Цель будь добрее 2 мл гр. Фотоотчет «Неделя доброты» во второй младшей группе
Конспект непосредственно образовательной деятельности
На тему: Масленица.
Образовательная область «Познание» и «Художественное творчество».
Цель : Расширение знаний и воспитание у детей интереса к русским народным праздникам, традициям, связанным с приходом весны, - пробуждением природы через знакомство с обрядовым праздником «Масленица». Развивать творческие способности детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного фольклора;
Задачи : 1. Обобщение и углубление знаний воспитанников о русском народном празднике «Масленица».
2. Развитие чувства уважения и любви к родному народу через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям; обогащение эмоционально-эстетического восприятия дошкольников через поэтическое слово, музыку, живопись.
3. Воспитание чувства сопричастности и любви к своему народу, его традициям, обычаям и духовным ценностям.
Интеграция образовательных областей:
«Социализация»
Расширение представлений детей об истории традиций русского народа.Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.
«Музыка»
Приобщать детей к музыкальной культуре русского народа. Воспитывать у детей чувство музыкального ритма, правильно передавать несложные танцевальные движения. Развивать певческие навыки детей.
«Чтение художественной литературы»
Совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений: эмоциональность исполнения, умение интонацией, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы.
Оборудование: магнитофон, минусовка «Петрушки», полка-подставка для выставки репродукций и рисунков.
Демонстрационный материал : иллюстрации и репродукции художников с изображением празднования масленицы, игрушка «Петрушка», костюмы «Петрушек», русские народные сарафаны.
Раздаточный материал : листы А4, простые карандаши, цветные карандаши, цветные мелки.
Предварительная работа : - Заучивание стихотворений, закличек и песен о масленице. Рассматривание репродукций художников: Куплина «Деревенская масленица», Б. Кустодиева «Масленица», В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», Дмитрия Холина «Кулачный бой».
Ход непосредственно образовательной деятельности.
I.Беседа .
Ребята, на этой неделе, мы с вами говорили о русском народном творчестве, праздниках, традициях. А сегодня на этом открытом занятии вы должны показать свои полученные знания и умения. Послушать вас пришли гости, поздоровайтесь с ними.
Звучит минусовка «Петрушки».
Ребята, что за гость спешит к нам под такую музыку? Посмотрите, вы узнали кто это?
Да, это Петрушка. На каких праздниках выступали Петрушки? О каком приближающемся празднике пришел напомнить нам Петрушка? Правильно, о Масленице. Сегодня мы об этом празднике и поговорим, а Петрушка вас послушает.
1. Почему этот праздник так называется? (т.к. на этом празднике пекли блины и обильно поливали маслом).
2. А почему пекли именно блины? (Блины похожи на солнце, которого так не хватает зимой. Это символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровья людей).
II.Чтение стихотворений детьми о солнце и масленице:
Весеннее солнце
Круглое как блин,
Улыбаясь светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети..
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте
3. - Масленницу называли широкой, почему? (Этот праздник праздновали весело, разгульно и целую неделю).
4. - А как начинали отмечать праздник? ( Начинали с понедельника, дети и взрослые наряжали чучело из соломы, одевали на нее красивое яркое платье, платок, привязывали лапти и везли ее на ледяную горку.)
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.
Масленица-девица
Масленица-девица, снежной зимы сестрица,
К нам на двор примчится блинами угоститься!
Встанут мастерицы у печи крутиться,
Будут думать, да гадать, как девицу ублажать.
Ароматными блинами,
Удалыми пирогами с красноперыми боками
Станем солнышко будить,
Будем весело кутить!
5. - Ребята, а как ласково зазывали Масленицу:...
«Уж ты моя Масленница, красная краса. Руская краса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!»
6. - Какие проводились развлечения на масленичной неделе?
Катались на санях, запряженных тройкой лошадей;
Играли в игру «Взятие снежного городка»;
Проводили кулачный бой;
Ходили в гости друг к другу, пекли блины,
Водили хороводы, пели песни и заклички, и т.д.
7. -Но вот подходит к концу масленичная неделя, как назывался последний день?
(Прощенное воскресенье. Все люди в этот день просили друг у друга прощение, мирились кто был в ссоре. Собирались все вместе, несли чучело через всю деревню на гору, где торжественно ее сжигали, а пепел рассыпали по полю, для хорошего урожая на следующий год).
III. Исполнение детьми песни о блинах.
В завершении нашей беседы о Масленице, споем одну из песен о блинах.
Песня «Мы давно блинов не ели....»
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Гости будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
IV. Переход к художественному творчеству –рисованию.
Молодцы, как весело и задорно спели. И ваши ладошки разогрелись, можно приступить к художественному творчеству – рисованию. Вы нарисуете то, что вам больше всего понравилось в праздновании масленичной недели.
Присели за столы и приступили.
Звучит минусовка песни «Блины».
V. Рассматривание и обсуждение рисунков детей.
А, теперь, кто закончил, покажет нам свой рисунок и расскажет, что он нарисовал.
Молодцы, ребята! А наш Петрушка послушал вас, просмотрел ваши рисунки и остался очень доволен. А теперь он прощается с вами.
VI. Подведение итогов.
Итак, о чем мы с вами сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось на занятии?
На этом наше занятие окончено, всем спасибо за работу!
Конспект ФЦКМ «Масленица». Старший дошкольный возраст
Задачи:Знакомить детей с народными традициями – праздником Масленицей, историей её возникновения. Приобщать к истокам народной культуры.
Объяснить значение пословиц.
Упражнять в умении отвечать на вопросы, в изменении слова.
Воспитывать интерес к народной культуре. Обогащать словарь.Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Какие вы знаете зимние праздники? Есть старинный народный праздник «Проводы русской зимы или Масленица». Что вы о нем знаете? Хотите узнать о нем?
В некотором царстве, в тридесятом государстве жили-были Зима и Масленица. Зима напоминала Снежную королеву. Она была красивая, но холодная. Вместо глаз у нее были колючие льдинки. Вместо губ – губы, покрытые инеем. У нее были длинные белые волосы. Ее наряд удивлял своей белизной. Были у нее слуги: холодный ветер и злая вьюга.
А Масленица была добрая, красивая, приветливая. Глаза голубые, словно весеннее небо. Губки алые, щечки румяные. Она всегда ходила в длинном, ярком сарафане. Ее верными друзьями были птицы и животные Люди очень любили Масленицу. В конце февраля все с нетерпением ждали с ней встреч. Они знали, что как только придет Масленица, все проводят зиму и будут встречать весну.
Один раз рассердилась Зима на людей и решила не допустить встречи Масленицы с людьми. Уж очень все хотели поскорее проводить ее, а Зима задумала завладеть всем царством. Она мечтала, чтобы царство превратилось в ледяное королевство. Приказала тогда Зима своим слугам:
- Ветер, вьюга, занесите снегом все дороги, закружите так, чтобы люди не смели выходить из дома Если они не встретятся с Масленицей, то и Весна к ним не придет!
И задул ветер, и разыгралась вьюга. Сидят люди дома, на улицу боятся выйти. Видит Масленица – плохо дело. Что делать, как людям помочь? Солнце не показывается, а снега все больше и больше становится. Не растопить солнышку сугробы, не доберется весна по такому снегу к людям.
Осталась одна неделя, и Масленица придумала вот что. Стала она ходить по дворам. Да говорить людям, чтобы стряпали они блины без устали всю неделю. Послушались ее люди. Пекли каждый день блины. Забирала Масленица блинчики и раскидывала их по дорогам. А блинчики горячие, румяные, круглые, словно солнышко. Куда блин попал, там проталинка появилась. Детишек Масленица заставила горки строить да громче смеяться, когда кататься будут. Пусть Зима позлиться! И обязательно есть всем блины, чтобы душа не смогла в льдинку превратиться, чтобы не стать холодными, бездушными слугами Зимы.
Делали люди все, что Масленица подсказала, но этого оказалось мало. Нужно было много тепла. Что делать?
Сожгите меня, - сказала Масленица. Жалко людям Масленицу, да ничего не поделаешь. Попросили люди у нее прощения за все, друг у друга попросили прощения и уже хотели Масленицу поджечь, как какой-то мальчик закричал:
_ Стойте! Давайте сделаем соломенное чучело!
Обрадовались люди, построили огромное чучело и сожгли его. Пламя было такое, что последний снег растаял. Теперь люди знали, что весна обязательно до них доберется. А за доброту Масленицы, за ее открытую душу стали ее называть Широкой Масленицей.
Понравилась вам сказка?
- О ком она?
- Какая была Зима?
Какая была Масленица?
- Что задумала Зима?
- Что придумала Масленица?
- Зачем нужно было есть блины?
- Почему Масленица хотела, чтобы люди ее сожгли?
- Из чего люди сделали чучело?
Физминутка
(Включение песни)
У весны сегодня день рождения! (Хлопки)
Угощаемся блинами и печеньем! (Хлопки)
Зиму просим поскорее уходить! (Хлопки)
Рубль последний здесь готовы прокрутить! (Притопы)
За игру вручу коробочку конфет! (Хлопки)
Вы откроете, а там – ничего нет! (Притопы)
Бабы, девки очаги все разожгли! (Хлопки)
Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопки)
Блины е мёдом да с вареньем! (Хлопки)
Не блины, а объеденье! (Хлопки)
Блины сладкие с начинкою! (Хлопки)
А иные и с подушками! (Притопы)
А другие и с ракушками! (Притопы)
Масленица символизировала собой прощание с зимой и встречу с весной.
В конце зимы, когда солнышко начинало пригревать, а дни становились все длиннее, на Руси устраивались шумные гулянья, которые продолжались целую неделю. В больших городах и селах люди съезжались на знаменитые ярмарки, где шла не только бойкая торговля, но и были другие развлечения со скоморохами и ряжеными. Целую неделю длилось народное гулянье, люди веселились, ходили друг к другу в гости.
В этот праздник люди катались на лошадях, на санях, устраивали ледяные горки, играли в снежки, пели песни, водили хороводы. Девушки наряжались и ходили качаться на качелях. Катались на ледяных горках. Дети лепили снежных баб, катали их на горке, веселились. В понедельник строили чучело. Всю неделю продолжались народные гуляния. В конце недели, в воскресенье, люди просили друг у друга прощения и поджигали чучело.
С масленицей связано большое количество поговорок.
Д/и «Объяснялки»
Почему так говорят: «Старинный праздник», «Народное гуляние».
Почему Масленицу назвали широкой?
Первый блин комом.
Масленица – самый веселый, сытный праздник. Символом солнца был блин.
Блины назывались по-разному, в зависимости от дня недели: блинища, блины, блинцы, блинчики, блинки и в седьмой день царские блины. К ним подавали варенье, сметану, мед, икру, яйца, масло.
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами, слушайте внимательно, подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто. (блин).
Много испекли их мы - тогда назовем. (блины).
Испекли для дочек - назовем. (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда. (блинок).
Огромный, как домище - назовем. (блинище).
- Скажите, ребята, как вы поняли, что это за праздник Масленица?
Когда приходит Масленица?
Как люди празднуют его?
Конспект занятия на тему масленица в старшей подготовительной группе.
Цель. Знакомство детей с историей возникновения и традициями празднования
Масленицы.
Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Развивать
познавательный интерес к традициям своего народа.
Коррекция и развитие внимания, памяти, связной речи.
Воспитание интереса и уважительного отношения к русским народным праздникам, традициям и обычаям.
Ход занятия.
Ведущая (в народном костюме): Проходите! Проходите! Все на праздник поспешите! Мы сегодня не скучаем! Праздник радостно встречаем! Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Как хорошо, что вы пришли! Ведь сегодня мы праздник народный затеяли - Масленицей называется! Масленица к нам пришла, весну и радость принесла! Воспитатель.
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Воспитатель. Масленица один из самых старинных и любимых в народе праздников.
Празднуют её в конце февраля, начале марта. Масленица имеет другое название
Проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны всегда праздник. В Масленицу долг каждого из нас помочь прогнать зиму, разбудить природу!
В этот праздник не скучают,
Всё в веселье превращают.
Печь на улице стоит,
Выпекать блины велит.
С маком, творогом, капустой,
Чтобы было очень вкусно!
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, почему Масленицу Масленицей назвали?
Дети. Масленицу назвали так, потому что пекли вкусные, масляные блины.
Воспитатель. Верно! К блинам и оладьям в старину полагалась особая еда: мёд, икра,
капуста. А также сыр, масло, рыба, творог. На блины да угощенье звали дорогих гостей.
Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году.
Раньше Масленицу праздновали все: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.
А название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю
мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять вот и
пекут блины масленые. По этой же причине Масленицу называют Сырной неделей,
много сыра было на столах. Чтобы прийти в гости на блины запасались пословицами и поговорками.
Воспитатель. А сейчас я буду говорить пословицу, а вы её продолжите.
Ученье свет... (а не ученье тьма).
Готовь сани летом... (а телегу зимой).
Не красна изба углами... (а красна пирогами).
Маленькое дело лучше... (большого безделья).
Не сиди, сложа руки... (не будет в доме скуки).
Труд человека кормит... (а лень портит) .
Воспитатель. Молодцы! Вы хорошо знаете
пословицы!
Воспитатель. В масленичную неделю каждый ее день имел, ребята, своё название, кото-рое говорило о том, что в этот день нужно делать.
Начиналась Масленица в понедельник, который назывался Встреча.
С понедельника, со Встречи начинали печь блины. У каждой хозяйки свой рецепт. В добрые старые времена хозяйка, пекшая блины часто приговаривала:
Первый блин комом,
А второй знакомым,
Третий блин дальней родне,
А четвертый мне.
Воспитатель. Начиная со дня Встречи, дети каждый день катались с гор. А еще в этот
день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением, а по дороге пели:
Как на масленой неделе
Из избы блины летели!
Уж вы, блины мои блины!
Уж блиночки мои!
В этот день загадывали друг другу загадки.
Воспитатель. А теперь мои загадки отгадайте
1.Если есть сковорода,
Будет русский сыт всегда:
Жарким солнышком весны
Зашкварчат на ней ___
2.Пять яиц, стакан муки
Масло, чашка, две руки.
Сода, соль и молоко
Миксер крутится легко.
Он крутился и крутился
(Блинчик тонким получился.)
Воспитатель. Праздник этот знаем мы
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь.
Воспитатель. Молодцы. А о чём были мои
Дети. О блинах.
Воспитатель. Как вы думаете, что самое главное на Масленице?
Дети. Главное на Масленице блины.
Воспитатель. Ну, конечно, блины! Хозяйки пекли каждый день блины из гречневой и
пшеничной муки. И в народе говорили: «Блин хорош не один», «Блин не клин, брюхо не
расколет». С чем только их не ели: с маслом, мёдом, икрой. Есть даже такой случай, что
один человек, придя в гости, сразу съел 70 блинов. Блин считается символом Масленицы.
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, почему
блин стал символом масленицы?
Да потому, что блин круглый, поджаренный, и напоминает солнышко. Он был символом весеннего солнца. А солнцу всегда поклонялись и славили все народы мира. С Масленицы начиналась весна, под солнечными лучами пробуждалась новая жизнь в природе, солнце управляло ветрами и водами, давало свет и тепло человеку. Масленица была праздником весеннего солнца.
Исполняется песня «мы давно блинов не ели..»
Воспитатель. Скажите ещё раз, что же напоминал блин?
Дети. Блин напоминал солнце.
Воспитатель. Вот и подошла к концу наша Встреча. Пора подвести итоги. Почему
праздник назывался Масленицей?
Дети. Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе пекут блины масленые.
Воспитатель. Чем питались в Масленицу? (Блинами, сыром, творогом, рыбой.)
Воспитатель. Как по другому называют Масленицу?
(По-другому Масленицу называют Сырной неделей или Проводы Зимы.)
Воспитатель. Молодцы, вы сегодня очень активно работали, я вами довольна. А, что
то нового вы узнали на занятии? (Дети рассказывают о Масленице.)
Воспитатель. Молодцы! Что вам особенно понравилось?
Дети. Высказывают свои мнения.