Божественные праздники в ноябре.

Когда два искренне любящих друг друга человека желают прожить всю жизнь вместе, они связывают свои жизни святыми узами брака. В Евангелии венчание сравнивается с таинственным союзом Христа с Церковью. Венчание – это священный обряд семи таинств, соединение двух любящих душ перед лицом Господа. Раньше церковному браку не придавали особого значения. Главное было расписаться в ЗАГСЕ. Но за последние годы появилось все больше молодых пар, стремящихся соединить свои жизни священными узами. Обряд венчания имеет определенные каноны. Рассмотрим правила венчания в церкви.

Для чего нужно венчание в церкви

В духовной жизни каждого человека есть такое понятие как вера. Влюбленные верят в то, что будучи венчанными в церкви, обязательно встретиться и снова будут вместе в Царствие Небесном. Во время церковного обряда жених и невеста соединяются священными узами. Они дают друг другу клятву, вкладывают всю любовь и веру в самые важные слова в жизни. Их любовь благословлена. Семейная жизнь оберегается Богом.

Подвенечный наряд невесты

Каким должно быть подвенечное платье? Понятия подвенечное и свадебное платье отличаются друг от друга. В нынешнее время в внешнему виду невесты относятся не так строго, как раньше. Но все же влюбленные придерживаются правил. Когда невеста венчается в церкви, ее платье должно быть скромным. По правилам церковных традиций ноги должны быть полностью закрыты, но допускается декольте и красивый вырез на спине. Цвет подвенечного платья должен быть светлых тонов, а желательно белым. Белый цвет – это символ чистоты и невинности. В темных и ярких тонах невесте венчаться запрещено. Голова обязательно должна быть покрыта фатой или светлым платком. Разрешается шляпка. Красивую прическу невесты может украсить нежный венок. Перед входом в церковь плечи и руки невесты закрывают накидкой. Туфли невесты должны быть закрытыми. Считается, что венчаться в босоножках – плохая примета. С давних пор считается, что подвенечное платье должно быть с длинным шлейфом. Чем длиннее шлейф, тем счастливее будет семейная жизнь.

Выбор дня венчания

Для того, чтобы назначить дату венчания в церкви, надо для начала ознакомиться с календарем венчания 2014 года. В нем вы узнаете, в какие дни венчаться разрешается, а в какие нет. Благоприятный день для венчания – это воскресенье. Так как о основном все пары стремятся обвенчаться в этот день, надо заранее назначить время проведения ритуала. Обряд венчания проводится также в понедельник, средам и пятницам. Во вторник, четверг и субботу обычно венчание не совершается. Ритуал длится несколько часов. Поэтому он проводится в дневное время, но никак не ближе к вечеру. У Православной церкви существуют как благоприятные, так и «запрещенные» дни для венчания. Какие это дни?

  • Святки;
  • Канун Сретения Господня;
  • Масленица;
  • Канун Благовещенья;
  • Великий пост;
  • Пасха;
  • День Вознесения Господня;
  • День Святой Троицы;
  • Петров пост;
  • Успенский пост;
  • Рождество Христово;
  • День Воздвижения Креста Господня;
  • Рождественский пост.

Необходимые действия перед венчанием

Назначив дату проведения обряда, молодым предстоит выбрать церковь, где будет проводится ритуал. Венчание осуществляется по предварительной записи после беседы со священником. Во время беседы, помимо обсуждения даты венчания, будут заданы важные вопросы жениху и невесте.

О чем спросит священник?

  • крещены ли вы;
  • решили ли вы венчаться в церкви добровольно, по любви;
  • планируете ли вы заводить детей;
  • состояли вы или нет ранее в браке;
  • будете ли вы расписываться.

Отвечать на вопросы священника надо честно. Жених и невеста так же могут спрашивать обо всем интересующем священника. Обсудите нюансы, которые необходимы во время венчания, уточните, сколько приблизительно будет длиться венчание, разрешается ли фотосъемка в церкви. Проходить причащение или нет, вы можете решить сами. Если невеста беременна, то должна обязательно сказать об этом. Нужно убедиться в том, можно ли беременной венчаться в церкви. Некоторые священники не венчают беременных, а многие наоборот, с радостью проводят этот ритуал.

Что необходимо для венчания

Подготовка к венчанию должна проходить в любви, в хорошем настроении. Для проведения ритуала необходимо:


Как проходит обряд

Многие пары не сразу венчаются. Они живут какое-то время вместе, проверяют свои отношения. И если приходят к обоюдному решению обвенчаться в церкви, назначают дату обряда после годовщины совместной жизни. Но основная часть молодых решает расписаться и обвенчаться в день росписи. После регистрации брака в ЗАГС-е они прибывают в церковь для того, чтобы узаконить свои отношения перед Богом. Как же проходит обряд венчания в 2014 году? Прибыв в храм в сопровождении гостей молодожены ждут начала праздничной литургии.

Этот обряд включает в себя два этапа:


К молодым выходит Дьякон, держа в руке поднос с обручальными кольцами. Священник передает в руки жениху и невесте зажженные венчальные свечи. Далее он предлагает новобрачным обменяться венчальными кольцами три раза. Кольца до этого священник должен освятить.Три раза жених и невеста передвигают кольца на подносе друг другу. Этот ритуал совершается в знак единства и взаимности в браке.

После начинается самое интересное – кульминационный момент в таинства венчания. Священник крестообразно знаменует жениха с помощью венца. Подносит к нему образ Христа Спасителя, прилепленный к его венцу, чтобы тот его поцеловал. Затем священник надевает венец на голову жениха. Тоже самое ожидает и невесту. Но к ее венцу прилеплен образ Пресвятой Богородицы. Из-за пышной прически или диадемы на голову невесты венец не кладется, так что держать его выпадает честь свидетелю. Этот ритуал длится около 20 минут. Ритуал с венцами – символ того, что они навеки стали царем и царицей друг для друга. Если кто-то из новобрачных венчается второй раз, то венец не возлагается на голову, а придерживается над плечом. А если венчается в третий раз, то обряд вообще проводится без венцов. После обряда Возложения венцов молодым преподносится чаша с вином. Священник произносит молитву и освещает крестом эту чашу и преподносит ее супругам. Они постепенно, в три приема выпивают эту чашу. Этот обряд символизирует единую судьбу. Далее новобрачные становятся единым целым. Затем священник соединяет правые руки молодых и трижды обводит их вокруг аналоя. Это означает, что они будут всегда идти по жизни рука об руку. Молодых подводят к царским вратам, где жених целует образ Спасителя. А невеста Божьей Матери. Потом они должны обменяться местами. Тут жених должен поцеловать образ Божьей Матери, а невеста – Спасителя. Далее после обряда перед царскими вратами наступает этап целования Креста. На этом этапе жениху вручают икону Спасителя, а невесте Божьей Матери. По прибытию к себе домой, они должны будут повесить их над брачным ложем.

В завершение обряда произносится для молодоженов многолетие и все поздравляют обвенчавшихся. Гости могу дарить подарки прямо в церкви. После завершения таинства венчания молодожены вместе со своими родными и близкими едут на свадебную прогулку.

Видео: "Венчание в Соборе Святых апостолов Петра и Павла"

В каких случаях венчание невозможно

Существуют определенные правила венчания. При их нарушении, венчание становится невозможным.

В каких случаях венчание становится невозможным?

  • если венчание кого-то из супругов до этого было три раза;
  • если молодожены являются родственниками (до четвертой ступени);
  • если один из молодых придерживается атеизма; - если один из супругов не является крещеным и не собирается креститься;
  • если кто-то из супругов относится к другому вероисповеданию и не собирается проводить обряд крещения;
  • если ­один из супругов уже состоит в браке;
  • если молодожены пока не регистрировали свои отношения перед государством.

Предлагаем посмотреть видео, из которого вы получите много полезной информации о таинстве венчания и как к нему надо готовиться.

Сколько стоит венчание

Стоимость венчания в церкви зависит от храма, в котором молодожены решили провести обряд. Храмы по разному назначают цену. Существуют церкви, где цена ставится неопределенная, то есть сколько смогут молодожены внести денег на пожертвование храму. В других случаях цены на венчание варьируются от 500 до 2000 рублей.

Расскажите в комментария о том, как проходил ваш обряд венчания. Какие эмоции вы испытывали во время проведения этого прекрасного ритуала. Все ли правила венчания соблюдали вы?

У церемонии венчания достаточно древние корни, она берет свое начало с IX-X веков и имеет не только красивое содержание, но и несет в себе глубокий смысл. Венчание - это обряд, соединяющий мужчину и женщину перед лицом Бога на вечную любовь и верность, превращая брак в таинство, относящееся к духовному бытию.

Суть венчания

В современном мире, к сожалению, многие люди неверно трактуют саму суть таинства и относятся к этому как к модному и красивому мероприятию, которое может скрасить торжественный день бракосочетания. Даже не задумываясь о том, что венчание - это не простая формальность. Пойти на этот шаг должны лишь те люди, которые веруют в вечность брака на земле и на небесах. И принять такое решение можно только при обоюдном согласии, как осознанный и хорошо обдуманный поступок. Не следует забывать, что обряд относится к одному из семи таинств, в результате которого благодать Святого Духа передается человеку, и происходит это невидимым образом.

Правила венчания

Если всё же отношения в паре проверены временем, чувства глубоки, а желание совершить обряд хорошо взвешено, тогда стоит ознакомиться с условиями, без которых невозможно венчание в Правила являются обязательными для исполнения:

  1. Основанием для венчание является свидетельство о браке.
  2. Главная роль в семье отводится мужу, который должен любить свою жену самоотверженно. А жена должна повиноваться мужу по доброй воле.

Именно на мужа возлагается обязанность хранить связь семьи с церковью. Развенчание допускается только в самых экстренных ситуациях, например, при измене одного из супругов или в случае душевной болезни. Кстати, последнее также может стать причиной отказа в венчании.

В древние времена существовал такой обычай, когда молодые подавали прошение священнику о венчании, он объявлял об этом на народном вече, и только по прошествии времени, если не находились люди, которые могли сообщить о невозможности брака, проводился обряд.

Общее количество венчаний человека на протяжении жизни не может превышать трех раз.

К обряду допускаются только крещеные молодые и их свидетели, на каждом обязательно должен быть нательный крестик.

Если кто-то из венчающихся не знает, крещен он или нет, нужно обязательно обсудить этот вопрос со священником. Как правило, положительный ответ возможен при согласии молодых родить и растить детей, следуя православным традициям.

Возрастные ограничения: мужчине должно быть не меньше 18 лет, а женщине не меньше 16.

Венчание - это исконно христианский обряд, поэтому к нему не допускаются люди, исповедующие другую религию (мусульмане, иудеи, буддисты и т. д.), а также атеисты.

Запрет на венчание налагается в том случае, если жених и невеста состоят в родственных связях, даже в четвертом поколении. И нежелательно заключение брака между крестными родителями и крестниками.

Если у кого-то из молодоженов заключен побочный брак, венчание запрещается.

А вот такие обстоятельства, как беременность жены, или если у молодоженов нет родительского благословения, не являются поводом для отказа в венчании.

Когда можно проводить венчание?

По православному календарю венчания можно проводить в течение всего года, за исключением дней больших постов - Рождественского (с 28 ноября по 6 января), Великого (семь недель до Пасхи), Петрова поста (со второго понедельника после Троицы до 12 июля), Успенского (с 14 по 27 августа), Масленицы, в канун всех больших церковных праздников. Венчальные церемонии проводятся в понедельник, среду, пятницу и воскресенье. Но, согласно народным поверьям, среда и пятница не подходят для совершения таинства. А также лучше избежать венчания 13 числа.

А вот самыми счастливыми для брака считаются периоды после Покрова осенью, от Крещения до Масленицы зимой, между Петровым и Успенским постом летом, на Красную Горку весной.

Много пар хотят повенчаться в день официальной регистрации брака, но назвать это правильным нельзя. Священники, как правило, отговаривают молодых от подобного рода поспешных поступков. Лучше всего, когда пары венчаются в годовщину своей свадьбы или уже после рождения детей. Чем позже это случится, тем осознаннее будет этот поступок. Год венчания станет памятным событием, которое засвидетельствует искренность чувств и уверенность в семейных узах.

Подготовка к венчанию

Особое значение имеет и процесс подготовки к такому ритуалу, как венчание в православной церкви. Правила здесь также присутствуют.

Самое первое, что необходимо сделать - это определиться с церковью и священником, который будет проводить обряд. Это достаточно ответственное задание, поскольку выбор нужно делать душой. Молодым в храме должно быть комфортно и спокойно, только так весь процесс будет иметь действительно великое значение. Будет ли это маленькая церквушка или величественный собор, зависит в первую очередь от пожелания молодых, абсолютно вся атмосфера святого места должна гармонично вписываться не только в духовную суть церемонии, но и отвечать душевному состоянию молодой пары, которая решила связать свою судьбу навечно.

С батюшкой тоже нужно обязательно поговорить, обсудить не только организационные моменты, но и присмотреться друг к другу, найти общий язык - это тоже очень важно для обряда. Очень многие батюшки уделяют особое внимание разговору с молодоженами, иногда они могут советовать отложить процедуру или повременить, тогда к советам священника следует прислушаться.

Еще, что немаловажно, не все священники имеют право проводить обряд венчания, например, запрещено это делать постриженным в монахи и находящимся под каноническими запретами. Иногда обряд по желанию молодой пары может проводить священнослужитель из другой церкви или собора, если, например, он является их духовным отцом.

проведения обряда

Со священником необходимо согласовать дату и время, на которое назначено православное венчание. Правила церковной жизни обязывают к этому. Иногда в церкви одновременно могут венчаться несколько пар, этот нюанс также необходимо обговорить. Следует побеспокоиться, если на венчание фото- и видеосъемку будут проводить несколько операторов, чтобы не возникло суматохи, и это не испортило всего обряда.

Еще за неделю до венчания молодые должны начать соблюдать пост: не употреблять в пищу мясо, не пить спиртные напитки, не курить, воздерживаться от супружеской близости. Перед венчанием молодожены должны посетить богослужение, исповедоваться и причаститься.

Также необходимо заблаговременно побеспокоиться о покупке и Божьей Матери, которые обязательно должны быть освящены, обручальных колец, которые до совершения обряда нужно отдать священнику, свечей, двух белых полотенец и четырех носовых платков. Следует обратить внимание, что по церковным канонам кольца следует покупать для жениха из золота, для невесты из серебра. Как правило, приобретение всех необходимых атрибутов возлагается на свидетелей.

Традиция использования в обряде также имеет древние исторические корни. Издревле родители благословляли своих детей с использовании святых икон: сына - Христа Спасителя, дочь - Богородицы, давая, таким образом, наставление на путь истинный.

За проведение обряда венчания принято оставлять вознаграждение, о деньгах также следует поинтересоваться у священника. Если у пары нет финансовой возможности оплатить полностью всю сумму, можно об этом рассказать. Иногда сумма вообще не оглашается, и батюшка предлагает дать милостыню на церковь, в том размере, какой предоставляется возможным для молодоженов.

Выбор наряда для невесты

Что касается подвенечного платья невесты, которое она наденет на венчание в православной церкви, правила заключаются в следующем:

  • платье не должно быть очень облегающим или коротким, но и слишком пышные и шикарные наряды тоже не подойдут;
  • ни в коем случае не должны быть оголены плечи, декольте или руки выше локтей;
  • можно использовать накидку, которая прикроет открытые части тела;
  • наряд должен быть белого или другого цвета бледных оттенков;
  • голова обязательно должна быть покрыта, для этого используется платок или фата;
  • нельзя использовать слишком яркий макияж и насыщенный аромат духов;
  • вместо свадебного букета в руках у невесты должна быть

Также следует заблаговременно позаботиться об обуви, лучше всего подойдут туфли с закрытым передком на низком каблуке, ведь церемония венчания длится около часа, невеста должна чувствовать себя комфортно на протяжении всего этого времени.

Есть очень интересное поверье. Платье невесты обязательно должно быть с длинным шлейфом. По народному сказанию, чем длиннее будет шлейф - тем больше времени молодые будут вместе. Если шлейф в наряде не предусмотрен, его можно прикрепить только на время проведения венчания.

Также, когда проходит венчание в православной церкви, правила распространяются и на внешность всех присутствующих гостей. Женщины должны быть в платьях или юбках с прикрытыми коленями, также не следует оголять декольте и руки, голову нужно прикрыть платком или шарфом. На церемонии венчания не обязательно присутствие всех гостей свадьбы, это могут быть люди, которые действительно веруют в таинство обряда и относятся к этому процессу искренне. Для соблюдения формальности такие мероприятия лучше не посещать, а прийти только на банкет.

Церемония венчания

Венчание всегда начинается только после службы. Обряд состоит из двух этапов: первый - это обручение, венчание - это второй этап. В прошлом они были разделены между собой временем. После обручения пара могла расстаться, если возникали на то причины, венчание могло состояться только в том случае, если чувства были крепкими и искренними, ведь муж и жена выбирали друг друга не только для земной жизни, но навечно. В современном обряде обе составляющие церемонии происходят в один день.

Обручение

Обручение происходит у входа в церковь. Невеста становится по левую руку от жениха. Священник читает молитву, после чего он три раза благословляет пару и дает им в руки зажженные свечи. Снова читает молитву и обручает молодых кольцами. Кольца меняют с руки молодого на руку невесты трижды, в итоге золотое кольцо жениха остается на руке у молодой, а её серебряное кольцо на пальце будущего мужа. Только теперь пара может называть себя женихом и невестой.

Венчание

Священник заводит пару в храм и ставит перед аналоем на белое полотенце. Мужчину и женщину спрашивают, по доброй ли воле они сюда пришли, нет ли препятствий для заключения брака. Свидетели берут в руки венцы и держат их над головами у жениха и невесты. Здесь следует отметить, что сделать это не так и просто, особенно если свидетели низенькие, а молодые высокие, да и время церемонии не менее чем сорок минут в городских церквях, а если обряд проводится в монастыре, тогда и больше часа. Поэтому свидетелей желательно выбирать повыше. После прочитанных молитв молодым выносят чашу с вином, которую они должны три раза испить как символ того, что с этой минуты все в паре будет делиться поровну - и счастье, и горечи.

Следует предостеречь невесту: во время испития из чаши вина может возникнуть ситуация, когда фата очень близко окажется возле свечи и произойдет воспламенение. Чтобы этого не случилось, желательно заранее побеспокоиться о длине фаты, которая должна быть не слишком большой.

Руки новобрачных связывают белым полотенцем и их обводят вокруг аналоя трижды. В это время поет церковный хор. Батюшка подводит пару к алтаря и читает назидание на вечную жизнь вместе. После венчания все гости начинают поздравлять молодых, и раздается колокольный звон, знаменующий о рождении молодой семьи.

Если у молодых есть желание запечатлеть на долгую память венчание, фото- и видеосъемку можно проводить с разрешения священника. Правильнее всего согласовать, где именно должен находиться оператор, как ему лучше стоять или перемещаться. Обычно в церквах и соборах достаточно специфическое освещение, поэтому, для того чтобы качество съемки впоследствии не огорчило, желательно обратиться к хорошему специалисту. Бывают случаи, когда съемка категорически запрещена, тогда, чтобы памятное событие осталось в семейных архивах, можно сделать фотографии на фоне собора или храма.

Венчание на царство

Есть еще один древний обычай, о котором следует упомянуть, чтобы внести некоторую историческую ясность, - венчание на царство. Этот обряд проводили во время церемонии коронации монархов, и первым это начал Иван Грозный. Корона, которая при этом использовалась, вошла в историю под известным всем названием - шапка Мономаха. Обязательными атрибутами действа были бармы, держава и скипетр. А сам процесс имел сакральное содержание, основной сутью которого было таинство миропомазания. Но никакого отношения к бракосочетанию этот обряд не имеет.

1. Изменилось ли что-нибудь в вашей семейной жизни после венчания?

2. Что бы вы пожелали молодым людям, вступающим в брак?

«КАК НЕ НАДО»

Сергей и Елена МАДЕЕВЫ.
Общий стаж совместной жизни – 10 лет. До венчания в браке прожили чуть больше трёх лет. Трое детей.

Сергей Фёдорович, директор собственного предприятия ООО «РСУ», пос. Сангар:


1. После семья стала более дружной и воцерковлённой. До этого я был очень раздражительный, ревнивый, старался повернуть всё в свою сторону, из-за чего случались серьёзные скандалы в семье. Слава Богу, Он повернул нас обоих к Себе лицом. Честное слово, жить стало намного легче.
2. Молодым людям желаю веры в Бога. Что бы ни было, любите, верьте и терпите друг друга. Перед браком не нужно обманывать и хитрить, так или иначе всё тайное станет явным. Мне кажется, лучше не торопиться с венчанием, это очень серьёзный шаг в жизни. Но расписаться обязательно нужно.

Елена Валерьевна, адвокат:

1. Если честно, мы пример – «как не надо». Разница в возрасте семь лет «в мою пользу» и двое детей от первого брака. Сошлись в день моего в суде. Жили, даже не собираясь быть вместе. Первые полтора года просто, что называется, «встречались». Конечно, это очень обидно для женщины, но я считала, что не имею права на большее… Да и вообще не собиралась второй раз выходить замуж!

Каждый из нас имел собственные представления о христианстве, Боге, вере, Церкви. Однажды мы на пасхальную службу ходили в разные храмы. Когда я приняла решение уехать, в том числе от Сергея, он помог собраться, проводил в порт. Плакала сама, плакали дети. Но я была убеждена, что через месяц он найдёт другую, без прошлого, детей, возрастного мезальянса. Я жертвовала собой и берегла себя одновременно. А он, видимо, берёг себя. От меня… Во всяком случае, оба тогда считали, что мы – не пара.

Через три месяца разлуки поняла, что мученицы из меня не получилось. Я сдалась, он приехал, стали строить семью. До этого нам жилось как-то проще, легче. Первое время «настоящей» семейной жизни мы задыхались от отчаяния. Ничего не выходило! Муж страдал от ревности, я – от ярости из-за его ревности. Хотя, в общем, мы чувствовали себя счастливыми, дети тоже. Но не было ощущения надёжности. Мучило чувство, что вот-вот всё кончится, и уйдёт моё небывалое женское счастье…

С самого начала мы хотели заключить союз только перед Богом. Великим постом в монастырском храме на исповеди я призналась отцу Леониду, что не собираемся регистрировать брак, а желаем сразу венчаться… у меня не случилось. Под угрозой отлучения от Святой Чаши я сделала мужу… предложение оформить отношения в ЗАГСе. Мы расписались, муж поважнел, я поменяла паспорт. На этом изменения кончились. Остались ревность, гнев, ярость и… любовь. Мы с нетерпением ждали отпуска, чтобы, наконец, повенчаться. Храма у нас в посёлке тогда ещё не было.

И вот Господь соединил нас в таинстве венчания. Сразу пропала ревность, появилось что-то другое… тёплое… настоящее. Мы стали одной плотью. Венчание дало уверенность, нежность, осознание важности семьи и понятие о её бесконечности. Я поняла, что можно любить глубоко и честно. У нас общие интересы. Родилась дочь. Конечно, остались проблемы, бывают конфликты. А так как мой гнев, в отличие от его ревности, «мне верен» и после венчания, ссоры наши весьма зрелищны, просто китайский фейерверк! Как муж это терпит, не знаю. Думаю, что и он тоже не знает. Знает Бог, взявший нас под Свою защиту. Порой бывает трудно, но помогает совет священника, данный на исповеди. Да и как можно долго «дуться», если вместе – в храм, вместе – к Причастию?

2. Что пожелать молодым, вступающим в брак? Счастья! Слушайте своё сердце, Господь знает кому, когда и что дать. Если молодые люди – верующие, им легче жить, легче сохранить любовь. А если ещё нет веры, то пожелать можно её обретения, потому что встретить Бога – значит, найти смысл жизни. Хочется, чтобы молодые люди, создающие семьи, помнили: жизнь – штука короткая, проплакать, «прострадать» её – дело нехитрое. Легко гордиться собой, выяснять отношения, сводить счёты. Куда сложнее сделать друг друга счастливыми, живя так, будто завтра может не наступить.

А ещё я всем желаю детей, много и здоровых! Детей, которые будут расти рядом с любящими их и друг друга родителями.

«НОСИТЕ ТЯГОТЫ ДРУГ ДРУГА»

Юрий Викторович и Ольга Аркадьевна ЛАРИОНОВЫ.
30 лет супружеской жизни. Венчались после 25 лет брака. Двое детей, двое внуков.

Юрий Викторович, технический директор ООО «КопирТехСервис», пос. Жатай:
1. Мы венчались, когда ещё только начали в церковь ходить, и глубокого понимания не было, что это за таинство. Просто знали, что грех – жить невенчанными, что только брак, благословлённый Богом, – настоящий. Уже потом я прочитал слова апостола «Носите тяготы друг друга, и так исполните закон Христов» (Гал. 6, 2) и понял, что если отношения между двумя людьми строятся на вере в Бога, то она укрепляет их союз. А тогда больше чувствовал, что такова обязанность всех православных семей – НАДО венчаться. Конечно, за столько лет совместной жизни мы притерпелись друг к другу, знали, у кого какие слабости, и всё равно что-то изменилось. Не сразу, но у меня появилось более глубокое отношение к жене, понимание, что она и есть та половина, которую мне Господь предназначил, Богом благословенная. А ещё появилась уверенность, что и в жизни вечной мы будем вместе. Отец Алексий венчал нас в Никольском храме покаянным чином – ни фаты, ни торжеств, в полутёмном храме горели свечи… Нам подарили иконы, батюшка объяснил, что именно семья – путь нашего спасения.

2. Я бы пожелал всем венчаться, только без веры, думаю, не стоит этого делать. Зачем? Обряд красивый совершить и надеяться, что всё теперь пойдёт хорошо? Этого не будет! Главное – жить с Богом, хранить любовь, а по вере каждому и дано будет.

Ольга Аркадьевна, медсестра в детской поликлинике пос. Жатай:
1. Всё изменилось! – отношение к мужу, работе, детям. Мы более терпимыми стали, ответственными. Кажется, что на тебя сверху Господь смотрит. Муж у меня всегда был очень хорошим, а после венчания, мне кажется, стал ещё мягче, спокойнее, терпеливее. Повенчавшись, мы стали сильнее чувствовать, что в трудных ситуациях жизни нам всегда Господь помогает.

Во время венчания я испытывала ОГРОМНОЕ волнение. Думала, поймут ли меня дети, окружающие? В храме было лишь несколько прихожан. Но они так нас поддержали, так тепло поздравили, накрыли стол… Меня поразило то, как люди нас понимают, как тепло относятся. Было очень приятно! И очень ответственно. Робела, ведь батюшка сидел с нами за столом, а я многого, что касается веры и церковной жизни, не знала. Ещё нас поздравили дети.
2. Дочь наша, когда замуж выходила, сразу венчалась, сын женат, но не венчан, хотя они и в храм ходят с сыном и причащаются. Мне бы, конечно, хотелось, чтобы они повенчались, ведь если двое людей вместе живут и не венчаны, Божия благодать им не такая даётся, и молитвы не так доходят до Господа. Я бы пожелала всем венчаться. Ну, а житейские пожелания обычные: ценить друг друга и уважать.

СЛОЖНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Сергей Егорович и Татьяна Кирилловна ШИШИГИНЫ.
Стаж семейной жизни – 13 лет, в венчанном браке – 4 года. Четверо детей.

Сергей Егорович, журналист:
1. Самое главное – стало спокойнее на душе.

2. Я желаю молодым быть терпимыми. Готовьтесь – рано или поздно настанут времена, когда потребуется проявить терпение. И жене, и мужу. Даже когда будете ссориться, никогда не переходите ту черту, после которой невозможно вернуться.

Татьяна Кирилловна, тренер по художественной гимнастике:
1. Жизнь изменилась. Но перемены эти – не внешнего характера, поэтому порой кажется, что всё осталось, как прежде. Это не то, что вот, мол, повенчались после девяти лет совместной жизни, и вдруг появилась особая ответственность перед Богом за наш брак.

Надо понимать, что венчание – таинство, в котором Господь непостижимым для нас образом входит в повседневную жизнь и незаметно управляет ею. А проявляется это в критических ситуациях. К примеру, муж трижды виноват и четырежды не прав, а ты такая вся в праведном гневе отвернулась, не разговариваешь и думаешь: «Ну всё, тропинки затоптаны!» И вдруг в голову залетает мысль, и потихоньку разворачивает тебя лицом к нему. И ты уже думаешь, что не так уж он виноват, а может, даже в чём-то прав. А если ещё хорошенько подумать, то оказывается, что ты сама была когда-то не права, а сейчас пожинаешь плоды своей дурости, которая после венчания, увы, никуда не девается.

Я читала, что влюблённый видит в любимом человеке образ, который замыслил о нём Господь. Но в процессе совместной жизни этот образ затуманивается, и ты уже видишь своего спутника как бы в кривом зеркале, где отражаются его недостатки. А если ещё у самой недостатков вагон, то жизнь в браке становится довольно сложным предприятием. Но в таинстве венчания человек обретает способность заново открывать возлюбленного, и сам становится ближе к первоначальному образу. В семейной жизни всякое бывает: болезни детей, бытовые неурядицы или просто дурное настроение. А мы ведь такие, какие есть – обыкновенные. И бывает трудно «носить бремена друг друга». Если в вашем союзе есть Господь как источник сил, то брак становится успешным. Лично я на себе это очень ощущаю и порой думаю: как мы раньше жили невенчанные?

2. Я желаю молодым быть открытыми и искренними друг с другом, творческими в совместной жизни, внимательными и заботливыми.

КОГДА БОГ – СВИДЕТЕЛЬ

Александр и Анжела БОЛДАКОВЫ.
Общий супружеский стаж – 7,5 лет. В законном браке до венчания . Двое детей.

Александр Васильевич, начальник производственной базы нефтегазовой строительной компании:
1. Внешне ничего не изменилось, но внутренне…

До венчания я чувствовал неуверенность в браке. Возможно потому, что это у меня была вторая попытка. Мы жили вместе уже пять лет, а регистрироваться не спешили. Я думал: «Зачем? По сути, это и есть гражданский брак. Ведь что такое ЗАГС? Зал актов гражданского состояния. Значит, и брак, заключённый там, – гражданский».

Но мы с женой – воцерковлённые люди, а потому приходится отчитываться за дела свои скорбные. Каждый раз на исповеди священник ставил вопрос: «Женат?» – «Да» – «Венчанный?» – «Нет» – «А почему?» И уже выглядели несерьёзно. Надо было определяться. Вот мы и определились. А после венчания появилась уверенность. Я обрёл душевное равновесие. Все колебания просто улетели. Почему и говорят «ТАИНСТВО венчания» – священник призывает Бога в свидетели того, что мы с женой даём друг другу обет верности. Между нашими обещаниями присутствует Сам Господь. И это меняет всё.
2. У меня две взрослые дочери от первого брака, обе вышли замуж. Одним из условий для того, чтобы получить родительское благословение, было венчание. Моё пожелание всем: только венчаться! Раз и навсегда. Думайте, прежде чем принять решение, а дальше – совет да любовь.

Анжела, юрист:

1. Мы какое-то время даже в браке не состояли – сожительствовали просто. Муж всё не решался оформить отношения. Сначала меня это вполне устраивало, а потом, когда дети родились, обидно стало. Хотя я, если честно, и за собой оставляла право выбора. В Евангелии же читала: «Что Господь сочетал, того человек да не разлучит», и мне всё казалось – раз Бог нас не сподобил венчаться, значит, мы не созданы друг для друга. Такие лукавые мысли в голову лезли. Я не боялась мужа потерять, была уверена в нём. Это он долго во мне сомневался.

Мы познакомились в храме, муж уже был прихожанином, а я ещё только воцерковлялась. А потом вместе начали делать шаги в вере, и стали друг другу ближе. Духовную литературу читали и постепенно «созрели» к венчанию. Некоторые сначала венчаются, потом узнают, что это такое, мы же сначала всё узнали, а потом венчались.

Переживания были сильные во время таинства. Слёзы сами лились, настолько глубокие чувства я испытывала. И после этого у нас обоих очень изменилось отношение к браку, трудностям, ссорам. Мы стали более сдержанными, терпимыми. У меня твёрдая убеждённость есть: если Господь сподобил венчаться, то теперь до конца вместе – либо в рай, либо в ад. Даже несмотря на то, что Церковь даёт право разводиться при определённых обстоятельствах, я хочу, если, не дай Бог, что-то случится, не разводиться с мужем, нести общий крест, чашу радости и печали испить вместе до конца.

После венчания во мне всё, что я теоретически знала, укрепилось, живой жизнью забилось. Я молиться стала иначе. Раньше всё больше о детях молилась. А молитвы святым о супружеской жизни оставляла на потом. Теперь молюсь мученикам Адриану и Наталии, благоверному князю Петру и княгине Февронии, мученикам Симону, Гурию и Авиву, и вместе с мужем мы читаем молитву по соглашению супругов.

2. Я бы пожелала всем любить не себя в семье, а саму семью. Молодёжь эмоциональна, она поначалу всё равно шишек набьёт, но надо стараться не эмоциями руководствоваться, а разумом. Желательно иметь духовного наставника, который бы объяснил: брак – это настолько серьёзно, что грех измены приравнивается к убийству. Начинайте совместную жизнь с убеждением, что ваша семья – единый организм и разрушать его нельзя ни при каких обстоятельствах!

«СОВЕРШЕННОЛЕТНЯЯ» СЕМЬЯ

Сергей Анатольевич ТАШМАКОВ и Ольга Иосифовна ПАШКЕВИЧ.
Общий стаж брака – 21 год. Повенчались через восемнадцать лет. Одна дочь и два внука.

Сергей Анатольевич, сотрудник Республиканского ипотечного агентства:

1. Вопрос о венчании для меня не стоял, пока я не стал воцерковлённым, но срок этого события отодвигал. К окончательному решению подтолкнула смерть отца. Мои родители прожили в браке почти сорок лет и всё время думали повенчаться, но так и не собрались. Я не хотел повторять их ошибки.

После венчания появилось ощущение того, что теперь мы с супругой одно неделимое целое.
2. Молодым я советую относиться друг к другу смиренно, не обращать внимания на мелочи, а ценить любовь, потому что жизнь такая короткая!

Ольга Иосифовна, доцент Якутского высшего командного речного училища (филиал) Новосибирской государственной академии водного транспорта:

1. Когда женились, мы с Сергеем не были даже крещёными. Он покрестился спустя два года, а я – через десять лет. Повенчались, как я шутила, в год совершеннолетия нашей семьи.

Мысль об этом появилась у меня, когда мы присутствовали на таинстве брака наших знакомых. Муж моё предложение отверг, сказал, что повенчаемся, если проживём вместе тридцать лет. Тогда я на него немножко обиделась, но после поняла, что он был прав, потому что я восприняла только внешнюю, обрядовую сторону и просто хотела устроить себе праздник.

Хотя мы и молились дома, но церковь посещали редко, постов не соблюдали, не исповедовались и не причащались. Нельзя сказать, что наша семья была абсолютно счастливой. Случались ссоры, непонимание. А несколько лет назад мы оказались в очень сложной ситуации. В июле должен был родиться наш первый внук. За неделю до срока дочь положили на сохранение, и в тот же день у свёкра произошёл инсульт. Надежды на то, что выживет, не было. Вот тогда-то я и стала регулярно ходить на церковные службы. Через неделю благополучно появился на свет внук, и в тот же день отец мужа открыл глаза, а вскоре к нему вернулась речь.

В ситуацию, когда близкие постоянно нуждались в моей помощи и приходилось делать многое в ущерб своим интересам, я попала впервые. Надежда была только на Бога. Тогда-то постом и молитвой подготовилась к исповеди и причастилась.

Я начала замечать, что в храм люди приходят семьями, с детьми, что их объединяет общая молитва. Хотелось, чтобы рядом со мной тоже был муж. После смерти отца Сергей стал постоянно ходить в церковь. Венчание прошло скромно, свидетелем был наш зять. И всё-таки получился прекрасный день. Я не надеялась на чудо, на то, что сразу же в семье исчезнут разногласия, но появилась уверенность: теперь мой муж станет мне родным и по духу. Так и вышло.
2. Как-то одна знакомая сказала: «Что ты всё в церковь ходишь. Ведь у тебя всё хорошо!» Мне кажется, в том-то и беда, что люди идут в храм, когда им уже совсем плохо. Поэтому молодым я хочу пожелать любить друг друга и быть благодарными Богу за то, что он помог им встретиться. Ведь Бог ждёт от нас не только молитв о помощи, но и нашей благодарности и, конечно, любви.

СОЕДИНЕНИЕ «В ПЛОТЬ ЕДИНУ»

Иерей Виктор и Вероника БЛИНОВЫ.
Вместе 10 лет. В браке до венчания прожили около пяти. Есть дочь.

Отец Виктор, священник градоякутского Преображенского собора:

1. Когда у человека в сердце рождается любовь, он стремится быть вместе с возлюбленной. Именно поэтому появляется семья. Наша – не исключение.
Когда мы с женой пришли к вере, нам, естественно, захотелось получить благословение Божие. Ведь семья – это не только мы вдвоём, но и весь наш род. Во время подготовки к венчанию и после него произошла большая переоценка взаимоотношений, потому что в таинстве брака два разных человека соединяются воедино. Человек, осознанно приступающий к венчанию, понимает, что в нём создаётся новая (домашняя) церковь, а Церковь Христова – это люди, объединённые Духом Святым, главный плод Которого есть любовь. Наша любовь стала более зрелой, в чём я стараюсь каждый день признаваться жене.

2. Желаю молодым парам любви, доверия и уважения, а тем, кто уже укрепился в вере, – Божьего благословения. Главное в семейной жизни, на мой взгляд, это когда каждый готов ради другого поступиться своими личными желаниями и амбициями.

Вероника Геннадьевна, руководитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия), аспирантка IV курса Дипломатической академии Министерства иностранных дел РФ:

С супругом мы познакомились на дружеских посиделках. Свадьбу сыграли через год, когда я закончила первый курс юридического факультета, а мой будущий муж – второй. Изменения в семье начались ещё до венчания, с приходом в Церковь. Для нас церковный брак стал своеобразным этапом духовной жизни, когда мы пришли к пониманию, что без Божьего благословения христианская семья существовать не может. Но сначала был довольно долгий период воцерковления, когда наша семья, после крещения мужа, влилась в число прихожан Никольского собора. Затем супруг стал чтецом, а я с дочерью в свободное время помогала по храму. К открытию церкви мы уже были достаточно уверенной в себе христианской семьёй, и архиепископ Герман спросил, а не задумывались ли мы о венчании? Честно скажу, на тот момент не задумывались. Но благодаря словам Владыки о том, что церковный брак благословляет сам Господь, мы стали всё чаще обсуждать эту тему и пришли к его необходимости.

Именно после венчания в моих отношениях с мужем особых изменений не было. Но они постоянно происходят по мере духовного роста (как я дерзко надеюсь). Венчание помогло нам стать полноценной христианской семьёй, соединило нас Божьим промыслом.
Естественно, людям неверующим это священнодейство непонятно, и практической необходимости в нём нет. Известно, что во многих ведущих странах церковный брак столь же легитимен, как и гражданский (официально зарегистрированный в государственных органах). В России до революции долго единственной возможной формой создания семьи был церковный брак. В советское время венчание в церкви лишилось официального признания. Семейный кодекс РФ признаёт только брак, заключённый в органах записи актов гражданского состояния. На мой взгляд, это вполне закономерно и не должно вызывать противоречий в обществе. Церковь – не государственный институт и не должна подменять собой его органы, она, скорее, оказывает влияние на общество опосредованно, через духовную жизнь прихожан. Но для православного христианина церковный брак – единственная возможность соединить свою жизнь с любимым человеком, поскольку всё для верующего связано с Богом и без него немыслимо.

Протоиерей Владимир Воробьёв пишет: «Брак есть некий дар любви неразрушимой, Божественный дар любви… Это не юридическая категория и не юридический акт – это момент духовной жизни. Поэтому таинство брака православными воспринимается как момент принятия благодати Божией, как момент совершения некоего чуда соединения…»

К такому пониманию брака готовит Церковь своих прихожан и в этом его отличие от брака гражданского. На мой взгляд, церковное венчание ни в коей мере не должно быть блажью, данью моде. К пониманию необходимости церковного брака надо прийти. Люди, формально подходящие к венчанию, попросту не воспримут его духовный смысл, не станут семьёй в той полноте, к которой призывает нас Господь. Для православных людей их соединение «в плоть едину» происходит во время совершения таинства, через совместную Евхаристию и вхождение новой семьи в Церковь.

2. Сказать: давайте все венчайтесь и будет вам счастье, я не могу. Таинство есть таинство, только для избранных – христиан то бишь… причём воцерковлённых.

Подготовили Ирина ДМИТРИЕВА,
Ариадна БОРИСОВА

Соединение двух жизней - торжественный и ответственный момент. Сегодня многие решают оформить свой брак не только в ЗАГСе, но также перед лицом Господа. Что нужно для венчания в церкви, кроме желания молодых? Узнаете из нашего материала.


Двое соединяются в единстве

Перед тем, как утвердиться в решении венчаться, необходимо понимать:

  • Церковный брак расторгнуть нельзя! Никакого «развенчивания» не существует в принципе. То, что некоторые архиереи идут навстречу людям, которые уже развелись и живут в других семьях - по слабости современных «христиан». Это делается, чтобы люди не впадали в большие грехи. Поэтому надо осознать, что венчание - навсегда!

Основные требования для тех, кто желает венчаться в церкви:

  • новобрачные должны быть крещены в православной церкви (это можно сделать и перед венчанием);
  • люди должны вступить в гражданский брак (в ЗАГСе) - во многих храмах требуется свидетельство (если люди не являются постоянными прихожанами);
  • перед венчанием необходимо исповедаться и причаститься.

Это то, что касается духовной стороны. Также в приходах, где ответственно относятся к прихожанам, священник обязательно проводит предварительную беседу с молодыми. Он объясняет им весь смысл этого обряда, который является не только данью традиции. Венчаться не следует только ради красивых фотографий или потому, что «так принято». Это профанация Таинства.


Что понадобится для обряда

Венчание в православной церкви проводится по определенным правилам. Порядок действий и необходимые молитвы записаны в специальной книге - Требнике, которая есть у священнослужителя. Волноваться об этом не стоит, хотя необходимо понимать, какой этап Таинства проводится.

Обычно за подобные требы предусмотрено пожертвование. Обо всем можно договориться непосредственно в храме. «Цена» может сильно различаться, в зависимости от храма. Потребуются и другие затраты.

  • Иконы Спасителя и Богородицы - нужны для того, чтобы родители благословили ими детей.
  • Полотенце - по правилам, в церкви молодые становятся на белый рушник.
  • Особые свечи - для жениха и невесты, обычно продаются в лавке.

Это основные моменты, все остальное готовят в храме. Важно определиться с датой, подготовиться к этому событию духовно. Также надо решить, сколько будет певчих, им обычно необходимо платить отдельно. Певчие, как правило, не состоят в штате церкви, а приходят лишь на службы или требы (венчания, отпевания, крещение).


Правила проведения обряда

Венчание в церкви проводится установленным порядком. Обычно оно следует за Литургией, где молодые должны причаститься. Перед этим следует говеть (поститься), читать определенные молитвы - об этом есть . Такая духовная подготовка необходима, чтобы с чистой душой воспринять Таинство брака.

Свидетели раньше играли не только роль тех, кто держит венцы. Они поручались за новобрачных, обычно это были те, кто давно с ними знаком. Поручители брали на себя обязанность присматривать за духовной обстановкой в новом союзе. Ведь это - малая церковь, которая создавалась с целью родить и воспитать детей в благочестии. Поэтому свидетели были людьми солидного возраста, имеющие собственные семьи. Сегодня это, скорей, дань традиции - венчание проведут и без свидетелей.

По правилам, обряд венчания в православной церкви начинается с обручения. Раньше оно проходило отдельно, но сейчас очень редко такое встретишь. Молодые становятся перед дверями храма, как перед Самим Господом. Священник вводит их в церковь, словно первых людей - в рай, где они должны вести чистую жизнь.

  • Священник кадит, освящая молодых. Он благословляет жениха и невесту, затем вручает им свечи. После благословения следует креститься. Это совершается троекратно.
  • Огонь свечей - символ любви, чистой и горячей, которую должны питать супруги.
  • Диакон читает особые ектеньи, за которыми могут молиться все, кто пришел в храм.
  • Священник читает тайную молитву за новобрачных.

Затем приносят кольца, которые с молитвой надеваются сначала жениху, потом невесте. Трижды они будут меняться ими - в знак того, что все теперь у них общее. Кольцо - знак вечного союза, готовности жертвовать всем ради любимого (любимой). После молитвы обручение заканчивается и начинается обряд венчания.

Продолжая держать свечи, молодые проходят в центр храма, поется особый псалом. Пара становится на полотенце, перед ними на аналое (особая подставка) находятся венцы, Евангелие, крест. Венцы в православии означают не столько торжество, сколько мученичество. Ведь не так просто на протяжении всей жизни терпеть все недостатки своего супруга, быть опорой для семьи, поддерживать свою «половину». Поэтому в таинстве испрашивается особая помощь Божия.

Батюшка будет спрашивать у каждого по очереди, имеют ли они добровольное желание вступить в брак, необходимо ответить утвердительно. Также следует вопрос, не было ли обещано сердце кому-то другому. В некоторых храмах разрешают отвечать на русском, а не на церковно-славянском. Затем следуют три особые молитвы - одна Христу, две Триединому Богу.

Только после этого берутся венцы (откуда и название таинства - венчание), с молитвой возлагаются на молодых, читается Священное Писание.

Затем, после кратких молитв, обоим дается вино из одной чаши. Также в знак того, что молодых теперь ждет общая жизнь. Затем мужу и жене связывают руки, трижды обходят они за священником вокруг аналоя.

Заканчивается обряд вручением икон, наставлением от духовника. Трапеза, если она продолжает богослужение, должна быть приличной, подобающей христианскому званию, без пьянства, плясок, буйного веселья.

Как вести себя в храме

В церкви существуют негласные правила поведения, которые не следует нарушать. Обряд венчания проводится «по заказу», но это не значит, что перед вами ряженый тамада с кадилом. Не следует, подражая «звездам» телевидения, вести себя вызывающе.

  • Свидетелям и другим участникам церемонии не стоит забывать, что они находятся в доме Божием. Смех, разговоры - неуместны, если совсем нет желания молиться, лучше вообще выйти из церкви, пока не закончится Литургия. Так хотя бы вы не будете отвлекать прихожан, которые пришли отдать свой долг Господу.
  • Жениху и невесте заранее надо выучить слова, которые следует говорить во время обряда. Это простое уважение не только священнику, но и к Богу.
  • Не следует шокировать окружающих своим видом - платье невесты должно быть закрытым. Либо необходимо приобрести накидку, которая закрыла бы плечи, спину и декольте. Помаду надо стереть перед началом службы.
  • Женщинам входить в церковь следует с покрытой головой, юбки должны быть ниже колена. Слишком яркий макияж также неуместен.

Красота свадебного обряда должна навсегда запомниться молодым, но и напоминать о глубоком смысле христианского брака - любовь, терпение, жертвенность. Достойно выдержать такое испытание можно, только находясь в лоне Церкви, посещая службы, участвуя в Таинствах. Благослови вас Бог!

Правила венчания

Венчание в церкви - правила, что нужно для проведения обряда was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

Венчание

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Таинство Венчания: как к нему готовиться?

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы - Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания - женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо - знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству - это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

Как выбрать день для венчания?

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

    Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
  • Икону Спасителя.
  • Икону Божией Матери.
  • Обручальные кольца.
  • Венчальные свечи (продаются в храме).
  • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Что надо знать свидетелям?

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) - восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть - по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

О поведении в храме во время Таинства Венчания

Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах - женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

Как происходит обручение?

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте - это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества - благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
(“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» (““Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)- “Нет, не связана”.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно-главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью - чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью - о благословении Божием, - теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Возложение венцов и слова священника:

“Господи наш, славою и честью венчай их” - запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи - малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4-5).

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.