, как и у взрослого поколения, мода для молодежи 70-х годов определялась индивидуально для каждого случая. Девушки могли выбирать повседневную одежду, одежду для школы, на выпускной бал. Днище юбки и брюк было колоколом. В 1970-е годы фигурировали яркие цвета и узоры. Так же в ходу были нейтральные или постельные тона.



Общие тенденции 70-х годов для девушек

Мини-юбки были популярны среди девушек и подростков, либо в паре с блузкой или рубашкой. Юбку-клеш носили многие молодые девушки в начале - середине 1970-х г., а так же мини-платья в клетку или ромбовидным узором. Мини-юбки - это признаки тропических отпечатков и других экзотических моделей, которые напоминали о мечтах о далекой земли.

Платья из бабушкиных сундуках были так же очень популярны среди молодых девушек. Это наблюдалось в глубоких вырезах, отделанных воланами или кружевами. Почти все эти платья были приталены и с цветочным рисунком. Девушки так же носили цветные гольфы до колена вместе с короткими платьями, в то время как длинные платья макси допускались лишь с определенной обувью на каблуке.



Мода для девушек 70-х годов во всем мире

Мода для девушек 70-х годов в значительной степени зависела от разных стран. Крестьянские блузки отразились в отделке с воланами и воздушными рукавами. Связанные крючком свитера были популярны, взявшие свое начало из Испании,отсюда всеми любимые панчо.
Были популярны Китайские телогрейки, отсюда стеганки и пуховики. Различные аксессуары также пришли из за зарубежных традиций, которые развиваются много десятилетий и продолжают быть модными и сегодня.



Другие стили

Несмотря на все эти тенденции платья и красочные браслеты, очевидно, не носили каждый день. Во время холодных месяцев стали очень популярны брюки. Это было новаторством, любой уровень таланта является приемлемым, и это было личным предпочтением девушек. Ленты для волос, косы и длинные прямые волосы были также популярны для молодежи 70-х годов.

Война уже далеко позади, люди становятся все свободнее в своих выражениях и стиле. В ту пору Европу буквально захлестнули такие направления в моде как: хиппи, спорт, милитари, классика, романтика, этно, диско, унисекс, панк. Свой отпечаток на тренды отложили и сексуальное раскрепощение, и борьба за женские права, и отказ от воинской повинности.



Женщины 70-х могли позволить себе выглядеть так, как они сами это хотят. Именно тогда возникло понятие «антимода» - вы могли одеть все что угодно, но главным условием было выглядеть ненормально для окружающих. Несмотря на раскрепощенность в стиле, одеваться и подбирать наряды стало сложнее. Ведь теперь появляется такое понятие как базовый гардероб. В магазинах отныне одежда продавалась комплектами – к рубашке можно было сразу купить подходящий пиджак и брюки – все продумывалось еще на стадии дизайнерской разработки одежды.


Типичная модница 70-х годов отдавала предпочтение одежде из синтетических тканей (фу-фу-фу скажут современницы), принты на тканях были представлены восточными рисунками или фольклорными мотивами. Особую популярность у женщин Европы имели водолазки и блейзеры. Длина юбки также видоизменилась: мини-юбки стали еще короче, а длинные юбки «ушли» ниже к полу.



В 70-х все чаще можно было встретить «обтекаемые» женские формы. Ведь наступила эпоха сексуальной свободы, а значит теперь женщины открыто выражали желание и призыв мужского пола. А эпоха дискотек отвела на модных страницах особую нишу стиля – сочетание лоска и безудержного веселья.


Застои в жизни

Эпоха 70-х гг. в СССР была неоднозначной: с одной стороны масштабные стройки, а с другой – повальный дефицит (в прочем ничего нового). Это время даже сравнивают с «Брежневским», когда застои были очевидны. Несмотря на закрытость страны и народа от внешнего мира, модные тенденции потихоньку проникали через «щели» железного занавеса из Европы.

Появившиеся на западе хиппи, захлестнули и советское пространство. Любовь к новой рок-музыке, природе и миру – все это отложило отпечаток на внешнем виде людей. Характерные черты хиппи – длинные волосы, повязки, фенечки, множество бижутерии и украшений ручной работы. Теперь женщины, даже не относившие себя к хиппи, носили бусы браслеты и индийские сандалии.

Женские мини-юбки сменились, как и в Европе, на макси. Клеш-джинсы и брюки, обувь на высокой платформе – это тренды номер один. Иметь такие «роскошные» наряды могли единицы, ведь в СССР, как впрочем и всегда, купить и достать это «богатство» было за гранью реальности.


Иметь в гардеробе джинсы могли лишь очень обеспеченные семьи, родственники которых бывали за границей. Также приобрести их можно было у фарцовщиков – современных «перепродавак» одежды из-за границы. Стоимость такого модного атрибута достигала месячной зарплаты, поэтому простые граждане отказывали себе в таком удовольствии. Тем не менее рынок продаж иностранной одежды «из-под прилавка» процветал, а иностранная бирка на наряде – была пределом мечтаний любой модницы.

Отечественные «предметы моды» не отвечали запросам женщин. Поэтому они осваивали швейную машинку, и самостоятельно творили шедевры моды. Выкройки брались из модных журналов того времени. Недобросовестные мастерицы пришивали к своим изделиям бирки, и выдавали их за иностранные и брендовые вещи.



Базовый гардероб советской женщины мог состоять из платьев, рубашек, брюк, джинсов (особых модниц), свитеров. Сочетание нескольких стилей – романтического и практичного – наблюдалось с большим размахом.

Причешись по-модному

В 70х годах женские прически были абсолютно разнообразными. Романтические локоны, прямые распущенные волосы, высокие начесы, использование шиньонов, прямые и косые челки.